Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Григорий Антипенко: «Я усыновил своего ребенка. Что вам ближе: театр или кино

Григорий Антипенко: «Я усыновил своего ребенка. Что вам ближе: театр или кино

Мало кто знает, что по первому образованию Григорий Антипенко – фармацевт. В связи с эпидемией гриппа артист рассказал, какие меры профилактики он использует. "Я – интроверт по натуре. Избегаю общества в принципе, больших коллективов людей. Со зрителями общаюсь через рампу. В каком-то смысле у меня социальный иммунитет. А вообще от инфекции не застрахуешься. Чихнуть на тебя может случайный прохожий. Но, мне кажется, люди болеют не от того, что на них чихают . Когда время приходит. Когда за что-то приходится платить, вот тогда и болеют. Поэтому нужно задуматься. У меня такое отношение к болезни – не медицинское", – цитирует Григория Антипенко сайт "Комсомольская правда" .

ПО ТЕМЕ

Отметим, что последние три года звезда сериала "Не родись красивой" не снимается в кино . По словам Антипенко, ему ничего не нравится. "Таланта не хватает. Режиссерского, актерского и продюсерского в целом. Не хватает таланта. Мне неинтересно то, что мне предлагают. Может быть, кто-то и снимает что-то хорошее. Я не вижу", – объяснил актер.

Антипенко признался, что, в отличие от многих коллег по отечественному кинематографу, его совершенно не тянет на телевидение. "Мне неинтересно быть телеведущим . Поэтому театр для меня – отдушина. Он всегда был сильнее, чем кино, в принципе. Это другая работа. Другая дистанция. Здесь требуется от актеров больше и задатков, и магии, чуда. Здесь второй раз не сыграешь, если не получилось. Театр – тонкая грань, где интересно существовать здесь и сейчас. Не завтра, не с третьего дубля, не с 20-го, не даже со второго. А ровно с первого – вышел и делай. Что умеешь, то и делай", – уверен популярный актер.

Григорий занят в основном в театральных постановках. В частности, он играет в спектакле "Двое на качелях" в паре с Татьяной Арнтгольц.

28/04/2012 07:33

«Сейчас такое время дурацкое, что многие артисты, обретая известность, отключают мозг»

Актер - любимый многими персонаж популярных фильмов, сериалов и театральных пьес ("Пуля-дура", "Не родись красивой"). 27 апреля состоится премьера еще одного фильма с его участием - Отдам жену в хорошие руки". В преддверии выхода мелодрамы с Григорием встретились журналисты "Новых известий" и поговорили о работе:

(О НАЗНАЧЕНИИ ОЛЕГА МЕНЬШИКОВА ХУДРУКОМ ТЕАТРА ИМ. ЕРМОЛОВОЙ)

«В любом случае это положительное движение. Я не знаю, каким будет Олег Меньшиков художественным руководителем, но есть надежда, что хорошим: он человек ответственный…»

(О ТЩАТЕЛЬНОМ ВЫБОРЕ РОЛЕЙ)

«Действительно, я не на все роли соглашаюсь, и к театру это относится в первую очередь. Лично для меня театр – храм, место исповедальное. Если в работе нет темы, затрагивающей меня, чтобы я захотел это рассказать зрителям, я не пойду в эту постановку. Вообще, существует масса условий, при которых я либо вписываюсь, либо не вписываюсь».

(О ПОСТУПЛЕНИИ В «ЩУКУ»)

«У меня было довольно жесткое воспитание в семье – я человек неизбалованный. Меня приучили делать все самостоятельно и быть абсолютно автономным. Учиться с другим поколением было непросто. Конечно, я делал скидку на то, что примерно десять лет назад был таким же. Но вообще сложно с людьми, которые мыслят по-другому в силу возраста, нелегко найти общие интересы и контакты. По-моему, я был самым старшим не только на курсе, но и среди всех студентов «Щуки» в то время. Я почти обманным путем проник в училище, сказав, что мне двадцать два года, а мне было уже двадцать четыре. Раскрыл я эту тайну Овчинникову только на четвертом курсе. Но в чем-то мне повезло – у меня был громадный житейский опыт, мне не составляло труда придумывать этюды, а мои юные однокурсники ковырялись, выдумывали сюжеты из головы, пытались в книжках что-то искать».
(ЧТО ДЛЯ НЕГО ВАЖНЕЕ – ТЕАТР ИЛИ КИНО)

«Театр – это главное, как мне кажется. Есть, конечно, уникальные примеры, когда люди обходились без театра и становились, в общем, хорошими киношными актерами, и так и шли до конца всю жизнь, но их единицы. Все равно человек должен где-то подпитываться, где-то пробовать, где-то наращивать мышечную творческую массу… Даже если ты снимаешься постоянно, и, дай бог, если тебе предлагают разные амплуа. Но чаще всего режиссеры этим не занимаются, ты существуешь в одной форме, которую используют. Театр – это возможность попробовать себя в разных жанрах, других воплощениях. Великое счастье, когда ты встречаешь хорошего режиссера, который начинает открывать в тебе новые грани твоих способностей и возможностей, о которых ты не знаешь. Мне пока, слава богу, с этим везет. Я играю только главные роли и расту на очень хорошем материале».

(СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ГРАНИЦЫ ДОЗВОЛЕННОГО НА СЦЕНЕ, ЭКРАНЕ)

«Я не люблю похабщину, меня это раздражает. На мой взгляд, искусство, за исключением каких-то кулуарных экспериментов, должно быть ограничено границами нравственности. Искусство позволяет благодаря разным творческим формам и решениям воплощать те или иные сцены каким-то другим путем, не впрямую, не через раздевание и эпатаж. Когда была цензура и другие ограничения, мы снимали великое кино. Оно и сейчас остается таким, тебе не хочется перед экраном зажмуриться и вжаться в кресло. Возможно, это только я так себя чувствую, но мне кажется, это неправильно, когда можно все. Я в любом случае принимать в этом участие не буду, для меня существуют четкие границы, через которые я не переступаю. Все должно быть красиво во всех отношениях – и в духовном, и в визуальном. «Красота спасет мир» – таково мое отношение к искусству».
(ОБ ЭПАТАЖЕ В ИСКУССТВЕ)

«Чего хотят эти люди, которые заполонили сегодня внушительную территорию в искусстве, какую позицию выбирают? Захватить большую аудиторию молодежи, привлечь на этот эпатаж? Заработать побольше денег? Разве в этом цель мастеров, которые берутся за это? А дальше куда? Всех принизить и опустить до уровня ада и там кувыркаться? Это точно не мое… Сейчас такое время дурацкое, что многие артисты, обретая известность, отключают мозг и превращаются в каких-то непонятных персонажей, раздуваются как мыльные пузыри, делая непонятно что. Как правило, ничем хорошим это не заканчивается».
(КТО ДЛЯ НЕГО АВТОРИТЕТ)

«Андрей Миронов. Он для меня абсолютное воплощение актера с позитивной энергией, с позитивным стремлением. Абсолютно все его творчество – драматическое, комедийное, – все его роли направлены на созидание. Ты плачешь, смеешься, но это все – подлинные эмоции, от них душа очищается и становится легче жить. Для меня Миронов – идеал актера. Другое дело, что этому невозможно научиться, это либо есть, либо этого нет. Люблю многих режиссеров: раннего Михалкова, Тарковского, Данелию, да много кого еще. Просто сейчас «старики» лучше бы ничего не снимали. Сейчас какое-то безвременье, в театре тоже нет больших режиссерских имен – все доживают на фоне бывших побед. А наши лучшие телевизионные передачи – на основе ретро, потому что сами ничего не могут придумать, таланта нет, а заработать поскорее хочется, чего-нибудь слабать, повторить, получить деньги и уехать на Багамы».
(ХОТЕЛ БЫ, ЧТОБЫ ЕГО ДЕТИ СТАЛИ АКТЕРАМИ)

«Сашка, мой старший сын, хочет, но я его всячески отговариваю, говорю: «Учись пока всему, тебе потом это может пригодиться». Актерский хлеб – черствый. Здесь никому ничего не насыпано, здесь нет абсолютного счастья, сразу за взлетом следует если не падение, то разочарование, желание уйти из профессии. Если ты недостаточно готов к этому – легко скатиться. Удержаться на плаву и быть верным профессии и своему нравственному пути… Тут надо иметь характер, чтобы кем-то стать, а иначе какой смысл?»

Если бы я был совершенно одиноким, наверное, умер бы, несмотря на всю свою самодостаточность.


Каждый «долгоиграющий» сериал рождает новых народных кумиров и секс-символов. Судя по письмам и телефонным звонкам, сегодня большинство наших читательниц грезят о сексапильном, интригующем брюнете, возглавляющем компанию «ZIMALETTO», офисы которого с недавнего времени расположились в съемочном павильоне «АМЕДИА». А проще говоря, о Григории Антипенко, сыгравшем роль Андрея Жданова в новом сериале на канале СТС «Не родись красивой». Несмотря на безумную занятость, актер выкроил время для беседы с нашим корреспондентом.

