Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Павел петрович бажов краткая биография. Павел петрович бажов

Павел петрович бажов краткая биография. Павел петрович бажов

Цели урока:

обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать IV главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; показать трагические противоречия Онегина.

  • развивающая:
  • воспитывающая:


«Как жилось нашему герою в светском петербургском обществе»

Как жилось нашему герою в светском петербургском обществе.

В ком и в чём Онегин разочаровался?

Почему он всё же отвергает любовь Татьяны?

О чём говорят слова Онегина:

Во имя чего бежит от любви Онегин?

Какие доводы он находит? Какую картину будущей семейной жизни он рисует Татьяне? Подтвердите словами текста.

Почему Онегин так уверен, что иного «семейного счастья» быть не может?

Чем завершается встреча в саду?

Чем занят Онегин после объяснения с Татьяной?

Обла ́ тка - покрытый клеем бумажный кружок, применявшийся для заклеивания конвертов.

Курти ́ ны – цветочные клумбы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему 4 глава»

Конспект урока по литературе на тему: «Анализ 4 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Объяснение Татьяны и Онегина» .

Цели урока:

обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать IV главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; показать трагические противоречия Онегина.

Ход урока

1. Оргмомент

2.Проверка домашнего задания.

    Подготовить выразительное чтение письма Татьяны

    Выполнить задания теста (Приложение №1)

3.Целевая установка

4. Анализ 4 главы « Объяснение Татьяны и Онегина »

В IV главе центральное место занимает сцена свидания Онегина и Татьяны. Давайте все вместе еще раз послушаем разговор двух молодых людей, оставшихся наедине. Точнее даже не разговор, а монолог Онегина. Татьяна, чувствуя себя очень неловко (девушка первая, нарушив нормы поведения, призналась молодому человеку в любви!), все время молчит.

Выразительное чтение «исповеди» Онегина (XII - XVI )

Какую роль играет авторское отступление, предваряющее сцену объяснения Онегина с Татьяной? (В начале четвертой главы Пушкин опять возвращается к петербургской жизни Онегина. То, что произошло между Евгением и Татьяной, не случайно, а подготовлено всей предыдущей жизнью Онегина).

Кто носил «красные каблуки» и «величавые парики» (по I строфе 4 главы)? (французские щеголи XVIII века).

Как относился Евгений Онегин к красавицам? («… не влюблялся, а волочился как-нибудь»).

В юности Евгений был искренен, знал подлинные чувства: «Он в первой юности своей б и необузданных страстей» (IX)

В ком и в чём Онегин разочаровался? Почему его душа охладела? (Годы, прожитые в фальшивом мире, не прошли даром. Появилось равнодушие к людям и к чувствам: «В красавиц он уж не влюблялся, а волочился как-нибудь; o ткажут – мигом утешался; изменят – рад был отдохнуть».(X )

И так Онегин прожил лучшие годы: с шестнадцати до двадцати четырех лет: («Вот как убил он восемь лет, утратя жизни лучший цвет»).

Какие чувства разбужены в Онегине письмом Татьяны? (XI ) («получив посланье Тани, // Онегин живо тронут был…» и даже «в сладостный, безгрешный сон // душою погрузился …». Правда, ненадолго – автор и на это указывает: «Быть может, чувствий пыл старинный // Им на минуту овладел…»).

Где состоялось объяснение Онегина с Татьяной по поводу ее любовного письма?
(в саду).

Какого рода теплые чувства испытывал Онегин к Татьяне? («Я вас люблю любовью брата…»).

Почему герой так суров? Почему он все же отвергает любовь Татьяны? (Онегин занят собой. Вся его речь не о Татьяне, а о себе. Онегин еще жесток и потому, что не верит в силу чувства).

О чем говорят слова Онегина: «Дай вам бог любимой быть другим»? (другим – потому что он не верит любви, не готов к ней, не может ее испытывать).

