Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сравнительная таблица пьера и андрея болконского. Сравнительная характеристика андрея болконского и пьера безухова - сочинение любую на тему

Сравнительная таблица пьера и андрея болконского. Сравнительная характеристика андрея болконского и пьера безухова - сочинение любую на тему

Почему Пьер Безухов и Андрей Болконский относятся к числу любимых героев Льва Толстого? Ведь натуры этих персонажей совсем разные. Уже в салоне А. Шерер Андрей напоминает скучающего Онегина, которому светские гостиные внушали отвращение. Если Пьер по наивности благоговеет перед салонными гостями, то Болконский, имея большой жизненный опыт, презирает собравшихся. Андрей отличается от Пьера трезвым, государственным умом, практической цепкостью, способностью довести намеченное дело до конца, сдержанностью, самодисциплиной и собранностью. А главное – силой воли и твердостью характера. Однако говорить о том, что эти герои не имеют общего, было бы неправильно, ведь их многое объединяет.

Они остро чувствуют фальшь и пошлость, они высокообразованные, умные, независимые в своих суждениях и в целом близки по духу. “Противоположности дополняют друг друга”, – говорили древние. И с этим я полностью согласна. Пьеру и Андрею интересно вместе. Андрей может быть откровенен только с Пьером, Он изливает душу и доверяет только ему. А Пьер способен верить только Андрею, которого он безгранично уважает. Но герои эти мыслят по-разному, их мировоззрения совсем не похожи. Если Андрей – рационалист, то есть у него рассудок преобладает над чувствами, то Безухов – натура непосредственная, способная остро чувствовать и переживать. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. Вначале, под влиянием молодости и окружающей обстановки, он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на легкомысленной красавице Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровывается в жизни. Ему ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества и он понимает необходимость борьбы.

Андрей и Пьер – деятельные натуры, они постоянно ищут смысл жизни. В силу полярности характеров, взглядов на жизнь эти герои проходят разные жизненные пути. Пути их духовных исканий тоже различны. Но нельзя не отметить, что некоторые события в их жизни идентичны, разница заключается лишь в порядке их размещения во времени, на которое они приходятся. В то время, как Андрей ищет наполеоновскую славу на войне, будущий граф Безухов, не зная, куда девать энергию, забавляется в компании Долохова и Курагина, проводя время в кутежах и развлечениях.

В это время у Болконского в жизни наступают большие перемены. Разочаровавшись в Наполеоне, князь Андрей, потрясенный смертью жены, впадает в меланхолию, решая, что жить он должен только для себя и семьи, мировая слава его больше не интересует.

Тем временем положение Пьера в свете полностью меняется. Получив богатство и титул, он приобретает расположение и уважение света. Опьяненный триумфом, он женится на самой красивой и глупой женщине света – Элен Курагиной. Позднее он скажет ей: “Где вы, там разврат и зло”. В свое время Андрей тоже неудачно женился. Вспомним, почему он так торопился на войну. Только ли из-за опротивевшего света? Нет. Он был несчастлив в семейной жизни. “Редкое внешнее очарование” его жены быстро надоело князю, потому что он чувствует ее внутреннюю пустоту.

Как и Андрей, Пьер быстро понял свою ошибку, но в этом случае никто не пострадал, кроме Долохова, которого Пьер ранил на дуэли. Осознав всю порочность и бессмысленность прошлой жизни, Пьер уходит в масонство с твердым желанием духовного перерождения. Ему кажется, что он нашел свой смысл жизни. И в этом есть изрядная доля правды. Пьер жаждет деятельности и решает облегчить участь крепостных. Наивно думая, что он помог им, Пьер чувствует себя счастливым, потому что выполнил свой долг. Он говорит: “Когда я живу, по крайней мере стараюсь жить для других, я начинаю понимать счастье жизни”. Этот вывод станет для него главным на всю жизнь, хотя он разочаруется и в масонстве, и в своей хозяйственной деятельности.

Пьер, узнавший смысл жизни, побывавший в плену, помог возродиться своему другу Андрею, поддержал его в трудную минуту. Под влиянием Пьера и Наташи князь Андрей вернулся к жизни. Его деятельной натуре нужен размах, и Болконский с энтузиазмом принял участие в работе комиссии Сперанского. Позже, осознав, что она бесполезна для народа, князь Андрей разочаруется в государственной деятельности, как Пьер в масонстве. Любовь к Наташе спасет Андрея от нового приступа ипохондрии, тем более, что до этого он не знал настоящей любви. Но счастье Андрея с Наташей оказалось непродолжительным. После разрыва с ней князь окончательно убедился в невозможности личного благополучия, и это чувство подтолкнуло Андрея пойти на фронт. Именно там Болконский наконец-то понимает предназначение человека на земле. Он осознает, что надо жить, помогая и сочувствуя людям, принося им максимальную пользу. Очень жаль, что князь Андрей так и не успел претворить эту идею в жизнь: смерть перечеркивает все его планы… Но его эстафету подхватывает Пьер, оставшийся в живых и обогативший свой жизненный опыт.

Соприкасаясь с народом, Пьер осознает себя частью этого народа, частью его духовной силы. Это и роднит его с простыми людьми. Платон Каратаев научил Пьера ценить жизнь во всех ее проявлениях, любить людей, как самого себя. Жизненные пути Пьера Безухова и Андрея Болконского типичны для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких людей, как Пьер, на мой взгляд, и составилось течение декабристов. Эти люди остались верны своей родине. Когда-то в молодости Лев Толстой дал клятву: “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная пошлость”.

