Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Алфавит гитариста.

Аккомпанемент - исполнение фоновой музыки, помощь другому музыканту, сопровождение основной мелодии одним или несколькими второстепенными инструментами.

Музыкальный термин обозначающий сочетание трёх или более звуков. Аккорд создаёт объёмный красивый звук из сочетаемых нот. Бывает минорным и мажорным.

Металлический стержень, который располагается во всю длину гитарного грифа и служит для регулирования его прогиба. Другими словами, анкерный болт помогает держать гриф ровным, не поддаваясь силе натяжения струн.

Ряд специальных обозначений, помогающих музыканту сэкономить движения во время игры, правильно при этом расставив пальцы; последовательность задействования каждого пальца во время игры. Аппликатура проставляется в нотных записях с помощью цифр, букв и других символов.

Аранжировка - адаптация музыкального произведения под какой-то другой инструмент или голос. Аранжировка композиции подразумевает исполнение в другом составе инструментов. А также - удобное и простое переложение песни на конкретный музыкальный инструмент.

Атака - сила удара по струнам / нарастание звука. Чаще всего используется по отношению к электрогитарам, где разная сила удара медиатором позволяет добыть разный яркости звук. Термин используются и средь вокалистов.

Бридж - устройство отвечающее за удержание струн, располагается на корпусе. Также носит название «машинка», в случае, если имеет возможность регулировки высоты звука с помощью специального рычага. Также бриждем называют переходные моменты в песне (бридж с англ. – мост).

Бэнд - подтяжка струны. Специальный гитарный приём, часто применяемый на всех видах гитар, кроме классической. Характерен плавным переходом с одного звука в другой. Плавным - значит постепенным, а не медленным, так как бэнды могут быть как резкими, так и медленными.

(Guitar Pro) – программа для компьютера, которая значительно облегчает труд гитариста, разбирающего табы для гитары, позволяя воспроизводить их с помощью миди, замедлять, делать повтор определённых отрезков табулатуры и т.п.

Дека - второе название гитарного корпуса, точнее его лицевой и нижней части. Больше применяется по отношению к акустическим гитарам, так как принято считать деку - усилителем акустического звука.

Дисторшн - способ искажения звука / перегруз. Этот звуковой эффект часто используется на электрогитарах (реже бас-гитарах) в разных музыкальных направлениях, широко распространённый среди рок-исполнителей. Добывается с дополнительных гитарных устройств.

Специальный аксессуар, напоминающий прищепку, служит для быстрого изменения гитарного стоя, путём укорочения рабочего отрезка струны. Крепиться непосредственно на гитарный гриф.

Катавей - специальный вырез в акустической гитаре, служит для удобного доставания пальцами до последних ладов.

Одна из важнейших гитарных деталей, находиться на головке грифа и служит для регулировки натяжения струн. С помощью колков настраивается правильное звучание инструмента.

Комбик - это гитарный звукоусилитель (комбоусилитель). К комбику подключаются гитары, на которых установлены звукосниматели: электрогитара, полуакустическая и бас-гитара. Делятся на ламповые и транзисторные.

Металлические порожки, которые поперечно располагаются по всему грифу, служат для изменения звучания струны. Каждый следующий лад увеличивает звук на полтона или тон.

Прибор, который делит короткие промежутки времени ритмичными ударами. Часто применяются начинающими музыкантами (не только гитаристами) для наработки чувства ритма.

Специальный пластмассовый «треугольник», который используют гитаристы в качестве элемента, позволяющего добыть яркий и звонкий звук.

Это название рабочей длинны струны (часть струны, которая служит для извлечения звука), то есть от первого и до последнего порожка. На разных типах гитар она отличается.

Специальные графические обозначения, с помощью которых можно передать на бумаге информацию понятную гитаристу о ритме, высоте и длительности звука. В общепринятой современной нотации, запись нот для гитары ведётся в скрипичном ключе и на октаву выше чем они звучат. Это связано с необходимостью избежать записи большого количества дополнительных линеек на нотоносце.

Обечайка - часть гитарного корпуса, которая объединяет нижнюю и верхнюю деки. То есть, правильней будет сказать «катавей на обечайке» чем «катавей на корпусе / деке»

Палм мьютинг - приём лёгкого глушения струн правой рукой. Добавляет звуку определённой сухости и жёсткости, в основном применяется на электрогитарах в жанрах тяжелой музыки.

Пауэр аккорд - мощный аккорд (двузвучие), часто используемый в написании риффов, применяется с эффектом «Дисторшн». Аккорд состоит из квинтового и основного тонов.

Розетка - вырез на верхней деке акустических и классических гитар. Цель розетки - служить выходом для акустического звука, усиленного гитарным корпусом.

Сустейн - это время звучания (продолжительность) извлечённой ноты. С помощью разной силы глушения струн и разного положения правой руки во время глушения можно задавать разный сустейн. Для искусственной регулировки сустейна используют разного рода компрессоры.

Упрощённый вид музыкальной нотации. Часто используется музыкантами без музыкального образования.

Флажолет - гитарный приём, с помощью которого извлекают звук-обертон. Флажолеты делятся на искусственные и натуральные. Натуральные исполняются путём лёгкого прижатия струны в особых местах её деления.

Хамбакер - двойной магнитный звукосниматель, состоит из двух катушек синглов. Стал широко применяться в тяжелой музыке. Предназначен для подавления шумов.

Альтерация - alteratio - изменение, повышение или понижение какого либо звука без изменения его названия.

Аппликатура -нем. Applikatur, от лат. applico - прикладываю, прижимаю. Теперь это незнакомое многим слово стало понятным. Расстановка, способ постановки пальцев в нашем случае на струны.

