Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » От чьего лица ведется рассказ чудная. После бала

От чьего лица ведется рассказ чудная. После бала

Второй урок по рассказу

«После бала»

СЮЖЕТ РАССКАЗА

От чьего лица ведется повествование? Кто такой Иван Васильевич по положению в обществе, каков его возраст?

Почему Толстой передал право рассказать о мучавшей его проблеме: ЧТО ДУРНО? ЧТО ХОРОШО? Ивану Вас-чу – придуманному рассказчику? (По Толстому, каждый человек должен определить свою нравственную позицию в жизни. Именно придуманный рассказчик позволил Толстому «организовать» встречу умудренному жизнью человека с молодежью).

Одним предложением передайте суть исповеди Ив. Вас-ча? (И. В. рассказал о крушении своей любви в результате внутреннего перелома, потрясения, происшедшего в нем, когда он стал случайным свидетелем экзекуции солдата).

Что становится главным «объектом» исследования для Толстого в рассказе?

(внутреннее состояние героя,

его ощущение мира вокруг )

Как меняется это чувство?

ТАБЛИЦА (сравнительная хар-ка сцен – на балу и после бала).

БАЛ: не просто влюблен, а сильно влюблен, весь мир обнимает своей любовью.

Как это влияет на восприятие? – Мир видится сквозь призму этого чувства.

И каков этот мир? – Таблица: детали, цвета, чувства…

Мир цельный и гармоничный.

Бал заканчивается, но продолжает жить в душе героя. Как он описывает свое состояние?

2-я часть – ВДРУГ!!!

Таблица: цвета, музыка, детали, чувства…

Какой прием использует Толстой? – КОНТРАСТ. Но контрасты не только внешние, переосмысливаются детали (например, белый праздничный цвет бала во второй части станет цветом страдания).

Неизменен лишь полковник.

Двуличен ли он? Где он настоящий? Женя Кордонская : у него просто есть мир семьи и мир профессии.

Противоречия между тем, каким полковник является на балу и в сцене казни нет. И там, и там он настоящий. НЕ БАЛУ он красивый, милый добрый по отношению к гостям, дочери, юноше. Он внимательный и нежный отец, он прекрасный танцор. Видимо, он человек среднего достатка: «домодельные сапоги, а не модные» в ущерб своему щегольству.

Каков же он в цене экзекуции?

Делает вид, что не узнал И. В-ча – того, к кому подводил дочь после мазурки. Может, стыдится? Похоже, что это чувство ему неведомо. Главное, чтобы

«всё было по закону». Толстой намекает и прической Оля Николай и выправкой, что это служака, типичный для армии30-40-ых годов. Рассказ написан в 1903 году; в тех 30-ых – 40-ых годах, когда И. В. был молод, русскую армии. Представляли полковники такого образца. Дед Толстого был участником кампании 1812 года, следовательно, писатель знал, что офицеры в 10 – 20-ые годы были иные.

(В процессе чтения уч-ль как бы заполняет сравнительную таблицу)

РУССКИЕ ОФИЦЕРЫ

в 10 – 20-ых годах

«очаровательные франты»,

«цари на бранном поле», «вам мягок черствый хлеб», «вы были дети и герои», вы всё могли

Волевые, мужественные на поле брани, героичные. Их вершины: Бородино, Сенатская пл-дь, верность Отечеству, долгу офицера, неспособность на унижение солдата. Помнили наказ Суворова «беречь русского солдата»

в 10 – 20-ых годах

грубость, жестокость, поступают «по закону», карьеризм, утрата патриотического духа, «созвездие маневров и мазурки»

Непонятно нам, зачем бил солдата, пожалевшего беднягу. Толстой ставит со всей остротой вопрос: что важнее для офицера – СЛЕДОВАТЬ ВОЕННОМУ УСТАВУ или БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ - ХРИСТИАНИНОМ

И. В. не смог вынести приговора жестокому полковнику: тот поставил юношу в тупик. «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю. Если бы я знал то, что знает он, я бы понимал и ТО, ЧТО Я ВИДЕЛ, и ЭТО НЕ МУЧИЛО БЫ МЕНЯ». Но, не созрев до обвинения жутких порядков в военной среде, И. В. не захотел быть ни офицером, ни штатским, ни государственным чиновником.

С чего началось для И. В-ча осмысление того, что он увидел после блестящего бала?

Состояние после казни. «Мне было до такой степени стыдно», «всю дорогу у меня в ушах била то барабанная дробь, то слышались слова: «Братцы, помилосердствуйте», на сердце «до тошноты была тоска». ПЕРЕВОРОТ В СОЗНАНИИ начался с ПОТРЯСЕНИЯ и ГЛУБОКОГО СТЫДА.

Не вступился за избиваемого? (По-видимому, был сражен уверенной наглостью полковника, почувствовал свою слабость в противостоянии военной машине).

Дочь за отца не отвечает. Почему же любовь к Вареньке сошла на нет?

(Чтобы не иметь дела с её кругом, фальшью, безбожием, чтобы, углубившись в личное счастье, не заснуть опять).

Рассмотрим один из вариантов окончания рассказа Ивана Васильевича.

Первоначальная редакция: «Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое же твердое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал». (черновик «После бала»)

- Почему Толстой изменил финал?

Столкнувшись с тем, что не может принять, герой не может принять и весь мир.

Иван Васильевич ВЫХОДИТ – НЕ УЧАСТВУЕТ - ЕГО ПУТЬ: МИМО ЗЛА. Он выбирает путь внутреннего совершенствования.

Какова же главная проблема, которую поднимает Толстой в рассказе?

Проблема совершенствование мира и человека.

Борьба с дурным внутри себя и вовне.

Возможна ли такая борьба?

Не безнадежна ли она?

С чего ее начинать – с внешних условий (среды) или с себя?

И этот выбор каждый делает сам.

Д. з. – ст-е Цветаевой «Генералам 1812 года» наизусть, тест по р-зу «После бала» с цитатами из текста.

План

На балу

После бала

Звуки, характер музыки.

Контраст сцен в рассказе «После бала»

План

На балу

После бала

Краски, цветовая гамма этого эпизода.

Белое платье с розовым пояском, бриллиантовая фероньерка, белые перчатки.

Что-то черное, пестрое, мокрое, красное, черные люди.

Описание внешности главного героя эпизода (Вареньки, солдата).

Высокая стройная фигура, сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза.

Спотыкающийся, корчившийся человек. Что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, что это тело человека.

Звуки, характер музыки.

Мотив мазурки

Жесткая, нехорошая музыка. Били барабаны, свистела флейта

Психологичес-кое состояние рассказчика.

