Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Марийцы: религия к какой вере относится? Про черемисскую семью. Кто такие марийцы

Марийцы: религия к какой вере относится? Про черемисскую семью. Кто такие марийцы

1. История

Отдаленные предки марийцев пришли на Среднюю Волгу приблизительно в VI веке. Это были племена, относящиеся к угро-финской языковой группе. В антропологическом отношении марийцам наиболее близки удмурты, коми-пермяки, мордва, саамы. Эти народы относятся к уральской расе - переходной между европеоидами и монголоидами. Марийцы среди названных народов наиболее монголоидные, с темным цветом волос и глаз.


Соседние народы называли марийцев «черемисами». Этимология этого имени не ясна. Самоназвание же марийцев - «мари» - переводится как «человек», «мужчина».

Марийцы принадлежат к числу народов, которые никогда не имели своего государства. Начиная с 8-9 веков, их покоряли хазары, волжские булгары, монголы.

В XV веке марийцы вошли в состав Казанского ханства. С этого времени начинаются их разорительные набеги на земли русского Поволжья. Князь Курбский в своих «Сказаниях» отмечал, что «черемиский народ зело кровопийствен». В этих походах принимали участие даже женщины, которые, по отзывам современников, не уступали мужчинам храбростью и отвагой. Соответствующим было и воспитание подрастающего поколения. Сигизмунд Герберштейн в своих «Записках о Московии» (XVI век) указывает, что черемисы «весьма опытные лучники, причем лука никогда не выпускают из рук; они находят в нем такое удовольствие, что даже не дают есть сыновьям, если те предварительно не пронзят стрелой намеченную цель».

Присоединение марийцев к Русскому государству началось в 1551 году и завершилось год спустя, после взятия Казани. Однако еще несколько лет в Среднем Поволжье полыхали восстания покоренных народов - так называемые «черемисские войны». Наибольшую активность в них проявляли марийцы.

Формирование марийской народности, завершилось только в XVIII веке. Тогда же была создана марийская письменность на основе русского алфавита.

До Октябрьской революции марийцы были разбросаны в составе Казанской, Вятской, Нижегородской, Уфимской и Екатеринбургской губерний. Важную роль в этнической консолидации марийцев сыграло образование в 1920 году Марийской автономной области, преобразованной затем в автономную республику. Однако и сегодня из 670 тысяч марийцев только половина проживает в республике Марий Эл. Остальные разбросаны за ее пределами.

2. Религия, культура

Для традиционной религии марийцев характерно представление о верховном боге - Кугу Юмо, которому противостоит носитель зла - Кереметь. Обоим божествам приносили жертвы в особых рощах. Руководителями молений были жрецы - карт.

Обращение марийцев в христианство началось сразу после падения Казанского ханства и приобрело особый размах в XVIII-XIX веках. Традиционная вера народа мари жестоко преследовалась. По приказанию светских и церковных властей вырубали священные рощи, разгоняли моления, упорствующих язычников наказывали. И наоборот, тем, кто принял христианство, предоставляли определенные льготы.

В результате большинство марийцев было окрещено. Однако до сих пор есть немало приверженцев так называемой «марийской веры», сочетающей христианство и традиционную религию. Язычество почти в нетронутом виде удержалось у восточных марийцев. В 70-х годах 19 века появилась секта Кугу Сорта («большая свеча»), которая пыталась реформировать старые верования.

Приверженность к традиционным верованиям способствовала утверждению национального самосознания мари. Из всех народов финно-угорской семьи они в наибольшей мере сохранили свой язык, национальные традиции, культуру. В то же время марийское язычество несет в себе элементы национального отчуждения, самоизоляции, которые, впрочем, не имеют агрессивных, враждебных тенденций. Напротив, в традиционных марийских языческих обращениях к Великому Богу наряду с мольбой о счастье и благополучии марийского народа содержится просьба дать хорошую жизнь русским, татарам и всем другим народам.
Высшим нравственным правилом у марийцев было уважительное отношение к любому человеку. «Старших почитайте, младших - жалейте», - говорит народная пословица. Святым правилом считалось накормить голодного, помочь просящему, предоставить кров путнику.

Марийская семья строго следила за поведением своих членов. Бесчестьем для мужа считалось, если сын был уличен в каком-нибудь нехорошем деле. Тягчайшими преступлениями считались нанесение увечий и воровство, и народная расправа наказывала за них строжайшим образом.

Традиционные представление до сих пор оказывают огромное влияние на жизнь марийского общества. Если спросить марийца, в чем смысл жизни, он ответит примерно так: сохранять оптимизм, верить в свое счастье и удачу, делать добрые дела, ибо спасение души - в доброте.

Ежегодно представители марийского народа со всех уголков России съезжаются в Кировскую область на Чумбылат гору, чтобы помолиться деревьям. Считается, что все загаданное в этот день сбывается. Так это или нет, решила испытать на себе корреспондент «МК в Волгограде», отправившись на всероссийские марийские моления.

Дело мистики

В столицу Республики Марий Эл Йошкар-Олу делегацию из Гильдии межэтнической журналистики пригласила наша коллега Наталья Пушкина. Она и стала нашим личным гидом в мир марийской культуры.

Всероссийские марийские моления проходят, как правило, раз в год, - просвещает нас Наталья. - Их дата определяется в начале года картами*, или жрецами по-русски. В этом году они проходят в третье воскресенье июня.

Моления бывают семейными, деревенскими и всероссийскими. Служат их в Священных рощах. На всероссийские, на которые мы и отправимся, съезжаются марийцы со всех уголков страны. Проходят они традиционно в Кировской области на горе Чумбылата.

С ней у марийцев связано предание. В давние века жил князь Чумбылат, который отличался силой и крепостью. Всю жизнь он защищал свой народ от врагов, а перед смертью сказал: «И мертвый я не дам вас в обиду. Когда нужна будет помощь, подойдите к моей могиле и скажите: «Вставай, Чумбылат! Враги у ворот!» Я встану и защищу вас».

Чумбылата похоронили в горе. В момент опасности он не раз выручал марийцев. Но однажды дети, подслушав заклинание у взрослых, трижды вызвали его и все напрасно. С тех пор богатырь, говорят марийцы, обиделся и перестал выходить, но сказал, что его энергии всегда будет их защищать.

Справка

Марийцы, пожалуй, единственный народ в Европе, у которого сохранилась традиционная вера предков - Марий Юмын йÿла. Она основывается на вере в силу природы, которую человек должен почитать. Если к земле относиться бережно, то она ответит взаимностью, уверены они. Проводником между Богом-природой и человеком у марийцев выступают деревья.

Раньше марийцы почитали многих богов, признавая главенство Большого Белого Бога - Ош Кугу-Юмо. В XIX веке языческие верования марийцев под влиянием монотеистических взглядов соседей оформились и утвердился образ Единого Бога - Тÿҥ Ош Поро Кугу Юмо - что значит Единый Светлый Добрый Великий Бог.

В 16 веке марийцы оказались присоединенными к Московскому царству, и тогда их стали пытаться обратить в православие. В 1830 году митрополит Московский Филарет одобрил меры по насильственному обращению марийцев в православие. Скалу на вершине горы Чумбылата взорвали. Сегодня куски взорванного утеса разбросаны по склону. Однако веру это не отбило. И все годы в Кировскую область продолжают стекаться сотни верующих.

Накануне молений желательно очиститься и духовно и физически - сходить в баню, а перед молением не есть. С собой из дома мне нужно взять круглый хлеб, восковую свечу, серебряные монеты, женщинам - обязательно косынку на голову. Все остальное за нас готовит Наташа.

В корзину отправляются также новые полотенца - их нам вернут после моления в качестве оберега, квас - его мы будем пить после молений и столовые приборы, скатерть и тарелки - то, что может пригодиться для небольшого «пикника» после.

