Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Основные методы работы над развитием чувства метроритма. Методическая разработка по музыке на тему: "Работа над ритмом с помощью ритмических упражнений и музыкальных инструментов"

Основные методы работы над развитием чувства метроритма. Методическая разработка по музыке на тему: "Работа над ритмом с помощью ритмических упражнений и музыкальных инструментов"

Работа над ритмом на начальном этапе обучения.

Черепанова Н.И.

Ритм является одним из главных средств музыкальной выразительности, и каждый музыкант должен относиться к ритму очень внимательно. Неритмичная игра считается самой грубой ошибкой.

Работать над ритмом начинаем уже в донотный период – это и прохлопывание простых детских стихов, считалочек. При подборе стихотворных текстов необходимо учитывать, что стихи должны быть с устойчивой ритмикой, т.е. однообразным распределением ударных слогов в строфе, состоять из достаточно коротких фраз, где чётко прослушивается метрический пульс, например:

Динь – дон,

Динь – дон,

Загорелся кошкин дом.

Необходимо добиваться чёткости в произношении стихотворения, это даёт возможность добиться ровности в исполнении и способствует развитию ритмического чувства. Играем на одной клавише такие, например, стихи:

- Сорока- сорока!

Где была?

- Далёко!

Кашку варила,

Деточек кормила.

Детям также нравится ритмично двигаться под музыку, исполняемую педагогом. Шагая под музыку марша или танца, ребёнок точно выделяет метрический акцент, показывает чередующиеся сильные и слабые доли. Проговаривая текст песенки, ребёнок безошибочно определяет ударные и безударные слоги:

Маленькая мышка,

Спрятаться старайся,

Лучше, мышка, кошке

Ты не попадайся.

Ребенок знакомится на уроке с понятием пульса в музыке - пульс в музыке - это ровные шаги.

После знакомства с клавиатурой, ребенок играет в ансамбле с педагогом попеременно левой и правой рукой. Он разучивает сразу двумя руками песенку «Колокольчики». Играем её широкими, размашистыми движениями на нотках До через октаву. Затем переходим на группы из чёрных клавиш в ансамбле « Калинка» - правая рука – 2 и 3 пальцами, левая – 3, 2 пальцами. Диссонирующее звучание секунд, широкие октавные ходы, игра сразу двумя руками вызывает у ребенка ощущение свободы и уверенности в себе.

Так, ребёнку проигрываю и пропеваю детскую песню «Маленькой ёлочке холодно зимой». Чтобы ощутить ритм этой мелодии, прошу ученика хлопать под музыку. Обращаем внимание, что некоторые хлопки длиннее, сильнее, чем другие. Прохлопывая песенку, ребёнок легко понимает, что ритм состоит не только из одинаковых равномерно чередующихся шагов – долей, но и из более коротких звуков. Далее хлопаем в ладоши все слоги этой песни - короткие и длинные, т. е. прохлопываем ритмический рисунок. Вместе с учеником обязательно отмечаем, что хлопки, как и звуки могут быть долгими (длинными) и быстрыми (короткими).

Теперь приступаем к записи выученной нами песенки. Записываем ритм в тетради. Длинные звуки записываем вертикальными чёрточками и проговариваем ТА, а короткие – вертикальными чёрточками с перекладинками – ТИ–ТИ. Глядя на запись, ещё раз прохлопываем этот ритм. Видя перед собой эту запись, ребёнок понимает: что такое ритмический рисунок. Так возникает на уроке первая запись ритмического рисунка. В тетради записываем несколько примеров ритмических рисунков, которые хлопаем на уроке, затем задаём хлопать дома самостоятельно:

При знакомстве с половинной нотой использую упражнение «Прогулка всей семьёй» из Интенсивного курса Т.Смирновой, где четвертные ноты – «мамины шаги», восьмые –«рядышком идёт малыш», а половинные – «вот и папа пришёл с работы уставший» -

ТА-А. Детям очень нравится это упражнение, в котором можно использовать разнообразные формы для развития чувства ритма: здесь мы и шагаем, и хлопаем, и записываем ритм чёрточками.

От занятия к занятию задания постепенно усложняются, так как вводится понятие «пауза» - молчание в музыке. Ребёнку следует объяснить, что паузы являются частью музыки. Они означают не остановку в движении, а подготовку к следующему звуку. Для ощущения и осознания паузы я также использую известные песни. В качестве примера беру знакомую детскую песенку «Ехали медведи»:

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот… задом наперёд

Ребёнок с удовольствием поёт эту песенку и прохлопывает ритм, а во время паузы вместо хлопка разводит ладони в разные стороны. Здесь объясняю ученику, что данное молчание и обозначает паузу.

