Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Какой игрушечный промысел стал родителем деревянной матрешки. Исследовательский проект на тему: "Матрёшка: сувенир или игрушка?"

Какой игрушечный промысел стал родителем деревянной матрешки. Исследовательский проект на тему: "Матрёшка: сувенир или игрушка?"

Неискушённый, да и искушённый иностранный турист в первую очередь везёт из России матрёшку. Она давно уже стала символом нашей страны, наряду с водкой, медведем и тому подобными клише, сложившимися в массовом сознании. С другой стороны русская матрёшка – это блестящий образец народного таланта, слабо поддающйеся влиянию массовой культуры.

История русской матрёшки

Самое удивительное, что до конца XIX века никаких матрёшек в России вообще не было. Во второй половине столетия Великая реформа Александра II даёт свои плоды: бурно развивается промышленность, строятся железные дороги. Одновременно растёт уровень национального самосознания, появляется интерес к отечественной истории и культуре, возрождаются народные промыслы. С 60-х годов XIX век аначинает формироваться новая ветвь изящных искусств, получившее название «русский стиль». В советское время он презрительно именовался “псевдорусским” или, даже, “петушиным” стилем – по резным и вышитым “петухам” – излюбленному мотиву художника и архитектора И.П.Ропета. Многие знаменитые художники, включая В.М. Васнецова, К.А.Сомова, М.А. Врубеля, В.А.Серова, Ф.А.Малявина, К.А.Коровина, С.В.Малютина, Е.Д.Поленову самым активным образом участвовали в создании русского стиля в искусстве. Их поддерживали известные меценаты: Савва Иванович Мамонтов – создатель Абрамцевского художественного кружа, пригласивший этих живописцев в своё подмосковное имение Абрамцево. У Мамонтова художники обсуждали пути развития русского искусства и тут же, на месте, создавали его. Также Мамонтовы старались возродить старинные народные промыслы, коллекционировали предметы народного искусства, включая крестьянские игрушки. Брат Саввы Ивановича, Анатолий Иванович Мамонтов был владельцем магазина-мастерской «Детское воспитание».

А.И.Мамонтов нанимал на работу высококвалифицированных кустарей-игрушечников и требовал от них нестандартного подхода при изготовлении игрушек. Для расширения кругозора мастеров и развития их творческой фантазии в мастерской выписывали образцы игрушек из разных стран мира. В это время возникает повышенный интерес к восточному, в особенности японскому искусству. Выставка японского искусства, состоявшаяся в Петербурге во второй половине 90-х годов, немало способствовала возникновению и развитию моды на “всё японское”. В числе экспонатов на этой выставке была представлена фигурка буддийского мудреца Фукуруму, добродушного лысого старика, в которую было вложено ещё несколько деревянных фигурок. Статуэтка Фукуруму была привезена с острова Хонсю, согласно японскому преданию первым такую фигурку вырезал некий русский монах, неведомыми путями попавший в Японию. Считается, что фигурка Фукуруму и стала прообразом русской матрёшки.

Автор русской матрёшки

Автор первой русской матрёшки неизвестен, но её появление было предопределено широким интересом к национальному искусству во всех сферах жизни общества, желанием владельца и мастеров магазина-мастерской «Детское воспитание» заинтересовать публику, создать что-то новое и необычное в русском духе. Наконец, появление фигурки Фукуруму на выставке японского искусства стало некоей точной кристаллизации этой идеи.

Первая русская матрёшка была вырезана в мастерской А.И.Мамонтова. На ней стоит штамп: «Детское воспитание». Выточил её потомственный мастер-игрушечник Василий Петрович Звёздочкин, а расписал С.В. Малютин, который сотрудничалс А.И.Мамонтовым, иллюстрируя детские книги.

Почему матрёшка так называется

Название “матрёшка” для деревянной разъемной расписной фигурки оказалось впору. В старой русской провинции имя Матрёна было одним из самых распространённых и любимых женских имён. Это имя происходит от латинского «mater», что означает ” мать”. Имя Матрёна вызывает образ настоящей русской женщины, матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой.

Первая русская матрёшка выглядела примерно так.

Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку. Её расписаннал Сергей Малютин, Она состояла из 8 мест: девочка с чёрным петухом, потом мальчик, за ним следовала опять девочка и т. д. Все фигурки художник расписал по-разному, а последняя изображала спелёнутого младенца.

Из чего сделана русская матрёшка

Матрёшку обычно режут из липы, берёзы, ольхи и осины. Более твёрдые и прочные хвойные породы для такого “баловства” не используют. Самый лучший материал для изготовления матрёшек – это липа. Дерево, из которого будут резать матрёшки, заготавливают весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Дерево очищают от коры, обязательно оставляя кольца коры на стволе, иначе оно потрескается при сушке. Брёвна укладывают в штабель, оставляя между ними зазор для воздуха. Древесину выдерживают на открытом воздухе два года и более. Только опытный резчик может определить степень готовности материала. Токарь проделывает с липовой чуркой до 15 операций, прежде чем она станет готовой матрёшкой.

Самой первой вытачивают маленькую неразъемную фигурку. Для раскрывающихся матрёшек сначала вытачивают нижнюю часть – донышко. После токарной работы деревянную куклу тщательно зачищают, грунтуют клейстером, добиваясь идеально гладкой поверхности. После грунтовки матрёшка готова к росписи.
Первенцем в изготовлении матрёшек стала мастерская«Детское воспитание», а после её закрытия этот промысел освоили в Сергиевом Посаде. Тамошние мастера создали собственный тип матрёшки, которая по сей день именуется сергиево-посадской.

Роспись русской матрёшки

В 1900 году русская матрёшка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль, и мировую известность. Тогда же пошли международные заказы, выполнить которые было по силам только высококвалифицированным мастерам из Сергиева Посада. Для работы в мастерской этого города приехал и В. Звёздочкин.

Первые русские матрёшки были очень разнообразны и по форме и по росписи. Среди ранних сергиево-посадских образцов помимо девушек в русских сарафанах с корзинками, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове, часто встречаются и мужские персонажи: жених и невеста, держащие в руках венчальные свечи, пастушок со свирелью, старик с окладистой бородой. Иногда матрёшка представляла из себя целую семью с многочисленными чадами и домочадцами.

