Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Олимпиада по искусству школьный этап. Всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк)

Олимпиада по искусству школьный этап. Всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк)

Twitter WhatsApp Viber Google+ Facebook

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО МХК ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 2018–2019

Ответы для 7 класса:

Задание 1. В задании собраны произведения разных искусств. Часть из них – произведения китайской архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства, а часть создана в Европе и представляет явление «шинуазри» – то фантазийное увлечение китайской культурой, которое охватило Европу с конца 17 века. Разделите памятники, представленные на фотографиях, на две группы: произведения китайского искусства и европейские вещи в китайском стиле. Впишите номера изображений в соответствующую графу таблицы.

Ответ: Китай — 1,3,5,8,10 ; Европа -2,4,6,7,9

Ответы для 8 класса:

Задание 1. В древней культуре каждого народа можно найти тексты, описывающие космогонию – процесс зарождения мира и всех, кто этот мир населяет (людей, животных, растений), причины возникновения тех или иных явлений природы, смены времен года и т. п. Прочтите три фрагмента древних текстов, в которых отражены космогонические представления трех разных культур, расположенных в самых разных концах земного шара. Затем заполните таблицу, в которой указаны лишь названия этих книг Ваша задача – правильно определить номер фрагмента, культуру/народ и географическое расположение культуры, в недрах которой появился этот текст.

Ответ:

Ответы для 9 класса:

Задание 1. Зеркало – это в первую очередь предмет декоративно-прикладного искусства. А поэтому его оформление тесно связано со стилем эпохи и господствующей модой. В задании собраны фотографии разных зеркал от древности до начала XX века. Выстройте эти изображения в хронологической последовательности с точки зрения их создания: от самого раннего зеркала к наиболее позднему. Сориентироваться во времени создания того или иного предмета Вам помогут его форма, размер и декор.

Ответ (от раннего к позднему): 4, 2, 6, 3, 7, 5, 1.

Ответы для 10 класса:

Задание 1. Несмотря на функциональную и семантическую разницу между зеркалом и окном, во многие эпохи складывались близкие приёмы их декорации. В задании собраны фотографии зеркал и окон, в стилистическом оформлении которых можно найти безусловное сходство. Соедините в пары зеркала и окна, выполненные в одном стиле (окна обозначены цифрами, а зеркала – буквами). В качестве ответа заполните приведённую в задании таблицу.

Ответ:

Зеркало А В C D E
Окно 4 5 1 2 3

Какая из пар относится к эпохе Ренессанса?

Ответ: B 5.

Какая пара выполнена в стиле модерн?

Ответ: A 4.

Ответы для 11 класса:

Задание 1. Часто художники, обращающиеся к образу зеркала, испытывают и интерес к изображению его «противоположности» – окну. В творчестве целого ряда живописцев можно найти работы, в которых зеркало или окно становятся не деталью интерьера, а главным объектом изображения. Именно такие произведения и собраны в настоящем задании. Соедините в пары картины одного художника, изображающие зеркало и окно (картины с зеркалами обозначены буквами, а с окнами – цифрами). Для этого заполните таблицу, приведённую в задании

Картины с зеркалами А В C D E

Картины с окнами 3 5 4 2 1

Назовите фамилию любого художника, написавшего какую-либо из представленных пар произведений. Автором какой пары картин он является?

Ответ (возможные варианты): E1 – Дейнека, D2 – Попков, A3 – Магритт, C4 – Шагал, B5 – Сомов.

Получить все ответы и задания (для всех классов) вы можете в нашем закрытом разделе

Время выполнения олимпиадных заданий – 2,5 – 3 часа

Задание 1 . П. Раппопорт в книге «Зодчество Древней Руси» пишет: «Сохранившийся почти полностью Никольский собор в настоящее время имеет одну главу, но на его чердаке, т. е. под более поздней крышей, сохранились основания ……….. Такое необычное для XII в. решение вызвано, вероятно, определенным заказом, связанным с изменением социальной обстановки в Новгороде».

Сколько глав имел первоначально Никольский собор? О каких изменениях социальной обстановки в Новгороде, которые отразились на архитектуре Никольского собора, пишет П. Раппопорт?

Задание 2 .

Определите имя человека по его историческому портрету. Опишите его историю. Фрагментом какого памятника отечественной культуры является этот исторический портрет? Назовите его автора. Кто из деятелей отечественной культуры еще обращался к созданию исторического портрета этого человека? Назовите 5 - 9 авторов и названия их произведений, посвященных данному историческому лицу.

Задание 3.

Определите памятник культуры по фрагменту. Назовите автора произведения и его название. Охарактеризуйте место фрагмента в композиции. Опишите, что изображено на картине.

Задание 4.

Определите явление культуры по его изображению и приведите его название.

С каким преданием связан данный памятник культуры? Назовите памятные события, связанные с этим памятником культуры. Определите его местонахождение, отталкиваясь от знания древних границ Господина Великого Новгорода.