Не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них.

На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, казалось, что вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища.

Описание внешности и поведения полковника.

«После бала»

Сравнительная характеристика сцен

Характе-ристики

На балу

После бала

Описание внешности и поведения полковника.

С.30 «добродушный старичок», «богач - хлебосол»

С.32 «высокая статная фигура», «серебряные эполеты»

С.33 «очень красивый, статный высокий и свежий старик», «лицо очень румяное, с белыми подвинутыми усами», «ласковая радостная улыбка», «блестящие глаза и губы», грудь украшена орденами.

Красивый, статный, высокий и свежий старик. Румяное лицо с белыми подвитыми усами, ласковая радостная улыбка, как и у дочери, блестящие глаза. Сильные плечи, стройные ноги. Прекрасно сложен, с широкой, выпячивающейся по-военному грудью.

Упал на одно колено. Приподнявшись, нежно и мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловал в лоб.

С.37 «твердая, подрагивающая походка», «румяное лицо», «белые усы и бакенбарды»

С.38 «статная фигура полковника»

Твердым шагом двигалась фигура полковника рядом с наказываемым. Сильной рукой бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата. Грозно и злобно нахмурившись, отвернулся.

С.29 влюблен

С.31 любовался

С.31 «без вина был пьян любовью»

С.32 «я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я»

С35 «восторженно-нежное чувство»

С.36 «нежность», «умиление»

С36 «я был слишком счастлив»

С.38 «до такой степени стыдно»

С.39 «на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска», «мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища.»

С.40 «любовь сошла на нет»

ЦВЕТ

Краски, цветовая гамма этого эпизода.

С.31. «Белое платье с розовым пояском», «белые лайковые перчатки», «зарумянившееся лицо».

С. 32 «бриллиантовая фероньерка»

С.32 «серебряные эполеты»

СВЕТ, БЛЕСК

С. 37 «то-то черное», «много черных людей»

С.38 «пестрое, мокрое, красное, неестественное».

Звуки, характер музыки.

Мотив мазурки, вальса, кадрили

С.37 «жесткая, нехорошая музыка», «звуки флейты и барабана», «неприятная визгливая мелодия».

С.38 «била барабанная дробь и свистела флейта»

Детали

С.31 «белые лайковые перчатки» Вари

С.33 замшевая перчатка полковника

С.33 «домодельные сапоги полковника»

С.38 «раздувая щеки»,

«»оттопыренная губа»,

«замшевая перчатка».

ВЫВОД (Какой прием использует Л. Толстой)

Эпизоды противопоставлены (АНТИТЕЗА). Контрастное изображение героев, их психологических состояний позволяет писателю раскрыть социальные противоречия русской действительности.

После бала

На рубеже двух веков Лев Николаевич Толстой создает целый ряд произведений, разных по тематике, жанру и стилю. Они объединяются «вечными» нравственными проблемами гражданской ответственности, социальной справедливости, человеческого счастья, совести, добра. Веря в то, что «должно совершиться освобождение людей от тех страданий, которые они несли так долго», Толстой страстно выступает против угнетения человека, против деспотизма. Он писал: «Вся жизнь, не только русская, но и европейская, кишит злодеяниями насилия… совершаемыми одними лицами над другими. Спокойно смотреть на это нельзя и не должно. Нужно все силы жизни употребить на борьбу с этим злом…»

В творчестве Толстого начала века вновь пробуждается интерес к минувшему. Его занимает история декабристов, борьба поляков и кавказских горцев против самодержавной власти. Страстно обличая Николая I, названного за свою жестокость Палкиным, великий писатель решительно протестует и против режима Николая II.

С огромной художественной силой писатель выступает против царской военщины и деспотического произвола в рассказе «После бала», где глазами героя показана жестокая экзекуция, учиненная над беглым солдатом. Впервые о наказании «сквозь строй» Л. Н. Толстой пишет в статье «Николай Палкин». Воспроизводя слова старого солдата, писатель с нескрываемым чувством гнева рассказывает о том, как водят наказываемого солдата «взад и вперед между рядами, как тянется и падает забиваемый человек на штыки, как сначала видны кровяные рубцы, как они перекрещиваются, как понемногу рубцы сливаются, выступает и брызжет кровь, как клочьями летит окровавленное мясо, как оголяются кости, как сначала еще кричит несчастный и как потом только охает глухо с каждым шагом и с каждым ударом, как потом затихает и как доктор, для этого приставленный, подходит и щупает пульс, оглядывает и решает, можно ли еще бить человека или надо погодить и отложить до другого раза, когда заживет, чтобы можно было начать мученье сначала и додать то количество ударов, которое какие-то звери, с Палкиным во главе, решили, что надо дать ему».

Сюжетной основой рассказа «После бала» явилось действительное событие, которое произошло со старшим братом писателя, Сергеем Николаевичем Толстым. Но в дневниковой записи от 18 июня 1903 года Л. Н. Толстой, определяя сюжетную канву рассказа, делает запись от первого лица: «Веселый бал в Казани, влюблен в Корейшу, красавицу, дочь воинского начальника-поляка, танцую с ней; ее красавец старик-отец ласково берет ее и идет мазурку. И на утро после влюбленной бессонной ночи, звуки барабана и сквозь строй гонит татарина, и воинский начальник велит больней бить». 9 августа 1903 года Толстой отметил в дневнике: «Написал в один день „Дочь и отец“. Не дурно». До 20 августа писатель исправлял, совершенствовал текст рассказа. Известно, что Толстой читал свой рассказ друзьям и близким и в его чтении слышалось сочувствие молодому Ивану Васильевичу. Впервые рассказ «После бала» был опубликован лишь после смерти писателя.

– Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае. Я вот про себя скажу.

Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами, о том, что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди. Никто, собственно, не говорил, что нельзя самому понять, что хорошо, что дурно, но у Ивана Васильевича была такая манера отвечать на свои собственные, возникающие вследствие разговора мысли и по случаю этих мыслей рассказывать эпизоды из своей жизни. Часто он совершенно забывал повод, по которому он рассказывал, увлекаясь рассказом, тем более что рассказывал он очень искренно и правдиво.

Так он сделал и теперь.

– Я про себя скажу. Вся моя жизнь сложилась так, а не иначе, не от среды, а совсем от другого.

– От чего же? – спросили мы.

– Да это длинная история. Чтобы понять, надо много рассказывать.

– Вот вы и расскажите.

Иван Васильевич задумался, покачал головой.

– Да, – сказал он. – Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра.

– Да что же было?

