Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Описание ромашова поединок. Ромашов в рассказе поединок куприна образ и характеристика сочинение

Описание ромашова поединок. Ромашов в рассказе поединок куприна образ и характеристика сочинение

Почти все творчество Куприна проникнуто традиционным для русской литературы пафосом сочувствия «маленькому» человеку, обреченному на жалкое существование в косной, убогой среде. Главный герой повести «Поединок» подпоручик Ромашов типичен для писателя: герой интеллигентный, обладающий высоким болевым порогом и малым запасом душевной прочности, чтобы противостоять пошлости и цинизму окружающего. Симпатии автора явно на стороне героя, и у читателя возникает симпатия к нему сразу же, как только Ромашов появляется перед нами. Даже внешний егообраз не отталкивает, а скорее вызывает жалость к молодому офицеру. Он невысок и худощав, но довольно силен. Из-за застенчивости неловок. Да и о какой ловкости может идти речь, если даже одежда его будто служит дополнительным унижением. На нем калоши, «облепленные доверху густой, как тесто, грязью», шинель, обрезанная тоже «ради грязи». Оглядывая себя, он краснеет от стыда. Автор постоянно подчеркивает юность, незрелость Ромашова. Лишь раз уже в конце повести упоминается его возраст: двадцать один год. Но читатель и раньше не дал бы ему больше: Ромашов испытывает чувство «мальчишеской неловкости перед солдатами», Шурочка называет его «и не мужчиной вовсе». А более всего о его юности говорит привычка думать о себе в третьем лице. Она же говорит о романтичности героя: думает он о себе словами шаблонных романов. Ромашов –– мечтатель. Он ходит на вокзал к курьерскому поезду, чтобы хоть краем глаза взглянуть на жизнь, отличную от его жизни. Чтобы увидеть красивых, нарядных дам, так непохожих на дам полка, вынужденных перешивать бесчисленное число раз одно и то же платье и чистить перчатки бензином. Увидеть «беззаботно самоуверенных» штатских господ, не представляющих себе тягот армейской жизни с ее муштрой, хамством, избиениями, унижениями. Их жизнь представляется Ромашову вечным праздником и торжеством, а досуг офицеров –– это пьянство, карты, интриги, супружеские измены да публичный дом. За вечерней зарей чудится юноше прекрасный город с мостовыми из золотых плиток, с башнями, тенистыми садами и фонтанами. И люди живут там иные: светлые, радостные, не знающие преград в желаниях, не знающие скорби, стыда, забот. Но грезит он не только о земном рае, есть у него мечты гораздо более материальные, рожденные, может быть, даже похвальным, честолюбием. Он видит себя ученым офицером генерального штаба, он не пренебрегает полковыми занятиями, но сторонится офицеров. Он все выше поднимается по служебной лестнице, усмиряет бунт рабочих. И уже готов он не ходить более ни разу в собрание, засесть с утра за книги, зубрить, выдержать экзамен в академию генерального штаба. Но в Ромашове честолюбие сталкивается с детской наивностью (романтическая мечта стать шпионом-шарманщиком в Германии), но, хуже того, сталкивается оно со слабостью характера, внутренней несобранностью. В мечтах он — незаменимый офицер генштаба, а на деле он забросил купленные книги, и они пылятся на полке; он не читает выписанных газет и журналов, убивает свободное время на вечера в собрании, пьет много водки и тянет пошлую связь с замужней женщиной. Но для читателя Ромашов все же привлекателен душевной чистотой, человечностью. Его поведение во многом отличается от поведения большинства других офицеров. Он перед самим полковым командиром Шульговичем вступается за солдата-татарина, едва понимающего русский язык. Человеческое берет в Ромашове верх над предписаниями воинского устава, и он не думает в этот момент о неизбежности наказания. Он не может понять «необходимости» расправ со «шпаками», не видя никаких проявлений офицерской чести в демонстрации грубой силы перед беззащитными студентами и буфетчиками. Он хотел бы, чтобы все люди осознали бессмысленность войны, весь мир сложил оружие. Но в действительности он может лишь запретить подчиненному не бить солдата («Шаповаленко, не сметь драться!). Он грозится солдафону Сливе подать на него рапорт за избиение солдат, и это уже подвиг, уже поступок, выходящий вон из ряда поступков других офицеров. Многие мелочи, а по правде — совсем не мелочи, в поведении, в жизни подпоручика отличают его от других. Он единственный, кто относится к своему денщику как к человеку, не делает из него зверька, клоуна для развлечения гостей. Он стыдится самого того, что кто-то прислуживает ему, жалеет, что не может даже пожать руку своему верному Гайнану. Ромашов лишь раз идет к Брему, чтобы занять денег, до этого он ходил к нему, движимый человеческой симпатией, любовью к животным. Он вспоминает детскую мечту иметь собаку. Если обратить внимание на то, как относятся к нему другие офицеры, то мы увидим явную нелюбовь к нему Сливы, Осадчего, Дорошенки. Они видят, что в подпоручике есть внутренний стержень, способность к протесту, смелость высказать свое осуждение. Так, он остановит кощунственное насмехательство Осадчего над покончившим с собой солдатом: «Не позволю! Молчите! Зачем смеяться? Капитан Осадчий, вам вовсе не смешно, а вам больно и страшно!» Потому и не любят его начальники, видя, что человек не сломлен до конца. Офицеры же, которые равны Ромашову по положению, относятся к нему почти по-товарищески, ему доверяют. Достаточно вспомнить, что Михин именно его попросил взять в экипаж сестер, чтобы оградить их от приставаний грубияна Дица, вспомнить молчаливую признательность Бек-Агамалова, которого Ромашов уберег от совершения убийства и от позора на всю оставшуюся жизнь. Ромашов не остается неизменным на всем протяжении повести. Напряженные раздумья о жизни, об армии, о себе приводят его к открытию собственного «я», своей личности, индивидуальности. Это открытие сначала даст подпитку его тщеславию, и результатом будет самолюбование, желание похвал и провал во время смотра. Но после в душе Ромашова произойдет глубокий надлом, он окончательно повзрослеет. Исчезнет бесследно привычка думать о себе в третьем лице. Он поймет, что личность — не только он, что свое «я» есть у каждого. Солдаты больше не будут казаться ему серой массой, у каждого из них появится свое лицо. Еще более мучительными станут для него преграды между людьми, созданные армейской иерархией. Но у него достанет смелости и сочувствия, несмотря на насмешки других офицеров, помогать солдату Хлебникову, которого он спас от самоубийства. Но для самого Ромашова жизнь предстанет — еще более бессмысленной, его положение еще более безвыходным. Обдумывая возможность уйти в запас, он понимает, что не найти ему лучшей доли и став штатским. И не поправит положения то, что он поймет, каковы «три гордых призвания человека»: наука, искусство и свободный физический труд. Не помогут вдохновенные рассуждения Назанского о ценности жизни, о грядущем прекрасном времени, когда люди станут богами. Ведь сам Назанский ни на шаг не приблизился к этому времени. Не спасет его и любовь к Шурочке, потому что на его чувство она ответит минутной влюбленностью, благосклонностью и жестоким расчетом. Ромашов не стал победителем в поединке со средой, не стал победителем в поединке с самим собой, не нашел сил изменить свою жизнь. Но стал победителем, сознательно уйдя из этой жизни. Наивно думать, что смертельный исход дуэли был трагической случайностью для Ромашова или для Шурочки. Она понимала, на что толкает влюбленного юношу, и он не мог не чувствовать этого: «… Ромашов почувствовал, как между ними проползло что-то тайное, гадкое, склизкое, от чего пахнуло холодом на его душу». Но отдал свои душевные силы и жизнь свою отдал ради любимой женщины, спасая честь ее мужа, спасая ее будущее, ее желания и мечты. Мы можем осуждать его, не принимать его готовности умереть, не признавать ее. Но его согласие на дуэль было зрелым решением взрослого человека. Победа его в жалости и любви, в простых, спокойных словах: «Хорошо, пусть будет так. Я согласен».