Задание 5. Виктор Бычков, российский историк эстетики, пишет: «Средневековые русичи были убеждены, что в создании произведений культового искусства через посредство художника участвует ………., и именно поэтому произведения этого искусства воспринимались ими как носители некоего высшего единства мудрости, красоты и искусства». Кого имеет в виду В. Бычков? Назовите имя персонажа и приведите образованный в 20 веке термин, восходящий к имени этого персонажа.

Задание 6. Д. Лихачев обращает внимание на то, что «истинный создатель огромной империи Руси - князь Владимир I в 980 году делает первую попытку объединения язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского моря до Черного, включавшей в свой состав племена восточнославянские, финно-угорские и тюркские. Летопись сообщает: «И нача княжити Володимер в Киеве един, и постави кумиры на холму вне двора теремного»: ……. Назовите кумиров восточнославянских, финно-угорских и тюркских , которые, согласно летописи, были поставлены Владимиром. Дайте характеристику каждому из поставленных Владимиром богов.

Восточнославянские боги

Финно-угорские боги

Тюркские боги

Задание 7. Вставьте пропущенные слова в текст: «Человек, живя в мире, помнил о мире в целом как огромном единстве, ощущал свое место в этом мире. Его дом располагался красным углом на …1... По смерти его клали в могилу головой на …2...., чтобы лицом он встречал …3.... Его церкви были обращены алтарями навстречу …4... В храме росписи напоминали ему о событиях ……5….., собирали вокруг него мир святости: святых воинов …6 (где?), мучеников …7.. (где?); в куполе изображалась сцена …8….(какая сцена?), на парусах сводов, поддерживающих купол, - ……9…….(какие изображения?) и т. д. Церковь была микромиром, и вместе с тем она была макрочеловеком. У ней была глава, под главой шея барабана, плечи. Окна были очами храма (об этом свидетельствует сама этимология слова "окно"). Над окнами были "бровки". Большой мир и малый, вселенная и человек! Все взаимосвязано, все значительно, все напоминает человеку о смысле его существования, о величии мира и значительности в нем судьбы человека» ()

Выберите нужные слова из списка: север, юг, запад, восток, верх, низ, право, лево, месяц, солнце, луна, Творение, Ветхий и Новый завет, Рай и ад, грешники, праведники, святые, евангелисты.

Задание 8. Что общего между следующими изображениями? Раскройте символику изображений.

Задание 9. Прочитайте текст песни и поясните, что означает слово «сени».

Задание 10. В Новгородских преданиях говорится: «Просвещена была Новгородская земля святым крещением и множество чудес было сотворено. По благословению святого Иоакима Корсунянина возвели новгородцы деревянную Софию о тринадцати куполах. Когда же она сгорела, в лето 1045-е от рождества Христова повелением благоверного князя Владимира Ярославича, сына Ярослава Владимировича, что Мудрым нарекли, начали ставить каменную Софию. В куполе Софии Новгородской мастера изографы написали Христа-Вседержителя, со перстами благословляющими, а наутро пришли – персты сжаты. Переписали персты, а они вновь сами собой сжались. И услышали те изографы слова Спаса, Господа нашего: «Писари, писари! Не пишите меня с рукою благословляющею, а пишите с рукой сжатой».

Поясните, что согласно преданию, держит Спас в своей руке?

Задание 11. Определите икорнографический тип каждого из следующих изображений Божьей Матери. В каких Новгородских храмах вы встречали изображение Богоматери Оранты Знамение и Панагии?

1. 2 2.

3. 4.

Задание 12. На изображениях вы видите предметы крестьянского домашнего быта. Определите их назначение и приведите их названия. Проиллюстрируйте поговорками или загадками известные вам предметы крестьянского домашнего быта.

1 2

3 4

5 6

Задание 13. Напишите не менееопределений или словосочетаний с ними, которые понадобятся для рассказа о ваших впечатлениях от картины В. Васнецова. Определения нужно подобрать так, чтобы точно описать происходящее и передать настроение картины. Определите название картины. Что вам известно о ней?

Задание 14. Напишите не менее 15 определений или словосочетаний с ними, которые понадобятся для рассказа о ваших впечатлениях от картины Б. Кустодиева. Определения нужно подобрать так, чтобы точно описать происходящее и передать настроение картины. Какое явление русской культуры получило отображение в картине? Что вам известно о нем? Как называется эта картина Б. Кустодиева?

Задание 15. Всеми нами любим фильм Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром». Герои фильма накануне Нового года идут в баню. И это обусловлено не только гигиеническими правилами, но и коллективным бессознательным, заложенным в нас предками. Какой древний ритуал повторяют герои фильма. Назовите ритуал. Ответ аргументируйте.

Задание 16. Что общего существует между христианской Пасхой и русской народной сказкой о Кащее Бессмертном? Ответ обоснуйте.

