Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Какой деятельностью занимался бородин. Основные даты жизни и деятельности а

Какой деятельностью занимался бородин. Основные даты жизни и деятельности а

Такие люди рождаются раз в сотню лет – можно с уверенностью сказать об Александре Порфирьевиче Бородине, ведь круг его интересов, знаний и умений настолько велик, что становится очевидно: это не простой человек, это истинный гений.

Ещё одна особенность – таланты Бородина практически невозможно рассматривать в отрыве друг от друга. Бородин-композитор, Бородин-химик, просветитель, поэт - не просто грани одной личности, а словно детали мозаики, дополняющие и поддерживающие друг друга. И, кажется, если бы изъять из этого списка какую-то одну черту, то и остальные станут не в полной мере яркими, выдающимися, гениальными.

Краткую биографию Александра Бородина и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Бородина

История рождения Александра Порфирьевича необычна для современных реалий, однако в XIX веке подобные случаи встречались сплошь и рядом. Его отец, 62-летний грузинский князь Лука Степанович Гедианов (Гедеванишвили), вступил во внебрачную связь с 20-летней Авдотьей Константиновной Антоновой, дочерью военного, в 1833 году в Санкт-Петербурге. Разница в возрасте и общественное мнение не смогли повлиять на чувства. Супруга Гедианова проживала в Москве, но возможности разорвать брак с ней не представлялось.


Рожденного 12 ноября 1833 года мальчика князь назвал Александром и записал сыном своего камердинера, Порфирия Бородина. Чуть позже Лука Степанович устроил брак Авдотьи с военным врачом Х. Клейнеке, чтобы упрочить ее положение в обществе. В детстве Александру было настрого наказано называть Авдотью тетей при посторонних, ведь мальчика представляли всем как ее племянника. Однако любовь, которую дарила Дуняша сыну, была поистине материнской, и порой даже находилась на грани здравого смысла.

Лука Степанович умер в 1843 году, предварительно оформив своему «крепостному» вольные документы. Авдотья же с самого раннего детства вплотную занялась образованием сына, нанимала прекрасных учителей и гувернеров для Сашеньки. С первых же уроков особенное внимание мальчика привлекла музыка. Он стал развиваться в этом направлении, и вскоре уже создал несколько собственных произведений. Авдотья Константиновна позаботилась о том, чтобы эти первые пьесы были изданы, и тогда музыкальные критики впервые услышали о 16-летнем композиторе. Помимо музыки Александр живо интересовался химией – наукой в тот момент молодой, чем приводил мать в состояние ужаса: комната подростка была заставлена странными склянками и колбами, а смелые эксперименты грозили пожаром.


Согласно биографии Бородина в 17-летнем возрасте остро встал вопрос о дальнейшем обучении Александра. Естественно, что с его крепостной «родословной» пути в науку были заказаны. Однако любящая мать и тут нашла выход: за приличную взятку Сашу записали купцом Третьей гильдии. Не самый высокий титул, но его обладатель все же получал право на поступление в медико-хирургическую академию, которым Бородин успешно воспользовался. В академии Александр проявил себя очень талантливым студентом, его наставником стал знаменитый химик Николай Зинин. Не бросал он и музыкальные занятия, играя на различных инструментах, посещая концерты и, конечно, сочиняя.

Увлечение медициной и отъезд за границу


По окончании академии в 1856 году Бородин получил должность ординатора Военно-сухопутного госпиталя, а также поступил ассистентом на кафедру общей терапии и патологии, возглавляемую профессором Здекауэром. Все наставники прочили ему славу великого доктора, однако работа в госпитале не пришлась по душе ранимому Александру: на него наводил ужас вид истерзанных тел и тяжелобольных пациентов.

Испытание закончилось новым витком карьеры: в 1859 году начинающему исследователю дали направление в Гейдельберг для повышения квалификации. В то время там сложился так называемый «Гейдельбергский кружок» из нескольких выдающихся русских деятелей науки, в том числе И. Сеченова и Д. Менделеева. Бородин с его живым умом и многочисленными талантами легко вписался в этот «островок вольнодумства», где с интересом обсуждали не только научные новости, но и общественно-политические события, поддерживали идеи Чернышевского и Белинского. В кругу единомышленников по науке он не торопился раскрывать свои музыкальные увлечения, и ограничивался лишь воспроизведением популярных итальянских арий. Но за пределами русского общества с удовольствием играл в дуэтах, квартетах и квинтетах с зарубежными музыкантами.


В 1860 году в компании Менделеева и Зинина Бородин посетил город Карлсруэ, где проходил химический конгресс. Бородин с увлечением путешествует по странам Европы, изучая их культурную и общественную жизнь, получая новые необычные знания и умения. Так, во Франции он научился самостоятельно выдувать из стекла колбы и мензурки, в Италии собрал коллекцию образцов лавы из великого вулкана Везувия, посетил химические предприятия. В этот период Александр также не забывает о своем музыкальном развитии: он побывал на концертах многих популярных композиторов того времени - Берлиоза, Вагнера, Листа, Вебера.

В 1861 году в Гейдельберге происходит судьбоносная встреча Бородина с Екатериной Протопоповой - молодой пианисткой, познакомившей его с творчеством Шопена и Шумана. Молодой ученый был завидным женихом, и многие девушки пытались добиться его расположения. Екатерина же вела себя иначе – искренне и скромно, при этом разделяла музыкальные интересы Бородина. Беседы о музыке вскоре переросли в романтическое чувство, но счастье влюбленных омрачила болезнь Катерины. Чтобы поправить ее здоровье, Бородин по совету врачей увозит невесту в Пизу. В 1862 году влюбленные возвращаются в Россию, и какое-то время проводят в вынужденной разлуке. Бородин в Петербурге получил должность адъюнкт-профессора, параллельно преподавая химию, а Катерина отправилась в Москву, так как климат северной столицы был для нее неприемлем.

Знакомство с Балакиревым и «Могучая кучка»

Осенью 1862 года состоялось еще одно важное знакомство в жизни Бородина. И снова тесная связь медицины и музыки сыграла решающую роль. На одном из музыкальных вечеров в доме С. Боткина, который, помимо своей основной профессии, был еще и большим любителем музыки, Александр оказался в обществе Милия Балакирева. Этот деятель культуры вместе с несколькими единомышленниками развивал в обществе идею русского национального искусства. Бородину и раньше приходили мысли о том, насколько значительно народное творчество, и многие его произведения на тот момент имели в своей основе исконно русские мотивы. На почве такой близости мнений они мгновенно сошлись с Балакиревым , Римским-Корсаковым , Мусоргским , Кюи. Впоследствии их содружество получило название «Могучая кучка ».

