Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Фонетическая ритмика как метод здоровьесбережения дошкольников. Учебно методическое пособие фонетическая ритмика

Фонетическая ритмика как метод здоровьесбережения дошкольников. Учебно методическое пособие фонетическая ритмика

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

И.п. 1. Глубокий вдох, разведение рук вверх в стороны при одновременном произнесении а.

И.п. 1. Глубокий вдох, разведение рук в стороны давящим движением при одновременном произнесении о.

И.п. 1. Глубокий вдох, давящим движением вытянуть руки вперед при одновременном произнесении у.

Движение напряженное, слабое, длительное.

И.п. 2. Глубокий вдох, руки вверх при одновременном произнесении и ______ .

И.п. 1. Глубокий вдох, руки вперед в стороны при одновременном произнесении э.

Движение ненапряженное, слабое, длительное.

ЙОТИРОВАННЫЕ ГЛАСНЫЕ

Произнесение Я, Е, Ю, Е необходимо начинать с повторения сочетаний гласных ИА, ИО, ИУ, ИЭ, а затем более кратких сочетаний ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ. Для этого нужно повторить движение на звук Й, после чего следует «мини» - движения на гласные звуки.

Примечание.

И.п. 1. Движение небольшое. Руки согнуты в локтях, кисти находятся на уровне рта. Легким взмахом кистей рук «нарисовать» в знак краткости Й – кисти рук движутся немного вниз – назад – вверх – в сторону.

Первый вариант. Выполняется двумя руками. Движение на звук Й переходит в небольшое движение на звук А, для чего руки при выполнении движения согнуты в локтях. Движение выполняется при одновременном произнесении Я.

Второй вариант. Взмахом правой руки указать на себя при одновременном произнесении Я.

Пальцы рук находятся на уровне рта, руки согнуты в локтях. Движение на звук Й переходит в небольшое движение на звук О, для чего руки, после выполнения движения на Й, описывают полукруг и переходят в «мини» - движение на звук О при одновременном произнесении Ё.

Пальцы рук находятся на уровне рта, руки согнуты в локтях. Движение на звук Й переходит в небольшое движение на звук У, для чего руки, после выполнения движения на Й, описывают полукруг и переходят в «мини»-движение на звук У при одновременном произнесении Ю.

Движение напряженное, слабое, удлиненное.

Пальцы рук находятся на уровне рта, руки согнуты в локтях. Движение на звук Й переходит в небольшое движение на звук Э, уки, после выполнения движения на Й, описывают полукруг и переходят в «мини»-движение на звук Э, при одновременном произнесении Э.

Движение ненапряженное, слабое, удлиненное.

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Смычные глухие

И.п. 1. Резкие движения (как удары) вперед и в стороны то правой, то левой рукой, зажатой в кулак, при одновременном произнесении слогов па, па.

И.п. 1. Резкие движения (как удары) то правой, то левой рукой, зажатой в кулак, вниз и в стороны при одновременном произнесении слогов та, та.

Движение напряженное, сильное, краткое.

И.п. 2. Резким сильным движением прижать к туловищу одновременно правый и левый локти, произнося при этом слоги ка, ка.

Движение напряженное, сильное, краткое.

ЩЕЛЕВЫЕ ГЛУХИЕ

П р и м е ч а н и е.

Следует помнить, что для произношения глухих и звонких щелевых согласных характерно наличие сильной воздушной струи. Движения рук в этих упражнениях как бы продолжают естественное направление воздуха.

И.п. 1. Поднять пальцы рук ко рту и тут же опустить их вниз плавным, слегка давящим движением при одновременном произнесении с _________ .

Движение слегка напряженное, слабое, длительное.

И.п. 1. Поднять руки вверх и плавно покачать ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом ш__________ .

Движение слегка напряженное, слабое, длительное.

И.п. 1. Поднять ко рту руки, сжатые в кулаки, быстро и резко разжать кулаки, слегка вытянув при этом руки вперед, одновременно произнося ф_________ .

И.п. 1. Прижать руки к животу, одновременно произнести слоги х_____а, х________а.

Движение напряженное, сильное, удлиненное.

ЩЕЛЕВЫЕ ЗВОНКИЕ

И.п. 1. Описать в воздухе руками полукруг и вернуть руки в и.п. при одновременном произнесении з _______ .

Движение напряженное, сильное, удлиненное.

И.п. 1. Описать в воздухе зигзагообразное движение руками вперед при одновременном произнесении ж ______ .

Движение напряженное, сильное, удлиненное.

И.п. 1. Поднять ко рту пальцы рук, затем поочередно отводить плавным движением то правую, то левую руку при одновременном произнесении в ________ .

Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное.

СОНОРНЫЕ

И.п. 1. Поднять пальцы рук к носу, развести руки вперед в стороны мягким, плавным движением при одновременном произнесении м _______ .

Движение слегка напряженное, слабое, длительное.

И.п. 1. Поднять пальцы рук к носу, развести руки в стороны умеренно резким движением при одновременном произнесении н ________ .

Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное.

П р и м е ч а н и е.

Для произнесения сонорных (носовых) согласных м, н характерен выход слабой воздушной струи через нос. Движения рук мягкие, пластичные и как бы продолжают естественное направление воздуха.

И.п. 2.Вращать руками перед грудью с одновременным проговариванием слогов ла, ла, ла …

Движение слегка напряженное, слабое, краткое.

И.п. 3. Мелкими, краткими, быстрыми движениями рук и ног имитировать вибрацию при одновременном воспроизведении р ______ .

Движение напряженное, сильное, длительное.

Пояснительная записка

Фонетическая ритмика -это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствуют снятию напряженности и монотонности речи. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Кружок «Фонетическая ритмика» введен в учебную сетку часов дошкольных групп и проводится один раз в неделю во всех возрастных группах.

ЦЕЛИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Занятия фонетической ритмикой служат средством реализации коррекционно-развивающих целей:

Коррекция неречевых и речевых процессов;

Развивать слуховую, зрительную память, внимание;

Развивать оптико- пространственные представления и навыки;

Развивать статическую и динамическую координацию общих движений;

Развивать тонкую произвольную моторику и мимику лица;

Воспитывать чувство ритма и темпа в движении, способности восприятия музыкальных образов, ощущать в движениях и речи ритмическую выразительность;

Воспитание темпа, ритма дыхания и речи;

Развивать фонетический слух.

Занятие фонетической ритмикой носит комплексный характер и включает в себя все разделы, предусмотренные тематическим планированием (1-2 упражнения на каждый раздел). Каждое занятие имеет свою ведущую задачу, обусловленную планированием.

Коррекционная направленность занятий обусловлена учётом механизма и структуры речевого нарушения.

На занятиях используются упражнения и игры специальной коррекционной направленности: игры на развитие слухового внимания, на развитие речевого слуха, фонематического слуха, артикуляционной моторики и др.

Название тем в каждой группе повторяется, сохраняется и целеполагание каждой темы, варьируются лишь используемые методы, приёмы обучения, а также содержание материала, с помощью которого решаются задачи коррекционно-развивающего обучения.

Занятия Ф.Р. включают в себя упражнения по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа, игры помогающие обрести раскованность и непринужденность.

Формирование произносительных навыков у глухих и слабослышащих дошкольников происходит на базе их развивающегося слуха и при участии зрения (т.е. при слухо - зрительном восприятии), что принципиально расширяет возможности детей в усвоении произношения при подражании речи взрослых. Исходной единицей в обучении произношению является слово, так как именно оно – основная единица языка и в нем реализуются все стороны произношения. Обычно дошкольники усваивают воспроизведение слова при подражании речи взрослых, воспринимаемой слухо-зрительно или на слух. В этом случае они овладевают в первую очередь словом как слого-ритмической структурой, а также усваивают в нем произнесение ряда звуков. Этому также способствует широкое использование фонетической ритмики. Детям предлагают для подражания различные виды движений, сочетающиеся с произнесением фраз, словосочетаний, слов, слогов и звуков

Фонетическая ритмика способствует формированию у глухих дошкольников ритмико-интонационной структуры слова и фразы, более естественной, слитной, ритмичной речи.

