Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Вивьен ли и оливер лоуренс. Лоренс оливье и вивьен ли

Вивьен ли и оливер лоуренс. Лоренс оливье и вивьен ли

11 июля 2018, в 12:53

Обычно из девочек, которых в раннем возрасте отдают на воспитание в монастырь, получаются тихие домохозяйки, однако английский монастырь Святого Сердца наверняка был особенным! Потому что из его стен вышли сразу две известные актрисы: Морин О’Салливан, впоследствии сделавшая карьеру в Голливуде и ставшая матерью небезызвестной Мии Фэрроу, и Вивьен Ли, носившая в своем монастырском детстве фамилию Хартли.


Вивьен Ли


У Вивьен была внешность ангела и беспокойный, полный противоречий характер. Однако оптимизма ей было не занимать. Не потому ли первая картина, в которой она снялась, так и называлась - «Дела идут на лад!»? У самой Вивьен дела спорились на всех фронтах: уже в девятнадцать она умудрилась выскочить замуж и родить дочь, одновременно успешно заканчивая Академию драматических искусств. А на театральных подмостках, где она подвизалась в пьесе «Маска добродетели» (вот оно, монастырское воспитание!) ее заметил сам Лоуренс Оливье. Он еще толком и не рассмотрел бойкую дебютантку, а та уже во всеуслышание заявила: «Я выйду за него замуж!»

Сама Вивьен к тому моменту была замужем, да и Оливье был женат… Но судьба явно подстилала им соломки в тех местах, где других ждали острые камни. Для начала Вивьен и Оливье сыграли в одном фильме - им достались роли пылких любовников. Фильм назывался «Пламя над Англией». Однако настоящее пламя он зажег в сердцах актеров: даже не раздумывая, они бросили своих законных супругов и открыто стали жить вместе.

Шесть лет влюбленные были счастливы: Лоуренс ставил спектакли, Вивьен в них играла. Ее явно сумасшедшей Офелии в «Гамлете» рукоплескала публика, но и сама Вивьен периодически совершала такие поступки, что окружающие стали сомневаться в душевном здоровье актрисы.

Однажды с ней произошел и вовсе странный случай: вместо того чтобы произнести привычные слова роли, Вивьен впала в настоящую ярость, ничего общего не имеющую со спектаклем. Она брызгала слюной и орала, топала ногами и оскорбляла оторопевшего Оливье. Вместо привычного ангела с милой улыбкой перед ним бесновалась безобразная ведьма с перекошенным лицом, ничем не напоминавшая знакомую до последних потайных местечек любовницу. Эту женщину Оливье не знал! Приступ окончился так же внезапно, как и начался. Похоже, Вивьен и сама не понимала, что с ней произошло: она молча стояла, уставившись в одну точку на стене. Лоуренс обернулся - на стене не было ничего. На лице Вивьен, которая стояла, покачиваясь, на совершенно ватных ногах, также не было никаких эмоций. Его словно протерли тряпкой.

Если Вивьен ставила перед собой какую-либо цель, всем оказавшимся на ее пути стоило отойти в сторонку: эта маленькая англичанка с высокомерно задранным носиком мчалась вперед со скоростью гепарда и мощью локомотива. «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл были ее любимой книгой, а Скарлетт - ролью-мечтой. Поэтому когда Вивьен узнала, что по любимому роману будут снимать фильм, она буквально впала в неистовство. Играть Скарлетт должна была она, она, она!

Она добилась своего. Хотя съемки были тяжелыми, ее поддерживал любимый. Лоуренс как раз получил работу в Нью-Йорке. «Дела идут на лад!» - и в карьере, и в личной жизни. Они с Оливье получили документы о разводах и наконец поженились официально - скромно и без помпы. На их свадьбе в Санта-Барбаре присутствовало всего два свидетеля: режиссер Гарсон Канин и актриса Кэтрин Хепбёрн.

Если Вивьен Ли не потерялась бы и на конкурсе красавиц, то Лоуренс Оливье, которого справедливо называют «актером номер один ХХ века», без труда смешался бы с любой серой толпой: он, обладавший изумительным даром перевоплощения, внешне не представлял собой ничего особенного. Серые глаза, которые называли «оловянными», заурядные черты… Однако у Оливье было такое лицо, на которое без труда садилась любая маска. Сам актер просто обожал театральное ремесло и все его атрибуты: накладные бороды и парики, исторические костюмы и… горбы! Особенно удавались Лоуренсу шекспировские герои.

На сцене Оливье был чрезвычайно требователен не только к себе, но и к Вивьен: так, играя вместе с ней заглавные роли в спектакле «Ромео и Джульетта», он обвинил партнершу в «провинциальных интонациях и дребезжащем голосе торговки рыбой»! История умалчивает, как ответила ему жена…

В 1948-м «Гамлет» с Лоуренсом в главной роли получает «Оскара». Триумф более чем значительный, поскольку этот британский фильм был первым получившим столь высокую награду. Награда за лучшую мужскую роль также достается Оливье, и в том же году актер получает приз Международного кинофестиваля в Венеции.

Лоуренс счастлив, он не расстается с женой: звездная пара столь вдохновенно сыграла в фильме «Леди Гамильтон», что картина надолго стала самой популярной киноисторией во многих странах. Оливье сыграл адмирала Нельсона, а Вивьен - Эмму. В Англии фильм буквально произвел фурор, сам премьер-министр Уинстон Черчилль организовал его закрытый показ для избранного круга, в который вошел и глава другой англоязычной державы - Франклин Рузвельт. После «Леди Гамильтон» Лоуренс и Ли стали любимцами могущественного премьера. Поговаривают даже, что Черчилль испытывал к Вивьен не только дружеские чувства…

У самой же Вивьен любимым стал другой фильм - «Мост Ватерлоо», картина о любви, причем любви трагической, несбывшейся. И именно в это время актриса тяжело заболевает. У нее диагностируют туберкулез - болезнь, трудно поддававшуюся лечению в то время. Вивьен лежит в клинике, но умоляет Оливье забрать ее оттуда - ей хочется играть Клеопатру на юбилейном фестивале театрального искусства в Лондоне. Муж идет у нее на поводу, и, хотя больная и слабая Вивьен играет хуже, чем обычно, он не решается сделать ей ни единого замечания. Более того, он сознательно понижает планку собственной игры, чтобы Клеопатра Вивьен вышла на первый план. Это ли не настоящая любовь?!

В 1947 году за выдающиеся достижения на благо Британии королева жалует Лоуренсу рыцарское звание. Вивьен теперь также имеет право именоваться «леди Вивьен», но… жена все чаще бросается на мужа с немотивированными упреками и ведет себя при этом совсем не как леди - бранится словами последней торговки и даже пускает в ход кулаки! Дочь Вивьен от первого брака воспитывается у бабушки, подальше от подобных сцен. Сама актриса отчаянно желает детей в этом браке, но беременность раз за разом заканчивается выкидышем. Виновата ли в этом таинственная болезнь, заставляющая Вивьен терять человеческий облик, или же изматывающий график съемок не дает ей выносить ребенка - кто знает?

