Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Внесценические персонажи горе от ума характеристика. Шпаргалка: Внесценические персонажи в комедии «Горе от ума

Внесценические персонажи горе от ума характеристика. Шпаргалка: Внесценические персонажи в комедии «Горе от ума

"Горе от ума» - реалистическое произведение, где автор дает обобщенную картину жизни дворянской Москвы 20-х годов XIX века.

По мнению самого И. А. Гончарова, комедия «Горе от ума » стоит «особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью…». Грибоедов, продолжая традиции Фонвизина и Крылова, в то же время сделал огромный шаг вперед. Своей комедией он положил начало критическому реализму в русской драматургии, поднял острейшие социальные и нравственные проблемы своего времени.

Главная тема рассматриваемого произведения – противоречия между «веком нынешним» и «веком минувшим», то есть между прогрессивными элементами, движущими общество вперед, и регрессивными, тормозящими его развитие. Вторых всегда больше, но побеждают рано или поздно первые.

В комедии «Горе от ума» Грибоедов впервые в русской литературе выводит на сцену положительного героя. Конфликт между Чацким и фамусовским обществом является ведущей сюжетной линией произведения.

Чацкий – борец, у него есть свои убеждения, высокие идеалы. Ему глубоко противна жизнь общества, где царят Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Репетилов со всей их косностью, лицемерием, ложью, ленью, тупостью. Яркий, деятельный ум героя требует иной среды, и Чацкий вступает в борьбу, «начинает новый век». Он рвется к свободной жизни, к занятиям наукой и искусством, к службе делу, а не лицам. Но его стремлений не понимает общество, в котором он живет.

В своем произведении Грибоедов дал широкую характеристику быта и нравов московского дворянства, сатирически изобразил столичных «тузов» (Фамусов), высокопоставленных солдафонов (Скалозуб), дворянских либералов (Репетилов). Автор точно нарисовал ту среду, в которой появляются эти типы, и противопоставил им Чацкого.

Конфликты комедии углубляют внесценические персонажи. Их довольно много. Они расширяют полотно жизни столичного дворянства. Большая часть их примыкает к фамусовскому обществу. Особенно запоминается, конечно, дядя Максим Петрович, снискавший благосклонность царицы низкопоклонством и угодничеством. Его жизнь – пример служения царице. Дядюшка – идеал Фамусова.

Упал он больно, встал здорово.

Зато бывало в вист кто чаще приглашен?

Кто слышит при дворе приветливое слово?

Максим Петрович. Кто пред всеми знал почет?

Максим Петрович. Шутка!

В чины выводит кто? и пенсии дает?

Максим Петрович!

Унижая свое человеческое достоинство, роняя честь, представители «века минувшего» получали все жизненные блага. Но их время уже проходит. Недаром Фамусов сожалеет, что времена уже не те.

Не менее ярок портрет Кузьмы Петровича, который не только свою жизнь сумел устроить, но и о родственниках не забыл. «Покойник был почтенный камергер… Богат, и на богатой был женат. Переженил детей, внучат».

«Что за тузы в Москве живут и умирают!» – восхищался Павел Афанасьевич Фамусов.

Не уступают мужчинам и представительницы прекрасного пола:

«Присутствовать пошлите их в Сенат! Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна! Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!»

Дамы всесильны. Яркий персонаж – Татьяна Юрьевна, которая близко знакома с «чиновными и должностными». Наверняка имеет большую власть в обществе и княгиня Марья Алексевна, мнения которой очень боится Фамусов. Грибоедов высмеивает этих «властительниц» устами Чацкого, вскрывая их пустоту, глупость, вздорный характер.

Безусловно, кроме «тузов», есть в дворянском обществе люди и помельче - типичные представители среднего дворянства. Это Загорецкий и Репетилов. А из внесценических персонажей можно назвать «черномазенького, на ножках журавлиных», «троих из бульварных лиц», о которых упоминает Чацкий. Все они, сознавая свою ничтожность перед московскими чинами, стараются им услужить, завоевать их благосклонность лицемерием и угодничеством.

Люди типа Репетилова стремятся показать окружающим, что они тоже чего-нибудь стоят. Описывая «тайное общество» Английского клуба, Грибоедов дает сатирические характеристики «лучших» его членов, либеральных болтунов. Это князь Григорий, Евдоким Воркулов, Ипполит Удушьев и «голова, какой в России нету». Но выразить идеи общества Репетилов может только так: «Шумим, братец, шумим». На самом деле «секретнейший союз» – обыкновенная компания кутил, лгунов, пьяниц.

