Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Что такое искусство определение по обществознанию. Искусство, его формы, основные направления

Что такое искусство определение по обществознанию. Искусство, его формы, основные направления

Задания по теме «Искусство».

ФОРМА ОСВОЕНИЯ МИРА

ХАРАКТЕРИСТИКА

____________________

Ответ: ______________________.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Ответ: ______________________.

Ответ: ______________________.

Ответ: ______________________.

Ответ: ______________________.

ПРИЗНАКИ

ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ

А) образность

Б) логическая целостность

В) художественный язык

Д) обоснованность

2) искусство

Ответ: ______________________.

Ответ: ______________________.

ФУНКЦИИ ИСКУССТВА

ХАРАКТЕРИСТИКА

Социализирующая

Ответ: ______________________.

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

1) искусство

Ответ: ______________________.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: ________________________.

Ответы к заданиям по теме «Искусство».

1. Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Искусство отличается от других форм духовной деятельности тем, что оно образно отражает мир.

Б. Искусство всегда решает фундаментальные проблемы бытия человека.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Ответ: 1.

2. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФОРМА ОСВОЕНИЯ МИРА

ХАРАКТЕРИСТИКА

Освоение мировоззренческих установок, основанных на вере в сверхъестественное

____________________

Освоение и воплощение эстетических ценностей, освоение мира в образах

Ответ: Искусство.

3. Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Основная задача искусства – достоверно отображать окружающий мир.

Б. Для искусства главное – избегать субъективности создаваемых образов.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Ответ: 4.

4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) музыка; 2) искусство; 3) театр; 4) литература; 5) кино; 6) опера; 7) архитектура.

Ответ: 2.

5. К видам искусства не относится

1) музыка 2) театр 3) эстетика 4) живопись

Ответ: 3.

6. Ниже приведен перечень признаков. Все они, за исключением двух, относятся к искусству. Найдите два признака, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) творчество; 2) образности; 3) субъективность; 4) доказательность; 5) эмоциональность; 6) логическая стройность.

Ответ: 46.

7. Установите соответствие между отраслями культуры и признаками, которые характерны для произведений, созданных в рамках этих отраслей.

ПРИЗНАКИ

ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ

А) образность

Б) логическая целостность

В) художественный язык

Г) чувственно-эмоциональное отражение мира

Д) обоснованность

2) искусство

Ответ: 21221.

8. Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Искусство призвано оказывать эмоциональное воздействие на людей.

2) Искусство стремится к объективному отражению реальности.

3) Искусство отражает мир в терминах и понятиях.

4) Искусство отображает окружающий мир и человека в художественных образах.

5) Искусство всегда решает вопросы фундаментального характера.

Ответ: 14.

9. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФУНКЦИИ ИСКУССТВА

ХАРАКТЕРИСТИКА

Получение знаний, информации об окружающем мире с помощью художественного образа

Социализирующая

Оказывает влияние на формирование личности человека, его систему ценностей, характер общения с другими людьми

Ответ: Познавательная.

10. Установите соответствие между формами культуры и задачами, которые они решают в духовной сфере жизни общества.

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

А) получение достоверных результатов об окружающем мире и их систематизация

Б) формирование художественного образа предмета

В) формирование субъективного восприятия окружающего мира

Г) формирование понятий, определений

Д) создание идеальных объектов для теоретического обоснования гипотез

1) искусство

Ответ: 21122.

11. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «искусство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критерии выделении видов искусства, и одно предложение, раскрывающее отличие искусства от науки.

1) смысл понятия: «Искусство – это форма человеческой деятельности, направленная на создание и освоение эстетических ценностей (художественное творчество);

2) «В зависимости от того, какими средствами и способами создается образ, различаются разные виды искусства – живопись, архитектура, литература, музыка».

«Важнейшая особенность искусства состоит в том, что оно, в отличие от науки, отражает действительность не в понятиях, а в художественных образах».

12. Искусство является значимой для общества и его развития частью духовной культуры, оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Укажите любые три функции, выполняемые искусством, и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером.