Мне кажется, что любимые герои Л. Толстого прожили свои жизни именно так, как об этом мечтал автор. Они остались до конца верны себе и своей совести. И пусть проходит время, одно поколение сменяет другое, но несмотря ни на что, произведения Льва Толстого всегда будут помнить, потому что в них раскрыты вопросы нравственности, в них содержатся ответы на многие вопросы, извечно волнующие людей. В общем, Льва Николаевича Толстого по достоинству можно назвать нашим учителем.

(No Ratings Yet)

  1. Чернышевский указывал, что особенностью реализма Толстого является изображение им внутреннего психологического процесса человеческой жизни, “диалектика души” человека. Толстой большое внимание уделяет внутренней жизни героев. Его герои пытаются ответить на вечно...
  2. Это самый смешной и рассеянный человек на свете, но самое золотое сердце. (Князь Андрей о Пьере Безухове) План 1. Динамика души героя, формирование мировоззрения. 2. Сложность жизненных исканий Пьера Безухова....
  3. Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” несет большой философский смысл, который раскрывается различными способами. Философия произведения “полифонична”. Автор не ограничивается отступлениями. Он вкладывает свои идеи в уста главных героев,...
  4. Эпопея “Война и мир” выросла из замысла Толстого написать роман “Декабристы”. Толстой начинал писать свое произведение, оставлял его, снова возвращался к нему, пока в центре его внимания не оказалась Великая...
  5. Смысл жизни – главная тема творчества Льва Толстого. Вместе с писателем ищут ответы на “вечные вопросы” Дмитрий Нехлюдов и Константин Левин, Пьер Безухов и Андрей Болконский. Именно естественность поведения, нежелание...
  6. Молодого Пьера Безухова Л, Н. Толстой показывает нам впервые в салоне Анны Павловны Шерер в качестве явного нарушителя как общественного спокойствия, так и плавного течения вечера вообще. Его от всех...
  7. Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” – грандиозная панорама жизни русского общества в эпоху, предшествовавшую событиям 14 декабря 1825 г. Писатель, исследуя сам процесс зарождения идей декабризма в дворянской...
  8. Образ Пьера представлен в произведении в процессе постоянного развития. Автор провел своего героя через все жизненные перипетии, заставил его решать все те вопросы, которыми задавался сам. В романе Пьер впервые...
  9. Образ Пьера Безухова – в сюжете романа-эпопеи “Война и мир” занимает одно из главных мест. В данном произведении насчитывается более пятисот различных персонажей, но наиболее яркий и значимый это –...
  10. В романе “Война и мир” Лев. Николаевич Толстой говорит о путях развития России, о судьбах народа, его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства, о роли личности в истории....
  11. Высшие духовные нравственные ценности, осознание которых ведет героев к гармонии с миром, – вот что утверждает русская классическая литература XIX века. В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой на...
  12. РАЗМЫШЛЕНИЯ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО ПО ДОРОГЕ В ОТРАДНОЕ (анализ эпизода из главы 1 части 3 тома 2 романа Л. Н. Толстого “Война и мир”) После Аустерлицкого сражения князь Андрей понял суетность...
  13. Н. Г. Чернышевский в статье “О сочинение графа Толстого” основным приемом толстовского творчества назвал “диалектику души”: “Психологический анализ может, принимают все более очертания характеров; другого – влияние общественных отношений и...
  14. Назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию. Л. Толстой План 1. Андрей Болконский – лучший представитель дворянства. 2. Мечты о славе. 3. Сложность жизненных исканий Андрея. 4. Полезная деятельность Болконского....
  15. НРАВСТВЕННАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ПЬЕРА БЕЗУХОВА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Светский прием в салоне у фрейлины императрицы Анны Павловны Шерер. Среди прочих гостей мы видим “массивного толстого молодого...
  16. ИДЕЙНЫЕ ИСКАНИЯ ПЬЕРА БЕЗУХОВА Сделавшись неожиданно богачом и графом Безуховым, он делал то, чего от него требовали, но что-то хорошее все оставалось впереди. Л. Н. Толстой Любой человек в своей...
  17. Античный философ Сенека сказал: “Тяжелые времена – пробный камень доблести”. Андрей Соколов, герой рассказа М. Шолохова “Судьба человека”, был испытан теми бедствиями. Герой так говорит о себе: “На то ты...
  18. Раскольников и Свидригайлов – герои одного из лучших романов Достоевского “Преступление и наказание”. Этот роман отличается глубочайшим психологизмом и обилием резких контрастов. На первый взгляд, в характерах Раскольникова и Свидригайлова...
  19. Говоря о замысле и цели своего будущего произведения, Тургенев признавался: “Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встретил на то, что мне чудилось...
  20. “Отцы и дети” – одна из вечных книг русской литературы. Вокруг нее не утихают споры, и, очевидно, не только потому, что новое поколение читателей по-разному воспринимает сложную позицию автора, но...
  21. Герои поэмы Гомера “Илиада” Ахилл и Гектор – самые храбрые воины в своих войсках. О Ахилле автор говорит: быстроногий, богоподобный, постоянные эпитеты для Гектора: коней резвых укротитель, божеский, осветленный. Ахиллу...
  22. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОНЕГИНА И ПЕЧОРИНА Со второй половины XIX века, в первую очередь благодаря художественной литературе, в обиход входит понятие “лишний человек” (впервые этот термин применил А. С. Пушкин в...
  23. Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья И сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов “Евгений Онегин” Пушкина... Троекуров Кирила Петрович – родовитый дворянин, богатый владелец с. Покровского, генерал-аншеф в отставке, самодур, гроза всех окрестных помещиков; отец Маши, возлюбленной Дубровского. Самый тип русского барина-причем современного, а не взятого...НЕТ ВЕЛИЧИЯ ТАМ, ГДЕ НЕТ ПРОСТОТЫ (сравнительная характеристика образов Кутузова и Наполеона в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”) “Война и мир” – русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал...
  24. В 1862 году Тургенев пишет роман “Отцы и дети”. В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно-демократическим. В своем произведении Тургенев показал человека новой эпохи....
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО И ПЬЕРА БЕЗУХОВА

