Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Статуя фараона Хасехема из известняка.

Статуя фараона Хасехема из известняка.

Скульптура Древнего Египта

Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй, их иконографию и место установки. Основные правила для скульптуры окончательно складываются во времена Раннего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Преобладающие позы - сидячая с положенными на колени руками и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой - складываются очень рано. Немного позже появляется «поза писца» - сидящего на скрещенных ногах человека. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Рано появляются и семейные группы. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские - желтого, волосы - черного). Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.

Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Самые замечательные, ставшие теперь прославленными портреты были скрыты в гробницах, некоторые из них - в замурованных помещениях, где их никто не мог видеть. Напротив, сами статуи могли, по верованиям египтян, наблюдать за жизнью через небольшие отверстия на уровне глаз.

Овладению скульптором портретным искусством, вероятно, способствовало одно из средств, при помощи которого пытались спасти труп от тления: иногда его покрывали гипсом. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Однако, поскольку глаза должны были быть открытыми, чтобы изображать лицо живого человека, такая маска требовала дополнительной обработки. По-видимому, этот прием снятия маски и отливки с нее использовали скульпторы при работе над портретами. В некоторых гробницах находят два типа статуй: одну - передающую индивидуальные черты человека, изображающую его без парика и одетым по моде своего времени; другую - с лицом, трактованным значительно более идеализированно, одетым в короткое официальное опоясание и в пышном парике. Такое же явление наблюдается и в рельефе. Пока еще нельзя с достоверностью объяснить это, несомненно лишь, что эти статуи отображали различные аспекты заупокойного культа. В ряде гробниц были обнаружены деревянные статуи, которые, возможно, были связаны с одним из моментов заупокойного ритуала, когда статую несколько раз поднимали и опускали. Над статуей совершали обряд «отверзания уст и очей», после чего она считалась ожившей и получала возможность есть и говорить.

Помимо статуй умерших в гробницу, особенно в Среднем царстве, помещали также фигурки работников, которые, как верили, должны были обеспечить загробное существование умершего. Отсюда проистекают и другие требования к скульпторам - изобразить людей, занятых самой разнообразной работой. В полном соответствии с общим требованием египетского искусства для каждого занятия выбирается характерный момент, который становится каноничным для этого типа. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь.

Статуи играли большую роль в архитектурном оформлении храмов: окаймляли дороги, ведущие в храм, стояли у пилонов, во дворах и внутренних помещениях. Статуи, имевшие большую архитектурно-декоративную нагрузку, отличались от чисто культовых. Их делали крупных размеров, трактовали обобщенно, без большой детализации.

Задачи скульпторов, работавших над культовыми изображениями богов, царей и частных лиц, были иными. Большую группу составляли царские статуи, посвященные фараонами в храм для того, чтобы навеки поставить себя под защиту божества. Молитвы на таких статуях обычно содержат просьбы о здоровье, благополучии, иногда просьбы политического характера. Изменения в области идеологии, происшедшие после падения Древнего царства, приведи к изменениям в сфере искусства: фараон, стремясь прославить свое могущество, ставил свои статуи не только в заупокойных святилищах, но и в храмах различных божеств; такие фигуры должны были прославлять живущего правителя и максимально конкретно передавать портретное сходство.

В знак особой милости фараона в храм посвящались и статуи вельмож, в частности архитекторов, строивших данный храм. Посвятить свою статую в храм можно было сначала лишь с позволения фараона, но с изменением религиозных представлений и распространением некоторых царских обрядов на знать, а затем и на средние слои общества привилегия посвящать свои статуи в храм перешла к частным лицам.

Еще к концу Древнего царства выделяются области, памятники которых отличаются своеобразием. В Среднем царстве определяются центры (в частности, мастерские Среднего Египта) со своими особенностями и традициями. Легкие фигуры с удлиненными пропорциями, происходящие из Сиута (совр. Асьют), отличаются от меирских с их короткими головами и подчеркнутой мускулатурой груди; мягко трактованные формы тел, отсутствие резких линий характерны для абидосской скульптуры.

Период XVIII династии - время расцвета египетского искусства, в частности и в области скульптуры. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). Порвав со старым каноном, царские скульпторы этого времени вырабатывали новые художественные принципы. При этом, стремясь к передаче характерных черт модели, они чрезмерно заостряли и подчеркивали их. Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора. Однако более поздние статуи амарнского периода отличаются большей отработанностью образа, отсутствием преувеличений. Всемирно известны скульптурные портреты Эхнатона и царицы Нефертити из мастерской скульптора Джехутимесу. В период XIX династии происходит возврат к прежним традициям, особенно в Фивах. Политическая ситуация, сложившаяся во второй половине Нового царства, привела к выделению северных мастерских. Статуи с могучими торсами, толстыми руками и ногами, широкими плоскими лицами противопоставлялись внешней нарядности и изяществу скульптуры с удлиненными пропорциями.

Из книги В тисках мирового заговора автора Кассе Этьен

Древнее Древнего Египта Первой моей реакцией было самому поехать в Западную Сахару и отыскать потерянный город. Раскопки обещали быть интересными. Но, обратившись в официальные органы, я получил обескураживающую информацию: мне категорически не советовали отправляться

Из книги Мистические ритмы истории России автора Романов Борис Семёнович

Из книги Тайны и загадки Древнего Египта автора Калифулов Николай Михайлович

Обелиски Древнего Египта Обелиски, высокие и узкие каменные монументы, установлены обычно парами перед храмами Солнца. Благодаря своей высоте, варьирующейся между 10 и 32 метрами, монолитной природе и великолепной гармонии с архитектурой храма, обелиски производят очень

Из книги Тайны происхождения человечества автора Попов Александр

Папирус Древнего Египта Египетское слово «папирус» первоначально означало «то, что принадлежит дому». В приблизительно то же самое время, когда древние египтяне перешли от предыстории к истории, развивая письменный язык, они обнаружили, что возникла потребность не

Из книги автора

Религия Древнего Египта Примерно с 3000 г. до н. э. официальная религия Египта признавала фараона сыном солнечного бога Ра и таким образом самим богом. В египетском пантеоне существовало множество других богов и богинь, под властью которых находилось все: от явлений

Из книги автора

Боги Древнего Египта Родоначальником всего живого и божественного в египетской религии считается бог Атум. Согласно легенде он появился из хаоса. Затем он создал первую божественную пару бога Шу и богиню Тефнут. Шу - бог, олицетворяющий пространство между небом и

Из книги автора

Медицина Древнего Египта Медицина древнего Египта тесно связана с мифологией и врачеванием. Исторически, медицину древнего Египта можно разделить на три периода:царский (XXX–IV вв. до н. э.)греко-римский (332 г. до н. э. - 395 г. н. э.)византийский (395–638 гг. н. э.)По