Жизнь в постоянном напряжении дает о себе знать: супруги все чаще скандалят, иной раз даже на людях. Сэр Оливье и леди Вивьен осыпают друг друга упреками, однако на их профессиональных качествах эти скандалы почти не сказываются. Более того, в пьесе «Трамвай «Желание»», в которой Вивьен получает главную роль, ее игра выше всяких похвал. Публика валом валит на скандальную трагическую пьесу, в которой полно сцен с пьянством и гомосексуализмом и скрытыми намеками на изнасилование. Пьеса пережила более трехсот спектаклей, шедших с неизменными аншлагами, и Вивьен снялась в фильме с этим же названием, где партнером ее стал сам Марлон Брандо.

«Мне было просто и легко с Брандо», - признавалась Вивьен после съемок. Сами же съемки, а особенно спектакли, отнюдь не были такими же простыми и легкими: они изматывали хрупкую актрису, так тесно сросшуюся с ролью Бланш Дюбуа, что для самой личности Вивьен уже не оставалось и места… К тому же Вив, чтобы снять напряжение, много курила и пила, а уж ругалась она так, что могла дать фору любому портовому грузчику!

Роль Бланш принесла Вивьен долгожданную и вполне заслуженную награду - второго «Оскара», но она же в конце концов привела Ли и к тяжкому психическому расстройству. Во время съемок на экзотическом Цейлоне в 1953 году у актрисы начались галлюцинации. Было решено не рисковать и не лечить актрису прямо там, а перевезти в Лондон и поместить в клинику. Однако во время перелета Вивьен так буянила, что буквально разнесла салон самолета в щепки, даже пыталась выпрыгнуть из него прямо в воздухе!

Актрису, здоровье которой и без того оставляло желать лучшего, начали лечить с помощью шоковой терапии, диеты, состоявшей исключительно из сырых яиц, и обертываний ледяными простынями. Самыми страшными были, конечно, бесконечные сеансы электрошока… Но она сама, эта хрупкая маленькая женщина, страстно желала излечиться и вернуться домой, к своему Ларри, ступить на театральные подмостки, так упоительно пахнущие успехом, ощутить на своем лице ослепительный свет софитов…

Из лечебницы возвратилась совсем другая Вивьен - заторможенная, неуверенная в себе, подозрительно тихая. Она медленно приходила в себя, проводя целые дни в обществе мужа, однако прежней Ли она уже не станет никогда… Не стало Вив, выкуривающей по четыре пачки сигарет в день и подпирающей «Оскаром» дверь спальни, потому что, по ее собственному утверждению, «эта уродливая статуэтка не годилась больше ни на что другое»!

Новая Вивьен много пила и пропадала на шумных вечеринках - скорее всего, для того, чтобы забыть, как мучительно выгибалась дугой при электрошоке или как бессильно плакала у окна, понимая, что болезнь все еще сильнее ее. Так можно ли винить Лоуренса в том, что он в такой невыносимой обстановке увлекся молодой актрисой Джоан Плоурайт?

Развод звездной пары был подобен взрыву многотонной бомбы и стал одним из самых скандальных разводов века. Однако даже спустя долгие годы, после того как Ларри перестал называть ее своей милой девочкой, она все еще держала на столике у кровати его фотографию. Она все еще любила его. И сходила от этого с ума…

Умерла Вивьен Ли в возрасте 53 лет, как написали газеты, «после продолжительной болезни». О, как мало людей догадывалось о том, что эта роковая болезнь для Вив называлась просто любовью. Однажды, давая интервью уже после их разрыва, она сказала: «Ко многому мне пришлось привыкать в этой жизни, но труднее всего было привыкнуть к отсутствию Лоуренса». В этих словах нет ни капли правды - привыкнуть к этому она так и не смогла.

Лоуренс Оливье - британский артист театра и кино. Один из крупнейших актеров XX века, репертуар которого включал в себя как античную драму , так и современные американские пьесы. Лауреат премии «Оскар», чья фильмография насчитывает 85 полнометражных картин, за свою карьеру стал режиссером 38 театральных постановок и шести кинолент.

Детство и юность

Лоуренс Керр Оливье родился 22 мая 1907 года, в городе Доркинг, расположенном в графстве Суррей (Англия). Отец, посвятивший свою жизнь богослужению, воспитывал своих детей (у артиста есть сестра Сибил и брат Джерард) в атмосфере строгой религиозности, из-за чего в детские годы мастер перевоплощений был очень привязан к своей матери Агнесс Луи. Известно, что смерть родительницы в 1920 году стала для Лоуренса настоящей трагедией.

В первый раз будущий великий актер вышел на сцену в 9 лет, исполнив роль Брута в школьной постановке « ». Тогда на спектакле присутствовала именитая артистка Эллен Терри, которая по окончании представления похвалила игру юного лицедея. Из биографии голливудской звезды известно, что через четыре года после премьеры Лоуренс поступил в оксфордскую школу имени Святого Эдварда.


Лоуренс Оливье в школе

Там, во время театрального фестиваля он, в лучших традициях шекспировских времен, неоднократно играл Катарину в постановке «Укрощение строптивой», а также Пака во «Сне в летнюю ночь». Успехи сына убедили Оливье-старшего в том, что у его наследника действительно имеются задатки актера.


В 1924 году Лоуренс поступил в лондонскую Центральную школу ораторского и драматического искусства, по окончании которой он был принят в труппу бирмингемского театра. Уже через год мастер перевоплощений стал ведущим актером, исполняя на подмостках храма Мельпомены роли Гамлета и Макбета.

Фильмы

В 1930 году Лоуренс впервые появился на киноэкране. Он сыграл роль Питера Билла в фильме «Временная вдова», а через год пополнил кинематографическую копилку лентой «Желтый билет». Стоит отметить, что актер несерьезно относился к киносъемкам, считая главным делом свой жизни сцену, на которой блистал в ролях шекспировских героев.


Грир Гарсон и Лоуренс Оливье в фильме «Гордость и предубеждение»

В 1939-ом он снялся в ленте Уильяма Уайлера «Грозовой перевал», а через год на пару с Грир Гарсон исполнил главную роль в экранизации произведения «Гордость и предубеждение». В 1948 году на экраны вышел фильм «Гамлет», в котором Лоуренс не только сыграл главную роль, но и выступил в качестве режиссера и сценариста. Эта работа получила множество наград, в том числе премию «Оскар».

В период с 1951 по 1955 фильмография именитого артиста пополнилась экранизацией произведения «Сестра Кэрри», а также лентами «Опера нищих» и «Ричард III». В последующие годы Оливье снимался в паре десятков кинопроектов, серди которых зритель особенно полюбил «Принц и танцовщица» с в главной роли, «Спартак», «Джихад» и «Три сестры».


В 1976-ом состоялась премьера фильма режиссера Джона Шлезингера «Марафонец». В основе сюжета картины, повествующей о буднях на первый взгляд ничем не примечательного студента-историка Томаса Леви (), лежит роман писателя Уильяма Голдмэна. В ленте Лоуренс перевоплотился в доктора Кристиана Шелла.

Через три года актер исполнил роль знатока оккультных наук, мистера Абрахама Ван Хельсинга, в экранизации одноименного романа «Дракула». В 1981-ом состоялась премьера вольной экранизации древнегреческих мифов режиссера Десмонда Дэвиса «Битва Титанов». В фильме артисту досталась роль повелителя грома и молний - бога Зевса.


