Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Характеристика героя евгения базарова. Евгений Базаров

Характеристика героя евгения базарова. Евгений Базаров

События, которые описанные в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети » в канун крестьянской реформы. Прогрессивная общественность разделилась на либералов и революционер – демократов. Одни приветствовали реформу, а другие были против такой реформы.

В центре романа появляется Евгений Базаров. И роман Тургенева начинается с приезда Базарова в имение Кирсановых. Базаров был сыном лекаря, так же он прошел суровую школу, потом учился в университете на гроши, увлекался разными науками, хорошо знал ботанику, агротехнику, геологию, никогда не отказывает в медицинской помощи людям, вообщем он гордится собой. А вот неприятия и интерес у людей он вызвал своим внешним видом: высокий рост, старый плащ, длинные волосы. Так же автор подчеркивал его ум, указывая на череп и лицо, выражающие самоуверенность. А вот Кирсановы были лучшие из дворян. Взгляды Базарова вызывают у них разные чувства.

Характеристика Базарова в романе «Отцы и дети» звучит одним словом: он – нигилист, он ярко отстаивает свою позицию отрицания всего. Он плохо высказывается об искусстве. Природа не предмет восхищения для героя, она для него не храм, а мастерская, и человек в ней работник. А любовь Базаров называет ненужным чувством. Взгляды Базарова не типичны для представителей радикального дворянства.

Автор проводит своего героя через много испытаний, а так же через испытания любовью. Когда у него произошла встреча с Одинцовой, Базаров был уверен, что любви нет, и не будет вообще. На женщин он смотрит равнодушно. Анна Сергеевна для него – только представитель одного из разрядов млекопитающих. Он говорил, что её богатое тело, достойно театра, но он о ней не задумывался как о человеке. Потом неожиданно для него вспыхивает чувство, которые его вводят в состояние рассеянности. Чем дольше он находился в гостях у Одинцовой, чем ближе сходится с ней, тем сильнее к ней привязывается.

Человек, сильно веривший в свою теорию нигилизма, принимающий ее на 100 %, ломается при первой же настоящей жизненной ситуацией. Подлинная любовь настигает героя романа Базарова и он не знает, что делать и как правильно поступить. Он не лишается гордости из-за неразделенного чувства, он просто отходит в сторону.
Отношение Базарова к окружающим – разное. Аркадия он пытается увлечь своей теорией. Павла Петровича Кирсанова ненавидит, а Николая Петровича считает добрым, но уже отжившим свой век человеком. Внутри него растет чувство внутреннего противостояния с самим собой. Пытаясь выстроить свою жизнь на основе нигилизма, он не может подчинить ее всем этим сухим канонам.

Отрицая существование чести, он, в то же время, принимает вызов на дуэль, так как считает это правильным. Презирая принцип благородства, на дули он ведет себя, именно благородно, что признает сам Павел Кирсанов. Поступки, требующие определенного анализа Базарова пугают и не всегда он понимает как поступить.
Как Базаров не пытается, ему не удается спрятать свои нежные чувства к родителям. Особенно это проявляется в момент приближения смерти Базарова. Прощаясь с Одинцовой, он просит не забывать стариков. Осознание того, что базаров нигилист, но он верит в существование любви для него тягостно и болезненно.

Данная публикация поможет ученикам 10 класса при написании доклада или сочинения на тему «Евгений Базаров».

Тест по произведению

Произведение:

Отцы и дети

Базаров Евгений Васильевич – разночинец, студент-медик, «нигилист». Это дерзкий, циничный, сильный человек. Он уверен в правоте своих идей, не признает других мнений, идет напролом.

Сначала Б. гостит у своего друга Аркадия Кирсанова. Здесь он доказывает свои идеи, словесно сражаясь с дядей Аркадия – Павлом Петровичем Кирсановым, дворянином и либералом.

