Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Где родился жорж бизе. Жорж Бизе: биография

Где родился жорж бизе. Жорж Бизе: биография

Как звали композитора Бизе? Многие эрудиты тотчас ответят: Жорж. Это и правда, и не совсем. Имя Жорж великий музыкант получил при крещении, а на самом деле его звали Александр Сезар Леопольд.

Детство и ранние годы

Будущий композитор Бизе родился 25 октября 1838 года в столице Франции Париже. Его отец, Адольф Бизе, зарабатывал на жизнь парикмахерским делом и непосредственно изготовлением париков. Чуть позже Адольф начал давать уроки музыки, хотя у него не было никакого начального образования в сфере искусства. Мать Жоржа, Эме, работала пианисткой, а ее брат Франсуа Дельсарт прославился как талантливый певец и преподаватель вокала, выступавший при дворах и Наполеона III. Жорж был единственным ребенком в семье. С ранних лет он учился игре на пианино у своей матери, демонстрируя потрясающие способности, и уже 9 октября 1848 года, за две недели до десятого дня рождения, поступил в Парижскую Музыкальную Консерваторию. Именно в этом учебном заведении талантливый юноша сочинил свои первые известные композиции.

Музыкальная карьера

В ноябре 1855 года, в возрасте семнадцати лет, юный композитор Бизе написал первую симфонию в качестве домашнего задания. До 1933 года она оставалась безызвестной и впоследствии была совершенно случайно обнаружена в архивах библиотеки Парижской Консерватории. Впервые эту симфонию сыграли в 1935 году, и она мгновенно получила всеобщее признание в качестве шедевра, написанного юным, но способным и одухотворенным музыкантом.

В последующие годы молодой композитор участвовал в различных творческих конкурсах, стремясь завоевать денежные премии и престижные призы, и в итоге победил в соревновании авторов оперы, устроенном Оффенбахом. Первое место и приз в 1200 франков Жорж разделил с Шарлем Лекоком. В нескольких других конкурсах уже достаточно Бизе выиграл внушительный грант, на который безбедно жил следующие пять лет. Из них первые два года он провел в Риме, год - в Германии и последние два года - в Париже.

В расцвете сил

В июле 1860 года, после того как Жорж покинул Рим и все еще колесил по Италии, ему в голову пришла идея написать симфонию из четырех частей, в которой каждый фрагмент представлял бы собой музыкальное воплощение итальянского города - соответственно, Рима, Венеции, Флоренции и Неаполя. Однако в том же году композитор Бизе узнал о том, что его мать серьезно больна, и был вынужден закончить итальянские путешествия. В сентябре 1860 года он вернулся в Париж; спустя год мать музыканта скончалась. Только в 1866 году он наконец написал первую версию законченной симфонии. До 1871 года он всячески корректировал свое музыкальное сочинение - и скоропостижно скончался сам, так и не успев довести вдохновленное Италией творение до идеала. В 1880 году оно было опубликовано под названием "Римская симфония".

Чем же на самом деле прославился Бизе-композитор? "Кармен" - опера, написанная на основе одноименной новеллы французского писателя Проспера Мериме, стала его самой значительной и знаменитой работой. Главная роль по замыслу музыканта предназначалась для меццо-сопрано. Большую часть оперы автор написал летом 1873 года, однако она оставалась незавершенной вплоть до конца следующего, 1874 года. Вероятно, в связи с проблемами в личной жизни и расставанием с женой на целых два месяца. Хотя слушатели вначале не слишком тепло приняли "Кармен", она остается лучшим произведением Бизе.

Личная жизнь

Композитор Бизе женился на дочери своего покойного учителя, Женевьеве Галеви, 3 июня 1869 года. Когда в июле следующего года началась франко-прусская война, музыкант, как и многие другие его творческие соотечественники, присоединился к Французской Из-за войны и послевоенного хаоса Жорж приостановил работу над многими произведениями. 10 июля 1871 года Женевьева родила Жоржу первого и единственного ребенка - сына по имени Жак.