Григорий, вы так органично вписались в стильный кабинет своего Жданова… Комфортно чувствуете себя в «шкуре» этого плейбоя и крутого бизнесмена?



Да, этот герой мне нравится. Наверное, потому, что Андрей совсем на меня не похож. Он - представитель «золотой» молодежи, которому родители дали все, о чем только можно мечтать. Такой шоколадно-облизанный ребенок. Моя собственная жизнь гораздо сложнее и оттого намного интереснее. Поэтому я стараюсь привнести в его характер чуточку самого себя, насытить героя своим колоритом. Кажется, что-то получается, ведь не зря перед съемкой мне серебрят виски. Андрей, конечно, не служил в Афганистане и Чечне, но, наверное, и в его жизни что-то произошло, из-за чего он поседел раньше времени.

Говорят, вы нередко подтруниваете над партнерами по площадке, над Нелли Уваровой, к примеру?

Бывает, даже перегибаю палку, ведь я не идеал. Но Нелли - умный человечек, подколы воспринимает адекватно. Я же не хочу никого обидеть. А если пошучу уж очень по-дурацки, то извинюсь. Кстати, это я только на площадке такой эмоциональный, а в жизни - более закрытый. У меня много знакомых, приятелей, но близко к себе подпускаю только тех, кому полностью доверяю. Поэтому друг у меня только один - мой напарник по горам.

А как насчет самоиронии?

Я, наверное, ядовитый человек и по отношению к самому себе. В этом полностью совпадаю со своим героем.

Вы заходите на сайт сериала «Не родись красивой»? Общаетесь с поклонницами?

Поклонницы - вопрос деликатный. У меня никогда не было кумира, я не хотел ни на кого походить, поэтому мне трудно понять людей, мечтающих взять автограф у актера, потрогать его. Боюсь обидеть своих поклонников, они мне, безусловно, интересны, но при этом совершенно непонятны.

Есть ли человек, к чьему мнению вы готовы прислушиваться?

Скажу фразой из спектакля «Я сам себе судья и цензор». Все советы проходят мою личную цензуру.

Как предпочитаете проводить свободное время?

Сейчас у меня плотный график съемок, так что на себя времени не остается. Впрочем, и каких-то особых увлечений у меня нет. Я не тусовщик, предпочитаю досуг проводить в одиночестве. Иногда могу гонять на машине всю ночь и получать от этого огромное удовольствие. Или сидеть в парке и разглядывать деревья. Мне достаточно просто быть с самим собой.

А модой увлекаетесь?

Ходить по магазинам для меня - настоящая катастрофа. Так жалко тратить на это время. Стараюсь покупать функциональную одежду, но так, чтобы она мне шла. Может, когда-нибудь я и буду покупать модные и дорогие вещи, но сейчас для меня это слишком расточительно.

Режиссеры сериала «Не родись красивой» импровизировать позволяют?

Иногда, если хорошо получается. Вообще-то я плохо учу текст, поэтому периодически мне проще рассказать роль своими словами, реакциями сердца, и не утруждать партнеров и режиссера своим недостатком.

Вы из актерской семьи?

У меня замечательные родители - они по профессии инженеры и дали мне такую глобальную школу жизни. Благодаря им я стал абсолютно самостоятельным человеком.

И как они отнеслись к вашему выбору профессии?

Папа был категорически против. Но я же сплошной парадокс. С одной стороны, рос замкнутым ребенком и вдруг решил заняться публичной профессией. Многие мои знакомые из старой жизни никогда бы не подумали, что я могу стать актером. Но мне это было необходимо, так как хотелось почувствовать себя другим. Я считаю, что могу быть абсолютно разноплановым актером. Мне скучно играть одинаково.

Как вам работается с Нелли Уваровой?

Она замечательная актриса, обладает просто диким обаянием и прекрасно меня понимает. Словом, идеальная женщина - тактичная, мудрая, все это дано ей от природы. Во многом своим успехом сериал обязан именно ей.

У вас есть сын. Хотите, чтобы он пошел по вашим стопам?

Сынишке всего шесть лет, он только пошел в подготовительный класс. Очень разумный человечек, даже разговаривает совсем по-взрослому, но говорить о его будущем пока рано. Я бы не хотел, чтобы он стал актером. Это сложная профессия, своего рода рулетка. Когда-то Владимир Этуш сказал примерно такую фразу: «Мужчины-актеры женаты на своей профессии, женщины-актрисы замужем за ней же». У многих моих коллег существует психологическая проблема: возникает естественное желание иметь семью, но очень сложно сделать выбор. Это трагедия почти непоправимая. И у меня тоже существует такая проблема. А пока ее не решил, компенсирую отсутствие семейного тепла общением с родителями, двумя сестрами, друзьями. Если бы я был совершенно одиноким, наверное, умер бы, несмотря на всю свою самодостаточность.