Барре - это гитарный прием, положение указательного пальца, при котором он прижимает не одну, а несколько струн одновременно.

Бекар - это знак альтерации, означающий отмену ранее назначенного знака бемоль или диез для той ноты, перед которой он стоит.

Бемоль - это знак альтерации, обозначающий понижение стоящей справа от него ноты на один полутон.

Гамма - это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до ее октавного повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Полная гамма состоит из восьми ступеней. Восьмая ступень гаммы является повторением первой. Ступени обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Название гаммы дается по ее главному тону, то есть тонике. В До мажоре тоникой является звук до.

Гармония - одно из самых главных понятий музыкального искусства. Приятная для слуха слаженность звуков, их порядок, соразмерность, стройность. Благозвучие как порядок в царстве звуков, стройность в распределении интервалов, аккордов, ладов и их последований это и есть музыкальная гармония.

Гитарный бой - это ритмический рисунок, который создаётся ударами по струнам пальцев правой руки. В зависимости от исполняемой песни, ритмических рисунок боя может быть разным.

Диез - это знак альтерации, обозначающий повышение стоящей справа от него ноты на один полутон.

Капода́стр (итал. Capo - головка, верх; и итал. tasto - лад; дословно: верхний порожек) - зажим, использующийся в струнно-щипковых инструментах (гитара, балалайка, мандолина), для высотной транспозиции путём искусственного укорачивания звучащей части струн.

Колки - Специальное устройство на верхнем конце грифа предназначенное для крепления и натяжения струн. Стандартное натяжение нейлоновых струн от 5 до 7 кг на струну, в сумме натяжение 6 струн примерно 30-40 кг. Натяжение стальных струн в два раза выше нейлоновых, суммарное натяжение которых на шестиструнной гитаре составляет от 65 до 80 килограмм в зависимости от диаметра струнн. Такая разница в натяжении объясняет одну из причин, почему нельзя ставить стальные струны на гитару предназначенную для нейлоновых струн.

Лады - это металлические детали, расположенные по всей длине накладки грифа гитары.

Мажор - один из двух ладов гармонической тональности. Обычно окраска звучания мажорных произведений воспринимается как «светлая» и «радостная». Контраст мажора и минора составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке.

Медиатор - это приспособление для защипывания струн при игре на некоторых струнных щипковых музыкальных инструментах (типа лютни, цитры, мандолины, гитары); костяная, пластмассовая, металлическая пластинка, гусиное перо или кольцо с «когтем», надеваемое на палец.

Мелодия - это последовательность музыкальных звуков.

Минор - один из двух ладов гармонической тональности. Обычно окраска звучания минорных произведений воспринимается как «темная» и «грустная».

Музыкальный звук - это звук, который имеет определённую частоту (ноту), в отличии от шума, который не имеет фиксированной частоты.

Название звуков - До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Нота - от латинского nota это знак, условный графический знак.

Нотный стан, нотоносец - называется строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счет линий нотоносца ведется снизу вверх. Ноты располагаются на линиях, между линиями, под первой линией, над пятой линией, на нижних добавочных линиях, на верхних добавочных линиях.

Октава - называется группа звуков от звука До до следующего До. В гитаре существуют четыре октавы: Большая не полная, Малая, Первая и Вторая.

Перебор - последовательное проигрывание звуков аккорда извлекаемх путём защипывания струн гитары одним или несколькими пальцами правой руки. Как правило, перебор представляет собой повторяющийся ритмический рисунок.

Табулату́ра - форма записи музыки, где извлекаемые звуки показываются на схеме инструмента. Гитарная табулатура представляет собой шесть линеек (6 струн гитары), на которых цифрами обозначены зажимаемые лады на грифе.

Тоника - первая ступень тонального ряда.

Транспозиция - перенесение мелодии из одной тональности в другую.

ГЛАВНОЕ МЕНЮ

А

АККОРД В принципе это то, что наше ухо воспринимает как "дрынь". Но есть и более сложные варианты (см. Арпеджио).

АКУСТИКА Любая деревянная гитара, обычно классическая.

АНКЕР, АНКЕРНЫЙ СТРЕЖЕНЬ (truss rod ) Стальная такая палка-струна в полости грифа гитары, защищающая гриф от изгиба.

АПОЯНДО (от исп. apoyando , опираясь) Слово для выпендрежа перед отсталыми лабухами. В классической гитарной школе - щипок, после которого палец опирается о соседнюю струну.

АППОДЖАТУРА (от итал. appoggiatura ) См. Аччакатура.

АРКТОП (англ. archtop ) Тип акустических или полуакустических гитар с выпуклой передней декой и эфами (f-образными резонаторными отверстиями) по краям деки.


АРПЕДЖИО (из итал. arpeggio , от arpa - «как на арфе») Перебор струн при исполнении аккорда подобно игре на арфе.

АТАКА Нарастание силы звука, сила удара по струнам.

АЧЧАКАТУРА Слово для выпендрежа перед лабухами, не учившимися в классической гитарной школе (от итал. acciaccatura ). Всего лишь простой форшлаг - быстрое смятое исполнение дополнительного тона, что-то типа резкого "блдымс". В отличие от апподжатуры, не крадет длительность основной ноты.

Б

БАБОЧКА Разговоное название некоторых характерных корпусов. Например, у B.C.Rich.


БАЛЛАДА Металлический медляк.

БАНКА То же, что гитара.

БАРИТОН-ГИТАРА, БАРИТОНАЛЬНАЯ ГИТАРА Нечто среднее сежду обычной и бас-гитарой. Увеличенная мензура (более длинные струны) улучшает возможность игры на струнах с меньшей степенью натяжения.


