Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Матрешка игрушка или сувенир. Матрешка – это сувенир? Или детская игрушка? Стиль русской матрешки Сергиева Посада

Матрешка игрушка или сувенир. Матрешка – это сувенир? Или детская игрушка? Стиль русской матрешки Сергиева Посада

Дошкольникам о русской матрёшке

Русская матрёшка для детей

История матрёшки
Хотя матрёшка и завоевала давно репутацию символа нашей страны, её корни отнюдь не русские. По самой распространённой версии история матрёшки берёт своё начало в Японии.
В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца.
В другом варианте игрушка представляла собой: восемь кукол изображали девочек разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. Сегодня матрешкой называют только те точеные и расписанные деревянные игрушки-сувениры, которые состоят из нескольких вкладывающихся одна в другую.
Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок. Изначальный сюжет русской матрёшки – это русские девки и бабы, румяные и полные, одетые в сарафаны и платки, с собачками, кошками, корзинками, с цветами.
В 1900 году Мария Мамонтова, жена брата С. И. Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке в Париже, где они заработали бронзовую медаль. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России. Также в Семёнове, на художественной фабрике «Семёновская роспись», в 1922 году появилась на свет традиционная русская семёновская матрёшка, которую сегодня знает весь мир.
После появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла! И все они делали это по-разному. Сергиев Посад, Полхов Майдан, Вятка, город
Семенов – древние центры народных промыслов, которым
матрешка помогла стать знаменитыми, и от сюда
названия видов матрешек- сергиев-посадская
(загорская), семеновская (хохломская) и полхов-майданская.

Почему куклу назвали «матрешкой»?
Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна». Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся.
Почему эта точеная кукла стала называться матрешкой, никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя ей дали покупатели: имя Матрена было очень распространено среди простого люда, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка.
Из чего делают матрешек. Техника изготовления
За долгие годы существования матрешки принципы ее изготовления не поменялись. Делают матрешек из лиственницы, березы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной. Каждый мастер знает свой секрет дерева и подготовки его к обработке. Долго выбирает он ровные, не сучковатые деревья. Очищая дерево от коры, мастер обязательно оставляет ее в нескольких местах нетронутой. Это делается для того, чтобы при сушке древесина не трескалась. Затем подготовленные бревна укладывают штабелями так, чтобы между ними свободно проходил воздух. По несколько лет стволы выветривают, сушат на открытом воздухе до нужной влажности. Здесь очень важно не пересушить и не досушить бревно - этот секрет знают народные умельцы. Надо как говорят они, чтобы дерево звенело, пело. Высушенные бревна распиливают на чурки и болванки. До 15 операций проходит липовая болванка, прежде чем стать красивой, нарядной куклой. С большим мастерством, присущим скульпторам, токарь вытачивает голову и туловище матрешки снаружи и изнутри, используя незамысловатые инструменты - нож и стамески, Сначала вытачивается самая маленькая матрешка из березы - не открывающаяся фигурка. Затем - нижняя часть следующей - донышко. Донышек для матрешек мастер изготавливает сразу на тысячу штук. Это делается для того, чтобы нижняя часть могла подсохнуть. Когда токарь заканчивает десятую сотню, первая сотня уже высохла и к ней можно готовить верхнюю часть игрушки. Сушить верхнюю часть матрешки не надо, ее надевают на донце, где она усыхает и плотно обхватывает шип и поэтому плотно держится. Фигурки тщательно прошкуривают, грунтуют картофельным клейстером и сушат. Теперь она готова к росписи, а после росписи – лакируют. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются
контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. Для росписи раньше использовали гуашь. В наше время их уникальные образы создаются при помощи акварели, темперы, анилиновых красок. Однако гуашь все равно остается самой любимой краской художников, которые расписывают матрешек. Как правило, сначала расписывается лицо и передник, а потом – косынка и сарафан.
Хорошая матрёшка отличается тем, что: все её фигурки легко входят друг в друга; две части одной матрёшки плотно прилегают и не болтаются; рисунок правильный и чёткий; ну, и, конечно же, хорошая матрёшка должна быть красивой.
Изначальные сюжеты деревянных матрешек были исключительно женскими: румяных и полных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками и т. п.
Сергиев-посадская (загорская)матрешка
Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Платок у загорской матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след-лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. Потому-то, наверное, и любят матрешку все, от мала до велика.
Семеновская матрешка
Семеновская (городок Семенов, что в Нижегородской области) игрушка также вытачивается на токарном станке. Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы. Непросушенную древесину применять нельзя, иначе изделие, выполненное из сырой древесины, может треснуть, расколоться, и жаль будет труда, потраченного на него. Выточенное изделие - бельё - по форме похоже на загорскую, но несколько заужено книзу. А вот расписывают ее иначе, и краски берут другие. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. Это нужно для того, что бы краски не растекались по деревянным волокнам и чтобы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают "наводку" черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки). Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски.
Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И, наконец, матрешку лакируют. И вот перед нами яркая матрешка.
Полхов-майданская матрешка
Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа - грунтовка клейстером и наводка - выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная. Полховский Майдан – это название села. “Майдан” очень старинное село, и означает оно “сборище людей”. А Полховка – это река, на которой стоит село.
Вятская (Кировская) матрешка
Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. Особое своеобразие вятской расписной деревянная куклы в том, что матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой. Вятскую матрёшку легко узнать по приветливому, улыбающемуся лицу с большими голубыми глазами, рыже-русым волосам, традиционному наряду, написанному яркими анилиновыми красками. На её переднике – букеты цветов из крупных алых маков или роз в обрамлении листьев. Матрёшки часто украшают узорами, выполненными в технике аппликации из соломки. Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную. Одна часть соломы для получения декоративного эффекта проваривается в растворе соды до золотистого цвета, другая остаётся белой. Затем солому разрезают, приглаживают, штампиком выбивают детали нужного рисунка. Наклеивают соломку по сырому нитроцеллюлозному лаку.
Золотистый цвет, в зависимости от изменения угла зрения может становиться перламутровым, они научились красить её в различные цвета, напоминающие под лаковым покрытием драгоценные камушки. Расписанную анилиновыми красителями и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают
масляным лаком.
Тверская матрешка
В тверской матрешке часто угадываются исторические и сказочные персонажи: Снегурочка, царевна Несмеяна, Василиса Прекрасная. Наряды и головные убор могут быть совершенно разными, что делает куклу очень интересной для детей.

