Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Роль русской литературы в моей жизни. Что такое духовная литература? Роль классической литературы в воспитании детей

Роль русской литературы в моей жизни. Что такое духовная литература? Роль классической литературы в воспитании детей

§ 1 Роль искусства в истории человечества

С древнейших времен искусство играет ведущую роль в становлении мировоззрения человека. Музыка, живопись, скульптура, архитектура всегда влияли на сознание людей, формировали систему нравственных ценностей человека.

Художественная литература - один из видов искусства, искусство слова. В литературных произведениях с помощью художественного слова можно отобразить события прошлого и настоящего, предметы, явления, которые сопровождают нас на протяжении всей жизни. С помощью литературы мы не только познаем окружающий мир, но и пытаемся разобраться в собственных поступках.

§ 2 Роль книги в мировой культуре

Крупнейшие мыслители, общественные деятели, писатели всего мира много раз отмечали выдающуюся роль книги в развитии человечества.

Книга - это фундамент духовной культуры народа. Именно в процессе чтения происходит великое таинство приобщения человека к новым идеям, мыслям, художественным образам. Отсюда - огромное значение процесса, обозначаемого широким и емким словом «чтение».

Итак, роль книги как разновидности искусства велика: она формирует мышление человека, передает накопленный опыт.

§ 3 Процесс создания книги

Сначала книга существовала как носитель Слова, она была носителем скрытого знания, и приобщение к нему было возможно посредством длительного посвящения. Сам процесс написания книги долгое время являлся необыкновенно трудным, священным таинством. Так, летописец приступал к записям лишь после долгого поста и молитв, считая, что сам ангел водит его рукой. Только к ХVII веку письменный текст становится обычным и доступным простым людям..

Следовательно, процесс создания книг отразил бережное отношение к письменному слову.

§ 4 Роль русской литературы в истории страны

Наш народ сотворил высокохудожественную литературу. Имена А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, Ф.М.Достоевского известны во всем мире. Наша литература не только представила историю народа, его борьбу за свободу, за счастливую жизнь, но и отразила глубокий, мучительный духовный поиск людей разных эпох. В русской литературе честно отображается общественная действительность: различные периоды жизни всего народа, стремления и надежды людей. Русские писатели и поэты прививают интерес к своей истории, любовь к родной земле, к своим предкам, к своему ближнему и к братским народам… Литература помогает и поддерживает человека в сложные минуты жизненного пути.

Д.С.Лихачев так писал о нашей литературе: «Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни».

В заключении можно сказать, что художественная литература базируется на гуманистических взглядах и убеждениях, одобряет нетленные и вечные общечеловеческие ценности. Именно этим она и является близкой, очень нужной и просто необходимой для человечества, что и отразил в своем стихотворении «Слово» русский писатель Иван Бунин:

Молчат гробницы, мумии и кости,—

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

Использованные изображения:

Урок начинается с традиционной разминки, цель которой -разграничение языковых средств художественной выразительности в поэтическом произведении. Большое внимание уделяется знакомству с учебником. Анализ отывка из произведения В. Лидина позволяет сделать вывод о роли литературы в духовном развитии человека. Во время фронтального опроса учащиеся приводят примеры из истории, которые вместе с литературой формируют лучшие кочества человека. Традицинен комментарий отметок и подведение итогов в конце урока. Домашнее задание направлено на развитие речи учащихся и определение читательских интересов в классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата Урок№1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека

Цель урока: сформировать представление о литературе как искусстве слова и ее роли в духовной жизни человека.

Задачи:

Повторить изученные языковые средства художественной выразительности,

Работать над развитием монологической речи учащихся на заданную тему,

Продолжить работу по воспитанию чувства гордости за родную литературу.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, интерактивная доска, эпиграф.

Ход урока.

1) Организационный момент. Разминка на определение языковых средств художественной выразительности (отработка задания №3 ОГЭ по русскому языку)

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

Учащиеся должны определить эпитеты, метафору, олицетворение, инверсию. Параллельно вспомнить автора строк, его произведения.

