В своей статье «Advantures in Tone Travel» в ноябрьском выпуске PG, я ходил вокруг да около того объяснения важности передачи вибраций для звука гитары. В какой-то момент, я упомянул точку соприкосновения грифа и деки гитары и назвал ее «звуковым перекрестком». Это жизненно важный участок передачи звука внутри инструмента, где высокие, средние, низкие частоты, основы звука, и различные гармоники решают пройти или спрыгнуть за борт. В зависимости от типа крепления грифа к деке гитары, конечный результат работы этого физического фильтра может многое сделать для звука гитары.
«Большая тройка» креплений грифа и деки – это гриф на ботах (bolt on) вклеенный гриф (set-neck) и гриф сквозь корпус (neck through body). Именно в таком порядке я их ранжирую по «дружелюбности» к передачи вибраций от меньшей к большей. Большинство гитар полностью вписываются в одну из этих категорий, но, вообще, существуют мириады вариаций ни их основе. Сравнивая эти варианты между собой, различные производители и мастера могут выбрать собственные методы производства, руководствуясь не только звуком.
Начнем с вклеенного грифа. Это типичное соединение «шипом в гнездо» или соединение «ласточкин хвост», когда язык грифа вклеивается в углубление на деке. До Лео Фендера (Leo Fender) по этой технологии производилось большинство гитар. Технология вклеивания грифа – это продолжение ремесла производства скрипок, поэтому она является наиболее традиционной и типична для таких инструментов, как Les Paul или акустических гитар Martin. Используя малые допуски и связующее вещество для склейки грифа и деки в одно целое, добиваются как можно более плотного соединения. Это облегчает проникновение колебаний из одной части склейки в другую. Некоторые мастера говорят, что большая площадь контакта позволяет лучше передавать колебания. Я могу понять эту теорию в определённой мере.
Третий, наиболее распространенный вариант крепления грифа – это крепление грифа на болтах. Такой вариант крепления стал известен благодаря работам Лео Фендера. Крепление грифа на болтах обладает достоинствами, которых нет у других способах. Самое очевидное из которых – это возможность замены грифа. Однако, это не основная причина, по которой такая конструкция был создана. Т.к. мы сфокусировались на передачи вибраций и самом звуке инструмента, то легко показать, что такой метод крепления грифа имеет свои козыри, с точки зрения производства гитар. Т.к. такая технология подразумевает механическое соединение с грифа и деки с помощью болтов, то тут не нужна особая точность, как в шиповом соединении или «ласточкином хвосте»
Можно сказать, что гриф на болтах отстает в передачи вибраций от своих вклеенных родственников, но в тоже время такое крепление имеет свой особенный звуковой почерк. Некоторая «утечка» в передаче определенных частот, присущая креплению грифа на болтах, на самом деле, помогает создать тот самый «хлопающий» тембр, который всегда ассоциировался с гитарами такого типа. Гитарный мастер Деннис Фано (Dennis Fano) признает, что гриф на болтах «имеет склонность к более «щелкающему» звуку и еще более быстрой атаке». Ион знает о чем говорит, т.к. в своих работах он использует, как крепление на болтах, так и вклеенные грифы. «Даже если приставить пушку к моей голове, я скажу, что вклеенный гриф звучит всегда немного теплее и круглее»,- отвечает Фано на вопрос о разнице в звучании между этими двумя способами крепления грифа. Он также отмечает, что выбор материала играет основную роль, именно поэтому большинство грифов на болтах изготовлены из клена. Клен – это твердое и яркое дерево, которое лучше подходит для того, чтобы держать болты, в отличии от более мягких пород деревьев, которые иногда ассоциируют с вклеенными грифами.
