Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Кто основал рим по легенде.

Сознание людей не делает серьезного различия между преданиями и легендами. Кроме того, современная наука также не всегда может с уверенностью отличить их друг от друга. Так же как и предание, легенда представляет собой жанр устного творчества. Слово «предание» достаточно точно отражает суть этого произведения. Это рассказ исторического содержания, который передается из уст в уста, переходит от поколения к поколению. Легенда же представляет собой повествование религиозного характера, которое неразрывно связано с историческими событиями.

Вплоть до XIX столетия читать книги и, тем более, получить образование могли далеко не все. Но знать о своих корнях, культуре и религии хотел каждый человек. Предания и легенды заменяли простому люду историческую литературу, рассказывая о прошедших событиях. Но – это не историческая , а только запечатленные яркие моменты отдельных событий.

На латыни слово «легенда» «то, что следует читать». Изначально легенда представляла собой историю о благочестивой жизни святых. Затем она изменилась до религиозно-дидактических, поучительных, а иногда и фантастических биографий исторических и вымышленных , жизнь и дела которых носили обобщенные черты характера народности, проживающей в данной местности. Самое интересное, что все эти чудесные истории воспринимались людьми как произошедшие в прошлом в реальной действительности, несмотря на их сказочность и фантастичность.

Некоторые легенды действительно очень похожи на сказки. Отличие их состоит в том, что сказки большей частью имеют придуманный , а в основе легенды лежит реальное событие, пусть и описанное в сказочной форме. Они воспринимаются гораздо серьезней, как действительный случай, из которого необходимо сделать вывод с пользой для себя.

Например, в Средние века имели место легенды, персонажами которых были проклятые люди. «Легенда о Летучем Голландце», пожалуй, самая того времени. Вариантов ее повествования много, но суть одна. Наказанный Богом «Летучий Голландец» вынужден вечно скитаться по морям, т.к. его капитан проклял Создателя и связался с Дьяволом. Находясь под впечатлением от этой легенды, мореплаватели того времени уверяли, что действительно видели этот проклятый корабль. Кто знает, что там было на самом деле… Тем не менее, эта легенда «живет» в памяти людей и по сей день.

Все события, имеющие место в легендах, описываются и оцениваются с точки зрения понимания народной традицией христианских норм жизни. Наряду с людьми и животными, ангелами и бесами, Бог и святые часто спускаются на землю, принимая разные обличья. Неузнанные, они ходят по ней, награждают праведников и грешников.

Легенды слагались, благодаря не только устному народному творчеству, но и письменным артефактам, например, апокрифам. Также среди письменных источников - некоторые библейские тексты.

Сюжеты, описанные в легендах, нашли свое отражение не только в литературных жанрах, но и в иконописи. Самым ярким примером служит икона «Чудо Георгия о змие», которая впоследствии явилась основой для создания Московской Руси, а позднее и столицы России.

Легенды и предания – жанр, который живет и развивается. Вполне вероятно, что современное понимание текущих событий обыкновенными людьми рождает и собирает выводы и истории, слухи и рассказы, которые дойдут до потомков яркими и поучительными легендами и преданиями.

Все мы часто слышим: "Это событие станет легендой! Да он просто легендарен! О ней легенды ходят!" А что такое легенда на самом деле?

Само слово "легенда" пришло к нам из латинского языка и переводится как "читаемое" или же "список отрывков из литургии для чтения на каждый день". Считается, что это одна из разновидностей устного народного творчества, но в отличие от сказки, там нет никакого волшебного начала. Легенда, как правило, описывает события, которые были на самом деле. Но так как большинство легенд начали формироваться ещё тогда, когда письменности не было, а потому передавались из уст в уста, то каждым из рассказчиков добавлялись какие-то новые элементы, новые красочные детали, и легенда постепенно трансформировалась. Легенды встречаются и в религиозной литературе – описания жития святых, деяния апостолов, части в священном Писании.

Лучше всего понять, что означает легенда, можно на конкретном примере. Все слышали легенду об Атлантиде – таинственном городе-цивилизации, который был развит до несказанно высокого уровня, чем прогневал богов и ушел под воду. Часть этой истории – существования города Атлантида – правда. Остальное – гнев богов, уровень развития цивилизации, сила самих жителей – Атлантов – может быть правдой, а может быть и домыслом рассказчиков.