Как назло, почти всю дорогу стеной льет дождь, но недалеко от места моления он, мистика, резко прекращается. По размытой дороге машина проехать не может, и, боясь увязнуть, дальше мы решаем двигаться пешком. Одежда сразу промокает от травы и больно кусают комары, но три километра до Чумбылат горы мы, как ни странно, проходим легко, даже не устав.

Посторонним вход в…

По номерам машин можно определить, из каких регионов, съехались молельщики, - говорит Наташа, когда мы уже приближаемся к роще.

В этот раз здесь собрались сотни марийцев от мала до велика из Марий Эл, Татарстана, Башкортостана, Кировской и Свердловской областей, а также Пермского края.

У входа в священную рощу останавливаемся - женщинам необходимо повязать на голову платок. Здесь нельзя сквернословить и допускать плохих мыслей, мусорить и курить, предупреждает наша проводница, показывая на правила, размещенные на входе.

Почти все верующие здесь в марийских национальных костюмах, отмечаю я. К слову, многие по старинке шьют их своими руками. На обратном пути Наташа обещает познакомить нас с одной из мастериц народного костюма, слава о мастерстве которой давно вышла за пределы республики.

К месту моления проложена узкая тропинка, которая выводит нас на небольшую поляну. Верующие, словно в храме, стоят перед картами, позади них - столы с дарами и священное дерево - онапу.

Чуть поодаль на костре в огромных котлах мужчины готовят из принесенных в жертву продуктов бульон и кашу.

Как говорит мне участник ритуала Александр Мокеев, для каши подходят любые крупы, в нее добавляют соль и масло, а во время варки ее нельзя мешать.

Чтобы загаданное наверняка сбылось и не гневить марийских богов, прячу камеру в рюкзак, оставив включенным только диктофон (по правилам снимать моления строго запрещено, чтобы не случилось беды). Наташа выкладывает принесенные продукты на специальный стол, сооруженный из еловых веток и лап, - шагы, а полотенце отдает мне в руки.

Одному из картов она объясняет, что я журналист из Волгограда и хочу познакомиться с традициями марийского народа. Дальнейший ритуал чем-то напоминает мне исповедь в православном храме. Наташа подходит к жрецу и что-то говорит ему на марийском языке, он читает молитвы и после забирает у нее полотенце.

Следующая очередь - моя. Объясняю, что на молениях я в первый раз и просить за себя мне неудобно, потому озвучиваю пожелания близким. Выслушав меня, карт решил попросить у богов кое-что и для меня лично. После он читает надо мной молитвы, переводя их на русский язык и обращая взор на деревья.

Невольно пропитываюсь духом моления. У меня он также забирает полотенце и вешает на перекладину вдоль шагы вместе с принесенными другими шарфами, а то и просто кусками материи - все это будет освящено во время моления. Верующим их раздадут после - в качестве оберега. Как говорит мне карт, мое желание сбудет в течение года - главное верить в это.

Ну а все вместе, по словам жрецов, молельщики просят плодородия и здоровья всему живому миру.

По древним знакам

Пока идут моления, Наташа решает показать нам саму гору. По вырубленным в земле ступенькам с деревянными перилами медленно спускаемся вниз по крутому склону горы. Нетронутая природа, вековые ели и пение птиц настраивают на соответствующий лад. У подножия утеса в небольшом роднике журчит вода.

На дне установлен таз, в котором блестят от солнца серебряные монетки. Вслед за Наташей, пожелав всем добра, омываю руки и лицо и пробую на вкус ледяную воду.

Она святая, если у нее что-то попросить, сбудется, - поясняет Наташа. - А вот ругаться на воду нельзя - если сказать невзначай, что вода грязная, фурункул или герпес на следующий день тебе обеспечен.

Пожалев, что не взяли с собой тару, отправляемся в обратный путь - уже другой тропой. Наверху скалы оборудована небольшая площадка. Здесь установлен знак Тамга - состоящий из солярных символов традиционный марийский орнамент.

Наташа прижимает ладони к скале, обращаясь с просьбой добра, энергии и силы к Хозяину горы. Здесь же верующие оставляют монеты и хлеб.

Солярный знак - символ традиционной марийской религии, - поясняет Наталья. - В центре - подобие Божией Матери, охраняющей Вселенную.

Когда мы вернулись назад, Наташа отправилась на моления, оставив нас передохнуть на поляне.

Молельщики встают на колени, подстелив под них еловые лапы. Начинается долгая молитва. В завершении ее кусочки хлеба карты бросают в костер. Затем верующие расходятся, чтобы вкусить приношения. В памяти у меня снова невольно возникают ассоциации с причащением в православном храме.

Пока Наташа стоит в очереди за бульоном, а остальные накрывают импровизированный стол, мне поручено получить кашу. Очередь движется медленно, а когда, наконец, я оказываюсь у котла, мужчины, разливающие бульон всячески игнорируют мою чашку.

Пропустив всех стоящих позади, решаю попытать удачи в соседней очереди, тем более что мне нужно принести кашу, а тут разливают бульон. Но меня снова ждет фиаско - каша кончается буквально передо мной. Назад возвращаюсь, провалив задание.

Не страшно, - успокаивает моя проводница. - Я уже принесла бульон, а кашей нас угостит моя сестра.

Молельщики накрывают на земле небольшие скатерти, на которых, словно грибы, вырастают угощения - хлеб, блины, квас, кто-то даже ест бананы.

После непродолжительной трапезы моления завершаются. Марийцы подходя, к картам, поздравляют друг друга и благодарят их. В это время верующим раздают освященные платки и ткань. Полотенце оказывается и у нас.

Мы собираем провиант и отправляемся в обратный путь. Впереди нас ждет встреча с мастерицей из поселка Сернур Сернурского района Республики Марий Эл.

Розетка от сглаза

Лидия Веткина по образованию медик. Но ее аутентичные костюмы известны далеко за пределами региона. Да и на самой рукодельнице платье с национальным марийским орнаментом.

Нас она сразу провожает в своеобразный музей марийского народа, уютно расположившийся на втором этаже жилого дома.

Женские, мужские наряда, косынки и пояс - все традиционные марийские костюмы щедро украшены ручной вышивкой.

Марийские рукодельницы издавна славились вышивкой крестом, украшая орнаментами солнца, животных и природы всю одежду. Ткани брали домотканные, изо льна и конопли. Азам рукоделия женщину обучила ее мама.

Вот этот костюм, - говорит Лидия Васильевна, показывая женский наряд, - вышивала почти год. На нем мы видим так называемые розетки-обереги. Располагались они в тех местах, где есть суставы.

По этим узорам можно было узнать, где проживает человек, из какой он семьи. Мастерица вышивает по старым схемам и образцам из местного музея. Именно так, как делали это сотни лет назад - с лица и изнанки. Процесс создания двусторонней вышивки весьма трудоемкий - ведь высчитывать приходится буквально каждый крестик.

Раньше этими навыками владела каждая девушка, а вот сегодня мастерство, хотя и пользуется немалым спросом, незаслуженно подзабыто. Спросом такие наряды пользуются, вот только расставаться со своим творчеством Лидия Васильевна не торопится, поэтому цен на рукоделие не называет - не в деньгах счастье.

…Уже дома я решаю послушать диктофонную запись с моления - мистика да и только! Она исчезла с моего диктофона, словно ее и не было. Видимо, природа оказалась на моей стороне, не дав нарушить правила. Не зря говорят: все загаданное в роще обязательно сбывается. Правда, после надо обязательно прийти и поблагодарить деревья за помощь. А значит, через год меня ждет тот же маршрут.