Смерть

Композитор Бизе, биография которого на сегодняшний день известна каждому профессиональному музыканту, умер от сердечного приступа в возрасте тридцати шести лет. Ходили слухи, что Эли-Мириам Делаборд, якобы приходившийся незаконнорожденным сыном Шарлю-Валентину Алькану, мог быть косвенно виновен в смерти Жоржа, так как незадолго до смерти последнего двое мужчин устроили соревнование по плаванию, после которого Бизе сильно простудился и слег с лихорадкой. В то время подозревали даже убийство и суицид, так как слева на шее у композитора обнаружили ранение, схожее с огнестрельным. Историки, впрочем, считают, что так выглядел лимфатический узел, который вследствие тяжелого заболевания и сердечного приступа набух и прорвался. Бизе умер в шестую годовщину собственного бракосочетания, ровно через три месяца после первого выступления "Кармен". Его кончина наступила внезапно именно тогда, когда он начал находить собственный "взрослый", неповторимый стиль. Жоржа Бизе похоронили на кладбище Пер-Лашез в Париже рядом с не менее известными музыкантами Шопеном и Россини.

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

Алекса́ндр Сеза́р Леопольд Бизе́ (фр. Alexandre-César-Léopold Bizet, при крещении получил имя Жорж , фр. Georges; 25 октября 1838, Париж - 3 июня 1875, Буживаль) - французский композитор периода романтизма, автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес, а также опер, самой известной из которых стала «Кармен».

Он родился 25 октября 1838 года в Париже в семье учителя пения Адольфа Армана Бизе. Был зарегистрирован под именем Александр-Сезар-Леопольд Бизе, но при крещении получил имя Жорж, под которым и был известен в дальнейшем. Первоначально занимался музыкой с матерью Анной Леопольдиной Эмэ (урожд. Дельсарт). Бизе поступил в Парижскую консерваторию за две недели до того, как ему исполнилось 10 лет. Занимался контрапунктом и фугой с П. Циммерманом, а также с замещающим его Ш. Гуно (впоследствии другом Бизе).

Уже во время учёбы в консерватории (1848-1857) Бизе пробовал себя в качестве композитора. В этот период он блестяще овладел композиторской техникой и исполнительским мастерством. Ференц Лист, услышавший в исполнении Бизе свою фортепианную музыку, воскликнул: «Бог мой! Я считал, что это может исполнить один человек – я. Но оказывается, нас двое !».

В 1857 году он разделил с Шарлем Лекоком премию на конкурсе, организованном Жаком Оффенбахом, за оперетту «Доктор Миракль» и получил Римскую премию. В том же году Бизе представил на конкурс кантату «Кловис и Клотильда», за которую также получил Римскую премию, что позволило ему прожить в Риме в течение трёх лет, сочиняя музыку и занимаясь своим образованием. Отчётным произведением (написание которого было обязательным для всех лауреатов Римской премии) стала опера «Дон Прокопио». Опера была неизвестна публике до 1895 года, когда композитор Ш. Малерб опубликовал описание «Дона Прокопио», найденного им в архиве умершего директора консерватории Обера. В 1906 году в редакции Малерба (с написанными им речитативами) первая опера Бизе была поставлена в театре Монте-Карло.

За исключением проведённого в Риме периода, Бизе прожил всю свою жизнь в Париже. После пребывания в Риме он вернулся в Париж, где посвятил себя написанию музыки. В 1863 году он написал оперу «Искатели жемчуга». В этот же период он написал «Пертскую красавицу» (1867), произведение для фортепиано «Детские игры» (1870), музыку к пьесе Альфонса Доде «Арлезианка» (1872). Премьера «Арлезианки» состоялась 11 октября 1872 года; ни пьеса, ни музыка успеха у публики не имели. Композитор сделал из музыки к «Арлезианке» концертную сюиту. В 1878 году П. И. Чайковский писал Н. Ф. фон Мекк: «Кстати о свежести в музыке, рекомендую Вам оркестровую сюиту покойного Bizet «L"Arlesienne». Это в своем роде шедевр» . Вторая сюита на музыки к спектаклю («Пастораль», «Интермеццо», «Менуэт», «Фарандола») была составлена Гиро уже после смерти Бизе.