В 1984 году поклонники увидели своего любимца в картине «Баунти», в которой, помимо Оливье, снялись актеры , и . В последние годы жизни Оливье много работал на телевидении. Наиболее значительными стали его роли в телефильмах «Башня из черного дерева», «Вагнер» и «Любовь среди руин», в котором он сыграл в творческом дуэте с . Последний образ, который Оливье сыграл в полнометражном кино, стала роль пожилого солдата в фильме «Военный реквием» (1989 год).

Личная жизнь

В августе 1940 года, в калифорнийском городе Санта-Барбара состоялась свадьба актеров Лоуренса Оливье и . Этой тайной церемонии (на торжестве присутствовали в качестве свидетелей только актриса Кэтрин Хепберн и сценарист Гарсон Канин) предшествовали бурный роман и непростые разводы влюблённых.

Они прожили вместе 20 лет, за которые Вивьен превратилась из начинающей актрисы в кинозвезду, страдающую от тяжелой болезни и депрессии, а Лоуренс стал завистливым мужем, который так и не простил супруге ее успех. Их история любви началась в 1935 году. Тогда на лондонских театральных подмостках с триумфом шел спектакль «Ромео и Джульетта», в котором у Оливье была главная роль.


Образ темпераментного и искрометного Ромео покорил юную актрису, которая в то время присутствовала на спектакле. С этого момента Вивьен стремилась попасть на каждое представление с участием полюбившегося лицедея. Однажды барышне удалось проникнуть за кулисы и лично познакомиться с артистом.

Их встреча переросла в дружбу, а потом и в бурный роман, который начался на съемках фильма «Пламя над Англией». Тогда актеры сыграли влюбленных. За три месяца съемок экранная любовь переросла в реальную. Все было почти идеально, кроме одного ощутимого «но» - оба актера на тот момент были несвободны. У Вивьен был муж и маленькая дочь Сюзанна, а Оливье был женат на актрисе Джилл Эсмонд и также имел ребенка.


Лоуренс Оливье и первая жена Джилл Эсмонд

Несмотря на то, что супруги актеров отказались давать влюбленным развод, они, еще состоя в официальном браке, стали жить вместе. После того как артисты получили развод, они тайно сочетались законным браком. Вскоре после свадьбы Александр Корда предложил молодоженам сыграть главные роли в фильме «Леди Гамильтон», в основе сюжета которого - история запретной любви адмирала Нельсона и жены посла Эммы.

Ли удалось наделить таким светом и невинностью образ расчетливой леди Гамильтон, что Лоуренс в роли бравого морского волка просто терялся рядом с ней. В дальнейшем, с каждой новой совместной работой разница в исполнении и подходе обоих актеров к роли бросались в глаза все сильнее. Оливье считал актерское мастерство бизнесом, Вивьен же отдавала этому искусству всю душу, проживая каждый миг жизни героя как свой собственный.


Лоуренс Оливье и вторая жена Вивьен Ли

Только усилия обаятельной актрисы спасали их брак от краха: барышня без устали хвалила Оливье и не раз отказывалась от выгодных предложений в угоду семейному благополучию. В 1944 году их семью постигло еще одно несчастье - жизнерадостная и активная Вивьен заболела туберкулезом. Врачи прописали ей постельный режим и лечение в госпитале, но барышня не хотела становиться добровольной затворницей и, пренебрегая всеми советами докторов, продолжала работать.

Болезнь усугублялась частыми нервными срывами. Лоуренса раздражали и пугали припадки жены, во время которых она нередко бросалась на него с кулаками. Уставший от истерик супруги, актер Оливье начал все чаще заглядываться на молодых актрис. Пока Ли с каждым днем становилось все хуже, Лоуренс увлекся молодой артисткой театра и кино Джоан Плоурайт.

В день, когда Вивьен исполнилось 45 лет, Оливье любезно подарил ей роллс-ройс, а через несколько дней после этого торжественно вручил Ли письмо, в котором просил о разводе. В 1961 году Лоуренс женился в третий раз, на актрисе Джоан Плоурайт. Она родила звезде телеэкрана троих детей: сына Ричарда (он стал режиссером) и дочерей Тамсин и Джулию-Кэт (они стали актрисами). Супруги жили вместе вплоть до смерти Оливье.

Смерть

В 80-е годы у Оливье обнаружили рак. На протяжении пары лет режиссер боролся с недугом, но в итоге болезнь победила. Лоуренс скончался 11 июля 1989 года. Известно, что в последние часы жизни рядом с именитым актером была его семья и близкие друзья. Могила театрального деятеля располагается рядом с захоронениями писателей и Харди Томаса в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства.


В 2004-ом на большие экраны вышел фильм Керри Конрана «Небесный капитан и мир будущего». В киноленте, помимо , и , также появилась компьютерная реконструкция Оливье. Через три года после премьеры, в Лондоне, на площади возле Королевского национального театра открыли памятник Лоуренсу Оливье. Монумент изображает артиста в его лучшей роли – Гамлета.

Фильмография

  • 1939 – «Грозовой перевал»
  • 1940 – «Ребекка»
  • 1940 – «Гордость и предубеждение»
  • 1948 – «Гамлет»
  • 1952 – «Сестра Кэрри»
  • 1957 – «Принц и танцовщица»
  • 1959 – «Ученик дьявола»
  • 1960 – «Спартак»
  • 1965 – «Отелло»
  • 1969 – «Битва за Англию»
  • 1970 – «Три сестры»
  • 1976 – «Марафонец»
  • 1977 – «Мост слишком далеко»
  • 1979 – «Дракула»
  • 1981 – «Битва Титанов»
  • 1988 – «Военный реквием»


Более двух десятилетий длилась история любви известных во всем мире актеров Вивьен Ли и Лоуренса Оливье. Их отношения начались с любви на сцене, и развились в всепоглощающую страсть и и любовь в реальной жизни. Но жизнь - это не театральные подмостки, и далеко не всем удаётся пройти те испытания, которые им уготованы.

Знакомство


Впервые Вивьен увидела мистера Оливье в театре, когда он играл Ромео в постановке «Ромео и Джульетта». Тогда она только начала свою карьеру актрисы и еще не взяла себе псевдоним, под которым впоследствии покоряла мир театра и кино (настоящее имя актрисы Вивиан Хартли), а Оливье уже сверкал на подмостках британского театра. Вивиан была поражена его игрой и талантом. Она стала посещать все его выступления и вскоре поняла, что о таком мужчине она мечтала: красивом и статном, страстном и сильном, невероятно талантливом. И ее ничуть не смущало то, что и она сама, и ее избранник в то время уже состояли в браке и имели маленьких детей. Вивиан была замужем за успешным адвокатом и воспитывала годовалую дочку Сюзанну, а Лоуренс был женат на актрисе, которая только родила ему сына, которого назвали Таркуином.


После одного из выступлений Вивьен пробралась за кулисы и выказала своему кумиру восхищение. Многочисленные комплименты и яркая внешность молодой актрисы произвели впечатление на мистера Оливье, и настойчивой миссис Холман удалось уговорить его посетить ее спектакль. Потрясающе сыграв в постановке «Маска добродетели», актриса произвела впечатление на зрителей, но главное, что она поразила Лоуренса. С тех пор у актеров завязались крепкие дружеские отношения, их стали часто видеть вместе.

