Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Островский гроза образы. Главные герои «Грозы» Островского

Островский гроза образы. Главные герои «Грозы» Островского

Своеобразие «Грозы» состоит в том, что в ней далеко не все действующие лица связаны друг с другом в сю-жетном отношении. Так, например, Дикой никакого видимого отношения к Катерине не имеет, под-робные рассказы о его самодурстве по старым эсте-тическим нормам могли бы показаться липшими. Но и он, и другие внесюжетные персонажи (как Феклуша, например) были совершенно необходимы для драматурга, ибо они позволяли понять истоки и характер трагедии Катерины.

В системе образов Катерина противопоставлена прежде всего Кабановой и Дикому. Однако она противостоит всем остальным действующим лицам, остающимся лишь свидетелями трагедии, которая разыгрывается на их глазах.

Героиня пьесы, рвущаяся к людям, к свету, остается одинокой и непонятой. Никакой помощи и поддержки она ни от кого получить не может. Это относится даже к Кулигину, нарисованному Остров-ским с нескрываемой симпатией. Показательно, что Кулигин и Катерина ни разу не разговаривают друг с другом, не видно даже, что они знакомы. Их линии в сюжете нигде не пересекаются. Возможно, это обстоятельство должно было подчеркнуть изоли-рованность и одиночество не только Катерины, но и Кулигина.

Кулигин — типичный просветитель. Он пользуется любым случаем, чтобы немедленно просвещать всех, кто попадается ему на пути. Дикому он толкует об «общей пользе» и объясняет устройство громоотвода, городским обывателям рассказывает о благодетель-ности грозы, цитируя Ломоносова и Державина. Его иллюзии отчетливо проявляются в том, что он изобретает перпетуум-мобиле (вечный двигатель) — дело заведомо невозможное. На угрозы Дикого он отвечает: «Нечего делать, надо покоряться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю!» Но миллиона у него не будет никогда — это самообман. Таким же самообманом является пребывание в Ка-линове Бориса.

Что сказать о Борисе, да и о Тихоне? Как к ним относиться? Сами-то они страдают от «темного царст-ва» или живут в полном согласии с его законами? Способны ли они подняться до понимания всего ужаса своего положения? Материал с сайта

Трудность заключается в том, что в данном слу-чае однозначные ответы вряд ли возможны. Уни-женное положение Бориса, Тихона и других есть одновременно и их вина, и их беда. С одной стороны, они, конечно, являются жертвами «темно-го царства», которое изуродовало, искалечило их судьбы. Но, с другой стороны, они принимают власть сложившихся обстоятельств. Личностное начало раз-вито в них все еще недостаточно. Но очень важно, что оно растет. Кулигин на протяжении пьесы не изменяется: характер его дан уже сложившимся, образ его статичен.

(352 слова) В пьесе «Гроза» автор рассказывает о жизни купечества и мещанства. Город Калинов – собирательный образ «тёмного царства», в котором живут невежественные люди, погрязшие в рутине. Они хотят сохранить патриархальный мир любой ценой, заботятся только о своих интересах и во всём ищут выгоду. Те, кто пытается изменить существующий порядок, оказываются слишком слабыми и в итоге смиряются с действительностью.

Ключевой образ произведения – гроза. Это не только природное явление, но и символ конфликта поколений. Кабаниха и Дикой – представители «старого» мира. Они чтят законы Домостроя, соблюдают обряды, любят порядок, при котором жизнь, воля и разум окружающих находятся в их руках. Марфа Игнатьевна торжествует, узнав, что её невестка ушла из жизни: теперь порядок будет восстановлен! «Старый» мир жаждет власти, но власть его непрочна. Дом Кабановых держится на лжи: «Лишь бы всё шито да крыто было». Автор говорит не об одном абстрактном городе, а о России в целом: как много в стране таких семей!

Образ Катерины – светлый и чистый. Молодая женщина сильна духом, богобоязненна, искренна. Катерина не может лгать и потому выбирает путь самопожертвования. Не случайно её назвали «лучом света в тёмном царстве». Образ героини символизирует твёрдость характера, нравственные ценности, высокие устремления. Также среди героев выделяется Кулигин, чьи помыслы тоже чисты, чей рассудок независим от условностей. Благодаря таким людям, которых со временем станет больше, противоестественные устои уйдут в прошлое.

