Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Смоленские поэты, прозаики, публицисты - о гагарине. Малоизвестные поэты и писатели смоленщины

Смоленские поэты, прозаики, публицисты - о гагарине. Малоизвестные поэты и писатели смоленщины

Член Смоленской областной организации Союза писателей России Людмила Колесова – автор четырех поэтических книг — в значительной мере свое творчество посвящает теме Великой Отечественной войны. И это вполне закономерно. Отец Людмилы Александровны – фронтовик, прошедший войну от Брестской крепости до Берлина

Литературная гостиная Смоленского исторического музея 18 декабря 2018 года принимала любителей поэзии на презентации новой книги поэтессы Лины Меркуловой «Дыханье Родины святое…».

Музыка завораживает

Гостей встречала лёгкая музыка, которую исполнял на пианино племянник Лины Клавдиевны Артём Жижкин – солист Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского. Атмосфера зала сразу дала понять, что сейчас будет праздник.

Недавно состоялась встреча участников литературного объединения «Нива» с поэтессой и бардом Вероникой Верещетиной, стихи которой не раз публиковались на страницах районной «Сельской правды». Они отличаются светлым оптимизмом, задушевность, искренностью, нежностью. Многие из них посвящены самым маленьким читателям. Особенно выразительно звучат ее стихи, положенные на музыку. Их поэтесса любит исполнять сама под гитару, что очень нравится любителям песни и поэзии.

1 декабря Международный общественный благотворительный фонд «Диалог культур – единый мир» с Союзом литераторов РФ подвели итоги Международного литературного конкурса «ЭТНОМИР – радуга созвучий» в ходе Праздника Слова.

Первый конкурс порадовал масштабностью и количеством участников. Всего приняли участие 80 писателей и литераторов из пяти стран и 36 регионов России. В номинации «Проза» – 22 участника, «Поэзия» – 43, «Публицистика» – 15.

Участвовали литераторы из Узбекистана, Молдовы, Украины, Беларуси. Российские литераторы прислали свои заявки из городов: Москва, Санкт-Петербург, Калуга, Воронеж, Смоленск, Екатеринбург, Тамбов, Волгоград, Ханты-Мансийск, Томск, Омск, Тюмень.

В яркий праздник мелодий звучащего слова вылилось мероприятие, посвящённое 55-летию клуба авторской песни «Диво» (Смоленск). Родившись в 1963 году на базе турклуба им. Евг. Абалакова в пединституте, «Диво» вот уже добрых пять десятков лет является не только оплотом бардовской песни в городе-герое, но и одним из её законодателей мод и в России, и в республиках бывшего СССР, в том числе и прибалтийских.

На очередном заседании литературного объединения «Нива» при редакции газеты «Сельская правда» его участников порадовали приятные сюрпризы. Все поэты и прозаики получили авторские экземпляры недавно отпечатанного справочника «Литераторы Смоленского района». Остальные экземпляры еще раньше были переданы в Централизованную библиотечную систему района.

26 октября 2018 года в Москве в Центральном Доме литераторов состоялась торжественная церемония награждения победителей и лауреатов Международного конкурса «Национальная литературная премия «Золотое перо Руси – 2018».

Этой престижной премией отмечаются писатели и мастера искусств.

В 15-й раз проходил этот праздник,организатором и душой которого стала писатель Светлана Савицкая. На конкурс свои работы прислали 30 тысяч авторов из 70 стран мира.

18 октября в Хрустальном зале Правительства Брянской области состоялось торжественное мероприятие, посвященное 55-летию Брянской областной общественной писательской организации Союза писателей России. В фойе зала сотрудники Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф. И. Тютчева презентовали выставку, посвященную становлению Брянской областной общественной писательской организации Союза писателей России.

В мероприятии приняли участие председатель Правления Союза писателей России Николай Иванов, сопредседатель Правления Союза писателей России Вадим Терёхин, председатель Гомельского областного отделения общественного объединения «Союз писателей Беларуси» Владимир Гаврилович, председатель Правления Смоленской областной организации Союза писателей России, секретарь Союза писателей России Олег Дорогань, член Правления Союза писателей России Виктор Кирюшин, заместитель Губернатора Брянской области Николай Щеглов, участники литературных объединений, представители печатных изданий, творческих союзов, общественных организаций, учреждений образования.

Смоленская земля богата поэтами, известными на всю Россию. Твардовский А.Т, Исаковский М.В, Рыленков Н.И, Мишин А.В. Каждый из них писал о своей родине в стихах. Представляем вам стихи смоленских поэтов

Алексей Викторович Мишин (1936- 2009)

Твардовский Александр Трифонович (1910-1971)

Исаковский Михаил Васильевич (1900-1973)

Рыленков Николай Иванович (1909-1969)

Стихи о смоленщине

Смоленщина (Мишин А)

Смоленщина!
Ты вся как на ладони
Моих минувших и грядущих лет.
Твои холмы и рощицы на склоне
Живут во мне,
Как воздух и как свет.

Просторы льна.
Густой медовый клевер,
И родники, что блюдца, здесь и там.
А сколько рек бегут на север
И к южным голубеющим морям?

Среди лесов, полей
Их путь недолгий,
То светлая Вазуза,
То Устром
Сливаются то с матушкою-Волгой,
А то неспешно с батюшкой-Днепром.

Какие весны!
Зори здесь какие!
Вечерний свет - рассветный достает!
Здесь соловей в минуты зоревые
Дуэтом в роще с иволгой поет.