Из книги автора

Математика Древнего Египта Знание древнеегипетской математики основано главным образом на двух папирусах, датируемых примерно 1700 до н. э. Излагаемые в этих папирусах математические сведения восходят к еще более раннему периоду - ок. 3500 до н. э. Египтяне использовали

Из книги автора

Химия Древнего Египта Около II тысячелетия до п. э. в странах Междуречья, а также в Египте появились и фаянсовые изделия. Древнеегипетский фаянс по составу значительно отличался от обычного фаянса и приготовлялся из глины в смеси с кварцитным песчаником. До настоящего

Из книги автора

Астрономия Древнего Египта Астрономия как целостная система взглядов, элементы которой взаимообусловливают друг друга, в Древнем Египте никогда не существовала. То, что мы называем астрономией, представляет, скорее, мозаичное соединение не связанных между собой

Из книги автора

Астрология Древнего Египта Свой расцвет астрология приобретает в древнем Египте. Это не случайно: его природные условия были таковы, что в них ярко выражалась цикличность - время наводнений сменялось временем роста посеянных зёрен, а затем наступало время зноя, вновь

Из книги автора

Архитектура Древнего Египта Египтяне верили, что если тело усопшего мумифицировать, наделить посмертно всем нажитым и поместить его в «пирамиду», то дух тела Ка, вернувшись из страны мертвых, навестить потомков узнает «себя» и войдет в свое тело.Поэтому дошедшие до нас

Из книги автора

Музыка Древнего Египта Древнеегипетские тексты - первый письменный и, пожалуй, наиболее важный источник наших представлений о музыке и музыкантах той эпохи. К этому роду источников непосредственно примыкают изображения музыкантов, сцен музицирования и отдельных

Из книги автора

Особенности Древнего Египта Поэтика древнеегипетской мифологии, в отличие от античной, чужда мировосприятию человека, воспитанного на европейской культуре из-за ее алогичности: противоречивость мешает систематизировать материал с целью если не объяснить, то хотя бы

Из книги автора

История Древнего Египта Вся история Древнего Египта делится на периоды:Додинастический период (до 3000 г. до н. э.). Древнее царство (2900–2270 годы до н. э.) - эпоха правления І-VІ династий. Это время строителей пирамид в Гизе, царей: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина

Гробницы фараонов, храмовые помещения, царские дворцы были заполнены разнообразной скульптурой, составлявшей органическую часть зданий.

Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. Хотя потребности культа требовали создания изображений многочисленных богов, образ божества, выполненный по жестким схемам, часто с головами животных и птиц, не стал центральным в египетской скульптуре: в большинстве случаев это была массовая и маловыразительная продукция. Значительно большее значение имела художественная разработка типажа земного владыки, его вельмож, а с течением времени - простых людей. С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс). Во времена Среднего царства мастера преодолевают идею холодного величия и лица фараонов приобретают индивидуальные черты. Например, статуя Сенусерта III с глубоко сидящими, чуть скошенными глазами, крупным носом, толстыми губами и выступающими скулами довольно реалистически передает характер недоверчивый, с печальным и даже трагическим выражением на лице.

Более свободно чувствовали себя мастера, когда они изображали вельмож и особенно простолюдинов. Здесь преодолевается сковывающее влияние канона, смелее и реалистичнее разрабатывается образ, полнее передается его психологическая характеристика. Искусство индивидуального портрета, глубокий реализм, чувство движения достигли своего расцвета в эпоху Нового царства, особенно в краткий период правления Эхнатона (амарнский период). Скульптурные изображения самого фараона, его жены Нефертити, членов его семьи отличаются умелой передачей внутреннего мира, глубоким психологизмом, высоким художественным мастерством.

Кроме круглой скульптуры, египтяне охотно обращались к рельефу. Многие стены гробниц и храмов, различных сооружений покрыты великолепными по исполнению рельефными композициями, изображавшими чаще всего вельмож в кругу своей семьи, перед алтарем божества, среди своих полей и др.

Выработался определенный канон и в рельефных картинах: главный «герой» изображался крупнее других, его фигура передавалась двойным планом: голова и ноги в профиль, плечи и грудь - в фас. Все фигуры обычно раскрашивались.

Наряду с рельефами стены гробниц покрывались контурными или живописными картинами, содержание которых было более разнообразным, чем рельефы. Довольно часто на этих картинах воспроизводились сцены повседневной жизни: ремесленники за работой в мастерской, рыбаки за ловлей рыбы, крестьяне за пахотой, уличные торговцы у своих товаров, судебные разбирательства и др. Большого мастерства достигли египтяне в изображении живой природы - пейзажей, животных, птиц, где сдерживающее влияние древних традиций ощущалось значительно меньше. Ярким примером являются росписи гробниц номархов, обнаруженные в Бени-Хасане и относящиеся ко времени Среднего царства.

Всё древнеегипетское искусство подчинялось культовым канонам. Рельеф и скульптура здесь не были исключением. Мастера оставили потомкам выдающиеся скульптурные памятники: статуи богов и людей, фигуры животных.

Человек был вылеплен в статической, но величественной позе стоя или сидя. При этом левая нога была выдвинута вперёд, а руки либо складывались на груди, либо прижимались к туловищу.

От некоторых скульпторов требовалось создать фигуры работающих людей. При этом для изображения конкретного занятия существовал строгий канон – выбор момента, характерного именно для данного вида работы.

У древних египтян статуи не могли существовать отдельно от культовых сооружений. Их использовали сначала для оформления свиты умершего фараона и ставили в гробнице, находящейся в пирамиде. Это были сравнительно маленькие фигурки. Когда царей стали хоронить вблизи храмов, то дороги к этим местам заставляли множеством огромных по размеру статуй. Они были настолько большими, что никто не обращал внимания на детали изображения. Статуи ставились у пилонов, во внутренних дворах и имели уже художественное значение.

Во времена Древнего царства в египетской скульптуре устанавливается круглая форма, и возникают основные типы композиции. Например, статуя Микерина изображает стоящего человека, выдвинувшего левую ногу и прижавшего руки к телу. Или статуя Рахотепа и его жены Нофрет представляет сидящую фигуру с руками, положенными на колени.

Египтяне мыслили статую как ʼʼтелоʼʼ духов и людей. По сведениям из египетских текстов, бог сходил с посвященный ему храм и воссоединялся со своим скульптурным изображением. И египтянами почиталась не сама статуя, а воплощение в ней невидимого бога.