Позже герой едет в губернский город, где знакомится с помещицей Анной Сергеевной Одинцовой. По ее приглашению живет некоторое время у нее в усадьбе, но, после неудачного объяснения Одинцовой в любви, Б. уезжает. Он, вместе с Аркадием, едет к своим родителям, куда направлялся с самого начала. Дома Б. живет недолго. Им овладевает тоска. Друзья снова отправляются к Одинцовой. Но, встретив холодный прием, приезжают вновь в Марьино (имение Кирсановых). Но и здесь герой остается ненадолго. Б. возвращается домой, где помогает отцу лечить больных крестьян. Во время вскрытия трупа он заражается «трупным ядом», болеет. Понимая, что умирает, Б. прощается со своей любовью – Одинцовой. Вскоре герой умирает. В спорах с П.П. Кирсановым нигилист-Б. провозглашает идею «полного и беспощадного» отрицания всего: крепостного строя, либеральных реформ, а вместе с ними и всех основ человеческой жизни. Б. не признает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философию, семью, нравственность. Тех людей, которые ценят все это, герой считает слабыми и робкими мечтателями, не желающими видеть настоящей жизни. Б. предлагает начать историю заново, уничтожив все, что было создано веками. Чтобы проверить жизненность идей Б., автор проводит героя сквозь жизненные испытания. Б. переживает любовь, одиночество, тоску. Обнаруживается, что он такой же человек, со всеми слабостями, радостями и горестями, как и другие. Внутренняя жизнь героя становится более сложной и противоречивой. В конце, многое поняв, Б. все-таки умирает. Это происходит оттого, что Тургенев не видит будущего у «нигилизма», т.к. оно не признает нравственных ценностей и естественных основ жизни. «Нигилизм», по Тургеневу, обречен на смерть.

Героем эпохи 60-х годов XIX века стал разночинец-демократ, убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист, человек, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый. Таков Евгений Базаров. Писатель очень серьезен в оценке своего героя. Судьбу и характер Базарова он представил в истинно драматических тонах. Тургенев понимал, что судьба его героя не могла сложиться иначе.

Я считаю Евгения Базарова самым романтическим из всех литературных героев. Его личная трагедия заключена в нем самом, поскольку человек не может существовать, находясь в постоянном конфликте с самим собой. На протяжении всего романа он спорит с Павлом Петровичем Кирсановым на самые различные темы. Но о чем бы они ни говорили - об искусстве ли или о славянофильстве, - мне почему-то кажется, что он спорит не с Кирсановым, а с самим собой. Он как будто упорно старается вытравить из себя какие-то черты характера, которые делают его похожим на тех самых аристократов, " против которых он восстает.

Есть, однако, черты, выгодно отличающие его от семейства Кирсановых и им подобных. Базаров - труженик, и труд он считает необходимым условием для получения независимости, которую ценит превыше всего. Он не признает авторитетов и все подвергает строгому суду собственной мысли.

Однако многие его высказывания звучат дико, я имею в виду его рассуждения о поэзии, искусстве, природе и о любви. Он заявляет: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Рафаэль, с его точки зрения, «гроша медного не стоит». Любоваться красотой природы он не склонен: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Что же он говорит о любви? «А все-таки я скажу, что человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина, не самец». Столь же удивительно и другое его высказывание: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Слова «романтизм» и «гниль» он ставит в один ряд, для него это как будто синонимы. Добрейшей души человек, тонкий и чуткий, во что бы то ни стало хочет казаться циничным и бесчувственным. А между тем полугодовалый ребенок Фенечки легко идет к нему на руки, и Базаров ничуть не удивлен: он говорит, что все дети идут к нему, потому что он знает такую «штуку». Надо сказать, такую «штуку» знают только исключительные люди, и Базаров один из них. Он мог бы быть нежным мужем и отцом, распорядись судьба по-другому. Ведь каким любящим сыном он был, хотя и старался спрятать згу любовь за той же небрежностью в обращении, за которой прятал все свои искренние чувства, например привязанность к Аркадию. Лишь с одним чувством он так и не смог совладать. Оно оказалось не меньшей стихией, чем нигилизм, исковеркавший всю его жизнь. Любовь поглотила его настолько, что не осталось следа от его цинизма и спокойной уверенности материалиста и физиолога. Он больше не «препарирует глаз», хотя и пытается бороться со своей страстью - явным опровержением всех его искусственных теорий. Признаться в любви такой женщине, как Анна Сергеевна Одинцова, может только отчаянный. романтик. Зная характер этой дамы, понимая, что для нее спокойствие важнее сильных чувств, он все-таки открывает ей свое сердце. Он получает отказ, и это горе, так же, как и любрвь, остаются с ним до его последнего вздоха. Перед смертью он хочет проститься с любимой женщиной, и его прощальные слова наполнены такой нежностью и грустью, что невольно задумываешься - тот ли это человек, который всеми силами старался уверить себя и окружающих в том, что любви не существует. Он просит Одинцову утешить родителей: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать...» Тургенев описывает уход главного героя из жизни в подлинно трагических тонах. Базаров - мятежная, страстная и сильная личность. Даже на краю могилы он ни на минуту не прекращает напряженной работы ума и сердца. Последние слова Базарова наполнены истинным драматизмом: «Я нужен России... Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?» Трагичность судьбы Базарова можно объяснить не только его личностными качествами, но и тем, что он один из первых, из тех, кто прокладывает путь другим. Тургенев писал, что это «фигура, обреченная на гибель, пачи чаяния она все-таки стоит в преддверии будущего». И хочется верить в то, что когда-нибудь России будут нужны все люди и им не придется ломать свои души и умы для того, чтобы стать ей полезными.