– А ведь это самое необычное место на нашей линии! Оно называется Ирга, – рассказывал мне четверть века назад в городе Шахунья старейший машинист Иван Васильевич Шкаликов. Человек этот работал в последние годы жизни над рукописью об истории постройки линии от Волги до Вятки.
– Поворот небольшой там сделан был неспроста. Старики говорили, что в проекте никакого поворота не было. Но всё пришлось изменить, чтобы обойти огромное, очень старое дерево – сосну. Она попадала в зону отвода, но её нельзя было трогать. О ней была легенда. Мне старые люди рассказали, и я её в тетрадку записал. Для памяти.

– О чём же легенда?
– О девушке. Тут ведь раньше, до русских, только марийцы жили. И она тоже была марийка – рослая, красивая, работала в поле за мужчин, охотилась одна. Звали её Ирга. У неё возлюбленный был – молодой парень по имени Одош, сильный, смелый, с рогатиной на медведя ходил! Крепко они любили друг друга. Пора бы уж было им пожениться, да время то было тревожное…

Сосны могут жить по четыреста лет. Если так, молодой сосна была, когда в тайге за Волгой шли Черемисские войны. Историки о них сообщают скупо. Может, потому не нашлось своего Фенимора Купера рассказать обо всём этом. Длились войны почти всю вторую половину XVI века. Черемисами в ту пору звали марийцев. Пало Казанское ханство, и жизнь в этих края менялась. По тайге бродили разбойники, прокладывали дороги отряды царских войск. Марийцы старались не пускать в свои леса ни тех, ни других. Чужаки натыкались на засады. Ответом были походы в глубь марийских лесов, сожжённые и разграбленные деревни. В такой деревне, согласно легенде, стоявшей на месте поляны, и жила когда-то девушка с красивым именем Ирга, которое переводится на русский «утро».

Как-то раз мариец-охотник заметил в тайге отряд чужаков. Немедленно вернулся в деревню, и решено было: женщины, дети, старики уйдут в тайгу, мужчины двинутся к соседям за помощью. Ирга вызвалась остаться в деревне и незаметно наблюдать за всем. Долго прощалась она с женихом на краю леса. А когда побежала назад, попала прямо в руки разбойников. Иргу схватили, пытали, чтобы узнать, куда делись жители деревни. Но она ни слова не сказала. Тогда её повесили на молоденькой сосне, стоявшей прямо на деревенской улице.

Разбойники уже поджигали ограбленные дома, когда из леса появились марийские воины. Только Иргу было уже не спасти. Марийцы похоронили её под сосной и навсегда оставили свою деревню. Сосна и достояла до начала ХХ века, когда через тайгу повели пути.

Как оказалось, легенду знал не один старый машинист Шкаликов.

Великим авторитетом на севере Нижегородской области во второй половине ХХ века был Павел Березин. Он работал бухгалтером в посёлке Вахтан и около 60 лет своей жизни писал книгу «Наш край», собирал по крупицам архивные данные, предания. Он так и не дожил до её издания – в 70-х годах книга не устроила ни идеологов, ни историков: каким-то не таким, как учили, предстало в ней прошлое. Но Березин напечатал её во многих экземплярах на машинке, переплёл и раздал в библиотеки. А после его смерти она издавалась уже четыре раза. Оказывается, именно рассказ о том чуть заметном повороте линии пробудил много лет назад в молодом бухгалтере исследователя. Сохранились заметки Березина: «Предание о гибели Ирги не давало мне покоя. Я был убеждён, что в его основу было положено какое-то событие, поэтому и приступил к изучению прошлого этого края».

В 1923 году Павел Березин пришёл на железную дорогу к той самой поляне, когда узнал новость. Рядом был карьер – брали песок, чтобы выравнивать насыпь. И наткнулись на могильник. Вызванные из Нижнего Новгорода археологи подтвердили догадки – глиняные горшки, медные котелки, железные ножи, кинжалы, женские украшения были типичны для марийского средневековья. Здесь, и правда, была деревня.

А в сороковых годах Березин познакомился со старым дорожным мастером Иваном Носковым, который жил на станции Тоншаево. Оказалось, тот в 1913 году рубил в этом месте просеку под будущую железную дорогу. В основном бригада состояла из марийцев окрестных деревень.

«Они оставили несрубленной одну старую сосну, попавшую в полосу отчуждения, – писал в своём дневнике Березин. – Инженер Пётр Акимович Фойхт при осмотре работ на Иргах обратил внимание старшего рабочего Носкова на огромную сосну. Подозвав рабочих-марийцев, рубивших лес, он приказал немедленно срубить дерево. Марийцы же замешкались, о чём-то оживлённо заговорили между собой по-марийски. Затем один из них, по-видимому, старший артели, наотрез отказался выполнить приказ инженера, заявив, что под сосной давно была похоронена марийская девушка, которая сама погибла, но спасла много жителей бывшего здесь поселения. И эта сосна хранится как своего рода памятник погибшей. Фойхт попросил марийца более подробно рассказать о девушке. Тот выполнил его просьбу. Внимательно выслушав рассказ, инженер приказал сосну оставить».

Сосна упала в 1943 году во время бури. Но поляна с краю от линии цела до сих пор. Марийцы, как и раньше, приходят сюда каждое лето косить траву. Конечно, есть у них покосы и поближе. Но этот – особый. Он помогает беречь место. Только не покоси пару лет – над ним сомкнётся тайга. И ещё – как полагается по обычаю – в обед люди помянут добрым словом предков.

В этом году мой ответ на вопрос «где встречала Новый год?» вызвал живой интерес и множество расспросов у знакомых. А я всего-навсего ездила в Йошкар-Олу.

«Ничего себе, а где это?», «ого, как далеко!», «а почему именно туда?» — спрашивают и очень удивляются, услышав, что добралась я из Москвы всего за полтора часа — на самолёте. Если быть точной, расстояние между городами — 747 км, но у большинства москвичей сложилось ошибочное представление, будто Йошкар-Ола — «это где-то за Уралом, а то и не в нашей стране»…

На самом деле республика Марий Эл находится на востоке европейской России, в Приволжье. Коренное население республики — марийцы или, как их раньше называли, черемисы — финно-угорский народ с собственной культурой, обычаями, религией и языком. Сейчас численность марийцев едва превышает 700 тысяч человек.

Столица республики, Йошкар-Ола, тоже сравнительно небольшой город. По данным на прошлый год в нём проживало 263 тысячи человек, из которых только 58 тысяч — марийцы. Да и в республике живет лишь половина всех марийцев, а остальные рассеяны по областям и республикам Поволжья и Урала.

— Я родилась в Йошке, живу здесь всю жизнь, — рассказывает девушка Лена. — У нас в семье все русские, все друзья наши тоже... Мне кажется, я не знаю лично ни одного марийца. Только мама рассказывала, что их родная деревня граничила с марийской, и люди между собой не очень общались: жениться старались на своих, смешиваться было не принято. Русские марийцев даже побаивались: говорят, среди них много колдунов, они могли навести порчу или сглазить… Я слышала, что и сейчас у нас в республике есть закрытые марийские деревни, где чтут старинные традиции и молятся в священных рощах.

«Последние язычники Европы»

Марийцев называют «последними язычниками Европы». Многие мари и сегодня регулярно участвуют в жертвоприношениях. По всей республике рассеяны почти две с половиной сотни священных рощ, некоторые даже охраняются государством. Согласно марийским традициям, роща — это храм, который нельзя осквернять ни мусором, ни криком, ни руганью, ни ложью. Нельзя рубить деревья, использовать землю и даже собирать ягоды и грибы.

