Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Кто такой М.А. Булгаков,жизнь и творчество краткая биография

Кто такой М.А. Булгаков,жизнь и творчество краткая биография

Михаил Афанасьевич Булгаков (15 мая 1891 - 10 марта 1940) родился в Киеве в семье доцента духовной семинарии. Был крещен своим же отцом, который посчитал нужным дать сыну имя в честь хранителя Киева — архистратига Михаила.

Детство

В семье Булгаковых воспитывалось 7 детей, из которых Михаил был старшим. Как вспоминал в будущем писатель, мать относилась к ним со всей строгостью. Дети получали точное понятие, что такое зло и добро. Отец, в свою очередь, старался им привить большую любовь к науке.

Дом семьи Булгаковых располагался на Андреевском спуске, который знаменит своей энергетикой и неимоверными пейзажами. Мальчик с юных лет рос в особой атмосфере свободы и красоты.

До 9 лет Михаил получал домашнее образование, а затем отправился на обучение в Александровскую гимназию, где в начале 20 века преподавали самые сильные учителя Киева. Именно гимназийный период ознаменовался первыми творческими порывами будущего писателя: Михаил проявил себя как талантливый юный поэт и прозаик, а также — карикатурист и музыкант.

Юношество

После окончания гимназии вопрос о продолжении образования решался просто: в семье Булгаковых было много родственников-врачей. Да и смерть отца Афанасия от почечной болезни повлияла на выбор юноши. Михаил всегда проявлял интерес к тому, как «устроен человек». Уже на втором курсе он оставил холостяцкую жизнь, женившись на выпускнице гимназии Татьяне Лаппа.

Планы на обучение прервала Первая мировая война. Михаил принял решение работать в госпитале, но уже осенью получил назначение в Смоленскую губернию. Так он стал земским врачом.

Молодые годы

Военное время оказалось удручающим: среди заболевших часто встречалась дифтерия. Булгакову приходилось оказывать помощь каждому нуждающемуся. От этого пострадал и он сам, заразившись дифтерийной палочкой от больного мальчика. Спасительным лекарством оказался морфий. Михаил смог вылечиться от дифтерии, но не смог отказаться от наркотического вещества. Уже вскоре ежедневно ему требовалось вводить две дозы.

Находясь в наркотическом угаре, писатель садился за стол и пытался на бумаге передать все то, что «посещало» его голову в тот момент. И только благодаря жене он смог избавиться от пагубной привычки.

Доктор в отставке

После первой мировой войны многие представители интеллигенции покидали Россию. На то время Михаил нес службу военного врача на Северном Кавказе. Тяжелый тиф, сваливший писателя, не дал ему возможности вовремя эмигрировать из страны. Уже потом он не раз ставил в упрек своей жене то, что она не приняла решение и не вывезла его за границу. Причиной такого желания были особые взгляды Булгакова, которые шли вразрез с политическими верхами. Это четко можно проследить в его первых масштабных произведениях «Роковые яйца», «Собачье сердце, «Зойкина квартира».

Интересный факт: уважаемый профессор Преображенский из «Собачьего сердца» имел своего реального прототипа. Им стал дядя Михаила Булгакова, врач Николай Покровский. Само произведение было впервые опубликовано только в 1987 году.

В 1919 году писатель покинул медицинскую практику и женился снова. Его супругой стала Любовь Белозерская. Многие ошибочно считают, что произведение «Мастер и Маргарита», Булгаков посвятил ей. На самом деле его музой была Елена Шиловская, которая в 1929 году «получила звание» третьей законной супружницы писателя.

Роман «Мастер и Маргарита» стал настоящим отражением судьбы самого писателя. Несмотря на переплетение современного и исторического аспекта, ему было присвоено титул «Евангелия от Дьявола». Главный герой романа — Мастер, стал тем самым проводником между прошлым и настоящим: временами Понтия Пилата и современной Москвой 30-х годов.

В начале 30-х годов материальное состояние писателя желало лучшего. Ему пришлось написать письмо Сталину с просьбой или дать возможность работать ли разрешить выезд из страны. Так в жизни писателя появился театральный период. Им была написана даже пьеса о Сталине, которую запретили к постановке. Единственной пьесой, которая шла многие годы на сцене МХАТа, было произведение «Дни Турбиных».

В 1939 году Булгаков начинает снова употреблять морфий для снятия боли вследствие гипертонического нефросклероза. Именно эта болезнь была названа официальной причиной его смерти в марте 1940 года. Недруги поговаривали, что уход писателя ускорило его увлечение оккультизмом: нечистая сила предъявила свои права на его жизнь.

М.А.Булгаков родился 3 (15) мая 1891 г. в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. В 1916 г. он окончил медицинский факультет Киевского университета. Работал врачом в Никольской сельской больнице под Смоленском (этот этап его биографии послужит материалом для книги «Записки юного врача»). В 1919 г. Булгаков был мобилизован в Добровольческую армию А.И.Деникина, служил военным врачом, тогда же начал печататься в газетной периодике Северного Кавказа.

В 1921 г. писатель переехал в Москву, с тем «чтобы остаться в ней навсегда», как он напишет в автобиографии. Активно публиковался во многих газетах и журналах Москвы. Главным местом работы для писателя стала газета «Гудок», где он познакомился с В.Катаевым, Ю.Олешей, Е.Петровым, И.Ильфом, И.Бабелем и другими молодыми писателями. В связи с большой занятостью газетной работой заниматься собственным творчеством писателю приходилось урывками. Ведущие жанры его раннего творчества — фельетоны, очерки и рассказы.