Физкультминутки
Мы весёлые Матрёшки –
(руки полочкой перед грудью, указательный палец правой руки упирается в щёку)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
На ногах у нас сапожки –
(поочерёдно выставляют вперёд правую и левую ноги)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
В сарафанах наших пёстрых –
(имитация держания за подол сарафана)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
Мы похожи, словно сёстры –
(держаться за воображаемые концы платочка и приседают)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
***

(притопы на месте)
Мы матрёшки вот такие крошки –
(держатся за воображаемый сарафан)
А у нас, а у нас чистые ладошки –
(хлопки в ладоши)
Мы матрёшки вот такие крошки –
(держатся за воображаемый сарафан)
А у нас, а у нас новые сапожки –
(поочерёдно выставляют правую и левую ногу вперёд
Мы матрёшки вот такие крошки –
(держатся за воображаемый сарафан)
Танцевать, танцевать вышли мы немножко –
(повороты с притопами вокруг себя)
***
Хлопают в ладошки.
Дружные матрешки.
(хлопают в ладоши)
На ногах сапожки,
(руки на пояс, поочерёдно то правую ногу выставить вперёд на пятку, то левую)
Топают матрешки.
(топают ногами)
Влево, вправо наклонись,
(наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись.
(наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
(руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки.
(хлопают в ладоши)
***

Загадки про матрешку

Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница.
Матрешка
***
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -... Матрешка
***
Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью - во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех - малютка, крошка.
Всё вместе - сувенир.. Матрешка
***
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

Матрешка
***
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может - три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская... Матрешка.
***
Детки тихо в ней сидят,
Показаться не хотят.
Вдруг их мама потеряет,
Вдруг их кто-то разбросает?!
Матрешка
***
Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки?
Матрешка
***
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочкам на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть:
Разрумянилась немножко
Наша русская … Матрешка

Стихи про матрешку

Погляди скорее -
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки -
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.
Т. Лисенкова
***
Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем –
В ней прячется дочка.
Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!
Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки -
Какие веселые
Эти матрёшки!
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются - матрёшки.
А. Гришин
***
В одной кукле – кукол много,
Так живут они - друг в дружке,
Их размер рассчитан строго -
Деревянные подружки.
Е.Крысин
***
Как в большой-большой матрешке,
Есть поменьше, на немножко,
Ну а в ней - еще немножко,
Ну а в ней - матрешка-крошка,
Ну а в крошке - никого.
Их четыре же всего.
Р. Карапетьян
***
Подарили Маше
Матрешку – нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная!

Интересно с ней играть,
Можно даже открывать.
Приоткрой ее немножко,
Там внутри - ещё матрешка!
Только чуть поменьше ростом,
В остальном - двойняшки просто!

Стали третью мы искать,
Оказалось целых пять!
Пять матрешек – все в одной
Могут спрятаться порой.
Л. Громова

***
На полке куколка стоит,
Она скучает и грустит.
Но в руки ты её возьмёшь
И в ней ещё одну найдёшь.
А в той ещё... И вот уж в ряд
Пять милых куколок стоят.
Хоть роста разного, но всё же
Все удивительно похожи.
В нарядных сарафанах пёстрых
Румяные матрёшки-сёстры.
Была одна, а стало пять,
Им больше некогда скучать!
А наиграются подружки,
И снова спрячутся друг в дружке.
Н. Радченко
***
Эти русские матрешки,
Разноцветные одежки,
На секреты мастерицы,
В старшей прячутся сестрицы.
Сколько их там не поймешь,
Если младшей не найдешь.
Джулия Рум
***
-Ой ты барышня-матрёшка,
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
Что внутри тебя сидят!

Ой ты барышня-матрёшка,
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!
С. Иванов
***
Кукла славная - матрешка,
Где-же ручки,
Где-же ножки?
Ах, какие щечки,
Красные, румяные,
На фартучке цветочки
И на сарафане.
Вот матрешка - мама,
Вот матрешки - дочки,
Ротик - будто ягодки,
Глазки - будто точки!
Мама песенку поет,
Дочки водят хоровод,
маме хочется в покой,
Прячутся одна в другой!
А. Кулешова
***
Полхов-майданская матрешка
Из Полхов-Майдана матрешка
стройнее и строже немножко.
Цвет любит малиновый, алый.
Вся в маках красы небывалой!
Ольга Киселева
***
Полхов – Майданская матрешка
Я матрешка из Майдана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
***
Матрёшки из Сергиева Пасада
Я из Сергиева Пасада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.

***
Семеновская матрешка
Из Семенова матрешка,
а внутри – матрешки-крошки.
Их умею я считать –
один, два, три, четыре, пять!
Чтоб досчитать до десяти,
чуть-чуть мне надо подрасти.
Красный низ и желтый верх
у матрешек этих всех.
Держит розочки в руке,
и спиральки на платке.
Ольга Киселева
***
Семеновская матрешка
Я из тихого зеленого
Городка Семенова.
В гости к вам пришла
Букет цветов садовых
Розовых, бордовых
В подарок принесла.
***
Вятская матрешка
Наши губки бантиком,
Да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские
Всех на свете краше.
Расписные, яркие
Сарафаны наши.
***
Цветастые платья,
Румяные щёчки!
Её открываем –
В ней прячутся дочки.
***
Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрешке.
Как в доме деревянном.
Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрешки всюду славятся.
Они нам очень нравятся!

Русская матрёшка – один из самых известных символов России. Это игрушка, популярность которой шагнула далеко за пределы самого государства. Родиной русской матрёшки является Сергиев Посад. Именно там впервые была изобретена деревянная барышня, из которой при раскрытии появлялись подобные игрушки разного размера.

В отличие от многих народных промыслов, популярность которых, в силу появления новых техник и материалов, была утрачена, русская матрёшка до сих пор пользуется большой популярностью во всем мире.

История появления промысла

(Токарь Василий Петрович Звездочкин, создатель первой русской матрёшки )

Появление первой русской матрёшки датируется 1898 – 1900 годами. Именно в это время известный токарь, Василий Петрович Звездочкин, занимавшийся изготовлением деревянных игрушек, по просьбе Сергея Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вкладывались такие же раскрывающиеся заготовки, но разного размера. Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела, которыми занимались русские красавицы. Состояла матрёшка из восьми деревянных кукол.

(Классическая матрёшка )

Позже появлялись различные вариации матрёшек, число кукол в которых было разным. Так, вначале XX века состояли изделия из 24 элементов, а известный токарь Никита Булычев создал куклу, состоявшую из 48 деревянных барышень. В массовых масштабах матрёшки стали производиться в артели Мамонтова в Сергиевом Посаде.

