Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Анализ школьной олимпиаде русскому языку. Олимпиады по литературе

Анализ школьной олимпиаде русскому языку. Олимпиады по литературе

Аналитическая справка по итогам проведения школьного этапа всероссийской олимпиады учащихся по русскому языку.

Согласно плана МО гуманитарного цикла с 26 по 27 ноября 2012 года на базе МБОУ СОШ с.Дон-Терезин был проведен школьный этап всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе.

Цели проведения олимпиады:

Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;

Создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;

Пропаганда научных знаний.

Всего в олимпиаде участвовало 11 учащихся из 9 – 11 классов образовательного учреждения, что составляет 50 % от общего числа выпускников старших классов.

Материалы для олимпиады были составлены учителями русского языка и литературы Ооржак С.С.(9, 11 классы), Монгуш И.В. (10 класс) в соответствии с Программой основной школы 5-11 классов для национальных школ РФ и включали в себя задания из следующих разделов:

1.Фонетика (звукобуквенный анализ слов);

2.Словообразование (найти однокоренные слова и разные формы одного и того же слова);

3.Лексика (фразеология – дописать фразеологизмы, указать значение устаревших слов и т.д.);

4.Орфография (работа с текстом с пропущенными орфограммами);

5.Орфоэпия (расставить ударения в словах);

6.Синтаксис (разбор предложения);

7.Пунктуация (расставить пропущенные знаки препинания).

8.Стилистика (определить тип и стиль текста).

Результаты олимпиады по русскому языку.

ФИО

Класс

Сумма баллов

Место

Ооржак Айрана Борисовна

Ооржак Анай-Хаак

Оюн-ооловна

Хомушку Саида Артуровна

23,5

Ооржак Ай-Мерген Орланович

поощ

Ооржак Айслана Шораановна

Ооржак Азияна Амировна

Ооржак Монге Борисович

Ооржак Торепчи Эресович

Самбуулай Марьяна Алексеевна

Ооржак Херел Адыгжыевич

17,5

Ооржак Айслана Хирлигбеевна

Анализ результатов олимпиады по русскому языку показал, что большинство учащихся справились с предложенными заданиями. Ученики умеют применять полученные теоретические знания на практике, имеют навыки работы с текстом с пропущенными орфограммами и недостающими знаками препинания. Правильно определяют стиль и тип текста, но не могут правильно определить изобразительно-выразительные средства. Трудности непосредственно вызвали задания по лексике (определение значения устаревших слов). Также ученики не могли дать развернутый ответ по теме предложенного текста. Это объясняется бедностью словарного запаса, что в свою очередь является следствием отсутствия систематического чтения вне школы.

Результаты олимпиады по русской литературе.

ФИО

Класс

Количество максимальных баллов

Сумма набранных баллов

Место

Ооржак Айрана Борисовна

Ооржак Анай-Хаак

Оюн-ооловна

Хомушку Саида Артуровна

Ооржак Азияна Амировна

поощ.

Ооржак Айслана Шораановна

Самбуулай Марьяна Алексеевна

Ооржак Херел

Ооржак Айслана Хирлигбеевна

поощ.

Материалы олимпиады по русской литературе включали в себя задания на знание фактов биографии писателей, на знание содержания изученных произведений, задания по теории литературы, а также ученики должны были проанализировать одно художественное произведение на выбор. Но, к сожалению, ученики с последним заданием не справились. Трудно поддаются выполнению и задания по теории литературы, ученики не знают определений терминов (эпиграмма, эпитафия, сонета, фантастика и т.д.).

Итоговые результаты олимпиады по предметам отражены в следующей таблице.

Предмет

Класс

Количество участников

Количество призеров

Победители

ФИО учителя

Стаж

Русский язык

Ооржак С.С.

Монгуш И.В.

Ооржак С.С.

Русская литература

Ооржак С.С.

Монгуш И.В.

Ооржак С.С.

По результатам олимпиад можно сделать следующий вывод:

  1. В олимпиадах приняли участие одни и те же ученики, что объясняется малочисленностью классов в школе.
  2. Ученики в основном справились с заданиями олимпиад.

1.Учителям-предметникам активизировать работу по подготовке учащихся к муниципальному этапу олимпиады.

КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАСТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РЕСПУБЛИКАНСКОМ ЭТАПЕ УЧЕНИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОДАРЁННЫХ УЧАЩИХСЯ

Правилу следуй упорно:

чтобы словам было тесно, а мыслям — просторно.
Н. А. Некрасов

Олимпиада по русскому языку и литературе проводилась в целях выявления у учащихся образовательных учреждений филологических способностей, развития интереса к русскому языку и литературе, поддержки одаренных детей. Задания ориентированы на личность с гуманитарными способностями, личность читающую, эрудированную, думающую, умеющую размышлять и анализировать.

Комплект из заданий трёх уровней был рассчитан на способных учащихся. Некоторые задания требовали творческого подхода, при этом для полного и адекватного ответа на большинство вопросов не требовалось знаний, выходящих за пределы школьной программы. Все задания требовали применения теоретических сведений, относящихся косновным разделам языкознания и литературоведения.

В интеллектуальных соревнованиях приняли участие 115 школьников из 135, подавших заявки.

Члены жюри тщательно проверили работы участников и подвели итоги олимпиады. Определены победители, которыми стали лучшие юные филологи! Среди восьмиклассников победу одержали школьники, работы которых были оценены от 93 до 81 балла из 100 возможных. Среди девятых классов победителями олимпиады стали ученики, набравшие от 96 до 80 баллов. Участники, набравшие от 84,5 до 61,5 балла, победили среди десятиклассников. Самыми сильными оказались работы учеников 11 класса, которые получили баллы от 89,5 до 71,5 балла. К сожалению, из-за технических проблем не все присланные в оргкомитет работы, были представлены в полном объёме. Этим объясняется единичные низкие баллы за выполненные задания.