Роман появился на свет в 1862 году.

В романе писатель противопоставил, с одной стороны, либералов-дворян - братьев Кирсановых, с другой стороны, - нигилиста, разночинца Базарова. Базаров был чрезвычайно прост: никогда не юлил. Говорил, что думал. Одевался просто даже в какой-то мере старомодно: балахон с кистями, шляпа с большими полями. Но это его не тревожило, он носил что есть и что удобно, мода его не волновала. Говорил он простыми всем понятными словами, не употреблял в разговоре иностранных слов. Базаров был выходцем из семьи штабного лекаря. Внешность Базарова была непривлекательна. Евгений является очень сдержанным человеком, отношения с родителями он называет любовью, хотя сам приезжает в родительский дом спустя три года. А все потому что родители и их забота мешают ему работать.

Базаров нигилист, отрицал все. Отрицал искусство, живопись, поэзию. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» , считал Евгений.

Евгений очень трудолюбив. Встает на рассвете и идет на прогулку. Даже в гостях он не церемонится и идет на утреннюю прогулку в поисках новых экспонатов для опытов. Он всегда находил общий язык с деревенскими мальчишками, они ему помогали. В своем споре с Павлом Петровичем упорно доказывает ему, что он близок к народу. Гордился тем, что его дед пахал землю.

Отрицал так же и любовь. К женщинам относился своеобразно. Увлекся Одинцовой. А позже и влюбился в нее. Их отношения были сложными. Евгению не нравился жизненный уклад Одинцовой, он всегда критиковал ее. Несомненно, они могли быть вместе. Но Одинцова понимала, что с таким молодым человеком как Базаров будет очень трудно жить. Одинцова женщина умная с довольно таки богатым жизненным опытом. Ей нужен был другой мужчина. Она была на тот момент не готова менять свою жизнь и впускать в нее Евгения. Очень сильная по своей натуре женщина.

Иван Сергеевич Тургенев своего героя провел по трем поместьям. Он путешествовал по замкнутому кругу. Возможно, Евгений Васильевич и умирает потому что автор не знает что с ним делать. Такой человек как Базаров должен был родиться не в это время. И смерть Базарова очень странная. Он по профессии медик не смог обработать рану??? Не поверю. Возможно, не желание сыграло не маловажную роль. Базаров умер от одиночества, от любовных мук. И перед самой его смертью приезжает к нему проститься Одинцова. Она раздавила его как червяка, поцеловав в лоб. Этот поцелуй был на прощание. Она знала, что могла заразиться, но не побрезгала. После он заснул. «Базарову уже не суждено было просыпаться. К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер» .