Задание 17. Прочитайте стихотворение А. Солянова «Экология духа». Поясните, что понимает автор данного стихотворения под «экологией духа»? Ответ аргументируйте.

«Люби животных так,
Как я любить умею,
И вешай всех собак
На собственную шею».

(А. Солянов)

Задание 18. Выберите тему эссе из предложенных ниже и раскройте смысл высказывания

«Трагедия - это движущаяся живопись, это одушевленная картина» (Вольтер).

«Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце, так что если один орган извращен, то и другой не может правильно действовать» ().

«Где дух не водит рукой художника, там нет искусства» (Леонардо да Винчи)

«Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которую слышат» (Леонардо да Винчи)

«Служенье муз не терпит суеты» ()

«Люди, делающие искусство своим бизнесом, по большей части мошенники»
(П. Пикассо)

«Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на Земле»
(Б. Брехт)

«Искусство заключается в том, чтобы посредством наипростейших средств выразить наисложнейшее. Оно - высшая форма экономии»
(Платонов)

«Искусство всегда дело всей личности. Поэтому оно в основе своей трагично»
(Франц Кафка)

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ИСКУССТВУ (МХК) ДЛЯ 7 – 8 КЛАССОВ

Задание 1 . Ответ: «Сохранившийся почти полностью Никольский собор в настоящее время имеет одну главу, но на его чердаке, т. е. под более поздней крышей, сохранились основания еще четырех барабанов: первоначально собор был пятиглавым . Такое необычное для XII в. решение вызвано, вероятно, определенным заказом, связанным с изменением социальной обстановки в Новгороде. Князь здесь постепенно терял свои прерогативы в пользу совета крупных бояр во главе с епископом, и княжеский Никольский собор, очевидно, хотели противопоставить епископскому Софийскому собору ».

Максимальное количество баллов по вопросу – 27 баллов.

Критерии оценивания ответа:

¾ Правильно названо количество глав собора. Максимум баллов – 5.

¾ Правильно приведены сведения об изменении социальной обстановки. Максимум баллов – 10.

2. Отсутствие грамматических, орфографических , лексических ошибок.

Критерий, по которому оцениваются грамматические, речевые и лексические ошибки, используется следующим образом. Высокий балл (10 баллов) уменьшается с каждой орфографической, синтаксической , грамматической, речевой ошибкой, отсутствием логики при изложении ответа на один балл. Т. о., за 9 допущенных ошибок (не фактических, баллы за которые снижаются по другим критериям) и нелогичность ответа участник получает 0 балов за грамотность. Если ошибок допущено больше, чем 10, баллы далее не снижаются, выставляется 0 баллов. Абсолютно грамотно и логично оформленная работа выводит участника вперед, поскольку является показателем его высокой общей культуры. Если орфографическая ошибка допущена в термине, названии произведения, фамилии автора, снимается по 2 балла за грамотность. В случаях ответов на вопросы, предполагающие однозначные краткие ответы, количество выставляемых баллов оговаривается специально.

Максимальное количество - 5 баллов.

Задание 2 .

Ответ: Микешин М. Борецкая Марфа (Исторический портрет). Памятник Тысячелетие России. Марфа Посадница, жена новгородского посадника Исаака Борецкого. Марфа и её сын, новгородский степенный посадник Дмитрий, в 1471 году возглавили борьбу Новгорода за свободу и независимость от Москвы. Великий князь Иван III объявил Новгородской республике войну и в Шелонской битве (1471 год) разбил армию Новгорода, а Дмитрия Борецкого убил как политического преступника. В 1478 году Иван III окончательно покончил с Новгородской республикой: вече было закрыто, вечевой колокол в знак расправы над республикой увезён в Москву, состоятельные граждане города отправлены в тюрьмы на пожизненное заключение, а их собственность была изъята в великокняжескую казну. Марфа с внуком по одной из версий, была казнена по дороге в Москву.

Произведения:

1. Николай Михайлович Карамзин «Марфа-Посадница, или покорение Новгорода». Историческая повесть

2. Дмитрий Балашов «Марфа-посадница».

3. Николай К. Рерих «МАРФА ПОСАДНИЦА», (1906) Очерк.

4. «Марфа Посадница». Драма.

5. «Марфа Посадница», трагедия.

6. «Марфа Посадница». Поэма. (1914)

8. Вик. Аскоченский «Марфа посадница, или Падение Новгорода». Драматическое представление в 4-х картинах".1870

9. «Марфа Посадница», драма в 5 действиях, в стихах, 1874.

10. . Марфа Посадница (Вручение пустынником Феодосием Борецким меча Ратмира юному вождю новгородцев Мирославу, назначенному Марфой Посадницей в мужья своей дочери Ксении). Живопись.

11. . Проезд Марфы-посадницы и вечевого колокола. Живопись

12. Клавдий В. . Уничтожение новгородского веча. (1889). Живопись.

