Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Госпожа бовари анализ произведения. Основные признаки мещанской провинции Флобера

Госпожа бовари анализ произведения. Основные признаки мещанской провинции Флобера

. ПЛАН

1. История написания романа, его проблематика

2. Критика буржуазно-обывательской среды в романе

3. Омега - типичный представитель провинциальной верхушки

4. Трагедия. Эммы. Бовари

5. Образ. Шарля. Бовари в идейном замысле и композиции романа

. Задания для подготовительного периода

1. Дайте толкование подзаголовке"Быт провинций"

2. Докажите (на конкретном анализе текста), маленький провинциальный город сохраняет социальную структуру и классовую иерархию всей буржуазной. Франции

3. Ответьте толкование понятию"боваризм"

4. Рассмотрите противопоставление: аптекарь. Оме - семья. Бовари

. Литература

1. Андре. Моруа . Литературные портреты -. М, 1970

2. Султанов . Ю. И . Гюстав. Флобер:"нет прекрасных мыслей без прекрасной формы и наоборот"/ /. Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины - 2000 - № 11 -. С 35-40

3. Еременко . О. В плену романтических представлений, или. Осторожно: боваризм / /. Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины - 1999 - № 7 -. С 42-45

4. Мацевко. Л . В. Вопреки литературоведческой традиции (переосмысление роли и места женщины в обществе в произведениях. Флобера и. Винниченко) / /. Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины - 2000 - № 2 -. С 4 45-4. 45-47.

5. Андроник. А . От. Эммы к. Фелисии. Герои. ГФлобера сквозь призму жанровой живописи / /. Зарубежная литература - 2001 - № 35 -. С 3-4

. Инструктивно-методические материалы

Творчество. Флобера стала новым этапом французского реализма, эстетика которого потребовала точного и полного отражения действительности, правды во всем, вплоть до мельчайших деталей время писатель утверждал, что целью искусствоведу ства была не правда, а красота. По. Флобером, правда в искусстве - не соответствие действительности, а умение проникнуть за внешнее и отразить сущность жизненнотя.

Две темы привлекали писателя: исследование современной жизни (роман «Госпожа. Бовари","Воспитание чувств", повесть"Простая душа") и тщательная реконструкция далекого прошлого ("Саламбо")

Работая над романом «Госпожа. Бовари»,. Флобер разработал объективный стиль, который был принят с различными видоизменениями французскими писателями второй половины XIX в. Это подход к изображению персонажей, ко оли автор не высказал непосредственно своего отношения к ним, а стремился раскрытие собственной логики характеров. Автор не давал оценки переживаний героев, мотивов их поступков. Но, изображая действительность, пис ьменник давал возможность читателю почувствовать состояние души героя, его переживанияо переживання.

Критики единодушно признали роман. Флобера"Госпожа. Бовари"шедевром, одним из высших достижений реализма в литературе. Персонажи и среду в произведении еще прозаичнее, чем у. Стендаля и. Бальзака. Произведение вполне оправдал свое второе название -"Провинциальные нравыовінційні звичаї".

Сюжет романа взят из жизни. В основе его лежала драма, разгоревшейся в семье врача. Деламара из окрестностей. Руана, который после смерти первой жены предложил руку и сердце молодой и очаровательной дочери су усида-крестьянина. Красавица оказалась девушкой с большими запросами. Муж ей вскоре надоел, и она завела любовников. Потратив большую сумму денег на наряды и украшения, она наделала долгов и отравилась. Позже закончил жизнь самоубийством и человек. Этот сюжет почти без изменений лег в основу романа «Госпожа. Бовариані. Боварі".

