Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Носов евгений иванович. Некролог евгению носову

Носов евгений иванович. Некролог евгению носову

Страница:

Носов Евгений Иванович (р. 1925), русский писатель. Родился 15 января 1925 в с.Толмачево под Курском в семье деревенского мастера-ремесленника. В 1943 после окончания 8 классов ушел на фронт. Солдат-артиллерист в армии маршала К.К.Рокоссовского. Ранение в последние дни войны на подступах к Кёнигсбергу (с 1946 Калининград) отразилось в рассказе Носова Красное вино победы (1962). В 1945, окончив школу-десятилетку, уехал в Среднюю Азию, работал в газете (цинкографом, ретушером и литературным сотрудником).

Начал печататься в 1947 (стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции, рецензии и т.п.). С 1951 жил в Курске. В 1957 опубликовал первый рассказ (для детей) Радуга, в 1958 - первый сборник рассказов и повестей На рыбачьей тропе. Тонкое чувство слова, обостренное, объемно-пластичное восприятие окружающего мира, любовь к обстоятельному, неспешному и «естественному» бытию и труду на лоне природы сразу определили место Носова в ареале современной «деревенской прозы» как художника-традиционалиста, ориентированного на опыт И.С.Тургенева, И.А.Бунина и Н.С.Лескова.

Я тебе так скажу, начистоту: народу никак не с руки на церквя глядеть. Ему к примеру, лес надо сплавлять, лен дергать... Когда ему на пароходах кататься? Сто целковых платить за это – не-е!...

Носов Евгений Иванович

Как и другие видные писатели-«деревенщики» (В.П.Астафьев, В.И.Белов и Б.А.Можаев), учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР (1960-1962), активно публиковался в столичной периодике (журналы «Новый мир», «Наш современник» и др.), выпускал многочисленные сборники рассказов и повестей (Рассказы, 1959; Тридцать зёрен, 1961; Дом за триумфальной аркой, 1963; Где просыпается солнце, 1965; Шумит луговая овсяница, 1966 (Государственная премия РСФСР им. А.М.Горького, 1975); За долами, за лесами, 1967; Берега, Красное вино победы, оба 1971; И уплывают пароходы..., 1975; Усвятские шлемоносцы, 1980; В чистом поле..., 1990, и др.).

В лучших рассказах и повестях писателя (Шумит луговая овсяница, 1925; Объездчик, 1966; За долами, за лесами, Варька, Домой, за матерью, все 1967; И уплывают пароходы, и остаются берега, 1970; Шопен, соната номер два, 1973, и др.) проявлены глубокий психологизм, склонность к социальному анализу, историчность мышления и точность бытописания в изображении жизни современной среднерусской деревни, особенно удачно передаваемой через сочные, динамичные диалоги, сочетающие энергию и «неправильность» непосредственной крестьянской речи и афористичность народной мудрости («...Я тебе так скажу, начистоту: народу никак не с руки на церквя глядеть. Ему к примеру, лес надо сплавлять, лен дергать... Когда ему на пароходах кататься? Сто целковых платить за это - не-е!...» - И уплывают пароходы, и остаются берега).

Печаль, ностальгия по светлому, незамутненно-наивному, «детскому» восприятию мира пронизывает творчество Носова, что особенно ощутимо в его рассказах (Мост, Дом за триумфальной аркой) и повестях (Не имей десять рублей, Моя Джомолунгма) о собственном детстве и отрочестве (рассказы Подпасок, Дежка и др.), о русском мужике на полях Великой Отечественной войны. Посвященное этой теме вершинное произведение Носова - повесть Усвятские шлемоносцы (1977), где рассказывается о последних мгновениях трудовой и семейной деревенской идиллии - нескольких днях сенокоса в июне 1941, накануне отправки мужчин на фронт, утверждает в характерной для писателя, как и для других «деревенщиков», проекции на патриархальную русскую общину и православие исконное миролюбие русского народа-хлебопашца, подчеркивает неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в солдата («Но только ли на людях - на всей деревне с ее заулками и давно не поливавшимися грядами, на всякой избе и каждом предмете в дому отпечатано это нестираемое клеймо военной хворобы. От всего веяло порухой прежнего лада, грядущими скорбями, все было окроплено горечью, как подорожной пылью, и обрело ее привкус. Это недуг души, разлад в ней и сумятица ломали, муторили...»).

Грустная тональность произведений Носова конца 1980 - 1990-х годов (фантастический рассказ Сон, рассказы НЛО нашего детства, Темная вода, Карманный фонарик, Костер на ветру, Красное, желтое, зеленое...) связана с ощущением у писателя (имеющим, однако, более нравственно-эстетическую, нежели политическую окраску) невозобновимого распада коренных устоев национальной жизни, катастрофического нарастания в «перестроечном» обществе (в т.ч. на селе) бытийной дисгармонии: жестокости, апатии, разочарования и эгоизма. Писатель выступает также с размышлениями о русской классической литературе (Жди назавтра ясного дня, 1992, посвящено А.А.Фету).