Раньше большие моления собирали в специально ограждённой роще до пяти тысяч человек. Посторонних туда не допускают: марийцы верят, что мысль материальна — мысли непосвященного или неверующего могут испортить общую молитву. В жертву богам приносят домашний скот, кроме козы и свиньи — эти животные считаются нечистыми. Для больших просьб закалывают корову или лошадь. А некоторые марийцы в качестве жертвы зажигают гигантскую свечу и приносят к ней масло, воск, зерно, лепешки.

В Национальном музее республики Марий Эл работает Фаина Ивановна З., чистокровная марийка.

Фаина Ивановна

— Когда я была маленькой, примерно 60 лет назад, в нашей деревне ещё носили такие костюмы, — показывает она на выставочный стенд с национальным костюмом горного мари. — Марийцы бывают луговые, горные и восточные. Я из горных. Конечно, у нас соблюдались традиции, но в нашей деревне не молились в рощах — мы ходили в православные храмы…

Культура, костюмы и даже язык у горных и луговых марийцев сильно отличаются. По словам Фаины Ивановны, горные и луговые мари, случайно встретившись, порой могли не понять речь друг друга.

— У нас есть пословица: «Корныш лекат гын, рушым "земляк", татарым "изай", чувашым "родо ман"», что значит: «Если окажешься в пути, назови русского "земляк", татарина — "старший брат", а чуваша — "родня"», — объясняет она. — Обычаи и традиции во многом зависят от территории, с которой граничит марийский народ — со временем многое заимствуется. Уже издалека, по платью и головному убору люди понимали, откуда пришел человек. Например, у нас, горных, на костюмах было меньше вышивки и орнамента: многие могли позволить себе купить ткань, а не ткать ее самостоятельно. Горные марийцы стали многое заимствовать у русских, например, вышивку гладью и роспись сундуков, а луговые — у татар.

Куда пропали марийцы?

В XVI веке, когда войска Ивана Грозного пытались взять Казань, а татары в ответ совершали набеги на Москву, горные марийцы очень страдали от проходящих через их территорию войск. Формально они находились в составе Казанского ханства, но защиты от него не получали: в Казани было неспокойно, постоянно сменялась власть. Тогда горные мари собрали посольство к Ивану IV, чтобы тот «их пожаловал и послал рать на Казань». В июне 1551 года горные мари присоединились к Российскому государству.

Луговые марийцы жили на другой территории — в лесах, на болотах. Через их земли войска не ходили, и даже сборщики податей редко наведывались в эти труднопроходимые чащи. Луговые мари находились ближе к Казани, с которой у них были налажены экономические связи. Им не хотелось ничего менять. После взятия Казани они несколько десятилетий восставали. Эти восстания вошли в историю как три черемисские войны общей длительностью почти в 30 лет.

— Историки называют эти войны геноцидом, — продолжает Фаина Ивановна. — Что могли охотники с луками и стрелами против пушек и ружей? В конечном счёте луговых мари насильно присоединили. В ходе черемисских войн, в 1584 году, на берегу реки Малая Кокшага был основан наш город-крепость Царевококшайск или Царь-Ола, что в переводе с луговомарийского значит «царский город» (с 1919 года — Краснококшайск, с 1928 года — Йошкар-Ола, «красный город» — «ТД» ). Он был оплотом русских царей, построенным, чтобы захватить непокорных луговых мари. Поэтому до XVII века тут жило только русское население, а марийцы обитали в окрестных деревнях. Так и сегодня: большая часть населения Йошкар-Олы — русские.

Очень многие луговые мари бежали от русских и христианизации на Урал, к башкирам, к татарам. Бежали в таких количествах, что это стало вызывать опасения у русского царя: был даже издан указ о розыске, поимке и насильственном возвращении беглецов в свои деревни. Тем не менее, в процентном соотношении сбежало больше народа, чем насчитывалось горных марийцев — так появились восточные мари.

А вот горные марийцы постепенно стали «вливаться» в русскую культуру: праздновать русские праздники, Масленицу, Святки. Многие добровольно крестились. Чтобы отличаться от некрещеных, они завязывали пояс с правой стороны («ПРАВОславный»), а не с левой, как это было принято у марийцев (пояс — оберег, защищающий сердце). Не носить пояс вовсе считалось неприличным, отсюда и пошла поговорка «распоясался».

— Косить у нас всегда ходили нарядными, в самой парадной одеже, — вспоминает Фаина Ивановна, — передник, пояс, чистая рубаха. Такое было поверье, что относиться к хлебу надо почтительно. Из зёрен последнего снопа варили кашу и угощали всех соседей, чтобы был урожай. Косить все ходили, и мужчины, и женщины — даже детей иногда брали в поле. Нас с самого детства приучали к работе: марийская девочка с семи-девяти лет уже начинала готовить себе приданое и погребальный наряд. Раньше ведь жили плохо, рано умирали… Начинали обучать вышиванию с самого сложного элемента — с контура, ведь не было ни канвы, ни рисунка. Мастерство невесты было сразу видно по её приданому, потому оно имело очень большое значение. Когда в семье рождалась девочка, пуповину ей обрезали на веретене, чтобы была хорошая мастерица-«тонкопряха», а когда мальчик — на топорище, чтобы был хороший мастер.

Всё решала не любовь, а экономика

— Был особый день, когда совершеннолетние девушки собирались в арендованной избе и демонстрировали свои умения. А деревенские женихи приходили на «общие смотрины» выбирать себе невесту. Чтобы и в отдаленных деревнях женихи узнали, что где-то подросла невеста, девушки брали «удыр пуч» («девичью трубу»), забирались на гору и трубили. Было понятно: сколько звуков труб — столько и невест в деревне. Уже с 12 лет девочку могли выдать замуж. К сожалению, все решала не любовь, а экономика. Люди стремились выжить: богатая семья хотела быстрее взять в дом невесту, чтобы были рабочие руки, бедная — поскорей выдать дочь замуж, чтобы не кормить лишний рот. Моего прадедушку, например, женили в 14 лет. Рассказывали, что жена была намного старше и относилась к нему как к ребенку: наработаются в поле — она его возьмет на ручки и спать унесет. О каких супружеских обязанностях в такие годы могла идти речь? Часто оба молодожёна были ещё совсем детьми.

Фаина Ивановна хорошо помнит свадьбы у себя в деревне:

— Проезжали на свадебной телеге или на санях жених с невестой, а под ними — или шкура медвежья, или одеяло шерстяное. Мех, шерсть — это покровительство предков считалось, защита. На свахе, на невесте, иногда на лошадках даже — тяжелое монисто. Это тоже не только украшение, а сильнейший оберег, передававшийся по наследству. Говорят, монисто могли весить до 16 кг! Монеты на нем были старинные, разных времен. Если денег не было — на монисто цепляли металлические бляшки, но деньги с них никогда не снимали, не использовали — это считалось грехом. Во время войны, я слышала, многие женщины относили свои монисто в фонд обороны — на танк, или на самолет. Представляете, что значило для марийки отдать родовую память?

Пьяного выгоняли из деревни

Вдохновленные рассказами Фаины Ивановны, мы отправились угоститься национальными марийскими блюдами. Еда оказалась очень похожей на русскую: те же вареники — но по размеру втрое больше наших, а внутри — творог или капуста. Называется «подкоголь». Те же блины — но пекутся они в три слоя из манной, овсяной или пшеничной крупы, а внутри — картофель или творог. Называется «коман мелна». Пирог с картофелем и луком — «кравец», варёная колбаса из сала или крови с крупой — «сокта».

Медовуху марийцы зовут медовщиной, а с приходом русских, жалуются, появился в марийских деревнях и самогон. По словам нашего экскурсовода, традиционно марийский народ был очень строг с алкоголем: если хотя бы раз человека замечали пьяным — выгоняли из деревни. «Дочь замуж никто не отдаст, общие дела не позовут делать — раз ты не можешь за собой следить, то доверия тебе нет. Пили маленькими глотками из ковша все по очереди, чтобы приобщиться к обряду». А с угощениями существовала традиция: если гости приносили на праздник ржаной каравай — желают иметь достаток в семье, а если творожную лепешку — корову.

