Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Конспект урока мир византийской культуры. Изучение нового материала

Конспект урока мир византийской культуры. Изучение нового материала


МИР ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ Византия – наследница античности – испытала на себе и влияние культуры народов Востока, сумев творчески переработать их художественные традиции. От Египта она унаследовала художественные росписи тканей, резьбу по дереву и кости, от Малой Азии – тип купольной базилики, у персов научилась придворному церемониалу. И все-таки Византии суждено было оставить собственный след в истории мирового искусства. Византийские мастера добились синтеза мозаичных и фресковых росписей. Здесь зародилась иконография, подчиненная канонам, которым следовали живописцы Западной Европы и Древней Руси. Значительными были успехи в литературе, книжной миниатюре, музыке и декоративно- прикладном искусстве.


ДОСИТЖЕНИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ Византийские храмы называют Базилика греч. «царский дом» В отличии от других храмов, Византийские допускали присутствие человека, они стали центрами богослужений. Все храмы ориентированы на восток, так как там, по представлению христиан, находился Иерусалим – центр земли. Позднее все большее значение приобретает новый тип храма – крестово-купольный, имеющий в плане форму креста с куполом в центре.


СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ Наивысшие достижение византийской архитектуры –собор Святой Софии в Константинополе, соединивший базилику с купольным перекрытием. Храм воздвигли два архитектора – Анфимий и Исидор. Зодчие блестяще справились с этой задачей. Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден с Босфора. По словам очевидцев, в «высоту он поднимается будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря








МЕРЦАЮЩИЙ СВЕТ МОЗАИК Мировую славу приобрели мозаики Византии. Используя античную технологию изготовления, мастера нашли особую технологию. Кусочки матовой или прозрачной смальты, или каменные кубики закреплялись в основе под разным наклоном. Это поваляло лучам солнца или свету свечи вспыхивать, отражаться и искриться золотом, пурпуром и синевой.


ИСТОРИЯ В СВЕТЕ Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории. Многочисленные изображения Христа, пророков и ангелов, сцены из Священного писания и прославление власти императора стали излюбленными темами и сюжетами византийских мозаик. Их золотой фон также имел особый смысл Во-первых, он это символ богатства и роскоши, а во-вторых, один из самых ярких цветов, он создавал вокруг изображенных фигур эффект священного сияния.





ИСКУССТВО ИКОНОПИСИ Иконопись была крупнейшим художественным явлением в восточно-христианском мире. Византийская культура не только стала началом некоторых национальных культур (например, Древнерусской), но и влияла на иконопись других православных стран: Сербии, Болгарии, Македонии, Руси, Грузии, Сирии, Палестины, Египта. Так же под влиянием Византии находилась культура Италии, в особенности Венеции.
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА До нас дошла только церковная музыка. Светская музыка сохранилась лишь в виде «декламации» дворцового церемониала и нескольких мелодий. Пели «а капелла». Три способа вокала: торжественное чтение евангельских текстов с подпеванием, исполнение псалмов и гимнов, аллилуйное пение. Старейший документ пения датируется IV веком. С увеличением пышности церковных служб в XIIIXIV вв. наступает расцвет музыкального искусства.


КОНЕЦ Материалы были взяты с: 1) 2) 3) 4) © 2016 год

Из книги Другая история войн. От палок до бомбард автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Византийский стиль Изучение греческих строений начинают, как правило, с Микен.«Хотя массивность кладки и свойственное им преимущественно подземное, пещероподобное расположение сходны со всеми первобытными постройками, развалины Микен (напоминающая ассирийские

Из книги История Российская. Часть 5 автора Татищев Василий Никитич

О СОБЫТИЯХ 1618 – 1619 гг. С ОТДЕЛЬНЫМИ ЗАПИСЯМИ О СОБЫТИЯХ ПОСЛЕДУЮЩИХ ГОДОВ (1625 – 1677) И таким образом воеводы, выйдя в целости, пошли к Москве из Малой Руси. Гетман Саадашной пришел на Украину и взял город Ливны, воеводу кн. Микиту Черкасского взяли тут же в полон и, сжегши

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ВИЗАНТИЙСКИЙ ГОРОД Подъем византийских городов, начавшийся в середине IX в. и достигший апогея в Х-ХІІ вв., был связан, главным образом, с торговой деятельностью и повсеместным распространением ремесленного производства. Появляется новый тип объединений производителей

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Из книги История Византийской империи. Т.2 автора

Византийский феодализм В течение весьма продолжительного времени в исторической науке феодализм рассматривался как явление, принадлежащее исключительно западноевропейскому средневековью, как типическая черта последнего, отличающая средневековую историю Западной

Из книги История византийских войн автора Хэлдон Джон

ЧАСТЬ II. ВИЗАНТИЙСКИЙ МИР

автора Гийу Андре

Византийский Запад Полководцы Юстиниана в VI в. принесли империи Италию, Сицилию, территории у гор Атласа и юг Испании, а также Сардинию, Корсику и Балеарские