Почему Пьер Безухов и Андрей Болконский относятся к числу любимых героев Л. Толстого? Ведь натуры этих персонажей совсем разные. Уже в салоне А.П. Шерер Андрей напоминает скучающего Онегина, которому светские гостиные внушали отвращение. Если Пьер по наивности благоговеет перед салонными гостями, то Болконский, имея большой жизненный опыт, презирает собравшихся. Андрей отличается от Пьера трезвым, государственным умом, практической цепкостью, способностью довести намеченное дело до конца, сдержанностью, самодисциплиной и собранностью. А главное - силой воли и твердостью характера. Однако говорить о том, что эти герои не имеют общего, было бы неправильно, ведь их многое объединяет. Они остро чувствуют фальшь и пошлость, они высокообразованны, умны, независимы в своих суждениях и в целом близки по духу.

"Противоположности дополняют друг друга", - говорили древние. И с этим я полностью согласна. Пьеру и Андрею интересно вместе. Андрей может быть откровенен только с Пьером. Он изливает душу и доверяет только ему. А Пьер способен верить только Андрею, которого он безгранично уважает. Но герои эти мыслят по-разному, их мировоззрения совсем не похожи.

Если Андрей - рационалист, то есть его рассудок преобладает над чувствами, то Безухов - натура непосредственная, способная остро чувствовать и переживать. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. Вначале, под влиянием молодости и окружающей обстановки, он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на легкомысленной красавице Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровываете в жизни. Ему ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества и он понимает необходимость борьбы.

Андрей и Пьер - деятельные натуры, они постоянно ищут смысл жизни. В силу полярности характеров, взглядов на жизнь, эти герои проходят разные жизненные пути. Пути их духовных исканий тоже различны. Но нельзя не отметить, что некоторые события в их жизни идентичны, разница заключается лишь в порядке их размещения во времени, на которое они приходятся. В то время, как Андрей ищет наполеоновскую славу на войне, будущий граф Безухов, не зная, куда девать энергию, забавляется в компании Долохова и Курагина, проводя время в кутежах и развлечениях. В это время у Болконского в жизни наступают большие перемены. Разочаровавшись в Наполеоне, князь Андрей, потрясенный смертью жены, впадает в меланхолию, решая, что жить он должен только для себя и семьи, мировая слава его больше не интересует. Толстой говорит о том, что желание славы - эта та же любовь к людям.

В это время положение Пьера в свете полностью изменилось. Получив богатство и титул, он приобретает расположение и уважение света. Опьяненный триумфом, он женится на самой красивой и глупой женщине света - Элен Курагиной. Позднее он скажет ей: "Где вы, там разврат и зло". В свое время Андрей тоже неудачно женился. Вспомним, почему он так торопился на войну. Только ли из-за опротивевшего света? Нет. Он был несчастлив в семейной жизни.

"Редкое внешнее очарование" его жены быстро надоело князю, потому что он чувствует ее внутреннюю пустоту. Как и Андрей, Пьер быстро понял свою ошибку, но в этом случае никто не пострадал, кроме Долохова, которого Пьер ранил на дуэли. Осознав всю порочность и бессмысленность прошлой жизни, Пьер уходит в масонство с твердым желанием духовного перерождения.

Ему кажется, что он нашел свой смысл жизни. И в этом есть изрядная доля правды. Пьер жаждет деятельности и решает облегчить участь крепостных. Наивно думая, что он помог им, Пьер чувствует себя счастливым, потому что выполнил свой долг. Он говорит: "Когда я живу, по крайней мере стараюсь жить для других, я начинаю понимать счастье жизни". Этот вывод станет для него главным на всю жизнь, хотя он разочаруется и в масонстве, и в своей хозяйственной деятельности. Пьер, узнавший смысл жизни, побывавший в плену, помог возродиться своему другу Андрею, поддержал его в трудную минуту. Под влиянием Пьера и Наташи князь Андрей вернулся к жизни. Его деятельной натуре нужен размах, и Болконский с энтузиазмом принял участие в работе комиссии Сперанского. Позже, осознав, что она бесполезна для народа, князь Андрей разочаруется в государственной деятельности, как Пьер в масонстве. Любовь к Наташе спасет Андрея от нового приступа ипохондрии, тем более, что до этого он не знал настоящей любви. Но счастье Андрея с Наташей оказалось непродолжительным. После разрыва с ней, князь окончательно убедился в невозможности личного благополучия, и это чувство подтолкнуло Андрея пойти на фронт.