Чем отличается миф от легенды

Миф – это определённый литературный жанр, передающий понимание человека о происхождении мира, и природных явлениях, и месте самого человека в этом мире. Сущность мифа и легенды, в принципе, одинакова, но имеет существенное различие во временных рамках.

В наиболее ранний период развития человечества (Древний Рим, Древняя Греция), когда порядок летоисчисления только зарождался, главным в человеческом мировоззрении был миф. Именно благодаря мифам люди объясняли для себя самые важные человеческие вопросы.

Постепенно, с развитием человечества и появление монотеистических религий (где только один Бог-создатель, а не несколько), появлялись легенды – более реалистичные сказания, помогающие описать не всё мироздание в целом, а некоторые отдельные его элементы.

Понятие легенды переосмысливалось, и сейчас "легендой" мы также называем людей и события, которые получили мировую известность. Например, легендами рока являются The Beatles, Queen, Led Zeppelin, а легендами отечественного шоу-бизнеса – Алла Пугачёва, группа "ВИА Гра" и другие.

Кстати, имя Иафет (вариации – Яфет или Иапет) означает, с одной стороны, «красота», с другой – «распространение» или «расширение». Если верить Книге Бытия, еще до всемирного потопа Иафет основал город Яффа. После того как он спасся вместе с женой на Ноевом ковчеге, у них родилось семеро сыновей – Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас, у которых, в свою очередь, со временем тоже родились сыновья. «От них населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих» (Быт. 10, 1-5).
В «Повести временных лет» говорится: «По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама - южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета - так называемые норики, которые и есть славяне. Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская… От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне, иные - ободриты. Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской».

Топонимические легенды по-своему объясняют, как и почему был назван тот или иной географический объект, а иногда указывают на его вполне реальные отличительные черты. АиФ.ru подобрал красивые (хотя, скорее всего, и не имеющее отношения к реальности) версии происхождения названий городов.

Фото: www.globallookpress.com

Есть поверье, что село Домодедово в Московской области когда-то называлось Домоделовым, но зазвучало иначе, вероятно, по ошибке.

Говорят, ещё задолго до того, как село дало название городу, аэропорту и станции метро, в этой местности жили умелые домоделы — строители изб. Вот и поселение их стали именовать Домоделовым. Но уже при первом письменном упоминании оно было названо иначе: около 1401 года князь Владимир Храбрый в своём завещании вверил «Домодедово со всеми лугами» «жене своей, княгине Елене».

Что стало причиной перемены букв — остаётся неизвестным: то ли особенности устной речи, то ли чья-то оплошность. Хотя есть мнение, что домоделов и не было вовсе. А был первый поселенец, который построил дом, обзавёлся семьёй и, в конце концов, стал дедом. Потому он или его родственники и окрестили всю местность разом «дедовым домом».

Загадочное название Солóмбала носит исторический район Архангельска. По легенде, это необычное сочетание возникло благодаря Петру I , который когда-то устроил в этом местечке бал по случаю постройки первых кораблей для русского флота.

Поговаривают, будто бы государь накануне бального вечера поссорился со своей фавориткой Анной Ивановной Монс . Поэтому настроение у него испортилось, и происходящая вокруг феерия была совсем не в радость. Он сидел в одиночестве, задумавшись, не танцевал, а на все расспросы отвечал: «Ах! Солон мне этот бал!». Так безымянная деревенька и прослыла Соломбалой.

Но есть и немного иная версия. Легенда гласит, что несколько сотен лет назад это поселение было достаточно труднопроходимым и грязным. А гости праздничного бала изрядно пачкались и поскальзывались в ходе танцев. Поэтому был отдан приказ во избежание конфузов забросать грязь соломой. Откуда и могло возникнуть слово «Соломбала».

С именем Петра I связывают и наименование села Хренового в Воронежской области, где государь также пребывал по корабельным делам.

Дело было осенью, шли проливные дожди, и в одной из безымянных деревень государева карета напрочь села в дорожной грязи. На подмогу позвали местных мужиков. Толкали они, толкали карету, да не вытолкали. Пётр Первый сказал: «Хреновые у вас в селе мужики!» — взял и сам вытащил карету. А поселение так и стало Хреновым.