Одни статуи ставились в храмах в память об ʼʼучастииʼʼ в определœенном ритуале. Другие дарились храмам с целью обеспечить изображенному человеку постоянное покровительство божества. С молитвами и обращениями к умершим о даровании потомства связан обычай приносить в гробницы предков женские статуэтки, часто с ребенком на руках или рядом (илл. 49). Небольшие фигурки божеств, обычно воспроизводившие облик главной культовой статуи храма, дарились верующими с молитвами о благополучии и здоровье. Изображения женщин и предков являлось амулетом, способствующим рождению детей, ибо считалось, что духи предков могут всœеляться в женщин рода и вновь возрождаться.

Статуи создавались и для ка покойного. Так как ка должно было ʼʼузнатьʼʼ именно свое тело и войти в него, а сама статуя ʼʼзаменитьʼʼ тело, каждое лицо статуи наделялось определœенной неповторимой индивидуальностью (при общности непререкаемых правил композиций). Так уже в эпоху Древнего царства появляется одно из достижений древ­неегипетского искусства - скульптурный портрет. Этому способствовала и практика покрывать лица умерших слоем гипса - создание посмертных масок.

Уже в эпоху Древнего царства в мастабах рядом с молельней строилась узкая, закрытая комната (сердаб ), в которую ставили статую умершего. На уровне глаз статуи было небольшое окошко, чтобы обитающее в статуе ка покойного могло принять участие в поминальных обрядах. Полагают, что эти статуи служили для сохранения земной формы усопшего, а также на случай пропажи или гибели мумии.

Дух умершего наделял статуи жизненной силой, после чего они ʼʼоживалиʼʼ для вечной жизни. По этой причине мы никогда не видим изображения людей, к примеру, в предсмертном или посмертном виде, напротив - присутствует исключительная жизненность. Статуи делали в натуральную величину, причем покойный изображался исключительно молодым.

В статуях и рельефах человек всœегда изображался зрячим, так как именно с глазом было связана символика ʼʼпрозреванияʼʼ покойного и обретения им жизненной силы. Более того, у фигур скульптор делал глаза особенно большими. Οʜᴎ всœегда инкрустировались цветным камнем, синими бусинами, фаянсом, горным хрусталем (илл. 50). Ибо глаз для египтян - вместилище духа и обладает могучей силой воздействия на живых и на духов

Так как через ноздри ʼʼвдыхаласьʼʼ живительная сила лотоса, символизировавшего магическое оживление, то нос человека обычно изображался с подчеркнутым разрезом ноздрей.

Так как губы мумии наделялись способностью произносить слова загробной исповеди, то сами губы никогда не абстрагировались до схематизированного знака.

В создании типа сидящих статуй (с положенными на колени руками) большую роль сыграли статуи фараонов, изготовлявшихся для праздника хеб-сед. Его целью было ʼʼвозрождениеʼʼ престарелого или больного правителя, ибо существовало с самых ранних времен преставление, что плодородие земли обусловлено физическим состоянием царя. В ходе ритуала ставилась статуя ритуально ʼʼубитогоʼʼ фараона, сам же правитель, заново ʼʼпомолодевшийʼʼ, совершал перед шатром ритуальный беᴦ. Далее статую погребали и повторяли обряд коронации. После чего считалось, что на престоле вновь восседает полный сил владыка.

Статуи одного и того же человека, помещенные в гробницы, могли быть разных типов, ибо отображали различные аспекты заупокойого культа˸ один тип передавал индивидуальные черты человека, без парика, в модной одежде, другой имел более обобщенную трактовку лица, был в официальном опоясании и пышном парике.

Желание обеспечить ʼʼвечноеʼʼ совершение заупокойного культа привело к тому, что в гробницах стали появляться статуи жрецов. Наличие статуэток детей также закономерно, ибо их непреложной обязанностью была забота о заупокойном культе родителœей.

Первые ушебти (о них шла речь в вопросœе № 2) датируются 21 в. до н.э. В случае если не удавалось добиться у ушебти портретного сходства с покойным, на каждой статуэтке писались имя и титул хозяина, которого она замещала. В руки ушебти вкладывались орудия труда и мешки, их же рисовали на спинах. Появляются статуэтки писцов, надсмотрщиков, лодочников (илл. 51-а). Для ушебти изготовлялись из фаянса или бронзы корзины, мотыги, молотки, кувшины и т.п. Количество ушебти в одной гробнице могло достигать несколько сотен. Были те, кто покупал 360 штук - по одному человечку на каждый день года. Бедняки покупали одного-двух ушебти, но вместе с ними клали в гроб список трехсот шестидесяти таких ʼʼпомощниковʼʼ.

Во время отдельных обрядов использовались скульптуры связанных пленных. Οʜᴎ, вероятно, заменяли живых пленных во время соответствующих ритуалов (скажем, умервщления поверженных врагов).

Египтяне считали, что постоянное наличие скульптурных изображений участников религиозного ритуала в храме как бы обеспечивает вечное совершение этого ритуала. Скажем, сохранилась часть скульптурной группы, где боги Гор и Тот надевают на голову Рамсеса III корону - так воспроизводился обряд коронации, в котором роли богов исполняли жрецы в соответствующих масках. Установка ее в храме должна была способствовать длительному правлению царя.

Найденные в гробницах именно деревянные статуи связаны с погребальным ритуалом (неоднократное поднятие и опускание статуи умершего как символ победы Осириса над Сетом).

Статуи фараонов ставились в святилищах и храмах для того, чтобы поставить фараона под защиту божества и одновременного прославить правителя.

Гигантские статуи-колоссы фараонов воплощали самый священный аспект сущности царей – их ка .

В эпоху Древнего царства появляются канонические фигуры фараона˸ стоя с выдвинутой вперед левой ногой, в коротком опоясании и короне, сидя с царским платком на голове (илл. 53, 53-а), коленопреклонного, с двумя сосудами в руках (илл. 54), в образе сфинкса, с богами, с царицей (илл. 55).

В глазах древневосточного человека физическое и умственное здоровье царя понималось как условие успешного выполнения им своей функции посредника между миром людей и миром богов. Так как фараон для египтян выступал как залог и воплощение ʼʼколлективногоʼʼ благополучия и процветания страны, то он не только не мог иметь изъяны (что также может стать причиной бедствий), но и превосходить простых смертных физической силой. За исключением короткого амарнского периода фараоны всœегда изображались наделœенными огромной физической силой.