Именно там Болконский наконец-то понимает предназначение человека на земле. Он осознает, что надо жить, помогая и сочувствуя людям, приносить им максимальную пользу. Очень жаль, что князь Андрей так и не успел претворить эту идею в жизнь: смерть перечеркивает все его планы... Но его эстафету подхватывает Пьер, оставшийся в живых и обогативший свой жизненный опыт. Соприкасаясь с народом, Пьер осознает себя частью этого народа, частью его духовной силы. Это и роднит его с простыми людьми. Платон Каратаев научил Пьера ценить жизнь во всех ее проявлениях, любить людей, как самого себя.

Жизненные пути Пьера Безухова и Андрея Болконского типичны для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких людей, как Пьер, на мой взгляд, и составилось течение декабристов. Эти люди остались верны своей родине. Когда-то в молодости Л. Толстой дал клятву; "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться" ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная пошлость". Мне кажется, что любимые герои Л. Толстого прожили свои жизни именно так, как об этом мечтал автор. Они остались до конца верны себе и своей совести. И пусть проходит время, одно поколение сменяет другое, но несмотря ни на что, произведения Л. Толстого всегда будут помнить, потому что в них раскрыты вопросы нравственности, в них содержатся ответы на многие вопросы, извечно волнующие людей. В общем. Толстого по достоинству можно назвать нашим учителем.

Другие материалы

  • Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века
  • Тем в русской литературе. Продолжателями этой темы можно считать Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов современности. Н. В. Гоголь Социально-историческое и общечеловеческое в героях Н. В. Гоголя Произведения Гоголя охватывают период 40-х годов XIX века. Это время...


  • «Дворянское гнездо»: судьба сословия (по произведениям русской классики)
  • Звания. Чем ближе к 1861 году, тем более негативно изображен дворянин в русской литературе. Слово обломовщина стало приговором сословию, еле живут дворянские гнезда, самые безобразные черты дворянского быта откроются в пошехонье… Роман И.А.Гончарова "Обломов" появляется в 1859 году. ...


    Как и о чем я буду говорить на уроках литературы, когда мы начнем изучать это произведение. Это уже прошло. И вот настало время писать сочинение. Какую же тему выбрать? И не долго думая, я решил - Наташа Ростова! Почему? А потому что мне мил этот герой, можно даже сказать, что...


    Относятся к любви. Для Онегина это «наука страсти нежной». Автор, как и «все поэты - любви мечтательной друзья». Важна разница и в их отношении к литературе. Автор говорит о герое: «Хотел писать - - но труд упорный ему был тошен...». 2. Пьеса «На дне» - это иносказание о человеке, для которого...


    В противоположность великим созидателям и разрушителям, Л. Толстому и Достоевскому,- наш единственный охранитель..." Детство. Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в Орле в дворянской семье. Детские годы он провел в богатой материнской усадьбе Спасское-Лутовиново...


/ / / Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова

Роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого имел настолько ошеломляющий эффект, что его даже перевели на европейские языки. Страницы эпопеи предлагают нам, читателям, исторический экскурс. Автор искусно переплетает судьбы как исторических деятелей, так и вымышленных героев.

Что касается мужских образов, то наиболее значительными, на мой взгляд, являются два. Это и .

Андрей – выходец из знатной дворянской семьи. Мальчик получил отличное образование, воспитывался в строгости. Если говорить о внешности, то Болконский – красивый молодой человек. Черты его лица выразительные и запоминающиеся. Пьер же – совершенная противоположность. Он грузен, коротко острижен, в очках. Симпатичным и привлекательным его вряд ли можно назвать. Да и происхождение его не знатно. Безухов был незаконным сыном вельможи при дворе Екатерины. Образование он получил заграничное.

С самого начала романа можно понять, что автор противопоставляет два этих образа. При знакомстве с Пьером мы видим, что молодой человек только начал вращаться в светском обществе. Он интересуется абсолютно всем. Хочет выражать свое мнение, но в ответ получает только пренебрежительность. Пьер не имеет светских манер, и не знает, как себя вести. Поэтому постоянно попадает впросак.

А вот Андрей в обществе ведет себя совершенно иначе. Он уверен в себе. И даже несколько высокомерен по отношению к окружающим. Иногда даже кажется, что ему все вокруг надоели. Даже его хорошенькая жена. Болконский, находясь в обществе, тяготится им. Все уже давно ему наскучило. А Пьер же, наоборот, наслаждается общением. Всех людей вокруг он видит добрыми. И всем верит. Даже фальшивую Элен он воспринимает как искреннюю девушку. Получив наследство, Пьер сталкивается с откровенной лестью, но, как и в случае с недоброжелательностью, совершенно ее не замечает. Князь Болконский же с легкостью раскусывает все лживые намерения и высказывания. Он знает, что без этого не было бы светского общества. И относится к этому равнодушно.

Примечательна и речь героев. Болконский говорит размеренно и высокомерно, с чувством собственного достоинства. Андрей носит маску, которую снимает лишь иногда и только с близкими людьми. С женой он разговаривает раздражительно, а вот с Кутузовым с большим уважением. Что касается речи Безухова, то ей можно дать такую характеристику: пламенная, прерывистая, эмоциональная. Молодой человек всегда говорит о том, о чем думает, совершенно не стесняясь. Он никого не презирает, поэтому этих ноток нет в его голосе. Разве что они появляются позже, когда он узнает всю низкую натуру Элен Курагиной.

