Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Что такое баркарола, или песня под плеск волны. Музыкальные картины в произведениях русских композиторов на примере произведений П.Чайковского, С.Рахманинова

Что такое баркарола, или песня под плеск волны. Музыкальные картины в произведениях русских композиторов на примере произведений П.Чайковского, С.Рахманинова

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2

городского округа г. Бор

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА по музыке

Тема.

Баркарола.

Песня лодочника или музыка на воде?

Давайте разберемся!

Руководитель:

Чистоткина Марина Владимировна-учитель музыки

Работу выполнили:

Малахова Екатерина - ученица 4 «З», МБОУ СОШ №2

Потапова Евгения - ученица 4 «З», МБОУ СОШ №2

г. Бор

2014 год

Цель и задачи проекта …………………….………………………………………….3

План проведения исследования..…………………………………………………...…3

Изучение жанра баркаролы и умение находить черты и особенности жанра в классической музыке………………………………………………………………...…6

Выводы………..…………………………………………………………………….... 7

Новые знания ………………………………………..………………………………..8

Интересные факты о композиторах..…….……………………………………….....9

Литература ………………………….…………………………………………………11

Приложения……………………………………………………………………………12

    Словарь новых терминов……………………………………………………..13

    Фотографии и диаграммы …………………………………………………...14

    Цель проекта

Изучение жанра баркаролы и умение находить черты (признаки) жанра в классической музыке.

Задачи проекта

    Поиск информации о жанре баркаролы.

    Изучение признаков и черт баркаролы.

    Провести исследование кто из русских композиторов писал баркаролы, и бывали ли они перед этим в Италии (Венеции).

    Расширить свой кругозор и пополнить словарный запас.

    Провести анкетирование среди учеников своего класса

II . Методы и средства исследования

    Анализ.

    Сравнение (наблюдение).

    Беседа, анкетирование.

    Работа с компьютером.

III . План выполнения исследования

    Выдвижение гипотезы.

    Анкетирование.

    Подбор и изучение дополнительных материалов по теме проекта.

    Подведение итогов исследования.

    Выводы.

    Оформление проекта.

Объект исследования - жанр баркаролы

Изучая тему «Годы странствий» на уроке музыки мы встречались с интересным романсом Глинки – баркаролой «Венецианская ночь» и пьесой Чайковского «Июнь.Баркарола».

Баркарола (от ит.barka – лодка) – песнь лодочника, гребца; музыкальный жанр в Венеции.

Баркарола – песня венецианского гондольера.

Зачем же песням, которые поют лодочники давать особое название? С чем это связано? Кто из русских композиторов писал баркаролы? Связано ли это с посещением Венеции?

Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам привязаны длинные черные лодки – гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы – песни лодочников-гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе – мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн.

В профессиональной музыке баркарола появилась в начале XVIII веке сначала в опере, позже как самостоятельное произведение для голоса, хора, фортепьяно.

Гипотеза : считаем, что все русские композиторы, написавшие известные баркаролы побывали в Италии. Изучая творчество известных русских композиторов, мы предположили, что русские композиторы часто бывали в заграничных поездках по Италии и в частности в Венеции.

Нами был проведен опрос учеников класса. Результаты показаны на диаграмме в Приложение № 1.

Мы сделали вывод, что большая часть ребят слышали о Венеции – городе на воде. Что после урока они узнали и могут сказать каким музыкальным жанром известна Венеция.

Но кто из русских композиторов писал баркаролы и какие особенности у этого жанра не знают.

Поэтому мы решили работать по данной теме. И познакомить с результатами нашего исследования не только учеников нашего класса, но и всех желающих, тем более впереди нас ожидала неделя музыки.

IV . Изучение жанра баркаролы и умение находить черты жанра в классической музыке.