Лауреат Премии Александра Солженицына (2001).

Лауреат Государственной премии РСФСР им. М. Горького, премии им. М. Шолохова, международной премии "Москва - Пенне", премии "Отечество", премии "Умное сердце" им. А. Платонова, премии А. Солженицына; участник Великой Отечественной войны; Герой Социалистического Труда, Почетный гражданин г. Курска, действительный член Академии Российской Словесности, кавалер многих орденов и медалей.

В одном из ранних своих рассказов - "Тридцать зёрен" - Евгений Иванович Носов написал о синичке, которая прилетела зимой к его окну: "Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил её кнопками и через каждый сантиметр расставил конопляные зёрна. Первое зёрнышко оказалось в саду, зёрнышко под номером тридцать - в моей комнате.

Синичка всё видела, но долго не решалась слететь на окно. Наконец она схватила первую коноплинку и унесла её на ветку. Расклевав твёрдую скорлупку, она выщипала ядро.

Всё обошлось благополучно. Тогда синичка, улучив момент подобрала зёрнышко номер два"...

Так двигалась она по линейке, пока не оказалась в комнате. И писатель передаёт свой воображаемый разговор с этой птахой.

Она удивляется многочисленным книгам в его кабинете: "Что такое книги? - Они научили зажигать это солнце, сажать эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и многому другому. И ещё научили насыпать тебе конопляных зёрнышек"... И в конце рассказа он говорит ей: "Я хочу написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на своём окне по тридцать конопляных зёрен"...

Всё творчество Е.И. Носова и есть большая мудрая книга, которая помогает людям быть добрее, щедрее душой. А в основе его творчества - его большая жизнь, о которой он сам пишет в автобиографии очень сдержанно, кратко, но так же высокохудожественно, как написаны все его произведения.

Имя писателя увековечено в названиях библиотек в Курске и Железногорске, именем Е. И. Носова названа литературная премия. В память о замечательном земляке установлены памятники , мемориальная доска , проводятся ежегодные литературные чтения , в средней школе № 27 г. Курска работает литературный музей .

В 1957 был опубликован первый рассказ Е.И. Носова "Радуга" в областном альманахе с таким же названием, а уже в 1958 г. вышла первая книга рассказов "На рыбачьей тропе", с яркой картинкой на обложке - мальчик-рыбак с удочкой на берегу реки. В следующем, 1959 г., опубликована новая его книга - "Рассказы", и ее автора принимают в Союз писателей СССР. Затем писатель с 1960 по 1962 гг. учится на Высших литературных курсах в Москве, после чего полностью переходит на творческую работу. Его произведения выходят в центральных журналах - "Огонек", "Новый мир", "Наш современник", "Москва", "Смена" и др. Крупные московские издательства выпускают отдельные сборники его рассказов: "Тридцать зерен" (1961), "Где просыпается солнце?" (1965), "За долами, за лесами" (1967) и многие другие. Они выходили и в России, и за рубежом - на английском, французском, немецком, испанском, японском и др. языках народов мира. Его произведения о войне - "Красное вино победы", "Шопен, соната номер два", "Усвятские шлемоносцы" - высоко оценены и критиками, и читателями, по ним делались инсценировки на радио, телепостановки и спектакли в театрах, снимались кинофильмы. Многие его рассказы посвящены деревне, повествуют о ее нелегкой жизни и скромных, но прекрасных людях-тружениках: "Шуба", "Варька", "В чистом поле, за просёлком...", "Шумит луговая овсяница", "Пятый день осенней выставки", "Темная вода", "Алюминевое солнце" и др.

Во многих произведениях Е.И. Носов вспоминает о своем детстве, но не с целью рассказать о нем как о таковом, а чтобы показать время, уже далекое от нас, его колорит, быт того периода - и крестьянский, и городской. Он жил тогда то с родителями в Курске, где они работали на заводе, то в Толмачёве, у деда с бабушкой. И все детские впечатления, осмысленные затем в зрелые годы, переданы им на страницах книг исторически верно и высокохудожественно.

В рассказах "Кулики-сороки" ("Аз-буки") и "Кто такие?.." ("Сказ про Буканово болото") герой получает первые жизненные уроки - великолепный - от бабушки, в который она вкладывает и мудрость, и терпение, и доброту, и юмор, когда при замешивании теста она учит мальчика писать буквы по рассеянной на столе муке - и - не менее великолепный - от дедушки Алексея во время похода за камышом для корма животных. Здесь в обучении помогает сама Природа - своей зимней хрустальной чистотой и строгостью и одновременно - беззащитностью перед нами же, людьми, которые, к несчастью, так неумело ею пользуются, эксплуатируя нещадно и без удержу.

