Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Нейтральный герой в мировой художественной литературе. Литературный герой и персонаж

Нейтральный герой в мировой художественной литературе. Литературный герой и персонаж

>>История: Предшественники римлян


47. Предшественники римлян

1. Природа Италии.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,

История Древнего Рима насчитывает более 12 веков. Город Рим возник как маленькое поселение на берегу реки Тибр, протекающей в центре Апеннинского полу­острова. Постепенно Рим овладел всем полуостровом, а затем превратился в крупнейшую державу Древнего мира.

Какие факторы повлияли на развитие хозяйственной дея­тельности, религиозных верований этрусков?

1. Природа Италии. Апеннинский полуостров с древ­них времён называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от мате­риковой части Европы высокими Альпийскими го­рами.

Через полуостров тянется невысокий горный хребет Апеннины. У подножия Апеннин лежат долины, равни­ны, холмистые местности, удобные для жизни людей. На большей части территории Италии тёплый климат, плодородные почвы.

2. Этруски. До римлян высокоразвитую цивилизацию на Апеннинском полуострове создали этруски. До сих пор учёные не разгадали тайну их происхождения. Пред­полагают, что этруски пришли из Малой Азии в начале

■ Этруски в 5 в. до н.э в Крупные центры


Вольсинии Тарквинюг!

1ЭЛИЯ ПиргЙЧ


Расселение этрусков в 5 веке до н. э.

струкция рисунок

городами Пиренейского полуострова. Этрусские пираты наводили страх на всё Средиземноморье. В греческом мифе повествуется, что однажды этрусские (тирренские) разбойники рискнули похитить даже бога Диониса.

Этруски владели искусством обработки железа, брон­зы, драгоценных металлов. Они построили много горо­дов, окружённых мощными стенами и башнями. При закладке города этруски вспахивали плугом, в который были запряжены белая корова и белый бык, борозду во­круг места, предназначавшегося для заселения.

Городами этрусков правили цари. Этрусские аристо­краты во главе вооружённых отрядов совершали набеги на соседние земли. Победы над врагами отмечали специ­альными торжествами - триумфами.

3. Верования этрусков. Верховным богом у этрусков был Тин - повели­тель неба, грома и молний. Богиню Туран почитали как владычицу всего живого. Мудрая богиня Мёнрва, по­добная Афине, покровительствовала ре­месленникам.

Этруски представляли мир в виде Танцовщица. Рос- храма. Его верхняя часть - небо; сред- пись этрусков няя - земля, мир людей; нижняя -

подземное царство мёртвых. Они верили, что небо пре­допределяет судьбы людей и народов. У этрусков были распространены гадания по печени, по грому, молниям, по полёту птиц.

Этруски считали, что мудрость богов сочетает в себе непо­средственность детей и опыт старости. У них, как и у других древних народов, были священные книги. Создателем этих книг считался бог Таг. Его во время пахоты выкопали из земли. Таг выглядел как ре­бёнок, но волосы на его голове были седыми. Ребёнок-старик раскрыл людям тайны мира и искусство предсказания.

В культуре этрусков важное место за­нимали погребальный культ, божества загробного мира. Это сближало их с древ­ними египтянами. Этрусские гробницы в виде огромных сложенных из камней округлых холмов или же вырубленные в скалах представляли собой настоящие «погребальные жилища». Стены гроб­ниц расписывали художники.

Древние римляне многое заимство­вали у этрусков в религии, устройстве власти, строительстве и военном деле, в быте и одежде. Как и этруски, они считали божественной покровительни­цей своего народа волчицу. Скульптура волчицы, сделанная этрусским масте­ром, была воздвигнута в центре Рима. Этрусские корни имели и некоторые вы­дающиеся деятели римской истории. Наследие этрусков оказало большое влияние на развитие римской цивили­зации.

дении войны и названный в их честь тирренским. Высших воин­ских начальников они удостоили звания ликторов, предоставили им право восседать в креслах из слоновой кости и носить тогу с красной каймой. В домах они построили очень удобные ко­лоннады, чтобы заглушать звуки, издаваемые многочисленными слугами...

Докажите, что этруски достигли высокого уровня жизни. Как автор относится к этрускам?

1. Опираясь на карту (с. 231), перечислите особенности геогра­фического положения Италии. 2. Охарактеризуйте достижения цивилизации этрусков. Где находится прародина этого народа? 3. О чём свидетельствует погребальный культ этрусков? 4. Как представляли мир этруски? 5. Составьте развёрнутый план па­раграфа.