Главное требование для скульптора - создать образ фараона как сына бога. Это определило выбор художественных средств. При неизменной портретности проступала явная идеа­лизация облика, неизменно наличествовала развитая мускулатура, устремленный вдаль взгляд. Бо­жественность фараона дополнялась деталями˸ к примеру, Хефрена охраняет сокол, священная птица бога Гора

Амарнский период отмечен совершенно новым подходом к передаче образа человека в скульптуре и рельефе. Желание фараона быть не похожим на изображения предшественников – богов или царей - вылилось в то, что в скульптуре он предстал, как полагают, без всяких прикрас˸ на тощей, со складками, шее – вытянутое лицо, с отвислыми полуоткрытыми губами, длинным носом, полузакрытыми глазами, одутловатым животом, тонкими щиколотками ног при полных бедрах

Статуи частных лиц.

Египтяне всœегда подражали официальной скульптуре – изображениям фараонов и богов, сильных, строгих, спокойных и величественных. Скульптуры никогда не выражают ни гнева, ни удивления, ни улыбки. Распространению статуй частных лиц способствовало то, что вельможи стали устраивать собственные гробницы.

Статуи были разных размеров – от нескольких метров до совсœем небольших фигурок в несколько сантиметров.

Скульпторы, ваяя частных лиц, также обязаны были придерживаться канона, прежде всœего фронтальности и симметричности в построении фигуры (илл. 60, 61). У всœех статуй одинаково прямо поставлена голова, в руках почти одни и те же атрибуты.

В эпоху Древнего царства появляются скульптурные статуи супружеских пар с детьми (илл. 62, 63), писцов, сидящих поджав ноги, с развернутым свитком папируса на коленях - вначале так изображались только царские сыновья

Храм Хора в Эдфу

Материал и обработка.

Уже в Древнем царстве имелись скульптурные изображения из красного и черного гранита, диорита͵ кварцита (илл. 68), алебастра, шифера, известняка, песчаника. Египтяне любили твердые породы камня.

Изображения богов, фараонов, вельмож делались преимущественно из камня (гранит, известняк, кварцит). Стоит сказать, что для небольших фигурок людей и животных чаще всœего применяли кость, фаянс. Статуэтки слуг изготовлялись из дерева. Ушебти делались из дерева, камня, глазурованного фаянса, бронзы, глины, воска. Известны только две древнеегипетские скульптуры из меди.

Инкрустированные глаза с контурной рельефной обводкой век характерны для статуй из известняка, металла или дерева.

Известняковая и деревянная скульптуры были изначально раскрашена.

Скульпторы позднего Египта известняку и песчанику стали предпочитать гранит и базальт. Но излюбленным материалом стала бронза. Из нее изготовлялись изображения богов и фигурки посвященных им животных. Некоторые составлены из отдельно изготовленных частей, дешевые отливались в глиняных или гипсовых формах. Большинство же подобных статуэток сделано в распространенной в Египте технике ʼʼутраченного воскаʼʼскульптор делал из глины болванку будущего изображения, покрывал ее слоем воска, прорабатывал задуманную форму, обмазывал глиной и ставил в печь. Воск вытекал через специально оставленное отверстие, и в образовавшуюся пустоту вливали жидкий металл. Когда бронза остывала, глиняную форму разбивали и вынимали изделие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ тщательно обрабатывалось и затем полировалось его поверхность. Для каждого изделия создавалась своя форма и произведение оказывалось единственным.

Бронзовые изделия обычно украшались гравировкой и инкрустациями. Для последних употреблялись тонкие золотые и серебряные проволочки. Золотыми полосками обводили глаза ибиса, ожерелья из золотых нитей надевали на шеи бронзовых кошек.

Знаменитые древнеегипетские статуи-колоссы представляют интерес с точки зрения сложности обработки твердых материалов.

На западном берегу Нила, напротив Луксора, стоят две статуи, датируемые Новым царством, называемые ʼʼколоссами Мемнонаʼʼ . По одной версии египтологов, греческое имя Мемном происходит от одного из имен Аменхотепа III. По другой версии, после землетрясения 27 ᴦ. до н.э. одно из изваяний значительно пострадало, и, вероятно, из-за перепадов ночной и дневной температур растрескавшийся камень начал издавать продолжительные звуки. Это стало привлекать паломников, считавших, что таким образом эфиопский царь Мемнон, персонаж ʼʼИлиадыʼʼ Гомера, приветствует богиню утренней зари Эос, свою мать.

При этом вразумительных объяснений, каким образом колоссы из кварцита высотой 20-21 метр, каждая по 750 тонн, были водружены на пьедестал также из кварцита весом 500 тонн вручную , не найти. Более того, нужно было еще доставить каменные монолиты (или их части?) за 960 километров вверх по течению Нила.

Скульптура раннединастического периода происходит в основном из трёх крупных центров, где находились храмы - Она, Абидоса и Коптоса . Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед » - ритуалом обновления физической мощи фараона. К этому виду относятся типы сидящих и идущих фигур царя, исполненных в круглой скульптуре и рельефе, а также изображение его ритуального бега. К списку хеб-седных памятников принадлежит статуя фараона Хасехема , представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии. Эта скульптура указывает на усовершенствование технических приемов: фигура имеет правильные пропорции и объемно смоделирована. Здесь уже выявлены основные черты стиля - монументальность формы, фронтальность композиции. Неподвижна поза статуи, вписывающейся в прямоугольный блок трона, в очертаниях фигуры преобладают прямые линии. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Подобный прием исполнения распространялся на всю группу памятников того времени, являясь характерным стилистическим признаком портретов Раннего царства . К этому же периоду устанавливается и каноничность стоящей во весь рост додинастического периода уступает место в пластике Раннего царства правильной передаче пропорций человеческого тела.

Скульптура Древнего царства

Значительные изменения в скульптуре происходит именно в Среднем царстве , что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, получивших самостоятельность в период распада. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно, изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Первый этап обряда был связан с символически убиением престарелого владыки и совершался над его статуей, напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры саркофагов . К этому типу относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра , изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со скрещенными на груди руками. Стиль отличает большая доля условности и обобщенности, в целом типичная для скульптурных памятников начала эпохи. В дальнейшем скульптура приходит к более тонкой моделировке лиц и большей пластичной расчленённости: раньше всего это проявляется в женских портретах и изображениях частных лиц.

Со временем меняется и иконография царей. Ко времени XII династии идея божественной могущественности фараона уступает место в изображениях настойчивым попыткам передать человеческую индивидуальность. Расцвет скульптуры с официальной тематикой приходится на время правления Сенусерта III , который изображался во всех возрастах - от детского до зрелого. Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова Сенусерта III и скульптурные портреты его сына Аменемхета III . Оригинальной находкой мастеров местных школ может считаться тип кубической статуи - изображение фигуры, заключенной в монолитный каменный блок.