Спустя несколько лет после изготовления, русская матрёшка была представлена на выставке в Париже. Игрушка настолько понравилась иностранцам, что заказы на нее мастерам русским поступали не только с просторов Родины, но и из других государств. Не прошло и десятка лет, как появились первые прецеденты изготовления матрёшек-подделок в других странах.

Элементы промысла

Русские матрёшки отличались не только по количеству кукол, которые вкладывались в одно изделие. Различными были изображаемые сюжеты и техники росписи.

(Матрёшечная семья из 8 куколок )

Самыми распространенными были куклы, состоящие из 3, 8 и 12 элементов. Также производили мастера матрёшки из 21, 24, 30 и 42 кукол.

Традиционными сюжетами для изображения на матрёшках были бытовые темы. Чаще всего отражались занятия русских барышень того или иного периода. Девушки изображались в традиционных нарядах с платками на головах. В руках они могли держать серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины с ягодами и т. д. Немногим позже на матрёшках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.

Также вместо барышень могли быть изображены полководцы, политики и прочие видные деятели.

(Старые конца XIX начала XX веков и современные матрёшки XX-XXI веков )

В какой-то период времени меняли даже форму матрёшек, например, появлялись конусообразные куклы, вставляющиеся одна в другую. Подобные формы не снискали популярность у простого народа, и быстро канули в лету.

Традиционные матрёшки также отличались между собой по стилю росписи. На сегодняшний день выделяют:

  • загорский стиль с яркими и насыщенными цветами и множеством мелких, четко прорисованных элементов;
  • мериновскую матрёшку с росписью из крупных цветков;
  • семеновский стиль со строгой симметричной росписью;
  • полховскую с обязательным изображением цветка шиповника;
  • вятскую куклу, изображающую барышню-северянку, скромную и застенчивую.

(Виды матрёшек разных регионов России, а также Украины )

Традиционным материалом для изготовления матрёшек служат породы лиственных деревьев, поскольку они наиболее просты в обработке. Чаще всего мастера используют липу, в качестве красок для росписи берут цветную гуашь, тушь, а также анилиновые краски. Защищает уже готовое изделие воск для обработки дерева либо прозрачный лак на масляной основе.

Техника выполнения

Изготовлением матрёшки традиционно занимается токарь. Именно в его задачи входит подготовка болванок из липы. Для выточки берутся только выдержанные и основательно просушенные образцы деревьев.

(Изготовление матрёшек )

Вначале мастером вытачивается самая маленькая цельная фигурка. После этого он переходит к следующей по размерам фигурке и изготавливает только нижнюю ее часть. После обработки, этот элемент хорошо высушивается, и только затем проводится подгонка верхней части фигурки. По этой схеме заготавливают все составные части матрёшки.

Высушенные детали в обязательном порядке обрабатываются крахмальным клеем. Он наносится в качестве грунтового слоя и служит основой для росписи. После того как грунтовка основательно просохнет, мастера приступают к росписи матрёшек. Для этого используют гусиные перья, кисти, губки и т. д.

(Роспись готовой матрёшки )

Техники росписи используются на сегодняшний день разные, но традиционные изображения весьма просты, так как изначально кукла предназначалась для игры детям. Мастерами рисуется простое лицо. Голова куклы обязательно изображается прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его может дополнять передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами.

После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрёшку от воздействия влаги и сколов.

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Урюпинская кадетская школа имени генерал-лейтенанта С.И. Горшкова»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА:

« ИСТОРИЯ ОДНОЙ ИГРУШКИ»

Работу выполнил

Воспитанник 2 взвода

Урюпинской кадетской школы

Тимофеев Марк

Руководитель: воспитатель

1 квалификационной категории

Зубцова Валентина Николаевна

Урюпинск 2017 год

Введение 3 стр.

Актуальность 3 стр.

Цель 4 стр.

Задачи 4 стр.

Гипотеза 4 стр.

Методы исследования 4 стр.

Предмет исследования 4 стр.

Объект исследования 4 стр.

Теоретическая часть 5 – 9 стр.

Практическая часть 10 стр.

Результаты 11 стр.

Выводы 11 стр.

Использованная литература 12 стр.

Приложения

Введение.

В России народ очень любит мифы. Пересказывать старые и сочинять новые. Мифы бывают разные – предания, легенды, бытовые сказки, повествования об исторических событиях, которые со временем приобретали новые подробности… не без украшательства со стороны очередного рассказчика. Нередко случалось так, что воспоминания людей о реальных событиях со временем обрастали поистине фантастическими, интригующими подробностями, напоминающими самый настоящий детектив. То же случилось и с такой известной русской игрушкой, как матрёшка. Один из главных образов, возникающих при упоминании России, это матрешка – расписная точеная деревянная кукла, считающаяся чуть ли не идеальным воплощением русской культуры и “загадочной русской души”. Однако, насколько русской является матрешка? Оказывается, русская матрешка довольно молода, она родилась где-то на границе XIX и XX веков. Но с остальными подробностями не все четко и ясно. Матрёшка символизирует материнство, семейное единство, доброту, уважение к старшему поколению, чего в наше современное время стало так не хватать.

Актуальность темы.

Мир игрушки удивительно многообразный. С помощью игрушки ребенок открывает для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых. Мы встречаемся с игрушками в музеях и на выставках, ценим их как художественные произведения, созданные талантливыми народными мастерами, художниками, скульпторами, дизайнерами.

Матрёшка не просто игрушка, но и художественное изделие. И мы задумались о ее происхождении, где, когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки. Почему деревянная раскладная кукла-игрушка называется “матрёшка”? Что символизирует такое уникальное произведение народного творчества. И мы решили больше узнать об этом чуде – Русской Матрешке.

Цель работы: история появления матрешки и изготовление авторской матрёшки.

Задачи:

Изучить историю появления матрешки.

Выяснить происхождение названия «матрёшка».

Узнать, за что эту деревянную куклу назвали символом России.

Выявить виды матрёшек.

Проследить технологию создания матрешки.

Определить, в чем же секрет её успеха и долголетия.

Гипотеза

Несмотря на иностранное происхождение, Матрёшка является русской национальной игрушкой, символом России известным во всем мире.

Методы исследования:

Словесный

Наглядный

Практический

Частично-поисковый

Предмет исследования: декоративно - прикладное искусство России.