Один из самых нашумевших российских сериалов «Не родись красивой» принес всенародную славу этому актеру. Григорий Антипенко выделяется среди остальных артистов: он немногословен с прессой, не любит афишировать личную жизнь и… не понимает своих поклонниц, т.к. всегда жил по принципу «Не создавай себе кумира». В эксклюзивном интервью «Даракчи плюс» Григорий рассказал о тернистом пути к успеху, своем экстремальном увлечении и многом другом.

- Григорий, рада приветствовать вас. Спасибо, что смогли уделить время.

Здравствуйте! И вам спасибо! Всегда приятно узнать о том, что за твоей карьерой следят люди из других стран.

Ходить по магазинам для меня - настоящая катастрофа: жалко тратить на это время. Стараюсь покупать функциональную одежду, но так, чтобы она мне шла. Может, когда-нибудь я и буду покупать модные и дорогие вещи, но сейчас для меня это слишком расточительно.

Прежде чем стать актером, вы перепробовали различные профессии: начиная от фармацевта и заканчивая монтировщиком сцены…

Я много раз начинал жизнь с нуля, успел попробовать себя в десятке специальностей. Сначала хотел изучать биологию и поступил в фармацевтическое училище. Несколько лет зубрил химию в компании девчонок (парней на курсе было мало), потом трудился в московской аптеке. Но душа к работе не лежала. Я забросил фармацевтику и ушел на «Мосфильм» заниматься бутафорией, потом ушел в рекламное агентство, был и менеджером в аптечном бизнесе, но все равно оказался рядом с театром. Два года проработал монтировщиком сцены в «Сатириконе»: устанавливал декорации до спектаклей и выходил на сцену, если надо было принести-унести предметы во время представлений. Я изучал театр изнутри, всю его непростую кухню. И готовился к поступлению в Щукинское училище, которое затем благополучно окончил. На сегодня я вполне доволен своей жизнью, рад, что выбрал именно эту профессию…

О театре…

- Что вам ближе: театр или кино?

Однозначно - театр! Это особый мир, о котором я мечтал и в который наконец-то попал. В театре (каждый актер со мной согласится) ты можешь вырасти в профессиональном плане, у тебя есть возможность ежедневно совершенствоваться. Мир кинематографа он совершенно иной…

Тем не менее, большую популярность и любовь зрителей вам принес именно кинематограф. Можно сказать, что после выхода сериала «Не родись красивой» вы проснулись знаменитым.

Этот сериал и опыт особенно ценные для меня - словно лотерейный билет, который мне удалось вытянуть по счастливой случайности. Обычно актеры играют в театре, а уже потом попадают в кино. А для меня съемки в сериале «Не родись красивой» стали своеобразным пропуском в мир театра.

… кино и ТВ

- Вы редко принимаете приглашения сняться в фильмах. С чем это связано?

Честно сказать, многое, что снимают у нас, назвать кино трудно. Я не встречал серьезных режиссеров, которые могли бы предложить что-то действительно стоящее. Вот Чаплин или Феллини - гениальные личности, это настоящее кино, каким оно должно быть. Не спорю, порой у нас снимают хорошие картины, но очень редко…

- Какое же кино вам нравится?

Я предпочитаю классику и, пересматривая ее вновь и вновь, понимаю, что таких картин, к сожалению, уже не будет. Возможно, через много лет, когда мы переживем период коммерческого кино, на экраны и вернется что-то настоящее. Но пока слабо в это верится.

- Многие ваши коллеги пробуют себя в качестве телеведущих. Как вы относитесь к подобному амплуа?

Телевидение?! Меня не интересует эта сфера, и быть телеведущим я не хочу. Театр - это моя жизнь, единственное место, где могу трудиться и отдыхать душой, совершенствуясь с каждым днем. Вот в качественном фильме я бы снялся с удовольствием.

«Умирал от переохлаждения»

Немного отвлечемся от вашей карьеры и поговорим об увлечениях. Ни для кого не секрет, что вы заядлый альпинист…

Я очень люблю горы. Впервые поднялся на одну из горных вершин Кавказа в 25 лет без напарника. Поэтому меня не могли ни подстраховать, ни подсказать, как нужно правильно взбираться на скалу. Мне хотелось испытать себя, перебороть какие-то внутренние страхи, комплексы. Тогда я сорвался с горы, пропорол вену, кровь потекла ручьем. Ближайший населенный пункт, куда я мог обратиться за помощью, находился очень далеко - в трех днях пути. Как сумел, перевязал руку, чтобы остановить кровь. Было очень страшно, думал, что не выживу и останусь там умирать…

Я пошел в «Сатирикон» не для того, чтобы стать великим монтировщиком, а чтобы увидеть театр изнутри. И понять для себя - хочу я быть актером или нет. Сейчас, наконец, нашел ту профессию, которая приносит мне удовольствие.