- Встретились два человека, которые могут дать друг другу счастье. Встретились – и заметили друг друга и могли бы полюбить… Но Онегин не верит в любовь, не верит в счастье, ни во что не верит, не умеет верить…

Во имя чего бежит от любви Онегин? Какие доводы он находит? Какую картину будущей семейной жизни он рисует Татьяне? Подтвердите словами текста. Учащиеся находят в тексте строки: «Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел…… То верно б кроме вас одной невесты не искал иной…… Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя…

Был ли он искренен? (Он говорит неправду. Все люди созданы для счастья, но не все умеют быть счастливыми, - вот Онегин не умеет, боится).

Почему Онегин так уверен, что иного «семейного счастья» быть не может? Найдите в тексте ответ. (XV) Что может быть на свете хуже…Сердит и холодно ревнив!).

О ком больше думает в сцене объяснения в саду Онегин: о Татьяне и ее чувствах или о себе?

- Чем завершается встреча в саду? Прочтите строфы 23-24. (Любовь не убита холодностью Онегина, но его «строгий разговор» открыл Татьяне жестокость, способность Онегина безжалостно уничтожать наивные и искренние чувства).

Почему автор за рассказом о безответном чувстве Татьяны повествует о «счастливой любви» Ольги и Ленского? Как он относится к «счастливым влюбленным»? (Онегин не намерен ограничивать свою жизнь «домашним кругом», а роман Ленского и Ольги невольно охлаждает его интерес к Татьяне. Онегин не хочет такой любви).

Чем занят Онегин после объяснения Татьяной? Строфы 36-39

Куда был приглашён Онегин в субботу?

Обобщения, выводы

Составление таблицы «Черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина»:

Общее

Различное

Самобытность Татьяны, «неподражательная странность» Онегина.
Ее мечтательность, его «мечтам невольная преда́нность».
Она скучает в обществе, он нелюдим.
Ему «труд упорный был тошен», и «ее изнеженные пальцы не знали игл».
И он, и она любят читать, находят утешение в книгах.

Близость Татьяны к «народным основам жизни» и оторванность Онегина от народных корней.
Простота, доверчивость, неумение обманывать у Татьяны и жизненный опыт у Онегина.
Татьяна никогда не разочаровывалась, Онегин охлажден, пресыщен жизнью, разочарован.
Татьяна находит свое место в жизни, Онегин же не сумел этого сделать.

Выводы урока. Татьяна - воплощение пушкинских представлений об идеальной женщине. Она образованна, тонка, мечтательна, близка к природе, ее внутренний мир сложен и значителен. Воспитанная на французских романах, она не утрачивает русских национально-бытовых традиций. Она страдает от одиночества, от невозможности быть счастливой от высокой любви.

IV . Домашнее задание.

    Рассказ с цитированием «Сон Татьяны»

    Выполнить тестовые задания

Приложение №1

Тест по 3 главе романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Правда или неправда, что...

1. Владимир Ленский проводил вечера у Лариных.

2.Онегину принадлежат слова: «Я модный свет ваш ненавижу; милее мне домашний круг».

3.Евгений Онегин просит Ленского познакомить его с семьёй Лариных.

4.Татьяна грустна и молчалива, как Светлана. В Татьяну.

5.Владимир Ленский влюблён в Татьяну.

6.О свадьбе Ленского и Ольги давно уж было решено.

7. Онегин говорит об Ольге: «В чертах у Ольги жизни нет, кругла, красна лицом она, как эта глупая луна».

8.Татьяна влюбилась в Ленского.

9.Татьяна вообразила Онегина героем своего романа.

10.Татьяна рассказывает о своих чувствах сестре Ольге.

11.Няня думает, что Татьяна больна.

12.Татьяна пишет Евгению письмо.

13.Письмо передаёт Онегину сын няни.

14. Прошёл день, другой, а ответа всё не было.

15.Встреча Татьяны с Онегиным произошла в доме Лариных.

Приложение №2

Тест по 4 главе

7. О ком пишет

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

14. Почему Ленский весел был?

Просмотр содержимого документа
«Тест по 4 главе»

Тест по 4 главе

1.О ком это: «В красавиц он уж не влюблялся..»?

2. Какую картину будущей семейной жизни Онегин рисует Татьяне?