Модный русский стиль привёл к появлению исторической матрёшки изображавшей бояр и боярынь, представителей русской знати, былинных богатырей. На украшение матрёшки влияли и различные памятные даты, например, столетие со дня рождения Н.В.Гоголя, отмечавшееся в 1909 году. К юбилею была выполнена серия матрёшек по произведениям писателя («Тарас Бульба», «Плюшкин», «Городничий»).


Матрёшка “Тарас Бульба”

К 100-летней годовщине войны 1812 года появляются матрёшки, изображающие М.И.Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались фигурки русских и французских военачальников.

Очень популярны были матрёшки, расписанные по мотивам сказок, легенд и, даже, басен:«Царь Додон» и «Царевна-лебедь» из сказок А.С. Пушкина, «Конёк-горбунок» из сказки П.П.Ершова, персонажи басен И.А.Крылова. В Сергиевом Посаде делали также матрёшки, украшенные выжиганием. Обычно выжиганием выполняли орнаментальный узор по всей матрёшке, её одежду, лицо, руки, платок и волосы.

Международное признание русской матрёшки

Матрёшка получает международное признание: в 1905 году в Париже был открыт магазин, куда сразу же поступил заказ на изготовление партии матрёшек-бояр. В 1911 году сергиево-посадские мастера выполнили заказы из 14 стран мира. В прейскуранте Сергиевской земской учебно-показательной мастерской в 1911 году перечисдег двадцать один вид матрёшек. Они отличались росписью, размерами, количеством вкладышей. Сергиево-посадские матрёшки имели от 2 до 24 вкладышей. В 1913 году токарь Н.Булычёв выточил 48-местная матрёшку специально для проходившей в Петербурге выставки игрушек.

Сергиево-посадские матрёшки

В начале ХХ века токарь играл довольно важную роль в создании матрёшки, вытачивая фигурки с тончайшими стенками. В это время резчики резонно считали себя авторами матрёшек, роспись матрёшки играла второстепенную роль. Профессиональные художники, которые расписывали первые игрушки, относились к этому занятию не особенно серьёзно.

Самая большая сергиево-посадская матрёшка была выточена токарем Мокеевым в 1967 году. Она состоит из 60 (!) мест. Матрёшку из Сергиева Посада отличает приземистая форма, верх, плавно переходящий в расширяющуюся нижнюю часть фигурки, роспись гуашью, покрытая лаком. Предпочтительная пропорция матрёшки – 1:2 – это соотношение ширины матрёшки к её высоте.

Семёновская матрёшка

Огромная популярность сергиево-посадской матрёшки привела к появлению конкуренции. Мастера из других мест могли увидеть новинку на ярмарках, в особенности на крупнейшей в стране Нижегородской. Сергиево-посадские матрёшки привлекли внимание нижегородских резчиков-игрушечников. В Нижегородской губернии появляется свой крупный кустарный центр по производству матрёшки – город Семёнов (по нему матрёшка зовётся семёновской).

Традиции росписи семёновской матрёшки ведут своё начало от потомственных мастеров-игрушечников Майоровых из деревни Мериново. Деревня расположена недалеко от Семёнова. В 1922 году Арсентий Фёдорович Майоров привёз из Нижнего Новгорода нераскрашенную сергиево-посадскую матрёшку. Его старшая дочь Люба гусиным пером нанесла на матрёшку рисунок и расписала её кисточкой анилиновыми красками. На голове она изобразила русский кокошник, а в центре расположила ярко-алый цветок, похожий на ромашку.

Почти 20 лет Мериновские матрёшечники занимали первое место среди мастеров Нижегородской области на протяжении 20 лет.

Роспись семёновской матрёшки, который более яркая и декоративная по сравнению с сергиево-посадской. Роспись семёновских матрёшек берёт свое начало в народных традициях «травного» орнамента Древней Руси. У мастеров-семёновцев оставлено больше некрашеных поверхностей, они применяют более современные анилиновые краски также покрытые лаком.

Основа композиции в росписи семёновской матрёшки – это фартук, на котором изображается пышный букет цветов. Современные мастера создают роспись в три цвета – красный, синий и жёлтый. Они меняют сочетание цветов фартука, сарафана и платка. Букет на фартуке по традиции пишут не в центре, а несколько сместив вправо. Семёновские токари придумали особую форму матрёшки. Она, в отличие от сергиево-посадской, более стройная. Верхняя её часть относительно тонкая резко переходит в утолщённую нижнюю.

Семёновская матрёшка отличается от других тем, что она многоместная и состоит из 15-18 разноцветных фигурок. Именно в Семёнове была вырезана самая большая 72-местная матрёшка. Её диаметр – полметра, а высота 1 метр.
Семёнов считается крупнейшим центром по созданию матрёшек в России.

Матрёшка из Полховского Майдана

На юго-западе Нижегородской области находится ещё один знаменитый центр изготовления и росписи матрёшек – это село Полховский Майдан.
Это старинный кустарный центр, жители которого специализировались на резьбе по дереву и изготовлении деревянных игрушек. Первые полховские матрёшки, выполненные по примеру сергиево-посадских, были отделаны выжиганием. Позже местные жители стали расписывать их, используя растительный орнамент. Мастера Полховского Майдана, также как и Семёнова, пишут анилиновыми красками. Колорит

Полховско-майдановская матрёшка отличается ещё более яркой, звучной цветовой гаммой и более крупной росписью.


Полховско-майдановская матрёшка по стилю относится к т.н. крестьянскому примитиву, её роспись напоминает собой детский рисунок., Художники Полховского Майдана, подобно мастерам Семёнова уделяют главное внимание цветочной росписи на фартуке, опуская все бытовые детали костюма.

Главный мотив их росписи – это многолепестковый цветок шиповника(«роза»). Этот цветок издавна считается символом женского начала, любви и материнства. Изображение “розы” обязательно присутствует в любом варианте росписи, созданным мастерами Полховского Майдана.

Матрёшка, инкрустированная соломкой

Вятская матрёшка – самая северная из всех русских матрёшек. Особое своеобразие она получила в 60-е годы ХХ века. Тогда матрёшку стали не только -расписывать, но и инкрустировать соломкой. Это очень сложная, кропотливая работа, включающая в себя подготовку особого вида соломы и её использование в украшении деревянной фигурки. Соломенная инкрустация делает вятские изделия уникальными.