Из книги Византийская цивилизация автора Гийу Андре

Византийский Восток Восточная часть Византийской империи включала в себя Балканский полуостров и Грецию, Херсонес Таврический, Малую Азию, Армению, Северную Месопотамию, Сирию, Палестину и Синайский полуостров, остров Кипр, а также Египет и

Из книги От Батыя до Ивана Грозного: история Российская во всей ее полноте автора Татищев Василий Никитич

О событиях 1618–1619 гг. с отдельными записями о событиях последующих годов (1625–1677) И таким образом воеводы, выйдя в целости, пошли к Москве из Малой Руси. Гетман Саадашной пришел на Украину и взял город Ливны, воеводу кн. Микиту Черкасского взяли тут же в полон и, сжегши город,

Из книги Атлантика без Атлантиды автора Кондратов Александр Михайлович

Спор о датах Историки имеют дело с годами, десятилетиями, столетиями; археологи и антропологи, изучающие древнейших людей, оперируют большими отрезками времени - десятками и даже сотнями тысяч лет. Это уже масштаб не только «исторический», но и «геологический». Правда,

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

6.5. ВИЗАНТИЙСКИЙ ЕГИПЕТ Масштабы катастрофы III в. были таковы, что торговля почти прекратилась, в IV столетии все налоги собирались натурой, и государственные чиновники вместо денег получали продуктовые пайки. О ценах в этот период трудно судить из-за огромной инфляции: в 293

Из книги История руссов. Держава Владимира Великого автора Парамонов Сергей Яковлевич

6. О начальных датах истории Руси Выше мы установили с полной несомненностью, что первый летописец пользовался болгарским, а не византийским летосчислением, т. е. от цифры лет «от Сотворения мира» для перехода на наше летосчисление отнимал не 5508 лет, а только 5500. Отсюда

Из книги Слава Византийской империи автора Васильев Александр Александрович

Византийский феодализм В течение весьма продолжительного времени в исторической науке феодализм рассматривался как явление, принадлежащее исключительно западноевропейскому Средневековью, как типическая черта последнего, отличающая средневековую историю Западной

Из книги Книга I. Хрустальный Христос и древняя цивилизация автора Саверский Александр Владимирович

Византийский пирамидион На иконах, посвященных Сретению, мы видим изображение пирамидального камня. Сретение (встреча) символизирует как встречу человека с Богом, так и встречу Ветхого и Нового Заветов. Лучше один раз увидеть: XV в., Новгород Андрей Рублев, Даниил

Из книги Линия горизонта автора Миронов Сергей Михайлович

О «скелетах» в шкафах и объединяющих датах Тем, кто пытается сегодня поучать Россию, что и как ей оценивать в собственном прошлом, следовало бы не забывать о том, что грехи сталинизма оплачены кровью и подвигами советских солдат, дошедших до Берлина, а также – о

Из книги Крепостной ансамбль Мангупа автора Герцен Александр Германович МХК 9 урок19 Мир византийской культуры. (слайд 1)
(щелчок) В безоблачном небе над берегами Босфора парил орёл со змеёй в когтях. Змея извивалась, пыталась ужалить, но орёл камнем упал вниз и раздробил ей голову ударом мощного клюва.

Победу царя пернатых встретили радостными криками посланники римского императора Константина (слайд 2) которые искали место для новой столицы.

Битву орла со змеёй они истолковали, как знак свыше и в 324- 330 гг.на месте старой греческой колонии Византии был основан город Константинополь (щелчок) - «новый Рим», столица бу­дущего Византийского государства.

Сказочно красивым представ­лялся город пришельцам с Запада, Востока и Севера.((слайд 3)+4 щелчка)


Византийская империя(слайд 4) стала могущественной державой, импе­рией «ромеев», как называли себя ее жители, считавшие себя на­следниками римлян. (щелчок) С одной стороны, она явилась продолжением богатейшей античной культуры, а с другой - началом культуры средневековой.
Византия - наследница античности - испытала на себе и влияние культуры народов Востока, сумев творчески перера­ботать их художественные традиции. От Египта она унаследовала художественные росписи тканей, резьбу по дереву и кости, от Ма­лой Азии - тип купольной базилики, у персов научилась придвор­ному церемониалу, из Палестины привезла святые реликвии хрис­тианской веры. И все-таки Византии суждено было оставить собст­венный след в истории мирового искусства. Ее культура имеет вполне самостоятельное значение.
Здесь был воплощен в жизнь крестово-купольный храм, (слайд 5) иде­ально отвечающий требованиям христианского богослужения. Ви­зантийские мастера добились синтеза мозаичных и фресковых росписей. Здесь зародилась иконография, подчиненная строго обо­снованным законам (канонам), которым следовали живописцы За­падной Европы и Древней Руси.