Умер? Скатертью дорога!

Выехали за город. Проезжаем поле, а вдали маленькие домики виднеются, над ними — высокие шесты с тряпками. «Что это?» — спрашиваю. — «Марийское кладбище».

Интересная особенность марийской религии — отношение к смерти. Развитый культ предков предполагает единство мира — люди уходят, чтобы вернуться, верят марийцы. Поэтому об умерших почти не горюют: на могилу кладут полотенце, символизирующее ровную дорогу в иной мир — «скатертью дорога» (эта поговорка раньше имела положительную коннотацию). Возле могилы вбивают шест — «вертикальную ось мира», соединяющую в единое целое верхний и нижний миры. На сороковой день родственник или друг надевает одежду умершего и изображает его самого: с ним советуются, разговаривают, просят передать «привет» другим усопшим.


Марийская священная роща

Через несколько недель после возвращения в Москву я уже приготовилась отвечать на удивлённый возглас моей ученицы Ани: «Йошкар-Ола! Ничего себе…», когда услышала неожиданное продолжение: «…Я же сама марийка! Я оттуда!»

Оказалось, что Аня с мамой переехали в Москву не так давно, а родственники до сих пор живут в Марий Эл. Анина мама прекрасно говорит по-марийски, а дома у них хранится старинный национальный костюм и монисто.

— В нашей семье есть предание, что монетки на этом монисто пожаловал нашему далекому предку сам Стенька Разин. Рассказывают, будто прародитель наш был рыбаком, и попался проплывающему по Волге казацкому предводителю. Дед не растерялся, накормил разбойников вкусной рыбой, — и жизнь свою сохранил, и деньги получил.

Posted ЧТ, 20/02/2014 - 07:53 by Кэп

Мари́йцы (мар. марий, мары, маре, мӓрӹ; ранее: рус. черемисы, тюрк. Чирмыш, татарское: марилар ) — финно-угорский народ в России, в основном в республике Марий Эл. В ней проживает около половины всех марийцев, насчитывающих 604 тысячи человек (2002). Остальные марийцы рассеяны по многим областям и республикам Поволжья и Урала.
Основной территорией проживания является междуречья Волги и Ветлуги.
Выделяют три группы марийцев: горные (они живут на правом и частично левом берегу Волги на западе Марий Эл и в соседних регионах), луговые (они составляют большинство марийского народа, занимают Волго-Вятское междуречье), восточные (они сложились из переселенцев с луговой стороны Волги в Башкирию и Приуралье) — последние две группы ввиду исторической и языковой близости объединяют в обобщённое лугово-восточные марийцы. Говорят на марийском (лугово-восточном марийском) и горномарийском языках финно-угорской группы уральской семьи. Исповедуют православие. Также издавна распространена марийская традиционная религия, которая является сочетанием язычества и монотеизма.

марийская изба, кудо, жилище мари

Этногенез
В раннежелезном веке в Волго-Камье сложилась ананьинская археологическая культура (VIII—III вв. до н. э.), носители которой являлись далекими предками коми-зырян, коми-пермяков, удмуртов и марийцев. Начало формирования этих народов относится к первой половине 1-го тысячелетия.
Область формирования марийских племен — правобережье Волги между устьями Суры и Цивиля и противоположное левобережье вместе с нижним Поветлужьем. Основу марийцев составили потомки ананьицев, испытавших этническое и культурное влияние позднегородецких племен (предков мордвы).
Из этого района марийцы расселялись в восточном направлении вплоть до р. Вятки и в южном до р. Казанки.

______________________МАРИЙСКИЙ ПРАЗДНИК ШОРЫКЙОЛ

Древнемари́йская культу́ра (луговомар. Акрет марий культур) — археологическая культура VI—XI вв., маркирующая ранние периоды формирования и этногенеза марийского этноса.
Сформировалась в середине VI—VII вв. на основе финноязычного западноволжского населения, проживавшего между устьями рек Оки и Ветлуги. Основные памятники этого времени (Младший Ахмыловский, Безводнинский могильники, Чортово, Богородское, Одоевское, Сомовские I, II, Васильсурское II, Кубашевское и др. городища) располагаются в Нижегородско-Марийском Поволжье, Нижнем и Среднем Поветлужье, бассейнах рек Большая и Малая Кокшага. В VIII—XI вв., судя по могильникам (Дубовский, Веселовский, Кочергинский, Черемисское кладбище, Нижняя Стрелка, Юмский, Лопъяльский), укреплённым городищам (Васильсурское V, Ижевское, Еманаевское и др.), селищам (Галанкина Гора и др.), древнемарийские племена занимали Среднее Поволжье между устьями рек Суры и Казанки, Нижнее и Среднее Поветлужье, правобережье Средней Вятки.
В этот период происходят окончательное оформление единой культуры и начало консолидации марийской народности. Культуру характеризует своеобразный погребальный обряд, сочетающий трупоположение и трупосожжение на стороне, жертвенные комплексы в виде помещённых в берестяные туеса или завёрнутых в одежду наборов украшений.
Типично обилие предметов вооружения (железные мечи, проушные топоры, наконечники копий, дротиков, стрел). Встречаются орудия труда и быта (железные топоры-кельты, ножи, кресала, глиняные плоскодонные неорнаментированные горшковидные и баночные сосуды, пряслица, льячки, медные и железные котелки).
Характерен богатый набор украшений (разнообразные гривны, фибулы, бляхи, браслеты, височные кольца, серьги, коньковые, «шумящие», трепециевидные подвески, «усатые» перстни, наборные пояса, головные цепочки и т. д.).

карта расселения марийцев и финно-угорских племен

История
Предки современных марийцев между V и VIII веком взаимодействовали с готами, позднее с хазарами и Волжской Булгарией. Между XIII и XV веком марийцы входили в состав Золотой Орды и Казанского ханства. Во время военных действий между Московским государством и Казанским ханством, марийцы воевали как на стороне русских, так и на стороне казанцев. После завоевания Казанского ханства в 1552 году ранее зависевшие от него марийские земли стали частью российского государства. 4 октября 1920 был провозглашён автономный округ марийцев в составе РСФСР, 5 декабря 1936 — АССР.
Присоединение к Московскому государству было крайне кровопролитным. Известно о трех восстаниях — так называемых Черемисских войнах 1552—1557, 1571—1574 и 1581—1585 гг.
Вторая Черемисская война носила национально-освободительный и антифеодальный характер. Марийцам удалось поднять соседние народы, и даже соседние государства. В войне участвовали все народы Поволжья и Приуралья, и были набеги со стороны Крымского и Сибирского ханств, Ногайской Орды и даже Турции. Вторая Черемисская война началась сразу же после похода крымского хана Давлет-Гирея, закончившегося захватом и сожжением Москвы.

сернурский фольклорный марийский коллектив

Малмы́жское кня́жество — крупнейшее и известнейшее марийское протофеодальное образование.
Ведёт свою историю от основателей, марийских князей Алтыбая, Урсы и Ямшана (1-я пол.-сер. XIV века), колонизировавших эти места после прихода со Средней Вятки. Расцвет княжества — в период правления князя Болтуша (1-я четв. XVI века). В сотрудничестве с соседними княжествами Китяка и Порек оно оказало наибольшее сопротивление русским войскам в период Черемисских войн.
После падения Малмыжа жители его под руководством князя Токтауша, брата Болтуша, спускаются вниз по Вятке и основывают новые поселения Мари-Малмыж и Уса (Усола)-Малмыжка. Потомки Токтауша живут там до сих пор. Княжество распалось на несколько независимых малозначительных уделов, в том числе Буртек.
В период расцвета в его состав входили Пижмари, Ардаял, Адорим, Постников, Буртек (Мари-Малмыж), Русское и Марийское Бабино, Сатнур, Четай, Шишинер, Янгулово, Салауев, Балтасы, Арбор и Сизинер. К 1540-м районы Балтасы, Янгулово, Арбор и Сизинер захвачены татарами.


