Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Горе от ума чацкий и софия. Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума

Горе от ума чацкий и софия. Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума

ЧАЦКИЙ И СОФЬЯ. ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

Как Софья Павловна у вас похорошела! А. С. Грибоедов Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» °ткрывает правдивую галерею русских национальных характеров. И, безусловно, лучшими, в художественном смысле, явдя! ются Чацкий и Софья. По силе характеров, страстности, умению отстаивать свою точку зрения они очень схожи, только вот к цели идут разнъь ми путями. Александр Андреевич Чацкий - открытая и смелая душа, оц ничего не боится, кидается в борьбу с «открытым забралом» Из-за молодости и неопытности он еще верит, что людей можно изменить, внушить им высокие идеалы, объяснив ошибки и заб-луждения. Оттого он так «мечет бисер» перед Репетиловыми и тому подобными. Его задача - «высветить» глупость и ограниченность окружающих его людей. А судьи кто? - За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима. Сужденья черпают из забытых газет... Всегда готовые к журбе, Поют все песнь одну и ту же, Не замечая об себе: Что старее, то хуже. Софья же плоть от плоти этого общества - ослепленный любовью, Чацкий еще не понял этого. Она прекрасно приспосабливается к законам, навязанным ей близкими: и уже прекрасно умеет изворачиваться, лгать и притворяться, и всегда делать по-своему, как хочется ей. Она и дальше будет поступать так же, в этом ее суть. Подумаешь, как счастье своенравно! Бывает хуже, с рук сойдет; Когда ж печальное ничто на ум нейдет... Чацкий догадывается и не хочет верить, что Софья его не любит, что есть у него счастливый соперник. Софья жестоко ошиблась, выбрав предметом обожания Мол-чалина. Сама она объясняет это «роком», но правда в том, что от скуки и безделья и Молчалин сгодился в «предмет страсти». Молчалин вам наскучил бы едва ли, Когда б сошлись короче с ним... Я не старалась, бог нас свел. Низкопоклонство, лицемерие, угодничество Молчалина Со- о фья возводит в ранг заслуг, даже достоинств. А как же иначе. Она живет в таком обществе, где каждый выживает как может. Прослывешь сумасшедшим, как Чацкий, если будешь отличаться от остальных. Невозможно быть искренним, когда тебя не т слушать. Без денег и чинов нельзя «сметь свое суждение * ь». Это норма жизни данных людей. Софья приспособилась 11 ой обстановке; вероятно, не откройся коварство Молчали- К она нашла бы способ связать свою судьбу с его. Но и в этом у когда-то открывается истина. И чем ее больше скрывали, 1 м Сокрушительнее ее действие. Чацкий не на шутку «расходился», когда понял, что его сопер- ик - Молчалин. Это больно ударило по самолюбию Александра Андреевича; он умен, но слишком пылок, чтобы сдерживать эмоции. Не образумлюсь... виноват, Я слушаю, не понимаю, Как будто все еще мне объяснить хотят. Растерян мыслями... чего-то ожидаю. Он настолько забывается, что начинает во всем винить Софью, но она-то сразу ему сказала, что не любит его, только вот Чацкий не хотел этого услышать. Теперь же он изливает свою обиду и желчь, понимая бессмысленность происходящего. Он просто «дурно ведет себя». Оскорблена его любовь, унижено его чувство. У Александра Андреевича не хватает благородства пожалеть Софью, а это необходимо. Умная девушка, с пылкой и страстной душой, полюбила ничтожного человека, да еще и труса. Теперь ей ждать нечего. Отец, конечно, примет меры. И если решит отдать ее замуж за Скалозуба, то уж не будет медлить и брать в расчет чувства дочери, что для нее Мне все равно, что за него, что в воду. Теперь уж Павел Афанасьевич не будет так «слеп» и снисходителен, он получил прекрасный урок. Комедия заставляет задуматься над перипетиями людских судеб. Ведь всякое литературное произведение - это концентрированный рассказ о действительности жизни, и когда бы ни жили люди, они страдают и радуются, плачут и смеются одинаково. Скорее в обморок, теперь оно в порядке, Важнее давишной причина есть тому, Вот, наконец, решение загадке! Вот я пожертвован кому! А милый, для кого забыт И прежний друг, и женский страх, и стыд, - За двери прячется, боится быть в ответе... Ах! как игру судьбы постичь? Людей с душой гонительница, бич! - Молчалины блаженствуют на свете!