Значительными были успехи в литературе, книжной миниатюре, музыке и декоративно-приклад­ном искусстве.


Достижения византийской архитектуры

Византийская архитектура складывалась постепенно, в ней ор­ганично сочетались элементы античного и восточного зодчества. Глав­ным архитектурным сооружением был храм, так называемая бази­лика(слайд 6) (греч. «царский дом»), назначение которой существенным об­разом отличалось от известных нам архитектурных построек. Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торже­ственных церемоний и не допускал человека в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребыванием божества, то визан­тийские храмы стали центром, где верующие собирались на бого­служение, то есть были рассчитаны на пребывание в них человека.


Базилика отличается простотой плана: (слайд 7) это вытянутое здание, продольно разделенное внутри рядами колонн на части, так назы­ваемые нефы (слайд 8) (греч. «корабль»), число которых достигает 3 или 5.
Все храмы ориентированы на восток, так как там, по представлению христиан, находился Иерусалим - центр земли. На востоке к ос­новному прямоугольному объему примыкает полукруглая ниша - апсида с расположенным в ней алтарем(слайд 9) - священной частью хра­ма.
Характерную черту архитектуры базилики составляют деревянные балочные перекрытия, обращенные во внутреннее пространство храма. К входу в здание на западе обычно примыкает двор - атри­ум, окруженный крытой колоннадой.
Особенностью оформления византийских храмов был контраст между их внешним и внутрен­ним обликом. (слайд 10) Внешний вид базилик подчеркнуто скуп и строг,(щелчок) он поражает суровой гладкостью мощных стен, прорезанных редкими узкими окнами,(щелчок) отсутствием декоративных деталей в оформлении фасадов.(щелчок)
Зато интеръеры базилики украшены облицовкой из мрамо­ра и гранита, (слайд 11) мозаиками(щелчок) и фресковыми росписями на стенах,(щелчок) рос­кошными предметами декоративно-прикладного искусства.(2 щелчка) (слайд 12 + 5 щелчков)
Позднее все большее значение приобретает новый тип храма - крестово-куполъный, имеющий в плане форму креста с куполом в центре. (слайд 13+щелчок) (слайд 14+3щелчка)
Наивысшее достижение византийской архитектуры (слайд 15) - собор Святой Софии в Константинополе, соединивший базилику с ку­польным перекрытием. Храм «премудрости Божьей» воздвигли сравнительно быстро два архитектора - Анфимий и Исидор. (слайд 16) От них требовалось выразить «непостижимость и неизреченность» христи­анского восприятия Вселенной, воплотить идею могущества Визан­тийской империи. Зодчие блестяще справились с этой задачей. (слайд 17)
От­ныне здесь стали проводить императорские церемонии и торжест­венные богослужения. Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден с Босфора. По словам очевид­цев, в «высоту он поднимается будто до неба и, как корабль на высо­ких волнах моря, выделяется среди других строений».
(слайд 18) В плане храм представляет собой прямоугольник, в центре кото­рого четыре массивные опоры обозначают огромный квадрат. Цент­ральный купол Софии, составляющий в диаметре 31,5 м, - самое замечательное достижение византийских зодчих, в котором вопло­щено представление о космическом подобии мира. Снизу купол ка­жется парящим в воздухе, так как тонкие части стены между окна­ми не видны.
Оптический эффект породил легенду о том, что купол подвешен с неба на золотой цепи. К центральному куполу примыка­ют два более низких купола. Снаружи храм не кажется слишком большим, его внешний вид отличается спокойствием и строгостью.
Иное дело его интерьер. (слайд 19) Всех изумляет зеленая и розоватая мраморная облицовка стен и золотая мозаика сводов. Кажется, что главное пространство храма не имеет границ, растворяется в световых лучах, которые проникают через сорок окон, вырезанных у основания купола. Колонны объединены вол­нистыми аркадами, что создает впечатление ритмического движе­ния. Один из современников писал: «...в соборе ничто не останавли­вает взора, но все влечет к себе, постоянно меняется так, что зрите­лю трудно сказать, что ему больше всего понравилось».(музыка)
Айя-София - здесь остановиться

Судил Господь народам и царям!

Ведь купол твой, по слову очевидца,

Как на цепи, подвешен к небесам.

И всем векам - пример Юстиниана,

Когда похитить для чужих богов

Позволила эфесская Диана

Сто семь зеленых мраморных столбов.

Но что же думал твой строитель щедрый,

Когда, душой и помыслом высок,

Расположил апсиды и экседры,

Им указав на запад и восток?

Прекрасен храм, купающийся в мире,

И сорок окон - света торжество;

На парусах, под куполом, четыре

Архангела прекраснее всего.