Не исключено, что мужики сами окрестили так эту местность. Пётр собирался нарубить здесь деревьев для постройки верфей и организовать на эту работу местных жителей. Однако они, явно ленясь и не желая работать, заявили: «Хреновый там лес!».

Но есть и ещё одна версия. Проезжая мимо этих мест, государь подивился количеству хрена, растущего в селении. «Вот так хреновое место!» — отметил Пётр, а слово это закрепилось в названии.

Необычная легенда есть и у белорусского города Гомель. Будто бы в старину здесь пролегал маршрут плотогонов, и сочетание слов, которое они выкрикивали друг другу, стало названием этой местности.

Гомель стоит на реке Сож — крупном притоке Днепра. По археологическим данным, ещё в древности эта река была удобным водным путём сообщения между славянскими племенами. Несмотря на то, что её русло изобиловало мелководными участками. Так вот, по легенде, перегонщики плотов, подбираясь к таким местам, предупреждали друг друга об опасности и громко кричали: «Го! Го! Мель!».

По другой версии, жители этого города имели странную привычку. Здороваясь с человеком, они ударяли его в плечо, что называлось «даць ў гомель» — дать в плечо. Потому и прослыли гомельчанами.

Загреб, фонтан Мандушевац. Фото: www.globallookpress.com

В центре хорватской столицы, Загреба, есть фонтан Мандушевац. По поверьям, история города началась именно с этого водного источника.

Согласно одной из версий, сотни лет назад уставший и измученный жаждой хорватский князь остановился у этого ручья. Неподалёку он увидел прекрасную девушку по имени Мáнда. Князь обратился к ней с просьбой подать ему воды: «Manda, dušo, zagrabi!» («Мáнда, душенька, загреби!»). Так город и родник обрели название.

Другая легенда гласит, будто бы у родника в жаркий день устроил привал хорватский полководец со своим отрядом. Остановившись, он воткнул в землю свой меч, и оттуда вдруг забил фонтан ледяной воды. Предводитель воскликнул: «Загребайте!». И воины, кто чем мог — шлемами, руками, — стали загребать родниковую воду. Здесь и был основан город.

Название же чешской Праги, согласно легенде, появилось благодаря мужчине, который мастерил порог своего дома.

Всё произошло тёплым летним вечером. Чешский князь вместе со своей женой стояли на стенах крепости и с высоты обозревали близлежащие земли. Вдруг княгиня заметила где-то вдали строящийся дом. Около него сидел мужчина и работал над порогом будущего строения. Жену князя внезапно озарила мысль основать в этих местах город и назвать его Прагой (от чешского «práh» — «порог»). Она хотела сделать его настолько красивым и великим, чтобы перед ним, как перед порогом замка склоняются принцы и герцоги, склонялись другие города мира.

Князь выполнил просьбу своей супруги, и появилась Прага.

По древним преданиям, в городе-государстве Сингапур когда-то обитало странное животное, которое помогало людям и которое никто никогда не видел. После первой встречи с ним человек и придумал название острова.

Загадочный Мерлайон (лат. «mer» — «море» и англ. «lion» — «лев») стоял на защите острова и его жителей: испепелял врагов, спасал островитян от наводнений. В то время остров ещё назывался Тамасеком, что означало «город у моря». Долгое время животное не попадалось людям на глаза. Но однажды на Тамасек из-за кораблекрушения попал малайский принц. Добравшись до берега, он стал исследовать местность и вдруг заметил странного зверя с головой льва и рыбьим хвостом. После этой встречи принц никак не мог выяснить, как же называется это чудное животное, и лишь один мудрец предположил, что это был лев.

Малайский принц был настолько поражён увиденным зверем, что решил переименовать остров в его честь. Так «город у моря» стал «городом льва» (от санскр. «sinha» — «лев» и «pura» — «город»).

Как часто мы слышим нынче слова-клише и выражения типа «рождение легенды», не задумываясь, что такое легенда, собственно говоря. Если обратиться к первоисточникам, то слово legenda произошло из латинского языка. Таким образом, есть основание полагать, что легенды - это ноу-хау римлян, но это утверждение спорно. Перевод его звучит как «чтение», «читаемое». Об этом виде традиционного жанра имеются монографии русского ученого XIX века, классика лингвистики Р. О. Шора.

