Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Композиционное построение произведения. Что такое композиция в литературе: приемы, виды и элементы

Композиционное построение произведения. Что такое композиция в литературе: приемы, виды и элементы

Сегодня мы поговорим о способах организации структуры художественного произведения и разберем такое основополагающее понятие как композиция . Бесспорно, композиция является чрезвычайно важным элементом произведения, главным образом потому, что именно она определяет ту форму или оболочку, в которую «завернуто» содержание. И если в давние времена оболочке часто не придавали большого значения, то уже с ХIX века грамотно выстроенная композиция становится едва ли не обязательным элементом любого добротного романа, не говоря уже о короткой прозе (новеллах и рассказах). Понимание правил построения композиции является для современного автора чем-то вроде обязательной программы.

Вообще, разбирать и усваивать те или иные типы композиции удобнее всего на примерах из малой прозы, исключительно из-за меньшего объема. Именно этим мы и займемся по ходу сегодняшнего разговора.

Михаил Веллер «Технология рассказа»

Как я уже отметил выше, изучать типологию композиции проще всего на примере малой прозы, благо там используются почти те же самые принципы, что и в крупной. Ну а раз так, то и довериться в этом деле предлагаю профессиональному автору, посвятившему всю жизнь работе над малой прозой, — Михаилу Веллеру. Почему именно ему? Ну хотя бы потому, что Веллер написал целый ряд интереснейших эссе, посвященных писательскому ремеслу, из которых начинающий автор может почерпнуть много полезного и интересного. Лично я могу порекомендовать два его сборника: «Слово и судьба », «Слово и профессия », которые долгое время были моими настольными книгами. Тем, кто еще не читал их, обязательно рекомендую как можно скорее восполнить этот пробел.

Сегодня для разбора композиции мы обратимся к знаменитому труду Михаила Веллера «Технология рассказа ». В этом эссе автор буквально по косточкам разбирает все особенности и тонкости написания рассказов и новелл, систематизирует свои знания и опыт в этой области. Без сомнения, это один из лучших трудов по теории короткой прозы и, что не менее ценно, он принадлежит перу нашего соотечественника и современника. Думаю, лучшего источника для нашего сегодняшнего обсуждения нам просто не найти.

Давайте вначале определимся, что же такое композиция.

— это конкретное построение, внутренняя структура произведения (архитектоника), включающая в себя подбор, группировку и последовательность изобразительных приемов, организующих идейно-художественное целое.

Данное определение, конечно, очень абстрактное и сухое. Мне все-таки ближе формулировка, данная Веллером. Вот она:

– это расположение отобранного для произведения материала в таком порядке, при котором достигается эффект большего воздействия на читателя, чем при простом последовательном изложении фактов .

Композиция преследует четко определенную цель — добиться от текста того смыслового и эмоционального воздействия на читателя, которое задумал автор. Если автор хочет запутать читателя — он выстраивает композицию одним образом, если решил поразить его в концовке — совершенно другим. Именно от целей самого писателя и берут начало все виды и формы композиции, которые мы будем разбирать ниже.

1. Прямоточная композиция

Это наиболее распространенный, хорошо всем известный и привычный способ изложения материала: сначала было так-то, потом произошло то-то, герой сделал вот что, и все закончилось тем-то. Главной особенностью прямоточной композиции является строгая последовательность изложения фактов с сохранением единой цепочки причинно-следственных связей. Здесь все последовательно, понятно и логично.

Вообще, для подобного вида композиции весьма характерна неторопливость и подробность повествования: события следуют последовательно одно за другим, и у автора есть возможность более основательно осветить интересующие его моменты. Вместе с тем подобный подход привычен для читателя: он исключает, с одной стороны, любой риск запутаться в событиях, а с другой, способствует формированию симпатии к героям, так как читатель видит постепенное развитие их характера по ходу истории.

В целом, лично я считаю прямоточную композицию надежным, но очень скучным вариантом, который, возможно, идеально подойдет для романа или какой-нибудь эпопеи, а вот построенный с ее помощью рассказ вряд ли блеснет оригинальностью.

Основные принципы построения прямоточной композиции :

  • Строгая последовательность описываемых событий.

2. Окольцовка

По большому счету, это та же самая прямоточная история с одним единственным, но определяюще важным нюансом – авторскими вставками в начале и в конце текста. В этом случае у нас получается своего рода матрешка, рассказ в рассказе, где герой, представленный нам в начале, будет рассказчиком основной внутренней истории. Этот ход рождает очень любопытный эффект: на изложение сюжета истории накладываются личностные особенности, мировоззрение и взгляды персонажа, ведущего повествование. Здесь автор намеренно отделяет свою точку зрения от точки зрения рассказчика и вполне может не соглашаться с его выводами. И если в обычных историях мы, как правило, имеем две точки зрения (героя и автора), то этот тип композиции привносит еще большее смысловое разнообразие, добавляя третий взгляд — точку зрения персонажа-рассказчика.