Благодаря дружбе с Балакиревым, Бородин утвердился в собственных силах, хотя раньше считал свои произведения посредственными. Милий убедил Александра продолжать композиторскую деятельность, и он принялся за симфонию. Работа над симфонией продвигалась медленно, Александра постоянно подгоняли друзья из «Могучей кучки», ведь основной его деятельностью по-прежнему была химия.

Свое первое значительное произведение композитор закончил в 1867 году, спустя два года симфонию исполнили на концерте, дирижировал оркестром сам Балакирев. Первая симфония получила признание публики и стала своеобразной вершиной творческого пути Бородина - именно в ней нашли воплощение все результаты его творческих поисков и полностью сформировался индивидуальный стиль композитора, особенностями которого явилась яркая энергия, широкий размах, самобытные образы в сочетании с классическим строем музыки.

Вторая половина 60-х годов ознаменована созданием нескольких небольших, но разнообразных произведений – романсов на различные темы. Отличается и звучание песен того периода, каждая из них – это отдельная история, никак не связанная с другими. Слова к нескольким из этих романсов композитор написал сам.

К окончанию 60-х годов Александр Порфирьевич решился начать Вторую симфонию, а также оперу «Князь Игорь ». На эту мысль его натолкнул еще один член «Могучей кучки» В.Стасов, предложив «Слово о полку Игореве» как основу для нового крупного произведения. Сомневаясь в своей способности интерпретировать такой сложный сюжет, он все же взялся за него, подробно изучив все, что было связано со «Словом…», чтобы создать максимально подлинные образы и характеры. К сожалению, сам Александр Порфирьевич так и не смог завершить оперу, и при жизни успел лишь увидеть постановки отдельных ее фрагментов.

Общественная деятельност ь


Личность Бородина отличалась невероятной энергией. Он успевал одновременно заниматься несколькими, причем далеко не двумя или тремя, видами деятельности. При этом все у него блестяще получалось. Сам маэстро признавался, что не замечает, как летят недели. Он успевал создавать злободневные музыкальные произведения, делать химические открытия, читать лекции в двух академиях, редактировать журнал, издавать литература, а также живо интересоваться общественной жизнью и развивать образование.

В ноябре 1872 года при активном содействии Бородина начали работу женские врачебно-акушерские курсы. Александр Порфирьевич сам не только преподавал студенткам, но и всячески пытался оказать им поддержку, устраивая благотворительные концерты, защищал их права, «выбивал» стипендии, содействовал в поиске рабочих мест после окончания курсов.

Современники вообще часто отмечают добросердечность и отзывчивость этого человека: в его доме нередко можно было встретить дальних родственников, приехавших в Петербург на лечение, и каждому он уделял внимание, устраивал в больницы, посещал там и даже иногда сам ухаживал за больными.

Музей А.П. Бородина

Летние каникулы с 1877 по 1879 г. Бородин проводил с супругой в деревне во Владимирской области, куда приглашал его А.Дианин, студент академии, где преподавал профессор. Здесь композитор чувствовал невероятную свободу, а окружающая природа вдохновляла на новые творческие свершения. Именно в Давыдове была написана значительная часть оперы «Князь Игорь». Специально для этой деятельности из столицы было привезено фортепиано.

Летом 1879 года Александр Порфирьевич, вновь приехав в Давыдово, обнаружил там заново отстроенный после пожара хозяйский дом. Именно он сегодня является памятником культуры и вмещает единственный в мире музей великого композитора. Однако в новом строении он прожил недолго, найдя его слишком тесным, и перебрался в один из крестьянских домов. К сожалению, этот дом не сохранился до наших дней.

Здесь, среди живописной природы вблизи поймы реки Клязьмы, Александр Порфирьевич, пожалуй, впервые давал волю своему народному духу. Он надевал простую одежду и отправлялся по соседним сёлам, общался с крестьянами, записывал их песни, а затем включал народные мотивы в свои произведения. Также на творческие всплески повлияло знакомство Бородина с памятниками древнего зодчества, расположенными неподалеку, в частности, с церковью Покрова на Нерли.



Интересные факты о Бородине

  • Первый интерес к музыке проснулся у Бородина в раннем детстве. После посещения Семеновского плаца, где играл военный оркестр, он дома на пианино старательно подбирал по памяти услышанные марши. Чуть позже Авдотья Константиновна наняла солдата из этого оркестра, чтобы преподавать мальчику музыку – одно занятие стоило 10 копеек.
  • Александр был прилежным студентом, он буквально горел медициной и химией. На одном из практических занятий ему нужно было обследовать труп больного. Одно торопливое и неосторожное движение привело к тому, что в его палец впилась мелкая гнилая косточка. Произошло заражение, и оно могло стоить Бородину жизни. К счастью, после длительного лечения, он выздоровел.
  • Особые отношения связывали Александра Бородина и выдающегося русского химика Николая Зинина. В студенческие годы Бородин дерзнул попроситься работать в одной лаборатории со студентами старших курсов. Профессор долгое время приглядывался к молодому человеку, но вскоре отметил его усердие и немалые познания. Зинин стал приглашать его в свою домашнюю лабораторию. Эти визиты скоро переросли в долгие беседы за ужином или чаем на разные научные темы. Именно Бородин стал преемником Зинина, а их дружеско-наставнические отношения продлилось еще много лет.
  • Александр был круглым отличником в академии, все предметы он изучал легко и с интересом. Лишь одна дисциплина у него «не пошла» – Закон Божий. Возможно, студент просто не нашел общего языка со священнослужителем, преподававшим его. Но в итоге именно из-за того, что Бородин «слишком вольно» пересказывал Библию, его выпустили с одним лишь похвальным листом вместо полноценного документа об образовании.
  • Из биографии Бородина мы узнаём, что докторская диссертация, успешно защищенная им в 1858 году, стала первой подобной работой на русском языке. До этого как защитная речь, так и сам текст диссертаций традиционно писались на латыни.
  • Д. Менделеев считал, что Бородину следовало бы бросить занятия музыкой и полностью посвятить себя отечественной науке.
  • Венчание космпозитора с Екатериной Протопоповой состоялось в апреле 1863 года. Молодожены были вполне счастливы, однако бытовые условия их жизни оставляли желать лучшего: четырехкомнатная квартира, предоставленная академией, оказалась совершенно неудобной для жизни, а молодая супруга – не приспособленной вести хозяйство. В последующем супруги проводили вместе только зимы в Петербурге и летние каникулы. Сам Бородин писал жене в письмах, что они словно «бобыли», «женатые холостяки».