Авторская матрёшка

С конца 80-х, начала 90-х годов 20-го века начинается новый этап в развитии искусства матрёшки – так называемый период авторской матрёшки. Политические и экономические изменения, известные как горбачёвская “перестройка” вызвали огромный интерес в мире к русской культуре, её самобытному, народному началу. Экономические изменения позволили открыть частные мастерские. Мастер-ремесленник получил возможность свободно продавать свои изделия, как это было 100 лет назад.

Среди тех, кто охотно занялся росписью матрёшек, были и профессиональные художники. На место стандартной одинаковой матрешки, сложившейся в советское время, пришла новая, авторская. Прежде всего матрёшечники вернули то тематическое разнообразие в росписи, которое существовало в ранний сергиево-посадский период.

Современная матрёшка

Характерная черта современной авторской матрёшки – её необычайная живописность. Её рисунок похож на цветистую ткань и создает приздничное настроение. Одной из основных тем росписи становится окружающий мир. Многие художники обращаются к мотивам из русской истории- от похода князя Игоря до современной истории. Получилось, что в матрёшке заложен огромный потенциал для передачи событий, развёрнутых во времени и пространстве. Это движение как бы на глазах возникает и так же на глазах может быть «свёрнуто и убрано» в футляр матрёшки.Стоит упомянуть, что для инаугурации Билла Клинтона в России специально заказывались матрёшки с изображением будущего президента США и его ближайших соратников.
Часто можно встретить матрёшку, расписанную под «гжель», «жостово», «хохлому», «палех». Иными словами, современная матрёшка как бы концентрирует всё богатство художественных традиций русского прикладного искусства.

Авторская матрёшка по праву может считаться новым видом искусства, обогатившим мировое художественное наследие и ставшим желанным предметом коллекционирования для музеев и частных собирателей.
Матрёшка – это явление большого художественного значения, это произведение одновременно и скульптурное и живописное, это душа и образ России.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»

ФЕСТИВАЛЬ
УЧЕНИЧЕСКИХ
ПРОЕКТОВ

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

«РУССКАЯ МАТРЕШКА»

Анастасия Артуровна,

ученица 2 Б класса.

Руководитель: Петренко

Марина Степановна,

учитель начальных классов.

Нижневартовск, 2015

Введение ……………………………………………………………………….3

Основная часть:

Что такое матрешка? Происхождение русской матрешки.…………………5

Традиционныематрешки и их отличительные особенности ….……………6

Результаты исследования.....…………………………………………….…….8

Заключение...…………………………………………………………………..10 Список литературы.…………………………………………………………...11 Приложения………………………………………………………………..… 12

ВВЕДЕНИЕ

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Ничто так не выражает дух, характер, мироощущение нации, как народное искусство.

Интересно заглянуть в историю жизни русских людей. Как они жили, чем они занимались, что создавали. А как жили дети в старину? Чем они играли? О старинных игрушках всегда было интересно узнать. Особенно о русской матрёшке. Когда она появилась? И откуда она родом?

Наше поколение – поколение XXI века, мало что знает об этих русских красавицах. Нам больше знакомы заграничные куклы Барби, Винкс.

А мы считаем, что свою историю и культуру нужно знать и с уважением к ней относится.

Я постаралась об этом узнать.

Моя главная цель – выяснить, чем является матрешка в наши дни – игрушкой или сувениром, и популярна ли она сейчас.

Задачи:

1. Проанализировать литературу по теме.

2. Описать появление матрёшки в России.

3. Раскрыть символ женского имени «Матрёна» для России.

4. Выяснить отличительные признаки традиционных матрешек.

Мои подруги не играют с этой куклой, да и среди моих игрушек ее тоже нет, поэтому я считаю, что в наши дни матрешка является сувениром, а не игрушкой. В этом и состоит моя гипотеза .

Во время исследования я использовала следующие методы :

    изучение и анализ различных информационных источников;

    анализ анкет учащихся класса;

    посещение магазинов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Что такое матрешка? Происхождение русской матрешки.

Из словаря С.И.Ожегова я узнала, что матрешка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.

Матрёшка стала символом нашей страны потому, олицетворяет дружбу и любовь, пожелание счастья и благополучия. Она добрая посланница этих чувств, живет и в наших современных квартирах, и во многих странах. Корни её отнюдь не русские.

Собирая материал по данной теме, изучив различную литературу, я узнала, что первая русская матрешка появилась в Москве в конце XIX в. А было это так. Однажды помещица Мамонтова привезла из Японии игрушку – большеголового деревянного японца.

Раскроешь его, а в нем японка, а в ней еще и малыш-японец спрятан. В Японии деревянную игрушку называли Фукуруму, что означает веселый складной старичок. Очень понравилась игрушка Мамонтовым. Попросили они мастера Василия Звездочкина вырезать из дерева куклу, наподобие японской, а художнику Сергею Малютину поручили расписать ее на русский лад. Это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане и переднике, с черным петухом в руке. Игрушка состояла из 8 фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спеленатый младенец. Русскую деревянную куклу назвали матрешкой. В России «Матрена» было самое распространенное имя, которое в переводе с латинского означало «знатная женщина».

Первые русские матрешки стали изготавливать как забаву для детей. Стоили такие игрушки дорого. Но матрешка была еще и полезной игрушкой. С ее помощью детей учили сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, учили счету. Стоили такие игрушки дорого и купить их могли только богачи. Но, не смотря на это, спрос на матрешек не падал, а только рос. Поэтому в стране стали появляться центры по изготовлению этих кукол.

Традиционные матрешки и их отличительные особенности.

Матрешка популярна и в наши дни. Подтверждением этого является то, что в России существует несколько центров по изготовлению и росписи этой куклы.

В каждой местности матрешка имеет свои отличительные черты.

Сергиев-Посадская матрешка одета в рубаху, сарафан, на голове платок с узорами. В руках она держит узелок, корзинку или цветы. По форме эта матрешка широкая. Голова у нее плавно перетекает в туловище.

У Семеновских матрешек на фартуках яркие пышные крупные букеты. Основной цвет в росписи – красный. Форма куклы немного вытянутая.

Какие только истории не приключались с матрешками! Долго бродил по лесу семеновский мастер Евгений Безруков. Он искал дерево, из которого мог бы вырезать матрешку высотой в один метр. Нашел, вырезал и потом принес готовую игрушку на фабрику сувениров. Начали открывать матрешку, а в ней – целых 70 матрешек! И каждая в неповторимом наряде! На память сфотографировали всю необычную семейку.

