Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Оперетта - это особый жанр театрального искусства. Значение слова «оперетта

Оперетта - это особый жанр театрального искусства. Значение слова «оперетта

Содержание статьи

ОПЕРЕТТА (итал. operetta, франц. opérette, буквально – маленькая опера), вид музыкального театра; музыкально-сценическое произведение, в котором драматургическая основа носит преимущественно комедийно-мелодраматический характер, и диалог органически сочетается с вокальными, музыкальными и танцевальными эпизодами, а также оркестровыми фрагментами концертного типа.

Происхождение.

Истоки оперетты уходят в глубь веков. Уже в экстатических античных мистериях в честь бога Диониса, которые считаются прообразом европейской драмы, можно выявить некоторые жанровые признаки оперетты: сочетание музыки с пантомимой, танцем, буффонадой, карнавалом и любовной интригой. Заметное влияние на общую эволюцию оперетты оказала греческая комедия, в частности пародийные комедии нравов Аристофана и Менандра, а также римская комедия Плавта и Теренция ; затем комедийные персонажи в средневековых моралите, мистериях и мираклях. Вслед за возникновением серьезной оперы ок. 1600 появился такой новый музыкально-театральный жанр, как интермеццо. Служанка-госпожа (1733) Дж. Перголези – образец интермеццо, который послужил моделью для последующих произведений. Успех Служанки-госпожи в Париже побудил Ж.Ж.Руссо к развитию этого жанра на французской сцене. Его Деревенский колдун (1752) – один из трех источников, лежащих в основе opéra-comique, французской комической оперы. Двумя другими источниками были комедии-балеты Мольера и Ж.Б.Люлли и водевили, ставившиеся в народных ярмарочных театрах.

Французская оперетта.

Официальным днем рождения оперетты считается 5 июля 1855. В этот день Ж.Оффенбах , истый парижанин, хотя и уроженец немецкого города Кёльна, открыл свой маленький театр на Елисейских полях – «Буфф-Паризьен». В течение последующих двадцати лет он написал и поставил в театре 89 оперетт, среди которых Орфей в аду (1858), Женевьева Брабантская (1859), Прекрасная Елена (1864), Парижская жизнь (1866), Великая герцогиня Герольштейнская (1867), Перикола (1868), Принцесса Трапезундская (1869), Разбойники (1869) и Мадам Аршидюк (1874). Оффенбах, превосходный театральный композитор – динамичный, жизнерадостный, блестящий и элегантный, – создал оперетту как художественное целое и поднял ее до непревзойденных высот. Хотя среди последователей Оффенбаха во Франции были люди выдающихся дарований, их произведения пользовались лишь временным успехом. Так, Ф.Эрве (1825–1892) написал Мадемуазель Нитуш (1883); Ш.Лекок (1832–1918) – Дочь мадам Анго (1873) и Жирофле-Жирофля (1874); Э.Одран (1842–1901) – Маскотту ; Р.Планкет (1848–1903) – Корневильские колокола (1877) и А.Мессаже (1853–1929) – Маленькие Мишу (1897) и Веронику (1898). Этими сочинениями заканчивается золотой век французской оперетты.

Венская классическая оперетта.

Величие и блеск венской классической оперетты, ее главное достояние и ее гордость олицетворяет, конечно, И.Штраус -младший, чей феноменальный дар к созданию великолепных, благородных мелодий проявился в 479 произведениях. Штраус впервые обратился к музыкально-театральному жанру в возрасте 46 лет (как говорят, по совету Оффенбаха), будучи уже всемирно известным композитором, автором вальсов На прекрасном голубом Дунае , Сказки венского леса , Вино, женщины и песни и Жизнь артиста . После двух успешных, но не слишком выдающихся опытов (Индиго и сорок разбойников , 1871, и Римский карнавал , 1873) Штраус создал настоящий шедевр, высочайшее достижение в жанре оперетты – Летучую мышь (1874). Оперетта была закончена в 42 дня и с тех пор стала воплощением обаяния, веселья и радости жизни в доброй старой Вене. Среди остальных оперетт Штрауса наибольшим успехом пользовались Веселая война (1881), Ночь в Венеции (1883) и Цыганский барон (1885). Последователями Штрауса явились Ф.фон Зуппе и К.Милёккер (1842–1899), чьи оперетты тоже принадлежат к великой венской традиции, хотя большинство из них значительно устарело ввиду весьма слабых либретто.

