Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Анализ баллады «Светлана» (В. Жуковский)

Анализ баллады «Светлана» (В. Жуковский)

Балладу «Светлана» по праву можно считать символом раннего русского романтизма. Произведение стало настолько родным для читателя, оно так ярко отражает национальную ментальность, что трудно осознавать его переводом немецкой баллады. Среди произведений Жуковского это творение – одно из лучших, неслучайно в литературном обществе «Арзамас» у Василия Андреевича было прозвище «Светлана».

В 1773 году Готфрид Бюргер пишет свою балладу «Ленора» и становится основоположником этого жанра в Германии. Жуковского заинтересовывает его произведение, он делает три перевода книги. В первых двух опытах писатель стремится к более национальной адаптации баллады. Это проявляется даже в изменении имени главной героини: в 1808 году Жуковский даёт ей имя Людмила, а в 1812 – Светлана. Во втором переложении автор делает переработку сюжета на русской почве. Позднее, в 1831 году, Жуковский создаёт третий, максимально приближенный к оригиналу вариант баллады «Ленора».

Жуковский посвятил балладу «Светлана» своей племяннице и крестнице А.А. Протасовой, это был свадебный подарок: девушка выходила замуж за его друга А. Воейкова.

Жанр и направление

Трудно представить эпоху романтизма без жанра баллады, где повествование излагается напевным слогом, а с героем зачастую происходят сверхъестественные события.

Романтизм в балладе «Светлана» представлен довольно широко. Характерной чертой этой эпохи является интерес к фольклору. Стремясь сделать историю наиболее русской, Жуковский не лишает её и одного из основных мотивов немецкого народного творчества — умыкания невесты мертвецом. Таким образом, фантастическое в балладе «Светлана» принадлежит двум культурам: от русской произведение получило тему крещенского гадания, а от немецкой – восставшего из гроба жениха.

Баллада богата символикой русского фольклора. Например, ворон – вестник смерти, избушка, дающая отсылку к Бабе-Яге, чьё жилище находится на границе мира живых и мёртвых. Голубь в балладе символизирует Святого Духа, который подобно Ангелу спасает Светлану от мрака ада. Пенье же петуха развеивает чары ночного мрака, возвещая о рассвете — всё возвращается на круги своя.

Другим типичным для романтизма приёмом является мотивация сном. Видение ставит героиню перед выбором: искренне верить, что Бог поможет её жениху вернуться, или же поддаться сомнениям и разувериться в силе Создателя.

О чем?

Суть баллады «Светлана» заключается в нижеследующем: в крещенский вечер девушки традиционно собираются погадать на суженого. Но героиню не веселит эта затея: она волнуется о своём возлюбленном, который на войне. Ей хочется узнать, вернётся ли жених, и девушка садится за гадание. Она видит возлюбленного, церковь, но далее всё это оборачивается страшной картиной: избой, где стоит гроб с любимым.

Сюжет «Светланы» заканчивается прозаично: на утро девушка пробуждается ото сна в смятении, она напугана злым предзнаменованием, но всё заканчивается хорошо: жених возвращается невредим. Вот, о чем это произведение.

Главные герои и их характеристика

Повествование выводит на первый план одну лишь главную героиню. Остальные образы в балладе «Светлана» находятся в дымке от не рассеявшегося сна, их характерные черты разглядеть сложно, ведь основные герои в данном случае сравнимы с декорациями в пьесе, то есть самостоятельной роли не играют.

В самом начале произведения Светлана предстаёт читателю печальной и встревоженной: ей не известна судьба любимого. Девушка не может быть такой же беспечной, как подружки, в её сердце нет места девичьим забавам. Уже год она находит в себе силы праведно надеяться и молиться, что всё будет хорошо, но в крещенский вечер любопытство берет верх над праведностью – героиня гадает.

Характеристика Светланы Жуковского представлена положительной, не идеальной, но образцовой. В ее поведении есть деталь, которая в корне отличает ее от девушек в других вариантов перевода самого автора и от оригинальной Леноры. Узнав о смерти возлюбленного, невеста не ропщет на Бога, а молится Спасителю. Душевное состояние Светланы в момент страшного видения скорее можно охарактеризовать как испуг, но не отчаяние. Главная героиня готова смириться и с «горькой судьбиной», но только не обвинять Бога в том, что он её не услышал.