Начало романа


Какое-то время отношения пары не выходили за рамки дружеских, однако все изменилось на съёмках фильма «Пламя над Англией», где они играли влюблённых. Очень скоро страсть с экрана перенеслась в реальную жизнь и полностью захватила их. С тех пор они всегда были вместе. Почти сразу они публично объявили о своей любви и попросили у своих супругов развода.

Хотя поклонники восприняли этот романтический жест благосклонно, и даже стали всячески поддерживать возлюбленных, их супруги Герберт и Джилл были шокированы и подавлены, они забрали детей и отказали своим половинкам в разводе. Но это вовсе не остановило влюблённых, и вскоре они стали жить вместе, невзирая на то, что мать Вивьен, ярая католичка, была категорически против такого поступка дочери.

Всемирная известность


Вскоре после начала совместной жизни молодым людям вновь пришлось расстаться. Ларри утвердили на роль Хитклиффа в «Грозовом перевале». Ради этого он поехал в Америку, оставив свою возлюбленную в Англии. Оставшись одна, Вив начала так сильно скучать по своей половинке, что отменила все ближайшие выступления и отправилась в Америку за ним. Тогда же в Лос-Анджелесе вот уже два года проходил кастинг на роль Скарлетт О`Хара в экранизации романа «Унесенные Ветром». Было отсмотрено более 1400 девушек, однако ни одна не была достаточно хороша для этой роли. Вивьен же ни секунды не сомневалась, что это роль будет принадлежать ей, она пришла на кастинг и моментально убедила в этом всех остальных.

Хотя Лоуренс был против ее участия в съёмках, актриса, не задумываясь, приступила к работе. Съёмки были очень напряженными и изматывающими, и Вивьен как театральной актрисе было тяжело и непривычно. Однако ее усилия сполна оправдались после премьеры фильма. Кинолента имела ошеломительный успех, а Вивьен получила Оскар за лучшую женскую роль и стала невероятно популярна, известна и востребована. Лоуренс же крайне тяжело переживал ее успех. Он завидовал ее славе и вместо того, чтобы поддерживать любимую и радоваться за нее, открыто выказывал свое неодобрение.

Свадьба и начало семейной жизни


Однако Вивьен была слишком влюблена, чтобы придавать значение своеобразному поведению своего избранника, а Лоуренс благодаря своей любви к ней смог преодолеть зависть и желание конкурировать. Тогда же законные супруги молодых людей, наконец, согласились дать им развод. Несколькими месяцами позднее пара втайне от прессы тихо сочетались узами брака. На свадьбе присутствовали лишь два их друга и свидетеля.

Дальнейшие проекты


Через несколько месяцев после свадьбы миссис Оливье сыграла главную роль в фильме «Мост Ватерлоо». Он был с восторгом принят зрителями и критиками. А Лоуренс получил главную роль в фильме Альфреда Хитчкока «Реббекка», тогда как у Вивьен не получилось пройти пробы. Вивьен искренне верила, что их любовь в жизни обязательно должна подкрепляться любовью на сцене, и она очень болезненно переживала, кода возлюбленной её Ларри на экране был кто-то кроме нее. Поэтому Хитчкок и не утвердил ее на роль в «Ребекке». Как он позднее заметил, Вивьен Ли не проявляла никакого желания участвовать в проекте, пока не узнала, что ее муж получил главную роль. Только после этого она заинтересовалась в работе.


Спустя несколько месяцев супруги вместе снялись в киноленте «Леди Гамильтон». И хоть фильм и был очень популярен и любим зрителями, нельзя было не заметить, что уровень актерского мастерства Вивьен стал превосходить игру ее мужа. Тем не менее, после этого фильма Уинстон Черчилль проникся гениальной игрой супругов и в особенности миссис Оливье. Они стали частыми гостями в его доме, а спустя некоторое время Лоуренс Оливье был возведен в рыцари, а Вивьен получила титул леди Оливье.


Чуть позже молодожены вложили много денег и сил в постановку «Ромео и Джульетта» в память о том, как зародились их чувства. Они были уверены, что этот совместный проект увенчается успехом. Все оказалось совсем иначе: публика не приняла постановку, а критики оставляли безжалостные негативные отзывы. И хотя зрители отметили отменную игру Вивьен, они также заметили, что игра Оливье слабовата.


Это негативно влияло на их отношения: Лоуренс чувствовал, что слава жены все больше затмевает его собственную и начал охладевать к ней, а Вивьен ощущала отстраненность своего возлюбленного и стала впадать в депрессии, устраивать мужу скандалы, надеясь вернуть его любовь и не понимая, что делает только хуже. Чтобы реабилитироваться в глазах прессы и улучшить свое материальное положение, супруги отправились в тур по Новой Зеландии и Австралии. Их финансовое положение улучшилось и вернулась популярность, но отношения стали только хуже, постоянные выяснения отношений все больше отдаляли их друг от друга.

Начало болезни и крах отношений


После возвращения в Англию физическое самочувствие Вивьен резко ухудшилось. Ей был поставлен неутешительный диагноз – туберкулез. Доктора настаивали на серьёзном лечении и покое, но Вивьен отказалась, сказав, что для нее работа – это жизнь. Однако ее все же вынудили принимать лекарства (психотропные препараты), которые, как выяснилось позже, сильно расшатывали и без того нестабильную психику актрисы. У нее развился маниакально-депрессивный синдром: она могла часами меланхолично сидеть на одном месте, а потом вскочить с нездоровым блеском в глазах и потребовать немедленно куда-то идти. Участились скандалы, истерики и приступы, после которых леди Оливье часто не помнила, как ужасно себя вела.


Однажды Вивьен попыталась спрыгнуть с самолета. Лоуренс старался поддерживать супругу, предлагал ей психиатрическое лечение, но Вивьен всегда отказывалась, говоря, помочь ей может только его любовь. И это действительно было так – когда Оливье искренне заботился о жене и говорил, что любит ее, ей становилось намного лучше, она становилась прежней. Но Лоуренсу было все сложнее выносить истерики жены, он начал тяготиться ею. Съёмки в фильме «Трамвай «Желание»» принесли Вивьен второй Оскар. Но именно тогда ее психика и отношения с мужем окончательно пошатнулись. Дело в том, что главная героиня фильма, Бланш Дюбуа, по сценарию страдала сложными расстройствами психики.


Вивьен пережила два выкидыша, хотя всегда мечтала подарить своему Ларри наследника. Позднее в 1953 году Вивьен стало еще хуже, и ей пришлось лечь в психиатрическую лечебницу, где, с согласия ее супруга, ей проводили лечение электрошоком. Домой Вивьен вернулась измученной и совсем непохожей на ту девушку, в которую Оливье некогда влюбился. Тогда же у него закрутился роман с начинающей актрисой Джоан Плоурайт. А Вивьен пришлось самой справляться с депрессией и туберкулезом, и, не смотря на это, она не переставала сниматься в кино, и весьма успешно. В 1960-м году после 20-и лет брака Оливье подал на развод и подарил супруге по этому случаю «Роллс-Ройс». Вивьен стойко перенесла эту новость и дала супругу согласие на развод.

После расставания


Даже после ухода Оливье, Вивьен всегда продолжала его любить и не скрывала этого. Она полностью посвятила себя работе и продолжала надеяться, что он одумается и вернется, даже оставила себе титул леди, который достался ей от мужа. Однако туберкулез прогрессировал, ее физическое состояние стремительно ухудшалось, и в 1967 году она скончалась от очередного сильнейшего приступа.