Развивать и закреплять чувство ритма можно с помощью других упражнений, например, шагаем ровными четвертями, по коленям хлопаем восьмыми длительностями, затем в ладоши – половинными, а позднее и шестнадцатыми нотами:

Ритм, как известно, организует двигательную деятель­ность человека. В образовании и развитии чувства ритма участвует все тело.

Услабослышащих детей отмечается большое количество отклонений в ритме движений, двигательных реакциях, в распределении собственных усилий.

Известно также, что младший школьный возраст счита­ется наиболее оптимальным для развития чувства ритма. В этот период у детей более быстро, чем в любое другое вре­мя, вырабатываются и закрепляются динамические стерео­типы движений.

Выполнение ритмических упражнений и заданий способ­ствует саморегулированию и развитию движений (рис. 68 и 69).

Слуховое восприятие ритмических сигналов, как при по­мощи звукоусиливающей аппаратуры, так и без нее, позволяет обучить маленьких слабослышащих детей приемам и способам слуховой ориентировки, развивает слуховую па­мять, стимулирует деятельность слухового анализатора.

Ритм регулирует не только движение, но и слово, руково­дит как темпом, так и динамическими особенностями речи, к которым в первую очередь относится словесное ударение.

Одной из задач фонетической ритмики является развитие чувства ритма у слабослышащих детей с целью использова­ния его для формирования и коррекции произношения. Раз­нообразные движения в сочетании с речевыми упражнения­ми формируют у слабослышащих детей не только чувство ритма, они способствуют развитию двигательной памяти, внимания и коррекции речи.

Воспроизведение различных ритмов помогает слабослы­шащим детям исправлять ошибки в расстановке словесного ударения. Соблюдение правильного словесного ударения одно из необходимых условий разборчивости русской уст­ной речи.

Восприятие слабослышащими детьми сложной ритмичес­кой структуры развивается постепенно. Сначала ученик воспринимает и воспроизводит какой-либо один структурный вариант - слоги и односложные риттмы; затем ритмические отношения следующего варианта - двухсложные и трехсложные ритмы и слова и, наконец, следуют многосложные ритмы, в кото­рых надо выделить ударный слог в ряду слогов.

Для правильного воспроизве­дения ритмов в движении и проговаривании необходимо, чтобы ритм, передаваемый движением, соответствовал ритмическому рисунку слова или фразы:

    движения учителя и ученика должны быть синхронными;

    напряжение мышц в движе­нии должно совпасть с усилени­ем звучания слога (при словес­ном ударении), слова (при логи­ческом ударении).

Из ритмических движений ис­пользуются такие, как отхлопывание, притоптывание, прыжки. Допускается отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками или одной рукой по какому-нибудь предмету. В любом случае ударному слогу должен соответствовать более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному - тихий. Особо выделены ритмы без выраженного ударения.

Сложным видом работы является восприятие и воспро­изведение ритмов стихотворений или небольших текстов. Последовательность работы такова:

    прослушивание ритма стихотворения;

    отхлопывание его;

    прослушивание текста стихотворения;

    отхлопывание ритма в сопровождении проговаривания;

    воспроизведение текста стихотворения с движениями;

    воспроизведение стихотворения без движений.

Такая последовательность работы над стихотворением или небольшим текстом исключает невольное частичное скандирование речевого материала, которое может быть вы­звано отхлопыванием в такт проговариванию. Переход к дви­жениям, которые характеризуются плавностью и слит­ностью при произнесении речевого материала, дает возмож­ность слабослышащим школьникам сохранить это качество в речи и без движений.

В процессе занятий учитель использует слухо-зрительное восприятие учащихся. Но по мере накопления речевого мате­риала в каждое занятие включаются и упражнения по разли­чению и воспроизведению различных ритмов, а соответ­ственно и речевого материала к этим ритмам только на слух. Известно, что словесное ударение плохо воспринимается при чтении с губ, тогда как на слух воспринимаются не только различные ритмы, но и предложения с различной ритмичес­кой структурой.

Умение дифференцировать разнообразные ритмы и со­знательно подчинять им свои движения способствует их ав­томатизации, что, в свою очередь, исключает напряжение в двигательном аппарате, а это положительно сказывается на качестве речи.

