4 марта 1818 года на Красной площади установили первую скульптурную композицию Москвы и первый памятник, посвященный не государю, а народным героям. У него, как и у его персонажей, своя биография, полная торжества, трудностей и даже колкостей.
Всенародный монумент
Памятник Минину и Пожарскому был построен не на средства государственной казны, а на народные деньги. Инициаторы проекта – Вольное общество любителей словесности, наук и художеств собирали пожертвования со всей России. В 1808 году они разослали по стране гравюры с утвержденным проектом: «дабы оный был известен всем Россиянам». За три года удалось собрать 136 тысяч рублей, чего хватило и на постройку памятника в Москве и возведение обелиска в Нижнем Новгороде.
Двойной повод
На самом деле, памятник Минину и Пожарскому символизирует два события – освобождение Руси от инозменых захватчиков в 1612 году и победу в Отечественной войне, которая также вошла в историю как «народная война». Первоначально планировалось установить «Минина и Пожарского» в 1812 году к двухсотлетию победы второго ополчения, но война разрушила планы авторов проекта, замедлив ход работы. Скульптурная композиция появилась на Красной площади лишь 4 марта 1818 года.
Памятник-кочевник
История создания памятника, как и история его существования, наполнена постоянными спорами о том, где он должен стоять. Самым первым потенциальным местом расположения был Нижний Новгород, где родилось второе ополчение, но, учитывая важность события для страны, Александр I настоял на установке памятника в Москве. Тем не менее, в Нижнем Новгороде сегодня можно увидеть его брата-близнеца, правда, в уменьшенном размере. Он установлен под стенами Нижегородского Кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи, с которой когда-то Минин призывал нижегородцев созвать ополчение.
Скульптурную композицию в 1818 году установили напротив ворот ГУМа. По замыслу архитектора, Минин указывает Пожарскому на Кремль, призывая прогнать поляков из Москвы. В 1931 году памятник перенесли к Собору Василия Блаженного, так как он мешал проведению парадов на Красной площади.
Водным путем
Кстати, памятник Минину и Пожарскому был отлит не в Москве, а в Петербурге. В древнюю столицу скульптуру доставляли водным путем. Перевозка заняла несколько месяцев с 21 мая по 6 сентября 1818 года, так как в планах была обязательная остановка в Нижнем Новгороде. О прибытии долгожданного памятника в город сохранилось упоминание в журнале «Сын Отечества»: «Никакое перо не может изобразить, в какое восхищение приведены были как нижегородские, так и всего тамошнего края жители появлением на тамошних водах столь знаменитого памятника… граждане нижегородские обоего пола и всех возрастов с утра до ночи съезжались к судам зреть сей знаменитый по предмету, искусству и величине своей памятник».
Инновации
Сегодня скульптурная композиция «Минин и Пожарский» может показаться неуникальной, но для того времени это был настоящий технологический прорыв. Несмотря на свой внушительный размер, памятник монолитен, его отливали «одним куском». Для этого понадобилось «1000 пудов штыковой меди, 10 пудов олова, 60 пудов шпиуатеру». Медь плавили около десяти часов, метал в форме остыл лишь спустя пять дней. К началу XIX века такая работа считалась уникальной.
Поэтическая критика
На центральном памятнике Москвы все должно быть с умом. Придерживался этого мнения и Александр Сергеевич Пушкин, который в своих сочинениях сообщал о фактической ошибке в надписи на постаменте: «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия». Поэт писал: «Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Федоровича Романова».
Народный фольклор
С памятником «Минину и Пожарскому» связана одна политическая легенда. После смерти В.И. Ленина в 1924 году в верхушке партии началась борьба за власть. В этот нелегкий период, на одном из съездом, неосторожный Григорий Зиновьев выступил с главным докладом «Политическим отчетом ЦК РКП(б)», что являлось прерогативой генерального секретаря. Пошли слухи, что Зиновьеву удалось у всех за спиной прибрать к рукам власть. Так за ним закрепилось прозвище «второй Гришка Отрепьев». Считается, что в это же время на памятнике появилась надпись, вошедшая впоследствии в народный фольклор: «Смотри-ка, князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась». Правда, по другой версии, оригинал принадлежал к более позднему периоду, звучал как «Смотри-ка, князь, какая мразь у стен Кремлевских улеглась», и относился к мавзолею Ленина.