В 1867 году журнал «Revue Nationale et Etrangère» предложил Бизе постоянное сотрудничество в качестве музыкального обозревателя, статьи Бизе выходят под псевдонимом Гастона де Бетси. Также он написал романтическую оперу «Джамиле» (1870), обычно рассматриваемую, как предшественницу «Кармен», и симфонию C-dur. Сам Бизе забыл о ней, и о симфонии не вспоминали до 1935 года, когда она была обнаружена в библиотеке консерватории. Симфония замечательна своим стилистическим сходством с музыкой Франца Шуберта, которая в тот период почти не была известна в Париже, за исключением, быть может, нескольких песен. В 1874-1875 годах композитор работал над «Кармен». Летом 1874 года, в Буживале, композитор заканчивает оперу, оркестровка партитуры заняла всего два месяца. Премьера оперы состоялась в парижском театре «Опера-Комик» 3 марта 1875 года и закончилась провалом. После премьеры Бизе был убеждён, что работа не удалась. Он умер от сердечного приступа спустя всего три месяца, не зная, что «Кармен» окажется вершиной его успеха и навсегда войдёт в число наиболее узнаваемых и популярных классических произведений мира. П.И. Чайковский, который был большим поклонником этой оперы писал: «...Но вот является француз (которого смело назову гениальным), у которого все эти пикантности и пряности не результат выдуманности, а льются свободным потоком, льстят слуху и в то же время трогают и волнуют. Он как бы говорит: «...вы не хотите ничего величавого, грандиозного и сильного, вы хотите хорошенького, вот вам и хорошенькое, joli. Bizet - художник, отдающий дань испорченности вкусов своего века, но согретый истинным, неподдельным чувством и вдохновением ».

Вскоре после постановки «Кармен» Бизе серьезно заболел, а в начале июня 1875 года произошло внезапное ухудшение, в результате чего он умер 3 июня в Буживале. После временного погребения на Монмартрском кладбище прах Бизе был перенесён на кладбище Пер-Лашез, где похоронены многие выдающиеся деятели искусства. После смерти Бизе его работы, за исключением «Кармен», в целом не получили широкого признания, их рукописи были розданы или утеряны, а опубликованные версии произведений зачастую пересматривались и изменялись другими авторами. Только спустя многие годы забвения его произведения начали исполняться всё чаще, и лишь с XX века имя Жоржа Бизе по достоинству встало в один ряд с именами других выдающихся композиторов. В свои 36 лет жизни он не успел создать собственной музыкальной школы и не имел каких-либо явных учеников или последователей. Преждевременная смерть Бизе в самом начале расцвета его зрелого творчества оценивается как значительная и невосполнимая потеря для мировой классической музыки.

3 июня 1869 года Жорж Бизе сочетался браком с Женевьев Галеви, двоюродной сестрой Людовика Галеви - создателя музыкального жанра «оперетта». В 1871 году у Жоржа и Женевьевы родился их единственный сын Жак, который в последующем был близким другом Марселя Пруста.

Память

  • Муниципальная консерватория (фр. Conservatoire municipal du 20e Georges Bizet ) в XX округе Парижа носит его имя.
  • В его честь названа площадь в Андерлехте (Брюссельская агломерация).

Творчество

Оперы

  • «Дон Прокопио» (опера-буффа, на итальянском языке, 1858-1859, поставлена 1906, Монте-Карло), существует также в оркестровке Леонида Фейгина
  • «Любовь-художница» (фр. L’Amour peintre, либретто Бизе, по Ж. Б. Мольеру, 1860, не окончена, не опубликована)
  • «Гузла Эмира» (комическая опера, 1861-1862)
  • «Искатели жемчуга» (фр. Les Pecheurs de perles, 1862-1863, поставлена 1863, «Театр лирик», Париж
  • Иван IV (1862-1865), поставлена в 1951 году в Grand Théâtre de Bordeaux
  • «Никола Фламель» (1866, фрагменты)
  • «Пертская красавица» (фр. La Jolie fille du Perth, 1866, поставлена 1867, «Театр лирик», Париж)
  • «Кубок Фульского короля» (фр. La Coupe du roi de Thule, 1868, фрагменты)
  • «Кларисса Гарлоу» (комическая опера, 1870-1871, фрагменты)
  • «Каландарь» (комическая опера, 1870), Гризельда (комическая опера, 1870-1871, не окончена)
  • «Джамиле» (комическая опера, 1871, поставлена 1872, театр «Опера комик», Париж)
  • «Дон Родриго» (1873, не окончена)
  • «Кармен» (драматическая опера, 1873-1874, поставлена 1875, театр «Опера комик», Париж; речитативы написаны Э. Гиро, после смерти Бизе, для постановки в Вене, 1875)