С протоколами результатов Республиканского этапа ученической олимпиады по русскому языку и литературе можно ознакомиться на блоге Донецкого ИППО http://donippo.blogspot.com/ в разделе «Республиканский этап ученических олимпиад ».

Любовь к родному слову нас роднит,


Глагола сила всех объединяет!


Познанья ключ опять к себе манит,


И отроков всечасно окрыляет!


В.В. Боброва

Отдельные задания требовали от участников определённого комментария, собственных примеров или мини-рассуждения. Третий уровень олимпиадных заданий, творческий, не вызвал затруднений у учащихся, но вызвал вопросы у членов жюри, так как в мини-сочинении необходимо было продемонстрировать круг чтения и качества квалифицированного читателя, процитировать художественные произведения, привести примеры из литературных текстов, назвать имена литературных героев и т. д., а не только выплеснуть эмоции и составить красивый текст. Кроме того, некоторые ошибки, на наш взгляд, объяснялись невнимательным прочтением участниками формулировок заданий.

Учащиеся лучше справились с заданиями из раздела «нормы русского литературного языка», «язык художественных произведений», «современный русский язык». Затруднения у школьников вызвал вопрос из истории русского языка и творческое задание. Наибольшие трудности вызвали творческие и аналитические задания, формулировка собственного мнения.

Качество выполненных восьмиклассниками олимпиадных заданий свидетельствует о результативной консультативной, в том числе дистанционной работе учителей-словесников с учащимися по предмету, качественном отборе, который осуществили методические службы в городах и районах. Работы участников свидетельствуют о глубоких знаниях по русскому языку и литературе, умении применять их на практике, умении аргументировать и логически мыслить. Использование художественных произведений как доказательство своих аргументов свидетельствует о начитанности и эрудиции олимпиадников.

Проверка работ показала и некоторые недостатки в работах учащихся. Следует обратить вниманиена следующие моменты: синтаксис простого предложения с однородными членами и синтаксис сложного предложения; характеристика лексики произведения; образные средства языка; умение различать тему, идею, описывать композицию и образы лирического произведения. Особое внимание следует уделить развитию навыков логического мышления (приучать к культуре изложения мыслей, составлению плана сочинения), умению определять основную мысль сочинения, доказывать ее в течение всего сочинения и делать выводы в соответствии с этойидеей.

Считаем необходимым стимулировать работу по повышению грамотности школьников.

Как оказалось, анализ поэтического текста представляеттрудность для учащихся, так как для успешного выполнения задания требовалось не толькоособое понимание творческой манеры автора, но и «языковое чутье», четкое представлениеструктурных элементовкомпозиции художественного произведения.

Восьмиклассники и девятиклассники всвоих работах продемонстрировали хорошие знания теории литературы; нет ошибок в определении темы, размера стиха, ритма и рифмы.Вместе с темопределение идеи произведения, композиционных элементов стихотворений К. Бальмонта и Ф. Тютчева вызвали затруднение.
В работах допущены лексические (необоснованные повторы, неточный выбор слова, неправильное его употребление из-за непонимания значения ), стилистико-речевые ошибки (употребление штампов и канцеляризмов, слов и выражений сугубо разговорного стиля ). Вомногих работах отсутствует логическая связь между частями текста, присутствуюталогизмы, противоречащие друг другу мысли.
Перечисленные недочеты носят несистемный характер и не могут повлиять на хорошее впечатление от подготовки учащихся к олимпиаде. Учащимся 10 класса были предложены 9 вопросов на определение уровня умения интерпретировать текст (стихотворение А.С.Пушкина «Не стану я жалеть о розах…» («Виноград»). Поощрительный балл заслужили подробные ответы на вопрос или задание (например, ответ на 7 вопрос: Стихотворение написано четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой. Рифмы точные. Анакруза однодольная (кроме седьмой строки, там три безударных), клаузула чередующаяся (мужская – женская )).Максимальная оценка за задание №1 второго уровня – 20 баллов.

В целом, десятиклассники справились с заданием, некоторые интерпретации получились интересными, эмоциональными, раскрывающими мысли авторов и личные впечатления.

На вопросы 2 (тема, идея, мотивы, настроение стихотворения), 3 (лирический герой, образная система), 5 (поэтическая лексика, художественно-изобразительные средства языка), 7 (ритм, ритмообразующие элементы, размер, рифма) все учащиеся ответили правильно. Некоторые ответы неполные: не указаны примеры эпитетов, сравнения.

Больше всего затруднений вызвали вопросы 4 (о композиции стихотворения), 8 (о звукописи), 9 (о целостном восприятии стихотворения), некоторые учащиеся оставили их без ответов.

Работы оформлены грамотно. Чаще других повторилась лексическая ошибка молодаядевушка .

В целом участники олимпиады справились с поставленными задачами, выполняя лингвистический анализ текста. Определённые трудности вызвали у учащихся задания, связанные с умением находить контекстуальные синонимы. Не все десятиклассники умеют видеть в предложениях обособленные второстепенные члены, в частности, обособленные дополнения. Задание 5 (указать предложение, в котором используется парцелляция) никто из участников олимпиады не выполнил правильно.