Природа способствует воспитанию эстетического чувства - в памяти писателя встают превосходные зимние пейзажи, которые он рисует тончайшими мазками - "румяно вспыхнувшие снега", "морозная опушь прозрачных кустов", "чистые бесснежные льды в озерковых блюдцах"... Цитирую уже свои строчки из "Книги о Мастере": "А вот фраза - как драгоценное ювелирное украшение: "Мягко опушенные метелки камышей кивали от малейшего дуновения, роняя долу искрящуюся под солнцем морозную пыльцу..." Настолько хороши эти пейзажи, и еще раз вспоминаешь слова писателя о том, что он сначала мысленно рисует картину красками, а потом подбирает к ним слова..."

Однако здесь же и горький урок - об отношениях людей: мальчик хочет освободить попавшую в вентерь щуку, на что дедушка отвечает: "А поверит ли хозяин вентеря, увидев его пустым, что мы ее не взяли себе?.." И самые добрые побуждения ребенка перекрываются суровой действительностью.

Но недоверие не всегда бывает со зла - голодно было жить в ту пору - об этом автор пишет в повести "Греческий хлеб", в рассказе "Красное, желтое, зеленое...". Пронзительные строчки о страшном голоде 30-х, о "махотулишном" кусочке хлебца, который хочет прикрыть ладошкой одурманенный запахом хлебной лавки изголодавшийся мальчик, или о выкопанных из земли корнях лопуха, которые, "кажись" сластят", - заставляют как бы остановиться и оглядеться среди привычного благополучия: а всем ли хорошо, кто рядом? Может быть, кому-то нужна ваша помощь или хотя бы сострадание...

Писатель, сам пройдя через тяжелейшее испытание голодом и нищетой в детстве, сохранил чувство собственного достоинства, умение довольствоваться малым, воспитал в себе величайшее уважение к труду, умение трудиться - у него поистине золотые руки! Он умеет мастерить всё на свете, починит любую неисправность - а в своем главном, писательском труде строг к себе по высшей категории - будет переписывать страницу за страницей, пока не доведет их до совершенства - например, при создании рассказа "Алюминиевое солнце" им было написано восемь вариантов текста, один другого лучше!..

Так же, по таким же святым канонам живут и его любимые герои.

Это и великая труженица Анисья Квасова ("Пятый день осенней выставки"), которая о своих подопечных коровах ни на минуту не забывает и на выставке, старается подкормить их, поухаживать, и труд ей не только не в тягость, а напротив - куда праздничнее, чем сама выставка или ресторан, где она встречает свою односельчанку Клавдюху, променявшую (хоть и не по своей воле) жизнь деревенскую на городскую и теперь страдающую от душевной пустоты. Это и две Марьи из рассказов "Карманный фонарик" ("Гори, гори ясно...") и "Синее перо Ватолина". Обе тоже труженицы, для них труд есть сама жизнь, сложности которой и даже военные беды не ожесточают, а закаляют их, делая их души еще более стойкими и щедрыми.

Это и замечательно нежные душой Алексей ("Костёр на ветру", или "Хутор Белоглин"), и Петрован ("Памятная медаль"), которые, совершив на войне настоящие подвиги, не требуют для себя никаких наград, не сетуют на их отсутствие, а наоборот - "раз под Жуковым не служил", так и медаль с его именем не положена... И совершенно неповторимый Кольша ("Алюминиевое солнце"), который за своего... крестника, мураша Митяху, и собственной жизни не жалеет...

Многие герои писателя, так же, как и он сам, прошли через войну. Неоднократно переиздавались замечательные его рассказы "Красное вино победы", "Шопен, соната номер два", повесть "Усвятские шлемоносцы", про которую писатель В. Политов сказал: "Для России-матушки это действительно Священная книга, которую надо издать в переплете с золотыми застежками. Это наши святцы...". В 80-90-е годы им написаны превосходные, пронзительные рассказы: "Костёр на ветру", "Яблочный спас", "Синее перо Ватолина", "Памятная медаль". В них всё - правда, нет никаких приукрашиваний тяжких военных будней, о которых то рассказывают сами герои - Алексей, баба Пуля, Петрован, то автор - "Синее перо Ватолина". Война жестоко прошлась по судьбам людей, и даже спустя много лет они не могут "ни запить, ни заесть этова..." "Но они не жалуются на судьбу, а просто делятся пережитым, а саму жизнь продолжают ценить и беречь. Их непритязательность, умение радоваться красоте, сопереживать окружающим вызывают к ним глубокое уважение.