БАЗАРОВ - герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1862). Евгений Базаров - во многом программный образ Тургенева. Это представитель новой, разночинно-демокра-тической интеллигенции. Б. называет себя нигилистом: он отрицает основы современного ему общественного уклада, выступает против преклонения перед любыми авторитетами, отвергает принципы, принятые на веру, не понимает восхищения искусством и красотой природы, чувство любви объясняет с точки зрения физиологии. Комплекс убеждений Б.- не художественное преувеличение, в образе героя нашли отражение характерные черты представителей демократической молодежи 60-х гг. В этом контексте важен вопрос о прототипе тургеневского героя. Сам Тургенев в статье «По поводу «Отцов и детей»» (1869) называет прототипом Б. некоего доктора Д., молодого провинциального врача, который представлял для писателя новый тип русского человека. Современный исследователь Н.Чернов опровергает традиционную гипотезу о том, что доктор Д.- это уездный врач Дмитриев, случайный знакомый Тургенева. По мнению Чернова, прототипом Б. был сосед Тургенева по имению В.И.Якушкин, врач и исследователь, демократ, связанный с революционными организациями того времени. Но образ Б.- собирательный, поэтому к вероятным его прототипам можно отнести тех общественных деятелей, которых Тургенев считал «истинными отрицателями»: Бакунина, Герцена, Добролюбова, Спешнева и Белинского. Памяти последнего посвящен роман «Отцы и дети». Сложность и противоречивость взглядов Б. не позволяет признать источником образа какое-то определенное лицо: только Белинского или только Добролюбова.

Авторское отношение к Б. неоднозначно. Позиция Тургенева проявляется постепенно, по мере раскрытия самого образа, в монологах героя, его спорах с другими персонажами: со своим другом Аркадием Кирсановым, с его отцом и дядей Павлом Петровичем. Поначалу Б. уверен в своих силах, в том деле, которое он делает; это гордый, целеустремленный человек, смелый экспериментатор и отрицатель. Под влиянием различных причин его взгляды претерпевают существенные изменения; Тургенев сталкивает своего героя с серьезными жизненными испытаниями, в результате чего Б. приходится поступиться рядом убеждений. В нем проявляются черты скептицизма и пессимизма. Одним из таких испытаний становится любовь героя к Анне Сергеевне Одинцовой. Разночинец Б, чувствует себя неловко перед аристократкой Одинцовой; постепенно он обнаруживает в себе чувство, существование которого раньше отрицал.

Герой Тургенева терпит в любви поражение. В конечном счете он остается в одиночестве, его дух почти сломлен, но даже тогда Б. не желает открыть себя для простых, естественных чувств. Он жесток и требователен к родителям, как и ко всем окружающим. Только перед лицом смерти Б. начинает смутно понимать цену таких проявлений жизни, как поэзия, любовь, красота.

Важное средство создания образа Б.- речевая характеристика. Б. говорит четко и логично, его речи свойственна афористичность. Крылатыми фразами стали его выражения: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»; «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться… загадочному взгляду?»; «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»; «Люди, что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».

Сложный и противоречивый образ Б. вызвал в критике споры, которые не утихают и поныне. После выхода романа даже в демократических журналах возникли разногласия по поводу трактовки образа Б. От имени «Современника» выступил М.А.Антонович. В своих статьях «Асмодей нашего времени», «Промахи», «Современные романы» он толковал образ героя как карикатуру на современную молодежь в облике обжоры, болтуна и циника. Прямо противоположную оценку дал в своих работах Д.И.Писарев. В статье «Базаров» критик раскрывает историческую значимость этого типа. Писарев считал, что России на данном этапе требуются именно такие люди, как Б.: они критически относятся ко всему, что не проверено их личным опытом, привыкли полагаться только на себя, обладают одновременно знанием и волей. Похожая полемика развернулась и в 50-60-х гг. нашего века. Точку зрения Антоновича поддержал исследователь В.А.Архипов («К творческой истории романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»»). Образ Б. неоднократно воплощался на сцене и на экране. Однако инсценировки и экранизации, выполненные слишком академично, оставались в пределах хрестоматийного чтения этого образа.

