Музыковед, главный редактор
Олимпиада по музыкально-теоретическим и музыкально-историческим дисциплинам - давно и успешно применяемая педагогами форма соревнований в знаниях, умениях, навыках, полученных на основных уроках. Она позволяет эффективно решать множество педагогических задач. Это возможность повторять материал в рамках учебной программы, это необходимость расширять диапазон знаний учащихся, используя весь информационный асенал, доступный сегодня благодаря не только привычным книжным источникам, но и сети интернет. Наконец, это способ стимулировать их к самостоятельным занятиям, пробуждая и поддерживая интерес, любознательность, формируя навыки поиска и нахождения нужных материалов, умения оценить их значимость и качество.
Форма проведения подобных соревнований достаточно гибкая, предполагающая множество вариантов реализации творческого потенциала самих педагогов, формирующих пакет требований и заданий. Подготовка олимпиады - дело чрезвычайно кропотливое и ответственное и от того, как будут проделаны все этапы этой работы зависит общий успех творческого соревнования.
Материалы V межрегиональной олимпиады по музыкальной литературе «Музыка в отечественном кино», проведённой преподавателями ДМШ № 2 имени А. П. Бородина г. Дзержинска Нижегородской области для учащихся старших классов ДМШ и ДШИ.
Материалы VI межрегиональной олимпиады по музыкальной литературе имени А. П. Бородина. Преподаватели ДШИ №2 г. Дзержинска Нижегородской области Йовенко Т. Б., Васильева Н. В., Шайдурова В. О., Е. А. Сирцова
Материалы VI межрегиональной олимпиады по музыкальной литературе имени А. П. Бородина. Преподаватели ДШИ №2 г. Дзержинска Нижегородской области Йовенко Т. Б., Васильева Н. В., Шайдурова В. О., Е. А. Сирцова
Материалы VI межрегиональной олимпиады по музыкальной литературе имени А. П. Бородина. Преподаватели ДШИ №2 г. Дзержинска Нижегородской области Йовенко Т. Б., Васильева Н. В., Шайдурова В. О., Е. А. Сирцова
Материалы VI межрегиональной олимпиады по музыкальной литературе имени А. П. Бородина. Преподаватели ДШИ №2 г. Дзержинска Нижегородской области Йовенко Т. Б., Васильева Н. В., Шайдурова В. О., Е. А. Сирцова.
Материалы школьной олимпиады, подготовленной и проведенной среди учащихся выпускных классов. Преподаватель Сметанина Г. В.
Материалы школьной олимпиады, подготовленной и проведенной среди учащихся выпускных классов. Преподаватель Сметанина Г. В.
Материалы Открытой городской командной олимпиады по предмету «Слушание музыки» для учащихся младших классов «Игровое музыкальное лото в картинках». Авторы пособия преподаватели ДМШ № 1 им. М. К. Бутаковой г. Арзамаса Нижегородской области Бардина А. Ф. Довгальская Т. А., Табашина Е. А.
Материалы ежегодной олимпиады: которая проводится силами педагогов ДМШ города Нижнего Новгорода. Данную олимпиаду провела преподаватель ДМШ №15 Г. В. Сметанина
Материалы ежегодной олимпиады, которая проводится в Нижнем Новгороде силами педагогов ДМШ города. Данную олимпиаду проводила преподаватель ДМШ №15 Г. В. Сметанина.
Материалы ежегодной олимпиады, которая проводится в Нижнем Новгороде силами педагогов ДМШ города. Данную олимпиаду проводила преподаватель ДМШ №15 Г. В. Сметанина.
Материалы ежегодной олимпиады, которая проводится в Нижнем Новгороде силами педагогов ДМШ города. Данную олимпиаду проводила преподаватель ДМШ №15 Г. В. Сметанина.
Фрагмент IV Межрегиональной Олимпиады по музыкальной литературе для старших классов ДМШ и ДШИ. Преподаватели ДШИ №2 г. Дзержинска Нижегородской области Йовенко Т. Б., Васильева Н. В., Шайдурова В. О.
Фрагмент IV Межрегиональной Олимпиады по музыкальной литературе для старших классов ДМШ и ДШИ. Преподаватели ДШИ №2 г. Дзержинска Нижегородской области Йовенко Т. Б., Васильева Н. В., Шайдурова В. О.
Фрагмент IV Межрегиональной Олимпиады по музыкальной литературе для старших классов ДМШ и ДШИ. Преподаватели ДШИ №2 г. Дзержинска Нижегородской области Йовенко Т. Б., Васильева Н. В., Шайдурова В. О.
Фрагмент IV Межрегиональной Олимпиады по музыкальной литературе для старших классов ДМШ и ДШИ. Преподаватели ДШИ №2 г. Дзержинска Нижегородской области Йовенко Т. Б., Васильева Н. В., Шайдурова В. О.