III уровень работ 10 класса не порадовал знанием языка. Несмотря на то, что сочинение было в электронном виде и многие ошибки исправлялись автоматически, орфографических и пунктуационных ошибок было допущено достаточно много. Основные проблемы испытывали учащиеся с построением фраз, наиболее типичные ошибки связаны с лексической избыточностью. 20% сочинений были взяты из Интернет. Учащиеся должны были опираться на литературные источники, но только 30% участников упоминали или цитировали художественную литературу. Очень скуден набор текстов, представленных в сочинениях: И.С. Тургенев "Отцы и дети", Н.В.Гоголь "Тарас Бульба", "Мертвые души", А.С. Грибоедов "Горе от ума". Многие олимпиадники не смогли даже отредактировать свои тексты. В целом впечатления от сочинений оставляют желать лучшего, можно отметить лишь 4 работы, в которых были соблюдены все условия, поставленные перед участниками.

Задания 1-го уровня, которые предполагали однозначный ответ, все одиннадцатиклассники выполнили успешно (быть может, и благодаря возможностям Интернет; правда, некоторые участники в ответах даже не удалили ссылки, что, безусловно, недопустимо). Задания, которые предполагали самостоятельный комментарий, многие участники проигнорировали, ограничившись констатирующим ответом (так, в 1 задании, где необходимо было вспомнить произведениям, которым были предпосланы эпиграфы, и объяснить, с какой целью они употреблены, полный ответ предполагал рассуждение самого автора). При выполнении задания 9 участники были недостаточно внимательны. Необходимо было не только перечислить недостаточные глаголы, но и дать свой комментарий или хотя бы указать формы, в которых данный(е) глагол(ы) является(ются) недостаточным(и).Аналогичная ситуация с заданием 10. Это говорит о необходимости внимательно читать вопросы и задания, предлагать собственный комментарий, который делает работу творческой и индивидуальной. Однако не следует отвечать больше, чем того требует задание, так как грамматические ошибки, которые допущены в тексте ответа, снижают балл и влияют на общее впечатление от ответа.

Проверка задания 1 второго уровня показала, что учащиеся 11 класса имеют хороший навык определения рифмовки, опознавания композиционных и стилистических приемов стихотворения,определения главного смысла философского стихотворения Арсения Тарковского, описания образной системы стихотворения, которая способствует раскрытию главногосмысла произведения. Однако еще вызывают трудности при анализе стихотворения такие понятия, как стихотворный размер, особенность ритмической организации стихотворения, тропы и образные выражения стихотворения, художественные приемы в развитии лирического конфликтапроизведения.

Во втором задании второго уровня одиннадцатиклассникам было предложено провести лингвистический анализ текста , ответив на вопросы и выполнив соответствующие задания. Все учащиеся справилисьс заданием. Однако следует отметить типичные ошибки, допущенные в работах. Так, не все одиннадцатиклассники смогли аргументированно доказать принадлежность предложенного текста к научно-популярному стилю. Для большинства участников олимпиады оказалось сложным определить уровень собственного словоупотребления и предложить способы работы по повышению своего словарного запаса. Несколько удивило то, что при выполнении 5-го задания (составить план текста) ученики 11 класса ограничились простым планом, состоящим из трех пунктов.Также ошибки были допущены при выполнении 9-го задания, в котором требовалось дать морфологическуюхарактеристику слова что в указанных предложениях. Учащиеся определили, что в одном из предложений это слово является союзным словом, а в другом – союзом, предложив таким образом их синтаксическую характеристику, а описание этих слов как частей речидали лишь немногие. В 12-м задании необходимо было объяснить пунктуацию в определенном предложении. Школьники объяснили постановку знаков препинания при обособленном определении, выраженном причастным оборотом, но не обратили внимание на отсутствие запятой на стыке союзов но и если то в сложном предложении.

Ученикам 11 класса в задании III уровня были предложены темы сочинений из блока «Вопросы, заданные человечеству войной» и были ориентированы на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и государства, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы). Из 11 предложенных тем наибольший интерес вызвали следующие: «Почему тема войны не уходит из литературы?» (№3), «Жди меня, и я вернусь…любовь и война» (№5), «Согласны ли Вы с Л.Н. Толстым, утверждающим, что война «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие? (№9), «Как влияет на сущность человека война?» (№11). Не востребованными оказались темы: «Произведение о войне, которое Вас взволновало» (№6), «Война ж – совсем не фейерверк, а просто трудная работа… (М.В. Кульчицкиий)» (№7). Работы оценивались по трем критериям: содержание творческой работы, речевое оформление, грамотность.

При проверке содержания творческой работы учитывалось соответствие теме, стилю, жанру; композиционная оформленность; полнота раскрытия темы. Речевое оформление творческой работы включало в себя параметры: смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения; точность и выразительность речи. В оценку грамотности работы входило соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых и речевых норм.

Анализ олимпиадных работ показал, что, исходя из критерия «Соответствие теме», участники олимпиады должны были откликнуться на предложенную задачу, избежать ее подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументировано раскрыть. Все участники справились с этим критерием, но с разной степенью успешности выполнения задачи.

Работы показали, что многие участники олимпиады имеют свои читательские предпочтения и способны глубоко, искренне, неформально рассуждать в рамках заданной темы, избирая личный ракурс ее раскрытия. Они сумели сделать интересный выбор опорного текста, проблематизировать материал, продумать оригинальную тезисно-доказательную часть сочинения.

Исходя из критерия «Аргументация. Привлечение литературного материала» следует заметить, что в большей степени работы представляли собой хорошо аргументированные ответы. Участники рассуждали по предложенной проблеме, чаще всего выбирая многоаспектную проекцию на «себя» и «нас». В качестве литературного источника чаще всего использовались произведения К.Симонова, Б.Васильева, Л.Н.Толстого, М.Булгакова, В.Гроссмана, В.Некрасова, Ю.Бондарева, Ю.Друниной.