13. В. Васнецов Арест Марфы Посадницы с внуком Василием Федоровичем в Новгороде, 1877 г. Эскиз.

Максимальное количество баллов по вопросу – 51 балл.

Критерии оценивания ответа:

¾ Правильно определено имя исторического портрета. Максимум – 2 балла .

Максимум – 2 балла .

¾ Исчерпывающе указаны исторические события, связанные с историческим портретом. Максимум – 10 баллов .

¾ По 2 балла за каждое произведение, посвященное данному историческому лицу. Максимум – 20 баллов.

¾ Дополнительные оценки. Максимум – 12.

1. Отсутствие фактических ошибок в комментировании деталей, подтверждающих правильность ответа. Максимальное количество баллов – 2.

Максимальное количество - 5 баллов.

3. Оправданное расширение рамок в ответе на поставленный вопрос. Максимальное количество - 5 баллов.

Задание 3.

Ответ: И. Репин «Садко», 1876 г. (Государственный русский музей) Фрагмент занимает центральное место второго плана в композиции картины, изображающей шествующих в палатах подводного царства друг за другом морских девиц, красавиц-дочерей водяного царя, одну из которых Садко должен выбрать себе в жены. Фигура Садко с гуслями в руках расположена справа, слева на переднем плане открывает шествие русалка. В верхнем левом углу девица Чернава, которую Садко выбирает в жены по совету Николая - Угодника и на которую он смотрит вверх. Струится вода, плавают диковинные рыбы, лежит на дне морская звезда, растут экзотические морские водоросли .

Максимальное количество баллов по вопросу – 31 балл.

Критерии оценивания ответа:

¾ Правильно назван памятник культуры по его фрагменту. Максимум – 2 балла .

¾ Правильно охарактеризовано место фрагмента в композиции. Максимум – 5 баллов.

¾ По 2 балла за каждую деталь. Максимум – 10 баллов .

¾ Дополнительные оценки. Максимум – 12.

1. Отсутствие фактических ошибок в комментировании деталей, подтверждающих правильность ответа. Максимальное количество баллов – 2.

2. Отсутствие грамматических, орфографических, лексических ошибок. Максимальное количество - 5 баллов.

3. Оправданное расширение рамок в ответе на поставленный вопрос. Максимальное количество - 5 баллов.

Задание 4.

Ответ: Труворов крест в окрестностях Изборска

Свидетельствами древних времен и былой жизни старого городища дошли до нас каменные кресты и гигантские надгробные плиты в исторической части изборского кладбища, расположенного у городища. Древнейшие захоронения у самого края и Труворова городища до сих пор остаются безымянными, хотя народная молва передает из века в век предание, что в старых могилах под огромными каменными плитами лежат воины легендарного варяга Трувора, пришедшие вместе с ним на Изборскую землю. Трувор и Синеус - легендарные братья варяга Рюрика, призванного на княжение в Новгород. По традиционной летописной версии («Повесть временных лет») в 862 г. Рюрик стал князем в Новгороде, Синеус - в Белоозере, Трувор - в земле кривичей, он основал свою столицу в Изборске. Как гласит "Повесть временных лет", в могиле, над которой стоит огромный каменный крест, чуть накренившийся от времени, похоронен сам Трувор, княживший в Изборске. Большой крест на краю кладбища так и называют «Труворов», а захоронение - могилой Трувора. Высота каменного креста больше двух метров. Труворов крест датируют 14-15 веками. История древнего городища еще полна тайн, которые, по свидетельствам местных жителей, охраняют змеи. Они стерегут древнее городище и могилы от охотников за золотыми кладами и археологическими реликвиями. А Труворов крест считается еще и как сильный источник земной энергии. По словам изборян, если, раскинув руки, приложиться к кресту - обязательно получишь заряд энергии: с одной стороны креста - зарядишься доброй силой, с другой - отрицательной.

Максимальное количество баллов по вопросу – 38 баллов.

Критерии оценивания ответа:

¾ Правильно назван памятник культуры. Максимум – 6 баллов .

¾ Правильно передает предание, связанное с фрагментом. Максимум – 10 баллов.

¾ Правильно определяет местонахождение данного памятника. Максимум – 5 баллов .

¾ Правильно называет памятные события, связанные с данным памятником культуры. Максимум - 5 баллов.

¾ Дополнительные оценки. Максимум – 12.

1. Отсутствие фактических ошибок в комментировании деталей, подтверждающих правильность ответа. Максимальное количество баллов – 2.

2. Отсутствие грамматических, орфографических, лексических ошибок.

3. Оправданное расширение рамок в ответе на поставленный вопрос. Максимальное количество - 5 баллов.

Задание 5. Ответ: сама София Премудрость Божия. В ХХ в. эта характеристика древнерусского искусства была обозначена в православной культуре как софийность.

Максимальное количество баллов по вопросу – 32 балла.