Английская оперетта.

Расцвет английской оперетты связан прежде всего и главным образом с 14 великолепными плодами бессмертного сотрудничества У.Гилберта и А.Салливена . Сатирический талант Гилберта в сочетании с изяществом музыки Салливена породили такие действительно вдохновенные произведения, как Фрегат ее величества «Пинафор» (1878), Пираты Пензанса (1880), Микадо (1885), Гвардеец (1888) и Гондольеры (1889). За Гилбертом и Салливеном последовали Э.Джерман (1862–1936) с его Веселой Англией (1902) и С.Джонс (1869–1914), автор Гейши (1896).

Венская оперетта 20 в.

В период между расцветом классической венской и становлением современной венской оперетты были созданы добротные произведения, которые приносили доход театрам и даже – в случаях, например, Продавца птиц (1891) К.Целлера, Бала в Опере (1898) Р.Хойбергера, Бродяг (1900) К.Цирера и Красотки (1901) Г.Рейнхардта – имели вполне определенные достоинства. В этих произведениях вновь на первое место выходит танец, атрибут легкого музыкального театра. Переход ко вкусам нового столетия не был внезапным. Оффенбах и Штраус использовали канканы, вальсы, польки и марши не только для украшения своих партитур, но и в музыкально-драматургических целях – для обрисовки ситуации и развития действия. К 1900 применение танцевальных ритмов как средства драматической выразительности стало общераспространенной практикой. Ф.Легар придал указанной выше тенденции художественную значительность. Его Веселая вдова (1905) – одна из наиболее часто исполняемых оперетт во всем мире. Здесь композитор уловил дух времени и дал ему убедительное и не меркнущее со временем выражение. Легар написал еще 24 оперетты, среди которых выделяются Граф Люксембург (1909), Цыганская любовь (1910), Паганини (1925), Фридерика (1928) и Страна улыбок (1929). Эти произведения демонстрируют движение оперетты навстречу опере – тенденцию, которая оказалась неблагоприятной для жизни оперетты как жанра и в конце концов привела к ее исчезновению. Одновременно с Легаром в Вене работало около двух десятков композиторов, и каждый из них чем-то прославился. Это Л.Фалль (1873–1925), написавший Долларовую принцессу (1907) и Мадам Помпадур (1922); О.Штраус (1870–1954), автор Мечты о вальсе (1907) и Шоколадного солдата (1908); Э.Кальман (1882–1953), автор оперетт Сари (1912), Цыганская принцесса (1915) и Графиня Марица (1924).

Оперетта в России.

До 19 в. оригинальной русской оперетты практически не было. В это время отечественная сценическая музыкальная комедия в России развивалась в жанре водевиля , ее основным автором был драматург, музыкальные же номера (танцы и куплеты) носили прикладной, вставной характер, в отличие от оперетты, они не столько служили развитию действия, сколько иллюстрировали его. Более редкую разновидность музыкальных спектаклей того времени составляли т.н. «мозаики», музыкальная партитура которых была собрана из популярных произведений – романсов и эстрадных песен (Русские романсы в лицах и Цыганские песни в лицах Куликова; Хаджи-Мурат Деккер-Шенка; Змейка Шпачека; Ночь любви Валентинова и др.).

История сценической оперетты в России началась с постановки Прекрасной Елены Оффенбаха (1868, Александринский театр). С 1870 возникают самостоятельные труппы, специализирующиеся на оперетте, которые ставили преимущественно произведения французских и австрийских композиторов.

Значительную роль в становлении и развитии сценической оперетты в России сыграл антрепренер, режиссер и актер В.Лентовский . В 1878 он организовал антрепризу в жанре оперетты в московском летнем саду «Эрмитаж» – театр с большим оркестром, хором и балетом. В спектаклях сочеталась яркая пышность оформления с высокой вокально-музыкальной культурой и убедительной актерской игрой. Его спектакли пользовались большой популярностью как у массовой публики, так и у деятелей искусства. Театр Лентовского оказал существенное влияние на молодого К.Станиславского , его увлечение театром началось с оперетты.