2) Работа с раздаточным материалом по отрывку из произведения Владимира Лидина. Чтение, анализ.

« Немцы были изгнаны из Умани, и на улицах города вплотную, впритык стояли брошенные ими в бегстве автомашины, бронетранспортеры и танки. На одной из улиц через разбитое окно нижнего этажа я увидел груды сваленных на полу книг. …По стеллажам я определил библиотеку. … Вглядевшись, я увидел скорбные фигуры двух немолодых женщин, разбиравших в соседней комнате книги. Часть книг уже стояла на полках. Я подошел к женщинам, и мы познакомились: одна оказалась учительницей русского языка Зинаидой Ивановной Валянской, другая- библиотекаршей районной библиотеки Юлией Александровной Панасевич, а книги, лежавшие на полу, они перетаскали из подполья, где те пережили всю оккупацию. Я взял в руки одну из книг- это был учебник экономической географии, но, перелистав несколько страниц, я с недоумением обратился к титулу книги: содержанию он никак не соответствовал.

Работа нам предстоит немалая,- сказала одна из женщин,- дело в том, что по приказу гебитскомиссара Оппа мы должны были уничтожить все книги по прилагаемому списку… Мы переклеивали со старых учебников и разных других книг заглавные станицы, и нам удалось спасти почти все, что подлежало уничтожению…, так что не удивляйтесь, если том сочинений Пушкина, например, называется руководством по вышиванию.

… Две мужественные женщины спасли целую районную библиотеку, вклеивая в подлежавшие уничтожении. Книги другие названия или вкладывая их в другие переплеты. А теперь они разбирались в своих богатствах, восстанавливали то, что по распоряжению назначенного директором библиотеки Крамма они должны были разорвать в клочки.

В Умани, в помещении районной библиотеки, я убедился в бессмертии книги.

Вопросы на закрепление:

Как выдумаете, почему поступок этих двух женщин можно считать геройским или мужественным?

Подвести учащихся к итогу, что в годы Великой отечественной войны женщины рисковали жизнью, чтобы спасти книги, они переклеивали корешки. А должным ли образом мы к ним относимся сейчас?

3 ) Работа по теме. Понять сегодняшнюю тему нам поможет эпиграф. Это слова М.Горького. Великий русский писатель утверждал: «Литература- учебник жизни» Как вы понимаете это высказывание? …. (Подвести учащихся к итогу, что главное назначение литературы- воспитать духовность в человеке и развить его лучшие качества)

4) Знакомство с учебником . В течение 9 класса мы будем изучать произведения древнерусской литературы, 18, 19, 20 веков. Будут меняться эпохи, литературные направления, течения, авторы. Литература всегда охватывала и будет охватывать события, отражающие историю нашей Родины. А у нас достаточно событий, которые учат чести, порядочности, благородству, смелости, великодушию, милосердию. Как вы думаете, о каких событиях я сейчас говорю? (Освобождение от монголо-татарского ига, Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 14 декабря 1825 года, отмена крепостного права в 1861 году, Октябрьская революция, гражданская война, Великая Отечественная война 1941-1945 годов….) Поступки героев мы можем «примерить» на себя, это поможет нам различать добро и зло, черное и белое, правду и ложь. Давайте на примере ранее изученных произведений и определим, чему может учить тот или иной герой. («Тарас Бульба» Н. Гоголя, «Станционный смотритель » А. Пушкина, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Песня про купца Калашникова», «Мцыри» М. Лермонтова….)

Таким образом, мы еще раз убеждаемся в том, насколько велика роль книги в духовной жизни человека. И снова мне бы хотелось обратиться к высказыванию М. Горького. В свое время он писал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Объясните, как вы понимаете это высказывание в 3-5 предложения.(самостоятельная работа-закрепление на 5-7 минут)

5) Резерв. Фронтальный опрос.

