Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Двойные рисунки. Двойственные изображения

Двойные рисунки. Двойственные изображения

Автор рисунка напротив (рис. 2) представил новый тип махового колеса, объединив математическое воображение с изрядной долей технических идей. Его отдельные компоненты представлены на чертеже, прикрепленном к стене слева, в то время как фронтальный вид оси колеса на чертеже справа раскрывает весь замысел квадратного колеса. Однако зритель остается при своем мнении - такое колесо не может быть построено. Нет ничего невозможного в том, чтобы соединить шесть балок для получения обода колеса, даже если они лежат в одной плоскости, но четыре спицы просто не могут быть соединены так, как показано. Изобретатель данного колеса заставляет нас искать хотя бы одно соединение, которое было бы однозначно неправильным. Но, как мы вскоре обнаружим, все они правильны. И тем не менее объект, представленный в данном конкретном случае, не может существовать в реальном мире. Это невозможный объект! Только разъединив соединения в нескольких точках, мы придем к тому объекту, который может быть построен. Рис. 3 демонстрирует один из возможных вариантов. Результат, однако, значительно отличается от того, что изначально представил изобретатель - это теперь причудливая трехмерная конструкция, ставшая возможной и бесполезной...

Садро дель Прет объединил два невозможных треугольника в это "невозможное колесо". Невозможный треугольник (или трибар) - это простейший и в то же время наиболее пленительный объект из всех известных невозможных объектов (рис. 4). Он выглядит очень "реальным", но все же существовать не может.

Однако его невозможность не так абсолютна как у, например, квадратного круга, который не может быть ни представлен в уме ни нарисован. Невозможные объекты, которые нас интересуют, могут быть, как ни странно, легко визуализированы, что лежит в основе их притягательности. Они показывают нам новый мир и, таким образом, открывают перед нами невероятно сложный процесс, который мы называем видением. Является ли трибар действительно невозможным? Рис. 5 показывает как, разделив два плеча треугольника в определенных точках, мы придем к объекту, который может быть создан в реальном мире. Очевидно, что мы трансформировали его в нечто совершенно другое.

"Три свечи" Сандро дель Прет (рис. 6) представляют совершенно другую категорию невозможных объектов. Сколько изображено свеч: две или три? Если опускать взгляд от среднего пламени вниз, мы увидим, что свеча, на которой оно горит, мистическим образом исчезает. В то же время, если мы будем поднимать взгляд от квадратного основания правой свечи, мы увидим, что левая сторона свечи исчезает в заднем фоне, и остается только правая сторона. Характерной чертой таких невозможных объектов является то, что они могут быть изображены только в черно-белых тонах и не могут быть раскрашены. Три следующих изображения (рис. 7-9) созданы Оскаром Реутерсвардом. Есть что-то раздражающее в таких картинах, когда фигура изначально кажущаяся монолитной вдруг ускользает от нашего взгляда. Материя исчезает в пустоту.

Рисунок 6. Sandro del Prete, "Три свечи", рисунок карандашом
Рисунок 7. Рисунок 8. Рисунок 9.

Двусмысленные фигуры - еще одна категория. В отличие от невозможных объектов, которые не могут существовать в реальном мире, двусмысленные фигуры представляют трехмерные реальности в количестве большим одной. Так, мы можем интерпретировать фигуру в центре рисунка Моники Буш (рис. 10) одновременно как проекция наружней поверхности куба, и как вогнутое кубическое пространство. Вполне возможно создать две различные трехмерные модели этой картины, каждая из которых будет иллюстрировать одну из интерпретаций картины. Как мы увидим в Главе 3, каждое изображение, проецируемое на сетчатку глаза, по существу, является двусмысленным независимо от того смотрим ли мы на картину или на объекты реального мира. К счастью, это редко создает проблемы в повседневной жизни, так как наше сознание принимает только ту информацию, получаемую с картины на сетчатку глаза, которая соответствует реальности. Мы говорим о двусмысленности фигуры, когда две (а иногда и более) интерпретации одной и той же фигуры являются одинаково правдоподобными.

Первые ученые, которые начали изучать невозможные объекты и двусмысленные фигуры определили обе эти категории под одним названием "оптические иллюзии", что не совсем точно, так как это название не раскрывает уникальные характеристики этих объектов. Оптические иллюзии - это предметы, которые мы видим, но которые либо не могут существовать в реальности либо,чья истинная природа отлична от того, что мы видим. Мы постоянно сталкиваемся с оптическими иллюзиями в нашей жизни не замечая их, просто потому что мы постоянно делаем скидку на них. Например, хотя нам кажется что луна движется вслед за нами, когда мы движемся по улице ночью, мы совершенно точно знаем, что она стоит на месте. Подобным образом, луна кажется больше, когда она находится над самым горизонтом, чем, когда она находится высоко в небе, но при этом мы не думаем, что луна расширяется и сокращается каждую ночь. Когда я смотрю из окна на здания внизу, они кажутся не больше горшка с цветком на моем подоконнике, но все же я не допускаю такой мысли. Оптические иллюзии по большей части составная особенность нашего восприятия.