Оливье же женился на Плоурайт и пережил свою Вив на 22 года. В старости он постоянно смотрел фильмы с участием Вивьен, плакал и горько сожалел о том, что их любовь не выдержала испытания болезнью и временем.

И всё же бывает в этом мире любовь длинною в жизнь. более 60 лет были вместе и в жизни, и в творчестве и умерли почти в один день.

Впрочем, Вивьен впоследствии будет навещать подросшую Сюзанну, брать ее с собой в поездки и даже заходить на чай к ее школьным учителям. А после смерти матери повзрослевшая Сюзанна расскажет, как в детстве восхищалась ее аристократичной красотой, безупречными манерами и стилем – и одновременно ненавидела за то, что больше всего на свете та была вечна увлечена своей работой, друзьями и мужем.

Несмотря ни на что, Лоуренс и Вивьен поселились вместе. Скандал даже пошел на пользу популярности Вив: ее имя стало чаще упоминаться в прессе, и предложений от режиссеров тоже стало больше. Именно в этот напряженный период в поведении 24-летней актрисы появились первые тревожные признаки. Лоуренс зашел к ней в гримерку перед началом спектакля «Гамлет», где она играла Офелию. Вивьен, никогда не возражавшая против его визитов, вдруг начала кричать на возлюбленного, а потом застыла, глядя в одну точку. Тогда Оливье списал это на обыкновенный нервный срыв, хотя нехорошее предчувствие еще долго не покидало его.

В 1938 году Лоуренс отправился покорять Америку. Когда-то его попытка завоевать провалилась, и вот наступил звездный час: актеру предложили роль Хитклиффа в экранизации «Грозового перевала». Вивьен очень тосковала – она не могла надолго оставаться в одиночестве. Режиссер картины, Уильям Уайлер, предложил ей второстепенную роль Изабеллы, но амбициозная актриса была согласна лишь на Кэти. Но поскольку роль уже была отдана Мерл Оберон, Вивьен пришлось остаться в Лондоне.

Фото: Splash News/East news

Недолго думая, она отменила свои лондонские спектакли и отправилась вслед за Лоуренсом. И снова возлюбленный Вивьен сыграл роль ее путеводной звезды. В то время в Голливуде шел кастинг актеров для экранизации знаменитого романа «Унесенные ветром». Книга Маргарет Митчелл была невероятно популярна, и фильм обещал стать успешным. Разумеется, при условии правильного выбора актрисы на главную роль. Продюсер картины Дэвид Селзник как одержимый искал «ту самую» Скарлетт. В феврале 1938 года американский агент Вивьен Ли посоветовал ее кандидатуру. Селзник посмотрел все фильмы с участием Ли, вышедшие в Великобритании. «Новая девушка очень недурна, я на нее надеюсь», - заявил он.

Как только Вив прибыла в США, ее отвели на пробы, после которых у продюсера практически не осталось сомнений. «Она настоящая Скарлетт - темная лошадка и выглядит чертовски привлекательно. Говорю тебе в строжайшем секрете: круг претенденток сузился до Полетт Годдар, Джин Артур, Джоан Беннетт и Вивьен Ли», - написал Селзник своей жене.

Фото: Splash News/East news

В конце концов роль досталась Вивьен. Съемки проходили сложно: актриса не привыкла к работе на камеру, предпочитая театр. Сумасшедший ритм жизни киношников выматывал ее: работа порой шла без выходных с утра до ночи. Вивьен часто ссорилась с режиссером и Лесли Говардом, который играл ее экранную любовь – Эшли Уилкса. А еще она скучала по Оливье: хотя между ними больше не лежал океан, он работал в Нью-Йорке, а она – в Лос-Анджелесе.

«Как я ненавижу сниматься в кино!», – писала Вивьен своему покинутому мужу Герберту Холману, с которым, несмотря ни на что, сохранила дружеские отношения.

Муки актрисы окупились: вышедший в 1939 году фильм стал классикой, пережив своих создателей, а сама Вивьен получила «Оскар» за лучшую женскую роль. Впрочем, к амплуа звездной дивы она так и не привыкла.

«Я – не кинозвезда, - говорила Вивьен Ли. – Я актриса. Быть просто кинозвездой - это как фальшивая жизнь, прожитая во имя фальшивых ценностей и ради известности. Актерство же – это надолго, и в нем всегда есть превосходные роли, которые можно сыграть».

Фото: Splash News/East news

В феврале 1940 года официальная супруга Лоуренса Оливье наконец согласилась дать ему развод. Герберту Холману ничего не оставалось, как последовать ее примеру. В августе того же года Оливье и Вивьен сочетались браком в калифорнийском городке Санта-Барбара. На церемонии присутствовали лишь двое их друзей, Кэтрин Хепберн и Гарсон Канин.

Вивьен была очень привязана к Лоуренсу – возможно, даже слишком. Она хотела не только быть его супругой в жизни, но и постоянно играть его возлюбленных в кино. Временами это даже вредило ее карьере. Так, Ли не взяли на главную роль в «Ребекке» по Хичкоку. «Она не проявляла никакого энтузиазма, пока главную роль не отдали Оливье», – пожаловался режиссер. В результате главная мужская роль так и осталась за супругом Вивьен, а вот Ребеккой стала Джоан Фонтейн.

В 1941 году они сыграли вместе в фильме «Леди Гамильтон», который пользовался огромной популярностью по всему миру, в том числе и в СССР. Лента была высоко оценена министром Великобритании Уинстоном Черчиллем, а актеры стали его фаворитами. Красота Вивьен на оставила политика равнодушным – до конца жизни он называл ее образцом женственности, и никогда не упускал случая пригласить их с супругом на званый обед.

7 июля 1967 года в Лондоне ушла из жизни популярнейшая английская актриса, обладательница двух премий «Оскар» Вивьен Ли . Вивиан Мэри Хартли (ее настоящее имя) родилась 5 ноября 1913 года в индийском городе Дарджилинг, который в то время являлся Британской колонией. В 1920 году родители отправили девочку в монастырь Святого Сердца в Англии, а в 1931 году она вернулась в Англию, где вскоре вышла замуж за адвоката Герберта Ли Холмана, который был старше нее на 13 лет. В 1935 году Вивьен Ли сыграла в постановке «Маска добродетели», роль в которой стала для молодой актрисы настоящим прорывом. В это же время Вивьен познакомилась с британским актером Лоуренсом Оливье, с которым у нее начался бурный роман. В 1939 году Ли сыграла свою самую «звездную» роль - красавицу Скарлетт О’Хару в мелодраме «Унесенные ветром». В статье рубрики «Кумиры прошлого» мы расскажем о кинокарьере актрисы, а так же о том, как развивались отношения двух ярчайших артистов британской сцены первой половины ХХ века - Вивьен Ли и Лоуренса Оливье.

Вивьен Ли в отличие от своей героини Скарлетт О’Хара не сумела пережить разочарования в любви. Ее страсть к великому английскому актеру Лоуренсу Оливье обернулась трагедией. Вивьен умерла, по мнению своих близких, не от болезни - она не хотела жить без Ларри...