И замирает каждая травинка.
Под эти трели и Гагарин рос,
И эти песни
Сам великий Глинка
Через года в душе своей пронес.

Мой трудный край
Не тихая обочина,
Полет судьбы его высок…
Что ни изба -
Свинцом войны прострочена,
Что ни верста - могилы у дорог…

Здесь вырастают новые таланты.
Рождаются и музыка и стих.
Уже и лайнеры,
И чудо-бриллианты
Страна берет из добрых рук твоих.

Я припаду к тебе, моя землица.
Где над цветком
Плывет шмелиный гуд.
Напьюсь воды,
Взгляну в родные лица -
И силы добрые по жилам потекут.

Бывают дни
Суровы, непогодливы.
От бед и слез
Мне добрый друг не мил,
Но я без этой малой родины,
Как будто бы
Птенец в гнезде без крыл.

О, как был прав
Твардовский в час покоя,
Сказав негромко,
Но на всю страну:
- Какое счастье дорогое
Иметь свою родную сторону!

Смоленск (Исаковский М.)

Я видел груды битого стекла,
Я видел горы каменных развалин…
Здесь городская улица была,
И нет её: здесь немцы побывали.

Я видел место, где в былые дни
Густые липы небо закрывали.
Их больше нет. Остались только пни:
Здесь враг прошёл. Здесь немцы побывали.

Я видел холм у старых стен Кремля,
И этот холм забудется едва ли.
Здесь вся в слезах и вся в крови земля:
Здесь был конец. Здесь в яму зарывали.

Я видел всё, что видеть мне пришлось,
Что враг терзал без всяких сожалений…
Но ни на миг ему не удалось
Тебя, Смоленск, поставить на колени.

Ты не склонился гордой головой,-
Пускай изранен, даже искалечен,
Но ты стоишь, но ты вовек живой,
Навстречу солнцу расправляешь плечи.

Ты вырвался из вражеских когтей,
Избавился от ночи окаянной.
И неустанно тысячи людей
Твои, Смоленск, залечивают раны.

И снова песни вольные звучат,
Звучит свое, родное сердцу, слово,
И бабушки баюкают внучат,
И солнце всходит и заходит снова.

Ты жив, Смоленск, и будешь вечно жить!
А те, что надругались над тобою,
Что всю страну хотели задушить,
За свой разбой заплатят нам с лихвою!

Ты слышишь - грянул благодатный гром,
Разя врагов ударом исполинским!
И сколько их свалилось за Днепром,
И сколько уничтожено под Минском!

Они лежат, повержены во прах,
Валяются, железной бурей смяты,
Они гниют в болотах и лесах -
Хваленые фашистские солдаты!

Кровавых дел им больше не вершить,
Над нашею землею не глумиться...
А ты живешь и вечно будешь жить,
И с каждым годом выше возноситься!

Сентябрь, 1944

КРАЙ МОЙ СМОЛЕНСКИЙ
(Исаковский М.)

Край мой смоленский,
Край мой родимый!
Здесь моя юность
Когда-то бродила.

Здесь моя юность
Когда-то бродила,
По перелескам
Костры разводила.

В жите высоком
Венки заплетала,
Встречи нежданной
Здесь ожидала.

В дальние дали
Отсюда стремилась.
Где ж она делась?
Куда ж она скрылась?

Знать, отшумела
Весенней водою,
Знать, отгорела
Вечерней зарею.

Что ж я брожу
По родимому краю,
Что же я снова
Ее вспоминаю?

Ей никогда
Не вернуться обратно,
Желтые листья
Мне шепчут невнятно.

Гуси кричат,
Надо мной пролетая,
Что миновала
Пора золотая.

Кто-то чуть слышно
Ведет на гармошке:
- Позарастали
Стежки-дорожки;

Позарастали
Мохом, травою,
Где мы гуляли,
Милый, с тобою…

АПРЕЛЬ В СМОЛЕНСКЕ
(Исаковский М.)

Прокатилась весна тротуаром,
Расколола суровые льды.
Скоро, скоро зеленым пожаром
Запылают на солнце сады.

Все шумнее ватага воро нья,
Все теплей перелив ветерка.
И в квадрате ожившего Блонья
Зашумела людская река.

А вдали - за стеной крепостною,
У сверкающей солнцем стрехи,
Петухи опьянились весною
И поют о весне петухи.

Ты помнишь лето под Смоленском
Н.И. Рыленков 1944г

Ты помнишь лето под Смоленском,
Зеленый домик у Днепра?
Бродить по тихим перелескам
Я уходил с тобой с утра.

Еще туман стоит в низине,
Но облака ушли, как сны,
А небеса прозрачно-сини,
А травы влажно-зелены.

Свистят щеглы, спросонок нежась,
Шумят на вырубках овсы...
Всем телом мы вбираем свежесть
Листвы, тумана и росы.

Как будто снова в свете резком
Предстала первых встреч пора...
Ты помнишь летом под Смоленском
Зеленый домик у Днепра?

Закатов яркие открытки.
Ночей туманный окоем...
Да, было нам дано в избытке
Все то, что счастьем мы зовем.

Но, лишь постранствовав по свету,
Увидев дальние края,
Мы оценить сумели эту
Простую радость бытия!

Октябрь 1944

У меня в Смоленске
Рыленков Н.И. 1953


Девушка хорошая живет.
Синие глаза, а брови, брови,

Все мне мило, все мне по душе в ней,
Улыбнется - на сердце весна.
Говорят, на фабрике на швейной
Мастерица первая она.