Незаурядное дарование писателя проявилось в повестях первой половины 1920-х гг. «Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Первый роман писателя «Белая гвардия» публиковался в 1925 г. фрагментами на страницах журнала «Россия» (были напечатаны первые 13 глав, после чего журнал был закрыт).

В 1926 г. в Московском Художественном театре была поставлена пьеса «Дни Турбиных», созданная Булгаковым как инсценировка «Белой гвардии» (в ходе многочисленных переделок писатель существенно трансформировал сюжет произведения; подверглась преобразованию и система персонажей). С этого времени писатель большую часть своего времени и сил отдает театру: в 1920-1930-е гг. написаны пьесы «Зойкина квартира» (1926), «Бег» (1928), «Адам и Ева» (1931) и около десятка других пьес и инсценировок. Однако отношения с театральной цензурой у драматурга складывались плохо: после «Дней Турбиных» ни одна из пьес так и не увидела света рампы при жизни автора.

Параллельно с драматургической работой Булгаков с конца 1920-х гг. обдумывает замысел своего главного произведения — романа «Мастер и Маргарита». Работа над ним продолжалась вплоть до февраля 1940 г. Этот роман стал творческим завещанием одного из крупнейших мастеров русской литературы XX века. Писателя не стало 10 марта 1940 г. Он похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Поэтика Булгакова

Открывая любой сборник произведений Булгакова на странице «Содержание», проницательный читатель обязательно отметит внешнюю пестроту заглавий: «Записки юного врача», «Театральный роман», «Собачье сердце», «Белая гвардия». Герои Булгакова предстают перед читателем то в белом халате (как московский профессор Преображенский или уездный эскулап из Мурьинской больницы), то в военной форме (как персонажи «Белой гвардии»), то в кожаной куртке с чужого плеча (как «заведующий подотделом очистки Москвы от бродячих животных» Шариков). Местом действия оказывается то Москва, то Мурье, что в сорока верстах от Грачевки (причем географическая конкретика по отношению к этому «медвежьему углу» становится просто неуместна — ясно, что это где-то «очень далеко»), то древний Ершалаим и дворец прокуратора Иудеи.

Соседство «вещей несовместных» проявляется не только на макроуровне булгаковской прозы: внешне контрастные эпизоды, детали, характеристики пронизывают любое произведение Булгакова. На страницах «Мастера и Маргариты» рядом оказываются имена легендарного Понтия Пилата и безвестного поэта Сашки Рюхина, Римского (правда, без напрашивающегося продолжения — Корсакова) и Берлиоза (впрочем, тоже не композитора); в «Собачьем сердце» в едином строю «пролетарских вождей» оказываются Энгельс, Каутский, Полиграф Шариков и Швондер. Формулой благодарности и преданности становится, например, фраза: «Целую штаны, мой благодетель!» или: «Пинайте меня вашими фетровыми ботинками в рыло, я слова не вымолвлю» («Собачье сердце»). Пламенная прогулка кота Бегемота по «Грибоедову» заканчивается тем, что свои браунинг и примус (обратим внимание на степень сочетаемости «аксессуаров») он поменял на спасенный в пожаре «поварской, наполовину обгоревший халат» и «цельную семгу в шкуре и с хвостом»; при этом комический контраст «половины халата» и «цельной семги» интересен Булгакову в той же мере, в какой и финальный разговор Воланда с Левием Матвеем о судьбе Мастера. Философская дискуссия и портрет Бегемота, приветственно помахавшего Воланду семгиным хвостом, мирно уживаются на одной странице.

Внешняя несочетаемость «микроэлементов» и внутреннее единство художественного «макромира» — важнейшие отличительные черты творчества Булгакова. Сочетание разноплановых элементов повествования наиболее отчетливо проявляется в романе «Мастер и Маргарита» — прежде всего на уровне его языковой структуры. Герои романа говорят на нескольких языках: беседа Иешуа с Понтием Пилатом идет на арамейском, латинском, греческом языках, при этом смена языка каждый раз особо оговаривается. Надпись «разбойник и мятежник» на деревянных табличках, привязанных к шеям казненных в Ершалаиме Гестаса, Дисмаса и Иешуа, была сделана на двух языках — арамейском и греческом. Но при этом ни одного слова, которое было бы написано по-латински или по-гречески, в романе Булгакова нет. Даже визитная карточка «иностранца» Воланда описана «по-русски»: «Поэт <Иван Бездомный> успел разглядеть на карточке напечатанное иностранными буквами слово «профессор» и начальную букву фамилии — двойное «В». Сам же «иностранец» не произносит ни одного слова на каком-либо ином языке, кроме русского. Таким образом, в языковой структуре романа находит выражение один из важнейших художественных законов булгаковского мира — абсолютное единство разнородных явлений.