И мудрое сферическое зданье

Народы и века переживет,

И серафимов гулкое рыданье

Не покоробит темных позолот.

Так выразил свои чувства от увиденного поэт О. Э. Мандельштам в стихотворении «Айя-София».

(4 щелчка)

. Мерцающий свет византийских мозаик

Мировую славу приобрели мозаики Византии. (слайд 20) Используя антич­ную технологию изготовления мозаик, византийские мастера на­шли и свои, оригинальные способы их создания. (слайд 21) Кусочки матовой или прозрачной смальты с тончайшей золотой подкладкой, а иног­да каменные кубики различной формы и величины закреплялись в связующей основе под разным наклоном. (слайд 22) Это позволяло лучам солнца или свету зажженной свечи вспыхивать, отражаться и иск­риться золотом, пурпуром и синевой.


Мозаичисты Византии пользо­вались всем богатством красочной палитры. (слайд 23) Им хорошо были знако­мы различные оттенки и интенсивность цветов: от бледных и неж­ных, приглушенных и тусклых до ярких и насыщенных. (слайд 24)

Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории, они переносили мысли верующих в особый мир. Многочисленные изображения Христа, пророков и ангелов, сцены из Священного Писания (слайд 25) и прославление власти императора стали излюбленными темами и сюжетами византийских мозаик. Их золотой фон также имел особый смысл. Во-первых, он воспринимал­ся как символ богатства и роскоши, а во-вторых, как один из самых ярких цветов он создавал вокруг изображенных фигур эффект не­меркнущего, священного сияния. (слайд 26)


Если светлый фон античной мозаики позволял передавать про­странство, создавал иллюзию реальности, то золотой фон византий­ских мозаик фантастическим образом преображал это реальное пространство. Дело в том, что золотой фон в сочетании с вогнутой или сферической поверхностью вызывал своеобразный эффект присутствия, рождал у зрите­лей ощущение сопричастности с изображенным. (слайд 27)
Лучше всего сохранились мозаики Равенны - го­рода на севере Италии, в VI в. центра византийской провинции. Особую известность приобрели мозаич­ные росписи церкви Сан Витале. (слайд 28) Потоки света, лью­щего из купола и арочных проемов галерей, заставля­ют мозаики загораться неземным блеском. (слайд 29) На боко­вых нефах апсиды, по обеим сторонам от окон, расположены мозаики(слайд 30) с изображением императора Юстиниана(слайд 31) и его жены Феодоры со свитой.
На мозаике в центре(слайд 32) изображен император Юстиниан, подносящий в дар церкви тяжелую золотую чашу. Его голову венча­ют диадема и нимб - символ святости. На нем богатые цветные одежды, украшенные золотом. Справа от Юстиниана - двое при­дворных и телохранители, фигуры которых прикрыты парадным щитом с монограммой Христа. За левым плечом императора - по­жилой человек в одежде сенатора, а также епископ Максимиан с крестом в руке и два дьякона, один из которых держит Евангелие, а другой - кадило. Зеркальная симметрия правой и левой сторон композиции создает ощущение равновесия и покоя. Кажется, фигу­ры не ступают, а как бы парят над землей.
Мозаика на противоположной стороне изображает императрицу Феодору. (слайд 33) Она входит в храм, неся в руках потир с золотыми монета­ми. Вокруг шеи и на плечах - роскошные ожерелья. На голове - корона с длинными жемчужными подвесками, вокруг головы - большой нимб.
Спустя много ве­ков в Равенне побывал поэт А. А. Блок. Вдохновленный мозаиками, он написал эти стихи:
Всё, что минутно, всё, что бренно, (слайд 34)

Похоронила ты в веках.

Ты, как младенец, спишь, Равенна,

У сонной вечности в руках. (слайд 35)

Рабы сквозь римские ворота

Уже не ввозят мозаик.

И догорает позолота(слайд 36)

В стенах прохладных базилик...


Замечательны и мозаики церкви Успения в Никее (слайд 37) (VII в., разрушена в 1922 г.). Изображенные здесь ангелы поражают утонченным благородством обли­ка, пристальным, как будто гипнотизирующим взглядом. Чем-то они напоминают античный идеал красоты. (слайд 38)
Спокой­ные позы святых естественны, а тонкие сочетания цветов, плавные переходы, сложные ракурсы рук, сквозь ла­дони которых просвечивает свет, делают фигуры особенно жизненными и привлекательными.
Музыка Византии

Выразительна и интересна византийская музыка, о высоком на­значении которой говорил один из отцов церкви, епископ Констан­тинополя Иоанн Златоуст (слайд 39) (между 344 и 354-407 гг.):