Какие книги, прочитанные летом, вас заинтересовали?

Какие книги вы прочитали самостоятельно, и сем они вам запомнились?

У кого дома есть своя библиотека, любимая книга, автор?

6) Подведение итогов, комментарий отметок.

7) Домашняя работа: подготовить сообщение 5-7 предложений на тему «Эту книгу надо прочитать»


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Ведение. Литература и её роль в духовной жизни человека Урок 1 Учитель литературы: Муллаянова А Р.

2 слайд

Описание слайда:

Домашнее задание. Подготовить план и пересказ статьи учебника «О древнерусской литературе». Прочитать «Слово о полку Игореве» (в переводе Н. А. Заболоцкого). Индивидуальные задания. Подготовить сообщения об А. И. Мусине-Пушкине и о проблеме авторства «Слова…» с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета (4 человека). Составить лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям «Слова…»: трудных повестей, Боян, растекался мыслию по древу, вещие персты на живые струны воскладал, скрепил ум силою, поострил сердце мужеством, исполнившись ратного ду-ха; шлемом испить из Дона, свивая славу обоих половин этого времени, рыща по тропе Трояна, внук Велеса. Учитель литературы: Муллаянова А Р.

3 слайд

Описание слайда:

Основное содержание урока. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Углубление представлений о литературе как искусстве слова. Выявление уровня литературного развития учащихся. Основные виды деятельности. Чтение и обсуждение статьи учебника «Слово к девятиклассникам», эмоциональный отклик и выражение личного читательского отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выполнение тестов. Планируемые результаты: Личностные: воспитание любви к Отечеству, его истории, литературе и культуре; формирование ответственного отношения к учению, интереса к чтению, уважения к труду, в том числе к труду писателя и читателя. Метапредметные: развитие умения определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, работать в группе; совершенствование навыков смыслового чтения. Предметные: осознание роли чтения и изучения литературы для развития личности; понимание литературы как одной из национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни Учитель литературы: Муллаянова А Р.

4 слайд

Описание слайда:

Шедевры родной литературы. Углубление представлений о литературе как искусстве слова Вступительная беседа: - Почему литературу называют искусством слова? Покажите на примерах, что такое искусство слова. - Объясните значение слова шедевр. Шеде́вр (фр. chef-d"œuvre - «высшая работа», «венец труда») - уникальное, непревзойденное творение, высшее достижение искусства, мастерства или чего-либо другого - Что такое шедевры литературы? - Какие шедевры русских писателей и поэтов вы поставили бы на «золотую полку» мировой литературы? Почему? - Вспомните литературные произведения, герои которых читают книги и дают им свои оценки. Чем важна для них литература? - Что вы узнали из книг о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Чем эти знания важны для человека? - Что полезного даёт современному читателю литература прошлого? - Какие опасности в жизни ждут человека, который мало читал и не думал над книгами? Учитель литературы: Муллаянова А Р.

5 слайд

Описание слайда:

Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности Групповая работа. Обсуждение высказываний русских писателей и поэтов о литературном труде и роли книг в духовной жизни человека: Группа 1. Подтвердите или опровергните слова В. В. Розанова (обратите внимание на помещённый в учебнике «Словарь имён известных литературоведов, писателей, художников, композиторов, актёров, чьи имена встречаются на страницах учебника»): «Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою…» Прослушайте в исполнении О. Ефремова стихотворение А. С. Пушкина «Поэт». Найдите общее в высказывании В. В. Розанова и стихотворении А. С. Пушкина. Как должен творить современный писатель, чтобы литература стала «единственною и достаточною школою» народа? Группа 2. Подтвердите или опровергните слова М. Горького(обратите внимание на помещённый в учебнике «Словарь имён известных литературоведов, писателей, художников, композиторов, актёров, чьи имена встречаются на страницах учебника»): «Как человек, как личность писатель русский… стоял освещённый ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни - литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России». Прослушайте в исполнении О. Анофриева стихотворение Н. А. Некрасова «Русскому писателю». Что общего в высказывании М. Горького и стихотворении Н. А. Некрасова? На какую общественную роль писателя указывает Некрасов? Обладают ли современные писатели таким влиянием на читателей, как во времена Некрасова? Аргументируйте свой ответ. Группа 3. Подтвердите или опровергните слова Д. С. Лихачёва (обратите внимание на помещённый в учебнике «Словарь имён известных литературоведов, писателей, художников, композиторов, актёров, чьи имена встречаются на страницах учебника»): «Русская литература… всегда была совестью народа. Её место в общественной жизни страны всегда было почётным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Прослушайте в исполнении А. Прошкина стихотворение Б. Л. Пастернака «Во всём мне хочется дойти до самой сути…». Докажите, что роль литературы важна и в общественной жизни страны, и в личной жизни человека. Группа 4. Подтвердите или опровергните слова из песни «Целое лето» современного поэта-барда М. Щербакова: «Кроме литературы, чем и дышать, опускаясь на дно морское…» В чём метафорический смысл этих слов? Прочитайте выразительно или прослушайте в исполнении А. А. Ахматовой её стихотворение «Мне ни к чему одические рати…». Какие тайны ремесла поэта она приоткрывает? Чем её стихотворение созвучно цитате из песни Щербакова? Как литература может помочь человеку в духовной и нравственной жизни? Как можно отличить настоящую литературу, доступную только духовно богатым людям, от низкопробных стихов? Учитель литературы: Муллаянова А Р.

6 слайд

Описание слайда:

Чтение и обсуждение статьи учебника «Слово к девятиклассникам». Прокомментируйте в статье слова В. Г. Белинского. Назовите произведение, которое вы читали, «будучи некоторое время под его исключительным влиянием», и обоснуйте свой выбор. Учитель литературы: Муллаянова А Р.

7 слайд

Описание слайда:

Выявление уровня литературного развития учащихся I способ. Устная беседа, выявляющая уровень знаний и умений: 1. В чём оптимизм русского фольклора и древнерусской литературы и их значение для современного читателя? 2. Какие вечные вопросы поднимали русские писатели? 3. В каких произведениях отразились гуманистические мыс-ли авторов? Назовите книги, где поставлена проблема защиты человеческой личности. 4. Каков обобщённый облик России в произведениях русских писателей? Как они доказывали, что в жизни нужно сочувствие и сострадание? 5. Каким видели счастье герои литературы? Согласны ли вы с ними? 6. Как литературные пейзажи помогают понять человеческие характеры? 7. Какими способами писатели вызывают у читателя смех, грусть, негодование и другие эмоции? Приведите примеры. 8. Какова роль антитезы в литературе? Приведите примеры. 9. Какую роль играет в литературном произведении герой-повествователь? Приведите примеры из изученных произведений. 10. Докажите, что конфликт является основой сюжета драмы Учитель литературы: Муллаянова А Р.

8 слайд

Описание слайда:

Выявление уровня литературного развития учащихся I I способ. Диагностическая работа: 1. «Петух на высокой готической колокольне блестел бледным золотом; таким же золотом переливались струйки по черному глянцу речки; тоненькие свечки (немец бережлив!) скромно теплились в узких окнах под грифельными кровлями; виноградные лозы таинственно высовывали свои завитые усики из-за каменных оград; что-то пробегало в тени около старинного колодца на трехугольной площади, внезапно раздавался сонливый свисток ночного сторожа, добродушная собака ворчала вполголоса, а воздух так и ластился к лицу, и липы пахли так сладко, что грудь, поневоле, все глубже и глубже дышала, и слово: „Гретхен" - не то восклицание, не то вопрос - так и просилось на уста». Из какого произведения этот отрывок? Назовите его автора, жанр, главных героев. Какой композиционный прием здесь использован? Каково авторское отношение к изображаемому? Аргументируйте свое мнение. 2. Вспомните одно из стихотворений М. Ю. Лермонтова. Какими средствами автор рисует ключевые образы и создает определенное настроение? Приведите примеры. 3. Назовите известные вам виды искусства. Чем сходна с ними и чем отличается от них художественная литература? Учитель литературы: Муллаянова А Р.

