Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Символ оленя значение. Олень-символ солнца и древа жизни

Символ оленя значение. Олень-символ солнца и древа жизни

Олень символ очень древний, он присутствует во всех исторических традициях. Это всегда благодатный символ возрождения и обновления, силы и благородства, отваги и чистоты, набожности и благочестия — символ человеческой души, но и символ воина.

Олень в мифологии славян

Образ оленя играл в жизни славян особую роль, они относили его к царственным животным, и наделялся фантастическими чертами. Его называли «чудным», «дивным зверем», «туром». По поверьям он умел творить разные чудеса, говорить человеческим языком.

У славян олень считался олицетворением предков. Олени переносили души умерших в потусторонний мир, множество их изображений было найдено на стенах древних ритуальных пещер.

Русский север сохранил образ оленя в архитектуре, резьбе, вышивках, сказках, былинах. В российских музеях собраны богатейшие коллекции тканей расшитых узорами, главным элементом которых является олень.

Олень являлся символом славянских богинь Рожаниц — матери и дочери, рождающих все живое. Они изображались на вышивках в виде двух оленей или рогатых женских фигур. Изображения этого рогатого божества, скорее всего, украшали жилища славян и традиция вешать рога оленя внутри дома, возможно, имеет более древние, чем мы думаем, корни.

Олень – самец, особенно в период гона, был воплощением силы, смелости, решительности и благоразумности одновременно. Изящная и пугливая самка могла вступить в смертельную схватку, защищая своего детеныша. Человек всегда восторгался силой и красотой оленя, ощущал его превосходство над собой.

И уже совсем удивительное воздействие оказывали на человека рога оленя. По красоте и величаю, они сопоставлялись с солнцем, были олицетворением жизни и ее обновления. Рога играли одну из важнейших ролей в религиозных ритуалах в течение многих тысячелетий. Волхвы появлялись в рогатых головных уборах.

Образ оленя запечатлен на многих бытовых предметах: прялках, глиняных сосудах, игрушках. Известно, что в глину для этих сосудов иногда добавляли муку из костей оленей. Народную игрушку в виде оленя продолжают лепить и сейчас на русском Севере и в центральной части России.

На русских вышивках два оленя с деревом в центре изображались как жертвенные олени у священного дерева. По легенде олень сходил с неба, приходил с олененком и сам приносил его в жертву, желая дать людям пищу.

В Ильин день на Руси переставали купаться — «Олень окунул копыто в воду – купаться нельзя». «Не стучит, не гремит копытами, А каленою стрелою летит олень, У оленя копыта серебряные, У оленя рога красна золота. — Ты куда летишь, молодой олень? — Я бегу, я лечу к речной воде… Нужно в воду оленю копытом ступить. Тем копытом серебряную воду студить.»

Олень – существо, соотнесенное у славян с солнцем. Песни о золоторогом олене записаны в России, в Сербии, в Болгарии. Олень – животное, наделенное божественной символикой. В ней тесно переплетены черты не только народного и языческого, но и христианского происхождения.

Олень в христианской традиции.

По болгарскому поверью оленя запрещено убивать, потому что существует олень, носящий крест на рогах, убийство такого оленя грозит человеку смертью. С христианской традицией связаны образ оленя с распятием на рогах и представление об олене как слуге божием. В украинской сказке ангел принимает облик оленя. Белорусская загадка об олене: «Жив – и в церкви не быв, помер – не поховали, а быв богоносец».

Символический олень изображается на гробницах, иконах, крестильных купелях – пьющим у подножия креста. Известны символические представления Христа в виде оленя в сочетании с крестом, изображение оленя с распятием между рогами.

Олень – символ отшельничества, благочестия и чистоты в христианской культуре. Он символизирует Христа и ассоциируется с душой, стремящейся услышать слово Христа: «Как олениха желает к потокам воды, так душа желает к Тебе, Боже!»