За свою стойкость Светлана получает награду – жених возвращается к ней: «Та ж любовь в его очах». Небольшое количество строк о женихе даёт основание предполагать, что это человек слова, верный и честный. Он достоин такой искренне любящей и доброй невесты.

Темы произведения

  • Любовь. Эта тема пронизывает балладу, в некотором роде, она движет сюжетом, ведь именно любовь провоцирует православную девушку на гадание. Она же даёт силы невесте ждать и надеяться на возвращение жениха, может быть, чувство Светланы бережет его от ранений. Девушка и её возлюбленный преодолели тяжелое испытание — разлуку, и их взаимосвязь стала только крепче. Теперь впереди их ждет свадьба и долгое совместное счастье.
  • Вера. Светлана искренне верит в Бога, она не сомневается, что молитва сохранит её возлюбленного. Она же спасает девушку от адских объятий мертвеца, чего не удалось избежать Леноре, героине оригинальной баллады.
  • Гадание. Эта тема представлена весьма оригинально. Во-первых, Светлана не наблюдает некое видение в зеркалах, всё происходящее ей только снится. Во-вторых, гадающая должна снять крест, иначе в полной мере ей не откроется темный потусторонний мир, а наша героиня – «с крестом своим в руке». Таким образом, девушка не может гадать в полной мере: даже во время этого мистического таинства она молится.
  • Главная мысль

    Как известно, у Жуковского есть три варианта перевода баллады Бюргера «Ленора», но почему именно «Светлана» обрела такую популярность ещё при жизни писателя и остаётся актуальным произведением по сей день?

    Быть может, секрет успеха книги – это ее идея и способ её выражения. В мире, где существует добро и зло, свет и тьма, знание и неведение человеку приходится нелегко: он поддаётся волнению, сомнению. Но путь к обретению уверенности и внутренней гармонии есть — это вера.

    Очевидно, вариант, который имеет счастливый конец, был более привлекателен для публики. Но именно такой финал и позволил Жуковскому убедительнее донести свою авторскую позицию, ведь смысл баллады «Светлана» в том, чтобы человек всегда стремился к просветлению. Судьба главной героини ярко иллюстрирует, какие блага приносит спасительная сила искренней веры.

    Проблемы

    В.А. Жуковского как образованного человека, учителя императора Александра Второго, волновала проблема того, что русские практически никогда не были православными до конца. Человек идёт в церковь, но чурается чёрной кошки, а когда возвращается домой, забыв что-то, смотрится в зеркало. Наряду с христианской Пасхой отмечается и языческая масленица, что происходит и по сей день. Таким образом, на первый план в балладе «Светлана» выходит религиозная проблематика.

    Жуковский поднимает в произведении проблему суеверного невежества, актуальную для русских с самого момента принятия христианства. В своей балладе он обратил внимание, что, отмечая праздник Крещения Господня, верующие девушки предаются греховному гаданию. Автор осуждает это, но в то же время не наказывает жестоко свою любимую героиню. Жуковский лишь по-отечески журит её: «Что же твой, Светлана, сон…?»

    Историзмы в «Светлане» Жуковского

    Баллада «Светлана» написана Жуковским в 1812 году. Несмотря на это она, в целом, читается и воспринимается легко и сегодня, но всё же содержит устаревшие слова. Важно учитывать и то, что Жуковский писал своё произведение в период, когда русский литературный язык ещё формировался, поэтому книга содержит и краткие формы прилагательных (венчальну, тесовы) и неполногласные варианты некоторых слов (плат, златое), что придаёт лирическому произведению торжественность и некую архаичность.

    Лексика баллады богата устаревшими словами: историзмами и архаизмами.

    Историзмы – это слова, покинувшие лексикон вместе с именуемым предметом. Здесь они представлены в основном лексикой, относящейся к церкви:

    многи леты – имеется в виду «Многая лета» — песнопение, исполнявшееся хором, как правило, а капелла, по случаю торжественного праздника.

    Песенки подблюдны — обрядовые песни, исполнявшиеся во время гадания, когда девушка бросала в блюдце личный предмет (кольцо, серёжку) в сопровождении специальной песни.

    Налое – род столика для чтения, также используется в качестве подставки для икон.

    Запона – белая ткань, часть одежды священника.

    Архаизмы – устаревшие слова, заменённые более современными:

  1. Ярый — огненный
  2. Рьяны — усердные
  3. Уста — губы
  4. Зиждителя — основателя
  5. Фимиам — благовоние
  6. Вымолвить — сказать
  7. Тесовы – сделанные из тёса – специально обработанных тонких досок
  8. Благ – хорош

Чему учит?

