В этой серии фотографий запечатлены самые значимые события Америки 70-80-х годов прошлого века: скандальные ситуации в спорте и политике, митинги за гражданские права, расовые волнения, движение за мир, а также - за права геев и феминизм, и многое другое.
Быстро пролистав ленту новостей, наша редакция сперва тоже подумала, что это ретро-фото с просторов СССР. Но затем, приглядевшись, мы поняли, что это далеко не так! На самом деле это работы американского фотографа Джанет Делани. В 1980-х годах она посещала Нью-Йорк несколько раз и сделала серию великолепных снимков о жизни города.
Как признается сама фотограф, по приезде в родную Калифорнию она распечатала снимки, но так и не показала их общественности, отложив до лучших времен в коробку. Лишь спустя 30 лет она опубликовала эти поистине великолепные кадры на своем персональном сайте.
Что примечательно, все фото были сделаны на двухобъективный зеркальный фотоаппарат. Первое преимущество таких камер: при съемке они практически бесшумны. Второе — они позволяют делать снимки, удерживая камеру на уровне груди и практически не привлекая внимания прохожих.
Вот почему кадры Джанет выглядят настолько живыми! С первого взгляда и не скажешь, что на фото запечатлен Нью-Йорк.
Ты тоже заметил этот по-настоящему советский дух на улицах Большого яблока 1980-х годов? Что, между прочим, довольно странно, ведь жизнь типичного американца очень отличалась от будней жителя СССР тех времен.
«В 80-х мне доводилось много раз бывать в Нью-Йорке. Всю жизнь я провела на тихих улицах в пригороде Лос-Анджелеса, поэтому надеялась на эти спонтанные встречи и взгляды, которые мог подарить мне только Манхэттен» , — указывает Джанет в описании к серии.
Киоск прессы в метро, 1985 год
Курточку не желаете? Недорого отдам! 1984 год
Знаменитый Бродвей, 1984 год
Утро на пароме Статен-Айленд, 1985 год
Эти снимки здорово воспроизводят атмосферу, которая царила в те годы в Нью-Йорке. Согласись, некоторые из фотографий на первый взгляд точно кажутся снятыми в СССР. Странно, две абсолютно разные страны с диаметрально противоположным строем, а схожесть всё-таки есть!
Стиль 1980-х гг. – стиль, воспроизводящий манеру одежды, макияжа, прически 1980-х годов. Главной характеристикой направления является чрезмерность: представители поколения в одежде предпочитали броские модели, очень короткую длину, слишком узкий или слишком объемный крой. Также чрезмерность проявлялась в макияже и выборе . Наиболее типичные образы 80-х гг. – бизнес-леди, агрессивная сексуальность, романтическая красавица, идеальная спортивная фигура.
Стиль 80-х формировался под влиянием культа красивого и здорового тела, субкультур, а также модной индустрии и экранных образов. В моде переплелись переосмысленные ретрообразы, направления, рожденные молодежными субкультурами, музыкальными и танцевальными направлениями, бумом спорта. Определяющим фактором в выборе одежды являлось имя бренда. Так как 80-е характеризовались чрезмерностью, считался вершиной стиля.
В разных слоях общества успехом пользовались одежда и аксессуары таких марок, как , Armani Jeans, Vivienne Westwood, Azzedine Alaia, Salvatore Ferragamo, Jean Paul Gaultier, Claude Montana и др.
В 80-х гг. образ сексуальной девушки ассоциировался с откровенными, агрессивными и провокационными нарядами. В США некоторые представители поколения отпарывали бирки с названиями известных с изнанки и перешивали их на лицевую сторону.
Цвета — зеленый, желтый, лимонный, красный, фуксия.
Принты – леопард, клетка, цветочные узоры.
Ткани – деним, люрекс, трикотаж, кружево, лайкра, кожа, стрейч.
Одежда – мини- , шорты, свитера с , и жакеты с широкими плечами, куртки-ветровки, бюстье, ажурные , топы, в том числе с пайетками или стразами.
Сумки – объемные модели и .
Аксессуары – кружевные -митенки, шейные , ленты, повязки для волос, клипсы, серьги и из пластика, широкие ремни и пояса, завязанные на талии либо бедрах.
Прическа – химическая завивка, обесцвеченные волосы или мелирование, начесы, зафиксированные лаком.
Макияж – яркие тени, подводка для глаз, румяна, помада с перламутром.