Композиторам полюбился мягкий песенный ритм баркаролы (иногда ее называют Гондольера), и вот вслед за венецианскими народными песнями появились баркаролы, созданные композиторами разных стран, баркаролы вокальные и фортепианные. У Чайковского - в сборнике "Времена года", это пьеса "Июнь". Баркаролы писали Глинка, Рахманинов, Лядов. А из вокальных баркарол самая известная и самая необычная написана Римским-Корсаковым. Это "Песнь Веденецкого гостя" в опере "Садко". В старину на Руси Венецию называли Веденец, и для венецианского купца - веденецкого гостя – композитор сочинил арию в ритме и характере народной венецианской песни, баркаролы.

Ох уж эта Италия! Сидя на балконе теплой ночью в Милане, « любуясь громадным белокаменным собором и вдыхая аромат ночи» (из письма Глинки), Михаил Иванович размышлял о том, как все это можно выразить в музыке.
Так и родился романс «Венецианская ночь» и венецианская баркарола стала петербургской.

В результате поисков мы выявили, кто из русских композиторов писал баркаролы. И вычленили основные черты этого жанра. Итак: это Глинка, который написал вокальную баркаролу, Римский – Корсаков, Чайковский, Лядов и Рахманинов – инструментальную баркаролу.

Римский – Корсаков после окончания Морского корпуса совершил кругосветное плавание на военном учебном клипере: «Алмаз». В последствие «Морские» впечатления отразятся в его произведениях и в частности в опере «Садко».

Рахманинов эмигрировал в Соединённые Штаты Америки и жил там до конца дней своих, а в Венеции не бывал.

Вся жизнь Лядова связана с Санкт-Петербургом, в Венеции так и не был.

V . Выводы :

Проанализировав биографии русских композиторов, мы пришли к выводу что, Италия очень музыкальная страна. Она всегда притягивала к себе творческих людей – композиторов, поэтов, художников. Почти все известные композиторы побывали в Италии, но из русских композиторов это были Глинка и Чайковский. И каждый увозил оттуда не только восторженные впечатления, но и, записанные в блокнотах темы мелодий, услышанных народных песен. Из них потом, словно музыкальные сувениры, возникали и становились очень популярными пьесы. Та же мерность ритма и плавная мелодия, как будто растворяется над водой.

Итак, в результате сравнения вокальных и инструментальных баллад, мы пришли к выводу, что плавная, ласковая мелодия, неторопливое движение - все напоминает песню, мы как бы слышим задумчивый человеческий голос, полный светлой мечтательности и покоя.

Общего в произведениях – это мягкий, качающийся ритм, лирическая мелодия - общие черты этих произведений, легкость сопровождения, однообразный ритм, покачивание, мелодия плавная, спокойная.

Мы говорили об этой стране, слушая музыку русских композиторов. Анализируя мелодии, убедились в том, что для музыки не существует границ. Главное передавать свое видение мира, в котором красота живет повсюду. Песня лодочника плавно спокойно стала музыкой на воде.

VI .Новые знания

В ходе работы над проектом мы узнали, что история и ту нас в России есть город, в котором реки и каналы полны печали, особенно в безлунном блеске ночей…

Не случайно город романтично нарекли «северной Венецией».

О каком городе идет речь?

Это - Петербург. С его туманами, разводящимися на ночь мостами и светлой грустью.

Здесь в Петербурге, в этой «северной Венеции», не могли не звучать баркаролы.

Ночь весенняя дышала

Светло-южною красой,

Тихо Брента проплывала

Серебримая луной…

VII . Интересные факты

    М. И. Глинка, очарованный красотой Венеции, написал романс Веницианская ночь.

    Ночь весенняя дышала

Светло-южною красой;

Тихо Брента протекала,

Серебримая луной;

Отражен волной огнистой

Блеск прозрачных облаков,

И восходит пар душистый

От зеленых берегов.

Свод лазурный, томный ропот

Чуть дробимыя волны,

Померанцев, миртов шепот

И любовный свет луны,

Упоенья аромата

И цветов и свежих трав,

И вдали напев Торквата

Гармонических октав –

Все вливает тайно радость,

Чувствам снится дивный мир,

Сердце бьется, мчится младость

На любви весенний пир;

По водам скользят гондолы,

Искры брызжут под веслом,

Звуки нежной баркаролы

Вьют легким ветерком.