Материалы Областной олимпиады по музыкальной литературе «Юный эрудит»-2014 для 2–4 классов ДМШ подготовлены преподавателями ДШИ №7 г. Нижнего Новгорода Гинзбург Е. А., Большаковой Е. А., Соловьёвой О. Б., Суворкиной Е. А., Шалиной И. А.
Фрагмент III Межрегиональной Олимпиады по музыкальной литературе для старших классов ДМШ и ДШИ. Преподаватели ДШИ №2 г. Дзержинска Нижегородской области Йовенко Т. Б., Васильева Н. В., Шайдурова В. О.
Фрагменты III Межрегиональной Олимпиады по музыкальной литературе для старших классов ДМШ и ДШИ. Преподаватели ДШИ №2 г. Дзержинска Нижегородской области Йовенко Т. Б., Васильева Н. В., Шайдурова В. О.
Фрагменты III Межрегиональной Олимпиады по музыкальной литературе для старших классов ДМШ и ДШИ. Преподаватели ДШИ №2 г. Дзержинска Нижегородской области Йовенко Т. Б., Васильева Н. В., Шайдурова В. О.
Фрагменты II Межрегиональной Олимпиады для учащихся старших классов ДМШ и ДШИ. Преподаватели ДШИ №2 г. Дзержинска Нижегородской области Йовенко Т. Б., Васильева Н. В., Шайдурова В. О.
Фрагменты II Межрегиональной Олимпиады для учащихся старших классов ДМШ и ДШИ. Преподаватели ДШИ №2 г. Дзержинска Нижегородской области Йовенко Т. Б., Васильева Н. В., Шайдурова В. О.
Фрагменты II Межрегиональной Олимпиады для учащихся старших классов ДМШ и ДШИ. Преподаватели ДШИ №2 г. Дзержинска Нижегородской области Йовенко Т. Б., Васильева Н. В., Шайдурова В. О.
Фрагменты II Межрегиональной Олимпиады для учащихся старших классов ДМШ и ДШИ. Преподаватели ДШИ №2 г. Дзержинска Нижегородской области Йовенко Т. Б., Васильева Н. В., Шайдурова В. О.
Методическая разработка
Викторина по предмету «Сольфеджио» во 2 классе школы искусств
Седова Вера ОлеговнаВикторина по предмету «Сольфеджио», 2 класс
ВопросыМУЗЫКАЛЬНЫЙ РИНГ ПО СОЛЬФЕДЖИО - 2014
(среди учащихся 2-х классов музыкального отделения)
Ведущая. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые преподаватели и гости нашего праздника! Да, да, именно праздника! Ведь раз вы здесь, то это означает, что музыка для вас нечто большее, чем просто искусство. Ведь так? А праздник наш сегодня не совсем обычный, называется он «Музыкальный ринг». Вам предстоит пройти немало испытаний, выполнить разные задания, показать то, чему вы научились в школе искусств за эти годы.
(Звучит веселая музыка, появляется Мажорик).
Ведущая. Ой, Мажорик, здравствуй! Ты, как всегда, вовремя! Как там дела в твоей музыкальной стране Звукляндии?
Мажорик. Добрый день всем! В моей Звукляндии все просто отлично! Ноты дружат между собой, Минор и Мажор вообще стали неразлучными друзьями, господин Скрипичный ключ так же стоИт на страже порядка. Я слышал, что у вас в школе искусств сегодня какое-то особое мероприятие?!
Ведущая. Да, Мажорик. Собрались мы сегодня по особому случаю. Впервые в нашей школе искусств проводится интересная конкурсная программа «Музыкальный ринг». У нас 2 команды - учащиеся Озерской школы искусств, и они будут соревноваться между собой за звание «Лучшей музыкальной команды-2014». Кроме команды-победительницы, будут у нас и специальные призы: «Лучший музыкальный слух», «Лучший музыкальный эрудит» и «Самая чистая интонация».
Мажорик. Ух ты, как здоооровооооо…! Это, наверно, сольфеджио нужно хорошо знать? Я знаю, чтобы быть настоящим музыкантом нужно иметь хороший музыкальный слух.
Ведущая. Конечно! Сольфеджио - очень интересный предмет и если всегда быть внимательным на занятиях, всегда выполнять домашнюю работу, то музыкальный слух будет просто отличным!
Мажорик. Ага! А можно я останусь и помогу чем-нибудь?
Ведущая. Оставайся, конечно, Мажорик! Итак, мы начинаем!
Мажорик.
И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки,
Песни, пляски, шутки, смех.
Золотой волшебной рыбкой
Может музыка блеснуть
И по-дружески, с улыбкой
Вдруг в глаза нам заглянуть.