– А было то, что был я сильно влюблен. Влюблялся я много раз, но это была самая моя сильная любовь. Дело прошлое; у нее уже дочери замужем. Это была Б…, да, Варенька Б…, – Иван Васильевич назвал фамилию. – Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Держалась она всегда необыкновенно прямо, как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа.

– Каково Иван Васильевич расписывает.

– Да как ни расписывай, расписать нельзя так, чтобы вы поняли, какая она была. Но не в том дело: то, что я хочу рассказать, было в сороковых годах. Был я в то время студентом в провинциальном университете. Не знаю, хорошо ли это, или дурно, но не было у нас в то время в нашем университете никаких кружков, никаких теорий, а были мы просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились. Был я очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый. Был у меня иноходец лихой, катался с гор с барышнями (коньки еще не были в моде), кутил с товарищами (в то время мы ничего, кроме шампанского, не пили; не было денег – ничего не пили, но не пили, как теперь, водку). Главное же мое удовольствие составляли вечера и балы. Танцевал я хорошо и был не безобразен.

– Ну, нечего скромничать, – перебила его одна из собеседниц. – Мы ведь знаем ваш еще дагерротипный портрет. Не то, что не безобразен, а вы были красавец.

– Красавец так красавец, да не в том дело. А дело в том, что во время этой моей самой сильной любви к ней был я в последний день масленицы на бале у губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера. Принимала такая же добродушная, как и он, жена его в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны. Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты – знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского. Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду – танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было, всё с Варенькой. Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках. Мазурку отбили у меня: препротивный инженер Анисимов – я до сих пор не могу простить это ему – пригласил ее, только что она вошла, а я заезжал к парикмахеру и за перчатками и опоздал. Так что мазурку я танцевал не с ней, а с одной немочкой, за которой я немножко ухаживал прежде. Но, боюсь, в этот вечер был очень неучтив с ней, не говорил с ней, не смотрел на нее, а видел только высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться.

По закону, так сказать, мазурку я танцевал не с нею, но в действительности танцевал я почти все время с ней. Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. Когда нас подводили к ней и она не угадывала моего качества, она, подавая руку не мне, пожимала худыми плечами и, в знак сожаления и утешения, улыбалась мне. Когда делали фигуры мазурки вальсом, я подолгу вальсировал с нею, и она, часто дыша, улыбалась и говорила мне: «Encore»

1. От чьего лица ведется в рассказе повествование о том, что произошло на балу и после бала? Можно ли считать, что в рассказе «После бала» два рассказчика? Как можно назвать каждого из них, памятуя о том, что Иван Васильевич является и героем произведения?

2. Прочитайте начало рассказа по ролям от лица каждого из рассказчиков.

3. Перечитайте заключительную часть рассказа, возвращающую читателя к разговору о среде, о том, «что хорошо, что дурно». Почему автор в конце рассказа вновь вернулся к этому разговору? Как сочетаются разговор-беседа, обрамляющая произведение, с темой и содержанием рассказа Ивана Васильевича о событиях на балу и после бала? Почему «После бала» можно назвать «рассказом в рассказе»? Как соотносятся в произведении прошлое и настоящее?

4. Какие чувства охватывают молодого Ивана Васильевича на балу? Что переживает герой рассказа, расставшись с Варенькой? Что «видел» и «слышал» он под впечатлением веселого бала? Как чувства, испытываемые героем-рассказчиком по возвращении домой, проявляются в отношении к брату и лакею Петруше? Как воспринимает герой утренний городской пейзаж? Выпишите слова и выражения, которые наиболее емко передают состояние Ивана Васильевича.

5. Какие чувства овладели Иваном Васильевичем после увиденного им жестокого наказания татарина? Почему в его рассказе о наказании так часто повторяются слова «стал различать», «стал смотреть», «увидал», «расслышал», «видел», «мельком увидал», «услыхал», «не зная, куда смотреть», «слышались слова»? Как они помогают постепенно раскрыть нарастание того чувства, которое испытал герой рассказа в страшное утро экзекуции? Выпишите слова, которые передают состояние Ивана Васильевича как свидетеля наказания.

1. Какие краски преобладают в описании бала и в описании наказания татарина за побег?

2. Как нарисован полковник на балу и после бала? Можно ли слова, сказанные полковником на балу – «надо все по закону», – соотнести с его поведением во время экзекуции?

1. Расскажите, пользуясь своими записями, о переживаниях и думах героя на балу и после бала.

2. В самом начале рассказа собеседники Ивана Васильевича говорят о важности понимания того, «что хорошо, что дурно». Какой ответ на эти вопросы дает писатель в рассказе «После бала»? Какие иллюстрации вы бы нарисовали к произведению Л. Н. Толстого? Как своими иллюстрациями вы бы откликнулись на то, «что хорошо» и «что дурно» в картине жизни, запечатленной в рассказе?

3. Каким предстает Иван Васильевич в характеристике своих собеседников? Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»? Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить?

4. Работая над рассказом «После бала», Л. Н. Толстой расширял эпизод экзекуции и настойчиво подчеркивал контраст в облике полковника на балу и после бала. Что стремился этим сказать писатель?

5. Известно, что в первой редакции рассказа Иван Васильевич сожалеет о том, что не женился на Вареньке. Почему Л. Н. Толстой исключил этот мотив в окончательной редакции рассказа?

6. В чем вы видите критическую силу рассказа «После бала»?

7. В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия «Дочь и отец», «А вы говорите». Почему, как вы думаете, писатель отдал предпочтение заглавию «После бала»?

Контраст как композиционный прием

Обличительная сила рассказа Л. Н. Толстого «После бала» подчеркнута строго продуманным построением (композицией) произведения, в котором контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты – сцены бала и экзекуция. Последовательно противопоставляя основные части «искреннего и правдивого» рассказа Ивана Васильевича, писатель настойчиво подчеркивает контраст в душевном состоянии героя, в системе образов-характеров, в описаниях, в отдельных деталях произведения. Многочисленные контрастные сопоставления находят гибкое словесное выражение. Так, искусно используя глубоко волнующий контраст в переживаниях главного героя на балу и после бала, данных в непосредственном движении, развитии, Л. Н. Толстой преднамеренно повторяет слова-лейтмотивы, например, в следующих предложениях: «…в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви »; «Мне было до такой степени стыдно , что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой» (курсив мой. – Авт .). Здесь любовь, охватившая Ивана Васильевича на балу, контрастно сопоставлена с чувством стыда у свидетеля наказания. Настойчиво подчеркивает писатель и контраст в поведении полковника с его «ласковой, радостной улыбкой» на балу и «грозно и злобно нахмурившегося» при исполнении наказания. В контрастной перекличке даны в рассказе образы Вареньки, «грациозной и величественной», и наказываемого солдата с его «сморщенным от страдания лицом» и «пестрым, мокрым, красным, неестественным» телом. Контраст как композиционный прием помогает Л. Н. Толстому с предельной ясностью выразить авторскую позицию и донести до читателя беспощадную правду произведения.