Искусство Среднего царства - эпоха расцвета пластики малых форм, связанных в большинстве своём по-прежнему с погребальным культом и его обрядами (плавание на ладье, принесение жертвенных даров и др.). Статуэтки вырезались из дерева, покрывались грунтом и расписывались. Нередко создавались целые многофигурные композиции в круглой скульптуре (подобно тому, как это было принято в рельефах Древнего царства

Скульптура Нового царства

В искусстве Нового царства появляется скульптурный групповой портрет, в особенности изображения супружеской четы.

Новые качества приобретает искусство рельефа. На эту художественную область оказывают заметное влияние некоторые жанры литературы, получившие в эпоху Нового царства широкое распространение: гимны, военные летописи, любовная лирика. Нередко тексты, выдержанные в этих жанрах, соединяются с рельефными композициями в храмах и гробницах. В рельефах фиванских храмов налицо усиление декоративности, свободное варьирование техник барельефа и высокого рельефа в сочетании с красочными росписями. Таков портрет Аменхотепа III из гробницы Хаемхета, сочетающий разную высоту рельефа и в этом отношении являющийся новаторским произведением. Рельефы по-прежнему располагаются по регистрам, позволяя создавать повествовательные циклы огромной пространственной протяженности

Деревянная скульптура одного из египетских богов с головой барана

Скульптура Позднего царства

Во времена Куша в области скульптуры навыки древнего высокого мастерства отчасти угасают - так, портретные изображения на погребальных масках и статуях часто заменяются условно-идеализированными. Вместе с тем техническое мастерство скульпторов совершенствуется, проявляясь, главным образом, в декоративной области. Одной из лучших портретных работ является голова статуи Ментуемхета, выполненная в реалистической достоверной манере.

В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. В некоторых из них намеренно архаизированные формы, подражающие древним правилам, сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона. Так, в статуе приближенного фараона Псаметиха I соблюден канон симметричного изображения сидящей фигуры, но, в нарушение его, левая нога сидящего поставлена вертикально. Точно также свободно сочетаются канонически-статичные формы тела и современный стиль изображения лиц.

В немногочисленных памятниках эпохи персидского владычества также преобладают чисто египетские стилевые черты. Даже персидский царь Дарий изображен на рельефе в одеянии египетского воина с жертвенными дарами, причем его имя написано иероглифами.

Скульптуры птолемеевского периода в своем большинстве также выполнены в традициях египетского канона. Однако эллинистическая культура повлияла на характер трактовки лица, внеся большую пластичность, мягкость и лиризм.

Древний Египет. Мужская голова из собрания Сальт. Первая половина 3 тыс. до н:э.

Статуэтка носильщика Меир. Гробница Нианхпепи. VI династия, правление Пегги II (2235-2141 до н. э.). Каирский музей

КРЕСТЬЯНИН С МОТЫГОЙ. Для земляных работ применялась мотыга, которая изначально была деревянной, затем появились металлические, состоявшие из двух частей: рукоятки и рычага.

Три носительницы жертвенных даров. Дерево, роспись; высота 59 см; длина 56 см; Меир, гробница Нианхпепи Черного; раскопки Египетской службы древностей (1894); VI династия, царствование Пепи I (2289-2255 до н.э.).

Скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой. Основными образами были образы царствующих фараонов. Хотя потребности религиозного культа требовали создания изображений многочисленных богов, образ божества, часто с головами животных и птиц, не стал центральным в египетской скульптуре. Одним из таких богов является Анубис.

Существует множество различных статуй с его изображением. Бог Анубис в египетской мифологии считается богом-покровителем умерших. Его изображали в образе лежащего шакала черного цвета, дикой собаки или же в виде человека с головой шакала или собаки. Анубис считался судьёй богов. Центром культа Анубиса был город 17-го нома Каса - греческий Кинополь, в переводе означает "город собаки". Однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты - "Хентиаменти", то есть тот, кто впереди страны Запада (царства мертвых), "владыка Расетау" и "стоящий впереди чертога богов". Согласно "Текстам пирамид", Анубис был главным богом в царстве мертвых. Он считал сердца умерших, в то время как Осирис - бог умерших и оживающей природы - главным образом олицетворял умершего фараона, который оживал подобно богу. С конца 3-го тысячелетия до н. э. функции Анубиса переходят к Осирису, которому присваивали его эпитеты, а Анубис входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса.

Вместе с Тотом присутствующем на суде Осириса, одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию. Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах ("просветленного", "блаженного"), оживающего благодаря этому жесту. Анубис расставил вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и дал каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображен лежащий над девятью пленниками шакал. Анубис считался братом бога Баты. По Плутарху, Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Древние греки отождествляли Анубиса с Гермесом.

В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй:

  • - стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу, как, например, статуя Ранофера. Он изображен идущим с опущенными вдоль тела руками и поднятой головой; все в этой скульптуре выдержано в рамках канона -- поза, одеяние, раскраска, чрезмерно развитые мускулы неподвижного тела, устремленный вдаль равнодушный взгляд.
  • - сидящая, со сложенными впереди руками, как, например, статуя царского писца Каи. Уверенно очерченное лицо с характерными тонкими, плотно сжатыми губами большого рта, выступающими скулами, слегка плоским носом. Это лицо оживляют глаза, сделанные из различных материалов: в бронзовую оболочку, соответствующую по форме орбите и образующую в то же время края век, вставлены куски алебастра для белка глаза и горного хрусталя -- для зрачка, причем под хрусталь подложен небольшой кусочек полированного эбенового дерева, благодаря которому получается та блестящая точка, которая придает особую живость зрачку, а вместе с тем и всему глазу. Такой прием изображения глаз, вообще свойственный скульптурам Древнего царства, придает жизненность лицу статуи. Глаза писца Каи как бы неотрывно следуют за зрителем, в каком бы месте зала тот ни находился. Эта статуя поражает правдивостью проработки не только лица, но и всего тела ключиц, жирных, дряблых мускулов груди и живота, столь свойственных человеку, ведущему сидячий образ жизни. Великолепна и моделировка рук с длинными пальцами, колен, спины.

Для всех скульптур характерны следующие художественные приемы: фигуры построены со строгим соблюдением фронтальности и симметричности; голова поставлена прямо и взгляд устремлен вперед; фигуры неразрывно связаны с блоком, из которого высечены, что подчеркивается сохранением части этого блока в виде фона; статуи раскрашивались: тело мужских фигур - красновато-коричневого цвета, женских - желтого, одежды - белого, волосы - черного цвета. Основной характер торжественная монументальность и спокойствие.