Объект исследования: матрёшка.

Теоретическая часть.

История появления матрёшки. Происхождение матрёшки.

Начиная работу, в первую очередь надо было узнать: что же такое «матрешка»? В словаре Ожегова дано значение этого слова, как «полуовальная полая разнимающая посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера

Хотя матрёшка и завоевала репутацию символа нашей страны, её корни не русские. История матрёшки берёт своё начало в Японии. Как же такое случилось? Япония – страна множества богов. Каждый из них за что-то отвечал: либо за урожай, либо помогал праведникам, либо был покровителем счастья, искусства. В конце XIX столетия кто-то решил поместить несколько фигурок одна в другую. Первой такой забавой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание и мудрость. Японцы утверждают, что первым на острове Хонсю, такую игрушку выточил безызвестный русский монах. Японская фигурка совершила своё путешествие в Россию и была встречена с интересом токарем Василием Звёздочкиным. Именно он выточил из дерева похожие фигурки, которые тоже вкладывались одна в другую. Известный художник Сергей Малютин, расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а в центре спеленатый младенец.

Почему этой деревянной игрушке дали такое необычное имя? Мнений на этот счет много. Одни историки утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня; другие - что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна "матрешка" связано с именем индуистской богини-матери Матри.

Всем известно, что Матрена - это женское имя, любимое в среде крестьянства. Но все же популярных крестьянских имен довольно много, почему же было выбрано именно это? Возможно, игрушка своим обликом напоминала какую-то определенную девушку Матрешу, поэтому и получила такое название. Возможно увидев куклу, кто-то ахнул: «Да это же настоящая Матрёна!» Так имя и закрепилось за игрушкой.

Сегодня мы не воспринимаем название матрёшки, как имя собственное. Оно срослось с игрушкой и стало именем нарицательным – названием.

Виды матрёшек.

Первые русские матрёшки были созданы в городе Сергиев Посад, как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки, практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок. Ныне, это Загорская матрешка, ее расписывают по белому дереву, гуашевыми красками, используя красные, зеленые, синие цвета. При упоминании о “загорской” матрешке перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками.

Матрешка распространялась, стали изготовляться далеко за пределами Сергиева Посада - в Семеновском районе Нижегородской губернии. Для семеновской матрешки характерны яркие цвета, в основном желтый и красный. Хотя сам город, знаменит в основном хохломской росписью.

Полховские матрешки. Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских матрешек. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. Основной элемент - многолепестковый цветок шиповника ("роза"), рядом с которым может быть полураскрытые бутоны на ветках.

Вятские матрешки. Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается другой тип матрешки родом из Вятки. Помимо традиционной росписи, в ее оформлении используется оригинальный художественно – технологический прием, вообще характерный для изделий этого региона – инкрустация соломкой.

У крутцкой матрешки тоже роспись по – своему: рядом с розами расцветают огромные колокольчики, невероятные гвоздики, ромашки, тюльпаны и такие цветы, которым уже и названия не подберёшь – сказочные.

Но она была дорога - и эта кукла, предназначенная детям, в основном покупалась взрослыми ценителями искусства.

В 1900 году матрешка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где заработала бронзовую медаль и признание мира. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России.

Мериновская матрешки. В 1922 году мериновский мастер А.Ф. Майоров купил на ярмарке матрешку. Матрешка понравилась всему семейству. Он выточил сам похожую форму и вместе с дочерями расписал ее по-своему. Вскоре не только семья Майоровых, но и многие из односельчан перешли на изготовление матрешки. Изготовление матрешки и по сей день остается основным ремеслом для мериновских мастеров.

Современная авторская матрешка. Как и сто лет назад, теперь в Сергиевом Посаде и Семенове вновь рисуют целыми семьями. Особенно много подобных мастерских появилось в Москве и её окрестностях. Наибольший интерес стала представлять авторская матрёшка, выполненная художником, профессионалом или любителем. Современные художники–матрёшечники, прежде всего, обратились к традициям первых русских матрёшек.

Фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип матрёшки, держащей в руке какой-нибудь предмет, в настоящее время пополнился многочисленными вариантами. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок.

Самой распространенной и поныне самой популярной является пятиместная матрешка. Однако часто встречаются также матрешки в три – семь - десять - пятнадцать мест. Кстати, матрешки обогащались не только росписью, но и усложнялись количеством вкладываемых фигурок. Николай Булычев побил своеобразный рекорд, выточив 48-местную матрешку. Нынешняя техника позволяет делать 20-50-местные матрешки. В 1970 году Евгений Безруков, семеновский мастер изготовил рукотворное чудо – 72-местную матрешку! В тот год семеновские мастера-игрушечники показали ее на Всесоюзной выставке декоративно-прикладного искусства самодеятельных художников и мастеров. А в фондах Исторического музея есть экземпляр 100-местной матрешки.

Художник Борис Краснов расписал самые большие авторские матрешки, которые стоят в ТЦ «Афимолл» в Москве. Их высота 30 метров, они расписаны под Гжель и Хохлому, городецкую роспись, на некоторых изображены русские сказки.

Разделив матрешек по месту их изготовления, мы увидели, что можно найти много общего и среди этих разных групп. Вот новые группы:

    Матрешки, «одетые» в национальные костюмы.

    Исторические матрешки.

    Матрешки - литературные произведения и их героев.

    Семейная матрешка.

Технология изготовления матрешки мастерами.

Надо отметить, что русские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца) освоили изготовления матрешки с легкостью. Над созданием матрешки работает целая команда мастеров. У каждого мастера есть свои секреты.

Первый этап – выбор дерева. И быть оно должно ровным, без сучков. Как правило, это липа, береза, осина. Срок сушки примерно два года.

Второй этап – заготовка. Для выполнения заготовки берут подходящий чурбачок, вставляют его в станок и вытачивают. Деревянные заготовки, мастер начинает точить с неразъёмной малютки, «первенькой». Она может быть совсем маленькой – с рисовое зерно. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Сначала вытачивает мастер голову, затем туловище, подрезает в нужных местах резцом, и заготовка готова. Вытачивание матрёшек - тонкое искусство, которому учатся годами; некоторые умельцы-токари выучиваются даже вытачивать матрёшек вслепую!

Третий этап – шлифовка и грунтовка. После того как токарь выточил фигурки матрешки, к работе приступает шлифовальщик. Он сглаживает все неровности и шероховатости на теле матрешки, делает ее поверхность гладкой и удобной для художника.