Эти строки в начале XIX века написал русский поэт Иван Козлов. Самое потрясающее то, что писал он эти строки, будучи совсем слепым, совершенно неподвижным, прикованным к постели. Но в воображении своем этот «милый слепец», как называл его Пушкин, улетал туда, где:

Все вливает тайно радость,

Чувствам снится дивный мир,

Сердце бьется

В ходе работы над проектом мы получили много новых знаний, которые можем применить на практике. Научились узнавать, слышать в музыкальных произведениях черты такого красивого жанра как баркарола. Узнали об интересных городах, как в Италии, так и в России. И поняли, что красота способна сподвигать человека на творчество.

Литература

1. Музыкальный энциклопедический словарь. Москва, «Советская энциклопедия». 1991г.

2. Словарь школьника «ИЗО искусства и музыки». Москва, «Современник».1997г.

3. Цикл «Биографии композиторов» («Комсомольская правда», 1998):

Глинка, Т.2

Римский – Корсаков, Т.6

Чайковский, Т.1

Лядов том 12

Рахманинов том 1

4. «Там где музыка живет». А.Кленов Москва. «Педагогика-Пресс» 1994

5. www. ru.wikipedia.org

6. www.historystudies.org

7. www.bibliopskov.ru

8. www.erudit-menu.ru

9. www.edka.ru

10. www.glavrecept.ru

11. www.recipes.in.ua.

Приложение I

Словарь новых терминов

Гипотеза (от ὑπόθεσις - «основание», «предположение») - недоказанное утверждение, предположение или догадка.

Гипотезу впоследствии или , превращая её в установленный , или же , переводя в разряд утверждений.

Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой .

Баркарола (от ит.barka – лодка) – песнь лодочника, гребца; музыкальный жанр в Венеции. Впоследствии так стали называть инструментальные пьесы и вокальные произведения певучего характера, в мелодии которых часто угадывается мерное покачивание лодки и плеск набегающих друг на друга волн.

Гондо́ла , итал. Góndola (Венецианская гондола) - традиционная венецианская гребная лодка. Является одним из символов Венеции.

Исторически являлась главным средством передвижения по каналам города, в настоящее время служат для развлечения многочисленных туристов. По оценке историков в XVIII веке в Венеции насчитывалось несколько тысяч гондол.

Лицензии на данную работу могут передаваться по наследству от отца к сыну, вследствие чего попасть в число гондольеров человеку со стороны непросто.

Гондольер - мужская профессия, которая требует большого мастерства. Обычно передается по наследству от отца к сыну. Этой профессии не занимать романтизма, недаром у гондольеров есть даже особый вид песен, называемых баркарола (от итал. barca - «лодка»). В 2009 году в Венеции появилась первая женщина - лицензированный гондольер.

Веденец - В старину на Руси так называли Венецию.

    Сможете ли узнать в музыке черты баркаролы?

    Знаете ли вы кто из русских композиторов писал баркаролы?


Приложение III

Михаил Иванович Глинка Петр Ильич Чайковский

Николай Андреевич Анатолий Константинович Лядов

Римский - Корсаков

Рахманинов Сергей Васильевич Чайковский П.И.

Времена года. Ноты

Песня Веденецкого гостя из оперы «Садко»

Венеция

Санкт-Петербург

Испокон веков в каждом отдельном народе формировались свои традиции, которые касались не только быта, но и различных отраслей искусства. Конечно же, огромнейшее культурное наследие имеет Италия и ее знаменитый регион Венеция. На просторах этого города, который раскинулся в акватории залива и многочисленных рек, родился новый вокально-инструментальный жанр - баркарола. Это своеобразная песня гондольера, которую он, по преданию, напевает всегда, находясь при исполнении своего долга.