Поглядишь - к лицу ей все наряды,
Хоть она и ходит не в шелках.
Все ребята из моей бригады
Про нее поют на вечерах.

И хотя ни словом и ни взглядом
До сих пор ей не открылся я,
Счастлив тем, что ходит где-то рядом
Радость синеглазая моя!

Верю я: куда она ии глянет,
Поутру иль на исходе дня,
Мастеров-строителей вспомянет,
Вместе с ними вспомнит и меня!

У меня в Смоленске, в Заднепровье,
Девушка хорошая живет.
Синие глаза, а брови, брови,
Словно крылья ласточки, вразлет.

Семь холмов
Рыленков Н.И. 1962

Из глубины веков идет молва,
И Днепр ей вторит,
Стоит мой город.

Как Русь, он древен и, как время, нов,
Подобный чуду,
В него влюблен я, но его холмов
Считать не буду.

Где б мы ни родились в свой день и час,
В любимом деле
Есть семь холмов у каждого из нас,
Семь дней недели.

Мы сами воздвигаем те холмы
Судьбе подножьем,
И с тех холмов любые дали мы
Увидеть можем.

А все-таки приятна мне молва,
Ей сердце вторит,
Что на семи холмах, как и Москва,
Стоит мой город.

У памятника Глинке
Рыленков Н.И. 1957

Есть в древнем русском городе Смоленске
Уютный старый сад, и в том саду
Стоит он у Отчизны на виду,
Прислушиваясь к музыке вселенской.

Живет в нем русской песни деревенской
Простой напев про радость и беду,
Мазурки гром с его душой в ладу,
Испанской пляски радостные всплески.

Недаром он всю жизнь стремился в дали,
Везде искал и находил родство.
Как много песен нам родными стали,
Пройдя сквозь душу щедрую его.
С ним гений наш стоит на пьедестале,
Отзывчивости нашей торжество.

В Смоленске, на Смядыни, где когда-то...
Рыленков Н.И. 1960

В Смоленске, на Смядыни, где когда-то
Был княжий двор, стоит старинный храм.
Я прихожу весной в часы заката
К нему, как в гости к древним мастерам.

Не зря он слыл, по слову летописца,
В полночных странах чудом красоты-
Мы и теперь не устаем дивиться,
Узнав величья прежнего черты.

Не божий дух, суровый и бесплотный,
Не лик войны, что снился у костров,
Запечатлелся взлет мечты народной
В творенье безымянных мастеров...
Рожденная в далекие века,
Нам та мечта понятна и близка.

Щитом Руси ты назван был недаром...

Щитом Руси ты назван был недаром,
Мой древний город, город молодой.
Стоял, готовый к вражеским ударам,
Ты над былинной, над живой водой.

Потерян счет в столетьях схваткам ярым
У стен твоих, где бился ты с бедой.
Ты голодом, и мором, и пожаром
Опустошался, город мой родной.

Я видел сам, как ты вставал из пепла,
Как, умываясь потом, молодел,
Пред Родиной, что в испытаньях крепла,
Не сетуя на трудный свой удел.
Тебе известно больше, чем кому,
Как дорог мир народу моему!

МАСТЕР ФЕДОР КОНЬ В СМОЛЕНСКЕ

Пока подвластны глина и огонь,
Отвес и камень - жить на свете стоит.
Холмы надежны. Мастер Федор Конь
Сей град на диво временам обстроит.

Пусть на Москве трезвонит царь-юрод,
Пусть ждет Борис его кончины скорой,
Он тут такую крепость возведет,
Что станет в бедах родине опорой.

Со всей Руси собрав гулящий люд,
Не выставлял он ни вина, ни меда.
Печет жара, косые ливни льют,
Но в общем деле не тяжка невзгода.
Сильней и выше царской власти тут
Дерзанье мастера и труд народа.

МОЙ ГОРОД

В нем воздух на истории настоян,
Не обошли века его причал.
Меня он сам, и труженик и воин,
Гражданственности высшей обучал.

Великие предвидя испытанья,
Он с юностью беседовал моей
То языком старинного преданья,
То языком легенды наших дней.

Припомню те уроки я и снова
Пред ним склоняю голову свою.
Он дал мне силы выстоять в бою,
Сберечь в душе святое, чувство слова.
Я чую родниковую струю,
И счастья мне не надобно иного.

СТИХИ, СКАЗАННЫЕ В КУТУЗОВСКОМ САДУ У СМОЛЕНСКОЙ КРЕПОСТНОЙ СТЕНЫ

Товарищ, помни: здесь погребены
Твоей отчизны верные сыны,
Что за нее не пожалели жизни.
Они свой долг исполнили сполна,
Прочти и повтори их имена
И, как они,учись служить отчизне

МОЕМУ ГОРОДУ

Город мой! Про тебя
Скажет каждый, кого не спроси:
Это летопись битв,
Это повесть о судьбах Руси!

Это память веков,
Что вошла в наши дни наяву...
С чем еще я сравню тебя?
Как я тебя назову?

Перед взором моим
В час, когда пламенеет закат,
Бастионы твои,
Как свидетели славы, стоят!

Сколько раз поднимал ты
Народ свой за Русь постоять!
От твердыни твоей
Отступила Батыева рать.

Здесь перчатки свои
Позабыл Бонапарт впопыхах.
Каждый камень в стене твоей
Кровью и дымом пропах.