В период Среднего царства мастера преодолевают идею холодного величия, и лица фараонов приобретают индивидуальные черты. В изображении простолюдинов преодолевается сковывающее влияние канонов, в результате чего образы становятся индивидуальными. Кроме круглой скульптуры египтяне охотно обращались к рельефу. Постепенно создавался канон: главный «герой» изображался крупнее остальных, его фигура передавалась двойным планом: голова и ноги в профиль, плечи и грудь - в фас. Фигуры обычно раскрашивались. Появляются произведения, которым характерно изящество и стройность. Гармоничность линий рук и ног, более тонкая раскраска одежды с узорами, миниатюрность фигур - характерные стилистические приемы произведений эпохи Среднего царства.

Усилилась резкая властность, напряженность черт лиц правителей. Портретная голова Сенусерта III (19 в. до н.э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей) с запавшими глазами, резкими дугами бровей и обострившимися скулами, выделенными блеском гладко отполированного темного обсидиана, свидетельствует об усложнении человеческого образа. Сильнее подчеркнуты контрасты света и тени, горькие складки пролегают по сторонам рта.

Портретная голова Сенусерта III

Та же сила в лепке лица и интерес к передаче характера человека ощущаются в портретной голове Аменемхета III (19 в. до н.э., Каир, Музей)

Египтяне применяют новые приемы - контраст между неподвижностью позы и живой выразительностью тщательно проработанного лица (глубоко сидящие в орбитах глаза, прорисованные мускулы лица и складки кожи) и резкая игра светотени (статуи Сенусерта III и Аменемхета III). В деревянной народной скульптуре популярны жанровые сценки: пахарь с быками, отряд воинов; их отличает непосредственность и правдивость.

Тяга к колоссальному прослеживается и в скульптуре Нового царства . Перед входом в храм Аменхотепа III, на окраине Фив, были установлены огромные сидящие статуи фараона из цельных блоков красного песчаника высотой около 20 м. Искусство приобретает невиданные до этого формы и черты. Яркая черта этих памятников - огромные масштабы, в сочетании с монументальными объемами. Теперь скульптура обрела оттенок гигантомании. Появляются портреты. Например Эхнатон - узкое лицо с раскосыми глазами, большая голова неправильной формы, короткие и худые ноги. Его портреты выполнены с потрясающей психологической достоверностью. Часто фараона изображают в домашней непринужденной обстановки, на фоне чарующих пейзажей.

К самым замечательным произведениям древнеегипетского искусства относятся два скульптурных портрета царицы Нефертити (XIV в. до н.э.). Особенно известен бюст из раскрашенного известняка, в натуральную величину. На царице надет высокий синий головной убор, большое цветное ожерелье. Лицо окрашено в розовый цвет, губы красные, брови черные. В правой орбите сохранился глаз из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Тонкая длинная шея словно гнется под тяжестью убора. Голова выдвинута немного вперед, что придает равновесие всей скульптуре.

Достаточно взглянуть на лицо царицы, чтобы понять -- перед нами работа, несомненно, гениального скульптора. Поразительна тонкость, с какой скульптор передал форму щек, губ, подбородка, шеи.

Широкие тяжелые веки слегка закрывают глаза, придавая лицу выражение сосредоточенной созерцательности и легкой усталости. Скульптор сумел передать следы прожитых лет, разочарования, каких-то тяжелых переживаний. Может быть, портрет был создан после смерти одной из дочерей Нефертити, царевны Макетатон.

Скульптурный портрет Нефертити

Не менее прекрасна и голова, предназначавшаяся для небольшой статуи царицы. Ее высота 19 см, она сделана из песчаника теплого желтого оттенка, хорошо передающего цвет загорелой кожи. Скульптор по каким-то причинам не закончил работу: не доделал уши, не отполировал поверхность камня, не прорезал орбиты для глаз. Но, несмотря на незавершенность, головка производит огромное впечатление: увидев ее хотя бы один раз, забыть ее, как и описанный выше цветной бюст, уже невозможно. Царица изображена еще юной. Чуть улыбаются губы, лицо полно задумчивой мечтательности -- это мечты молодости о будущем счастье, о предстоящих радостях, успехах, мечты, которых уже нет на первом портрете.

И здесь та же изумительная легкость в передаче форм, объема, тот же скупой отбор черт. Чтобы оценить гений скульптора, головку надо медленно поворачивать, и тогда при меняющемся освещении выступают все новые, едва отмеченные детали, придающие памятнику ту силу жизненности, которая отличает работу мастера.

По счастливой случайности мы знаем его имя: оба портрета Нефертити были найдены при раскопках мастерской скульптора Тутмеса в Эль-Амарне. На одном из предметов этой мастерской написано, что Тутмеса хвалил фараон и что он был начальником работ. Таким образом, мы можем заключить, что Тутмес был ведущим скульптором своего времени. И это бесспорно подтверждают его произведения.

Стены храмов покрывались рельефами и росписями. Рельеф из Мемфиса "Плакальщики" пронизан беспокойным ритмом, выраженным в гибких движениях рук, то простертых вперед, то вскинутых кверху.

Этот рельеф создан в эпоху 19-й династии в Мемфисе. «Плакальщики» расположены по фризу, как и в былые времена, но нет прежнего параллелизма фигур, равномерности интервалов. Теперь это не процессия, а толпа; фигуры теснятся, смешиваются, их ритм усложнился - одни согнулись, другие падают наземь, третьи запрокинулись назад. Уже нет и распластанности: у каждой фигуры видно только одно плечо. Что может быть выразительнее, драматичнее этих простертых, заломленных, поднятых к небу гибких рук? Экспрессия чувствуется в самих движениях резца художника, нервных и порывистых. Рельеф не возвышается над фоном, он врезан в поверхность, причем одни линии очень сильно углублены, подчеркнуты, другие проведены легко - так достигается беспокойная игра теней и усиливается ощущение пространственной сложности композиции.

Рельеф «Плакальщики»

Подобные вещи были последним словом египетского реализма. Этот памятник является непревзойденным по силе передачи человеческого чувства, где вся группа плакальщиков объединена общим настроением, выраженным в позах, жестах и мимике. Ни одна фигура не повторяет другую: в горе руки то воздеты к небу, то простерты по земле, то заломлены над головой. Художник достигает в этой сцене огромного драматического напряжения. Следует заметить, что в работе над многими гробницами Мемфиса принимали участие фиванские мастера, что привело к сближению стиля этих двух центров.

Своему появлению и дальнейшему развитию обязана религиозным убеждениям. Требования культовой веры явились основанием для возникновения того или иного вида статуй. Религиозные учения обусловили иконографию скульптур, а также места их установки.

Скульптура Древнего Египта, основные правила создания которой окончательно сформировались в период Раннего царства, обладала фронтальностью и симметричностью фигуры, четкостью и спокойствием линий. Все эти характеристики соответствовали ее непосредственному назначению, а также были обусловлены местами ее расположения, которыми являлись в основном ниши в стенах.