«Ничто так не возвышает душу, ничто так ее не окрыляет, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигнуть полного презрения к жи­тейским предметам, как согласованная мелодия и управляемое ритмом божественное пение».(музыка)
О сильнейшем эмоциональном воздействии церковного богослу­жения известно давно. Древняя летопись рассказывает о том, как киевский князь Владимир (слайд 40) (?-1015 г.) собрал бояр и старцев на со­вет и спросил их о том, какая вера лучше: магометан, иудеев, като­ликов или греков. «Государь! - сказали бояре и старцы. - Всякий человек хвалит веру свою: ежели хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в разные земли испытать, который народ достойнее поклоняется божеству».
Прислушался Владимир к совету старцев и послал десять благоразумных мужей для этого испытания. Посетив множество городов и стран, они прибыли в столицу Византии Конс­тантинополь и пошли в Софийский собор. Замерли они от красоты увиденного и услышанного. Особенно поразило их божественное пе­ние, которого им никогда ранее не приходилось слышать. (В те вре­мена в хоровом пении Софийского храма участвовало 111 человек, а в сольном - 25.)
Возвратились послы в Киев и с восторгом рассказали обо всем Владимиру:

«И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рас­сказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людь­ми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит слад­кого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве».

«Повесть временных лет»
Как видим, церковное пение, услышанное русскими послами в Константинополе, поразило их воображение неслыханной до того красотой. Звучащая музыка представлялась им божественной, а ее исполнение - ангельским, небесным. Это не противоречило Свя­щенному Писанию, в котором говорилось, что ангелы, окружающие небесный престол, непрерывно воздают хвалу Господу в божествен­ных песнопениях. Вот почему церковное пение в Средние века, и в ча­стности в Византии, часто сравнивали с пением ангельским. Счита­лось, что во время богослужения голоса ангельские сливаются с человеческими и воссоздают в песнопениях божественный образ.(музыка)
История византийской музыки ознаменована также введением нотного письма, (слайд 41) позволившего с точностью записывать и воспроиз­водить мелодию. С помощью особых знаков указывали, в какой то­нальности следует исполнять музыкальное произведение, где повы­шать или понижать звук, где ускорять или замедлять темп музыки.
(слайд 42) Турецкие войска, завоевавшие Константинополь в 1453 г., пос­тавили точку в истории Византийской империи. Но это не был ко­нец ее художественного и культурного развития.

1 слайд

2 слайд

На протяжении истории Византии константинопольские художники и иконописцы неоднократно возрождали традиции античности. Всякий раз за этим следовал небывалый расцвет искусства, называемый историками очередным ренессансом. Однако в отличие от итальянского Возрождения, основа византийского искусства всегда оставалась средневековой. Одно из направлений в искусстве Византии – архитектура. Византийская архитектура до сих пор поражает человечество.

3 слайд

В конхе апсиды представлена сцена Преображения. Ниже мандорлы с крестом - райский сад с вечнозелеными деревьями и цветами. В центре райского сада изображен св. Аполлинарий, воздевающий руки в молении, по сторонам его - двенадцать белых овец. По мнению одних исследователей, это апостолы, по мнению других, Аполлинарий изображен как добрый пастырь среди своей паствы.

4 слайд

Базилика построена при епископе Урсицине (536 г.), освящена епископом Максимианом, поставленным на равеннскую кафедру Юстинианом в 549 г. Фасады базилики декорированы традиционной ломбардской аркатурой - плоскими пилястрами, между которыми помещены двойные плоские арочки. В аркатуру вписаны полукруглые окна. К пятигранной апсиде примыкают снаружи прямоугольные пастофории.

5 слайд

Базилики Равенны - небольшие, всегда трехнефные, с широким центральным и узкими боковыми нефами. Поскольку базилики короткие, явственно обнаруживается тенденция к формированию зального пространства, в котором хорошо освещенные зоны боковых нефов практически сливаются с центральной. Этому же способствует широкий шаг колонн. Обязательные импосты между капителями колонн и аркой, небольшая высота, яркая освещенность (здесь много больших окон в нижнем ярусе боковых нефов) придают равеннским базиликам очарование легкости и ритмической прозрачности.

6 слайд

В конхе апсиды представлена сцена Преображения. Христос олицетворен крестом, возвышающимся на синем, усыпанном звездами небе, апостолы Петр, Иоанн и Иаков - агнцами, предстоящими кресту. По сторонам креста находятся полуфигуры пророков Моисея и Илии в облачных сферах. Ниже мандорлы с крестом - райский сад с вечнозелеными деревьями и цветами. В центре райского сада изображен св. Аполлинарий, воздевающий руки в молении, по сторонам его - двенадцать белых овец. В конхе апсиды представлена сцена Преображения. Ниже мандорлы с крестом - райский сад с вечнозелеными деревьями и цветами. В центре райского сада изображен св. Аполлинарий, воздевающий руки в молении, по сторонам его - двенадцать белых овец. По мнению одних исследователей, это апостолы, по мнению других, Аполлинарий изображен как добрый пастырь среди своей паствы.