    Евгений Базаров … Википедия

    Персонаж романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Является приверженцем течения нигилизма, то есть отрицает практически все принятые в обществе ценности. Содержание 1 История жизни 2 Период в истории России 3 См. также … Википедия

    Герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1862). Евгений Базаров во многом программный образ Тургенева. Это представитель новой, разночинно демокра тической интеллигенции. Б. называет себя нигилистом: он отрицает основы современного ему… … Литературные герои

    Евгений мужское имя. Носители, известные по имени Папы римские Евгений I папа римский в 654 657. Евгений II папа римский в 824 827. Евгений III папа римский в 1145 1153. Евгений IV папа римский в 1431 1447 … Википедия

    Русская (от слова «базар») и бурятская (от бур. базар ваджра) фамилия. Известные носители Мужчины Базаров, Александр Иванович (1845 1907) российский химик. Базаров, Борис Ванданович член корреспондент РАН. Базаров, Борис Яковлевич (1893 1939)… … Википедия

    1782 – 27 июня 1858 Портрет Е.А.Головина мастерской Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт Петербург) Принадлежность … Википедия

    Смотри также Сын отставного штаб лекаря, студент медик, готовящийся к экзамену на доктора. Б. был высок ростом, с мужественным голосом, с твердой и стремительной походкой. Длинное и худое лицо его, с широким лбом, кверху плоским, книзу… … Словарь литературных типов

    Базаров, Евгений Васильевич ("Отцы и дети") - Смотри также, Евгений Васильевич (Словарь литературных типов). Сам Т. в письме к Случевскому считал, что Б. все таки подавляет все остальные лица романа (Катков находил, что я в нем представил апофеозу Современника). Приданные ему качества не… … Словарь литературных типов

    Базаров, Василий Иванович "Отцы и дети") - Смотри также Отставной штаб лекарь, 62 лет. Высокий, худощавый человек, со взъерошенными волосами и тонким орлиным носом. Он очень походил лицом на своего сына, только лоб у него был ниже и уже и рот немного шире, и он беспрестанно двигался,… … Словарь литературных типов

    - … Википедия

Книги

  • О t цы и де t и , Андреева Н.. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов окончили медицинский институт. Впереди блестящие перспективы, надежды, планы. И надо бы отметить это знаменательное событие громкой пирушкой в ночном клубе!…
  • О t цы и де t и , Наталья Андреева. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов окончили медицинский институт. Впереди блестящие перспективы, надежды, планы. И надо бы отметить это знаменательное событие громкой пирушкой в ночном клубе!…

Базаров

БАЗАРОВ - герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1862). Евгений Базаров - во многом программный образ Тургенева. Это представитель новой, разночинно-демокра-тической интеллигенции. Б. называет себя нигилистом: он отрицает основы современного ему общественного уклада, выступает против преклонения перед любыми авторитетами, отвергает принципы, принятые на веру, не понимает восхищения искусством и красотой природы, чувство любви объясняет с точки зрения физиологии. Комплекс убеждений Б.- не художественное преувеличение, в образе героя нашли отражение характерные черты представителей демократической молодежи 60-х гг. В этом контексте важен вопрос о прототипе тургеневского героя. Сам Тургенев в статье «По поводу «Отцов и детей»» (1869) называет прототипом Б. некоего доктора Д., молодого провинциального врача, который представлял для писателя новый тип русского человека. Современный исследователь Н.Чернов опровергает традиционную гипотезу о том, что доктор Д.- это уездный врач Дмитриев, случайный знакомый Тургенева. По мнению Чернова, прототипом Б. был сосед Тургенева по имению В.И.Якушкин, врач и исследователь, демократ, связанный с революционными организациями того времени. Но образ Б.- собирательный, поэтому к вероятным его прототипам можно отнести тех общественных деятелей, которых Тургенев считал «истинными отрицателями»: Бакунина, Герцена, Добролюбова, Спешнева и Белинского. Памяти последнего посвящен роман «Отцы и дети». Сложность и противоречивость взглядов Б. не позволяет признать источником образа какое-то определенное лицо: только Белинского или только Добролюбова.