БАРРЭ БОЛЬШОЕ Перекрывание указательным пальцем всех струн на одном ладу.


БАРРЭ МАЛОЕ То же, только не всех струн. Обычно его используют профессиональные гитаристы, чтобы зрители не видели, какие аккорды они берут (зачастую аккорды-то весьма тривиальные).

БАСИСТ Участник рок-группы, издающий самые низкие звуки, и как правило самый ущемленный в правах и свободах (ну, кроме Пола Маккартни, конечно).

БАСУХА Бас-гитара. На ней обычно 4 струны. Бывает, играют и на 6, иногда на трех, если какая-нибудь вдруг рвется.

БЕЗЛАДОВАЯ ГИТАРА Обычно это басуха для выпендрежников в экспериментальных стилях. Звук такой басухи тише, чем у обычных (палец прижимает струну не так сильно, как на порожке), но мягче.


БЕНД (англ. bend ) Подтяжка звука (частоное вибрато) движением пальца поперек грифа. Несколько напоминает вау-эффект, но звучит более продуманно.


БЕНДОВЫЙ ПАЛЕЦ Это третий палец в аппликатуре (безымянный), им чаще всего исполняются подтяжки.

БЛАТНЫЕ АККОРДЫ, ТРИ БЛАТНЫХ Гитарные аккорды Am, Dm, E7. Основа всякого блатняка или "русского шансона", как он теперь называется.

БЛЮЗОВАЯ ПЕНТАТОНИКА Костяк любого рокерского соло. Ступени: 1, b3, 4, b5, 5, 7.


БРИДЖ 1. Мостик струнодержателя. 2. Сама машинка, если мостик входит в ее конструкцию. 3. Переход-связка в песне/композиции.


БУСТ (англ. boost ) Повышение уровня звука, усиление.

В

ВАРКА СТРУН Советский миф о том, что если сварить старые струны, то скопившаяся под оплеткой грязь с жиром вытопится, и струны станут звучать лучше. Некоторые в это верили и варили:).

ВАУ-ВАУ, ВАУ-ЭФФЕКТ, КВАКУШКА Функция примочки, при которой гитара издает звуки, подобные дерганью кота за одно место. Обычно гитарист сам регулирует силу дерганья кота (амплитуду звука). Если стрекотать по только одной струне и интенсивно использовать этот эффект, слушатели на какой-то момент подумают, что вы играете не хуже Мальмстина или Стива Вая.


ВЕРТУШКА Повторяющаяся ритмическая фигура в соло (гитарист как бы зацикливается на куске фразы). Академическое название таких фигур - остинато.

ВЕСЕЛЫЙ АККОРД Аккорд с удвоеним некоторых нот на открытых струнах. Раньше в записи помечался звездочкой (E*, A*). Веселым может быть не обязательно мажорный аккорд. Вот например веселый Em*:


ВИБРАТО Дрожание пальца на струне, изменяющее звук.

ВИУЭ ЛА Компактная 12-струнка, популярная в средневековой Испании. Но и сейчас иногда используется мазохистами (большое натяжение струн, высокий травматизм и т.п.).



ВОЛЧЬЯ КВИНТА Термин, не имеющий ничего общего с вышеописанным волчьим тоном (волчком), но многим лаптям, купившим лопату в овощном отделе, до сих пор кажется, что фальшивят не их кривые ручонки на кривой банке, а виновата сама теория музыки. Если интересно, более подробно про пифагорейские коммы и хорошо темперированный строй можно почитать в Википедии .

Г

ГИБСОН, ДЖИБСОН Одна из лучших гитар классического рока (Les Paul). Считается, что если его поджечь на сцене, он горит дольше "Стратокастера".


ГИТАРА СТ Гитарист. Изначально плохой, а сейчас – любой, даже хороший и гетеросексульный.

ГИТАРНЫЙ ПРОЦЕССОР То же самое, что педалька, только большая и с кучей прибамбасов.


ГИТАРРОН Мексиканская шестиструнная бас-гитара крупных размеров. Мспользуется в мексиканских оркестрах мариачи.


ГЛИССАНДО Плавный переход между нотами.

ГРИФ Это палка, на которой держатся струны. ПРОБЕЖАТЬСЯ ПО ВСЕМУ ГРИФУ - сыграть пассаж начиная с 6 струны, и оканчивая последним ладом первой (выражение обычно чисто фигуральное).

ГРУППЕТО Мелизм в виде проигрыша из четырех нот.

Д

ДАЙВ-БОМБА Быстрое снижение высоты ноты рычагом, создавая звук, имитирующий сбрасывание бомбы. Один из пионеров такого приема - Джими Хендрикс.

ДЕКА Основная часть корпуса гитары. Она-то и придает ей характерное звучание.

ДЖАЗУХА Джазовая школа. Половина гитаристов всего мира косит под выпускников этих школ.

ДЖАМБО (англ. Jumbo ) Популярный у исполнителей кантри тип акустической или электроакустической гитары с большим корпусом и стальными струнами. Одна из наиболее известных джамбо - модель Gibson J-200 (Super Jumbo 200).


ДЖЕК Типичный пальчиковый штекер (джек, джек-папа) гитарного шнура или разьем (дырка, джек-мама).


ДЖЕМ, ДЖЕМ-СЕЙШН (англ. jam session ) Встреча нескольких гитаристов и их совместная импровизация как апогей пьянки.

ДИЛЕЙ, ЭХО-ДИЛЕЙ (англ. delay ) Звуковой эффект запаздывания звука.