За рассказы 80-90-х годов - "Холмы, холмы...", "Карманный фонарик", "Темная вода", "Костер на ветру" и др. писателю была присуждена премия им. М. Шолохова и премия им. А. Платонова, за рассказ "Яблочный спас" - международная премия "Москва-Пенне", за сборник рассказов "Хутор Белоглин" - премия "Отечество". Е. Носов -Почетный гражданин г. Курска (1982), Герой Социалистического Труда (1991), действительный член Академии Российской Словесности (2000). Он награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом "Знак Почета", орденом Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, медалями. Писателю присвоено звание "Человек 2000 года" в номинации "Деятель культуры и искусства". Кроме того, на протяжении всей творческой жизни он неоднократно становился лауреатом ежегодных премий многих журналов и газет. К 75-летию писателя, в 2000 г., вышли две книги его произведений: "Вечерние стога" в серии "Золотое перо России" (М., Современник) и "Журавлиный клин" (М., Воскресенье), а в издательстве "Крона" (Курск) вышла "Книга о Мастере", посвященная жизни и творчеству писателя. В 2001 г. была присуждена литературная премия А. Солженицына Е.И. Носову и другому нашему земляку, писателю К.Д. Воробьеву. Эта высокая оценка вполне заслуженна, так как на рубеже третьего тысячелетия, в наше непростое время истинно русское по своим истокам и содержанию творчество Евгения Носова найдет отклик в душе каждого русского человека. В 2005 г., в год 80-летия писателя, вышло 5-томное собрание сочинений Е.И. Носова. Писатель развил классические жанры русского рассказа и повести, традиции которых прослеживаются на всем протяжении отечественной литературы, приблизил прозу к повседневной народной жизни. При социальной остроте творчества он обладает удивительным умением живописания, тонким чувством языка, его называют одним из самых талантливых стилистов и первым рассказчиком России. По повести "Усвятские шлемоносцы" поставлены спектакли во многих театрах страны и художественный фильм "Родник", известен спектакль по его статье "Что мы перестраиваем?", на телевидении было осуществлено две постановки "Красного вина победы", были сняты кинофильмы и по рассказам "Шуба", "Варька", "Объездчик", его рассказы часто передаются по радио. Произведения писателя включены в школьную программу, его творчество стало материалом для многочисленных диссертаций, в том числе и за рубежом. Целый ряд лет Е.И. Носов являлся членом правления СП РСФСР, секретарем СП СССР, членом редколлегий многих журналов, был наставником для многих начинающих прозаиков.

И закончить рассказ об этом замечательном писателе хочется его же словами, обращенными ко всем школьникам:

"Как еще в школьные годы научиться видеть и слышать мир, развивать в себе бережное чувство прекрасного? Обязательно ли для этого совершать, к примеру, дальние путешествия? Нет, не обязательно. Сначала, ребята, следует научиться смотреть вокруг себя, выработать умение видеть в малом, повседневном, большое, необыкновенное. Без этого никакие, даже самые экзотические путешествия не принесут вам полной и глубокой радости познания. Какое-нибудь неприметное озерцо тут же, за городом, полно жизни, но какова эта жизнь - для большинства горожан такая же загадка, как тайна планеты Марс. Вот они, дальние, неведомые страны - вокруг тебя! Поля, луга, рощицы, овражки... Вооружайся терпением, вниманием к родной природе и выходи читать увлекательную книгу ее жизни!"

Я родился студеным январским вечером 1925 года в тускло освещенной избе своего деда. Село Толмачёво раскинулось вдоль речки Сейм, в водах которой по вечерам отражались огни недалекого города Курска, высоко вознесшегося своими холмами и соборами. Курск знаменит еще с давних веков. "А мои куряне - хоробрые воины, - говаривал Всеволод своему брату князю Игорю в эпической поэме "Слово о полку Игореве", - под шеломами взлелеяны, с конца копья вскормлены". Далее по реке Сейм стоят древние города-содруги Рыльск и Путивль. Все они старше Москвы и рублены еще Киевской Русью.

А из другого деревенского окна виделись мне просторный луг, весной заливаемый половодьем, и таинственный лес за ним, и еще более далекие паровозные дымы за лесом, всегда манившие меня в дорогу, которой и оказалась потом литература - главная стезя моей жизни.

За исключением Октябрьской революции, гражданской войны и первых послевоенных лет разрухи, на моих глазах проходили все остальные этапы нашей истории. Детство всегда впечатлительно, и я до сих пор отчетливо помню, как в Толмачёво нагрянула коллективизация, как шумели сходки, горюнились забегавшие к нам бабы-соседки и как всё ходил и ходил по двору озабоченный дед, заглядывал то в амбар, то в стойло к лошади, которую вскоре все-таки отвел на общее подворье вместе с телегой и упряжью. На рубеже тридцатых годов отец с матерью поступили на Курский машиноремонтный завод, и я стал городским жителем. Отец освоил дело котельщика, клепал котлы и железные мосты первых пятилеток, а мать стала ситопробойщицей, и я ее помню уже без деревенской косы, коротко подстриженной, в красной сатиновой косынке. Об этом периоде моей жизни можно прочитать в повести "Не имей десять рублей...", а также в рассказах "Мост" и "Дом за триумфальной аркой".