Оперетты

  • Анастасия и Дмитрий
  • Мальбрук в поход собрался (Malbrough s’en va-t-en guerre, 1867, театр «Атеней», Париж; Бизе принадлежит 1-е действие, другие 3 действия - И. Э. Легуи, Э. Жонасу, Л. Делибу)
  • Соль-си-ре-пиф-пан (1872, театр «Шато-д’о», Па)
  • Ангел и Товия (L’Ange et Tobia, около 1855-1857)
  • Элоиза де Монфор (1855-1857)
  • Очарованный рыцарь (Le Chevalier enchanté, 1855-1857)
  • Эрминия (1855-1857)
  • Возвращение Виргинии (Le Retour de Virginie, около 1855-1857)
  • Давид (1856)
  • Кловис и Клотильда (1857)
  • Доктор Миракль (1857)
  • Песня веку (Carmen seculaire, по Горацию, 1860)
  • Женитьба Прометея (Les Noces de Promethee, 1867)

Оды-симфонии

  • Улисс и Цирцея (по Гомеру, 1859)
  • Васко да Гама (1859-1860)

Оратория

  • Женевьева Парижская (1874-1875)

Произведения для хора и оркестра (или фортепиано)

  • Хор студентов (Choeur d’etudiants, мужской хор, до 1855)
  • Вальс (C-dur, 1855)
  • Те Deum (для солистов, хора и оркестра, 1858)
  • Залив Байя (Le Golfe de Bahia, для сопрано или тенора, хора и фортепиано, около 1865; музыка использована в опере «Иван Грозный», имеется переработка для фортепиано)
  • Ave Maria (для хора и оркестра, слова Ш. Гранмужена, после 1867)
  • Песня прялки (La Chanson du Rouet, для солиста, хора и фортепиано, после 1867) и др.

Для хора без сопровождения

  • Святой Иоанн из Патмоса (Saint-Jean de Pathmos, для мужского хора, слова В. Гюго, 1866)

Произведения для оркестра

  • Симфонии (№ 1, C-dur, Юношеская, 1855, партитура опубликована и исполнена 1935; № 2, 1859, уничтожена Бизе)
  • Рим (C-dur, 1871, первоначально - Воспоминания о Риме, 1866-1868, исполнена 1869)
  • Увертюры, в том числе Родина (Patrie, 1873, исполнена 1874)
  • Сюиты, в том числе Маленькая сюита (Petite suite, из фортепианных дуэтов Игры детей, 1871, исполнена 1872), сюиты из Арлезианки (№ 1, 1872; № 2, составил Э. Гиро, 1885)

Произведения для фортепиано соло

  • Большой концертный вальс (E-dur, 1854)
  • Фантастическая охота
  • (Chasse fantastique, 1865)
  • Реинские песни (Chant du Rhin, цикл из 6 песен, 1865)
  • Концертные хроматические вариации (1868)

Фортепианные дуэты

  • Игры детей (Jeux d’enfants, 12 пьес для 2 фортепиано, 1871)

Произведения для голоса и фортепиано

  • В том числе циклы песен Листки из альбома (Feuilles d’album, 6 песен, 1866)
  • Пиренейские песни (Chants dee Pyrenees, 6 народных песен, 1867)

Музыка к драматическому спектаклю

  • Арлезианка (драма А. Доде, 1872, театр «Водевиль», Париж)

В семье учителя пения. Он был зарегистрирован под именем Александр-Сезар-Леопольд Бизе, но при крещении получил имя Жорж, под которым и был известен в дальнейшем. Бизе поступил в Парижскую консерваторию за две недели до того, как ему исполнилось десять лет.

В 1857 году он разделил с Шарлем Лекоком премию на конкурсе, организованном Жаком Оффенбахом , за оперетту «Чудесный доктор» и получил Римскую премию, что позволило ему прожить в Риме в течение трёх лет, сочиняя музыку и занимаясь своим образованием. Отчётным произведением (написание которого было обязательным для всех лауреатов Римской премии) стала опера «Дон Прокопио». За исключением проведённого в Риме периода, Бизе прожил всю свою жизнь в Париже.