Немного истории

С того самого момента, когда Венеция только выросла на водах, и между домами начали курсировать многочисленные лодки, в городе появилась новая профессия - гондольер. Человек, который катал на своем маленьком судне туристов и местных жителей, для развлечения или по делу, всегда напевал какую-то типично итальянскую мелодию, которая вскоре получила название «баркарола». Это могли быть песни как со словами, которые чаще всего передавали всю суть жизни таких людей, так и просто мелодии, которые напевались на одном из гласных звуков. В любом случае слушать гондольера пассажирам было всегда приятно, и постепенно их народное, неписаное творчество приобретало официальный статус. О том, что такое баркарола, к началу 18 столетия знали уже почти все в мире.

Самая необычная песня эпохи Романтизма

В 18 веке песни венецианских гондольеров стали появляться на страницах музыкальных словарей. К 19 столетию уже каждый профессиональный музыкант или композитор четко знал, что такое баркарола. Определение было составлено в те годы, и в таком же виде оно дошло и до наших дней. Музыкальные словари гласят, что данный - народный, который имеет венецианское происхождение. Характеризуется лирическим характером, сентиментальностью и певучестью. Характерно и то, что баркарола - это песня, которая имеет не совсем стандартный ритм - 6/8 или 12/8. По мнению профессионалов, подобный музыкальный размер напоминает слушателям о покачиваниях на волнах. Он наиболее размеренный и в то же время позволяет певцу свободно себя чувствовать при исполнении.

Песня гондольеров в творчестве великих композиторов

Расцвет данного музыкального жанра пришелся на самый пик эпохи Романтизма - на 19 век. В этот период свои шедевры создавали такие знаменитые люди, как Шуберт, Шопен, Григ, Ян Галл, Мендельсон, Вебер и Россини. Среди наших гениальных земляков, которые также творили в рамках данного музыкального стиля, стоит упомянуть Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Николая Римского-Корсакова. Именно они, как можно слышать по их произведениям, знали наверняка, что баркарола - это одна из самых романтичных, нежных и трогательных пьес. И проигрывая их творения сейчас, можно вслушиваться в каждую нотку, наслаждаясь красотой и уникальностью арпеджио и аккордов.

Слушаем и наслаждаемся

Мы разобрались в том, что такое баркарола с профессиональной точки зрения. Теперь предлагаем просмотреть список самых знаменитых произведений, которые позволят вам на наглядном примере услышать и понять, как этот жанр звучит. Простой в исполнении и вместе с тем невероятно красивой является баркарола Петра Чайковского, которая входит в цикл «Времена года, июль». Еще одна песня лодочника, которая была написана специально для фортепиано, является творением Фредерика Шопена - ор. 60. Для этого также писали свои баркаролы Рахманинов, Барток, Форе и многие другие гении. А вот в исполнении ансамблей и даже симфонического оркестра можно услышать баркаролу Глинки, которая называется «Уснули голубые». Для хоровых коллективов свою уникальную баркаролу «Гондольер» написал Франц Шуберт.

Цель: развитие креативного мышления
учащихся, их творческого воображения.

  • Научить грамотно слушать музыкальное
    произведение;
  • При анализе прослушанной музыки, привлечь
    внимание к наиболее важным её элементам,
    влияющим на характер, жанр, содержание
    музыкального произведения.

Приложение 1

Ход урока

Учитель: Ребята, давайте с вами подумаем,
может ли музыка рисовать?

Ученики: Может.

Учитель: Но как? С помощью чего?

Ученики: С помощью звуков.

Учитель: Правильно. Звуки бывают шумовыми и
музыкальными. Какими из них рисует музыка?

Ученики: Музыкальными.

Учитель: Конечно же, музыкальными.
Музыкальные звуки тоже бывают разными: высокими,
низкими, долгими, короткими. А какими ещё?

Ученики: Тихими, громкими.

Учитель: Ребята, а что может рисовать музыка?

Ученики: Портреты сказочных героев, сценки,
повадки и движения животных, картины природы и
т.д.