Русская матрёшка стала настолько известной особой, что заказы стали поступать даже из-за границы. В начале XX столетия кроме девушки в сарафане, появились изображения пастушков с дудочкой, бородатых мужичков, женихов и невест.

Позже появились тематические матрёшки, изображавшие, например, персонажи литературных героев. Мастера русской матрёшки рисовали героев сказок «Репка», «Иван царевич», «Жар-птица».

Полхов-Майданскую матрешку можно узнать по необычной форме головы, удлиненной фигуре и характерному малиновому цвету. Мастера украшают матрешку так, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли фигурку спереди. Лицо матрешки украшают веселые кудряшки-завитушки.

В настоящее время можно встретить не только традиционных матрешек, но и авторских. На фартуках таких матрешек можно увидеть памятники архитектуры, живописные пейзажи, сюжеты народных сказок. А также встречаются матрешки расписанные под гжель, жостово. Среди современных матрешек можно увидеть политических деятелей, популярных артистов, спортсменов.

Все это говорит о том, что матрешка популярна в наши дни, хотя ей уже более 100 лет.

Скор на язык русский народ.

Он создал много загадок, считалок, стихотворений о матрешках. (Приложение 1.)

Я считаю, что это исследование во многом пополнило мои знания. Для меня работа была интересной. Своими знаниями и впечатлениями я обязательно поделюсь с одноклассниками.

Ребята попробовали сочинить сказки о матрешках. (Приложение 2)

Результаты исследования.

Чтобы найти ответ на интересующий меня вопрос, чем является матрешка в наши дни – игрушкой или сувениром, было проведено анкетирование ребят моего класса. Всего было опрошено 24 человека.

На вопрос:

Нравится ли вам матрешка?

Да – нравится.

На уроке изо мы говорили о матрешках и рисовали её.

«Есть ли у вас дома матрешка?»

Положительно ответили - 3 человека.

Следующий вопрос звучал так:

« Матрешка- кукла или сувенир?»

Все 24 человека ответили, что матрешка является сувениром. Проанализировав данные анкеты, я пришла к выводу, что современные дети не играют с матрешками, а те, у кого она есть, используют ее в качестве сувенира.

Следующий вопрос:

« Как вы думаете, какую пользу приносит матрешка?»

Если ее нарисовать, можно разукрасить. Так учишься рисовать и проводишь свободное время – 2 человека

Раскрывая матрешку, малыш может научиться считать - 9 человек

Задавая этот вопрос, я хотела выяснить, что же в первую очередь видят в матрешке дети, как оценивают ее предназначение.

У нас в городе этих кукол можно встретить в магазинах, где есть отделы с сувенирами.

В детском саду я побеседовала с воспитателем младшей группы и рассмотрела игрушки детей. Среди них матрешки не было.

В другом детском саду воспитатель использует матрешек как счетный материал или наглядное пособие. Это еще раз подтвердило мои выводы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование показало, что слово «матрёшка» - исконно русское, произошло от русского имени Матрёна.

Я убедилась в том, что матрешка –что в наши дни матрешка является сувениром, а не игрушкой. И, хотя идея изготовления кукол, которых можно вставлять одну в другую, пришла в Россию из Японии, матрёшка – русская кукла.

В заключение я хочу сказать, что эта работа принесла мне большую пользу.

Во-первых, я узнала много нового и интересного о русской матрешке.

Во-вторых, я научилась работать с дополнительной литературой, с различными информационными источниками, анализировать данные, полученные в ходе исследования.

Суть русской матрёшки – это дружба и любовь. Она как посланница этих добрых чувств приходит в наш дом.

И пока будут жить матрёшки, излучая истинную русскую красу, не угаснет в наших сердцах и вера в наших умельцев.

Мне тоже захотелось создать свою матрешку. Это книжка –малышка «Русская матрешка». Когда у меня будет братик или сестрёнка, я обязательно прочитаю эту книжку.

Наша русская матрёшка

Не стареет сотни лет.

В красоте, таланте русском

Весь находится секрет.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ

    Андреева Р.П. Этимологический словарь для школьников. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.

    Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы: Рассказы о русской народной игрушке. – М., 1997.

    Даль В.И. Толковый словарь русского языка: Современная версия. М., 2000.

    Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. – М.: Азбуковник, 1999.

    Р.А. Бардина. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. - М.: Высшая школа, 1986.

    Г.Л. Дайн. Игрушечных дел мастера. - М.: Просвещение, 1994.

    Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская. Народные художественные промыслы. - М.: Высшая школа, 1980.

    Л.Н. Соловьева. Русская матрешка. – М.: Интербукбизнес, 1997.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Загадки

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей темница.

Считалки

Шли по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрены, три Матрешки

И одна Матрешечка.

Мы – веселые сестрицы!

Мы – матрешки-озорницы!

Раз, два, три, четыре, пять –

Любим в прятки мы поиграть!

Песенки

«Веселые матрешки» (сл. В. Некрасовой, муз. Ю. Слонова)

Мы – веселые матрешки.

Ладушки, ладушки!

На ногах у нас сапожки.

Ладушки, ладушки!

В сарафанах наших пестрых.

Ладушки, ладушки!

Мы похожи, словно сестры.

Ладушки, ладушки!

Завязали мы платочки.

Ладушки, ладушки!

Раскраснелись наши щечки.

Ладушки, ладушки!

Частушки «Матрешки» (Д. Шигаев)

    Мы матрешки, мы матрешки.

Утром рано мы встаем.

Вшестером поем частушки

И танцуем вшестером.

Никогда мы не скучаем.

Шесть у нас платочков есть.

Чашек шесть у нас для чая

И салфеток тоже шесть.

И кроваток нам не нужно.

Потому что в час ночной

Спим мы вместе.

Спим мы дружно.

Спим мы все одна в другой.

    Восемь кукол деревянных, Вынь ее да посмотри:

Круглолицых и румяных. Кто в ней прячется внутри?

В разноцветных сарафанах Прячется в ней пятая

На столе у нас живут. Куколка пузатая.

Все «матрешками» зовут. А внутри пустая –

Кукла первая толста. В ней живет шестая.

А внутри она пуста. А в шестой – седьмая.

Разнимается она на две половинки. А седьмой – восьмая.

В ней живет еще одна Эта кукла меньше вех

Кукла в серединке. Эта кукла меньше вех –

Эту куколку открой – Чуть побольше, чем орех.