Вслед за театром Лентовского, опереточные труппы появились в Петербурге (наиболее известными в 19 в. были «Палас-Театр» и «Летний Буфф») и в российской провинции. Развитие оперетты в России в это время связывалось с именами таких актеров, как А.Блюменталь-Тамарин, А.Брянский, К.Греков, А.Кошевский, Н.Монахов , И.Вавич, В.Пионтковская, В.Шувалова, Е.Потопчина и др.

Российские композиторы на рубеже 19–20 вв. также иногда обращались к оперетте, но это были лишь единичные попытки. Так, к примеру, в 1913 А.Глазунов , бывший в то время ректором Петербургской консерватории, назвал первой российской опереттой произведение, написанное азербайджанским студентом консерватории У.Гаджибекова Аршин мал алан . В целом национальная оперетта в России начала 20 в. находилась в зачаточном состоянии.

Важный этап развития театра оперетты в России пришелся на 1920-е. В этом сказалась новая экономическая политика (НЭП), принятая в 1921 советским правительством. В России снова появились состоятельные люди, жаждавшие развлечений. В этих условиях жанр оперетты стал чрезвычайно популярным. Основой спектаклей по-прежнему была не русская, но классическая оперетта – чаще всего, французская, зато к ее постановкам обращались известные российские режиссеры. В.Немирович-Данченко в Музыкальной студии МХТ поставил Дочь мадам Анго Лекока (1920) и Периколу Оффенбаха, М.Таиров в Камерном театре – Жирофле-Жирофля (1922) и День и ночь (1926) Лекока. Чрезвычайная популярность жанра отразилась на государственной культурной политике: в конце 1920-х один за другим открывались государственные театры оперетты. Первым из них стал Хабаровский театр в 1926 (он еще носил название Театра комической оперы), затем – Московский театр оперетты (1927), Ленинградский театр музыкальной комедии (1929), а также театры в Свердловске, Воронеже, Иванове, Харькове, Киеве, Ростове-на-Дону и других городах. Однако государственная культурная политика требовала иного, «небуржуазного» репертуара, перед советскими композиторами была поставлена задача создания новой оперетты с новыми героями и новым содержанием.

Основоположниками советской оперетты считаются композиторы Н.Стрельников и И.Дунаевский.

Стрельников в разработке своих оперетт следовал в основном традициям венской школы – как в музыке, так и в сюжетных линиях, создавая своеобразные мелодрамы-буфф. Самая известная его оперетта – Холопка (1929) близка по сюжетной линии и музыкальной структуре Принцессе цирка Кальмана.

Дунаевский же фактически совершил революцию жанра, органично объединив в оперетте развлекательную и идеологическую линии. Его первые оперетты И нашим и вашим (1924), Карьера премьера (1925) были близки водевилю, следующая же, Женихи (1927), ознаменовала поворот к новой, советской опереточной стилистике. Она обладала ярко выраженной сатирической и пародийной направленностью, высмеивая традиционных для того времени отрицательных персонажей – нэпманов и обывателей, и пародируя неовенскую оперетту (в частности, Веселую вдову Легара). В оперетте Ножи (1928) сатирическая линия была дополнена лирической и изображением новых положительных героев. Новаторским приемом стало использование Дунаевским в оперетте массовой песни, часто пафосной и даже агитационной, которая впоследствии и стала одним из важнейших выразительных средств музыкальной драматургии советской оперетты. На этих принципах построены самые известные оперетты Дунаевского – Золотая долина (1937), Вольный ветер (1947), Белая акация (1955). Композиторский талант Дунаевского сделал его музыку всенародной любимой: пожалуй, апофеозом его творческого метода стала песня Широка страна моя родная , впервые прозвучавшей в 1936 в экранизированной музыкальной комедии Цирк – по сути своей оперетте.

Эмоциональность, юмор, зрелищность в сочетании с социальным оптимизмом сделала советскую оперетту одним из самых популярных жанров театрального искусства.

Серьезным событием в истории жанра стало появление в 1937 оперетты Свадьба в Малиновке Б.Александрова, посвященной гражданской войне на Украине. Эта оперетта широко шла на сцене вплоть до начала 1990-х гг.