1) мировоззренческая: искусство – способ и форма познания мира эстетическими средствами (например, полотна И. Левитана помогают познавать красоту русской природы, ментальность русского человека);

2) компенсаторная (утешительная): люди посредством искусства обретают утешение, психологический комфорт, поддержку (например, поэзия И. Бродского помогла женщине обрести уверенность в себе, найти ответы на жизненные вопросы);

3) коммуникативная: произведения искусства помогают людям общаться, находить общие интересы (например, посетив выставку современной живописи, молодой человек нашел новых друзей и единомышленников);

4) воспитательная: искусство прививает эстетические чувства, формирует культуру поведения (например, читая книги, посещая картинные галереи, музыкальные концерты, молодой человек обрел чувство прекрасного, освоил способы поведения в обществе).

13. Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Искусство как особая форма духовной культуры».

1) Искусство – способ познания мира посредством художественных образов.

2) Характерные признаки искусства:

Иррационализм

Символизм

Субъективизм

Образность и наглядность

3) Функции искусства:

Гедонистическая

Компенсаторная

Коммуникативная

Эстетическая

Воспитательная

Познавательная

4) Виды искусства:

Литература

Живопись

Кино и т.д.

5) Универсальное и национальное в развитии искусства.

14. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором протушен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Искусство - это особая форма духовной ________ (А) человека и ______(Б), проявляющаяся в различных видах - живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танце, театральных или кинопостановках, декоративно-прикладном искусстве и пр. Искусство является важнейшим способом ________(В) осознания мира. В его основе лежит отражение и ______(Г) в художественных образах. Художественные образы в искусстве создаются различными _______(Д). Так, в литературе художественное отображение действительности происходит с помощью __________(Е), в живописи - через зрительные образы, в скульптуре и архитектуре - черев объемно-пространственные формы, в музыке - через звуковые формы».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) эстетическое; 2) деятельность; 3) средства; 4) общественные отношения; 5) художественное творчество; 6) общество; 7) преобразование реальности; 8) мораль; 9) слово.

Лекция:


Понятие и признаки искусства


Искусство – это ещё один социальный институт духовной сферы общества, удовлетворяющий духовные потребности людей в красоте. В его основе лежит неповторимое эстетическое чувство человека, которое возвышает его над природой. Искусство играет важную роль в жизни человека и общества. Оно помогает постичь суть красоты и гармонии. Что же такое искусство? Сформулируем определение:

Искусство – особая форма сознания и деятельности, отражающая окружающую действительность в художественных образах.

Изучением данной специфической части культуры занимается эстетика – наука о прекрасном и безобразном. Искусству характерны следующие особенные черты и признаки:

  • Образность восприятия – искусство является способом чувственного познания. Как создаются произведения искусства? Окружающая нас действительность в сознании творца воспринимается в виде художественных образов, которые он материализует, переносит на холст, бумагу, звук и пр.
  • Эстетические цели – искусство производит что-либо прекрасное, совершенное, идеальное.
  • Субъективность – творец создает образ таким, каким его представляет и видит он сам. Любой деятель искусства стремится создать что-то оригинальное, отражающее его индивидуальность и в то же время что-то способное вызвать интерес у окружающих.
  • Использование специфических средств – для создания произведений литературы используется слово, живописи - цвет, музыки - звук.


Функции искусства


Как и любой другой социальный институт искусство выполняет ряд значимых для общества и человека функций. Рассмотрим их.
  • Познавательная – получение новых знаний через художественные образы книг, картин, спектаклей, опер, кино и т. д. Произведения искусства дают понять, в чём сущность человека и общества, позволяют приобрести опыт. Пример функции : актриса Фаина Раневская рассказывала, как прочитав повесть А. П. Чехова «Скучная история» она «поняла всё о человеческом одиночестве».
  • Эстетическая – удовлетворение духовных потребностей людей в красоте и творческой активности, воспитание чувства прекрасного, формирование эстетического вкуса. Пример функции : Евгений восхитился красотой картин народного художника СССР А. М. Шилова после посещения галереи в Москве.
  • Гедонистическая – искусство радует человека, доставляет удовольствие и наслаждение. Пример функции : каждый вечер Аля слушает и наслаждается Лунной сонатой Бетховена.
  • Компенсаторная – в искусстве человек находит то, что не смог отыскать в реальной жизни. Пример функции : прочитав поэму И. Бродского, Арина обрела силы и уверенность в силе.
  • Коммуникативная – искусство создает пространство общения людей, человека с самим собой и даже эпох. Пример функции : на выставке – инсталляции Юрий нашёл единомышленников.
  • Прогностическая – искусство способно предвидеть будущее развитие общества, делать прогнозы. Пример функции : в романе «20000 лье под водой» (1870 г.) Жюль Верн описал подводную лодку "Наутилус", двигатели которого были электрическими. Спустя 90 лет появились настоящие электрические подводные лодки.