Авторское отношение к Б. неоднозначно. Позиция Тургенева проявляется постепенно, по мере раскрытия самого образа, в монологах героя, его спорах с другими персонажами: со своим другом Аркадием Кирсановым, с его отцом и дядей Павлом Петровичем. Поначалу Б. уверен в своих силах, в том деле, которое он делает; это гордый, целеустремленный человек, смелый экспериментатор и отрицатель. Под влиянием различных причин его взгляды претерпевают существенные изменения; Тургенев сталкивает своего героя с серьезными жизненными испытаниями, в результате чего Б. приходится поступиться рядом убеждений. В нем проявляются черты скептицизма и пессимизма. Одним из таких испытаний становится любовь героя к Анне Сергеевне Одинцовой. Разночинец Б, чувствует себя неловко перед аристократкой Одинцовой; постепенно он обнаруживает в себе чувство, существование которого раньше отрицал.

Герой Тургенева терпит в любви поражение. В конечном счете он остается в одиночестве, его дух почти сломлен, но даже тогда Б. не желает открыть себя для простых, естественных чувств. Он жесток и требователен к родителям, как и ко всем окружающим. Только перед лицом смерти Б. начинает смутно понимать цену таких проявлений жизни, как поэзия, любовь, красота.

Важное средство создания образа Б.- речевая характеристика. Б. говорит четко и логично, его речи свойственна афористичность. Крылатыми фразами стали его выражения: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»; «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться… загадочному взгляду?»; «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»; «Люди, что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».

Сложный и противоречивый образ Б. вызвал в критике споры, которые не утихают и поныне. После выхода романа даже в демократических журналах возникли разногласия по поводу трактовки образа Б. От имени «Современника» выступил М.А.Антонович. В своих статьях «Асмодей нашего времени», «Промахи», «Современные романы» он толковал образ героя как карикатуру на современную молодежь в облике обжоры, болтуна и циника. Прямо противоположную оценку дал в своих работах Д.И.Писарев. В статье «Базаров» критик раскрывает историческую значимость этого типа. Писарев считал, что России на данном этапе требуются именно такие люди, как Б.: они критически относятся ко всему, что не проверено их личным опытом, привыкли полагаться только на себя, обладают одновременно знанием и волей. Похожая полемика развернулась и в 50-60-х гг. нашего века. Точку зрения Антоновича поддержал исследователь В.А.Архипов («К творческой истории романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»»). Образ Б. неоднократно воплощался на сцене и на экране. Однако инсценировки и экранизации, выполненные слишком академично, оставались в пределах хрестоматийного чтения этого образа.

Лит.: Герцен А.И. Еще раз Базаров // Герцен А.И. Поли. собр. соч. М.; Пг., 1923. Т.20. С.224-238; Писарев Д.И. Базаров // Писарев Д.И. Избр. соч. М., 1934. Т.1. С.224-266; Антонович М.А. Асмодей нашего времени // Антонович М.А. Избр. стагьи. Л., 1938. С. 141-202; Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. Л., 1986; Архипов В.А. К творческой истории романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» // Русская литература. 1958. №1; Бялый Г. В.Архипов против И.Тургенева // Новый мир. 1958. №8; Манн Ю. Базаров и другие // Новый мир. 1968. №10; Мельник В.И. Источник одной реплики Базарова // Русская литература. 1977. №1; Чернов Н. Об одном знакомстве И.С.Тургенева // Вопросы литературы. 1961. №8.

Меню статьи:

Образ Евгения Базарова уникален тем, что он сочетает в себе черты безграничного ума и безрассудства. Базаров – глашатай новых порядков и новой философии.

Биография и семья Евгения Базарова

Социальное положение Базарова очень затруднительное. Связано оно не с родом деятельности молодого человека, а с его происхождением. Евгений Базаров родился в семье отставного «штабс- лекаря» и дворянки. Этот факт оказывается губительным для молодого человека – он находится на границе между миром простых мужиков и аристократии. Высшее общество не воспринимает его из-за незнатного происхождения отца, а простые люди считают его на ступень выше себя. И хотя мужики благосклонно относятся к нему, его появление проносит в их жизнь меньше смущения, чем аристократа, они не ощущают привычной скованности и смущения, при этом абсолютно своим Базарова мужики не считают в «их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового».

Отец рано заметил пристрастие сына к естественным наукам и способствовал развитию его знаний в этой области. Позже, Евгений, продолжает дело отца и поступает на лекаря. «Я, будущий лекарь» – говорит Базаров.