Вылет самолета из Нью-Йорка в Лондон задерживался, на поле подъехал лимузин, стюарды сразу же подвезли к нему каталку. На заднем сиденье Лоуренс Оливье пытался успокоить жену, Вивьен Ли, и уговорить ее выйти из машины: «Никто тебя не увидит, ты скоро окажешься в Лондоне, конечно же, я не собираюсь упрятать тебя в сумасшедший дом». «Ларри, пожалуйста, я не хочу туда!» - рыдала Вивьен.

Вдруг она резко выпрямилась, достала зеркальце и красную помаду - этот цвет увеличивал ее причудливо изогнутые губы, подчеркивая их соблазнительную прелесть. Небрежно махнув пуховкой по лицу, она наконец, поддерживаемая Ларри, вышла из машины, попытавшись сделать приветственный жест - как будто извиняясь перед отсутствующими репортерами и публикой за свое необычное поведение.

В самолете Вивьен громко кричала, срывала с себя одежду - с треском отскакивали пуговицы от рвущегося платья - и с отчаянной силой рвалась к окошкам иллюминаторов, стуча по ним кулачками... Из лондонского аэропорта Хитроу Вивьен Ли отвезли в больницу. В течение трех дней ей кололи седативные препараты, обертывали ее маленькое горячее тело в ледяные простыни, а после, получив разрешение Лоуренса Оливье, применили модный в те времена для лечения маниакально-депрессивных состояний электрошок.

Когда Вивьен пришла в себя, Лоуренса рядом не было. В букете белых роз - ее любимых - она нашла записку: «Дорогая, ты скоро поправишься! Я должен вернуться к друзьям - мне необходим отдых. Люблю тебя. Ларри». Вивьен стало страшно: до сих пор ей удавалось избегать больниц - не сумасшедшая же она в самом деле! Страшно было и потому, что впервые муж так откровенно продемонстрировал свою усталость от нее и безразличие. Он не скрывал - любить ее с той безграничной страстью, какую она от него требовала, он больше не мог...

«Какая мужская игра!»

В 1935 году 21-летняя Вивьен дебютировала на лондонской сцене в спектакле «Маска добродетели» и за одну ночь стала «открытием». Оливье, талантливого актера, которому предрекали великое будущее, она впервые увидела в роли Ромео. Его Ромео, страстный, почти грубый мальчишка, распираемый нетерпеливыми сексуальными желаниями, сразу же поразил ее воображение. «О, какая мужская игра!» - Вивьен воскликнула так громко и с таким восторгом, что на нее зашикали соседи.

Она не сомневалась ни секунды, что и в жизни этот человек должен быть точно таким же - смелым, страстным, готовым отдать всего себя любимой им женщине и никогда не жалеть об этом. Вивьен всегда верила в осуществление желаний. Из театра она уходила уверенная - в ее жизни наконец появился смысл: она должна заполучить Оливье и стать актрисой, достойной его таланта.

Она упросила режиссера Александра Корду дать ей роль в фильме «Огонь над Англией», где должен был сниматься Оливье. «Имей в виду, Ларри, кажется, любит свою жену!» - предупредил ее Корда. «Просто он еще не знает меня», - маленькое лицо Вивьен, напоминающее по форме сердце, светилось невинностью. Его поразило удивительное сочетание ангельской красоты и страстной, не желающей видеть никаких преград самоуверенности Вивьен. Он хотел сказать: «Глупышка, неужели ты и впрямь думаешь, что твой Оливье так же хорош в жизни, как и в костюме шекспировского героя? Он же актер - разве этим не все сказано?» - но не решился. Вивьен смотрела на него с таким выражением, какое бывает у красивых избалованных детей - захотеть что-то означает для них получить желаемое.

Потом Ларри признается другу - увидев Вивьен, он сразу же понял, что это самая неотразимая женщина на свете: «В ее магической красоте было чтото терзающее: хрупкость в сочетании с жесткой линией подбородка, изумительного разреза изумрудные глаза, мягкий излом бровей и взгляд пантеры». В глубине души Оливье, сын священника, воспитанный в пуританских традициях, испытывал странное чувство беспокойства и растерянности. Его еще никогда так сильно и волнующе не влекло к женщине. До сих пор страсть, державшая зал в наэлектризованном напряжении, овладевала им только на сцене. Но устоять перед собственными непривычно бурными эмоциями и обольстительными чарами Вивьен он не сумел...

Из-за двери гримерной раздавались возбужденные голоса, помощнику режиссера приходилось громко стучать. Но и после того, как он открыл дверь, Вивьен и Лоуренс все еще стояли, так тесно прижавшись друг к другу, как будто делали это в последний раз... «Мы любим друг друга», - как заклинание повторяла Вивьен, и глаза ее заговорщически блестели. «Говорить с ней о Ларри было все равно что заговорить о Боге», - сказал один из их общих знакомых. Оливье присутствовал на всех репетициях Вивьен, прорабатывал с ней каждую строчку роли, и она с восторгом ученицы, преклоняющейся перед учителем, внимала каждому совету. В его отсутствие она впадала в тоску и никла, как цветок, которому не хватает влаги и солнечных лучей.

Вивьен знала, что Оливье мучают угрызения совести - его жена актриса Джилл Эсмонд только что родила ему сына. И ее дома ждали муж и 3-летняя дочь. Но разве она виновата, что относится к мужу скорее как к брату, а материнских чувств по-настоящему не испытывала с самого рождения ребенка? Много лет спустя, когда ее дочь станет уже взрослой, а Ларри больше не будет рядом, Вивьен испытает жесточайшее чувство вины - за то, что бросила ее. Но сейчас она была уверена в своей правоте и убедила Оливье - они должны жить вместе. Несмотря на то, что их супруги в разводе им отказали. Джилл, родом из старинного актерского клана, не стала устраивать скандала - она слишком дорожила своим достоинством.

Муж Вивьен любил ее и надеялся, что безрассудное увлечение Оливье связано только с ее романтической страстью к театру. Заботы о ребенке он взял на себя. В будущем он всегда будет оказывать Вивьен помощь - дружескую и даже финансовую. А вот мать Вивьен, Гертруда, считала поведение дочери непростительным и греховным…

Типичный англичанин

Вивиан Хартли (Вивьен Ли - ее сценический псевдоним) родилась 5 ноября 1913 года в Индии. Ее отец, Эрнест Хартли, работал в английской колонии. В 6 лет маленькую Вивьен привезли в Англию - в католическую школу при монастыре Святого Сердца. Мать, убежденная католичка, считала, что только так можно привить девочке умение не поддаваться на жизненные соблазны, ведущие к грехопадению и несчастью. Родителей девочка увидела только спустя полтора года...

Через 8 лет отец убедил жену забрать дочку и продолжить ее образование, путешествуя по Европе. На этот раз сдержанно-холодная Гертруда не сумела противостоять напору мужа, которого в глубине души давно презирала. Эрнест никогда не отличался добродетельным образом жизни - он был ловеласом и незаурядным актером-любителем. Лето 1928 года Вивьен провела с отцом в Биарицце. Эрнест брал дочь на скачки, покупал ей взрослые платья с глубоким декольте и открытые купальники.