- Скалолазание - довольно опасный вид спорта. Часто случалось, что вы находились на волоске от гибели?

Да, в горах может произойти все, что угодно, предугадать развитие событий не получится. Бывало и такое, что я срывался. Только благодаря друзьям (успевали подстраховать мою веревку) или чуду (совершенно случайно застревал на каком-нибудь маленьком перешейке скалы) мне удавалось выжить. Срывается огромное количество людей: в горах на каждом шагу встречаются камни с фамилиями погибших альпинистов… Можно попасть под лавину, переохладиться, замерзнуть, погибнуть. Однажды я умирал от переохлаждения. Так случилось, что нам с другом пришлось остаться на ночь на высоте пяти тысяч метров. Пришлось вырубить «берлогу» в снегу на отвесной скале и там дожидаться утра. Силы на нуле, одежда насквозь промокла, температура всего около +1°С, нехватка кислорода. И в состоянии, когда дрожь невозможно остановить, мы провели всю ночь.

- После такого случая не хотели оставить это увлечение и выезжать в горы, например, лишь на летний пикник?

Нет, несмотря на экстремальные ситуации, в которых мне довелось побывать, я не могу отказаться от скалолазания. Это еще одна моя страсть, которая делает меня сильнее и позволяет отдыхать от городской суеты.

«Не люблю внимания к своей персоне»

Часто в интервью вы называли себя депрессивным человеком, говорили, что много раз приходилось начинать жизнь с чистого листа. Давно ли возникало желание в очередной раз «обнулиться»?

Периодически бывает. В основном депрессия связана с профессией. То не мог сниматься, то не хотел… Все, что выходило, - далеко от ожидаемого. Но, к сожалению, это действительность. Надо или уходить из профессии, или пытаться что-то сделать в тех обстоятельствах, которые существуют. Получается одна-две сцены за весь проект - уже победа. В любом случае, профессия не терпит простоя, ожидания, проседания. Это постоянное движение души. Ну и, безусловно, тренинг, иначе все теряется… Вообще я не такой уж депрессивный. Просто разбега для творчества бывает маловато, и в соответствии с поставленными задачами и имеющимися возможностями, приходится прибегать к уже использованной палитре.

Я совершенно непубличный человек, не люблю проявления внимания к себе, фотографироваться с поклонниками, раздавать автографы - устаю от этого.

- Вас как успешного актера окружает множество поклонниц. Не надоедает их пристальное внимание?

Откровенно говоря, мне гораздо спокойнее жилось без таких почитательниц. Когда я еще редко снимался в фильмах, и меня не настигла бешеная популярность, мог беспрепятственно гулять в парках, посещать различные мероприятия, не боясь быть узнанным. Сейчас жить обычной жизнью довольно сложно, даже если стану маскироваться: надевать кепку, солнцезащитные очки... Я совершенно непубличный человек, не люблю проявления внимания к себе, фотографироваться с поклонниками, раздавать автографы - устаю от этого. Поэтому иногда возникает желание сбежать от славы, шоу-бизнеса, бомонда... Возможно, поэтому я так сильно люблю горы - чувствую себя там свободным.

Григорий, благодарю за интересную беседу. От имени редакции «Даракчи плюс» желаю вам крепкого здоровья и интересных ролей.

Большое спасибо! Всем счастья и удачи! Верьте в себя, мечтайте, идите к исполнению своих целей, и все будет хорошо.

Беседовала Камилла ПАРПИЕВА

Издание: Театральная афиша

Григорий Антипенко:

«Мне мало одной жизни»

Актер театра и кино Григорий Антипенко меньше всего похож на комический образ самоуверенного бизнесмена Андрея Жданова, которого он сыграл в 2005 году в сериале «Не родись красивой». Пройдя нелегкий путь от студента биофака, монтировщика сцены в «Сатириконе» к актеру, играющему мировой театральный репертуар, Антипенко не перестает ставить перед собой сложнейшие задачи, покоряя все новые и новые вершины. Не стань Антипенко актером, наверняка он бы выбрал судьбу путешественника, повторил бы путь Федора Конюхова, постоянно и в одиночку бороздящего моря и путешествующего по всему свету.