Критерии оценивания ответа:

¾ Правильно названо имя персонажа. Максимум – 10 баллов .

¾ Правильно назван термин. Максимум – 10 баллов.

¾ Дополнительные оценки. Максимум – 12.

1. Отсутствие фактических ошибок в комментировании деталей (если таковые были даны), подтверждающих правильность ответа. Максимальное количество баллов – 2.

2. Отсутствие грамматических, орфографических, лексических ошибок. Масимальное количество - 5 баллов.

3. Оправданное расширение рамок в ответе на поставленный вопрос. Максимальное количество - 5 баллов.

Задание 6. Ответ: «…и постави кумиры на холму вне двора теремного»: Перуна (финно-угорского Перкуна), Хорса (бога тюркских племен), Дажбога, Стрибога (богов славянских), Симаргла, Мокошь (богиня племени мокош)» ().

Восточнославянские боги

Финно-угорские боги

Тюркские боги

Дажбог, Стрибог, Мокошь

Перун (Перкун)

Хорс, Симаргл

Перун обитает на небе и повелевает небесным огнем. Оружие Перуна - камень или каменные стрелы, он мечет их с неба на землю, отчего образуется гроза. В Полесье до сих пор верят, что молния - это каменная стрела, пущенная на землю. Таким камнем считают белемнит или просто любой узкий продолговатый камень. Из дней недели Перуну был посвящен четверг (у полабских славян четверг так и назывался «Перунов день»), из животных - конь, а из деревьев - дуб. В частности, в одной древнерусской грамоте говорится о Перуновом дубе. Он - воинственный бог и был покровителем древнерусской княжеской дружины. Лаврентьевская летопись за 971 год свидетельствует, что русские воины, заключая договор с Византией, «по русскому закону клялись оружием своим и Перуном богом своим».

Мокошь - считалась женой Перуна. Мокошь покровительствовала женским домашним ремеслам, но также влияла и на плодородие. Главным ее занятием было прядение. Из дней недели Мокоши посвящалась пятница. Из уважения к богине в этот день женщины не пряли и не стирали. Нарушительнице запрета грозило тяжелое наказание: богиня могла ее исколоть веретеном или заставить прясть по ночам. Даже после крещения Руси женщины собирались на тайные собрания, где молились Мокоши и приносили ей в жертву жито и мед. Под влиянием православия положительные черты языческой богини со временем перешли на святую Параскеву (Прасковью) Пятницу. Связь языческой Мокоши с водой, влагой также была перенесена на Параскеву Пятницу и нашла отражение в некоторых поздних обрядах, например, в обычае бросать в колодец пряжу в качестве жертвы Пятнице. А «мокошка» стала считаться нечистой силой, бесом, склоняющим женщин к дурным поступкам.