С точки зрения композиции и логики выстраивания рассуждения следует отметить следующее: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение участники олимпиады пытались тесно связать между собой, следует отметить безукоризненную логику рассуждений, связанных общей идеей и опирающихся при этом на несколько (чаще всего) художественных произведений. Учащиеся старались последовательно развивать мысль от текста к тексту с наращиванием дополнительных личностных смыслов. Учащиеся продемонстрировали умение не только логично выстроить рассуждение на предложенную тему, но также показали умение ее конкретизировать в соответствии с собственным замыслом и при этом не отклониться от темы.

Закономерно, что хороший уровень обученности участников олимпиады проявился не только в достоинствах работы по критерию «Композиция и логика рассуждения». Авторы сочинений продемонстрировали также прекрасную речевую культуру, начитанность, сформированность таких читательских навыков, как способность заинтересованно размышлять над самостоятельно прочитанными произведениями и сопоставлять их в заданном ракурсе. В плане владения письменной речью ученики 11-х классов продемонстрировали богатство лексики, разнообразие синтаксических конструкций. Они легко облекали свои мысли в точную, выразительную словесную форму. Но в то же время в сочинениях мы наблюдаем и наличие речевых ошибок разных типов: неудачное словоупотребление, избыточное усложнение фразы, не соответствующее стилю остальной части работы; наличие речевых штампов, многие из которых повторяются несколько раз, плеоназм. К характерным логическим ошибкам одиннадцатиклассников можно отнести следующие:

1) нарушение последовательности высказывания;

2) отсутствие связи между частями высказывания;

3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

4) раздробление микротемы другой микротемой;

5) несоразмерность высказывания;

6) отсутствие необходимых частей высказывания и т.п.;

7) нарушение причинно-следственных связей;

8) нарушение логико–композиционной структуры текста.

Среди речевых ошибок следует выделить следующие:

1) употребление иностилевых слов и выражений;

2) неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств;

3) нарушение лексической сочетаемости;

4) употребление лишнего слова (плеоназм);

5) повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология);

6) необоснованный пропуск слова;

7) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию произведения.

Общие выводы и методические рекомендации:

Ø знания, умения и навыки учащихся в пределах школьной программы по русскому языку и литературе в целом сформированы;

Ø подготовка к испытаниям и участие в олимпиаде стимулируют интерес учащихся к изучению русского языка, активизируют их интеллектуальные и творческие способности, позволяют создавать определенную интеллектуальную среду, способствующую сознательному и творческому отношению к процессу образования и самообразования;

Ø при подготовке школьников к олимпиаде необходимо уделять внимание вопросам этимологии, историческому комментированию современных орфографических норм, диахроническому морфемному разбору, отрабатывать навыки анализа синтаксических явлений повышенной сложности, вести целенаправленную работу над уточнением и объяснением лексического значения слова, особое внимание необходимо уделить устаревшим словам и словам иноязычного происхождения (в связи с тем, что в пакет олимпиадных заданий часто включены задания, требующие объяснить языковые явления современного русского языка с исторической точки зрения);

Благодарим за профессионализм и компетентность членов методической комиссии по составлению заданий и членов жюри по проверке олимпиадных работ: Данилову И.Н. (г. Торез), Дьяченко Л.В . (г. Донецк, Ворошиловский район), Симонову И.В. (г. Донецк, Киевский район), Соловьёву Л.Е. (г. Донецк), Иконникову С.В. (г. Донецк, Калининский район), Дьяченко Л.В . (г. Донецк, Ворошиловский район), Ржесик С.А. (г. Донецк, Петровский район), Яркович Э.Б. (г. Макеевка), Нафанец Е.А . (лицей-интернат при ДонНУ), Генералову А.В. (г. Донецк, Будённовский район), Зятьеву И.А. (г. Донецк, Калининский район).

Отдел русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

г. Екатеринбург, ул. П. Шаманова, 24

_________________________________________________________________________________

Анализ школьного этапа предметных олимпиад

фестиваля «Юные интеллектуалы Екатеринбурга» в МАОУ СОШ № 16

в 2013-2014 учебном году

1.Основания для анализа результатов проведения школьного этапа предметных олимпиад

Анализ работы ШМО с одаренными детьми:

    возможность осуществления инновационной деятельности педагогов, направленной на творческий поиск эффективных способов реализации стандарта в ОУ;

    выявление одаренных учащихся по предмету с целью их дальнейшего развития и личностного роста;

    выявление критериев оценивания достижений обучающихся в единстве предметной, деятельной и ценностной составляющей образования.

Сроки проведения школьного этапа предметных олимпиад с 11 октября по 26 октября 2013г.

В школьном этапе предметных олимпиад приняли участие обучающиеся 5-11 классов.

Для учащихся 5-6 классов школьный этап проводился по олимпиадным задания, разработанным педагогами ШМО, исключением стала олимпиада по математике. Олимпиадные задания были разработаны районным методическим объединением математиков.

Для учащихся 7-11 классов школьный этап предметных олимпиад проводился по заданиям, разработанным районными методическими объединениями учителей-предметников, в соответствии с предложенным графиком, в единые сроки для ОУ Ленинского района.

2. Цель и задачи проведения школьного этапа:

Целями проведения школьного этапа предметных олимпиад являются:

- создание благоприятных условий для поддержки и развития одаренных детей, проявления детской инициативы, реализации обучающимися их интеллектуальных способностей и интересов;

- выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;

Формирование школьной команды для участия в муниципальном этапе олимпиады.

Задачи проведения школьного этапа предметных олимпиад:

    создание комплекса условий для организации интеллектуальной деятельности обучающихся с учетом их возрастных особенностейна основе личностно-ориентированного подхода в образовании, свободы выбора сферы интересов;

    выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;

    пропаганда научных знаний;

    развитие потребности к интеллектуальной и творческой деятельности у обучающихся;

    раскрытие гуманитарной направленности обучения (формирование себя) всего познавательного процесса, осуществляемого в рамках учебной и внеучебной деятельности;

    выявление наиболее способных, творчески мыслящих учащихся.