Учитель: Мы сегодня поговорим о музыкальных
картинах, картинах природы (музыкальных
пейзажах). Вы, наверное, не раз были в лесу, у реки,
у моря, любовались окружающим вас пейзажем. Как
мы любуемся природой? Конечно же, мы не только
видим то, что нас окружает. Мы слышим и шелест
листьев, щебетание птиц, ощущаем дуновение ветра,
вдыхаем запахи леса и луга. И все эти впечатления
составляют для нас гармоничную картину природы.
Природа всегда является для нас загадкой. Чем
таинственнее явление природы, тем больше
внимания привлекает оно к себе, заставляет
задуматься. Одним из таких загадочных явлений
природы является смена времён года.

В музыке к теме “Времена года” обращались
многие композиторы. Имена некоторых из них я вам
назову. Это Антонио Вивальди, Йозеф Гайдн, Пётр
Чайковский, Александр Глазунов. Антонио
Вивальди, итальянский композитор, скрипач,
является создателем цикла из 4-ёх концертов,
каждый из которых посвящён определённому
времени года. Концерты имеют названия “Зима”,
“Весна”, “Лето”, “Осень”. Й. Гайдн –
австрийский композитор 18 века написал ораторию
(крупное произведение для хора, солистов и
оркестра) “Времена года”. Композитор А.
Глазунов, который жил в конце 19- начале 20 века,
создал балет “Времена года”. Русский композитор
П.И. Чайковский написал цикл пьес для фортепиано
“Времена года”, в котором 12 небольших пьес
соответствуют 12 месяцам года, и каждая пьеса
имеет своё название, эпиграф, взятый из
литературы.

Сегодня мы послушаем 2 произведения из
фортепианного цикла П.И. Чайковского “Времена
года”. Первое называется “Баркарола” и
соответствует июню месяцу. Название
“Баркарола” в переводе с итальянского языка
означает “песнь на воде”. В качестве эпиграфа к
этой пьесе композитор использует стихотворение
русского поэта А. Плещеева:

“Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звёзды с таинственной грустью
Будут над нами сиять”.

– Вы, наверное, догадались какой пейзаж увидим
мы, слушая эту музыку?

Ученики: Всплеск воды, покачивание волн.

Учитель: Верно. И всё это в музыке создаётся
благодаря чередованию восходящего и
нисходящего, то есть волнообразного,
мелодического движения. Мелодия этой пьесы
песенна, она звучит как бы на одном дыхании.
Давайте послушаем “Баркаролу” Чайковского и
постараемся ответить на вопрос: каков характер
этой пьесы?

Звучит “Баркарола” из фортепианного цикла

Учитель: Ребята, вам понравилось это
произведение?

Ученики: (высказывают своё мнение ).

Учитель: Ребята,как мы можем определить
характер этой музыки?

Ученики: Немного грустный, печальный,
задумчивый.

Учитель: Такой характер имеет вся пьеса
целиком?

Ученики: Нет. На протяжении пьесы появляется
новый образ – более светлый, оживлённый,
активный.

Учитель: Но светлый образ ведь появился лишь
на краткий миг. Верно? И что с ним произошло?

Ученики: Он постепенно исчез, истаял как
какое-то видение, сменился прежним настроением.

Учитель: А как вы думаете, какое время суток
изобразил в этой пьесе композитор: утро, день,
вечер, ночь?

Ученики: Ночь (вечер).

Учитель: А какой музыкальный элемент нам это
подсказывает?

Ученики: Минорный лад.

Учитель: Верно. Прежде чем мы познакомимся со
вторым произведением из этого же цикла П.И.
Чайковского, я хочу вас спросить: знаете ли вы,
что такое Масленица?

Ученики: (Излагают своё представление об
обряде проводов Масленицы).

Учитель: Издавна на Руси существовал и
сохранился до наших дней обряд – проводы зимы.
Его и называют Масленицей. Этот праздник длился
целую неделю, а в последний день Масленицу в виде
соломенного чучела сжигали. Это означало конец
зимы, начало весны.