7 слайд

Давид был простым пастухом из Вифлеема. Царь Саул взял его к себе в услужение, т.к. Давид умел хорошо играть на гуслях. В то время филистимляне пошли войной на израильский народ. Из филистимского стана выступил могучий боец - Голиаф - огромного роста, на голове медный шлем, сам одет в чешуйчатую броню и медные наколенники, в руках - медный щит. Голиаф кричал, чтобы из израильского войска вышел против него боец, и пусть этот поединок решит исход войны. Но израильтяне испугались при виде силача Голиафа. Лишь один Давид не испугался. Он взял несколько камней и пращу и вышел против Голиафа. Приблизившись к врагу, он пустил камень из пращи и убил Голиафа. Потом взял его меч и отсек ему голову. После этого Саул сделал Давида начальником над всем своим войском. (Первая книга царств, гл. 17).

8 слайд

В македонскую эпоху расцвета достигло декоративно-прикладное искусство. До нас дошли ларцы и шкатулки X-XI вв., украшенные рельефами резной слоновой кости, лучшим из которых является ларец Вероли, хранящийся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. На его крышке и по бокам изображены мифологические сцены, проникнутые духом античности.

9 слайд

В македонскую эпоху расцвета достигло декоративно-прикладное искусство. До нас дошли ларцы и шкатулки X-XI вв., украшенные рельефами резной слоновой кости. При украшении этих изделий зачастую использовались античные мотивы.

10 слайд

По преданию, был построен как место погребения дочери императора Феодосия. На самом деле это капелла св. Лаврентия, покровителя императорской семьи, примыкавшая к церкви Санта-Кроче. Постройка центрического типа. Как многие другие равеннские постройки, этот мартирий сооружен в технике ломбардской кирпичной кладки из толстого кирпича. Внешне он весьма походит на крепостное строение: замкнутый, намеренно отгораживающийся от внешнего мира объем подчеркнут толстыми стенами, узкими, как амбразуры, окнами. В плане мартирий - греческий крест, в пересечении рукавов креста поставлен куб, внутри которого размещается купол на парусах. В этом характерная особенность ранних купольных построек, где купол никогда не прочитывается снаружи. Рукава креста перекрыты цилиндрическими сводами, огибающими небольшое центральное пространство. Свод - без оконных проемов, он тяжелый, нависающий, не имеющий четких границ. Свет из узких окон в стенах - тусклый, мерцающий. Стены - гладкие и светящиеся от блестящей полированной мраморной облицовки и мозаик.

11 слайд

После воссоздания Византийской империи в 1261 г. двор обосновался во Влахернском дворце, т.к. Большой императорский дворец пришел в запустение. Влахернский дворец стоял на самой высокой точке города, у залива Золотой Рог. Для летних императорских трапез в нем соорудили обширное трехэтажное помещение, известное ныне под турецким названием Текфур-серай. Нижний этаж был опоясан аркадой; верхний, где помещался трапезный зал, был открыт всем ветрам. Щеголеватой нарядностью отличался дворцовый фасад, сложенный из чередующихся полос обожженного кирпича и гладко отесанного золотистого камня. Кирпич и камень чередовались в плоских декоративных аркадах, оформляющих верхние этажи: обрамления окон были словно свиты из ярких жгутов - соломенного и красного. Кое-где из кусочков тех же материалов выложены разнообразные узоры, напоминающие то пчелиные соты, то ромбическую решетку, то пеструю ткань

12 слайд

Церковь Панагии Халкеон представляет собой храм на четырех колонках со сложной двухъярусной структурой. Если в ранней византийской архитектуре основное внимание уделялось внутреннему пространству храмов и внешний вид построек был чрезвычайно прост и лишен какого-либо декора, то в XI в. византийские зодчие начали украшать наружные стены храмов. Церковь Панагии Халкеон отличается декоративностью своих фасадов: из стены выступают многоступенчатые плоские лопатки, окна окружают глубокие ниши, под карнизами «щетинятся» уложенные под углом к поверхности кирпичи - поребрик. Нарядна и сама кладка: чередование рядов кирпича и светлого камня выглядит как орнамент, подобный тому, что украшал одеяния василевсов на софийских мозаиках. Позднее из кирпича стали выкладывать настоящий орнамент - круги, кресты, меандры. Особенно полюбили этот прием мастера Греции, бывшей одной из провинций Византии, они вводили в кладку даже глазурованные плитки, блюда и рельефные кресты.

На берегу Босфора римским императором Константином в 324-330 гг. был возведен Константинополь – «новый Рим», столица будущего Византийского государства. Сказочно красивым представлялся город пришельцам с Запада, Востока и Севера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Термин «Средние века» появился в эпоху Возрождения. Им обозначали период с момента падения Римской империи в Vв. до XV столетия. Эпохе Ренессанса, возрождавшей античные традиции, Средневековье представлялось мрачным, невежественным, далеким от прекрасных образцов античной культуры. Вот почему писатели-гуманисты XV-XVIвв. называли Средние века «темной ночью», «эпохой умственного застоя». Но так ли это было на самом деле? Как и почему изменился художественный идеал Античности?