Виды искусств


Искусство воплощено в различных видах художественного творчества, которые увеличиваются с каждым днём. Отдельными его видами являются такие, как литература, театр, скульптура, музыка, хореография, архитектура, кино, дизайн, компьютерная графика и др. Все они отличаются способами и средствами создания художественных образов. Также существует объединение различных видов искусства в группы:
  1. Изобразительные и речевые. Данное деление произведено с точки зрения участия речи как художественного средства. К изобразительным искусствам, к примеру, относятся живопись, графика, скульптура, а к речевым литература, ораторское искусство.
  2. Пространственные, временные и пространственно - временные. Пространственные виды искусств занимают определённое пространство, не находятся в движении и не меняются со временем (архитектура, скульптура, фото - искусство, живопись). Временные же не меняются со временем (литература, музыка). Пространственно - временные объединяют черты первых двух групп (театр, кино, хореография).
  3. Динамические и статические. К динамическим можно отнести временные виды искусства, а к статическим пространственные.

Связь искусства с другими институтами духовной сферы

Искусство тесно связано с другими институтами духовной сферы. Как и религия оно познаёт мир образно, опираясь на чувства и эмоции. Оба института ориентированы на нравственность, духовное самосовершенствование. Искусство и религия обращают человека не только к настоящему, но и к прошлому, и к будущему, поэтому они невозможны без фантазии и воображения. Различие состоит в том, что религия основана на вере в сверхъестественное, а искусство ориентировано на эстетику. Искусство, как и наука познает мир, но кардинально разными способами и методами. Если искусство объясняет мир образно, то наука делает это категориально, с помощью понятий, теорий и законов. Произведению искусства свойственна завершенность, тогда как любое исследование науки имеет своих предшественников и последователей. Искусство создаётся "раз и навсегда", тогда как наука никогда не будет "закрытой книгой", в которую больше нечего писать. Искусство субъективно, наука объективна.


В ст. 44 Конституции РФ гарантируется свобода творчества. Государство оказывает поддержку искусству. Одним из способов такой поддержки является проведение Министерством культуры РФ конкурса на присуждение грантов для реализации творческих проектов в различных видах искусства.

Конспект урока можно использовать как урок, а также для подготовки к ЕГЭ по обществознанию либо как внеурочное мероприятие. Первый слайд выполнен в виде видеоролика как вводно-мотивационный этап урока. Практическая часть: миниисследовательская работа. Домашнее задание: выполнение проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока

Класс 12

Предмет Обществознание

Тема : « Искусство, его виды и формы»

Цель :

Образовательная : раскрыть и осмыслить содержание понятия «искусство», его формах и видах;

Развивающая : помочь обучающимся в осознании непреходящей ценности духовных открытий, выраженных в разных видах искусства;

Воспитательная : способствовать формированию глубокого уважения к культуре прошлого и настоящего, духовным поискам людей, общечеловеческим ценностям, воплощенным в искусстве, веротерпимости и готовности к диалогу с представителями разных культур, отрицательному отношению к культурной изоляции, желания внести собственный вклад в сохранение культурного наследия России.


Задачи

Раскрыть понятие «Искусство»;

Разъяснить его функции;

Рассказать о его видах и формах.

Тип урока : урок обобщения и систематизации полученных ранее знаний с новой точки зрения.

Основные понятия и термины : искусство, предмет искусства, виды искусств, функции искусства.

Необходимое оборудование: Windows7, программа для чтения файлов формата VSP, DVD PAL

ХОД УРОКА

Организационный момент (отметка присутствующих).

Вводно-мотивационный: Презентация слайд 1(видеоролик, выполненный ulead VidioStudio); вопрос учителя: «О чем мы сейчас будем говорить?»

Определяем тему урока слайд 2:

«Искусство, его виды и формы»

Постановка целей и задач слайд 3:

Цель: осмыслить содержание понятия «искусство», его форм и видов.
Задачи для обучающихся:
- понять, что такое «искусство» как познавательная деятельность
- усвоить его функции
- систематизировать знания о его видах

Актуализация опорных знаний: Презентация слайд 4

Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей как художественное познание.