Нет, недаром мы в юности,
Только повеет весной,
Собирались с друзьями
У старой стены крепостной.

И когда подымали
Мы в мае знамена весны -
Нам просторные улицы
Были узки и тесны.

И в литавры гремел
Старый город со всех площадей:
- Поколенье весны,
Всем под небом Отчизны владей!

Нам казалось, что предки
Глядели на нас из бойниц,
Говоря: ни пред кем
Никогда мы не падали ниц!

Ни пред кем, никогда,-
Так клялись мы друг другу весной
Над днепровской волной,
У старинной стены крепостной

Разве знали тогда мы -
Что близится час и в бою
Кровью будем скреплять
Мы суровую клятву свою!

Город мой! Мы прошли
Сквозь смертельный огонь навесной,
Чтобы встретиться вновь
У старинной стены крепостной!

Ты лежал перед нами -
Сожжен и поруган врагом,
На холмах твоих древних -
Чернели руины кругом.

Но руины твои -
Стали трижды священны для нас.
Знали мы, что из пепла
Вставал ты в столетьях не раз.

И тебе поклялись мы:
- Доколь ты не встанешь опять -
Нам покоя не знать,
Нам бессонных ночей не считать!

Верил каждый из нас:
Прорастет даже камень седой
У истоков Руси,
Над волшебной днепровской водой!

И пока не покатятся
Волны днепровские вспять,
Ты на круче веков -
Выше прежнего будешь стоять!

И, увидев тебя,
Скажет каждый, кого ни спроси:
- Это летопись битв,
Это повесть о судьбах Руси!

Рыленков Н.И. 1943-1947

Задачи преподавания курса

Литературное краеведение как одна из форм работы по литературе актуальна и современна в наши дни, т.к. образовательное и воспитательное значение курса литературы в школе не проявится в полной мере без литературного краеведения, которое позволит школьникам глубже осмыслить личность писателя и его творчество. Литературно-краеведческие материалы не только приобщают нас к культуре и истории родного края, к миру чувств и мыслей его замечательных людей, но и помогают по-новому осветить некоторые моменты творчества писателей и глубже понять процесс развития всей русской литературы. Литературное краеведение в школе имеет, прежде всего, образовательные и воспитательные цели и задачи.

Цель литературного краеведения:

1. открытие учащимся прекрасного в окружающем мире, в людях и природе родного края, активизация познавательной деятельности учащихся;

2. формирование информационной культуры;

3. формирование навыков коммуникативного общения;

4. формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности, расширение кругозора учащихся закрепление умения работать с аналитической литературой.

Литературное краеведение способствует пробуждению у школьников чувства любви к «малой родине». Прежде всего, оно направлено на изучение литературы прошлого и настоящего, оно совмещает в себе черты истории литературы и литературной критики.

Задачи литературного краеведения:

1.развить коммуникативные умения учащихся;

2.обеспечить внимание к изучению культуры своего края;

3.способствовать воспитанию любви к Родине;

4.соединить обучение и воспитание в единый процесс;

5.развить у учащихся индивидуальные склонности и способности.

Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа (1 час в неде-лю).

Программа построена по принципу вариативности, учитель может выбрать для чтения и изучения материал с уче-том своих возможностей, особенностей класса, изменить ко-личество часов на изучение той или иной темы.

Основной задачей регионального компонента по литературе является знакомство учащихся с некоторыми сведеньями о писателях, связанных с родными местами, и на этой основе вызвать у школьников интерес к занятиям краеведеньем, к исследовательской работе.

Необходимо помочь учащимся осознать себя частичкой «малой родины» и увидеть особенности, отличия своего края.

Г.С. Меркин, собирая книгу, учел все возможности, интересы учащихся. Из каждого раздела школьник-девятиклассник вместе с учителем может выбрать то, что ему ближе всего по душе. В учебник-хрестоматию включены тексты или их фрагменты для обязательного, факультативного и самостоятельного чтения. То же по отношению к вопросам и заданиям. На некоторые из них можно ответить, прочитав учебник, но есть такие вопросы, которые требуют дополнительной исследовательской работы учащихся. К некоторым материалам вообще нет вопросов и заданий, это значит, что приведенные тексты предполагают самостоятельное чтение и осмысление. Курс краеведческого материала начинается с общего знакомства с поэтами и писателями Смоленщины, он вводит учащихся в чарующий мир художников слова, готовит их к знакомству с богатым, разнообразным миром смоленской литературы, в учебнике даны также краткие биографические характеристики писателей, приведены примеры произведений, предложена богатая система комментирования, рубрик под названиями: «Подумаем. Обсудим», «Руководство для самостоятельной работы», «Советы начинающим участникам фольклорных поисков»; в рамках можно найти высказывания, может быть указана литература, в которой ученик сможет найти дополнительный материал.

Значение литературного краеведения в школе:

1.несет образовательные и воспитательные цели и задачи;

2.открывает учащимся прекрасное в людях и природе родного края;

3.активизирует познавательную деятельность учащихся;

4.формирует навыки коммуникативного общения, исследовательской и аналитической деятельности;

5.расширяет кругозор учащихся.

Следует отметить, что успешные результаты литературного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Самому учителю краеведение тоже приносит большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается и его педагогическое мастерство, он знакомится ближе с населением, родителями учеников. Краеведение для учителя верный путь к научно-исследовательской деятельности.