Использование окольцовки дает возможность придать истории неповторимый шарм и колорит, невозможный в других обстоятельствах. Дело в том, что рассказчик может говорить любым языком (разговорным, нарочито просторечным, даже абсолютно бессвязным и неграмотным), он может транслировать любые взгляды (в т.ч. и противоречащие любым общепризнанным нормам), в любом случае автор отстраняется от его образа, персонаж действует самостоятельно, а читатель формирует собственное отношение к его личности. Подобная сепарация ролей автоматически выводит писателя на самый широкий оперативный простор: ведь он вправе выбрать рассказчиком хоть неодушевленный предмет, хоть ребенка, хоть инопланетянина. Степень хулиганства ограничена только уровнем фантазии.

Кроме того, введение персонифицированного рассказчика формирует в сознании читателя иллюзию большей достоверности происходящего. Это ценно, когда автор – публичная персонала с широко известной биографией, и читатель прекрасно знает, что любимый автор, скажем, никогда не сидел в тюрьме. В таком случае писатель, вводя образ рассказчика – бывалого заключенного, просто снимает это противоречие в умах публики и спокойно пишет свой криминальный роман.

Окольцовка – очень действенный способ организации композиции, который нередко используется в сочетании с другими композиционными схемами.

Признаки окольцовки :

  • Наличие персонажа-рассказчика;
  • Две истории – внутренняя, рассказанная персонажем, и внешняя, рассказываемая самим автором.

3. Точечная композиция

Характеризуется пристальным рассмотрением одного единственного эпизода, момента из жизни, показавшегося автору важным и чем-то примечательным. Все действия здесь происходят на ограниченном участке пространства в ограниченный промежуток времени. Вся структура произведения как бы сжата до единственной точки; отсюда и название.

Несмотря на кажущуюся простоту, этот тип композиции чрезвычайно сложен: от автора требуется сложить целую мозаику из мельчайших деталей и подробностей, чтобы получить в итоге живую картину выбранного события. Сравнение с живописью в этом контексте кажется мне весьма удачным. Работа над точечной композицией напоминает написание картины – которая, по сути, тоже является точкой пространства и времени. Поэтому здесь для автора будет важно все: и интонации, и жесты, и детали описаний. Точечная композиция – это момент жизни, рассмотренный через увеличительное стекло.

Точечная композиция чаще всего встречается в новеллах. Обычно это простые бытовые истории, в которых через мелочи передается огромный поток опыта, эмоций и ощущений. В общем, всего того, что писатель сумел вложить в эту точку художественного пространства.

Принципы построения точечной композиции :

  • Сужение поля зрения до единственного эпизода;
  • Гипертрофированное внимание к мелочам и нюансам;
  • Показ большого через малое.

4. Плетеная композиция

Отличается главным образом наличием сложной системы изображения большого количества событий, происходящих с разными героями в разные моменты времени. То есть, по сути, эта модель прямо противоположна предыдущей. Здесь автор целенаправленно выдает читателю массу событий, происходящих сейчас, происходивших в прошлом, а иногда и должных произойти в будущем. Автор в большом количестве использует отсылы в прошлое, переходы от одного персонажа к другому. И все для того, чтобы из этой массы связанных эпизодов сплести огромную масштабную картину своей истории.

Зачастую подобный подход оправдан еще и тем, что писатель вскрывает причины и взаимосвязи описываемых событий при помощи эпизодов, имевших место когда-то в прошлом, или неявной связи сегодняшних происшествий с какими-то другими. Все это складывается по воле и задумке автора как сложный пазл.

Данный тип композиции характерен скорее для крупной прозы, где есть место для формирования всех ее кружев и хитросплетений; в случае же новелл или рассказов у автора вряд ли будет возможность построить нечто масштабное.

Основные признаки этого типа композиции :

  • Отсылы к событиям, происходившим до начала истории;
  • Переходы между действующими лицами;
  • Создание масштабности через множество взаимосвязанных эпизодов.

На этом предлагаю остановиться в этот раз. Сильный поток информации часто рождает путаницу в голове. Попробуйте обдумать озвученное и обязательно почитайте «Технологию рассказа » Михаила Веллера. Продолжение – совсем скоро на страницах блога «Литературная мастреская». Подписывайтесь на обновления, оставляйте свои комментарии. До скорой встречи!

Повтор - один из самых простых и в то же время самых дейст­венных приемов композиции. Он позволяет легко и естественно «за­круглить» произведение, придать ему композиционную стройность. Особенно эффектной выглядит так называемая кольцевая компози­ция, когда устанавливается композиционная перекличка между на­чалом и концом произведения; такая композиция часто несет в себе особый художественный смысл. Классическим примером использо­вания кольцевой композиции для выражения содержания служить миниатюра Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека...»:

Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века, Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Здесь замкнутый круг жизни, возврат к уже пройденному как бы физически воплощается в композиции стихотворения, в компо­зиционном тождестве начала и конца.