Давался роман автору трудно, писал его в течение 5-ти лет, и в 1857 г произведение увидел свет. Работая над книгой, писатель отказался от всех прелестей жизни, закрылся в своем имении, день и ночь сидел в, ломая пера, разрывая бумагу, но опять писал, переписывал страницы будущего романа. Развитие чувств. Эммы и других персонажей, влияние на них окружения и среды прозаик изучал добросовестно тщательной в разрабатывал романист место действия мы как собственными глазами видели сельские пейзажи и. Руанский улице, интерьеры аптеки, домов. Известно, что. Флобер специально читал медицинские труды, в которых описано отравлении я, перед тем как создать соответствующую сцену в произведении. Когда была уже написана большая часть романа, автор устроил его чтения друзьям - литераторам, а те в один голос советовали прекратить работу над книгой"Сюжет тебя погубит", - в один голос заявляли они, и для этого были серьезные основания. Флобер же считал, что нет сюжетов хороших и плохих, интересных и неинтересных, все зависело от их разработки, от гл ибины проникновения в изображаемое, от совершенства его художественное воплощениеудожнього втілення.

Г. Флобер с невиданной силой и драматизмом раскрыл конфликт между мечтой и реальностью, с которыми рано или поздно приходится столкнуться всем людям. В 1856 г роман был напечатан в журнале"Парижский обозрение", а а через год вышел отдельной книгой. Автора обвинили в разврате и привлечены к судебной ответственности. С 29 января до 7 февраля 1857 г длился этот процесс. Стараниями адвоката. Скряга, которому был при свяченый роман, обвинения были отклонены. Позже писатель вспоминал:"Процесс этот создал мне огромную рекламумені величезну рекламу".

По своим жанровым признакам «Госпожа. Бовари» приближен к социально-психологического романа. Перед читателем предстал мир обывателей, людей ограниченных, самодовольных, вульгарных. Перед читателем появился полный н набор типов, характерных для того времени и места: врач, аптекарь, торговец, нотариус, владелица сельского отеля, священник, фермер и др. их жизнь заполнена мелочными делами, интересами и заботами, лишенное каких-либо проблесков духовности. Это среда представлена??немногочисленными, но точно избранными личностями, которые в совокупности дали полную"бытовую картину провинции картину провінції".

Все герои романа"Госпожа. Бовари" вымышлены автором. Действие происходило в вымышленных типовых городках, из которых детально описано только одно -. Ионвиль. В споре о содержании и форме. Флобер предпочитал форме:"Нет ни плохих, ни хороши их сюжетов. Качество произведения зависит не от сюжета, а от его выполнения"Писатель нарушил канонические правила построения сюжета: экспозиция романа почти вдвое больше основное действие. Главная героиня трижды п роходила путь от вызревания мечты до ее краха: она создала представление о некоем идеальном мире, искала его вокруг себя и не могла найти. Острое разочарование разбило ее сердце, стало причиной отвращения к жизни. Этот негативный урок ничего ее не научил:. Эммы душа снова начала жить иллюзиями, которые обречены на гибель под давлением вульгарной реальностигарної реальності.

. Тема романа: вульгарно-обыденное, косное жизни французской провинции

. Идея: протест против эгоизма, бездуховности, черствения; утверждение моральных и духовных ценностей человека

Автор поднял вечный конфликт между реальным и идеальным и мастерски отразил внутренний мир героини. Разрыв между реальностью и иллюзией, жизнь в самообману, желание представить себя другим, чем она была наспех правде, стали причинами трагического финала. Это явление оказалось настолько типичным, что впоследствии получило названиеу "Бова-ризм" . Флобер психологически мотивировал каждый поступок персонажей, отказавшись от характерного для раннего реализма изображения господствующей страсти

. Эмма - дочь фермера. Свою героиню автор не наделил ни умом, ни образованием, ни хорошим вкусом. Когда ей исполнилось тринадцать лет, отец отдал ее в монастырь. Там под влиянием бульварных романов сформ мувалася ее идеальная мечта: в будущем на нее ждать красивой жизни и возвышенная любовь. В реальной жизни она увидела вокруг себя только скуку, серость и пустоту фермерского быта ей суды лося жить в сонном. Ионвили в среде тучных плотью и душой обывателей, с мужчиной, которого она не любила. Конечно, идеал. Эммы, ее мечты и порывы в чем-то даже смешные, но она вкладывала в них с ной душу, она действительно страдала, по-своему протестуя против жизни"цвета плесени"Эмма не могла убежать от прозы жизни, даже основной мотив самоубийства - нехватка денег на красивую жизнь - остат очно развеял иллюзии. Разбитые представления о супружеской жизни как романтический полет души, погибла мечта об идеальной любви, надежды хоть"жалкого счастья"было потолочене. Рудольфом,. Леоном и. Лере. Одна ково закончились все надежды героини, все три истории ее нравственно-духовного упадокї морально-духовного занепаду.