Фонетическая ритмика помогает ребенку дошкольного возраста с нарушением слуха:

  • нормализовать речевое дыхание;
  • менять высоту, силу голоса в различном темпе.
  • воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;
  • воспроизводить звуки в заданном темпе;
  • воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;
  • учит естественному выражению отрицания, смеха и т.п. с помощью жестов и звукопроизношения.
  • Выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;

ЗАДАЧИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Задачи фонетической ритмики соотносятся со следующими основными направлениями работы по нейропсихологической коррекции у дошкольников:

  1. развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений;
  2. формирование навыков естественной речи с выраженной интонационной насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи;
  3. развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти и др.) и пространственных представлений как основы для успешного овладения выше обозначенными навыками.

Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция в союзе с движениями рук рассматриваются в речи как «моторный стержень эмоций».

Фонетическая ритмика как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную роль, как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений.

Все упражнения содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию:

  1. нормализацию речевого дыхания и слитность речи;
  2. формирование умений изменять силу и высоту голоса;
  3. правильное воспроизведение звуков и их сочетаний;
  4. воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
  5. различение и воспроизведение ритмов;
  6. выражение эмоций простыми интонационными средствами.

Фонетическая ритмика, как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную речь, как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений. Все упражнения, содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию и направлены на нормализацию речевого дыхания и слитность речи; формирование умений изменять силу и высоту голоса; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний; воспроизведение речевого материала в заданном темпе; различение и воспроизведение ритмов; выражение эмоций простыми интонационными средствами.

Движения выполняются одновременно с проговариванием. Начинается движение с исходного положения, затем следует движение на звук. Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем.

Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При характеристике движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».

Интенсивность определяет динамику речи. При характеристике движений интенсивность фиксируется в терминах «сильно», «слабо».

Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Она выражается в длительности или краткости. При характеристике движений время фиксируется в терминах «длительно», «кратко», «удлинённо».

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трёх основных положений (И.п.).

  1. Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.
  2. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И.п. начинается движения для звуков Р.
  3. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперёд на уровне груди. Это И.п. для звука Р.

Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребёнка есть склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то упражнения следует проводить в сочетании гласных с согласными, например па, по и т.д.

В работе с детьми с нарушениями слуха важен навык воспроизведения ритмов. При работе над ритмом используются отхлопывания и прыжки. Допускается также отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками или одной рукой по какому-нибудь предмету. Упражнения на развитие речевого дыхания способствуют продолжительности выдоха. Это сочетается с другими движениями рук (вверх-вниз), туловища (повороты вправо-влево), головы (наклоны к плечам). Особое значение приобретает характер движений, выполняемых одновременно с проговариванием. Они должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое.

При обучении темпу речи целесообразно использовать две инструкции «говори медленно», «говори быстро». Надо иметь в виду, что проговаривание речевого материала сопровождается движениями. Темп проговаривания должен соответствовать темпу движения.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Сформировавшаяся система ценностных отношений учеников к себе, другим ученикам, самому образовательному процессу и его результатам; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выводы из спорных ситуаций; наличие мотивации к творческому труду, работе нацеленной на развитие речевых навыков.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ставить новые задачи в учебе и развивать мотивы и интерес к познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией; умение организоватьиндивидуально и в группе, формулировать и отстаивать свое мнение - осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты: усвоение учениками конкретных знаний, приобретение умений и опыта творческой деятельности в рамках данного кружка. В работе на занятиях необходимо соблюдать преемственность между музыкально – ритмическими, фронтальными и индивидуальными занятиями. У дошкольников закрепляются следующие умения и навыки: - говорить на одном выдохе: слитно воспроизведить цепочки слогов (3- х и более, типа: ПА-ПО-ПУ-ПИ-ПЭ; ПАПА-ПОПО-ПУ-ПУ-ПИПИ-ПЭПЭ, ПАПАПА- и т.п.), слов и коротких фраз; - изменять силу и высоту голоса, воспроизводить речевой материал, используя основной тон голоса; - воспринимать на слух и слухозрительно и воспроизводить ритмико-интонационную структуру речи (слоги, слова, словосочетания, фразы); - правильно произносить словесный материал, соблюдая логическое ударение, передавать в речи повествовательную, вопросительную, восклицательную интонацию (по подражанию и самостоятельно); - правильно или приближѐнно произносить звуки речи; - использовать естественные невербальных средств коммуникации (позы, мимика, жесты); - самостоятельно определять на слух динамику звучания музыкальных звукорядов.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ ПО ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ.

Структура занятий подвижна, но принцип полифункционального подхода сохранен.

Тематическое планирование.

ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ

№ п/п

  • Фонационные упражнения;
  • Прием наращивания слогов (тренировка удлиненного выдоха);
  • Слитное произношение фраз.

Примечание

Работа над звуками речи:

Работа над ритмом.

Работа над темпом.

  • Двигаться в заданном темпе;

Работа над интонацией.

ВТОРОЙ КВАРТАЛ

№ п/п

Работа над речевым дыханием и слитностью речи:

  • Координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания;
  • Фонационные упражнения;
  • Речевой материал, произносимый на выдохе (звуки, слоги); прием наращивания слогов (тренировка удлиненного выдоха);

Примечание

Дыхательные упражнения проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх – вниз, вверх – в стороны, вверх – на пояс; туловища: повороты вправо – влево и т.п.; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.

Движения должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое.

Вся работа связана со слуховым восприятием учеников.

  • Работа по формированию и коррекции голоса: создание навыков по использованию голоса с нормальной силой и высотой;
  • Выделение словесного и логического ударения. Усиление голоса в связи со словесным и логическим ударением.
  • Усиление и ослабление голоса при увеличении длительности звучания;
  • Формировать умения повышать и понижать голос в пределах одного гласного, слова, синтагмы, фразы. От этого зависит мелодика речи.

Научить пользоваться основным тоном голоса обучающегося, используя звукоусиливающую аппаратуру индивидуального и коллективного пользования. Важно следить за тем, чтобы не было резких отклонений от нормального тембра. Голосовые упражнения выполняются в сочетании с движениями и проводятся по подражанию. Повышение и понижение голоса, изменение силы и высоты хорошо контролируется слухом.

Работа над звуками речи:

  • Упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков, характеризуются тремя элементами: напряженностью, интенсивностью и временем.

Если у ребенка склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то все упражнения проводятся в сочетании гласных с согласными, например ПА_____ .

Работа над ритмом.

  • Развитие чувства ритма с целью использования его для формирования и коррекции произношения;
  • Упражнения на развитие двигательной памяти внимания и коррекции речи;
  • Восприятие сложной ритмической структуры (от односложного ритма к многосложным ритмам, в которых выделяем ударный слог в ряду слогов).

Ритм, передаваемый движением, должен соответствовать ритмическому рисунку слова или фразы: движения учителя и ученика – синхронны, напряжение мышц в движении должно совпасть с усилением звучания слога (при словесном ударении), слова (при логическом ударении). Умение дифференцировать разнообразные ритмы и подчинять своим движениям, положительно сказывается на качестве речи.

Работа над темпом.

  • Двигаться в заданном темпе;
  • Чередовать движения в различном темпе;
  • Сочетать движения с проговариванием в нужном темпе;
  • Проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе.