  • У Бородина и Катерины не было своих детей, однако было много нерастраченной родительской любви и энергии. Ее они реализовали, взяв к себе на воспитание четырех девочек.
  • Протопопова так описывала моменты творческих порывов мужа: по ее словам, он мог сидеть за инструментом или нотами часами, причем в эти моменты полностью уходил в себя, мог не принимать пищу и не спать по 8-10 часов. После выхода из этого состояния Александр Порфирьевич еще долго был словно не в себе, на вопросы мог отвечать невпопад и имел отсутствующий вид.
  • Бородин активно ратовал за национализацию русского искусства и выступал против огромного количества зарубежных произведений на сцене. В этой борьбе он не только часто обращался к народным мотивам, но и создал мини-перу «Богатыри», которую наполнил шуточными мотивами, напоминающими популярные штампы зарубежной музыки того времени. К тому же, таким образом Бородин еще раз продемонстрировал свою универсальность как композитора и, конечно, незаурядное чувство юмора.
  • Александр Порфирьевич умер скоропостижно и неожиданно: на глазах у близких друзей после развесёлой русской пляски у великого человека просто остановилось сердце. Случилось это 27 февраля 1887 года.

  • «Князь Игорь » – опера, популярная и любимая не только в России, но и во всем мире. Бородин писал ее 18 лет, но так и не закончил. Дописывать произведения после смерти композитора взялись его товарищи по «Могучей кучке», и в 1890 году опера впервые вышла на сцене, завоевав оглушительный успех.
  • Партитуры, созданные в XIX веке самим Александром Бородиным, до сих пор находятся в идеальном состоянии. И дело не в особых условиях хранения, а в уникальном покрытии из яичного желтка, которое стало очередным в списке открытий и изобретений великого ученого.
  • В Музее науки Лиссабонского университета каждый год проходит мероприятие, посвященное А. Бородину, на котором профессиональные музыканты исполняют его сочинения в химической лаборатории. В это же время студенты и преподаватели ВУЗа проводят эксперименты, повторяющие исследования великого русского композитора-химика.


  • В 1861 году Бородин впервые открыл и описал реакцию серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, которая с тех самых пор в России и носит его имя. А вот в иностранной литературе эта реакция известна под именем другого ученого – К. Хунсдикера, который в 1942 году также занимался ее исследованием. В последнее время ее все чаще стали называть «реакцией Бородина-Хунсдикера».
  • Александр Порфирьевич был первым, кто познакомил русскую общественность с дарвинизмом, а произошло это благодаря его редакторской работе в журнале «Знание», где и была с его одобрения опубликована эта работа. После этого Бородин, а также его коллега, соредактор П. Хлебников были вынуждены оставить издание, поскольку публикацией «вредных материалистических учений» навлекли на себя гнев министра внутренних дел.

Александр Бородин родился 12 ноября 1833 г. и был записан, как сын крепостного слуги князя Л. С. Гедианова - Порфирия Бородина. В действительности же будущий композитор был внебрачным сыном самого князя и петербургской мещанки Авдотьи Антоновой, в доме которой ребенок и воспитывался.

Рано проявив интерес к музыке, Бородин в восемь лет начал обучаться игре на флейте, а затем - на фортепиано и виолончели. Когда мальчику исполнилось девять, он сочинил польку для фортепиано в 4 руки, а в шестнадцать его музыкальные произведения уже хвалили музыкальные критики, отмечая «тонкий эстетический вкус и поэтическую душу» молодого композитора.

Однако, не смотря на явные успехи в этой области, Александр все-таки избрал для себя профессию химика, поступив в 1850 г. вольнослушателем в Медико-хирургическую академию, которую окончил в 1856 г.

После того, как в 1858 г. Бородин получил степень доктора медицины, он был направлен в научную командировку в Западную Европу, где встретил свою будущую жену - пианистку Екатерину Протопопову, открывшую для него многих композиторов-романтиков, в частности, Шумана и Шопена.

Параллельно с научной деятельностью Бородин не оставлял и своих музыкальных опытов. Во время заграничной поездки им были созданы струнный и фортепианный квинтеты, струнный секстет и некоторые другие камерные произведения.

После возвращения в Россию в 1862 г. он стал адъюнкт-профессором в Медико-хирургической академии, а в 1864 г. - ординарным профессором той же кафедры.

В том же 1862 г. произошла знаменательная для Бородина встреча - он познакомился с М. Балакиревым, а в последствии и с остальными членами его кружка, известного под названием «Могучая кучка» (Ц. Кюи, Н. Римский-Корсаков и М. Мусоргский). «До встречи со мной», - вспоминал позднее Балакирев, - «он считал себя только дилетантом и не придавал значения своим упражнениям в сочинении. Мне кажется, что я был первым человеком, сказавшим ему, что настоящее его дело - композиторство».

Под влиянием композиторов-"кучкистов" окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина и стал вырабатываться его художественный стиль, неразрывно связанный с русской национальной школой.

Все его творчество пронизано темой величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Яркий пример тому Вторая симфония, которую Мусоргский предложил назвать «Славянской героической», а известный музыкальный критик В. Стасов - «Богатырской».

Из-за большой занятости научной и педагогической деятельностью, которой Бородин отдает едва ли не больше времени, чем музыке, работа над каждым новым произведением затягивалась на месяцы, а чаще - на годы. Так, над своим главным произведением - оперой «Князь Игорь» - композитор, начиная с конца 1860-х гг. трудился восемнадцать лет, но так и не успел его закончить.

В тоже время трудно переоценить вклад Бородина в развитие отечественной науки. Великий русский химик Д.И. Менделеев сказал: «Бородин стоял бы еще выше в химии, принес бы еще более пользы науке, если бы музыка не отвлекала его слишком много от химии».

Бородин написал более чем 40 научных работ по химии (он автор открытия особой химической реакции, названной в его честь «реакцией Бородина»).

С 1874 г. Бородин стал руководить химической лабораторией Медико-хирургической академии. Кроме того, он выступил одним из организаторов высшего учебного заведения для женщин - Женских врачебных курсов (1872–1887), на которых потом и преподавал.

К концу жизни Бородин-композитор достиг определенной известности за пределами России. По инициативе Ф. Листа, с которым Бородин был дружен, его симфонии неоднократно исполнялись в Германии. А в 1885 и 1886 гг. Бородин ездил в Бельгию, где его симфонические произведения пользовались большим успехом.

В этот период им написаны два струнных квартета, две части Третьей симфонии ля минор, музыкальная картина для оркестра «В Средней Азии», ряд романсов и фортепианных пьес.

Умер А.П. Бородин 15 февраля 1887 г. в Петербурге, не успев закончить ни оперу «Князь Игорь», ни свою Третью симфонию (они были завершены Н.А. Римским-Корсаковым и А.К. Глазуновым).