. Композиция произведения циклическая:

I часть - жизнь. Эммы и. Шарля в браке; свадьбы

II часть - знакомство с. Леоном, отношения с. Рудольфом

III часть - взаимоотношения с. Леоном, смерть героини

Флобер скорее сочувствовал. Эмми, чем осуждал ее. Писатель в стремлении быть беспристрастным произвел необъективный стиль. В книге не было лирических отступлений, авторских комментариев и вмешательств. Действительность по оказана с точки зрения разных персонажей. Представленные образы-символы (свадебный букет, печать с девизом"Любовь в сердце", зеленый шелковый портсигар, расписка от мадам. Лампрер, дорожные принадлежности, песня нищету ака т.д.). Так, песня нищего символизировала путь и финал нравственного падения героини. В. Флобера описаний очень мало, преобладали детали. Мы не найдем развернутого описания внешности героини, передано лишь вр аження от нее. Шарля,. Леона,. Рудольфа. Авторское отношение наблюдалось лишь в отборе характерных деталей и тонких оттенков слов. Для прозаика принципиально важным было отсутствие прямолинейно сформ. Ован авторской позиции, ведь читатель имел все понять и оценить сагнути і оцінити сам.

. Шарль. Бовари был завершенным образом, в котором воплощены ограниченность и мещанская самодовольство. Но оказалось также, что этот примитивный и смешной. Шарль был способен на глубокое и сильное чувство, он продолжал любить и жену даже после ее смерти, а раскрытие того, что она ему изменяла, привело его к тихому идиотизма. Он начал вызывать не только иронический смех, но и сочувствие, стал трогательныхим.

. Священник. Бурнизьен . Общественная функция священника - быть наставником, уметь исцелять страждущие души. Но он меньше к этому был способен. У него лучше получается лечить коров. Среди своих прихожан он имел репутацию хорошего в ветеринара. Когда. Эмма, переживая душевный кризис, обратилась за советом к своему духовному пастырю, он посоветовал ей выпить воды с сахаром. Итак, это еще одна из гримас"быта провинциипровінції".

. Рудольф . Разочарованная. Эмма, сначала подсознательно, а потом на практике изменила. Шарлю. Она надеялся, что хотя бы любовник действительно ее мечты, но опять ошиблась. Рудольф - эгоистичный самец, который смотрел на женщин к как на развлечение. В любви. Рудольфа не было ничего романтического, а только поиск телесных наслаждений. Эмма не чувствовала фальши его словам. Отвращение к. Шарля толкнула ее в объятия этого циничного донжуана. От варительно го она ждала широких жестов, но ее избранник - человек другого типа, чем тот, которым она представляла, и результатом ее очередного разочарования стал нервный зрий зрив.

. Леон - второй любовник. Эммы, полная противоположность предыдущему. Этот юноша привлекал ее своей чистотой, неопытностью в сердечных делах. Вот кто будет любить ее - это станет наградой за все ее страдания. С ним она полностью бы воплотила свою мечту. Однако это счастье - лишь видимость. Реальность снова готовила. Эмми сокрушительный удар, на этот раз смертельный. Леон оказался слабым человеком, ему пообещали повышению я по службе с условием, что он никогда больше не увидится с любовницей. Леон согласился ее также обременяли финансовые проблемы. Это стало причиной ареста и распродажи имущества. Боварина. Боварі.