Вопросы и задания

1. В своих воспоминаниях о Л. Н. Толстом известный юрист и литератор А. Ф. Кони, коснувшись рассказа «После бала», не смог пройти мимо свойственного произведению контраста. Он отметил: «Этот роковой диссонанс действует сильнее всякой длинной и сложной драмы». В прямом значении слово «диссонанс» означает негармоническое сочетание звуков, а в переносном – разлад, несогласованность, противоречие, резкое несоответствие чему-либо. В каком значении, на ваш взгляд, употребил мемуарист слово «диссонанс»? Можно ли слова «контраст» и «диссонанс» назвать в данном случае синонимами? Почему «диссонанс» назван автором воспоминаний «роковым»?

2. Контрастное сопоставление двух частей рассказа ярко отразилось на языке художественного произведения. Подберите из каждой части рассказа антонимы, передающие звуки и краски бала и экзекуции. Включите их в свой устный рассказ.

Время и пространство в художественном тексте

Композиция рассказа «После бала» во многом определяет особенности организации в нем художественного времени и пространства.

В рассказе можно выделить два временных пласта: это время рассказывания в беседе о том, «что хорошо, что дурно», которая открывает и заканчивает произведение, и время совершения действия, то есть та «длинная история», которая «переменила» всю жизнь рассказчика. История, поведанная Иваном Васильевичем, произошла «в сороковых годах», когда «всеми уважаемый» рассказчик был еще студентом университета. Одна из собеседниц вспоминает его дагерротипный портрет, что свидетельствует о точности воспроизведения эпохи: дагерротипия как один из способов фотографирования была изобретена в 1839 году. Об отдаленности времени событийного от времени рассказывания говорит и возраст героини: прелестной Вареньке Б., которой во время бала любовались и мужчины и женщины, было всего восемнадцать лет, но и позже, в пятьдесят лет, она, по свидетельству Ивана Васильевича, «была замечательная красавица» (значит, между рассказанными событиями и временем рассказывания наверняка миновало свыше тридцати лет).

Вспоминая о событиях на балу и после бала, Иван Васильевич характеризует их как «дело прошлое», что определяет особенности повествовательной манеры в рассказе, для которого характерно частое использование глаголов прошедшего времени. Особенно настойчиво используется в рассказе глагол «быть», который подчеркивает, что «случай», рассказанный Иваном Васильевичем, предшествует моменту речи: «А было то, что был я сильно влюблен»; «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Порой глагол «быть» начинает отдельные предложения, подчеркивая особенности сказовой манеры Ивана Васильевича: «Был я в то время студентом…»; «Был я очень веселый и бойкий малый…»; «Была самая масленичная погода, был туман, насыщенный водою снег таял на дорогах…».

Время рассказывания, в котором находятся повествователь и его собеседники, и время совершения действия, в котором живут герои произведения, всегда соотносятся со временем создания произведения и с сегодняшним днем, когда художественное произведение становится достоянием читателя.

В рассказе как малой форме повествовательной литературы пространство действия неизбежно ограничено. События, описанные в рассказе «После бала», происходят «на бале у губернского предводителя», в доме рассказчика и на улицах небольшого провинциального города. Герой рассказа, боявшийся «только одного, чтобы что-нибудь не испортило» его «счастья», невольно появляется в конце города, «подле большого поля», где жила Варенька Б. Именно там находился девический институт и именно там находилось «гулянье», где и произошло страшное истязание беглого солдата, которым руководил «высокий военный в шинели и фуражке». Так время действия рассказа, повествующего о событиях на балу и после бала, тесно связано с организацией пространства в произведении.

Вопросы и задания

1. Герой произведения и рассказчик Иван Васильевич «случай» из своей жизни называет «длинной историей». Но в самом ли деле это «длинная история»? Ведь тут же он говорит, что его «жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра». Вчитайтесь в рассказ и проследите, как писатель устами Ивана Васильевича фиксирует время ночного бала и наступившего следом за ним дня. С какими событиями связаны эти указания на время действия? Какова временная дистанция между началом рассказа о «чудесном» бале и событиями, замыкающими рассказ Ивана Васильевича?1. Характеризуя внешность полковника, Толстой подчеркивает, что «лицо у него было очень румяное, с белыми à la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками». Сравнение внешности полковника, «служаки николаевской выправки», с Николаем I является важной художественной деталью рассказа. Подумайте, почему писатель прибегает к сравнению внешности полковника с внешностью царя. Какое развитие это сравнение находит в сюжете рассказа «После бала»?

2. Рисуя облик хозяйки бала, писатель подчеркивает, что она была «в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны». Почему Толстой в рассказе «После бала» трижды воссоздает портрет хозяйки бала, каждый раз сопоставляя его с портретом Елизаветы Петровны? В какой мере упоминание об императрице Елизавете Петровне расширяет временные границы произведения Толстого?

С какой целью Л. Н. Толстой обращается к прошлому?

В отличие от Лермонтова ("Песня про царя Ивана Васильевича..."), Гоголя ("Тарас Бульба"), обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Толстой в рассказе "После бала" восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка видоизменившись, что прошлое с его социальным неравенством, жестокостью, несправедливостью незримо присутствует в дне сегодняшнем (время написания рассказа), что необходимо обновление жизни. В рассказе перекликаются две эпохи - та, которую изображает Толстой (40-е годы XIX века, эпоха Николая I), и та, которая присутствует незримо, в постановке социальных, философских проблем, вопросов морали (900-е годы).

Какова основная тема рассказа?

Это тема нравственной ответственности каждого члена общества за жизнь всех. Она раскрывается через образ рассказчика, Ивана Васильевича, жизнь которого, как он полагает, изменил один-единственный случай.

Как построено произведение?

В основе композиции - (бал и после бала), рассказ ведется от первого лица, в произведении два рассказчика: молодой человек, который знакомит читателя с Иваном Васильевичем, и сам Иван Васильевич, рассказчик и одновременно один из главных героев произведения. Перед нами, по сути, "рассказ в рассказе". Такая кольцевая композиция позволяет сблизить, а значит, и сопоставить две эпохи.