Жилось тогда трудно, особенно в 1932-1933 годах, когда в стране были введены карточки и мы, рабочая детвора, подпитывали себя придорожными калачиками, едва завязавшимися яблоками, цветками акации, стручками вики, которую утаскивали у лошадей на городском базаре. В 1932 году я пошел в школу, где нас, малышей, подкармливали жиденьким кулешом и давали по ломтику грубого черного хлеба. Но мы в общем-то не особенно унывали. Став постарше, бегали в библиотеку за "Томом Сойером" и "Островом сокровищ", клеили планеры и коробчатые змеи, много спорили и мечтали.

А между тем, исподволь подкрадывалась вторая мировая война. Я учился уже в пятом классе, когда впервые увидел смуглых черноглазых ребятишек, прибывших к нам в страну из сражающейся республиканской Испании. В 1939 году война полыхала уже в самом центре Европы, а в сорок первом ее огненный вал обрушился и на наши рубежи.

На фронте мне выпала тяжкая доля противотанкового артиллериста. Это постоянная дуэль с танками - кто кого... Или ты его, или, если промазал, он - тебя... Уже в конце войны, в Восточной Пруссии, немецкий "фердинанд" все-таки поймал наше орудие в прицел, и я полгода провалялся в госпитале в гипсовом панцире.

К сентябрю 1945 года врачи кое-как заштопали меня, и я вернулся в школу, чтобы продолжить прерванную учебу. На занятия я ходил в гимнастерке (другой одежды не было), при орденах и медалях. Поначалу меня принимали за нового учителя, и школьники почтительно здоровались со мной - ведь я был старше многих из них на целую войну.

Закончив школу, я уехал в Казахстан, где так же, как потом в Курске, работал в газете. Корреспондентские поездки позволили накопить обширные жизненные впечатления, которые безотказно питали и по сей день питают мое писательское вдохновение. Много дает мне и постоянное общение с природой: я заядлый рыбак, любитель ночевок у костра, наперечет знаю почти все курские травы. В 1975 году за книгу "Шумит луговая овсяница" удостоен Государственной премии имени Горького, за рассказы последних лет - премии имени Шолохова. Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию.














Библиография:

  • Носов, Е. И. Собрание сочинений: в 5 т. - М. : Русский путь, 2005.
    Т. 1: На рыбачьей тропе; Снег над Россией; Смотри и радуйся... ; В ожидании праздника; Гармония стиля / Е. И. Носов. - 413, с., л. ил. : ил.
    Т. 2: В чистом поле... ; Повесть о детстве / Е. И. Носов. - 349, с., л. ил. : ил.
    Т. 3: Вечерние стога; И остаются берега... ; Во всей правде-матушке... / Е. И. Носов. - 574, с., л. ил: ил.
    Т. 4: Травой не порастет... : Защищая жизнь... / Е. И. Носов. - 428, c. : ил.
    Т. 5: "Конны, людны и оружны..." ; Слово о моем друге; "Жди ясного на завтра дня..." ; "Несказанно рад твоему письму!". 318, c., л. ил. : ил.
  • Носов, Е. И. Памятная медаль: повести и рассказы / Е. И. Носов.- М. : Русскiй мiръ, 2005. - 509, c.
  • Носов, Е. И. Белый гусь: рассказ для младшего школьного возраста / Е. И. Носов; худож. Н. И. Шевцов. - М. : Сов. Россия, 1980. - 15 с. : цв. ил.
  • Носов, Е. И. В чистом поле, за проселком: повести и рассказы / Е. И. Носов. - М. : Худож. лит., 1990. - 574 с. : ил., портр.
  • Носов, Е. И. Шопен, соната номер два / Е. И. Носов. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1983. - 447 с.
  • Носов, Е. И. Усвятские шлемоносцы: повесть / Е. И. Носов. - М. : Молодая гвардия, 1980. - 240 с. : ил.
  • Носов, Е. И. Красное вино победы: рассказы / Е. И. Носов. - М. : Русская книга, 1992. - 288 с.
  • Носов, Е. И. Журавлиный клин: рассказы, повести, миниатюры / Е. И. Носов; худож. М. Георгиев. - М. : Воскресенье, 2000. - 760 с. : фото.
  • Кедровский, А. Е. Евгений Иванович Носов / А. Е. Кедровский // Земляки: творчество К. Д. Воробьева и Е. И. Носова / А. Е. Кедровский. - Курск, 1999. - С. 75-153.
  • Евгений Носов: писатель и художник. Краски родной земли / [авт.-сост. Е. Д. Спасская]. - Курск: Техинвест, Б. г. . - 56 с. : цв. фот.
  • Книга о мастере. Холмы и берега Евгения Носова: очерки о творчестве / [сост.,Е. Д. Спасская]. - Курск: Крона, 1998. - 896 с., л. ил., портр., фот.
  • Курское слово: [сб. науч. тр.] : вып. 1 / КГУ; [отв. ред. А. Т. Хроленко]. - Курск: изд-во КГУ, 2004. - 98 с.
  • Курское слово: [сб. науч. тр.] : вып. 2 / КГУ; [отв. ред. А. Т. Хроленко]. - Курск: изд-во КГУ, 2004. - 92 с.
  • Литературные чтения, посвященные 80-летию со дня рождения Е. И. Носова (1925 - 2002) : сб. материалов / Комитет по культуре Курск. обл. ; КОНБ им. Н. Н. Асеева. - Курск, 2005. - 48 с.
  • Разумова, М. А. Язык публицистики Е. И. Носова: словник / М. А. Разумова. - Курск: КГУ, 2005. - 142 с.
  • Татарская, И. Ю. Е. И. Носов и музыка / И. Ю. Татарская // Из истории культуры курского края: ч. 1. - Курск, 1995. - С. 36-42.