9 слайд

Описание слайда:

Выявление уровня литературного развития учащихся III способ. Тестовые задания и письменный ответ на проблемный вопрос: 1. Соотнесите фамилии авторов с названиями произведений и их основными темами. Ответы запишите тремя цифрами: Учитель литературы: Муллаянова А Р. Авторы Произведения Основные темы 1. И. А. Крылов 1. «Недоросль» 1. Тема «маленького человека» 2. Д. И. Фонвизин 2. «Василий Тёркин» 2. Тема патриотизма, аллегорическое сопоставление Кутузова и Наполеона в Отечественной войне 1812 г. 3. А. С. Пушкин 3. «19 октября» 3. Тема подвига русского солдата в Великой Отечественной войне 4. А. Т. Твардовский 4. «Шинель» 4. Тема верности дружбе, возникшей в годы ученичества 5. Н. В. Гоголь 5. «Волк на псарне» 5. Тема обличения невежества помещиков и воспитания дворянина

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УЧЕБНО-ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР»

г. Тирасполя

РОЛЬ КНИГИ

В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ

преподаватель спецдисциплин

высшей квалификационной категории

Хильчук О.А.

Тирасполь, 2014

РОЛЬ КНИГИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ

Книга - великий дар человеку от Бога. Она служит не только для передачи исторической информации, но служит дверью в будущее: от того, какими будут книги, зависит и то, какими будут идеалы у молодежи, а значит - зависит наше будущее».

Митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель издательского совета Русской Православной Церкви

Ценность – характерная черта человеческой жизни. На протяжении многих веков у людей вырабатывалась способность выделять в окружающем мире предметы и явления, которые отвечают их потребностям и к которым они относятся по-особому: ценят и оберегают их, ориентируются на них в своей жизнедеятельности.

Сегодня актуально поговорить о ценности и роли книги в обществе.

С тех пор как зародилось книгопечатанье, книги стали составляющей жизни интеллигенции. Всегда было принято судить об образованности и эрудированности человека по количеству произведений, прочитанных им, но тут важно не только количество, но и качество. Заказать печать произведений может каждый, во всяком случае, сегодня, но это еще не значит, что прочтя его творение, ты приобретешь что-то полезное для себя или узнаешь что-то познавательное. Производство книг – это здоровая составляющая современного общества. Известно, что все художественные и публицистические труды на земле составляют 129864880, общее количество изданий.

Значение книги в жизни каждого человека и общества в целом невозможно переоценить. Известно, что книга как источник и кладезь знаний и опыта может серьёзно влиять на мировоззрение, обогащать человека, а также вызывать сильные эмоции и порождать глубокие чувства и серьёзные размышления.

В книге - весь необъятный духовный мир человечества. Книга конденсирует и распространяет весь опыт, все знания, весь ум человечества. Это могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Книга развивает мечту, творческую фантазию, эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, любовь к искусству, вводит в мир образов, отражающих жизнь, обогащает знаниями, расширяет жизненный опыт детей, выводя его за грани личных наблюдений, представление о мире, о родном национальном языке, его красоте, выразительности, многообразии.

С книгами связана очень большая часть нашей жизни, когда не было телевидения, люди черпали свои знания именно из произведений, вместо телесериалов они увлеченно читали Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого или

А.С.Пушкина. Именно произведения великих авторов формировали общественное мнение и могли влиять на судьбу того или иного человека или даже целой нации.

Хорошую литературу, общение с книгой можно назвать современным «духовным лекарством» для всех кто заботится о духовном здоровье будущих поколений.