Выполнение специальных упражнений и заданий с использованием слухового контроля.

Работа над интонацией.

  • Работа над логическим ударением;
  • Формирование умения пользоваться повествовательной, вопросительной, восклицательной и повелительной интонациями;
  • Формирование естественной интонации, выражающей различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг, побуждение и др.

Движения сопровождают произнесение речевого материала до тех пор, пока ученики не запомнят необходимые интонации, после чего они воспроизводят речевой материал без движений, контролируя особенности интонации слухом при помощи звукоусиливающей аппаратуры.

Использование невербальных средств коммуникации.

Развитие творческих способностей.

ТРЕТИЙ КВАРТАЛ

№ п/п

Работа над речевым дыханием и слитностью речи:

  • Координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания;
  • Фонационные упражнения;
  • Речевой материал, произносимый на выдохе (звуки, слоги);
  • Прием наращивания слогов (тренировка удлиненного выдоха); вид работы усложняется – слоги сначала повторяются дважды, а затем трижды и т.п.;
  • Слитное произношение фраз. При произнесении речевого материала может меняться ритм и темп речи.

Примечание

Дыхательные упражнения проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх – вниз, вверх – в стороны, вверх – на пояс; туловища: повороты вправо – влево и т.п.; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.

Движения должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое.

Вся работа связана со слуховым восприятием учеников.

  • Работа по формированию и коррекции голоса: создание навыков по использованию голоса с нормальной силой и высотой;
  • Выделение словесного и логического ударения. Усиление голоса в связи со словесным и логическим ударением.
  • Усиление и ослабление голоса при увеличении длительности звучания;
  • Формировать умения повышать и понижать голос в пределах одного гласного, слова, синтагмы, фразы. От этого зависит мелодика речи.

Научить пользоваться основным тоном голоса обучающегося, используя звукоусиливающую аппаратуру индивидуального и коллективного пользования. Важно следить за тем, чтобы не было резких отклонений от нормального тембра. Голосовые упражнения выполняются в сочетании с движениями и проводятся по подражанию. Повышение и понижение голоса, изменение силы и высоты хорошо контролируется слухом.

Работа над звуками речи:

  • Упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков, характеризуются тремя элементами: напряженностью, интенсивностью и временем.

Если у ребенка склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то все упражнения проводятся в сочетании гласных с согласными, например ПА_____ .

Работа над ритмом.

  • Развитие чувства ритма с целью использования его для формирования и коррекции произношения;
  • Упражнения на развитие двигательной памяти внимания и коррекции речи;
  • Восприятие сложной ритмической структуры (от односложного ритма к многосложным ритмам, в которых выделяем ударный слог в ряду слогов).

Ритм, передаваемый движением, должен соответствовать ритмическому рисунку слова или фразы: движения учителя и ученика – синхронны, напряжение мышц в движении должно совпасть с усилением звучания слога (при словесном ударении), слова (при логическом ударении). Умение дифференцировать разнообразные ритмы и подчинять своим движениям, положительно сказывается на качестве речи.

Работа над темпом.

  • Двигаться в заданном темпе;
  • Чередовать движения в различном темпе;
  • Сочетать движения с проговариванием в нужном темпе;
  • Проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе.

Выполнение специальных упражнений и заданий с использованием слухового контроля.

Работа над интонацией.

  • Работа над логическим ударением;
  • Формирование умения пользоваться повествовательной, вопросительной, восклицательной и повелительной интонациями;
  • Формирование естественной интонации, выражающей различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг, побуждение и др.

Движения сопровождают произнесение речевого материала до тех пор, пока ученики не запомнят необходимые интонации, после чего они воспроизводят речевой материал без движений, контролируя особенности интонации слухом при помощи звукоусиливающей аппаратуры.

Использование невербальных средств коммуникации.

Развитие творческих способностей.

Фонетическую ритмику проводят в кабинете не менее 30 кв. м. По одной из стен расположено зеркало. В кабинете находятся: магнитофон, видеотека, дидактический материал (портреты композиторов, репродукции, наглядные пособия, музыкальные инструменты), доска, стульчики для детей, FM-система (речевой тренажер фирмы «УНИТОН»). Музыкальный руководитель перед занятием подготавливает необходимый для его проведения реквизит (флажки, бубен, мячи и т.д.). Ученики занимаются в легкой и удобной для двигательных упражнений одежде. Для девочек, например: короткая юбочка, футболка, носки, чешки. Для мальчиков: шорты, футболка, носки, чешки. Школьники воспринимают музыку и речь учителя с помощью ИСА и пользуются FM-СИСТЕМА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Фонетическая ритмика -это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствуют снятию напряженности и монотонности речи. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Кружок «Фонетическая ритмика» введен в учебную сетку часов дошкольных групп и проводится один раз в неделю во всех возрастных группах.

ЦЕЛИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Занятия фонетической ритмикой служат средством реализации коррекционно-развивающих целей:

Коррекция неречевых и речевых процессов;

Развивать слуховую, зрительную память, внимание;

Развивать оптико- пространственные представления и навыки;

Развивать статическую и динамическую координацию общих движений;

Развивать тонкую произвольную моторику и мимику лица;

Воспитывать чувство ритма и темпа в движении, способности восприятия музыкальных образов, ощущать в движениях и речи ритмическую выразительность;

Воспитание темпа, ритма дыхания и речи;

Развивать фонетический слух.

Занятие фонетической ритмикой носит комплексный характер и включает в себя все разделы, предусмотренные тематическим планированием (1-2 упражнения на каждый раздел). Каждое занятие имеет свою ведущую задачу, обусловленную планированием.

Коррекционная направленность занятий обусловлена учётом механизма и структуры речевого нарушения.

На занятиях используются упражнения и игры специальной коррекционной направленности: игры на развитие слухового внимания, на развитие речевого слуха, фонематического слуха, артикуляционной моторики и др.

Название тем в каждой группе повторяется, сохраняется и целеполагание каждой темы, варьируются лишь используемые методы, приёмы обучения, а также содержание материала, с помощью которого решаются задачи коррекционно-развивающего обучения.

Занятия Ф.Р. включают в себя упражнения по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа, игры помогающие обрести раскованность и непринужденность.

Формирование произносительных навыков у глухих и слабослышащих дошкольников происходит на базе их развивающегося слуха и при участии зрения (т.е. при слухо - зрительном восприятии), что принципиально расширяет возможности детей в усвоении произношения при подражании речи взрослых. Исходной единицей в обучении произношению является слово, так как именно оно – основная единица языка и в нем реализуются все стороны произношения. Обычно дошкольники усваивают воспроизведение слова при подражании речи взрослых, воспринимаемой слухо-зрительно или на слух. В этом случае они овладевают в первую очередь словом как слого-ритмической структурой, а также усваивают в нем произнесение ряда звуков. Этому также способствует широкое использование фонетической ритмики. Детям предлагают для подражания различные виды движений, сочетающиеся с произнесением фраз, словосочетаний, слов, слогов и звуков

Фонетическая ритмика способствует формированию у глухих дошкольников ритмико-интонационной структуры слова и фразы, более естественной, слитной, ритмичной речи.

Фонетическая ритмика помогает ребенку дошкольного возраста с нарушением слуха:

  • нормализовать речевое дыхание;
  • менять высоту, силу голоса в различном темпе.
  • воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;
  • воспроизводить звуки в заданном темпе;
  • воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;
  • учит естественному выражению отрицания, смеха и т.п. с помощью жестов и звукопроизношения.
  • Выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;

ЗАДАЧИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Задачи фонетической ритмики соотносятся со следующими основными направлениями работы по нейропсихологической коррекции у дошкольников:

  1. развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений;
  2. формирование навыков естественной речи с выраженной интонационной насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи;
  3. развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти и др.) и пространственных представлений как основы для успешного овладения выше обозначенными навыками.

Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция в союзе с движениями рук рассматриваются в речи как «моторный стержень эмоций».

Фонетическая ритмика как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную роль, как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений.

Все упражнения содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию:

  1. нормализацию речевого дыхания и слитность речи;
  2. формирование умений изменять силу и высоту голоса;
  3. правильное воспроизведение звуков и их сочетаний;
  4. воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
  5. различение и воспроизведение ритмов;
  6. выражение эмоций простыми интонационными средствами.

Фонетическая ритмика, как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную речь, как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений. Все упражнения, содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию и направлены на нормализацию речевого дыхания и слитность речи; формирование умений изменять силу и высоту голоса; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний; воспроизведение речевого материала в заданном темпе; различение и воспроизведение ритмов; выражение эмоций простыми интонационными средствами.

Движения выполняются одновременно с проговариванием. Начинается движение с исходного положения, затем следует движение на звук. Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем.

Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При характеристике движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».

Интенсивность определяет динамику речи. При характеристике движений интенсивность фиксируется в терминах «сильно», «слабо».

Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Она выражается в длительности или краткости. При характеристике движений время фиксируется в терминах «длительно», «кратко», «удлинённо».

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трёх основных положений (И.п.).

  1. Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.
  2. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И.п. начинается движения для звуков Р.
  3. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперёд на уровне груди. Это И.п. для звука Р.

Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребёнка есть склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то упражнения следует проводить в сочетании гласных с согласными, например па, по и т.д.

В работе с детьми с нарушениями слуха важен навык воспроизведения ритмов. При работе над ритмом используются отхлопывания и прыжки. Допускается также отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками или одной рукой по какому-нибудь предмету. Упражнения на развитие речевого дыхания способствуют продолжительности выдоха. Это сочетается с другими движениями рук (вверх-вниз), туловища (повороты вправо-влево), головы (наклоны к плечам). Особое значение приобретает характер движений, выполняемых одновременно с проговариванием. Они должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое.

При обучении темпу речи целесообразно использовать две инструкции «говори медленно», «говори быстро». Надо иметь в виду, что проговаривание речевого материала сопровождается движениями. Темп проговаривания должен соответствовать темпу движения.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Сформировавшаяся система ценностных отношений учеников к себе, другим ученикам, самому образовательному процессу и его результатам; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выводы из спорных ситуаций; наличие мотивации к творческому труду, работе нацеленной на развитие речевых навыков.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ставить новые задачи в учебе и развивать мотивы и интерес к познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией; умение организовать сотрудничество с дефектологом, воспитателем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать и отстаивать свое мнение - осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты: усвоение учениками конкретных знаний, приобретение умений и опыта творческой деятельности в рамках данного кружка. В работе на занятиях необходимо соблюдать преемственность между музыкально – ритмическими, фронтальными и индивидуальными занятиями. У дошкольников закрепляются следующие умения и навыки: - говорить на одном выдохе: слитно воспроизведить цепочки слогов (3- х и более, типа: ПА-ПО-ПУ-ПИ-ПЭ; ПАПА-ПОПО-ПУ-ПУ-ПИПИ-ПЭПЭ, ПАПАПА- и т.п.), слов и коротких фраз; - изменять силу и высоту голоса, воспроизводить речевой материал, используя основной тон голоса; - воспринимать на слух и слухозрительно и воспроизводить ритмико-интонационную структуру речи (слоги, слова, словосочетания, фразы); - правильно произносить словесный материал, соблюдая логическое ударение, передавать в речи повествовательную, вопросительную, восклицательную интонацию (по подражанию и самостоятельно); - правильно или приближѐнно произносить звуки речи; - использовать естественные невербальных средств коммуникации (позы, мимика, жесты); - самостоятельно определять на слух динамику звучания музыкальных звукорядов.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ ПО ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ.

Структура занятий подвижна, но принцип полифункционального подхода сохранен.

Тематическое планирование.

ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ

№ п/п

Работа над речевым дыханием и слитностью речи:

  • Фонационные упражнения;
  • Прием наращивания слогов (тренировка удлиненного выдоха);
  • Слитное произношение фраз.

Примечание

Работа над звуками речи:

Работа над ритмом.

Работа над темпом.

  • Двигаться в заданном темпе;

Работа над интонацией.

Использование невербальных средств коммуникации.

Развитие творческих способностей.

ВТОРОЙ КВАРТАЛ

№ п/п

Работа над речевым дыханием и слитностью речи:

  • Координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания;
  • Фонационные упражнения;
  • Речевой материал, произносимый на выдохе (звуки, слоги); прием наращивания слогов (тренировка удлиненного выдоха);

Примечание

Дыхательные упражнения проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх – вниз, вверх – в стороны, вверх – на пояс; туловища: повороты вправо – влево и т.п.; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.

Движения должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое.

Вся работа связана со слуховым восприятием учеников.

  • Работа по формированию и коррекции голоса: создание навыков по использованию голоса с нормальной силой и высотой;
  • Выделение словесного и логического ударения. Усиление голоса в связи со словесным и логическим ударением.
  • Усиление и ослабление голоса при увеличении длительности звучания;
  • Формировать умения повышать и понижать голос в пределах одного гласного, слова, синтагмы, фразы. От этого зависит мелодика речи.

Научить пользоваться основным тоном голоса обучающегося, используя звукоусиливающую аппаратуру индивидуального и коллективного пользования. Важно следить за тем, чтобы не было резких отклонений от нормального тембра. Голосовые упражнения выполняются в сочетании с движениями и проводятся по подражанию. Повышение и понижение голоса, изменение силы и высоты хорошо контролируется слухом.

Работа над звуками речи:

  • Упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков, характеризуются тремя элементами: напряженностью, интенсивностью и временем.

Если у ребенка склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то все упражнения проводятся в сочетании гласных с согласными, например ПА_____ .

Работа над ритмом.

  • Развитие чувства ритма с целью использования его для формирования и коррекции произношения;
  • Упражнения на развитие двигательной памяти внимания и коррекции речи;
  • Восприятие сложной ритмической структуры (от односложного ритма к многосложным ритмам, в которых выделяем ударный слог в ряду слогов).

Ритм, передаваемый движением, должен соответствовать ритмическому рисунку слова или фразы: движения учителя и ученика – синхронны, напряжение мышц в движении должно совпасть с усилением звучания слога (при словесном ударении), слова (при логическом ударении). Умение дифференцировать разнообразные ритмы и подчинять своим движениям, положительно сказывается на качестве речи.

Работа над темпом.

  • Двигаться в заданном темпе;
  • Чередовать движения в различном темпе;
  • Сочетать движения с проговариванием в нужном темпе;
  • Проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе.

Выполнение специальных упражнений и заданий с использованием слухового контроля.

Работа над интонацией.

  • Работа над логическим ударением;
  • Формирование умения пользоваться повествовательной, вопросительной, восклицательной и повелительной интонациями;
  • Формирование естественной интонации, выражающей различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг, побуждение и др.

Движения сопровождают произнесение речевого материала до тех пор, пока ученики не запомнят необходимые интонации, после чего они воспроизводят речевой материал без движений, контролируя особенности интонации слухом при помощи звукоусиливающей аппаратуры.

Использование невербальных средств коммуникации.

Развитие творческих способностей.