(1925-2002)

НОСОВ, ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ (р. 1925), русский писатель. Родился 15 января 1925 в с.Толмачево под Курском в семье деревенского мастера-ремесленника. В 1943 после окончания 8 классов ушел на фронт. Солдат-артиллерист в армии маршала К.К.Рокоссовского. Ранение в последние дни войны на подступах к Кёнигсбергу (с 1946 Калининград) отразилось в рассказе Носова Красное вино победы (1962). В 1945, окончив школу-десятилетку, уехал в Среднюю Азию, работал в газете (цинкографом, ретушером и литературным сотрудником).

Начал печататься в 1947 (стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции, рецензии и т.п.). С 1951 жил в Курске. В 1957 опубликовал первый рассказ (для детей) Радуга, в 1958 – первый сборник рассказов и повестей На рыбачьей тропе. Тонкое чувство слова, обостренное, объемно-пластичное восприятие окружающего мира, любовь к обстоятельному, неспешному и «естественному» бытию и труду на лоне природы сразу определили место Носова в ареале современной «деревенской прозы» как художника-традиционалиста, ориентированного на опыт И.С.Тургенева, И.А.Бунина и Н.С.Лескова.

Как и другие видные писатели-«деревенщики» (В.П.Астафьев, В.И.Белов и Б.А.Можаев), учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР (1960–1962), активно публиковался в столичной периодике (журналы «Новый мир», «Наш современник» и др.), выпускал многочисленные сборники рассказов и повестей (Рассказы, 1959; Тридцать зёрен, 1961; Дом за триумфальной аркой, 1963; Где просыпается солнце, 1965; Шумит луговая овсяница, 1966 (Государственная премия РСФСР им. А.М.Горького, 1975); За долами, за лесами, 1967; Берега, Красное вино победы, оба 1971; И уплывают пароходы..., 1975; Усвятские шлемоносцы, 1980; В чистом поле..., 1990, и др.).

В лучших рассказах и повестях писателя (Шумит луговая овсяница, 1925; Объездчик, 1966; За долами, за лесами, Варька, Домой, за матерью, все 1967; И уплывают пароходы, и остаются берега, 1970; Шопен, соната номер два, 1973, и др.) проявлены глубокий психологизм, склонность к социальному анализу, историчность мышления и точность бытописания в изображении жизни современной среднерусской деревни, особенно удачно передаваемой через сочные, динамичные диалоги, сочетающие энергию и «неправильность» непосредственной крестьянской речи и афористичность народной мудрости («… Я тебе так скажу, начистоту: народу никак не с руки на церквя глядеть. Ему к примеру, лес надо сплавлять, лен дергать… Когда ему на пароходах кататься? Сто целковых платить за это – не-е!...» – И уплывают пароходы, и остаются берега).

Печаль, ностальгия по светлому, незамутненно-наивному, «детскому» восприятию мира пронизывает творчество Носова, что особенно ощутимо в его рассказах (Мост, Дом за триумфальной аркой) и повестях (Не имей десять рублей, Моя Джомолунгма) о собственном детстве и отрочестве (рассказы Подпасок, Дежка и др.), о русском мужике на полях Великой Отечественной войны. Посвященное этой теме вершинное произведение Носова – повесть Усвятские шлемоносцы (1977), где рассказывается о последних мгновениях трудовой и семейной деревенской идиллии – нескольких днях сенокоса в июне 1941, накануне отправки мужчин на фронт, утверждает в характерной для писателя, как и для других «деревенщиков», проекции на патриархальную русскую общину и православие исконное миролюбие русского народа-хлебопашца, подчеркивает неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в солдата («Но только ли на людях – на всей деревне с ее заулками и давно не поливавшимися грядами, на всякой избе и каждом предмете в дому отпечатано это нестираемое клеймо военной хворобы. От всего веяло порухой прежнего лада, грядущими скорбями, все было окроплено горечью, как подорожной пылью, и обрело ее привкус. Это недуг души, разлад в ней и сумятица ломали, муторили...»).

