Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Масленица в картинах известных художников. Широкая Масленица: бои стенка на стенку и другие народные забавы на картинах русских художников

Масленица в картинах известных художников. Широкая Масленица: бои стенка на стенку и другие народные забавы на картинах русских художников

«Масленица в картинах русских художников»

Для того чтобы лучше представить, как празднование Масленицы проходило больше столетия тому назад, мы предложили посмотреть картины известных художников. Это пропитанное русским духом, национальным колоритом, праздничное веселье не могло не найти отражения в работах русских художников- Л. Соломаткина «Масленица», А. Степанова « Катание на Масленицу», П. Грузинского « Масленица», Ф. Сычкова « Катание с гор», К. Маковского «Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге»

С картин Б. Кустодиева на нас взглянули -деревенские женщины в ярких платках и юбках, гармонисты, лоточники, купцы и купчихи - постоянные участники праздника и персонажи его картин.

Рассмотрели картину В. Сурикова "Взятие снежного города", в которой художник изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.

Посетители филиала познакомились с книгами Русского музея: «Праздники по-русски», « Из русской жизни XVIII- начало XX века».

«Масленица в картинах русских художников»

Для того чтобы лучше представить, как празднование Масленицы проходило больше столетия тому назад, мы предложили посмотреть картины известных художников. Это пропитанное русским духом, национальным колоритом, праздничное веселье не могло не найти отражения в работах русских художников- Л. Соломаткина «Масленица», А. Степанова « Катание на Масленицу», П. Грузинского « Масленица», Ф. Сычкова « Катание с гор», К. Маковского «Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге»

С картин Б. Кустодиева на нас взглянули -деревенские женщины в ярких платках и юбках, гармонисты, лоточники, купцы и купчихи - постоянные участники праздника и персонажи его картин.

Рассмотрели картину В. Сурикова "Взятие снежного города", в которой художник изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.

Посетители филиала познакомились с книгами Русского музея: «Праздники по-русски», « Из русской жизни XVIII- начало XX века».

Для того чтобы лучше представить как праздновалась Масленица мы предлагаем посмотреть подборку картин известных картин на тему Масленичных гуляний. Данные картины могут быть использованы воспитателями и учителями как наглядный материал при проведении тематических занятий про Масленицу.

В.И Суриков "Взятие снежного города"

Суриков изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.

Питер Брейгель "Битва Масленицы и Поста" (1559)

В последний день карнавала в нидерландских городах и сёлах устраивалась шуточная битва Масленицы и Великого Поста. К уличному представлению готовились заранее, шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. На картине в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста. Масленица, пузатый толстяк в колпаке, восседает на большой бочке из-под вина. Он держит перед собой вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Воплощение Поста — худощавый человек в балахоне. Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие — лопату на длинном черенке, на которой сиротливо лежат две селёдки.

Борис Кустодиев "Масленица" (1919)

В промежуток между 1916 и 1920 гг. Кустодиев несколько раз обращался к теме масленицы.

Борис Кустодиев "Зима"1916 г.

Вариант картины "Масленица"

Борис Кустодиев "Масленица"1916 г.

Борис Кустодиев "Масленица"1920 г

Борис Кустодиев "Масленица"1920 г.

Борис Кустодиев "Деревенская масленица (Гармонист)"1916 г

Борис Кустодиев "Масленица"1919 г.

Показанная здесь "Масленица" очень характерна для творчества Кустодиева. Созданная в 1919 году, во время гражданской войны, голода, разрухи, картина проникнута верой в бессмертие России, ее народа, праздников, истории. В ней художник переносит зрителей в мир света, радости, достатка, где люди довольны жизнью: по улицам, ныряя на спусках, проносятся нарядные тройки и легкие санки, под солнцем сверкает иней и гирлянды разноцветных шаров, вьются цветные флажки на каруселях и балаганах. Где этот праздник, в каком городе России - неизвестно. Да это и не важно. Это образ России, каким его видел великий художник

Н. Серракаприола "Катальные горы на большой Неве"1817 г.

Раскрашенная гравюра

Некоторые авторы в центр внимания помещали гостей гуляния: Ф. В. Сычков не раз на картинах, связанных с масленицей , давал близкие планы крестьян. В произведении «Праздничный день» (1941 г.) он изображает юных девушек, ряженых для праздника и радостных. На полотне под названием «Пляска» (1911 г.) запечатлен беззаботный танец мужчины и женщины, на которых смотрят любопытные прохожие. Картина наполнена людьми так густо, что пейзаж практически полностью отсутствует.

Живописные творения русских мастеров XIX-XXI вв. дают нам возможность представить, как проходили народные гуляния в каждый из дней масленичной недели. Например, Ф. В. Сычков в картине «Праздничная забава» (1911 г.); А. С. Степанов в «Катании на масленицу» (1910 г.) - представляют нам веселье в конце недели - на «разгуляй», первый и самый веселый день широкой масленицы, начинающейся в четверг и завершающейся в воскресенье.

