Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Произведения на тему дети войны. В завершение темы

Произведения на тему дети войны. В завершение темы

🔥 Для читателей нашего сайта промокод на книги Литрес. 👉 .

В подборке собраны лучшие книги о войне для детей начальной школы и для школьников 10 – 12 лет. Отличный список о Великой Отечественной для подрастающего поколения.

Елена Ильина. Четвертая высота

Эта книга повествует об одной незаурядной личности с необыкновенной судьбой. Она одного с тобой возраста, а мир знает ее, не только как актрису недюжинного таланта, мудрого и отзывчивого человека, но и как Героиню Великой Отечественной войны. Для Гули Королевой, недолгая жизнь которой раскрыта в этой книге, любовь к Родине и человеческое достоинство были истинным жизненным девизом, а не вычурными фразами. Вот с чьей историей жизни действительно стоит познакомиться. Дальше

Любовь Воронкова. Девочка из города (сборник)

Знаменитая детская писательница внесла в книгу две повести, одна из которых – «Девочка из города» — повествует о сиротке времен Великой Отечественной войны и о людях, чьи добрые сердца открылись на встречу девочке. Вторая повесть – «Гуси-лебеди» — несет в себе историю об Аниске из деревни. У которой за личиной задиристой, для некоторых некрасивой девчонки, скрыто доброе сердечко. Повести рассказывают о ценностях дружбы, любви к Родине, доброте и светлом детстве. Дальше

Валентин Катаев. Сын полка

Нелегкая судьба деревенского сироты Вани Солнцева известна многим. Книга повествует о том, как в годы Великой Отечественной войны мальчик потерял всех своих родных и стал сыном полка. Дальше

Валентина Осеева. Васёк Трубачёв и его товарищи

«Васек Трубачев и его товарищи» — трилогия, герои которой десятилетия назад жили безоблачной детской жизнью. Они учились и шалили, дружили и ссорились, учились жить. Но светлое детство оборвалось, когда пришла Великая Отечественная война. Дальше

Андрей Платонов. Никита

Мать героя ранним утром шла на работу в поля, каждый день ожидая, когда вернется отец. Он ушел на войну и до сих пор не вернулся. Дальше

Для Афони все скучно. Рядом только дед, который ночью и днем спит на печке, а по утрам, когда ест кашу, кажется, тоже спит. А мать? Мать целыми днями трудится на молочной ферме. Отец? Отец на войну ушел… Дальше

Лев Абрамович Кассиль провел свое детство в трудные годы Первой Мировой войны и революции 1917 года. Исходя из своих детских воспоминаний, он рассказывает историю событий, участником которых невольно стали он и члены его семьи. Братья-гимназисты Леля и Оська – герои произведения – открыли для себя Швамбранию. Это Великое государство они населили героями, а потом еще долгие годы играли в эту фантазию. Наряду с приключениями и проказами читателю представляются тонкости истории России тех годов. Дальше

Сергей Петрович Алексеев, будучи участником Великой Отечественной войны, написал немалое количество рассказов об Отечестве и войне, а также о великих маршалах Победы – Г.К. Жукове и К. Рокоссовском. В сборнике Книга «От Москвы до Берлина. Рассказы для детей» и собраны эти истории. Они повествуют о заре Великой Отечественной войны, про детей и женщин, делающих из последних сил все, чтобы приблизить победу, о солдатах, сражавшихся на фронтах. Благодаря своим работам, С.П. Алексеев стал известным писателем и лауреатам Государственный премии СССР и России и поучаствовал в создании советского учебника по истории. Дальше

Ю. Яковлев — известный советский классик. В своих книгах, направленных на детскую аудиторию, писатель общается с читателем, приглашая его погрузиться в истории обыкновенных детей. Робкие и смелые, мечтательные и бойкие герои каждый день сталкиваются с новым и неизведанным, открывая для себя мир. Писатель не обошел стороной и трудную тему войны. Дальше

Это повесть про удивительную стойкость и храбрость детского сердца. Героиня Великой Отечественной войны Лара Михеенко стала партизанкой в очень юном возрасте. Вместе со своими подругами она выполняла задания, которые были не под силу взрослым мужчинам и была представлена к награде, на которой, увы, была надпись: «Посмертно». Дальше

Анатолий Митяев. Шестой-неполный (сборник)

Книга Анатолия Митяева входит в серию «Поклона победителям», выпущенную к 70-летию Великой Победы. Здесь представлены рассказы о суровых испытаниях, выпавших на долю солдат-участников Великой Отечественной войны. Дальше

Поэма «Василий Теркин» по праву считается венцом творений Александра Твардовского. В одну книгу с этой поэмой вошли также «Страна Муравия», «Дом у дороги», «За далью – даль», «Теркин на том свете», «По праву памяти». Легким слогом А. Твардовский в полной мере раскрыл народную душу, рассказал о трагической судьбе отца и описал пейзажи в военных стихотворениях, рассказах и очерках. Дальше

Сергей Алексеев. Сто рассказов о войне (сборник)

Благодаря своему удивительному таланту писатель Сергей Алексеев поведал не одному поколению юных читателей о страшных и прославленных событиях Великой Отечественной войны и нелегких судьбах ее участников. Он описал, какими были люди, отразившие атаку жестокой «немецкой машины» и вернувшие людям свободу. Дальше

Повесть «Остров в море» заставит своих читателей задуматься о том, стоит ли дразнить того, кто не похож на всех. Главная героиня – маленькая девочка из австрийский евреев, вырванная из привычной светлой жизни и оставшаяся один на один с суровой действительностью. Добрая шведская семья спасла и приютила девочку. Это история о том, как ребенок видит новый и чужой для себя мир. Дальше

История Анатолия Приставкина потрясает и заставляет задуматься об ответственности взрослых перед детьми и о смелости детской души. Годы Великой Отечественной войны не щадили никого: ни взрослых, ни детей. Тяжелая история судеб детдомовских подростков показывает, что даже в страшные военные годы дети способны дружить и радоваться мелочам, помогая при этом другим. Дальше

Повесть «Батальоны просят огня» описывает жестокую правду войны, не скрывая фактов и жестокости средств достижения Великой Победы. Поставлены тяжелые вопросы о том, можно ли оправдать многочисленные жертвы, принесенные ради общей победы. Дальше

Анатолий Митяев был не только знаменитым писателем и историком, но и простым солдатом. В своей книге он раскрывает о тактиках известных военачальников и командиров. Погружаясь в его работу, читатель узнает, как и кем делается история и прочитает о героических подвигах и военном оружии. Дальше

На этом у нас все. Если вы знаете еще какие-нибудь книги о войне для детей начальной школы, то добавляйте в комментариях к этому списку.

КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ВОЙНЕ?

Сохранить память о войне, о ее героях нам помогают книги. Знакомить детей с такими произведениями можно уже с младшего школьного возраста. Но чтение книг о войне - это не развлечение, это серьезная работа, интеллектуальная и духовная, во многом сложная и тяжелая, особенно для детей. Однако без этой работы обойтись нельзя… Прежде чем начать чтение книг о войне, стоит поговорить с ребенком об истории, в доступной форме изложить основные факты, рассказать о том, что солдаты защищали свои дома и своих родных от жестоких захватчиков, проявляя при этом мужество и героизм. Книги можно читать вместе, а можно оставить ребенка с выбранной книгой наедине и обсудить, когда он сам к этому будет готов.

Как говорится в книге Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо»: «Если не забывать войну, появляется много ненависти. А если войну забывают, начинается новая».

СПИСОК КНИГ О ВОЙНЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

* Воронкова Л. Девочка из города (История о девочке-сироте, оказавшейся в годы войны в чужом селе и нашедшей новую семью и дом) — ссылка

* Кассиль Л. Улица младшего сына (Повесть, посвященная трагической судьбе Володи Дубинина, юного партизана - героя Великой Отечественной войны.) — ссылка

* Катаев В. Сын полка (Повесть о мальчике-сироте Ване Солнцеве, попавшем в военную часть к разведчиками и ставшем сыном полка.) — ссылка

* Осеева В. А. Васёк Трубачёв и его товарищи (Произведение о судьбе мальчишки Васе Трубачёве и его друзьях, чье мирное детство оборвала война.) — ссылка

* Симонов К. Сын артиллериста (Баллада о майоре Дееве и Лёньке, сыне его друга, основанная на реальных событиях.) —ссылка

* Яковлев Ю. Девочки с Васильевского острова (Пронзительный рассказ о девочке Тане Савичевой, умершей вместе со всей своей семьей от голода в блокадном Ленинграде, написанный на основе её дневника.) — ссылка

* Маркуша А. Я - солдат, и ты - солдат

СПИСОК КНИГ О ВОЙНЕ ДЛЯ УЧЕНИКОВ 5-7 КЛАССОВ

* Соболев А. Тихий пост (Повесть о мужестве и героизме вчерашних школьников во время Великой Отечественной войны.) —ссылка

СПИСОК КНИГ О ВОЙНЕ ДЛЯ УЧЕНИКОВ 8–9 КЛАССОВ

* Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга (Документальная хроника, которая основана на свидетельствах ленинградцев, переживших блокаду.) — ссылка

* Айтматов Ч. Ранние журавли (Повесть о судьбах подростков в годы Великой Отечественной войны, их жизни в далеком киргизском ауле, испытаниях и радостях, выпавших на их долю.) — ссылка

* Бакланов Г. Навеки - девятнадцатилетние (Повесть о юных лейтенантах Великой Отечественной, их трагически коротком фронтовом пути.) — ссылка

* Полевой Б.Повесть о настоящем человеке (Повесть о советском летчике Мересьеве, сбитом в бою и получившем тяжелые ранения, но вновь, несмотря ни на что, вернувшемся в боевой строй.) — ссылка

* Твардовский А. Василий Тёркин (Глубоко правдивая и наполненная юмором поэма, в которой создан бессмертный образ советского бойца.) —ссылка

* Шолохов М. Судьба человека (Рассказ о трагической судьбе простого человека, исковерканной войной, и силе характера, мужестве и сострадании.) — ссылка

Учащиеся старшей школы уже вполне готовы узнать о самых трагических страницах Великой Отечественной войны. Чтение таких книг можно сочетать с просмотром военных фильмов, как советских, так и современных.

СПИСОК КНИГ О ВОЙНЕ ДЛЯ УЧЕНИКОВ 10–11-Х КЛАССОВ

Великая Отечественная война и события послевоенного времени полностью определили культуру, да и сам строй жизни советских людей. Особенно это отразилось на воспитании детей и юношества, и не последнюю роль в этом вопросе сыграли книги о войне для детей. Дискуссии о том, как правильно воспитывать подрастающее поколение, начались гораздо раньше - ещё до войны, когда писателей упрекали за склонность к чистой романтике и доказывали, что чувство прекрасного не может быть абстрактным. Книги о войне для детей стали важнейшим требованием времени, тематика эта включала в себя романтику в виде военных подвигов, самозабвенного труда, где жертва ради народа - высший нравственный посыл к становлению советского человека. И всё это труднейшее время отражено в книгах о войне для детей. В своих произведениях авторы используется огромный педагогический и творческий потенциал для того, чтобы донести подрастающему поколению всю правду о самоотверженности тех, кто защищал страну в боях и трудился в тылу. Ведь именно подростки и даже дети встали тогда к станкам, чтобы заменить взрослых, ушедших на войну. Чуть позже появились многие книги о войне для детей, на страницах которых рассказывалось о сынах полка, о юных партизанах и подпольщиках, то есть о непосредственном участии в боевых действиях детей и подростков.

Издано во время войны

Положение в стране было тяжелейшее, но о должном воспитании забота не иссякала. Продолжали выходить периодические издания и книги о детях войны. Список их чрезвычайно длинен. Но особенно широко представлена публицистика - это агитационные стихи, фельетоны, очерки. Сергей Михалков в самом начале войны уже писал книги про войну для детей, где объяснял цели и смысл противодействия фашизму, создавая величественный образ нашего народа, который воюет за правое дело. Это "Быль для детей", а следом пронзающие душу стихи "Десятилетний человек", в которых описывается мальчик-сирота, пробирающийся к своим по территории, занятой врагом, и терпящий ужасные лишения. И конечно же, Михалков вернулся к любимому детскому герою - почтальону ("Почта военная"). Охотно читает и сегодня эти книги о детях войны 4 класс. Список здесь уже очень большой, куда, кроме входят и лучшие книги Алексеева, Драгунского, Кассиля, Королькова, Катаева и многих других. Все перечислить невозможно, но далее нужно будет подробнее остановиться на некоторых из них.