Хорс, Даждьбог, Симаргл, Стрибог, Сварог

Среди кумиров, поставленных Владимиром «близ двора теремного», был идол бога, который в летописи назван двойным именем Хорс Дажьбог . Дажьбог - явно славянское. Дажь-бог - это бог, который дает благо, наделяет богатством. Это божество солнца, ибо именно солнце дает жизнь всему на земле, от него зависит урожай, а следовательно, благополучие. Ипатьевская летопись за 1144 год подтверждает догадку - упоминает о боге «именем Солнце, его же нарицают Дажьбог. Солнце же царь... еже есть Даждьбог». Есть основания предполагать, что жители Древней Руси считали Дажьбога своим божественным покровителем и родоначальником. В «Слове о полку Игореве» русские дважды названы внуками Дажьбога, в частности, когда речь идет о поражении войска князя Игоря («встала обида в силах Дажьбожа внука»). И возможно, именно к Дажьбогу обращается Ярославна в «Слове о полку Игореве», называя его «светлое и тресветлое солнце». Откуда же у славянского Дажьбога появилось второе имя - Хорс? Древнерусские книжники не понимали его значения, о чем свидетельствуют многочисленные искажения в письменных источниках: Хорса называют то Гурсом, то Турком, то Гусом (при том, что имена «своих» богов - Перуна, Волоса, Мокоши, Дажьбога даже в поздних памятниках письменности, как правило, не искажаются). А в новгородских и вообще в северорусских землях никаких свидетельств о Хорсе нет. Чуждость Хорса специально подчеркивалась в древнерусских текстах, например, в «Беседе трех святителей» он назван «жидовином». Однако известно, что божество с именем Хорс почиталось в Иране, и имя это означало «сияющее солнце». А в Киеве, помимо славянского населения, жило еще несколько влиятельных этнических групп, в том числе и иранцы - вооруженные воины из Хорезма, где почитание Солнца было главным государственным культом. Выходит, что появление Хорса в пантеоне князя Владимира (при наличии у славян собственного бога солнца Дажьбога) было продиктовано чисто политическими причинами. Впрочем, у историков есть основания считать, что жители южных земель Древней Руси, примыкавших к приазовским степям, достаточно оживленно торговали, а иногда и воевали с иранцами и могли воспринять некоторые религиозные воззрения последних, в том числе и представления о Хорсе, которые затем принесли в Киев. Недаром в «Слове о полку Игореве» говорится, что князь-оборотень Всеслав, который по ночам оборачивался волком и успевал в этом облике добежать до Тьмутаракани (города, который находился как раз в Приазовье), великому Хорсу «путь прерыскаше», то есть пересекал. Но если Хорс, при всей странности его имени для славянского языка и уха, все-таки олицетворял собой всем понятный и важный культ Солнца и имел славянского «двойника» Дажьбога , то еще одно божество - Симаргл, введенное Владимиром в пантеон, вовсе не имело никаких корней в славянской культуре . О том, кто такой Симаргл, нет ни слова в русских источниках, и его имя также подвергается искажениям (в разных рукописях оно пишется то Симарьгл, то Семарьгл, то Сеймарекл) и даже разделяется на две части, в результате чего Симаргл превращается в Сима и Регла («и веруют в Перуна, и в Хорса и в Сима и в Регла и в Мокошь»). Но, кажется, это божество - тоже иранского происхождения . Одним из наиболее популярных иранских мифологических персонажей была сказочная птица Симург, которую изображали или в виде грифа, или в образе полусобаки-полуптицы и которая в XVI-XVIII веках была даже государственной эмблемой Ирана . И вероятно, загадочного Симаргла также следует считать «знаком внимания» князя Владимира по отношению к иранским воинам , что еще раз доказывает: киевский пантеон имеет мало общего с реальными религиозными верованиями наших предков.
В списке богов киевского пантеона сразу после Дажьбога упоминается еще один бог со схожей структурой имени - Стрибог . "Это имя встречается и в «Слове о полку Игореве», где внуками Стрибога названы ветры, что натолкнуло некоторых ученых на мысль считать Стрибога божеством ветра. Существует и другая версия, по которой Стрибог толкуется как «отец-бог», а первая половина имени божества считается родственной древнему индоевропейскому слову со значением «отец». Однако в последнее время признание получила теория, согласно которой первая часть слова Стри-бог родственна глаголу «простирать», (с повелительной формой «простри»), «распространять», и, значит, имя Стрибог означает «распределитель, распространитель всеобщего блага ». Если эта теория верна, тогда Стрибог и Дажьбог - божества, наделяющие людей божественным благом и распределяющие его на Земле . Некоторые славянские божества, упоминания о которых мы находим в древнерусских памятниках, не попали в пантеон князя Владимира. В их числе оказался Сварог (Сварожич) - бог или дух огня . В поучениях, направленных против приверженцев язычества, говорится, что они «куры режут и огню молятся, зовя его сварожичем», или просто «огню сварожицу молятся». Если Сварог был богом огня вообще, а Дажьбог лишь его разновидности - Солнца, то не удивительно, что в Ипатьевской летописи Дажьбог именуется сыном Сварога: «Солнце же царь, сын Сварогов». Древнее божество огня не оставило в народной культуре никаких следов, но почитание огня как чистой, святой стихии прекрасно сохранилось до наших дней. Записанные в XIX- XX веках народные представления об огне дают основание думать, что и Сварог в Древней Руси воспринимался как олицетворение стихии, а не оформившееся божество , и почитание огня у славян было скорее почитанием одной из сил природы - как воды, земли, деревьев, - чем поклонением одному из высших богов. В русских заговорах и других фольклорных текстах его называют «Царь-огонь». (Словарь славянской мифологии).

Максимальное количество баллов по вопросу – 60 баллов.

Критерии оценивания ответа:

¾ Правильно названы кумиры. По 5 баллов за каждое название. Максимум – 30 баллов .

¾ Правильно даны характеристики кумирам. По 3 балла за каждую характеристику Максимум – 18 баллов.

¾ Дополнительные оценки. Максимум – 12.

1. Отсутствие фактических ошибок в комментировании деталей, подтверждающих правильность ответа. Максимальное количество баллов – 2.

2. Отсутствие грамматических, орфографических, лексических ошибок. Максимальное количество - 5 баллов.

3. Оправданное расширение рамок в ответе на поставленный вопрос. Максимальное количество - 5 баллов.

Задание 7.

Ответ: «Человек, живя в мире, помнил о мире в целом как огромном единстве, ощущал свое место в этом мире. Его дом располагался красным углом на восток (1). По смерти его клали в могилу головой на запад (2), чтобы лицом он встречал солнце (3). Его церкви были обращены алтарями навстречу возникающему дню (4). В храме росписи напоминали ему о событиях Ветхого и Нового заветов (5), собирали вокруг него мир святости: святых воинов внизу (6), мучеников повыше (7); в куполе изображалась сцена вознесения Христа (8), на парусах сводов, поддерживающих купол, - евангелисты (9) и т. д. Церковь была микромиром, и вместе с тем она была макрочеловеком. У ней была глава, под главой шея барабана, плечи. Окна были очами храма (об этом свидетельствует сама этимология слова "окно"). Над окнами были "бровки". Большой мир и малый, вселенная и человек! Все взаимосвязано, все значительно, все напоминает человеку о смысле его существования, о величии мира и значительности в нем судьбы человека» ()

Максимальное количество баллов по вопросу – 37 баллов.