Грибоедов-патриот борется за чистоту русского языка, искусства, образования. Высмеивая существующую систему образования, он вводит в комедию таких персонажей, как французик из Бордо, мадам Розье. А многие дворянские дети с такими учителями растут «недорослями» и неучами, как и во времена Фонвизина.

Но самые отвратительные внесценические персонажи – это помещики-крепостники, характерные черты которых вобрал «Нестор негодяев знатных», которого обличает в своем страстном монологе главный герой. Отвратительны господа, обменивающие своих слуг на борзых собак, распродающие отнятых у матерей детей. Главная проблема комедии – взаимоотношения помещиков и крепостных крестьян.

Членов фамусовского общества много, они сильны. Неужели Чацкий одинок в борьбе с ними? Нет, отвечает Грибоедов, вводя в повествование рассказ Скалозуба о двоюродном брате, который «крепко набрался каких-то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил. В деревне книги стал читать». Князь Федор «чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник». Значит, зреют уже в недрах общества прогрессивные силы. И Чацкий не одинок в своей борьбе.

Итак, внесценические персонажи можно разделить на две группы и отнести одну к фамусовскому обществу, другую – к Чацкому.

Первые углубляют всестороннюю характеристику дворянского общества, показывают времена Елизаветы.

Вторые духовно связаны с главным героем, близки ему по мыслям, целям, духовным исканиям, устремлениям.

Особенно хочется отметить язык пьесы. Комедия написана разностопным ямбом, который приближает стихотворную речь к разговорной. И рассказы о внесценических лицах органично вплетаются в повествование.

В произведении «Горе от ума» Грибоедов отобразил идейное содержание общественной борьбы начала XIX века, показал жизнь дворянства Москвы и путем введения в повествование внесценических персонажей углубил конфликт произведения, расширил картину нравов московского дворянства.

Сочинение на аналогичную тему.

1. «Неговорящие» и говорящие имена персонажей.

2. Два жизненных подхода к действительности.

3. «Подводное» течение в пьесе.

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» наполнена как сценическими, так и внесценическими персонажами. Каждая из этих групп образуют особую атмосферу восприятия той действительности, что представлена в пьесе. Внесценические персонажи хоть и не присутствуют в произведении формально, однако они достаточно четко и ясно формируют картину жизни, что описывает Грибоедов. Одно простое упоминание известной личности меняет не только настроение людей, но и их отношение к окружающей действительности.

Сценические же персонажи в данном случае имеют ряд преимуществ. Они не только словесно, но и наглядно демонстрируют свое отношение к той или иной жизненной ситуации. Даже одно имя много говорит в описании облика героя. Например, Молчалин, Скалозуб. При этом заметим, что отрицательные персонажи наделены говорящими именами. В то время как «нейтрально-положительные» мало что скажут нам о характере его носителя. Внесценические персонажи называются по имени и отчеству. Такое определение не говорит читателям ничего об этих «отсутствующих» героях. Однако сценическим персонажам они внушают страх и благоговение. В этом проявляется мастерство Грибоедова-драматурга, сумевшего в одном «неговорящем» имени расставить важные акценты. И они настолько правильно попали в цель, что стали крылатыми. Например, теперь не только грибоедовским героям, но и нам важно, что скажет Марья Алексевна.

Наиболее ярким представителем внесценических персонажей является Максим Петрович, дядя Фамусова. Он явля­ет собой «пример» для подражания многим поколениям. Как выслужиться, как быть пожалованным высочайшей улыбкой, как услышать приветливое слово? На все эти вопросы может ответить Максим Петрович. «На куртаге ему случилось обступиться; / Упал, да так, что чуть затылка не пришиб... / Был высочайшею пожалован улыбкой; / Изволили смеяться; как же он?.. / Упал вдругорядь - уж нарочно». Вот так один случай изменяет многое в судьбе людей. Человек выслужился, не пожалев затылка, и теперь в «чины выводит», «пенсии дает». Но подобное раболепство вызывает негодование Чацкого. Он не приемлет такого способа повышения по службе: «Прямой был век покорности и страха, / Все под личиною усердия к царю».