Важные события в жизни разных народов нашли свое отражение в памятниках. Их устанавливали в честь правителей и национальных героев, побед и ключевых исторических моментов. Со временем отношение монументальным сооружениям и скульптурам изменилось. Они стали более жизненными, иногда забавными, иногда просто странными. Художники смогли увековечить литературных героев и обычные вещи, животных и людей в самом неожиданном ракурсе. Современные произведения искусств трудно оценивать по единой шкале, они слишком отличаются. Поэтому давайте познакомимся с самыми необычными, красивыми и оригинальными памятниками из разных стран.
Лучшие статуи в мире стали символами определенных эпох и событий, но современное искусство не ограничилось ими. В разных городах и странах есть непривычные и необычные изваяния, их довольно много, давайте знакомиться с ними.
Появление необычных скульптур и композиций можно назвать современной мировой тенденцией. Иной раз трудно даже понять сразу, что именно хотел сказать автор. Но мы попробуем разобраться.
Интересная тенденция современных композиций – появление фигур из-под земли или из стен. Они иной раз очень впечатляют:
Американский скульптор Марк Дженкинс – мастер провокации. Его авторские работы впечатляют и даже могут ввести в заблуждение:
Менее реалистично, но все же провокационно выглядит изваяние Зигмунда Фрейда, висящего на одной руке (Прага). Или брюссельский вор-проказник, поймавший полицейского. Воришка высунулся из люка и внезапно схватил стража порядка. Кстати, выглядывающий из люка сантехник довольно популярен, такие композиции есть в Красноярске, Омске, Екатеринбурге, украинском Бердянске, Швеции и Братиславе (Словакия).
Раз уж мы заговорили о профессиях, то стоит упомянуть о композициях, посвященных ремеслам:
Кстати, в Челябинске рядом с нищим расположились: мастер Левша, городовой и пожарный, извозчик, почтальон, музыкант и чистильщик обуви. Есть там десантник, ветеран, трактирщик и другие скульптуры. Очень популярны дворники, их увековечили: в Коста-Рике, Салавате и Екатеринбурге. А грузчики стоят в Сингапуре и Германии. Есть памятные фигуры, посвященные банкирам и гаишникам, сапожникам и скульпторам. Но встречаются и менее «почетные» профессионалы – в Амстердаме на улице Красных фонарей увековечили дам древнейшей профессии, а в Москве – стриптизершу.
Увековечены в разных городах мира не только люди, но и предметы. Самыми необычными можно назвать следующие статуи:
Есть и довольно необычные предметы: в Израиле увековечили… огрызок яблока, в Железноводске – клизму, а в Лондоне – окурок.
Скульпторы не могли обойти вниманием животных, оригинальные композиции встречаются везде:
Разные монументы, одиночные и композиционные установлены в честь животных, каждый имеет свою историю.
Обзор самых интересных монументов и сооружений был бы не полным, если бы мы не упомянули о тех, что специально установлены в подводном царстве:
Все эти подводные жители — не случайно затопленные фигуры, а специально созданные подводные музеи и композиции. Вот такие удивительные памятники встречаются на суше, пытаются выбраться наружу из стен или из-под земли, поселились на деревьях и крышах или живут под водой.
Самые интересные памятники мира
4 марта 1818 года в Москве был торжественно открыт памятник героям народного ополчения Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому работы скульптора Ивана Мартоса. Первоначально памятник планировали установить в Нижнем Новгороде, где в 1612 году разворачивались основные действия народного ополчения против польской интервенции, однако затем выбор пал на Москву из-за особой значимости памятника для русской истории. Мы решили рассказать о десяти интересных фактах об этом памятнике.