Альпинист с 17-летним стажем, Антипенко придерживается мнения, что в творчестве, как при восхождении, нельзя халтурить и хитрить. Сорваться вниз гораздо проще, чем удержаться на головокружительной высоте, но надо идти вперед и вверх. Завоеванные им пики способны вызвать зависть коллег: Орфей, Язон, Отелло, Беня Крик. Новой вершиной, которую в честь своего 40-летнего юбилея взялся покорить актер, стала заглавная роль в спектакле «Сирано де Бержерак» в постановке Павла Сафонова в Театре на Малой Бронной.

Что послужило причиной того, что свободный художник Григорий Антипенко вдруг бросил якорь в Театре им. Евг. Вахтангова?

Римас Владимирович позвал меня в труппу театра, когда выпускался спектакль «Отелло». Безусловно, я не мог отказаться от такого лестного предложения, тем более что меня пригласили уже как взрослого актера, со своим уже сложившимся представлением о принципах и творческой свободе.

О каких принципах идет речь?

Я категорически против насилия. Меня нельзя заставить делать что бы то ни было хотя бы потому, что я и слово «заставить» - понятия несовместимые. Меня можно только заинтересовать, в крайнем случае со мной можно вежливо договориться. В кино и театре всегда видно, когда актер делает то, что ему не нравится. Поэтому это один из основополагающих принципов, которому я следую и в жизни, и в творчестве.

Первой вашей работой в Теат-ре им. Вахтангова в качестве приглашенного артиста стал Язон?

Благодаря Юлии Рутберг. С тех пор как Юлия сыграла мою маму в спектакле «Пигмалион» режиссера Павла Сафонова, она продолжает по-матерински заботиться обо мне и в Вахтанговском театре. Поэтому я очень благодарен ей и за это приглашение в частности. Вся сцена Язона - это фактически 25-минутный монолог, который я учил на берегах Адриатики, сравнительно недалеко от того места, где происходит действие пьесы. Поэтому вся эта история пропитана для меня вполне реальным воздухом Средиземного моря, что, надеюсь, передается и зрителю.

Чем вам был интересен Язон, ведь все-таки «Медея» - это спектакль про Медею.

Нет, «Медея» - это спектакль про взаимоотношения этих двух эпических личностей. И поверьте, 25 минут монолога - достаточно для того, чтобы во всех нюансах рассказать о своем герое и об этой сложнейшей трагической коллизии между мужчиной и женщиной, где Язон не оправдывается, а пытается объяснить. В этой истории нет правых и виноватых.

Во время репетиций роли «Палестинца» в спектакле «Улыбнись нам, Господи» вы быстро нашли общий язык с Римасом Туминасом?

Было бы самонадеянным считать, что я нашел с ним общий язык. В совместной работе над ролью я только имел возможность познакомиться с его методом работы. Театр Туминаса - это театр одного режиссера. Предложения актеров, как правило, им не принимаются, потому что он заранее знает, каким должен быть спектакль. Может быть, где-то в случайной пробе он скажет «вот-вот, так хорошо», но он не будет просить вас об импровизации - напротив, покажет все сам, вплоть до интонаций. У него есть абсолютно четкая картина в голове, как должен выглядеть спектакль. Находясь внутри репетиционного процесса, я наблюдал за тем, как шьется полотно этого великого спектакля. А я убежден, что это великий спектакль, как все его работы.

О дальнейших совместных планах вы говорили?

Римас Владимирович - загадочная личность. О его планах не знает никто. Иногда создается впечатление, что и он сам не знает. Но интрига будущей совместной работы висит в воздухе. Надеюсь...

Вы пришли в профессию довольно поздно. Это был осмысленный шаг человека, долго искавшего себя?

Зная меня прошлого, никто бы никогда не сказал, что я вообще смогу выйти на сцену в качестве артиста. Я прошел долгий путь от бесформенного полена к актеру, которого приглашают играть главные роли. Это требовало постоянной работы над собой, но неизменно приносило удовольствие. Бывает, что заходишь в тупик, кажется беспросветный, но вечером выходишь на сцену и понимаешь, что другой профессии для себя не представляешь.

Если говорить о сложных физических затратах, сразу вспоминается пластический спектакль «Отелло», в котором вы играете заглавную роль. Долго размышляли, прежде чем дать Анжелике Холиной согласие?

От таких ролей не отказываются. Проблема была в том, что я никогда не танцевал в своей жизни, если не считать весьма посредственных проб в Щукинском училище. Для меня это было равносильно поступлению в хореографическую школу без необходимых данных. Поэтому вся заслуга того, что этот спектакль случился с моим участием, принадлежит Анжелике Холиной, которая умудрилась весь процесс обучения и убеждения меня в том, что это будет хорошо, вложить в один месяц.