Близким к повтору приемом является усиление . Этот прием при­меняется в тех случаях, когда простого повтора недостаточно для создания художественного эффекта, когда требуется усилить впе­чатление путем подбора однородных образов или деталей. Так, по принципу усиления построено описание внутреннего убранства дома Собакевича в «Мертвых душах» Гоголя: всякая новая деталь усиливает предыдущую: «все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренеленых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья - все было само­го тяжелого и беспокойного свойства, - словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: "и я тоже Собакевич!" или «и я тоже очень похож на Собакевича!"».

По тому же принципу усиления действует подбор художествен­ных образов в рассказе Чехова «Человек в футляре»: «Он был заме­чателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зон­тик у него был в чехле из серой замши, и когда вынимал перочин­ный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехоль­чике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, Уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказы­вал поднимать верх».

29 Противоположным повтору и усилению приемом является про­тивопоставление . Из самого названия ясно, что этот композицион­ный прием основан на антитезе контрастных образов; например, в стихотворении Лермонтова «Смерть поэта»: «И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь». Здесь подчеркнутые эпитеты образуют композиционно значимое противопоставление. В более широком смысле противопоставлением называется всякое противоположение образов: например, Онегин и Ленский, Базаров и Павел Петрович, образы бури и покоя в стихотворении Лермонтова «Парус» и т.п. Противопоставление - очень сильный и выразитель­ный художественный прием, на который всегда надо обращать вни­мание при анализе композиции.

Контаминация, объединение приемов повтора и противопоставле­ния, дает особый композиционный эффект; так называемую зеркаль­ную композицию. Как правило, при зеркальной композиции началь­ные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот. Клас­сическим примером зеркальной композиции может служить роман Пушкина «Евгений Онегин». В нем в развязке как бы повторяется завязка, только с переменой положений: в начале Татьяна влюблена в Онегина, пишет ему письмо и выслушивает его холодную отпо­ведь, в конце - все наоборот: влюбленный Онегин пишет письмо и выслушивает отповедь Татьяны. Прием зеркальной композиции - один из сильных и выигрышных приемов; его анализу требуется уделить достаточно внимания.

Последний композиционный прием - монтаж, при котором два образа, расположенные в произведении рядом, рождают некоторый новый, третий смысл, который появляется именно от их соседства. Так, например, в рассказе Чехова «Ионыч» описание «художествен­ного салона» Веры Иосифовны соседствует с упоминанием о том, что из кухни слышалось звяканье ножей и доносился запах жаре­ного лука. Вместе эти две детали создают ту атмосферу пошлости, которую и старался воспроизвести в рассказе Чехов.

Все композиционные приемы могут выполнять в композиции произведения две функции, несколько отличающиеся друг от друга: они могут организовывать либо отдельный небольшой фрагмент текста (на микроуровне), либо весь текст (на макроуровне), стано­вясь в последнем, случае принципом композиции.

Таковы основные композиционные приемы, с помощью которых строится композиция в любом произведении.

6 Тема 8. Образ в художественной литературе .

Художественный образ - любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса. При этом художествен­ный образ не только отражает, но, прежде всего, обобщает действительность, раскрывает в единичном, преходящем вечное. Специфика художественного образа определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир. Худож­ник стремится отобрать такие явления и так изобразить их, чтобы выразить свое представление о жизни, свое по­нимание ее тенденций и закономерностей.

Итак, «художественный образ - это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, со­зданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение» (Л. И. Тимофеев). Под образом нередко пони­мается элемент или часть художественного целого, как правило, такой фрагмент, который словно обладает само­стоятельной жизнью и содержанием (например, характер в литературе, символические образы вроде «паруса» у М. Ю. Лермонтова).