Два жизненных подхода к получению чинов описывает в пьесе Грибоедов. Внесценический персонаж «заменяет» собой реально действующее лицо. Можно так говорить о Максиме Петровиче потому, что упоминание о нем вызывает реакцию Чацкого. Используя данный конфликт, мы отчетливо видим несовместимость двух миров Фамусова и Чацкого. Заметим, что и другие внесценические персонажи в основном на стороне Фамусовых. Они создают еще более колоритную обстановку того места, куда попадает Чацкий. Й тем самым данные персонажи оттеняют сценических героев пьесы.

Еще один внесценический персонаж появляется, когда речь заходит о науках и образовании. Этим персонажем является двоюродный брат Скалозуба, для которого науки вдруг стали важнее всех чинов, которые так ценит общество Фамусова. Так о нем говорит Сергей Сергеич Скалозуб: «Но крепко набрался каких-то новых правил. / Чин следовал ему: он службу вдруг оставил. / В деревне книги стал читать».

До появления этого персонажа о «пользе» наук говорил только Фамусов: «Все умудрились не по летам, / А пуще дочери, да сами добряки. / Дались нам эти языки». Да и чтение книг вызывает у Фамусова лишь хороший сон. Вот и вся польза от учения. Мир, в который вернулся Чацкий, никак не изменился. Недаром он говорит, что «дома новы, а предрассудки стары». Время принесло новые веяния и настроения, интерес к научным дисциплинам. Но этого ничего не надо уже отжившему старому обществу Фамусовых. Они не принимают во внимание то, что жизнь не стоит на месте, она диктует свои законы. И введение Грибоедовым внесценического персонажа, даже не имеющего в данном эпизоде имени (лишь обозначение родства со Скалозубом), говорит о том, что многие сталкиваются с вопросами о пользе знаний. Драматургом не выведен на сцену этот персонаж, но он имеет в пьесе право голоса. Тем самым Грибоедов «расширяет» количество участников комедии за счет такого пополнения действующих лиц.

Еще одна линия появляется в пьесе в связи с внесцениче- скими персонажами. Этот персонаж снова вводит Фамусов, но уже в конце пьесы: «Моя судьба еще ли не плачевна? / Ах! Боже мой! Что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна!» Эти слова звучат заключительным аккордом комедии. Поистине такая концовка оправдывает обозначение жанра - комедия. И действительно, невольно появляется улыбка, когда вспомнишь конец пьесы. Чацкий бежит из этого старого-нового мира. Отец хочет отправить Софию подальше от Москвы: «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов». Но это остается в стороне, когда Фамусов начинает задумывается о том, что скажет обо всем этом Марья Алексевна.

В подобной концовке снова подтверждается мысль, связанная и с образом Максима Петровича. Очень важно, какой чин занимает человек, и поэтому не менее важно, что о тебе думают окружающие. Сильйые мира сего могут «обделить», когда необходимо, своим вниманием. Любое отклонение от нормы пугает их, инакомыслящий будет наказан и никогда не достигнет в этом мире высот. Поэтому в тогдашней России завидного будущего не предвидится.

Вот так, используя внесценических персонажей, Грибоедов в виде «подводного течения» вносит в пьесу самые актуальные вопросы того времени. И эти голоса создают многоголосый хор мнений о той действительности, что описывается в пьесе. Подобные персонажи не только открывают спор по тому или иному вопросу, но и являются завершением беседы (образ Марьи Алексевны). С помощью внесцени

Ческих персонажей драматург в произведении оттеняет и сценических. То есть Максим Петрович и другие являются не только поводом для беседы, но и помогают раскрыть такие интересные фигуры, как Чацкий, Фамусов и др. Упоминание того или иного родственника или друга открывает поле для высказывания мнений о том или ином событии.

Внесценические персонажи очень гармонично вписываются в полотно пьесы. «В картине, где нет ни одного белого пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха и звука, - зритель и читатель чувствуют себя и теперь, в нашу эпоху, среди живых людей», - так писал об этой пьесе И. А. Гончаров в своем знаменитом критическом этюде «Мильон терзаний». Хочется согласиться с критиком, что без самых незначительных и внесценических персонажей картина была бы неполной. Все они помогают драматургу воссоздать действительность, что окружала его на каждом шагу.