3. Какой любовью Онегин любит Татьяну?

4. О ком это: «Я, верно б, вас одну избрал в подруги дней моих печальных»?

6.Что стало следствием свиданья?

7. О ком пишет

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

10.Чем занимался Евгений летом?

11. Каковы были занятия Онегина зимой?

12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»?

13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу?

14. Почему Ленский весел был?

15. С какого известного выражения о любви начинается четвёртая глава?

Тест по 4 главе

1.О ком это: «В красавиц он уж не влюблялся..»?

2. Какую картину будущей семейной жизни Онегин рисует Татьяне?

3. Какой любовью Онегин любит Татьяну?

4. О ком это: «Я, верно б, вас одну избрал в подруги дней моих печальных»?

6.Что стало следствием свиданья?

7. О ком пишет

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

10.Чем занимался Евгений летом?

11. Каковы были занятия Онегина зимой?

12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»?

13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу?

14. Почему Ленский весел был?

15. С какого известного выражения о любви начинается четвёртая глава?

Тест по 4 главе

1.О ком это: «В красавиц он уж не влюблялся..»?

2. Какую картину будущей семейной жизни Онегин рисует Татьяне?

3. Какой любовью Онегин любит Татьяну?

4. О ком это: «Я, верно б, вас одну избрал в подруги дней моих печальных»?

6.Что стало следствием свиданья?

7. О ком пишет

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

10.Чем занимался Евгений летом?

11. Каковы были занятия Онегина зимой?

12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»?

13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу?

14. Почему Ленский весел был?

15. С какого известного выражения о любви начинается четвёртая глава?

Тест по 4 главе

1.О ком это: «В красавиц он уж не влюблялся..»?

2. Какую картину будущей семейной жизни Онегин рисует Татьяне?

3. Какой любовью Онегин любит Татьяну?

4. О ком это: «Я, верно б, вас одну избрал в подруги дней моих печальных»?

6.Что стало следствием свиданья?

7. О ком пишет

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

10.Чем занимался Евгений летом?

11. Каковы были занятия Онегина зимой?

12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»?

А.С.Пушкин

«Евгений Онегин». Анализ 4 главы. Объяснение Татьяны и Онегина».

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Цели урока:

  • продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать IV главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; показать трагические противоречия Онегина.
  • совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся

Учимся понимать текст

Выразительное чтение «исповеди» Онегина (XII-XVI)

-Какую роль играет авторское отступление, предваряющее сцену объяснения Онегина с Татьяной? (В начале четвертой главы Пушкин опять возвращается к петербургской жизни Онегина. То, что произошло между Евгением и Татьяной, не случайно, а подготовлено всей предыдущей жизнью Онегина).


Учимся понимать текст

-Кто носил «красные каблуки» и «величавые парики» (по I строфе)?

-Как относился Евгений Онегин к красавицам?

-В юности Евгений был искренен, знал подлинные чувства: « Он в первой юности своей б ыл жертвой бурных наслаждений и необузданных страстей» (IX)

- В ком и в чём Онегин разочаровался? Почему его душа охладела?


Учимся понимать текст

-Какие чувства разбужены в Онегине письмом Татьяны? (XI)

-Где состоялось объяснение Онегина с Татьяной по поводу ее любовного письма?

-Какого рода теплые чувства испытывал Онегин к Татьяне?

-Почему герой так суров? Почему он все же отвергает любовь Татьяны?



Учимся понимать текст

-О чём говорят слова Онегина: «Дай вам бог любимой быть другим»? (другим – потому что он не верит любви, не готов к ней, не может её испытывать).

- Встретились два человека, которые могут дать друг другу счастье. Встретились – и заметили друг друга и могли бы полюбить… Но Онегин не верит в любовь, не верит в счастье, ни во что не верит, не умеет верить…


Учимся понимать текст

  • Во имя чего бежит от любви Онегин? Какие доводы он находит? Какую картину будущей семейной жизни он рисует Татьяне? Подтвердите словами текста.