При всем различии проблематики, композиционного и речевого строя произведений Булгакова разных лет существует несколько важнейших аспектов, определяющих их внутреннее единство. Выделим основные:

— сочетание и взаимообратимость реального и фантастического;

— гротескная трансформация быта в миф, мистики — в обыденность;

сатирическое изображение современной писателю советской действительности как трагифарсового мира, в котором царствуют инфернально-демонические силы;

— противопоставленный окружающему миру — враждебному и почти всегда агрессивному — булгаковский герой: он наделен творческими способностями и художественным талантом, но почти всегда слаб и уязвим;

общий принцип расстановки персонажей: учитель (Иешуа, Мастер, профессор Преображенский) — ученик (Левий Матвей, Иван Бездомный, доктор Борменталь) — предатель или провокатор (Иуда, Алоизий Могарыч, барон Майгель, Швондер);

— инвариантная сюжетная схема: разрушение гармоничного (идиллического) мира героя — и его реальное или ирреальное восстановление;

— амбивалентность (двойственность) содержательных и структурных элементов повествования: герои Булгакова парадоксально совмещают разные «амплуа» (палача и жертвы, ученика и предателя), а традиционно одномерные этические категории — например, «положительное» добро и «отрицательное» зло — становятся одновременно позитивными и негативными ценностями.

Особое значение в содержательной структуре произведений Булгакова приобретают библейские, прежде всего новозаветные, мотивы и ассоциации. В сознании читателя евангельская тема в творчестве Булгакова прочно связывается с романом «Мастер и Маргарита». Однако история Иешуа и Понтия Пилата является не началом, а кульминацией длительного развития библейской темы, определившей значение и функции множества сквозных мотивов в прозе Булгакова. На протяжении всей творческой эволюции писателя библейские (евангельские) образы и мотивы вводились в художественную структуру самых разных произведений — от «Записок юного врача» (1925-1927 гг.) до пьесы «Батум» (посвященной Сталину и законченной в 1939 г.). В контексте отдельного произведения их присутствие может быть почти неощутимо: Булгаков никогда не прибегает к прямым сюжетным заимствованиям или созданию модернизированных иллюстраций к библейским притчам. Но в едином корпусе всех булгаковских произведений библейский подтекст становится видимым, «проявляется» —подобно тому как в рисунках-загадках, если правильно настроить зрение, сквозь внешние линии осеннего пейзажа начинает проступать женское лицо или контуры далекого древнего города.

Парадоксально, иногда травестийно трансформируясь, библейские образы и мотивы причудливо вплетаются в гротескную реальность булгаковского мира — но в странных «превращениях» библейских мотивов читатель постепенно обнаруживает внутреннюю логику и устойчивые закономерности. В ранних произведениях Булгакова библейские аллюзии и реминисценции не складывались в самостоятельный сюжет — но неизменно подсвечивали изображение современной действительности; в финальном произведении писателя — «Мастере и Маргарите» — сам библейский сюжет в апокрифической версии Мастера стал составной частью романа о Москве 1930-х гг.

Понаблюдаем за некоторыми закономерностями, которыми определяется развертывание библейских мотивов в произведениях Булгакова. В «Записках юного врача» эпизод прибытия выпускника медицинского факультета в Мурьинскую больницу, заброшенную в неведомую глухомань, ретроспективно начинает обрастать евангельскими ассоциациями. Одиночество, тоскливое ощущение брошенности, покинутости во враждебном мире, полном испытаний («Стальное горло», «Крещение поворотом», «Полотенце с петухом») и искушений («Морфий»), от рассказа к рассказу, по мере развития сюжета начинают осмысляться в контексте евангельского повествования о последних днях Сына человеческого. Операция по ампутации ноги, спасшая жизнь попавшей в мялку девушке (рассказ «Полотенце с петухом»), проецируется на евангельский сюжет воскрешения из мертвых: описание операции сопровождается тревожно пульсирующим «умрет», «сейчас умрет» — и заканчивается чудом, «воскрешением», совершенным героем рассказа. Название рассказа «Крещение поворотом» также начинает восприниматься сквозь призму библейских (а не только обычных языковых) значений первого слова. Начальный же эпизод цикла — «въезд» юного врача в Мурье — теперь может быть прочитан как иронический парафраз евангельского повествования о въезде в Иерусалим. Подчеркнуто точная датировка — «два часа пять минут 17 сентября 1917 года» — придает прозаически сниженной сцене многозначительность исторического события, а сакральное число «сорок» («сорок верст, отделяющих уездный город Грачевку от Мурьинской больницы») иронически отсылает к библейской символике чисел и навязывает символическое значение трагикомической завязке цикла.

Подобным же образом амбивалентный (двойственный) характер евангельских ассоциаций проявляется и в еще одной повести Булгакова на «медицинскую» тему — «Собачьем сердце».

– драматург, писатель (14.5. 1891, Киев – 10. 3. 1940, Москва). Его отец был профессором Киевской духовной академии. В 1909-16 Булгаков изучал медицину в Киевском университете, после этого работал сельским врачом под Смоленском и в Киеве.

В 1919 он приступил к литературной деятельности, в 1920-21 жил во Владикавказе. В годы гражданской войны недолго был в рядах деникинской армии . В 1921 Булгаков переехал в Москву и стал писать для многих газет и журналов. В частности, в 1922-24 он писал для газеты «Накануне», выходившей в Берлине и симпатизировавшей Советскому Союзу. Булгаков постоянно публиковался в газете железнодорожников «Гудок», что и свело его с И. Бабелем , И. Ильфом , В. Катаевым , Ю. Олешей , К. Паустовским и Е. Петровым . Только по прошествии 50-ти лет эти фельетоны и заметки, весьма важные в качестве материала для его поздних произведений, были собраны и изданы в Кельне.