Ижмари́нское кня́жество (Пижанское княжество; луговомар. Иж Марий кугыжаныш, Пыжанъю кугыжаныш) — одно из крупнейших марийских протофеодальных образований.
Образовано Северо-западными марийцами на отвоёванных в результате Марийско-удмуртских войн на удмуртских землях в XIII веке. Первоначальный центр — Ижевское городище, когда границы доходили на севере до реки Пижмы. В XIV-XV веках марийцы были потеснены с севера русскими колонизаторами. С падением геополитического противовеса влиянию России Казанского ханства и приходом русской администрации княжество прекратило своё существование. Северная часть вошла как Ижмаринская волость в состав Яранского уезда, южная — как Ижмаринская волость в состав Алатской дороги Казанского уезда. Часть марийского населения в нынешнем Пижанском районе существует до сих пор на запад от Пижанки, группируясь вокруг национального центра деревни Мари-Ошаево. В среде местного населения зафиксирован богатый фольклор периода существования княжества — в частности, о местных князьях и богатыре Шаеве.
Включало земли в бассейнах рек Иж, Пижанка и Шуда, площадью около 1 тыс. км². Столица — Пижанка (известна в русских письменных источниках только с момента построения церкви, в 1693).

Марийцы (народ мари)

Этногруппы
Горные марийцы (горно-марийский язык)
Лесные марийцы
Лугово-восточные марийцы (лугово-восточный марийский (марийский) язык)
Луговые марийцы
Восточные марийцы
Прибельские марийцы
Уральские марийцы
Кунгурские, или сылвенские, марийцы
Верхнеуфимские, или красноуфимские, марийцы
Северо-западные марийцы
Костромские марийцы

горные марийцы, курык мари

Горномари́йский язы́к — язык горных марийцев, литературный язык на основе горного наречия марийского языка. Число носителей — 36 822 (перепись 2002). Распространён в Горномарийском, Юринском и Килемарском районах Марий Эл, а также в Воскресенском районе Нижегородской и Яранском районе Кировской областей. Занимает западные регионы распространения марийских языков.
Горномарийский язык, наряду с лугово-восточным марийским и русским языками, является одним из государственных языков Республики Марий Эл.
На горномарийском языке выходят газеты «Жерӓ» и «Йӓмдӹ ли!», литературный журнал «У сем», вещает Горномарийское радио.

Сергей Чавайн, основоположник марийскои литературы

Луго́во-восто́чные мари́йцы — обобщённое наименование этнической группы марийцев, включающей исторически сложившиеся этногруппы луговых и восточных марийцев, которые говорят на едином лугово-восточном марийском языке со своими региональными особенностями, в отличие от горных марийцев, говорящих на своём горно-марийском языке.
Лугово-восточные марийцы составляют большую часть марийского народа. Численность составляет, по некоторым оценкам, около 580 тысяч человек из более 700 тысяч марийцев.
По данным Всероссийской переписи населения 2002 всего как лугово-восточные марийцы себя идентифицировали 56 119 человек (в том числе 52 696 в Марий Эл) из 604 298 марийцев (или 9 % от них) в России, из них как «луговые марийцы» (олык марий) — 52 410 чел., как собственно «лугово-восточные марийцы» — 3 333 чел., как «восточные марийцы» (восточные (уральские) марийцы) — 255 чел., что говорит в целом об устоявшейся традиции (приверженности) называть себя единым наименованием народа — «марийцы».

восточные (уральские) мари

Кунгурские, или сылвенские, марийцы (мар. Кöҥгыр марий, Сулий марий) — этнографическая группа марийцев в юго-восточной части Пермского края России. Кунгурские марийцы — часть уральских марийцев, которые в свою очередь входят в число восточных марийцев. Название группа получила от бывшего Кунгурского уезда Пермской губернии, к которому до 1780-х годов относилась территория, на которой селились марийцы с XVI века. В 1678—1679 гг. в Кунгурском уезде уже насчитывалось 100 марийских юрт с мужским населением в 311 человек. В XVI—XVII веках появились марийские поселения по рекам Сылва и Ирень. Часть марийцев затем была ассимилирована более многочисленными русскими и татарами (например, деревня Ошмарина Насадского сельского совета Кунгурского района, бывшие марийские деревни по верхнему течению Ирени и др.). Кунгурские марийцы приняли участие в формировании татар Суксунского, Кишертского и Кунгурского районов края.

Обряд поминок у народа мари__________________

Марийцы (народ мари)
Северо-западные марийцы — этнографическая группа марийцев, которые традиционно проживают в южных районах Кировской области, в северо-восточных Нижегородской: Тоншаевском, Тонкинском, Шахунском, Воскресенском и Шарангском. В подавляющем большинстве подверглись сильной русификации и христианизации. В то же время возле села Большая Юронга в Воскресенском районе, деревни Большие Ашкаты в Тоншаевском и некоторых других марийских деревень сохранились марийские священные рощи.

на могиле марийского героя Акпатыра

Северо-западные марийцы предположительно являются группой мари, которых русские называли меря от местного самоназвания Мäрӹ в отличие от самоназвания луговых марийцев — Марий, фигурировавших в летописях как черемисы — от тюрского чирмеш.
Северо-западный диалект марийского языка существенно отличается от лугового наречия, по причине чего литература на марийском языке, изданная в Йошкар-Оле, малопонятна северо-западным мари.
В посёлке Шаранга Нижегородской области существует центр марийской культуры. Помимо этого, в районных музеях северных районов Нижегородской области широко представлены орудия труда и предметы быта северо-западных марийцев.

в священной марийской роще

Расселение
Основная часть марийцев проживает в Республике Марий Эл (324,4 тыс. чел.). Значительная часть проживает на марийских территориях Кировской, Нижегородской областей. Самая большая марийская диаспора находится в Республике Башкортостан (105 тыс. чел.). Также марийцы компактно проживают в Татарстане (19,5 тыс. человек), Удмуртии (9,5 тыс. человек), Свердловской (28 тыс. человек) и Пермской (5,4 тыс. человек) областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Челябинской и Томской областях. Живут также в Казахстане (4 тыс., 2009 г. и 12 тыс., 1989 г.), на Украине (4 тыс., 2001 г. и 7 тыс., 1989 г.), в Узбекистане (3 тыс., 1989 г.).

Марийцы (народ мари)

Кировская область
2002 год: кол-во доля (в районе)
Кильмезский 2 тыс. 8 %
Кикнурский 4 тыс. 20 %
Лебяжский 1,5 тыс. 9 %
Малмыжский 5 тыс. 24 %
Пижанский 4,5 тыс. 23 %
Санчурский 1,8 тыс. 10 %
Тужинский 1,4 тыс. 9 %
Уржумский 7,5 тыс. 26 %
Численность (Кировская область): 2002 год — 38 390, 2010 год — 29 598.

Антропологический тип
Марийцы относятся к субуральскому антропологическому типу, отличающемуся от классических вариантов уральской расы заметно бо́льшей долей монголоидного компонента.