Многими поэтами созданы образы детей, которых война лишила детства, они страдают, погибают от обстрелов и голода. Лучшие образцы этого поэтического творчества, несмотря на такую "смертоносную" тематику, в то же время гораздо сильнее утверждали символы самой жизни, которую пытается уничтожить война. Например, в стихах 1942 года обратившаяся к ленинградским блокадным детям Анна Ахматова была исключительно убедительна в своём жизнеутверждающем начале ("Памяти Вали"). Образы детей-мстителей появляются с начала войны всё чаще и в стихах, и в прозе. Здесь одними из самых лучших примеров станут те книги о детях войны, список которых составляла именно читательская востребованность. Например, стихотворение, которое в течение долгих уже послевоенных лет знали наизусть практически все советские дети - "Партизан" Зои Александровой, написанное в 1944 году, где речь идёт о мальчике, который остался у партизан, чтобы отомстить за погибшую маму. И сегодня, спустя столько лет, надо читать книги о детях войны.

4 класс

Список произведений для четвёртого класса существует во многих версиях, с разным содержанием. В библиотеках страны проводятся специальные акции для школьников, когда прочитываются вслух отрывки из лучших книг о войне и даже целые произведения. Причём сначала проводится вступительная беседа, а после чтения - беседа о прочитанном с вопросами и ответами. Мы все, будучи родителями, читаем книги о войне детям. И чтобы облегчить эту задачу, каждая детская библиотека составляет примерный список художественных произведений, которые будут интересны и полезны подрастающему поколению. Конечно, книги про войну для детей представлены в широком ассортименте, и потому каждый список носит рекомендательный характер, ни один из них не может быть абсолютно полон.

Но в любом случае маленький человек должен понимать, для чего ему предлагается та или иная книга. Поэтому даже в домашнем чтении лучше начать со вступительной беседы. Нужно отметить, что эти же книги про войну для детей 3 класса тоже подойдут. Прежде всего нужно узнать, насколько ребёнок готов в прочтению данного сочинения. Нужно спросить, что за праздник у нас отмечают девятого мая, знает ли он, когда началась Великая Отечественная война, когда она окончилась и как давно это было. Потом задать вопросы посложнее: и Великой, почему мы до сих пор о ней помним? И ещё: почему мы победили? Из ответов будет понятно, с какого произведения лучше начать чтение.

Список

Книги на тему "Дети и война":

1. С. П. Алексеев: "Богатырские фамилии", "Рассказы о полководцах", "Рассказы о Великой Отечественной войне".

2. Ж. Браун: "Юта Бондаревская".

3. Л. Ф. Воронкова: "Девочка из города".

4. В. Ю. Драгунский: "Арбузный переулок".

5. Л. А. Кассиль: "Дорогие мои мальчишки", "Твои защитники", "Рассказ об отсутствующем", "Огнеопасный груз", "У классной доски", "Володя Дубинин" и "Улица младшего сына" (эти две книги написаны в соавторстве с Л. М. Поляновским), "Черемыш - брат героя".

6. Валентин Катаев: "Сын полка".

7. Ю. Корольков о пионерах-героях: Вале Котике, Зине Портновой, Лёне Голикове, Марате Казее и других.

8. Б. Лавренёв: "Разведчик Вихров".

9. А. Митяев: "Иван и фрицы", "Гвардии медвежонок", "Лошади", "Куриная слепота", "Носов и Назе", "Мешок овсянки", "Серьги для ослика", "Отпуск на четыре часа", "Тимофей Беспраздничный", "Тёплый "язык"", "Шестой - неполный", "Треугольное письмо".

10. Н. А. Надеждина: "Партизанка Лара".

11. В. А. Осеева: "Васёк Трубачёв и его товарищи".

12. К. Г. Паустовский: "Похождения жука-носорога".

15. Е. И. Суворина: "Витя Коробков".

16. И. Турчинин: "Крайний случай".

17. Ю. Я. Яковлев: "Девочки с Васильевского острова", "Как Серёжа на войну ходил", "Где стояла батарея".

Краткий обзор

Лучшие книги для детей о войне во все времена будут помогать педагогам вырастить настоящего помощника взрослым во всех условиях, которые предлагает жизнь, в том числе и нечеловечески страшных. Главное - то, что настоящий писатель всегда показывает, что решающая роль в детской судьбе принадлежит взрослым, то, что взрослые - добрые, разумные и сильные. Об этом говорится в повести Валентина Катаева, которая вышла в 1944 году. Называется она "Сын полка". А какие прекрасные стихи были написаны о "Мужичок-с-ноготок" у Сергея Михалкова, об учениках из ремеселенных училищ на оборонных заводах Урала у Агнии Барто и многие, многие другие. В прозе об этом великолепно написал У Льва Кассиля в повестях особо хорошо виден контраст прекрасных душевных качеств его героев и их чисто физической "невеликости". В послевоенные годы были написаны многочисленные книги о войне для детей начальной школы. В том числе и о том, как даже малыши участвовали в восстановлении хозяйства, до руин разрушенного войной. Ведущими темами в этот период становятся школа, семья, труд, на которые прошедшая недавно война наложила свой отпечаток.

Именно тогда были созданы самые пронзительные художественные произведения и о тех, кто реально участвовал в сражениях. Это для детей об Александре Матросове писателя П. Журбы, это "Четвёртая высота" Елены Ильиной о Гуле Королёвой, это книги о Володе Дубинине Кассиля и Поляновского и, наконец, книга для юношества о молодогвардейцах Александра Фадеева - "Молодая Гвардия". Это, конечно, далеко не полный список, в котором представлены лучшие книги для детей о войне 1941-1945 годов. Широко известные уже на тот момент писатели представляли свои новые произведения юным читателям. Это Осеева, Мусатов ("Стожары"), Кальма ("Дети горчичного рая"), Каверин ("Два капитана" - вторая часть), Фраерман, Шварц, Карнаухова и многие другие. Война предложила совершенно новые типы героев, а потому и традиционные темы получили новое решение.