Инициаторами установки памятника выступили члены российского просветительского Вольного общества любителей словесности, наук и художеств в 1803 году. Сбор средств для постройки и возведения проводился по всенародной подписке по всей России. С этой целью была опубликована гравюра с изображением первой модели памятника. К 1811 году сумма достигла 136 тыс. рублей, из которых 18 тыс. были присланы из Нижегородской губернии.
Работа над памятником велась в Санкт-Петербурге, после чего он отправился в Москву водным путем: через Мариинский канал до Рыбинска, оттуда по Волге до Нижнего Новгорода, где памятник задержался на некоторое время в знак уважения к роли новгородцев в Смутное время. Затем транспортировка продолжилась вверх по Оке до Коломны, а оттуда по Москве-реке до Краснохолмского моста. Транспортировка заняла три с половиной месяца: отправившись из Петербурга 21 мая 1817 года, памятник оказался в Москве 3 сентября.
Постамент для памятника был изготовлен из гранита. Контракт на его изготовление был заключен с петербургским купцом Самсоном Сухановым, который уже принимал участие в сооружении гранитных колонн для Казанского собора. Гранитный постамент был изготовлен в Выборгской губернии.
Для отливки самой скульптурной группы понадобилось «1000 пудов штыковой меди, 10 пудов олова, 60 пудов шпиуатеру». Только чтобы расплавить медь, понадобилось около 10 часов, после чего ее стали заливать в форму. Через пять дней, когда металл остыл, форму разбили, получив «идеальный монумент». Для того времени такая литейная работа считалась уникальной.
Изначально скульптор Мартос задумывал обоих героев стоящими на постаменте во весь рост, однако был вынужден изменить свой замысел, так как он вызвал недовольство среди некоторых государственных лиц. Дмитрий Пожарский был князем, а Кузьма Минин — простолюдином, которому не полагалось стоять рядом с князем.
Иван Мартос придерживался традиций классицизма, поэтому фигуры Минина и Пожарского напоминают античные статуи. Вместе с тем памятник не лишен русского национального своеобразия: хитон Кузьмы Минина напоминает русскую рубашку, а князь Пожарский в одной руке держит щит с образом Спаса Нерукотворного, который был на стягах русского войска во время Куликовской битвы. Кроме того, на барельефе на тыльной стороне памятника на щите в руках одного из русских воинов изображение иконы Казанской Божией Матери, которая была обретена в день освобождения Кремля от поляков. На лицевом барельефе головы женщин в античных одеждах украшают традиционные русские кокошники.
Изначально памятник был открыт перед зданием нынешнего ГУМа на Красной площади. Фасадной частью памятник был обращен к Кремлю. Минин указывает Пожарскому на Кремль, призывая его прогнать поляков из Москвы. По замыслу автора, Москва и Кремль, на который указывает Минин, едины и олицетворяют сердце Отечества и святыни духовного и материального характера. В 1931 году памятник был перенесен к собору Василия Блаженного, так как мешал проведению парадов боевой техники на Красной площади и строительству Мавзолея Ленина. Кроме того, существует легенда, что большевикам, недавним хозяевам Кремля, в жесте Минина виделся призыв освободить Кремль от новой власти. Якобы на памятнике даже кто-то нацарапал надпись «Гляди-ка, князь, какая мразь у стен кремлевских разлеглась».
На одном из барельефов слева от женщин, отдающих деньги и драгоценности ради Отечества, можно видеть самого Ивана Мартоса с двумя сыновьями, которых отец отправляет в ополчение. Один из сыновей Мартоса, Алексей, был участником Отечественной войны 1812 года, другой сын, Никита, был убит наполеоновскими солдатами в 1813 году во время учебы в Италии.