Михаил Булгаков. Проклятие Мастера. Видеофильм

В 1936 Булгаков перешел в Большой театр, где зарабатывал на жизнь в качестве оперного либреттиста и переводчика. Все написанное им оставалось в рукописях. Уже на смертном одре, ослепнув, он диктовал поправки к своему главному прозаическому произведению Мастер и Маргарита (1928-40). В 1941 в Ленинграде и Москве недолгое время шла его пьеса Дон Кихот , написанная в 1938. В 1943-48 на сцене шла драма Булгакова о Пушкине Последние дни , написанная в 1934-35.

Имя Булгакова было вычеркнуто из планов издательств и учебников по литературе. Творческое наследие писателя сохраняла его вдова, Елена Сергеевна Булгакова. Лишь после смерти Сталина , с 1955 произведения Булгакова стали появляться в печати и на театральной сцене благодаря активной поддержке В. Каверина и К. Паустовского. Сначала, в 1955 были опубликованы пьесы Дни Турбиных и Последние дни ; сборник 1962 года содержал напечатанные впервые пьесы Бег , Кабала святош и Дон Кихот . Однако сатирические пьесы Булгакова и тогда публиковались только на Западе. До сих пор известны только двенадцать пьес из тридцати, предположительно написанных драматургом.

В 1965 в журнале «Новый мир» был опубликован Театральный роман , написанный в 1936-37; эта публикация содействовала тому, что через 25 лет после смерти писателя его проза, хотя и не целиком, вернулась в русскую литературу. Роман Мастер и Маргарита вышел в свет в 1966-67 с существенными цензурными купюрами. После того как роман был без купюр опубликован на Западе, вышло новое советское издание (1973), также без купюр. Возвращение Булгакова в советскую литературу вызвало на Западе целую волну исследовательских работ.

Булгаков является одним из самых значительных русских писателей этого столетия. Значение его как сатирика находится во всегдашнем противоречии с учебниками советской литературы, где ему отводится незначительное место. В его творчестве можно выделить четыре главных темы.

В произведениях Белая гвардия , Дни Турбиных и Бег он изображает, отступая от общепринятой схемы, патриотические и идеалистические мотивы, руководившие белыми . Сюда же примыкает и его известный рассказ Ханский огонь [см. его полный текст и краткое содержание ].

Врачебная практика дала Булгакову материал для таких произведений, как Записки юного врача (написаны в 1925-27, впервые напечатаны в 1963), Роковые яй ца [см. полный текст и краткое содержание ], а также гротесковой повести Собачье сердце [см. полный текст и краткое содержание ], остро остраняющей современность (написана в 1925 и только в 1987 напечатана в СССР, на Западе вышла в 1968). Эта повесть представляет собой искусный сплав формы рассказа от первого и третьего лица, в ее структуре проявились эксперименты, характерные для ранней прозы Булгакова.

Его комедии – увлекательная и острая сатира, рисующая Россию 1920-х годов. В пьесе Зойкина квартира , где выведены исключительно отрицательные персонажи, проявляется оборотная сторона НЭПа в Москве. Многие персонажи этой первой комедии Булгакова встречаются в более поздних его произведениях.

Центральная тема его исторических драм о Мольере и Пушкине – зависимость гения от деспотического государства и его властей. Эта же тема связывает во многом автобиографический Театральный роман , где речь идет о судьбе пьесы Дни Турбиных , с романом Мастер и Маргарита . Это многослойное и сложное по структуре произведение о появлении в Москве 1930-х годов дьявола и о писателе, чья неопубликованная книга о Понтии Пилате включена в ткань основного романа, обнаруживает необычайную творческую фантазию автора и его критическое отношение к своему времени, равно как мучительность творчества в условиях несвободы и бессилие угнетателей.

1. Путь к призванию.
2. Стезя писателя.
3. Булгаков-драматург.

М. А. Булгаков родился в 1891 году в Киеве в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии А. И. Булгакова. Это был старший сын многодетной семьи Булгаковых, позже у Михаила появились четыре сестры и два брата. От родителей детям досталась семейная тяга к знаниям и трудолюбие. Получив домашнее образование, в 1900 году Михаил поступил в первый класс Александровской гимназии. Он рос разносторонне развитым — сочинял, пел, рисовал, музицировал. После окончания гимназии в 1909 году Михаил стал студентом медицинского факультета Императорского университета св. Владимира. Он уже был самым старшим мужчиной в семье — его отец умер от болезни почек. Медицина привлекала его возможностью помочь людям, иметь частную практику. Профессия врача казалась Михаилу Афанасьевичу блестящей.

На втором курсе, в 1913 году, Булгаков женится на выпускнице гимназии Т. Лаппа. Во время первой мировой войны семейная пара работает в госпитале, позже Михаил уходит на фронт добровольцем, в прифронтовом госпитале приобретая профессиональные навыки. У него обнаруживается редкий дар диагноста. Закончив университет с отличием, он служит земским врачом в Смоленской губернии.

Врачебная практика развивала его не только как врача, но и позже принесла литературные плоды. Свои «Записки земского врача» он пишет, опираясь на личный опыт.

Булгаков видел гражданскую войну, отречение царя и октябрьский переворот, немецкую оккупацию Украины: серые толпы, зверские тупые лица, увиденные воочию, как он говорил, помогли понять произошедшее. Его мобилизуют и отправляют с отступающей армией военврачом на Северный Кавказ. Вскоре белые оставили город. Больной тифом Булгаков лежал в горячке и был не в состоянии эмигрировать вместе с белой армией. Если бы он мог решать свою судьбу, то уехал бы из России.