В христианской иконографии топчущий землю олень – это символ христианина сражающегося со злом, эмблема благородства и силы духа. «Зри: как олешек змей пожирает, То ключевую воду пьет, И сим от яда вновь он чист, И человек здесь видит смысл: Водой крещенья омовен, К безгрешной жизни годен он.»

Особое отношение человека к оленю проявляется и в геральдических изображениях: солнце – изобилие, лавр – слава и почет, лев – сила и отвага. Олень так же относится к ярким геральдическим образам и является символом воина, перед которым бежит неприятель, символом человеческой души, жаждущей Бога и борющейся с соблазнами.

В христианской культуре образ оленя часто трактовался именно как образ человеческой души. Это касается как византийского, так и древнерусского искусства.

Олень является и эмблемой воина, символом мужского благородства. Эта эмблема встречается в рыцарских гербах воинственных древних народов. Особенно олень был популярен в Англии и Германии. В русской геральдике олень прогоняющий змею служит эмблемой воина, перед которым бежит враг. Но не только христианство почитает оленя…

Олень в буддизме

Недалеко от китайского города Санья на огромной территории действует один из современных центров буддизма, в котором есть олений парк.

В буддизме существует легенда, что создатель буддизма Шакья Муни в одной из своих прошлых жизней был оленем – королем всех оленей с роскошными золотыми рогами. Может быть, неслучайно Будда впервые изложил свое ученье в Оленьей роще близь города Бенареса (современный Варанаси) через 7 недель после того, как достиг пробужденья.

В древней столице Японии Наре около старых храмов более 1 000 лет живет стадо из 1 200 пятнистых оленей. Согласно легенде первый император Японии Дзимму спустился с небес и прибыл в Нару верхом на олене, а современные олени, потомки того оленя, оберегаются как посланники богов.

Олень является одним из важнейших символов буддизма, а Будду нередко изображают с оленем.

Олень – европейский символ божества .

У кельтских племен олень был символом плодородия и жизненных сил. Олень символизировал солнце, обновление, творение, он считался первопредком. Главный бог кельтов Цернунн изображался сидящим рядом с оленем, а голову бога украшали ветвистые оленьи рога. Изображение мужчины – воина с рогами оленя на голове было символом мужественности и воинской доблести.

Олень был участником ритуальных обрядов, так как он считался господином животных и имел власть над плодородием, изобилием и обновлением. Олени предстают как чудесные вестники и проводники, указывающие героям путь к их цели.

Олень как символ Вселенной упоминается в Эдде, основном произведении германско-скандинавской мифологии. Олень – священное животное в греческих мистериях, спутник охотницы Дианы. Образ этого благородного животного широко представлен в искусстве Древней Греции.

Тотемизм

В искусстве всех народов есть образ могучего зверя – прародителя племени, родственника и покровителя. Это явление называется тотемизмом и олень в нем представлен весьма широко.

Древние майя, например, называли себя «ах-майя» — «люди оленя». Олень считался главным племенным прапредком. Индейцы уичоли так же именовали себя «люди оленя». В саамской мифологии чудесный олень – оборотень Мяндаш является тотемным животным – родоначальником саамов.

Слово «saka» у древних скифов обозначало оленя – самца, и многие скифские племена назавали себя «саками». Это название соотносится в иранском со словом «saka», в персидском – «sax», в бурятском –«сага», в русском «сохатый» и имеет значение «олень».

Почитание оленя в таких совершенно разных исторических традициях вряд ли можно назвать случайным. Все это, так или иначе, отражает глубокую, во многом духовную связь человека с оленем – символом благородной души человека.

Каждое животное, так или иначе, отражается в народном фольклоре, но, пожалуй, ни одно из них не несет такой символической нагрузки, как олень - одно из красивейших животных России.

Семейство оленевых сегодня содержит пятьдесят один вид с множеством подсемейств. Представители различных семейств существенно отличаются и по размеру: от размера зайца (олень пуду) до размеров лошади (лось), и по ареалу обитания: Евразия, Америка, Австралия, Новая Зеландия.