Музыкальное наследие:

Оперы: «Богатыри» (опера-фарс, 1867 г.), «Млада» (опера-балет, 4-е действие, 1872 г.), «Князь Игорь» (либретто А.П. Бородина по «Слову о полку Игореве», 1890 г.)

Произведения для оркестра: 3 симфонии (№ 1, Es-dur, 1867 г.; № 2, Богатырская, h-moll, 1876 г.; № 3, a-moll, 1887 г, не окончена, 1-я и 2-я части записаны по памяти и оркестрованы А. К. Глазуновым)

Камерно-инструментальные ансамбли: струнное трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» (1854–1855 гг.), струнное трио (до 1862 г.), фортепианное трио (до 1862 г.), струнный квинтет (до 1862 г.), струнный секстет (1860–1861 гг.), фортепианный квинтет (1862 г.), 2 струнных квартета (1879 г.; 1881 г.), "Серенада в испанском роде из квартета" (коллективное сочинение, 1886 г.)

Произведения для фортепиано в 2 руки: " Патетическое адажио" (1849 г.), "Маленькая сюита" (1885 г.), Скерцо (1885 г.)

Произведения для фортепиано в 3 руки : Полька , Мазурка , Похоронный марш и Реквием из "Парафраз на неизменяемую тему" (коллективное сочинение А.П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А.Кюи, А. К. Лядова, 1878)

Произведения для фортепиано в 4 руки: Скерцо (1861 г.), "Тарантелла" (1862 г.)

(50-е гг.), «Красавица-рыбачка» (1854–1855), «Отравой полны мои песни» (1868 г.), «Из слез моих» (1871 г.), «Арабская мелодия» (1881 г.), «Для берегов отчизны дальней» (слова А. С. Пушкина, 1881 г.), «У людей-то в дому» (слова Н. А. Некрасова, 1881 г.), «Спесь» (слова А. К. Толстого, 1884–1885 гг.)

Музыка Бородина... возбуждает ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание, размах, ширь, простор; в ней гармоничное здоровое чувство жизни, радость от сознания, что живешь.
Б. Асафьев

А. Бородин является одним из замечательных представителей русской культуры второй половины XIX в.: гениальный композитор, выдающийся ученый-химик, активный общественный деятель, педагог, дирижер, музыкальный критик, он проявил также и незаурядное литературное дарование. Однако в историю мировой культуры Бородин вошел прежде всего как композитор. Им создано не так уж много произведений, но их отличает глубина и богатство содержания, разнообразие жанров, классическая стройность форм. Большинство из них связано с русским эпосом, с повествованием о героических подвигах народа. Есть у Бородина и страницы сердечной, задушевной лирики, не чужды ему шутка, мягкий юмор. Для музыкального стиля композитора характерны широкий размах повествования, мелодичность (Бородин обладал способностью сочинять в народно-песенном стиле), красочность гармоний, активная динамическая устремленность. Продолжая традиции M Глинки, в частности его оперы «Руслан и Людмила», Бородин создал русскую эпическую симфонию, а также утвердил тип русской эпической оперы.

Бородин родился от неофициального брака князя Л. Гедианова и русской мещанки А. Антоновой. Свою фамилию и отчество он получил от дворового человека Гедианова - Порфирия Ивановича Бородина, сыном которого его записали.

Благодаря уму и энергии матери мальчик получил прекрасное домашнее образование и уже в детстве обнаружил разносторонние способности. Особенно привлекала его музыка. Он научился играть на флейте, фортепиано, виолончели, с интересом слушал симфонические произведения, самостоятельно изучал классическую музыкальную литературу, переиграв в 4 руки со своим товарищем Мишей Щиглевым все симфонии Л. Бетховена, И. Гайдна, Ф. Мендельсона. Рано проявился у него и композиторский дар. Его первыми опытами стали полька «Helene» для фортепиано, Концерт для флейты, Трио для двух скрипок и виолончели на темы из оперы «Роберт-дьявол» Дж. Мейербера (1847). В эти же годы у Бородина проявилась страсть к химии. Рассказывая В. Стасову о своей дружбе с Сашей Бородиным, М. Щиглев вспоминал, что «не только его собственная комната, но чуть не вся квартира была наполнена банками, ретортами и всякими химическими снадобьями. Везде на окнах стояли банки с разнообразными кристаллическими растворами». Близкие отмечали, что уже с детских лет Саша всегда был чем-нибудь занят.

В 1850 г. Бородин успешно выдержал экзамен в Медико-хирургическую (с 1881 г. Военно-медицинская) академию в Петербурге и с увлечением отдался занятиям медициной, естествознанием и особенно химией. Общение с выдающимся передовым русским ученым Н. Зининым, который блестяще читал в академии курс химии, вел индивидуальные практические занятия в лаборатории и видел в талантливом юноше своего преемника, оказало большое влияние на становление личности Бородина. Увлекался Саша и литературой, особенно любил он произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, работы В. Белинского, читал философские статьи в журналах. Свободное от академии время отдавалось музыке. Бородин часто посещал музыкальные собрания, где исполнялись романсы А. Гурилева, А. Варламова, К. Вильбоа, русские народные песни, арии из модных тогда итальянских опер; постоянно бывал на квартетных вечерах у музыканта-любителя И. Гаврушкевича, нередко участвуя в качестве виолончелиста в исполнении камерно-инструментальной музыки. В эти же годы он познакомился с произведениями Глинки. Гениальная, глубоко национальная музыка захватила и увлекла юношу, и с этих пор он становится верным поклонником и последователем великого композитора. Все это побуждает его к творчеству. Бородин много самостоятельно работает над овладением композиторской техникой, пишет вокальные сочинения в духе городского бытового романса («Что ты рано, зоренька»; «Слушайте, подруженьки, песенку мою»; «Разлюбила красна девица»), а также несколько трио для двух скрипок и виолончели (в т. ч. на тему русской народной песни «Чем тебя я огорчила»), струнный Квинтет и др. В его инструментальных произведениях этой поры еще заметно сказывается влияние образцов западноевропейской музыки, в частности Мендельсона. В 1856 г. Бородин отлично сдал выпускные экзамены и для прохождения обязательной врачебной практики был прикомандирован врачом-ординатором ко второму Военно-сухопутному госпиталю; в 1858 г. он успешно защитил диссертацию на ученую степень доктора медицины, а через год был отправлен академией за границу для научного усовершенствования.

Бородин обосновался в Гейдельберге, где к тому времени собралось немало молодых русских ученых разных специальностей, среди которых были Д. Менделеев, И. Сеченов, Э. Юнге, А. Майков, С. Ешевский и другие, ставшие друзьями Бородина и составившие так называемый «Гейдельбергский кружок». Собираясь, они обсуждали не только научные проблемы, но и вопросы общественно-политической жизни, новости литературы и искусства; здесь читали Колокол и Современник, здесь звучали идеи А. Герцена, Н. Чернышевского, В. Белинского, Н. Добролюбова.