Комедия “Горе от ума” - одно из величайших произведений русской литературы. Основной конфликт комедии - борьба двух лагерей, двух эпох русской жизни - “века нынешнего” и “века минувшего”.
Грибоедов - новатор своего времени. Он отступает от канонов классицизма и вводит в комедию недопустимое для этого направления количество действующих лиц. “В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека”, - говорил автор. Кроме того, автор рисует множество внесценических персонажей, что также не соответствует нормам классицистического произведения.
Все образы в комедии можно разделить на три группы: главные, второстепенные и виесценические. Последние играют немаловажную роль в развитии основного конфликта пьесы. С их помощью автор расширяет как временные, так и пространственные границы пьесы. Подобно сценическим, все внесценические персонажи относятся либо к “веку минувшему”, либо к “веку нынешнему”, тем самым Грибоедов рисует не просто картину нравов московского общества, но и изображает основной конфликт эпохи, наступившей после Отечественной войны 1812 года.
Используя реплики, упоминания, автор вводит в комедию один за другим внесценические персонажи, насыщая картину все более яркими красками.
Так, мы узнаем и о “Несторе негодяев знатных”, который своих преданных слуг выменял на “борзые три собаки”, и о помещике-театрале, не согласившем “должников к отсрочке”, и в результате чего “Зефиры и Амуры все распроданы поодиночке”, и о сестре Хлестовой Прасковье, для которой Загорецкий “двух арапчонков на ярмарке достал”, и тот, у кого “на лбу написано: театр и маскерад, дом зеленью раскрашен в виде рощи, сам толст, его артисты тощи”.
Мы видим, что и к службе внесценические персонажи относятся так же, как Фамусов и Молчалин. Максим Петрович, который “на золоте едал” и ездил “вечно цугом”, “при государыне служил Екатерине”, но “когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб”. Ради карьеры он трижды падал при дворе, словно шут. Зато теперь и в вист он чаще приглашен, и “при дворе приветливое слышит слово”, а главное - “в чины выводит и пенсии дает”. Вот идеал всех Фамусовых и молчаливых. А брат его- Кузьма Петрович, “с ключом и сыну ключ умел доставить; богат и на богатой был женат” - московский туз, перед которым преклонялась вся Москва. А сам Фома Фомич: “При трех министрах был начальник отделенья”, - замечает Молчалин, а по мнению Чацкого, “пустейший человек из самых бестолковых”. Это и отец Молчалина, который завещал сыну “угождать всем людям без изъятья”, это и Настасья Николаевна, способствующая делам, и барон фон Клоц со своими продажными секретарями и многие другие. Кумовство и протекция царят в фаму-совском обществе, о чем мы знаем из монологов героев: “служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки”. Знаменита Татьяна Юрьевна, к которой рекомендует съездить Молчалин Чацкому за “покровительством”. Также это “трое из бульварных лиц, которые с полвека молодятся и с помощью сестриц со всей Европой породнятся ”.
Всех их объединяет праздное времяпрепровождение (тетушка Софьи, Прасковья Федоровна), любовь к сплетням (Татьяна Юрьевна, которая “из Петербурга возвратясь, рассказывала про вашу с министрами связь”). Все московские дамы испытывают особую любовь ко всему иностранному и презрение к национальной культуре. Это все те иностранцы, которые приехали в Россию “со страхом и слезами”, но здесь нашли, что “ласкам нет конца”. Мадам Розье, и французик из Бордо, и танцмейстер Гильоме, “подбитый ветерком”, - все они любимы в обществе только благодаря своему происхождению.
Ко второй группе внесценических персонажей “века минувшего” относятся все друзья и знакомые Репетилова из секретнейшего союза - жалкое подобие тайного общества, претендующего на роль передового. Это и англоман князь.Григорий, и “любитель” итальянской оперы Воркулов Евдоким, и чудесные ребята Левой и Боринька, и гений-сочинитель Уду-шьев Ипполит Маркелыч, и их председатель- “ночной разбойник, дуэлист и крепко на руку нечист”. Вот те, которые решают “важнейшие” вопросы. Сам Репетилов рассказывает, чем они занимаются на собраниях: “Шумим, братец, шумим”.
Все эти персонажи в очередной раз подтверждают, что лагерь Фамусовых велик, но есть среди внесценических персонажей и представители “века нынешнего”. Это профессора Педагогического института, “упражняющиеся в расколах и безверьи”, двоюродный брат Скалозуба, который “службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”, племянник княгини Тугоуховской Федор, занимающийся химией и ботаникой, а также вся передовая молодежь, от имени которой выступает Чацкий в своем монологе “А судьи кто?..”: “Где, укажите нам...”, “Пускай теперь один из нас...”. Это те люди, которые являются надеждой на светлое будущее России.
Введение такого обилия внесценических персонажей не только расширило временные и пространственные рамки комедии, но и способствовало раскрытию основного конфликта пьесы - столкновения двух эпох.