Джо Кнэггс (Joe Knaggs) из Knaggs Guitars признается, что иногда он выбирает способ крепления грифа исходя из стабильности и эргономики, а не только из-за звука. Для своей модели Severn он использовал вклеенный гриф, но более утопленный в деку гитары, что в свою очередь делает и деку гитары длиннее. Это дает эффект укорочения неподдерживаемой части грифа. «Чем короче гриф, тем он стабильней»,- говорит Кнэггс. И физика не его стороне – чем короче плечо, тем меньше сила, с которой давит на гриф гитарист левой рукой и меньшее усилие передается на деку. И мы снова видим, как иная интерпретация традиций может давать иной результат.
В сегодняшнем мире послепродажных модификаций и апгрейдов, мы подчас теряем из виду то, что физика, лежащая в основе, конструировании и производстве гитар, может стать, как почти непреодолимым барьером для простого улучшения фурнитуры или электроники, так и подспорьем. Взгляните на свою коллекцию инструментов с учетом сегодняшнего разговора. Возможно, что вы никогда и не думали об этом со звуковой точки зрения, по крайней мере до сегодняшнего дня.
Установим гриф гитары на свое место. Обсудим крепление грифа на винте.
У нас на форуме было занимательное обсуждение как верно называть такое крепление, на винте, на болте или с помощью болта/винта. Я буду в статье называть это креплением на винте.
Для тех, кто пошел по минимальному варианту, ремонт практически заканчивается. Осталось только установить гриф на свое место, которое не обязательно старое. Важнейшим на этом этапе будет неукоснительное соблюдение правил компенсации строя и настройки высоты струн .
Обратите внимание, что качание грифа меняет настройку мензуры, так как 12 лад и место упора грифа находятся в разных местах, то есть мензуру надо подстраивать у грифа, на котором струны уже имеют нормальную высоту. Можно установить только две крайние струны и настроить все с ними.
Вы можете подкладывать шпон дерева в места упора грифа в клец, это красные области на иллюстрации, чтобы настроить осевую, мензуру и высоты струн. Возможно, придется повозиться.
Часто бывает, что гриф очень высоко поднимается над декой, то есть между лепестком грифа и декой большой зазор и сам лепесток толстый. Я предлагаю опускать гриф и оставлять небольшой зазор, буквально не более 1.0мм. Если при настройке грифа его необходимо будет наклонить, то можно без опасений снять лепесток на самом краю, как бы заострив его.
Операция по упусканию грифа требует обработки клеца и пересверливания отверстия под винт. Старое отверстие надо заклеить деревянным чепиком.
Многим нравится оставлять гриф на винте, но настраивать всё таким образом, чтобы винт закручивался до упора . В стандартном варианте гриф на винте качается на области клеца на уровне красных точек на иллюстрации. Струны тянут в одну сторону винт держит. Металлические струны достаточно крепко прижимают гриф к клецу, а вот нейлон не очень, особенно недорогой, который ставится обычно на эти гитары. Действительно, хорошо сделать так, чтобы гриф прикручивался жестко к клецу.
Достигается фиксированный прижим путем подсовыванием чего-либо чуть ниже винта. Обратите внимание на важный момент, что есть опасность поломать клец, если опустить упор слишком низко, и винт слишком сильно затянуть. Клец расколется по линии отверстия для винта по слоям. Поэтому предлагаю упор делать на уровне синей области (см. иллюстрацию), а не опускать в самый низ клеца.
Очень помогает для определения высоты зазора в закрытом пространстве шарик пластлина. Я его оборачиваю пленкой пакетной, чтобы ещё и не пачкал. Шарик пластилина сплюснется именно до нужной высоты.
В природе существуют и другие виды крепления грифа на винте. Несколько винтов могут закручиваться в пятку через клец или в пятке могут быть установлены винты, на которые потом прикручиваются гайки. Возиться с советским грифом так сильно необязательно, но пишу, чтобы вы знали.
Также есть мнение среди многих известных мастеров, что никакой разницы в звуке гитары, будь он вклеен или на винте, нет.