Слова учителя: Искусство зародилось еще в античную эпоху, однако в этот период оно еще не считалось каким-то особым видом деятельности. Древние греки называли "искусством" и умение строить дома, и навыки управления государством, и процесс лечения людей и т.п. Обособление же собственно эстетической деятельности, т.е. искусства в его современном понимании, раньше всего произошел в области ремесла. Это можно отчетливо проследить на примере гончарного ремесла. Изготовление посуды, в частности, знаменитых греческих ваз, сопровождалось украшением их различного рода орнаментами. Орнаментом называют узор, построенный на регулярном ритмическом чередовании и организованном расположении абстрактно-геометрических или изобразительных элементов. Ранние греческие орнаменты - меандры - представляли собой изломанную под прямым углом линию, образовывавшую ряд одинаковых, связанных друг с другом мотивов. (слайд 5)

Постепенно процесс создания эстетического был перенесен из сферы материальной в сферу духовную, а сама художественная деятельность превратилась в создание человеком особого (второго, наряду с предметным), вымышленного мира.

Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.

Предмет искусства - человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Искусство обусловлено миром природы и общественных отношений, которые окружают индивидов. (слайд 6)

Формой бытия искусства является художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета - знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.

1. Архитектура (зодчество) - вид искусства, представляющий собой систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека.

Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная. (слайды 7 – 9)

2. Живопись - вид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета. (слайды 10 – 16)

Произведение, создаваемое художником-живописцем называется картиной. Картина может быть нарисована на дереве, бумаге, картоне, шелке или холсте.

Совокупность произведений, объединяемых общим кругом тем или предметов изображения, называется жанром. В живописи различают следующие жанры:

а) портрет – жанр, который посвящен изображению человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности;

б) натюрморт - жанр, который посвящен изображе нию окружающих человека вещей;

в) пейзаж - жанр, который посвящен изображению естественной или преобразованной человеком природы;

г) бытовой жанр – жанр, который посвящен изображению повседневной жизни людей;

д) анималистический жанр - жанр, который посвя щен изображению животных;

е) исторический жанр – жанр, посвященный изображению исторических событий и деятелей.

От живописи следует отличать графику, которая так же, как и живопись, связана с изображением на плоскости, но её произведения, как правило, выполняются на бумаге, меньше по формату и легче перемещ аются в пространстве.

Различают станковую, книжную, журнальную, газетную графику. Жанры графики в основном повторяют жанры живописи. В известной мере специфическим графическим жанром является карикатура (сатирический рисунок, шарж).

3. Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объект и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Скульптура подразделяют на круглую (голова, бюст, торс, статуя) и рельефную. Рельефом называют выпуклое изображение па камне. Все рельефы делятся на барельефы, горельефы и контррельефы. Барельефом, называют низкий рельеф, который возвышается над плоскостью менее чем на половину своего реального объема. Горельеф - это высокий рельеф, который, возвышается над плоскостью более чем на половину своего реального объема. Контррельеф представляет собой углубленный рельеф. (слайд 17)

Различают также скульптуру станковую, декоративную и монументальную. Станковая - это небольшая скульптура, предназначенная в основном для украшения помещений. Декоративная - скульптура средних, а монументальная - больших и огромных размеров.

Практическая работа: предлагаю ребятам выполнить мини-исследовательскую работу: раздаю распечатанные изображения скульптур разных форм. Задание: определить какой вид скульптуры изображен на снимке.

4. Декоративно-прикладное искусство - вид изобразительного искусства, непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей. К декоративно-прикладному искусству относят произведения, выполняемые из самых разных материалов (традиционно из дерева, глины, камня, стекла и металла). Особенностью данного вида искусства является его утилитарность, включенность в повседневную жизнь людей. Как и архитектура, декоративно- прикладное искусство является постоянно действующим фактором формирования среды обитания человека. (слайд 18)

  1. Литература - вид искусства, отражающий действительность в словесно-письменных образах.

Первые литературные произведения - легенды, былины, мифы - появились еще тогда, когда человечество не имело письменности, и передавались из уст в уста. Устное народное творчество принято называть фольклором. (слайд 19)

  1. Музыка - вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют инструментальной. (слайд 20)
  2. Театр - вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. (слайд 21)
  3. Цирк - искусство акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных. (слайд 22)
  4. Балет - вид искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. (слайд 23)
  5. Кино - вид искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий. (слайд 24)
  6. Эстрада - вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера. (слайд 25)
  7. Фотоискусство - искусство создания химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности. (слайд 26)

Решаем главную задачу, предлагаю ребятам самим выделить функции искусства. В результате разговора определяем:

Искусство полифункционально: оно выполняет в обществе множество разнообразных функций. (слайд 27-29)

Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.