ПРОГРАММА КУРСА IX КЛАСС (34 часа)

Введение. Литературная Смоленщина (общий обзор) - 1 час. Цель и задачи курса. Литературная карта Смоленской области. Литературное краеведение родного города (села, района). Теория: понятие литературного краеведения, основные «литературные гнезда Смоленщины»

Фольклор Смоленщины - 2 часа. Собиратели фольклора В.Н.Добровольский, Н.Д.Бер, П.М.Соболев, В.Ф.Шурыгин. Основные жанры. Песни обрядовые, лирические. Частушки. Сказки. Легенды и предания. Престольные праздники на Смоленщине. Измене-ние фольклора в современную эпоху.Поисковая работа: запись песен, частушек, встречи с песенни-цами, сказителями, исполнителями частушек.

- 2 часа "Сказание о Борисе и Глебе", "Повесть о Меркурии Смоленском", "Житие Авраамия Смоленского". Климент Смолятич. Лука Смолянин."Поучение Владимира Мономаха". Легенды о Мономахове соборе в Смоленске. История Смоленской Одигитрии. Радзивиловская летопись. "Хождение смолян в Иерусалим и Царьград". Смоляне и "Слово о полку Игореве" (перевод "Слова..." Н.И.Рыленкова), «Фрески города Горухщи» О.Ермакова (по выбору учителя).Теория: понятие древнерусская литература, жанры древнерусской литературы (житие, воинская повесть)

Литературная жизнь Смоленщины XVIII - начала XIX веков 2 часа Общая характеристика эпохи (Петр I и его реформы). М.Н.Муравьев. Драматурги А.А.Шаховский и Н.Н.Хмельницкий. Смоленские вольнодум-цы. Смоленск конца XIII века в повести Ф.Эттингера "Баш-ня Веселуха". Сведения об авторе. В.Кудимов "Мартын - живописец". Панорама русской народной жизни конца XVIII - начала XIX века. Нравствен-ная красота человека из народа. Судьба художника-самоуч-ки Мартына Калинкина из села Алексино Смоленской губер-нии (по выбору учителя).Традиции М.В.Ломоносова, драматургия.

" Смоленская тема" в творчестве писателей XIX века (обзор)-1 час А.С.Грибоедов и Смоленщина. Смоляне в окружении А.С.Пушкина. Е.А.Баратынский. Л.Н.Толстой и Смоленщина. Переписка со смолянами. Влияние Л.Н.Толстого на демократическую интеллигенцию Смоленщины конца XIX - начала XX века. Л.Н.Толстой и С.А.Рачинский. Ф.И.Тютчев в Рославле ("Вот от моря и до моря" и др.). Книгоиздательское дело на Смоленщине. История журналистики.

Война 1812 года и Смоленщина - 2 часа Отражение войны 1812 года в творчестве писателей. Н.Дурова "Записки кавалерист-девицы", Л.Толстой "Война и мир" (Алпатыч в Смоленске, имение Лысые Горы). Денис Да-выдов на Смоленской земле. Н.Рыленков "На старой Смолен-ской дороге", "Кутузов в пути", "Памятник 1812 году". Е.В.Максимов.

Декабристы-смоляне -1 час "Отчизне посвятим души прекрасные порывы" - нравст-венное кредо лучших людей эпохи. Ф.Глинка. Личность; судь-ба его творчества. Благородство гражданской и нравственной позиции. Близость песен Глинки ("Вот мчится тройка уда-лая...", "Сон русского на чужбине") устному народному творчеству. Произведения о людях чести, совести, долга. Их отно-шение к товарищам, родным, любимым (П.Г.Каховский, И.Д.Якушин и др.).

Для самостоятельного чтения Н.Тынянов "Кюхля", В.С.Орлов, В.Г.Вержбицкий "Де-кабристы-смоляне", И.Д.Якушин "Записки". "Записки княги-ни М.Н.Волоконской".

Забытые имена - 1 час В.А.Вонлярлярский "Смоленский Дюма", анализ глав романа «Большая барыня». Романтические картины и бытописание в романе. Картины родного края в произведениях В.А.Вонлярлярского. Традиции Н.В.Гоголя. Знакомство с понятием беллетристика.

Смоленские публицисты XIX века -1 час А.Н.Энгельгардт. Особенности композиции, манера повествователя, образ повествователя. Смоленщина в творчестве писателя. Знакомство с развитием публицистики на Смоленщине.

КОНЕЦ XIX - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА

Талашкино - культурный центр России -1 час Воспоминания М.К.Тенишевой "Впечатления моей жиз-ни". Жизнь и деятельность М.К.Тенишевой на Смоленщине. Значение Талашкино в развитии культуры России.

Пролетарская поэзия начала XX века - 1 час А.Гмырев, П.Арский, В.Александровский, В.Кириллов. Идейное и художественное своеобразие стихов пролетарских поэтов начала XX века, связанных со Смоленщиной. Мотивы борьбы за социальную справедливость, торжество принципа «хозяин тот, кто трудится». Художественное своеобразие стихов пролетарских поэтов

А.Беляев - основоположник советской научной фантастики -1 час

Своеобразие личности и творчества фантаста. Его связь со Смоленщиной. Роман А.Беляева "Человек-амфибия". Красота и чистота человеческих чувств. Гимн бога-тству океана.

М.Булгаков и Смоленщина - 1 час "Записки юного врача", "Роковые яйца". Идейное и художественное своеобразие произведений Булгакова, связанных со Смоленщиной. Сатирическое и фантастическое изображение действительности.