ТРЕТИЙ КВАРТАЛ

№ п/п

Работа над речевым дыханием и слитностью речи:

  • Координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания;
  • Фонационные упражнения;
  • Речевой материал, произносимый на выдохе (звуки, слоги);
  • Прием наращивания слогов (тренировка удлиненного выдоха); вид работы усложняется – слоги сначала повторяются дважды, а затем трижды и т.п.;
  • Слитное произношение фраз. При произнесении речевого материала может меняться ритм и темп речи.

Примечание

Дыхательные упражнения проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх – вниз, вверх – в стороны, вверх – на пояс; туловища: повороты вправо – влево и т.п.; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.

Движения должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое.

Вся работа связана со слуховым восприятием учеников.

  • Работа по формированию и коррекции голоса: создание навыков по использованию голоса с нормальной силой и высотой;
  • Выделение словесного и логического ударения. Усиление голоса в связи со словесным и логическим ударением.
  • Усиление и ослабление голоса при увеличении длительности звучания;
  • Формировать умения повышать и понижать голос в пределах одного гласного, слова, синтагмы, фразы. От этого зависит мелодика речи.

Научить пользоваться основным тоном голоса обучающегося, используя звукоусиливающую аппаратуру индивидуального и коллективного пользования. Важно следить за тем, чтобы не было резких отклонений от нормального тембра. Голосовые упражнения выполняются в сочетании с движениями и проводятся по подражанию. Повышение и понижение голоса, изменение силы и высоты хорошо контролируется слухом.

Работа над звуками речи:

  • Упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков, характеризуются тремя элементами: напряженностью, интенсивностью и временем.

Если у ребенка склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то все упражнения проводятся в сочетании гласных с согласными, например ПА_____ .

Работа над ритмом.

  • Развитие чувства ритма с целью использования его для формирования и коррекции произношения;
  • Упражнения на развитие двигательной памяти внимания и коррекции речи;
  • Восприятие сложной ритмической структуры (от односложного ритма к многосложным ритмам, в которых выделяем ударный слог в ряду слогов).

Ритм, передаваемый движением, должен соответствовать ритмическому рисунку слова или фразы: движения учителя и ученика – синхронны, напряжение мышц в движении должно совпасть с усилением звучания слога (при словесном ударении), слова (при логическом ударении). Умение дифференцировать разнообразные ритмы и подчинять своим движениям, положительно сказывается на качестве речи.

Работа над темпом.

  • Двигаться в заданном темпе;
  • Чередовать движения в различном темпе;
  • Сочетать движения с проговариванием в нужном темпе;
  • Проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе.

Выполнение специальных упражнений и заданий с использованием слухового контроля.

Работа над интонацией.

  • Работа над логическим ударением;
  • Формирование умения пользоваться повествовательной, вопросительной, восклицательной и повелительной интонациями;
  • Формирование естественной интонации, выражающей различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг, побуждение и др.

Движения сопровождают произнесение речевого материала до тех пор, пока ученики не запомнят необходимые интонации, после чего они воспроизводят речевой материал без движений, контролируя особенности интонации слухом при помощи звукоусиливающей аппаратуры.

Использование невербальных средств коммуникации.

Развитие творческих способностей.

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Фонетическую ритмику проводят в кабинете не менее 30 кв. м. По одной из стен расположено зеркало. В кабинете находятся: магнитофон, видеотека, дидактический материал (портреты композиторов, репродукции, наглядные пособия, музыкальные инструменты), доска, стульчики для детей, FM-система (речевой тренажер фирмы «УНИТОН»). Музыкальный руководитель перед занятием подготавливает необходимый для его проведения реквизит (флажки, бубен, мячи и т.д.). Ученики занимаются в легкой и удобной для двигательных упражнений одежде. Для девочек, например: короткая юбочка, футболка, носки, чешки. Для мальчиков: шорты, футболка, носки, чешки. Школьники воспринимают музыку и речь учителя с помощью ИСА и пользуются FM-СИСТЕМА.


Галина Маслова
Консультация для логопедов «Фонетическая ритмика-один из приёмов обучения глухих произношению»

Устная речь детей с нарушение слуха, как известно, характеризуется не только большим количеством дефектов в произношении звуков речи , но и нарушением ритмико -интонационной ее стороны.

Существенную роль в формировании произносительной стороны речи детей с нарушением слуха играет фонетическая ритмика , которая органически входит в работу по формированию произношения .

Фонетическая ритмика – система двигательных упражнений, в которых различные движения (рук, головы, корпуса тела) сочетаются с произнесение определенного речевого материала (фраза, слов, слогов , звуков) . Можно предположить, что такая совокупность движений тела и речевых органов должна способствовать снятию напряженности и монотонности речи, которые не редко свойственны детям с недостатками слуха, раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом , оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Все упражнения направленны на :

Нормализацию речевого дыхания и связанной с ней слитности речи;

Умение правильно воспроизводить звуки ;

воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

Умение различать, изображать и воспроизводить различные ритмы ;

Выработку умения выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Движения, которые сопровождаются при произнесении звуков и слогов , характеризуются напряженностью (напряженно, слегка напряженно, не напряженно) ; интенсивностью (сильно, слабо, расслабленно) ; временем (длительно, удлиненно, кратко) . Например, движение, сопровождающее произнесение гласного А , характеризуется так : напряженно, слабо, длительно; гласного У – напряженно, слабо длительно; согласного П – напряженно, сильно, кратко; согласного М – не напряженно, слабо, удлиненно.

Движения, сопровождающие воспроизведение слов , фраз и другого речевого материала, сочетают в себе движения, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов , а также естественные жесты, сопряженные с выражением смеха, отрицания и т. п.

В первые годы обучения работа над произношением ведется на слухо-зрительной основе; позже – с 4-4,5 лет, при необходимости, применяются и разнообразные специальные приемы.

В дошкольный период особое место занимает использование речевой ритмики как одного из эффективных приемов работа над произносительной стороной речи . Он основан на обучении детей подражанию крупным движениям тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков , слогов , слов, фраз. Двигательные возможности маленького ребенка постепенно развиваются, и подражание движениям становится более точным. В этом случае именно движения ведут за собой произношение .

Материалом для занятий фонетической ритмикой являются звуки , слоги, слова, словосочетания, фразы, а позже тексты, произнесение которых сопровождается разнообразными движениями. Если слоговой материал , как правило, одинаков и для глухих , и для слабослышащих детей, те слова, словосочетания, фразы, тексты подбираются педагогом с учетом состояния слуха, уровня развития речи и степени форсированности произносительных навыков . Важно, чтобы речевой материал не только отвечал произносительным задачам , но и был доступен, понятен детям, нужен им в общении.

Занятия фонетической ритмикой проводятся с использованием звукоусиливающей аппаратуры. Но при этом дети должны иметь возможность свободно двигаться, т. е. не быть «привязанными» к столам.

На занятиях дошкольники воспринимают материал на слухо-зрительной основе. По ходу занятия полезно часть материала предлагать детям только на слух.

Занятия ритмикой на всех годах обучения проводятся ежедневно. На занятиях все дети хором вместе с педагогом два-три раза произносят предлагаемый материал, затем его повторяют 2-3 ребенка. Индивидуально первыми говорят те дети, которые могут неправильно произнести слоги , слова, фразы. В случае ошибки педагог дает правильный образец. Затем речевой материал вновь проговаривается хором.

Опыт показывает, что занятия по фонетической ритмики способствуют формированию у дошкольников слитной, выразительной и естественной речи.

Мастер-класс для педагогов и родителей «Виды упражнений по фонетической ритмике »

Цель : повышение компетентности педагогов и родителей в применении различных упражнений по фонетической ритмике в коррекции нарушений слуха у глухих и слабослышащих дошкольников.

