Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Вопросы к семинарам по фольклору. Что такое пословица? На какие виды делятся сказки

Вопросы к семинарам по фольклору. Что такое пословица? На какие виды делятся сказки

Сравните текст одной из исторических песен с былиной. Какие элементы былинного повествования, языка, художественных особенностей вы в ней обнаружили? В чем вы видите отличия былинного героя от героев исторической песни?

Сюжеты исторических народных песен основаны на реальных событиях и вымышленных происшествиях с историческими личностями. Но, даже обращаясь к событиям, относящимся к истории, народные песни используют обычные для былин приемы: повторы ("Ты возьми-ко, возьми, царь белый, нас с собою…"), постоянные эпитеты (красное золото), восклицания-обращения ("Ой вы гой еси…" или "Ах ты гой еси…").

Былинный герой-богатырь создан народной фантазией. Читатель не пытается связать его облик и судьбу с конкретным историческим лицом. В исторических песнях герои всегда подлинные. Тут возможны некоторые вольности и неточности, но все равно в основе исторической песни лежат события с реальными участниками.

Изложите сюжет выбранной вами исторической песни. Какое событие стало в ней центральным, кульминационным? Как вы это определили?

Песня "Правеж" рассказывает о справедливом суде Ивана Грозного; песня "Петра I узнают в шведском городе" описывает "разведку" царя в столице враждебного ему государства.

Можно пересказать каждую из них, обязательно используя приемы, характерные для фольклорного произведения. "Правеж" воспроизводит лишь один эпизод, а в песне о Петре I более занимательная для пересказа история: есть завязка - описание сборов для тайной поездки в чужие земли, сами странствия по "Стекольному государству", узнавание царя, успешное его бегство от преследователей.

Все эти этапы нужно передать как можно ближе к тексту песни. Кульминация - успешная разведка Петра I: "Не купчинушка по городу гуляет". Здесь использован характерный для фольклора оборот - отрицательное сравнение.

Подготовьте выразительное чтение одного произведения (по вашему выбору).

Для выразительного чтения можно подготовить не всю песню, а один из ее фрагментов.

Часто для подготовки выразительного чтения используют фрагмент, изображающий бегство Петра I от преследователей.

Можно начать со слов: "Ты бери-ко, бери, крестьянин, денег вдоволь…" - и до конца песни.

В этом небольшом фрагменте не только рассказ о событиях, но и включенные в этот рассказ обращения: Петра к крестьянину, к матросам и солдатам на судне и "погони" к царю. Весь эпизод должен читаться стремительно, а обращения рассекают его на части и при этом только усиливают темп повествования.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к теме «Фольклор» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Поэт обращается к сестре и обещает ей "пук стихов". Как вы объясните, почему эти слова автор выделил в стихотворении? "Пук стихов" - это очень много стихов, которые лицеист обещает сестре. Он хочет удивить ее своей поэтической щедростью, поразить мощью своего таланта. Какие синонимы использует поэт, говоря о себе, о своей сестре? Он более говорит о себе: "поэт младой", "мечты невольник милый", "твой друг", "чернец небогатый", а сестра, к которой он обращается, -
    Сказочные герои в этом стихотворении взяты из "бабушкиных сказок". Какие это герои? Докажите, что поэт доброжелательно подсмеивается над детскими страхами. Ведьма, леший, змей - герои сказок, которых вспоминают детишки в ночном. Темнота пугает, и ребята быстро и умело разводят костер ("огонек"), свет от которого помогает им справиться со своими страхами. Мы чувствуем, как доброжелательно подсмеивается автор над героями стихотворения. В каких сказках встречались вы с героями стихотворения? Леший, змей и ведьма -
    Божественная неповторимость личности <…> подчёркивалась её потрясающей красотой. От одного взгляда на неё перехватывало дыхание. Высокую, темноволосую, смуглую, стройную и невероятно гибкую, с бледно-зелёными глазами снежного барса, её в течение полувека рисовали, писали красками, ваяли в гипсе и мраморе, фотографировали… Стихи, посвящённые ей, составили бы больше томов, чем все её сочинения", - вспоминал об Ахматовой поэт Иосиф Бродский. "Я родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан). Мой отец
    Почему "дни Петра" поэт называет "славными"? В чем автор "Стансов" видит заслуги самодержца? "Дни Петра", по мнению поэта, принесли России славу. И причины этой славы вполне конкретны: "правдой… привлек сердца", "нравы укротил наукой", "сеял просвещенье", "знал предназначенье" своей страны, хотя начало правления было мрачным. Какие личные качества Петра I отмечает поэт в стихотворении? В стихотворении перечисляются качества, свойственные царскому роду: неутолимость, твердость, незлобивость (незлопамятность). "Всеобъемлющая душа" царя Петра вмещает все эти достоинства,
    Ход размышлений популярного пушкиниста С. Бонди более чем странен, потому что весь роман насыщен как раз конкретными идеями, которые А. С. Пушкин проговаривает открытым текстом. Выводы популярного пушкиниста справедливые, остаётся посожалеть, что ему пришлось внимательно всматриваться в текст романа, чтобы узреть очевидное. Например: Но если б не страдали нравы,Я балы б до сих пор любил.(1 глава, XXX стих) Условий света свергнув бремя...(1 глава, XLV стих) Кто жил и мыслил, тот
    Вам знакома инверсия - перестановка слов, которая может придать стиху большую выразительность. Проверьте это на примерах инверсии из стихов Н. Заболоцкого. Что создает в каждой строчке инверсия? Приближался апрель к середине…Лоб его бороздила забота…Непочатого хлеба ковригу…Бил ручей, упадая с откоса… "Апрель приближался к середине…" - инверсия придает фразе медитативность, лиричность размышлений. "Забота бороздила его лоб…" - инверсия помогает достичь впечатления о напряженности мысли героя. Перестановка слов подчеркивает важность забот героя. "Ковригу непочатого хлеба…"
    Каким чувством пронизано стихотворение? Какую роль играют в нем восклицательные предложения? Почему в стихотворении местоимения "все" и "что" выделены логическими ударениями? Восторг перед героями двенадцатого года, многие из которых погибли молодыми, звучит в строках стихотворения. Само название звучит обращением, а восклицательные предложения, насыщающие текст, подчеркивают торжественность этого обращения. Выделения слов все и что логическими ударениями подчеркивают значимость слов, к которым они относятся. "Вам всё вершины были малы"; "Что так же трогательно-юно"