Литературная Смоленщина 20 - 30-х годов XX века - 1 час Хроника литературной жизни: М.Горький, В.Маяковс-кий, А.Серафимович, М.Зощенко в Смоленске.

М.Пришвин на смоленской земле - 2 часа Жизнь и творческая деятельность Пришвина в Дорого-бужском районе. М.Пришвин - педагог, создатель краеведчес-кого музея. Отражение этого периода жизни в творчестве пи-сателя (очерки "Школьная Робинзонада", "Охота за счас-тьем", "Мирская чаша"). Тема добра в творчестве Пришвина. Автобиографическая проза.

И.С.Соколов-Микитов - 2 часа Художественный мир И.С.Соколова-Микитова. Приро-да и люди Смоленщины в творчестве писателя ("Медовое се-но", "Глушаки"). Жизнь и деятельность писателя на дорогобу-жской земле (рассказы "Камчатка", "Цыган" - всепобеждаю-щая сила искусства). Использование Смоленского фольклора в творчестве (сатирическая сказка "Скрипица"). Воспомина-ния смолян о Соколове-Микитове. Развитие навыков художественного анализа.

Смоленская поэтическая школа, ее своеобразие - 3 часа Смоленские страницы жизни и творчества М.В.Исаков-ского. А.Т.Твардовский. и Смоленщина «По праву памяти». Малая и большая родина в его твор-честве. Н.И.Рыленков. История родного края в произведени-ях Рыленкова. Поэтический календарь природы Смоленщины в его поэзии. Использование фольклорных жанров в творчес-тве поэтов. Песни М.Исаковского и Н.Рыленкова, ставшие народными. Современная поэзия Смоленского края. Тради-ции и новаторство. Основные черты Смоленской поэтической школы.

"Ради жизни на земле" - 3 часа

Произведения о Великой Отечественной войне (по вы-бору учителя и учащихся). Писатели Смоленщины на войне. Судьба народа в го-дину испытаний на страницах дневников, очерков, повестей (В.Ильенков. "Большая дорога", рассказы; Н.Рыленков. "По пути к Смоленску" (очерк); А.Твардовский. "Родина и чужби-на"; М.Шолохов. "Гнусность"; К.Федин. "Мальчик из Семлева", Л.Леонов «Твой брат Володя Куриленко»(по выбору учащихся).

Их молодость совпала с войной. В.Звездаева. "Грачи прилетели"; А.Очкин. "Иван - я, Федоровы - мы", "Непоко-ренные"; Г.Кириллов. "Юная гвардия"; Н.Журкович "Соль" и др.

Они прошли фронтовыми дорогами Смоленщины (А.Сурков, М.Шолохов, Э.Казакевич, А.Фадеев, К.Симонов) (обзор). К.Симонов "Софья Леонидовна", "Дым Отечества", "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...", "Дом в Вязь-ме".

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

У разоренного гнезда - 2 часа Произведения о восстановлении родного края, о трудо-вом подвиге смолян (Е.Марьенков "Вдалеке от больших горо-дов", Н.Рыленков "Великая Росстань" и др.). Т.Ян «Баллада о веселых жаворонках»

Раздумья о времени и о себе -1 час В.Сальковский "Смоленская дорога"; Л.Козырь "Ярь" (сборник); Н.Семенова "Девки, в круг!", "Печка на колесе"; А.Мишин, Ю.Пашков, Е.Аникеев и др. проблема литературы 70-80-х годов.

Боль поколения -1 час О.Ермаков "Афганские рассказы", "Знак зверя". Знакомство с современными прозаиками Смоленщины. Художественные особенности

"Моя родная сторона, Смоленщина моя" в изображении писателей-земляков -1 час Общая характеристика литературной жизни Смоленщины наших дней. Знакомство с творчеством Е.Максимова, В. Смирнова, С.Вязанкова, велижских поэтов, а также работами молодых поэтов литературной студии «Персона»

Повторительный обобщающий урок - 1 час

Календарно- тематическое планирование

Тема урока

Тип урока

Примечания

1 четверть

Введение. Литературная Смоленщина

Лекция с элементами беседы

Фольклор Смоленщины. Собиратели фольклора. Основные жанры.

Самостоятельное исследование.

Престольные праздники на Смоленщине. Измене-ние фольклора в современную эпоху.

Групповое исследование

Смоляне в древнерусской литературе

Урок-конференция

Смоляне в древнерусской литературе

Урок-конференция

Литературная жизнь Смоленщины XVIII - начала XIX веков

Лекция с элементами беседы

Смоленск конца XIII века в повести Ф.Эттингера "Баш-ня Веселуха. "Мартын - живописец". Судьба художника-самоуч-ки Мартына Калинкина из села Алексино Смоленской губер-нии.

Презентация книг.

"Смоленская тема" в творчестве писателей XIX века (обзор)-1 час

Война 1812 года и Смоленщина.

Урок-конференция

Количество часов по теме увеличено на1 час в связи с 200-летием войны 1812 года

2 четверть

Война 1812 года и Смоленщина.

Презентация книг

Война 1812 года и Смоленщина.

Урок-концерт

Декабристы-смоляне

Защита проектов

Забытые имена В.А.Вонлярлярский "Смоленский Дюма", анализ глав романа «Большая барыня».

Комбинированный

Смоленские публицисты XIX века

Самостоятельное исследование.