Следующая пьеса, которую мы послушаем,
называется “Масленица” и соответствует
какому-то месяцу года. Кто подскажет какому?

Ученики: Февралю.

Учитель: Верно. Именно февраль – последний
зимний месяц. Этой пьесе предшествует эпиграф из
стихотворения П. Вяземского:

“Скоро масленицы бойкой
Закипит весёлый пир”.

– Давайте послушаем эту пьесу и постараемся
представить, какую картину рисует эта музыка.

Звучит “Масленица” из фортепианного цикла
“Времена года” П. Чайковского

Учитель: Итак, ребята, о чём же эта музыка? Что
можно себе представить, слушая её?

Ученики: Музыка рисует праздник, веселье.
(Высказывают свои представления об этой музыке).

Учитель: А какими музыкальными средствами
пользуется композитор, чтобы создать картину
бурного праздничного веселья?

Ученики: Равномерный ритм и аккордовая
фактура напоминают колокольный перезвон,
быстрый темп придаёт музыке активность,
оживлённость, мажорный лад – светлое,
праздничное настроение.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с
произведениями ещё одного замечательного
русского композитора Сергея Васильевича
Рахманинова. Этот композитор жил во второй
половине 19 – первой половине 20 века (1873-1843). С.В.
Рахманинов, как и другие композиторы, был
мастером музыкального пейзажа. Я хочу вам
предложить послушать его романс “Весенние
воды”. Романс – это произведение для голоса с
сопровождением. Романс “Весенние воды” написан
на стихи Ф.Тютчева. Послушайте их:

“Ещё в полях белеет снег
А воды уж весной шумят
Бегут и будят сонный брег
Бегут и блещут и гласят.
Они гласят во все концы:
“Весна идёт! Весна идёт!
Мы молодой весны гонцы
Она нас выслала вперёд.
Весна идёт! Весна идёт!
И тихих, тёплых майских дней
Румяный, свежий хоровод
Толпится весело за ней”.

– Каким настроением пронизаны эти стихи?

Ученики: радостным, светлым, солнечным
настроением, ощущение восторга.

Учитель: А теперь послушаем этот романс и
постараемся представить ту картину, которую
изобразили с помощью стихов и музыки Тютчев и
Рахманинов.

Звучит романс С.Рахманинова на стихи Ф.Тютчева
“Весенние воды”

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, какова
роль музыки в этом романсе, изменила ли она
характер стихов?

Ученики: Музыка не изменила характер стихов,
она сделала стихи более эмоциональными.

Учитель: Какая картина возникает в вашем
воображении, слушая эту музыку?

Ученики: (высказывают своё мнение).

Учитель: Конечно же, слушая романс “Весенние
воды”, мы представляем пробуждение природы,
первое дыхание весны, журчание весенних
ручейков, таяние льда на реках, яркое тёплое
солнце. Всё это раскрывает нам музыка. Но как? С
помощью каких средств?

Ученики: Быстрый темп, “бурлящее”
сопровождение фортепиано, изображающее шум воды,
светлый мажорный лад, нежный тембр женского
голоса (сопрано), певучая выразительная
вокальная мелодия передаёт ощущение радостного
волнения.

Учитель: Ребята, вам понравились музыкальные
произведения, которые мы с вами сегодня слушали?

Ученики: Понравились.

Учитель: Какие произведения вам больше всего
запомнились?

Ученики: (Высказывают своё мнение) .

Учитель: Кто запомнил, музыку каких русских
композиторов мы слушали сегодня на уроке?

Ученики: П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова.

Учитель: Какие времена года рисует музыка
прослушанных произведений?

Ученики: “Баркарола” – лето, “Масленица” –
зима, “Весенние годы” – весна.

Учитель: Ребята, за оставшиеся несколько
минут до конца урока, нарисуйте иллюстрацию к
понравившемуся произведению.