Бородин интенсивно занимается наукой. За 3 года пребывания за границей он выполнил 8 оригинальных химических работ, принесших ему широкую известность. Он использует любую возможность для поездок по странам Европы. Молодой ученый знакомился с жизнью и культурой народов Германии, Италии, Франции, Швейцарии. Но и музыка всегда сопутствовала ему. Он по-прежнему с увлечением музицировал в домашних кружках и не упускал возможности побывать на симфонических концертах, в оперных театрах, познакомившись таким образом со многими произведениями современных западноевропейских композиторов - К. М. Вебера, Р. Вагнера, Ф. Листа, Г. Берлиоза. В 1861 г. в Гейдельберге Бородин встретился со своей будущей женой - талантливой пианисткой и знатоком русской народной песни Е. Протопоповой, горячо пропагандировавшей музыку Ф. Шопена, Р. Шумана. Новые музыкальные впечатления стимулируют творчество Бородина, помогают ему осознать себя русским композитором. Он настойчиво ищет в музыке свои пути, свои образы и музыкально-выразительные средства, сочиняя камерно-инструментальные ансамбли. В лучшем из них - фортепианном Квинтете до минор (1862) - уже ощущается и эпическая сила, и напевность, я яркий национальный колорит. Это сочинение как бы подводит итог предшествующему художественному развитию Бородина.

Осенью 1862 г. он вернулся в Россию, был избран профессором Медико-хирургической академии, где до конца своей жизни читал лекции и вел практические занятия со студентами; с 1863 г. некоторое время преподавал и в Лесной академии. Начал он и новые химические исследования.

Вскоре после возвращения на родину в доме профессора академии С. Боткина Бородин познакомился с М. Балакиревым, который со свойственной ему проницательностью сразу оценил композиторский талант Бородина и заявил молодому ученому, что истинным его призванием является музыка. Бородин входит в кружок, который помимо Балакирева составляли Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков и художественный критик В. Стасов. Так завершилось формирование творческого содружества русских композиторов, известного в истории музыки под названием «Могучая кучка». Под руководством Балакирева Бородин приступает к созданию Первой симфонии. Законченная в 1867 г. она была с успехом исполнена 4 января 1869 г. в концерте РМО в Петербурге под управлением Балакирева. В этом произведении окончательно определился творческий облик Бородина - богатырский размах, энергия, классическая стройность формы, яркость, свежесть мелодий, сочность красок, самобытность образов. Появление этой симфонии знаменовало наступление творческой зрелости композитора и рождение нового направления в русской симфонической музыке.

Во второй половине 60-х гг. Бородин создает ряд романсов очень разных по тематике и характеру музыкального воплощения - «Спящая княжна», «Песня темного леса», «Морская царевна», «Фальшивая нота», «Отравой полны мои песни», «Море». Большая часть из них написана на собственный текст.

В конце 60-х гг. Бородин приступил к сочинению Второй симфонии и оперы «Князь Игорь ». В качестве сюжета оперы Стасов предложил Бородину замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». «Мне этот сюжет ужасно по душе. Будет ли только по силам?..» Попробую, - ответил Стасову Бородин. Патриотическая идея «Слова», его народный дух были особенно близки Бородину. Сюжет оперы как нельзя лучше отвечал особенностям его таланта, склонности к широким обобщениям, эпическим образам и его интересу к Востоку. Опера создавалась на подлинном историческом материале, и Бородину было очень важно добиться создания верных, правдивых характеров. Он изучает множество источников, связанных со «Словом» и той эпохой. Это и летописи, и исторические повести, исследования о «Слове», русские эпические песни, восточные напевы. Либретто оперы Бородин писал сам.

Однако сочинение продвигалось медленно. Главная причина - занятость научной, педагогической и общественной деятельностью. Он был в числе инициаторов и учредителей Русского химического общества, работал в Обществе русских врачей, в Обществе охранения народного здравия, принимал участие в издании журнала «Знание», входил в состав директоров РМО, участвовал в работе Петербургского кружка любителей музыки, руководил созданными им в Медико-хирургической академии студенческим хором и оркестром.

В 1872 г. в Петербурге открылись Высшие женские медицинские курсы. Бородин явился одним из организаторов и педагогов этого первого высшего учебного заведения для женщин, отдавал ему много времени и сил. Сочинение Второй симфонии было закончено лишь в 1876 г. Симфония создавалась параллельно с оперой «Князь Игорь» и очень близка ей по идейному содержанию, характеру музыкальных образов. В музыке симфонии Бородин достигает яркой красочности, конкретности музыкальных образов. По свидетельству Стасова, он хотел в 1 ч. нарисовать собрание русских богатырей, в Анданте (3 ч.) - фигуру Баяна, в финале - сцену богатырского пира. Название «Богатырская», данное симфонии Стасовым, прочно закрепилось за ней. Впервые симфония была исполнена в концерте РМО в Петербурге 26 февраля 1877 г. под управлением Э. Направника.

В конце 70-х - начале 80-х гг. Бородин создает 2 струнных квартета, став наряду с П. Чайковским основоположником русской классической камерно-инструментальной музыки. Особую популярность завоевал Второй квартет, музыка которого с большой силой и страстностью передает богатый мир душевных переживаний, обнажая яркую лирическую сторону дарования Бородина.

Однако главной заботой была опера. Несмотря на огромную занятость всевозможными обязанностями и воплощением замыслов других сочинений, «Князь Игорь» находился в центре творческих интересов композитора. В течение 70-х гг. был создан ряд основополагающих сцен, часть из которых исполнялась в концертах Бесплатной музыкальной школы под управлением Римского-Корсакова и нашла горячий отклик у слушателей. Большое впечатление произвело исполнение музыки Половецких плясок с хором, хоров («Слава» и др.), а также сольных номеров (песня Владимира Галицкого, каватина Владимира Игоревича, ария Кончака, Плач Ярославны). Особенно много удалось сделать в конце 70-х - первой половине 80-х гг. Друзья с нетерпением ждали завершения работы над оперой и всячески старались содействовать этому.

В начале 80-х гг. Бородин написал симфоническую партитуру «В Средней Азии », несколько новых номеров для оперы и ряд романсов, среди которых выделяется элегия на ст. А. Пушкина «Для берегов отчизны дальней». В последние годы жизни он работал над Третьей симфонией (к сожалению, не оконченной), написал Маленькую сюиту и Скерцо для фортепиано, а также продолжал работать над оперой.