Талашкино - культурный центр России

Урок -экскурсия

Идейное и художественное своеобразие стихов пролетарских поэтов начала XX века, связанных со Смоленщиной.

Комбинированный

3 четверть

А.Беляев-основоположник советской научной фантастики.Своеобраие личности и творчества фантаста. Его связь со Смоленщиной. Роман А.Беляева "Человек-амфибия

Урок-семинар

М.Булгаков и Смоленщина. Идейное и художественное своеобразие произведений Булгакова, связанных со Смоленщиной.

Урок-семинар

Литературная Смоленщина 20 - 30-х годов XX века. Хроника литературной жизни: М.Горький, В.Маяковс-кий, А.Серафимович, М.Зощенко в Смоленске.

Лекция с элементами беседы

М.Пришвин на смоленской земле

Защита проектов

Количество часов сокрвщено с 2-х до 1-го(см. тема №9)

Художественный мир И.С.Соколова-Микитова. Приро-да и люди Смоленщины в творчестве писателя

Защита проектов

Жизнь и деятельность писателя И.С.Соколова-Микитова на дорогобу-жской земле Использование Смоленского фольклора в творчестве Воспомина-ния смолян о Соколове-Микитове.

Защита проектов

Смоленская поэтическая школа, ее своеобразие Современная поэзия Смоленского края. Тради-ции и новаторство.

Лекция с элементами беседы

Смоленские страницы жизни и творчества М.В.Исаков-ского.

Урок-семинар

А.Т.Твардовский. и Смоленщина «По праву памяти». Малая и большая родина в его твор-честве.

Урок-семинар

4 четверть

Н.И.Рыленков. История родного края в произведени-ях Рыленкова. Поэтический календарь природы Смоленщины в его поэзии

Урок-семинар

"Ради жизни на земле" Писатели Смоленщины на войне.

Презентация книг В.Звездаева. "Грачи прилетели"; А.Очкин. "Иван - я, Федоровы - мы", "Непоко-ренные"; Г.Кириллов. "Юная гвардия"; Н.Журкович "Соль" и др.

Они прошли фронтовыми дорогами Смоленщины (А.Сурков, М.Шолохов, Э.Казакевич, А.Фадеев, К.Симонов)

Защита проектов

У разоренного гнезда. Произведения о восстановлении родного края, о трудо-вом подвиге смолян

Презентация книг

Раздумья о времени и о себе. Проблематика литературы 70-80-х годов.Боль поколения. О.Ермаков "Афганские рассказы", "Знак зверя". Знакомство с современными прозаиками Смоленщины. Художественные особенности

Лекция Презентация книг

"Моя родная сторона, Смоленщина моя" в изображении писателей-земляков. Общая характеристика литературной жизни Смоленщины наших дней.

Повторительный обобщающий урок

Защита проектов

Две темы соединены в 1 урок в связи с сокращением уебных дней в мае.

1.Литература Смоленщины.9 класс: В 2т.: Учебник –хрестоматия по литературному краеведению /Составление, метоические матермады Г.С. Меркина.-2-е изд. ,перераб.- смоленск:Универсум, 2002.

2. Полякова Т.К. 34 урока по литературе Смоленщины. Методическое пособие для учителя русского языка и литературы.-Смоленск: СОИУУ, 2001

3. Смоленский край в литературе и фольклоре. Учебное пособие по литературному краеведению. Под общей редакцией проф. В.В.Ильина.-Смоленск: Траст – Имаком, 1995

4. Электронный сайт – Культурное наследие земли Смоленской //http :// nasledie .smolensk .ru

5. Официальный сайт Смоленской области //http //admin . smolensk .ru

6.Программа для образовательных учреждений Смоленской области. Региональный компонент. Литература Смоленщины.- Смоленск. Траст-Имаком, 1995

7. Сайт журнала «Край Смоленский»http://kraismol.ru

К учебникам-хрестоматиям создана рабочая тетрадь «Литература Смоленщины 9 класс», она соответствует программе курса «Литература Смоленщины» для 9 класса и содержит дидактические задания и упражнения, работы по развитию речи и творческому воображению

22 октября в литературной гостиной Смоленской областной библиотеки имени А.Т. Твардовского прошёл поэтический вечер, собравший тесный круг молодой талантливой аудитории, неравнодушной к проблемам сегодняшнего дня. «Первому Смоленскому» удалось узнать, на кого в своём творчестве ориентируются молодые авторы, какой видят они современную литературу и какого желают ей будущего.

– Редакторы ведущих смоленских издательств считают, что современная поэзия не может быть востребована широким читателем, что спрос всегда есть только на классику. Мы не будем сегодня диспутировать: есть поэзия, в каком она состоянии? Безусловно, она есть, и доказательством этому станут выступления наших поэтов.

Этими словами был открыт молодёжно-поэтический вечер под названием «Ваш выход!». На час с небольшим маленькая литературная гостиная стала площадкой, на которой со своими воззваниями, жизненными наблюдениями, размышлениями выступило сразу несколько поэтических школ и объединений. Среди них – старейшее литературное объединение Смоленска «Персона», руководители которого представили на зрительский суд своих учеников, таких разных и уже прошедших в поэзии немалый путь.

Антон Азаренков (Спасибо, что остался…)

Антон родился в 1992-ом году в Рославле. По его словам, сочинение стихов для него началось как подражание старшей сестре и текстам любимых кассетных рок-групп. Любовь к литературе, жившая в нём с детства, определила дальнейший путь Антона. Он поступил на филфак Смоленского госуниверситета, и это решение поистине стало судьбоносным, так как именно филфак свёл Антона с «Персоной», участником которой он является уже на протяжении пяти лет.