«Горе от ума» - это одно из самых злободневных произведений русской литературы, высмеивающее «барскую» Москву с ее закостенелыми взглядами, раболепным преклонением перед деньгами, чинами, статусом человека. На столкновении такого «фамусовского общества» с представителями нового поколения строится общественный конфликт пьесы. Причем Грибоедов проявляет удивительное мастерство при создании двух противоборствующих сторон: яркие их черты воплощены как в действующих лицах, так и во внесюжетных персонажах.

Последних в комедии довольно много.

Это те персонажи, которые вскользь упоминаются героями пьесы. И хотя в действии внесценические персонажи не участвуют, они имеют важное значесние в развитии конфликта: с ними он расширяется до масштабов всей России.

Всех внесценических персонажей можно разбить на три группы: лагерь Фамусова, лагерь Чацкого и кружок Репетилова. Большая часть примыкает к фамусовскому кругу. Особенно интересен покойный дядя Павла Афанасьевича – Максим Петрович. Именно его Фамусов считает примером для подражания, именно им он восхищается. Ведь дядя при жизни имел место при дворе, прибыльную должность, значительное состояние, множество слуг. Он делал карьеру, не брезгуя угодничеством и собственным унижением перед людьми.

Имел «сурьёзный взгляд, надменный нрав», но когда нужно было «подслужиться, / и она сгибался вперегиб». Выставляя себя посмешищем перед императрицей и высокопоставленными чиновниками, он зарабатывал себе «приветливое слово», приглашения на игру в карты, чины.

Однако Чацкий не разделяет восторженного мнения Фамусова о Максиме Петровиче. Он единственный среди действующих персонажей видит низость и глупость таких вот придворных шутов. В своем монологе «А судьи кто?» он резко осуждает «судей», упоминая при этом еще двух ярких представителей «фамусовского общества». «Нестор негодяев знатных», выменявший преданных слуг на «борзые три собаки» и погруженный «умом в Зефирах и Амурах» помещик, на крепостной балет согнавший отнятых у родителей детей, раскрывают жестокие нравы некоторой части московской аристократии. Эти персонажи равнодушны к жизням своих крепостных, для них имеют значение только собственные интересы. Таким образом, краткое описание этих героев раскрывает многоликость «фамусовского общества».

Но в числе внесюжетных персонажей есть и положительные герои. таков двоюродный брат Скалозуба. Он тоже военный, но прогрессивно настроенный. Несмотря на то, что «чин следовал ему», он все же оставил военную службу и «в деревне книги стал читать». Брат Скалозуба не знаком Чацкому, однако они составляют единый лагерь, ведь имеют общие взгляды и мнения.

Но кроме зарисовки «века нынешнего» и «века минувшего», внесюжетные персонажи имеют еще одну функцию: отражение обстановки в России. Ведь «Горе от ума» все же реалистическая комедия, она зародилась в период широкого распространения декабристских взглядов.

Обновлено: 2018-03-13

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Прежде всего, героев комедии “Горе от ума” можно разделить на несколько групп: главные герои, второстепенные герои, герои-маски и внесценические персонажи. Все они, помимо отведенной им в комедии роли, важны и как типы, отражающие те или иные характерные черты русского общества начала XIX века.