3. Анализ организации и проведения школьного этапа предметных олимпиад:

Информационное обеспечение мероприятия: на оперативном совещании педагогического коллектива руководители ШМО и учителя–предметники ознакомились с приказом «О проведении школьного этапа предметных олимпиад», на НМС был представлен план проведения предметных олимпиад. Руководителям школьных МО и педагогам-предметникам предложено разработать олимпиадные задания и подготовить критерии оценивания для учащихся 5-6 классов, определить время проведения консультаций по подготовке обучающихся к участию в предметных олимпиадах. Учащиеся ознакомлены с Положением о проведении предметных олимпиад и графиком их проведения, процедурой подачи апелляции через информационный стенд, объявления с помощью школьного радиоузла, через сайт школы, на классных часах. Для информирования учащихся, педагогов, родителей обучающихся оформлен информационный стенд: положение, график проведения олимпиад, расписание проведения олимпиады по каждому предмету, протоколы, результаты.

Согласно Положению в школьном этапе олимпиад могли принять участие все желающие учащиеся 5-11 классов. Согласно утвержденного графика все предметные олимпиады проводились по графику с 11 по 26 октября с 10.00 до 13.00 для учащихся первой смены, с 13.00 до 15.30 для учащихся второй смены в читальном зале библиотечно-информационного центра. Для каждого участника были подготовлены задания, бланки ответов, листы бумаги. Проверка результатов проводилась в тот же день учителями ШМО, входящими в состав жюри. На следующий день были сообщены результаты через объявления на стенде, через школьный сайт. Итоги подвели на общешкольной линейке 30 октября. Призеры и победители Фестиваля награждены почетными грамотами. Победители предметных олимпиад (1-3 место) заявлены на муниципальный этап олимпиад фестиваля «Юные интеллектуалы Екатеринбурга».

4. Анализ содержания олимпиадных заданий

Олимпиадные задания для учащихся 7-11 классов были разработаны учителями РМО и соответствовали с требованиями ГОС, задания для учащихся 5-6 классов - учителями-предметниками ШМО. Задания сформированы в соответствии с требованиями ГОС, имели разноуровневое направление, целью которых ставилось выявление знаний, умений и понимание личной ответственности за качество приобретенных знаний. В олимпиадных заданиях предусмотрена реализация межпредметных связей. Задания интегрированного характера по предметам: биология-химия-математика, физика-математика, физика-химия, литература-истрия, иология-география.

Всем участникам олимпиады выдавались готовые задания. В олимпиадной работе было указано количество баллов за выполнение каждого задания, имелись теоретические, практические и творческие блоки. Тестовые задания по технологии включили все разделы программы образовательной области технология: кулинария, материаловедение, машиноведение, рукоделие, конструирование и моделирование. Олимпиада по физической культуре шла два дня: задания имели теоретический и практический материал. В олимпиаде по МХК участвовали только учащиеся 10-11 классов. Как и в прошлом году не проведены олимпиады по экологии, по праву в силу того, что в школьном учебном плане нет этих предметов, а право изучается только в школьном курсе обществознания. Желающих участвовать в олимпиадах по этим предметам не было.

5. Роль педагогов в разработке заданий школьного этапа олимпиады и подготовке учащихся

В разработке заданий школьного этапа предметных олимпиад и в их проведении приняли участие все учителя-предметники школы II и III ступени.

При взаимодействии педагогов различных образовательных областей была осуществлена подготовка учащихся к олимпиадам, а также проверка заданий.

6. Роль МО, органов школьного самоуправления, родительской общественности ОУ в организации и проведении школьного этапа Фестиваля.

Школьный этап предметных олимпиад проходил под непосредственным руководством ШМО.

7. Оценка результатов выполнения заданий учащихся.

Большинство участников школьного этапа предметных олимпиад удовлетворены результатами выполненных заданий (апелляций не было). Как и в прошлом учебном году, возникли трудности при решении олимпиадных задач по физике, химии и математике - математический расчет, неудовлетворительное знание формул. В олимпиадных заданиях по русскому языку некоторые задания требовали творческого подхода, при этом для полного ответа на большинство вопросов не требовалось знаний, выходящих за пределы школьной программы. Все задания требовали применения теоретических сведений, относящихся к основным разделам языкознания. В целом учащимся удалось продемонстрировать знания по выбранным предметам, установить причинно-следственные связи, реализовать творческие способности. Победители школьного этапа предметных олимпиад продемонстрировали достаточно высокий уровень усвоения учебного материала, применение его на творческом уровне, нестандартный подход к решению заданий, принимают участие в муниципальном туре олимпиады. Как и в прошлом учебном году в муниципальном туре олимпиады по информатике учащиеся нашей школы не участвуют.

Наиболее высокий процент выполнения олимпиадных работ участники продемонстрировали на следующих предметах: история 10 класс- 55%, 11 класс- 38%; русский язык – 5 класс-55%, 8 класс- 53%, 9 класс- 36%, 10 класс 40%, 11 класс-52 %; обществознание – 10 класс-53%, 11 класс-54%; литература – 5 класс-49% , 10 класс- 47%, 11 класс- 53 %, биология- 10 класс- 38%, 11 класс – 45%. Как и в прошлом году, низкий процент выполнения олимпиадных заданий по математике, физике, информатике.

8. Результаты предметных олимпиад.

В школьном этапе олимпиад распределение участников следующее: 5-6 классы – 235 учеников (68% от общего числа), 7 – 8 классы- 197 учеников (68,4 %), 9-11 классы – 163 ученика (48% от общего числа). Многие участвовали в нескольких олимпиадах и стали победителями и призёрами.