Тихон Кабанов – жертва патриархального мира. Он не может разрешить внутренний конфликт: обидеть жену или ослушаться матери? Только перед лицом трагедии Тихон проявляет искренние чувства. Это происходит слишком поздно. Кабанов олицетворяет покорность, смирение, трусость, но до определённого момента: человек терпит до последнего и затем говорит всё, что думает. Варвара, Кудряш и Борис тоже терпят, но исподволь подтачивают основы тирании, нарушая запреты. В финале и сестра Тихона бежит с женихом, сбросив с себя оковы лжи. Однако возлюбленный Катерины так и остается ни с чем.

Итак, автор изобразил в пьесе несколько типов людей: ограниченных купцов и мещан; тех, кто приходится «не ко двору» в патриархальном городе, и «чудаков». Несмотря на то, что произведение относится к жанру критического реализма, нельзя сказать, что образ каждого героя трактуется однозначно. Финал «Грозы» остаётся открытым: читатель сам делает вывод о том, что было дальше с большинством из них.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

1. Образ грозы. Время в пьесе.
2. Сны Катерины и символические образы конца света.
3. Герои-символы: Дикой и Кабаниха.

Уже само название пьесы А. Н. Островского «Гроза» символично. Гроза — это не только атмосферное явление, это иносказательное обозначение взаимоотношений между старшими и младшими, имеющими власть и зависимыми. «...Недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет...» — Тихон Кабанов рад хоть ненадолго вырваться из дома, где мать «надает приказов, один другого грозней».

Образ грозы—угрозы — тесно связан с чувством страха. «Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас всем гроза!» — стыдит Кулигин сограждан, трепещущих при звуках грома. Действительно, гроза как явление природы так же необходима, как и солнечная погода. Дождь смывает грязь, очищает землю, способствует лучшему росту растений. Человек, который видит в грозе явление, естественное в круговороте жизни, а не знак божественного гнева, не испытывает страха. Отношение к грозе определенным образом характеризует героев пьесы. Фаталистическое суеверие, связанное с грозой и распространенное в народе, озвучивают самодур Дикой и женщина, спрятавшаяся от грозы: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали...»; «Да уж как ни прячься! Коли кому на роду написано, так никуда не уйдешь». Но в восприятии Дикого, Кабанихи и многих других страх перед грозой является чем-то привычным и не слишком ярким переживанием. «То-то вот, жить-то надо так, чтобы всегда быть готовой ко всему; страху-то бы такого не было», — хладнокровно замечает Кабаниха. Она не сомневается в том, что гроза — знак божьего гнева. Но героиня настолько убеждена в том, что ведет правильный образ жизни, что не испытывает никакой тревоги.

Живейший трепет перед грозой в пьесе испытывает только Катерина. Можно сказать, что этот страх наглядно демонстрирует ее душевный разлад. С одной стороны, Катерина жаждет бросить вызов постылому существованию, пойти навстречу своей любви. С другой же стороны, она не способна отрешиться от представлений, внушенных той средой, в которой она выросла и продолжает жить. Страх, по мнению Катерины, является неотъемлемым элементом жизни, причем это не столько страх перед смертью как таковой, сколько страх перед грядущим наказанием, перед своей духовной несостоятельностью: «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми».

В пьесе мы находим и другое отношение к грозе, к страху, который она будто бы непременно должна вызывать. «Я вот не боюсь», — говорят Варвара и изобретатель Кулигин. Отношение к грозе характеризует и взаимодействие того или иного персонажа пьесы со временем. Дикой, Кабанихи и те, кто разделяет их взгляд на грозу как на проявление небесного неудовольствия, конечно, неразрывно связаны с прошлым. Внутренний конфликт Катерины происходит от того, что она не в силах ни порвать с представлениями, уходящими в прошлое, ни хранить заветы «Домостроя» в неприкосновенной чистоте. Таким образом, она находится в точке настоящего, в противоречивом, переломном времени, когда человек должен выбрать, как ему поступать. Варвара и Кулигин устремлены в будущее. В судьбе Варвары это подчеркивается благодаря тому, что она уходит из родного дома неизвестно куда, почти как герои фольклора, отправляющиеся на поиски счастья, а Кулигин постоянно находится в научных поисках.