Изменение общественно-политической обстановки в России 80-х гг. - наступление жесточайшей реакции, гонения на передовую культуру, разгул грубого бюрократического произвола, закрытие женских медицинских курсов - действовало на композитора подавляюще. Все труднее становилось бороться с реакционерами в академии, увеличилась занятость, стало сдавать здоровье. Тяжело переживал Бородин и кончину близких ему людей - Зинина, Мусоргского. Вместе с тем большую радость ему доставляло общение с молодежью - учениками и коллегами; значительно расширился и круг музыкальных знакомств: он охотно посещает «беляевские пятницы», близко знакомится с А. Глазуновым, А. Лядовым и другими молодыми музыкантами. Большое впечатление произвели на него встречи с Ф. Листом (1877, 1881, 1885), который высоко оценил творчество Бородина и пропагандировал его произведения.

С начала 80-х гг. известность Бородина-композитора растет. Его произведения исполняются все чаще и получают признание не только в России, но и за рубежом: в Германии, Австрии, Франции, Норвегии, Америке. Триумфальный успех его сочинения имели в Бельгии (1885, 1886). Он стал одним из самых известных и популярных русских композиторов в Европе конца XIX - начала XX в.

Сразу же после внезапной смерти Бородина Римский-Корсаков и Глазунов решили подготовить к печати его незаконченные произведения. Они завершили работу над оперой: Глазунов воссоздал по памяти увертюру (как она намечалась Бородиным) и сочинил на основе авторских эскизов музыку III акта, Римский-Корсаков инструментовал большую часть номеров оперы. 23 октября 1890 г. Князь Игорь был поставлен на сцене Мариинского театра. Спектакль вызвал горячий прием у публики. «Опера „Игорь“ во многом, прямо родная сестра великой оперы Глинки „Руслан“», - писал Стасов. - «в ней та же мощь эпической поэзии, та же грандиозность народных сцен и картин, та же изумительная живопись характеров и личностей, та же колоссальность всего облика и, наконец, такой народный комизм (Скула и Ерошка), который превосходит даже комизм Фарлафа».

Творчество Бородина оказало огромное влияние на многие поколения русских и зарубежных композиторов (и их числе Глазунов, Лядов, С. Прокофьев, Ю. Шапорин, К. Дебюсси, М. Равель и др.). Оно составляет гордость русской классической музыки.

Среди композиторов XIX века А.П. Бородин (1833-1887) выделяется своим универсализмом . Светлая, цельная и широкая натура, он был одарен необыкновенно. Великий композитор, представитель «Могучей кучки», европейски известный ученый-химик , талантливый врач-практик, общественный деятель , Бородин играл на флейте, виолончели, скрипке, рояле, дирижировал, знал несколько иностранных языков. Остроумный рассказчик, талантливый лектор, он блистательно владел литературным словом (о чем говорят его письма , рецензии в газете «Петербургские ведомости», тексты романсов и либретто «Князя Игоря»). Исключительная одаренность и энциклопедическая образованностьсближает Бородина с великими титанами эпохи Возрождения, а также с просветителями XVIII века (такими, например, как М. В. Ломоносов).

Композиторское творчество Бородина, в связи с острейшим дефицитом у него свободного времени, невелико по объему. Оно представлено оперой«Князь Игорь» (над которой композитор работал 18 лет, так и не завершив),тремясимфониями,симфоническойпоэмой«В Средней Азии»,двумя струнными квартетами,двумятрио, 16 романсами, несколькими фортепианными пьесами .Тем не менее, в XX веке слава Бородина-композитора превзошла его научную известность.

В музыкальном стиле Бородина выделил несколько компонентов: «Глинка + Бетховен + Шуман + свое». Эта внешне простая формулировка выдержала испытание временем. Действительно, Бородин был продолжателем «руслановской» традиции русской музыки, наиболее близким М.И. Глинке в отражении гармонии и устойчивости мира. Глинку он боготворил, сам постоянно отмечал единение с ним душ (даже жена Бородина подчас обращалась к нему: «мой маленький Глинка»). Его мировосприятие, как и у Глинки, было позитивным, оптимистическим, отмеченным верой в богатырскую мощь русского народа. Именно богатырство - коренная черта русского народа в понимании Бородина (тогда как у Мусоргского - скорбное терпение и стихийный протест, а у Римского-Корсакова - богатство художественной фантазии). Показ богатырского началасоставляет самую суть «бородинского» в музыке. При этом сила народа у Бородина почти всегда одухотворенная и добрая: она созидает и защищает, а не разрушает. Композиторапривлекали цельные, ясные характеры, мир чистый, здоровый, высоконравственный.

Истоки богатырских сюжетов Бородина - в русской истории и героическом эпосе. В отличие от Мусоргского, его привлекали не «смутные времена», а такие, в которые народ противостоял внешнему врагу, проявляя мощь и патриотизм. Одной из настольных книг Бородина была «История России с древнейших времен» русского философа и историка С.М. Соловьева.

С именем Бородина неразрывно связан русский музыкальный эпос .Эпос является ведущей доминантой его творчества.В созданной Бородиным художественной картине мира доминирует настроение эпического сказа, повествующего о «вечном».Отсюда - характерные для негопринципы драматургии : длительное развертывание одного образа, внутренне цельного изавершенного,долгое пребывание в одном эмоциональном состоянии, постепенная смена музыкальных планов. Развитие осуществляется путем сближения контрастных тем, итогом которого является их единство. Естественно, что эпическое начало с наибольшей полнотой проявилось в крупных сочинениях Бородина - опере «Князь Игорь» и симфониях, особенно во Второй («Богатырской»), которая сталавершиной русского эпического симфонизма.

Камерно-инструментальная музыка Бородина больше тяготеет к лирике. Ярким примером является прекрасная музыка «Ноктюрна» ( III часть) из Второго квартета, посвященного жене композитора. Лирика, так и драматизм Бородина несут на себе сильнейший отпечаток эпического начала.

На почве эпоса, через объективизм, уравновешенность, стремление к целостному охвату явлений,возникли классические черты мышления Бородина. Он высоко ценил стройность и цельность музыкальной формы как таковой, тяготел к камерно-инструментальной музыке, к непрограммному симфонизму. Мышление в рамках классических форм, прежде всего сонатной, стало законом его инструментального творчества. В пристрастии к соразмерности частей, закругленности форм, возможно, проявилось мышление ученого.

Сам характер музыкального образования Бородина, полученногов рамках любительского музицирования, был чисто классическим, западным. Считая себя дилетантом, он переиграл все квартеты венских классиков, Шуберта, Шумана, Мендельсона. Будучи руководителем оркестра и хора Петербургского кружка любителей музыки, Бородин публично дирижировал бетховенскими симфониями, увертюрами, мессой До-мажор. Музыку Бетховена он знал досконально.