Действительно, в Средние века ему было суждено претерпеть глубокие изменения, пройти сложную эволюцию. Главной причиной этого являлось распространение христианства, во многом определившего общий характер и основные направления в развитии искусства. Иными стали представления о картине мира, понимание человека и определение его места во Вселенной. Теперь в произведениях искусства в большей степени подчеркивались духовная сущность человека, его суровый облик, такой чуждый и непонятный гуманистам Возрождения.

Средневековая культура, созданная народами Западной Европы и Востока в течение десяти веков, уникальна и неповторима. Она внесла существенный вклад в историю мировой художественной культуры и заняла в ней почетное место. Сегодня она предстает перед нами как важнейший этап художественного развития человечества, заложивший фундамент современной цивилизации.

Мир византийской культуры.

На берегу Босфора римским императором Константином в 324-330 гг. был возведен Константинополь – «новый Рим», столица будущего Византийского государства. Сказочно красивым представлялся город пришельцам с Запада, Востока и Севера.

Византийская империя стала могущественной державой, империей «ромеев», как называли себя жители, считавшие себя наследниками римлян. С одной стороны, она явилась продолжением богатейшей античной культуры, а с другой – началом культуры средневековой. Византия – наследница античности – испытала на себе и влияние культуры народов Востока, сумев творчески переработать их художественные традиции. От Египта она унаследовала художественные росписи тканей, резьбу по дереву и кости, от Малой Азии – тип купольной базилики, у персов научилась придворному церемониалу, из Палестины привезла святые реликвии христианской веры. И все-таки Византии суждено было оставить собственный след в истории мирового искусства. Ее культура имеет вполне самостоятельное значение.

Здесь был воплощен в жизнь крестово-купольный храм, идеально отвечающий требованиям христианского богослужения. Византийские мастера добились синтеза мозаичных и фресковых росписей. Здесь зародилась иконография, подчиненная строго обоснованным законам (канонам), которым следовали живописцы Западной Европы и Древней Руси. Значительными были успехи в литературе, книжной миниатюре, музыке и декоративно-прикладном искусстве.

Достижения византийской архитектуры.

Византийская архитектура складывалась постепенно, в ней органично сочетались элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением был храм, так называемая базилика (греч. «царский дом»), назначение которой существенным образом отличалось от известных нам архитектурных построек. Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и не допускал человека в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребыванием божества, то византийские храмы стали центром, где верующие собирались на богослужение, то есть были рассчитаны на пребывание в них человека.

Базилика отличается простотой плана: это вытянутое здание, продольно разделенное внутри рядами колонн на части, так называемые нефы , число которых достигает 3 или 5. Все храмы ориентированы на восток, так как там, по представлению христиан, находился Иерусалим – центр земли.

Позднее все большее значение приобретает новый тип храма – крестово-купольный , имеющий в плане форму креста с куполом в центре.

Наивысшие достижение византийской архитектуры –собор Святой Софии в Константинополе , соединивший базилику с купольным перекрытием. Храм «премудрости Божьей» воздвигли сравнительно быстро два архитектора – Анфимий и Исидор. От них требовалось выразить «непостижимость и неизреченность» христианского восприятия Вселенной, воплотить идею могущества Византийской империи. Зодчие блестяще справились с этой задачей. Отныне здесь стали проводить императорские церемонии и торжественные богослужения. Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден с Босфора. По словам очевидцев, в «высоту он поднимается будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, выделяется среди других строений».

В плане храм представляет собой прямоугольник, в центре которого четыре массивные опоры обозначают огромный квадрат. Центральный купол Софии – самое замечательное достижение византийских зодчих, в котором воплощено представление о космическом подобии мира. Снизу купол кажется парящим в воздухе, так как тонкие части стены между окнами не видны. Оптический эффект породил легенду о том, что купол подвешен с неба на золотой цепи. К центральному куполу примыкают два более низких купола. Снаружи храм не кажется слишком большим, его внешний вид отличается спокойствием Иное дело его интерьер. Всех изумляет зеленая и розоватая мраморная облицовка стен и золотая мозаика сводов. Кажется, что главное пространство храма не имеет границ, растворяется в световых лучах, которые проникают через сорок окон, вырезанных у основания купола. Колонны объединены волнистыми аркадами, что создает впечатление ритмического движения. Один из современников писал: «…в соборе ничто не останавливает взора, но все влечет к себе, постоянно меняется так, что зрителю трудно сказать, что ему больше всего понравилось». и строгостью.

Мерцающий свет византийских мозаик .