Тема: «Это мой поединок с царской армией…»

( Идейно-художественное своеобразие повести

А.И.Куприна «Поединок»)

…И своим романом я вызову на

поединок царскую армию.

А.И.Куприн

Цель: 1. Познакомить с содержанием повести, раскрыть идейно-художественное своеобразие повести Куприна; выявить важнейшие черты творческого метода Куприна (сочетание реализма и романтизма ; «сквозь быт – бытие»; тонкий психологизм и лиризм).

2. Отработать навык самостоятельного анализа крупного эпического произведения, навыки монологической речи.

3. Воспитание человека думающего, умеющего анализировать собственные впечатления, высказывать свое мнение.

Оборудование урока:

    портрет Куприна А.И.; тексты

    мультимедиапроектор для демонстрации слайд-фильма;

    раздаточный материал;

    электронный учебник (звуковая хрестоматия);

    карточки для групповой работы.

Основные формы и методы урока:

    самостоятельный анализ повести группами учащихся с опорой на вопросы, предложенные в качестве домашнего задания;

    сообщения;

    аналитическая беседа;

    выразительное чтение.

1 группа Изображение армии в повести Куприна А.И. «Поединок»

    Как Куприн рисует образы офицеров?

    Каковы их типические черты?

    Верно ли, что каждый из офицеров, героев повести Куприна, «хоть на момент показывается таким, каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армии»?

2 группа

    История жизни.

    Портрет.

    Поступки героя.

    Ромашов и Хлебников.

    Ромашов и Шурочка Николаева.

3 группа Смысл названия повести.

    Почему – «Поединок» (с кем? с чем?)

    Можно назвать смерть главного героя трагичной и бессмысленной? Ожидали ли вы такой финал? Была ли эта смерть предопределена, закономерна и неизбежна?

    Как бы могла сложиться судьба Ромашова? Что говорит об этом Назанский?

    Можно ли причислить образ Ромашова к образам «маленьких людей», поставить в один ряд с Самсоном Выриным, Акакием Акакиевичем Башмачкиным, Макаром Девушкиным и др.?

I . Опрос_

    Мы познакомились с некоторыми фактами биографии Куприна, получили общее представление о его творчестве. Чем интересен Куприн-человек, Куприн-писатель? Чем интересна (примечательна) его биография?

(Жизнь не баловала Куприна, 13 лет детства и юности провёл в закрытых учебных заведениях, «казённые харчи» вызывали отвращение. Тягостные четыре года служит в Днепровском пехотном полку. Родился в дворянской семье, ведет жизнь разночинца, трудовую жизнь. Параллельно с творчеством в поисках заработка и жизненных впечатлений сменил множество профессий. Куприн – оптимист и жизнелюб, темпераментная, широкая натура. Себя он называл репортёром жизни, его мучила жажда исследовать, как живут люди, хотелось всё увидеть и испытать.)

    Основные темы его творчества? Какие проблемы волнуют художника?

(А.И. Куприн пишет о социальных проблемах: о неравенстве, о капиталистической эксплуатации, о несовершенстве государственного устройства. Поднимает нравственные (вневременные) темы любви и смерти; размышляет о несовершенстве человека, об извечной борьбе в человеческой натуре духовного и телесного; о становлении личности и пробуждении души.)

II . Новая тема

На доске - план урока

    Мы будем слушать сообщения ребят, обсуждать прочитанное, по ходу урока делайте записи в тетрадях.

История создания повести. Сообщение ученика.