Во время Великой Отечественной войны в репертуаре советских театров оперетты появлялись произведения на патриотическую тему: Девушка из Барселоны Александрова (1942), Раскинулось море широко Круца, Минха и Витлина (1942, переработка Г.Свиридова – 1943), Табачный капитан (1944) и др. Ленинградский театр музыкальной комедии работал в осажденном городе на протяжении всей блокады своим искусством помогая ленинградцам выжить.

После войны среди авторов оперетты появляются новые имена композиторов: Ю.Милютин (Девичий переполох, Трембита, Поцелуй Чаниты ), В.Соловьев-Седой (Самое заветное ), Т.Хренников (Сто чертей и одна девушка ), Д.Кабалевский (Весна поет ), К.Листов (Севастопольский вальс ). Продолжают активно работать и признанные мастера жанра: Дунаевский (Вольный ветер, Белая акация ), Свиридов (Огоньки ). Оперетте отдал дань и великий Д.Шостакович – Москва, Черемушки (1959).

В становлении и развитии российской оперетты значительную роль сыграли актеры Г.Ярон, Н.Бравин, Т.Бах, К.Новикова, Ю.Алексеев, З.Белая, А.Феона, В.Канделаки, Т.Шмыга, Н.Янет, Г.Отс, Л.Амарфий, В.Батейко, М.Ростовцев, Г.Корчагина-Александровская, Г.Васильев, Ж.Жердер, З.Виноградова, Б.Смолкин и мн. др.

Примерно с середины 1960-х четко очерченные рамки жанра оперетты начали постепенно размываться. Обогащая палитру своих выразительных средств, театры, наряду с классической опереттой стали обращаться и к музыкальным произведениям других жанров – рок-опере, мюзиклу . Такой процесс интеграции жанров свойственен не только России – он характеризует развитие театрально-музыкального искусства во всем мире.

Татьяна Шабалина

Слово «оперетта» буквально означает «маленькая опера». И действительно, оперетта зародился «в недрах» оперного жанра.

С самого начала своего существования привыкла живописать высокие страсти античных и библейских героев, исторических личностей и тому подобных персонажей – словом, нечто грандиозное, возвышенное и далёкое от простых смертных с их «мелкими страстишками»… но в зале-то сидели простые смертные, и им иногда хотелось видеть что-то более близкое «к земле», что-то более близкое и понятное. Потому-то рядом с такой оперой – которую в Италии называли опера-сериа (серьёзная опера), во Франции – гранд-опера (большая опера) – существовала опера комическая, выросшая из интермедий, которые игрались между актами большой оперы: опера-буффа во Франции, опера-комик в Италии, зингшпиль в Австрии и Германии.

И конечно, эта опера по своим выразительным средствам отличалась от своей «старшей сестры» – прежде всего это касалось речитатива (музыкальной «декламации», соединяющей арии, дуэты, хоры и прочие музыкальные номера). В итальянской опере-буффа это был т.н. речитатив secco (буквально – сухой речитатив): быстрый «говорок», поддержанный только клавесином (в то время как в опере-сериа речитатив был достаточно напевным). А австрийцы и французы пошли ещё дальше: в их зингшпиле и опере-комик между музыкальными номерами вообще не пели, а говорили (как в драматическом спектакле). Именно так написана «Волшебная флейта» В.А.Моцарта и «Кармен» Ж.Бизе… вы можете возразить, что слышали эту оперу с речитативами. Да, так её, в конце концов, стали исполнять – но речитативы были добавлены позднее, а сам Ж.Бизе написал её с разговорными диалогами (и сейчас некоторые театры возвращаются к такой редакции) – в жанре комической оперы! Разумеется, не потому, что считал этот сюжет забавным – просто в то время драмы и трагедии из жизни простых людей (не богов, не героев, не королей) ещё только завоёвывали «права гражданства» на оперной сцене – и другого подходящего жанра просто не было.

Но время шло – менялась публика, менялся театр. Опера всё больше обращала внимание на «маленького человека» с его горестями и радостями – и новым сюжетам было уж тесно в рамках опера-комик, возникали новые оперные жанры…

Но ведь не всё же демонстрировать публике суровую правду жизни – и посмеяться, и расслабиться тоже надо! И зачем «изобретать велосипед», если есть проверенная система средств для комедии! Вот так и родилась оперетта, унаследовав основные черты французской комической оперы: комедийный сюжет и разговорные диалоги, чередующиеся с музыкальными номерами.