Утешительно-компенсаторная функция заключается в восстановления в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и восстановлению ее психического равновесия.

Художественно-концептуальная функция - выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира.

Функция предвосхищения характеризует способность искусства предвосхищать будущее. На этой способности основаны фантастические, утопические и социально прогнозирующие произведения искусства.

Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.

Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она играет ведущую роль в общей системе функций искусства.

Эстетическая функция - это специфическая способность искусства формировать эстетические вкусы я потребности человека, пробуждать в личности желание и умение творить по законам красоты.

Гедонистическая функция показывает особый, духовный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие. Она опирается на идею самоценного значения личности и осуществляет ее, доставляя человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения.

Познавательно-эвристическая функция отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

Слова мои: Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства - жизнь людей - чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее, являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего общества, оказывать серьезное влияние на общественное сознание. (слайд 30)

Во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи – цвет, в музыке - звук, в скульптуре - объемно- пространственные формы и т.д.

В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, с другими формами познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Вывод: Искусство включено в целостную систему форм общественного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культурном контексте, возникающем благодаря их взаимосвязям. (слайд 31)

Рефлексия (обратная связь)

Определить вид искусства (раздаются распечатанные изображения)

Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание: Творческое задание составить рассказ и презентацию для демонстрации рассказа о основных стилях искусства: античное искусство, романский стиль, готика, барокко, рококо, ампир, классицизм на примере различных видов искусства.

Учитель Бабина Л.Г.


Авраменко Ю.Ю., МБОУ г.Мценска «Средняя школа №2»

Урок обществознания в 10 классе по теме: «Искусство и духовная жизнь».

Данный урок разработан для учащихся 10 класса. Основная цель урока – подготовка учащихся к ЕГЭ. Изучение нового материала происходит через выполнение заданий, встречающихся в контрольно-измерительных материалах по обществознанию.

Целеполагание : после урока учащиеся смогут:

    назвать определение искусства;

    определить особенности, виды и направления искусства;

Содержательные компоненты : Искусство, его формы и направления.

Ресурсы: учебник «Обществознание (базовый уровень) 10 класс», под редакцией Боголюбова Л.Н., справочная литература (Толковый словарь под ред. Н.И.Ожегова, учебник «Обществознание 9 класс», под редакцией Кравченко А.И., «Справочник по истории Отечества» под редакцией Яковера Л.Б.), материалы Интернет по современным направлениям искусства, дидактический материал, электронная презентация «Искусство и духовная культура».

1 этап. Мотивация

Сегодняшний урок я хочу начать с христианской притчи:

В лавке у Бога.

Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог.

- Господи! Это Ты? - воскликнула она с радостью.

- Да, это Я, - ответил Бог.

- А что у Тебя можно купить? - спросила женщина.

- У меня можно купить всё, - прозвучал ответ.

- В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.

Бог доброжелательно улыбнулся и ушёл в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.
- И это все?! - воскликнула удивлённая и разочарованная женщина.
- Да, это всё, - ответил Бог. - Разве ты не знала, что в моём магазине продаются только семена?

Вопросы:

Какой переносный смысл у этой притчи?

Как вы можете отнести ее к себе?

Ответы детей.

Действительно, у вас впереди большое будущее, еще не использованные возможности, право выбора. Но вы должны помнить, что многое зависит в вашей жизни от успешной сдачи ЕГЭ. Большинство из вас назвало предметом по выбору обществознание. Я думаю, что готовиться нужно заранее. Итак, начнем.

Тема нашего урока:

«Искусство и духовная жизнь». Запишите в своих тетрадях.

2 этап. Целеполагание:

После урока вы сможете:

    назвать характеристики искусства (определение, виды, особенности).

    привести примеры современных направлений в изобразительном искусстве;

    обсудить проблемы, связанные с современными направлениями в искусстве и сформулировать свое мнение по этому поводу.

3 этап. Исследование нового материала.

План нашего урока:

    Что такое искусство.

    Особенности искусства.

    Виды искусства.

    Современные направления в изобразительном искусстве.

3.1. Что такое искусство.

Работа с определением.

Искусство –

Из истории.

Отражение действительности в художественных образах.