Семинарское занятие № 1

теоретические вопросы

    Художественная специфика фольклора. Система жанров. Поэтика.

    Обрядовая поэзия.

    Календарно-обрядовая поэзия:

3.1 Календарно-обрядовая поэзия зимнего цикла. Святки. Колядование.

Гадание. Двоеверие.

3.2 Масленица. Языческие истоки. Следы древних верований и обычаев.

Художественное своеобразие и поэтическая образность песен.

3.3 Весенне-летние обряды. Отражение древних культов, связанных с

заботой об урожае и благополучии.

3.4 Праздник Ивана-Купалы. Языческие истоки. Обрядовый фольклор.

3.5 Жнивной обряд. Следы древних верований и магических ритуалов.

практическое задание

Принести тексты календарно-обрядовых песен. (Минимум по 1 примеру к пунктам 3.1 – 3.5)

домашнее задание после семинара № 1

Проанализировать 1 текст календарно-обрядовой поэзии по плану (см. стр. 3)

Семинарское занятие № 2

Семейная обрядовая поэзия и заговоры

теоретические вопросы

    Родильный и крестильный обряды.

    Свадебный обряд и его поэтическое сопровождение: этапы, основные персонажи.

    Рекрутский обряд и причитания.

    Похоронный обряд. Истоки ритуала. Верования. Причитания. Общественные поминовения предков. Язычество и христианство.

    Заговоры. Их функция. Классификация заговоров. Художественное своеобразие.

практическое задание

Принести тексты свадебных песен, причитаний, заговоров

домашнее задание после семинара № 2

Проанализировать 1 текст семейно-обрядовой поэзии по плану

Семинарское занятие № 3

теоретические вопросы

    Малые жанры русского фольклора:

    1. Загадки. Происхождение. Функция. Классификация. Поэтическая образность и художественные средства.

      Пословицы и поговорки. Классификация. Поэтическая образность и стиль. Сборники пословиц.

    Сказки. Типология сказок:

    1. Сказки о животных. Происхождение. Специфика вымысла. Темы. Идеи. Образы. Поэтический стиль. Сюжет и композиция. Приемы характеристики персонажей.

      Волшебные сказки. Происхождение. Специфика вымысла. Следы древних пережитков. Система образов. Типы сюжетов, героев. Классификация. Художественное своеобразие. Стиль.

      Бытовые и социальные сказки – новеллы. Происхождение. Специфика вымысла. Виды сказок, их темы и образы.

3) практическое задание

Принести тексты загадок, пословиц и сказок о животных

Семинарское занятие № 4

теоретические вопросы

    Несказочная проза:

1.2 Предания. Внутрижанровая разновидность. Тематические группы.

Художественное своеобразие преданий.