Образ времени то и дело проскальзывает в пьесе. Время не движется равномерно: оно то сжимается до нескольких мгновений, то тянется неимоверно долго. Эти превращения символизируют различные ощущения и изменения, в зависимости от контекста. «Точно, бывало, в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было» — так Катерина характеризует особое состояние духовного полета, которое она переживала в детстве, посещая церковь.

«Последние времена... по всем приметам последние. Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная! Народ-то так и снует, один туда, другой сюда». Ускорение темпа жизни странница Феклуша трактует как приближение к концу света. Интересно, что субъективное ощущение сжатия времени по-разному переживается Катериной и Феклушей. Если для Катерины быстро пролетевшее время церковной службы связано с ощущением непередаваемого счастья, то для Феклуши «умаление» времени является апокалиптическим символом: «...Время-то короче становится. Бывало, лето или зима-то тянутся-тянутся, не дождешься, когда кончатся, а ныне и не увидишь, как пролетят. Дни-то и часы все те же как будто остались; а время-то, за наши грехи, все короче и короче делается».

Не менее символичны образы из детских снов Катерины и фантастические образы в рассказе странницы. Нездешние сады и дворцы, пение ангельских голосов, полет во сне — все это символы чистой души, еще не знающей противоречий и сомнений. Но безудержное движение времени находит выражение и в снах Катерины: «Уж не снятся -мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы; а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду...». Так переживания Катерины находят отражение в снах. То, что она старается подавить в себе, поднимается из глубин бессознательного.

Мотивы «суеты», «огненного змия», которые возникают в рассказе Феклуши — это не просто результат фантастического восприятия действительности простым человеком, невежественным и суеверным. Темы, звучащие в рассказе странницы, тесно связаны и с фольклором, и с библейскими мотивами. Если огненный змий — это всего-навсего поезд, то суета в представлении Феклуши — емкий и многозначный образ. Как часто люди торопятся что-то успеть, не всегда правильно оценивая реальное значение своих дел и стремлений: «Ему представляется-то, что он за делом бежит; торопится, бедный, людей не узнает, ему мерещится, что его манит некто; а придет на место-то, ан пусто, нет ничего, мечта одна».

Но в пьесе «Гроза» символичны не только явления и понятия. Символичны и фигуры персонажей пьесы. В особенности это относится к купцу Дикому и Марфе Игнатьевне Кабановой, прозванной в городе Кабанихой. Символичное прозвище, да и фамилию почтенного Савела Прокофьича с полным правом можно назвать говорящей. Это не случайно, ведь именно в образах этих людей и воплотилась гроза, не мистический небесный гнев, а вполне реальная тираническая власть, твердо укрепившаяся на грешной земле.

(292 слова) Когда речь идёт о грозе, мы обычно вспоминаем природное явление. Но А.Н. Островский в своём произведении дал иную трактовку грозы. Её символическое значение раскрывается сразу в нескольких смыслах в зависимости от обстоятельств, в которых оказываются герои.

Образ грозы появляется уже в первом действии. В небе сверкает молния, гремит гром, льёт сильный дождь… Это природное явление сопровождает героев вплоть до четвёртого действия. Гроза то стихает, то вновь набирает силу. Даже когда ничто не предвещает разгула стихии, действующие лица с ожиданием и тревогой смотрят на небо.

Все боятся грозы, кроме Кулигина – изобретателя-самоучки. Он живёт в ладах с совестью и потому не ждёт кары небесной. Для Кулигина гроза – явление не мистическое, а бытовое. Она не может убить: «Убивает благодать». Ему возражает Дикой: гроза послана Богом в качестве напоминания грешникам о будущем суде. Но это скорее первобытный страх, языческое понимание грозы. А вот главная героиня Катерина боится природного явления, потому что стихия противоречит её характеру: молодая женщина тиха и спокойна. Она чувствует свою вину перед Высшими Силами и не хочет внезапной смерти без отпущения грехов. Получается, что гроза – символ потустороннего мира.