Художественный образ становится художественным не потому, что списан с натуры и похож на реальный предмет или явление, а потому, что с помощью авторской фанта­зии преобразует действительность. Художественный образ не только и не столько копирует действительность, сколь­ко стремится передать самое важное и существенное. Так, один из героев романа Достоевского «Подросток» говорил о том, что фотографии очень редко могут дать правильное представление о человеке, потому что далеко не всегда че­ловеческое лицо выражает главные черты характера. По­этому, например, Наполеон, сфотографированный в опре­деленный момент, мог бы показаться глупым. Художник же должен отыскать в лице главное, характерное. В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» дилетант Вронский и ху­дожник Михайлов рисовали портрет Анны. Кажется, что Вронский лучше знает Анну, больше и глубже понимает ее. Но портрет Михайлова отличался не только сходством, но и той особенной красотой, которую смог обнаружить только Михайлов и которую не заметил Вронский. «Надо было знать и любить ее, как я любил, чтобы найти это са­мое милое ее душевное выражение», - думал Вронский, хотя он по этому портрету только узнал «это самое милое ее душевное выражение». На разных этапах развития человечества художествен­ный образ принимает различные формы. Это происходит по двум причинам: изменяется сам предмет изображе­ния - человек, изменяются и формы его отражения искус­ством. Есть свои особенности в отражении мира (а значит и в создании художественных образов), художниками-ре­алистами, сентименталистами, романтиками, реалистами, модернистами и т. д. По мере развития искусства меняется соотношение действительности и вымысла, реальности и идеала, общего и индивидуального, рационального и эмо­ционального и т. д. В образах литературы классицизма, например, на первый план выдвигается борьба чувства и долга, причем положительные герои неизменно делают выбор в пользу последнего, жертвуя личным счастьем во имя государственных интересов. А художники-романтики, напротив, возвышают героя-бунтаря, одиночку, отвергше­го общество или отвергнутого им. Реалисты стремились к рациональному познанию мира, выявлению причинно-следственных связей между предметами и явлениями. А модернисты объявили о том, что познать мир и человека можно лишь с помощью иррациональных средств (интуи­ция, озарение, вдохновение и т. д.). В центре реалистичес­ких произведений стоит человек и его взаимоотношения с окружающим миром, романтиков же, а потом и модер­нистов, интересует в первую очередь внутренний мир их героев.

Хотя создателями художественных образов являются художники (поэты, писатели, живописцы, скульпторы, архитекторы и т. д.), в каком-то смысле их сотворцами оказываются и те, кто эти образы воспринимает, то есть читатели, зрители, слушатели и т. д. Так, идеальный чи­татель не только пассивно воспринимает художественный образ, но и наполняет его своими собственными мыслями, ощущениями и эмоциями. Разные люди и разные эпохи раскрывают различные его стороны. В этом смысле худо­жественный образ неисчерпаем, как и сама жизнь.

Художественный образ - это специфический для искусства способ отражения, воспроизведения жизни, ее обобщение с позиций эстетического идеала художника в живой, конкретно-чувственной форме. Образность -общий существенный признак всех видов искусства. В эстетике слово «образ» употребляется в двух смыслах: 1) как персонаж; 2) как характеристика того способа отражения жизни, который присущ данному виду искусства.

Иногда понятие «образ» употребляется в литературе и в широком и в более узком смысле. В широком смысле образом называют всю целостную картину, нарисованную писателем в произведении, например, мы говорим, что Гоголь в «Мертвых душах» создал образ крепостнической России того же времени, в данном случае мы все произведение в целом рассматриваем как один образ, придаем понятию «образ» собирательное значение.

В узком смысле слова образом называют в литературе и всякое отдельное картинное (образное) слово и выражение; так, например, стих И.С.Никитина «И стоит себе лес, улыбается» в стихотворении «Утро» или стихи Пушкина «Пчела из кельи восковой летит за данью полевой» -является в этом узком смысле образами.

В литературе мы различаем образы-персонажи , в которых художник изображает различные человеческие характеры и общественные типы (Хлестаков, Обломов, Рахметов и т.п.), образы пейзажи - изображение картин природы, образы-вещи - изображение всей предметно-бытовой обстановки, в которой протекает жизнь человека (комната, улица, город и т.п.). Во многих литературных произведениях мы имеем также изображение лирических состояний человека - лирические мотивы, которые тоже имеют образный характер; настроения и переживания писатель изображает картинно, так, как они проявляются в жизни.

Образы в искусстве являются основным средством художественного мышления, особой формой выражения идейно-тематического содержания. Каждый образ раскрывает ту или иную идею. Без образов произведения искусства быть не может.

В художественном образе совмещаются два, на первый взгляд, совершенно противоположных друг другу качества: единичное и общее, индивидуальное и типичное, конкретное и абстрактное. Возможность такого совмещения вытекает из самой жизни. Единичное и общее в жизни всегда сосуществуют в неразрывной связи: общие свойства человека проявляются только в единичном - в каждом отдельном человеке, и наоборот, - каждый человек несет в себе какие-либо общечеловеческие свойства. Ученый, говоря об общих свойствах какого-либо предмета или явления, отвлекается от индивидуальных его признаков. Художник, наоборот, общие свойства показывает в конкретном явлении, путем изображения индивидуальных признаков. В этом сложном слиянии общего и единичного и состоит своеобразие, отличительная особенность художественного (образного) мышления. В этом заключается и основная причина всестороннего воздействия художественного образа и на разум, и на сердце, и на волю человека.

В создании художественного образа велика роль вымысла, творческой фантазии писателя, воображения. Конкретно-чувственный характер художественный образ имеет не потому, что художник списывает с натуры тот или иной предмет или явление, а потому, что, перерабатывая, суммируя все свои жизненные впечатления, он с помощью своего воображения творческой фантазии выдумывает, создает сам характер человека (общественный тип), картину природы так, чтобы все это видели, слышали, чувствовали и чтобы все эти картины отражали наиболее существенные, основные свойства соответствующих жизненных явлений.