Четвертый этап – роспись. Начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность – роспись:

    перед росписью деревянную поверхность матрёшек покрывают картофельным клейстером;

    сначала карандашом наносится основа рисунка;

    потом намечаются контуры рта, глаз, щёк;

    затем матрёшке рисуют одежду.

Среди росписей различают:

Гжельскую

Городецкую

Хохломскую,

Дымковскую.

С середины двадцатого века матрёшек стали не только расписывать, но и декорировать - перламутровыми пластинками, соломкой, а позже стразами и бисером. Но не было этих украшений у первых матрёшек - и "настоящей", исконно русской матрёшкой и поныне считается деревянная расписная куколка, без инкрустаций и "накладок".

Матрёшки всегда радует нас неповторимой красотой: своеобразием росписи, яркостью красок. Сколько фантазии вкладывают мастера в их изготовление!

Практическая часть.

Изготовления матрешки своими руками

Матрешку можно изготовить и самим. Для этого нужна фантазия, творчество. Ее можно нарисовать, вылепить из пластилина, сделать из солёного теста.

Матрёшки из солёного теста.

Тесто:

1 стакан соли;

1 стакан муки;

вода.

Замешиваем тесто и делаем из него заготовки для матрёшек.

Сушим в тёплом месте одну неделю, затем приступаем к росписи.

Расписываем матрёшек по своему замыслу (авторские).

Матрёшек можно нарисовать на бумаге:

Прежде чем расписывать поделки, пробуем фантазировать на бумаге.

Матрёшек можно сделать из пластилина:

1.В качестве основы взяли разные бутылочки от витаминов.

2.Сгладили пластилином формы головы и шеи.

3. Сделали лицо из белого пластилина и основу сарафана красного и синего цвета.

4.Затем делаем тонкие пластины из пластилина разного цвета, накладываем друг на друга и сворачиваем рулетиком.

5. Разрезаем рулетики на тоненькие поперечные пластинки и украшаем наши матрёшки.

6. В зависимости от цвета и формы получаются разные цветы.

Как и раньше, матрёшка очень популярна среди детей, 47 человек из 50 считают её символом России.

Дома матрёшку имеют не многие, всего 17 человек из 50 опрошенных, за то 30человек из 33 хотели бы приобрести матрёшку. Это говорит о том, что матрёшка остаётся дорогой и очень желанной игрушкой.

Результаты:

    русская матрёшка во все времена символизировала плодородие, материнство, пожелание счастья и благополучия;

    эту игрушку мастерят во многих уголках нашей страны, название ее зависит от места ее изготовления и вида росписи;

    в своем облике она отражает историю русского народа, его традиции;

    как и раньше, матрёшка остаётся достаточно дорогим сувениром, не каждый в состоянии её приобрести;

    матрешку можно смастерить своими руками;

Вывод.

В настоящее время русская матрёшка переживает второе рождение, связанное, наверное, с огромным интересом в мире к России, к переменам, происходящим в нашей стране. Мы подтвердили нашу гипотезу, о том, что матрешка, несмотря на свое иностранное происхождение, является русской национальной игрушкой, символом России известном во всем мире.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.

1. Андреева Р.П. Этимологический словарь для школьников. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2005.

2. Блинов Г.М. Чудо -кони, чудо-птицы: Рассказы о русской народной игрушке. – М., 1997.

3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: Современная версия. М., 2000.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. – М.: Азбуковник, 1999.

5. Р.А. Бардина. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. - М.: Высшая школа, 1986.

6. Г.Л. Дайн. Игрушечных дел мастера. - М.: Просвещение, 1994.

7. Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская. Народные художественные промыслы. М.: Высшая школа, 1980.

8. Л.Н. Соловьева. Русская матрешка. – М.: Интербукбизнес, 1997.

9. https://yandex.ru/images/search?img_url=https

10. http://art-assorty.ru/1386-russkaya-matreshka.html

11. http://mylitta.ru/713-history-russian-dolls.html

12. http://fishki.net/1264148-russkaja-matryoshka.html

13. https://www.vipdoll.ru/%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%BA%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE2/

Описание матрешки, пожалуй, ни у кого сегодня не вызовет затруднений, настолько популярна эта игрушка уже во всем мире. Она имеет увлекательную историю, изделия производятся в огромных количествах и сегодня, а в некоторых городах даже есть музеи, посвященные этой необычной расписной кукле. В данной статье мы дадим описание матрешки, поведаем вам ее интересное происхождение. А еще вы узнаете, какую роль она играет в развитии детей.

Описание матрешки

Она представляет собой деревянную расписную куклу, внутри которой находятся аналогичные изделия, но только меньшего размера. Количество кукол, вложенных внутрь - от трех и больше. Русская матрешка, как правило, имеет форму яйца и состоит из двух частей - нижней и верхней. Благодаря плоскому донышку игрушку можно размещать в любом подходящем месте. По традиции, на деревянной заготовке рисуют женщину в платке и красном сарафане, хотя сегодня можно найти много различных других вариантов. Существует много тем для росписи: это и девушки, и и семьи. Сегодня очень популярна русская матрешка с изображением портрета на ней или рисунка пародийного характера. Как же появилась эта кукла, которая стала такой популярной? Описание матрешки в общих чертах мы рассмотрели, теперь давайте окунемся в историю, которая даст более конкретное представление об этом изделии.

Версия возникновения

В 90-х годах 19 века Россия переживала период бурного культурного и экономического развития. Совершенствовалось общество все активнее проявляло интерес к своей культуре и к искусству в целом. В результате появилось художественное направление «русский стиль», которое огромное внимание уделяло созданию крестьянской игрушки. В Москве даже открыли мастерскую «Детское воспитание». В ней создавались самые разные куклы с целью продемонстрировать национальные наряды, этнографические особенности. В недрах именно этой мастерской появилась идея создать известную сегодня деревянную куклу. Такая мысль возникла после того, как жена Мамонтова привезла из Японии разъемную игрушку. Сергей Малютин предложил эскизы. Вот так появилась матрешка в России.

Как появилось имя у куклы?

На этот счет есть несколько версий. Одни историки говорят, что название игрушки пошло от имени Маша, другие уверены, что от прозвища Матрена. Последняя вариация кажется более правдоподобной, так как имя Матрена обозначает «матерь». Зная описание матрешки, имеющей внутри аналогичные изделия меньшего размера, мы можем уже самостоятельно сделать вывод, какая версия является верной. Деревянная кукла - это символ плодородия и материнства.