1.3 Легенды. Классификация. Поэтический стиль.

1.4 Былички. Виды быличек, классификация. Художественное

своеобразие.

практическое задание

Принести тексты волшебной сказки «Василиса Прекрасная», преданий, легенд, быличек.

домашнее задание после семинара № 4

Проанализировать волшебную сказку «Царевна-лягушка» / «Морской царь и Василиса Премудрая» - на выбор.

Семинарское занятие № 5

теоретические вопросы

    Былины. Поэтика былин. Специфика сюжета. Композиция.

    Классификация (циклы былин).

    Древнейшие былины. Поэтика, связь с мифологией, система образов.

    Былины Киевской Руси. Поэтика, система образов, идейно-художественное своеобразие, историческая основа.

    Новгородские былины. Поэтика, система образов, идейно-художественное своеобразие, историческая основа.

3) практическое задание

Принести тексты былин (минимум по одному примеру на каждый цикл)

домашнее задание после семинара № 5

Проанализировать текст былины

Семинарское занятие № 6

1) теоретические вопросы

    Исторические песни. Циклы. Художественное своеобразие. Жанровые разновидности.

    Баллады. Художественное и эстетическое своеобразие народной баллады.

    Духовные стихи как жанр русского фольклора. Связь с книгами Священного Писания. Религиозные и морально – этические представления народа.

2) практическое задание

Принести тексты исторических песен (по одному примеру на каждый цикл), баллад, духовных стихов.

4) домашнее задание после семинара № 6

Проанализировать текст исторической песни, баллады, духовного стиха (на выбор)

Семинарское занятие № 7

1) теоретические вопросы

    Традиционные внеобрядовые лирические песни. Типы классификации. Художественное своеобразие.

    Игровые и хороводные песни. Происхождение. Функции. Типы. Тематика.

    Художественное своеобразие собственно частушки (4-х, 6-, 8- ми строчной). Происхождение. Типы.

    Типы кукольного театра. Персонажи. Происхождение. Специфика бытования и исполнения. Язык и стиль.

    Раек и балаган.

    Народные сатирические пьесы.

    Народные драмы. Литературные источники пьес. Поэтика и стиль. Традиция и импровизация. Реквизит.

2) практическое задание

Принести тексты лирических песен, частушек, прочитанные народные драмы «Лодка» и «Царь Максимилиан».

3) домашнее задание после семинара № 7

Проанализировать текст лирической песни

Семинарское занятие № 8

    Понятие «детский фольклор» и его объем. Деление на жанры. Поэзия пестования. Колыбельные песни. Пестушки. Потешки. Прибаутки. Докучные сказки.

    Детский бытовой фольклор. Детские народные песни. Заклички и приговорки. Детская обрядовая поэзия. Прозвища и дразнилки. Детские сказки. Страшилки.

    Детский потешный фольклор. Словесные игры. Молчанки и голосянки. Поддевки. Сечки. Скороговорки. Перевертыши.

    Детский игровой фольклор. Формальные ролевые игры. Игры-импровизации. Считалки и жеребьевки. Архаика и современность.

2) практическое задание

Принести тексты, относящиеся к детскому фольклору

Анализ текстов:

Примерный план анализа фольклорного произведения

    Указать название текста, определить его жанр, перечислить показатели жанра (эпический, лирический, драматический жанр, потом указать какой конкретно). Тема, идея, сюжет, система образов. Типология  .

    Указать, какие древние представления нашли отражение в тексте, приводя примеры.

    Указать, какие христианские представления отражены в тексте, приводя примеры.

    Перечислить основные изобразительно-выразительные средства, приводя примеры.

    Перечислить устойчивые словесные формулы.

  Курсивом выделены те компоненты анализа, которые могут быть слабо отражены в фольклорном тексте, либо отсутствовать.

  • Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством;
  • Развивать образную память, творческое мышление;
  • Развивать способности владения точным выразительным языком;
  • Воспитывать чувство уважения к русскому наследию, русскому фольклору.

Оформление: плакаты: "Добро пожаловать к нам на праздник", "Устная народная поэзия - это бессмертная поэзия", "Русский фольклор", "Колыбельная", "Игры", "Дразнилки", "Считалки", "пестушки-потешки". Плакаты с изображением праздничных русских нарядов.

При входе в зал дети выбирают заранее подготовленные жетоны (цветок, солнышко). Таким образом дети делятся на 2 команды.

Ход занятия

Мы пришли сюда, чтоб скуку разогнать,
Мы пришли повеселиться, поиграть,
Вместе с вами хором песенки попеть,
На забавы, на потехи посмотреть.