Есть и общие черты, объединяющие всех оленей. Почти все они, за исключением водяного оленя, имеют разветвленные рога, которые ежегодно сбрасываются и заново вырастают.

Некоторые виды предпочитают жить поодиночке, но обычно олени живут группами или стадами, поголовье в которых у разных видов различно.

В основном, стада строятся по принципу гарема. Один самец, вожак, возглавляет семью из нескольких самок с детенышами. В брачный период разгораются знаменитые «бои оленей», поединки самцов, в которых оружием являются не только рога, которые как раз отрастают к периоду спаривания, но и клыки.

Олень во всех мировых культурах является олицетворением света, чистоты, возрождения жизни и созидания. Это символ солнца, восхода, великого Древа Жизни. Взрослый самец – еще и эмблема изобилия, он уподобляется царю и на охоте считается царской добычей.

Олень – вечный посредник между землей и небом. Не случайно Санта Клаус прибывает на северных оленях, это не просто обычное ездовое животное северных регионов. Это еще и отголоски языческих мифов о шумерско-семитских, хеттских и синтоистских божествах, имевших обыкновение передвигаться исключительно на оленях. Во многих сказках на оленях путешествует и Властелин Времени или Старик Время.

В средние века в Европе олень символизировал чистоту и непорочность уединения. В японской поэзии – одиночество и муки любви.

В китайском эпосе белый олень – воплощение бога долголетия Шоу-Синя. Иметь в доме изображение оленя – к долголетию, удаче и богатству.

Чтили оленя и древние племена майя. Ах-Майя – означает «люди Оленя».

Кельты полагали оленя главным животным в стадах богов. Ответвления его рогов – не что иное, как символы возрождения и размножения. У кельтов циклами сезонного возрождения и умирания природы ведал бог Цернунн, которого изображали с роскошными оленьими рогами, а также часто в компании оленя или быка. Белый олень в преданиях кельтов – посланец потустороннего мира, но не враждебный людям, а несущий мудрость и всеведение.

У скандинавов в центре мироздания находится древо Иггдрасиль, ветви которого щиплют четыре оленя. На крыше Валгаллы (скандинавского рая, где геройски павшие воины вечно пируют с верховным богом Одином и девами-валькириями) стоит олень Эйктюрмир, у которого дубовые кончики рогов. Компанию ему составляет коза Хейдрун.

В мифах Древней греции олень – спутник богини охоты Артемиды. Согласно мифу, это охотник Актеон, который подглядывал за купающейся богиней, за что и был превращен в оленя.

Христиане часто изображают оленя на крестильных купелях, или пьющим из источника у подножия креста. Это связано с тем, что новообращенные в веру так же жаждут знаний, как олень мечтает напиться из прохладного ручья. Топчущий змею олень – символ христианина, побеждающего зло.

В алхимии олень означает философскую ртуть и двойственную природу Меркурия.

У древних славян олень умелтворить чудеса, одаривать, говорить на человеческом языке и был олицетворением предков.

Посмотрите также нашу галерею, в которой можно купить чучела животных , изготовленных мастерами нашей студии.