Ольга Шашкина

«Развитие чувства ритма детей дошкольного возраста»

Проблемы, связанные с восприятием ритма в период дошкольного детства на рубеже 21 века приобретают определенное обострение. Дети современности воспитываются на суровых «попсовых» ритмах , оставляя в стороне классику. Даже колыбельные песни прослушиваются ими всё реже и реже, нежели диско и рок. В связи с этим возникают проблемы анализа и синтеза на которые запрограммировано детское восприятие . В беспорядочных диско-ритмах , современных рок- аранжировках к сожалению нет той чистоты и нравственности, которая присуща народной песне. Я не исключаю из репертуара детей диско-музыку полностью, но вижу необходимым сократить, либо видоизменить её подачу.

Во всех видах детской музыкальной деятельности в том или ином виде присутствует ритм . С малышами это примитивные хлопки и притопы, с детьми по старше – инструментальные композиции, в том числе с использованием произведений современной эстрады. Данный путь к совершенству труден и далёк, и требует не мало усилий как от детей, так и от педагога.

В работе с детьми нами активно используются музыкально-дидактические игры, которые в доступной форме доводят до ребенка музыкальные термины и понятия. Играя дети с лёгкостью усваивают, что такое сильная и слабая доля, такт, как воспроизвести синкопированный и трёхдольный ритм .

К началу подготовительной группы дети в совершенстве владеют основами музыкальной грамоты.

Предлагаю вашему вниманию ряд игр для детей дошкольного возраста, на развитие чувства ритма .

Мама и детки

Цель игры : развивать ритмическое чувство .

Программное содержание.

Учить анализировать и синтезировать

Закреплять умение воспринимать на слух звучащий ритм , моделировать его, читать рисунок, сравнивать увиденное и услышанное.

Закреплять умение работать в подгруппах .

Ход игры:

Дети делятся на две группы (на этапе ознакомления с игрой детям раздаются карточки с изображением мам – одной группе и детёнышей – другой группе)

Выясняем, анализируем ритмические рисунки на карточках, проговариваем про себя. На основном этапе игры дети рассаживаются напротив друг друга на определенном расстоянии, так, чтобы не видеть изображение карточек друг друга. По очереди каждый ребенок из группы «мам» , прохлопывая ритмический рисунок своей карточки, «зовёт» тем самым своего ребенка – детеныша. Детёныш должен «услышать» зов своей мамы, то есть, определить, что именно его ритмический рисунок был озвучен . Правильность ответа можно проверить, совместив две карточки – «мамы» и «детеныша» . Ритм должен совпасть .

Данная методическая разработка представляет собой описание конспекта занятия по теме "Работа над ритмом с помощью ритмических упражнений и музыкальных инструментов". Методическая разработка будет полезна педагогам хоровых студий и вокальных ансамблей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

Дом детского творчества «СОЮЗ»

Выборгского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Педагога дополнительного образования Москвиной О.С.

Тема:

«Работа над ритмом с помощью ритмических упражнений и музыкальных инструментов»

г. Санкт-Петербург

2016 год

Пояснительная записка

Данная методическая разработка представляет собой описание конспекта занятия по теме «Работа над ритмом с помощью ритмических упражнений и музыкальных инструментов».

Методическая разработка будет полезна педагогам хоровых студий и вокальных ансамблей. Представляет собой спектр ритмических упражнений для развития чувства ритма у детей от 7 до 12 лет. Предлагаемые ритмические упражнения будут наиболее эффективны для детей уже знакомых с начальными азами нотной грамоты: скрипичный ключ, нотный стан, простые размеры (2/4,3/4,4/4), длительности (восьмые, четверти).

Ритмические задания являются одним из самых интересных разделов в работе с хором или вокальным ансамблем. Они пользуются интересом у детей и всегда вызывают коллективные положительные эмоции. В первую очередь это связано с тем, что упражнения проводятся в игровой форме и включают в себя упражнения на внимание, реакцию, скорость. Задания позволяют работать со всеми детьми одновременно и делить детей на команды, подгруппы. Сюда входят упражнения канонического принципа или упражнения на метро ритм с поочередным выделением сильных и слабых долей.

Главным принципом в отработке ритмических упражнений является – достижение синхронного исполнения ритмического рисунка в каждом конкретном задании.

Для достижения синхронного выполнения ритмических заданий в ходе занятия предлагаются различные варианты ритмических упражнений с использованием:

Хлопков руками (в положениях сидя, стоя, в движении)

Отбивание ритма ногами (в положениях сидя, стоя, в движении)

Использование ритмических и словесных канонов

Скороговорок, фраз, словосочетаний

Музыкальных инструментов: шейкер, ложки, колотушка, треугольник и др.