Некоторые формы оптических иллюзий имеют очень необычные характеристики, часть из них даже носят имя своего "изобретателя" или исследователя. На картине Prof. A.J.W.M. Thomassen (рис. 11) мы видим среди фигур параллелограмм Сандера (1926, рис. 12). Если вы видите эту оптическую иллюзию впервые, то возьмите линейку и измерьте разницу в длине между длинным отрезком AB и коротким BC. Иллюзия Фрейзера (1908, рис. 13) демонстрирует нам, в какой степени дополнительные факторы влияют на определение нашим сознанием направления линий: хотя буквы слова LIFE кажутся изогнутыми, все они вертикальны и параллельны друг другу. Оценка размеров круга зависит от объектов, окружающих его (Липпс, 1897, рис. 14): центральные круги в обоих случаях имеют одинаковый размер.

Рисунок 14.

Такого рода иллюзии являются предметом для изучения уже более 150 лет, и они могут научить нас понимать, как функционирует наше зрение. Двусмысленность фигур исследовалась Некером (Necker) еще в 1832 году, в то время как невозможные объекты привлекли к себе внимание только в 1958 после публикации статьи Пенроузов, чей невозможный треугольник также изображен на картине Томассена.

В этой книге мы покажем, среди прочего, что двойственные фигуры и невозможные объекты важны не только тем, что проливают свет на особенности нашего видения, но и тем, что их обнаружение художниками открыло прежде неизведанные области в истории искусства.

Двойственные или многозначные изображения, как говорит нам Большой психологический словарь, объясняются тем, что при восприятии подобных рисунков у человека возникают различные представления, одинаково соответствующие изображённому.

Сколько женщин вы видите?

При первом рассмотрении 90 % людей видят привлекательную девушку лет 20-25, остальные 10 % видят старуху за 70 с огромным носом. Тем, кто видит картинку впервые, трудно разглядеть второе изображение.

Подсказка: Ушко девушки — это глаз пожилой женщины, а овал молодого лица — это нос старухи.

Первое впечатление, как утверждают психологи, обычно зависит от того, на какую часть картины упал ваш взгляд в первое мгновение.

После небольшой тренировки можно научиться заказывать себе, кого вы хотите увидеть.
Психиатр Е. Борингу использовал портрет в 1930-х годах как иллюстрацию к своим работам. Автором подобного изображения иногда называют американского карикатуриста У. Хилла, который опубликовал работу в 1915 году в журнале «Пак» (в переводе на русский — «эльф», «сказочный дух»).

Но ещё в первые годы XX века в России выпустили открытку с такой же картинкой и надписью: «Моя жена и моя тёща».

Картинку с двумя дамами можно встретить во многих пособиях по психологии.

Заяц или утка?

Какого персонажа вы увидели первым на современной версии «Иллюзии Эренштейна»? Самый первый рисунок «утка-заяц» был опубликован в книге Джастроу в 1899. Существует мнение, что если детям показать картинку в первый день пасхи, то они более вероятно рассмотрят в ней кролика, но, а если показать им в октябре, то они будут склоны видеть утку или подобную птицу

Подсказка: На рисунке можно увидеть утку, которая направлена влево, или зайца, который направлен вправо.

Поющие мексиканцы или старики?

Мексиканский художник Октавио Окампо — автор довольно необычных картин со скрытым смыслом. Если приглядеться повнимательнее, то в каждом из его рисунков увидите ещё одно, спрятанное изображение. Он сделал декорации более чем 120 мексиканских и американских фильмов. Создал несколько портретов известных лиц западного мира в сюрреалистическом стиле («Портрет певицы Шер», «Портрет актрисы Джейн Фонда», «Портрет Джимми Картера» и др.).

Подсказка: Старик и старуха-блондинка смотрят друг на друга. Их брови — это шляпы мексиканских музыкантов, а их глаза — лица музыкантов.

Просто Роза?

На первый взгляд, да. Обычный цветок и ничего больше. Но не тут-то было. Автор данного изображения — Сандро дель Пре — сформировал новое направление в искусстве, которое он назвал «иллюзоризм», делая акцент на создании оптических иллюзий при написании картин.

Подсказка: В центре розы можно рассмотреть целующеюся пару.

Старик или ковбой?

Эта картина Я. Ботвинника, первой половины ХХ века, США, называется «Мой муж и мой тесть».
Кого вы увидели первым? Молодого мужчину в ковбойской шляпе или старика с большим носом?
Психологи утверждают, что отношение человека к самому себе влияет на выбор образа: при позитивном настрое люди чаще воспринимают в первые секунды молодой образ.

Подсказка: Шея ковбоя — рот старика, ухо — глаз, подбородок — нос.

А что вы видите на шестой картине?

Свои варианты оставляйте в комментариях к этой статье. Ответ появится в 13:00 8 октября 2013 года.