ДО БРО (англ. Dobro ) Тип акустических гитар со встроенным металлическим резонатором.


ДОРИЙСКО-БЛЮЗОВЫЙ МИНОР Ступени: 1, 2, b3, 4, 5, b5, #6, b7. Откуда взялось такое название, я не знаю. Вероятно, древние дорийцы как-то выпили с блюзменами...

ДРАЙВ-ДИСТОРШН, ПЕРЕГРУЗ (англ. distortion - искажение) Тип эффекта искажения и примочки - обычно "металлический" звук. На фото - тихий советский ужас "Лель".

ДРАМ-МАШИНА Усложненный вариант метронома со множеством ритмов, имитирующий ударные.

ДЕРЕВЯШКА, ДОСКА, ДЕРЕВО Акустическая гитара.

ДРЕДНОУТ (англ. dreadnought ) Американское прозвище акустических гитар со стальными струнами и большим "плоским" корпусом.

ДРОВА Электрогитары типа "Урал", "Орфей", "Музима", "Аэлита".

ДРОВОСЕК Игрок на таких электрогитарах.

E

ЕЛОВАЯ ДЕКА Дека из ели на акустической гитаре (их обычно делают из ели или кедра). Считается, что еловые деки, в отличие от кедровых, со временем звучат лучше.

Ж

ЖЕЛЕЗО Лады, колки, винты, машинки. В зависимости от контекста.

ЖЭКОВСКАЯ КОМАНДА Группа, репетирующая в служебных помещениях, выступающая на небольших дискотеках etc.

З

ЗВУКОСНИМАТЕЛЬ Планка с миниатюрными микрофонами под каждой струной.

ЗВУЧОК 1. Иногда этот самый микрофон на звукоснимателе, но обычно сам звукосниматель. 2. Звукооператор.

И

ИМИТАЦИЯ Обычно только в классической гитаре при исполнении фуг. Второй голос имитирует первый с небольшим запаздыванием. Умение играть имитации говорит о мастерстве гитариста (независимость движений пальцев).

ИНТРО Вступление. Есть почти в каждой рок-композиции.

ИСПАНСКАЯ ГИТАРА Классическая шестиструнная гитара.

К

КАНИТЕЛЬ Обмотка струн.

КАПОДАСТР, КАПО Штучка такая, прижимающая струны на определенном ладу. Эквивалент нулевого порожка.


КАТАВЕЙ (англ. cutaway ) Вырез в акустической гитаре, который служит для удобного доставания пальцами до последних ладов.

КВАДРАТ Одна музыкальная фраза, отрезок композиции типа четыре раза по четыре такта.

КВАКУШКА, КВАКЕР Вау-вау приставка.

КИВОК Рычаг, позволяющий только ослаблять натяжение струн.

КЛЮШКА Головка грифа характерной формы.


КОЛОК Винтик с барабаном, натягивающим струну.

КОМБИК Этакая тумба с динамиком и усилителем. На нее иногда можно поставить ногу или кружку с пивом.


Л

ЛАБУХ Музыкант, обычно гитарист.

ЛАД 1. Поперечное деление грифа (нулевой лад - открытая струна). 2. Состав звуков, гамма.

ЛАМПА Ламповый усилитель.

ЛАПОТЬ Прозвище неумелого гитариста, считающего, что он играет круто (типа ламера в сети).

ЛЕВША Гитара, не перетянутая, а специально сделанная для левши (перевернутач дека, гриф и т.д.).


ЛЕГАТО В гитарной музыке - обычно извлечение звука без помощи правой руки приемами пул и хаммер.

ЛОПАТА, ВЕСЛО, БАНКА, ТОПОР См. .

ЛЮТНЕР Гитарный мастер.

М

МАХАГОНИ Красное дерево, а также цвет гитары из красного дерево.

МЕДЛЯК Песня в медленном темпе.

МЕЛИЗМ Вид извращения - добавление навороченного рисунка из соседних по длительности нот (форшлаги, трели, морденты - все это мелизмы).

МЕНЗУРА Расстояние от верхнего до нижнего порожка гитары. На самом деле, термин намного сложнее, т.к. есть мензуральная нотация и прочие монстры из теории музыки и физики звука.

МИКРОПОДСТРОЙКА Винтик на машинке над каждой струной, надеюсь, не надо объяснять для чего.

МИКРОФОН Цивильное название звучка электрогитары.

МОРДЕНТ Мелизм в виде легато из трех нот.

МЯСО Жесткий, насыщенный драйв электрогитары.

Н

НАКЛАДКА Полотно в верхней части грифа, куда вбиваются порожки ладов.

НЭШВИЛЛСКИЙ СТРОЙ Означает, что 6-я и 3-я струны строятся октавой выше, чем обычно. Приближенно можно считать, что такой строй у 12-струнки. На "нэшвилле", опущенном на полтона, любит играть Джо Сатриани.

О

ОБДИРКА СТРУН Удаление металлической лены с гумозных совестских струн. Из-за этой ленты струны звучали тихо, поэтому многие гитарасты обдирали ее вручную.

ОБЕЧАЙКА Изогнутый в форме Дженнифер Лопес лист фанеры между деками.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (FEEDBACK - fdbk) Возбуждение струны от собственного звука. Неуправляемую О.С. можно получить, просто кашлянув в акустическую деку или поднести электрогитару со звучащей струной к комбику. Управляемая О.С. - вид искусственного флажолета, вызванного звуком струны.

ОВЕРДРАЙВ Тип эффекта искажения и примочки (обычно "блэкморовский" звук).