«Отцом» оперетты по праву считается французский композитор Жак Оффенбах. В 1855 г. он создал в Париже на Елисейских полях маленький театр «Буфф-Паризьен». Первоначально там шли одноактные пьесы с участием лишь 4-х персонажей, но в 1858 г. ограничения были сняты – и поставлена первая «полноценная» оперетта… примечательно, что история оперетты началась с того же сюжета, что и история оперы – с мифа об Орфее и Эвридике… правда, выглядел старый сюжет уж очень оригинально: Эвридика терпеть не может музыку Орфея и крутит роман с богом Плутоном, к которому и сбежала в царство мёртвых, Орфей же не спешит её оттуда вызволять – у него у самого роман с прекрасной пастушкой – и только под давлением Общественного Мнения (есть там такой персонаж!) соглашается это делать… в общем, оперетта началась с пародии.

И пародия прочно вошла в её «законы жанра»: рядом с лирическими героями в оперетте всегда присутствует комическая пара: рядом с Эдвином и Сильвой – Бонни и Стаси («Сильва»), рядом с Рене и Анжель – Арман и Жюльетта («Граф Люксембург»)…

Но хоть оперетта и родилась во Франции, всё же в первую очередь, говоря о ней, мы вспоминаем австрийцев И.Штрауса и Ф.Легара и венгра И.Кальмана. И.Штраус написал более 10 оперетт, но подлинными шедеврами стали «Цыганский барон» и, конечно, «Летучая мышь» – последняя стала частой гостьей не только на театральной сцене, её и экранизировали более 20 раз. Но нам, конечно, ближе всего блестящая экранизация Яна Фрида (1971 г.) – с участием Виталия и Юрия Соломиных… и не беда, что сюжет слегка изменён – главное осталось прежним: весёлая неразбериха с переодеваниями на балу, но в конце концов – «всё завершилось к счастью, к всеобщему согласью»…

К слову, это не первый случай, когда при переводе на русский язык изменялся сюжет классической оперетты – так произошло и с опереттой И.Кальмана «Принцесса цирка». В оригинале действие происходит… в России – и именно поэтому некоторые моменты либретто способны вызвать у русского зрителя смех – но совершенно не там, где рассчитывал автор: директор цирка носит фамилию… Станиславский, героиню зовут Федора Палинская (право, непросто было бы найти в России графиню с таким именем!), а мистера X ей представляют как принца Кирасова… дабы ликвидировать такую «развесистую клюкву», действие было перенесено в Вену, Федора Палинская стала Теодорой Вердье, все прочие имена тоже пришлось изменить… Да кстати, и русский персонаж штраусовской «Летучий мыши» – князь Орловский – выглядит не лучшим образом: гротескный тип, ничем не напоминающий русского аристократа…словом, не венграм с австрийцами было писать о России. А была ли у нас своя оперетта?

До XX века практически не было (единичные малоудачные попытки на рубеже веков не в счёт), хотя зарубежные оперетты ставились, и публика их любила.

История же отечественной оперетты начинается с композитора Н.Стрельникова. Впрочем, его оперетты были фактически подражанием западным образцам (так, его «Холопка» (1929 г.) многими чертами напоминает «Принцессу цирка»). А вот кто прочно «поставил» жанр оперетты на русскую почву – так это И.Дунаевский. Мы знаем его как автора советской массовой песни – и это начало он принёс в оперетту, сюжет же оказался сосредоточен на сатире, объекты которой были традиционны для того времени: обыватели, нэпманы… Кончено, в таком виде оперетта не могла не тронуть советского зрителя! И публика полюбила оперетты И,Дунаевского – «Белая акация», «Вольный ветер» – не меньше, чем кинокомедии Александрова с музыкой этого композитора (кстати, весьма близкие к ним по эстетическим принципам).