- Почему Онегин так уверен, что иного «семейного счастья» быть не может? Найдите в тексте ответ. (XV)

- О ком больше думает в сцене объяснения в саду Онегин: о Татьяне и ее чувствах или о себе?


Учимся понимать текст

-Чем завершается встреча в саду? Прочтите строфы 23-24.

-Чем занят Онегин после объяснения Татьяной? Строфы 36-39

-Куда был приглашён Онегин в субботу?


Выводы

Татьяна - воплощение пушкинских представлений об идеальной женщине. Она образованна, тонка, мечтательна, близка к природе, ее внутренний мир сложен и значителен. Воспитанная на французских романах, она не утрачивает русских национально-бытовых традиций. Она страдает от одиночества, от невозможности быть счастливой от высокой любви.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/15/s_5a33db85951db/img_s774080_0_11.jpg" alt="Тест по 4 главе: 8.Что читает Ольге Ленский? 9.Что пишет Ленский об Ольге? 10.Чем занимался Евгений летом? 11. Каковы были занятия Онегина зимой? 12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»? 13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу? 14. Почему Ленский весел был? 15. С какого известного выражения о любви начинается четвёртая глава?" width="640">

Тест по 4 главе:

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

10.Чем занимался Евгений летом?

11. Каковы были занятия Онегина зимой?

12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»?

13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу?

14. Почему Ленский весел был?

15. С какого известного выражения о любви начинается четвёртая глава?


  • Перечитать 5 главу;
  • выполнить тестовые задания;
  • рассказ с цитированием «Сон Татьяны».

Известный журналист, публицист и, конечно, писатель, прославившийся на весь мир своими Уральскими сказами. Из-под его пера вышли Данила-мастер, хозяйка Медной горы, рассказчик дед Слышко. Сочный, самобытный язык, пропитанный легендами и поверьями, человек труда в центре каждого произведения, интригующий и непредсказуемый сюжет. Эти характерные особенности выделяют его книги среди прочих.

Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года по новому стилю и 15-го по- старому. Все детство прошло в небольшом городке Сысерть, близ Екатеринбурга. Отец Пётр Васильевич – потомственный горняк, работал на местном заводе, мать Августа Стефановна плела кружево на продажу. Семья была не богатая, даже бедная. Павел рос единственным ребенком.

Изначально у Бажова, была фамилия Бажев, от слова «бажить», то есть колдовать. Но один сибирский писарь, выдавая Павлу Бажеву документ, ошибся в правописании и написал Бажов. Павел Петрович менять ничего не стал, фамилия Бажов осталась с ним на всю жизнь и сделала его знаменитым. Также писатель подписывался множеством псевдонимов: Колдунков, Бахеев, Деревенский, Старозаводский, Осинцев.

Детство и юность

Бажов рос среди горнорабочих. Некоторые из них были не только мастерами своего дела, но и хорошими рассказчиками. От них местные ребята узнавали о легендах, в которых существовали сказочными существа, люди, колоритная уральская природа также была одним из персонажей. Особенно маленькому Павлу запомнились рассказы старого горняка Василия Алексеевича Хмелина, на тот момент работавшего сторожем заводских складов. У его сторожки постоянно собиралась местная детвора.

Павел рос смышленым мальчиком. Его начальные классы пришлись на мужскую земскую трехлетку. Позднее учителя вспоминали, как Бажов по собственному желанию выучил весь сборник стихотворений Некрасова и рассказывал произведения классу.

Дальше по плану значилась гимназия или реальное училище. Но цена за обучение была настолько велика, что оказалась непосильной для семьи. Поэтому мальчика отдают в Екатеринбургскую духовную школу, там цена за образование была низкой, а жильё ученикам предоставлялось бесплатно. В 14 лет Бажов зачислен в Пермскую духовную семинарию, её студент заканчивает с хорошими баллами. Молодой человек мечтает об университете, но это слишком дорого для семьи. Ему предлагают место в Киевской духовной академии, но Павел отказывается. Он не видит себя в роли священнослужителя.