Баллада учит непреклонности и преданности, а главное – почитанию Божьего закона. Сон и пробуждение здесь нельзя понимать только однозначно: это не только физическое состояние человека: сон — заблуждение, которое напрасно волнует душу. Пробуждение – прозрение, понимание истиной веры. По мнению автора, внутреннее спокойствие и гармонию можно обрести, соблюдая заповеди Господни и твёрдо веря в могущество Создателя. Отвлекаясь от христианского контекста, скажем, что человек, согласно морали Жуковского, должен быть твёрд в своих убеждениях, а сомнения, постоянные метания и отчаяние могут привести его к беде и даже гибели. Надежда, стойкость и любовь приводят к счастью, что ярко иллюстрирует пример героев баллады «Светлана».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Знание текстов художественных произведений.

1. Каким произведениям русской литературы (и кто их автор) предпосланы следующие эпиграфы?

1.1 Стрелялись мы.

1.2 Кони мчатся по буграм,

Топчут снег глубокий…

Вот, в сторонке Божий храм

Виден одинокий.

1.3 Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.

2. Назовите имена «соперников Руслана» и произведение А.С. Пушкина, из которого отрывок: (Максимальное количество баллов – 3 балла)

В унынье, с пасмурным челом,

За шумным свадебным столом

Сидят три витязя младые

Безмолвны, за ковшом пустым,

Забыты кубки круговые,

И брашна неприятна им;

Не слышат вещего Баяна;

Потупили смущенный взгляд:

То три соперника Руслана…

II . Историко-литературные задания.

    Какой русский писатель сам себя шутя называл «Дядькой всех ведьм и чертей на Руси» ?

2.1 «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь»

2.2 «Бесы», «Гробовщик», «Метель», «Евгений Онегин»

3. С именем какого русского писателя связаны эти места: (Максимальное количество баллов – 2 балла)

3.1 Михайловское, Царский Лицей, Москва

3.2 Петербург, Пятигорск, Москва

III . Знание теории литературы.

    Каким размером написано большинство басен И.А. Крылова. Например: (Максимальное количество баллов – 1 балл)

Послушай, я не кинусь в слезы:

Мне шутка все твои угрозы.

Что я стараюсь приобресть,

То не в твоих руках хранится;

Того не можешь и унесть.

    Определите жанры произведений: (Максимальное количество баллов – 4 балла)

«Метель», «Лебедь, щука и рак», «Толстый и тонкий», «Зимнее утро», «Марья Моревна», «Дубровский», «Три пальмы», «Добрыня и змей»

    Какое средство художественной выразительности использовано в отрывке? (Максимальное количество баллов – 1 балл)

… Высылала в конвертах вагоны сухих цветов, и на один из Николаевых дней рождения послала ему, отцепив от жакета, свое единственное украшение: белого эмалевого голубка.

IV . Литература и другие виды искусства (Максимальное количество баллов – 1 балл)

    О какой картине идет речь? Кто является ее автором? С каким стихотворением перекликается сюжет картин?

Январский день. Комната, в которой находятся трое дорогих друг другу людей, кажется, залита теплом и светом. В центре – вдохновенная фигура поэта. На заднем плане изображена старенькая женщина, она замерла, покоренная музыкой слова своего воспитанника. Справа изображен друг поэта, он не просто слушает – внимает. В его взгляде – восхищение, глубокий интерес. Оказавшийся вдруг «в глуши, во мраке заточенья», друг дал почувствовать поэту спасительность «любви и дружества».

V . Интерпретация художественного произведения.

Почему учитель предложил герою написать «честное изложение»?

ВИКТОР ГОЛЯВКИН

Двойку все-таки я получил. Хотя я вовсю старался. Почти все у Мишки списал.

Двойки я получал и раньше. Но то было раньше, а то теперь. От папы давно нет писем. С того дня, как он уехал. Я все боялся: придет письмо, папа спросит в письме, как там Петя, как учится, что я отвечу?

Нужно было исправить двойку. Ждать я больше не мог. Я решил объяснить все Пал Палычу.

Мда… - сказал он. – Семь ошибок в одном изложении. Но выход есть. Вот возьми эту книжку. Вот этот рассказ. Ты прочтешь его дома. Разок или два. Но не больше. Закроешь книжку и будешь писать. Только чур – не заглядывать. Понял?