Здравствуйте, дорогие ребята! Мы продолжаем знакомство с русским народным творчеством или с русским фольклором. Давайте вспомним, что такое русский фольклор? (Сказки, загадки, пословицы, поговорки, игры, пестушки, дразнилки, считалки т.д.).

Сегодня мы с вами проведем игру-викторину "По страницам русского народного фольклора".

Конкурс 1 "Нет, без загадки не прожить".

Что такое загадка? (Это задачка, которую нужно решить.Это поэтическое описание предмета, главных его черт.)

1. С утра на ногах,а куда идут, сами не знают.(башмачки)

2. Что без боли и печали приводит в слезы? (лук)

3. В жарком лете я стою, шапкой зиму достаю. (гора)

4. Сколь ни езди, ни ходи, тебе конца тут не найти.(земля)

5. Все лето стояли, зимы ожидали, дождались поры, помчались с горы.(санки)

6. На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.(сом)

7. Если б не было его, не сказал бы ничего. (язык)

8. Через нас проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)

9. На сучках висят шары, посинели от жары.(слива)

10. Без рук, без ног, а в гору лезет. (тесто)

11. Серое сукно тянется в окно. (сумерки)

12. Всегда во рту, а не проглотишь.(язык)

Кто из вас знает, что такое пословица? (Пословица-это жанр фольклора, краткое народное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.)

Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого речь становится яркой и образной.

Сейчас мы узнаем, знаете ли вы пословицы.

Конкурс 2. "Усек с полуслова".

Продолжить следующие пословицы и поговорки.

Баба с возу: кобыле легче;

На Бога надейся: сам не плошай;

Каков поп: такой приход;

Один в поле:не воин;

Дома и стены:помогают;

Дом вести:не рукавом трясти;

По одёжке встречают:по уму провожают;

С миру по нитке: голому рубашка;

Не красна изба углами:красна пирогами;

Поздно встанешь:мало сделаешь;

Мир освещается солнцем:а человек знанием.

Конкурс 3. "Знаешь ли ты пословицы?".

Подбери пословицу к тексту.

Игорь проиграл Борису партию в шахматы и, вместо того, чтобы признать себя побежденным, стал горячиться, доказывать, что он по ошибке сделал неправильный ход, что он мог бы легко выиграть. Какой пословицей ответил ему Борис? (После драки кулаками не машут).

В школе перегорел предохранитель и свет погас. Один ученик возился минут 10, ничего у него не вышло. Тогда подошел член кружка юных техников и через полминуты свет загорелся. Какая пословица подходит к этому случаю? (дело мастера боится)

Света села делать уроки, но увидела в окно подруг и попросила у своей мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Свете? (Кончил дело-гуляй смело. Делу время- потехе час.)

Долго не заходили к Алеше в больницу его новые приятели. Зато друг, с которым Алеша был знаком с самого детства, пришел навестить его в первый же день. Какую пословицу вспомнил Алеша? (Старый друг лучше новых двух).

Конкурс 4 "Бой скороговорок".

Дальше бой скороговорок разрешите нам начать,
Кто - то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
Кто три раза без ошибки фразу вслух произнесет,
Тот очко своей команде непременно принесет.
Пусть жюри весь ход сраженья без промашки проследит.
Тот, кто меньше ошибется, то в бою и победит!

  • Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон;
  • Сшила Саша Сашке шляпу;
  • Пекарь Петр пек пироги;
  • Хвала халве;
  • Варвара варила, варила, да не выварила;
  • Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь.

Выходит бабушка - рассказушка:
Сказка мудростью богата,
Скажем сказке: "Приходи!"
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди.

Дети слушают аудиозапись русской народной сказки. (Вариант: под русскую народную мелодию дети слушают сказку бабушки - рассказушки)

Конкурс 5 "Ох, уж эти сказки".

Сказки знают все. А знаете ли их вы, сейчас проверим. Назовите сказки, отрывки из которых вы услышите.

"Журавль стук - стук носом по тарелке. Стучалстучал - ничего не помогает" (Лиса и журавль)

"Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?" (Теремок)

"Не садись на пенек, не ешь пирожок" (Маша и медведь)

"А лиса сидит и приговаривает:"Битый небитого везет"" (Волк и лиса)

"Зашел Иван Царевич в топкое болото. Смотрит, сидит лягушка:" (Царевна - лягушка)

"Мышка пробежала, хвостиком махнула:"

"Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел:" (Волк и семеро козлят)

"Мужик, я тебя заломаю. Не ломай меня, медведушка:" (Мужик и медведь)

Конкурс 6 "Сочини сказку".