П

ПАВЕРКОРД, ПАУЭРКОРД Аккорд в среднем или низком регистре, хорошо звучащий на драйв-дисторшне (обычно просто квинта или кварта от аккорда, но только не терция - шумов не оберетесь).

ПАССАЖ Виртуозная пулеметная очередь из нот.

ПЕДАЛЬ См. Примочка.

ПЕДАЛЬНЫЙ ТОН Соло с постоянным возвращением к одной ноте. Простейший вариант - "В траве сидел кузнечик". Если его играть по-пионерски на первой струне - педальным тоном будет "ми" на нулевом ладу.

ПИКГАРД (англ. pickguard ) Панель-накладка на деке электрогитары.


ПИКИНГ Звукоизвлечение.

ПИЦЦИКАТО По-итальянски pizzicare - «щипать». Так то это «щипато», если по-нашему. Более актуально для скрипки, где наиболее заметен контраст, но и на гитаре тоже исполнимо, если глушить струну сразу после щипка.

ПЛЕКТР Устаревшее название медиатора.

ПОДСТАВКА Полочка, к которой крепится со струнами. У электрогитар с машинками (рычагами) подставка плавающая, т.е. держащаяся на пружинах, утопленных в заднюю часть корпуса. Обычно играют на трех пружинах (но не факт).


ПОЛТОНА Интервал между двумя соседними ладами.

ПРИМОЧКА, ПРИМА Такая штучка-дрючка с педалькой для искажения звука. В наше время устарела - все хотят играть через гитарный процессор.


ПУЛЛ, ПУЛЛ-ОФФ Сдергивание пальца при игре легато одной левой рукой (так, чтобы зазвучала нота на заранее зажатом ладу или открытая струна).

ПЯТКА ГРИФА Законцовка грифа с креплением. На современных гитарах пятку стараются сглаживать и утапливать а корпусе, чтобы не путалась под ногами.

Р

РЕВЕРС, РЕВЕР Ревербератор. Штучка-дрючка, дающая многократное эхо.

РЕВЕРСНЫЙ ГРИФ Гриф со всеми колками внизу. Якобы для удобства подкручивания колков, но на самом деле просто для понта.


РЕЙК, ГРАБЛИ Скребок по струне.

РЕПА Репитиция.

РИТМ-ГИТАРА, РИТМУХА, LEAD Гитара, выполняющая всю черновую работу на сцене. На рок-концертах ее молчание обычно обозначает паузу.

РИФФ Совокупность нот, разделённых на фигуры, которые составляют музыкальную композицию.

РОЗЕТКА Дырка (резонатор) в верхней деке гитары.

РУБИЛОВО, МОЧИЛОВО Интенсивная часть музыки.

РЫБА 1. Рабочий вариант мелодии, сырая композиция. 2. Песня с фейковыми словами, когда не знаешь оригиальный текст ("йестедей, шабл-дабл дирижабл бей").

РЫБИЙ ХВОСТИК, БАБОЧКА, СТРЕЛА Стреловидная дека.

РЫЧАГ (Машинка) Подставка на пружинах с ручкой для изменения натяжения струн при игре.

С

СВАЛКА Типичная рокерская концовка композиции - все грохочут с максимальной выразительностью.

СВИП (англ. sweep - сметать, смахивать) Скользящий удар медиатором по нескольким струнам - альтернатива арпеджио при игре на акустической гитаре.

СЕКВЕНЦИЯ Какое-нибудь "па-ра-рам", сыгранное несколько раз то понижаясь на одну-две ноты (нисходящая секвенция), то повышаясь (восходящая). Характерный пример: заключительные такты вступления к передаче "Угадай мелодию".

СКАЛОПИРОВАННЫЕ ЛАДЫ, СКАЛОПИРОВАННЫЙ ГРИФ Проточенные лады на манер Ингви Мальмстина (на самом деле Ричи Блэкмора). Наслушавшись Блэкмора, Мальмстин подсел на эти грифы, как Элтон Джон на гомосятину. И заразил остальных. Считается, что на таких грифах сочнее и круче звучит легато, тэппинг и пр., но как правило проточка грифа приводит к полной его замене, поскольку играть на таких ладах для большинства - пытка.


СИНГЛ Звукосниматель с одной катушкой.


СЛАЙД Соскальзывание руки с лада, грифа, касаясь струн (глиссандо).

СЛАЙДОВАЯ ГИТАРА, БОТТЛНЕК Техника игры на гитаре, которая заключается в том, что играют при помощи слайда, т.е. напалечника, скользящего по струнам. В качестве слайда используются разные вещи: бутылка (bottleneck guitar буквально означает «бутылочногорлышковая гитара»), патрон от дробовика, зажигалка Zippo и т.д.


СЛЭП Крик души бас-гитары. Удары пальцем правой руки по струнам. У басистов это что-то типа высшего пилотажа в жанре фанк.

СМЫЧОК Медиатор.


СОЛЯГА Или просто партия соло, или соло-гитара. Именно на ней хотят играть все начинающие гитаристы.

СТАККАТО Отрывистое исполнение нот.

СТРАТОКАСТЕР, СТРАТ Эпохальная модель Fender - классическая гитара хард-рока.


СТРОЙ Способ настройки струн. Для шестиструнной гитары исторически сложился классический испанский строй: EBGDAE.

СУСТЕЙН 1. Особое качество звучащего электроинструмента. Словами не передать - нужно слышать. 2. Продолжительность звучания извлеченной ноты.

Т

ТАБУЛАТУРА, ТАБЫ Шесть линеек для записи гитарной музыки. Указана не высота нот - а их положение на грифе.


ТЕЛЕК, ТЕЛЕКАСТЕР Одна из ранних моделей Fender, но тоже популярная.