После пребывания в Риме он вернулся в Париж, где посвятил себя написанию музыки. В 1863 году он написал оперу «Искатели жемчуга». В этот же период он написал «Пертскую красавицу», музыку к пьесе Альфонса Доде «Арлезианка» и произведение для фортепиано «Детские игры». Также он написал романтическую оперу «Джамиле», обычно рассматриваемую, как предшественницу «Кармен». Сам Бизе забыл о ней, и о симфонии не вспоминали до 1935 года, когда она была обнаружена в библиотеке консерватории. При первом же представлении эта работа получила похвалы раннего романтического периода. Симфония замечательна своим стилистическим сходством с музыкой Франца Шуберта , которая в тот период почти не была известна в Париже, за исключением, быть может, нескольких песен. В 1874-1875 годах композитор работал над «Кармен». Премьера оперы состоялась в парижском театре «Опера-Комик» 3 марта 1875 года и закончилась провалом. Свою Вторую симфонию, «Рим», Бизе не завершил.

Сочинения (полный список)

Оперы

  • «Анастаси и Дмитрий»
  • «Дон Прокопио» (опера-буффа, на итальянском языке, 1858-1859, поставлена 1906, Монте-Карло), существует также в оркестровке Леонида Фейгина
  • «Любовь-художница» (фр. L’Amour peintre, либретто Бизе, по Ж. Б. Мольеру , 1860, не окончена, не опубликована)
  • «Гузла Эмира» (комическая опера, 1861-1862)
  • «Искатели жемчуга» (фр. Les Pecheurs de perles, 1862-63, поставлена 1863, «Театр лирик», Париж)
  • «Иван Грозный» (фр. Ivan le Terrible, 1865, поставлена, 1946, Замок Мюринген, Вюртемберг)
  • «Никола Фламель» (1866?, фрагменты)
  • «Пертская красавица» (фр. La Jolie fille du Perth, 1866, поставлена 1867, «Театр лирик», Париж)
  • «Кубок Фульского короля» (фр. La Coupe du roi de Thule, 1868, фрагменты)
  • «Кларисса Гарлоу» (комическая опера, 1870-1871, фрагменты)
  • «Каландаль» (комическая опера, 1870), Гризельда (комическая опера, 1870-71, не окончена)
  • «Джамиле» (комическая опера, 1871, поставлена 1872, театр «Опера комик», Париж)
  • «Дон Родриго» (1873, не окончена)
  • «Кармен» (драматическая опера, 1873-1874, поставлена 1875, театр «Опера комик», Париж; речитативы написаны Э. Гиро , после смерти Бизе, для постановки в Вене, 1875)

Оперетты

  • Анастасия и Дмитрий
  • Мальбрук в поход собрался (Malbrough s’en va-t-en guerre, 1867, театр «Атеней», Париж; Бизе принадлежит 1-е действие, другие 3 действия - И. Э. Легуи, Э. Жонасу, Л. Делибу)
  • Соль-си-ре-пиф-пан (1872, театр «Шато-д’о», Па
  • Ангел и Товия (L’Ange et Tobia, около 1855-1857)
  • Элоиза де Монфор (1855-1857)
  • Очарованный рыцарь (Le Chevalier enchant?, 1855-57)
  • Эрминия (1855-1857)
  • Возвращение Виргинии (Le Retour de Virginie, около 1855-1857)
  • Давид (1856)
  • Кловис и Клотильда (1857)
  • Доктор Миракль (1857)
  • Песня веку (Carmen seculaire, по Горацию, 1860)
  • Женитьба Прометея (Les Noces de Promethee, 1867)

Талантливый ребенок

25.10.1838 в Париже родился будущий всемирно известный композитор Жорж Бизе.

Он рос в музыкальной семье (отец преподавал вокал, мать была профессиональной пианисткой), поэтому с самого раннего детства Жорж был окружен музыкой.

Родители были его первыми учителями. К четырем годам ребенок уже хорошо знал нотную грамоту, играл на фортепьяно. Родители настойчиво занимались музыкальным образованием мальчика, не оставляя ему времени на игры со сверстниками.

Его успехи были настолько значительными, что даже не достигнув десяти лет, Бизе вступил в столичную консерваторию. Первые музыкальные сочинения появились у юного дарования в 13 лет. Утром мама вела Жоржа в консерваторию, а после уроков забирала домой.

Небольшой перерыв на обед – и снова занятия музыкой в отдельной комнате, где его закрывали и где мальчик играл на фортепьяно до полного изнеможения.