У двух героев различается и круг людей, с которыми они общаются. Безухов начинает свой путь с разгульной жизни. Правда, все меняет дуэль. Пьер напуган, он становится масоном. Ритм его жизни теперь более размерен. Но вокруг него неизменно находятся низкие люди, лжецы и льстецы. Жена его не любит, а рядом с ним только из-за денег. Пьер пытается найти спасение в масонстве, но и так такие же люди. Андрей Болконский также одинок. Жена – пустая женщина, ее удел – сплетни, она совсем не понимает своего мужа. Правда, у князя все же есть поддержка в лице сестры и отца.

Оба героя меняют свои взгляды на жизнь. Андрей становится терпимее и проще после ранения. Боль и страдания ожидают и Пьера Безухова, но он их преодолевает.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова

Лев Николаевич Толстой :

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная пошлость».

Разные у героев взгляды, характеры, манера поведения. Но, при множестве различий, герои произведения имеют и очень много общего. Андрей Болконский и Пьер Безухов являются умными людьми, получившими прекрасное образование. Они близки друг другу по духу, поскольку оба являются независимыми в своих суждениях и мыслях. Адрей с Пьером очень откровенны в своих беседах, а на некоторые темы они могут говорить только друг с другом, поскольку находят друг у друга понимание, даже имея абсолютно разное мировоззрение.

Андрей Болконский

Пьер Безухов

В салоне А. Шерер Андрей ведет себя апатично, светское общество внушало ему отвращение. презирает здесь собравшихся.

Пьер по наивности выказывает большое почтение салонными гостями

Андрей - рационалист, то есть у него рассудок преобладает над чувствами

Безухов - натура непосредственная, способная остро чувствовать и переживать. Ему свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни.

Андрей ищет наполеоновскую славу на войне

Безухов, не зная, куда девать энергию, забавляется в компании Долохова и Курагина, проводя время в кутежах и развлечениях.

Андрей неудачно женился, был несчастлив в семейной жизни, поэтому он чувствует ее внутреннюю пустоту.

Разочаровавшись в Наполеоне, потрясенный смертью жены, князь Андрей впадает в меланхолию. Он для себя решает, что жить он должен только для себя и семьи, мировая слава его больше не интересует.

Получив богатство и титул, Пьер приобретает расположение и уважение света. Опьяненный триумфом, он женится на самой красивой и глупой женщине света - Элен Курагиной.

Болконский с большим воодушевлением принял участие в работе комиссии Сперанского. Позже, поняв, что она бесполезна для народа, князь Андрей разочаруется в государственной деятельности, как Пьер в масонстве.

Осознав всю порочность и бессмысленность прошлой жизни, Пьер уходит в масонство с твердым желанием духовного перерождения. Ему кажется, что он нашел свой смысл жизни. И в этом есть изрядная доля правды.

На фронте Болконский наконец-то понимает предназначение человека на земле. Он осознает, что надо жить, помогая и сочувствуя людям, принося пользу человечеству.

Война 1812 года, а особенно плен и встреча с Платоном Каратаевым изменили жизнь Безухова, показав ему истинный смысл жизни.

Каратаев научил Пьера ценить жизнь во всех ее проявлениях, любить людей, как самого себя.

Почему Пьер Безухов и Андрей Волконский относятся к числу

любимых героев Л. Толстого? Ведь натуры этих персонажей совсем

разные. Уже в салоне А.П. Шерер Андрей напоминает скучающего

Онегина, которому светские гостиные внушали отвращение. Если Пьер

по наивности благоговеет перед салонными гостями, то Волконский,

имея большой жизненный опыт, презирает собравшихся. Андрей

отличается от Пьера трезвым, государственным умом, практической

цепкостью, способностью довести намеченное дело до конца,

сдержанностью, самодисциплиной и собранностью. А главное - силой

воли и твердостью характера. Однако говорить о том, что эти герои не

имеют общего, было бы неправильно, ведь их многое объединяет. Они

остро чувствуют фальшь и пошлость, они высокообразованны, умны,

независимы в своих суждениях и в целом близки по духу.

"Противоположности дополняют друг друга", - говорили древние. И с

этим я полностью согласна. Пьеру и Андрею интересно вместе. Андрей

может быть откровенен только

с Пьером. Он изливает душу и доверяет только ему. А Пьер способен

верить только Андрею, которого он безгранично уважает. Но герои эти

мыслят по-разному, их мировоззрения совсем не похожи.

Если Андрей - рационалист, то есть его рассудок преобладает над

чувствами, то Безухов - натура непосредственная, способная остро

чувствовать и переживать. Пьеру свойственны глубокие раздумья и

сомнения в поисках смысла жизни. Жизненный путь его сложен и

извилист. Вначале, под влиянием молодости и окружающей

обстановки, он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь

светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать

себя и женить на легкомысленной красавице Элен. Пьер стреляется на

дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровываете в жизни. Ему

ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества и он

понимает необходимость борьбы.