ТИРАНДО (исп. tirando - дергать) В классической гитарной школе - щипок, после которого палец не опирается на соседнюю, более толстую струну.

ТОКАОР Гитарист, исполняющий фламенко. Изначально был только аккомпаниатором кантаора (певца) или байлаора (танцора).

ТОН Интервал в два лада.

ТОП, ТОП-ХЭД Форма нулевого порожка на винтиках. Особо важна при использовании рычага (чтобы струны не расстраивались при игре).

ТРАНСКРАЙБЕР Гитарист, хорошо подбирающий на слух. Один из величайших транскрайберов - Стив Вай.

ТРАНСПОЗИЦИЯ Смена тональности песни. Сыграйте Am-Dm-E-Am, а затем Hm-Em-F#-Hm. Сыграли? Поздравляю! Вы совершили транспозицию на 1 тон.

ТРЕЛЬ Быстро повторяющаяся смена двух нот.

ТРЕМОЛО 1. Почти то же, что чес, но преследующий более художественные цели. 2. Рычаг гитары, а точнее сама машинка с рычагом.

ТРЕМОЛЯНДО То же, что тремоло, только по нескольким струнам одновременно.

ТРИТОН Увеличенная кварта или уменьшенная квинта. Главное: не спутать с хвостатым обитателем пруда, когда услышите что-то типа: "Мрачные синкопированные тритоны ползут вверх по грифу".

ТЫГЫДЫН-ТЫГЫДЫН МЕТАЛ Жанр, характерный для групп типа «Ария» и их «жалкой заморской копии» - Iron Maiden. Выражение пошло из-за звукоподражания партиям баса Стива Харриса из Iron Maiden.

ТЭП Прижимание струны к грифу пальцем правой руки или ребром медиатора.

ТЭППИНГ, ИГРА КЛОПАМИ (ДАВИТЬ КЛОПОВ) Игра на грифе приёмом "хаммер-он – пулл-офф" обеими руками. При умелом использоании звучит очень эффектно.


ТЮНЕР Старинный девайс для настройки гитары, издающий звуки открытых струн.

У

УКУЛЕ ЛЕ Маленькая гавайская гитара. Название переводится по одной версии как "прыгающая блоха", по другой - "пришлый дар".


УСИЛОК Он же усилитель. С появлением музыкальных центров стал совершенно ненужным бытовым прибором, но в гитарной музыке незаменим. В среде музыкантов, консервативной по своей сути, пользуются повышенным спросом «морально устаревшие» ламповые усилки - они надежнее в плане перегрузок и сто ят дороже обычных.

Ф

ФАНЕРА 1. Фонограмма. 2. Акустическая гитара.

ФЕЙД Угасание звуков композиции как концовка. Если на концерте используется этот прием - перед вами фанера в первом значении.

ФЛАЖОЛЕТ Удар по струне, когда левый палец лишь ее легонько касается в зоне ее метрического деления (например, над 12 ладом). Получается гудящий звук.

ФЛАЖОЛЕТ ИСКУССТВЕННЫЙ Струна прижата или отжата - не важно, флажолет вызывается пальцем правой руки и медиатором. На драйв-дисторшне таким макаром свистят. Таким же способом я могу сыграть рок-н-ролльный квадрат на одной струне только правой рукой не прикоснувшись ни к одному ладу.

ФЛЕНДЖЕР Эффект набегания звука как бы со стороны. Попахивает эффектом Доплера.

ФЛОЙД РОУЗ Рычаг, позволяющий и ослаблять, и усиливать натяжение струн. Обычно мощная штука такая с микроподстройкой. Названа в честь Флойда Роуза, ее изобретателя.


ФЛЭТТОП Фолк-гитара с плоской верхней декой, приспособленная к использованию металлических струн. Ну, и прическа Ивана Драго еще)).


ФОРШЛАГ Коротенькая нота, ворующая длительность у основной (можно сказать просто "дрынь", а можно "д-дрынь" - как бы "дрынь" с форшлагом "д").

ФУЗ, ФУЗЗ, ФАЗЗ Эффект искажения звука. Слово слишком общее, да и на русском языке звучит неправильно (от глагола fuzz [фазз] - искажать).

Х

ХАМ, ХАМЫ, ХАМБЕКЕР Звукосниматель, состоящий из двух катушек, соединенных встречно, и имеющих противоположную полярность сердечников. Короче говоря, класно подавляет шумы и нежелательные наводки.


ХАММЕР, ХАММЕР-ОН Удар по грифу и струне пальцем правой рукой (так, чтобы зазвучала нота).

ХОЛЛ Эффект примочки с эхом.

ХОРУС Объемное звучание звука. Имитация, будто играет в унисон несколько инструментов.

Ц

ЦИФРА Как и в остальных музыкальных и не только областях, презрительно-уничижительное название для всего цифрового оборудования и звука.

ЦЫГАНСКАЯ ГИТАРА Русская смиструнная гитара. Ее особенность - строй, отличный от строя классической шестиструнной гитары.


Ч

ЧЕК Проверка и отстройка звука перед началом концерта.

ЧЕРНОТА, ЧЕРНАЯ ИКРА Нагромождение коротких нот в партитуре.

ЧЕС, СТРЕКОТ Типично балалаечный прием бренчания на одной струне или паверкорде.

Я

ЯСЕНЬ Древесина, из которой делали корпуса первых серийных электрогитар Fender Stratocaster (потом заменили на ольху). Ну, надо ж чем-то букву "Я" заполнить)).