1. Какое место занимал Таг среди этрусских богов? 2. Запол­ните таблицу «Природные условия цивилизаций Египта, Греции, Рима». Линии сравнения: рельеф, климат, омывается ли мо­рем, крупные реки, общее в природных условиях. 3. Установи­те черты сходства в погребальных культах этрусков и древних египтян.

Предшественниками римлян, которые населяли территорию современной Италии в VI веке до н.э., были племена этруски. О происхождение этого народа современным историкам фактически ничего не известно.

У них была своя самобытная культура и верования. Культура этрусков очень напоминала культуру древних греков, однако не была настолько развита и многогранна. Многие элементы искусства племен этрусков позже сыграют значительную роль в формировании искусства древних римлян.

Этруски в совершенстве владели искусством мореплавания. Они умели строить надежные корабли, что давало им возможность торговать с государствами Средиземноморского побережья – Древней Финикией , Египтом, Грецией.

Подобно древним финикийцам, этруски также не чуждались пиратства и торговлей захваченными людьми. В Древней Греции существовал миф о том, что мореплаватели - этруски, в жажде наживы похитили самого бога Диониса.

Государственное устройство и быт Этрусков

Во главе каждого города этрусков стоял царь, который отвечал за решение социальных и политических проблем горожан. Также в обществе была выделена аристократическая прослойка. Высшим сословием считались полководцы, которые возглавляли войско и совершали периодические захваты соседних земель.

О быте этрусков, мы можем иметь представление благодаря археологическим раскопкам на территории Италии. Археологами были найдены погребальные камеры, которые в точности повторяли модель их жилого дома. Они были высечены в скале и состояли из нескольких помещений.

Саркофаги для умерших имели элементы художественной росписи. В погребальных камерах были обнаружены кувшины из глины, бронзовые вазы и другие предметы быта, что говорит о верованиях этруссков в загробную жизнь.

Культура и религия древних Этрусков

Этруски славились умением производить керамические изделия и ювелирные украшения. Керамические изделия этруски создавали по примеру древних греков, однако вносили свои элементы: нестандартная форма и черное покрытие, которое имитировало металл.

В изготовлении украшений применялись самые разнообразные материалы: стекло, медь, дерево, золото и серебро. Женщины предпочитали украшения, выполненные в греческом стиле.

Для детей создавали специальные подвески - амулеты, которые охраняли их от злых сил. Некоторые ювелирные украшения этрусков сохранились и до наших дней.

Также весьма развитыми были и религиозные представления этрусков. Весь мир они ассоциировали с храмом, верхняя часть которого была небом, а нижняя – царством мертвых.

Религиозные верования этрусков напоминали мифологические представления древних римлян: самым уважаемым и почитаемым был верховный бог Тин, который римлянами будет переименован в Юпитера, владычица всего живого на земле – Туран, была прототипом древнеримской Венеры.

Этруски очень часто прибегали к гаданиям. В отличие от других племен, где прорицанием имели право заниматься только жрецы, в племенах этрусков эти могли заниматься все желающие. Инструментами для гадания были птицы, камни, а также печень животных, которая, по мнению этрусков, носила божественный характер.

Персонаж - вид художественного образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении. В том же значении в современном литературоведении используются словосочетания литературный герой и действующее лицо . Автор учебника полагает, что персонаж - наиболее нейтральный из вариантов, ибо героем неловко называть того, кто лишен героических черт, а действующим лицом - лицо пассивное (Обломов).

Понятие персонажа - важнейшее при анализе эпических и драматических произведений, где именно персонажи, образующие определенную систему, и сюжет составляют основу предметного мира. В эпосе героем может быть и повествователь (рассказчик), если он участвует в сюжете (Гринев у Пушкина). В лирике же, воссоздающей прежде всего внутренний мир человека, персонажи (если они есть) изображаются пунктирно, фрагментарно, а главное - в неразрывной связи с переживаниями лирического субъекта. Иллюзия собственной жизни персонажей в лирике резко ослабевает по сравнению с эпосом и драмой, поэтому вопрос о персонажах в лирике целесообразно рассматривать отдельно.

Чаще всего литературный персонаж - человек. Степень конкретности его изображения может быть разной и зависит от многих причин: от места в системе персонажей, от рода и жанра произведения, но самое главное - от творческого метода писателя. О второстепенном герое реалистической повести (о Гагине в Асе) может быть сказано больше, чем о главном герое модернистского романа. Наряду с людьми могут действовать и разговаривать животные, растения, вещи, природные стихии, фантастические существа и проч. (сказки, Мастер и Маргарита, Маугли, человек- амфибия) Есть жанры в которых подобные персонажи обязательны или очень вероятны: сказка, басня, баллада, научная фантастика, анималистская литра и др.