Осенью 1901 г. А.И. Куприн переезжает в Петербург и сразу же оказывается в самом центре культурной жизни. Его окружают яркие, талантливые люди: Бунин, Гагарин-Михайловский, Серафимович. Знакомится с Горьким.

Горький привлек Куприна к участию в издании сборников «Знание». Куприн вспоминает свои армейские годы, создает цикл рассказов: «Дознание», «Ночная смена», «Ночлег», «Поход».

Эти рассказы – своеобразные эскизы к большому полотну, одному из лучших произведений Куприна, повести «Поединок», написанном в 1905 г.

Повесть увидела свет в мае 1905 г. вскоре после Порт-Артура и Цусимы (время страшное и позорное для России, потому что Россия терпит поражение в войне с Японией).

    Как повесть была воспринята читателями?

Повесть имела широкий резонанс, принесла Куприну всероссийскую славу. Одни ругали (нетрудно догадаться, кто ругал – военные и правительственные круги).

Хвалили, одобрительно восприняли демократические круги русской общественности.

Учитель: Одобрил повесть М.Горький, причислив «Поединок» к гражданственной,

Революционной прозе.

Куприн признавался: « … все самое смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам …»,- и посвятил повесть Горькому.

    Что в повести можно определить как «смелое и буйное»?

Сообщение 1 группы.

  • Как описана офицерская среда?

Куприн смело критикует порядки, царящие в армии. Созданные им картины реалистичны, достоверны и беспощадны.

Почти все офицеры в «Поединке» – ничтожества, пьяницы, тупые и жестокие карьеристы и невежды. Причем они уверены в своем превосходстве, презрительно относятся к штатским, которых называют «рябчиками», «шпаками», «штафирками». Даже Пушкин для них «какой-то там шпак». Среди них считается «молодечеством изругать или побить ни с того ни с сего штатского человека, потушить об его нос папиросу, надвинуть на уши цилиндр».

«За исключением немногих …, все офицеры несли службу как принудительную, неприятную барщину». (6 гл., стр. 180)

    Почему не уходят со службы?

(Потому что не умеют ничего больше делать. Больше никуда не годятся)

    В чем причина пьянства, всеобщей жестокости, развращенности?

(«никто из них в службу не верит, разумной цели своей службы не видят»)

    Типичные черты армейского офицерства: бессмысленная жестокость, пошлость, чванливость, высокомерие, пьянство, невежество.

    Кроме общих черт, свойственных большинству, обладают они индивидуальными чертами?

(Куприн выделяет офицера Осадчего. Этот образ зловещ. «Он жестокий человек», - думает о нем Ромашов. Жестокость Осадчего постоянно испытывают на себе солдаты, трепетавшие от его голоса и нечеловеческой силы ударов. В роте Осадчего чаще, чем в других, случались самоубийства солдат. Звероподобный, кровожадный Осадчий в спорах о поединках настаивает на необходимости смертельного исхода дуэли – «иначе это будет только дурацкая жалость, комедия». В кровавом бою он находит наслаждение, его пьянит запах крови, он готов всю жизнь рубить, колоть, стрелять все равно кого и за что».

(Чтение фрагментов гл.8, 15. о том, как проходят учения.)

«Во время учений со всех сторон …слышались беспрерывно звуки пощечин. Часто издали, шагов за двести, Ромашов наблюдал, как какой-нибудь рассвирипевший ротный принимался хлестать по лицам всех своих солдат поочередно, от левого до правого фланга.

В этом было много жуткого и омерзительного… Били в кровь, выбивали зубы… Наступил какой-то чудовищный, зловещий кошмар…»

Командир полка Слива.

    Капитан Слива – командир полка – «диковинный памятник свирепой

военной старины». Он не прочел ни одной книги, ни одной газеты. Главное – дисциплина, муштра. Это вялый, опустившийся человек. Он ждет окончания дня, чтобы прийти домой и напиться – одна вот такая радость у него осталась.

Но! Он внимателен к солдатским нуждам и не задерживает денег, следит лично за ротным котлом. Карьеру сделал благодаря зычному голосу.

-Каковы отличительные черты Бег-Агамалова?

(Мы с ним встречаемся в 1 главе, он хвастается своим умением рубить. С сожалением говорит, что человека пополам, пожалуй, не разрубит: «Голову снесу, к черту, это я знаю, а так, чтоб наискось…нет. Мой отец это делал легко». С его злобными глазами, с горбатым носом и оскаленными зубами он «был похож на какую-то хищную, злую и гордую птицу». (гл.1)

    Многих вообще отличает звероподобность. Особенно в сцене скандала в

публичном доме это видно. (гл.19)

Другой скандал, закончившийся дракой и вызовом на дуэль, произошёл в офицерском клубе: все расходились смущенные, подавленные –«ощутили ужас и тоску маленьких, злых и грязных животных». (гл.19)

    Нет среди офицеров положительных героев?

(На первый взгляд, оставляет благоприятное впечатление капитан Стельковский. На смотре его пятую роту (только его роту, единственную) похвалил генерал. Стельковский бережет солдат, относится к ним по-человечески. Он терпелив, хладнокровен, настойчив. Умный, сильный, смелый человек.

Но потом мы узнаем, что есть у него «увлечение» - совращать неопытных крестьянских девушек. Берет к себе в дом в служанки девушек, через год рассчитывает их с небольшим вознаграждением. Так повторяется ежегодно. Такое его поведение вызывает отвращение.

Еще пример.Ромашов очень любит капитана Брема (прозвище Рафальского). Все свои деньги Рафальский тратит на зверей, трогательно ухаживает за ними. Его дом – настоящий зверинец. Милый, славный чудак, добрейшая душа – всем дает в долг деньги. Ему никогда не возвращают. Вот этот милый Брем – бьет горниста, который держит рожок у рта, бьет изо всех сил кулаком по рожку: «Горнист вместе с кровью выплюнул на землю раскрошенные зубы».