Гравюра конца XIX века К. Крыжановского (по рисунку Н. И. Соколова) «Прощеный день в крестьянской семье» - воспроизводит эпизод из заключительного дня масленичной недели. На смену торжеству приходит тихая семейная картина, на которой все члены семьи в рамках обряда просят прощения друг у друга.

Некоторые авторы в центр внимания помещали гостей гуляния: Ф. В. Сычков не раз на картинах, связанных с масленицей, давал близкие планы крестьян. В произведении «Праздничный день» (1941 г.) он изображает юных девушек, ряженых для праздника и радостных. На полотне под названием «Пляска» (1911 г.) запечатлен беззаботный танец мужчины и женщины, на которых смотрят любопытные прохожие. Картина наполнена людьми так густо, что пейзаж практически полностью отсутствует.

Другие живописцы воспроизводили в своих картинах все полотно празднества: К.Е. Маковский «Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (1869 г.), А.М. Знак «Проводы зимы в старом Красноярске» (1996 г.), несмотря на большую временную дистанцию, сходным образом вписывают масленичную ярмарку и ее посетителей в городские стены. Хотя пространство у Адмиралтейства более наполнено людьми и зданиями, а у Знака заснеженная природа будто укрывает горожан со всех сторон.

Прощание с зимой на масленицу у Кустодиева

Среди этих авторов стоит отметить Бориса Михайловича Кустодиева (1878 - 1927 гг.). - одного из талантливейших художников начала XX века, не раз изображавшего масленичные гуляния на своих полотнах. Впервые обратившись к данной теме в 1916 году с серией картин «Масленица» накануне революций и в разгар Первой мировой войны, творец отражает беззаботную радость простых людей, прощающихся с холодами в еще полновесных зимних пейзажах.

В «Масленице» (1916 г.), которая сейчас выставлена в Русском музее в Санкт-Петербурге, пространство очень объемно. Картина будто наполнена зимним холодным воздухом, который сливается с закатным небом. Оно окрашено розовато-золотым предвечерним светом, разливающимся на лежащие под ним декорации праздника. Виднеются заслоненные снегом разноцветные фасады домов и церквей, уходящих вдаль.

Масленица становится основным сюжетом и в более поздних одноименных картинах 1919 и 1920 гг. Каждая из них выхватывает новую частичку праздника, чтобы представить ее публике. На картине 1919 год навстречу нам, входя в тень, по улице городка мимо театра и карусели несется лихая тройка и видны несколько других упряжек позади. В 1920 г. на передний план выносятся дети, катающиеся на санях вниз по скату, а золотая тройка под ярким солнцем несется позади, мимо все тех же аттракциона и балаганного театра.

Его живописные произведения возвращают зрителей к традиционной русской жизни. Как на картинке рисуются счастливые катания на санях, ярмарочное веселье на морозном воздухе подходящей к концу зимы, такой же, как и любая другая, в противовес всем изменениям, которые происходили в стране и в жизни самого Б.М. Кустодиева в период написания полотен.

Даже портрет известного исполнителя Ф. И. Шаляпина на картине «Портрет Шаляпина» (1921 г.) художник выполняет на фоне сочно исполненных масленичных гуляний под кронами заснеженных деревьев, развернувшихся прямо за спиной артиста. Преобладающими в пейзаже оказываются золотые оттенки ярмарочных домиков, горок и павильонов, вступающие во взаимодействие с искрящимся светом снегом, покрывающим все вокруг.

Люди же на улице расширяют цветовую палитру картины своими разноцветными одеяниями, добавляя тона синего, сиреневого, красного и их смешения. Постоянное возвращение к теме масленицы говорит о большой привязанности и любви живописца к этому празднику, к той излучаемой торжеством радости, которая просвечивается через все его творения.


Доклад на тему: «Широкая масленица в произведениях русских художников»

Подготовила Белова Алевтина ученица МОУ СОШ с УИОП №3 г. Егорьевска

Руководитель: Викулова Татьяна Николаевна, учитель ИЗО

Слайд 2 Масленица - исконно русский праздник, сохранившийся ещё с языческих времен. Начинаются масленичные гулянья за 8 дней до Великого Поста и знаменуют собой проводы зимы. В старину эта неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые и необрядовые действия, традиционные игры и затеи до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на всё, поскольку царила атмосфера раскрепощенности, всеобщей радости и веселья. Каждый день Масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения

п онедельник - "встреча"
вторник - "заигрыши"
среда - "лакомка"
четверг - "разгул", "перелом"
пятница - "тещины вечерни"
суббота - "золовкины посиделки"
воскресенье - "прощенный день".