Когда наступает кульминация пьесы, гроза достигает апогея. Затишье перед бурей оказывается обманчивым: люди, которые вальяжно прогуливались по городу, спешат укрыться под сводами галереи. На стенах её можно увидеть образ геенны огненной. Гроза тем временем разразилась и в жизни героев. Катерина признаётся в измене именно во время буйства стихии, поддаваясь страху оказаться во власти лжи. Эти слова коренным образом меняют течение событий в семье Кабановых. Гроза внутренняя и внешняя становятся одним целым.

Нельзя утверждать, что образ грозы является однозначно отрицательным. Это очистительный процесс, катализатор изменений в тёмном царстве. После дождя на небе появляется радуга, а значит, можно надеяться, что и Калинов преобразится, что люди решатся на смелые поступки, как уже сделал Тихон: он пошёл наперекор правилам.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема. Драма «Гроза». История создания, система образов, приёмы раскрытия характеров героев.

Цели: 1. Представить материал о создании драмы Островского «Гроза» в виде видео репортажа.

2. Развивать навык анализа характеристики драматических персонажей на примере жителей города Калинова: прежде всего тех, от кого зависит духовная атмосфера в городе.

3. Воспитание патриотизма на примере истории создания драмы Островского «Гроза»; пробудить интерес к творчеству Островского

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку по теме, видеорепортаж о городах, расположенных на реке Волге.

План урока .

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания. Опрос:

Почему формула «Колумб Замоскворечья» «приросла» к Островскому?

Каким представлял Замоскворечье сам Островский?

Что такое драматургия?

С каким театром сотрудничал Островский и как назвал этот театр Гончаров в письме к Островскому?

В чём заслуга Островского перед театром?

III . Работа по теме урока. Объявление темы урока: «Драма «Гроза». История создания, система образов, приёмы раскрытия характеров героев».

1. Видео репортаж об истории создания пьесы Островского «Гроза».

1. «Прообраз» города Калинова

Летом 1855 года Морское министерство России снарядило этнографическую экспедицию для изучения быта и культуры поволжских городов. В экспедиции принимал участие т А.Н.Островский. Впечатления от поездки нашли отражение во многих произведениях драматурга. По мнению исследователей, «прообразом» города Калинова в пьесе «Гроза» могли быть Кострома, Торжок или Кинешма. С Костромой его связывает живописная местность, с Кинешмой – сцена Страшного суда, запечатленная на паперти одной из церквей, с Торжком – местные нравы. Правильнее будет сказать, что Калинов – обобщенный образ провинциальных городов России.

2. Работа с теоретическим материалом.

Беседа с классом:

Назовите жанровые особенности драмы.

Драма:

1) жанр;

2) литературный род, принадлежащий одновременно театру и литературе.

Особенность драмы:

1) конфликт,

2) членение сюжета на сценические эпизоды,

3) сплошная цепь высказываний персонажей,

4) отсутствие повествовательного начала.

Обозначьте конфликт пьесы.

А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций

и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни».

Конфликт между «темным царством» и новым

человеком, живущим по законам совести.

3. Работа с текстом пьесы Островского «Гроза».

Рассмотрим систему художественных образов:

«Темное царство»

Кабанова Марфа Игнатьевна

Дикой Савел Прокофьич

странница Феклуша

мещанин Шапкин

служанка Глаша

Жертвы «темного царства»

Катерина

Борис

Кулигин

Варвара

Кудряш

Тихон

- обратимся к значениям имён, так как у героев пьесы «говорящие имена».

Екатерина – разговорное Катерина, в переводе с греческого: чистая, благородная.

Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка.

Марфа – от арамейского: госпожа

Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского:

борьба, от славянского: слова.

Совел – от Савелий, из древнееврейского: испрошенный

(у бога).

Тихон – от греческого: удачный, спокойный.

Слово учителя: « Действие происходит в городе Калинове, расположенном на берегу Волги. В центре города -Базарная площадь, неподалеку старая церковь. Кажется все мирно и спокойно, но грубостью и жестокостью отличаются хозяева города».

Беседа с классом по вопросам:

    Расскажите о жителях Калинова.

    Какие порядки царят в городе? (Ответ подтвердите текстом).