Валентина Осеева

Валентина Александровна Осеева продолжила в своей прозе направление реализма, будучи последователем художественной традиции Ушинского и Толстого. Она во главу каждого произведения ставила нравственно-этические вопросы, а каждая её строка должна была быть в первую очередь средством воспитания. Особенно хороши её книги о войне для детей 10-12 лет. Маленькие люди при чтении уже исследуют нравственные нормы и отступления от неё. Обычно главный герой совершает проступок, этическую ошибку. Далее жизнь преподносит ему урок, и прозрение приходит через мучительное переживание. Впрочем, это и для большинства взрослых очень полезное чтение. До войны Валентина Александровна адресовала книги детям дошкольного возраста и младшего школьного, и в них тоже господствует тема нравственного становления, даются этические уроки. Именно поэтому её короткие рассказы никогда не несли чисто идеологической нагрузки. Таковы "Волшебное слово", "Три товарища", "На катке" и другие. В коротком рассказе особо нужно писательское мастерство - речевые средства отбираются исключительно тщательно, чтобы оставить впечатление чистой и живой интонации, кроме того, необходимо уметь построить сюжет, выбрать конфликт. Валентина Осеева благодаря таким качествам из школьных хрестоматий вряд ли уйдёт когда-либо.

Сюжеты она брала из будничной жизни девочек и мальчиков, постоянно заставляя их подвергать осмыслению чужие и свои поступки, особенно их моральную составляющую. По этим книгам читатель вместе с героем начинает понимать те законы, которые свойственны нормальной жизни человека и общества. Писатель не делает никакой скидки на возраст, и у детей в её рассказах проявляются абсолютно взрослые качества: грубость, равнодушие, подлость, эгоизм или чуткость, честность, доброта, любовь к ближнему, к Родине. Её рассказы о детях, которым пришлось переживать тяготы войны, - действительно превосходные произведения на данную тематику и стоят на верхних ступенях в отечественной детской литературе. Там есть всё самое нужное: реалистическое изображение атмосферы данного времени, народных характеров. Повествовательный тон исключительно тёплый, доверительный. Все межличностные коллизии - на втором плане, а на первом - всегда война и дети, война и мир, Великое Противостояние.

Энциклопедии

Детские экциклопедии, издающиеся сегодня, - издания качественные и красивые, но нужно обязательно учитывать, что они целиком и полностью переводные, а потому освещают исторический этап Второй мировой войны небеспристрастно. Признать такие издания документальными - значит погрешить против истины. Поэтому звучат призывы к родителям: покупать в домашнюю библиотеку отечественные книги для детей о войне 1941-1945 годов. Они как минимум будут написаны родной и правильной речью, а самое главное - помогут сохранять человеческое достоинство в истоках исторической памяти, что для страны является одной из важнейших задач. Прошло много лет со времени чудовищного испытания для нашего народа, и плоды воспитания последних десятилетий иногда не могут не удручать.

Как часто сегодня можно наблюдать у людей равнодушие к судьбе государства, в котором они родились и живут. Необходимо, чтобы дети помнили и хорошо знали о героических подвигах, о жесточайших испытаниях и горчайших судьбах дедов и отцов. Обязательно нужно воспитывать в детях патриотические чувства. И лучше всего эту задачу выполняют книги о войне для детей. В них есть всё: и миллионы погибших, и тяжёлые испытания, и яростная борьба с фашизмом, и долгожданная Победа. Только так ребёнок может ощутить любовь к Родине, а впоследствии защитить своё Отечество и собственных близких в случае необходимости.

С чего начать

Уже самым маленьким школьникам необходимо читать книги на военную тематику. Конечно же, выбирать нужно самые интересные для них, то есть те произведения, где главные герои близки к ним по возрасту. Именно с помощью таких книг дети научаются крепко любить свою семью, близких, окружающих, и вообще всё то хорошее, что преобладает в их жизни. При знакомстве с литературой о войне дети уже должны иметь по теме некоторые знания. Обязательно нужно рассказывать о родственниках, которые воевали или трудились в тылу, причём с разнообразными деталями - про пайку хлеба (не только ленинградскую, поскольку она нигде достаточной для сытости не была), про условия жизни, об учёбе (когда не было бумаги, и дети зачастую выполняли домашние задания на старых газетах), о работе, которая в то время начиналась у людей очень рано - ведь множество тринадцатилетних стояли у станков в войну.

В далёкие сороковые годы точно такие же дети вносили ощутимый вклад в приближающуюся Победу. Даже вступали в борьбу с врагом вместе со взрослыми. Поэтому маленьким детям очень понравятся книги "Шёл по улице солдат" Баруздина, "Твои защитники" Кассиля, "Я - солдат и ты - солдат" Маркуши, а также великолепные книги Гайдара "Сказка о военной тайне...", "Клятва Тимура" и многие другие. Только в том случае, если приобщение к патриотической литературе состоится ещё до школы, дети с удовольствием продолжат знакомство с книгами о войне, прочтут рассказы Алексеева, среди которых есть книга о войне и блокаде. Для детей уже будут понятными в рассказах и битва под Москвой, и Сталинградская битва, и Курская дуга, и оборона Севастополя, тем более - штурм Берлина. Сергей Алексеев словно с памяти списал то, что увидел и пережил во время войны, настолько достоверны каждый поступок, каждая черта характера главных героев.

"Письмо с фронта"

Это удивительная книга исключительно талантливого автора Анатолия Васильевича Митяева - рассказы о военных буднях человека, который сам всё это видел и во всём участвовал. Книга на первый взгляд очень проста, но это лишь первое впечатление, и оно обманчиво. После прочтения словно послевкусие остаётся, и читатель ещё долго раскладывает в памяти все следствия, все причины событий, о которых узнал, с каждым разом всё острее и острее переживая трудности, которые испытал солдат на пути в Победе.