Бренды — Yves Saint Laurent, Nike, Adidas, Vivienne Westwood, Azzedine Alaia, Moschino, Versace, Jean Paul Gaultier, Claude Montana и др.
Романтическое направление в 80-х гг. было связано со стилем принцессы Дианы, модной иконы того времени, в том числе с ее свадебным 1981 года. и изготовили этот наряд из 40 метров шелковой ткани. Платье состояло из корсажа с рукавами в стиле ампир, пышной юбки, отделанной старинным английским кружевом и 7,5-метрового шлейфа. Наряд принцессы Дианы вдохновил многих дизайнеров на создание романтических коллекций.
Цвета – насыщенные или пастельные тона.
Принты – горох, клетка, цветочные мотивы.
Ткани — кружево, гипюр, тюль, шелк, креп, крепдешин, букле, кашемир, хлопок, шифон, атлас.
Одежда – юбки-карандаш, пышные юбки, платья-футляры, вечерние платья, платья , с воланами и рюшами, жакеты, с завышенной талией.
Сумки – шопперы, уикендеры, спортивные .
Аксессуары – украшения из пластика, повязки для волос, широкие ремни и пояса, завязанные на талии или бедрах.
Прическа — химическая завивка, колосок.
Макияж – красная, ярко-розовая, коричневая помада, подводка для глаз.
Бренды — Armani Jeans, Nike, Adidas, Moncler, Moncler R, Moncler Grenoble, Juicy Couture и др.
Популярными субкультурами и направлениями 80-х гг. являлись , и .
Цвета – черный, серый, белый, желтый.
Принты – лейблы известных марок, геометрические узоры, техно-пейзажи, анималистические агрессивные , буквенные и портретные изображения.
Ткани – трикотаж, деним, полиэстер.
Одежда – толстовки с капюшоном, широкие штаны, джинсы-трубы, широкие .
Обувь – кроссовки, босоножки.
Сумки – рюкзаки.
Аксессуары – массивные украшения, банданы, напульсники, повязки на голову, ремни.
Прическа – химическая завивка, начесы.
Макияж – ярко-розовая, красная или коричневая помада, подводка для глаз.
Бренды – Reebok, Nike, Adidas, Moschino, Jean Paul Gaultier и др.
Цвета – черный, иногда в сочетании с темно-красным или синим.
Принты – изображения крестов, черепов, пентаграмм.
Ткани – винил, сетка, кожа, трикотаж, шелк, .
Одежда — кофты в мелкую либо крупную сетку, плащи, кожаные куртки. В женском гардеробе также присутствовали порванные колготки, платья в пол, корсеты, мини-юбки.
Сумки – хобо, почтальонки.
Обувь – мартенсы, сапоги на платформе.
Аксессуары — ошейники и браслеты с шипами, кельтские кресты, металлизированные украшения с изображением черепов или восьмиконечной звезды, порванные перчатки-митенки, иногда пирсинг, к концу 80-х — , .
Прическа – в начале 80-х готы носили начесанные волосы средней длины, широкие ирокезы, красили пряди волос в синий, красный или пурпурный цвета. К концу 80-х стали популярны длинные прямые волосы.
Макияж (у мужчин и женщин) – черная или черничная помада, темные тени, подводка для глаз, черный лак для ногтей, к концу 80-х популярным среди готов стал мраморный цвет лица, который достигался с помощью театрального грима.
Бренды — Vivienne Westwood, Dr. Martens, Jean Paul Gaultier.
Цвета – глубокий синий, красный, ярко-желтый, песочный, серый, белый, хаки, бежевый. Возможно их сочетание с пастельными тонами.
Принты – клетка, ромб, полоска, а также сочетание этих узоров.
Ткани – твид, хлопок, шерсть, кашемир, вискоза, мохер.
Одежда – пиджаки с широкими плечами, вязаные , блейзеры, свитшоты, пальто, рубашки-поло, футболки-поло, брюки классического кроя, брюки-бананы. Девушки также носили блузки рубашечного кроя, юбки-карандаш, юбки-плиссе, юбки и платья А-силуэта.
Сумки – сэтчелы, рюкзаки, почтальонки, тоуты, уикендеры, портфели.
Обувь – , балетки, оксфорды, дерби, броги, туфли на невысоком каблуке.
Аксессуары – ободки, банты и ленты для украшения прически, галстуки, бабочки, шейные и нагрудные платки, ремни, яркие гольфы и носки, нашивки с логотипами университетов и колледжей.