С самого начала занятий фонетической ритмикой следует обучать детей сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают произнесение звуков и слогов с этими звуками .

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слов с этими звуками, начинаются с трех исходных положений (ИП) :

1 – встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого исходного положения (ИП) начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.

2 – встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого исходного положения (ИП) начинаются движения для звуков И, К, Л.

3 – встать, ноги вмести, руки вытянуты вперед на уровне груди. Это ИП для звука Р.

ЗВУК А. ИП 1. Глубокий вдох, развести руки в стороны при одновременном длительном произнесении А .

ЗВУК О. ИП 1. Глубокий вдох, развести руки в стороны (давящее движение) при одновременном произнесении О .

ЗВУК У. ИП 1. Глубокий вдох, вытянуть руки вперед (давящее движение) при одновременном произнесении У .

ЗВУК И. ИП 2. Глубокий вдох, вытянуть руки вверх при одновременном произнесении И .

ЗВУК Э. ИП 1. Развести руки вперед – в стороны при одновременном произнесении Э .

ЗВУК Я. Звук И + А

ЗВУК Ю. Звук И + У

ЗВУК Ё. Звук И + О

ЗВУК Е. Звук И + Э

ЗВУК П. ИП 1. Резкие движения кулаками вниз (как удары) при одновременном произнесении ПА .

ЗВУК Т. ИП 1. Ударять указательный палец о большой при одновременном произнесении ТА .

ЗВУК К. ИП 2. Резким сильным движением прижать к туловищу одновременно правый и левый локти, произнося КА .

ЗВУКИ Б, Д. ИП 1. Делать удары ладонями вниз, произнося БА или ДА .

ЗВУК Г. ИП 1. Собрать пальцы в кулак, выпустить указательный и большой пальцы, произнося ГА .

ЗВУК С. ИП 1. Поднять руку ко рту, сделать из пальцев букву С, руку отвести в сторону, произнося С .

ЗВУК Ш. ИП 1. Поднять руки вверх и плавно ими покачивая, опускать руки вниз, произнося Ш .

ЗВУК Ф. ИП 1. Поднять ко рту руки, сжатые в горсть, быстро и резко разжимать горсть, слегка вытянув при этом руки вперед, произнося Ф .

ЗВУК Х. ИП 1. Поднести ладони ко рту, выдохнуть на них и одновременно произнести Х .

ЗВУК З. ИП 1. Описать в воздухе двумя пальцами букву З, одновременно произнеся З .

ЗВУК Ж. Описать в воздухе зигзагообразное движение (резко) руками вперед при одновременном произнесении Ж .

ЗВУК В. ИП 1. Поднять ко рту ладони, затем поочередно отводить плавным движением то правую, то левую руку при одновременном произнесении В .

ЗВУК Ц. ИП 1. Поднять вверх два пальца (указательный и средний, опускать резко вниз, произнося Ц .

ЗВУК Ч. ИП 1. Поднять ко рту пальцы рук, сжатые в щепотку, поворачивать поочередно кисти то правой, то левой руки (быстро и резко) при одновременном произнесении Ч .

ЗВУК М. ИП 1. Поднять пальцы рук к носу, отнести руку вперед – в сторону мягким, плавным движением при одновременном произнесении М .

ЗВУК Н. ИП 1. Поднять пальцы рук к груди, развести руки в стороны умеренно резким движением при одновременном произнесении Н .

ЗВУК Л. ИП 2. Вращать руками перед грудью, произнося ЛА .

ЗВУК Р. ИП 3. Вращать руками перед грудью, имитируя работу мотора, при одновременном произнесении Р .

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «О значении обучения детей правилам дорожного движения» Консультация для педагогов. О значении обучения детей правилам дорожного движения. Подготовила: воспитатель Богданова Е. Д. Ребенок попал.




Цели, которые определяют основные направления в занятиях по фонетической ритмике: соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики; способствовать формированию у слабослышащих детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной; развивать слуховое восприятие учащихся и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.


Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на: нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи; формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах; воспроизведение речевого материала в заданном темпе; восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.


Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков. Движения, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются синхронно с учителем несколько раз (25 раз каждое). После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий фонетически правильно оформленная речь без движений.


Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия ученики вместе с учителем стоят по кругу. Они хорошо видят учителя, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с учителем. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ученика к правильному естественному подражанию.


Занятие по фонетической ритмике проводит учитель- дефектолог, который должен уметь сам правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы: ритмично и красиво двигаться как под музыку, так и без нее; уметь сочетать систему движений с музыкой в различном темпе; видеть и уметь исправлять характер движений у учащихся; стремиться к максимальной естественности и раскованности движений, как своих собственных, так и учащихся; слышать недостатки в произношении учащихся и уметь их исправлять; пользоваться голосом нормальной высоты и силы как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.




1. При описании движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах: «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно». 2. При описании движений интенсивность фиксируется в терминах: «сильно», «слабо». 3. При описании движений время фиксируется в терминах: «длительно», «кратко», «удлиненно».


Двигательные упражнения, сопровождающие произнесе­ние гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трех основных исходных положений (И. п.): Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме и, к, л, р. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И. п. начинаются движения для звуков и, к, л. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперед на уровне груди. Это И. п. для звука р.











ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В ДВИЖЕНИИ Дети стоят по кругу, руки на поясе: Примечание. Здесь и далее все движения и проговаривания выполняются учениками синхронно с учителем. а) выпрыгнуть вверх с одновремен­ным разведением рук вверх в стороны, сказать па. б) выпрыгнуть вверх с одновременным разведением рук вверх в стороны и ног в стороны, сказать па


Дети стоят по кругу, руки опущены: а) шаг вперед левой ногой, руки развести в стороны, сказать па б) встать на левую ногу (после выполнения пункта а), а правой ногой сделать мах вперед, руки протянуть к поднятой вытянутой ноге, сказать пу Дети стоят в центре круга, руки согнуты на уровне груди: а) сделать шаг назад, с напряжением выбросить руки, зажатые в кулаки, вверх в стороны, сказать та б)сделать еще шаг назад, с напряжением ударить кулаками в стороны, сказать то в)сделать еще шаг назад, с напряжением ударить кулаками вперед, перед собой, сказать ту


Дети стоят по кругу, руки опущены. Движения выполнять слитно, одно переходит в другое. а)шаг левой ногой вперед. Встать на левую ногу, правую ногу отвести в сторону, одновременно выбросить руки вверх в стороны, сказать па. Вернуться в И. п. Шаг правой ногой и т. д. (см. выше) б)затем сразу опуститься на корточки, сгруппироваться, обхватив руками колени, сказать пу в)потом резко вытянуться вверх, одновременно подни­мая руки, сказать пи


РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ И СЛИТНОСТЬЮ РЕЧИ Упражнения на развитие дыхания, которые включены в содержание занятий фонетической ритмики, направлены на выработку продолжительного выдоха, что позволяет норма­ лизовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи. Вначале дыхательные упражнения направлены на коор­ динацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Дыхательные упражнения какое-то время проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх в стороны, вверх на пояс; туловища: повороты вправо-влево, наклоны в стороны, вперед; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.


Затем в эту работу включаются фонационные упражне­ния. После вдоха через нос следует медленный выдох с од­новременным произнесением согласных звуков: Ф____ Ф_____С_____ С____ С_____Ш_____ Ш____ Ш_____С_____ Ф____ С_____Ш_____ Постепенно в эти упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе. Сначала это слоги и слогосочетания с различными гласными, а затем навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи.