Общеизвестно, что жизненные установки и интересы людей разных поколений весьма различны. Значительная ее часть – молодежь – воспитана вне религиозных традиций, однако именно она сегодня обращает свое внимание к вере, любви, справедливости. В этих условиях христианская религия может помочь молодежи в освоении нравственных и моральных норм. Этому же способствует и работа библиотеки. Сосредоточенное в современной библиотеке богатство мировой художественной литературы – неисчерпаемый потенциал для формирования духовной и нравственной культуры молодежи.

Прежде всего, нужно отметить, что такое православная литература? В буквальном переводе с греческого языка Православие означает "правильное учение". Это направление христианства, исповедующее основы добра и миротворчества.

Православная литература – это те книги, которые настраивают человека на духовное спасение души и показывают пути духовного совершенствования.

С чего же нужно начинать православное чтение человеку, который до этого в руках ничего не держал? Необходимо читать Евангелие, можно посоветовать читать книги современных православных миссионеров, о том, как они открыли для людей Бога. К ним можно отнести митрополита Антония Сурожского, диакона Андрея Кураева. Но прежде всего, нужно обратить внимание на Священное Писание, многие знают о нем, но мало кто занимается его чтением, а ведь это – основа христианства.

Книга может очень существенно повлиять на человека. Почему? Книга - это самый оптимальный инструмент воспитания, выработанный человеческой культурой. Благодаря хорошим книгам человек может научиться очень многому. Прежде всего, он получает необходимое воспитание чувств - то, что людям не читающим получить больше совершенно неоткуда. Не в Интернете же с его постоянной руганью, скудным и часто буквально заборным лексиконом этому учиться?

Сила и влияние книги гораздо сильнее, чем это может показаться на первый взгляд. Потому, что любая книга – это не только пассивный набор информации, но это определенный взгляд на действительность. Взгляд либо светлый и жизнерадостный, либо взгляд, темный, помраченный грехом и человеческим пороком.

И если учесть, что содержание книги, входя в резонанс с мыслью читателя, влияет не только на его разум, но и на душу, то значение православной книги как духовной и светлой литературы в современном мире играет особую роль в культурной и духовно-нравственной жизни общества.

Книга для ПМР, как и для всего христианского мира, значит очень много. Достаточно вспомнить слова Господа Иисуса Христа, сказавшего, что "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф. 4. 4). На протяжении веков именно Слово Божие, как самая важная православная книга, было тем источником, из которого черпали мудрость многие поколения христианских народов.В этом отношении православная книга – это мощный инструмент духовного и нравственного воздействия на душу человека.

Книги в православии отличаются уровнем духовного авторитета. Безусловным авторитетом Слова Божия обладают книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Полезны для назидания книги святоотеческого наследия, богословская литература и прочие церковные издания.

Однако не всякую литературу использующую православную атрибутику можно назвать православной и душеполезной. Напротив, в последнее время появилась масса псевдо-православных книг, содержащих сектантские, раскольнические и маргинальные взгляды. Поэтому для читателя, находящегося в начале пути знакомства с Православием, свой круг чтения желательно определять вместе со священником, осуществляющим его духовное руководство или читать литературу рекомендованную Издательским советом Русской Православной Церкви или благословленную её священноначалием.

Особая и важная тема – это необходимость прививать детям любовь к книгам и вкус к литературе. Важно прививать основы культуры православного христианства с детства. Душа ребенка чиста, в ней нет места скверне, лжи и зависти. Православная литература для детей помогает родителям в воспитании детей во Христе в духе православной веры и христианской нравственности.

В день православной книги - 14 марта, Святейший патриарх Кирилл отметил непреходящее значение книги в современном мире: «Сегодня, кроме книги, есть множество других видов носителей информации ― телевидение, интернет и видео. Люди получают информацию не столько через слово, сколько через образ, и этот способ очень привлекателен, ведь здесь все показано на экране. Но читая художественное произведение, человек должен в своем сознании самостоятельно создать образ: отталкиваясь от описания в тексте, представить себе героев, представить себе, как они выглядят, как они одеты, как они себя ведут и так далее. Нет никакого экрана, нет никакого видео - все это должно возникнуть в сознании читателя.