В рассказах изобилие драгоценных трогательных подробностей жизни - и военной, и предвоенной, их даже больше, чем информации непосредственно о войне, с разбором сражений и боёв. Именно эти подробности приближают детей к пониманию чисто человеческих чувств. Солдаты на глазах взрослеют, и вместе с ними взрослеет читатель, понимая, что война - это не только геройские поступки, это тяжёлая, невыносимая работа, лишь выполнив которую, можно стать героем.

"Сын полка"

"Сын полка" Валентина Катаева - правдивый и исключительно яркий рассказ об очень непростой судьбе маленького Вани Солнцева, который воевал наравне со взрослыми и доказал, что подвиг - это несгибаемая воля, это огромная любовь к родной земле, а не только смелость. "Сын полка" - возможно, лучшая из книг, написанных о детях войны, настолько мастерское в ней сочетание взрослого авторского взгляда, уступки детскому интересу (увлекательность приключенческого плана) с традициями классической литературы.

Язык просто великолепен, а чувство меры - удивительное. Это вобще огромная часть русской литературы - книги на военную тематику. Даже не важна их роль в военно-патриотическом воспитании, пусть и написаны многие были, что называется, по "социальному заказу". Всё равно и авторы, и читатели всегда вольно или невольно переживают вместе с героями всё, что там происходило. Тем более что книги о войне для детей - давняя наша классическая традиция, проблематика вечная, тема эта в русской литературе освещалась практически всегда.

Блокада

Почти девятьсот дней люди, не успевшие покинуть Ленинград или не имевшие такой возможности в связи с характером их работы, находились без света, тепла, продовольствия, в бомбёжках, болезнях, холоде и голоде. Но они не бросали свой изнурительный труд на благо Победы - рыли оборонительные траншеи и стояли у станков на заводах. Смерть очень быстро стала явлением обыденным, хотя и не менее страшным. Книги, написанные об этом, всегда повествуют прежде всего о бессмертии, о любви, о страданиях во имя спасения Родины, о мужестве и ненависти к врагу. Документальные строки дневниковых записей надо читать с детьми всегда - с самого раннего возраста. Дневник в их числе. Художественные романы о блокаде тоже очень часто имеют дневниковую форму, так, может быть, проще донести через констатирующих ужасные события очевидцев ту правду, которой не верить нельзя, а верить - больно.

Документы всегда несут много информации чисто статистической, через жизнь обитателей одной квартиры можно увидеть то, что происходило в целом городе. Здесь нужно упомянуть повесть М. П. Сухачёва "Дети блокады", из которой читатель узнает очень много о характере бомбёжек и обстрелов, о том, каково это - умирать от голода, но не сдаваться. Дети во всём участвовали наравне со взрослыми - дежурили на чердаках и тушили зажигательные бомбы, помогали ближайшим людям выстоять, даже ловили диверсантов, которые подавали сигналы вражеским самолётам. Только стойкость и самоотверженное мужество помогли ребятам выстоять в этой неравной борьбе. О блокаде Ленинграда очень много детских книг, и нужно обязательно знакомить с ними подрастающее поколение, потому что события военных лет несут в себе исключительно много простой и понятной детям правды - пронзительной и тонкой. Приобретается некий опыт вместе с восприятием содержания этих книг, события переживаются глубоко и становятся близкими, как будто происходили с самим читателем и с теми, кто рядом, с самыми родными.

Сегодня мы отмечаем День победы !

Это один из самых светлых дней, праздник со слезами на глазах. Это день, когда слова не нужны, и когда они так необходимы , чтобы выразить нашу благодарность тем, кто еще жив и помнит 9 мая 1945 года, а также тем, кто до этого дня не дожил, но всеми своими силами приближал Победу.

Правда жива, пока ее помнят.

Чтобы наши дети знали о прошлом своего отечества, мы должны рассказывать, читать вместе с детьми и, самое главное, обсуждать прочитанное. Только так мы передадим Память нашим потомкам.

Сегодня мы подготовили для вас 8 книг о Великой отечественной войне для чтения детям. Чтобы знали. Чтобы помнили.

С праздником вас и мирного неба над головой!

Тематическая книжная подборка "О Великой отечественной войне детям"

Людмила Пожедаева: Война, блокада, я и другие. Мемуары ребенка войны

Блокада Ленинграда - одна из самых трагических страниц в истории человеческой цивилизации - и это есть в книге.

Такого примера высокой стойкости духа, мужества, трагических последствий не знала человеческая история - и это есть в книге.

Школьница в 16 лет в душевном порыве написала мемуары о том, как в 7 лет оказалась в адском хаосе войны, в страхе и боли, в ужасе, голоде, холоде блокады Ленинграда, а затем в Сталинграде; написала о том, как война калечит тела и души побежденных и победителей.

Прочитайте! Еще долго будет трудиться душа!

Для старшего школьного возраста

Анатолий Митяев: Подвиг солдата. Рассказы о Великой Отечественной войне

Анатолий Васильевич Митяев о себе в дни войны сообщает скупо: "Летом 1942 года записался добровольцем.

На третий день пребывания в армии был в бою. Служил орудийным номером в 513-м отдельном гвардейском минометном дивизионе". Вот и все.

Но, скромно умалчивая о себе, о героях Великой Отечественной он написал много и интересно.

В книгу вошли рассказы, которые писатель считал энциклопедией военной жизни.

Татьяна Кудрявцева: Маленьких у войны не бывает

Никто из героев этой книги не выдуман, они - реальные люди, которые живут среди нас. Вот почему рядом с иллюстрациями художника здесь выложены детские рисунки и документальные фотографии.

Возможно, вы даже встречались с этими людьми, не подозревая о том, что история каждого из них достойна высокой литературы.

Во время Великой Отечественной войны они были совсем детьми. Кто-то оказался в ленинградской блокаде, кто-то в эвакуации, кто-то в оккупации или даже на фронте. Точнее, свой фронт был у каждого из них, и никто не отступил, не сдался. Стоя со взрослыми рядом, они ковали Победу - ту, что одна на всех. Беда не спрашивала у ребят возраста, ведь Маленьких у войны не бывает .