Если материалом упражнения служат слова, то характер движений меняется: на одном движении произносится уже не слог, а слово. Например, счет от 1 до 10, где удлиненный выдох наращивается постепенно. Произнесение слов сопровождается дирижированием, т. е. движением руки в такт проговариванию: 1, 2, 3; 1, 2, 3, 4; 1, 2, 3, 4, 5... и т. д.


Следующим этапом является переход к слитному произ­ношению во фразе. Предложение Падает снег сопровождается плавным движением правой руки вниз на слово пада­ет, затем такое же движение левой руки на слово снег. Усложняя задания в упражнениях, надо каждый раз предлагать более длинные фразы. Это могут быть вопросы или строчки стихотворения, которые произносятся на одном выдохе. Словосочетание я водою дождевою... сопровождают движения: указательное движение на себя (я) переходит в давя­щее движение руками вперед (водою), которое, в свою очередь, переходит в следующее движение, имитирующее дождь (дождевою). Все движения выполняются слитно и плавно переходят одно в другое.


СЛОВА И КОРОТКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Переход от слоговых упражнений к слитному произне­сению слов и коротких предложений осуществляется на следующем речевом материале Счет от 1 до 10. Дети стоят по кругу. Левая рука лежит на области диафрагмы, правая на уровне груди. Каждый ряд слов произносится на одном выдохе и сопровождается дирижированием, т. е. движение руки в такт проговариванию: 1, 2, 3; 1, 2, 3, 4; 1, 2, 3,4, 5... и т. д. ** * Перечисление дней недели. И. п. такое же, как при счете. Каждую строчку говорить на одном выдохе: понедельник понедельник, вторник понедельник, вторник, среда понедельник, вторник, среда, четверг... и т. д. ** * Перечисление названий месяцев. 12 месяцев. В году 12 месяцев. Январь, февраль. Январь, февраль, март... и т. д.


ТЕКСТЫ И СТИХОТВОРЕНИЯ(ПРИМЕР) Пришла зима. Падает снег. Тихо падает снег. Тихо падает белый снег. Тихо падает белый пушистый снег. Дети стоят по кругу. 1. Каждое предложение проговаривается на одном выдохе в сопровождении плавных, переходящих одно в другое движений: пришла зима Одной рукой сделать призывный жест, затем сразу же перейти на движение как на звук з. падает снег Плавное движение рукой вниз. тихо падает снег На слове тихо поднести указательный палец ко рту и плавным движением отвести руку вниз. тихо падает белый снег Повторить движение на слово тихо, затем расслабленно наклониться вперед. тихо падает белый пушистый снег На три первых слова повторить движение, описанное выше, затем выпрямить туловище, руки согнуть на уровне груди, плавным мягким движением слегка опустить кисти рук вниз, а затем немного поднять вверх. 2. Проговаривание текста, убрав руки за спину.


РАБОТА НАД ГОЛОСОМ Главным требованием к навыкам пользования голосом в речи является соблюдение его нормальной силы и высоты без грубых отклонений от нормального тембра. Работа по формированию и коррекции голоса предполагает создание навыков пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки. Это имеет особое значение при формировании навыка выделять словесное и логическое ударение.


УПРАЖНЕНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ СИЛЫ ГОЛОСА Дети стоят по кругу. Руки согнуты на уровне талии, пальцы сжаты в кулаки. 1 Руки в стороны, затем вверх. Изменение силы голоса на гласном а (о, у) - с тихого звучания увеличивать силу звука по мере поднятия рук. Самое верхнее положение рук соответствует самому громкому звучанию: па__А__А по__О__О пу__У__У Примечание. Шрифтами разного кегля (высоты) обозначена сила звучания: па тихое, ПА среднее, ПА громкое и т. д. 2. Руки вверх через стороны с одновременным изменением силы голоса от тихого звучания к громкому и наоборот: па__А__А__А__а по__О__О__О__о пу__У__У__У__у


Дети стоят по кругу друг за другом. У учителя барабан. 1. Учитель размеренно и тихо стучит в барабан, ученики на цыпочках идут по кругу: па па па; учитель размеренно, но громко стучит в барабан, ученики идут по кругу, громко топая: ПА ПА ПА (в такт ударам); учитель тихо и быстро стучит в барабан, ученики также тихо и быстро идут по кругу: папапа (в такт движениям); учитель громко и быстро стучит в барабан, ученики, громко топая, быстро идут по кругу: ПАПАПА (в такт дви­жениям); учитель громко и резко ударяет в барабан, ученики останавливаются: СТОП! Повторить упражнение, вместо слогов произнося числительные. То же упражнение выполняется в условиях, когда учитель стоит, повернувшись к детям спиной, чтобы они не ви­дели его действий с барабаном.


УПРАЖНЕНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ВЫСОТЫ ГОЛОСА Дети стоят по кругу, руки опущены. 1. Поднять руки до уровня лба, локти развести в стороны. Одновременно с движением сказать слог МА___ в высокой тесситуре. Из предыдущего положе­ния опустить кисти рук до уровня подбородка: МО___ в средней тесситуре




Поднять руки до уровня лба, опускать их (как по ступенькам) до уровня подбородка, а затем до уровня груди с одновременным проговариванием нараспев слогов, пользуясь голосом разной тесситуры (высокой, средней, низкой). * * * ТА ТОН ТА ТОН Динь-дон, динь-дон. татаТА́та ТА__ТОН В переулке ходит слон. ТА__та ТА__та татаТОН Старый, серый, сонный слон. ТА ТОН ТА ТОН Динь-дон, динь-дон. И.Токмакова


УПРАЖНЕНИЯ НА ЧЕРЕДОВАНИЕ НИЗКОЙ И ВЫСОКОЙ ТЕССИТУРЫ ма__ ма__ ма__ ма__ мо__ мо__ мо__ мо__ му__ му__ му__ му__ ми__ ми__ ми__ ми__ Дети стоят по кругу. Понижение и повышение голоса при произнесении ряда слогов. Движение правой руки вправо-влево на уровне груди (дирижирование) сопровождает проговаривание каждого слога. Три первых слога говорить голосом низкой тесситуры, последний высокой. Рука при произнесении этого слога «подбрасывается» вверх. ** * Была зима был холод, снег.низко Ушла зима и снегу нет.высоко Дети стоят по кругу. Произнести текст разным по высоте голосом. Первую строчку сказать низко. Движение на звук б (была зима) пере­ходит в естественное потирание рук и дутье на них (был хо­лод), затем следует движение на звук с (снег). Вторую строч­ку сказать высоко. Махнуть рукой вперед (ушла зима) и раз­вести руками в стороны (и снега нет). Повторить упражнение с движениями, затем без движений, изменяя голос по высоте.


РАБОТА НАД РИТМОМ Одной из задач фонетической ритмики является развитие чувства ритма у слабослышащих детей с целью использования его для формирования и коррекции произношения. Разнообразные движения в сочетании с речевыми упражнения­ми формируют у слабослышащих детей не только чувство ритма, они способствуют развитию двигательной памяти, внимания и коррекции речи. Воспроизведение различных ритмов помогает слабослышащим детям исправлять ошибки в расстановке словесного ударения. Соблюдение правильного словесного ударения одно из необходимых условий разборчивости русской устной речи.