От чьего лица ведется в рассказе повествование о том, что произошло на балу и после бала? Можно ли считать, что в рассказе "После бала" два рассказчика? Как можно назвать каждого из них, памятуя о том, что Иван Васильевич является и героем произведения?

Обратимся к началу рассказа.

"- Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно…

Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами…"

Мы понимаем, что в произведении два рассказчика. Один ведет рассказ от автора. Другой этим автором обозначен и как участник событий, и как рассказчик - это Иван Васильевич.

Прочитайте начало рассказа по ролям от лица каждого из рассказчиков.

Исполнение от лица автора предполагает спокойное и лишенное эмоциональной окраски чтение. Решив читать от лица Ивана Васильевича, необходимо передать эмоциональное отношение этого человека к рассказу о своей трагической судьбе. Это тем более важно, что автор утверждает: "увлекаясь рассказом… рассказывал он очень искренно и правдиво".

Перечитайте заключительную часть рассказа, возвращающую читателя к разговору о среде, о том, "что хорошо, что дурно". Почему автор в конце рассказа вновь вернулся к этому разговору? Как сочетаются разговор-беседа, обрамляющая произведение, с темой и содержанием рассказа Ивана Васильевича о событиях на балу и после бала? Почему "После бала" можно назвать рассказом в рассказе? Как соотносятся в произведении прошлое и настоящее?

"После бала" - произведение, которое можно назвать рассказом в рассказе, поскольку повествование Ивана Васильевича о событиях на балу и после бала возникло в ходе беседы старых друзей. Они пытаются решить, "что хорошо, что дурно". Иван Васильевич предлагает эпизоды из своей жизни, которые могут помочь решению этого вопроса. Беседа друзей - рамка рассказа - является началом и концовкой этого произведения. Рамка (обрамление) рассказа тоже важная часть для того, чтобы понять, насколько участников беседы волнуют нравственные проблемы.

Какие чувства охватывают молодого Ивана Васильевича на балу? Что переживает герой рассказа, расставшись с Варенькой? Что "видел" и "слышал" он под впечатлением веселого бала? Как чувства, испытываемые героем-рассказчиком по возвращении домой, проявляются в отношении к брату и лакею Петруше? Как воспринимает герой утренний городской пейзаж? Выпишите слова и выражения, которые наиболее емко передают состояние Ивана Васильевича.

Восторженное чувство охватило Ивана Васильевича на балу: "Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро". Эти чувства только усилились после его расставания с любимой девушкой. И брат, и лакей Петруша показались ему "умилительно трогательными". Не менее нежное чувство владело им и при взгляде на то, что окружало его на улице: "все было мне особенно мило и значительно".

Какие чувства овладели Иваном Васильевичем после увиденного им жестокого наказания татарина? Почему в его рассказе о наказании так часто повторяются слова "стал различать", "стал смотреть", "увидал", "расслышал", "видел", "мельком увидал", "услыхал", "не зная, куда смотреть", "слышались слова"? Как они помогают постепенно раскрыть нарастание того чувства, которое испытал герой рассказа в страшное экзекуции? Выпишите слова, которые передают состояние Ивана Васильевича как свидетеля наказания.

"Мне было до такой степени стыдно…" - говорит Иван Васильевич. Он уходит домой, а "у него на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска". Многократно повторяющиеся слова, которые говорят о пристальном внимании невольного свидетеля наказания, к тому, что происходит, заставляют и читателя вникнуть в существо происходящего, понять переживания героя.

Расскажите о переживаниях и думах героя на балу и после бала.

Для того чтобы рассказать о переживаниях и думах героя, можно пересказать весь рассказ. Но можно охарактеризовать их вкратце - путь от восторга и счастья к потрясению и ужасу занимает все повествование. Возможен и другой вариант: описание наших читательских наблюдений о том, как от очарования, которое охватило героя на балу, от ощущения полноты счастья вдруг человек движется к трагическому потрясению, которое возникает от сцены узаконенного убийства провинившегося солдата. Стоит вспомнить и то, что эти резко отличные картины развертываются на фоне музыки, которая очень точно сопровождает события, описываемые на страницах рассказа.

Какие краски преобладают в описании бала и в описании наказания татарина за побег?

Рассказ распадается на две контрастные картины и каждая из них резко отличается своей тональностью, которая заметна и в музыкальном, и в живописном решении этих картин. Даже очень тщательно просмотрев первую радостную часть рассказа, мы увидим лишь белый, розовый и серебряный цвета - светлую, праздничную гамму. Жесткой, нехорошей музыке второй картины сопутствует черный цвет и "что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное", во что превратилась спина избиваемого человека. Итак, белое и розовое, черное и красное. Детали, которые сопутствуют этому изображению, лишь усиливают эмоциональное воздействие картин.

Как нарисован полковник на балу и после бала? Можно ли слова, сказанные полковником на балу - "надо все по закону", - соотнести с его поведением во время экзекуции?

Образ полковника на балу и после бала - образ одного и того же человека, который всегда и во всем следует закону. В нем нет коварного желания что-то изобразить из себя, отступить от своих привычек. И тем сильнее потрясение героя - он видит, что в человеке нет фальши, что он всегда одинаков, и тем очевидней органичность его поведения на плацу во время наказания солдата. Полковник - натура цельная, но эта цельность включает в себя как свою органическую и существенную часть способность к жестокой расправе, жестокость по приказу устава. Раз это так, то что-то изменить и исправить в его судьбе и в его личности нельзя.

В самом начале рассказа собеседники Ивана Васильевича говорят о важности понимания того, "что хорошо, что дурно". Какой ответ на эти вопросы дает писатель в рассказе "После бала"? Какие иллюстрации вы бы нарисовали к произведению Л. Н. Толстого? Как своими иллюстрациями вы бы откликнулись на то, "что хорошо" и "что дурно" в картине жизни, запечатленной в рассказе?

В рассказе "После бала" автор дает четкие ответы на вопросы: "что хорошо" и "что дурно". Один из этих ответов - сцена на балу. Второй - сцена после бала. И иллюстрации, которые можно было бы создать, могут содержать или две контрастные картины или две серии таких картин. Как бал, так и экзекуция состояли из множества моментов, каждый из которых может быть запечатлен на иллюстрации. Первая серия показывала бы, как красивы, трогательны, человечны отношения отца и дочери на балу. Их красота, грация, манера держаться, пластика танца, чисто человеческое общение вызывают благодарный отклик всех, кто их видит. И столь же эмоционально выразительны жестокие сцены экзекуции, которые демонстрируют самые мрачные стороны человеческого характера. Тут и жестокость, и трусость, и бессмысленная беспощадность, и спокойное отношение к чужому унижению.