Будет третья во второй. Вот, поставленные в ряд,

Половинку отвинти, Сестры-куколки стоят.

Плотную, притертую, «Сколько вас», – у них мы спросим.

И сумеешь ты найти И ответят куклы: «Восемь!».

Куколку четвертую.

Приложение 2.

Сказки.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ МАТРЕШЕК В ЛЕСУ.

Жили-были три матрешки. Старшая - Саша, средняя - Даша, а третья малюсенькая - Машенька.

Однажды они пошли гулять в лес и встретили подружек, которые шли с пустыми корзинами.

Матрешки спросили:

− А вы, что ходили в лес?

− Да, - ответили подружки.

− А зачем вы ходили?

− Мы хотели грибов собрать, а вы зачем идете?

− По малину, да листочков собрать, чтобы засушить.

− А можно мы с вами пойдем?

− Можно, - ответили матрешки, и пошли в лес все вместе.

Они собирали малину и увидели медвежонка. Через некоторое время они снова увидели маленького медвежонка, который лакомился малиной.

− Давайте возьмем медвежонка с собой домой, я буду с ним играть, - сказала Машенька.

− Нет, он еще маленький и ему нужна мама, - ответила Саша, и девочки пошли домой.

ТРИ МАТРЕШКИ .

Жили - были три матрешки. Старшая - Саша, средняя - Даша, А самая младшенькая - Машенька. Однажды Саша пошла ночью про­верить, не взяла ли собачка Жучка ее платок. Ни платка, ни собачки не было. Саша закричала: «Ой, у меня Жучка утащила платок!» Просну­лась Даша, она сказала: «Почему ты так кричишь? Спать не даешь!» Она ответила: «У меня Жучка пла­ток утащила!» Затем проснулась Машенька и заревела: «Я спать хо­чу, а вы меня разбудили!» Дашень­ка ответила: «А я здесь не при чем». Маша заревела громче Маши и Саши: «Вы все шумите, я слыша­ла!». И тут прибежала Жучка с платком и отдала его матрешкам. Матрешки поняли, что лучше жить в мире и согласии.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ МАТРЕШЕК.

Жили – были три матрешки. Старая – Саша, средняя – Даша, а третья малюсенькая – Машенька. Однажды матрешки пошли в лес. Сестры рвали цветы, собирали ягоды. А Машенька все глубже заходила в лес, и забыла дорогу назад. Саша и Даша стали звать и кричать сестренку. На их крик из лесу выбежала лисица. Сестры спросили, не видела ли она Машеньку. Лисица ответила, что не видела и что будет в лесу у зверей про Машеньку спрашивать. А Машенька сильно испугалась, когда поняла что заблудилась, стала плакать и звать на помощь. На ее плач из лесу вышел серый волк. Волк не тронул матрешку, ему стало жалко ее, и волк решил помочь матрешке найти сестер. Он посадил Машеньку себе на спину и побежал из глуши леса. Когда волк выбежал на полянку, то встретил там лису. Лиса увидела Машеньку и рассказала, что ее на опушке леса ждут сестренки. Пробежав через поляну, волк с лисой и Машенькой увидели сестер – матрешек. Так волк с лисой помогли Машеньке и ее сестрам встретиться. С тех пор сестренки – матрешки не расстаются.

Приложение 3

Старик Фукурума в поисках Страны Ветвей Солнца

Мрачный доктор
Далеко-далеко, на Дальнем востоке, на острове, в Стране Корней Солнца жил старик Фукурума. Ходили легенды о его безмерной мудрости и веселом нраве. И, правда, любил Фукурума во всякие истории попадать.
И была у Фукурумы семья: много детей, еще больше внуков, а правнуков и не сосчитать. И все – такие же веселые любители приключений-похождений.
Собрал однажды их Фукурума и говорит:
- Родственники мои дорогие! Надоело мне на этом острове скучать. Отправлюсь-ка я на запад, Страну Ветвей Солнца искать. Ведь если есть Страна Корней Солнца, то почему бы и не быть Стране Ветвей его.
- И нас! И нас возьми! – загалдели родственники.
Да где ж найдешь такой корабль, чтоб вместились они все? Но Фукурума недаром слыл мудрецом. Взял да и проглотил всех родственников сразу и уплыл на маленькой лодочке через Японское море. А когда на берег высадился, пешком пошел. Реки перелетает, горы с помощью своего посоха перепрыгивает, людям советом помогает, детей сказками-рассказками веселит.
Вот пришел он в одну деревеньку. Ну, вы знаете. Тут недалеко: за поворотом направо еще километров семь будет. Там еще жители веселые. Только тогда они гру-у-устные были. Удивился Фукурума: ни войны, ни какой еще беды нет, а жители грустят. Стал он деревню изба за избой обходить. Набрел на избу, где лежал на постели мальчик Ваня. Лежал Ваня, никого не видел, только тихо стонал. А поразила его Печаль-хвороба. Оттого и селяне вокруг ходили грустные.
Обследовал Фукурума Ваню, еще пуще удивился. Вроде и не болен ничем мальчуган, а ему все хуже и хуже. Решил старец с родственниками посоветоваться. И начал их по одному из себя выплевывать. Вот уже и дом полон, а Фукурума все выплевывает. Только когда и во дворе некуда было ступить, остановился старец. Шумят фукурумовы родственники, что куры в курятнике. Испугалась Печаль-хвороба, увидав такую шумную толпу, да и убежала за полярный круг.
Тут Ваня и выздоровел, вскочил с постели, кинулся родителей обнимать, и Фукуруму с родственниками благодарить.
Надо сказать, что кимоно Ваня до тех пор никогда не видел. Чудно ему стало.
- Какие нарядные платья! – воскликнул, - Как на тетке Матрене в большой праздник.
Обратились тогда к Фукуруме родственники:
- Не хотим идти дальше. Нам и тут хорошо. Жители здесь добрые, веселые. Будем им, чем можем, помогать.

Да и Фукурума расхотел искать Страну Ветвей Солнца. Понравились ему места красивые, да люди хорошие. Так и остались они. И народ полюбил их за нрав веселый, беззаботный. И прозвали их в честь Ваниной тетки

матрешками. Так и живут они среди нас с тех пор, веселье дарят, скуку разгоняют.