Вывод: Перед нами срез армейской среды от высших чинов до низших.

Более 30 офицеров. Армия отсталая, небоеспособная. Солдаты– забитые, запуганные.

Офицеры – всерьез полагают, что им думать не положено.

Пьют, буйствуют, посещают бордель, бьют солдат, служба для них -

«принудительная, неприятная, опротивевшая барщина».

Слайд – фильм

    Предлагаю взглянуть на это произведение глазами художников.

    Перед вами иллюстрации художников Дм.Дубинского и А.Иткина.

(Какие эпизоды выбирают художники для иллюстрации? Что скажете о композиции рисунков, колорите? Как вы думаете, почему нет портретов?

Нет ярких красок, преобладают приглушённые тона?

(Иллюстраторы выбирают самые значимые эпизоды, внимательны к деталям, бережно относятся к тексту. Следуя правде текста, изображают жизнь героев тусклой и бесцветной.)

2 группа Изображение главного героя повести – Юрия Алексеевича Ромашова.

1. История жизни.

    Портрет.

    Поступки героя.

    Внутренние противоречия героя.

    Ромашов и Хлебников.

    Ромашов и Шурочка Николаева.

Ромашов Юрий Алексеевич – подпоручик, ему 21 год.

Он мечтает о лучшей жизни, в мечтах представляет себя блестящим офицером. В очередной раз дает себе зарок – начать учиться, и в очередной раз идет в офицерский клуб и … напивается. Слабый, робкий человек. Куприн не воспроизводит биографию Ромашова. Перед нами проходят только два месяца его такой короткой жизни. Портрет героя невыразителен: «среднего роста, худощав, и хотя достаточно силен для своего сложения, но от большой застенчивости неловок», порой бесхарактерен. И в то же время – милый, наивный и очень добрый человек.

    Как и когда начался процесс возмужания, внутреннего преображения?

Проследим за поступками героя:

    Заступился за татарина Шарафутдинова перед командиром полка.

    За что оказался под домашним арестом на четыре дня. Размышляет:

«Я» «другие я»

«Я важнее всех этих понятий о долге, о чести, Отечестве» (6 глава).

    Случай «на смотру»

Ромашов раздавлен, о нем говорят презрительно – «оно одно», «междометие какое-то». Герой на грани самоубийства.

    А что предлагает Куприн?

Что помогает герою обрести уверенность, выпрямиться?

(Другой человек, которому нужно помочь)

Так рождается чувство ответственности.

И теперь он готов противостоять и Николаеву, и всему офицерству. Он одерживает верх даже над звероподобным пьяным Бек-Агамаловым, когда тот едва не зарубил шашкой женщину из публичного дома, где кутили офицеры:

«С силой, которой он сам от себя не ожидал, схватил Бек-Агамалова за кисть руки. В течение нескольких секунд оба офицера, не моргая, пристально глядели друг на друга…

он уже чувствовал, что безумный огонь с каждым мгновением потухает в этом искаженном лице. И было ему жутко и невыразимо радостно стоять так, между жизнью и смертью, и уже знать, что он выходит победителем в этой игре».

18 гл.

Ромашов и Шурочка Николаева

    Как раскрывается характер с отн. с

    «Шура – дочь проворовавшегося нотариуса»

(Это Раиса Петерсон говорит о ней).

    Почему так много имен у героя:

«Жоржик» (так Раиса обращается)

«Ромочка» (Шура)

«Георгий Алексеевич» (подписывает воображаемое предсмертное письмо он сам. Георгий - победоносец)

(Наверное потому, что много заложено в нем, мог бы стать и Жоржиком – если бы поддался тлетворному влиянию …)

    стр.326 – Базаров (лопух будет расти и Назанский также).

    Как раскрывается характер Ромашова в любви?

    Говорила ли она мужу о том, чтоб не стрелял?

    О чем она просит Ромашова?

(пересказ – чтение 22 гл.)

Шурочка Николаева сначала кажется прекрасной (умна, красива). Но вскоре это впечатление исчезает. Шурочка не способна на настоящую любовь. Ее цель – вырваться отсюда, войти в высшее общество. Ради своего будущего она готова пожертвовать жизнью любящего ее человека.

    Я все сделаю для тебя, - несколько раз повторяет Ромашов. (Отказаться от дуэли? Извиниться?)

Но Шурочке нужна его жизнь – и он – не задумываясь на ни минуту: «Я все сделаю».

Его любовь – безгранична, чиста, самоотверженна.

Она – она как хищница пользуется любовью Ромашова.

    Можно ее чувство назвать любовью?

(…)

    Добавить, что красиво описывает любовь, романтически, возвышенно. Например, Назанский рассказывает Ромашову, как это прекрасно, какое это счастье – стоять под окном любимой женщины, увидеть ее тень на занавеске и чуть не умирать от биения сердца.

Звуковая хрестоматия (23 гл.)

IV Итоги урока

3 группа Повесть заканчивается трагически: дуэль состоялась, Николаев стрелял …

    Кто виноват в гибели Ромашова? Кто виноват, что жизнь молодого человека оказалась такой короткой?

    Как бы могла сложиться судьба Ромашова?

    Была ли гибель Ромашова предопределена?

    Трагическая гибель? Бессмысленная? Предопределена была смерть? Случайна?

    Почему – «Поединок»?

(Поединок с собой, своими слабостями; поединок с жестокостью и пошлостью во имя любви и добра).

Домашнее

задание Работа в группах по карточкам

№ 1. Сравните речь Ромашова в разных эпизодах. Сделайте выводы о характере героя.

2. Какие традиции русской литературы продолжает Куприн?