Ведущая. Сегодня собрались вы здесь
Нам показать свои познанья.
И музыка сейчас для вас
Устраивает состязание.
Позвольте представить вам жюри нашего конкурса:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Ведущая. Все участники заняли свои места и сейчас я проверю, что вы знаете про музыку. Музыкальные загадки! Это задание не оценивается, отвечайте громко, дружно!
Тридцать маленьких ребят на ступенечках стоят.
И с улыбкой в день весенний все поют про день рождения.
Голоса, как на подбор, выступает детский… (хор).
Я стою на трех ногах, ноги в черных сапогах.
Зубы белые, педаль, как зовут меня?… (рояль).
Писали ноты, между ними черту все время проводили.
Вертикальная палочка та - это… (тактовая черта).
Если в нашей пьесе тучи, дождик льет во весь опор,
Это лад ужасно грустный, называется… (минор).
Веселятся музыканты, улыбнулся дирижер,
Лад, в котором мы играем, называется… (мажор).
Ведущая. Молодцы, ребята! Справились! А теперь давайте познакомимся с командами! Первый конкурс - «Визитная карточка». Максимальная оценка - 5 баллов. Прошу первую команду выйти на сцену.
(Команды по очереди показывают свою визитную карточку: название, девиз, приветствие жюри и соперникам, представление капитана).
Мажорик. Ух, какие молодцы! Давайте теперь спросим у жюри, какие баллы заслужила каждая их команд.
(Жюри поднимают таблички с цифрами, подсчитывается общий балл).
Ведущая. Первый конкурс позади, продолжаем!
Мажорик.
Чтоб пыл веселья не угас,
Чтоб время шло быстрее,
Друзья, мы приглашаем вас
К разминке поскорее!
Ведущая.
Второй конкурс - блиц «Красная кнопка». Я буду задавать вам короткие вопросы, на которые вы будете давать короткие ответы. Чтобы нам понять, кому отвечать, вам нужно выбрать одного человека от команды. Этот человек будет «красной кнопкой», Мы ему оденем красную шапочку, у него во рту будет свисток и он будет сидеть на стуле. Остальные участники будут стоять позади своей «красной кнопки». Если вы знаете ответ на вопрос, «нажимаете» на «кнопку», она должна сработать, т.е. засвистеть. Только после этого можно будет отвечать.
За каждый правильный ответ на наши вопросы команда получает по одному баллу.
Если прозвучит неправильный ответ, то право ответа предоставляется другой команде.
1. Как называется графический знак для записи музыкальных звуков? Ноты.
2. Интервал, который содержит в себе 2 ступени. Секунда.
3. Как называют музыканты 5 линеек, на которых пишутся ноты? Нотный стан.
4. Отрывистое исполнение звуков, обозначается точкой над или под нотой. Стаккато.
5. Музыкальный знак, понижающий ноту на полтона? Бемоль.
6. Перерыв в звучании музыки? Пауза.
7. Вертикальная черта, отделяющая один такт от другого. Тактовая черта.
8. Звуки лада, расположенные по порядку вверх или вниз от тоники до ее октавного удвоения. Гамма.
9. Неполный такт в начале произведения. Затакт.
10. Звукоряд из трех звуков подряд. Трихорд.
11. Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям. Трезвучие.
12. Первая самая устойчивая ступень лада. Тоника.
(После завершения блица, жюри объявляет результаты).
Ведущая. Третий конкурс - Музыкальные ребусы. Прошу капитанов команд подойти ко мне и взять музыкальные ребусы (разные для каждой из команд). Ответы нужно написать возле каждого ребуса. Та команда, которая выполнит задание, должна подать знак музыкальным инструментом, который лежит у каждой на столе, чтобы жюри могло понять, кто справился с заданием быстрее, потому что за скорость также будут начислены дополнительные баллы. Готовы? По моей команде начинаем! Раз, два, три!
(Звучит спокойная фоновая музыка, команды выполняют задание. После завершения конкурса - подведение итогов, выставление баллов и объявление суммы баллов за 3-х конкурсов).
Ведущая. Молодцы, ребята! Справились с заданием! Думаю, что это задание было для вас очень легким… А сейчас задание немного посложнее. Четвертый конкурс - «Логические цепочки». Вам будут предложены логические цепочки (их по 6 в этом задании и они одинаковые у всех команд). Это ряды слов, связанных между собой каким-либо признаком, но одно из слов в каждом ряду лишнее. Вот его-то и нужно зачеркнуть. Кто справится - играем в инструмент. Сейчас Мажорик раздаст вам задание и по моей команде - начинаем! (Мажорик раздает задания). Раз, два, три!