Ритм: па па па по па па па пу Дети стоят по кругу, руки на поясе. Движения выполня­ются по подражанию учителю. Примечание. Здесь и далее, если нет специального указания, все движения учащиеся выполняют по подражанию учителю. Далее для удобства изложения речевой материал, произносимый одновременно с прыжком или другим движением, указывается после описания движения, выполняемого детьми. Речь детей выделяется шрифтом. 1.Три прыжка на месте двумя ногами. Каждый прыжок сопровождается проговариванием слогов: па па па. Прыжок двумя ногами вправо: по. 2.Три прыжка на месте двумя ногами: па па па. Прыжок двумя ногами влево: по. 3. Три прыжка на месте двумя ногами: па па па. Прыжок двумя ногами вперед: пу


Ритм: та-тата-па то-тото-по ту-туту-пу ти-тити-пи тэ-тэтэ-пэ 1.Дети идут по кругу друг за другом. На каждый шаг рука со сжатым кулаком делает движение, соответствующее движению при произнесении того или иного гласного звука. 2.Дети продолжают идти по кругу. Движения однотипны с движениями пункта 1: та па, то по, ту пу, ти пи, тэ пэ. Дети размеренно прыгают по кругу, чередуя прыжки на правую и левую ноги, руки за спиной: та па, то по, ту пу, ти пи, тэ пэ. Дети стоят по кругу. Проговаривают слоги, сопровождая проговаривание указательным движением пальца то влево, то вправо: та-па то-по ту-пу ти-пи тэ-пэ


Работа над текстом Ритм: та́таМама та́тапапа та́та та́ты и я та́та тата́вместе семья. Учитель отхлопывает ритм, проговаривает его, выделяя ударные слоги более громким хлопком и голосом. Учитель и ученики отхлопывают ритм и татакируют (произносят слоги та), выделяя ударные слоги более громким хлопком и голосом. Учитель и ученики отхлопывают ритм и проговаривают текст, выделяя ударные слоги. Учитель и ученики проговаривают текст в сопровож­дении движений: мама Руки согнуть на уровне груди, пальцы рук поднести к носу; плавным движением развести руки от носа вперед в стороны. папа Руки согнуть на уровне груди, пальцы рук сжать в кулаки. Резким движением раскрыть руки в стороны (как бы ударить кулаками в стороны). ты и я Пальцем правой руки резко указать вниз, затем на себя. вместе Руки согнуть на уровне груди, пальцы рук поднять ко рту; плавным движением отвести руки вперед ото рта и развести их в стороны. семья Слегка давящим движением опустить руки вниз как на звук с.


Прохлопывание ритмов ́, ́ с одновременным проговариванием: слоговслов предложений та́та тата́но́ги нōга́ ма́ма пришла́ па́па папа́ру́ки рука́ ма́ма ушла́ п́апо папо́го́ры гōра́ па́па пришел па́пу папу́ко́зы кōза́ па́па ушел па́пи папи́со́вы сōва́ па́пэ папэ́


РАБОТА НАД ТЕМПОМ Задачи обучения темпу речи на занятиях фонетической ритмики составляют формирование умения: двигаться в заданном темпе; чередовать движения в различном темпе; сочетать движения с проговариванием в нужном темпе; проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе. Большое значение для нормализации темпа имеет выполнение специальных упражнений и заданий с использованием слухового контроля.


СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ та тазамедленный та-та-тасредний та, та, та...быстрый тататата...очень быстрый Дети стоят по кругу, руки на поясе. Резко топнуть правой, затем левой ногой: та та. Топнуть правой, затем левой ногой: та-та-та..., убыстряя средний темп до быстрого. Топать поочередно то правой, то левой ногой, одновременно подергивая то правым, то левым плечом: та, та, та..., доводя быстрый темп произнесения до возможно быстрого.


Дети стоят по кругу. Руки согнуты на уровне талии и сжаты в кулаки. 1.Резкий удар правой рукой вправо: па. Резкий удар левой рукой влево: па. Резкий удар правой рукой вправо вниз: та. Резкий удар левой рукой влево вниз: та. Повторить упражнение, вместо одного слога на одном движении произносить ряд слогов: папа папа тата тата. 2.Чередовать эти же движения и слоги в среднем и быс­тром темпе: па-па та-та папа папа тата тата па, па та, та папа, папа тата, тата


СЛОГОВЫЕ СКОРОГОВОРКИ па-та-ма-нака-ли-ва-ла ка-ма-та-муха-фа-ма-на су-та-си-тота-ва-ти-ва Дети стоят в кругу. Проговаривание слогов начинается с замедленного темпа с переходом на средний, а затем на быстрый: па та ма на. Проговаривание слогов каждой скороговорки сопровож­дается движением указательным пальцем вверх-вниз (дири­жируя в такт проговариванию). * * * па та ка па то ко та ка ха та ко хо та́ка та́ка ха-ха-ха та́ко та́ко хо-хо-хо та́ка та́ка хоп-хоп стоп!


СЧИТАЛКИ Папа тут,Мама тут,Папа тут, папа там,мама там,мама там, папа, папамама, мамапапа, мама тут и там.тут и там.тут и там. Дети сидят по кругу («по-турецки»). Проговаривание считалки с дирижированием в такт проговариванию выполняется указательным движением пальцев правой руки вверх-вниз (движение слово). Слово тут выделяется указательным движением пальца перед собой, там указательное движение пальцем в правую сторону. Проговаривание начинается с замедленного темпа с последующим убыстрением до возможно быстрого




Падай, падай, снег, снег. Радуй, радуй всех, всех. Дети стоят по кругу. 1. Проговаривание текста с движениями. Темп проговаривания варьирует от медленного до быстрого: падай, падай Руки на уровне груди, плавно опустить вниз правую, затем левую руку. снег, снег Пальцы правой, затем левой руки поднести ко рту и давящим движением опустить вниз. радуй, радуй Резко выбросить вверх в сторону правую, затем левую руку всех, всех Широким жестом слева направо перед собой описать полукруг правой рукой, затем справа налево левой рукой. Проговаривание текста с хлопками (хлопок слово), постепенно убыстряя темп до быстрого.


Фонетическая ритмика - система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).

Суть метода заключается в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов.
Обязательное условие занятий - эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.

Проводить занятия нужно регулярно по 10 минут и лучше перед завтраком в качестве речевой зарядки. Движения и речевой материал предварительно не выучиваются. Каждое упражнение повторяется 3-5 раз сначала всей группой а потом индивидуально. Знакомить детей со звуками нужно в определенной последовательности, от простых к сложным. Занятия должны приносить детям радость и удовлетворение, носить игровой характер и носить яркую эмоционально-положительную окраску.

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики показало, что:

У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;Улучшается фонематический слух;Нормализуется речевое дыхание;Формируется умение изменять силу и высоту голоса;Улучшается ритмико-интонационная сторона речи;Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;Повышается речевая активность детей.

Практические упражнения.

Звук «А».
Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а ..», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.
Интонация радости.
Звук «О».
Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о …», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.
Интонация удивления.
Звук «У».
И.п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у …», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.
Интонация угрозы.
Звук «Э».
И.п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э… », дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч. Локти опущены (поза хирурга), одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком.
Интонация укора.
Звук «И».
И.п.: руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и… », дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.
Интонация удивления и радости.
Звук «Ы».
И.п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы… », дети с усилением отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).
Звук «Ы» произносится сердито.

Согласные звуки.

«Пальчики здороваются».

Соединяем большой палец со всеми остальными поочередно: «Т, т, т, т».

Упражнение «Барабан».

Дети стоят прямо, руки перед грудью. Стучат пальчиком об пальчик отрывисто: «Та, та, та, та», а потом слитно: «Та-та-та-та». (затем добавляется громко - тихо).

Упражнение «Туча».

Туча тут (показываем тучу и указываем правой рукой вверх и в сторону)

Туча там (левой рукой вверх и в сторону)

Туча, туча тут и там (показываем правой и левой рукой).

Упражнение «Орех».

Хомячок нашел орех (наклон вниз, хватательное движение, выпрямление)

Разделил орех на всех (ребром правой руки ударяем по левой)

Дал соседям - хомячкам (протягивают руки вперед ладошками вверх)

И еще осталось нам (прижимают ладони к груди).