3. Куприн очень долго, до последних часов работы над заключительной главой, противился решению убить Ромашова. Почему, как вы думаете? Отчего отверг самоубийство героя? Почему жалел о принятом решении?

4. «Люблю голую правду, бьющую по голове, - заявляет писатель и тут же себе противоречит, - в сущности, я ведь только мечтатель, сказочник я ». Докажите текстом правоту писателя.


Повесть «Поединок» вышла в свет в 1905 году и сразу сделала А. И. Куприна популярным. Это совсем не удивительно, ведь ни в одном сочинении того времени не описывалась армия и её нравы с такой степенью мастерства. В этой статье мы поговорим о героях упомянутого произведения, а также раскроем образ Ромашова в повести «Поединок» Куприна.

Идея сочинения

Материал для этого сочинения автору дала сама жизнь. Писатель окончил юнкерское училище, а потом на протяжении четырёх лет служил в пехотном полку. В основу повести легли все накопленные за это время впечатления. Поэтому автору удалось так реалистично изобразить эпизоды армейской жизни и обогатить произведение целой галереей солдатских и офицерских портретов. Образ Ромашова в повести «Поединок» будет раскрыт чуть позже, а пока мы вкратце расскажем о других героях.

Офицеры

Быт и служба офицеров N-ского полка имеет общие черты. Их жизнь - это ежедневная рутина, состоящая из изучения армейских уставов, строевых занятий, офицерских собраний, попоек с друзьями, азартных игр и адюльтеров с чужими жёнами.

С другой стороны, каждый офицер наделён индивидуальностью и чем-то выделяется на общем фоне. К примеру, добродушный и непритязательный поручик Веткин. Он не думает о будущем и живёт лишь армейскими буднями. Ротный командир Слива грубый, тупой служака с тяжёлым характером и тягой к жёсткой дисциплине. Его не интересует ничего из того, что находится за пределами устава, строя и роты. У Сливы только две привязанности: уединённое пьянство по вечерам и строевая красота собственной роты. Поручик Бек-Агамалов постоянно борется со вспышками кровожадных инстинктов и не может с ними справиться. Капитан Осадчий чем-то напоминает образ Ромашова в повести «Поединок», но, в отличие от Юрия, он чрезмерно жесток. Капитан буквально воспевает беспощадную войну, внушая тем самым трепет своим подчинённым. Продолжают галерею персонажей пассивный и меланхоличный капитан Лещенко, наводящий своим видом тоску; пустышка и фат Бобетинский, считающий себя великосветским человеком с изящными манерами; молодой старик, поручик Олизар и другие. Искренне жаль нищего вдового поручика Зегржта, которому едва хватает жалованья, чтобы прокормить четырёх детей. Прежде чем мы раскроем образ Ромашова в повести «Поединок», кратко расскажем о двух колоритных персонажах.

Подполковник Рафальский

Чтобы спастись от рутины и скуки, каждый офицер придумывал себе определённое занятие, которое помогало уйти от тяжёлой бессмыслицы армейской службы. У подполковника Рафальского по кличке Брем был домашний зверинец. Среди коллег он слыл человеком добрейшей души, славным и милым чудаком. Но однажды уставший горнист выполнил его приказ не так, как полагалось, и этот добряк просто взбесился, ударив солдата в челюсть с такой силой, что тот потерял несколько зубов.

Капитан Стельковский

Военное дело было его призванием. Он заботился о собственных солдатах, поэтому его рота была самой лучшей в полку: всех состоящих в ней людей словно специально отбирали. Они ходили сытыми, бойкими, трезво оценивали окружающую обстановку и не боялись смотреть в глаза любому начальству. В роте Стельковского не ругались и не дрались. По выучке и внешнему виду она ничем не уступала любой гвардейской части. На военных смотрах капитан проявлял себя инициативным, сообразительным и находчивым командиром. Однако вне службы в его поступках нет благородства: он совращает молодых крестьянок. Это стало для капитана своеобразным развлечением.

Два главных героя

Потерпите, ещё немного - и мы опишем образ Ромашова. «Поединок» раскрывает нам душевное опустошение, бесчеловечность, опошление и измельчание людей в условиях военной службы. Кого же автор противопоставляет офицерской среде с её твердолобой офицерской кастой? Подпоручика Ромашова и его старшего друга - офицера Назанского. Они олицетворяют в произведении гуманистическое начало. Остановимся на них более подробно. И начнем, конечно же, с первого. Итак, как автор рисует образ Ромашова в повести «Поединок»?

Юрий Ромашов

Многие литературные историки и критики сходятся во мнении, что Куприн вложил в образ главного героя свои автобиографические черты: Юрий родился в городе Наровчата, отца он не помнит (только маму), детство провёл в Москве, учился в кадетском корпусе, а потом пошёл в военное училище. Всё это соответствует обстоятельствам жизни Куприна.

Юрий Ромашов предстаёт перед читателем обаятельным молодым человеком, привлекающим своей душевной чистотой и благородством. Именно эти качества не позволяют поручику адаптироваться к армейской среде. Юрий простодушен и добр, обладает детской мечтательностью и ярким воображением. А практически все люди в его окружении порочны и разучились мыслить. Поэтому поручик чувствует себя среди солдат одиноким и чужим: за полтора года офицерской службы его постоянно мучило ощущение затерянности и одиночества среди равнодушных и недоброжелательных людей. Юрию не по душе были грубые привычки военных, пошлые связи, попойки, карты, издевательства над солдатами.

Образ Ромашова в повести «Поединок» Куприна был продуман таким образом, чтобы пробуждать у читателя сострадание и сочувствие к чужому несчастью. Так, Юрий вступился за татарина Шарафутдинова, плохо знающего русский язык и практически не понимающего приказы полковника. Также он удержал Хлебникова от самоубийства (солдаты довели его до отчаяния побоями и издевательствами). В отличие от других военных, Юрий понимает, что каким бы однообразно-покорным и невзрачным не был Хлебников, он на самом деле живой человек, а не механическая величина.