(Команды под музыку выполняют задание. После завершения - листы сдают жюри для определения правильности его выполнения. Ведущая называет вслух все логические цепочки, команды отвечают, что было лишнее. После завершения конкурса - выставление баллов и объявление суммы баллов за 4 конкурса).
Ведущая. Ребята, а что на уроке сольфеджио вам больше всего нравится делать? (Дети отвечают). А диктанты вы писать любите? Это, наверно, самое любимое ваше задание… Правда? Наш пятый конкурс называется «Собери диктант». Сейчас Мажорик раздаст вам по 8 фрагментов диктанта (1 фрагмент - 1 такт), после 4-х прослушиваний вы должны будете разложить его на столе в правильной последовательности. После этого жюри проверит ваши диктанты и поставит баллы. Максимальная оценка - 5 баллов. Готовы? Тогда слушаем!
(Ведущая проигрывает 4 раза диктант, после чего жюри оценивает команды. Подводятся итоги за 5 конкурсов).
Ведущая. А сейчас настало время для проверки домашнего задания, 6-й конкурс - «Ритмический канон»! Ведь качественно выполненное домашнее задание по сольфеджио - это уже половина успеха! Каждой команде был предложен ритмический канон. Будет приветствоваться использование инструментов, сочинение вступления и заключения, движения. И сейчас жюри проверит, на какую оценку вы выполнили это задание. 5 баллов - максимальная оценка в этом конкурсе.
(Команды по очереди показывают домашнее задание. В конце - жюри выставляет оценки и подводит итог 6-и конкурсов).
Ведущая. С домашним заданием вы хорошо справились! Переходим к 7-му конкурсу - «Укрась ромашку». Сейчас каждой команде будет предложена картинка, на которой нарисована ромашка. На каждом ее лепестке - нотный стан. Вам необходимо нарисовать на всех лепестках какие-либо музыкальные знаки. Это могут быть длительности нот, паузы и т.д. Повторяться знаки не должны. Каждый знак принесет вам по 1-му баллу. Итак, берем в руки карандаши и приступаем!
(Команды выполняют задание под веселую музыку. После выполнения задания, листы относятся жюри, которое проверяет и подсчитывает баллы.
Подводятся итоги 7-ми конкурсов).
Ведущая. 8 конкурс - лучшее исполнение песни «Оса». Каждой команде было предложено домашнее задание - подготовить и исполнить небольшую песню, которая называется «Оса». Итак, жюри внимательно слушают и оценивают наших участников. Задание оценивается в 5 баллов.
(Команды показывают домашнее задание. После этого жюри оценивает участников. Подводятся итоги 8-ми конкурсов).
Ведущая.
А теперь настало время немного отдохнуть!
Знают все на свете дети - много музыки на свете!
Из семи обычных нот композитор создаёт:
Пьесы, оперы, сонаты, ариозо иль кантаты,
Симфонические сказки, менуэты или пляски.
Но один любимый жанр всем с пелёнок дорог нам.
Жизнь чудесней, интересней, если рядом с нами - песня!
9 конкурс - «Озвучка». Вашему вниманию сейчас будут предложены фрагменты фонограмм детских песен из мультфильмов. Вам нужно отгадать, что это за песня, кто ее исполняет и немного ее напеть. Баллы зачисляются командам за каждую угаданную песню. Готовы?
(Звучат фонограммы. Дети отгадывают и напевают. В завершении жюри подводит итоги).
Ведущая. А сейчас будет задание, связанное с интервалами. Давайте немного вспомним их названия (дети называют интервалы). Вы уже знаете, что каждый интервал обозначается определенной цифрой, которая указывает на количество в нем ступеней. Я вам сейчас буду называть цифры, а вы мне отвечайте, какой интервал ей обозначается (проводится небольшая разминка). А сейчас непосредственно 10-й конкурс «Спрятавшиеся интервалы». Командам будет предложен небольшой музыкальный фрагмент, в котором нужно будет найти и подписать встречающиеся интервалы. Оценивается скорость и правильность выполнения задания (максимум - 5 баллов).
Ведущая. 11 конкурс - «Правильные стрелочки». Сейчас Мажорик вам раздаст задание, в котором нужно будет стрелочками соединить музыкальные термины и их правильное толкование (всего 6). Максимальное количество баллов - 9 плюс 1 балл за скорость.
(Мажорик раздает задания. Команды выполняют. Подведение итогов).
Ведущая. Задание на ритм. 12 конкурс «Ритмическая партитура». Капитан команды вытягивает небольшую ритмическую партитуру для своей команды. В этом конкурсе должно участвовать 3 участника от каждой команды. У вас будет время на подготовку, после чего вы представите жюри, что у вас получилось. Высший балл - 5 баллов.
(Капитаны вытягивают карточку с заданием, обсуждение 1-2 минуты, выступление. Выставление оценок).