Андрей и Пьер - деятельные натуры, они постоянно ищут смысл

жизни. В силу полярности характеров, взглядов на жизнь, эти герои

проходят разные жизненные пути. Пути их духовных исканий тоже

различны. Но нельзя не отметить, что некоторые события в их жизни

идентичны, разница заключается лишь в порядке их размещения во

времени, на которое они приходятся. В то время, как Андрей ищет

наполеоновскую славу на войне, будущий граф Безухов, не зная, куда

девать энергию, забавляется в компании Долохова и Курагина, проводя

время в кутежах и развлечениях. В это время у Болконского в жизни

наступают большие перемены. Разочаровавшись в Наполеоне, князь

Андрей, потрясенный смертью жены, впадает в меланхолию, решая, что

жить он должен только для себя и семьи, мировая слава его больше не

интересует. Толстой говорит о том, что желание славы - эта та же

любовь к людям.

В это время положение Пьера в свете полностью изменилось. Получив

богатство и титул, он приобретает расположение и уважение света.

Опьяненный триумфом, он женится на самой красивой и глупой

женщине света - Элен Курагиной. Позднее он скажет ей: "Где вы, там

разврат и зло". В свое время Андрей тоже неудачно женился.

Вспомним, почему он так торопился на войну. Только ли из-за

опротивевшего света? Нет. Он был несчастлив в семейной жизни.

"Редкое внешнее очарование" его жены быстро надоело князю, потому

что он чувствует ее внутреннюю пустоту. Как и Андрей, Пьер быстро

понял свою ошибку, но в этом случае никто не пострадал, кроме

Долохова, которого Пьер ранил на дуэли. Осознав всю порочность и

бессмысленность прошлой жизни, Пьер уходит в масонство с твердым

желанием духовного перерождения.

Ему кажется, что он нашел свой смысл жизни. И в этом есть изрядная

доля правды. Пьер жаждет деятельности и решает облегчить участь

крепостных. Наивно думая, что он помог им, Пьер чувствует себя

счастливым, потому что выполнил свой долг. Он говорит: "Когда я

живу, по крайней мере стараюсь жить для других, я начинаю понимать

счастье жизни". Этот вывод станет для него главным на всю жизнь, хотя

он разочаруется и в масонстве, и в своей хозяйственной деятельности.

Пьер, узнавший смысл жизни, побывавший в плену, помог возродиться

своему другу Андрею, поддержал его в трудную минуту. Под влиянием

Пьера и Наташи князь Андрей вернулся к жизни. Его деятельной

натуре нужен размах, и Болконский с энтузиазмом принял участие в

работе комиссии Сперанского. Позже, осознав, что она бесполезна для

народа, князь Андрей разочаруется в государственной деятельности, как

Пьер в масонстве. Любовь к Наташе спасет Андрея от нового приступа

ипохондрии, тем более, что до этого он не знал настоящей любви. Но

счастье Андрея с Наташей оказалось непродолжительным. После

разрыва с ней, князь окончательно убедился в невозможности личного

благополучия, и это чувство подтолкнуло Андрея пойти на фронт.

Именно там Болконский наконец-то понимает предназначение

человека на земле. Он осознает, что надо жить, помогая и сочувствуя

людям, приносить им максимальную пользу. Очень жаль, что князь

Андрей так и не успел претворить эту идею в жизнь: смерть

перечеркивает все его планы... Но его эстафету подхватывает Пьер,

оставшийся в живых и обогативший свой жизненный опыт.

Соприкасаясь с народом, Пьер осознает себя частью этого народа,

частью его духовной силы. Это и роднит его с простыми людьми.

Платон Каратаев научил Пьера ценить жизнь во всех ее проявлениях,

любить людей, как самого себя.

Жизненные пути Пьера Безухова и Андрея Болконского типичны для

лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких

людей, как Пьер, на мой взгляд, и составилось течение декабристов.

Эти люди остались верны своей родине. Когда-то в молодости Л.

Толстой дал клятву; "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться,

биться" ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать, и

опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная

пошлость". Мне кажется, что любимые герои Л. Толстого прожили свои

верны себе и своей совести. И пусть проходит время, одно поколение

сменяет другое, но несмотря ни на что, произведения Л. Толстого

всегда будут помнить, потому что в них раскрыты вопросы

нравственности, в них содержатся ответы на многие вопросы, извечно

волнующие людей. В общем. Толстого по достоинству можно назвать

При всем различии содержания и формы романов ("Рудин" - 1855,

"Отцы и дети" - 1862) И.С.Тургенева у них одна общая проблема -

необходимость обоснования общественной, общественно-

преобразовательной деятельности.

Впервые тип современного общественного деятеля появляется у

Тургенева в одном из рассказов "Записок охотника", в "Гамлете

Щигровского уезда" (1849). У героя рассказа и Рудина общий прототип

Михаил Бакунин, участник известного и заметного в 40-е годы

философского кружка Николая Станкевича. От кружковых умозрений

на баррикады - жизненная канва и Бакунина, и Рудина. Щигровский

Гамлет намечает и другой путь - изучение России и ее потребностей

для последующего служения ей. Эта идейная антитеза дворянской

революционности и либерального просветительства развита в образах

Рудина и Лежнева. Однако по цензурным условиям их конфликт дан не

в идейно-политическом, а в отвлеченном, идейно-психологическом

Кружковые разговоры открываются нам в передаче Лежнева. Романтик

в прошлом и трезвый реалист в настоящем, он выступает судьей

Рудину. Ему противопоставлен поверхностный скептик Пигасов,

комический противник Рудина.