Человечность поручика проявилась и в другом: в обсуждении солдатских расправ над штатскими, в отношении к денщику Гайнану и его языческим верованиям, в переживаниях насчёт пошлого романа с Раисой Петерсон и т. д.

Образ Ромашова в повести «Поединок» (с цитатами)

После того, как А. И. было опубликовано и обрело популярность, в изданиях литературной тематики сразу стали появляться наиболее полюбившиеся читателям фразы главного героя. Мы тоже решили выбрать из повести самые лучшие цитаты Юрия Ромашова, которые наиболее точно раскрывают его характер. Предлагаем вам с ними ознакомиться.

О любви к Александре Петровне:

«Любовь - это самое удивительное и прекрасное чувство. Огромное счастье просто увидеть любимую хотя бы раз в год. За неё и за любой её каприз, я готов отдать жизнь».

О солдатах:

«Офицеры озлоблены и глупы, но при этом гордятся «честью мундира». Они каждый день избивают рядовых, превращая их в покорных и безликих рабов. Неважно, кем они были до армии, она сделала их неотличимыми друг от друга».

О призвании:

«Всё ясней и ясней становится для меня мысль, что у человека есть лишь три гордых призвания: свободный физический труд, искусство и наука».

Назанский

Образ Ромашова в повести «Поединок» (цитаты, характеризующие героя, вы могли прочесть выше) является главным в произведении. Но нельзя не отметить Назанского - как наименее жизненного персонажа сочинения. По-видимому, автор ввёл его для выражения своих мировоззренческих взглядов и заветных мыслей. Вы спросите, а почему бы не воплотить всё это в образе главного героя? Мы думаем, что автор считал поручика слишком необразованным и молодым для выражения этой философии. А Назанский подошёл идеально и очень удачно дополнил образ Ромашова. «Поединок» Куприна тем и хорош, что содержит много взаимодополняющих друг друга персонажей.

Философия Назанского

Назанскому чуждо евангельское наставление о любви к ближнему. Он считает, что со временем любовь к человечеству сменится любовью к себе: своему уму, телу и бесконечному разнообразию чувств… «Каждый должен быть царём мира, его гордостью и украшением, и брать всё, что хочет. Не надо никого бояться, вам нет равных. Настанет время, и вера в собственное Я осенит всех людей. И тогда не будет ни зависти, ни злобы, ни пороков, ни жалости, ни коллег, ни господ, ни рабов. Люди превратятся в богов». Такая позиция персонажа перекликается с теорией сверхчеловека в духе Ницше. Она была довольно популярна в начале 20 века. Видимо, ею увлёкся и автор произведения.

Заключение

Итак, мы дали характеристику главным героям повести и, надеемся, в полной мере осветили тему: «Куприн. «Поединок»: образ Ромашова». И последнее…

Хоть поручик и с восхищением слушал Назанского, учение Ницше ему чуждо. Он не приемлет презрения к слабому и беззащитному. Достаточно вспомнить, как Юрий был добр к Гайнану и как бережно относился к Хлебникову. Несмотря на блеск и ум Назанского, образ Ромашова в повести «Поединок» намного благороднее и привлекательнее. Видимо, автор, сделав его таким, хотел донести до читателя мысль о том, что порядочный и честный человек всегда будет выше остальных и победит в духовном плане.

«Поединок», как многие произведения Куприна, оставляет щемящее чувство печали. Впустую растрачиваются поэтические мечты, жажда жизни юного подпоручика Юрия Алексеевича Ромашова. Его нетерпеливое стремление к счастью вскормлено тягостной и скудной армейской обстановкой в заштатном полку. И болезненные разочарования наступают по той же причине. Горькая мысль о недопустимой власти мертвой казенщины над цветущей молодостью вызывает глубокое сочувствие. Но в этой ситуации четче, резче проявляется суть первой поры «взрослости», человеческого самосознания.

Повесть помогает вспомнить всем когда-либо свойственные, обыденностью стертые впечатления. В знакомом, привычном, казалось бы, расцвете весны, благодаря восприятию Ромашова, разгадывается вечно живая природа: «…в этом мягком воздухе, полном странных весенних ароматов, в этой тишине, темноте, в этих преувеличенно ярких и точно теплых звездах - чувствовалось тайное и страстное брожение». Переживания Ромашова останавливают, длят прекрасный, всегда мимолетный миг.

В ожидании первого любовного объятия юноша уже вступает «в странную, обольстительную, одновременно живую и волшебную сказку». Затем столь трепетное состояние развивается, дарит «нестерпимое блаженство», но и драматизируется. Велика чарующая сила художника? Несомненно. Только об этом не думаешь. Завораживает совсем другое. Неожиданно богатой оказывается обычная жизнь скромного человека.

Настойчиво звучит одно слово: «странный» (аромат ночи), «странная» (сказка любви), «странное» (собственное мироощущение). Странно или просто все вокруг и в нем? Ответить Ромашов не может. Он только прикоснулся к сложному миру и наивно ждет от него радостей. Одинокий, потрясенный вопросами, едва сделав шаг на пути к самостоятельности, человек гибнет.

Образ Ромашова значителен уже одной этой гранью. Однако его роль в повести несравненно масштабнее. Непосредственный и чистый Ромашов втянут в течение серых будней. Поначалу он бездумно избирает примером для себя «блестящих» офицеров. Скоро с острой болью начинает понимать опустошенное и порочное их - следовательно, и свое! - существование. Автор не описывает, герой - не наблюдает происходящее: оно прочувствовается активным его участником. Томящимся по красоте сердцем измерена реальность. Обнаружены не просто безнравственность, ожесточение окружающих, а их затаенная тоска, невостребованные, вытесненные службой способности. Бессмысленность, порой идиотичность военной практики и досуга, недостижимость любви, духовной близости непереносимы для Ромашова.