Центром предмета художественного познания составляют человеческие сущности. Применительно к эпосу и драме это характеры , т. е общественно значимые черты, проявляющиеся с достаточной отчетливостью в поведении и умонастроении людей, высшая степень характерности - тип (часто слова характер и тип используют как синонимы). Создавая литературного героя, писатель обычно наделяет его тем или иным характером: односторонним или многосторонним, цельным - противоречивым, статичным - развивающимся и т. д. свое понимание, оценку характеров писатель передает читатель, домысливая и претворяя прототипы(даже если это исторические лица: ср. Петра в «Петре Первом» у Толстого и в «Петре и Алексее» у Мережковского), создавая вымышленные индивидуальности. Персонаж и характер - понятия не тождественные ! В литературе, ориентированной на воплощение характеров, последние и составляют основное содержание - предмет рефлексии, а часто споров читателей и критиков. В одном и том же персонаже критики видят разные характеры. (полемика о Катерине, о Базарове) таким образом персонаж предстает, с одной стороны, как характер, с другой- как художественный образ, воплощающий данный характер с той или иной степенью эстетического совершенства. Если персонажей в произведении нетрудно посчитать, то уяснение воплощенных в них характеров - акт анализа (в «Толстом и тонком» четыре персонажа, но, очевидно, только два характера: Тонкий, его жена и сын образуют одну сплоченную семейную группу). Число характеров и персонажей в произведении обычно не совпадает: персонажей значительно больше. Есть лица, не имеющие характера, выполняющие только сюжетную роль (в Бедной Лизе подруга, сообщающая матери о гибели дочери) есть двойники, варианты оного типа (шесть княжен Тугоуховских, Бобчинский и Добчинский) существование однотипных персонажей дает основание критикам для классификаций, (самодуры и безответные - Добролюбов, лишний человек в творчестве Тургенева)

В соответствии с их статусом в структуре произведения персонаж и характер имеют разные критерии и оценки. Характеры вызывают этически окрашенное к себе отношение, персонажи прежде всего оцениваются с эстетической точки зрения, т. е в зависимости от того, насколько ярко и полно они воплощают характеры (как художественные образы Чичиков и Иудушка Головлев прекрасны и в этом качестве доставляют эстетическое наслаждение)

средствами раскрытия характера выступают в произведении различные компоненты и детали вещного мира: сюжет, речевые характеристики, портрет, костюм, интерьер и пр. особой экономией средств изображения отличаются внесценические герои (хамелеон: генерал и его брат, любители собак разных пород)

Пространственные и временные рамки произведения расширяются благодаря заимствованию персонажей , заведомо известных читателям. Этот прием обнажает условность искусства, но и способствует лаконизму изображения: ведь имена, вводимые писателем, стали нарицательными, автору не нужно их как-то характеризовать. (Евгений Онегин, на именины к Татьяне приезжают Скотинины, брат двоюродный Буянов).

Персонажную сферу литературы составляют и собирательные герои (их прообраз - хор в античной драме) (рабочая слободка в романе Горького Мать)

С формированием личности именно характеры становятся основным предметом художественного познания. В программах литературных направлений (начиная с классицизма) основополагающее значение имеет концепция личности. Утверждается и взгляд на сюжет как на важнейший способ развития характера, его испытание и стимул развития.. сюжетные функции персонажей - в отвлечении от их характеров- стали предметом специального анализа в некоторых направлениях литведа 20 века. (формалист Пропп, структуралисты).

Основу предметного мира эпических и драматических произведений обычно составляют система персонажей и сюжет. Даже в произведениях, главная тема которых- человек наедине с дикой природой персонажная сфера как правило не исчерпывается одним героем (Робинзон Крузо, Маугли) Для образования системы персонажей необходимы как минимум два субъекта, их эквивалентом может быть раздвоение персонажа , знаменующее различные начала в человеке, или превращение (Собачье сердце), сложный двоящийся в нем сюжет в сущности раскрывает один характер. На ранних стадиях повествовательного искусства число персонажей и связи между ними определялись прежде всего логикой развития сюжета (единый герой волшебной сказки требовал антитезы, потом героини как повода для борьбы и т. д.) Тут опять про Проппа с его семью инвариантами.