Цель.

Развитие чувства ритма у детей.

Задачи.

Образовательные:

Учиться технически осмысленному исполнению произведения;

- учиться определять на слух размер такта;

Учиться на слух определять простейшие ритмические комбинации;

Развивать чувство музыкальной формы;

Легче разучивать произведение по нотам и наизусть.

Развивающие:

- развивать внимание, воображение, музыкальную память;

Развивать эмоциональную сферу детей;

- развивать творческую активность в поисках новых ритмических рисунков;

- развивать мотивацию к музыкальной деятельности;

Развивать коммуникативные навыки детей;

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу;

Совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;

Воспитание осознанного подхода к обучению.

Методы обучения:

Наглядный (слуховой и зрительный);

Словесный (рассказ, объяснение, диалог);

Иллюстративный в сочетании с репродуктивным (показ педагогом и воспроизведение услышанного обучающимися).

Эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания ритмических заданий).

Методические приёмы:

Творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;

Побуждение к самоконтролю;

Поощрение (с целью стимуляции их интереса к занятиям) как способ вызвать положительные эмоции.

Современные образовательные технологии:

Технология развивающего обучения;

Здоровье сберегающие технологии (дыхательная гимнастика, физические упражнения на комбинаторность);

Игровые технологии: познавательные, развивающие, коммуникативные .

Вид занятия: комбинированное занятие.

Возраст детей: 7-10 лет.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Средства обучения:

Наглядные пособия: Скороговорки, карточки слов, словосочетаний, фраз, карточки «ритмические фигурки», карточки со словами-парами, музыкальные инструменты.

Оборудование: фортепиано, стулья.

План занятия:

1. Организационный момент. 2 мин.

2. Вопросы детям. Что они знают о «Ритме» 3 мин.

3. Объяснение педагогом темы «Ритм» 3 мин.

4. Показ простых ритмических комбинаций - совместный анализ. 3 мин.

5. Игра «Веселые такты» 3 мин.

6. Игра «Собери слово». 4 мин.

7. Творческие задания на ритм - «Передай другому». 3 мин.

8. «Убери слово» 4 мин.

9. Каноническая Игра «Тик-Так» 3 мин.

10. Живой оркестр 15 мин.

11. Подведение итогов, рефлексия 5 мин.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами начинаем знакомиться с интересной темой, которая нам с вами встречается каждый день, когда мы слышим музыку, это - «Ритм»! На нашем занятии сегодня вы узнаете: что такое чувство ритма, как его можно развивать, сами станете педагогами друг для друга на короткое время, а в конце мы превратимся в настоящий живой оркестр!

Желаю всем хорошего настроения, новых впечатлений, открытий и приобретенных знаний.

2. Вопросы детям. Что они знают о «Ритме».

Итак, Ритм! Что же такое Ритм? (дети отвечают на вопрос педагога)

Педагог, подытоживая: Ритм – это организация музыки во времени. У каждого музыкального произведения есть своя ритмическая структура. Ритмическую структуру музыкального сочинения образует последовательность длительностей - звуков и пауз.

3 . Объяснение педагогом темы «Ритм».

Каждое музыкальное произведение наполнено разными ритмами. В одной музыкальной фразе может встречаться несколько ритмических фигур. Давайте попробуем разобраться – с чего нам нужно начать, чтобы в общем наплыве разнообразных звуков научиться находить логику и чувствовать структуру музыки.

Ритм конкретного музыкального сочинения чрезвычайно разнообразен и никогда не образуется длительностями одинаковой величины. Между длительностями разной величины возникают временны́е отношения. Объединяясь, длительности и паузы могут образовывать ритмический рисунок музыкального произведения.

4. Показ простых ритмических комбинаций - совместный анализ.

Структуру музыкальных произведений определяют музыкальные размеры. Метр задает координатную сетку из сильных и слабых долей с одинаковыми расстояниями между долями. Именно размер такта помогает нам ориентироваться в сильных, слабых долях. Давайте попробуем определить сильные и слабые доли на примере простых слов. Например: Хо-ро-вод, Ба-боч-ка. Ударный слог обозначим слогом – «та», безударный – слогом – «ти». Ударный слог всегда чуть более протяжный, чем безударный. Подключим к произнесению слов хлопки. И тогда слово «Хо-ро-вод» мы прохлопаем: «ти-ти-Та» - два коротких и один длинный хлопок, слово «Ба-боч-ка» - «Та-ти-ти» - один длинный и два коротких. Таким образом, мы получаем два ритмических рисунка. В первом: две первые доли короткие, третья – длинная. Во втором – первая доля длинная, вторая и третья короткие. Записываем в нотную тетрадь обе схемы. (Детям показываются карточки с ритмом: Четверть, две восьмые. Две восьмые, четверть. Четверти подписаны –«Та», восьмые – «ти» ).