НЕКОТОРЫЕ АНГЛИЙСКИЕ ТЕРМИНЫ

1 1/2 Бенд на полтора тона.
1/2 Бенд на полтона.
A.Н. (artificial harmony) Искусственный флажолет.
A.Н. PITCH Нота при искусственном флажолете.
BAND Подтяжка.
DON"T PICK Не брать медиатором.
END RHY. FIG. Конец ритмической фигуры.
FDBK Обратная связь.
FDBK PITCH Нота, вызванная обратной свзью.
FREE TIME Вне ритма.
FULL Бенд на целый тон.
GRAD. BAND Постепенный бенд.
GTR. Гитара.
HARM (harmony) Флажолет.
INTRO Вступление.
LET RING (THROUGHOUT) Продолжение звучания.
MUFFLED STRINGS Слышен только скребок по струнам.
MUTING Приглушенное звучание ноты.
N.C. Без аккорда.
PICK SLIDE Снимание пальца с лада как бы смахивая по всему грифу.
PRE-BEND Бенд с недотягиванием до полного тона или полутона. Как бы фальшивый звук.
RAKE Скребок по струне.
RHY. FIG. Ритмическая фигура.
RHY. Ритм.
RHYTHM SLASHES Форма записи ритм гитары. Дается только длительность нот на одной нитке или над нотоносцем и пишутся аккорды.
SL. (SLIDE) Скольжение.
SLACK Ослабить.
T Большой палец.
TREMOLO BAR Игра рычагом.
TRILL Это не корм для попугаев, а трель (приемом хаммер).
UNISON BEND Игра на двух струнах. Одна звучит, в то время как вторая вытягивается ей в унисон.
VIB W/BAR Вибрато рычагом.
W/WAH С эффектом "вау-вау".

© 2001–2017, Генрих Лиговский

Distortion/Gain - звуковой эффект, для которого характерна высокая чувствительность к «манипуляциям» со струнами, а также тяжелое, «перегруженное» звучание. Must-Have для любого любителя «Митола».

Аккорд - одновременное звучание трех и более нот.

Акустическая гитара - это струнно-щипковый инструмент, который состоит из грифа, резонаторного корпуса и струн . Один из самых распространенных инструментов на планете.

Арпеджио - это нотная последовательность, в которой ноты аккорда сыграны не вместе, а последовательно, друг за другом. Если сказать по простому, арпеджио это «разложенный» аккорд. Иногда это понятие применяется как синоним к слову «перебор» на струнных инструментах, таких как гитара.

Артикуляция - это метод исполнения нот, в котором они исполняются четко, с подчеркиванием. На гитаре достигается с помощью нарочито точного и активного прижатия пальцами и «конкретным» ударом пальцев или медиатором.

Баррэ - гитарный прием, в котором одним пальцем прижимается несколько струн на одном ладу.

Бенд (подтяжка) - гитарный прием, который широко используется в роке, блюзе, металле и других направлениях. Во время его выполнения, гитарист пальцами подтягивает струну, изменяя, таким образом, высоту ноты.

Бендинг - то же самое, что и бенд.

Блюз - направление в музыке, которое родилось и развивалось в США в конце XIX - начале XX века. Сочетает в себе различные национальные элементы африканской, европейской и даже китайской культуры. Изначально появился в среде чернокожих мигрантов, но очень скоро завоевал популярность по всему миру.

Верхняя дека - верхняя часть корпуса гитары.

Гамма (хроматическая, мажорная, минорная и пр.) - нотная последовательность или прогрессия, в которой расстояние между нотами не превышает секунду. На гитаре - это расстояние через лад. Например, первый лад - третий лад.

Гитарный строй - метод настройки гитары , в котором струны настроены в определенные ноты.

Гриф - это часть гитары, вдоль которого расположены струны и на котором находятся металлические порожки - лады.

Демпфирование - приглушение струн.

Динамика - это развитие музыкального произведения во время его исполнения. Достигается за счет средств музыкальной выразительности: изменение темпа, изменения уровня громкости, акцентирования нот и др.

Каподастр - приспособление для прижатия струн на грифе гитары. С помощью каподастра можно легко поменять строй (тональность), не перестраивая гитару.

Комбик (комбоусилитель) - устройство, которое сочетает в себе гитарный усилитель и динамик. Так же, распространён вариант с встроенным процессором эффектов. В «комбик» подключается электрогитара (или другие инструменты), благодаря чему и звучат.

Лад - это слово имеет два значения. Первое - это сложная система звуков и взаимоотношений между ними, в которой каждой ноте отводится определенная роль. Второе - это расстояние между металлическими порожками нагрифе струнных инструментов, например, гитаре.

Легато - это метод исполнения нот на любом музыкальном инструменте. Противоположный игре стаккато. Для этого метода характерна, слитная и плавная смена нот. На гитаре легато исполняется с помощью таких приемов как хаммер-он (hammer-on) и пулл-офф (pull-off).

Медиатор - пластинка, сделанная из пластика или других синтетических материалов, с помощью которой извлекают звук на струнных инструментах, приводя струну в колебательное состояние.

Мелизм - это мелодическая фигура, украшающие основные звуки мелодии. Как правило, это очень быстрые ноты, которые отстоят от основного звука на интервал в секунду и не имеют собственного ритмического времени. По-простому, это очень коротенькие нотки, которые используются перед основными нотами или после, чтобы украсить их и сделать нескучными. Самые распространённые мелизмы: форшлаг, мордент, группетто, трель.

Металл - направление в музыке, в которое входит множество стилей и подстилей. В большинстве своем, для металла характерно тяжелое или очень тяжелое звучание электрогитары с использование таких эффектов как Overdrive и Distortion. Зародился в 70-х годах XX века, но развитие направления происходит и по сей день.