Основная линия романа - любовь Рудина к Наталье Ласунской.

Условия для их "романа" крайне неблагоприятны, ибо пребывание

Рудина в имении ее матери - случайность. В любви Рудин проявляет

черты характера, роднящие его с "Гамлетом..." и другими "лишними

людьми": склонность к отвлеченным умствованиям поглотила чувства,

волю, искренность, уверенность в себе. Он хотел увлечь девушку, но

сам увлекся, любит лишь в воображении, на словах (общее свойство

"лишних людей"). В итоге соперники в любви Рудан и Лежнев

меняются местами. Рудин становится неуверенным в себе и

неспособным к делу - и личному и общественно значимому. Гибель

Рудина на баррикадах похожа на самоубийство и отражает поражение

революции 1848 года И кризис дворянской революционности в России.

Лежнев, наоборот, от неприятия Рудина приходит к признанию и

необходимости этого "лишнего человека" с его романтическими

исканиями, ибо сам потерпел неудачу в своих хозяйственных реформах

и опустился до уровня обывателя. И Рудин, и Лежнев - "последние из

могикан" идейного и революционного движения 40-х годов.

Общее впечатление от первой романной пробы пера Тургенева-

противоречивость, отвлеченность и неслаженность. Рудин может

осознанно размежевание либеральной и демократической тенденции в

дворянской революционности. Скепсис и социальное самоотрицание

передовых дворян были характерны и для самого Тургенева, поэтому и

Рудин, и Лежнев выражают различные стороны идейно-социальной

В "Отцах и детях" изображен более крутой, чем в предыдущих романах

исторический перелом в жизни России. И опять, как и в "Рудине", в

этом романе один сюжетный центр, один герой - выражение этого

перелома. Сталкиваются откровенно и непримиримо враждебные силы

Социальные и политические, Базаров на балу у губернатора или в

усадьбе Кирсановых - как лазутчик во вражеском стане. Он один

выражает новые общественные силы, остальные персонажи - или враги

его (Аркадий), или недостойные подражатели (Ситников и Кукшина).

Базаров - нигилист, т.е. отрицатель и революционер. Поэтому его образ

героичен и трагичен одновременно. Социально-политические черты

нигилиста в Базарове - это принадлежность к демократической

интеллигенции, политический радикализм, философский материализм.

В центре романа споры Базарова с Павлом Кирсановым, носителем

дворянской культуры. В итоге их демократ торжествует над

аристократом. Кроме аристократа-англомана П.П.Кирсанова, в романе

представлены старый романтик, затянутый рутиной барского

усадебного быта, Николай Кирсанов; губернатор, деспот и прогрессист;

либеральный сановник Колязин, фразер и приспособленец.

Базаров близок к народу, любит его любовью революционера,

тоскующего от недостатка сознания в забитых и темных крестьянских

массах. Он уверен в своих силах, верит в науку, надеется обрести

общий язык с мужиками, отличается мощью анализа и общественного

темперамента, неукротимостью протеста. Эти обаятельные черты

революционного разночинца Тургенев наблюдал в редакции

"Современника" в пору своего сотрудничества в нем.

Но в "Отцах и детях" писатель предупреждает и о культурных потерях,

которые принесет в будущем этот тип. Тургенев воспроизводит

парадоксы в поведении нигилиста: порка вора-крестьянина, клевета на

Пушкина. вульгаризация материализма, обильный бытовой цинизм.

(Здесь будет уместно процитировать текст.) В этом проявился

либерализм Тургенева, его высокая культура и прозорливость

художника-реалиста. Предвидел Тургенев и то, что за эти опасения на

него обрушится и консервативная, и революционная критика.

Смерть Базарова, по выражению Герцена, исторически закономерная

случайность: такие незаурядные люди обычно обречены первыми.

Есть в базаровской смерти и еще один смысл - научный. Ученый-

естественник, Базаров гибнет ради "чистой" науки и помогая людям,

ведь вокруг него темнота, грязь, болезни, т.е. его наука оказывается

родственной его революционным деяниям - обе направлены на

улучшение жизни. "Ведь он не на медицинском поприще собирается

прославиться?" -риторически спрашивает Базаров-отец его молодого

друга Аркадия. Но и здесь трагедия, ибо Базаров все же больше

революционер, нежели врач. Его смерть похожа на смерть Рудина,

который умирая, выполняет не свою главную историческую задачу, и

Инсарова из романа "Накануне", который умирает накануне

революционного дела. Трагичен конец Базарова и потому, что он

умирает одиноким, не оставит последователей.

Показателен тот факт, что в четырех из шести своих романов,

посвященных раскрытию личности и деятельности передового

человека, стремящегося изменить общественное бытие, Тургенев в

финалах "убивает" героев такого типа. В этом проявился политический

пессимизм писателя, неверие в возможность радикальным путем

преобразовать русское общество, русскую жизнь.

179. ВРЕМЕННЫЕ И МНИМЫЕ СОЮЗНИКИ БАЗАРОВА (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

В романе И.С. Тургенева изображена эпоха, когда в русской жизни

назревали значительные перемены. Споры вокруг крестьянского

вопроса о путях разрешения социальных противоречий разделяли

интеллигенцию на непримиримо враждующие партии. В центре

общественной борьбы стоит фигура разночинца, революционера-

демократа. В образе Базарова писатель отразил черты этого

общественного и человеческого типа. Это мощная, титаническая

личность. Не разделяя взглядов своего героя, автор создает трагическую

фигуру. Душу Базарова разрывают противоречия. Жизнь опровергает

его "нигилизм". Полюбив Одинцову, Евгений чувствует в своих

убеждениях ложь, но ведь взгляды Базарова - это часть его существа.