Критерии оценивания ответа:

¾ Правильно вставлены слова. По 3 балла за каждое правильное слово. Максимум – 27 балла .

¾ Дополнительные оценки. Максимум – 10.

1. Отсутствие грамматических, орфографических, лексических ошибок. Масимальное количество - 5 баллов.

3. Оправданное расширение рамок в ответе на поставленный вопрос. Максимальное количество - 5 баллов.

Задание 8. Ответ: Евангелисты изображены на всех 4 картинках. Они изображены в виде четырех символических животных (тетраморф): телец - Лука, ангел - Матфей, орел - Иоанн, лев - Марк.

Максимальное количество баллов по вопросу – 42 балла.

Критерии оценивания ответа:

¾ Правильно определено общее между изображениями. Максимум – 10 баллов .

¾ Правильно раскрыта символика изображений. По 5 баллов за каждое изображение. Максимум – 20 баллов.

¾ Дополнительные оценки. Максимум – 12.

1. Отсутствие фактических ошибок в комментировании деталей, подтверждающих правильность ответа. Максимальное количество баллов – 2.

2. Отсутствие грамматических, орфографических, лексических ошибок. Максимальное количество - 5 баллов.

3. Оправданное расширение рамок в ответе на поставленный вопрос. Максимальное количество - 5 баллов.

Задание 9. Ответ: Сени в деревенских избах и в старину в городских домах - помещение между жилой частью дома и крыльцом. Холодные сени.

Критерии оценивания ответа:

¾ Правильно раскрыто значение слова. Максимум – 6 баллов .

¾ Дополнительные оценки. Максимум – 12.

Максимальное количество баллов – 2.

2. Отсутствие грамматических, орфографических, лексических ошибок. Масимальное количество - 5 баллов.

3. Оправданное расширение рамок в ответе на поставленный вопрос. Максимальное количество - 5 баллов.

Задание 10. Ответ: Согласно преданию, Спас держит в своей руке весь Новгород.

Максимальное количество баллов по вопросу – 18 баллов.

Критерии оценивания ответа:

¾ Правильно передан смысл предания. Максимум – 6 баллов .

¾ Дополнительные оценки. Максимум – 12.

1. Отсутствие фактических ошибок в комментировании деталей (при условии обращения к комментариям), подтверждающих правильность ответа. Максимальное количество баллов – 2.

2. Отсутствие грамматических, орфографических, лексических ошибок. Масимальное количество - 5 баллов.

3. Оправданное расширение рамок в ответе на поставленный вопрос. Максимальное количество - 5 баллов.

Задание 11. Ответ:

1. Иконографический тип Елеуса (Умиление). Поясное изображение Богородицы с прильнувшей к ее щеке Христом.

2. Иконографический тип Одигитрия («Путеводительница»). Поясное изображение с Иисусом, сидящем на левой руке, правая его благословляет. В руке Христа - как правило - свиток.

3. Иконографический тип Оранта («Молящаяся»), икона Божией Матери Знамение. Изображение Богоматери с воздетыми вверх руками и открытыми ладонями (жест покровительства и защиты, обращение к Богу за милостью для людей).

4. Великая Панагия ("Всесвятая"). Разновидность Богоматери Оранты нашла развитие в системе росписи храма (чаще всего изображалась в апсиде храма в полный рост.). На груди Богоматери в "круге славы" Христос.

Великая Панагия в церкви Спаса на Нередице. Икона Знамение находится в Софийском соборе.

Максимальное количество баллов по вопросу – 46 баллов.

Критерии оценивания ответа:

¾ По 5 баллов за определение икорнографического типа каждого из изображений Божьей Матери. Максимум – 20 баллов.

¾ По 2 балла за каждое обоснование отнесения к инографическому типу. Максимум – 8 баллов.

¾ По 3 балла за название храма. Максимум – 6 баллов .

¾ Дополнительные оценки. Максимум – 12.

1. Отсутствие фактических ошибок в комментировании деталей, подтверждающих правильность ответа. Максимальное количество баллов – 2.

2. Отсутствие грамматических, орфографических, лексических ошибок. Масимальное количество - 5 баллов.

3. Оправданное расширение рамок в ответе на поставленный вопрос. Максимальное количество - 5 баллов.

Задание 12.

1. Веретено - предмет домашнего быта, простое, ручное орудие для пряжи, для ручного пряденья: деревянная, точеная палочка, четверти в полторы, острая к верхнему концу и утолщенная к нижней трети, с зарубкою и с круто заостренною пяткою. «Смирен топор, да веретено бодливо» (о мужике и бабе).