В древнегреческом театре число актеров, одновременно находящихся на сцене, увеличивалось постепенно. Доэсхиловская трагедия - хор и один актер, Эсхил ввел двух вместо одного, уменьшил партии хора, Софокл ввел трех актеров и декорации. Сюжетные связи как системообразующий принцип могут быть очень сложными и охватывать огромное число персонажей (Война и Мир).

Однако сюжетная связь - не единственный тип связи между персонажами, в литературе он обычно не главный. Система персонажей - это определенное соотношение характеров. Автор сочиняет, выстраивает цепь событий, руководствуясь своей иерархией характеров в зависимости от избранной темы. Для понимания главного проблемного героя могут играть большую роль второстепенные персонажи , оттеняющие различные свойства его характера, в результате возникает целая система параллелей и противопоставлений. (Обломов: Штольц-Обломов-Захар, Ольга- Агафья Матвеевна)

Нитью, позволяющей увидеть за персонажами систему характеров, является прежде всего творческая концепция, идея произведения , именно она создает единство самых сложных композиций. (Белинский усматривал связь между пятью частями Героя нашего времени в одной мысли- в психологической загадке характера Печорина.)

Неучастие персонажа в основном действии произведения- нередко своеобразный знак его важности, как выразителя общественного мнения, символа. (В Грозе не участвующие в интриге пьесы Кулигин и Феклуша- как бы два полюса духовной жизни города Калинова)

Принцип «экономии» в построении системы персонажей сочетается, если этого требует содержание, с использование двойников (два персонажа, но один тип- Добчинский и Бобчинский), собирательных образов и соответствующих массовых сцен, вообще с многогеройностью произведений.

В лирике основное внимание уделяется раскрытию переживания лирического субъекта. Объектом переживания лирического субъекта часто выступает собственное я, в этом случае его называют лирическим героем (Я пережил свои желанья… Пушкин, Я за то глубоко презираю себя… Некрасов) такое узкое понимание лирического героя, являющегося лишь одним из типов лирического субъекта закрепилось в современном литведе. Стихотворение Есенина:

Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвенчивает лес.

Оно без лирического героя: описывается природа. Но выбор деталей, характер тропов свидетельствуют о том, что кто-то увидел эту картину. Все не просто названо, но и охарактеризовано. Объектом восприятия, переживания лирического субъекта могут быть и другие субъекты (Размышление у парадного подъезда.. Некрасов. Незнакомка. Блок). По аналогии с эпосом и драмой их можно назвать персонажами. Г.Н. Поспелов выделяет особую разновидность лирики - персонажную , к которой в частности, относит стихотворные послания, эпиграммы, мадригалы, эпитафии, надписи к портретам и т. д. однако термин персонаж можно понимать шире - как любое лицо, попавшее в зону сознания лирического субъекта. В лирике есть герои разного типа: в отличие от лирического героя персонажи - другие «я», поэтому по отношению к ним используются местоимения 2 и 3 лица. Сюжетные лирические стихотворения тяготеют к многоперсонажности (на железной дороге Блок, Орина, мать солдатская. Некрасов) Таким образом, лирику можно условно разделить на бесперсонажную и персонажную . Персонажи в лирике изображены иначе, чем в эпосе и драме. Здесь отсутствует сюжет, поэтому характеры редко раскрываются через действия и поступки. Главное - отношение лирического субъекта к персонажу. Пушкин, Ч помню чудное мгновенье: образ героини создан с помощью метафор и т. д. слова можно отнести к идеальной возлюбленной вообще, конкретного образа не возникает.

Важным способом создания образов- персонажей в лирике являются их номинации, часто характеризующие не столько персонажей, сколько отношение к ним л. субъекта. различают номинации первичные (имена, прозвища, местоимения), непосредственно называющие персонажа, и вторичные, указывающие на его качества, признаки. К вторичным могут относиться слова, используемые в их прямом значении тропеичные словосочетания также являются вторичными номинациями. Номинации фиксируют постоянные или ситуативные признаки персонажей. Лирика по изначальной своей установке безымянна . Лирическому герою нет надобности называть себя и кого-то из участников лирического сюжета по имени. Поэтому так редки в лирике собственные имена, даже употребляя их, автор старается вынести их в заглавие.

Вопрос о характере в лирике остается дискуссионным. В любом случае он создается иначе, чем в эпосе и драме. Стихотворение - маленькое по объему произведение, здесь часто лишь намечается характер, который нередко раскрывается в цикле произведений. В стихотворении может быть представлена система персонажей (Блок. О доблестях, о подвигах, о славе), если в стихотворении изображены персонажи, объединенные в группу по общему признаку, то возникает собирательный образ (в Незнакомке).