Предмет

Дата проведения

Участники олимпиады

2012-2013 уч.год.

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

10 кл.

11 кл.

Кол-во участников муниц.этапа

Английский язык

16 (15%)

14%

Биология

17(31,4%)

14%

География

12 (16%)

Информатика

185

133

Искусство (МХК)

10 (30%)

История

16 (17,7%)

16%

Литература

17 (10,7%)

18%

Математика

15 (8,8%)

15%

ОБЖ

10 (14,9%)

Обществознание

15 (16,6%)

18%

Русский язык

18 (7,8%)

10%

Технология

110

12 (6%)

10%

Физика

13 (17,3%)

19%

Физическая культура

16 (42,1%)

14%

Химия

12 (24%)

итого

149

426

391

294

293

165

120

199 (20,4%)

О достаточно высоком уровне образовательного процесса в нашей школе говорят результаты школьного тура олимпиады. По сравнению с прошлым учебным годом возросло количество участников муниципального тура предметных олимпиад: 7 – 8 класс: 41 – 56 , 9-11 класс – 60-69 учащихся.

Ряд участников вышли на муниципальный тур по нескольким предметам:

Разгильдяева Елизавета, Ивонина Наталья – вышли на муниципальный тур по пяти предметам;

Григорьева Татьяна, Погребняк Татьяна, Куликова Анна вышли на муниципальный тур – по четырем предметам.

Яковина Екатерина, Пасечниу Дарья, Смолий Яна, Чернийчук Дарья, Ещерякова Карина, Константинова Наталья, Пьянкова Анна, Черемисов Дмитрий, Волков Даниил вышли на муниципальный тур по трем предметам.

Воробьев Александр, Коробко Сергей, Савичева Дарья, Миронов Егор, Нематова Наргиза, Губанова Дарья, Каритун Даниил – вышли на муниципальный тур по двум предметам.

9. Уровень реализации задач школьного этапа предметных олимпиад .

Проведение школьного этапа предметных олимпиад способствует формированию и развитию потребности у обучающихся к интеллектуальной, научно-исследовательской деятельности, при этом учитываются их возрастные особенности, сфера интересов. Учащимся удалось продемонстрировать при выполнении заданий предметных олимпиад расширенный и оптимальный уровни усвоения учебного материала. По итогам проведения школьного этапа сформирована команда учащихся для участия в муниципальном этапе предметных олимпиад.

10. Проблемы, возникшие при организации и проведении школьного этапа предметных олимпиад.

Многие учащиеся принимали участие в олимпиадах по нескольким предметам, что ведет к перегрузке обучающихся, т.к. требуется дополнительное время на качественную подготовку.

Возникли сложности с размещением учащихся при проведении 2-х олимпиад в один день, т.к. много желающих участвовать. Наблюдается низкая мотивация у некоторой части учащихся к участию в предметных олимпиадах.

Учителям предметникам

учесть интересы детей, желающих принять участие в олимпиадах по нескольким предметам,

учесть уровень сложности олимпиадных заданий 2013-2014 уч. года и отработать наиболее типичные ошибки обучающихся через урочные и внеурочные занятия с целью создания ситуации успеха при проведении последующих олимпиад;

руководителям ШМО создавать банк данных по материалам предметных олимпиад школьного и муниципального уровня;

взять под контроль подготовку учащихся к участию в предметных олимпиадах. Особое внимание обратить на такие предметы как: математика, информатика, физика, химия;

организовать педагогическое сопровождение учащихся, проявляющих интерес к изучению различных предметов;

использовать при подготовке к олимпиадам различного уровня сотрудничество с молодыми учеными УрО РАН.

Зам.директора по УВР Т.Л. Ермакова

Аналитическая справка по итогам проведения школьного этапа всероссийской олимпиады учащихся по русскому языку.

Согласно плана МО гуманитарного цикла с 26 по 27 октября 2016 года на базе МОБУ «СОШ № 48 № был проведен школьный этап всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе.

Цели проведения олимпиады:

Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;

Создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;

Пропаганда научных знаний.

Всего в олимпиаде участвовало 59 учащихся из 4 – 11 классов образовательного учреждения , из них по русскому -28,литературе -31.

Материалы для олимпиады включали в себя задания из следующих разделов:

1.Фонетика (звукобуквенный анализ слов);

2.Словообразование (найти однокоренные слова и разные формы одного и того же слова);

3.Лексика (фразеология – дописать фразеологизмы, указать значение устаревших слов и т.д.);

4.Орфография (работа с текстом с пропущенными орфограммами);

5.Орфоэпия (расставить ударения в словах);

6.Синтаксис (разбор предложения);

7.Пунктуация (расставить пропущенные знаки препинания).

8.Стилистика (определить тип и стиль текста).

Большинство заданий олимпиады базировалось на школьной программе, однако были предложены и такие задания, которые требовали более глубоких знаний, выходящих за рамки непосредственно школьной программы (особенно по истории русского языка), что полностью отвечает требованиям, предъявляемым к уровню олимпиадных заданий. Задания, предложенные учащимся 9 - 11 классов разнообразны как по форме, так и по содержанию и позволяют учащимся показать не только знание норм русского литературного языка, но и проявить языковое чутье в решении неординарных задач, касающихся языковой системы русского языка в его прошлом и настоящем состоянии.