Электрогитара является универсальным инструментом и на ней можно играть в любом стиле, от классики, до самого тяжёлого метала. Давайте рассмотрим этот инструмент поближе:
Самый простой и распространённый способ "на болтах".
Существуют три основных вида бриджа электрогитары: глухой (Tune-o-matic), фендоровское тремоло (fender tremolo) и Флойд Роуз (Floyd Rose) . Все они в своём составе имеют возможность регулировки мензуры и высоты каждой струны по отдельности.
Самый простой бридж и в тоже время самый надёжный. На нём нельзя понижать или повышать строй, но в тоже время он максимально передаёт колебание струн в корпус и держит строй гитары.
Стандартный тип бриджа для многих гитар. Позволяет только понижать строй в небольшом пределе. Простая конструкция и хорошо держит строй - идеальное решение если вы не знаете нужно ли вам вообще понижать строй.
Самый мощный инструмент в понижении или повышения строя. Этот тип бриджа сложен по конструкции, довольно громоздкий и требует навыков настройки и использования. В неумелых руках частенько является причиной головной боли из за проблем держания строя.
Стоит сразу отметить ещё пару моментов. Проблема держания строя зависит от многих факторов, начиная от качества самого бриджа и заканчивая грамотной настройкой. Из за сильного понижения строя гитары машинкой есть вероятность, что струны выпадут из пазов верхнего порожка. Поэтому на гитарах оборудованные системами типа Флойд Роуз ставится специальный верхний порожек , который фиксирует струны.
Существуют различного рода сочетания звукоснимателей и такие сочетания имеют обозначения вида S-S-S, H-H, H-S-H и пр. Думаю более понятно станет ясно если взглянуть на рисунки ниже.
Стоит отметить, что локовые колки оправдывают себя если гитарист много бендит (приём подтяжки струны пальцами левой руки) и работает машинкой. Локовые колки лучше сохраняют строй, нежели обычные. Хотя тут тоже зависит от того как струны наматывать. При правильной намотке и обычные колки не "гуляют".
0.08
- самые тонкие струны, на них легко играть. Звук не самый плотный, прозрачный. Хорошо подходят для любителей соло.
0.09
- звук более плотный.
0.10
- считается золотой серединой. Хорошо подходит для соло и ритма.
0.11, 0.12 и 0.13
- считаются толстыми и их в основном применяют для ритма и очень часто на пониженных строях. Звук плотный и мощный.
Стоит отметить, что как правило гитара "заточена" под конкретный калибр струн. Не стоит на , заточенный под калибр 0.09, ставить струны 0.12. Во первых такие струны не влезут в верхний порожек, а во вторых грифу такое не понравится. Так что учитывайте этот факт при покупке струн.
На Fender Stratocaster играют такие музыканты как Yngwie Malmsteen , Владимир Холстинин (Ария) , Ritchie Blackmore и др.
На данной гитаре играют такие знаменитые музыканты как Randy Rhoads (Ozzy Osbourne) , Kirk Hammett (Metallica) , Винни Винсент (Vinnie Vincent) из группы «Kiss» и др.
На этом я, пожалуй, закончу знакомство с электрогитарой. Спасибо за внимание
Если вас спросят: какая часть гитары самая важная? Что вы ответите? Гриф, корпус, струны, а может надпись производителя? Трудно поспорить с тем, что гитарный гриф является важнейшей частью инструмента. Именно к с ним вы находитесь в постоянном контакте, прижимая струны. От его формы зависит то, насколько вам удобно будет играть на гитаре, насколько вы сможете продемонстрировать свою технику игры, получить желаемое звучание инструмента.
Гриф представляет собой часть гитары в виде длинной деревянной рукоятки специальной формы и размера, к которой прижимаются струны для того, чтобы изменить длину их колеблющейся части и соответственно высоту извлекаемого звука.