Прическа – химическая завивка.
Макияж – румяна и помада естественных оттенков.
Бренды — , Ralph Lauren, Lacoste, Filson, Alden, Sperry Top-Sider, Quoddy.
На мужской стиль одежды в 80-х повлияли Майкл Джексон, Дэвид Боуи, Бой Джордж, Томас Андерсен и Дитер Болен.
Майкл Джексон предпочитал шляпы, пиджаки и жакеты с широкими плечами, кожаные куртки, шарфы, лоферы, свободные брюки, ремни, классического кроя, перчатки, белые носки. Одежда и аксессуары поп-короля были украшены многочисленными пайетками и стразами.
Дэвид Боуи и Бой Джордж выбирали джинсы, футболки, жакеты с нашивками, яркие пиджаки, кожаные куртки, сапоги на платформе, шейные платки. На сцене и в жизни применяли макияж, красили волосы. Образ Боя Джорджа был более экстравагантным. Он носил яркие шляпы, куртки с металлизированными элементами и стразами, использовал больше косметики, экспериментировал с прической.
Томас Андерсен и Дитер Болен на сцене выступали в рубашках, джинсах, кожаных штанах свободного кроя и кожаных куртках, часто надетых на голое тело.
С 1984 по 1990 гг. на телевидении транслировался сериал «Полиция Майами: Отдел нравов». Иконой стиля был признан персонаж Джеймс Крокетт, роль которого исполнил Дон Джонсон. В повседневной жизни герой сериала носил однотонные футболки под клубные пиджаки от Giorgio Armani, льняные брюки и мокасины на голую ногу, солнцезащитные очки Ray-Ban. Джеймс предпочитал вещи пастельных тонов. За одну серию главный герой мог сменить до пяти комплектов одежды. Модными консультантами сериала являлись Вернер Бальдессарини, и . Художник по костюмам Бэмби Брикстоун утверждал, что «концепция сериала — быть на вершине всех последних модных тенденций Европы».
В течение пяти лет трансляции сериала значительно увеличился спрос на клубные пиджаки, жакеты, солнцезащитные очки Ray-Ban Wayfarer и наряды светлых пастельных оттенков. Компания AfterSix создала линию жакетов «Полиция Майами», Macy’s открыли секцию одежды «Отдел нравов».
На женский стиль в наибольшей степени повлияли Мадонна, Грейс Джонс и принцесса Диана.
Принцесса Диана придерживалась делового и романтического стилей. Она выбирала платья-футляры от Christian Lacroix, платья с объемными подплечниками от Bruce Oldfield, костюмы от Сhanel, туфли от Salvatore Ferragamo, Jimmy Choo, Manolo Blahnik, шляпы с умеренно широкими полями, шейные платки и пр.
На сцене и в повседневной жизни певица носила корсеты от Jean Paul Gaultier, кожаные шорты, топы на одно плечо свободного кроя, вышитые жакеты, мини-юбки, ремни и пояса, завязанные на талии или бедрах, перчатки-митенки, солнцезащитные очки, массивные украшения, порванные цветные колготки, цепочки-кресты, яркий макияж, повязки и банты на волосы, начесы, химическую завивку.
Грейс Джонс придерживалась стилей и в их агрессивной направленности. Икона стиля носила смокинги от Yves Saint-Laurent, надетые на нижнее белье, кожаные платья и жакеты, леггинсы, мундиры, ботфорты, туфли на высоком каблуке или платформе, эпатажные головные уборы, мужскую стрижку.
В 1979-м выпустил коллекцию «Джеймс Бонд» весна-лето 1980, в которой представил мини-юбки, кожаные шорты и жилеты. В следующем году дизайнер создал коллекцию «Хай-тек» в хулиганском стиле. В 1981-м Джорджо Армани запустил молодежные линии Emporio Armani и Armani Jeans. В 1983 году Жан-Поль Готье представил женскую коллекцию «Дадаизм» с многочисленными корсетами, а основал одноименный бренд. Коллекции, созданные под лозунгом «Если не можешь быть элегантным, стань экстравагантным», отличались яркими цветами, использованием логотипов в качестве принтов, сочетанием разных материалов в одном наряде. В 1984 году Жан-Луи Дюма, глава Модного дома , выпустил первую модель сумки , а Жан-Поль Готье создал мужскую коллекцию под названием «Мужчина-объект» с кофтами в полоску и юбками. На женском показе «Куклы» весна-лето 1986 модели Жан-Поля Готье вышли на подиум в черном атласном нижнем белье и чулках. В середине 1980-х создал знаменитое облегающее платье с накидкой на голову для Грейс Джонс.