Впоследствии к жанру оперетты обращались многие отечественные композиторы: «Свадьба в Малиновке» (Б.Александров), «Табачный капитан» (Щербачёв), «Трембита» (Ю.Милютин)… всех и не перечислить. Многие оперетты – и наши, и зарубежные – экранизировались, становясь настоящей классикой отечественного кино (достаточно назвать столь любимый зрителями фильм «Гусарская баллада» – это не что иное как экранизация оперетты Т.Хренникова «Давным-давно»).

И конечно, оперетта не сходит с театральных подмостков! Любой музыкальный театр наряду с операми и балеты не забывает об оперетте – а есть театры, «специализирующиеся» по этому жанру: Государственный академический театр «Московская оперетта», Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии, Ставропольский государственный краевой театр оперетты…

И всегда спектакли собирают полные залы. И немудрено: ничто так не отвлечёт от серых будней, не поднимет настроение, как искрящиеся весельем мелодии оперетты!

Оперетта – это музыкально театральный жанр. Само слово «оперетта» в переводе с итальянского языка означает «маленькая опера». Уже из перевода становится понятно, что от обычной оперы оперетта практически не отличается. Это такое же сочетание вокальной и инструментальной музыки и театрального представления.

Оперетта носит легкий, развлекательный характер, она никогда не может быть трагедией, чаще всего оперетта - это пародия. Хоть в оперетте присутствуют арии, дуэты, сцены хора и сольные партии отдельных инструментов, исполняют они несложные партии, чаще всего танцевального или песенного характера.

Главное отличие оперетты от оперы – танец. Если в опере мы никогда не сможем увидеть танец, то в оперетте каждое действие обязательно должно заканчиваться танцем. Как правило, кордебалет (группа танцоров) показывает самый популярный танец своего времени, таким образом, можно сразу определить в какое время и в какой стране была написана оперетта. Еще одно отличие маленькой оперы от ее «старшей сестры» - все вокальные партии написаны в песенно-куплетном жанре. Это связано с развлекательным характером оперетты, куплетные песни гораздо легче воспринимаются слушателями.

Оперетта возникла в середине 19 века во Франции, а к концу века распространилась практически по всей Европе, в восьмидесятых года дошла до Америки. Отцами оперетты считаются Ф. Эрве и Ж. Оффенбах, именно они создали первые произведения этого жанра и поставили их на большой сцене. Первые оперетты являлись пародиями на литературные произведения, ситуация изменилась, когда публике надоело постоянно смотреть пародии, им хотелось чего-то большего, поэтому композиторы отказались от пародий и стали создавать собственные комические произведения.

В нашей стране оперетты появились довольно поздно, только в начале двадцатого века. Первыми композиторами, написавшими оперетту, были: В.П. Соловьев-Седой, Т.Н. Хренников, И.О, Дунаевский. В.И. Мурадели. Русская оперетта несколько отличается от европейской и западной тем, что в ее основе чаще лежат героические, романтические и лирические сюжеты. Тем не менее в нашей стране композиторы стали писать оперетты для юных зрителей.

Итальянское слово (operetta) и означает буквально - маленькая опера. Становление оперетты связано с Францией второй половины 50-х годов прошлого века. возникла из театральных интермедий - коротеньких представлений, которые шли в антрактах крупных пьес, из злободневных спектаклей-обозрений. Во Франции она стала зеркалом общественной жизни, обличающим пороки, высмеивающим недостатки.
Лучшие французские оперетты связаны с именем композитора Жака Оффенбаха. Это «Орфей в аду», «Прекрасная Елена», «Синяя борода» и др. Сюжеты оперетт, казалось бы столь далекие от действительности, - мифические и сказочные, - неожиданно оказывались очень современными. Действующие лица их были всем весьма хорошо знакомы, с ними зрители встречались чуть ли не каждый день. Они только рядились в костюмы богов и героев. Орфей у Оффенбаха из мифологического певца превращался во влюбленного учителя музыки, а боги оказывались не всемогущими, а, напротив, беспомощными и смешными... Содержание оперетт часто было пародийным. А музыка? Музыка всегда оказывалась веселой и увлекательной. Оффенбах включал в оперетту песенки, марши, танцы - кадрили, галопы, вальсы, болеро... В оперетте не только пели, но и говорили. При этом в тексте часто встречались реплики на злобу дня, намеки на происходящие, волнующие всех события. Несколько другой стала оперетта в Австрии, в Вене. Она так и называется - венская оперетта. Наверное, вы слышали оперетты Иоганна Штрауса-сына «Летучая мышь», «Цыганский барон». Они напоены чудесными мелодиями. Говорили, что благодаря Штраусу оперетта стала легкой, жизнерадостной, остроумной, нарядно приодетой и ярко звучащей музыкальной комедией. Традиции Штрауса продолжил венгерский композитор Имре Кальман, написавший такие известные оперетты, как «Сильва», «Марица», «Принцесса цирка». Много оперетт, или, как их у нас чаще называют, музыкальных комедий, создано советскими композиторами. В 20-е годы в этом жанре работал Н. Стрельников. По его оперетте «Холопка» поставлен кинофильм «Крепостная актриса».
В театрах Советского Союза идут лучшие оперетты И. Дунаевского «Золотая долина», «Вольный ветер», «Белая акация». К жанру оперетты обращались Б. Александров, Ю. Милютин, Д. Шостакович, Д. Кабалевский, Т. Хренников, А. Петров, А. Эшпай, В. Баснер, Р. Гаджиев и многие другие композиторы. Сейчас, в наши дни, все большее распространение получает разновидность оперетты, называемая мюзикл. Наиболее известные из зарубежных мюзиклов - «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу и «Вестсайдская история» Л. Бернстайна.