Гитарный гриф состоит из головки, накладки, анкерного стержня, верхнего порожка, металлических ладов и пятки. Некоторые грифы имеют в центре вырез, в котором находится анкерный болт, с помощью него производится настройка кривизны грифа. Голова (перо) грифа находится в верхней его части, на ней же крепятся колки - механизм для натягивания и закрепления струн.
Основные характеристики гитарного грифа:
Материал
Крепление
Материал накладки
Анкерный стержень
Качество гитарного грифа зависит прежде всего от того материала (древесины), из которого он изготовлен. Основной корпус грифа может быть изготовлен из различных пород древесины: клён, махагони, вишня, венге, бубинга. Большинство грифов изготавливают из клена. Для изготовления грифа могут также применять композитные материалы, такие как графит или люцит. Деревянные грифы обычно покрывают сверху слоем лака для того чтобы предотвратить их искривление за счет возможного высыхания.
Немногие знают о том, что бывают несколько видов распила дерева, применяемого для изготовления грифов, а именно: радиальный (quarter sawn) и тангенциальный (flat (slab) sawn). Вид распила влияет не только внешний вид грифа, но и на его физические свойства.
При радиальном распиле плоскость разреза проходит через сердцевину ствола, такая древесина однородна по цвету и текстуре, а гриф, выполненный из такого материала очень прочный и устойчивый к внешним воздействиям. Такой гриф будет служить вам верой и правдой долгие годы, не деформируясь и поражая своей износостойкостью. Отстроив его один раз, вам почти не понадобится его подстраивать, гриф будет держать нужный угол долгое время, выдерживая большее напряжение. Что касается акустических свойств, то при радиальном распиле грифы звучат ярче, низы более чёткие.
При тангенциальном распиле плоскость разреза проходит на расстоянии от сердцевины. Гриф, изготовленный из таких досок, имеет ярко выраженную текстуру и насыщенный волнообразный рисунок годовых колец. Такие грифы менее дорогие, чем радиальные, но они более гибкие, реагируют на толщину струн, перепады температуры и влажности, их придётся чаще подстраивать.
В качестве компромиссного решения были придуманы многослойные грифы, приближенные по звучанию к радиальным. При изготовлении таких грифов два-три куска древесины (даже различных пород) тангенциального распила склеивают между собой, позволяя добиться большей жесткости и меньшей стоимости, а также уникальности звучания.
От ширины и толщины грифа зависит то, насколько вам будет удобно брать различные аккорды и исполнять тот или иной стиль музыки. По форме можно выделить три основных типа гитарных грифов:
Стандартные округлые грифы , например, отлично подойдут для исполнения классического рока и блюза, так как на них хорошо играть как аккордами, так и перебором. А вот чтобы развить серьезную динамику игры придется немало потренироваться. Такие грифы представлены в большинстве моделей GIBSON и FENDER.
Тонкие и широкие грифы наиболее удобны будут исполнителям быстрой и тяжелой музыки (например, тяжелого рока, хардкора, металла, гранжа, альтернативы и других). Такие грифы можно встретить, например, у гитар IBANEZ серии RG, JACKSON серии SOLOIST, YAMAHA .
Компромиссом между двумя вышеизложенными типами являются грифы с изменяющимся радиусом : ближе к головке он более круглый, к деке – более плоский. Гитарные грифы такого типа дороже обычных, поэтому их ставят только на определенные модели, например GIBSON дал такому грифу название 60’slim taper.
Мы рассказали об основных формах гитарных грифов, которых на самом деле гораздо больше, и каждый из них имеет свое предназначение, оказываясь предпочтительным для того или иного музыкального жанра.
Звучание гитары зависит от способа монтажа грифа к корпусу гитары, при этом нельзя точно сказать, какой способ предпочтительней, ибо каждый из них имеет свои особенности и позволяет получить определенный нюанс в звучании инструмента.
Существует четыре вида крепления грифа: на болтах (болчёный), вклеенный, сквозной и полусквозной.