Вивьен видели в местах, куда не подобало ходить юной английской леди, на нее с нескрываемым восторгом смотрели мужчины... Вернувшись в Англию, Вивьен познакомилась на балу Охотничьего общества с Гербертом Ли Холманом, преуспевающим лондонским адвокатом старше ее на 13 лет. На следующий день она сказала подруге, немало ее обескуражив: «Я хочу выйти замуж за этого типичного англичанина». - «Но он же помолвлен с другой девушкой!» - «Посмотрим, что он скажет, когда поближе узнает меня!» Впервые ей захотелось испытать свои женские чары, а собственная самоуверенность действовала на нее возбуждающе. Гертруда была уверена, что увлечение скоро пройдет.

Но Вивьен было 19, когда состоялась свадьба. Сюзанна родилась через 10 месяцев. Вскоре Вивьен поручила все заботы о ней няне и матери. Молчаливое неодобрение мужа не помешало ей посвятить все свое время учебе в Королевской академии искусств и попыткам прорваться в театральный мир Лондона... Давая свое первое интервью, она, как куклу, держала на коленях 3-летнюю дочку - и, восхитительно улыбаясь, неумело вытаскивала у нее из ручонок свою смятую сигарету...

Через Атлантику

Оливье долго не соглашался уехать в Америку на съемки фильма «Грозовой перевал». Но вот он стоит на палубе «Нормандии» и уговаривает Вивьен сойти на берег. Прильнув к нему, Вивьен внезапно подняла голову и сквозь слезы сказала: «Ларри, я тоже приеду в Голливуд и буду играть Скарлетт О’Хара!» Недавно прочитанный роман Маргарет Митчелл задел ее за живое не меньше, чем встреча с Оливье... Лоуренс с трудом приживался в Голливуде и писал Вивьен письма, полные тоски и разочарования. Через несколько месяцев она прервала репетиции в театре. «Ты сошла с ума, 6 тысяч миль через Атлантику на пароходе, а потом 15-часовой перелет в Лос-Анджелес из Нью-Йорка. Ради пяти дней!» - ее агент был потрясен решением Вивьен навестить Оливье. Во время путешествия сильно штормило. Вивьен, укрывшись в каюте, перечитывала «Унесенных ветром»...

На следующий день после приезда Вивьен Оливье познакомил ее со своим агентом Майроном Селзником - братом продюсера фильма «Унесенные ветром», которому суждено было стать легендой. Майрон, увидев ее, сразу же понял: перед ним - та самая Скарлетт, которую его брат так долго искал. Селзник пригласил ее на пробы. Вивьен, возбужденная встречей с Оливье, находилась в состоянии нервного напряжения, которое только усиливало ее сексуальность и соблазнительность. Поэтому в знаменитой сцене с Эшли она не умоляла, а требовала, чтобы Эшли женился на ней! Сцену актриса закончила хриплым смехом, в котором звучали откровенное желание и отчаяние, - эту кинопробу использовали потом в качестве эталона... Но Вивьен не играла, она была самой собою. Это были ее чувства, ее отношение к жизни. Она всегда будет так играть...

На время съемок ей запретили жить под одной крышей с Оливье. На студии боялись, что пресса может раздуть скандал из отношений Вивьен и Оливье, тем более что в Англии у нее осталась маленькая дочь. Селзник, чертыхаясь, давал ей двухдневный отпуск, и они встречались с Ларри в какой-нибудь крохотной гостинице как настоящие романтические любовники. Риск и чувство опасности лишь усиливали их страсть. Успех «Унесенных ветром» превзошел все ожидания. Малоизвестная английская актриса стала международной звездой по обе стороны Атлантики. За эту роль Вивьен получила своего первого «Оскара». Но счастья она ей не принесла. Режиссеры уже не хотели видеть в Вивьен другую героиню. Они стали бояться, что образ Скарлетт помешает зрителям увидеть в ней другую женщину.

Позже, когда они вернутся в Англию, Оливье сразу же пригласят в знаменитый английский театр «Олд Вик», а Вивьен намекнут, что в репертуарном театре для нее нет достойных ее ранга кинозвезды ролей...

К этому времени супруги Вивьен и Лоуренса, понимая, что все закончено, соглашаются дать им развод. 31 августа 1940 года на ранчо у друзей в Санта-Барбаре состоялось, возможно, самое короткое бракосочетание в истории. Их союз скрепил местный судья в течение 5 минут. Несмотря на ограничение газетной площади изза войны, пресса посвящает этому событию первые полосы: «Любовь победила! Они думают друг о друге больше, чем о деньгах, карьере… больше, чем о самой жизни.

Их любовь попирает условности и поражает своей необузданностью...» Как будто в подтверждение признания Вивьен и Лоуренса самой романтической парой в Англии, лично Уинстон Черчилль просит режиссера Александра Корду снять их вместе в фильме, который должен поднять патриотический дух страны, вступившей в войну. Картина «Леди Гамильтон», снятая за 6 недель, имеет оглушительный успех у зрителей, но станет последним совместным фильмом четы Оливье.

Сэр и леди Оливье

...«Там, откуда он пришел, их будет еще великое множество», - вымученно улыбаясь, сказала Вивьен мужу. По меньшей мере странная реакция жены на потерю ребенка (это был уже второй выкидыш) не очень удивила Лоуренса. С недавних пор он часто не узнавал в этой незнакомке с искаженными яростью чертами лица, гневно изогнутыми бровями и визгливо-злобным голосом свою жену... Разве эта тигрица - его ласковая и нежная, как котенок, Вивьен? Приступы депрессии и истерии повторялись с пугающей неизбежностью. Становилось все труднее объяснять ее состояние повышенной возбудимостью, работой на износ или бременем известности. Лоуренс настаивал на серьезном обследовании - Вивьен даже слышать об этом не желала...

Отдушиной для него был театр. В театральный сезон 1945-1946 года Оливье становится суперзвездой английского театра. Пока он творил чудеса на сцене, Вивьен болела - во время съемок фильма «Цезарь и Клеопатра» у нее начался кашель с кровью, и рентгеновский снимок выявил туберкулез в правом легком.

Отказавшись уехать в санаторий, чтобы не разлучаться с Оливье, она год провела в их загородном доме НотлиЭбби. Но Ларри было все труднее возвращаться к ней по вечерам... Максимальная концентрация сил на репетициях и во время спектаклей превращала его в усталого и измотанного человека, как только падал занавес.

Вивьен понимала - ей уже никогда не сравняться с ним в актерском мастерстве. Но смириться с триумфом мужа было бы легче, если бы не постоянно терзающая мысль - неужели ей придется довольствоваться его страстью только на сцене? Или радоваться, наподобие этих вульгарных девиц, толпами осаждающих театральный выход, лишь возможности дотронуться до рукава своего кумира?

...«Конечно же, ты откажешься?» - насмешливо спросила Вивьен Ларри, когда узнала, что король собирается пожаловать ему рыцарский титул. «Конечно же, я соглашусь», - ответил Ларри. …На прием в Букингемский дворец Вивьен надела строгий черный костюм и шляпу, отороченную черно-белыми лентами. Пожалуй, слишком строгий, если не траурный... Через несколько дней она устроила в Нотли-Эбби грандиозный прием. Возбужденная Вивьен умело управляла застольем.