Кравченко. Обществознание, 9 класс, стр. 163.

Художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.

Обществознание, 10 класс, стр. 113.

Это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах, декоративно-прикладном искусстве.

Задание: Составьте два предложения со словом искусство (задание С5).

Например:

Искусство отражает действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах.

Искусство является особым способом познания и отражения жизни, со своими законами и средствами.

Вы хорошо справились заданиями. Определений у понятия искусства много. На примере одного вида искусства – фотографии, разберем определение, представленное в ответе последним: – это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах, декоративно-прикладном искусстве. Вы видите фотографию солдата. Давайте подумаем и ответим на вопрос: что хотел передать автор данной фотографии? (Он хотел показать войну в образе солдата).

Войну вымышленную или нет? Свой ответ аргументируйте. (Военные действия представлены реальные. Это, скорее всего, военная операция по ликвидации боевиков в горах. Солдат показан крупным планом. Он очень устал, что видно по выражению его лица, поникшей фигуре и висящим, как плети, рукам).

Какой вывод можно сделать о войне, глядя на данную фотографию? (Война – это трудное, грязное дело, тяжелая работа для тела и души).

Вы четко определили замысел автора фотографии и сделали верный вывод. У войны, как сказал поэт, не женское лицо. Но давайте вернемся опять к определению, зачитанному из учебника: – это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах, декоративно-прикладном искусстве, и, вновь обращаясь к данной фотографии, постараемся подтвердить данное определение, проанализировав авторскую работу.

(После заслушивания мнений учащихся, учитель обобщает сказанное).

На данной фотографии представлена конкретная реальность: военная операция по ликвидации боевиков в горах. Чтобы донести до нас всю тяжесть и несправедливость войны, автор использовал определенные средства и законы искусства. На фотографии уставший солдат после военных действий показан крупным планом. Он выражает образ всей войны. Мы видим сосредоточенное лицо молодого крепкого парня, видим его душевное опустошение, возможно от тяжелого боя или потери друга. Видим, какие лишения и трудности приносит война: и физические и духовные. Везде грязь, тона в основном коричневые и серо-зеленые. В грязи: и руки, и оружие, и вся одежда солдата, но это не имеет никакого значения для него, ведь у войны свои законы и правила.

Автор в своей работе использует особые средства для передачи замысла, с которыми вы знакомились на уроках изобразительного искусства – композицию, ракурс, усиление определенного цвета, крупный план только одной фигуры, без лишней детализации. Все это вместе воздействует на наши чувства, заставляет сопереживать солдату, задуматься о войне, ненавидеть ее, зримо представить все тяготы и испытания военной операции.

Итак, ребята, дополняя друг друга, мы интересно «прочитали» данное произведение искусства. В своем рассказе, не замечая того, назвали многие особенности искусства.

3.2. Особенности искусства

Задание: используя навыки беглого чтения найдите (стр. 114 – 117) особенности искусства и их характеристику с целью составления схемы.

Вывод: Особенности искусства: чувственное восприятие, субъективизм искусства, образность, законченность авторского произведения, индивидуальное его восприятие.

3.3. Виды искусства.

Представьте, что вы – участник школьной научной конференции. Вам поручено выступить по теме: «Искусство и его виды». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Примерный ответ.

План по теме: «Искусство, его виды и направления».

    Что такое искусство?

определение с точки зрения истории;

определение с точки зрения лингвистики;

определение с точки зрения обществознания.

    Основные виды искусства и принципы их классификации.

по средствам и способам создания художественного образа;

по динамичности;

по способам художественного самовыражения;

по инструменту потребления.

    Направления искусства.

– романтизм;

– экспрессинизм;

– авангардизм;

– модернизм и др.

3.4. Современные направления в изобразительном искусстве.

У известного историка и ученого Дмитрия Сергеевича Лихачева есть статья «Письма о добром и прекрасном», в которой говорится о том, искусство играет большую роль в жизни человека, участвуя в формировании его нравственности. Для понимания произведений искусства, необходима эстетическая культура, которую развивать надо постоянно, в течение всей жизни. Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека, то есть отображает действительность, реальность, и делает жизнь более человечной. Искусство связано с понятием добра. Оно так же, как и добро, несет в жизнь все самое хорошее: радость, пользу, тепло. Человек, понимающий искусство, обладает широким мировоззрением, он много знает и понимает, с ним интересно и приятно общаться.