А причем здесь чтение, если речь идет об устном фольклоре? Этот вопрос вполне закономерен. Действительно, легенды когда-то в Риме предназначались для неграмотных граждан, в них содержалась понятная им историческая, религиозная информация. Из них люди черпали знания, моральные принципы.

Легенды и предания. В чем разница?

Значение слова «легенда», которое заимствовано, близко к значению древнерусского слова «предание». Последнее произошло от слов «передать», имеется в виду из уст в уста. Предание, как правило, привязано к определенной местности, народу. Легенда изначально отличалась оценкой событий и людей согласно религиозных норм.

Христианская легенда традиционно включает в себя оценку событий соответственно христианским нормам жизни. Она более обобщена, чем предание. Общим же как для повествования, так и для легенды является их единая основа - определенные исторические события. Последние, как правило, драматичны.

Развернутое понимание легенды

Попробуем подробнее ответить на вопрос о том, что такое легенда. Религиозная легенда, как уже отмечалось, может иметь форму драматического миракля (средневекового рассказа о чудесах, вершимых святыми). Впрочем, легенды имеются и в других религиях: буддизме, иудаизме, мусульманстве. Жанр приобрел более широкое, внеритуальное значение. Его предметом становилось повествование о герое, историческом деятеле или событии. Примеры подобных произведений будут рассмотрены ниже.

Знаменитые легенды

Вспомним, Для этого приведем несколько наиболее известных примеров этого жанра. Таковым является сказание о путешествии героя Ясона с товарищами на корабле Арго в поисках золотого руна в Колхиду. Эта история пережила века и дошла до наших дней. Сквозь толщу времени также прошла легенда о Троянской войне, ее героях и драматизме противостояния. Даже в наши дни Ахиллес и Гектор вдохновляют творческих людей на многочисленные ремейки этой легенды в различных видах искусства.

Аллегорична и поучительна история о победе героя Тесея над чудовищем Минотавром, обитающем в дворцовом лабиринте царя Крита. «Энеида» нам рассказывает о мужественном основателе Рима - герое Энее, троянце, бежавшем после уничтожения греками родного города-царства.

Триста спартанцев, давшие героический бой персам в ущелье Фермопил, также стали легендой.

Широко упоминается в литературе легенда о «Летучем Голландце». Капитан навлек проклятие на свой корабль, поклявшись костями матери в том, что никто не сойдет на берег, и обрек свою душу на вечное скитание. Встреча с этим кораблем, появляющимся в Индийском океане, сулила морякам смерть, а другим судам - крушение.

Средние века украшены рыцарскими и богатырскими легендами. Известны также русские легенды о чудесной победе над змием, о богатырях.

Французы гордятся своим национальным героем - рыцарем Роландом.

В британском фольклоре известна легенда о Короле Артуре, объединившем вокруг себя

Школьная программа

В общеобразовательных учреждениях как жанр изучается легенда по литературе. 5 класс по программе включает как самые известные произведения, так и местные предания. Этот адаптирован к детскому восприятию. Легенда - жанр литературы, относящийся к малым формам фольклора. Он емкий, довольно лаконичный, что немаловажно для детского восприятия. Кроме того, этот жанр традиционно пользуется выразительными затрагивающими понятия любви и ненависти, добра и зла, справедливости. Он чем-то похож на сказку.

Жанр легенды развивали в XIX веке титаны литературы: Л. Н.Толстой, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев. Например, перу Льва Николаевича принадлежит сочинение «Разрушение ада и восстановление его», «Рождественская легенда». Федор Михайлович написал монументальное произведение - «Легенда о Великом инквизиторе». Иван Сергеевич - «Восточную легенду», «Легенду о св. Юлиане Милостивом».

Вывод

Рассмотренный жанр очень динамичный. Поэтому, говоря о том, что такое легенда, следует отметить, что сегодня этот жанр переживает второе рождение. Общество, сталкиваясь с неизвестным, непознанным, начинает создавать новые легенды. Например, об инопланетянах, похищающих людей, о чудовище о системе пирамид и других объектов, препятствующих разрушению цивилизации, о людях-героях - наших современниках. Кроме этого, легенды рождаются и из литературных произведений, если их, конечно, написал настоящий мастер. Например, роман Толкина «Властелин колец» воспринят англичанами как эпос. Истории, изложенные в этой трилогии, стали легендами.