Детям предлагается самим сочинить сказку(любую). Можно это сделать это в качестве домашнего задания. Далее одному из команды предлагается побывать в роли бабушки - рассказушки и рассказать сочиненную сказку. (на этот конкурс отводится 6 минут. Оценивается и сама сказка и качество рассказывания)

Мы продолжаем нашу игру. К нам пришли гости и я хотела бы попросить их встать в круг и сыграть песню из весеннего обряда.(Гости в русских народных костюмах)

Весна - красна, на чем пришла?
На сохе, бороне, на кобыле - вороне.
Ой вы, жаворонки жавороночки,
Летите в поле, несите здоровье
Первое - коровье, второе - овечье,
Третье - человечье!

Обратите внимание на костюмы наших певцов. В русской одежде преобладают два цвета красный и белый, как символы солнца и света. А когда наступал праздник, тут уже было огромное разнообразие нарядов и украшений к ним. А как вы думаете, дети участвовали в праздниках и обрядах взрослых? Да, и подтверждением тому была исполненная сейчас песня. Это было детям весело и нетрудно. У детей сложился свой особенный вид народного творчества, под названием детский фольклор.

Как вы думаете, что входит в этот раздел?(считалки, дразнилки, загадки, игры, гляделки, жалелки и т. д.)

Конкурс 7 "Сосчитай - ка".

Какая команда вспомнит больше считалок.

Вот и подошла к концу наша игра - викторина.

Сейчас мы подведем итоги, а пока я хочу, чтобы вы ответили на вопросы:

Узнали ли вы что- то новое?

Эпиграф к нашему занятию "Устная поэзия народа - это бессмертная поэзия". Согласны ли вы с этим? Почему?

Итоги, награждение.

  1. Сравните текст одной из исторических песен с былиной. Какие элементы былинного повество-вания, языка, художественных особенностей вы в ней обнаружили? В чем вы видите отличия былин-ного героя от героев исторической песни?
  2. Сюжеты исторических народных песен основаны на реальных событиях и вы-мышленных происшествиях с историче-скими личностями. Но, даже обращаясь к событиям, относящимся к истории, на-родные песни используют обычные для былин приемы: повторы («Ты возьми-ко, возьми, царь белый, нас с собою…»), по-стоянные эпитеты (красное золото), вос-клицания-обращения («Ой вы гой еси…» или «Ах ты гой еси…»).

    Былинный герой-богатырь создан на-родной фантазией. Читатель не пытается связать его облик и судьбу с конкретным историческим лицом. В исторических песнях герои всегда подлинные. Тут воз-можны некоторые вольности и неточнос-ти, но все равно в основе исторической песни лежат события с реальными участ-никами.

  3. Изложите сюжет выбранной вами историче-ской песни. Какое событие стало в ней централь-ным, кульминационным? Как вы это определили?
  4. Песня «Правеж» рассказывает о спра-ведливом суде Ивана Грозного; песня «Петра I узнают в шведском городе» опи-сывает «разведку» царя в столице враж-дебного ему государства.

    Можно пересказать каждую из них, обя-зательно используя приемы, характерные для фольклорного произведения. «Пра-веж» воспроизводит лишь один эпизод, а в песне о Петре I более заниматель-ная для пересказа история: есть завяз-ка — описание сборов для тайной поезд-ки в чужие земли, сами странствия по «Стекольному государству», узнавание царя, успешное его бегство от преследова-телей.

    Все эти этапы нужно передать как мож-но ближе к тексту песни. Кульминация — успешная разведка Петра I: «Не купчинушка по городу гуляет». Здесь использо-ван характерный для фольклора оборот — отрицательное сравнение.

  5. Подготовьте выразительное чтение одного произведения (по вашему выбору).
  6. Для выразительного чтения можно под-готовить не всю песню, а один из ее фраг-ментов. Материал с сайта

    Часто для подготовки выразительного чтения используют фрагмент, изображаю-щий бегство Петра I от преследователей.

    Можно начать со слов: «Ты бери-ко, бери, крестьянин, денег вдоволь…» — и до кон-ца песни.

    В этом небольшом фрагменте не только рассказ о событиях, но и включенные в этот рассказ обращения: Петра к крестья-нину, к матросам и солдатам на судне и «погони» к царю. Весь эпизод должен чи-таться стремительно, а обращения рассе-кают его на части и при этом только уси-ливают темп повествования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • вопросы и ответы по теме фольклор
  • сравнить текст одной из исторической песни и былины
  • сравните текст одной из исторических песен с былиной.
  • сравните текст одной из исторических песен с былиной
  • отрицательное сравнение в исторических песнях