– Для меня поэзия – это высшая форма существования языка. Если человек пишет – он должен писать, это лучший способ выражения чего-либо. Поэзия никогда не заканчивается. Но существует она сейчас, на мой взгляд, только в толстых литературных журналах. Есть такое слово – инфляция: когда денег становится много, они обесцениваются. То же самое и в поэзии: стихов много, но мало хороших. Поэтому для современного читателя важно обращаться к литературным журналам, чтобы иметь представление именно о качественной поэзии, выходящей сегодня.

Строчка от Антона:

…Мы всё перетерпели, – шепну через года,

Но, сколько б ни болели, мы здесь не навсегда.

Четыре точки на стекле – до, ре, ми, фа…

На фоне сна – зудёж кровоподтёка.

Запомнил всё, проникся, наглотался…

Спасибо, что остался.

Дмитрий Терновой-Комаров (Где становится бессмысленным понятие «высоко»…)

Дима родился в Смоленске и образование получил самое что ни на есть разностороннее: «Согласно первому (средне-специальному) я менеджер; второе (высшее) позволяет работать мне учителем истории. На подходе третье, опять средне-специальное, и самое любимое - музыкальное».

Писать стихи Дима начал ещё в детстве, участвовал в разных конкурсах, публиковался в журналах, но своих литературных побед никогда не считал, всецело отдаваясь процессу внутреннего творчества.

– Современных российских писателей я воспринимаю как товарищей. Наша литература, на мой взгляд, сейчас живёт очень активной жизнью, она проникает в музыку, в фильмы, в сериалы, да и писать сегодня может кто угодно – хоть на телефоне. Литература сегодня – один из ведущих видов искусства в нашей стране, где порой не разбираются в живописи, в скульптуре, но Достоевского и Чехова, к примеру, знают все.

Строчки от Димы:

Величайшая несправедливость –

Разделить поэтов на языки…

Сегодня мы с тобой сироты

Без родителей, закона и бога.

За каждой ступенью

Нас ожидает тьма

Приключений,

Пройдя все уровни грехопаденья,

Смерти и воскресенья,

Мы почти доберемся до лета.

Ты покажешь мне место, где расходится шов вселенной,

где высокоэтажки отстают от неба,

где начинаются звезды

и становится бессмысленным понятие «высоко».

Денис Шполянский (от Таланта до Тантала)

Денис окончил исторический факультет Смоленского государственного университета и сейчас учится в аспирантуре, одновременно работая учителем истории и обществознания. Стихи Дениса публиковались во многих смоленских альманахах, а сам он носит звание Дипломанта II фестиваля авторской песни, поэзии и прозы малых форм имени Н.И. Рыленкова «Рубикон». Поэтический стиль Дениса очень ярок и узнаваем, а темы для своих стихов он черпает из истории.

– Как историк, я знаю, что поэзия всё время развивается, хоть и сложно определить, в какой фазе она находится сейчас. Современные поэты слишком редко появляются на публике, в основном собираются где-то в кулуарах, в библиотеках, как сегодня, или, может, в каких-то ЖЖ, на сайтах, форумах, то есть живут достаточно замкнуто. На экраны же сегодня выходит в основном такая низкокачественная, пошлая продукция, что, если бы человек из прошлого или будущего оказался перед нашими экранами, он бы вообще не понял, был ли в этой стране Пушкин или Серебряный век…

Строки от Дениса:

Дрожит, как и должно, лавровый лист,

Скудеют ветви оливы.

Что море? Море волнуется,

Хоть в принципе безразлично.

И ты безразличен, за веком век

Ты знаешь, тебя учили:

Восходят новые месяцы

И новые властелины

Погод и судеб человеческих,

Поверхностей и поверий,

О долгом и тёплом Августе

Тебе ли грустить, Тиберий?

Андрей Федоскин (В центре – мы…)

Андрей присоединился к «Персоне» совсем недавно, ещё будучи в одиннадцатом классе школы. На свой первый урок в студии он принёс собственные тексты для рок-песен, желая их совершенствовать. Руководители студии говорят об Андрее, что он может переписывать один текст бесчисленное количество раз до тех пор, пока результат не покажется ему хорошим. В настоящее время он активно изучает классическое стихосложение и параллельно играет в рок-группе «Пирактодель».

– Мне кажется, что сегодня литература продолжает развиваться. Современная поэзия представлена очень большим количеством авторов, у некоторых из которых есть своя «фишечка». Вполне возможно, что в будущем из этого выльется какое-нибудь новое литературное течение.

Строки от Андрея:

…Наружу! В бой!

К вершине! Трибуны рвет толпой,

В центре – мы. До нас

Никто не взлетел.

На этом поэтическом вечере, помимо молодых авторов, выступало немало поэтов с именем, в том числе руководитель городской студии поэзии «Смоленская юность» Вячеслав Иванов и почётная гостья вечера – латвийская поэтесса и главный редактор самого старого литературного журнала Латвии «Ars» Елена Ермолаева. Все гости и участники вечера единогласно признали: молодая современная поэзия важна для нашего времени, так как она тоже формирует своеобразную картину мира и человека в этом мире.

– Нашей задачей было показать подрастающему поколению, что есть не только Пушкин и Лермонтов, но и множество современных авторов, творчество которых по-своему замечательно.