. Ростовщик. Лере - очень обычный, будничный и мелкий хищник, паук, тихонько плел свою паутину, в которой и запуталась неопытная. Эмма. Выждав момент, он накинул на свою жертву паутину и стал непосредственно причиной ее самоубийства.

. Основная мысль произведения: в жизни человек должен иметь свой идеал, стремиться к чему-то светлому, чистому. Человек должен верить в реальность своей жизни, видеть и ценить его красоту, прелесть. Психологизм. Флобера граничил с натур ралистичним изображением действительности, но главным для него оставалось социальное. Поэтому это не просто зарисовка из жизни отдельного человека или провинции, а широкая картина жизни. Французского обществтва.


Роман «Госпожа Бовари» Флобера сразу же ввел в круг самых известных и популярных писателей Франции. Немало способствовал этому скандал с судом над романом. Однако читающая и мыслящая Франция по достоинству оценила дарования автора и возвела его в ранг живого классика.

Полистаем роман. Маленький провинциальный городок. Приземленная жизнь его обитателей. Ни одного героического характера. Все мелко, ничтожно, пошло. Молодая, красивая Эмма Бовари, дочь богатого мельника. Воспитывалась в пансионе. Начиталась романов о рыцарях, великосветских салонах, рыцарской любви. Жизнь в доме отца, в окружении заурядных людей показалась беспросветно унылой. Вышла замуж за местного врача, переехала в город. Муж оказался по-телячьи добрым, любящим, но без всякого честолюбия, без всяких признаков дарований.

Ожидание чего-то необыкновенного. Вот, вот покажется полоска белого паруса. Кто-то придет, принесет ей счастье, вырвет ее из унылого и беспросветно пошлого быта. Но никто не приходил, ничего необычного не случалось.

Однажды пришло приглашение на бал к местному вельможе. Сколько надежд, сколько мечтаний сопряжено с этим балом! Но бал прошел, и ничего не изменилось. Правда, один светский лев обратил на нее внимание. Предприняты все средства обольщения. «Лев» понял, с кем имеет дело (кругозор и вкусы «мещаночки»), и обставил дело ухаживания всеми атрибутами романтической влюбленности.

Вступив на скользкую стезю адюльтера, Эмма все больше погружается в болото лжи, постоянных обманов.

Тайно от мужа для своих похождений берет деньги в кредит, подписывает долговые обязательства, не задумываясь над тем, к чему это может привести. Смутно чувствует, что вся эта любовь, о которой ей твердят любовники, - сомнительная, ненастоящая любовь, что все это что-то грязное и недостойное, но уже остановиться не может и все больше и больше погружается в нравственную трясину.

Как финал - требование заимодавца о немедленной уплате долгов. Метания обезумевшей женщины. Отказ любовников от помощи. Стыд разоблачения перед мужем, которого долго и подло обманывала; наконец - мышьяк и мучительная смерть.

Шарль Бовари, муж этой женщины, - самый заурядный человек, простой, доверчивый, любящий, всем всегда довольный. Он не знал духовных притязаний своей супруги, вряд ли их мог бы и понять. Он был крайне потрясен всем случившимся. И даже теперь он не мог понять своей жены. Ее внутренний мир ему так и остался недоступным. Встретив Рудольфа (светского льва любовника Эммы), он мучительно всматривается в него, чтобы понять, чем тот очаровал его жену, каким должен был бы быть он, Шарль, чтобы нравиться жене. Из всех пошлых людей, заполнивших роман Флобера, единственным -героическим» лицом оказался Шарль Бовари - «негероическим героем».

В романе «Госпожа Бовари» герои - это жители французской провинции 19-го века. Главная героиня романа - Эмма Бовари, молодая жена провинциального врача. Эмма мечтательна и ищет новых впечатлений. Дочь фермера, она начиталась книг о красивой жизни. Эмма любит роскошь, красивые вещи, блистательные приемы, но все это не по средствам для ее мужа. Она изнывает от скуки и тоски и мечтает о галантных мужчинах. Эмма искусно притворяется, что любит мужа, но на самом деле презирает его, считая недостойным такой красавицы, как она.