Многочисленны примеры бетховенского влияния на творчество Бородина. Это и утверждение героической темы, и особый тип мужественной лирики, и многие принципы формообразования (именно у Бородина как устойчивая традиция закрепляется бетховенская идея использования сонатной формы в качестве раздела более крупной конструкции). Вместе с тем, эпико-повествовательная направленность драматургического развития в произведениях Бородина резко отливается от острой бетховенской конфликтности.

С миром русских образов в музыке Бородина соседствует столь же яркая и полнокровная сфера Востока .Идея равноценности культур (Восток-Русь), их единства была близка композитору, и в этом мало усматривать только спонтанноепроявление голоса крови .Бородин серьезно занимался восточной музыкальной фольклористикой, причем в поле его интереса входила не только музыка Северного Кавказа и Закавказья, но и Поволжья, Средней Азии. Не удивительно, что Восток, как и Древняя Русь, в музыке Бородина лишен момента условности и сказочности, присущего многим сочинениям XIX века, в том числе Глинки и Римского-Корсакова.

И в «Князе Игоре», и в симфонической картине «В Средней Азии» восточные образы удивительно разнообразны. В них нашли отражение страсть и нега, прохладный оазис и испепеляющий зной, суровая воинственность и томная грация.

Мелодии Бородина по своему строению и ладовой природе родственны русским крестьянским песням. Их излюбленный мелодический оборот - трихорд, состоящий из кварты (терции) и большой секунды - прямо заимствован композитором из образцов русского народного творчества.

Ладовое мышление Бородина характеризуется опорой на свежие слои фольклора. Помимо натуральных ладов он нередко использует их смешение, а также искусственные лады.

Смелым новаторством отличается гармония Бородина, отмеченная, с одной стороны, мелодической насыщенностью (идущей от народной полифонии), а с другой - вниманием к фонизму созвучий, их красочности, необычным строением (по квартам и секундам), ослаблением внутрифункциональных отношений.Исследователи отмечают у Бородина частое отсутствие классического 4-х голосия, «школьного» голосоведения. Так, например, он вводит в обиход пустые кварты и квинты, не принятые в европейской гармонии XIX века.

Юность

Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября 1833 года от внебрачной связи 62-летнего грузинского князя Луки Степановича Гедианова (1772-1840) и 25-летней Авдотьи Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя - Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны.

До 8 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Авдотьи Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. В первой половине XIX века внебрачные связи не афишировались, поэтому имена родителей скрывались и незаконнорождённого мальчика представляли как племянника Авдотьи Константиновны.

Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование.

Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение - польку «Helen». Обучался игре на музыкальных инструментах - вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет - на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение - концерт для флейты с фортепиано.

В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.

Однако занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало всё то же «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии легальной возможности изменения общественного статуса, вынудило мать Бородина и её мужа воспользоваться ведомством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество. Он получил право закончить гимназию и продолжить своё образование в высшем учебном заведении.

Летом 1850 года Бородин отлично сдал экзамены на аттестат зрелости в Первой Санкт-Петербургской гимназии, а в сентябре того же года семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в петербургскую Медико-хирургическую академию, которую окончил в декабре 1856 года. Изучая медицину, Бородин продолжал заниматься химией под руководством Н. Н. Зинина.

Медицина и химия

В марте 1857 года молодой медик был назначен ординатором Второго военно-сухопутного госпиталя, где познакомился с находившимся на лечении офицером Модестом Мусоргским.

В 1868 году Бородин получил степень доктора медицины, проведя химические исследования и защитив диссертацию по теме «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях».

В 1858 году Военно-медицинский учёный Совет направил Бородина в Солигалич для изучения состава минеральных вод основанной в 1841 году купцом В. А. Кокоревым водолечебницы. Отчёт о работе, опубликованный в газете «Московские ведомости» в 1859 году, стал настоящим научным трудом по бальнеологии, который принёс автору широкую известность.

Заграничная командировка

С 1859 г. Бородин совершенствовал свои познания в области химии за границей - первоначально в Германии (Гейдельбергский университет). В сентябре 1860 г. Бородин наряду с Зининым и Менделеевым (первый был его учителем, второй - другом) участвовал в знаменитом международном конгрессе химиков в Карлсруэ. Здесь даны были чёткие определения понятиям «атом» и «молекула» («частица», «корпускула»), что означало окончательное торжество атомо-молекулярной теории строения вещества, а также признаны т. н. «новые» атомные веса, установленные трудами гениального французского химика Жерара (ум. 1856) и его учеников. Осенью 1860 г. Бородин и Менделеев посетили Геную и Рим, преследуя цели чисто туристические, после чего Менделеев вернулся в Гейдельберг, а Бородин уехал в Париж, где провёл зиму. В Париже Бородин занимался серьёзной научной работой, посещал библиотеку, слушал лекции известных учёных.

Весной 1861 г. Бородин вернулся в Гейдельберг. Здесь в мае 1861 г. он познакомился с Екатериной Сергеевной Протопоповой - молодой незамужней женщиной, страдавшей серьёзным хроническим бронхо-лёгочным заболеванием и приехавшей в Германию для лечения. Екатерина Сергеевна оказалась замечательной пианисткой и обладательницей абсолютного музыкального слуха. По её воспоминаниям, Бородин «тогда ещё почти вовсе не знал Шумана, а Шопена разве немного больше». Встреча с новыми музыкальными впечатлениями пробудила интерес Бородина к композиции, который начал было несколько угасать, а Екатерина Сергеевна вскоре стала его невестой. В сентябре её здоровье значительно ухудшилось, и гейдельбергский профессор дал рекомендацию срочно переменить климат - ехать на юг, в Италию, в Пизу. Бородин сопровождал её. После визита к профессору химии Пизанского университета Де-Лука, который встретил русского коллегу «в высшей степени любезно», Бородин получил возможность заниматься в университетской лаборатории, где «предпринял серьёзную работу с фтористыми соединениями». В Гейдельберг он вернулся только летом 1862 года.

Профессор химии

По возвращении в Россию Бородину пришлось временно расстаться со своей невестой, которая осталась у матери в Москве, сам же он поехал в Петербург, где представил отчёт о заграничной командировке и вскоре получил должность адъюнкт-профессора Медико-хирургической академии. Новая должность отнюдь не улучшила материальное положение молодого учёного: жалованье составляло только 700 рублей в год, тогда как прежде, числясь ординатором госпиталя, он получал 900 рублей в год. Кроме того, Бородин долго не мог получить обещанную ему казённую квартиру в новом здании Естественноисторического факультета, где далеки были от завершения отделочные работы. Материальная и бытовая неустроенность побудила Бородина отложить свадьбу, которая состоялась только в апреле 1863 года. Материальные проблемы преследовали семью всю оставшуюся жизнь, вынуждая Бородина много трудиться - преподавать в Лесной академии и заниматься переводами.