Картина изображенного мира складывается из отдельных
художественных деталей. Художественная деталь мельчайшая

изобразительная или выразительная художественная подробность, элемент пейзажа или портрета, отдельная вещь, поступок, психологическое движение и т.п. Художественные детали можно подразделить на несколько групп. В первую очередь выделяются детали внешние и психологические. Внешние детали - предметное бытие людей, их наружность и среда обитания. Внешние детали, в свою очередь, подразделяются на портретные, пейзажные и вещные. Психологические детали рисуют нам внутренний мир человека, это отдельные душевные движения: мысли, чувства, переживания, желания и т.п.

Внешние и психологические детали не разделены непроходимой границей. Так, внешняя деталь становится психологической, если передает, выражает те или иные душевные движения (в таком случае мы говорим о психологическом портрете) или включается в ход размышлений и переживаний героя (например, реальный топор и образ этого топора в душевной жизни Раскольникова).

По характеру художественного воздействия различаются детали-подробности и детали-символы. Подробности действуют в массе, описывая предмет или явление со всех мыслимых сторон, символическая деталь единична, старается схватить сущность явления разом, выделяя в ней главное. Современный литературовед Е. Добин в этой связи предлагает разделять подробности и детали, полагая, что деталь художественно выше подробности. Однако, подчеркивает А.Б. Есин, и тот, и другой принцип использования художественных деталей равноценны, каждый из них хорош на своем месте.

Значительно влияет на выражение его идеи. Писатель сосредотачивает свое внимание на привлекающих его в данное время жизненных явлениях и воплощает их посредством художественного изображения характеров, пейзажей, настроения. При этом он стремится так их соединить, чтобы они по-настоящему были убедительны и действительно раскрыли то, что он хотел показать, чтобы они побуждали читателя к размышлениям.

На то, что композиция в литературе существенно влияет на раскрытие идейного замысла писателя, постоянно указывал в своих работах и Белинский. Он считал, что главной мысли автора должны соответствовать следующие критерии: замкнутость и полнота целого, законченность, соразмерное распределение ролей между героями художественного произведения. Таким образом, композиция в литературе определяется позициями автора: идейной и эстетической. Но гармонично соединяться идея и тема могут только в зрелом произведении.

Композиция текста рассматривается литературоведами с разных точек зрения. Причем на общем определении они не сошлись и по сей день. Чаще всего композиция в литературе определяется как построение соотнесение всех его частей с единым целым. Известно, что она имеет множество компонентов, которые писатели применяют в произведениях для полноты изображения жизненных картин. Основные элементы, из которых состоит композиция в литературе, - это и лирические отступления, и портреты, и вставные эпизоды, эпиграфы, заглавия, пейзажи, окружающая обстановка.

Особую нагрузку несут в себе эпиграфы и заглавия.

Заглавие, как правило, указывает на следующие аспекты произведения:

Тематику (например, Бажов «Малахитовая шкатулка»);

Образы (например, Жорж Санд «Графиня Рудольфштадт», «Валентина»);

Проблематику (Е. Богат «Что движет Солнце и светила»).

Эпиграф - это своеобразное дополнительное название, которое обычно связано с основной идеей произведения или же намекает на яркие черты главного героя.

Лирические отступления стоят в стороне от сюжетной линии. С их помощью автор имеет возможность выразить собственное отношение к тем событиям, явлениям и образам, которые изображает. Встречаются и такие лирические отступления, в которых сливаются переживания нескольких персонажей, но при этом все же понятно, что здесь писатель выразил и свои чувства, мысли. Например, как в отступлении о материнских руках в романе «Молодая гвардия» Фадеева.

Выбирая последовательность соединения перечисленных элементов, свои принципы их «сборки», каждый автор создает уникальное произведение. А использует он при этом следующие :

  • Кольцевая композиция, или композиция обрамления. Писатель повторяет художественные описания, строфы в начале произведения, а затем - в конце; одни и те же события или герои в начале повествования и в финале. Этот прием встречается как в прозе, так и в поэзии.
  • Обратная композиция. Когда в начало произведения автор помещает финал, а потом показывает, как развивались события, объясняет, почему именно так, а не иначе.
  • Использование приема ретроспекции - когда писатель помещает читателей в прошлое, когда формировались причины тех событий, которые случились в данный момент. Иногда ретроспекция подается в виде воспоминаний главного действующего лица или его рассказа (так называемый «рассказ в рассказе»).
  • Композиционный разрыв событий, когда одна глава заканчивается на самом интригующем моменте, а следующая начинается с абсолютно другого действия. Этот прием чаще встречается в произведениях детективного, авантюрного жанра.
  • Использование экспозиции. Она может предшествовать главному действию, а может и вовсе отсутствовать.