Выздоровев, Михаил Афанасьевич оставил работу врача. Его назначили заведующим литературной секцией подотдела искусств наробраза. Он сотрудничает с газетами, пишет для Владикавказского театра первые драматургические произведения: «Самооборона», «Парижские коммунары», «Сыновья муллы», «Братья Турбины». Сочинять его вынудили обстоятельства. Переехав в Москву, он спасается от голода, сотрудничая с редакциями газет. Ремесло писателя было призванием Булгакова. Но на признание не было надежд, а он хотел сразу добиться всего. Он стыдился, что с таким образованием работает в газете только ради денег. Образование и талант должны были продвинуть его по карьерной лестнице, но это сопровождалось жесткой публичной критикой. Он писал фельетоны для берлинской редакции «Накануне», там же были напечатаны его «Необыкновенные приключения доктора» (1922), в которых автор негативно отзывается о сменяющейся власти, не одобряя ни белых, ни красных, и «Записки на манжетах» (1922—1923). Следом появляются «Дьяволиада» (1924), «Роковые яйца» (1925), «Собачье сердце» (1925). В этих почти фантастических произведениях поднимаются злободневные проблемы времени: насильное насаждение большевистских порядков, агрессивность красных, невежественность пролетариата. Неудивительно, что «Собачье сердце» с его разошедшимися в миг цитатами не пропустили в печать и опубликовали только в перестроечные времена, в 1987 году. Фактически в повести сравнивались пес и люмпен (человек из низших слоев населения), причем сравнение было не в пользу последнего. Такие же нелестные характеристики были даны большевикам. Эксперименты большевиков не принесут того, чего можно добиться просвещением. Булгаков считает, что не революция нужна, а эволюция.

Роман «Белая гвардия» (1925—1927), пьесы «Дни Турбиных», «Бег» — это прощание Булгакова с Россией. Вспоминая гражданскую войну, в «Белой гвардии» он пишет о том, чем живет семья Турбиных в это нелегкое время, как война входит в эту семью и что она приносит. Здесь еще четче показано неприятие и белых, и красных. По мнению автора и те, и другие исторически обречены на поражение, потому что чужды русскому народу,

В жизни писателя в 1925 году происходят две важные перемены — он женится на Л. Е. Белосельской-Белозерской и входит в литературу как продолжатель традиций Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. «Белая гвардия» печатается в журнале «Россия», но журнал закрывают, не завершив публикацию.

Герои Булгакова переходят в пьесу «Дни Турбиных». Пьеса имеет огромный успех во МХАТе. 5 октября 1926 году, в день премьеры, М. А. Булгаков становится знаменитым. В это же время публикуют цикл рассказов «Записки юного врача» (1925—1926). Больше Булгакова при жизни не печатали. Официальная критика видела в нем реакционного писателя. В образах белых офицеров писатель представил отнюдь не белую армию, а военную интеллигенцию, но это было воспринято как воспевание буржуазных ценностей. Спектакль сняли, но в 1.932 году возобновили по личному распоряжению И. В. Сталина.

Драматургический талант Булгакова был востребован. Он создал шестнадцать пьес. Шли «Зойкина квартира» в театре им. Вахтангова, «Багровый остров» на сцене Камерного театра. Но в театральном сезоне 1928 году уже не выпустили на сцену «Бег» — пьесу о белых эмигрантах. Она была поставлена только в 1957 году. Новая пьеса «Кабала святош» (1929) выдерживает семь представлений, затем ее снимают. Это была последняя пьеса, поставленная при жизни писателя. В 1929 году из репертуара театров вычеркнули все пьесы Булгакова, и отчаявшийся писатель письменно обращается к правительству, прося во избежание нищеты и гибели Или дать ему работу, или отпустить за границу. Уехать не разрешили. Дали должность ассистента режиссера во МХАТе. Служащий МХАТа пишет «в стол» пьесы и создает свое главное произведение, роман о дьяволе «Мастер и Маргарита». Автор использует в романе евангельские образы и мотивы, говоря о бесовской сущности большевизма, показывает борьбу добра и зла в советской России. В «Евангелии от дьявола» раскрываются быт и нравы советских людей, прослеживается судьба творческого человека. Повествование строится как «роман в романе»: главы о Москве 30-х годов перемежевываются с главами из романа Мастера о Понтии Пилате. Прототипом подруги главного героя — Маргариты — становится третья жена писателя, Е. С. Шиловская.

Осенью 1936 года Булгаков стал работать в Большой театре в качестве оперного либреттиста и переводчика, но судьба его либретто также была неудачной. В сентябре 1938 году руководство МХАТа заказывает ему пьесу о Сталине. Пьесу «Батум» уже одобрили в Комитете по делам искусств, когда Сталин сказал, что ее нельзя ставить, как объяснял драматургу причину отказа режиссер В. Г. Сахновский: «Нельзя такое лицо, как И. В. Сталин, делать романтическим героем, нельзя ставить его в выдуманные положения и вкладывать в его уста выдуманные слова».