Анализ персонажей в эпосе, лирике и драме выявляет не только различие, но и сходство между литературными родами.

Обычный прием группировки и нанизывания мотивов -- это выведение персонажей, живых носителей тех или иных мотивов. Принадлежность того или иного мотива определенному персонажу облегчает внимание читателя. Персонаж является руководящей нитью, дающей возможность разобраться в нагромождении мотивов , подсобным средством для классификации и упорядочения отдельных мотивов. С другой стороны, существуют приемы, помогающие разобраться в самой массе персонажей и их взаимоотношениях.

Приемом узнания персонажа является его "характеристика ". Под характеристикой мы подразумеваем систему мотивов, неразрывно связанных с данным персонажем . В узком смысле под характеристикой разумеют мотивы, определяющие психологию персонажа, его "характер".

Простейшим элементом характеристики является уже называние героя собственным именем. В элементарных фабулярных формах иногда достаточно простого присвоения герою имени, без всякой иной характеристики ("отвлеченный герой"), чтобы зафиксировать за ним действия, необходимые для фабулярного развития. В более сложных построениях требуется, чтобы поступки героя вытекали из некоторого психологического единства, чтобы они были психологически вероятными для данного персонажа (психологическая мотивировка поступков ). В таком случае герой награждается определенными психологическими чертами.

Характеристика героя может быть прямая , т.е. о его характере сообщается непосредственно или от автора, или в речах других персонажей, или в самохарактеристике ("признаниях") героя. Часто встречается косвенная характеристика: характер вырисовывается из поступков и поведения героя. Частным случаем косвенной или наводящей характеристики является прием масок , т.е. разработка конкретных мотивов, гармонирующих с психологией персонажа. Так, описание наружности героя, его одежды, обстановки его жилища (например, Плюшкин у Гоголя) -- все это приемы масок. Маской может служить не только наружное описание, путем зрительных представлений (образов), но и всякое иное. Уже самое имя героя может служить маской. В этом отношении любопытны комедийные традиции имен-масок . ("Правдины", "Милоны", "Стародумы" "Скалозубы", "Градобоевы" и пр.), почти все комедийные имена заключают в себе характеристику. В приемах характеристики персонажей следует различать два основных случая: характер неизменный , остающийся в повествовании одним и тем же на всем протяжении фабулы, и характер изменяющийся , когда по мере развития фабулы мы следим за изменением самого характера действующего лица. В последнем случае элементы характеристики входят тесно в фабулу, и самый перелом характера (типичное "раскаяние злодея") есть уже изменение фабульной ситуации. С другой стороны, лексика героя , стиль его речей, темы, им затрагиваемые в разговоре, могут также служить маской героя.

Персонажи обычно подвергаются эмоциональной окраске . В самых примитивных формах мы встречаем добродетельных и злодеев . Здесь эмоциональное отношение к герою (симпатия или отталкивание) разрабатывается на моральной основе. Положительные и отрицательные "типы" -- необходимый элемент фабульного построения. Привлечение симпатий читателя на сторону одних и отталкивающая характеристика других вызывают эмоциональное участие ("переживание") читателя в излагаемых событиях, личную его заинтересованность в судьбе героев.

Персонаж, получающий наиболее острую и яркую эмоциональную окраску, именуется героем. Герой -- лицо, за которым с наибольшим напряжением и вниманием следит читатель. Герой вызывает сострадание, сочувствие, радость и горе читателя.

Не следует забывать, что эмоциональное отношение к герою является заданным в произведении. Автор может привлечь сочувствие к герою, характер которого в быту мог бы вызвать в читателе отталкивание и отвращение. Эмоциональное отношение к герою есть факт художественного построения произведения.

Этот момент часто упускали публицисты-критики 60-х годов XIX в., которые расценивали героев с точки зрения общественной полезности их характера и идеологии, вынимая героя из художественного произведения, в котором предопределено эмоциональное отношение к герою. Читать надо наивно, заражаясь указаниями автора. Чем сильнее талант автора, тем труднее противиться этим эмоциональным директивам, тем убедительнее произведение. Эта убедительность художественного слова и служит источником обращения к нему как к средству учительства и проповедничества.

Герой вовсе не является необходимой принадлежностью фабулы. Фабула как система мотивов может и вовсе обойтись без героя и его характеристики. Герой является в результате сюжетного оформления материала и является, с одной стороны, средством нанизывания мотивов, с другой -- как бы воплощенной и олицетворенной мотивировкой связи мотивов. Это ясно на элементарной повествовательной форме -- на анекдоте.