Любое литературное творение - это художественное целое. Таким целым может быть не только одно произведение (стихотворение, рассказ, роман…), но и литературный цикл, то есть группа поэтических или прозаических произведений, объединенных общим героем, общими идеями, проблемами и т.д., даже общим местом действия (например, цикл повестей Н.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Повести Белкина" А.Пушкина; роман М.Лермонтова "Герой нашего времени" - тоже цикл отдельных новелл, объединенных общим героем - Печориным). Любое художественное целое - это, по существу, единый творческий организм, имеющий свою особую структуру. Как и в человеческом организме, в котором все самостоятельные органы неразрывно связаны друг с другом, в литературном произведении все элементы так же и самостоятельны, и взаимосвязаны. Система этих элементов и принципы их взаимосвязи и называются КОМПОЗИЦИЕЙ:

КОМПОЗИЦИЯ (от лат. Сompositio, сочинение, составление) - построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом.

К элементам композиции литературного произведения относятся эпиграфы, посвящения, прологи, эпилоги, части, главы, акты, явления, сцены, предисловия и послесловия "издателей" (созданных авторской фантазией внесюжетных образов), диалоги, монологи, эпизоды, вставные рассказы и эпизоды, письма, песни (например, Сон Обломова в романе Гончарова "Обломов", письмо Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне в романе Пушкина "Евгений Онегин", песня "Солнце всходит и заходит…" в драме Горького "На дне"); все художественные описания - портреты, пейзажи, интерьеры - также являются композиционными элементами.

действие произведения может начаться с конца событий, а последующие эпизоды восстановят временной ход действия и разъяснят причины происходящего; такая композиция называется обратной (этот прием применил Н.Чернышевский в романе "Что делать?");

автор использует композицию обрамления, или кольцевую, при которой автор использует, например, повтор строф (последняя повторяет первую), художественных описаний (произведение начинается и заканчивается пейзажем или интерьером), события начала и финала происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои и т.д.; такой прием встречается как в поэзии (к нему часто прибегали Пушкин, Тютчев, А.Блок в "Стихах о Прекрасной даме"), так и в прозе ("Темные аллеи" И.Бунина; "Песня о Соколе", "Старуха Изергиль" М.Горького);

автор использует прием ретроспекции, то есть возвращения действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования (например, рассказ автора о Павле Петровиче Кирсанове в романе Тургенева "Отцы и дети"); нередко при использовании ретроспекции в произведении появляется вставной рассказ героя, и такой вид композиции будет называться "рассказ в рассказе" (исповедь Мармеладова и письмо Пульхерии Александровны в "Преступлении и наказании"; глава 13 "Явление героя" в "Мастере и Маргарите"; "После бала" Толстого, "Ася" Тургенева, "Крыжовник" Чехова);

нередко организатором композиции выступает художественный образ, например, дорога в поэме Гоголя "Мертвые души"; обратите внимание на схему авторского повествования: приезд Чичикова в город NN - дорога в Маниловку - усадьба Манилова - дорога - приезд к Коробочке - дорога - трактир, встреча с Ноздревым - дорога - приезд к Ноздреву - дорога - и т.д.; важно, что и заканчивается первый том именно дорогой; так образ становится ведущим структурообразующим элементом произведения;

автор может предпослать основному действию экспозицию, каковой будет, например, вся первая глава в романе "Евгений Онегин", а может начать действие сразу, резко, "без разгона", как это делает Достоевский в романе "Преступление и наказание" или Булгаков в "Мастере и Маргарите";

композиция произведения может быть основана на симметрии слов, образов, эпизодов (или сцен, главок, явлений и т.д.) и будет являться зеркальной, как, например, в поэме А. Блока "Двенадцать"; зеркальная композиция нередко сочетается с обрамлением (такой принцип композиции характерен для многих стихотворений М.Цветаевой, В.Маяковского и др.; прочтите, например, стихотворение Маяковского "Из улицы в улицу");

нередко автор использует прием композиционного "разрыва" событий: обрывает повествование на самом интересном месте в конце главы, а новая глава начинается с рассказа о другом событии; например, его используют Достоевский в "Преступлении и наказании" и Булгаков в "Белой гвардии" и "Мастере и Маргарите". Такой прием очень любят авторы авантюрных и детективных произведений или произведений, где роль интриги очень велика.

Композиция - это аспект формы литературного произведения, но через особенности формы выражается его содержание. Композиция произведения является важным способом воплощения авторской идеи. Прочитайте самостоятельно стихотворение А.Блока "Незнакомка" полностью, иначе наши рассуждения будут вам непонятны. Обратите внимание на первую и седьмую строфы, вслушиваясь в их звучание:

1-я строфа
По вечеРам над РестоРанами

ГоРячий воздух дик и глух,

И пРавит окРиками пьяными

Весенний и тлетвоРный дух.

7-я строфа

И кАждый вечер, в чАс нАзнАчеННый

(Иль это только снится мне?),

Девичий стАн, шелкАми схвАчеННый,

В тумАННом движется окне.