Будучи сильной личностью, он никогда не откажется от них.

Противоречие в жизни героя разрешается закономерным трагическим

финалом - он погибает.

Но в романе есть и совсем иные персонажи, по видимости,

разделяющие взгляды Базарова, увлеченные современными идеями.

Однако Тургенев показывает глубокое различие между главным героем

и его "учениками".

Ну, например. Аркадий Кирсанов. В отличие от разночинца Базарова,

это молодой человек из дворянской семьи. С первых же страниц

романа мы видим приятелей рядом. И сразу же автор, дает понять,

насколько Аркадий зависит от своего друга, но далеко не во всем похож

на него. Восторгаясь природой в разговоре с отцом, сын вдруг "бросает

косвенный взгляд назад и умолкает". Аркадий находится под обаянием

личности старшего товарища, чувствует в нем замечательного, может

быть, великого человека, с наслаждением развивает его идеи, шокируя

своего дядю, Павла Петровича. Но в глубине души Аркадий совсем

иной, он не чужд поэзии, нежных чувств, любит "говорить красиво".

Нигилистические убеждения не становятся у него натурой. Постепенно

между приятелями назревает конфликт. Аркадий все чаще не согласен с

другом, но сначала не решается прямо говорить об этом, он чаще

отмалчивается /например, когда Базаров смеется над музыкальными

пристрастиями его отца/, а потом начинает и спорить с приятелем.

Наконец, Кирсанов-младший становится на свой настоящий путь: он

влюбляется в Катю, сестру Анны Сергеевны, умную девушку с твердым

характером, делает ей предложение.

Прощаясь с Аркадием, Базаров дает точную оценку личности своего

приятеля, подчеркивает несходство между ними: "Для нашей терпкой

бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а

есть молодая смелость и молодой задор, для нашего дела это ни

может... А мы драться хотим..." В сущности Аркадий - "мякенький,

либеральный барич". Ему чуждо мощное базаровское всеотрицание,

мечты о переменах в общественной жизни, стремление "место

расчистить". Евгений последователен в своих воззрениях, иногда

циничных высказываний друга. Да и характер Кирсанова требует

постоянной зависимости от кого-то. Раньше он подчинялся Евгению,

теперь - Кате. В конце романа Аркадии показан рачительным

хозяином, хорошим помещиком с либеральными наклонностями.

есть в романе персонажи, изображенные саркастически, с

презрительной насмешкой. Это, во-первых, "ученик" Евгения, как он

сам представляется. Ситников и "эмансипе" Кукшина. Эти люди тоже

говорят о естественных науках, рассуждают о правах женщин, о свободе

Мысли, о славянофильстве, то есть интересуются "современными

вопросами". Но Тургенев использует разнообразные художественные

средства, чтобы выявить главное: они лишь играют, а сами часто не

понимают того, о чем говорят, в их убеждениях все перемешано без

смысла и толка. Недаром на визитной карточке Ситникова его имя "с

одной стороны написано по-французски, а на другой - славянской

вязью", характерен и язык их - напыщенный, пестрящий модными

словечками: "ведь тоже практическая", "...никакой свободы воззрения",

"Всю систему воспитания надо переменить", "долой авторитеты!",

"Права женщин я поклялась защищать до последней капли крови", а

рядом - пошловатые словечки "шалун, прелесть". Тургенев ясно

показывает, что их отрицание существует только для отрицания:

"возможность презирать и выражать свое презрение было самым

приятным ощущением для Ситникова". Эти герои не понимают самых

простых вещей. Ситников, например, заявляет, что развязная,

бестолковая Кукшина - это "высоко нравственное явление". То, что

кажется им убеждениями, вовсе не связано с их поступками: "Ситников

в особенности нападал на женщин", а потом пресмыкался перед своей

женой "только потому, что она была урожденная княжна Дурдолесова".

Тургенев не жалеет сатирических красок в изображении этих героев.

Вот портрет Ситникова: "тревожное и тупое выражение сказывалось

чертах его прилизанного лица", "глаза глядели пристально и

беспокойно". Кукшина также все делает "нарочно", "неестественно",

выражение ее лица тоже говорит о том, что она пытается не быть самой

собой, а изображать нечто. Свободу она понимает как развязность и

демонстрирует ее вовсю: Ситников "развалился в креслах и задрал ногу

кверху". Даже описание одежды оттеняет их характеры: "не совсем

опрятное платье" "растрепанной" Кукшиной, "чересчур элегантные

перчатки" Ситникова. Недаром Базаров относится к ним с

нескрываемым презрением.

Кукшина и Ситников родственны Репетилову из комедии Грибоедова и

Лебезятникову из романа Достоевского "Преступление и наказание". По

словам Достоевского, "они пристают к самой модной ходячей идее,

чтобы ее опошлить, окарикатурить все, чему они самым искренним

образом служат". На фоне этих персонажей особенно ясно видны

подлинность убеждений Базарова, глубина его натуры и беспредельное

одиночество.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12