Я сейчас предлагаю вам тоже в какой-то степени «прикоснуться к добру». Ваши одноклассники подготовили сообщения о современных видах искусства. Предоставим им слово. (Лихачев Д.С Письма о добром и прекрасном/ Понимать искусство, М., 1989, с. 130-132 .)

Выступления учащихся

Граффити (graffiti – в археологии любые процарапанные на какой-либо поверхности рисунки или буквы, от итал. graffiare – царапать). Так обозначаются произведения субкультуры, представляющие собой в основном крупноформатные изображения на стенах общественных зданий, сооружений, транспорта, выполненные с помощью разного рода пульверизаторов, аэрозольных баллончиков с краской. Отсюда другое название – «пульверизаторное искусство» – Spray art . Его происхождение связывают с массовым появлением граффити в 70-е годы на вагонах нью-йоркского метро, а затем и на стенах общественных зданий, магазинных жалюзи. Первыми авторами граффити были в основном молодые безработные художники этнических меньшинств, прежде всего пуэрториканцы. Поэтому в первых граффити появились некоторые стилистические черты латиноамериканского народного искусства. А самим фактом появления на поверхностях, не предназначенных для этого, их авторы выражали протест против своего бесправного положения. К началу 80-х годов сформировалось целое направление почти профессиональных мастеров. Стали известны их настоящие имена, до этого скрытые под псевдонимами (Crash , Nok 167, Futura 2000, Lee , Seen , Dase ). Некоторые из них перенесли свою технику на холст и стали выставляться в галереях Нью-Йорка. Многокилометровый выставочный зал граффити представляла собой Берлинская стена со стороны Западного Берлина. После ее разрушения 137 сохраненных остатков стены теперь расписаны с обеих сторон. Граффити – это сюжетные, нередко плакатного типа, карикатурные или наивные изображения и надписи, имеющие специфическую стилистику, определяющуюся техникой (аэрозольный баллончик с краской) изображения: спонтанность, скорость, невозможность исправлений, определенный цветовой строй. Тематика изображений бывает социально-заостренной, но чаще повседневной. Нередко авторы Граффити просто стремятся проявить свое «Я», показать техническое умение изображать. Сюжеты поэтому разные, но, как правило, из сферы массовой культуры. Исходя из этимологии термина, к жанру граффити можно отнести и распространенные во всем мире надписи и примитивные рисунки, как правило, нецензурно эротического содержания в общественных туалетах старого образца. Они являются своего рода «кардиограммой» бессознательного самой низовой части общества и, естественно, не могут быть исключены из современной пост культуры.

Нет-арт (Net Art – от анг. Net – сеть, art – искусство). Новейший вид искусства, развивающийся в компьютерных сетях, в частности в сети Интернет. Его исследователи в России, вносящие вклад и в его развитие, Ольга Лялина, Алексей Шульгин считают, что суть Нет-арта сводится к созданию коммуникационных и креативных пространств сети, предоставляющих полную свободу сетевого бытия всем желающим. Поэтому суть Нет-арта, не репрезентация, а коммуникация, и своеобразной арт-единицей его является электронное послание. Различают, по крайней мере три этапа развития Нет-арт, возникшего в 80-90 г.г. ХХ века. Первый, когда начинающие художники сети создали картинки из букв и значков, имеющихся на клавиатуре компьютера. Второй начался, когда в Интернет пришли художники андеграунда и просто все желающие показать нечто из своего творчества. Появилась масса электронных галерей, салонов, кинотеатров, которые внесли в Сеть продукцию внешнего мира. Следующий этап состоял в освоении специальными сетевыми художниками собственно выразительных возможностей сети. Появилась первая сетевая литература. Компьютерные игры также представляют собой один из аспектов Нет-арта. Главной особенностью Нет-арта на сегодня, как и пост-культуры в целом, является принципиальное отсутствие четкого разграничения искусства и неискусства. Основными характеристиками его являются неутилитарность, прямой контакт между художником и реципиентом, интерактивность, свобода бытия в киберпространстве, коммуникационность. Учитывая всеобщую компьютеризацию, представляется, что Нет-арт имеет большое будущее.

4 этап. Практикум

1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «искусство».

Образность, эмоциональность, фантазия, обоснованность, субъективность .

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

2. Назовите три особенности искусства и проиллюстрируйте примером одну из них.

3. Установите соответствие между характерной чертой и сферой культуры: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго.