Первая картинка Вся же неделя именовалась "честная, широкая, весёлая: барыня-масленица, госпожа масленица . Масленица - это прежде всего обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем. В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года. Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматриваются как своеобразное магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях.

На масленицу можно есть молочные продукты и рыбу. Однако основным блюдом на масленицу являются, как известно, блины, которые пекут каждый день с понедельника, но особенно много- с четверга по воскресенье. Это время называется широкой масленицей. Второе правило, это то, что еда на масленицу становится самой важной формой жизни. Вот почему в народе говорили, что в это время надо есть столько раз, сколько собака махнет хвостом или сколько раз прокаркает ворона. В отличие от многих других праздников на масленицу не только чревоугодничают дома, в семье, но и часто ходят в гости и приглашают гостей к себе. "Гостевание" приобретает самоцельный характер.

Вторая картинка Однако не только еда составляет смысл масленицы. Масленица - это танцы, пение, катание с гор, потешные бои, типа взятия снежного городка, сооружение масленичного чучела, костры и многое другое.

Третья картинка Популярным было и катание в санях, для чего лошадей и упряжь специальным образом украшают: под дуги лошадей подвешивают колокольчики, а в хвосты и гриву вплетают ленты.

Конечно, это пропитанное русским духом, национальным колоритом, праздничное веселье не могло не найти отражения в работах русских художников. Но начну я с первой картины, которая называется:

Слайд3 « Битва Масленицы и Поста» Питер Брейгель 1559г .

В последний день карнавала в нидерландских городах и сёлах устраивалась шуточная битва Масленицы и Великого Поста. К уличному представлению готовились заранее, шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. На картине в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста. Масленица, пузатый толстяк в колпаке, восседает на большой бочке из-под вина. Он держит перед собой вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Воплощение Поста - худощавый человек в балахоне. Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие - лопату на длинном черенке, на которой сиротливо лежат две селёдки.

Слайд4 . Давайте же взглянем на эти замечательные, яркие и красочные, картины русских художников:Символом народной Масленицы стало чучело молодой женщины, которой даже было придумано имя – Авдотья Изотьевна. Ей посвящались игры и песни, а в конце разгульной недели – сжигали.

Семен Кожин "Масленица. Проводы." Россия 17 век

Слайд5 Масленицу всегда встречали широко: с песнями, плясками, разнообразными забавами, ряжеными и балаганами... Было принято «есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсаду, плясать до упаду».

Е. Маковский "Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" 1869 г.

Слайд6 Валентин Белых "Собор Александра Невского. Масленица" 1908 г.

Слайд7 В.И. Суриков "Взятие снежного города"

Суриков изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.

Слайд8-11 Несколько раз к теме Масленицы обращался Борис Кустодиев :

1916-1920г.г. \

Слайд 12 Показанная здесь "Масленица" очень характерна для творчества Кустодиева. Созданная в 1919 году, во время гражданской войны, голода, разрухи, картина проникнута верой в бессмертие России, ее народа, праздников, истории. В ней художник переносит зрителей в мир света, радости, достатка, где люди довольны жизнью: по улицам, ныряя на спусках, проносятся нарядные тройки и легкие санки, под солнцем сверкает иней и гирлянды разноцветных шаров, вьются цветные флажки на каруселях и балаганах. Где этот праздник, в каком городе России - неизвестно. Да это и не важно. Это образ России, каким его видел великий художник.

Слайд 13 Современные художники тоже стремятся запечатлеть Масленицу такой, какой она им представляется: Людмила Югова « Блинчатый натюрморт»

Слайд14 Для древних славян Масленица была ещё и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта месяца. Даже блины, круглые, румяные, горячие, являли собой символ солнца, которое всё ярче разгоралось, удлиняя дни.Цикл картин Игоря Шаймарданова« Псковская Масленица»

Слайд15Киселёва Ольга « Сибирский натюрморт»

Слайд16Борис Иван « Масленица»

Слайд17 Инна Широкова «Масленица», 2009г .

Прощание с масленицей завершалось в первый день Великого поста - Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно "полоскали зубы", т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для "вытряхивания блинов" устраивали кулачные бои и т.п..
«Не потешишь на широкую Масленицу – значит, жить будешь в горькой беде и жизнь худо кончить», – так считали наши предки.