Для среднего школьного возраста

Лев Кассиль. Рассказы о войне

Рассказы, собранные в этой книге, Лев Кассиль написал в годы Великой Отечественной войны. За каждым из них стоит реальная история - о мужестве и героизме русского народа на фронте и в тылу.

Среди рассказов, вошедших в книгу, можно отметить:

  • Федя из подплава
  • Батарейный заяц
  • Линия связи
  • У классной доски
  • Держись, капитан!

Для среднего школьного возраста

Издательство

Иллюстраторы

Дунаева И., Юдин В.


Валентин Катаев. Сын полка

Валентин Петрович Катаев, русский писатель и драматург, прошёл Великую Отечественную войну и не понаслышке знал о том горе, которое она принесла нашей стране, лишив тысячи ребят детства.

В 1944 году Катаев написал повесть "Сын полка ".

Это яркий, правдивый рассказ о непростой судьбе Вани Солнцева, воевавшего наравне со взрослыми солдатами и доказавшего, что подвиг - это не только смелость и героизм, но и великий труд, несгибаемая воля и огромная любовь к Родине.

Произведения Валентина Катаева входят в программу внеклассного чтения.

Для среднего школьного возраста


Юрий Яковлев: Как Сережа на войну ходил

Пронзительная сказка замечательного писателя Юрия Яковлевича Яковлева расскажет юным читателям о трудных героических событиях военных лет.

Серёжа хотел увидеть войну собственными глазами. И повёл его по фронтовой дороге не кто иной, как родной дедушка, погибший в неравном бою…

Мальчику пришлось пройти через многие испытания: выдержать бомбёжку фашистским самолётом, рыть окопы, пронести важные сведения в штаб под пулями врага. Юный солдат увидел, как дед мужественно бросился на вражеский танк, чтобы подбить его.



Евгений Евтушенко, Константин Симонов, Василий Лебедев-Кумач. Стихи и рассказы о войне

В этой книге собраны произведения В. Лебедева-Кумача, К. Симонова, С. Михалкова, Е. Евтушенко и других известных поэтов и писателей о Великой Отечественной войне, о победе, доставшейся нашему народу дорогой ценой.

Стихи, песни и короткие рассказы стали невольными свидетелями событий военных лет.

Благодаря им современный читатель не только узнает исторические подробности, но и эмоционально сопереживает их с героями литературных произведений.

Для младшего школьного возраста

Издательство

Иллюстраторы

Владимир Гальдяев, Светозар Остров,

Петров М., Владимир Винокур

Елена Ульева. Беседы о войне. Энциклопедия для малышей

А что ваш ребёнок знает о Великой Отечественной войне?

Нельзя воспитать настоящего человека, забывая историю. Не зная своего прошлого, мы не сможем достойно вырастить новое поколение.

Эта энциклопедия расскажет ребёнку обо всём, что происходило в тяжёлое военное время, какое оружие использовалось во время войны, о маленьких и больших героях, о мужестве, подвиге и бессмертной славе.

Книга строится на рассказе дедушки-ветерана своему внуку, который наткнулся на военную фотографию. В издании 91 история, почти каждая из которых сопровождается красочными иллюстрациями.

Для дошкольного и младшего школьного возраста

МБОУ СОШ №39 г.Смоленска

Учитель Костюченко Любовь Григорьевна

ВОЕННОЕ ДЕТСТВО В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Введение

Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё другие свидетели войны, кто в военные годы были детьми, нашими сверстниками.

У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

Сегодня многие ветераны войны – это и есть те ребята, которые пережили годы бомбежек, голода и страха. Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что некоторые моменты уже стерлись из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят.

Работая над данной темой, я поняла самое главное, что все уходит в прошлое: страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая рассказы не только о боевых, но и о трудовых подвигах в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе.

Людям, потерявшим детство, я посвящаю свою исследовательскую работу

Проблема исследования:

Тема детей и войны является одной из самых малоисследованных в истории. И это не случайно: сражения, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Детям предназначалось иное: учиться, играть, а ещё помогать по дому. Война -это страшное зло, искалечившее не только жизни взрослых людей, но и лишившее детства самую юную часть населения нашей страны.

Цель исследования: выявить влияние событий Великой Отечественной войны на жизнь и быт детей.

Задачи исследования:

    Изучить публицистику по данной проблеме.

1. Дети и война в классической русской литературе.

Была земля и жёсткой, и

метельной.

Была беда на всех людей — одна.

У нас и детства не было

отдельно,

А были вместе: детство и война.

Л. П. Шевченко

67 лет назад отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Какую страшную цену заплатил наш народ за эту Победу! Почти из каждого дома, из каждой семьи ушли на фронт и не вернулись — отцы, мужья, сыновья и дочери, братья и сестры.

Эта война покалечила тысячи и тысячи человеческих судеб, не щадя никого: ни женщин, ни стариков, ни детей.

Война и дети…. Нет, наверное, ничего более противоестественного, чем соединение этих изначально враждебных друг другу понятий. Война лишила детей детства, обрушилась на них тяжким грузом, колоссальным потрясением, травмировав их неокрепшие души. Начинающие только жить, они вынуждены были слишком рано взрослеть, принимать на свои неокрепшие плечи все тяготы военного времени.

Поколение военных мальчишек оказалось тем поколением подростков, которые на другой день войны шагнули сразу из мира детства в пучину военной жизни, в многострадальную тыловую действительность, потребовавшую от них далеко не детской зрелости и мужества. Именно это поколение мальчишек и девчонок наравне со взрослыми гибло под снарядами и бомбами, умирало от голода и холода, отдавало все свои силы для Победы. Оно отстояло и победило в этой жестокой войне!

Память о своем суровом военном детстве пронесли они через всю жизнь, оставив подрастающему поколению документальные рассказы и воспоминания.

В современной детской литературе появились и проникновенные художественные произведения, с пронзительной достоверностью рассказывающие о непростых судьбах детей военного времени.

Горькую чашу пришлось испить детям в годы Великой Отечественной войны. Война лишила их детства, искалечила судьбы, многих из них -осиротила.

Теме сурового военного детства посвятили свои произведения многие российские писатели, прошедшие через войну, через тяжелые испытания. Их волнительные рассказы и вошли в данный сборник.