В 80-е годы в Европе и США популярными стали такие японские дизайнеры, как Йоши Ямамото, и . предлагали одежду геометрических форм, рукава-кимоно, резкие цветовые сочетания. При создании коллекций приоритетным было ощущение комфорта и свободы.
70-80е гг. характеризовались наличием противоречивых тенденций в настроениях американской молодежи и в развитии молодежного движения. С конца 70-х гг. происходил сдвиг вправо в сознании и политической активности молодежи (отсутствие масштабных выступлений студентов, возросла поддержка консерватизма, одобрение политики администрации Р.Рейгана и т.д.).
К середине 70-х гг. ведущие позиции занимали молодежные организации, близкие к правому крылу республиканской партии США. Это - «Национальная федерация молодых республиканцев» (300 тыс. членов), «Молодые американцы за свободу» (90 тыс. членов), «Институт межуниверситетских исследований» (35 тыс.членов). Они были среди участников создания «нового правого» движения, занимались подготовкой и проведением избирательной кампании Р.Рейгана. Правые молодежные организации выдвинули идеи адресной социальной политики, снижения роли государства в вопросах регулирования предпринимательства, бизнеса, трансформации системы образования, возврата к традиционным ценностям американского общества (индивидуализм, идеи свободного предпринимательства, семья, мораль, дисциплина).
В конце 70-х гг. открывались школы кандидатов, журналистские центры, колледжи, институты лидерства для молодых политиков-консерваторов. Все они готовили профессиональные молодые кадры для участия в избирательных кампаниях правых сил. Координацией всей работы среди молодых избирателей занималась организация «Молодежь за Рейгана». В 80-е гг. активно в этом направлении (подготовка молодых кадров) действовали Фонд наследия, Институт проблем образования, американский молодежный фонд, институт лидерства и т.д.
В конце 70-х гг. появляются молодежные корпуса ку-клукс-клана.
Неоконсервативные организации пытались привлечь внимание студентов к частному бизнесу, предпринимательству (Институт прикладной экономики, Академия экономического образования, Образовательная лига американизма). В то же время расширялась сеть религиозных школ. Создавались структуры патриотического воспитания американской молодежи. Организационно укреплялись профессиональные скаутские религиозные молодежные организации. В 80-е гг. возросла численность Ассоциации молодых христиан, студенческих братств, Бойскаутов Америки, Национальной федерации католических молодежных организаций и т.д. Американская ассоциация молодых христиан реализовывала программу «Отцы и дети», «Индейские следопыты». Суть - использование практики воспитания детей индейскими племенами в американских семьях (род, племя, несколько семей, использование индейской символики). Ей принадлежит имущество на 500 миллионов долларов, а ее годовой бюджет составляет около 100 миллионов долларов, она проводит работу примерно в 20 тысячах университетов, колледжей, школ. ИМКА–международная организация. Она имеет свои отделения в 77 странах и ведет там активную миссионерскую деятельность, которую постоянно расширяет.
В 80-х гг. была широко развернута сеть консервативных студенческих газет (60 газет) в университетах и колледжах.
В 80-е гг. «Американский совет молодежи» (22 «правые» молодежные организации) вошел в комиссию по проведению в США международного года молодежи (1985г.). Совет молодежи также входил в состав Всемирной ассамблеи молодежи. Американский совет молодых политических деятелей являлся членом Атлантической ассоциации молодых политических деятелей.
Правым молодежным организациям отводилось важное место в реализации «президентской молодежной инициативы» в рамках программы «Демократия и публичная дипломатия».
В 70-х гг. стали появляться объединения студентов, национальные коалиции, студенческие ассоциации, выступавшие за улучшение материального положения студентов. В 1973-1977 гг. прошли массовые выступления в защиту прав студентов на получение образования во многих университетах (Нью-Йорк). В 80-х гг. подобная деятельность студентов активизировалась.
В 80-х гг. возникли молодежные организации либеральной партии США. Часть молодежи участвовала в деятельности экологической Партии граждан. Действовало Национальное движение студентов-избирателей.