Каким предстает Иван Васильевич в характеристике своих собеседников? Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл "случай"? Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить?

Ивана Васильевича мы видим человеком, которому не чужды радость от соприкосновения с прекрасным, способность отклика и на хорошее и на дурное, чуткость к тому, что происходит рядом. Он в обрисовке автора представлен добрым, порядочным человеком. Так же его оценивают и собеседники, которым он рассказал свою историю. В обычное течение его судьбы вмешался случай, который и показал, чем отличается Иван Васильевич от любого другого человека. Для того чтобы отречься от привычной для его окружения судьбы, нужно обладать сильным и решительным характером, прочностью убеждений.

Работая над рассказом "После бала", Л. Н. Толстой расширял эпизод экзекуции и настойчиво подчеркивал контраст в облике полковника на балу и после бала. Что стремился этим сказать писатель?

Хотя Толстой расширял описание экзекуции и при этом подчеркивал контраст в облике полковника на балу и после бала, все же события, происходившие на балу, нарисованы детальнее и полнее.

Контраст этих двух частей рассказа очевиден и сила описания экзекуции все равно подавляет светлые и радостные краски бала.

Известно, что в первой редакции рассказа Иван Васильевич сожалеет о том, что не женился на Вареньке. Почему Л. Н. Толстой исключил этот мотив из окончательной редакции рассказа?

Если бы в тексте рассказа осталось такое сожаление, то сильно бы изменился характер Ивана Васильевича. В таком варианте он примирился бы с контрастом в поведении полковника. Из человека с чуткой совестью и способностью к неординарным решениям он превратился бы в того, кто смиренно следует привычным стандартам.

В чем вы видите критическую силу рассказа?

Критическая сила рассказа в решительном изображении мрачных сторон жизни, в очевидном утверждении человеческого достоинства. Расширяя трагическую часть рассказа, автор не уменьшал размеров описания счастья героя на балу. Пропорции добра и зла в рассказе не нарушены.

В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: "Дочь и отец", "А вы говорите". Почему, как вы думаете, писатель отдал предпочтение заглавию "После бала"?

В своих воспоминаниях о Л. Н. Толстом известный юрист и литератор А. Ф. Кони, коснувшись рассказа "После бала", не смог пройти мимо свойственного произведению контраста. Он отметил: "Этот роковой диссонанс действует сильнее всякой длинной и сложной драмы". В прямом значении слово "диссонанс" означает негармоническое сочетание звуков, а в переносном - разлад, несогласованность, противоречие, резкое несоответствие чему-либо. В каком значении, на ваш взгляд, употребил мемуарист слово "диссонанс"? Можно ли слова "контраст" и "диссонанс" назвать в данном случае синонимами? Почему "диссонанс" назван автором воспоминаний "роковым"?

В оценке рассказа слово диссонанс употреблено как синоним контрасту. Несоответствия возникают и в эмоциональном строе, в цвете, в звучании. Главное, почему диссонанс назван роковым, в том, что велико его воздействие на судьбу героя, что он страшен как социальное явление.

Контрастное сопоставление двух частей рассказа ярко отразилось на языке художественного произведения. Подберите из каждой части рассказа антонимы, передающие звуки и краски бала и экзекуции. Включите их в свой устный рассказ.

Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые (крепостные!), буфет великолепный и разливанное море шампанского…

Что-то большое, черное…

Контрастные сравнения заключены и непосредственно в тексте: "В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жестокая, нехорошая музыка".

Едва ли стоит сравнивать скорчившееся, потерявшее человеческий облик тело наказуемого со стройными и ловкими танцорами на балу. Поэтому в устный рассказ мы будем их включать с осторожностью.

Характеризуя внешность полковника, Толстой подчеркивает, что "лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками". Сравнение внешности полковника, "служаки николаевской выправки", с Николаем I является важной художественной деталью рассказа. Подумайте, почему писатель прибегает к сравнению внешности полковника с внешностью царя. Какое развитие это сравнение находит в сюжете рассказа "После бала"?

Рисуя портрет "служаки николаевской выправки", автор как бы обозначает отправную точку в раскрытии его характера и жизненной позиции. Для автора, который написал рассказ под впечатлением своей юности, был жив облик служаки николаевского времени, которого он воплотил как в портрете героя рассказа, так и в его сопоставлении с внешностью самодержца. Так, автору удалось ярко воспроизвести николаевскую эпоху.

Об этом говорит и портрет отца Вареньки: "Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяным, с белыми a la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и зачесанными вперед височками… Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки". В облике и поведении полковника достаточно полно и бескомпромиссно раскрывается типичный облик солдафона николаевской выправки, который и ведет себя и думает как предписано.

Герой произведения и рассказчик Иван Васильевич "случай" из своей жизни называет "длинной историей". Но в самом ли деле это "длинная история"? Ведь тут же он говорит, что его "жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра". Вчитайтесь в рассказ и проследите, как писатель устами Ивана Васильевича фиксирует время ночного бала и наступившего следом за ним дня. С какими событиями связаны эти указания на время действия? Какова временная дистанция между началом рассказа о "чудесном" бале и событиями, замыкающими рассказ Ивана Васильевича?

Мы помним, что герой уехал с бала "в пятом часу, пока доехал домой, посидел дома, прошло еще часа два, так что, когда я вышел, уже было светло". Так утро следующего дня ознаменовано для Ивана Васильевича трагическим открытием: из поэтического мира он неожиданно переместился в трагический мир жестокости и бесправия. И заняло это путешествие всего несколько часов.

Рисуя облик хозяйки бала, писатель подчеркивает, что она была "в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны". Почему Толстой в рассказе "После бала" трижды воссоздает портрет хозяйки бала, каждый раз сопоставляя его с портретом Елизаветы Петровны? В какой мере упоминание об императрице Елизавете Петровне расширяет временные границы произведения Толстого?

Автор, намекая несколько раз на сходство хозяйки бала с портретом Елизаветы Петровны, как бы раздвигает временные рамки. Он включает в систему отношений, которые его волнуют и возмущают, не только несколько эпизодов недавнего времени, но и эпоху, которая может быть измерена ни одним десятилетием.