С 1864 года Бородин - ординарный профессор, с 1874 года - руководитель химической лаборатории, а с 1877 года - академик Медико-хирургической академии. С 1883 - почётный член Общества русских врачей. А. П. Бородин - ученик и ближайший сотрудник выдающегося химика Николая Зинина, вместе с которым в 1868 году стал членом-учредителем Русского химического общества.

Автор более 40 работ по химии. Именно А. П. Бородин открыл способ получения бромзамещённых углеводородов действием брома на серебряные соли кислот, известный как реакция Бородина - Хунсдикера, первым в мире (в 1862 году) получил фторорганическое соединение - фтористый бензоил, провёл исследование ацетальдегида, описал альдоль и химическую реакцию альдольной конденсации.

Музыкальное творчество

Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал неудовольствие своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. По этой причине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег.

По возвращении в Россию в 1862 он познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок (получивший в позднейшей традиции название «Могучая кучка»). Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова и других участников этого творческого объединения определилась музыкально-эстетическая направленность взглядов Бородина, как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя Михаила Глинки. А. П. Бородин был активным членом Беляевского кружка.

В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.

Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объёму, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.

Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторы Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. Поставленная в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре, опера, отличавшаяся монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита в традициях эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила», имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров отечественного оперного искусства.

А. П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России.

Первая симфония Бородина, написанная в 1867 году и увидевшая свет одновременно с первыми симфоническими произведениями Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма признаётся написанная в 1876 году Вторая («Богатырская») симфония композитора.

К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах.

Бородин - не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина. Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними - освободительные идеи 1860-х годов (например, в произведениях «Спящая княжна», «Песня тёмного леса»), также являясь автором сатирических и юмористических песен («Спесь» и др.).

Самобытное творчество А. П. Бородина отличалось глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других симфонических произведениях) и оказало заметное воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции его музыки продолжили советские композиторы (Сергей Прокофьев, Юрий Шапорин, Георгий Свиридов, Арам Хачатурян и др.).

Общественный деятель

Заслугой Бородина перед обществом является активное участие в создании и развитии возможностей для получения женщинами высшего образования в России: он являлся одним из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов, на которых преподавал с 1872 по 1887 год.

Значительное время Бородин уделял работе со студентами и, пользуясь своим авторитетом, защищал их от политических преследований властей в период после убийства императора Александра II.

Огромное значение для международного признания русской культуры имели музыкальные произведения Бородина, благодаря чему и он сам получил мировую известность именно как композитор, а не деятель науки, которой посвятил бо?льшую часть своей жизни.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1850-1856 - доходный дом, Бочарная улица, 49;

Семейная жизнь

Екатерина Сергеевна Бородина страдала астмой, плохо переносила нездоровый климат Санкт-Петербурга и осенью обычно уезжала в Москву, где подолгу жила у родственников, возвращаясь к мужу только зимой, когда устанавливалась сухая морозная погода. Однако это всё-таки не гарантировало её от астматических приступов, во время которых муж был для неё и врачом, и сиделкой. Несмотря на тяжёлую болезнь, Екатерина Сергеевна много курила; при этом она страдала бессонницей и засыпала только под утро. Со всем этим Александр Порфирьевич, нежно любивший жену, вынужден был мириться. Детей в семье не было.

Безвременная смерть

На протяжении последнего года жизни Бородин неоднократно жаловался на боли в области сердца. Вечером 15 (27) февраля 1887, во время масленицы, он отправился в гости к своим друзьям, где внезапно почувствовал себя плохо, упал и потерял сознание. Попытки оказать ему помощь были безуспешными.

Бородин скоропостижно скончался от разрыва сердца в возрасте 53 лет.

Память

В память о выдающемся учёном и композиторе были названы:

  • Государственный квартет имени А. П. Бородина
  • Улицы Бородина во многих населённых пунктах России и других государств
  • Санаторий имени А. П. Бородина в Солигаличе Костромской области
  • Актовый зал имени А. П. Бородина в РХТУ им. Д. И. Менделеева
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина в Санкт-Петербурге.
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 89 в Москве.
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 17 в Смоленске
  • Самолет Airbus A319 (номер VP-BDM) авиакомпании Аэрофлот

Основные произведения

Оперы

  • Богатыри (1868)
  • Млада (совместно с другими композиторами, 1872)
  • Князь Игорь (1869-1887)
  • Царская невеста (1867-1868, наброски, утрачены)

Произведения для оркестра

  • Симфония № 1 Es-dur (1866)
  • Симфония № 2 h-moll «Богатырская» (1876)
  • Симфония № 3 a-moll (1887, окончена и оркестрована Глазуновым)
  • Симфоническая картина «В Средней Азии» (1880)

Камерно-инструментальные ансамбли

  • струнное трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» (g-moll, 1854-55)
  • струнное трио (Большое, G-dur, до 1862)
  • фортепианное трио (D-dur, до 1862)
  • струнный квинтет (f-moll, до 1862)
  • струнный секстет (d-moll, 1860-61)
  • фортепианный квинтет (c-moll, 1862)
  • 2 струнных квартета (A-dur, 1879; D-dur, 1881)
  • Серенада в испанском роде из квартета B-la-f (коллективное сочинение, 1886)

Произведения для фортепиано

  • Патетическое адажио (As-dur, 1849)
  • Маленькая сюита (1885)
  • Скерцо (As-dur, 1885)
  • Полька, Мазурка, Похоронный марш и Реквием из Парафраз на неизменяемую тему (коллективное сочинение Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи, А. К. Лядова, 1878)и это всё с помощью Бородина
  • Скерцо (E-dur, 1861)
  • Тарантелла (D-dur, 1862)

Произведения для голоса и фортепиано

  • Разлюбила красна девица (50-е годы)
  • Слушайте, подруженьки, песенку мою (50-е годы)
  • Что ты рано, зоренька (50-е годы)
  • Красавица-рыбачка (слова Г. Гейне, 1854-55)
  • Спящая княжна (1867)
  • Морская царевна (1868)
  • Песня тёмного леса (1868)
  • Фальшивая нота (1868)
  • Море (1870)
  • Отравой полны мои песни (слова Г. Гейне, 1868)
  • Из слез моих (слова Г. Гейне, 1871)
  • Арабская мелодия (1881)
  • Для берегов отчизны дальней (слова А. С. Пушкина, 1881)
  • У людей-то в дому (слова Н. А. Некрасова, 1881)
  • Спесь (слова А. К. Толстого, 1884-85)
  • Чудный сад (Septain, 1885)