Характерные черты

Сферы культуры

А) стремление к достоверности

1) наука

Б) обоснованность предположений

2) искусство

В) субъективность

Г) чувственное отражение реальности

Запишите полученную последовательность в таблицу.

А

5 этап. Домашнее задание.

§ 11, документ на стр. 123-124, вопросы и задания к документу.

6 этап. Рефлексия. Заполнение анкет

    Понравился ли вам урок? (нужное зачеркните)

Да. Нет.

    Какое из заданий показалось вам легким?

    Какое из заданий у вас вызвало затруднение?

________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература:

    Лихачев Д.С Письма о добром и прекрасном/ Понимать искусство, М., 1989, с. 130-132 .

    Сборник «Лучший опыт – в практику школ», Областной институт усовершенствования учителей, 2009.

    Кравченко А.И. Обществознание, Русское слово, М., 2008.

    Обществознание: 10 кл.: базовый уровень: метод. Рекомендации: пособие для учителя/ [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.]; под ред. Боголюбова Л.Н.– М.: Просвещение, 2006.

Ресурсы Интернет

    http://wtf.most.ua

Знаете ли Вы, что говоря «Жизнь коротка, искусство вечно!» великий Гиппократ, основатель современной медицины, имел ввиду не художественное творчество, а искусство врачевания? Он говорил, что искусство врача не освоить и за всю жизнь. Для освоения по темы «Искусство задания» ЕГЭ у нас нет целой жизни, поэтому приступим к их разбору!

Сразу скажем о том, что это разбор темы расширенного курса подготовки к ЕГЭ по обществознанию от эксперта Коцарь Евгения Сергеевича. Вы можете уже Я проработал для Вас все темы и одна из них посвящена важному институту духовной культуры —

Тема искусство задания и разбор тестов.

Для лучшего усвоения материала мы каждый раз разбираем несколько тестовых заданий в формате ЕГЭ по обществознанию частей 1 и 2. Обратите сегодня особое внимание на разбор одного из самых сложных заданий части 1 — В6 (задание 20 в формате

Начнем с типичного тестового задания для ОГЭ по обществознанию.Достаточно типичный вопрос, встречающийся для проверки знаний в духовной сфере. Решается путем исключения самого широкого понятия из остальных уже.

Мы помним, что при правильной подготовке к ЕГЭ по обществознанию любой теоретический тезис должен быть подкреплен теоретическим аргументом. Попробуем привести конкретный пример, конкретизирующий каждую из функцию искусства:

1. Познавательная. Л.Н. Толстой в произведении «Война и мир» описывает ход боевых действий Отечественной войны 1812 года.

2. Воспитательная. Статуя «Рабочий и колхозница» В. Мухиной воспитывала в советских людях патриотизм, понимание единства страны, рабочих и крестьян.

3. Коммуникативная. Л.Н. Толстой в «Войне и мир» показал свой личный взгляд на Наполеона Бонапарта.

Нас просили три функции, но мы приведем примеры ко всем, которые помним, чем еще раз подтвердим в глазах , который будет проверять письменную часть, наш высокий уровень знаний и претензию на максимальный

4. Прогностическая. Казимир Малевич в своем «Черном квадрате» дал прогноз революционного, трагического развития страны.

И еще один пример для общего развития.

И теперь вот как выглядит наш ответ на это сложное задание:

1. Познавательная. Л.Н. Толстой в произведении «Война и мир» описывает ход боевых действий Отечественной войны 1812 года.

2. Воспитательная. Статуя «Рабочий и колхозница» В. Мухиной воспитывала в советских людях патриотизм, понимание единства страны, рабочих и крестьян.

3. Коммуникативная. Л.Н. Толстой в «Войне и мир» показал свой личный взгляд на Наполеона Бонапарта.

4. Прогностическая. Казимир Малевич в своем «Черном квадрате» дал прогноз революционного, трагического развития страны.

Подведем итоги

Что мы сделали сегодня?

1. Мы вспомнили основные институты духовной культуры.

2. Мы определили их влияние на духовный мир личности.

3. Мы научились работать на бланке КИМа со сложным текстовым заданием части 1 — 20.

4. Мы вспомнили, что при подготовке к необходимо для себя конкретизировать каждый теоретический постулат (термин, функцию).

5. Мы убедились, что визуализация материала повысит Ваши шансы запомнить большой объем теоретических сведений.