Грустная тональность произведений Носова конца 1980–1990-х годов (фантастический рассказ Сон, рассказы НЛО нашего детства, Темная вода, Карманный фонарик, Костер на ветру, Красное, желтое, зеленое...) связана с ощущением у писателя (имеющим, однако, более нравственно-эстетическую, нежели политическую окраску) невозобновимого распада коренных устоев национальной жизни, катастрофического нарастания в «перестроечном» обществе (в т.ч. на селе) бытийной дисгармонии: жестокости, апатии, разочарования и эгоизма. Писатель выступает также с размышлениями о русской классической литературе (Жди назавтра ясного дня, 1992, посвящено А.А.Фету).

Лауреат Премии Александра Солженицына (2001).

НОСОВ, ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ (р. 1925), русский писатель. Родился 15 января 1925 в с.Толмачево под Курском в семье деревенского мастера-ремесленника. В 1943 после окончания 8 классов ушел на фронт. Солдат-артиллерист в армии маршала К.К.Рокоссовского. Ранение в последние дни войны на подступах к Кёнигсбергу (с 1946 Калининград) отразилось в рассказе Носова Красное вино победы (1962). В 1945, окончив школу-десятилетку, уехал в Среднюю Азию, работал в газете (цинкографом, ретушером и литературным сотрудником).

Начал печататься в 1947 (стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции, рецензии и т.п.). С 1951 жил в Курске. В 1957 опубликовал первый рассказ (для детей) Радуга, в 1958 – первый сборник рассказов и повестей На рыбачьей тропе. Тонкое чувство слова, обостренное, объемно-пластичное восприятие окружающего мира, любовь к обстоятельному, неспешному и «естественному» бытию и труду на лоне природы сразу определили место Носова в ареале современной «деревенской прозы» как художника-традиционалиста, ориентированного на опыт И.С.Тургенева, И.А.Бунина и Н.С.Лескова.

Как и другие видные писатели-«деревенщики» (В.П.Астафьев, В.И.Белов и Б.А.Можаев), учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР (1960–1962), активно публиковался в столичной периодике (журналы «Новый мир», «Наш современник» и др.), выпускал многочисленные сборники рассказов и повестей (Рассказы, 1959; Тридцать зёрен, 1961; Дом за триумфальной аркой, 1963; Где просыпается солнце, 1965; Шумит луговая овсяница, 1966 (Государственная премия РСФСР им. А.М.Горького, 1975); За долами, за лесами, 1967; Берега, Красное вино победы, оба 1971; И уплывают пароходы..., 1975; Усвятские шлемоносцы, 1980; В чистом поле..., 1990, и др.).

В лучших рассказах и повестях писателя (Шумит луговая овсяница, 1925; Объездчик, 1966; За долами, за лесами, Варька, Домой, за матерью, все 1967; И уплывают пароходы, и остаются берега, 1970; Шопен, соната номер два, 1973, и др.) проявлены глубокий психологизм, склонность к социальному анализу, историчность мышления и точность бытописания в изображении жизни современной среднерусской деревни, особенно удачно передаваемой через сочные, динамичные диалоги, сочетающие энергию и «неправильность» непосредственной крестьянской речи и афористичность народной мудрости («...Я тебе так скажу, начистоту: народу никак не с руки на церквя глядеть. Ему к примеру, лес надо сплавлять, лен дергать... Когда ему на пароходах кататься? Сто целковых платить за это – не-е!...» – И уплывают пароходы, и остаются берега).

Печаль, ностальгия по светлому, незамутненно-наивному, «детскому» восприятию мира пронизывает творчество Носова, что особенно ощутимо в его рассказах (Мост, Дом за триумфальной аркой) и повестях (Не имей десять рублей, Моя Джомолунгма) о собственном детстве и отрочестве (рассказы Подпасок, Дежка и др.), о русском мужике на полях Великой Отечественной войны. Посвященное этой теме вершинное произведение Носова – повесть Усвятские шлемоносцы (1977), где рассказывается о последних мгновениях трудовой и семейной деревенской идиллии – нескольких днях сенокоса в июне 1941, накануне отправки мужчин на фронт, утверждает в характерной для писателя, как и для других «деревенщиков», проекции на патриархальную русскую общину и православие исконное миролюбие русского народа-хлебопашца, подчеркивает неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в солдата («Но только ли на людях – на всей деревне с ее заулками и давно не поливавшимися грядами, на всякой избе и каждом предмете в дому отпечатано это нестираемое клеймо военной хворобы. От всего веяло порухой прежнего лада, грядущими скорбями, все было окроплено горечью, как подорожной пылью, и обрело ее привкус. Это недуг души, разлад в ней и сумятица ломали, муторили...»). Грустная тональность произведений Носова конца 1980 – 1990-х годов (фантастический рассказ Сон, рассказы НЛО нашего детства, Темная вода, Карманный фонарик, Костер на ветру, Красное, желтое, зеленое...) связана с ощущением у писателя (имеющим, однако, более нравственно-эстетическую, нежели политическую окраску) невозобновимого распада коренных устоев национальной жизни, катастрофического нарастания в «перестроечном» обществе (в т.ч. на селе) бытийной дисгармонии: жестокости, апатии, разочарования и эгоизма. Писатель выступает также с размышлениями о русской классической литературе (Жди назавтра ясного дня, 1992, посвящено А.А.Фету). Лауреат Премии Александра Солженицына (2001).