Впрочем, учеба не была для Жоржа особо трудным делом. Окончив консерваторию в 19 лет, он написал кантату «Кловис и Клотильда», за которую получил Большую Римскую премию. В таком юном возрасте, кстати, никто еще такую премию не получал.

Первая любовь и первые невзгоды

В Италии Жорж познакомился с веселой девушкой Джузеппой, влюбился в нее до опьянения. Он думал, что написанием пары комических опер, заработает достаточно, чтобы обеспечить с любимой безбедную жизнь. Но тут пришло известие, что заболела мать.

Жорж, уезжая домой, пообещал девушке вернуться, когда мать выздоровеет. На ее лечение юный композитор изо всех сил пытался заработать денег: он перекладывал партитуры опер других сочинителей для фортепьяно, за что ему исправно платили. Но денег все равно не хватало.

Больная мать, так мечтавшая увидеть своего Жоржа богатым и знаменитым, неустанно повторяла, что он должен написать симфонию, которая его прославит и выведет из нищеты. Он писал, росла кипа черновиков, но времени оставалось все меньше, а долги все росли. Мать угасала. Целый год упорного труда ради спасения матери так и не принес ожидаемого результата. Мать умерла, так и не увидев своего сына знаменитым.

Увлечение театром

Музыкальный театр давно привлекал Бизе. Он много писал для сцены. Но критика не особо благоволила молодому композитору. Он написал комическую оперу «Дон Прокопио», несколько оркестровых пьес, но все это не было оценено. Наконец, в 1863 г. произошел некоторый сдвиг: премьера оперы Бизе «Ловцы жемчуга» была замечена критикой, но без особого восторга.

Всего 18 раз опера прошла на сцене, а потом ее исключили из репертуара. И снова все вернулась на круги своя: упорный и безуспешный труд бессонными ночами, чужие партитуры, жалкие уроки музыки.

Безденежье и отчаяние. Оперная дива – Могадор

Знакомство с оперной певицей Могадор подарило Жоржу Бизе бурную страсть, которая не принесла ни счастья, ни даже продвижения в карьере. Она была знаменитостью в Париже. Ее знали не только как оперную диву мадам Лионель, но и как писательницу Селесту Венар и как светскую львицу графиню де Шабрийан.

Она была прелестной 42-летней вдовой и владелицей столичного музыкального театра. 28-летний Бизе был поглощен их взаимной страстью. Но именно эта женщина принесла много душевных мук Жоржу: она оказалась капризной и вздорной, постоянно устраивала скандалы и жуткмие сцены. Да и любовь юноши ей уже была не нужна.

Однажды в порыве гнева Могадор вылила на Жоржа ушат ледяной воды. Молодой человек вышел на улицу. Была зима. Он простудился. Заболел надолго и всерьез: работал в постели, практически лишился голоса. Его связь с Могадор закончилась, но душевные страдания, как и физические, еще долго отравляли ему жизнь.

Брак

Весной 1869, в доме своего учителя, Жорж встретил его повзрослевшую дочь Женевьеву. Их роман развивался медленно. Неудача с оперой «Пертская красавица» (1866). Болезнь, потеря веры в себя, безденежье – все это опустошало душу композитора. Но все же однажды Жорж решился сделать предложение Женевьеве.

Поначалу юная жена окружила Бизе любовью и заботой, создавая ему комфортные условия для работы. Жорж работал не покладая рук: сочинял музыку и по-прежнему давал уроки. Вскоре Женевьева устала от такой жизни. Однажды муж застал ее дома с любовником.

Опера «Кармен» (1874)

Лебединой песней Жоржа Бизе стала опера «Кармен», где героиня так похожа на страстную Могадор. На премьере в зале Парижской оперы Бизе леденел от ужаса: неужели и в этот раз позорный провал? Публика реагировала вяло. Жорж понял, что его шедевр снова никто не оценил.

Женевьева уже после первого акта покинула театр. Раздавленный очередной неудачей, композитор в порыве отчаяния бросился в Сену. На этот раз его болезнь оказалась смертельной: жар, глухота, паралич рук и ног, сердечный приступ – и смерть 3.06. 1875. Ему было всего 37 лет.

Ему не суждено было увидеть себя и свою «Кармен» в лучах феерического успеха, который пришел через 4 месяца после его смерти в Венской опере. Все когда-то непризнанные произведения Жоржа Бизе, и в первую очередь его «Кармен», навеки вошли в число самых блистательных творений музыкальной классики.