В августе 1939 года, через несколько недель после запрета «Батума», писатель серьезно заболел. В октябре, поняв, что дни его сочтены, Булгаков начал корректировку романа. Болезнь поразила глаза — это был симптом наследственной болезни почек, поэтому без помощи Елены Сергеевны он бы не справился. В марте 1940 года писатель умер. Его жена завершила работу над произведением, следуя воле автора. Фактически это была девятая редакция романа. Напечатать его стоило большого труда. В журнале «Москва» сократили и исправили роман, печатая его с 1966 по 1967 года. Полный текст романа увидел свет в 1967 году на итальянском языке. На русском его издали лишь в 1973 году.

М. А. Булгаков (1891 – 1940)

Творческий путь

Киев

Михаил Афанасьевич Булгаков родился в Киеве 3 мая 1991 г. Семья – главный источник формирования Михаила. Отец – преподаватель истории в киевской духовной академии, мать – из духовного сословия. В семье - младшие братья: Николай, Ваня, сестры: Леля, Варя, Вера, Надя.

1901 г. – Первая гимназия, описанная в «Белой гвардии». Жили Булгаковы на Андреевском спуске, описанном в романе как Алексеевский спуск.

В 1907 г. умер отец.

Университет. Начало медицинской деятельности

В 1908 г. Булгаков поступил в университет на медицинский факультет. Очень рано женился, в 1913 г.

1914 г- началась Первая мировая война, студент Булгаков работает в госпиталях с 1916 г. В конце лета Булгаков направлен в Смоленскую губернию, в село Никольское, врачом. Там с ним приключилась беда. Спасая больную, он проглотил яд, чтобы излечиться, - принял морфий и пристрастился к нему. Спасла его жена. В это время в России полным ходом шла революция. Булгакова переводят в Вязьму. Именно там он начинает писать. Неизвестно, что было с Михаилом в дни октябрьской революции.

Украина. Судьба семьи Булгакова

Украина объявила о своем выходе из России еще летом 1917 г. В Киеве о Февральской революции узнали только 1 марта 1917 года. Тут же стали формировать правительство, названное Центральной Радой, президентом которой стал Михаил Грушевский. И хотя Центральная Рада формально была высшим органом в Украине, ее полномочия не распространялись дальше Киева. После Октябрьской революции Советы в ноябре попытались взять власть, но победила Центральная Рада. Она была создана еще в апреле 1917 года на Украинском национальном конгрессе, в работе которого приняли участие делегаты от двух десятков партий и общественных организаций. Собравшиеся заявили, что уполномочены говорить от имени всей Украины и решать все ее проблемы. Рада выступала за отделение Украины от остальной России, принудительное введение галицийского диалекта украинского языка, создание особой украинской церкви. На Украине возникла независимая республика, но Совнарком (Совет народных комиссаров во главе с Лениным) ее не признал.

В октябре 1917 г. младший брат Михаила Афанасьевича Николай поступил в юнкерское училище, а это было опасно. Юнкер Николай Булгаков участвовал в Киеве в боях против Советской власти в ноябре. 16 января в Киеве произошло восстание большевиков. Оно было разгромлено Центральной Радой. В конце января 1918 года к столице Украины подошли большевистские войска. Центральная Рада пала. Красная гвардия взяла Киев.

Брестский мир и его последствия

Заключение 9 февраля 1918 года Советской властью мирного договора с Германией и Австро-Венгрией все изменило. 1 марта первый батальон саксонской пехоты появился на киевском вокзале. Советская власть в Киеве пала. Вернувшаяся Рада подписала с немцами договор. В Киеве обосновалась главная квартира германского командования во главе с генерал-фельдмаршалом Германом фон Эйхгорном. Вслед за немецкими солдатами объявились лидеры Центральной Рады. Однако министры и генералы кайзера Вильгельма II довольно быстро поняли, что опереточное правительство Рады не в состоянии помогать им в управлении Украиной. Поэтому немцы решили заменить Центральную Раду более эффективным правлением.

Гетман Скоропадский

В русской армии с конца марта 1917 года началась кампания украинизации. Георгиевич Корнилов, назначенный Временным правительством Верховным главнокомандующим, издал приказ о немедленной украинизации 34-го армейского корпуса. Командиром украинизированного 34-го корпуса назначили генерал-лейтенанта Павла Скоропадского, один из его предков, хоть и не по прямой линии, при Петре Великом, был гетманом Малороссии.

Избрание гетмана состоялось 29 апреля 1918 года в цирке Крутикова на Николаевской улице в Киеве. В цирке собрали "хлеборобов-собственников". Несколько "тружеников полей" выступили с речами, требуя спасти Украину от хаоса, а сделать это может только гетман. И тут в одной из лож цирка показался одетый казаком Скоропадский. "Хлеборобы" дружно "прокричали" его гетманом. Сам Павел Скоропадский поселился в доме киевского генерал-губернатора. "Независимое" государство нарекли Украинской державой.

Отражение этих событий в романе

В марте 1917 г. Тальберг стал революционером – свергнут царь.

Конец января 18 г. «слухи грозные, ужасные: наступают банды красные»

Вернулась с немцами Рада – слова Тальберга о людях в шароварах.

«в марте – пришли немцы», в апреле Тальберг участвует в выборе гетмана.

Булгаков в 1918 г.

В феврале 1918 г. Булгаков приехал в Киев. В это время и был заключен Брестский мир. Михаил Афанасьевич в 1918 г. - практикующий врач в Киеве

Осень – зима 1918г. через Киев на юг бежит самая разная публика. В романе подглавка «Бежали…»Но главное – тревога: близилась Германская революция. А с ней должны были уйти немцы.