Метроном - это устройство (механическое или цифровое) или приложение (программа), которое отсчитывает ритм. С помощью него музыканты могут играть в определенном темпе или тренировать чувство ритма.

Нижняя дек а - нижняя часть корпуса гитары.

Перкуссия - использование в музыке различных национальных и этно- ударных инструментов, таких как кахон, дарбука, там-там, кау-белл и пр. Как правило, перкуссия используется в акустической музыке, хотя, ее применение очень широко и может быть использовано в различных жанрах, включая электронную музыку.

Пулл-офф - гитарный прием, один из видов легато. Обратный прием хаммер-ону. При использовании его, нужно прижатый на каком-либо ладу палец «грифной» руки резко отпустить, при этом слегка подцепив струну, как бы сорвав ее. Используется так же без участия «медиаторной» руки.

Ритм - это соразмерное чередование длительностей звуков. Соразмерное, значит пульсирующее движение, которое можно выразить определенными длительностями (четверти, восьмые и т.д.) и которые образуют определенные ритмические фигуры (группы).

Ритм-гитара - это условная роль гитары в музыкальном коллективе. Как правило, ритм-гитара, как следует из названия, играет ритмичную партию на аккордах или риффы. Эта партия исполняет роль гармонической основы произведения.

Ритмический рисунок - зацикленная последовательность длительностей. Например, бой гитары, который повторяется от аккорда к аккорду.

Рок - направление в музыке, которое включает в себя огромное количество стилей. Для рока характерно использование электрогитары, как основного инструмента, которая в большинстве случаев «перегружена». Стандартно рок исполняется небольшими по численности музыкальными коллективами, в состав которых входит электрогитара (или несколько), бас-гитара и барабаны.

Свип («метла») - это гитарная техника, в которой музыкант очень быстро перебирает струны в одном направлении, вверх или вниз. Используется для игры быстрых арпеджио.

Слайд (глиссандо) - прием, используемый на струнных, клавишных и духовых инструментах, в котором мы «едем» от одной ноты к другой. В нашем случае (на гитаре) достигается путем прижатия какого-либо лада на грифе и последующим «переездом» на другой лад, не отпуская пальца. Таким образом, получается скользящее звучание.

Соло - в классической музыкальной теории, часть музыкального произведения, в которой звучит только один, солирующий инструмент. Например, в симфоническом оркестре, все музыканты затихают, и играет одна скрипка. В рок музыке под эти понятием подразумевается некий проигрыш без слов, во время которого один из инструментов (как правило, гитара), берет на себя роль лидирующего и какое-то время «колбасит» нечто сложное и быстрое.

Темп - в широком смысле, скорость движения музыки. Темп - это средство музыкальной выразительности. Темпы условно делят на медленные, умеренные и быстрые.

Тональность - это система звуков и взаимоотношений между ними. Когда мы говорим, что музыкальное произведение написано в определенной тональности, это означает, что оно звучит на определенной высоте и использует (кроме ситуативных исключений) ноты, которые входят в гамму (перечень) нот, соответствующих этой тональности. Тональности бывают мажорными и минорными.

Трель - это вид мелизма (мелодической фигуры), в котором, очень быстро играются две ноты, повторяясь несколько раз. Звучание трели можно описать буквосочетанием «Тррррр».

Фразировка - это процесс видоизменения какого-то музыкального фрагмента, с заменой одного приема на другой, добавлением или наоборот убиранием каких-либо нот и т.д. Под этим понятием подразумевается вид импровизации, когда вы берете часть мелодии и слегка меняете его. При этом оригинал узнается, но уже звучит немного иначе.

Хаммер-он - гитарный прием, один из видов легато. Чтобы получить его, нужно ударить пальцем «грифной» руки по струне без участия «медиаторной» руки. Этот прием дает значительный прирост скорости.

Экспрессия - это манера игры, при которой музыкант использует размашистые движения, играет громко и «широко». Как правило, используется в кульминации музыкального произведения для подчеркивания динамики исполнения.

Электрогитара - вид гитары, на которую устанавливаются специальные звукосниматели, которые «снимают» колебания струн и передают его в виде электрического сигнала. Громкость звучания в электрогитаре достигается не за счет резонаторной деки, а за счет мощности усилителя и динамика, к которым подключается электрогитара.

Ф
ФАНЕРА Фонограмма.
ФЕЙД Угасание звуков композиции как концовка. Если на концерте используется этот прием - перед вами фанера.
ФЛАЖОЛЕТ Удар по струне, когда левый палец лишь ее легонько касается в зоне ее метрического деления (например, над 12 ладом). Получается гудящий звук.
ФЛАЖОЛЕТ ИСКУССТВЕННЫЙ Струна прижата или отжата - не важно, флажолет вызывается пальцем правой руки и медиатором. На драйв-дисторшне таким макаром свистят. Таким же способом я могу сыграть рок-н-ролльный квадрат на одной струне только правой рукой не прикоснувшись ни к одному ладу.
ФЛЕНДЖЕР Эффект набегания звука как бы со стороны. Попахивает эффектом Доплера.
ФЛОЙД РОУЗ Рычаг, позволяющий и ослаблять, и усиливать натяжение струн. Обычно мощная штука такая с микроподстройкой.
ФОРШЛАГ Коротенькая нота, ворующая длительность у основной (можно сказать просто "дрынь", а можно "д-дрынь" - как бы "дрынь" с форшлагом "д").
ФУЗ Эффект искажения звука. Слово слишком общее, да и на русском языке звучит неправильно (от глагола fuzz [фазз] - искажать).