Задания, предложенные участникам олимпиады, базировались на нескольких составляющих: от текста к языку, от языка к тексту, от текста к тексту, от языка к языку, от языка к науке о языке. В заданиях первого типа предлагался текст, высказывание или словоупотребление в речи и нужно было сделать вывод о свойствах языковых единиц как элементов языковой системы. В заданиях второго типа исходным условием являются правила, закономерности, свойства языковых единиц, которые необходимо применить к предложенным фактам речи. Тип заданий «от текста к тексту» традиционно связан с филологической работой с текстом, предполагающей сопоставительный анализ текстов или различных интерпретаций одного текста. Довольно разнообразны задания структурно-лингвистического плана, направленные на поиск закономерностей по предложенным примерам и разбор «трудных» единиц и категорий русского языка. Выполняя задания «от языка к науке о языке», учащиеся должны продемонстрировать свою осведомленность в области русского языкознания

По мнению членов жюри, олимпиадные задания регионального этапа олимпиады по русскому языку в основном направлены на выявление только знаний участников, не проверяется сформированность языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций, при этом задания перегружены вопросами по истории русского языка

Результаты олимпиады по русскому языку.

Кулешова Ксения Викторовна

Арапова Т.А.

Ашрафова Нармин Махир казы

Арапова Т.А.

Дяголева Дарья Вячеславовна

Савельева Т.М.

Лошманова Виктория Александровна

Савельева Т.М.

Астафьева Валерия Анатольевна

Михайлова М.В.

Федорова Анастасия Денисовна

Михайлова М.В

Меркулова Светлана Андреевна

Арапова Т.А.

Анализ результатов олимпиады по русскому языку показал, что большинство учащихся справились с предложенными заданиями. Ученики умеют применять полученные теоретические знания на практике, имеют навыки работы с текстом с пропущенными орфограммами и недостающими знаками препинания. Правильно определяют стиль и тип текста, но не могут правильно определить изобразительно-выразительные средства. Трудности непосредственно вызвали задания по лексике (определение значения устаревших слов). Также ученики не могли дать развернутый ответ по теме предложенного текста. Это объясняется бедностью словарного запаса, что в свою очередь является следствием отсутствия систематического чтения вне школы.

Результаты олимпиады по русской литературе.

Арапова Т.А

Арапова Т.А

Савельева Т.М.

Миничкина Ксения Андреевна

Савельева Т.М.

Материалы олимпиады по русской литературе включали в себя задание комплексный анализ текста, ученики должны были проанализировать одно художественное произведение. Но, к сожалению, ученики с заданием не справились полностью Трудно поддаются выполнению и задания по теории литературы, ученики не знают определений терминов (эпиграмма, эпитафия, сонета, фантастика и т.д.).

По результатам олимпиад можно сделать следующий вывод:

    В олимпиадах приняли участие одни и те же ученики.

    Ученики в основном справились с заданиями олимпиад.

1.Учителям-предметникам активизировать работу по подготовке учащихся к муниципальному этапу олимпиад


Олимпиады по литературе (ответы 10 класс)
Задания для 11 класса

Олимпиады по литературе (ответы 11 класс)

Задания олимпиады c сайта ОЛИМПИЙСКИЙ ПОРТАЛ
Задания для 5 класса (47.0 Кбайт)
Задания для 6 класса (44.0 Кбайт)
Задания для 7 класса (47.5 Кбайт)
Задания для 8 класса ( 63.5 Кбайт)
Задания для 9 класса (56.0 Кбайт)
Задания для 10 класса (60.5 Кбайт)
Задания для 11 класса (54.5 Кбайт)
Ответы к олимпиаде
Ответы для 5 класса (30.5 Кбайт)
Ответы для 6 класса (28.0 Кбайт)
Ответы для 7 класса (30.5 Кбайт)
Ответы для 8 класса (28.5 Кбайт)
Ответы для 9 класса (37.5 Кбайт)
Ответы для 10 класса (43.0 Кбайт)
Ответы для 11 класса (38.0 Кбайт)

Всероссийская олимпиада школьников по литературе

ОКРУЖНОЙ ЭТАП 2010 - 2011 учебный год г. Москва

7 класс


Для выполнения заданий окружного тура Всероссийской олимпиады школьников выберите один из вариантов.


Вариант 1-1 . Комплексный анализ прозаического текста.
Евгений Львович Шварц
Рассеянный волшебник

Жил-был на свете один ученый, настоящий добрый волшебник, по имени Иван Иванович Сидоров. И был он такой прекрасный инженер, что легко и быстро строил машины, огромные, как дворцы, и маленькие, как часики. Между делом, шутя, построил он для дома своего чудесные машины, легкие, как перышки. И эти самые машинки у него и пол мели, и мух выгоняли, и писали под диктовку, и мололи кофе, и в домино играли. А любимая его машинка была величиной с кошку, бегала за хозяином, как собака, а разговаривала, как человек. Уйдет Иван Иванович из дому, а машинка эта и на телефонные звонки отвечает, и обед готовит, и двери открывает. Хорошего человека она пустит в дом, поговорит с ним, да еще споет ему песенку, как настоящая птичка. А плохого прогонит, да еще залает ему вслед, как настоящий цепной пес. На ночь машинка сама разбиралась, а утром сама собиралась и кричала:

— Хозяин, а хозяин! Вставать пора!

Иван Иванович был хороший человек, но очень рассеянный. То выйдет на улицу в двух шляпах разом, то забудет, что вечером у него заседание. И машинка ему тут очень помогала: когда нужно — напомнит, когда нужно — поправит.

Вот однажды пошел Иван Иванович гулять в лес. Умная машинка бежит за ним, звонит в звоночек, как велосипед. Веселится. А Иван Иванович просит ее:

— Тише, тише, не мешай мне размышлять.

И вдруг услышали они: копыта стучат, колеса скрипят.

И увидели — выезжает им навстречу мальчик, везет зерно на мельницу.

Поздоровались они.

Мальчик остановил телегу и давай расспрашивать Ивана Ивановича, что это за машинка да как она сделана.

Иван Иванович стал объяснять.

А машинка убежала в лес гонять белок, заливается, как колокольчик.