Ведущая. Наступает время последнего конкурсного задания. 13 конкурс «Черный ящик». Мажорик, выноси! (под музыку выносит черный ящик). Сейчас вам предстоит узнать, что находится внутри этого ящика? Как только вы догадаетесь, о чем речь, нужно подать звуковой сигнал.
Итак…
Этим пользовались еще в древности жители Антильских островов - индейцы таино. Изготавливали ЭТО из плодов деревьев, например, кокоса. Известны случаи, что ЭТО изготавливали даже из тыква, добавляя мелкую гальку или семена растений. В настоящее время - это является символом латиноамериканской музыки. И, как правило, музыкант использует их две. И под этим же названием есть город в Бразилии. (Маракасы)
(Команды совещаются и дают правильные ответы).
Ведущая. Все конкурсы пройдены. Время подводить итоги! Слово предоставляется членам жюри.
(Жюри объявляют результаты и награждают команды и участников).
Ведущая. Дорогие зрители, болельщики! Давайте ещё раз поблагодарим участников конкурсной программы за прекрасное выступление дружными аплодисментами!
Мажорик.
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех!
Ведущая.
Как не хотелось время торопить,
Но наступил час расставанья.
Я не хочу «Прощайте» говорить,
А говорю вам: «До свиданья!»
Уважаемые друзья! Наша программа завершается. Я хочу поблагодарить всех вас за участие, внимание, проявленное творчество и хорошее настроение от нашей с вами встречи. Очень надеюсь, что впереди у нас еще множество прекрасных минут и часов от встреч с музыкой. Всего вам доброго!
Ю.С. Конарева
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
МКОУ ДОД «Озерская ДШИ», 2014
Методическая разработка
Теоретическая викторина по предмету «Сольфеджио» для обучающихся 1 класса школы искусств
Седова Вера ОлеговнаТеоретическая викторина по предмету «Сольфеджио», 1 класс
ВопросыПриложение.
1.Таблица тестовых заданий теоретической викторины для первого класса школы искусств (по количеству участников викторины)
Всероссийская Олимпиада по сольфеджио и музыкальной литературе март 2019
Регион: В Санкт-Петербурге
Дата начала проведения: 21.03.2019
Дата окончания: 24.03.2019
Всероссийская музыкально-теоретическая олимпиада – очень важное событие для музыкально-одаренных детей, которое проходит в Петербурге уже в пятый раз.
По традиции она состоится в последнюю пятницу перед весенними школьными каникулами. Количество участников и география этого конкурса растет с каждым годом.
В 2019 году французская мировая сеть отелей "ИБИС" предоставляет размещение участников. Конкурсанты живут в самом сердце Санкт-Петербурга - это любимая часть города по независимым оценкам наших участников. Отель находится в шаговой доступности от олимпиады (13 -15 минут пешком по историческому центру города), в 5 минутах от достопримечательностей, Невского проспекта и всего в 500 метрах от Московского вокзала.
Положение
V Всероссийская музыкально-теоретическая олимпиада
по сольфеджио и музыкальной литературе
Номинация «Сольфеджио» |
|
10:00 - 4/2 классы, 1 группа |
10:00 - 4/2 классы, 1 группа |
11:00 - 5/3 классы, 2 группа |
11:00 - 5/3 классы, 2 группа |
12:00 - 6/4 классы, 3 группа |
12:00 – 7(8)/5 классы, 4 группа |
Номинация «Музыкальная литература» |
|
14:00 -1 год обучения, 1 группа |
14:00 – 1 год обучения, 1 группа |
15:00 – 2 год обучения, 2 группа «Зарубежная музыкальная литература» |
15:00 – третий год обучения, 3 группа «Русская музыкальная литература» |
16:00 – 4 год обучения, 4 группа «Отечественная музыкальная литература XX века» |
17.30 – Круглый стол с жюри по номинациям
18.00 – Торжественное награждение и закрытие олимпиады в актовом зале.
С 2019 года консультация с жюри проходит в форме круглого стола с получением общих рекомендаций по результатам олимпиады.
Круглые столы с жюри проходят в аудиториях проведения номинации.
Руководители, желающие посмотреть работы, могут подать запрос в оргкомитет в письменном виде в индивидуальном порядке - только в день олимпиады (после награждения и круглого стола).
Получение результатов ранее назначенного времени - технически невозможно.
Ресторан столовая "Мама Рома" - Шведский стол с 12 до 16 часов - 350 руб. Загородный проспект, 21-23 (Телефон+7 812 595‑63-75, +7 812 925‑48-48)
Столовая «Тарелка» Санкт-Петербург, ул. Колокольная, 18/19. Обеды - от 200 руб. (+7 812 383‑55-00, +7 812 383‑55-01)
Завтрак, Освобождение номеров.