.. Олень - Красота и грациозность этоrо блаrороднoro животного неизменно покоряла человеческие сердца во все времена, и даже непримиримый конфликт между христианством и язычеством, совершенно испортивший репутацию мноrих почитавшихся некогда зверей, ничуть не омрачил ero светлой символики. Все народы мира признавали оленя исключительно позитивным поэтическим символом чистоты, света, созидания, изобилия и дyxoвности. В чуткой повадке лесноrо кpacaвца люди усматривали благоразумную осторожность, а в способности сменять старые pora на новые - эмблему обновления и возрождения.
В мифолоrии народов Европы и Ближнеrо Востока олень часто выступает в качестве вepнoro спутника боrов луны и охоты. Сирийский боr-покровитель oxoты Ашима изображался в образе rордоrо оленя, а ero кельтский аналоr Kepнуннос - в облике человека с оленьими poraми. У саамов боrиней-покровительницей оленей была прекрасная Разиайке, а тотемным животным - чудесный олень- оборотень Мяндаш , леrендарный poдoначальник саамов. Быстроноrая лань ¬ атрибут rреческой боrини луны и охоты Артемиды и римской Дианы . Керинейскую златороrую лань Артемиды сумел доrнать только боrоподобный Геракл (4¬й подвиr Гepaкла), да и то лишь после Toro, как ранил ее стрелой в ноry. В оленя разrневанная Apтемида превратила охотника Актеона , ocмелившеrося подrлядывать за купающейся красавицей -боrиней. Впоследствии этот мифолоrический сюжет активно использовали в своем творчестве художники эпохи Возрождения и даже cpeдневeковые алхимики .
На оленьих упряжках ездили мноrие шумерские, семитские, хеттские и синтоистские боrи. В начале XIX века в эту божественную кампанию влился и фольклорный лапландский Санта¬ Клаус , чей приезд стал ассоциироваться с наступлением веселоrо Рождества и счастливоrо Hовoro rода.
Во мноrих мифах и сказках блаrородное животное изображается верным дpyrом и помощником rлавноrо rероя: олень служит ему проводником, указывает единственно возможный путь к цели или месту спрятанных сокровищ. Северный олень из сказки r:¬X. Андерсена везет дeвочку Герду в далекое царство Снежной королевы; чудесный олень из сказа П. Бажова «Серебряное копытце» одаривает добрых и честных людей: при ударе о землю у нero из¬под копыт летят драrоценные самоцветы.
В христианской иконоrpафии оленю принадлежит весьма почетное место. Олень, пьющий воду у подножия Kpecта, ¬ символ ujрячей веры и благочестия, топчущий ноrами змею ¬ эмблема уничтожения зла. Волшебный олень с золотым крестом между роrами ¬ атрибут св. Губерта и св. Евстафии.
В изобразительном искусстве Peнecсанса олени везут колесницы лунной боrини Дианы и отцa¬ Времени. Раненный стрелой олень с пучком целебной травы во рту ¬ романтический символ любовного томления. Осторожное и чуткое поведение оленя сделало ero атрибутом аллеrорических фиrур Блаrоразумия и Слуха.
В алхимии, rде, повидимому, сказалось сильное влияние древнеrреческоrо мифа об Актеоне, олень олицетворяет превращение веществ.
В средневековой эмблематике олень ¬ воплощение борьбы со злом. эту эмблему с rордостью носили rерманские воины как символ их мужества, благородства и силы духа. У анrличан эмблема оленя paссматривалась как знак благородного мужскогообщества, олицетворение мужества, утонченности и аристократизма.
В средневековой Франции блаrородное животное ¬ эмблема королевскоro дома Валуа. Эмблема Kороля Карла VI (1380¬ 1422) изображала крылатоrо оленя с короной на шее. Возникновение последней из них связано с любопытной леrендой: коrда войска Карла VII подступили к оккупированному анrличанами и бурrундцами Руану, первым, кто преклонил колени перед законным королем Франции, был выбежавший из леса олень.
В rеральдике скачущий, беrущий, идущий мерным шаrом или стоящий на месте олень может изображаться любым цветом, но только в профиль. За иллюстрацией можно обратиться к российской rородской rеральдике: в rербе древнеrо Ростова изображен стоящий серебряный олень; в rербе Нижнеrо Новrорода ¬ красный олень, шествующий мерным шагом; а в rербе Маrадаиа ¬ скачущий во весь опор белый северный олень. В pycской И европейской rеральдике иноrда допускается и неполное изображение оленя (rолова животноrо или ero pora).
ивописным разнообразием отлича ются эмблемы оленя и в родовых rербах российских дворян. rербовое поле дворян Ростовских, Телепневых и Юсуповых украшает серебряный олень; Ададуровых, Глебовых, Глебовых¬Стрешневых и Лодыженских ¬ золотой олень с зеленой вeтвью во рту. В rербе Воейковых ¬ французская. эмблема оленя с короной на шее, а в rербе Фаминцыных ¬ оленья rолова без poroв.