Он не испытывает особой любви к медицине, но возможность заниматься исследованиями спасают ситуацию. Благодаря своим опытам и бесконечными часами за микроскопом, Базаров достигает внушительных результатов и становится подающим большие надежды в развитии медицины и естественных наук молодым человеком.

Родители души не чают в Евгении – он единственный ребенок в семье, к тому же очень талантливый и умный – повод для гордости.

Мать очень скучает по сыну, но Базаров не спешит ответить взаимностью – он любит своих родителей, но его любовь не похожа на общепринятую, она лишена нежности и ласки, больше похожа на уважение. Родителей печалит такое отношение по отношению к себе, но изменить его они не в состоянии. Отец считает, что это необходимая мера в жизни Евгения – он должен быть в обществе, и только тогда сможет достичь чего-то в жизни.

Внешность Евгения Базарова

Евгений Базаров – очень обаятельный человек. Он молод и красив. Высокого роста и стройной комплекции.

Лицо его было «Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Тонкие губы, темные брови и серые глаза – его лицо привлекательное. Волосы его были «темно-белокурые», густые и длинные.

Руки его были похожи на руки музыкантов – утонченные, с длинными пальцами.

Базаров не следил за модой. Его одежда не отличается новизной. Она уже порядком поношена и далеко не в идеальном состоянии. Этот факт не смущает Евгения. Он не высказывает неудовольствия своим костюмом.

Отношение к другим людям

Базаров не отличается дружелюбием, но при этом и не настроен изначально враждебно по отношению к другим. Ему не свойственно привязываться к другим людям, он легко расстается с ними.

Сложные отношения у него складываются с Павлом Петровичем Кирсановым – дядей друга. Павел Петрович – классический представитель высшего общества. Он аристократ от корней волос до пят – его манера держаться в обществе, одеваться, следить за своей внешности – все соответствует идеалу. Евгений Базаров считает аристократическое существование в классическом его проявлении пустым и бесполезным, поэтому конфликт этих героев был предсказуем.

Базаров уверен в своей правоте и держится довольно сдержанно и надменно. Павел Петрович возмущен поведением молодого человека и время от времени срывается. Апогеем их конфликта становиться дуэль. Исходя из официальной версии, причиной стали идеологические разногласия. На самом же деле, это всего лишь отговорка – Кирсанов стал свидетелем поцелуя Фени (возлюбленной и матери сына Николая Петровича – своего брата) и Евгения Базарова. Евгений не чувствует угрызений совести за свой поступок. Для него это ничего не значащее действие. Для Павла Петровича – это оскорбление. Его брат принял этого человека у себя в доме, а тот отплатил ему неблагодарностью.



На дуэли Базаров ведет себя спокойно, он много шутит, и стреляет в соперника, не целясь в него. После дуэли Евгений понимает, что больше не должен находиться в поместье Кирсановых и уезжает.

Сложные отношения у него и с Аркадием Кирсановым – своим другом. В начале романа Аркадий в восхищении от своего знакомого, он его негласный учитель. Жизнь в родительском поместье открыла глаза на многие отрицательные стороны друга. Евгений готов резко критиковать всех без разницы, когда дело касалось знакомых – это не задевало Аркадия, но когда объектами критики стали его родные – отец и дядя, отношение в Базарову начинает постепенно меняется в худшую сторону. Со стороны Базарова подобное поведение было проявлением крайне невоспитанным и не толерантным.

Для Аркадия семья всегда была чем-то священным, Базаров же взялся за запретное. Кирсанов мягко защищает своих родных, пытается убедить, что и отец, и дядя хорошие люди, они очень изменились под влиянием определенных жизненных трагедий. «От всего готов отказаться человек, со всяким предрассудком расстанется; но сознаться, что, например, брат, который чужие платки крадет, вор, – это свыше его сил» – делает вывод Базаров. Такое положение вещей шокирует Аркадия. Авторитет Евгения тает, как снег на солнце. Базаров – грубый и жестокий человек, он готов переступить через всех, даже через тех, кого еще вчера он называл своими друзьями.

К женщинам Евгений относится пренебрежительно и даже не пытается этого скрыть. «Ведь вы нас всех презираете» – говорит ему Одинцова и это сущая правда.