Шестилетний Ванюша из рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека», потерявший на войне всех своих родных, вновь находит свое счастье, обретает доброго и мужественного отца, который становится ему надеждой и опорой.

Герой рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» деревенский парнишка, живя самостоятельно в чужом доме, испытывая голод и нужду, встречает надежного старшего друга, который помогает ему в трудные минуты жизни. Получив урок человеческой доброты, участия и понимания он верит, что совсем скоро «наступит для всех счастливое время».

Повесть Николая Воронова «Голубиная охота» знакомит нас ватагой уральских мальчишек, заядлых голубятников. Эти неугомонные мальчишки решили отдать на фронт свою самую дорогую ценность — голубей.

Все эти произведения вошедшие в сборник «Война и дети», признаны лучшими произведениями детской военной прозы.

Далеко-далеко от фронта, в сибирской деревне происходят события повести Виктора Астафьева «Где-то гремит война». Здесь не гремят выстрелы, не гибнут солдаты, но жестокое эхо войны отзывается в далекой Сибири.

Для семнадцатилетнего парнишки — Витьки Потылицына война проявилась по-своему: в обучении профессии, необходимой фронту; в пайке хлеба весом 250 грамм; в похоронке, пришедшей его родной тетке Августе.

Получив из дома тревожное письмо, он возвращается в родное село, где воочию видит страшное горе, что принесла народу война. Но сила человеческой доброты, участия, отзывчивости помогает людям выжить в эти тяжелые дни. И Витька Потылицын открывает для себя очень простую истину: с людьми, с родными и близкими, и горе — с полгоря, и радость вдвое.

Российский писатель Вильям Козлов принадлежит к поколению «мальчишек сорок первого года», детство которых закончилось 22 июля 1941 года.

Потрясения и переживания, перенесенные в годы войны, легли в основу многих произведений писателя.

Нелегкой судьбе одиннадцатилетнего парнишки, попавшего в страшные обстоятельства войны, посвятил свою повесть «Юрка Гусь» Вильям Козлов.

Юрка Гусь долгое время скитался по дорогам войны, беспризорничал, спасался от смерти, мотался между военными эшелонами, попадал во всякие передряги. Этот худой и оборванный мальчишка стремился быть ближе к войне, к неизведанным опасностям.

Судьба закидывает его в небольшой прифронтовой поселок, через который шли бесконечно на фронт военные эшелоны. И здесь, встречая на своем пути добрых и отзывчивых людей, Юрка проходит суровую школу взросления, учится понимать и сочувствовать другим людям. Оттаивает ожесточенная душа подростка, «солнечно и радостно становится вокруг».

Петька из рассказа Виктора Конецкого «Петька, Джек и мальчишки» во многом повторил судьбу самого писателя.

Этот ленинградский парнишка был эвакуирован из страшного холодного города в маленький среднеазиатский городок. Даже здесь, в глубоком тылу, война не отпускала мальчика, постоянно возвращалась к нему воспоминаниями об искрошенном минами льде Ладожского озера, о скрежете проносящихся над самой головой самолетах, о воздушных тревогах, о беспрерывном голоде и холоде.

Ему, одиннадцатилетнему мальчишке, не хотелось жить. «По утрам угрюмо, с тоской и даже страхом думал о том, что за сегодняшним днем придет второй, третий…» Такое отношение к жизни вынес Петька из блокадного Ленинграда.

Ощутить вновь радость жизни, увидеть окружающую красоту помог мальчишке приблудный пес Джек, который стал ему верным другом и защитником.

Но война опять жестоко вмешалась в судьбу Петьки. Узнав о том, что фронту нужны собаки, такие как Джек, способные вынести из боя раненых бойцов, мальчик отдает своего надежного единственного друга солдатам, -«Там он нужнее; вдруг раненого спасет».

Такие самоотверженные мальчишки, как Петька, помогли выстоять и победить нашей стране в Великой Отечественной войне.

Повесть Владислава Крапивина «Тень Каравеллы» — незабываемое воспоминание писателя о своем суровом детстве. Многое осталось в памяти писателя: и беспощадность военных зим, когда распухали пальцы, и лепешки из картофельных очисток, и короткий лязг ножниц, вырезающих из хлебных карточек мелкие квадратики талонов, и напряженное ожидание вестей от отца с фронта.

Из этого же детства и мальчишки, росшие в тяжелые военные годы, которым он посвятил свою повесть. Среди них — семилетний парнишка Владик, напоминающий самого писателя и его друг Павлик, вихрастый четвероклассник.

Хорошо им было вдвоем сидеть у гудящей печки и мечтать. В мечтах уносились мальчишки на своем белом бумажном кораблике в захватывающее морское путешествие, «где бродили пиратские бриги и всплывали под звездное небо невиданные чудовища, у островов сквозь солнечную воду видны были затонувшие корабли, скрывающие тайны и клады».

Несмотря на войну, на все невзгоды, на голод и холод, в жизни этих маленьких героев навсегда останется и радость открытия мира, и радость настоящей мальчишеской дружбы.

«Люди не выбирают родителей, люди не выбирают и детства. Наше детство пришлось на войну, и нас прозвали детьми войны», — так написал о своем поколении Альберт Лиханов, в судьбе которого война оставила глубокий след. Тема военного детства волнующе звучит в произведениях писателя, вошедших в книгу «Русские мальчики».

С таким «русским мальчиком» по имени Колька знакомит нас Альберт Лиханов в повестях: «Крутые горы», «Музыка», «Деревянные кони», объединенные в единую трилогию.

Встречаемся мы с Колькой в первый день войны, когда он, шестилетний мальчишка, не мог еще постигнуть весь трагизм происходящих событий, а расстаемся после Победы, в конце 1946 года. На наших глазах герой вырастает из несмышленого малыша в личность, способную принимать самостоятельные и трудные решения.

Брат и его младшая сестренка попали в страшные обстоятельства войны, когда, потеряв хлебные карточки и оставшись без средств к существованию, они просто умирали от голода.

Трагично сложилась судьба этих маленьких героев, но Альберт Лиханов оставляет нам надежду на их счастливое будущее.