Н. Добролюбов отозвался о жителях города Калинов так:

«Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном

мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное,

неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права…».

Согласны ли вы с мнением критика?

«Самодуры русской жизни».

Беседа с классом:

    Что означает слово «самодур»?

    Каково ваше представление о Диком?

    Что является причиной необузданного произвола Дикого?

    Как он относится к окружающим?

    Уверен ли он в безграничности власти?

    Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Дикого. Приведите примеры.

Сделаем вывод:

Дикой Савел Прокофьич – «пронзительный мужик», «ругатель», «самодур», что значит дикий, крутой сердцем, властный человек. Цель его жизни – обогащение. Грубость, невежество, брань, ругань привычны для Дикого. Страсть к ругательству становится еще сильнее, когда у него просят денег.

Кабанова Марфа Игнатьевна – типичная представительница «темного царства».

1. Каково ваше представление об этом персонаже?

2. Как она относится к своим домашним? Каково ее отношение к «новым порядкам»?

3. В чем сходство и различие характеров Дикого и Кабанихи?

4. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Кабановой. Приведите примеры.

Сделаем вывод:

Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Как верно ее охарактеризовал Кулигин: «Ханжа…Нищих оделяет, а домашних заела совсем!» Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям. Кабаниха - точное прозвище, данное ей людьми. Она«блюстительница» и защитница обычаев и порядков «темного царства».

Молодые герои пьесы. Дайте им характеристику.

Тихон - добрый, искренне любит Катерину. Измученный укорами и приказаниями матери, думает о том, как бы вырваться из дома. Он безвольный, покорный человек.

Борис - мягкий, добрый, действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах. Он не способен бороться за свое счастье, выбирает путь смирения.

Варвара - понимает бессмысленность протеста, для нее ложь - защита от законов «темного царства». Она убежала из дома, но не покорилась.

Кудряш – отчаянный, хвастливый, способен на искренние чувства, не боится своего хозяина. Он всеми путями борется за свое счастье.

Борьба Катерины за счастье.

    Чем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»?

2. Расскажите историю ее жизни. Приведите примеры из текста.

3. В чем трагизм ее положения?

4. Какие пути она ищет в борьбе за счастье?

Прокомментируйте иллюстрацию к произведению .

Почему Катерина остается одна со своим горем? Почему Борис не взял ее с собой?

Почему она не вернулась к мужу?

Достойны ли Борис и Тихон ее любви?

Был ли у Катерины другой выход, кроме смерти?

Работа с текстом .

    Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своем грехе?

2. Какую роль играет сцена грозы в пьесе?

3. Прочитайте выразительно монолог Катерины в сцене покаяния. Какую роль он играет в раскрытии идейного содержании произведения?

Попытайтесь интерпретировать смысл названия драмы «Гроза».

Гроза – это стихийная сила природы, страшная и до конца не изученная.

Гроза – это грозовое состояние общества, гроза в душах людей.

Гроза – это угроза уходящему, но еще сильному миру кабановых и диких.

Гроза – это христианское поверье: гнев божий, карающий за грехи.

Гроза – это зреющие новые силы в борьбе со старыми пережитками прошлого.

    Докажите, что развитие действия неизбежно ведет к трагическому концу?

    Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?

    С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»?

    Выразительно прочитайте последние слова Катерины. Кто виноват в ее гибели?

Н.А.Добролюбов: «Катерина – луч света в темном царстве.

В трагическом конце…дан страшный вызов самодурной силе. нравственности, протест, доведенный до конца…» (Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве»).

Д.И.Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…Она разрубает затянутые узлы самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».

(Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы»).

А какого вы мнения придерживаетесь и почему?

Итог урока:

Оценивание ответов учащихся.

Сегодня на уроке мы узнали не только о нравах калиновцев, но и рассмотрели представителей «тёмного» и «светлого» царства

В завершение урока, ответьте для себя на вопрос: «На какую сторону самовоспитания я должен(а) обратить внимание в большей степени?».

Домашнее задание:

Выполнить конспект статьи Н Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» по плану:

    «Тёмное царство» в «Грозе»

    Катерина – «луч света в «тёмном царстве»

    Выражение народных стремлений

    Самое решительное произведение Островского.