Как изготавливают матрешек?

Сегодня их делают во многих мастерских, так как куклы всегда пользуются спросом. Сначала в качестве материала выбирают мягкую древесину: ольху, липу или березу. Деревья, как правило, рубят для этих целей весной, затем снимают с них кору, однако не полностью, чтобы в процессе сушки не появились трещины. Потом мастера складируют бревна и выдерживают их в хорошо проветриваемых помещениях несколько лет! По истечении определенного времени начинается изготовление кукол. Кстати, первой делают самую маленькую матрешку, неразборную. Когда она готова, приступают к следующей, в которую поместится первая. И так далее. Каждая заготовка проходит через десятки операций. Количество кукол может быть разным, это зависит от фантазии мастера или конкретного заказа.

Почему игрушка нужна детям?

Любой психолог или педагог с уверенностью скажет, что не только малыш играет в игрушки, но и сами изделия важны для полноценного развития ребенка. Оказывается, собирая и разбирая такую уникальную конструкцию, малыш познает цикличность бытия и его бесконечность, постулаты мироздания и образ материнства. Благодаря матрешке он понимает модель появления новой жизни. Кукла способна выявить творческие наклонности, сформировать трудовые навыки, представление о мире. Например, столь любимые и популярные кубики, башенки, пирамидки можно разнообразить присутствием в общем арсенале матрешки. У малыша будет развиваться рук, По мере взросления ребенка детские матрешки помогут создавать интересные сценарии для кукольных спектаклей. Специалисты называют эту игрушку многофункциональной, универсальной. Они признают все достоинства матрешки и рекомендуют ее всем детям в качестве игрушки, особенно тем, кто отстает в развитии.

Заключение

Стоит упомянуть, что в 1900 году куклы «дошли» до самого Парижа, где были представлены на выставке и получили медали и мировое признание. Если говорить о рекордах в этом направлении, то надо сказать, что в 1913 году Николай Булычев изготовил 48-местную матрешку. Надеемся, в результате прочтения этой статьи вы будете больше знать об этой уникальной игрушке и обязательно приобретете ее, если таковой еще нет в вашем доме.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»

ФЕСТИВАЛЬ
УЧЕНИЧЕСКИХ
ПРОЕКТОВ

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

«РУССКАЯ МАТРЕШКА»

Анастасия Артуровна,

ученица 2 Б класса.

Руководитель: Петренко

Марина Степановна,

учитель начальных классов.

Нижневартовск, 2015

Введение ……………………………………………………………………….3

Основная часть:

Что такое матрешка? Происхождение русской матрешки.…………………5

Традиционныематрешки и их отличительные особенности ….……………6

Результаты исследования.....…………………………………………….…….8

Заключение...…………………………………………………………………..10 Список литературы.…………………………………………………………...11 Приложения………………………………………………………………..… 12

ВВЕДЕНИЕ

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Ничто так не выражает дух, характер, мироощущение нации, как народное искусство.

Интересно заглянуть в историю жизни русских людей. Как они жили, чем они занимались, что создавали. А как жили дети в старину? Чем они играли? О старинных игрушках всегда было интересно узнать. Особенно о русской матрёшке. Когда она появилась? И откуда она родом?

Наше поколение – поколение XXI века, мало что знает об этих русских красавицах. Нам больше знакомы заграничные куклы Барби, Винкс.

А мы считаем, что свою историю и культуру нужно знать и с уважением к ней относится.

Я постаралась об этом узнать.

Моя главная цель – выяснить, чем является матрешка в наши дни – игрушкой или сувениром, и популярна ли она сейчас.

Задачи:

1. Проанализировать литературу по теме.

2. Описать появление матрёшки в России.

3. Раскрыть символ женского имени «Матрёна» для России.

4. Выяснить отличительные признаки традиционных матрешек.

Мои подруги не играют с этой куклой, да и среди моих игрушек ее тоже нет, поэтому я считаю, что в наши дни матрешка является сувениром, а не игрушкой. В этом и состоит моя гипотеза .

Во время исследования я использовала следующие методы :

    изучение и анализ различных информационных источников;

    анализ анкет учащихся класса;

    посещение магазинов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Что такое матрешка? Происхождение русской матрешки.

Из словаря С.И.Ожегова я узнала, что матрешка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.

Матрёшка стала символом нашей страны потому, олицетворяет дружбу и любовь, пожелание счастья и благополучия. Она добрая посланница этих чувств, живет и в наших современных квартирах, и во многих странах. Корни её отнюдь не русские.

Собирая материал по данной теме, изучив различную литературу, я узнала, что первая русская матрешка появилась в Москве в конце XIX в. А было это так. Однажды помещица Мамонтова привезла из Японии игрушку – большеголового деревянного японца.

Раскроешь его, а в нем японка, а в ней еще и малыш-японец спрятан. В Японии деревянную игрушку называли Фукуруму, что означает веселый складной старичок. Очень понравилась игрушка Мамонтовым. Попросили они мастера Василия Звездочкина вырезать из дерева куклу, наподобие японской, а художнику Сергею Малютину поручили расписать ее на русский лад. Это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане и переднике, с черным петухом в руке. Игрушка состояла из 8 фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спеленатый младенец. Русскую деревянную куклу назвали матрешкой. В России «Матрена» было самое распространенное имя, которое в переводе с латинского означало «знатная женщина».

Первые русские матрешки стали изготавливать как забаву для детей. Стоили такие игрушки дорого. Но матрешка была еще и полезной игрушкой. С ее помощью детей учили сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, учили счету. Стоили такие игрушки дорого и купить их могли только богачи. Но, не смотря на это, спрос на матрешек не падал, а только рос. Поэтому в стране стали появляться центры по изготовлению этих кукол.

Традиционные матрешки и их отличительные особенности.

Матрешка популярна и в наши дни. Подтверждением этого является то, что в России существует несколько центров по изготовлению и росписи этой куклы.

В каждой местности матрешка имеет свои отличительные черты.

Сергиев-Посадская матрешка одета в рубаху, сарафан, на голове платок с узорами. В руках она держит узелок, корзинку или цветы. По форме эта матрешка широкая. Голова у нее плавно перетекает в туловище.

У Семеновских матрешек на фартуках яркие пышные крупные букеты. Основной цвет в росписи – красный. Форма куклы немного вытянутая.