«Да, войны кончаются рано или поздно. Но голодуха отпускает медленнее, чем враг. И слезы долго не высыхают. И работают столовки с дополнительным питанием. И там живут шакалы. Маленькие, голодные, ни в чем не повинные ребятишки. Мы-то это помним. Не забыли бы, вы, новые люди» — заклинает нас автор в конце своей книги.

В городе Ленинграде в обыкновенной большой семье жила обыкновенная девочка. Звали девочку Таня Савичева. Она училась в простой школе, любила своих родных и близких, любила читать и ходить в кино.

Началась Великая Отечественная война. Фашисты окружили город. Начались страшные блокадные дни.

Война безжалостно перечеркнула счастливое беззаботное детство Тани. Что пережила эта хрупкая девочка в дни блокады?

До наших дней сохранился небольшой блокнотик с синими карандашными строчками, в котором Таня бесстрастно записывала скорбные даты потерь своей большой семьи. И вот последняя запись, сделанная мужественной девочкой: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». Сорок одна строчка, написанная девочкой — школьницей вместила в себя трагедию блокадного города.

Повесть Ильи Миксона «Жила-была» написана на основе личного дневника Тани Савичевой, сохранившихся личных документов, воспоминаний очевидцев.

Трагическая история ленинградской девочки и ее семьи до сих пор обжигает сердце современного читателя.

Война с ее жестокими уроками и испытаниями стала для героев повести Радия Погодина «Где леший живёт?» главным в их небольшой жизни.

Самым старшим у этих ребятишек был Сенька — мальчишка лет семи-восьми, который за годы немецкой оккупации привык ощущать себя «добытчиком и защитником», потому что всех детей старше десяти лет немцы угнали в Германию. В этом тощем, большеглазом мальчишке нет ни детской беспечности, ни детской улыбки. Война убила в нем детство, переломала его судьбу. Но Сенька, у которого «и ноги-то растут прямо из спины, а живот изукрашен гнойными струпьями» — память о горячей картошке, которую он утащил для голодных ребятишек у немцев прямо из кипящего котла, вызывает у нас уважение и симпатию.

Великая Отечественная война, не докатившись до далекого татарского села, своим черным крылом накрыла всех, кто в нем жил. Каждый дом, каждая семья проводила на фронт своих мужей, отцов, сыновей, а оставшиеся в селе женщины, старики и дети заменили их.

Среди самоотверженных тружеников тыла была и девятилетняя Даша Плетнева — героиня книги Т. Поликарповой «Листья будущего лета».

К этой душевно красивой девочке, воспринимающей мир ярко, образно, «любящей всех на свете», приходит понимание взрослой жизни, стремление взять на себя часть всенародной беды.

Обостренное восприятие жизни помогает Даше Плетневой не потеряться в этом суровом мире, достойно преодолеть все невзгоды, выстоять в страшной войне, неся веру и надежду людям.

Беспризорный, исковерканный мир детей военной поры предстает перед нами в повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая».

Главные ее герои — одиннадцатилетние братья-близнецы Кузьменыши жили в подмосковном детдоме, где «вся напряженная жизнь ребят складывалась вокруг мерзлой картофелины, картофельных очистков и, как верха желания и мечты, — корочки хлеба, чтобы просуществовать, чтобы выжить один только лишний военный день». День за днем Кузьменыши постигают тяжелую науку выживания, учатся бороться за свое существование.

Судьба закидывает их в далекие от родных мест кавказские края, где братья трагически сталкиваются со сталинской политикой уничтожения чеченского народа. Кузьменышам трудно разобраться в том, что происходило вокруг, чему они оказались свидетелями. И в пламени репрессий «предателей-чеченов» гибнут их души, их вера и надежда на счастливую жизнь.

Пройдя через самое страшное — смерть своего брата-близнеца, Колька, обезумевший от горя, вдруг приходит осмысление происходящих событий. Обращаясь к воображаемому чеченцу, убившему его брата Сашку, он произносит очень важные слова: «Ты нас с Сашкой убил, а солдаты пришли, тебя убьют…. А ты солдат станешь убивать, и все: и они, и ты — погибнете. А разве не лучше было то, чтобы ты жил, и они жили, и мы с Сашкой тоже, чтоб жили»?

В память о тех мальчишках — сражавшихся, страдавших и выстоявших -написал Анатолий Приставкин эту пронзительную по достоверности повесть.

Дети Сталинграда… Немало страданий и горя пришлось вынести им в годы Великой Отечественной войны. Почти полгода прожили они рядом с передовой линией, испытывая нестерпимый голод и холод.

Среди нескольких тысяч Сталинградских детей был и семилетний Гена Соколов — герой повести Владимира Шмерлинга «Дети Ивана Соколова». Он «жил и не знал, что такое горе, а оно вот пришло — средь бела дня». Драматично сложилась его судьба: ушел на фронт отец, погибла мама, а младшая сестренка Оля потерялась в суматохе войны.

«160 дней мы жили в окопах и блиндажах, среди тех, кто был награжден медалью «За оборону Сталинграда». Мы были свидетелями Сталинградского сражения. Немыслимые страдания выпали на нашу долю.

Но воины-сталинградцы нас защитили. Они обогрели нас заботой и лаской, относились, как к родным, и мы всегда это будем помнить…

И пусть эти воспоминания о прошлом помогут лучше ценить и беречь настоящее» — с такими словами обращается к читателям Геннадий Соколов -один из тех, кто пережил Сталинградскую трагедию.

2. Анализ произведений русских писателей

2.1. Лев Кассиль

В период войны Л. Кассиль пишет очерки и рассказы, посвя­щенные детям: сборники «Обыкновенные ребята», «Огнеопасный груз», книгу о Советской Армии, адресованную маленьким ребя­там и названную «Твои защитники».

Первые рассказы и очерки Л. Кассиля о войне рассказывали об участии детей и подростков в борьбе за победу советского народа. «Федя из подплава», «Три фабзайца» «Огнеопасный груз» оказа­лись своеобразными эскизами к крупной повести, написанной в период войны, «Дорогие мои мальчишки»

Обложка книги В. Катаева «Сын полка»

А. Рыбаков