Олени предстают также как чудесные вестники и проводники, указывающие героям путь к их цели. Оленям приписывают целебные силы, особенно способность разыскивать лекарственные травы. В изобразительном искусстве олень, раненный стрелой и держащий во рту пучок целебных трав, - символ любовного томления. Олень, кроме того, символизирует осторожность и острый слух.

Однако в результате наблюдений за повадками этого животного возник и связанный с оленем символизм одиночества - как в европейской, так и в японской традициях.

У американских индейцев и некоторых народов Азии взрослый олень-самец - солнечная эмблема изобилия, его ветвистые рога символизируют Древо Жизни, солнечные лучи, Долговечность и возрождение (периодически происходит смена рогов). Молодой олень может быть символом беззащитности.

В Китае олень связан с богатством и удачей, слово «олень» там - омоним слова «изобилие».

В христианском искусстве самец красного оленя олицетворяет отшельничество, благополучие, чистоту. Упоминается как враг змеи , которую может выманить

Олень-покровитель сибирских народов

из укрытия своим дыханием, а затем затоптать. В христианской иконографии топчущий змею олень - символ уничтожения зла, а в Библии встречается сравнение оленя, жаждущего воды, с человеческой душой, жаждущей Бога, - поэтому самец оленя часто символизирует набожность. Именно в этом значении оленя изображают на крещальных купелях, а также в религиозной живописи - пьющим у подножия креста. Олень также символизирует Христа, который разыскивает дьявола, чтобы его уничтожить.

Белый олень был любимым нагрудным знаком английского короля Ричарда II; когда он распорядился, чтобы у каждой гостиницы был какой-то знак, многие взяли его белого оленя; до сих пор эта эмблема часто встречается на вывесках пабов.

Самка оленя встречается в роли символа реже, обычно - как спутница лунных богинь охоты, в том числе древнегреческой Артемиды (Дианы). Она может символизировать также женское начало в обрядах инициации.

Олень был священным животным в греческих мистериях Вакха, участники одевались в оленьи шкуры. Поскольку олень ассоциировался с поклонением богине Луны, то вакхические оргии происходили ночью.

Олениха часто была родовой фигурой (тотемом) у народов Центральной Азии, отсюда происходит легенда о том, что предками Чингисхана были волк и олениха. У североамериканских индейцев, живших к северо-западу от Великих озер, олень также считался одним из тотемов. Например, у гуронов (к юго-востоку от Великих озер) существовал род Оленя.

Некоторые племена древних германцев тоже назывались по именам животных, было среди них и племя под названием «Молодые Олени».

Народности ханты и манси украшают свою национальную одежду разного рода вышивками, среди которых утвердился канонизированный орнамент под названием «оленьи рога».

Таким образом, с давних времен олень не только давал людям пищу и одежду, обеспечивая возможность выживания, но и выступал в роли сильного магического заступника, который, ударив оземь своим звонким копытом и блеснув вдалеке золотыми рогами, готов в любой момент прийти на помощь, защитить от беды, оградить от зла. Возможно, именно за эти качества, которыми люди наделили красивое, гордое и сильное животное, его стали величать Олень Благородный.

Олень - один из наиболее распространенных духов-покровителей и помощников шаманов сибирских народов. Начинающий шаман представлял себя оленем, подражал его повадкам, начинал фыркать по-оленьи, и этот процесс «вхождения духа в шамана» длился долго, порою два-три года. По истечении этого срока шаман делал себе колотушку для бубна. Воткнув ее в землю, посвящаемый в шаманы пел шаманские песни. Во сне ему являлся олень, из шкуры которого нужно сделать бубен. Бубен восприни мается как олень шамана, на котором он «ездит в верхний мир к духам». На бубне изображаются покровительствующие шаману животные и птицы. У некоторых шаманов, например эвенков, помимо бубна есть еще ритуальный костюм, символизирующий оленя, и посох в руках.