Мальчик выслушал Ивана Ивановича, засмеялся и говорит:

— Нет, вы прямо настоящий волшебник.

— Да вроде этого, — отвечает Иван Иванович.

— Вы, наверное, все можете сделать?

— Да, — отвечает Иван Иванович.

— Ну, а можете вы, например, мою лошадь превратить в кошку?

— Отчего же! — отвечает Иван Иванович.

Вынул он из жилетного кармана маленький прибор.

— Это, — говорит, — зоологическое волшебное стекло. Раз, два, три!

И направил он уменьшительное волшебное стекло на лошадь.

И вдруг — вот чудеса-то! — дуга стала крошечной, оглобли тоненькими, сбруя легонькой, вожжи повисли тесемочками. И увидел мальчик: вместо коня запряжена в его телегу кошка. Стоит кошка важно, как конь, и роет землю передней лапкой, словно копытом. Потрогал ее мальчик — шерстка мягкая. Погладил — замурлыкала. Настоящая кошка, только в упряжке.

Посмеялись они.

Тут из лесу выбежала чудесная машинка. И вдруг остановилась как вкопанная. И стала она давать тревожные звонки, и красные лампочки зажглись у нее на спине.

— Что такое? — испугался Иван Иванович.

— Как что? — закричала машинка. — Вы по рассеянности забыли, что наше увеличительное зоологическое волшебное стекло лежит в ремонте на стекольном заводе! Как же вы теперь превратите кошку опять в лошадь?

Что тут делать?

Мальчик плачет, кошка мяучит, машинка звонит, а Иван Иванович просит:

— Пожалуйста, прошу вас, потише, не мешайте мне размышлять.

Подумал он, подумал и говорит:

— Нечего, друзья, плакать, нечего мяукать, нечего звонить. Лошадь, конечно, превратилась в кошку, но сила в ней осталась прежняя, лошадиная. Поезжай, мальчик, спокойно на этой кошке в одну лошадиную силу. А ровно через месяц я, не выходя из дому, направлю на кошку волшебное увеличительное стекло, и она снова станет лошадью.

Успокоился мальчик.

Дал свой адрес Ивану Ивановичу, дернул вожжи, сказал: «Но!» И повезла кошка телегу.

Когда вернулись они с мельницы в село Мурино, сбежались все, от мала до велика, удивляться на чудесную кошку.

Распряг мальчик кошку.

Собаки было бросились на нее, а она как ударит их лапой во всю свою лошадиную силу. И тут собаки сразу поняли, что с такой кошкой лучше не связываться.

Привели кошку в дом. Стала она жить-поживать. Кошка как кошка. Мышей ловит, молоко лакает, на печке дремлет. А утром запрягут ее в телегу, и работает кошка, как лошадь.

Все ее очень полюбили и забыли даже, что была она когда-то лошадью.

Так прошло двадцать пять дней.

Ночью дремлет кошка на печи.

Вдруг — бах! бум! трах-тах-тах!

Все вскочили.

Зажгли свет.

И видят: печь развалилась по кирпичикам. А на кирпичах лежит лошадь и глядит, подняв уши, ничего со сна понять не может.

Что же, оказывается, произошло?

В эту самую ночь принесли Ивану Ивановичу из ремонта увеличительное зоологическое волшебное стекло. Машинка на ночь уже разобралась. А сам Иван Иванович не догадался сказать по телефону в село Мурино, чтобы вывели кошку во двор из комнаты, потому что он сейчас будет превращать ее в лошадь. Никого не предупредив, направил он волшебный прибор по указанному адресу: раз, два, три — и очутилась на печке, вместо кошки, целая лошадь. Конечно, печка под такой тяжестью развалилась на мелкие кирпичики.

Но все кончилось хорошо.

Иван Иванович на другой же день построил им печку еще лучше прежней.

А лошадь так и осталась лошадью.

Но, правда, завелись у нее кошачьи повадки.

Пашет она землю, тянет плуг, старается — и вдруг увидит полевую мышь. И сейчас же все забудет, стрелой бросается на добычу.

И ржать разучилась.

Мяукала басом.

И нрав у нее остался кошачий, вольнолюбивый. На ночь конюшню перестали запирать. Если запрешь — кричит лошадь на все село:

— Мяу! Мяу!

По ночам открывала она ворота конюшни копытом и неслышно выходила во двор. Мышей подкарауливала, крыс подстерегала. Или легко, как кошка, взлетала лошадь на крышу и бродила там до рассвета. Другие кошки ее любили. Дружили с ней. Играли. Ходили к ней в гости в конюшню, рассказывали ей обо всех своих кошачьих делах, а она им — о лошадиных. И они понимали друг друга, как самые лучшие друзья.


Вариант 1-2. Интерпретация поэтического текста

Николай Александрович Заболоцкий
Утренняя песня

Могучий день пришел. Деревья встали прямо,

Вздохнули листья. В деревянных жилах

Вода закапала. Квадратное окошко

Над светлою землею распахнулось,

И все, кто были в башенке, сошлись

Взглянуть на небо, полное сиянья.

И мы стояли тоже у окна.

Была жена в своем весеннем платье.

И мальчик на руках ее сидел,

Весь розовый и голый, и смеялся,

И, полный безмятежной чистоты,

Смотрел на небо, где сияло солнце.

А там, внизу, деревья, звери, птицы,

Большие, сильные, мохнатые, живые,

Сошлись в кружок и на больших гитарах,

На дудочках, на скрипках, на волынках

Вдруг заиграли утреннюю песню,

Встречая нас. И все кругом запело.

И все кругом запело так, что козлик

И тот пошел скакать вокруг амбара.

И понял я в то золотое утро,

Что счастье человечества - бессмертно.

1932