Скульптура отличается преобладанием определенных поз. К ним относятся:

Сидячая - руки при этом лежат на коленях;

Стоячая - левая нога выдвинута вперед;

Поза писца, который сидит на скрещенных ногах.

Для всех скульптур был обязателен ряд правил:

Прямая постановка головы;

Наличие атрибутов профессии или власти:

Определенный вид раскраски для женских и мужских тел (желтая и коричневая соответственно);

Инкрустация глаз камнями или бронзой;

Преувеличение мощности и развитости тела, что способствовало сообщению фигуре торжественной приподнятости;

Передача индивидуальных умерших (считалось, что статуи наблюдали за жизнью людей через специальные отверстия, сделанные на уровне глаз).

Скульптура Древнего Египта стала одним из средств в овладении портретным искусством. При помощи гипса пытались спасти труп от разложения, получая подобие маски. Однако для изображения живого человека требовалось, чтобы глаза у скульптуры были открыты. Для того чтобы добиться этого, маску дополнительно обрабатывали.

Скульптуры Древнего Египта находят при вскрытии гробниц. Их основным предназначением являлось отображение различных аспектов заупокойного культа. В некоторых гробницах исследователи нашли статуи из дерева. Над ними, по всей вероятности, совершали определенные культовые обряды. Во времена в гробницах размещали и фигурки работников. Их предназначением являлось обеспечение умершего. При этом скульпторы изображали людей в момент занятия самой разнообразной деятельностью.

Архитектурное оформление производилось с использованием статуй. Скульптуры стояли вдоль ведущих к ним дорог, во дворах и внутренних помещениях. Те статуи, основной нагрузкой которых было архитектурно-декоративное оформление, отличались от культовых. Их фигуры имели большие размеры, а в очертаниях отсутствовала детализация.

Статуи, которые передавали изображения царей, содержали молитвы, в которых у бога просили здоровье и благополучие, а иногда и содействие в политических делах. Период, который длился после того, как пало Древнее царство, охарактеризовался коренными изменениями в идеологической области. Фараоны, стремившиеся прославить себя и свое могущество, повелевали ставить свои статуи в храмах, рядом с фигурами различных божеств. Основным предназначением таких скульптур являлось прославление здравствующего правителя. В связи с этим данные статуи должны были максимально точно быть схожи с портретом фараона.

Философия жизни в Древнем Египте заключалась в стремлении продолжить жизнь после смерти. Важным посредником в осуществлении этой идеи была скульптура. Обилие статуй в гробницах и храмах на протяжении всей истории Древнего Египта отвечает ритуальным нуждам. Скульптура служила приютом для хранения энергии усопшего - Ка. В случае исчезновения физического тела статуя-копия должна была заменить умершего человека, т.е. жизнь натуры продолжалась в изображении. Так зародился скульптурный портрет. Статуи создавались не для созерцания, а для выполнения священного предназначения, и исходя из этого были выработаны строгие правила (каноны) образа: статичность, фронтальность, симметричность.

Вся скульптура Древнего Египта поражает прежде всего своей монументальной статичностью. Изображение замерло на века в своей неизменности. Этот завораживающий покой египетской скульптуры несет в себе непостижимую тайну бытия и такое понимание миропорядка, которое напрочь утрачено нашим суетным временем. Вся скульптура рассчитана на фронтальное обозрение. Существуют два типа изображения божественного сана: сидящая и стоящая фигура. В модели стоящей фигуры руки вытянуты вдоль туловища, одна нога выдвинута вперед. Сидящая фигура решена абсолютно геометрично: туловище располагается четко под прямым углом к нижней части. Руки лежат на коленях. Фигура сидит на кубообразном объеме, что придает ей жесткость. Не попадают под эти каноны писцы, которые изображаются сидящими на земле в позе лотоса (статуя царского писца Каи), и изображения слуг в мелкой пластике.

Атрибуты в изображении царских особ остаются неизменными на протяжении всей истории. Как правило, монархи изображались с обнаженным торсом, одетыми в плиссированную юбку, на голове - царский платок. Иногда фигуры царя изображались с соколом. Это бог Гор в своем соколином обличье. Царь считался прямым потомком Гора. Голова с головным убором и церемониальная борода, правильные черты лица и неизменное выражение стеклянных глаз - таков образ царствующего монарха, появившийся в скульптуре Древнего Египта. Все монархи изображались молодыми, полными жизненных сил. Молодое тело считается символом жизни и одновременно вечности.

Особой разновидностью царских скульптур были сфинксы - фантастические образы львов с человеческими головами, передававшими черты правящего фараона. Сфинксы воплощали идею сверхъестественной божественной сущности владыки Египта. Заслуженной известностью пользуется прославленный Большой сфинкс, возвышающийся около нижнего пирамидного храма Хефрена. Его основу составляет известковая скала, напоминающая фигуру лежащего льва. Высота сфинкса равна 20 м, длина - 57 м. На голове у сфинкса полосатый царский платок, надо лбом был урей - священная кобра, по верованиям египтян, своим огненным дыханием защищавшая богов и царей. Лицо сфинкса было окрашено в кирпичный цвет, полосы платка - в синий и красный. Основной материал, из которого выполнялась скульптура, - камни твердой породы. Прочность камня обеспечивала вечность существования. Помимо камня использовали известняк и дерево, которые раскрашивались в разные цвета. Все качества, присущие египетской скульптуре, были предопределены также методом обработки камня скульптором. Суть заключалась в следующем: на четырехгранной глыбе с каждой стороны рисуется проекция будущей статуи, затем она высекается одновременно с четырех сторон, прямыми плоскими слоями.

Нужно заметить, что древняя египетская скульптура еще не ставила задачей передачу характера, настроения. Эти проблемы возникнут и будут решены гораздо позже, в другие эпохи. И тем не менее портрет играл важную роль для египетского искусства. По сущности своего назначения портрет служил магическим целям, был предназначен не для обозревания зрителем: скульптурный портрет замуровывали в могильной камере, чтобы двойник Ка мог после скитаний вернуться и узнать свое тело. Важно понять, что при всей схожести с моделью портрет имеет абстрактный характер. Его реализм относителен - в нем нет органической жизненности, индивидуальной мимики, его взгляд блуждает в ином мире, лицо не выражает ни гнева, ни удивления, ни улыбки. И тем не менее талантливые скульпторы даже в сдерживающих рамках канона сумели создать ряд замечательных портретов в основном знатных людей. Распространены были композиции парных семейных портретов, к примеру, выразительные скульптуры, известные под названиями "Рахотепа и Нофрет", "Семейная группа карлика Сенеба", "Писец Каи", "Сельский староста".