То, что вам досталась партнерша с балетной подготовкой, помогало или мешало?

Сейчас, безусловно, помогает. И я очень благодарен ей за поддержку. Но было время, когда я страшно комплексовал, что подведу своих значительно более талантливых в этой области партнеров. Если бы не Оля Лерман, Витя Добронравов, Паша Тэхэда Кардэнас и другие участники спектакля, этого события вообще не произошло бы. Анжелике удалось так искусно сбалансировать возможности актеров в этой постановке, что у зрителей не возникает сомнений в профессионализме исполнителей. Она прекрасно понимала, что у меня нет техники и из воздуха ее не возьмешь, и терпеливо ждала, когда я буду готов, и верила. Для меня было очень лестно, когда после премьеры ко мне подошел художественный руководитель моего курса Родион Юрьевич Овчинников и похвалил за то, что я не боюсь экспериментировать и заходить в зоны заведомого дискомфорта.

Выходит, что вы намеренно стремитесь к дискомфорту?

Я не выношу тишины. Мне необходимо, чтобы вокруг кипела жизнь. Недаром в детстве я увлекался пиротехникой. В то время в магазинах можно было купить только бенгальские огни и пистоны для игрушечных пистолетов, поэтому все приходилось делать собственноручно. Не буду рассказывать о технологии, чтобы это не служило примером подрастающему поколению, но в комфортные 1980-е не было другого способа расшевелить пространство вокруг себя.

Именно этот пункт вашей биографии в интернете называется «испытывал любовь к естественным наукам»?

Нет, речь идет о биологии. Я с детства мечтал поступить на биофак, что и привело меня в свою очередь в фармацевтическое училище, дабы немного подтянуть химию. Но по иронии судьбы именно в этом училище, сидя за столом в белом халате и развешивая порошки, я окончательно убедился, что аналитическая работа не для меня. Я бы, наверное, мог стать журналистом-естествоиспытателем и вести какую-нибудь программу о животных, но канала Discovery в нашей стране тогда еще не было.

И это увлечение биологией вылилось в любовь к альпинизму?

Скорее любовь к природе в целом подтолкнула меня однажды пойти в первый мой туристический поход по горам Крыма. Можно сказать, что с этого полуострова все и началось.

Сколько лет вы занимаетесь альпинизмом?

С 1997 года. Хотя были остановки, перерывы, иногда даже по году. Но это не проходящая потребность. Даже когда происходили чрезвычайные ситуации, срывы, холодные ночевки и прочие экстремальные радости, все равно спустя год возникало неизменное желание обновить снаряжение, придумать себе новую вершину и - «вперед и вверх, а там…». Это не адреналин и не экстрим, как думают многие. Альпинизм - это философия. Каждая экспедиция в горы - это красивый рассказ, полноценная история, а иногда даже роман. Там за две недели удается испытать столько эмоций, сколько, может быть, один человек проживает за всю свою жизнь. Каждый день, каждая минута - это новые события и мысли, новое ощущение мира.

Помню, на прослушивании в институте Павел Любимцев спросил меня: «Зачем вы идете в профессию?» На что я, несмотря на стресс и юный возраст, неожиданно дал очень точный ответ: «Мне мало одной жизни». Горы и театр дают мне возможность прожить столько жизней, сколько захочется.

Спектакль «Сирано де Бержерак» в Театре на Малой Бронной в постановке Павла Сафонова стал подарком, который вы преподнесли себе к 40-летию?

В итоге получилось, что сделал себе подарок, хотя я понятия не имею, какая судьба ожидает этот спектакль. Мне даже не важно, как он будет воспринят. Главное, что я по-честному пытаюсь сыграть эту роль и использую все свои внутренние ресурсы. Чем хороша актерская профессия - совершенствоваться можно бесконечно. Нет предела. Это космос, где можно достичь такого уровня мастерства, когда можно нести информацию одним лишь появлением на сцене, обходясь без слов. Правда, это та вершина, которой могут достигнуть только единицы.

Получается, если занимаешься актерской профессией, то предполагаешь, что тебе дано развить свой потенциал и дойти до самого высокого уровня?

Конечно, иначе нельзя. Я перфекционист, постоянно собой недоволен и постоянно стремлюсь к совершенству. Периодически я себя останавливаю в своей самокритике, чтобы совсем не загнаться. Напоминаю себе, что есть и успехи, иначе мне бы не предлагали роли, не делали на меня ставку. Во всем должна быть мера, и в самокритике тоже.

Вам не кажется, что пьеса Ростана сильно устарела?