В поисках себя

В 20 лет Бажов начинает трудовую деятельность. Он учитель в начальной школе в глухой деревне Шайдуриха, где жили в основном старообрядцы. Затем он преподает русский и литературу в школах Екатеринбурга и Камышлова. После чего становится учителем в Екатеринбургском духовном училище, где некогда сам учился. В его трудовой карьере также значится Епархиальное женское училище, там он обучает не только словесности, но еще алгебре и старославянскому языку. В стенах этого заведения происходит судьбоносная встреча, Бажов знакомится с будущей женой Валентиной Иваницкой, впоследствии у пары родится семеро детей, трое умрут в младенчестве.

Валентина Александровна так вспоминала первую встречу: «Мы услышали легкое покашливание. В классе появился не очень высокий молодой человек, с густой, роскошной бородой и слегка волнистыми, русого цвета волосами. Но особо нового учителя выделяли умные и лучистые глаза».

Во время преподавательской деятельности Бажов мечтает о поступлении в Томский университет. Но ему отказывают из-за политической неблагонадежности. В 20 с небольшим лет Павел Петрович увлекается революционными идеями и мечтает о кардинальных преобразованиях в стране. Несостоявшегося студента также интересует журналистика, история края, местные легенды и сказания. Каждое лето во время каникул Бажов отправлялся в пеший тур по отдаленным селам и деревням. Он собирает фольклор, знакомится с ремеслом камнерезов, литейщиков, в блокнот заносит редкие слова, выражения, пишет заметки о природе. Позднее все эти наброски лягут в основу знаменитых сказов.

Время перемен

После революции 17 года Бажов работает в Комитете общественной безопасности Камышлова, затем становится депутатом городского Совета. А также последовательно занимает должности комиссара просвещения и главного редактора газеты «Известия камышловского Совета», в 1918 году Павел Петрович получает партийный билет.

В годы гражданской войны будущий писатель уезжает в соседний Алапаевск налаживать работу газеты «Окопная правда». Семья остаётся в Камышлове, когда его занимает армия Колчака. В это неспокойное время Бажов одно за другим пишет письма следующего содержания: «Валянушка! Родная моя, хорошая, дорогая! Ребята! Где вы? Что с вами? Как тяжело не знать этого!».

После Алапаевска был Нижний Тагил, Омск, Тюмень, а затем Усть-Каменогорск (город в Казахстане). Бажов не только выступает революционные газеты, но и сражается в рядах Красной армии. После окончания гражданской войны Павел Петрович заболевает тифом. После выздоровления семья возвращается в родные края.

Путь писателя

О писателе Бажове заговорили в 1924 году, когда вышла книга «Уральские были», где рассказывается о тяжелом труде горняков. В 1937-м появляется «Формирование на ходу» где повествуется об истории Камышловского полка. За это произведение писателя исключили из партии, правда, потом восстановили.

Знаменитая «Малахитовая шкатулка» увидела свет лишь в 1939 году. За нее в 1943-м году Павла Петровича удостоили Сталинской премии. Книга выходила в нескольких редакциях. Бажов дополнял ее новыми сказами. Истории о хозяйке Медной горы, Даниле-мастере, Великом Полозе, Серебряном копытце, бабке Синюшке, рассказанные дедом Слышко приобрели мировую популярность и были переведены на десятки языков. Кстати, писателю пришлось доказывать, что именно он автор сказов, что он их не просто записал, а сочинил.

У Бажова есть две автобиографические повести. «Зеленя кобылка» появилась в 1939-м под псевдонимом Егорша Колдунков, более поздняя «Дальнее-близкое» датируется 1949-м годом.

Бажов Павел Петрович родился в 1879 году, 27 января. Умер этот русский писатель, знаменитый сказочник, прозаик, обработчик легенд, преданий, уральских сказов в 1950 году, 3 декабря.

Происхождение

Родился Бажов Павел Петрович, биография которого представлена в нашей статье, на Урале, возле Екатеринбурга, в семье Августы Стефановны и Петра Васильевича Бажевых (эта фамилия писалась тогда именно так). Отец его был потомственным мастером на Сысертском заводе.