Носов Евгений Иванович

Родился 1 января в селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.

Закончил до войны восемь классов. Отечественная война застала его, шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, которому пришлось пережить фашистскую оккупацию. После Курского сражения (5 июля - 23 августа 1943), свидетелем которого он был, Носов уходит на фронт, поступив в артиллерийские войска.

В 1945 под Кенигсбергом был ранен и 9 мая 1945 встретил в госпитале в Серпухове, о чем позже напишет рассказ "Красное вино победы". Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.

После войны продолжил учебу, закончил среднюю школу. С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу.

В 1958 выходит его первая книга рассказов и повестей "На рыбачьей тропе".

В 1961 возвращается в Курск, становится профессиональным писателем. Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М.Горького. Окончив их в 1902, продолжает серьезно заниматься самообразованием. В эти годы были опубликованы "Тридцать зерен" (1961), "Дом за триумфальной аркой"(1963), "Где просыпется солнце" (1965).

Произведения Е.Носова печатаются в журналах "Новый мир", "Наш современник", "Огонек", занимая достойное место в русской литературе.

Большой успех имела повесть "Усвятские шлемоносцы" (1980); в 1986 под этим названием выходит его сборник повестей и рассказов (1986); в том же году - книга очерков "На дальней станции сойду"; в 1989 - книга рассказов для младших школьников "Где просыпается солнце"; в 1990 - повести и рассказы "В чистом поле"; в 1992 - книга рассказов для старших школьников "Красное вино победы". Е.Носов живет и работает в Курске.

Евгений Иванович (р. 15.1.1925, Курск), русский советский писатель. Участник Великой Отечественной войны 1941-45. Печатается с 1947. Окончил Высшие литературные курсы СП СССР (1962). В лирических рассказах и повестях (сборники "На рыбачьей тропе", 1958; "Тридцать зёрен", 1961; "Где просыпается солнце", 1965; "Ракитовый чай", 1968; "Мост", 1974, и др.) Н. раскрывает духовный мир современного сельского труженика, рисует поэтические картины среднерусской природы. В ряде произведений отразились впечатления военных лет (сборник "Красное вино победы", 1971). Стиль Н. характеризуют мягкость интонации, тонкое чувство языка, искусство выразительной детали. Награжден 3 орденами, а также медалями.

биография евгения ивановича носова


  1. Носов Евгений Иванович (р. 1925), прозаик. Родился 1 января в селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.
    Закончил до войны восемь классов. Отечественная война застала его, шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, которому пришлось пережить фашистскую оккупацию. После Курского сражения (5 июля - 23 августа 1943), свидетелем которого он был, Носов уходит на фронт, поступив в артиллерийские войска.

    В 1945 под Кенигсбергом был ранен и 9 мая 1945 встретил в госпитале в Серпухове, о чем позже напишет рассказ "Красное вино победы". Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.

    После войны продолжил учебу, закончил среднюю школу. С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу.

    В 1958 выходит его первая книга рассказов и повестей "На рыбачьей тропе".

    В 1961 возвращается в Курск, становится профессиональным писателем. Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького. Окончив их в 1902, продолжает серьезно заниматься самообразованием. В эти годы были опубликованы "Тридцать зерен" (1961), "Дом за триумфальной аркой"(1963), "Где просыпается солнце" (1965).

    Произведения Е. Носова печатаются в журналах "Новый мир", "Наш современник", "Огонек", занимая достойное место в русской литературе.

    Большой успех имела повесть "Усвятские шлемоносцы" (1980); в 1986 под этим названием выходит его сборник повестей и рассказов (1986); в том же году - книга очерков "На дальней станции сойду"; в 1989 - книга рассказов для младших школьников "Где просыпается солнце"; в 1990 - повести и рассказы "В чистом поле"; в 1992 - книга рассказов для старших школьников "Красное вино победы". Е. Носов живет и работает в Курске.