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Урюпинская кадетская школа имени генерал-лейтенанта С.И. Горшкова»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА:

« ИСТОРИЯ ОДНОЙ ИГРУШКИ»

Работу выполнил

Воспитанник 2 взвода

Урюпинской кадетской школы

Тимофеев Марк

Руководитель: воспитатель

1 квалификационной категории

Зубцова Валентина Николаевна

Урюпинск 2017 год

Введение 3 стр.

Актуальность 3 стр.

Цель 4 стр.

Задачи 4 стр.

Гипотеза 4 стр.

Методы исследования 4 стр.

Предмет исследования 4 стр.

Объект исследования 4 стр.

Теоретическая часть 5 – 9 стр.

Практическая часть 10 стр.

Результаты 11 стр.

Выводы 11 стр.

Использованная литература 12 стр.

Приложения

Введение.

В России народ очень любит мифы. Пересказывать старые и сочинять новые. Мифы бывают разные – предания, легенды, бытовые сказки, повествования об исторических событиях, которые со временем приобретали новые подробности… не без украшательства со стороны очередного рассказчика. Нередко случалось так, что воспоминания людей о реальных событиях со временем обрастали поистине фантастическими, интригующими подробностями, напоминающими самый настоящий детектив. То же случилось и с такой известной русской игрушкой, как матрёшка. Один из главных образов, возникающих при упоминании России, это матрешка – расписная точеная деревянная кукла, считающаяся чуть ли не идеальным воплощением русской культуры и “загадочной русской души”. Однако, насколько русской является матрешка? Оказывается, русская матрешка довольно молода, она родилась где-то на границе XIX и XX веков. Но с остальными подробностями не все четко и ясно. Матрёшка символизирует материнство, семейное единство, доброту, уважение к старшему поколению, чего в наше современное время стало так не хватать.

Актуальность темы.

Мир игрушки удивительно многообразный. С помощью игрушки ребенок открывает для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых. Мы встречаемся с игрушками в музеях и на выставках, ценим их как художественные произведения, созданные талантливыми народными мастерами, художниками, скульпторами, дизайнерами.

Матрёшка не просто игрушка, но и художественное изделие. И мы задумались о ее происхождении, где, когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки. Почему деревянная раскладная кукла-игрушка называется “матрёшка”? Что символизирует такое уникальное произведение народного творчества. И мы решили больше узнать об этом чуде – Русской Матрешке.

Цель работы: история появления матрешки и изготовление авторской матрёшки.

Задачи:

Изучить историю появления матрешки.

Выяснить происхождение названия «матрёшка».

Узнать, за что эту деревянную куклу назвали символом России.

Выявить виды матрёшек.

Проследить технологию создания матрешки.

Определить, в чем же секрет её успеха и долголетия.

Гипотеза

Несмотря на иностранное происхождение, Матрёшка является русской национальной игрушкой, символом России известным во всем мире.

Методы исследования:

Словесный

Наглядный

Практический

Частично-поисковый

Предмет исследования: декоративно - прикладное искусство России.

Объект исследования: матрёшка.

Теоретическая часть.

История появления матрёшки. Происхождение матрёшки.

Начиная работу, в первую очередь надо было узнать: что же такое «матрешка»? В словаре Ожегова дано значение этого слова, как «полуовальная полая разнимающая посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера

Хотя матрёшка и завоевала репутацию символа нашей страны, её корни не русские. История матрёшки берёт своё начало в Японии. Как же такое случилось? Япония – страна множества богов. Каждый из них за что-то отвечал: либо за урожай, либо помогал праведникам, либо был покровителем счастья, искусства. В конце XIX столетия кто-то решил поместить несколько фигурок одна в другую. Первой такой забавой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание и мудрость. Японцы утверждают, что первым на острове Хонсю, такую игрушку выточил безызвестный русский монах. Японская фигурка совершила своё путешествие в Россию и была встречена с интересом токарем Василием Звёздочкиным. Именно он выточил из дерева похожие фигурки, которые тоже вкладывались одна в другую. Известный художник Сергей Малютин, расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а в центре спеленатый младенец.

Почему этой деревянной игрушке дали такое необычное имя? Мнений на этот счет много. Одни историки утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня; другие - что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна "матрешка" связано с именем индуистской богини-матери Матри.

Всем известно, что Матрена - это женское имя, любимое в среде крестьянства. Но все же популярных крестьянских имен довольно много, почему же было выбрано именно это? Возможно, игрушка своим обликом напоминала какую-то определенную девушку Матрешу, поэтому и получила такое название. Возможно увидев куклу, кто-то ахнул: «Да это же настоящая Матрёна!» Так имя и закрепилось за игрушкой.

Сегодня мы не воспринимаем название матрёшки, как имя собственное. Оно срослось с игрушкой и стало именем нарицательным – названием.

Виды матрёшек.

Первые русские матрёшки были созданы в городе Сергиев Посад, как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки, практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок. Ныне, это Загорская матрешка, ее расписывают по белому дереву, гуашевыми красками, используя красные, зеленые, синие цвета. При упоминании о “загорской” матрешке перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками.

Матрешка распространялась, стали изготовляться далеко за пределами Сергиева Посада - в Семеновском районе Нижегородской губернии. Для семеновской матрешки характерны яркие цвета, в основном желтый и красный. Хотя сам город, знаменит в основном хохломской росписью.

Полховские матрешки. Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских матрешек. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. Основной элемент - многолепестковый цветок шиповника ("роза"), рядом с которым может быть полураскрытые бутоны на ветках.

Вятские матрешки. Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается другой тип матрешки родом из Вятки. Помимо традиционной росписи, в ее оформлении используется оригинальный художественно – технологический прием, вообще характерный для изделий этого региона – инкрустация соломкой.

У крутцкой матрешки тоже роспись по – своему: рядом с розами расцветают огромные колокольчики, невероятные гвоздики, ромашки, тюльпаны и такие цветы, которым уже и названия не подберёшь – сказочные.

Но она была дорога - и эта кукла, предназначенная детям, в основном покупалась взрослыми ценителями искусства.

В 1900 году матрешка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где заработала бронзовую медаль и признание мира. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России.

Мериновская матрешки. В 1922 году мериновский мастер А.Ф. Майоров купил на ярмарке матрешку. Матрешка понравилась всему семейству. Он выточил сам похожую форму и вместе с дочерями расписал ее по-своему. Вскоре не только семья Майоровых, но и многие из односельчан перешли на изготовление матрешки. Изготовление матрешки и по сей день остается основным ремеслом для мериновских мастеров.