мари на охоте в конце 19 века

Праздничное выступление у народа мари______

Язык
Марийские языки относятся к финно-волжской группе финно-угорской ветви уральских языков.
В России по данным Всероссийской переписи населения 2002 марийскими языками владеют 487 855 человек, в том числе марийским (лугово-восточным марийским) — 451 033 человек (92,5 %) и горно-марийским — 36 822 человек (7,5 %). Среди 604 298 марийцев в России марийскими языками владеют 464 341 человек (76,8 %), русским — 587 452 человек (97,2 %), то есть широко распространено марийско-русское двуязычие. Среди 312 195 марийцев в Марий Эл марийскими языками владеют 262 976 человек (84,2 %), в том числе марийским (лугово-восточным марийским) — 245 151 человек (93,2 %) и горно-марийским — 17 825 человек (6,8 %); русским — 302 719 человек (97,0 %, 2002 г.).

марийский похоронный обряд

Мари́йский язы́к (или лугово-восточный марийский) — один из финно-угорских языков. Распространён среди марийцев, главным образом в Республике Марий Эл и Башкортостане. Старое название — «черемисский язык».
Принадлежит к финно-пермской группе этих языков (наряду с прибалтийско-финскими, саамскими, мордовскими, удмуртским и коми языками). Помимо Марий Эл распространён также в бассейне реки Вятки и восточнее, до Урала. В марийском (лугово-восточном марийском) языке выделяют несколько диалектов и говоров: луговой, распространённый исключительно на луговом берегу (у Йошкар-Олы); а также примыкающие к луговому т. н. восточные (уральские) говоры (в Башкортостане, Свердловской области, Удмуртии и др.); на северо-западном наречии лугового марийского языка разговаривают в Нижегородской и некоторых районах Кировской и Костромской областях. Отдельно выделяется горномарийский язык, распространённый преимущественно на горном правом берегу Волги (около Козьмодемьянска) и отчасти на луговом левом её берегу — на западе Марий Эл.
Лугово-восточный марийский язык, наряду с горномарийским и русским языками, является одним из государственных языков Республики Марий Эл.

Традиционная марийская одежда

Основной одеждой марийцев была рубаха тунико-образного покроя (тувыр), штаны (йолаш), а также кафтан (шовыр), вся одежда опоясывалась поясным полотенцем (солык), а иногда и поясом (ÿштö).
Мужчины могли носить войлочную шляпу с полями, шапку и накомарник. Обувью служили кожаные сапоги, а позже — валенки и лапти (заимствование из русского костюма). Для работы в болотистой местности к обуви прикрепляли деревянные платформы (кетырма).
У женщин были распространены поясные подвески — украшения из бисера, раковин каури, монеток, застежек и пр. Также существовало три вида женских головных уборов: конусовидный колпак с затылочной лопастью; сорока (заимствована у русских), шарпан — головное полотенце с очельем. Схожим с мордовским и удмуртским головным убором является шурка.

Общественные работы у народа мари__________

марийское моление, праздник Сурем

Религия
Кроме православия у марийцев существует собственная языческая традиционная религия, которая сохраняет определённую роль в духовной культуре и в настоящее время. Приверженность марийцев к своей традиционной вере вызывает живой интерес у журналистов из Европы и России. Марийцев даже называют «последними язычниками Европы».
В XIX веке язычество у марийцев подвергалось гонениям. Например, в 1830 году по указанию министра внутренних дел, к которому поступило обращение Святейшего Синода, было взорвано место молений — Чумбылат курык, однако, что интересно, уничтожения Чумбылатова камня не возымело должного действия на нравы, потому что черемисы поклонялись не камню, а обитавшему тут божеству.

Марийцы (народ мари)
Мари́йская традицио́нная рели́гия (мар. Чимарий йӱла, Марий (марла) вера , Марий йӱла, Марла кумалтыш, Ошмарий-Чимарий и другие местные и исторические варианты наименований) — народная религия марийцев, основанная на марийской мифологии, видоизменённой под влиянием монотеизма. По мнению некоторых исследователей в последнее время, за исключением сельской местности, носит неоязыческий характер. С начала 2000-х годов произошло организационное оформление и регистрация в качестве нескольких местных и объединяющей их региональной централизованной религиозной организации Республики Марий Эл. Впервые было официально закреплено единое конфессиональное наименование Марийская Традиционная Религия (мар. Марий Юмыйӱла)

Праздник у народа мари _________________

Марийская религия основывается на вере в силы природы, которую человек должен почитать и уважать. До начала распространения монотеистических учений марийцы почитали многих богов известных под названием Юмо, признавая при этом главенство Верховного Бога (Кугу-Юмо). В XIX веке языческие верования, под влиянием монотеистических воззрений их соседей, видоизменились и был создан образ Единого Бога Тÿҥ Ош Поро Кугу Юмо (Единый Светлый Добрый Великий Бог).
Последователи Марийской традиционной религии осуществляют религиозные ритуалы, массовые моления, проводят благотворительные, культурно-просветительские мероприятия. Они обучают и воспитывают подрастающее поколение, издают и распространяют религиозную литературу. В настоящее время зарегистрированы четыре районные религиозные организации.
Молитвенные собрания и массовые моления проводятся в соответствии с традиционным календарем, при этом всегда учитывается положение луны и солнца. Общественные моления проходят, как правило, в священных рощах (кӱсото). Молением руководит онаеҥ, карт (карт кугыза).
Г. Яковлев выделяет, что у луговых марийцев есть 140 богов, а у горных — около 70. Впрочем, часть этих богов, вероятно, возникла из-за неправильного перевода.
Главным богом является Кугу-Юмо — Верховный бог, обитающий на небе, возглавляет всех небесных и низших богов. По преданиям, ветер — его дыхание, радуга — лук. Также упоминается Кугурак — «старейшина» — иногда почитается также верховным богом:

марийский лучник на охоте - конец 19 века

Из других богов и духов у марийцев можно назвать:
Пурышо — бог судьбы, заклинатель и создатель будущей судьбы всех людей.
Азырен — (мар. «смерть») — по преданиям, являлся в виде сильного мужчины, подходившего к умирающему со словами: «Твоё время пришло!». Существует много легенд и сказаний, как люди пытались его обхитрить.
Шудыр-Шамыч Юмо — бог звёзд
Туня Юмо — бог вселенной
Тул он Кугу Юмо — бог огня (возможно, просто атрибут Кугу-Юмо), также и Сурт Кугу Юмо — «бог» домашнего очага, Сакса Кугу Юмо — «бог» плодородия, Тутыра Кугу Юмо — «бог» тумана и другие — скорее всего, это просто атрибуты верховного бога.
Тылмаче — докладчик и лакей божественной воли
Тылзе-Юмо — бог луны
Ужара-Юмо — бог утренний зари
В современное время моления производятся богам:
Поро Ош Кугу Юмо — верховный, самый главный бог.
Шочынава — богиня рождения.
Тӱнямбал сергалыш.

Многие исследователи антиподом Куго-Юмо считают Кереметя. Следует отметить, что места для жертвоприношений у Куго-Юмо и Кереметь отдельные. Места поклонения божествам называются Юмо-ото («божий остров» или «божественная роща»):
Мер-ото — общественное место поклонения, где молятся всей общиной
Тукым-ото — семейно-родовое место поклонения

По характеру моления также различаются на:
случайные моления (например, о ниспослании дождя)
общинные — крупные праздники (Семык, Агавайрем, Сӱрем и др.)
частные (семейные) — свадьба, рождение детей, похороны и др.