Фамилия писателя происходит от слова "бажить", что означает "предвещать", "ворожить". Даже уличное мальчишечье прозвище у Бажова было Колдунков. Позднее, когда он начал печататься, подписывался также этим псевдонимом.

Становление таланта будущего писателя

Бажев Петр Васильевич работал мастером на Сысертском заводе, в пудлингово-сварочном цехе. Мать будущего писателя была хорошей кружевницей. Это являлось для семьи подспорьем, особенно когда муж временно оставался без работы.

Жил будущий писатель в среде горнорабочих Урала. Детские впечатления оказались для него самыми яркими и важными.

Бажов любил слушать рассказы бывалых людей. Сысертские старики - Короб Иван Петрович и Клюква Алексей Ефимович были хорошими рассказчиками. Но превосходил всех, кого знал будущий писатель, Хмелинин Василий Алексеевич, полевской горняк.

Детсткие и юношеские годы

Этот период своей жизни будущий писатель провел на Полевском заводе и в городке Сысерти. Его семья часто переезжала, так как отец Павла работал то на одном заводе, то на другом. Это позволило юному Бажову узнать хорошо жизнь горного округа, что он впоследствии и отразил в своем творчестве.

Будущий писатель получил возможность учиться благодаря своим способностям и случаю. Сначала он посещал трехлетнюю мужскую земскую школу, где работал талантливый педагог словесности, который умел увлечь литературой ребят. Любил его слушать и Бажов Павел Петрович. Биография писателя сложилась во многом под влиянием этого талантливого человека.

Все уверяли семью Бажевых, что необходимо продолжить образование их даровитого сына, но бедность не позволяла мечтать о реальном училище или гимназии. В итоге выбор пал на Екатеринбургское духовное училище, так как в нем плата за обучение была самой низкой, и не требовалось покупать форму. Это заведение предназначалось в основном для детей дворян, и лишь содействие друга семьи позволило устроить в него Павла Петровича.

В 14 лет, окончив училище, Бажов Павел Петрович поступает уже в Пермскую духовную семинарию, где постигает различные области знания в течение 6 лет. Здесь он познакомился с современной и классической литературой.

Работа учителем

В 1899 году обучение было закончено. После этого Бажов Павел Петрович работал учителем в начальной школе в населенном старообрядцами районе. Он начал трудовой путь в одной глухой деревне возле Невьянска, после чего в Камышлове и Екатеринбурге продолжил свою деятельность. Преподавал будущий писатель русский язык. Он много путешествовал по Уралу, интересовался краеведением, фольклором, этнографией, журналистикой.

Павел Бажов в течение 15 лет во время школьных каникул каждый год пешком путешествовал по родному краю, беседовал с рабочими, присматривался к окружающей жизни, записывал рассказы, разговоры, собирал фольклор, узнавал о труде камнерезов, гранильщиков, литейщиков, сталеваров, оружейников и других мастеров Урала. В дальнейшем это помогло ему в карьере журналиста, а затем и в писательском труде, который начал позднее Павел Бажов (фото его представлено ниже).

Когда через некоторое время в Екатеринбургском духовном училище открылась вакансия, Бажов возвратился в родные стены этого заведения уже в качестве педагога.

Семья Павла Петровича Бажова

В 1907 году будущий писатель стал работать в епархиальном училище, где вел уроки русского языка до 1914 года. Здесь он встретил свою будущую жену, Валентину Иваницкую. Она была в то время ученицей этого учебного заведения. В 1911 году поженились Валентина Иваницкая и Павел Бажов. Они часто бывали в театре, много читали. В семье писателя появилось на свет семеро детей.

Во время начала Первой мировой войны росли уже две дочери - дети Бажова Павла Петровича. Семья в связи с материальными трудностями вынуждена была переехать в Камышлов, где жили родственники Валентины. Павел Бажов стал работать в Камышловском духовном училище.