Смотреть значение Оперетта в других словарях

Оперетта Ж. — 1. Музыкально-драматическое произведение - нередко комедийного характера - с элементами разговора и танцев. // Сценическое представление, воспроизводящее такое произведение........
Толковый словарь Ефремовой

Оперетта — оперетты, ж. (ит. operetta, букв. маленькая опера) (муз. театр). 1. Вид комической оперы, отличающийся чередованием пения и разговора, веселой, легкой музыкой и карикатурным........
Толковый словарь Ушакова

Оперетта — -ы; ж. [итал. operetta]
1. только ед. Жанр музыкально-комедийного искусства, сочетающий инструментальную (оркестровую) музыку с вокальной (сольной или хоровой), с танцем и........
Толковый словарь Кузнецова

Оперетта — Заимствование из итальянского, где operetta (буквально – "маленькая опера") образовано как уменьшительное от opera (см.).
Этимологический словарь Крылова

Московская Оперетта — открылась в 1922 как частный театр спектаклем"Фаворит" Р. Штольца. С 1927 государственный (первая постановка - "Женихи"И. О. Дунаевского), до 1992 назывался Московский театр........

Оперетта — (итал. operetta - букв. - маленькая опера),музыкально-театральный жанр, представление преимущественно комедийногохарактера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные........
Большой энциклопедический словарь

Оперетта — - маленькая опера - музыкально-театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера........
Исторический словарь

итал. оperetta – маленькая опера), музыкально-театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором герои то поют, то говорят. Ведет происхождение от комической оперы 18 в. Как самостоятельный жанр сложилась в Париже к сер. 19 в. Композитор Ж. Оффенбах поставил в театре «Буфф-Паризьен» оперетту «Орфей в аду» (1858), которая представляла собой комическое осовремененное переосмысление сюжета древнегреческой легенды. В этой оперетте впервые был исполнен канкан, который танцевали фурии в аду. В опереттах Оффенбаха воплотились лучшие качества этого жанра: легкая музыка и яркое увлекательное зрелище. В кон. 19 – нач. 20 в. ведущее положение заняла венская оперетта, которая обрела свой неповторимый стиль в творчестве И. Штрауса («Летучая мышь», 1874; «Цыганский барон», 1885, и др.). Волшебные звуки вальса уносили зрителей в мир романтических фантазий. Неповторимый колорит придавали венским опереттам мотивы мазурки, чардаша и др. национальных танцев, которые с этого времени обрели популярность во всем мире. В 20 в. новая венская оперетта нашла блестящее продолжение в творчестве И. Кальмана («Сильва», 1915; «Марица», 1924) и Ф. Легара («Веселая вдова», 1905). В России к жанру оперетты обращались Н. М. Стрельников, Б. А. Александров, И. О. Дунаевский, Г. С. Милютин, Д. Д. Шостакович, Т. Н. Хренников.