Резко и дисгармонично звучит первая строфа - из-за обилия [р], которое будет, как и другие дисгармоничные звуки, повторяться и в следующих строфах вплоть до шестой. Иначе и нельзя, ведь Блок здесь рисует картину отвратительной обывательской пошлости, "страшного мира", в котором мается душа Поэта. Так представлена первая часть стихотворения. Седьмая строфа знаменует переход в новый мир - Мечты и Гармонии, и начало второй части стихотворения. Этот переход плавен, сопровождающие его звуки приятны и мягки: [а:], [нн]. Так в построении стихотворения и с помощью приема так называемой звукописи Блок выразил свое представление о противопоставленности двух миров - гармонии и дисгармонии.

Композиция произведения может быть тематической, при которой главным становится выявление отношений между центральными образами произведения. Этот тип композиции больше характерен лирике. Различают три вида такой композиции:

последовательная, представляющая собой логическое рассуждение, переход от одной мысли к другой и последующий вывод в финале произведения ("Цицерон", "Silentium", "Природа - сфинкс, и тем она верней…" Тютчева);

развитие и трансформация центрального образа: центральный образ рассматривается автором с различных сторон, раскрываются его яркие черты и характеристики; такая композиция предполагает постепенное нарастание эмоционального напряжения и кульминацию переживаний, которая нередко приходится на финал произведения ("Море" Жуковского, "Я пришел к тебе с приветом…" Фета);

сопоставление 2-х образов, вступивших в художественное взаимодействие ("Незнакомка" Блока); такая композиция строится на приеме антитезы, или противопоставления.

Слово "композиция" впервые встречается в школе, в дальнейшем оно становится термином, потом понятием, постепенно расширяясь до ключевого в любого плана осмыслении литературного произведения. Есть разнообразные способы и формы художественного изображения действительности, и как одна из главных формообразующих единиц рассматривается композиционный прием.

Составление

"Композиция" с латыни переводится именно так. Или "сочинение". Именно это явление даёт читателю целостное повествование и вообще любой текст. Как трактовать композиционный прием, помогающий расположить все части текста в правильном порядке, который обусловлен сугубо содержанием данного произведения? Конечно же, композиция - не просто цепочка сцен и эпизодов, в составлении частей текста присутствует гораздо более изощрённая творческая работа.

Итак, один из способов свести все элементы в композицию - составление единого целого повествования из описаний, монологов, диалогов, образной системы, вставных рассказов, авторских отступлений, характеристик героев, сюжета повествования и его фабулы, пейзажей и портретов. Это будет первый композиционный прием.

Взгляды в прошлое и будущее

Ретроспекция уводит читателя назад во времени, где автор погружает его в события, случившиеся с героем насколько угодно давно, и таким образом проясняется первопричина происходящего в настоящем. Композиционный прием ретроспекции применяется авторами очень широко и часто как в прозе, так и в поэзии.

Очень действенно создаётся интрига, когда автор чередует главы, отдавая их по очереди нескольким героям, или событиям, или местностям. Причём заканчивается каждая глава незавершённой и интригующей сценой. Огромный стимул появляется у читателя быстрее листать дальше. Такие композиционные приемы в литературе называются разрывами. Кроме того, сама композиция может быть выстроена тематически, зеркально, по кольцу или в обратном порядке событий.

Четыре приёма

Композиция любого настоящего произведения непременно многослойна, у каждого из них присутствует "двойное" и даже "тройное дно", "подводные течения" и даже водовороты. Каким образом автор добивается такой многозначности? Конечно же, используя разнообразные композиционные приемы в литературе. Их невероятное множество. Главных - четыре: монтаж, противопоставление, усиление и повтор.

Повтор - из простых и чрезвычайно действенных, он вливает в обычные слова неожиданный контекст, придаёт стройность звучанию, помогает обозначить главное. Здесь наиболее уместен известный всем пример стихотворения Блока "Ночь, улица, фонарь, аптека...", где основные композиционные приемы - повтор и усиление - показывают закольцованность круга жизни и постоянный возврат к пройденному. Так же и в прозе - какая-то повторяющаяся деталь или определённый образ выводятся в лейтмотивы произведения, которое пронизывается ими и тем обретает цельность. Например, воскресение Лазаря у Достоевского ("Преступление и наказание") или образ грозы у Островского.

Усиление и противопоставление

Усиление как приём близко к повтору, но здесь больше эффекта в художественной передаче явления или события, поскольку подбираются детали или образы, схожие с первым, которые с каждым новым выходом усиливают эмоциональное напряжение читателя и быстро наполняют изображаемую картину всё новыми деталями и зримыми образами. Особенно хорош в этом приёме Гоголь (описание дома Собакевича или Плюшкина). У Чехова этот приём используется в рассказе "Человек в футляре".