Олимпиадные задания школьного тура всероссийской олимпиады школьников по МХК

11 класс 2014 – 2015 год

Задание 1. Даны изображения трёх произведений искусства. (24 балла)

Напишите:

    Их название.

    К какой стране или культуре они относятся.

    Время их создания.

    Их место нахождения в настоящее время.

Задание 2. Соотнесите правильно авторов и их произведения, какой жанр изобразительного искусства представлен. (30 баллов)

    И. Левитан.

    Ф. Васильев.

    А. Куинджи.

    В. Поленов.

    И. Шишкин.

А. «Московский дворик».

Б. «Мокрый луг».

В. «Корабельная роща».

Г. «Весна. Большая вода».

Д. «Ночь на Днепре».

жанр

    В Васнецов.

    Н. Суриков.

    Н. Репин.

    Н. Ге.

    К. Брюллов.

А. «Иван Грозный и его сын Иван».

Б. «Последний день Помпеи»

В. «Богатыри».

Г. «Петр I допрашивает царевича Алексея»

Д. «Меньшиков в Берёзове».

жанр

    В. Серов.

    И. Крамской.

    В. Перов.

    В. Боровиковский.

    Венецианов.

А. «Портрет М.И.Лопухиной»

Б. «Жница».

В. «Девочка с персиками».

Г. «Охотники на привале».

Д. «Неисвестная».

жанр

Задание 3. Определите художественное полотно по фрагменту. (20 баллов)

1

2

3

1. Напишите, что на нём изображено.

2. Напишите название работы и имя автора.

3. Какую часть композиции занимает представленный фрагмент.

4. Опишите общую композицию работы и укажите общее количество изображённых на ней фигур.

5. Определите общее настроение работы.

6. Укажите известные работы этого же художника.

7. Укажите работы этого же жанра.

Задание 4. Найдите художественным терминам соответствующие фамилии. (30 баллов)

1. Архитектура.

2. Музыка (классика).

3. Режиссура.

4. Скульптура.

5. Актёрское мастерство

6. Мода

А. В. Мухина.

Б. Б. Растрелли.

В. Д. Шестакович.

Г. К. Станиславский.

Д. А.Зайцев.

Е. Н.Мордюкова.

7.Живопись

8. Балет

9. Опера

10. Театр

11. Кино

12. Телевидение

13. Литература

14. Эстрадная музыка

15. Цирк

А. М. Плисецкая.

Б. И. Айвазовский.

В. В. Мейерхольд

Г. Е.Образцова.

Д. Л. Якубович.

Е. Н. Михалков.

Ж. Ю. Никулин.

З. В.Распутин.

И. А. Пугачёва

Задание 5. Определите художественное направление и вид искусства: (20 баллов)

1. Растрелли, Бах, Вивальди, Рубенс - _____________________________

2. Мольер, Мартос, Фальконе, Пуссен. Ломоносов, Баженов___________________________________________________________

3. Байрон, Шопен, Глинка, Делакруа, Жуковский________________________

4. Бальзак, Толстой, Федотов, Даргомыжский, Шаляпин__________________

5. Боровиковский, Карамзин, Руссо____________________________________

Задание 6 . Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков и объясните, что обозначает термин. (20 баллов)

1. Г.релье.;

2. Пе.за.;

3. Д..льм.ны;

4. По.т.ет;

5. М.м.р.альный.

Задание 7. Познакомьтесь с материалом таблицы. (28 баллов)

1.Прослушайте 5 фрагментов музыкальных произведений. Определите жанровую принадлежность каждого из них.

2.Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента. Если Вам известен автор и/или название произведения, укажите их.

Музыкальныежанры

Номер и описание музыкального фрагмента

токката

симфония

бардовская песня

опера

концерт

балет

вальс

3.Напишите 15 определений и/или образных характеристик к музыкальному фрагменту №1. Подчеркните определения, которые свидетельствуют о его жанровой принадлежности фрагмента.

4.Дайте определение жанрам, оставшимся в таблице, музыкальные примеры которых не прозвучали.

Задание 8. Напиши Эссе на тему « Зачем человеку быть культурным?» (28 баллов)

Критерии оценивания:

1. Умение размышлять о связях искусства с жизнью общества и человека.

2. Умение аргументировать свои ответы, опираясь в размышлениях на знание художественных произведений.

3. Владение теоретическим материалом (уместное и точное использование понятий, терминов).

4. Знание мнений ученых-искусствоведов, литературоведов, публицистов и т.д.

5. Умение выразить собственную позицию в оценке произведений искусства.

6. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме.

7. Оригинальность решения проблемы, аргументации.

8. Самостоятельность суждений

9. Правильность и нормативность речи.

10. Образность, выразительность и эмоциональность высказываний.

Общее количество – 190 баллов.