В скульптуре Среднего Царства произошли некоторые изменения. Особенность общественно-политической структуры этого периода заключалась в ослаблении власти фараонов и росте влияния представителей земледельческой знати. Идет борьба между номами (областями), окончившаяся победой южных номов во главе с правителем Фив. Постепенно начинает ослабевать незыблемая идеология Древнего Царства. Развивается научная мысль, особенно в области медицины и математики. Нет уже такой беспрекословной веры в загробную жизнь. Навалившиеся проблемы земной жизни отразились на лицах скульптур некоторых фараонов: обычно устремленный в бесконечность взгляд преобразился в меланхоличность, некоторую усталость - таковы портреты Сенусерта Третьего и Аменемхета Третьего. Выполненная из розового гранита голова статуи Сенусерта Третьего (музей Метрополитен в Нью-Йорке) поражает непривычным взглядом, который ранее был ясным и твердым, а теперь уставший, припухшие веки опущены, появились надбровные складки. Статуи царей стали устанавливать не только в погребальных камерах, но также внутри храма и снаружи здания, под открытым небом.

В Среднем Царстве необычайно распространена мелкая пластика, выполненная из дерева или терракоты. Небольшого размера скульптура (20-30 см) изображает слуг, занятых повседневной работой. Статуэтки предназначались для гробниц, чтобы обеспечить покойному необходимые для жизни услуги.

Скульптура Нового Царства развивается тремя путями: стремлением к гигантомании, к изысканности и декоративности, к жизненной реальности. Период Нового Царства характеризуется расцветом египетского государства за счет военных завоеваний. Египет пытается вернуть былую мощь и традиции Древнего Царства. Создаются невиданные фигуры, именуемые колоссами, которые устанавливаются снаружи храмов. Самые знаменитые колоссы находятся в Фивах и со времен греков эти статуи Аменхотепа называются колоссами Мемнона. Они являлись частью храма Аменхотепа Третьего (XIV в. до н.э.). К этому храму вела аллея сфинксов с лицом Аменхотепа. Храм был разрушен, сохранились два сфинкса, которые с 1832 г. находятся на берегу Невы в Санкт-Петербурге. Несмотря на монументальность изображения, гранитные петербургские сфинксы с юным лицом Аменхотепа Третьего поражают своей грациозностью и изысканностью. Сохранилось множество статуй царицы Хатшепсут, где ее прекрасное лицо мягко и нежно смоделировано в камне.

Чтобы понять характер искусства Нового Царства, необходимо учитывать своеобразие сложившихся обстоятельств. Приток богатств изменил условия быта знати, возросло стремление к роскоши. Украшались города, дворцы, изменился быт, изменился и облик человека. Искусство становится пышным, декоративным, в нем быстро растут реалистические устремления.

Особые страницы в истории Нового Царства занимает время правления Аменхотепа Четвертого, Эхнатона (1352- 1338 гг. до н.э.), который предпринял реформы ортодоксальной религиозной доктрины. Желая подорвать значение жречества и усилить власть фараонов, он объявил нового бога Атона - солнечный диск. Стремясь демонстративно показать свой разрыв с прошлым, фараон покинул Фивы - центр культа Амона и возвел новую столицу, названную Ахетатон. С точки зрения истории - это был грандиозный поступок, ломались вековые традиции. Культ прежних богов был запрещен, их храмы закрыты. Святилище Атона - это большие открытые дворы с множеством мелких жертвенников и одним большим, царским. Новые идеалы незамедлительно отразились в искусстве. Период Эхнатона назвали амарнским от названия современного района Эль-Амарна, где были найдены остатки бывшей столицы. Амарнское искусство рассказывает нам о жизни царской семьи со всей естественностью и реалистичностью. Сохранились портреты Эхнатона и его жены Нефертити. Царь показан без прикрас, со всеми особенностями его лица и фигуры. Три скульптурных бюста Нефертити прекрасны и чувственны. В этот период скульптура решительно утверждает чувственность женских образов.

Период амарнского искусства, полного любви и очарования, был коротким. После смерти Эхнатона все изменилось. Необходимо было восстанавливать былую мощь государства, которая ослабла за время правления Эхнатона. Отголоски естественного стиля Амарны можно увидеть в сокровищах гробницы Тутанхомона, которая была открыта в 1922 г. археологом Говардом Картером. Сокровища Тутанхомона, который был мужем третьей дочери Эхнатона и Нефертити, поражают своей изысканностью и красотой. Достаточно упомянуть золотую маску, золотой гроб, статуэтки богинь, парадный трон с выложенными из драгоценных камней на золотом фоне изображениями Тутанхомона и его жены Анхесамон.

В послеамарнский период, во время правления Рамзеса Второго, скульптура кардинально изменится. Рамзес построил новую столицу Танисс, где мастера скульптуры пытались возродить стиль Древнего Царства, наделяя свои скульптуры неподвижностью, массивностью, бесстрастным выражением лица. Этим они стремились создать образ могущественного царя. Но форма была безжизненна и уже неорганична времени. Данная академичность говорила о начале угасания некогда великой культуры. Примером могут служить гигантские скульптуры Рамзеса Второго и царицы Нефертари на фасаде Большого храма.

Живопись и рельефы Древнего Египта играли не менее важную роль в искусстве Египта. Рельефы и росписи обильно украшали стены гробниц и храмов. Подобно скульптуре, они были тесно связаны с зодиакальным культом. Рельефы, низкие и высокие, раскрашивались и поэтому мало отличались по выразительности от живописных росписей. В отличие от скульптуры рельефы и живопись способны к повествовательное™. На стенах изображались сцены сельских работ, охоты, быта царя и вельмож, их располагали горизонтальными полосами со строгим соблюдением канона. Четкая графичность изображений органично сочетается с надписями-иероглифами, вся композиция воспринимается как один большой иероглиф и выглядит объемно. Все фигуры вневременны, поэтому картинку следует рассматривать как заклинание, обращенное к вечности.

Древнее Царство отдавало предпочтение трудоемким техникам рельефа.

В амарнский период живопись и рельефы характеризуются правдивостью и естественностью в изображении камерных семейных сцен. Ко времени правления Рамзеса Второго относится рельеф "Плакальщицы", который более всего отражает реальность времени. Здесь уже нет строгого канона, размеренного ритма, а есть экспрессия в передаче драматического события.

Мы проследили общий путь развития египетского искусства. И сегодня, спустя тысячелетия, это искусство не перестает вызывать огромный интерес у нашей цивилизации. Культура Древнего Египта оказывала влияние на последующие эпохи, а именно на культуры Греции и Средневековья. Иконография образа богоматери также восходит к египетской культуре.