А кто будет смотреть, заглядываю я или не заглядываю? – сказал я.

Никто не будет смотреть. Не такой ты уже и маленький. Взрослый парень. Что за тобой смотреть!

Как же так? – удивился я. – Я ведь буду смотреть.

Не думаю, - сказал он.

Почему же?

Потому что на честность. Такой уговор. Как же можно смотреть! Тогда будет нечестно.

Вот это да! – удивился я.

Я тебе верю, - сказал Пал Палыч. – Я доверяю тебе – вот и все!

Так-то оно так, - сказал я, - сказал я, - но кто будет знать?

Конечно, конечно, - сказал я, - конечно…

Я, наверное, был растерян. Такого еще я не видел. Это прямо-таки удивительно!

Я прочел рассказ только два раза. Больше я не открыл книжку. Хотя мне очень хотелось. Я писал с трудом. Так хотелось мне заглянуть в рассказ! Даже в классе писать было легче. Там можно было спросить у Пал Палыча. Можно было списать у соседа. А здесь было все на честность.

Я все написал, как запомнил. Пал Палыч прочел и сказал:

Человек ты, я вижу, честный. Так и отпиши отцу.

А как же двойка?

А откуда вы знаете, - спросил я, - честный я или не честный?

Сразу видно, - сказал Пал Палыч, - по изложению видно.

Имя Светлана происходит от древнерусского языка, что означает «светлая»… Знатоки имён утверждают, что ребенок с этим именем имеет неуравновешенный характер…
Не буду спорить с профессионалами, только самой мне кажется, что девочки с таким именем должны быть все светловолосые и голубоглазые…
Признаться, кроме того, что рассказала о себе моя новая знакомая, я ничего не знаю, но история её жизни почему – то очень тронула меня в далёком горном посёлке, где мы познакомились случайно…
Светлана приехала на фестиваль авторской песни из Белореченска… Симпатичная, белокурая женщина сразу бросилась мне в глаза еще в автобусе, на котором она ехала вместе с мужем…Внешне она очень была похожа на известную певицу Екатерину Шаврину, и я в первое мгновение подумала, что это она. Белая шляпка удачно подходила к её нежному лицу и делала её весьма привлекательной. Уже через несколько минут мы познакомились, потому что вместе шли к расположению турбазы, на которой и проходил третий фестиваль Предгорья. А еще через полчаса, удобно устроившись в круглой беседке, пили вкусный компот с пирожками, приготовленными новой знакомой заранее дома ночью.
Светлана весело рассказывала об олимпиаде в Сочи, куда она была приглашена петь вместе с мужем, хорошо владеющим гитарой. Собравшиеся барды слушали её с большим вниманием. Уже вечером, после бараньего шулюма, мы сидели рядом у костра. А приехавшие со всех сторон страны авторы чудесно исполняли свои трогательные, нехитрые песни под гитару.
Как-то весело потрескивали большие поленья, огонь от них высвечивал буквально всех присутствующих… Светлана сидела, прислонившись к плечу мужа, и задумчиво смотрела в темноту. Немолодой, темноглазый, немногословный красавец только один раз за весь вечер сказал, что совершенно не знает своей родословной, потому что его воспитали армяне, которые взяли его из детского дома и дали армянскую фамилию
В предгорьях вечерами всегда прохладно, даже у костра, поэтому Светлана вскоре вместе с мужем ушла, сославшись на то, что она продрогла.
На второй день после прослушивания строгого жюри она сама подошла ко мне и, улыбаясь, попросила тексты моих песен, потому что они им с мужем понравились. Мелодии её супруг схватил на лету, а тексты я ей написала тут же, как говорят, «не отходя от кассы»… Так как до галла - концерта было время свободным, Светлана поведала мне свою бесхитростную простую судьбу.
Первым мужем её, семнадцатилетней девчонки, стал известный музыкант – красавец, которого знала вся страна. Он писал мелодии, тексты, выводил на сцену известных певуний - красавиц. Светлана покорила его голосом и красотой. Наобещал он девчонке много, но уже через два месяца Светка плакала горькими слезами… Известный музыкант пил. Не просыхая… Два года, промучившись с ним, прошли даром… Она сбежала от него в Новогоднюю ночь, когда он опять поднял на неё свою тяжелую мужскую руку. С синяками под глазами, не имея ни одного рубля при себе, она доехала к родительскому дому в морозную ночь первого января в тапочках на ногах. Какая - то сердобольная цыганка дала ей теплые носки…
Только через пять лет после случившегося Светлана вновь зашла в местный Дом культуры… Наверно, судьбой было определено встретить там отца своих будущих детей… Избалованный женским вниманием красавец – аккомпаниатор буквально не отходил ни на шаг от Светланы. Его покоряло в ней всё: и внешность, и роскошь её белокурых волос, и хорошо поставленный первым мужем голос. Через год была сыграна пышная свадьба. А еще через год счастливая женщина стала мамою очаровательной дочурки… В двадцать пять лет Светлана родила и сынишку. Вот тут и начались походы благоверного на сторону. Нет, он её не бил… Просто исчезал на несколько дней после очередного праздника, а потом валялся в ногах, чтобы Света его простила. За десять прожитых лет они дважды расходились, дважды Светлана делала аборты после очередных исчезновений пьющего и гуляющего муженечка… А потом он надолго исчез из её поля зрения. Именно за эти несколько лет она познакомилась на репетиции с Володей… Да, да с этим самым, который начал её оберегать… Это он помог поднять её детей, выучить их в престижных ВУЗах, а потом похоронить второго мужа Светланы, которого нашли убитым в какой-то подворотне… Истерзанное тело Светлана хоронила вместе с детьми…
Вот уже несколько лет Светлана живет светлой жизнью…Вместе с третьим мужем они побывали на всех фестивалях южных широт, отдыхали в Ялте, Ессентуках, Кисловодске… Трижды были за границей. Дети во взрослом возрасте начали называть этого человека отцом. Теперь он уже дедушка её белобрысых внучат, с удовольствием занимается с ними музыкой. Говорит, что из них будет толк…
Светлана улыбнулась своей очаровательной улыбкой: «Вот интересно, а могу ли я стать одной из героинь Ваших рассказов? Если честно, мне хотелось бы прочитать мою историю… Пусть и не такую счастливую, но мою… Я, ей Богу, рассказала правду… Её не все знают. Напишите?» И она посмотрела на меня выразительными голубыми глазами, полными слёз…
Я ответила ей прямо и искренне: « Обязательно напишу, Светлана. И именно потому, что она правдива…» Взяв слова моих песен, она тут же поспешила к мужу, который ждал её неподалеку…
На прощальном вечере перед отъездом я их не видела: было много народа, а ночью, вызвав такси, я уехала, не попрощавшись с этой мирной поющей парою… Знаю, что пути Господни неисповедимы, может быть, мы еще встретимся на одних дорогах, но очень хочется, чтобы тропинки Светланы по жизни были чисты и светлы, как и она сама…