Муж Эммы, Шарль Бовари - деревенский врач. Он не очень умен, зато очень добр. Муж любит Эмму нежной любовью и заботится о ней, как только может, часто во многом отказывая себе самому ради нее. Ради Эммы он ссорится, например, со своей матерью, которая считает, что Эмма плохая хозяйка. Ради Эммы он переезжает в городок Ионвиль и начинает свою карьеру сначала, хотя ему хорошо жилось и работалось врачом в деревне, здесь его уважали.

Шарль скромен, робок, честен, часто он не может постоять за себя перед другими, карьера дается ему с трудом. Здесь бы ему могла помочь Эмма, у которой бойкий, решительный и целеустремленный характер. Но Эмма совсем не ценит достоинства мужа и слепо не замечает его любви.

Образ госпожи Бовари сочетает эгоистичность и черствость по отношению к близким: мужу, дочери, с большой страстностью и силой любви, которые она направляет на своих любовников. Сначала она сходит с ума по Родольфу и хочет сбежать с ним на край света. Второй любовник Эммы, Леон, тоже поддается ее чарам, поначалу она дарит ему большое счастье. Но Эмма любит больше свои мечты, чем реальных людей. Чтобы создавать иллюзию мира, который ей нравится, она тратит деньги семьи, швыряя их налево и направо, обманывает мужа, залезает в долги.

Любовники Эммы Родольф и Леон - разные люди. Родольф хитер, сладострастен, расчетлив. Леон поначалу романтичен, пылок, Эмма - его давняя юношеская любовь. Но оба любовника Эммы в итоге выбирают спокойное и сытое существование, а не любовные бури. А когда Эмма разоряется и приобретает репутацию гулящей женщины, оба дружно предают ее,. В финале героиня кончает жизнь самоубийством, даже не подумав, как это будет переживать ее семья, что будет с дочкой Бертой.

Композиция романа «Госпожа Бовари» имеет несколько характерных черт: очень длинную экспозицию, которая позволяет понять психологические мотивации дальнейших поступков героини. Также роман не заканчивается со смертью героини, а продолжается еще несколькими главами, в которых показаны последствия поступков уже умершей героини.

Практически каждая деталь, каждый эпизод и действие главных героев кладут еще один «кирпичик» в логическую концепцию романа и психологическую картину провинциального общества. Автор очень тщательно прорисовывает характеры героев и детали их быта. Им с потрясающей убедительностью воссоздан колорит французской провинции 19-го века, показана бездушная буржуазная атмосфера добропорядочного с виду общества.

В романе «Госпожа Бовари» герои - это жители французской провинции 19-го века. Главная героиня романа - Эмма Бовари, молодая жена провинциального врача. Эмма мечтательна и ищет новых впечатлений. Дочь фермера, она начиталась книг о красивой жизни. Эмма любит роскошь, красивые вещи, блистательные приемы, но все это не по средствам для ее мужа. Она изнывает от скуки и тоски и мечтает о галантных мужчинах. Эмма искусно притворяется, что любит мужа, но на самом деле презирает его, считая недостойным такой красавицы, как она.

Муж Эммы, Шарль Бовари - деревенский врач. Он не очень умен, зато очень добр. Муж любит Эмму нежной любовью и заботится о ней, как только может, часто во многом отказывая себе самому ради нее. Ради Эммы он ссорится, например, со своей матерью, которая считает, что Эмма плохая хозяйка. Ради Эммы он переезжает в городок Ионвиль и начинает свою карьеру сначала, хотя ему хорошо жилось и работалось врачом в деревне, здесь его уважали.

Шарль скромен, робок, честен, часто он не может постоять за себя перед другими, карьера дается ему с трудом. Здесь бы ему могла помочь Эмма, у которой бойкий, решительный и целеустремленный характер. Но Эмма совсем не ценит достоинства мужа и слепо не замечает его любви.