Какие только истории не приключались с матрешками! Долго бродил по лесу семеновский мастер Евгений Безруков. Он искал дерево, из которого мог бы вырезать матрешку высотой в один метр. Нашел, вырезал и потом принес готовую игрушку на фабрику сувениров. Начали открывать матрешку, а в ней – целых 70 матрешек! И каждая в неповторимом наряде! На память сфотографировали всю необычную семейку.

Русская матрёшка стала настолько известной особой, что заказы стали поступать даже из-за границы. В начале XX столетия кроме девушки в сарафане, появились изображения пастушков с дудочкой, бородатых мужичков, женихов и невест.

Позже появились тематические матрёшки, изображавшие, например, персонажи литературных героев. Мастера русской матрёшки рисовали героев сказок «Репка», «Иван царевич», «Жар-птица».

Полхов-Майданскую матрешку можно узнать по необычной форме головы, удлиненной фигуре и характерному малиновому цвету. Мастера украшают матрешку так, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли фигурку спереди. Лицо матрешки украшают веселые кудряшки-завитушки.

В настоящее время можно встретить не только традиционных матрешек, но и авторских. На фартуках таких матрешек можно увидеть памятники архитектуры, живописные пейзажи, сюжеты народных сказок. А также встречаются матрешки расписанные под гжель, жостово. Среди современных матрешек можно увидеть политических деятелей, популярных артистов, спортсменов.

Все это говорит о том, что матрешка популярна в наши дни, хотя ей уже более 100 лет.

Скор на язык русский народ.

Он создал много загадок, считалок, стихотворений о матрешках. (Приложение 1.)

Я считаю, что это исследование во многом пополнило мои знания. Для меня работа была интересной. Своими знаниями и впечатлениями я обязательно поделюсь с одноклассниками.

Ребята попробовали сочинить сказки о матрешках. (Приложение 2)

Результаты исследования.

Чтобы найти ответ на интересующий меня вопрос, чем является матрешка в наши дни – игрушкой или сувениром, было проведено анкетирование ребят моего класса. Всего было опрошено 24 человека.

На вопрос:

Нравится ли вам матрешка?

Да – нравится.

На уроке изо мы говорили о матрешках и рисовали её.

«Есть ли у вас дома матрешка?»

Положительно ответили - 3 человека.

Следующий вопрос звучал так:

« Матрешка- кукла или сувенир?»

Все 24 человека ответили, что матрешка является сувениром. Проанализировав данные анкеты, я пришла к выводу, что современные дети не играют с матрешками, а те, у кого она есть, используют ее в качестве сувенира.

Следующий вопрос:

« Как вы думаете, какую пользу приносит матрешка?»

Если ее нарисовать, можно разукрасить. Так учишься рисовать и проводишь свободное время – 2 человека

Раскрывая матрешку, малыш может научиться считать - 9 человек

Задавая этот вопрос, я хотела выяснить, что же в первую очередь видят в матрешке дети, как оценивают ее предназначение.

У нас в городе этих кукол можно встретить в магазинах, где есть отделы с сувенирами.

В детском саду я побеседовала с воспитателем младшей группы и рассмотрела игрушки детей. Среди них матрешки не было.

В другом детском саду воспитатель использует матрешек как счетный материал или наглядное пособие. Это еще раз подтвердило мои выводы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование показало, что слово «матрёшка» - исконно русское, произошло от русского имени Матрёна.

Я убедилась в том, что матрешка –что в наши дни матрешка является сувениром, а не игрушкой. И, хотя идея изготовления кукол, которых можно вставлять одну в другую, пришла в Россию из Японии, матрёшка – русская кукла.

В заключение я хочу сказать, что эта работа принесла мне большую пользу.

Во-первых, я узнала много нового и интересного о русской матрешке.

Во-вторых, я научилась работать с дополнительной литературой, с различными информационными источниками, анализировать данные, полученные в ходе исследования.

Суть русской матрёшки – это дружба и любовь. Она как посланница этих добрых чувств приходит в наш дом.

И пока будут жить матрёшки, излучая истинную русскую красу, не угаснет в наших сердцах и вера в наших умельцев.

Мне тоже захотелось создать свою матрешку. Это книжка –малышка «Русская матрешка». Когда у меня будет братик или сестрёнка, я обязательно прочитаю эту книжку.

Наша русская матрёшка

Не стареет сотни лет.

В красоте, таланте русском

Весь находится секрет.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ

    Андреева Р.П. Этимологический словарь для школьников. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.

    Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы: Рассказы о русской народной игрушке. – М., 1997.

    Даль В.И. Толковый словарь русского языка: Современная версия. М., 2000.

    Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. – М.: Азбуковник, 1999.

    Р.А. Бардина. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. - М.: Высшая школа, 1986.

    Г.Л. Дайн. Игрушечных дел мастера. - М.: Просвещение, 1994.

    Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская. Народные художественные промыслы. - М.: Высшая школа, 1980.

    Л.Н. Соловьева. Русская матрешка. – М.: Интербукбизнес, 1997.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Загадки

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей темница.

Считалки

Шли по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрены, три Матрешки

И одна Матрешечка.

Мы – веселые сестрицы!

Мы – матрешки-озорницы!

Раз, два, три, четыре, пять –

Любим в прятки мы поиграть!

Песенки

«Веселые матрешки» (сл. В. Некрасовой, муз. Ю. Слонова)

Мы – веселые матрешки.

Ладушки, ладушки!

На ногах у нас сапожки.

Ладушки, ладушки!

В сарафанах наших пестрых.

Ладушки, ладушки!

Мы похожи, словно сестры.

Ладушки, ладушки!

Завязали мы платочки.

Ладушки, ладушки!

Раскраснелись наши щечки.

Ладушки, ладушки!

Частушки «Матрешки» (Д. Шигаев)

    Мы матрешки, мы матрешки.

Утром рано мы встаем.

Вшестером поем частушки

И танцуем вшестером.

Никогда мы не скучаем.

Шесть у нас платочков есть.

Чашек шесть у нас для чая

И салфеток тоже шесть.

И кроваток нам не нужно.

Потому что в час ночной

Спим мы вместе.

Спим мы дружно.

Спим мы все одна в другой.

    Восемь кукол деревянных, Вынь ее да посмотри:

Круглолицых и румяных. Кто в ней прячется внутри?

В разноцветных сарафанах Прячется в ней пятая

На столе у нас живут. Куколка пузатая.

Все «матрешками» зовут. А внутри пустая –

Кукла первая толста. В ней живет шестая.

А внутри она пуста. А в шестой – седьмая.