Пугающая фотография, не находите? Немного не по себе становится, когда всматриваешься в черты лица зовущей Родины. Но это памятник отнюдь не праздный, и эмоции, которые изобразил скульптор, безусловно оправданны. 50 лет назад состоялось торжественное открытие памятника в Сталинграде. С историей ее создания связано несколько интересных фактов.
Во-первых, Родина-мать не одна. Ее точная копия (правда, в уменьшенном масштабе) находится в Москве, на Тимирязевской улице, рядом с домом скульптора Евгения Вучетича. Ее, правда, оень плохо видно из-за забора, но несколько фотографий в сети найти можно. Там же находится копия головы статуи - уже в натуральную величину.
Во-вторых, работа над Родиной-матерью длилась около 9 лет, и скульптору Вучетичу пришлось пройти через все круги бюрократического ада, чтобы согласовать проект, который бесчисленное количество раз отвергали разноранговые чиновники. Изначально предполагалось, что доминантой мемориального комплекса станет скульптура изображающая женщину, склонившуюся над погибшим советским воином. Впоследствии эту идею использовали для статуи "Скорбь матери о сыне", которая и по сей день стоит на Мамаевом кургане.
В-третьих, огромные размеры скульптуры обусловлены... холодной войной. Никита Хрущев приказал во что бы то не стало сделать скульптуру выше, чем Статуя Свободы.А разве можно спорить с генсеками? Высота американской статуи - 46 метров; Родину-масть сделали 52-метровой (и это без учета меча!).
В-четвертых, открытие памятника стало настоящим праздником, на который собрались первые лица государства. Но сам скульптор не приехал. Почему? Дело в том, что Вучетич был контужен на войне и потому не мог выступать на публике - у него начинался тик. А широкие массы об этом не знали. Что бы подумали люди, если бы скульптор на церемонии отказался выступать и принимать поздравления? Поэтому Вучетич вместе с семьей наблюдал за трансляцией открытия по телевизору.
В мире много интересного и необычного. Здесь представлено вашему вниманию небольшую коллекцию необыкновенных и удивительных памятников со всего мира.
Памятник очереди в Вашингтоне.
Памятник Апельсину в Одессе.
"Екатерина II издала 27 мая 1794 года указ о строительстве в Одессе морского торгового порта, который должен был стать крупнейшим на юге Российской империи.Однако после смерти императрицы, Павел I собирался отменить ее указ, оправдывая это большими финансовыми затратами. Одесские купцы, узнав о том, что Павел I намерен отозвать выделенные средства на строительство порта и развитие города, отправили царю под конвоем Феногарийской греческой гвардии несколько телег с апельсинами. Император очень любил эти фрукты. В то время в России апельсины считались экзотическими фруктами, и их было трудно достать. На следующий день после получения щедрого подарка, оценив находчивость одесситов, император возобновил указ матери о выделении 250000 рублей золотом на строительство порта и развитие города. Так, получается, что апельсины "дали" городу Одессе жизнь, то есть его способствовали его строительству."
Памятник нежинскому огурцу в городе Нежин под Киевом.
"Памятник представляет собой композицию из трех элементов, имитирующих: погребок, для хранения солений и консервации, бочку, в которой в старину засаливали овощи, и нежинский огурец."
Памятник национальной русской закуске – огурцу в подмосковном городе Луховицы.
«Зеленый кормилец» является основной статьей дохода города. Именно Луховицы являются основным поставщиком отменных огурчиков на рынок Москвы и Подмосковья.
Памятник яблоку в Алма-Ате.
Мраморное, яблоко стоит на подножье из которого струится вода, а в углублении блестят монеты.
Памятник яблоку-антоновке в Курске.
Когда начали проводить конкурс общественного признания « года», победителям в качестве награды вручают маленькие золоченые яблочки.
Памятник огрызку в Иерусалиме.
Что он означает, известно, наверное, только самому автору.
Памятник общеизвестному сырку "Дружба".
Сырок на памятнике воспроизведен очень досконально - даже со штрихкодом Адрес - Москва, пересечение улиц Руставели и Огородного проезда, у завода.