Образ госпожи Бовари сочетает эгоистичность и черствость по отношению к близким: мужу, дочери, с большой страстностью и силой любви, которые она направляет на своих любовников. Сначала она сходит с ума по Родольфу и хочет сбежать с ним на край света. Второй любовник Эммы, Леон, тоже поддается ее чарам, поначалу она дарит ему большое счастье. Но Эмма любит больше свои мечты, чем реальных людей. Чтобы создавать иллюзию мира, который ей нравится, она тратит деньги семьи, швыряя их налево и направо, обманывает мужа, залезает в долги.

Любовники Эммы Родольф и Леон - разные люди. Родольф хитер, сладострастен, расчетлив. Леон поначалу романтичен, пылок, Эмма - его давняя юношеская любовь. Но оба любовника Эммы в итоге выбирают спокойное и сытое существование, а не любовные бури. А когда Эмма разоряется и приобретает репутацию гулящей женщины, оба дружно предают ее,. В финале героиня кончает жизнь самоубийством, даже не подумав, как это будет переживать ее семья, что будет с дочкой Бертой.

Композиция романа «Госпожа Бовари» имеет несколько характерных черт: очень длинную экспозицию, которая позволяет понять психологические мотивации дальнейших поступков героини. Также роман не заканчивается со смертью героини, а продолжается еще несколькими главами, в которых показаны последствия поступков уже умершей героини.

Практически каждая деталь, каждый эпизод и действие главных героев кладут еще один «кирпичик» в логическую концепцию романа и психологическую картину провинциального общества. Автор очень тщательно прорисовывает характеры героев и детали их быта. Им с потрясающей убедительностью воссоздан колорит французской провинции 19-го века, показана бездушная буржуазная атмосфера добропорядочного с виду общества.

История создания «Госпожи Бовари» растянулась у автора Гюстава Флобера на десять лет. После выхода книги он был привлечен к суду, книгу сочли оскорбительной для общества. Среди новых на то время художественных приемов в романе был натурализм (автор с беспощадной правдивостью описывает мучительную смерть Эммы от яда). Также в книге нет ни одного однозначно положительного героя, здесь, по сути, не с кого брать пример - и это казалось оскорбительным критикам того времени.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать...

    • "Иудушка Головлев - тип единственный в своем роде

      Иудушка Головлев - гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее содрогание, отвратительное создание. Образ Иудушки...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель"

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести - Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально значимого искусства, которое замечает общие элементы...

    • "Судьба человека" главные герои

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному попутчику, с которым сел прикурить у дороги.Много...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО

      Сочинение "Война и мир" Толстой. Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и...

    • Silentium Тютчев анализ стихотворения

      Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности - одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются опасения и страх самого поэта быть непонятым. И...

    • «БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ...» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2)

      «Береги платье снову, а честь смолоду», - гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал ответственности за свой постыдный поступок. И совсем не...

    • «БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА

      Сочинение по литературе. Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого - природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес - обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда...

    • «ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ

      Сочинение по литературе. Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») - это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики - каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у ворот (стихотворение «Сжала руки под темной...

«Госпожа Бовари» («Madame Bovary») — роман Гюстава Флобера. Автор начал работу над романом 19 сентября 1851 г. и завершил ее в мае 1856 г. В том же году роман опубликован в «Парижском обозрении», а в 1857 г. издан отдельной книгой, тираж которой к началу 1860-х гг. достиг 30 тысяч экземпляров.

Воздав в юности должное модному романтизму (пьеса «Людовик XI», новеллы), писатель постепенно разочаровался в этом методе отображения действительности и, по совету друзей, принялся за работу над «бытовым» сюжетом о трагической судьбе молодой женщины Дельфины Деламар, покончившей с собой из-за жизненных неурядиц. Дав своей героине другое имя, Флобер придал ей обобщающие черты, снабдив новый роман подзаголовком: «Провинциальные нравы». Затронутые в «Мадам Бовари» темы уже поднимались в литературе: исследователи сравнивают роман Флобера с «Провинциальной музой» Бальзака, ищут литературных предшественниц Эммы Бовари в Луизе Баржетон из «Утраченных иллюзий» или в Жюли де Шаверни из новеллы Мериме. Флобер придал особое, драматическое звучание проблеме несоответствия возвышенных идеалов, навеянных книгами Мюссе, Ламартина и других романтиков, реальной жизни с ее тоскливой чередой серых будней.