Ответ: Череп или молодая пара

(англ. ambiguous figures, reversible figures) - изображения, допускающие различные соотношения «фигуры» и «фона» в зависимости от имеющихся у субъекта представлений. Выделенный предмет (фигура) становится объектом восприятия, а все, что его окружает, отходит к фону восприятия. Так, рис. 2а может восприниматься то как изображение черной вазы на белом фоне, то как два профиля лица человека на черном фоне. Возможны и более многозначные изображения. Напр., при непрерывном рассматривании фигуры («фигура Шредера») на рис. 2б вид ее меняется, при этом можно наблюдать: 1) лестницу; 2) бумажную полосу, сложенную гармошкой; 3) нависающий карниз.

Двойственные или многозначные изображения объясняются тем, что при восприятии подобных рисунков у человека возникают различные представления, одинаково соответствующие изображенному. Поэтому достаточно выделить к.-л. характерную деталь, соответствующую определенному представлению, чтобы затем сразу же увидеть определенный предмет.

Рис. 2. Примеры двойственных изображений.

Добавление : Классической фигурой с обратимой перспективой является куб Неккера; это Д. и. названо в честь швейцарского математика и физика Луиса Альберта Неккера (1730-1804), который сообщил о том, что кристаллы и их рисунки во время научных наблюдений кажутся спонтанно обращающимися по глубине (что, конечно, весьма затрудняет их визуальное исследование). Вышеупомянутая обратимая ваза опубликована в 1915 г. датским философом Эдгаром Рубином (1886-1951); эта ваза весьма популярно иллюстрирует обратимость фигуры и фона. Двойственные изображения нередко встречаются на картинах известных художников, примером чему может служить картина Сальвадора Дали «Невольничий рынок с появлением незаметного бюста Вольтера» (при рассматривании с близкого расстояния доминируют фигуры людей, при увеличении дистанции наблюдения становится заметен бюст Вольтера).

Другим примером поразительного соревнования фигуры и фона является гравюра М. Эшера «Концентрический предел IV (Небо и Ад)»: здесь спонтанное чередование дьяволов и ангелов, которому нет конца, символично и имеет глубокий философский Смысл .

Теоретическое значение Двойственные изображения в психологии восприятия состоит в том, что они убедительно доказывают известный тезис гештальт -психологии об относительной независимости перцептивного целого от сенсорных элементов. Способ доказательства прост: на одном и том же сенсорном базисе, при одной и той же стимуляции могут возникать совершенно разные перцепты. Т. о., Д. и. доказывают тот же тезис, что и эффект транспозиции (заключающийся в демонстрации постоянства, устойчивости перцептивного целого при полной смене сенсорного базиса), но прямо против. способом. (Б. М.)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Даже самые закоренелые скептики верят тому, что говорят им их чувства, но чувства легко обмануть.

Оптическая иллюзия - впечатление о видимом предмете или явлении, несоответствующее действительности, т.е. оптический обман зрения. В переводе с латыни слово «иллюзия» означает «ошибка, заблуждение». Это говорит о том, что иллюзии с давних времен интерпретировались как некие сбои в работе зрительной системы. Изучением причин их возникновения занимались многие исследователи.

Некоторые зрительные обманы давно уже имеют научное объяснение, другие до сих пор остаются загадкой.

сайт продолжает собирать самые крутые оптические иллюзии. Будьте осторожны! Некоторые иллюзии могут вызвать слезоточивость, головную боль и дезориентацию в пространстве.

Бесконечный шоколад

Если разрезать плитку шоколада 5 на 5 и переставить все куски в показанном порядке, то, откуда не возьмись, появится лишний шоколадный кусочек. То же самое вы можете проделать и с обычной шоколадкой и убедиться, что это не компьютерная графика, а реально существующая загадка.

Иллюзия брусков

Взгляните на эти бруски. В зависимости от того, в какой конец вы смотрите, два куска дерева будут или находиться рядом, или же один из них будет лежать на другом.

Куб и две одинаковые чашки

Оптическая иллюзия, созданная Крисом Уэстоллом. На столе стоит чашка, рядом с которой стоит куб с маленькой чашечкой. Однако при более детальном рассмотрении мы можем увидеть, что на самом деле куб нарисованный, и чашки абсолютно одинакового размера. Подобный эффект замечается только под определенным углом.

Иллюзия «Стена кафе»

Внимательно всмотритесь в изображение. На первый взгляд кажется, что все линии изогнуты, однако на самом деле они параллельны. Иллюзия была обнаружена Р. Грегори в кафе Wall в Бристоле . Отсюда и пошло ее название.

Иллюзия Пизанской башни

Выше вы видите две картинки Пизанской башни. На первый взгляд кажется, что башня справа наклоняется больше, чем башня слева, однако на самом деле обе эти картинки одинаковые. Причина кроется в том, что визуальная система рассматривает два изображения как часть единой сцены. Поэтому нам кажется, что обе фотографии не симметричны.

Исчезающие круги

Эта иллюзия называется «Исчезающие круги». Она состоит из 12 расположенных по кругу сиреневых розовых пятен с чёрным крестиком по середине. Каждое пятно исчезает по кругу примерно на 0.1 секунды, и если сфокусироваться на центральном крестике, можно получить следующий эффект:
1) сначала покажется, что вокруг бегает зелёное пятно
2) затем фиолетовые пятна начнут исчезать