К главным героям пьесы можно отнести Чацкого, Молчалина, Софью и Фамусова. Сюжет комедии строится на их взаимоотношениях, взаимодействие этих персонажей друг с другом и развивает ход пьесы. Второстепенные герои - Лиза, Скалозуб, Хлестова и другие - тоже участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют. Образы героев-масок максимально обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные “приметы времени” или как вечные человеческие типы. Их роль особая, ибо они создают социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в главных героях. Это, например, шесть княжон Тугоуховских. Автора не интересует личность каждой из них, они важны в комедии лишь как социальный тип московской барышни. Герои-маски играют роль зеркала, поставленного напротив самого высшего света. И здесь важно подчеркнуть, что одной из главных задач автора было не просто отразить в комедии черты современного общества, но заставит общество себя в зеркале узнать. Задаче этой способствуют внесценические персонажи, то есть те, чьи имена называются, но сами герои на сцене не появляются и участия в действии не принимают. И если основные герои “Горя от ума” не имеют каких-то определенных прототипов (кроме Чацкого), то в образах некоторых второстепенных героев и внесценических персонажей вполне узнаются черты реальных современников автора. Так, Репетилов описывает Чацкому одного из тех, кто “шумит” в английском клубе:

Не надо называть, узнаешь по портрету:

Ночной разбойник, дуэлист,

В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,

И крепко на руку нечист .

И не только Чацкий, но и большинство читателей “узнавали по портрету” колоритную фигуру того времени: Федора Толстого - Американца. Сам Толстой, прочитав в списке “Горе от ума”, себя узнал и при встрече с Грибоедовым попросил изменить последнюю строчку следующим образом: “В картишках на руку нечист”. Он собственноручно переправил так строку и приписал пояснение: “Для верности портрета сия поправка необходима, чтоб не подумали, что ворует табакерки со стола”.

В сборнике научных трудов “А.С. Грибоедов. Материалы к биографии” помещена статья Н.В. Гурова “Тот черномазенький…” (“Индийский князь” Визапур в комедии “Горе от ума”). Вспомним, при первой встрече с Софьей Чацкий, стараясь возродить атмосферу былой непринужденности, перебирает давних общих знакомых. В частности, поминает он и некоего “черномазенького”:

А этот, как его, он турок или грек?

Тот черномазенький, на ножках журавлиных,

Не знаю, как его зовут,

Куда ни сунься: тут как тут,

В столовых и гостиных.

Так вот, в заметке Гурова говорится о прототипе этого проходного внесценического персонажа. Оказывается, удалось установить, что был во времена Грибоедова некий Александр Иванович Порюс-Визапурский, вполне подходящий к описанию Чацкого. Зачем потребовалось искать прототип “черномазенького”? Не слишком ли мелкая фигура он для литературоведения? Оказывается - не слишком. Для нас, спустя полтора века после издания “Горя от ума”, безразлично, был ли “черномазенький” или Грибоедов его выдумал. Но современный читатель (и зритель) комедии немедленно понимал о ком идет речь. И тогда исчезала пропасть между сценой и зрительным залом, вымышленные герои говорили о лицах, известных публике, у зрителя и персонажа оказывались “общие знакомые” - и довольно много. Таким образом Грибоедову удалось создать удивительный эффект: он стирал грань между реальной жизнью и сценической действительностью. И что особенно важно, комедия при этом, обретая напряженное публицистическое звучание, ничуть не теряла в художественном отношении.

В том же разговоре Чацкий упоминает и многих других. Все они дают нам ясное понятие о грибоедовском высшем свете. Это крайне безнравственные люди, препятствующие проникновению в Россию образования, науки: “А тот чахоточный, родня вам, книгам враг…” Эти люди озабочены только своим материальным положением, стремящиеся нажить как можно больше, породнится с богатыми семьями по всей Европе. Конечно же, не все люди Москвы являли собой такое печально зрелище. Чацкий не был одинок, были и другие, тянущиеся к просвещению, к науке: “…он химик, он ботаник”. Но они являли собой скорее исключение, чем правило. Такие люди не могли заслужить уважения высшего света. Там ценились такие как Максим Петрович. Именно Максим Петрович “на золоте едал”, у него “сто человек к услугам”, он “весь в орденах”. А чем добился он такого положения? Умом? Нет, он добился этого тем, что забыл о своем человеческом достоинстве. Но, по мнению Фамусова, это проявление его смышлености.

А что еще можно ждать от общества, у которого такие нравственные ценности? От общества, где прежде всего цениться не голос собственной совести, а мнение княгини Марьи Алексевны. Грибоедов мастерски представил нам высший свет своей эпохи. И мы никогда не смогли бы понять, что представляло из себя это общество, если бы не внесценические персонажи. Да и читатели того времени потеряли бы многое, если б им некого было №узнавать” в героях Грибоедова.