Противоположный приём не менее хорош и эффективен. Противопоставление, иначе - антитеза, применение контрастных образов. С огромной силой проявляются данные композиционные приемы в стихотворениях. Вспомним Лермонтова, где чёрная кровь надменных потомков проливается рядом с поэта праведной кровью, как вздрагивает сама глубина каждого читательского сердца от таких противопоставлений. А композиционно противопоставление присутствует практически всюду, без него не обойтись: буря и покой ("Парус" Лермонтова), Онегин и Ленский. Без контраста не состоится ни одно произведение, хоть стихи, хоть проза, приём и выразителен.

Контаминация и монтаж

Это объединение двух приёмов - противопоставления и повтора. получается особо сильный эффект - зеркальная композиция. Контаминация в переводе означает смешение, так легче запомнить, как называется композиционный прием, объединяющий величины полярно разные. При зеркальной композиции повтор получается почти буквально точным, но с обратным значением. Вспомним: сцена Татьяны и Онегина с отповедью Татьяне в начале и сцена Онегина и Татьяны с отповедью Онегину - в конце романа. Зеркальная композиция - весьма выигрышное и сильное средство.

Монтаж - приём более сложный, изощрённо выискиваемый, но бьющий наповал. При чтении, однако, это ощущается как озарение, хотя наверняка автор очень долго думал, какой композиционный прием выбрать, собирал пазлы, переставляя два разных образа рядом так, чтобы от их соседства родился третий, новый смысл. Например, Павел Петрович, аристократ, у которого на столе стоит серебряная пепельница в виде лаптя. Серебряный. Лапоть. Мы теперь всё знаем об аристократе Павле Петровиче посредством оксюморона, составленного Тургеневым, который виртуозно использовал композиционные средства.

Приемы и их уровни

Все используемые приёмы выполняют одну из двух отличающихся друг от друга функций. Композиционный приём организовывает либо отдельный фрагмент текста - микроуровень, либо весь текст как принцип композиции - макроуровень. Повтор в отдельной части стихотворного текста часто пользуется такими тропами, как анафора (единоначалие) и рифма (звуковой повтор в окончаниях стихов).

Приём усиления в прозе чаще всего бывает уместен на микроуровне, в описаниях предмета или явления, а в стихотворении это прекрасный способ для создания общего единства композиции. Как пример можно вспомнить стихотворение Пушкина "Пророк" (а Римский-Корсаков настолько хорошо написал музыку к нему, что приём усиления можно, кажется, даже пощупать). Монтаж тоже иногда становится на макроуровень и организует композицию всего произведения, даже весьма объёмного, как, например, у Пушкина ("Борис Годунов") или у Булгакова ("Мастер и Маргарита").

Композиционные приёмы и эффекты

Монтаж и усиление, противопоставление и повтор - любой из основных композиционных приёмов, да и не только основных, может расширить своё значение до принципа построения композиции. Но в основе каждого такого принципа лежит прежде всего эффект. Иначе зачем весь сыр-бор с композиционными приёмами, если можно пересказать информацию по принципу телефонного справочника.

Какие композиционные хитрости добавят произведению эффект? Например, если действие начнётся не с начала событий, а наоборот - с конца, постепенно выстраивая в следующих эпизодах ход времени и разъясняя причины происшедших событий. Это так называемая обратная композиция, очень интересный приём ("Что делать?" Чернышевского). А если используется повтор строф, словно обрамляющих стихотворение, или описание, которое проходит в начале и конце произведения, кольцом замыкая композицию, этот приём так и будет называться - кольцевая композиция или композиция обрамления. Используется очень часто и в стихах, и в прозе.

Художественный образ

Великолепный организатор композиции. Гоголь, например, провёл красной нитью через всю поэму "Мёртвые души" образ дороги, который послужил чёткой схемой всего повествования: дорога в город NN, оттуда дорога в Маниловку, дорога к Коробочке, дорога к трактиру с находящимся там Ноздрёвым, дорога к Ноздрёву, дорога дальше - от дома к дому. И заканчивает Гоголь тоже дорогой. Значит, это и есть структурообразующий элемент.

Также автор может сделать организующим элементом экспозицию, как, например, Пушкин в романе "Евгений Онегин", где ею является вся первая глава. Композиционным приёмом является и симметрия эпизодов, образов, слов, а также явлений, главок, сцен - чего угодно, и этот принцип построения композиции тоже весьма популярен до сих пор. О контаминации и композиционном разрыве уже было сказано, добавить можно лишь то, что чаще всего последними пользуются авторы детективов и авантюрных романов для усиления интриги.

Тематика

Это тоже вполне композиционный приём, когда автор наиболее ярко высветляет отношения между главными героями произведения или его центральными образами. Такой способ предпочитают поэты-лирики.

Последовательность повествования, логическое рассуждение, которое развивается от мысли к мысли, приводя к финальному выводу, как, например, во многих стихотворениях Пушкина, Тютчева, Маяковского, так и называется композицией последовательной, где последовательность - приём.