Создание сказов

В 1918-1921 годах Бажов принимал участие в Гражданской войне в Сибири, на Урале, на Алтае. В 1923-1929 годах он проживал в Свердловске, где работал в "Крестьянской газете". В это время писателем было создано более сорока сказов, посвященных заводскому уральскому фольклору. С 1930 года начинается работа в книжном издательстве Свердловска. Писателя в 1937 году исключили из партии (восстановив через год). Лишившись из-за этого инцидента работы в издательстве, он решил посвятить свободное время сказам, которые подобно уральским самоцветам «замерцали» в его "Малахитовой шкатулке". В 1939 году увидело свет это наиболее знаменитое произведение автора, представляющее собой сборник сказок. За "Малахитовую шкатулку" писатель был удостоен Государственной премии СССР. Бажов в дальнейшем пополнял новыми сказами эту книгу.

Писательский путь Бажова

Сравнительно поздно начался писательский путь этого автора. Первая его книга "Уральские были" появилась в 1924 году. Наиболее значительные рассказы Павла Бажова вышли в свет лишь в 1939. Это вышеупомянутый сборник сказов, а также "Зеленая кобылка" - автобиографическая повесть о детских годах.

В "Малахитовую шкатулку" позднее были включены новые произведения: "Сказы о немцах" (год написания - 1943), "Ключ-камень", созданный в 1942 году, "Сказы об оружейниках", а также другие творения Бажова. Поздние произведения автора термином "сказы" можно назвать не только из-за формальных признаков жанра (наличие в повествовании вымышленного рассказчика, обладающего индивидуальной характеристикой речи), но и потому, что восходят они к тайным сказам Урала - устным преданиям старателей и горнорабочих, которые отличаются сочетанием сказочных и реально-бытовых элементов.

Особенности сказов Бажова

Создание сказов писатель считал главным делом всей жизни. Кроме того, он занимался редактированием альманахов и книг, в том числе посвященных уральскому краеведению.

Изначально фольклорными являются обработанные Бажовым сказы. "Тайные сказы" он слышал еще мальчиком от Хмелинина. Этот человек стал прототипом деда Слышко - рассказчика из произведения "Малахитовая шкатулка". Бажову позднее пришлось заявить официально, что это всего лишь прием, и он не просто фиксировал чужие рассказы, а создавал на их основе свои собственные.

Термин "сказ" позднее вошел в фольклористику советского времени для определения прозы рабочих. Однако через некоторое время было установлено, что это понятие не обозначает нового явления в фольклоре: сказы на самом деле оказались воспоминаниями, легендами, преданиями, сказками, то есть существовавшими уже долгое время жанрами.

Называя свои произведения этим термином, Бажов Павел Петрович, сказки которого были связаны с фольклорной традицией, учитывал не только лишь традицию этого жанра, подразумевающую обязательное наличие рассказчика, но также и существование устных старинных преданий горнорабочих Урала. От данных фольклорных произведений он перенял основную черту своих творений - смешение в повествовании сказочных образов.

Фантастические герои сказов

Главная тема сказов Бажова - простой человек, его мастерство, талант и труд. Связь с тайными основами нашей жизни, с природой осуществляется с помощью могущественных представителей горного волшебного мира. Пожалуй, самым ярким среди персонажей подобного рода является Хозяйка Медной горы, которую повстречал Степан - герой "Малахитовой шкатулки". Она помогает Даниле - персонажу сказа под названием "Каменный цветок" - раскрыть талант. А после того как он отказывается сделать самостоятельно Каменный цветок, разочаровывается в нем.

Кроме этого персонажа, интересен Великий Полоз, который ответственен за золото. Его образ создавался писателем на основе древних суеверий хантов и манси, а также уральских легенд, примет рудознатцев и горщиков.

Бабка Синюшка, еще одна героиня сказов Бажова, - это персонаж, являющийся родственным знаменитой Бабе Яге.

Связь между золотом и огнем представляет Огневушка-Поскакушка, которая танцует над месторождением золота.

Итак, мы познакомились с таким самобытным писателем, как Павел Бажов. В статье были представлены лишь основные вехи его биографии и наиболее известные произведения. Если вы заинтересовались личностью и творчеством этого автора, можно продолжить знакомство с ним, прочитав воспоминания дочери Павла Петровича - Ариадны Павловны.