Разнимается она на две половинки. А седьмой – восьмая.

В ней живет еще одна Эта кукла меньше вех

Кукла в серединке. Эта кукла меньше вех –

Эту куколку открой – Чуть побольше, чем орех.

Будет третья во второй. Вот, поставленные в ряд,

Половинку отвинти, Сестры-куколки стоят.

Плотную, притертую, «Сколько вас», – у них мы спросим.

И сумеешь ты найти И ответят куклы: «Восемь!».

Куколку четвертую.

Приложение 2.

Сказки.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ МАТРЕШЕК В ЛЕСУ.

Жили-были три матрешки. Старшая - Саша, средняя - Даша, а третья малюсенькая - Машенька.

Однажды они пошли гулять в лес и встретили подружек, которые шли с пустыми корзинами.

Матрешки спросили:

− А вы, что ходили в лес?

− Да, - ответили подружки.

− А зачем вы ходили?

− Мы хотели грибов собрать, а вы зачем идете?

− По малину, да листочков собрать, чтобы засушить.

− А можно мы с вами пойдем?

− Можно, - ответили матрешки, и пошли в лес все вместе.

Они собирали малину и увидели медвежонка. Через некоторое время они снова увидели маленького медвежонка, который лакомился малиной.

− Давайте возьмем медвежонка с собой домой, я буду с ним играть, - сказала Машенька.

− Нет, он еще маленький и ему нужна мама, - ответила Саша, и девочки пошли домой.

ТРИ МАТРЕШКИ .

Жили - были три матрешки. Старшая - Саша, средняя - Даша, А самая младшенькая - Машенька. Однажды Саша пошла ночью про­верить, не взяла ли собачка Жучка ее платок. Ни платка, ни собачки не было. Саша закричала: «Ой, у меня Жучка утащила платок!» Просну­лась Даша, она сказала: «Почему ты так кричишь? Спать не даешь!» Она ответила: «У меня Жучка пла­ток утащила!» Затем проснулась Машенька и заревела: «Я спать хо­чу, а вы меня разбудили!» Дашень­ка ответила: «А я здесь не при чем». Маша заревела громче Маши и Саши: «Вы все шумите, я слыша­ла!». И тут прибежала Жучка с платком и отдала его матрешкам. Матрешки поняли, что лучше жить в мире и согласии.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ МАТРЕШЕК.

Жили – были три матрешки. Старая – Саша, средняя – Даша, а третья малюсенькая – Машенька. Однажды матрешки пошли в лес. Сестры рвали цветы, собирали ягоды. А Машенька все глубже заходила в лес, и забыла дорогу назад. Саша и Даша стали звать и кричать сестренку. На их крик из лесу выбежала лисица. Сестры спросили, не видела ли она Машеньку. Лисица ответила, что не видела и что будет в лесу у зверей про Машеньку спрашивать. А Машенька сильно испугалась, когда поняла что заблудилась, стала плакать и звать на помощь. На ее плач из лесу вышел серый волк. Волк не тронул матрешку, ему стало жалко ее, и волк решил помочь матрешке найти сестер. Он посадил Машеньку себе на спину и побежал из глуши леса. Когда волк выбежал на полянку, то встретил там лису. Лиса увидела Машеньку и рассказала, что ее на опушке леса ждут сестренки. Пробежав через поляну, волк с лисой и Машенькой увидели сестер – матрешек. Так волк с лисой помогли Машеньке и ее сестрам встретиться. С тех пор сестренки – матрешки не расстаются.

Приложение 3

Старик Фукурума в поисках Страны Ветвей Солнца

Мрачный доктор
Далеко-далеко, на Дальнем востоке, на острове, в Стране Корней Солнца жил старик Фукурума. Ходили легенды о его безмерной мудрости и веселом нраве. И, правда, любил Фукурума во всякие истории попадать.
И была у Фукурумы семья: много детей, еще больше внуков, а правнуков и не сосчитать. И все – такие же веселые любители приключений-похождений.
Собрал однажды их Фукурума и говорит:
- Родственники мои дорогие! Надоело мне на этом острове скучать. Отправлюсь-ка я на запад, Страну Ветвей Солнца искать. Ведь если есть Страна Корней Солнца, то почему бы и не быть Стране Ветвей его.
- И нас! И нас возьми! – загалдели родственники.
Да где ж найдешь такой корабль, чтоб вместились они все? Но Фукурума недаром слыл мудрецом. Взял да и проглотил всех родственников сразу и уплыл на маленькой лодочке через Японское море. А когда на берег высадился, пешком пошел. Реки перелетает, горы с помощью своего посоха перепрыгивает, людям советом помогает, детей сказками-рассказками веселит.
Вот пришел он в одну деревеньку. Ну, вы знаете. Тут недалеко: за поворотом направо еще километров семь будет. Там еще жители веселые. Только тогда они гру-у-устные были. Удивился Фукурума: ни войны, ни какой еще беды нет, а жители грустят. Стал он деревню изба за избой обходить. Набрел на избу, где лежал на постели мальчик Ваня. Лежал Ваня, никого не видел, только тихо стонал. А поразила его Печаль-хвороба. Оттого и селяне вокруг ходили грустные.
Обследовал Фукурума Ваню, еще пуще удивился. Вроде и не болен ничем мальчуган, а ему все хуже и хуже. Решил старец с родственниками посоветоваться. И начал их по одному из себя выплевывать. Вот уже и дом полон, а Фукурума все выплевывает. Только когда и во дворе некуда было ступить, остановился старец. Шумят фукурумовы родственники, что куры в курятнике. Испугалась Печаль-хвороба, увидав такую шумную толпу, да и убежала за полярный круг.
Тут Ваня и выздоровел, вскочил с постели, кинулся родителей обнимать, и Фукуруму с родственниками благодарить.
Надо сказать, что кимоно Ваня до тех пор никогда не видел. Чудно ему стало.
- Какие нарядные платья! – воскликнул, - Как на тетке Матрене в большой праздник.
Обратились тогда к Фукуруме родственники:
- Не хотим идти дальше. Нам и тут хорошо. Жители здесь добрые, веселые. Будем им, чем можем, помогать.

Да и Фукурума расхотел искать Страну Ветвей Солнца. Понравились ему места красивые, да люди хорошие. Так и остались они. И народ полюбил их за нрав веселый, беззаботный. И прозвали их в честь Ваниной тетки

матрешками. Так и живут они среди нас с тех пор, веселье дарят, скуку разгоняют.