Независимо от социального статуса и положения в обществе Базаров именует всех женщин грубым словом «баба».

Молодой человек считает, что женщины нужны только с физиологической точки зрения – больше ни на что они не годны: «Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца». Мужчины же, которые славят женщин и позволяют им повелевать собой не стоят и выеденного яйца.

Философия Евгения Базарова

Евгений Базаров – представитель уникального философского течения – нигилизма. Он, как и все нигилисты, яро противостоит всему, что связано с аристократией и высшим обществом. «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным» – говорит Базаров, имея в виду развенчание общепринятых принципов и постулатов. «Отрицание» становится ключевым понятием его мировоззрения. «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем…».

Базаров отрицает любые принципы: «Принципов вообще нет… а есть ощущения. Все от них зависит».

Мерилом добропорядочности он считает полезность обществу – чем больше пользы приносит человек окружающим, тем лучше.

Исходя из такой позиции, Базаров отвергает необходимость любого вида искусства: «Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше». Он считает деятелей науки намного важнее, чем литераторов, художников и скульпторов: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

Необычный у него взгляд на проблемы нравственности и воспитания человека. Негативные качества он сравнивает с болезнями. «Нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет»- говорит он.

Характеристика личности

В романе время от времени персонажи называют Базарова «простым человеком». Такая коннотация выглядит очень странной в виду того, что Евгений обладает сложным характером. На самом деле, эпитет, который стал для Евгения постоянным, касается бытовой части жизни. Когда окружающий говорят о Базарове, что он человек простой, то имеют в виду, что Базаров не любит церемоний, он не привык к роскоши, и спокойно воспринимает отсутствие комфортных условий. Объяснение этому очень простое – Евгений всегда жил бедно, он равнодушен к роскоши и не стремится начинать привыкать к излишнему комфорту.

Базаров не любит нежностей в нем «всякого рода «объяснения» и «изъявления» постоянно возбуждали нетерпеливое чувство».

В затруднительных ситуациях Базаров умеет быстро привести мысли в порядок и не упасть лицом в грязь: «не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно».

Евгений отрицает риторику, для него умение красиво говорить становится негативной характеристикой человека. «Я нахожу, что говорить красиво – неприлично» – говорит он.

Наряду с отрицанием искусства Базаров отвергает и романтику отношений. Он утверждает, что нет никаких влюбленных взглядов – это все чушь и ерунда. «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения».

Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Одинцовой

Легко было отрицать любую привязанность и влюбленность, когда сам не испытал подобного чувства. Встреча Базарова с Одинцовой была подобна грому среди ясного неба. Евгений впервые ощутил влияние любви. Анна Сергеевна полностью пленила мысли молодого врача. Как ни старался Евгений не думать о ней, у него ничего не получалось. Базаров видит, что его чувства взаимны и, в конце концов, решается на признание: « Базаров стоял к ней спиною. – Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно. Вот чего вы добились». Анна Сергеевна не решается ответить взаимностью – она влюблена, но не готова привнести изменения в свою жизнь.

Смерть Базарова

К концу романа Евгений Базаров оказывается в крайне затруднительном положении – он окончательно рассорился с Аркадием Кирсановым, его отвергла Одинцова.

У него не осталось друзей, к которым бы он мог поехать, поэтому Евгений возвращается к родителям в свое имение.

Там он порядком скучает, а затем принимается помогать отцу и вскоре преуспевает как врач.
Случайность определила его будущее – он инфицируется от больного тифом.

Базаров осознает, что его смерть не за горами. «Через несколько дней ты меня хоронить будешь» – говорит он отцу. « К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер».

Таким образом, личность Евгения Базарова глубоко симпатична как автору романа, так и читателям. Тургенев изображает перед нами обычного человека, который сделал себя сам. И это воодушевляет. Мы принимаем во внимание, что ни один человек не идеален – у каждого есть своя светлая и темная сторона. Базаров осознает свои недостатки, и именно потому его образ притягательный и милый.

Характеристика Базарова в романе “Отцы и дети” Тургенева в цитатах: описание личности и характера Евгения Базарова

4.5 (90%) 12 votes