Современная авторская матрешка. Как и сто лет назад, теперь в Сергиевом Посаде и Семенове вновь рисуют целыми семьями. Особенно много подобных мастерских появилось в Москве и её окрестностях. Наибольший интерес стала представлять авторская матрёшка, выполненная художником, профессионалом или любителем. Современные художники–матрёшечники, прежде всего, обратились к традициям первых русских матрёшек.

Фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип матрёшки, держащей в руке какой-нибудь предмет, в настоящее время пополнился многочисленными вариантами. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок.

Самой распространенной и поныне самой популярной является пятиместная матрешка. Однако часто встречаются также матрешки в три – семь - десять - пятнадцать мест. Кстати, матрешки обогащались не только росписью, но и усложнялись количеством вкладываемых фигурок. Николай Булычев побил своеобразный рекорд, выточив 48-местную матрешку. Нынешняя техника позволяет делать 20-50-местные матрешки. В 1970 году Евгений Безруков, семеновский мастер изготовил рукотворное чудо – 72-местную матрешку! В тот год семеновские мастера-игрушечники показали ее на Всесоюзной выставке декоративно-прикладного искусства самодеятельных художников и мастеров. А в фондах Исторического музея есть экземпляр 100-местной матрешки.

Художник Борис Краснов расписал самые большие авторские матрешки, которые стоят в ТЦ «Афимолл» в Москве. Их высота 30 метров, они расписаны под Гжель и Хохлому, городецкую роспись, на некоторых изображены русские сказки.

Разделив матрешек по месту их изготовления, мы увидели, что можно найти много общего и среди этих разных групп. Вот новые группы:

    Матрешки, «одетые» в национальные костюмы.

    Исторические матрешки.

    Матрешки - литературные произведения и их героев.

    Семейная матрешка.

Технология изготовления матрешки мастерами.

Надо отметить, что русские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца) освоили изготовления матрешки с легкостью. Над созданием матрешки работает целая команда мастеров. У каждого мастера есть свои секреты.

Первый этап – выбор дерева. И быть оно должно ровным, без сучков. Как правило, это липа, береза, осина. Срок сушки примерно два года.

Второй этап – заготовка. Для выполнения заготовки берут подходящий чурбачок, вставляют его в станок и вытачивают. Деревянные заготовки, мастер начинает точить с неразъёмной малютки, «первенькой». Она может быть совсем маленькой – с рисовое зерно. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Сначала вытачивает мастер голову, затем туловище, подрезает в нужных местах резцом, и заготовка готова. Вытачивание матрёшек - тонкое искусство, которому учатся годами; некоторые умельцы-токари выучиваются даже вытачивать матрёшек вслепую!

Третий этап – шлифовка и грунтовка. После того как токарь выточил фигурки матрешки, к работе приступает шлифовальщик. Он сглаживает все неровности и шероховатости на теле матрешки, делает ее поверхность гладкой и удобной для художника.

Четвертый этап – роспись. Начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность – роспись:

    перед росписью деревянную поверхность матрёшек покрывают картофельным клейстером;

    сначала карандашом наносится основа рисунка;

    потом намечаются контуры рта, глаз, щёк;

    затем матрёшке рисуют одежду.

Среди росписей различают:

Гжельскую

Городецкую

Хохломскую,

Дымковскую.

С середины двадцатого века матрёшек стали не только расписывать, но и декорировать - перламутровыми пластинками, соломкой, а позже стразами и бисером. Но не было этих украшений у первых матрёшек - и "настоящей", исконно русской матрёшкой и поныне считается деревянная расписная куколка, без инкрустаций и "накладок".

Матрёшки всегда радует нас неповторимой красотой: своеобразием росписи, яркостью красок. Сколько фантазии вкладывают мастера в их изготовление!

Практическая часть.

Изготовления матрешки своими руками

Матрешку можно изготовить и самим. Для этого нужна фантазия, творчество. Ее можно нарисовать, вылепить из пластилина, сделать из солёного теста.

Матрёшки из солёного теста.

Тесто:

1 стакан соли;

1 стакан муки;

вода.

Замешиваем тесто и делаем из него заготовки для матрёшек.

Сушим в тёплом месте одну неделю, затем приступаем к росписи.

Расписываем матрёшек по своему замыслу (авторские).

Матрёшек можно нарисовать на бумаге:

Прежде чем расписывать поделки, пробуем фантазировать на бумаге.

Матрёшек можно сделать из пластилина:

1.В качестве основы взяли разные бутылочки от витаминов.

2.Сгладили пластилином формы головы и шеи.

3. Сделали лицо из белого пластилина и основу сарафана красного и синего цвета.

4.Затем делаем тонкие пластины из пластилина разного цвета, накладываем друг на друга и сворачиваем рулетиком.

5. Разрезаем рулетики на тоненькие поперечные пластинки и украшаем наши матрёшки.

6. В зависимости от цвета и формы получаются разные цветы.

Как и раньше, матрёшка очень популярна среди детей, 47 человек из 50 считают её символом России.

Дома матрёшку имеют не многие, всего 17 человек из 50 опрошенных, за то 30человек из 33 хотели бы приобрести матрёшку. Это говорит о том, что матрёшка остаётся дорогой и очень желанной игрушкой.

Результаты:

    русская матрёшка во все времена символизировала плодородие, материнство, пожелание счастья и благополучия;

    эту игрушку мастерят во многих уголках нашей страны, название ее зависит от места ее изготовления и вида росписи;

    в своем облике она отражает историю русского народа, его традиции;

    как и раньше, матрёшка остаётся достаточно дорогим сувениром, не каждый в состоянии её приобрести;

    матрешку можно смастерить своими руками;

Вывод.

В настоящее время русская матрёшка переживает второе рождение, связанное, наверное, с огромным интересом в мире к России, к переменам, происходящим в нашей стране. Мы подтвердили нашу гипотезу, о том, что матрешка, несмотря на свое иностранное происхождение, является русской национальной игрушкой, символом России известном во всем мире.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.

1. Андреева Р.П. Этимологический словарь для школьников. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2005.

2. Блинов Г.М. Чудо -кони, чудо-птицы: Рассказы о русской народной игрушке. – М., 1997.