Задачи и тесты по теме "Чацкий и Софья. Значение образов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»"

  • Лексическая норма

    Уроков: 1 Заданий: 6

  • Синтаксис и пунктуация - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 3 Заданий: 8

Вопрос 5 экзаменационного билета (билет № 18, вопрос 3)

Как меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»?

Пьеса Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» относится к жанру общественных комедий. Это означает, что основной конфликт ее — социальный: противоречие между положительным главным героем Чацким, представляющим передовые силы русского общества, и консервативной, пороч­ной средой, которая его окружает. Одновременно движет дей­ствие комедии еще и психологический конфликт, связанный с неразделенной любовью героя. Сюжетным воплощением этого конфликта становится так называемый «любовный тре­угольник», сторонами которого являются Чацкий, Софья и Молчалин.

В самом общем виде сюжет этот выглядит так. Чацкий и Софья много общались в юном возрасте. Их соединяли чувства взаимной симпатии. Когда Софье было четырнадцать лет, Чац­кий уехал набираться ума в дальних странствиях. За время его отсутствия девушка повзрослела на три года и влюбилась в Молчалина, секретаря своего отца, живущего с ней в одном доме. Чацкий вернулся, полный пылких чувств к Софье, но в ответ встретил холодность и неприязнь. Он попытался выяс­нить причину этого и в конце концов узнал, что Софья любит другого. Ее избранник показался Чацкому недостойным та­кой девушки, как Софья. Она же, оскорбленная его насмеш­ками над предметом своей любви, чтобы отомстить, пустила слух, что Чацкий сошел с ума. В финале пьесы Софья была потрясена, узнав, что Чацкий оказался прав: Молчалин ее не любит, а за ее спиной пытается соблазнить служанку Лизу. Когда всё раскрылось, Чацкий произнес гневный монолог, обличающий всех, и в том числе Софью, и покинул ее и дом Фамусовых.

Чтобы разобраться в этих хитросплетениях сюжета и попы­таться понять, почему всё произошло именно так, нужно оп­ределить, каков же характер Софьи. Действительно ли она «не­годяйка», как, по-видимому, считает Чацкий и как назвал ее в одном из писем автор комедии? Другими словами, можно ли ее действия по отношению к Чацкому назвать изменой, а ее сплетню о сумасшествии Чацкого — прямой подлостью? Но почему Чацкий решил, что Софья должна его любить? Ведь когда они расстались, она была еще подростком, и вряд ли та­кой умный человек, каким считает себя Чацкий, мог всерьез воспринять связывавшие их раньше отношения. И уж никак он не должен был предполагать, что за три года их разлуки в нрав­ственном развитии Софьи не произойдет никаких изменений. Тем не менее, приехав в дом Фамусовых после долгого отсут­ствия, он бросается к Софье так, будто они расстались только вчера. Софья же в этот момент думает совсем не о Чацком.

Напротив, он только досадная помеха в сложившихся обстоя­тельствах. Ведь перед самым его приездом ей с большим тру­дом удалось убедить отца в том, что Молчалин оказался у две­рей ее комнаты случайно. Она занята сейчас своей новой, а может быть, и первой, мы точно не знаем, любовью. Ей сейчас просто не до Чацкого. Тем не менее, когда Лиза перед самым его появлением мягко упрекает ее в том, что она забыла о Чац­ком, Софья ей отвечает:

Я очень ветрено, быть может, поступила,

И знаю и винюсь; но где же изменила?

Кому? чтоб укорять неверностью могли.

Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; Привычка вместе быть день каждый неразлучно Связала детскою нас дружбой; но потом Он съехал, уж у нас ему казалось скучно,

И редко посещал наш дом;

Потом опять прикинулся влюбленным,

Взыскательным и огорченным!!.

Остер, умен, красноречив,

В друзьях особенно счастлив.

Вот об себе задумал он высоко -

Охота странствовать напала на него,

Ах! если любит кто кого,

Зачем ума искать и ездить так далёко?