9.50 – Сбор в фойе отеля, посадка на автобус (посадка, согласно спискам).
Дополнительно оплачиваются Входные билеты с экскурсией внутри музеев (по 70-350 руб.)
Спас на Крови, Исаакиевский Собор с колонадой, Казанский Собор.
14 ч. – возвращение в отель.
__________________________________________________________________________________________________
Методические вопросы по заданиям олимпиады по музыкальной литературе: [email protected] (Методист - Наталья Анатольевна).
Олимпиада проводится для учащихся детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, центров детского творчества и всех желающих по образовательным программам: «Сольфеджио» (пятилетний и семилетний сроки обучения), «Музыкальная литература» (четырехлетний срок обучения). Олимпиада включена в программу Международного форума-конкурса искусств «Петербургская весна»
– Некоммерческая организация "Санкт-Петербургский фонд развития культуры и искусства";
– Институт музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена;
– ГБУ ДО ЦВР Центрального района Санкт-Петербурга.
– повышение интереса учащихся к музыкально-теоретическим предметам;
– совершенствование качества обучения учащихся по предметам музыкаль-но-теоретического цикла;
– выявление способных и одаренных учащихся;
– повышение профессионально-педагогического мастерства преподавателей.
Проводится для учащихся 4–7 (7-летний срок обучения) и 2–5 (5-ти летний срок обучения) классов.
Конкурсные группы:
I группа – 4/2 классы,
II группа – 5/3 классы,
III группа – 6/4 классы,
IV группа – 7/5 классы.
Проводится для учащихся 4–7 (7-летний срок обучения) и 2–5 (5-тилетний срок обучения) классов.
Конкурсные группы:
I группа – 4/2 классы, первый год обучения по предмету,
II группа – программа «Зарубежная музыкальная литература»
III группа – программа «Русская музыкальная литература»
IV группа – программа «Отечественная музыкальная литература XX века»
Уровень сложности всех заданий соответствует требованиям программных стандартов по сольфеджио и музыкальной литературе для учреждений дополнительного образования культуры.
I группа – 4 класс (7-летний срок обучения), 2 класс (5-летний срок обучения)
Конкурсное задание включает:
1) Диктант (может содержать эскизы, «подсказки»). Исполняется 8 раз. Объем – 8 тактов. Тональности – мажорные до 3-х знаков, минорные до 2-х знаков.
2) Слуховой анализ (звукоряды, интервалы, аккорды). Исполняется всего десять элементов; 2 проигрывания.
3) Теоретические задания (построить от звука аккорды, интервалы, определить тактовый размер).
II группа – 5 класс (7-летний срок обучения), 3 класс (5-летний срок обучения)
1) Диктант. Исполняется 8 раз. Объем – 8 тактов. Тональности – мажорные до 4-х знаков, минорные до 3-х знаков.
2) Слуховой анализ: звукоряды, интервалы, аккорды от звука; гармоническая последовательность (5–6 аккордов) в одной тональности, 2 проигрывания.
3) Теоретические задания (построить последовательность аккордов в одной тональности – 8 аккордов, сгруппировать длительности и расставить таковые черты, исправить ошибки в записи и обозначении аккордов, интервалов и их обращений, вписать недостающий звук, чтобы получил-ся данный аккорд и т. д.).
III группа – 6 класс (7-летний срок обучения), 4 класс (5-летний срок обучения)
1) Диктант. Тональности мажорные до 5 знаков, минорные до 4-х знаков. Исполняется 8 раз.
2) Слуховой анализ: звукоряды, интервалы, аккорды от звука; определить и записать смешанную гармоническую последовательность (8 элементов) в одной тональности, 2 проигрывания.
3) Теоретические задания (найти и отметить в предложенных музыкальных примерах движение мелодии по звукам аккордов, построить аккорды в указанной тональности, соедините стрелочками интервалы и их разрешение).
В номинации принимают участие учащиеся 1, 2, 3, 4 годов обучения по предмету «Музыкальная литература».
Конкурсное задание включает тест с теоретическими вопросами (10 вопросов) и викторину (10 фрагментов) с аудио- и видеофрагментами музыкальных произведений в соответствии с программой курса.
II группа – программа «Зарубежная музыкальная литература»
Теоретические вопросы:
Жизнь и творчество композиторов – И.С. Бах, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф Шопен.