Немаловажную роль в конструкции грифа играет его накладка, так как именно она первая получает вибрацию от струн, и только потом передает ее через гриф корпусу гитары. Накладка представляет собой тонкую полоску из дерева, которая клеится к лицевой стороне грифа. Накладка может быть с ладами и без них (в безладовых бас гитарах), чаще всего на некоторых ладах имеются врезные метки, которые могут наноситься и на торец накладки.
Обычно накладки изготавливают из твердых пород древесины, например, палисандра, клёна, черного дерева, но можно найти и накладки из углеродного волокна.
Форма накладки влияет на тембр гитары и в зависимости от радиуса может быть четырех видов: плоская, коническая, цилиндрическая, смешанная.
Изгиб накладки регулируется с помощью анкера: натяжение анкерного стержня позволит уменьшить изгиб, а ослабление - увеличить. Из-за слабого натяжения струн в классических гитарах отсутствует анкерный стержень, но небольшой изгиб накладка должна иметь. Особо стоит отметить безладовые накладки: они имеют вогнутую форму.
Анкерный стержень (или просто анкер) - это железный стержень толщиной 4-6 мм, расположенный внутри грифа для придания ему жёсткости, а также для регуляции прогиба грифа, для этого на одном конце стрежня расположен болт. Гайка регулировки анкера может быть расположена, как и у пятки грифа, так и у его головы.
Анкер помогает грифу не согнуться под действием сильно натянутых струн, поэтому он присутствует в основном в гитарах с металлическими струнами.
Существуют два способа монтажа анкерного стержня:
С обратной стороны грифа, что довольно трудоемко в плане производства, и, соответственно, влияет на стоимость. Такой способ крепления часто можно встретить на электрогитарах FENDER.
Под накладку - это самый бюджетный способ, и основным его недостатком является то, что со временем анкер может оторвать накладку от грифа.
По всей длине накладки грифа расположены металлические порожки – лады, которые помогают изменять звучание струны на один полутон и брать нужную ноту. Также под понятие «лад» попадает промежуток между двумя порожками. Как было написано выше, существуют и безладовые гитары, но играть на них аккордами значительно труднее.
Количество ладов на различных видах и моделях гитар может варьироваться от 19 (на классической гитаре) до 27 (на электрогитаре). Гитарные лады можно тоже разбить на различные группы по некоторым признакам:
высота ладов , которая существенно влияет на высоту струн гитары. Низкие лады позволяют легко прижать струну прямо к накладке, но делать обычные бэнды (подтяжки) на такой гитаре непросто. С высокими ладами наоборот: прижимать струны сложнее, но делать бэнды значительно легче.
ширина ладов , которая влияет на срок их службы: узкие лады изнашиваются быстрее и, соответственно, чаще требуют шлифовку или даже замену.
материалы , применяемые для изготовления ладов, это нержавейка, серебро и никель. Преимущества того или иного материала вы сможете понять только на своем опыте, так как сколько музыкантов, столько и мнений. Кто-то считает, что струны из нержавейки более долговечные, но зато они не так хорошо звучат, как серебряно-никелевые.
профиль и форма гитарных ладов влияют на внешний вид инструмента, удобство зажатия струны, и, конечно, на звучание инструмента.
Головка грифа может быть плоской, то есть не иметь угла наклона по отношению к основной плоскости грифа, и иметь наклон. На плоской головке часто устанавливают дополнительно направляющие для струн, чтобы увеличить угол наклона струны от порожка к головке грифа, чтобы струна не вылетала из паза порожка. Такие грифы можно встретить на гитарах Stratocaster и Telecaster.
При наклонном расположении головки грифа относительно остальной части грифа струны прочно сидят в пазах и не вылетают, и направляющие не нужны.
Итак, мы достаточно рассмотрели гитарный гриф, его составные части и особенности звучания и эксплуатации. Выбор, как всегда, за вами! Ведь лучшая гитара – это гитара, которая звучит так, как вам нравится!