Создавший впоследствии немало произведений, среди которых есть и исторические («Саламбо»), и социально-критические («Воспитание чувств»), и философские («Искушение святого Антония», третья редакция) романы, писатель благодаря «Мадам Бовари» навсегда обессмертил свое имя.

Героиня книги страдает от невозможности осуществить свои мечты о блистательной, светской жизни, полной романтических страстей — вместо этого она вынуждена влачить монотонное существование супруги небогатого провинциального сельского врача. Тягостная атмосфера захолустья душит Эмму, но все ее попытки вырваться за пределы безрадостного мирка обречены на провал: жалкий, скучный муж Шарль не может удовлетворить запросов супруги, а ее любовники (Родольф, Леон и др.), внешне «романтичные» и притягательные, на самом деле эгоцентричны, похотливы и жестоки; череда амурных приключений не приближает госпожу Бовари к вожделенному идеалу, а отдаляет от него. Трагическая развязка становится единственным выходом из жизненного тупика; приняв яд, Эмма кончает с собой.

В этом романе Флобер использовал новый литературный метод «объективного» изображения, «монтажа» действительности. Сосредотачивая внимание читателя на поступках персонажей, на чувствах и переживаниях героев, автор нигде не высказывает своего отношения к ним. При этом описание, повествование и диалог даются писателем во взаимосвязи, гармонично дополняя друг друга. Такая техника требовала филигранной работы над словом: проводя долгие часы в поисках нужного эпитета, определения, Флобер довел свой стиль до совершенства. Но, придавая решающее значение форме, писатель глубоко проникся и содержанием произведения; в творческом процессе он как бы «перевоплощался» в своих персонажей, даже испытывал те же чувства: «Когда я описывал отравление Эммы Бовари, у меня во рту был вкус мышьяка». Поэтому, вопреки утверждениям самого автора, в критической литературе принято относить роман к вершинам мировой реалистической прозы — настолько зримы и правдивы воссозданные в книге картины быта и нравов французской провинции, настолько жизненны образы Шарля, Леона, Родольфа, напыщенного демагога аптекаря Омэ, и, в первую очередь — самой госпожи Бовари.

Отсутствие в романе назидательности привело Флобера в зал суда. Против автора издателей было выдвинуто обвинение в оскорблении «общественной морали и религий», в пропаганде безнравственности. Проходивший в Париже в январе-феврале 1857 г. процесс, ставший тяжелым, мучительным испытанием для Флобера, после долгих разбирательств вынес оправдательный приговор.

Но сложный, неоднозначный образ Эммы Бовари воспринимался по-разному и многие годы спустя после выхода книги. Некоторые критики видели в героине романа претенциозную мещаночку, уготовившую себе печальную участь, предавшись греховному разврату. Другим Эмма представлялась яркой, интересной женщиной, окруженной бездарными, посредственными людьми, не способными ее понять и оценить. И все же никто не отрицал повсеместной распространенности выведенного Флобером женского типа; во французском литературоведении появился специальный термин: «боваризм» (« Le Bovarysme »), характеризующий мировосприятие жизни сквозь призму книжных иллюзий.

Парадоксально, но изобилующий событиями и диалогами роман редко экранизировался: помимо малоудачного фильма Винсента Минелли (США, 1948 г.) заслуживает упоминания французская телеэкранизация (1966 г., режиссер — Пьер Дюмэ). Из множества инсценировок следует выделить постановку А.Я. Таирова в Камерном театре (1940 г.), шедшую с триумфальным успехом, достигнутым благодаря блестящей игре исполнительницы главной роли Алисы Коонен.