Викторина:
И.С. Бах: Двухголосные инвенции (до мажор, фа мажор), Прелюдия и фуга до минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира», «Французская сюита» до минор (Аллеманда, Куранта, Сарабанда, Жига), Токката и фуга ре минор для органа;
Й. Гайдн: Симфония №103 «симфония с тремоло литавр» (I часть), Соната ре мажор, Соната ми минор;
В.А. Моцарт: Симфония №40, Соната ля мажор, опера «Свадьба Фигаро» (увертюра, каватина Фигаро, ария Фигаро «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный», ария Керубино «Сердце волнует жаркая кровь»);
Л. Бетховен: Симфония №5, Соната для фортепиано до минор №8 «Патетическая», Увертюра «Эгмонт»;
Ф. Шуберт: Симфония №8 (I часть), фортепианные произведения («Экспромт» ми-бемоль мажор, «Музыкальный момент» фа минор, Вальс си минор), песни («Гретхен за прялкой», «Лесной царь», «Вечерняя серенада», «Аве Мария», «Форель»);
Ф. Шопен: Мазурки (до мажор соч. 56 №2, си-бемоль мажор соч. 7 №1, ля минор соч. 68 №2), Вальс до-диез минор, Полонез ля мажор, Прелюдия ми минор, Прелюдия ля мажор, Ноктюрн фа минор, Этюд до минор соч. 10 №12.
Учебники:
1. Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран. Второй год обучения.
2. Прохорова И.А. Музыкальная литература зарубежных стран.
III группа – программа «Русская музыкальная литература»
Теоретические вопросы: жизнь и творчество композиторов – М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский. Основные сведения о деятельности «Могучей кучки».
Викторина:
М.И. Глинка: опера «Иван Сусанин» (фрагменты, которые характеризуются в учебниках), «Камаринская», «Вальс-фантазия», романсы и песни («Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок», «Попутная песня»), опера «Руслан и Людмила» (увертюра), «Арагонская хота»;
А.С. Даргомыжский: опера «Русалка» (фрагменты, которые характеризуются в учебниках), романсы и песни («Мне минуло шестнадцать лет», «Мне грустно», «Старый капрал», «Червяк», «Титулярный советник», «И скучно, и грустно»);
А.П. Бородин: опера «Князь Игорь» (фрагменты, которые характеризуются в учебниках), Симфония №2 (I часть), романс «Для берегов отчизны дальной»;
М.П. Мусоргский: опера «Борис Годунов» (фрагменты, которые характеризуются в учебниках), фортепианная сюита «Картинки с выставки», «Блоха», «Детская», опера «Хованщина» (вступление «Рассвет на Москва-реке);
Н.А. Римский-Корсаков: опера «Снегурочка» (фрагменты, которые характеризуются в учебниках), симфоническая сюита «Шехеразада»;
П.И. Чайковский: опера «Евгений Онегин», (фрагменты, которые характеризуются в учебниках), Симфония №1 (все части).
Учебники:
1. Козлова Н.П. Русская музыкальная литература. Третий год обучения.
2. Смирнова Э.С. Русская музыкальная литература.
IV группа – программа «Отечественная музыкальная литература XX века»
Теоретические вопросы:
жизнь и творчество композиторов – А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов. Композиторы последней трети XX века.
Викторина:
А.Н. Скрябин: Симфония №3 «Божественная поэма (I часть «Борьба»), Этюд ре-диез минор соч. 8 №12, Прелюдия ми минор соч. 11 №4;
С.В. Рахманинов: Концерт для фортепиано с оркестром №2 (I часть), Прелюдия до-диез минор соч. 3 №2, Этою-картина ля минор соч. 39 №6, романсы («Не пой, красавица», «Весенние воды»);
А.И. Хачатурян: балет «Гаянэ» («Танец с саблями»), Вальс из музыки к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад»;
С.С. Прокофьев: Симфония №7 (I и IV части), кантата «Александр Невский» (№№ 2, 4, 5, 6), балет «Золушка» («Па-де-шаль», Вальс соль минор, «Принц и сапожники», первый «Галоп», Адажио), балет «Ромео и Джульетта» («Танец рыцарей», «Джульетта-девочка»);
Д.Д. Шостакович: Симфония №7 «Ленинградская» (I часть), Романс из к/ф «Овод»;
Г.В. Свиридов: «Поэма памяти Сергея Есенина» (фрагменты, которые характеризуются в учебнике).
Учебник: Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература XX века. Четвертый год обучения.
Для решения организационных вопросов на время подготовки и проведения Олимпиады формируется оргкомитет.
Полномочия оргкомитета:
- подготовка и проведение олимпиады;
- организация проживания участников.
- определение материала для олимпиады;
- организация работы жюри олимпиады;
- организация церемонии награждения;
Состав жюри олимпиады формируется Оргкомитетом олимпиады из числа ведущих специалистов высших, средних специальных учебных заведений, а также учебных заведений дополнительного образования детей в сфере музыкально-теоретических дисциплин.
Наивысшая оценка каждого конкурсного задания – 10 баллов.