Итак, вот мнение Софьи об их прошлых отношениях с Чацким: детская дружба. Хотя, вопреки этому определению, в словах Софьи слышна и обида на Чацкого за то, что тот ее покинул. Но, с ее точки зрения, Чацкий не имеет никакого права попрекать ее тем, что она полюбила другого. Никаких обязательств она ему не давала. Если бы Чацкий не был так ослеплен своим чувством, он бы довольно быстро догадался о том, что у него есть счастливый соперник. Собственно, он все время стоит на грани этой догадки. Но никак не может ей поверить. Во-первых, потому, что сам влюблен. А во-вторых, он никак не может предположить, что Софья способна полю­бить такого ничтожного человека, каким в его глазах являет­ся Молчалин.

А что же сам Молчалин? Он тяготится любовью Софьи. Хотя, казалось бы, в соответствии с его характером, должен радоваться такому счастью. Цель его жизни — карьера, а стать зятем Фамусова — это же прямая дорога на пути к чиновным высотам. Однако Молчалин, при всех своих пороках, отнюдь не так глуп, как думает Чацкий. Он прекрасно понимает, что если его отношения с Софьей раскроются, то он потеряет даже свое нынешнее место: зачем Фамусову бедный и нечиновный зять? К тому же Софья не привлекает его как любовная парт­нерша. Молчалина, как, кстати, и самого Фамусова, влечет к Лизе. Между прочим, ее участие в сюжете позволяет говорить уже не о треугольнике, а о четырехугольнике. Правда, участие Лизы во всех этих перипетиях пассивное. Для нее в равной мере опасны и «барская любовь», и приставания Молчалина, и возможный гнев хозяйки, которая тоже крутовата нравом. И Лиза задумывается, а не полюбить ли ей буфетчика Петру­шу? Он, вероятно, ей нравится, а заодно, может быть, и защи­тит от посягательств со стороны других мужчин. Молчалин к тому же, изучив характер Софьи, помимо всего прочего, опа­сается и того, что ее привязанность к нему тоже будет недолго­вечной. «Любила Чацкого когда-то, меня разлюбит, как его», — проницательно замечает он.

Таким образом, рассмотрев любовный конфликт комедии, можно сделать вывод, что всё здесь не так уж просто и одно­значно. И это объясняется тем, что «Горе от ума» — реалисти­ческое произведение. В нем всё сложно и запутанно, как в са­мой жизни. Нет, Софья не изменяла Чацкому. Напротив, она сама пострадала, оказавшись обманутой Молчалиным. Ее же поступок по отношению к Чацкому, конечно, злая шутка, объясняющаяся досадой на язвительные слова, сказанные им о ее любимом человеке. И может быть, когда Софья раскаялась после разоблачения Молчалина, Чацкому следовало бы ее уте­шить и поддержать в ее горе, а не усугублять его гневными сло­вами. Но Чацкого тоже понять можно: его гнев после случив­шегося был уже таким, что эмоции подавляли разум. Впрочем, возможны и другие мнения на сей счет. А это означает, что бес­смертная комедия Грибоедова по-прежнему волнует нас свои­ми не до конца разрешенными загадками.