В 79-80г. прошла серия студенческих выступлений в университетах страны (Нью-Йорк, Беркли, Чикаго, Бостон) против принудительного призыва в армию. В 1981г. демонстрации протеста против отправления американских войск в Сальвадор. В начале 80-х гг. «Ливерморская группа действий» организовала молодежные демонстрации против создания новых видов оружия. Молодые американцы также участвовали в самой многочисленной антивоенной манифестации в США (1982г, 1 млн. чел.).
Страна переживала глубокий спад вплоть до конца 1982 г. По сравнению с предыдущим годом число банкротств среди предприятий выросло на 50 процентов. Особенно тяжело пострадали фермеры в результате сокращения сельскохозяйственного экспорта, снижения цен на зерно и роста процентных ставок. И хотя резкий спад деловой активности был малоприятным лекарством, он помог экономике выкарабкаться из подмявшего ее разрушительного цикла. К 1983 г. инфляция спала, экономика оправилась, и Соединенные штаты вступили в продолжительный период экономического роста. Годовой уровень инфляции оставался в пределах 5 процентов на протяжении почти всех восьмидесятых и девяностых годов. Экономическая программа Рейгана (1981-1989 гг.) основывалась на теории «экономики предложения», предлагавшей сокращать ставки налогов с тем, чтобы у людей оставалась все большая часть их заработка. Согласно этой теории более низкие ставки налогов заставят людей больше работать, что в свою очередь приведет к росту сбережений и инвестиций, а следовательно будет стимулировать увеличение производства и общий экономический подъем. Главным пунктом национальной программы Рейгана тем не менее была его идея о том, что федеральное правительство стало слишком большим и вмешивающимся. Сокращая налоги в начале восьмидесятых годов, Рейган также урезал и социальные программы. Кроме того, на протяжении всего периода своего президентства Рейган развернул кампанию по сокращению или же полному устранению государственного регулирования в том, что касается покупателей, рабочих мест и охраны окружающей среды. В то же самое время он опасался, что после окончания вьетнамской войны США уделяли мало внимания своим вооруженным силам, и добился больших увеличений расходов на оборону.
Это сочетание урезания налогов и увеличения расходов на военные нужды опрокинуло скромные сокращения расходов на внутренние программы. В результате дефицит федерального бюджета вышел далеко за рамки, зарегистрированные во время спада в начале восьмидесятых годов. С 74 миллиардов долларов в 1980 г. дефицит федерального бюджета вырос до 221 миллиарда долларов в 1986 г. И хотя в 1987 г. он сократился до 150 миллиардов долларов, впоследствии он продолжал расти. Некоторые экономисты беспокоились, что большие расходы и заимствования федерального правительства снова вызовут инфляцию, но Федеральная резервная система продолжала контролировать рост цен и при малейшей опасности прибегала к повышению процентных ставок. Под председательством Пола Волкера и его преемника Элена Гринспена Федеральная резервная система сохранила свою центральную функцию экономического регулировщика, затмив в управлении национальной экономикой и Конгресс, и президента.
В девяностые годы был избран новый президент - Билл Клинтон (1993-2001 гг.). Будучи осторожным умеренным демократом, Клинтон повторил ряд идей своих предшественников. После безуспешной попытки заставить Конгресс принять обширную программу по расширению медицинского страхования, Клинтон объявил, что в Америке пришел конец эпохе «большого правительства». Он содействовал укреплению рыночных сил в ряде областей, стремясь вместе с Конгрессом открыть местные телефонные службы для конкуренции. Он также солидаризировался с республиканцами, выступая за сокращение пособий по социальному обеспечению. И все же, хотя при Клинтоне сократилась общая численность рабочих, правительство продолжало играть ведущую роль в национальной экономике. Большая часть важных нововведений «Нового курса» и «Великого общества» остались в силе. Общий ход экономической деятельности по-прежнему регулировался Федеральной резервной системой, следившей за появлением малейших следов возобновления инфляции.
Между тем в девяностые годы экономика демонстрировала все более здоровую работу. С развалом Советского Союза и коммунистических режимов Восточной Европы в конце восьмидесятых существенно расширились торговые возможности. Успехи в области технологии дали жизнь большому числу новых передовых электронных продуктов. Достигнутый в области телекоммуникаций и компьютерных сетей прогресс породил огромное производство компьютерной техники и программного обеспечения и революционизировал способ функционирования многих отраслей.