3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: Современная версия. М., 2000.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. – М.: Азбуковник, 1999.

5. Р.А. Бардина. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. - М.: Высшая школа, 1986.

6. Г.Л. Дайн. Игрушечных дел мастера. - М.: Просвещение, 1994.

7. Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская. Народные художественные промыслы. М.: Высшая школа, 1980.

8. Л.Н. Соловьева. Русская матрешка. – М.: Интербукбизнес, 1997.

9. https://yandex.ru/images/search?img_url=https

10. http://art-assorty.ru/1386-russkaya-matreshka.html

11. http://mylitta.ru/713-history-russian-dolls.html

12. http://fishki.net/1264148-russkaja-matryoshka.html

13. https://www.vipdoll.ru/%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%BA%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE2/


Когда иностранцев спрашивают о первых ассоциациях с Россией, то они обычно вспоминают о шапках-ушанках, медведях с балалайками, разгуливающих по городским улицам, и матрешках . Если первое со временем изжило себя, то матрешки продолжают находиться в тренде и по сей день. Позитивный и оригинальный сувенир является настоящим отображением русского духа и охотно раскупается не только туристами, но и любителями ярких фигурок.




Несмотря на то, что матрешка считается исконно русской и древней игрушкой, ее возраст составляет немногим более 100 лет. Да и прообразом матрешки называют фигурки буддийского мудреца Фукурумы, привезенные в конце 19 века семьей Мамонтовых в Московскую игрушечную мастерскую «Детское воспитание».



Автором первых матрешек стал токарь по дереву Василий Звездочкин , а их росписью занимался художник Сергей Малютин . Фигурок было всего восемь. У самой крупной в руках был петух, а наименьшая матрешка выглядела как завернутый в пеленку младенец.
Историки приходят к мнению, что название «матрешка» происходит от популярного в те времена русского имени Матрена, которое ассоциировалось с многодетной дородной женщиной.



Когда спрос на подобные игрушки стал увеличиваться, появились и разные стили росписи кукол (Семеновская, Ивановская, Сергиевская). Матрешка стала настоящим трендом. В современной России матрешек расписывают не только, как традиционных розовощеких девушек в платках. Популярны модели политиков или спортсменов.
Есть среди матрешек и свои рекордсмены. Самая большая состоит из 72 фигурок, а самая маленькая матрешка из слоновой кости имеет размер 1,1 миллиметр.

Уже давно матрешка является модным славянским сувениром. Но матрешка не только украшение или сувенир, прежде всего это уникальная игрушка для детей - очень красивая и полезная. Как много матрешек у нее в середине, так и много тайн содержится в ней. Что же означают эти вставленные одна в другую разукрашенные куколки?

Развивающей и обучающей ценности матрешки может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная игрушка - отличный дар маленьким детям. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества, величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Это способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей. Умение разобрать и верно собрать матрешку развивает логическое мышление, в игровой форме обучает счету. Но эта игрушка имеет еще и множество символических смыслов.

Известно, что любая традиционная игрушка - обучающий предмет, связанный с мифологией. Многие исследователи бьются над загадкой матрешки, а символика народного искусства часто теряется в глубине веков. Знатоки полагают, что русский мастер, точивший матрешку, помнил и хорошо знал русские сказки и заключил в матрешку идею поиска истины и возможности найти ее, только «докопавшись до сути» - последней фигурки. Вспомним сказку «Кощей Бессмертный», где Иван-царевич ищет яйцо, в котором заключена игла - смерть Кощея Бессмертного. Это яйцо было в утке, утка - в зайце, заяц - в ящике, ящик - под дубом. Также и многослойность матрешки учит нас искать множество смыслов - за внешним видеть внутренние причины, более глубоко воспринимать мир, не судить поверхностно, докапываться до сути.

Матрешка - символ Рода. Вдумаемся в название. Слово «матрешка» происходит от слова «мать». Таким образом, эта игрушка олицетворяет мать многочисленного семейства, являясь символом материнства, плодородия. Матрешка с многочисленным матрешкиным семейством передает образ Рода, нескольких поколений предков и потомков.

Матрешка - символ единства и многопроявности мира. Она как бы одна, но вместе с тем состоит из множества своих проявлений, которые являются ее маленькими отражениями. Поэтому матрешка также несет идею отражения малого в великом, макрокосмоса - в микрокосме.

Матрешка со всеми ее составляющими - это символ многомерности и многослойности Вселенной и человека - его энергетических тел. Наши предки знали об этом, поэтому существовали возрастные посвящения, которые помогали укрепить соответствующие энергетические тела.

Так, самая маленькая матрешка - это физическое тело человека, оно полностью созревает к 1-му году жизни, чтоб укрепить его и помочь ребенку утвердиться в мире Яви. Тогда проводится возрастное посвящение Пострижины. Эта матрешка - красная, поскольку физическое тело связано с чарой красного цвета - Исток.

Следующая матрешка - это Жарье (эфирное) тело человека, полностью формируется к 3-м годам. Чтобы укрепить его, проводится возрастное посвящение Посажены на коня - для мальчиков, Зоря-Провестница - для девочек. Эта матрешка - оранжевого цвета, поскольку эфирное тело связано с чарой оранжевого цвета - Зарод.

Еще большая матрешка - Навье (астральное) тело человека - желтого цвета, связана с чарой Живот. Формируется к 7 годам, проводится посвящение Подпоясывание - для мальчиков, Закосычивание - для девочек.

Следующая матрешка - Клубье (ментальное) тело - зеленого цвета, формируется к 12-14 годам, отмечается посвящениями Ярение и Лельник.

Голубая матрешка (горловая чара Устье) - Причинное (каузальное) тело, формируется к 21 году, человек готов творить свое пространство, а значит пройти посвящение в Мужа или Жену - свадебный обряд.

Синяя матрешка (чара Око) - Колобье тело (тело интуиции и духовного ума), человек проходит посвящение в Отца или Мать.

Самая большая - фиолетовая матрешка (чара Родник), символизирует Дивье тело (душа человека, катеральное, атмическое тело). Человек лучше всего осознает его, когда проходит посвящение в Дедушку или Бабушку. Следующие же матрешки-тела - Правье тело и Джива имеют очень высокие вибрации, поэтому не имеют цвета - это уже свет.

Таким образом, матрешка олицетворяет человеческую целостность, ее позитивный веселый образ приносит в дом гармонию и уют.