Историко-литературные задания.

«Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь» (В.А.Жуковский)

«Бригадир», «Всеобщая придворная грамматика», «Недоросль» (Д.И.Фонвизин)

«Воздушный корабль», «Ангел», «Демон», «Утес», «Беглец», «Три пальмы», «Родина». (М.Ю.Лермонтов)

2. О каких событиях русской истории идет речь в этих произведениях?

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». (Восстание Пугачева)

М.Ю. Лермонтов «Бородино». (Бородинская битва)

С.А. Есенин «Пугачев». (Восстание Пугачева)

^ 3. Назовите реальных исторических деятелей , которые являются героями следующих произведений:

Н.С. Лесков «Левша», Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством», А.С. Пушкин

«Полтава» (Николай I, Александр I; Екатерина II; Петр I, Карл XII)

^ 4. О каких писателях идет речь?

Он был не только прекрасным поэтом, переводчиком, но и мудрым педагогом, воспитателем наследника престола , будущего императора Александра II. А.С. Пушкин назвал себя его учеником; когда из печати вышла поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», этот поэт подарил Пушкину портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».(Жуковский)

У себя дома, в имении Ясная Поляна под Тулой, он создает школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создает четыре «Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и из Севастополя, где шла Крымская война. Он – один из самых знаменитых писателей России, в собрании его сочинений более девяноста томов. (Л.Н.Толстой)

Студенту Петербургского университета всего 18 лет, он постеснялся отнести рукопись своей сказки в редакцию и отдал ее своему любимому профессору , а тот не только прочитал ее студентам, но и помог опубликовать в самом читаемом журнале «Библиотека для чтения». А.С. Пушкин после прочтения этой сказки сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить» (Ершов)

^ 5. Что связывает Черную речку и гору Машук? (Это места дуэлей Пушкина и Лермонтова)

Знание теории литературы.