С каким чувством, вспоминая далекое прошлое, описывает Иван Васильевич бал? Представьте, что вы должны изобразить бал на художественном полотне. Какие краски преобладали бы? Почему? Каким предстает в сцене бала полковник? Что в его внешности и поведении трогает и восхищает рассказчика? Влияет ли настроение, с каким Иван Васильевич возвращается домой, на то, как он воспринимает сцену наказания солдата за побег? Каким видим мы полковника в этой сцене? Как здесь описаны его внешность и поведение? "Напишем" еще одну картину. Какие краски понадобятся? Почему? Так каков же полковник на самом деле? Лицемерил ли он на балу? Притворялся ли заботливым добрым отцом, воспитанным, доброжелательным человеком? Может ли Иван Васильевич ответить на эти вопросы? Какие чувства он испытывает? Понял ли он причины противоречий в поведении полковника? Как изменило увиденное после бала жизнь этого честного, мыслящего человека? Почему он не стал военным, как собирался ранее? К каким выводам пришел? Чему посвятил свою жизнь? Покажите на конкретных примерах художественное мастерство Толстого. Какое впечатление произвел этот рассказ на вас? Чем взволновал? Над чем заставил задуматься?

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к рассказу Л. Н. Толстого «После бала» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    "Вся моя жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра", - так начинает свой рассказ Иван Васильевич, герой рассказа Толстого "После бала". Читаешь его, и вместе с героями переживаешь и эту ночь, и это утро. Иван Васильевич рассказывает об истории своей первой любви. Это было давно, когда герой был молод и беспечен, и, как всякий молодой человек, любил вечера и балы. На одном балу он встретил прекрасную Вареньку Б. Он вальсировал
    Рассказ "После бала" Л. Н.Толстой написал в конце своей жизни, в 1903 году. В основу произведения был положен действительный случай, который произошел с братом Льва Николаевича Сергеем Николаевичем. Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, всеми уважаемого человека. Иван Васильевич рассказывает о своей молодости и своей первой настоящей любви к Вареньке Б., дочери полковника. Утро, которое в корне изменило жизнь тогда еще студента Ивана Васильевича, было самое обыкновенное - мартовское. Иван
    Что такое бал? Это праздник: танцы, веселье и смех, ослепительные наряды. В такой обстановке все кажется в лучшем свете. Но когда бал заканчивается, яркие краски блекнут, вместо веселья появляется усталость. Все как будто меняется. Может измениться и сама жизнь. Вот о таком событии поведал Л. Н. Толстой в своем рассказе "После бала". Главный герой рассказа Иван Васильевич, по собственному признанию, был человеком влюбчивым, но однажды влюбился так, что запомнил на всю жизнь.
    Как жаль, что наши ученики, становясь взрослее, перестают рисовать на уроках литературы (я имею в виду рисование как процесс творческого освоения и усвоения художественного текста). Конечно, этому есть и объективные причины: аналитическое начало начинает преобладать над эмоциональным; мы, педагоги, всё больше обращаемся к слову и считаем рисование уместным только в 5–6-м классе. Но потребность рисовать у тех же восьмиклассников или даже десятиклассников имеется (достаточно вспомнить разрисованные поля тетрадей). Значит, нужно
    Найдите эпитеты, характеризующие Ивана Грозного. Какие особенности этой личности они передают? Царя Ивана Васильевича Грозного в песне характеризуют два эпитета: грозный и православный. Каждый из них повторяется несколько раз. Оба эпитета прочно сохраняются в памяти народной и используются не только в этой песне. Они закрепили в сознании народа и то, что царь возглавлял православное государство, и то, что его отличает от прочих царей суровый нрав. Как вы полагаете, что заставило Ивана
    Этим летом я про? ел следующие произведения: Шинель Николая Васильеви? а Гоголя, После бала Льва Николаеви? а Толстого, Ася Ивана Сергееви? а Тургенева и Белые но? и Федора Михайлови? А Достоевского. Наибольший отклик в моей душе вызвали произведения Шинель и После бала. В обоих произведений описаны два периода жизни главного героя: до и после утра, которое меняет жизнь о? ень резко. Так, в рассказе После бала главный герой Иван
    "Любовь с этого дня пошла на убыль...» (По рассказу Л. Н. Толстого "После бала») Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, как никто другой, интересовался проблемой социального зла. Мно­гие из его произведений отличаются высоким пафосом. Нередко в основе его творений были реальные факты. Так было и с рассказом "После бала", где описывается событие, о кото­ром Толстой слышал еще в молодые годы. Автор мастерски пользуется приемом создания контра­ста. Этой цели призвана служить

Дорогие ребята!

На прошлых уроках вы изучили повесть И.С. Тургенева "Ася". Сегодня на уроке речь пойдет о рассказе Л.Н. Толстого "После бала".

Невозможно не заметить общие черты в биографиях героев повести "Ася" и рассказа "После бала", в их характерах. И в том и в другом произведении о днях своей веселой, беззаботной молодости рассказывают пожилые люди. Оба героя потерпели неудачу в любви и остались неприкаянными бобылями. Сходны и жизненные проблемы, волновавшие авторов. Есть общее в построении произведений, в повествовании от I-го лица; и примерно одно и то же время - 40-е годы XIX века. Но хотя "Ася" написана в 1857 году, а "После бала" в 1903 г. (через полвека), ни о каком влиянии Тургенева на творчество Толстого говорить не приходится. Оба произведения совершенно оригинальны. Что же пробудило Льва Николаевича на закате своих дней обратиться к давно ушедшему времени?

Л.Н.Толстой прожил долгую жизнь. Многое испытал. Был и студентом Казанского университета, и военным (на Кавказе и в Севастополе), и путешественником, и педагогом (у него была своя школа для крестьянских детей), и общественным деятелем, и писателем, и философом, размышляющим над прошлым, настоящим и будущим. Он создал огромное количество произведений. Его рассказ "После бала" также явился осмыслением прожитого, настоящего и будущего.

Опираясь на текст, подготовьте рассказ о бале:

  • что рассказал Иван Васильевич об обстановке бала и о своём настроении на балу;
  • какие моменты на балу делали его для Ивана Васильевича «чудесным»;
  • как рассказчик описывает Вареньку; какое значение имеет подчёркнутое выделение белого цвета в её облике;
  • как изобразил рассказчик отца Вареньки на балу; какое чувство испытывал к нему Иван Васильевич;
  • в каком настроении и почему покидает Иван Васильевич бал;
  • что изменило счастливое настроение рассказчика.

Рассказчик описывает бал восторженно, приподнято. Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный. К отцу Вареньки он испытывает восторженное, нежное чувство, его умилили сапоги полковника: «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог». Иван Васильевич не только любуется танцующими отцом и дочерью, но и с восторженным умилением смотрит на них; он соединяет «его и её в одном нежном умилённом чувстве», которое, всё нарастая, изливается и на лакея Петрушу, лицо которого кажется Ивану Васильевичу умилительно трогательным. Иван Васильевич счастлив, он «обнимал... весь мир своей любовью».