Способ крепления грифа к корпусу электрогитары - нюанс , зачастую игнорируемый большинством начинающих музыкантов . При выборе инструмента строка «конструкция грифа », зачастую остается просто строкой в описании , мало о чем говорящей . Однако такое мнение - в корне неправильное . И если при выборе бюджетного инструмента , данным фактором можно пренебречь , так как конструкция в данном случае будет идентична у многих инструментов одинаковой ценовой категории , то при покупке более дорогого инструмента пути расходятся . Разобраться в отличиях и преимуществах типов крепления грифа поможет данная статья .
Всего в современном гитарном строительстве существует 3 вида крепления грифа к корпусу . Это болтовое крепление , крепление на клею и сквозное крепление . Казалось бы , какая разница , каким способом соединены две части гитары . Но к счастью , разница есть . И разница эта весьма ощутима .
Болтовое соединение - самый распространенный вариант крепления грифа к корпусу . На всех дешевых гитарах присутствует именно он . Однако, это не значит что данный тип крепления - самый плохой . Скорее он самый простой и самый распространенный . В данном случае в корпусе гитары делается вырез - «карман », в который вставляется гриф и закрепляется болтами . При правильной сборке , стык дерева к дереву выходит очень плотным и крепким . За счет того что данный тип соединения замедляет передачу акустических свойств вибрирующей струны к корпусу , ноты прорезаются медленнее и тухнут быстрее . Проще говоря , сустейн (послезвучие ) у гитар будет слабее . Однако, гитары звучат очень ярко и звонко , обладают достаточно мощной атакой и могут похвастаться острым , «кусачим » тоном . Гитары такого плана весьма универсальны , но лучше всего подойдут для исполнения тяжелой музыки . Кроме того , ремонт данных гитар самый простой , ведь отсоединить гриф от корпуса - не представляет никаких сложностей .
В случае с вклеенным грифом , дела обстоят иначе . Гриф устанавливается в специальную выемку и надежно закрепляется с помощью эпоксидной смолы . При таком варианте соединения , акустические свойства передаются как нельзя лучше . Гитара звучит тепло , глубоко и обладает отличным резонансом . Однако , атака приносится в жертву вышеупомянутым преимуществам . Гитары с таким типом крепления грифа , как правило , более дорогие , так как процесс склейки более трудоемкий . К тому же , вклеенный гриф гораздо сложнее поддается замене или ремонту , по причине , опять -таки , более сложной конструкции . Гитары с таким типом грифа идеально подойдут джазовым музыкантам , а также людям , предпочитающим более теплый и сглаженный звук .
Сквозной гриф , считается по праву лучшим вариантом , но при этом и самым дорогим . Гриф гитары проходит сквозь корпус и закрепляется на уровне бриджа . В таких ситуациях , часть корпуса и гриф изготавливаются из цельного куска древесины . Такой вариант крепления грифа позволяет полноценно прочувствовать природное звучание дерева . Многие мастера утверждают , что именно при таком виде крепления , тон , сустейн и характер звучания гитары раскрываются целиком и полностью . При игре на гитаре с таким вариантом крепления грифа , в звучании чувствуется «много дерева ». Кроме того заслуживает отдельного упоминания и комфорт игры , так как у грифа отсутствует пятка . С другой стороны такие гитары не только самые дорогостоящие , но зачастую и самые дорогие в случае ремонта , который , к слову , часто бывает невозможен . Поэтому , гитары такого типа требуют бережного отношения .
Но из всех правил есть исключения , и все написанное выше не дает стопроцентную гарантию того что вам не попадется просто -напросто некачественный инструмент , пусть даже и со сквозным грифом . В таком случае , вне зависимости от способа крепления , гитара хорошо звучать не будет . А поэтому при покупке стоит доверять своим рукам , ушам и глазам .