Между тем оккупационные германо-австрийские войска приняли решительные меры для наведения порядка на Украине. Немедленно были возвращены помещикам захваченные крестьянами земли, скот и инвентарь. Карательные отряды проводили массовые расстрелы. Однако эти меры не успокоили население, а лишь только озлобили его. Именно при гетмане резко, по сравнению с временами Центральной Рады, возросла активность различных повстанческих формирований.

Революция в Германии

9 ноября 1918 года в Германии была провозглашена республика, а на следующий день кайзер Вильгельм II бежал в Голландию. 11 ноября было подписано Компьенское перемирие между странами Антанты и Германией, завершившее Первую мировую войну.

13 ноября советское правительство аннулировало Брестский мир. Появилось сообщение о сформировании Директории – националистического правительства Украины, во главе с С. В. Петлюрой (бритый человек в вагоне недалеко от Киева).

Петлюра

Симон Васильевич Петлюра, сын извозчика, учился в семинарии. Бросив семинарию, работал журналистом и бухгалтером в фирме, торговавшей чаем. Затем отправился в Австро-Венгрию, где окончил Львовский университет. В Центральной Раде Петлюра занимал пост "военного секретаря". В июле 1918 года он и его коллега - министр Владимир Винниченко (некогда социал-демократ-меньшевик, писатель) - были арестованы по обвинению в заговоре с целью отстранения от власти Скоропадского. Они просидели несколько недель под замком, а потом дали честное слово министру юстиции Вязлову не выступать против гетмана и с тем были отпущены на все четыре стороны.

Петлюра сразу же отправляется в Белую Церковь. Там были размещены сечевые стрельцы - галичане. Они выступали за создание независимой от России Украины. Врагов видели в «москалях» - так они называли русских. 14 ноября 1918 года в Белой Церкви появилось новое правительство Украины, так называемой Директории. (Этим персонажам очень льстило сравнение с Великой Французской революцией). "Селянство" активно поддержало Петлюру, получив возможность грабить помещиков, русских сельских врачей и учителей, евреев и отступающие германские тыловые части.

Павел Скоропадский оценил ситуацию и 14 ноября назначил новый кабинет министров, провозгласил Акт федерации, по которому обязался объединить Украину с будущей небольшевистской Россией. Принимая это решение, Скоропадский надеялся получить поддержку со стороны главнокомандующего Добровольческой армией генерала Антона Деникина и стоявшей за его спиной Антанты.

17 ноября в Белой Церкви немцы заключили с Директорией соглашение о нейтралитете. Германское командование обещало не мешать Петлюре свергать гетмана в обмен на условие не препятствовать эвакуации немецких и австрийских войск на родину.

В конце ноября гетман Скоропадский не сумел договориться с Деникиным, а значит после ухода немцев - придут петлюровцы. Может помогут союзники? Запись на печке: «Но где же сенегальцев роты?» В конце ноября – бои с петлюровцами на подступах к Киеву у поста-Волынского. В этих боях участвует Мышлаевский.

Скоропадский назначает на пост главнокомандующего генерал-лейтенанта князя Александра Долгорукова. 12 декабря немцы договорились с Петлюрой об эвакуации Киева. Утром 14 декабря князь Долгоруков и ряд его офицеров бежали в Германию.

Декабрь 1918 г. в жизни Булгакова

Декабрь 1918 г. - самый драматичный месяц в жизни Булгакова. Вероятно, он был мобилизован в армию гетмана. В ночь на 14 декабря гетман бежал из Киева, а Булгаков и его братья не зная этого, пошли защищать город. Иван и Николай были на сборном пункте в гимназии. С трудом спаслись. 15 декабря Петлюра вошел в Киев.

В конце января Булгаков мобилизован в петлюровскую армию как врач.

27 января началось бегство петлюровцев из Киева под ударами Красной армии. Петлюровцы устраивают погромы, грабежи, постоянные убийства. В ночь со 2 на 3 февраля Булгаков пережил на мосту через Днепр страшные минуты. Этим завершается роман.

Судьба Булгакова в годы Гражданской войны

6 февраля 1919 г. Красные вошли в Киев. Теперь Булгакову грозит опасность как бывшему офицеру. В городе расстрелы. 31 августа Деникин во главе Добровольческой армии вошел в Киев. В начале осени Булгаков был мобилизован в Белую армию. В октябре 1919г его братья участвуют в боях против Советов. Вскоре братья навсегда расстанутся. Николай будет участвовать в боях в Крыму осенью 1920г, получит ранение и эвакуируется с остатками войск Врангеля. Покинет Россию и Иван. О том, что они остались живы, Булгаков узнает много лет спустя.

26 ноября 1919г. Булгаков впервые стал печататься. В это время он служит врачом у белых. Бои идут на Северном Кавказе, Булгаков там постоянно. В начале 20 г. красные разбили главную военную силу белых – казачью конницу. Белые армии стали откатываться на Юг. В это-то время Михаил заболел тифом и не смог эвакуироваться в Новороссийск. А когда он выздоровел – во Владикавказе уже были красные. Михаил навсегда бросил врачебную деятельность и решил во что бы то ни стало стать писателем.

Смена профессий

1920г и часть 1921 г. Булгаков провел на Кавказе. Он познакомился с Мандельштамом и Ахматовой, печатался, ставил первые пьесы в местных театрах. Мечтал уехать за границу. Но не получилось.