Поселения и жилища народа мари

У марийцев издавна сложился приречно-овражный тип расселения. Древние места их обитания располагались по берегам крупных рек - Волги, Ветлуги, Суры, Вятки и их притоков. Ранние поселения, по археологическим данным, существовали в виде укрепленных городищ (карман, ор) и неукрепленных селищ (илем, сурт), связанных родственными узами. Поселения были малодворными, что характерно для лесной полосы. Вплоть до середины XIX в. в планировке марийских поселений преобладали кучевые, беспорядочные формы, унаследовавшие ранние формы расселения семейно-патронимическими группами. Переход от кучевых форм к рядовой, уличной планировке улиц происходил постепенно в середине - второй половине XIX в.
Интерьер дома был прост, но функционален, по боковым стенам от красного угла и стола располагались широкие лавки. На стенах подвешивались полки для посуды и утвари, перекладины для одежды, в доме было несколько стульев. Жилое помещение условно делилось на женскую половину, где находилась печь, мужскую - от входной двери до красного угла. Постепенно интерьер менялся - увеличивалось количество комнат, стала появляться мебель в виде кроватей, шкафов для посуды, зеркала, часы, табуретки, стулья, фотографии в рамках.

фольклорная марийская свадьба в Сернуре

Хозяйство марийцев
Уже к концу I - началу II тыс. н.э. носило комплексный характер, но главным было земледелие. В IX-XI вв. марийцы переходят к пашенному земледелию. Паровое трехполье с унавоженными парами у марийских крестьян утвердилось в XVIII в. Наряду с трехпольной системой земледелия до конца XIX в. сохранялись подсечно-огневая и переложная. Марийцы возделывали зерновые (овес, гречиха, ячмень, пшеница, полба, просо), бобовые (горох, вика), технические (конопля, лен) культуры. Иногда на полях, помимо огородов на усадьбе, сажали картофель, разводили хмель. Огородничество и садоводство носило потребительский характер. В традиционный набор огородных культур входили: лук, капуста, морковь, огурец, тыква, репа, редька, брюква, свекла. Картофель стали культивировать в первой половине XIX в. Помидоры начали разводить в советское время.
Садоводство получает широкое распространение с середины XIX в. в правобережье Волги среди горных марийцев, где были благоприятные климатические условия. Садоводство у них имело товарное значение.

Народные календарные марийские праздники

Первоначальной основой праздничного календаря была трудовая практика людей, прежде всего земледельческая, поэтому календарная обрядность марийцев имела аграрный характер. Календарные праздники были тесно связаны с цикличностью природы и соответствующими этапами сельскохозяйственных работ.
Значительное воздействие на календарные праздники марийцев оказало христианство. С внедрением церковного календаря, народные праздники были приближены по срокам к православным праздникам: Шорыкйол (Новый год, Святки) - к Рождеству, Кугече (Великий день) - к Пасхе, Сÿрем (праздник летнего жертвоприношения) - к Петрову дню, Угинде (праздник нового хлеба) - к Ильину дню и т.д. Несмотря на это, древние традиции не забывались, уживались с христианскими, сохраняя свой исконный смысл и структуру. Сроки прихода отдельных праздников продолжались исчисляться по-старому, с использованием лунно-солнечного календаря.

Имена
Испокон веков марийцы имели национальные имена. При взаимодействии с татарами к марийцам проникли тюркско-арабские имена, с принятием христианства — христианские. В настоящее время больше используются христианские имена, также набирает популярность возврат к национальным (марийским) именам. Примеры имён: Акчас, Алтынбикя, Айвет, Аймурза, Бикбай, Емыш, Изикай, Кумчас, Кысылвика, Менгылвика, Малика, Настальче, Пайралче, Шымавика.

марийский праздник Семык

Свадебные традиции
Одним из главных атрибутов свадьбы является свадебная плетка «Сÿан лупш», оберег, защищающий «дорогу» жизни, по которой предстоит пройти вместе молодожёнам.

Марийцы Башкортостана
Башкортостан — второй после Марий Эл регион России по численности проживающих марийцев. На территории Башкортостана проживает 105 829 марийцев (2002), треть марийцев Башкортостана проживает в городах.
Переселение марийцев на Урал происходило в 15-19 веках и было вызвано их насильственной христианизацией на Средней Волге. Марийцы Башкортостана в массе своей сохранили традиционные языческие верования.
Доступно обучение на марийском языке в национальных школах, в среднеспециальных и высших учебных заведениях в Бирске и Благовещенске. В Уфе действует Марийское общественное объединение «Марий ушем».

Известные марийцы
Абукаев-Эмгак, Вячеслав Александрович — журналист, драматург
Быков, Вячеслав Аркадьевич — хоккеист, тренер сборной России по хоккею
Васикова, Лидия Петровна — первая марийская женщина-профессор, доктор филологических наук
Васильев, Валериан Михайлович — языковед, этнограф, фольклорист, литератор
Ким Васин — писатель
Григорьев, Александр Владимирович — художник
Ефимов, Измаил Варсонофьевич — художник, герольдмейстер
Ефремов, Тихон Ефремович — просветитель
Ефруш, Георгий Захарович — писатель
Зотин, Владислав Максимович — 1-й Президент Марий Эл
Иванов, Михаил Максимович — поэт
Игнатьев, Никон Васильевич — писатель
Искандаров, Алексей Искандарович — композитор, хормейстер
Казаков, Миклай — поэт
Кислицын, Вячеслав Александрович — 2-й Президент Марий Эл
Колумб, Валентин Христофорович — поэт
Конаков, Александр Фёдорович — драматург
Кырла, Йыван — поэт, киноактёр, фильм Путевка в жизнь

Лекайн, Никандр Сергеевич — писатель
Луппов, Анатолий Борисович — композитор
Макарова, Нина Владимировна — советский композитор
Микай, Михаил Степанович — поэт и баснописец
Молотов, Иван Н. — композитор
Мосолов, Василий Петрович — агроном, академик
Мухин, Николай Семёнович — поэт, переводчик
Сергей Николаевич Николаев — драматург
Олык Ипай — поэт
Орай, Дмитрий Фёдорович — писатель
Палантай, Иван Степанович — композитор, фольклорист, педагог
Прохоров, Зинон Филиппович — гвардии лейтенант, Герой Советского Союза.
Пет Першут — поэт
Регеж-Горохов, Василий Михайлович — писатель, переводчик, народный артист МАССР, заслуженный артист РСФСР
Сави, Владимир Алексеевич — писатель
Сапаев, Эрик Никитич — композитор
Смирнов, Иван Николаевич (историк) — историк, этнограф
Тактаров, Олег Николаевич — актёр, спортсмен
Тойдемар, Павел С. — музыкант
Тыныш, Осып — драматург
Шабдар, Осып — писатель
Шадт, Булат — поэт, прозаик, драматург
Шкетан, Яков Павлович — писатель
Чавайн, Сергей Григорьевич — поэт и драматург
Черемисинова, Анастасия Сергеевна — поэтесса
Четкарев, Ксенофонт Архипович — этнограф, фольклорист, писатель, организатор науки
Элексейн, Яков Алексеевич — прозаик
Элмар, Василий Сергеевич — поэт
Эшкинин, Андрей Карпович — писатель
Эшпай, Андрей Андреевич — кинорежиссёр, сценарист, продюсер
Эшпай, Андрей Яковлевич — советский композитор
Эшпай, Яков Андреевич — этнограф и композитор
Юзыкайн, Александр Михайлович — писатель
Юксерн, Василий Степанович — писатель
Ялкайн, Яныш Ялкаевич — писатель, критик, этнограф
Ямбердов, Иван Михайлович — художник

_______________________________________________________________________________________

Источник информации и фото:
Команда Кочующие.
Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 161
MariUver — Независимый портал о марийцах, Марий Эл на четырёх языках: марийском, русском, эстонском и английском
Словарь марийской мифологии.
Марийцы// Народы России. Гл. ред. В. А. Тишков М.: БРЭ 1994 стр.230
Последние язычники Европы
С. К. Кузнецов. Поездка к древней черемисской святыне, известной со времён Олеария. Этнографическое обозрение. 1905, № 1, с. 129—157
Сайт Википедия.
http://aboutmari.com/
http://www.mariuver.info/
http://www.finnougoria.ru/

  • 49157 просмотров