6. Определите жанр произведений древнерусской литературы.

«И жил Олег, княжа в Киеве, мир имел со всеми странами. И пришла осень, и…» (Летопись)

«Дети мои или кто иной, слушая эту грамотку , не посмейтесь, но кому она будет люба, пусть примет ее в сердце свое не станет лениться, а будет трудиться».(Поучение)

Был же он поистине человек Божий, светило, всему миру видимое и всем освещающее путь черноризцам: смирением , и разумом, и покорностью, и прочим подвижничеством; все дни трудясь , не давая ни рукам, ни ногам покоя (Житие)

^ 7. По приведенным определениям установите, о каких литературоведческих понятиях идет речь:

Построение художественного произведения, структура соединения отдельных

Частей в одно целое. (композиция)

Язвительная насмешка, злая ирония (сарказм)

Преувеличение, резко нарушающее реальные черты, оказывающееся сродни фантастическому (гротеск)

^ 8.Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке? )

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила,

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

(Эпитет, олицетворение , инверсия)

Литература и другие виды искусства

^ 9 .В каких произведениях русской литературы центральной проблемой является искусство? («Портрет» Н.В.Гоголь, «Тупейный художник» Н.Лесков)


  1. О какой картине идет речь? Кто является ее автором? С каким стихотворением перекликается сюжет картины?
Январский день. Комната, в которой находятся трое дорогих друг другу людей, кажется, залита теплом и светом. В центре – вдохновенная фигура поэта. На заднем плане изображена старенькая женщина, она замерла, покоренная музыкой слова своего воспитанника. Справа изображен друг поэта , он не просто слушает – внимает. В его взгляде – восхищение, глубокий интерес. Оказавшийся вдруг «в глуши, во мраке заточенья», друг дал почувствовать поэту спасительность «любви и дружества».

( Н.Н Ге «Пущин в гостях у Пушкина». Послание « И. И. Пущину»)

Анализ выполненной работы.

Вопросы были предложены пяти ученикам 8 класса. Анализируя результаты олимпиады по литературе, можно сделать вывод, что предложенные задания соответствовали материалу учебной программы. Хорошо справились с заданием №2 (правильно указали исторические события), частично справились с заданием №10 (картину назвали, а автора затруднились). Третья часть четвертого задания вызвала затруднения.

Сложным оказалось задание №6 (определение жанра произведения древнерусской литературы), учащиеся путаются в определении литературоведческих терминов , вызвало затруднение и задание №9.

Остаётся актуальной проблема грамотной речи, поскольку в работах присутствуют орфографические, пунктуационные и речевые ошибки.




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

итог

Лаврик Н.

5

5

4

4

5

3

3

4

2

4

39

Данилова В.

5

5

4

4

5

3

4

4

2

4

40

Охритько А.

5

5

4

4

5

3

4

4

3

4

41

Кирнос М.

3

5

3

3

5

2

2

3

1

3

30

Подколзина Н.