Куприн выбрал главным героем повести незаметного незрелого юношу, конечно, неслучайно. Полудетское пробуждающееся восприятие вместило в себя отражение самых разных, в действительности почти не пересекающихся сфер жизни. Не только авторскому интересу к судьбе такой личности, как Ромашов, но обобщению впечатлений от неоднородных явлений послужил выбор писателя. Энергия художественного исследования тем, однако, не была удовлетворена. На протяжении всего повествования заметен некий расширяющий опыт героя комментарий. Голос автора незаметно включается в объективный рассказ о многочисленных трагических противоречиях сущего. Страшна картина (данная глазами Ромашова) «повального, безобразного кутежа» офицеров. Тут и звучит «со стороны» мудрое раздумье о людях, прозревающих «в запутанном и угнетенном сознании какую-то таинственную искру ужаса, тоски и безумия». Факт гибели одного из солдат активизирует «чью-то» память о таком же случае в прошлом. Раздвигаются границы сюжетног

    Повесть А. Куприна «Поединок» писалась, когда страна находилась в трудных условиях - шла Русско-японская война. События повести относятся к концу XIX в. В своем произведении писатель разоблачает и осуждает армейскую жизнь, армейские порядки. Армия в...

    Есть у А. И. Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви. Иногда кажется, что о любви в мировой литературе сказано все. Что можно поведать о любви после шекспировской...

    Ромашов начинал понемногу понимать, что вся военная служба с ее призрачной доблестью создана жестоким, позорным всечеловеческим недоразумением. А.И. Куприн Повесть «Поединок» дополняет и развивает тему о состоянии и положении русской армии, нашедшей...

    1. Портрет и характер Георгия Ромашова. 2. Тоска по настоящей жизни в душе молодого офицера. 3. Любовь к Шурочке как спасение от жестокости военных будней. 4. Образ Александры Петровны и ее отношение к любви. 5. Неизбежность поединка. - Спи, моя...

Сочинение


Почти все творчество Куприна проникнуто традиционным для русской литературы пафосом сочувствия «маленькому» человеку, обреченному на жалкое существование в косной, убогой среде. Главный герой повести «Поединок» подпоручик Ромашов типичен для писателя: герой интеллигентный, обладающий высоким болевым порогом и малым запасом душевной прочности, чтобы противостоять пошлости и цинизму окружающего.
Симпатии автора явно на стороне героя, и у читателя возникает симпатия к нему сразу же, как только Ромашов появляется перед нами.
Даже внешний его образ не отталкивает, а скорее вызывает жалость к молодому офицеру. Он невысок и худощав, но довольно силен. Из-за застенчивости неловок. Да и о какой ловкости может идти речь, если даже одежда его будто служит дополнительным унижением. На нем калоши, «облепленные доверху густой, как тесто, грязью», шинель, обрезанная тоже «ради грязи». Оглядывая себя, он краснеет от стыда. Автор постоянно подчеркивает юность, незрелость Ромашова. Лишь раз уже в конце повести упоминается его возраст: двадцать один год. Но читатель и раньше не дал бы ему больше: Ромашов испытывает чувство «мальчишеской неловкости перед солдатами», Шурочка называет его «и не мужчиной вовсе». А более всего о его юности говорит привычка думать о себе в третьем лице. Она же говорит о романтичности героя: думает он о себе словами шаблонных романов.
Ромашов –– мечтатель. Он ходит на вокзал к курьерскому поезду, чтобы хоть краем глаза взглянуть на жизнь, отличную от его жизни. Чтобы увидеть красивых, нарядных дам, так непохожих на дам полка, вынужденных перешивать бесчисленное число раз одно и то же платье и чистить перчатки бензином. Увидеть «беззаботно самоуверенных» штатских господ, не представляющих себе тягот армейской жизни с ее муштрой, хамством, избиениями, унижениями. Их жизнь представляется Ромашову вечным праздником и торжеством, а досуг офицеров –– это пьянство, карты, интриги, супружеские измены да публичный дом. За вечерней зарей чудится юноше прекрасный город с мостовыми из золотых плиток, с башнями, тенистыми садами и фонтанами. И люди живут там иные: светлые, радостные, не знающие преград в желаниях, не знающие скорби, стыда, забот.
Но грезит он не только о земном рае, есть у него мечты гораздо более материальные, рожденные, может быть, даже похвальным, честолюбием. Он видит себя ученым офицером генерального штаба, он не пренебрегает полковыми занятиями, но сторонится офицеров. Он все выше поднимается по служебной лестнице, усмиряет бунт рабочих. И уже готов он не ходить более ни разу в собрание, засесть с утра за книги, зубрить, выдержать экзамен в академию генерального штаба. Но в Ромашове честолюбие сталкивается с детской наивностью (романтическая мечта стать шпионом-шарманщиком в Германии), но, хуже того, сталкивается оно со слабостью характера, внутренней несобранностью. В мечтах он - незаменимый офицер генштаба, а на деле он забросил купленные книги, и они пылятся на полке; он не читает выписанных газет и журналов, убивает свободное время на вечера в собрании, пьет много водки и тянет пошлую связь с замужней женщиной.
Но для читателя Ромашов все же привлекателен душевной чистотой, человечностью. Его поведение во многом отличается от поведения большинства других офицеров. Он перед самим полковым командиром Шульговичем вступается за солдата-татарина, едва понимающего русский язык. Человеческое берет в Ромашове верх над предписаниями воинского устава, и он не думает в этот момент о неизбежности наказания. Он не может понять «необходимости» расправ со «шпаками», не видя никаких проявлений офицерской чести в демонстрации грубой силы перед беззащитными студентами и буфетчиками.