Главный герой комедии – Чацкий. С момента появления в пьесе он участвует почти во всех сценах и везде противопоставляется другим дей­ствующим лицам.
Любовь Чацкого к Софье – чувство искреннее, горячее. Он объясняется ей в любви при первом же появлении. В Чацком нет никакой скрытности, никакой фальши. О силе и характере его чувства можно судить по его сло­вам о Молчалине, обращенным к Софье:
Но есть ли в нем та страстность? то чувство? пылкость та?
Чтоб, кроме вас, ему мир целый
Казался прах и суета?
Тяжело переживает Чацкий разочарование в любимой девушке. В запаль­чивости он упрекает ее даже в том, в чем она совсем перед ним не виновата:
Зачем меня надеждой завлекали?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?
“Тут что ни слово – то неправда, – говорит Гончаров. – Никакой на­деждой она его не завлекала. Она только и делала, что уходила от него, едва говорила с ним, призналась ему в равнодушии… Здесь изменяет ему не только ум, но и здравый смысл, даже простое приличие. Таких пустяков наделал он!” Но дело-то в том, что Чацкий отличается “искренностью и простотой… Он не франт, не лев…”. В своем чувстве к Софье он непосредст­вен, искренен, честен. В то же время, ослепленный горем, он может быть запальчив и несправедлив. Но от этого образ Чацкого делается нам ближе и правдивее. Это живой человек, и он может ошибаться. Кто же такая Софья, которую так страстно любит Чацкий?
Очень хорошо сказал о ней Гончаров: “Это смесь хороших инстинктов с ложью живого ума, с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, – путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга”.
Софья молода и неопытна, а воспитание и среда уже наложила отпеча­ток на ее взгляды и поступки. И Чацкому приходится признать, что он в ней горько обманулся. Впрочем, людей любят всяких, и подлых и неверных в том числе. Это не может заставить разлюбить. Здесь человеческие до­стоинства и недостатки плохо учитываются, а если и учитываются, то очень необъективно. Любовь, как говорится, зла…
Итак, личная драма Чацкого осложняет общественную, ожесточает его против дворянской Москвы.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Основным мотивом произведения А. С. Грибоедова “Горе от ума” является отражение трагедии Чацкого – типичного представителя молодого поколения 1810-1820-х годов, тем или иным образом участвующего в общественной деятельности. Эта трагедия включает в себя множество моментов, но одним из наиболее важных Read More ......
  2. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” – это печальная история человека, горе которого в том, что он не похож на остальных. Ум, честь, благородство, нежелание выслуживаться – вот качества, из-за которых перед Чацким закрываются двери в общество фамусовых, молчалиных, Read More ......
  3. Комедия “Горе от ума” Грибоедова, несомненно, является произведением большого социального звучания. В ней отразилось мятежное время, когда по всей России распространялись вольнолюбивые идеи. В центре пьесы – Александр Андреевич Чацкий, воплотивший в себе лучшие черты прогрессивной дворянской молодежи начала века. Read More ......
  4. Чацкий близок людям декабристского склада, Фамусов – главный его противник, защитник самодержавно-крепостнических порядков. Уже из 1-го действия комедии становится ясно, насколько это разные люди. В после­дующих эпизодах Фамусов высказывает свое мнение о книгах, о службе. Из разговора Софьи с Лизой Read More ......
  5. Софья Павловна Фамусова – 17-летняя дочь Фамусова. После смерти матери воспитывалась “мадамой”, старой француженкой Розье. Другом детства С. был Чацкий, который стал и ее первой любовью. Но за 3 года отсутствия Чацкого С. очень изменилась, как изменилась и ее любовь. Read More ......
  6. “Горе от ума” – “общественная” комедия с социальным конфликтом “века нынешнего” и “века минувшего”. Произведение построено так, что об идеях социально-политических преобразований, о новой морали и стремлении к духовности на сцене говорит лишь Чацкий. Образ Чацкого – меньше всего портрет Read More ......
  7. Софья Характеристика литературного героя Софья Павловна Фамусова – 17-летняя дочь Фамусова. После смерти матери воспитывалась “мадамой”, старой француженкой Розье. Другом детства С. был Чацкий, который стал и ее первой любовью. Но за 3 года отсутствия Чацкого С. очень изменилась, как Read More ......
  8. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” по-настоящему реалистическое произведение, потому что автор воспроизвел типичные обстоятельства жизни. Главным героем комедии является Чацкий. Это действительно остроумный, честный и положительный герой произведения. Но Грибоедов противопоставляет Чацкому другого героя – Молчалина. Этот человек Read More ......
Чацкий и Софья

С момента появления в пьесе он участвует почти во всех сценах и везде противопоставляется другим действующим лицам.

Любовь Чацкого к Софье - чувство искреннее, горячее. Он объясняется ей в любви при первом же появлении. В Чацком нет никакой скрытности, никакой фальши. О силе и характере его чувства можно судить по его словам о Молчалине, обращенным к Софье:

Но есть ли в нем та страстность? то чувство? пылкость та?Чтоб, кроме вас, ему мир целыйКазался прах и суета?

Тяжело переживает Чацкий разочарование в любимой девушке. В запальчивости он упрекает ее даже в том, в чем она совсем перед ним не виновата:

Зачем меня надеждой завлекали?Зачем мне прямо не сказали,Что все прошедшее вы обратили в смех?

"Тут что ни слово - то неправда, - говорит . - Никакой надеждой она его не завлекала. Она только и делала, что уходила от него, едва говорила с ним, призналась ему в равнодушии... Здесь изменяет ему не только ум, но и здравый смысл, даже простое приличие. Таких пустяков наделал он!" Но дело-то в том, что Чацкий отличается "искренностью и простотой... Он не франт, не лев...". В своем чувстве к Софье он непосредствен, искренен, честен. В то же время, ослепленный горем, он может быть запальчив и несправедлив. Но от этого образ Чацкого делается нам ближе и правдивее. Это живой человек, и он может ошибаться.