При оценке конкурсанта учитывается:
– правильность ответов в каждом из основных заданий;
– соответствие содержательного уровня ответа требованиям программных стандартов для учреждений дополнительного образования культуры;
– итоговый суммарный средний балл участника.
Жюри имеет право:
– делить, присуждать и не присуждать призовые места;
– награждать участников специальными грамотами (призами).
Победители, призеры и дипломанты Олимпиады определяются по каждой номинации, согласно рейтингу количества набранных баллов.
Победителям олимпиады, занявшим 1, 2, 3 места по каждой номинации и в каждой возрастной группе, присуждается звание «Лауреат» 1, 2, 3 степени с вручением диплома.
Победителю, получившему наивысший балл, возможно присуждение звания Гран-При конкурса.
Участники, не вошедшие в число Лауреатов, получают звание «Дипломант»1,2,3 степени, выполнившие менее 50% заданий, получают звание "Участник"
Дипломы и медали получают все участники олимпиады
Преподаватели, подготовившие двух и более участников Олимпиады, получают сертификаты.
Учреждениям, принявшим активное участие, предусмотрены благодарственные грамоты
18.00 - *Обзорная экскурсия «Блистательный Вечерний Петербург» от Вашего отеля.
Все экскурсии необходимо заказать заранее! Для групп/участников, прибывших на олимпиаду без предварительного заказа экскурсий, присоединение к поездкам будет организационно невозможно!(согласно новым правилам ГАИ).
Автобусная экскурсия с выходами.
Петропавловская крепость и домик Петра I, стрелка Васильевского острова с величественным зданием Биржи и Ростральными колоннами, Сенатская площадь с Медным всадником и монументальным Исаакиевским собором, Адмиралтейство, Дворцовая Площадь, Зимний дворец, Марсово поле и Летний сад, Невский пр, Площадь Искусств со зданиями Михайловского дворца (Русский музей) Михайловского театра, Певческий мост и здание Императорской капеллы. Вторая половина экскурсии пройдет в красивом вечернем освещении, что несомненно добавит впечатлений!
*Возможен ужин в отеле.
22 марта
Завтрак в отеле.
Олимпиадный день в ЦВР Центрального района. Ул. Правды 8
9.00 - регистрация участников олимпиады (фойе ЦВР, 1 этаж), оформление закрывающих и командировочных документов в оргкомитете.
Проведение олимпиады по номинациям «Сольфеджио», «Музыкальная литература» согласно расписанию.
18.00 – закрытие олимпиады. Церемония награждения.
Круглые столы с жюри.
*Желающие на просмотр работы могут подать запрос в оргкомитет в письменном виде в индивидуальном порядке - только в день олимпиады (после награждения и круглого стола).
*Возможен обед в районе проведения олимпиады.
*Возможен ужин в отеле*(Согласно сделанным заказам).
23
марта
Завтрак в отеле.
День выездов/Музейный день
10.00 - Выезд из отеля на *Музейный день - Тематическая поездка в музеи-соборы Санкт-Петербурга
(при комплектации поездки - от 15 человек)
Музеи Санкт-Петербурга:
"Спас на Крови"(*билеты) + "Исаакиевский Собор"(*билеты) + "Казанский Собор" (своб. вход)
Либо Загородная поездка
- под запрос групп
: Царское Село (Пушкин, Екатерининский дворец с янтарной комнатой)/ Павловск / Гатчина.
!Общая продолжительность Музейного дня рассчитана на 6 часов.
Возвращение, трансфер в гостиницу / на Московский вокзал.
(ориентировочное прибытие на Московский вокзал к 16.00-16.30ч.)
Участники самостоятельно организовывают и оплачивают дорогу до Санкт-Петербурга и обратно.
По организационным причинам, размещение осуществляется оргкомитетом в аккредитованном отеле конкурса.
Для участия необходимо оплатить размещение на олимпиаде и организационный взнос.
Размещение на олимпиаде 3950 руб. чел. включает:
Размещение в отеле ИБИС *** в 2(3)местных номерах 21-23 марта (3 дня/2 ночи)
*Возможно продление проживания в отеле 1650 руб./сутки с человека.
Завтраки - шведский стол.
Wi-Fi в отеле
Посещение всех мероприятий олимпиады: церемония открытия, культурная программа в течение конкурсного дня, награждение дипломами и медалями, круглый стол с жюри.
Преподавателям - педагогические сертификаты теоретической олимпиады международного форума искусств «Петербургская весна»
Благодарности учреждениям, принявшим активное участие.
Оплачивается за каждого участника олимпиады в одной номинации олимпиады.
*За участие в двух номинациях/ либо двух детей из одной семьи - для плательщиков-физических лиц возможно предоставление скидки 10%.
* Участники из Санкт-Петербурга и Ленинградской области оплачивают только организационный взнос (без проживания).