Мировую славу приобрели мозаики Византии. Используя античную технологию изготовления мозаик, византийские мастера нашли и свои, оригинальные способы их создания. Кусочки матовой или прозрачной смальты, а иногда каменные кубики различной формы и величины закреплялись в связующей основе под разным наклоном. Это поваляло лучам солнца или свету зажженной свечи вспыхивать, отражаться и искриться золотом, пурпуром и синевой. Мастера Византии пользовались всем богатством красочной палитры. Им хорошо были знакомы различные оттенки и интенсивность цветов: от бледных и нежных, приглушенных и тусклых, до ярких и насыщенных.

Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории, они переносили мысли верующих в особый мир. Многочисленные изображения Христа, пророков и ангелов, сцены из Священного писания и прославление власти императора стали излюбленными темами и сюжетами византийских мозаик.. их золотой фон также имел особый смысл. Во-первых, он воспринимался как символ богатства и роскоши, а во-вторых, как один из самых ярких цветов он создавал вокруг изображенных фигур эффект священного сияния.

Если светлый фон античной мозаики позволял передавать пространство, создавал иллюзию реальности, то золотой фон византийских мозаик фантастическим образом преображал это реальное пространство. Дело в том, что золотой фон в сочетании с вогнутой или сферической поверхностью вызывал своеобразный эффект присутствия, рождал у зрителей ощущение сопричастности с изображенным.

Неровные мерцающие поверхности мозаик включались в игру светотени, наполняя интерьер еще большей таинственностью. Глубокие насыщенные тона вызывали у зрителя ощущение свершающегося на его глазах чуда. Как цветной ковер, повторяя каменную кладку, мозаика покрывала стены, своды и потолков храмов. Она сливалась с богатой резьбой и мраморной облицовкой стен.

На первой из них в центре изображен император Юстиниан , подносящий в дар церкви тяжелую золотую чашу. Его голову венчают диадема и нимф – символ святости. На нем богатые цветные одежды, украшенные золотом. Справа от Юстиниана – двое придворных и телохранители, фигуры которых прикрыты парадным щитом с монограммой Христа. За левым плечом императора – пожилой человек в одежде сенатора, а также епископ Максимиан с крестом в руке и два дьякона, один из которых держит Евангелие, а другой – кадило. Зеркальная симметрия правой и левой сторон композиции создает ощущение равновесия и покоя. Кажется, фигуры не ступают, а как бы парят над землей.

Мозаика на противоположной стороне изображает императрицу Феодору . Она входит в храм, неся в руках потир с золотыми монетами. Вокруг шеи и на плечах – роскошные ожерелья. На голове – корона с длинными жемчужными подвесками, вокруг головы – большой нимб. Слева от Феодоры стоят придворные дамы в украшенных драгоценными камнями туниках. Справа – дьякон и евнух, открывающий завесу храма. Художник помещает персонажи на золотом фоне. Все в этой сцене исполнено торжественности и величия.

Обе мозаичные картины внушают зрителю мысль о незыблемости власти византийского императора. Как не покориться этой державной власти, окруженной такой роскошью, богатством и красотой! Спустя много веков в Равенне побывал поэт А.А.Блок. вдохновленный мозаиками, он написал эти стихи:

Всё, что минутно, всё, что бренно,

Похоронила ты в веках.

Ты, как младенец, спишь, Равенна,

У сонной вечности в руках.

Рабы сквозь римские ворота

Уже не ввозят мозаик.

И догорает позолота

В стенах прохладных базалик

Замечательны и мозаики церкви Успения в Никее (VII в., разрушена в 1922 году) изображенные здесь ангелы поражают утонченным благородством облика, пристальным, как будто гипнотизирующим взглядом. Чем-то они напоминают античный идеал красоты. В роскошных нарядах придворных телохранителей они выступают на темно-золотом фоне алтарного свода. Подобно стражам, они попарно стоят у трона с знаменами в руках. Их спокойные позы естественны, а тонкие сочетания цветов, плавные переходы, сложные ракурсы рук, сквозь ладони которых просвечивает свет, делают эти фигуры особенно жизненными и привлекательными.

Вглядимся в изображение одного из самых знаменитых ангелов – «Дюнамиса» , который являет собой совершенный пример одухотворенности и благородства. Лицо ангела завораживает богатством внутреннего мира, глубиной чувств и эмоций. К сожалению, мы не знаем имя художника, создавшего этот шедевр, как, впрочем, и других имен византийских мастеров.

Лучше всего сохранились мозаики Равенны – города на север Италии, в VI в. Центра византийской провинции. Особую известность приобрели мозаичные росписи церкви Сан Витале . Потолки света, льющегося из купола и арочных проемов галерей, заставляют мозаики загораться неземным блеском. По обеим сторонам от окон расположены мозаики с изображением императора Юстиниана и его жены Феодоры со свитой.