5. Игра «Веселые такты»

Итак, мы уже умеем отличать длинные и короткие звуки и теперь давайте разместим их в такты. В размере 2/4 помещаем наши схемы: «Та-ти-ти», «ти-ти-Та». Сейчас я буду называть слова, а вы запишете их в нотную тетрадь под нотоносцем и поставите ударение в каждом слове. Затем на нотном стане напишем длительности, соответствующие длинным и коротким звукам. Что у нас должно получиться? (Дети отвечают: длинный звук - четверть, короткий - восьмая)

6. Игра «Собери слово».

А теперь давайте попробуем сами. Каждый придумывает слово, прохлопывает его ритм и называет какая доля длинная, а какая (какие) короткая (- кие). Ребята, а теперь у кого уже получилось, составляем небольшие фразы. Например: «Прекрасный день». Так же делим на слоги, расставляем ударение и прохлопываем ритм с учетом длинных и коротких долей. (Пре-крас-ный день – ти-та-ти та.)

7. Творческие задания на ритм - «Передай другому».

Следующее задание называется «Передай другому!». Рассчитываемся на первый-второй. У первых будет своя ритмическая комбинация, у вторых своя. Сейчас я вам предложу ритм для каждого. Итак, первые делают один длинный хлопок (показ педагога, дети повторяют). Затем вторые делают два коротких хлопка (показ педагога, дети повторяют). При хлопке первые говорят «Та», вторые говорят «ти». У нас должен получиться такой ритм: «Та-ти-ти-Та-ти-ти-Та-ти-ти-Та…» А теперь по кругу, по очереди начинаем хлопать, каждый свой ритм. (В конце при достижении синхронного исполнения можно поставить фрагмент песни «We will rock you» группы Queen и прохлопать под нее).

8. Игра «Убери слово»

А теперь я предлагаю нам с вами попробовать поиграть в игру, в которой слова будут постепенно убавляться. (Предлагаются карточки со словами - парами).

1. Дом

2.Гном

3. Кот

4. Крот

Это задание мы будем выполнять стоя. На 4 счета мы произносим подряд слова и хлопаем в ладоши на каждое слово. Затем мы будет убирать по одному слову в произвольном порядке, и вместо него будем топать ногой. Кто догадается, как будет называться на музыкальном языке место в музыкальной фразе, во время которой прерывается звучание? (Ответ детей).

Правильно, пауза. Во время паузы звучания нет. Мы будем отмечать паузу ногой.

(В процессе игры закрываются разные слова в произвольном порядке, превращаясь, таким образом, в паузы).

9. Каноническая Игра «Тик-Так»

Чтобы нам выполнить следующее задание давайте разделимся на две команды. Вспомним песню «Спи, ангелочек, усни». Первая команда будет хлопать ритм первой фразы, вторая – ритм второй, затем снова - первая и после опять - вторая. Таким образом, мы прохлопаем ритм всего произведения по очереди, соблюдая все длительности и паузы.

10. Живой оркестр.

Для исполнения песни «Последняя поэма» мы будем использовать музыкальные инструменты. Колотушка - будет отбивать ритм мелкими длительностями (восьмыми). Ложки – крупные длительности (четверти). Шейкер – обозначает сильные и слабые доли. Треугольник – заполняет паузы. Сейчас мы распределим по партитуре разделы, фразы, во время которых должны звучать те или иные инструменты. У каждого музыканта с инструментом будет своя инструментальная партия. (Инструменты распределяются между детьми. Каждый получает конкретное задание, потом инструменты передаются другим детям).

11. Подведение итогов. Рефлексия.

Итак, подведем итоги нашего занятия.

Какие новые знания вы открыли для себя на занятии?

Что вам больше всего понравилось делать сегодня?

Что из сегодняшнего занятия вы бы хотели рассказать родителям?

Литература:

1. «Музыка детям», Метлов Н., М., Просвещение, 1985 г.

2. «Язык, музыка, математика», Б. Варга, Ю. Димень, Э. Лопариц.

3. «Золотая пропорция», Н. Васюткин.