Воображению славянина-северянина каждое грозовое облако представлялось оленем, везущим по небесному морю-океану колесницу Перуна-громовника (древнеславянского божества, аналога Ильи-пророка в христианской традиции или Зевса-Юпитера - в греко-римской). С Ильина дня на Руси переставали купаться, говоря: «с Ильина дня на деревьях лист желтеет, а в реках и озерах вода остывает оттого, что в этот день через реку Олень переплыл и воду остудил». Эта же идея отражена и в германских преданиях о «солнечных» оленях.

Кельты верили, что олень - главное животное в волшебных стадах богов (именно это, возможно, привело к традиции, согласно которой Санта Клаус путешествует в оленьей упряжке); некоторые кельтские боги носили оленьи рога.

На оленях передвигались и многие хеттские, шумеро-семитские и синтоистские божества.

В алхимии и самец, и самка оленя часто выступают как символы превращения, что связано с мифом об Артемиде, которая превратила охотника Актеона в оленя за то, что он увидел ее во время купания обнаженной.

В геральдике олень изображается всегда в профиль, бегущим, идущим или лежащим.

Красота и грациозность этого благороднoгo животного неизменно покоряла человеческие сердца во все времена, и даже непримиримый конфликт между христианством и язычеством, совершенно испортивший репутацию многих почитавшихся некогда зверей, ничуть не омрачил его светлой символики. Все народы мира признавали оленя исключительно позитивным поэтическим символом чистоты, света, созидания, изобилия и дyxoвности . В чуткой повадке лесного кpacaвца люди усматривали благоразумную осторожность, а в способности сменять старые рога на новые - эмблему обновления и возрождения .

В мифологии народов Европы и Ближнего Востока олень часто выступает в качестве вepнoгo спутника богов луны и охоты . Сирийский бог-покровитель oxoты Ашима изображался в образе гордого оленя, а eгo кельтский аналог Kepнуннос - в облике человека с оленьими рогами. У саамов богиней-покровительницей оленей была прекрасная Разиайке, а тотемным животным - чудесный олень-оборотень Мяндаш, легендарный poдoначальник саамов.

Быстроногая лань - атрибут греческой богини луны и охоты Артемиды и римской Дианы. Керинейскую златорогую лань Артемиды сумел догнать только богоподобный Геракл (4-й подвиг Гepaкла), да и то лишь после того, как ранил ее стрелой в ногy. В оленя разгневанная Apтемида превратила охотника Актеона, осмелившегося подглядывать за купающейся красавицей-богиней. Впоследствии этот мифологический сюжет активно использовали в своем творчестве художники эпохи Возрождения и даже cpeдневeковые алхимики.

Олень - весьма примечательное символическое животное культур древнего мира. Heредко он вместе с быком образует некую мифическо-космическую дуалистическую систему, подобно дикой лошади и корове , представленным на наскальных рисунках ледникового периода, как это утверждает гипотеза французских историков первобытного общества. Из-за своих ветвистых древоподобных, периодически обновляющихся рогов олень символизировал омоложение жизни, новорожденность и ход времени. Ветвистые рога оленя также могут символизировать лучи Солнца. Часто ассоциируется с Древом Жизни. Олень-самец в схватке с хтонической змеей символизирует, подобно орлу, сражающемуся со змеей, конфликт противоположностей, положительного и отрицательного, света и тьмы, и т. п. Олень-самец часто бывает посланником богов или небесных сил.

Универсальный благоприятный символ. Взрослый олень-самец - солнечная эмблема изобилия , его ветвистые рога символизируют у американских индейцев и некоторых других народов Древо Жизни, солнечные лучи, долговечность и возрождение (периодически происходит смена рогов). Наиболее характерные признаки оленя - стремительность, грация и красота. По этой причине, возможно, оленя связывают с поэзией и музыкой . Олени предстают также как чудесные вестники и проводники, указывающие героям путь к их цели. Оленям также приписывали целебные силы, особенно способность разыскивать лекарственные травы.