Памятник балтийским шпротам в Калининградской области (Мамоново).
Рыбоконсервный комбинат действует в городе с 1949 года, а потому Мамоново можно считать родиной отечественных шпрот.
Памятник Колбасе в Новосибирске.
Памятник ШОКОЛАДУ (мням-мням) в г.Покров
Памятник Галушке в Полтаве.
Многие, фотографируясь, по традиции садятся в ложку, чтоб почувствовать себя галушечкой, наверное.
Памятник Варенику в Черкассах. (И "Горілка" с кружкой рядом).
Памятник пиву в Китае. (Специально для Ильи Коркина и других любителей ПИВА!
Памятник самовару в г.Елабуга. Даже жар с имитирован!
Гвадалахара, Мексика. Весьма необычный памятник-стул с ушами.
Памятник-скамейка. Называется "Съедим бисквит вместе". Сеул, Ю.Корея.
Памятник Крану и струе воды на Канарских островах. Установлен в Аквапарке, рядом с Лас Америкас на Тенерифе.
Памятник отопительной батарее в Самаре.
Бронзовая композиция представляет собой радиатор и подоконник с греющейся кошкой. Скульптуру в 2 м высотой и весом в 200 кг разместили в проходной старейшей в стране Самарской ГРЭС. Таким необычным способом в городе отметили 150-летний юбилей батареи - в 1855 году русский немец итальянского происхождения Франц Карлович Сан-Галли изобрел первый отопительный радиатор.
Памятник Прищепке в Филадельфии.
Памятник клизме в Железноводске.
Самое страшное животное - ЖАБА! Она пол мира "задушила". Памятник ЖАБЕ в Бердянске.
Памятник Жабе в г. Киеве.
Эта Жаба имеет : внутри нее находится ковш, в который падают все монетки, которые туристы в нее бросают. И говорят, что однажды этот ковш переполнится и все богатство высыпется счастливчику под ноги.
Памятник Ежику в тумане в Киеве.
Памятник СЧАСТЬЮ в г.Томске.
Символом Счастья выбрана , наиболее полно воплощающая это состояние, - сытый волк на свадьбе из легендарного мультфильма «Жил-был пес». При поглаживании прохожими сытого живота волка - памятник "говорит" незабываемым голосом Армена Джигарханяна: «Щас спою».
Памятник Корове в скафандре в Стокгольме.
Памятник "Ожившая спичка" в г.Киеве
Символизирует участие в экологическом движении с целью привлечь внимание жителей к уменьшению площади зеленых зон и чрезмерной загрязненности окружающей среды, особенно в центре столицы.
Памятник трудоголику в Лос-Анджелесе, США.
Памятник девушкам на мосту в Грузии.
"Памятник наоборот" в Мельбурне.
Памятник "Человека, выходящего из стены" в Париже.
Памятник светофору в Лондоне.
Памятник Диван-арбуз в Киеве.
Памятник Святому Вацлаву в Праге.
Памятник из ключей в Праге. .
Памятник из ключей в Праге попал в Книгу рекордов: 85 тысяч ключей понадобилось чешскому скульптору Иржи Давиду для изготовления 6-метрового монумента, посвященного «бархатной» революции. Ключи для монумента собирали по всей Чехии. Скульптура представляет собой пирамиду из стоящих друг на друге латинских букв, из которых состоит слово «революция»
ПАМЯТНИКИ ЧЕЛОВЕКУ-НЕВИДИМКЕ: Памятник Человеку-невидимке в центре Праги:
Памятник Человеку-невидимке в Екатеринбурге:
Памятник Человеку-невидимке в Петербурге:
Памятник Человеку-невидимке в Западной Европе:
Памятник Человеку-невидимке (Ральфу Эллисону) в Манхэттене.
Памятник Человеку-невидимке в Украине город Тернополь:
Памятник не рожденным детям.
Памятник пьянству за рулем!