Современные художники стараются запечатлеть историю наших праздников не только в живописных картинах, но и в художественных фильмах, в которых задействовано огромное количество художников(художник –постановщик, художник по костюмам, гримёр и т.д.) Давайте посмотрим фрагмент фильма « Сибирский цирюльник» , где показана атмосфера праздника « Широкая масленица»

Еще со школьной скамьи всем известна картина В.И. Сурикова «Взятие снежного городка». Художник показал момент традиционной сибирской забавы на Масленичную неделю. Масленичные гуляния запечатлел П. Грузинский «Масленица », К. Маковский «Праздничные гуляния…», А. Третьяков «Смотрины молодых», Ф. Сычков «Праздничная забава». Но самые известные, самые удачные и точно передающие настроение праздника картины принадлежат Борису Кустодиеву , которому принадлежит как минимум 3 картины с названием «Масленица » и множество зарисовок и этюдов этого праздника. Полотна были созданы в период с 1916 по 1920 годы в сложное время, как для страны, так и для художника. Первая мировая война, революционный 1917 год и Гражданская война с одной стороны, и страшная болезнь, тяжелая операция и инвалидное кресло с другой. Превозмогая боль, Кустодиев по памяти воссоздает картину веселого праздника, словно противопоставляя ее болезни.

Картина «Масленица» (1916) выделяется на фоне работ других русских художников, в первую очередь примитивизмом мазков и яркости палитры. Но именно эти приемы позволяют максимально точно передать красочную идиллию Масленицы в русской провинции и создать легкое праздничное настроение. Последние лучи заходящего солнца освещают заснеженный город, блестят высокие шпили и купола церквей. А внизу все пестрит от разноцветных качелей и каруселей. Ярко расписные сани в стремительной скачке пытаются выяснить, кто быстрее, удалее, звонче. Картина напоминает нам, что жизнь - это праздник. Зимний пейзаж, который здесь не более чем фон, создает атмосферу карнавала.

Еще один праздничный день изображен на картине 1919 года. И снова розово-золотистый закат и народное гуляние. Лихая тройка в центре полотна, чуть сзади ее догоняет двойка, а на переднем плане на санях, запряженных белым конем, весело катит молодой купчик с женой. Кустодиев специально выбирает для картины яркие цвета: узоры расписных саней, фасады домов - так он передает народное веселье. Только храм, светлый и умиротворенный, создает на картине островок спокойствия. В 1920 году художник создает еще одну «Масленицу». Но в этот раз - это быт русского народа его история. Кустодиев, как Питер Брейгель Старший , здесь показывает нам увлекательные истории, полные мельчайших подробностей. Каждая группа персонажей вполне самостоятельна и передана с восхищением и неуловимой иронией. Создается впечатление, что даже природа принарядилась к Масленице - разукрасила деревья инеем, радуя солнечной и морозной погодой. Эта яркая, праздничная и многоцветная зарисовка перекликается с русским лубочным искусством. На работах, посвященных народному гулянью, Кустодиев всегда стремился изобразить мчащуюся русскую тройку - как символ бесшабашного вихря эмоций. Как уже было сказано выше, эти картины были написаны Кустодиевым по памяти. Главные герои этих работ чисты от негатива: они полны достоинства, добры и поэтичны. К сожалению, этот патриархально-провинциальный уклад российской жизни безвозвратно ушел в прошлое.

В.И Суриков "Взятие снежного города"

Суриков изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.

Питер Брейгель "Битва Масленицы и Поста" (1559)

В последний день карнавала в нидерландских городах и сёлах устраивалась шуточная битва Масленицы и Великого Поста. К уличному представлению готовились заранее, шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. На картине в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста. Масленица, пузатый толстяк в колпаке, восседает на большой бочке из-под вина. Он держит перед собой вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Воплощение Поста — худощавый человек в балахоне. Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие — лопату на длинном черенке, на которой сиротливо лежат две селёдки.

Борис Кустодиев "Масленица" (1919)

В промежуток между 1916 и 1920 гг. Кустодиев несколько раз обращался к теме масленицы.

Борис Кустодиев "Зима" 1916 г.

Вариант картины "Масленица"

Борис Кустодиев "Масленица" 1916 г.

Вариант картины

Борис Кустодиев "Масленица" 1920 г.

Борис Кустодиев "Деревенская масленица (Гармонист)" 1916 г.

Борис Кустодиев "Масленица" 1919 г.

Показанная здесь "Масленица" очень характерна для творчества Кустодиева. Созданная в 1919 году, во время гражданской войны, голода, разрухи, картина проникнута верой в бессмертие России, ее народа, праздников, истории. В ней художник переносит зрителей в мир света, радости, достатка, где люди довольны жизнью: по улицам, ныряя на спусках, проносятся нарядные тройки и легкие санки, под солнцем сверкает иней и гирлянды разноцветных шаров, вьются цветные флажки на каруселях и балаганах. Где этот праздник, в каком городе России - неизвестно. Да это и не важно. Это образ России, каким его видел великий художник.

Н. Серракаприола "Катальные горы на большой Неве" 1817 г.

Раскрашенная гравюра

Знак А.М. "Проводы зимы в старом Красноярске" 1996 г.