«Дай Бог, чтобы вашего внимания достигали хорошие, добрые книги, которые помогали бы вам понять смысл происходящего в мире, помогали понять, что означают подлинные, непреходящие ценности для человека, основываясь на которых, он и способен возрастать как личность, способен участвовать в общественной жизни, способен приносить пользу своему Отечеству», - пожелал Патриарх. Он также от всего сердца пожелал «пользоваться книгой с неизменной радостью, с удовольствием, во благо своей души и на пользу ближних».

Православная литература призвана не только повлиять на ум и расширить кругозор читателя, не только обратить его внимание на круг тех или иных отвлеченных от жизни вопросов, но прежде всего, ввести читающего в духовный мир вечной истины и красоты. Такая книга ставит на первый план в современной запутавшейся аксиологии непреходящие ценности Божественного характера и призывает соотнести с этими ценностями свою жизнь.

Сделать наш мир светлее, добрее и справедливее – вот основная цель, которую ставит православная книга. Мир православной книги – это место, где каждый, кто стремится к истинной вере, может получить ответы на самые важные вопросы.

Уже несколько лет подряд в Приднестровье проходят дни, недели и декады православной книги. В рамках этих мероприятий во всех епархиях проходят круглые столы и конференции, посвященные истории книгопечатания на Руси, вопросам чтения и распространения православной литературы в современном обществе. Организуются творческие вечера и встречи с писателями и поэтами, концерты духовной музыки, а также выставки редких рукописных и печатных книг из фондов областных, краевых и республиканских музеев.

Открываются книжные выставки, на которой представлены раритетные издания православных книг, проходит распродажа церковной литературы, благотворительные акции по сбору и передаче православной литературы в городские и районные библиотеки. Они в свою очередь проводят вечера, посвященные творчеству православных писателей и поэтов С.А. Багнюка, А.А. Мельничук, О.Н. Молчановой.

Глава Тираспольско-Дубоссарской епархии епископ Савва при проведении таких мероприятий отмечал, что «по сути, не только духовная, но любая книга – и художественная, и историческая – может быть православной, если в ней сохранен дух Православия».

Божьей помощи всем в обучении!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Айрапетова В.В. Н.О. Лосский о морали и духовно-нравственном развитии личности. - Пятигорск: ПГЛУ, 2001.

    Баренбаум И.Е. История книги: Учебник. 2-е изд., перераб. - М.: Книга, 1984. - С. 138

    Виноградова Л.А. История книжного дела в России (988-1917): Учебное пособие / Под ред. A.А. Говорова. М.: Изд-во МПИ, 1991. – С. 59.

    Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. – М.: Книга, 1988. - С. 1

    Кацпржак Е.И. История письменности и книги. – М.: Искусство, 1955. - С. 285

    Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. – М.:Педагогика,1988.

    Мень А. История религии. В поисках пути, истины и жизни. – М., 1994

    Нимеровский Е.Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания. - М.: Просвещение, 1991. - С. 187.

    Интернет – ресурсы.

Чтение - важная часть человеческой жизни. Это простой способ сохранить ясность ума на долгие годы. Человек, знакомый с большим количеством литературы различных жанров, обладает более широким кругозором, развивает свой мозг. Нередко школьники получают домашнее задание - написать сочинение, в котором привести аргументы в пользу этого занятия.

Цели сочинения

Почему учителя русского языка включают задание подобного рода в домашнее задание для учащихся? В процессе написания к каждому тезису школьник должен привести веские аргументы. Роль литературы в жизни человека - это обширная тема, которая позволяет еще раз освежить в памяти те доказательства, которые подтверждают важность чтения в современной жизни. Людям XXI века гораздо легче прийти домой, сесть за компьютер или телевизор, нежели начать читать книгу.