Кто же такая Софья, которую так страстно любит Чацкий?

Очень хорошо сказал о ней Гончаров: "Это смесь хороших инстинктов с ложью живого ума, с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, - путаница понятий, умственная и нравственная слепота - все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга".

Софья молода и неопытна, а воспитание и среда уже наложила отпечаток на ее взгляды и поступки. И Чацкому приходится признать, что он в ней горько обманулся. Впрочем, людей любят всяких, и подлых и неверных в том числе. Это не может заставить разлюбить. Здесь человеческие достоинства и недостатки плохо учитываются, а если и учитываются, то очень необъективно. Любовь, как говорится, зла...

Итак, личная драма Чацкого осложняет общественную, ожесточает его против дворянской Москвы.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Чацкий и Софья (по комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова) уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Комедия "Горе от ума" в русской литературе стоит особняком. Без фигуры Чацкого комедии бы не было. Чацкий умён и сердечен, остальные - нет. Сущность характера Чацкого выражается в его словах: "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Несчастная любовь к Софье - причина и мотив "мильона терзаний" Чацкого. Главная мысль этого отрывка в том, что для создания произведения с внутренним напряжением необходимо было ввести человека, резко контрастирующего с рутиной тогдашнего общества. Такой персонаж
    Грибоедов вошел в русскую литературу как автор известной комедии “Горе от ума”. В ней затрагиваются очень важные вопросы: о воспитании, образовании, о преклонении перед всем иностранным, о крепостном праве. В комедии автор высмеивает и осуждает ряд образов: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова. Но всем этим героям противостоит главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий. Он получил хорошее образование, обладал блестящим умом. Это честный, открытый человек. Он хорошо понимает людей
    Столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно. Оно принимает все более ожесточенный характер и осложняется личной драмой Чацкого - крушением надежд на личное счастье. Его выпады становятся все более резкими. Он вступает в борьбу, и в его речах со всей отчетливостью выступает противоположность его воззрений взглядам фамусовской Москвы: Если Фамусов - защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием говорит о крепостниках и крепостном праве. Если Фамусов, Молчалин,
    О Чацком: Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, "жизнь свободную". Он очень положителен в своих требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной начатым веком. Его возмущают безобразные проявления крепостного права, безумная роскошь и отвратительные нравы. От страха за себя Фамусов клевещет на Чацкого, но лжет он потому, что ему нечего сказать. Роль Чацкого неизбежна при каждой смене одного века другим, т. к. каждое
    Столкновение Чацкого и фамусовской Москвы неизбежно. Как только Чацкий приехал в дом Фамусова, тут же появились разногласия. Фамусов и Чацкий совершенно разные люди, поэтому между ними всегда возникают противоречия. Все то, что хвалит Фамусов в Москве, Чацкий осуждает. Происходит столкновение "века нынешнего", то есть передового дворянства, с "веком минувшим" - массой крепостников. Чацкий считает, что "век минувший" уже отошел, а "век нынешний" уже сделал свои завоевания. Фамусова устраивает жизнь в дворянской Москве.
    "Горе от ума" и "Евгений Онегин" - произведения, посвященные одному периоду жизни России. (Эпоха после войны 1812 года. Ощущение (в обществе) необходимости перемен. Появление людей, не желающих жить по-старому.) Чацкий и Онегин - герои переломной эпохи. Сходство героев. (Происхождение: Онегин - сын "промотавшегося" дворянина; Чацкий воспитывался в доме богатого Фамусова. Отношение к обществу, свету: Онегин устал от балов, светских обедов, едет в деревню, но и там - "вечный разговор про
    "Горе от ума" и "Евгений Онегин" - произведения, посвященные одному периоду жизни России. (Эпоха после войны 1812 года. Ощущение (в обществе) необходимости перемен. Появление людей, не желающих жить по-старому.) Чацкий и Онегин - герои переломной эпохи. Сходство героев. (Происхождение: Онегин - сын "промотавшегося" дворянина; Чацкий воспитывался в доме богатого Фамусова. Отношение к обществу, свету: Онегин устал от балов, светских обедов, едет в деревню, но и там - "вечный разговор про