Одно блюдо следовало за другим, к четырем часам утра внесли серебряный кофейник с кофе. Большинство гостей уже клевали носом, но Вивьен придумывала все новые и новые развлечения. Наступил рассвет. «Я хочу спать, мне нужен отдых», - громко сказал Оливье и отправился в свой кабинет. «Ну и проваливай…» - злобно пробурчала Вивьен, не обращая внимания на возникшую неловкую паузу. Его мрачная раздражительность лишь подогревала взвинченное до предела и требующее постоянной активности состояние его жены. На следующий день вечеринка продолжилась прямо с утра. Вивьен спать не ложилась. «Сэр, миледи приглашает вас для игры в крикет», - горничная Вивьен вошла в спальню Оливье с изысканно сервированным завтраком. В ответ послышался вздох отчаяния...

После бурного веселья, как обычно, наступила депрессия... Временное успокоение Вивьен приносили лишь заверения мужа в любви. Но она хотела получать конкретные физические доказательства его чувств - чтобы у него оставалось меньше сил для страстной любви к театру. Однажды Ларри пожаловался доктору, что его пугает ее повышенная сексуальность: «Лично я не могу преуспевать и в том, и в другом...» Вивьен проиграла соревнование, но не желала с этим мириться. Их брак становился номинальным, но на сцене они все еще играли вместе. После спектакля она могла наброситься на Оливье из-за того, что он не улыбнулся ей, выйдя на поклон, в другой раз - с искаженным лицом обзывать непристойными словами, потому что он случайно забрызгал на сцене ее платье «кровью»...

Чары

«Ну что, мальчики, кто сегодня пойдет со мной в спальню?» - нежнейшим голосом спрашивала Вивьен сидящих у камина Ларри и Питера Финча, актера, которого Оливье «открыли», будучи на гастролях в Австралии. Брутальная, яркая красота Финча, манера его игры напоминали Вивьен самого Ларри в пору расцвета их страсти. Финч был неплохим актером, но не считал, что в жизни мужчины работа в театре - это главное. В ранней юности у него были проблемы с психикой, и его не пугали экзальтированные выходки Вивьен.

Его тянуло к ней как магнитом, а она и не пыталась сопротивляться. Оливье делал вид, что ничего не понимает. «Вив сегодня в своем провокационном настроении», - отечески подмигивал он Финчу, прерывая беседу о Шекспире. Финч помогал ему разделить бремя ответственности за женщину, которая слишком многого от него требовала... Несколько раз Вивьен готова была сбежать с Питером - не важно куда, лишь бы не страдать от приводящей ее в еще большее бешенство «игры» Ларри. Ей хотелось оцарапать его душу - царапины, которые она оставляла на его лице, лишь углубляли пропасть между ними... Однажды, сидя с Питером в аэропорту - рейс задерживали из-за густого тумана, - Вивьен вдруг опомнилась. Оставив все свои чемоданы в зале ожидания для важных персон, она поймала такси и на несколько дней вообще исчезла.

Матери, которая уже давно смирилась и, как могла, пыталась облегчить страдания дочери, она призналась: «Даже самый неутомимый любовник не может занять место Ларри в моей жизни». Его чары были по-прежнему слишком велики... Финч мог утолить жажду ее тела, но не души... Без Ларри она теряла слишком большую часть себя - больнее всего было расставаться с собственными иллюзиями...

В конце 1958 года, через 23 года их совместной жизни, как-то за ланчем Оливье буднично произнес: «Полагаю, ты должна знать, что я люблю Джоан Плоурайт».
Джоан была провинциальной актрисой, которую Оливье выбрал партнершей в свой новый спектакль. Вивьен вскочила со стула и, отшвырнув принесенное метрдотелем меню, как ураган налетела на мужа. Кто-то из знакомых за соседним столиком попытался было вмешаться.

Но Оливье устало посоветовал: «Мотал бы ты лучше отсюда...» По словам друзей, он так изменился за последние годы, что иногда его с трудом узнавали. Он не был больше блестящим светским львом, каким прежде выглядел рядом с Вивьен, он как будто примеривал на себя маску невзрачности. Не все ли равно, если на сцене ему нет равных?

Приговор

В апреле 1960 года Вивьен получила от Ларри письмо, где он просил ее дать развод. Отчаяние и желание отомстить - больше она ничего не ощущала! На следующий день леди Оливье сообщила о личной просьбе мужа ошеломленным журналистам. Голос ее звучал хрипло и нервно, пальцами, затянутыми в перчатку, она осторожно смахивала слезы, катившиеся по бледному лицу... На Оливье и Джоан тут же началась самая настоящая охота. Ведь в глазах публики чета Оливье продолжала оставаться самой романтической парой в Англии!

Сэр Лоуренс стал «виноватой стороной», а его невесте пришлось временно уйти из театра. Вивьен же подписала себе приговор - о возвращении Ларри теперь не могло идти и речи.
...Около здания суда Вивьен ждал Джон Меривэйл - он буквально прикрыл ее собой от ослепляющих вспышек фотокамер. С этим актером Вивьен была знакома с 1940 года. Джону она всегда казалась самым грациозным существом на свете, он был безнадежно влюблен в нее. И вот теперь он встретил ее снова - уже без Ларри.

Друзья Вивьен считали, что после разрыва с Оливье ей необходимо на время уехать из Англии. К счастью, спектакль «Поединок ангелов», где она играла, был приглашен на Бродвей. Но нужно было найти нового актера на главную мужскую роль. У режиссера родилась блестящая идея - пригласить Меривэйла.

Вивьен по-своему любила Джона, ценила его дружбу и преданность. «Я не могу вынести одиночество. Мне нужен мужчина», - сказала она матери после того, как Оливье женился на Джоан. Она первая предложила Джону стать ее любовником - чтобы все было как надо, по ее любимому выражению. Но разве мог кто-то по-настоящему заменить Ларри? Вивьен вопреки реальности не скрывала, что она по-прежнему считает себя женой Оливье. В ее спальне всегда стояли фотографии мужа. Это было жестоко, но Джон сам принял эти отношения. К сожалению, он мог лишь немного остужать тот огонь, который пожирал ее изнутри...

Вивьен хотела играть - но на английской сцене было не так много места для двух леди Оливье. Из-за ее маниакально-депрессивных приступов режиссеры боялись предлагать ей роли в фильмах... За несколько дней до смерти Вивьен дала интервью.

«Если бы вам довелось начать все сначала, вы бы хотели прожить жизнь по-другому?» - «Нет, я бы снова стала актрисой и вышла замуж за Ларри. Даже если бы мне пришлось самой сделать ему предложение. Лучше короткая жизнь с ним, чем длинная без него»...

Летом 1967 года у 53-летней Вивьен снова обострился туберкулез. 7 июля, вернувшись из театра, Джон услышал глухой звук. Ворвавшись в спальню Вивьен, он увидел ее лежащей на полу. Не в силах поверить, что она умерла, позвонил доктору: «Кажется, что-то случилось с леди Оливье». Потом он позвонил Лоуренсу. И только после этого - Гертруде, Сюзанне, Ли Холману... Оливье немедленно примчался, несмотря на то, что находился в больнице после тяжелой операции.

Мужчины обменялись понимающими взглядами - горе, жалость, страдание и... сочувствие друг к другу помешали им обменяться хотя бы единым словом. Оливье зашел в спальню, и Джон закрыл за ним дверь. В своих мемуарах сэр Лоуренс написал: «Я стоял и молил о прощении за всех тех дьяволов, которые встали между нами». Близкие и друзья были уверены - Вивьен умерла потому, что не хотела больше жить. Без Ларри.