Все понимают, что подобное отношение способствует умственной деградации. Однако почему-то все равно многие предпочитают книгам другие занятия. Школьник может попробовать написать сочинение, которое будет призвано убедить читателя в важности роли литературы в жизни человека. Аргументы, которые учащийся будет использовать, он может брать из самых разных источников: повседневной жизни, случаев с давними знакомыми, собственного опыта. Главное - та или иная мысль должна быть доказана или объяснена. И конечно, не стоит забывать о таких важных моментах, как орфография, пунктуация, а также стилистика написания.

Понять себя

Читая различную литературу, наблюдая за тем, как развивается сюжет книги, люди волей-неволей начинают размышлять о серьезных вопросах нашего бытия. Ведь именно с этой целью и были написаны великие произведения - они помогают читателю заострить внимание на определенной проблеме, с которой может столкнуться человек. Наблюдая за тем, как ведут себя персонажи, читающий учится выявлять и в обыденной жизни в какой-то мере предсказывать их действия.

Нередко бывает так, что и сам писатель на каком-то этапе своей жизни пережил определенные трудности и решил передать свой опыт последующим поколениям посредством романа, пьесы, новеллы или рассказа. Не менее важна и роль поэзии - читая стихотворения, человек может проникнуться настроением поэта, его мировосприятием в определенный момент времени. А иногда поэзия несет и целительную силу. Например, читая стихотворения о трудных временах, человек чувствует, что он не один в своих проблемах, что когда-то и до него люди сталкивались с подобными сложностями.

Роль литературы в жизни человека: аргументы

Итак, почему же в наше время так важно помнить о важности чтения? Многим понравится такой тезис: чтение книг способно снять стресс. Оно переводит читателя в другой мир, где он может отвлечься от повседневных проблем, окунуться на некоторое время в новую атмосферу. Сегодня очень большое количество людей страдают от постоянного стресса. И этот плюс чтения будет оценен теми, кто уже устал каждый день думать о бесконечных проблемах.

Психологические плюсы

Интересен и другой аргумент к роли художественной литературы в жизни человека. Учеными доказано, что мы стареем тогда, когда стареет наш мозг. Именно поэтому чтение способно даже немного замедлить время и «отложить старость». Ведь, посвящая время литературе, человек вынужден мыслить, делать умозаключения, понимать смысл того, что описывается в книге. А дополнительная нагрузка на мозг благоприятно сказывается на функционировании всего организма.

Аргументы к проблеме «роль литературы в жизни человека» на этом не заканчиваются. Учеными установлено, что чтение может способствовать хорошему сну. Если человек на ночь регулярно читает книгу, вскоре его мозг будет воспринимать это занятие как сигнал - скоро пора спать. Благодаря чтению, таким образом, люди могут чувствовать себя наутро бодрее.

Минусы чтения

Однако при описании роли литературы в жизни человека аргументы необязательно должны доказывать ее пользу. Школьник может придерживаться и противоположного мнения. Например, можно обозначить, что слишком увлекающиеся чтением могут с помощью этого занятия игнорировать трудности реальной жизни. За тоннами литературы в таком случае стоит обычный страх перед реальностью. Конечно, человек всегда узнает для себя что-то новое из книг. Но нельзя при помощи литературы познать все. Большую часть опыта люди получают при взаимодействии с реальностью. Здесь нужно соблюдать принцип - «все должно быть в меру».

Роль учителя

Велика и роль учителя литературы в жизни человека. Аргументы здесь, скорее всего, каждый учащийся будет приводить из собственного опыта. Ведь преподаватель литературы - это тот, кто знакомит класс с произведениями великих классиков, помогает лучше понять тот смысл, который хотели донести потомкам писатели и поэты посредством своих творений. В каком-то смысле учитель литературы - это первый психотерапевт, с которым сталкивается в своей жизни человек. Ведь именно он вводит школьников в мир людей и всего многообразия отношений между ними.