Ощущение счастья у героя сохраняется даже на улице. И вдруг... Что же происходит «вдруг»? Объясните, что заставляет читателя насторожиться, какую роль играют художественные детали, используемые Толстым. Обратите внимание на то, что прежде чем герой увидит сцену истязания солдата, в рассказе начинает звучать «другая, жёсткая, нехорошая музыка», и герою видится «что-то большое, чёрное».

Подумайте, какую часть рассказа надо считать основной для понимания его идейного смысла. Проанализируйте эпизод, изменивший жизнь Ивана Васильевича, в котором раскрыто подлинное лицо полковника.

Рассказ построен на приёме контраста , или антитезы , путём показа двух диаметрально противоположных эпизодов и в связи с этим резкой смены переживаний рассказчика. Контрастности автор достигает средствами языка. Обратите внимание на то, как передаёт Толстой счастливое настроение Ивана Васильевича на балу, его всё нараставшую радость, а затем подавленность, чувство стыда, возникшие при виде наказания татарина.

Проанализируйте, кто и как воспринимает сцену наказания, какое чувство охватило Ивана Васильевича при виде этого зрелища. При каждом ударе несчастный «оскаливает белые зубы». Как вы объясните эту деталь?

Опишите полковника в сцене на площади. Подумайте, знал ли полковник на балу, что на утро предстоит экзекуция, как это сочетается с его настроением на балу. Объясните, какой новый смысл приобретает на плацу фраза полковника, произнесённая на балу: «Надо всё по закону». В каком контексте упоминается в рассказе замшевая перчатка?

Опираясь на текст, ответьте на вопрос, подходит ли полковник к процедуре наказания формально, как к тяжёлой обязанности, или иначе. Понимает ли полковник, что дело, которое он совершал, - омерзительное, постыдное дело?

Постарайтесь объяснить, если подлинное лицо полковника раскрывается в сцене экзекуции, то зачем так подробно он изображён на балу.

Проанализируйте отношение рассказчика к тому, что он видел. На какой вопрос никак не мог ответить Иван Васильевич, пытаясь объяснить поведение полковника? Как автор проявляет в рассказе своё отношение к изображаемому?

Иван Васильевич был доведён сценой экзекуции до физической тоски. Он не понимал того, что «такого» знал полковник, если мог так поступать, и это мучило его. А как вы объясняете себе, почему полковник бил по лицу слабого солдата, недостаточно сильно ударившего истязаемого татарина? Ведь в этом случае полковника никто не проверял и не мог уличить его в том, что он действовал «не по закону».

От чьего лица ведется в рассказе повество­вание о том, что произошло на балу и после бала? Можно ли считать, что в рассказе «После бала» два рассказчика? Как можно назвать каждого из них, памятуя о том, что Иван Васильевич является и героем произведения? Нередко автор - создатель произведе­ния - передает свои права рассказчику или повествователю. В данном рассказе повествование организовано сложнее. Обратимся к началу рассказа. «- Вот вы говорите, что человек не мо­жет сам по себе понять, что хорошо, что дурно… Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами…» Мы понимаем, что в произведении два рассказчика. Один ведет рассказ от авто­ра. Другой этим автором обозначен и как участник событий, и как рассказчик - это Иван Васильевич. Прочитайте начало рассказа по ролям от ли­ца каждого из рассказчиков. Исполнение от лица автора предполага­ет спокойное и лишенное эмоциональной окраски чтение. Решив читать от лица Ивана Васильевича, необходимо передать эмоциональное отношение этого человека к рассказу о своей трагической судьбе. Это тем более важно, что автор утвержда­ет: «увлекаясь рассказом… рассказывал он очень искренно и правдиво». Перечитайте заключительную часть рассказа, возвращающую читателя к разговору о среде, о том, «что хорошо, что дурно». Почему автор в конце рассказа вновь вернулся к этому разгово­ру? Как сочетаются разговор-беседа, обрамляю­щая произведение, с темой и содержанием рас­сказа Ивана Васильевича о событиях на балу и после бала? Почему «После бала» можно на­звать рассказом в рассказе? Как соотносятся в произведении прошлое и настоящее? «После бала» - произведение, которое можно назвать рассказом в рассказе, по­скольку повествование Ивана Васильеви­ча о событиях на балу и после бала воз­никло в ходе беседы старых друзей. Они пытаются решить, «что хорошо, что дур­но». Иван Васильевич предлагает эпизоды из своей жизни, которые могут помочь ре­шению этого вопроса. Беседа друзей - рамка рассказа - является началом и концовкой этого произведения. Рамка (об­рамление) рассказа тоже важная часть для того, чтобы понять, насколько участ­ников беседы волнуют нравственные про­блемы. Какие чувства охватывают молодого Ивана Васильевича на балу? Что переживает герой рас­сказа, расставшись с Варенькой? Что «видел» и «слышал» он под впечатлением веселого бала? Как чувства, испытываемые героем-рассказчиком по возвращении домой, проявляются в отношении к брату и лакею Петруше? Как воспринимает герой утренний городской пейзаж? Выпишите слова и выражения, которые наиболее емко передают со­стояние Ивана Васильевича. Восторженное чувство охватило Ивана Васильевича на балу: «Я был не только ве­сел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Эти чувства только усили­лись после его расставания с любимой де­вушкой. И брат, и лакей Петруша показа­лись ему «умилительно трогательными». Не менее нежное чувство владело им и при взгляде на то, что окружало его на улице: «все было мне особенно мило и зна­чительно». Какие чувства овладели Иваном Васильеви­чем после увиденного им жестокого наказания та­тарина? Почему в его рассказе о наказании так часто повторяются слова «стал различать», «стал смотреть», «увидал», «расслышал», «видел», «мельком увидал», «услыхал», «не зная, куда смотреть», «слышались слова»? Как они помогают постепенно раскрыть нарастание того чувства, ко­торое испытал герой рассказа в страшное утро эк­зекуции? Выпишите слова, которые передают со­стояние Ивана Васильевича как свидетеля наказа­ния. «Мне было до такой степени стыд­но…» - говорит Иван Васильевич. Он уходит домой, а «у него на сердце была почти физическая, доходившая до тошно­ты, тоска». Многократно повторяющиеся слова, которые говорят о пристальном внимании невольного свидетеля наказа­ния, к тому, что происходит, заставляют и читателя вникнуть в существо происхо­дящего, понять переживания героя.