Классика не стареет.

О чем «Сирано»?

О любви. Согласитесь, разве эта тема может устареть?

Вы определились для себя, кто ваш герой - поэт или борец?

Он больше, чем поэт. Не зря и у меня, и у Паши Сафонова возникали во время репетиций ассоциации с Высоцким. Сирано - это человек с жесткой нравственной позицией по отношению и к себе, и к обществу, и к любви. Он не идет на компромиссы и сжигает себя именно по этой причине.

Разве эта пьеса не про комплексы?

Безусловно, и про них тоже. Но именно благодаря комплексам тема становится такой острой. Если бы у Сирано не было изъянов, то и не было бы такой глубокой души. Преодолевая комплексы, человек стремится к совершенству.

У вас будет нос?

Будет огромный гипертрофированный нос. Не приклеенный, имитирующий настоящий, а инородное тело на лице, подчеркивающее асоциальность моего героя, ведь наш спектакль о неудобном человеке, не вписывающемся в систему, выбивающемся из общей картины своей искренностью и ранимостью. На его фоне остальные превращаются в успешных снобов с фальшивыми улыбками, деланной уверенностью в себе и убежденностью, что в этой жизни можно купить абсолютно все. Это противопоставление - еще одно доказательство вечной актуальности пьесы Ростана.

Получается, Сирано готов уступить любимую женщину из-за своего благородства, желая ей счастья?

Да, именно так. Мы упростили бы смысл пьесы, если бы представляли его игроком, талантливым шахматистом, играющим человеческими судьбами. Нет, он безрассудный, гениальный художник, которому дано все, кроме внешней красоты. Речь идет о его эстетическом восприятии мира. Он сознательно отказывается от Роксаны, не считая, что его союз с ней может быть гармоничным.

Вам как актеру маска дает преимущество? За нее можно спрятаться или, наоборот, она диктует некие рамки?

Маска дает простор для фантазии, потому что в ней можно почудачить. Но подлинные чувства и эмоции за ней не спрячешь: без них не может быть спектакля.

Вы привыкали к носу, он вам мешал?

Как ни странно, нет. У меня у самого большой нос. Плюс три сантиметра не имеют принципиального значения.

Вы впервые сталкиваетесь с поэтическим театром?

Да, это мой первый опыт. Это непросто, но безумно интересно. Я сам в душе нереализованный поэт. В поэтическом тексте заложена громадная энергия. Безусловно, стоит колоссального труда овладеть мастерством владения словом. Но вы не представляете, какое удовольствие произносить эти строчки со сцены, в этом есть какая-то необъяснимая магия.

Споры с режиссером возникали?

Конечно. Поначалу у нас были абсолютно разные представления о том, как это может быть, каким должен быть Сирано. Мы с Пашей сложно репетировали и постоянно спорили. В какой-то момент я поймал себя на мысли, что ситуация с «Отелло» повторяется. Чего было больше - неуверенности в себе или в режиссере, сейчас трудно сказать. Но все закончилось тем, что мы несколько часов очень громко обсуждали и пытались доказать друг другу преимущества двух переводов - Соловьева и Щепкиной-Куперник. Это было сродни разговору двух сумасшедших. И в один момент у меня случилось прозрение: я почувствовал, что где-то наверху этот спектакль уже нарисован, его состав, режиссер и мое исполнение уже существуют и глупо тратить время на попытки отказаться от уже свершившегося. После этого я стал идеальным, послушным актером и уже не мешал Паше воплощать все им задуманное.

У вас есть свои ритуалы подготовки к роли?

Они несильно отличаются от привычных ежедневных действий обычного человека: просыпаюсь, делаю физзарядку и чищу зубы. Но самое интересное в том, что в день спектакля я очень часто ловлю себя на мысли, может ли мой герой, которого мне предстоит сыграть сегодня, вести себя так, как веду себя я в этот день своей жизни. И, как ни странно, от чего-то приходится отказываться.

Вы поступили на Высшие режиссерские курсы, но не стали получать диплом. Почему?

Я недоучился - ушел в академический отпуск с сознанием того, что могу снимать кино и без диплома. В моем представлении режиссер - это прежде всего характер и необузданное желание снимать, до шизофрении. Как художник, который постоянно рисует, делает наброски в записную книжку, режиссер должен постоянно снимать на все подручные средства. Это его способ самовыражения. Если нет такой одержимости, не нужно идти в эту профессию или пока еще рано. Первичным должно быть воплощение замысла, а не стремление к деньгам и славе.

Разве вы пришли в актерскую профессию не за славой?

Нет, я пришел, потому что понял, что никакая другая профессия мне не подходит.