Он хотел бы, чтобы все люди осознали бессмысленность войны, весь мир сложил оружие. Но в действительности он может лишь запретить подчиненному не бить солдата («Шаповаленко, не сметь драться!). Он грозится солдафону Сливе подать на него рапорт за избиение солдат, и это уже подвиг, уже поступок, выходящий вон из ряда поступков других офицеров.
Многие мелочи, а по правде - совсем не мелочи, в поведении, в жизни подпоручика отличают его от других. Он единственный, кто относится к своему денщику как к человеку, не делает из него зверька, клоуна для развлечения гостей. Он стыдится самого того, что кто-то прислуживает ему, жалеет, что не может даже пожать руку своему верному Гайнану. Ромашов лишь раз идет к Брему, чтобы занять денег, до этого он ходил к нему, движимый человеческой симпатией, любовью к животным. Он вспоминает детскую мечту иметь собаку.
Если обратить внимание на то, как относятся к нему другие офицеры, то мы увидим явную нелюбовь к нему Сливы, Осадчего, Дорошенки. Они видят, что в подпоручике есть внутренний стержень, способность к протесту, смелость высказать свое осуждение. Так, он остановит кощунственное насмехательство Осадчего над покончившим с собой солдатом: «Не позволю! Молчите! Зачем смеяться? Капитан Осадчий, вам вовсе не смешно, а вам больно и страшно!» Потому и не любят его начальники, видя, что человек не сломлен до конца.
Офицеры же, которые равны Ромашову по положению, относятся к нему почти по-товарищески, ему доверяют. Достаточно вспомнить, что Михин именно его попросил взять в экипаж сестер, чтобы оградить их от приставаний грубияна Дица, вспомнить молчаливую признательность Бек-Агамалова, которого Ромашов уберег от совершения убийства и от позора на всю оставшуюся жизнь.
Ромашов не остается неизменным на всем протяжении повести. Напряженные раздумья о жизни, об армии, о себе приводят его к открытию собственного «я», своей личности, индивидуальности. Это открытие сначала даст подпитку его тщеславию, и результатом будет самолюбование, желание похвал и провал во время смотра. Но после в душе Ромашова произойдет глубокий надлом, он окончательно повзрослеет. Исчезнет бесследно привычка думать о себе в третьем лице. Он поймет, что личность - не только он, что свое «я» есть у каждого. Солдаты больше не будут казаться ему серой массой, у каждого из них появится свое лицо. Еще более мучительными станут для него преграды между людьми, созданные армейской иерархией. Но у него достанет смелости и сочувствия, несмотря на насмешки других офицеров, помогать солдату Хлебникову, которого он спас от самоубийства. Но для самого Ромашова жизнь предстанет - еще более бессмысленной, его положение еще более безвыходным. Обдумывая возможность уйти в запас, он понимает, что не найти ему лучшей доли и став штатским. И не поправит положения то, что он поймет, каковы «три гордых призвания человека»: наука, искусство и свободный физический труд. Не помогут вдохновенные рассуждения Назанского о ценности жизни, о грядущем прекрасном времени, когда люди станут богами. Ведь сам Назанский ни на шаг не приблизился к этому времени. Не спасет его и любовь к Шурочке, потому что на его чувство она ответит минутной влюбленностью, благосклонностью и жестоким расчетом. Ромашов не стал победителем в поединке со средой, не стал победителем в поединке с самим собой, не нашел сил изменить свою жизнь. Но стал победителем, сознательно уйдя из этой жизни. Наивно думать, что смертельный исход дуэли был трагической случайностью для Ромашова или для Шурочки. Она понимала, на что толкает влюбленного юношу, и он не мог не чувствовать этого: «… Ромашов почувствовал, как между ними проползло что-то тайное, гадкое, склизкое, от чего пахнуло холодом на его душу». Но отдал свои душевные силы и жизнь свою отдал ради любимой женщины, спасая честь ее мужа, спасая ее будущее, ее желания и мечты. Мы можем осуждать его, не принимать его готовности умереть, не признавать ее. Но его согласие на дуэль было зрелым решением взрослого человека. Победа его в жалости и любви, в простых, спокойных словах: «Хорошо, пусть будет так. Я согласен».

Другие сочинения по этому произведению

Автор и его герои в повести А. И. Куприна "Поединок" Идейно-художественное своеобразие повести А. Куприна «Поединок» Испытание любовью (по повести А. И. Куприна «Поединок») КРИТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ АРМЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА «ПОЕДИНОК» Мир человеческих чувств в прозе начала xx века Нравственные и социальные проблемы в повести А. Куприна «Поединок». Нравственные и социальные проблемы повести Куприна «Поединок» Нравственные искания героев Куприна на примере героев повести «Поединок» Повесть А.И. Куприна «Поединок» как протест против обезличивания и душевной пустоты Поединок в «Поединке» (по одноименной повести А.И.Куприна) Поединок насилия и гуманизма Развенчание романтики военной службы (по повести «Поединок») Россия в произведениях А. И. Куприна (по повести «Поединок») Сила и слабость натуры подпоручика Ромашова (по повести А. И. Куприна «Поединок») Сила любви (по повести А. И. Куприна «Поединок») Смысл названия и проблематика повести А. И. Куприна «Поединок» Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок» Сословная мораль офицерства по повести Куприна «Поединок» Три гордых призвания человека по повести А. И. Куприна «Поединок» Характеристика гарнизона в повести Куприна «Поединок» Образ Ромашова и Назанского в повести А.И. Куприна «Поединок» Анализ повести "Поединок" Куприна А.И. В чем смысл названия повести А. И. Куприна "Поединок"