В сентябре 1921 г. Булгаков приехал в Москву, началась изнуряющая борьба за существование, борьба за жилье, за кусок хлеба и профессию. К этому времени военный коммунизм с его распределением продуктов и вещей закончился, по настоянию Ленина был объявлен НЭП (новая экономическая политика). Вновь разрешена торговля, открылись кафе, магазины, рестораны, появились зажиточные господа. (Материал «Собачьего сердца»). Булгаков с женой снимает какие-то комнаты, пытается устроиться в учреждения, вокруг – торжество бюрократии.

В 1922 Булгаков публикует не только фельетоны и корреспонденции, но и рассказы "Необыкновенные приключения доктора" и "Спиритический сеанс" (в журнале "Рупор"). В газете "Накануне" и ее литературном приложении увидели свет многие произведения М.Булгакова: "Записки на манжетах", "Похождения Чичикова", "Сорок сороков", "Путевые заметки", "Багровый остров" и др. (1922 - 24). С газеты "Накануне" и началась популярность М.Булгакова.

В 21 – 22 г. началось гонение на церковь. Изымаются церковные ценности, закрываются церкви и монастыри. В сентябре 1922 г. по решению Ленина из советской России высылают сотни деятелей культуры, философов, поэтов, профессоров.

В 1922 г. Булгаков начинает писать роман о гражданской войне на Украине – «Белую гвардию». Весь 23 г. Булгаков работает над романом. В январе 24 г. умер Ленин, Булгаков был в это время на улице и видел выражение всенародной скорби. Об этом он напечатал статью. Булгаков попадает в среду интеллигенции, которая живет в районе Пречистенского бульвара (рядом с ГМИ им. Пушкина). Эти наблюдения лягут в основу повести «Собачье сердце» . В апреле 24 г. Булгаков заключил договор на печатание романа «Белая гвардия» в журнале «Новая Россия» (издавался в Берлине). Роман будет напечатан там, но без последней части.

В 1923 году Булгаков вступает во Всероссийский Союз писателей. В 1924 году он познакомился с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской, которая вскоре станет его второй женой.

В 1924 писатель работает в газете железнодорожников - "Гудок", объединившей в это время таких талантливых литераторов, как Ю. Олеша и В.Катаев, И.Ильф и Е.Петров, К. Паустовский.

19 января 1925г. Булгаков начал пьесу «Белая гвардия» («Дни Турбиных» ) и в январе – марте пишет повесть «Собачье сердце». Это произведение напечатать не позволит новая власть. Повесть будет напечатана впервые только в конце 80-ых гг. Убедившись, что печататься не дадут, Булгаков становится драматургом. У него устанавливаются отношения с МХАТом. Начинается борьба за пьесу «Дни Турбиных». Их будут то разрешать к постановке, то запрещать. В 27 году театр поставит их более 50 раз.

Та же история с пьесой «Бег», «Зойкина квартира», «Иван Васильевич», «Багровый остров».

Булгаков пишет для серии ЖЗЛ (жизнь замечательных людей, создана Горьким) книгу о Мольере, книга запрещена. О последних днях Мольера в 29 году Булгаков пишет пьесу «Кабала святош» , пьеса не поставлена.

Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества Булгакова; по его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных.[

1928 г. Булгаков начинает писать новый роман без всякой надежды на публикацию. Роман о похождениях дьявола в Советской России - будущий «Мастер и Маргарита». (Впервые роман был опубликован в конце 1966 - начале 1967 в журнале "Москва".)

В 1929 году Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, будущей третьей женой.

В 1930 году произведения Булгакова перестают печататься, пьесы изымаются из репертуара театров. Запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. В 1930 году Булгаков пишет брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении.

28 марта 1930 г. Булгаков обратился с письмом к Советскому правительству с просьбой или отпустить его заграницу, или дать ему средства для существования. 14 апреля застрелился Маяковский. Возможно, это повлияло, и 18 апреля Булгакову позвонил Сталин. Этот разговор изменил жизнь Булгакова на десять лет. Его немедленно приняли в театр заведующим литературной частью. Но для себя все годы до смерти он будет писать свой закатный роман – «Мастера и Маргариту».

В 1932 году Булгаков инсценировал на сцене МХАТ «Мёртвые души» Николая Гоголя. Он пытался поставить «Кабалу святош», но спектакль был почти сразу запрещён. «Кабала святош» увидела свет только в 1936 году, прошла 7 раз с огромным успехом, после чего была запрещена окончательно, а в «Правде» была помещена разгромная статья. В январе 1932 года Сталин вновь разрешил постановку «Дней Турбиных», и до войны она больше не запрещалась. Правда, ни на один театр, кроме МХАТ, это разрешение не распространялось.

В 1936 году, после статьи в «Правде», Булгаков ушёл из МХАТ и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик.

В 1939 году Булгаков работает над над пьесой о Сталине («Батум»). Пьеса была одобрена Сталиным, но вопреки ожиданиям писателя она была запрещена к печатанию и постановке. Состояние здоровья Булгакова резко ухудшилось. Как врач. Писатель понимает, что проживет недолго. Он начинает диктовать Елене Сергеевне Булгаковой последние варианты романа «Мастер и Маргарита».

С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурят у постели Булгакова, который страдает болезнью почек. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. Похоронен Булгаков на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его жены Е. С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.[