4

5

3

3

4

2

3

3

1

3

31

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Тускло светится луна
В сумраке тумана —
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
«Что, подруженька, с тобой?
Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
Вынь себе колечко.
Пой, красавица: „Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое“».
«Как могу, подружки, петь?
Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Год промчался — вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит...
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
Где твоя обитель?
Я молюсь и слезы лью!
Утоли печаль мою,
Ангел-утешитель».
Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».
Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье...
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи...
С треском пыхнул огонек,
Крикнул жалобно сверчок,
Вестник полуночи.
Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит...
Вот... легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами...
Занялся от страха дух...
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!»
Оглянулась... милый к ней
Простирает руки.
«Радость, свет моих очей,
Нет для нас разлуки.
Едем! Поп уж в церкви ждет
С дьяконом, дьячками;
Хор венчальну песнь поет;
Храм блестит свечами».
Был в ответ умильный взор;
Идут на широкий двор,
В ворота тесовы;
У ворот их санки ждут;
С нетерпенья кони рвут
Повода шелковы.
Сели... кони с места враз;
Пышут дым ноздрями;
От копыт их поднялась
Вьюга над санями.
Скачут... пусто все вокруг,
Степь в очах Светланы:
На луне туманный круг;
Чуть блестят поляны.
Сердце вещее дрожит;
Робко дева говорит:
«Что ты смолкнул, милый?»
Ни полслова ей в ответ:
Он глядит на лунный свет,
Бледен и унылый.
Кони мчатся по буграм;
Топчут снег глубокий...
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокий;
Двери вихорь отворил;
Тьма людей во храме;
Яркий свет паникадил
Тускнет в фимиаме;
На средине черный гроб;
И гласит протяжно поп:
«Буди взят могилой!»
Пуще девица дрожит;
Кони мимо; друг молчит,
Бледен и унылый.
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Ворон каркает: печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Подымая гривы;
Брезжит в поле огонек;
Виден мирный уголок,
Хижинка под снегом.
Кони борзые быстрей,
Снег взрывая, прямо к ней
Мчатся дружным бегом.
Вот примчалися... и вмиг
Из очей пропали:
Кони, сани и жених
Будто не бывали.
Одинокая, впотьмах,
Брошена от друга,
В страшных девица местах;
Вкруг метель и вьюга.
Возвратиться — следу нет...
Виден ей в избушке свет:
Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит...
Дверь шатнулася... скрыпит...
Тихо растворилась.
Что ж?.. В избушке гроб; накрыт
Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
Свечка пред иконой...
Ах! Светлана, что с тобой?
В чью зашла обитель?
Страшен хижины пустой
Безответный житель.
Входит с трепетом, в слезах;
Пред иконой пала в прах,
Спасу помолилась;
И с крестом своим в руке,
Под святыми в уголке
Робко притаилась.
Все утихло... вьюги нет...
Слабо свечка тлится,
То прольет дрожащий свет,
То опять затмится...
Все в глубоком, мертвом сне,
Страшное молчанье...
Чу, Светлана!.. в тишине
Легкое журчанье...
Вот глядит: к ней в уголок
Белоснежный голубок
С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
Обнял их крылами.
Смолкло все опять кругом...
Вот Светлане мнится,
Что под белым полотном
Мертвый шевелится...
Сорвался покров; мертвец
(Лик мрачнее ночи)
Виден весь — на лбу венец,
Затворены очи.
Вдруг... в устах сомкнутых стон;
Силится раздвинуть он
Руки охладелы...
Что же девица?.. Дрожит...
Гибель близко... но не спит
Голубочек белый.
Встрепенулся, развернул
Легкие он крилы;
К мертвецу на грудь вспорхнул...
Всей лишенный силы,
Простонав, заскрежетал
Страшно он зубами
И на деву засверкал
Грозными очами...
Снова бледность на устах;
В закатившихся глазах
Смерть изобразилась...
Глядь, Светлана... о творец!
Милый друг ее — мертвец!
Ах!.. и пробудилась.
Где ж?.. У зеркала, одна
Посреди светлицы;
В тонкий занавес окна
Светит луч денницы;
Шумным бьет крылом петух,
День встречая пеньем;
Все блестит... Светланин дух
Смутен сновиденьем.
«Ах! ужасный, грозный сон!
Не добро вещает он —
Горькую судьбину;
Тайный мрак грядущих дней,
Что сулишь душе моей,
Радость иль кручину?»
Села (тяжко ноет грудь)
Под окном Светлана;
Из окна широкий путь
Виден сквозь тумана;
Снег на солнышке блестит,
Пар алеет тонкий...
Чу!.. в дали пустой гремит
Колокольчик звонкий;
На дороге снежный прах;
Мчат, как будто на крылах,
Санки кони рьяны;
Ближе; вот уж у ворот;
Статный гость к крыльцу идет...
Кто?.. Жених Светланы.
Что же твой, Светлана, сон,
Прорицатель муки?
Друг с тобой; все тот же он
В опыте разлуки;
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
То ж на сладостных устах
Милы разговоры.
Отворяйся ж, божий храм;
Вы летите к небесам,
Верные обеты;
Соберитесь, стар и млад;
Сдвинув звонки чаши, в лад
Пойте: многи леты!

Не хочу и славы;
Слава — нас учили — дым;
Свет — судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье — лживый сон;
Счастье — пробужденье».
О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана...
Будь, создатель, ей покров!
Ни печали рана,
Ни минутной грусти тень
К ней да не коснется;
В ней душа как ясный день;
Ах! да пронесется
Мимо — Бедствия рука;
Как приятный ручейка
Блеск на лоне луга,
Будь вся жизнь ее светла,
Будь веселость, как была,
Дней ее подруга.