Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » История создания памятника карамзину в симбирске. «…Тот славный памятник, Отчизну украшая, о нем потомству говорит…

История создания памятника карамзину в симбирске. «…Тот славный памятник, Отчизну украшая, о нем потомству говорит…

Памятник историографу Николаю Карамзину в Ульяновске, открытый в 1845 году, хранит много загадок. В частности, до последнего времени было не совсем ясно, кто именно изображён на боковых барельефах его постамента. Точки над «i» расставила историк Елена Беспалова.

Жизнь в барельефах

Самая значительная часть симбирского памятника Карамзину - это мифологический персонаж - муза истории Клио, а скульптура самого историографа располагается в нише постамента. А ещё есть два барельефа на боковых гранях, в которых запечатлены главные моменты жизни историка. Все персонажи на них, по традиции - в античных одеждах.

Фото: wikipedia.org

Какие именно моменты изобразить на барельефах, в 1834 году предложил министр внутренних дел Дмитрий Блудов, близко знакомый с историографом.

Бронзовые барельефы украшают постамент с северной и южной стороны. Тему северного барельефа Карамзин сам упоминает в посвящении «Истории государства Российского» императору Александру I», где рассказывает о «незабвенных», «счастливейших» для него минутах в 1811 году, когда в Твери читал монарху главы своей книги.

Карамзин Фото:

Понять, кто есть кто на этом барельефе, не составляет труда: сам историограф, стоя, читает свиток. Ему, сидя в кресле, внимает сам император. На спинку кресла опирается женская фигура. Известно, что при чтении глав «Истории» присутствовала младшая сестра императора великая княгиня Екатерина Павловна, бывшая замужем за тверским генерал-губернатором принцем Георгом Ольденбургским.

Пенсион «под занавес»

Елена Беспалова со ссылкой на исторические документы «расшифровывает» каждую из фигур не столь очевидного южного барельефа, на котором Николай Михайлович запечатлён на смертном одре в окружении «семейства и друзей» в тот момент, когда узнал о пожаловании ему Николаем I щедрого пенсиона в 50 000 целковых - ежегодно для лечения в Италии, а также на пожизненное содержание его жены и детей.

Скульптор Самуил Гальберг, претворяя идеи Блудова в своём проекте, изобразил Карамзина, окружённого тремя фигурами: две женские, одна из которых, находящаяся в центре группы, изображена с возведённой к небу рукой (словно обращается к Божьему Промыслу), и одна - мужская, расположенная на переднем плане. Вероятно, в женской фигуре с поднятой рукой автор проекта изобразил жену Николая Карамзина Екатерину Андреевну, повторяющую движение руки умирающего. В другой женской фигуре, считает автор книги, следует видеть либо его старшую дочь, 24-летнюю Софью Николаевну, или её сестру Екатерину, четырьмя годами младше. Действительно, как свидетельствовал князь П. А. Вяземский, в последние дни жизни Карамзина «две дочери, уже тогда взрослые, разделяли вместе с матерью нежные и беспрерывные о нем попечения». Перед умирающим - крылатая Фортуна с рогом изобилия, рассыпающиеся богатства из которого подбирает младенец на полу.

Южный барельеф памятника Николая Карамзина. Фото: Музей-заповедник "Родина В.И.Ленина"

За спиной умирающего - мужская фигура. Может быть, это кто-то из сыновей? Но самому старшему сыну Николая Михайловича, Андрею, тогда исполнилось только 11 лет. По свидетельству князя Вяземского, едва ли не единственным другом, находившимся постоянно при смертном одре Николая Михайловича, был другой симбирянин - Александр Иванович Тургенев (1784-1845гг.).

Александр Тургенев. Фото: Музей-заповедник "Родина В.И.Ленина"

Он оказался не только свидетелем смерти и похорон Карамзина, но являлся, бесспорно, самым добросовестным их хроникёром, рассказавшим обществу о последних днях Николая Карамзина. Кстати, эта же личность связана с кончиной другого великого россиянина - Александра Пушкина. Именно Александр Тургенев отвёз его тело из Петербурга в родовую усыпальницу Святогорского монастыря.

Кого имел в виду Гальберг, помещая мужскую фигуру в изголовье умирающего Карамзина, сомневаться не приходится.

Елена Беспалова в своей книге «Памятник Н.М. Карамзину в Симбирске (история создания по документам, письмам и периодическим изданиям)» подмечает даже некое портретное сходство изображённого мужчины с многочисленными гравированными портретами А. И. Тургенева. Кстати, книга выйдет в свет в ноябре этого года.

Открытием года можно назвать «расшифровку» южного барельефа.

«Чугунная баба»

Считаете ли вы памятник Николаю Карамзину – украшением и визиткой города?

  • Да, это наш выдающийся земляк, и памятник очень удачный.
    88%
  • Да, но есть нюанс: на памятнике есть два аллегорических барельефа, понятные далеко не каждому.
    4%
  • Нет, потому что сам Карамзинский сквер в настоящее время не в лучшем состоянии.
    8%
  • Мне всё равно, я не знаю, кто такой Николай Карамзин.
    0%

Статуя Клио была привезена в Симбирск в 1843 году и пролежала на берегу Волги почти два года, пока не доставили из Петербурга пьедестал и бюст Карамзина.

Аллегорический характер монумента значительно уменьшает производимое им впечатление. Люди, включая вполне образованную прослойку, не могли понять, почему персонажи представлены полуобнажёнными, в античных одеждах. Простой народ, не имея понятия о музе истории Клио, считал статую на пьедестале изображением жены историка.

А сам памятник был известен в народе как «чугунная баба».

Значение барельефов не могли объяснить и интеллигентные люди, за исключением тех, кто специально интересовался подробностями проекта памятника. Интересно, что сам скульптор профессор Самуил Гальберг хотел поставить на пьедестал статую самого Николая Карамзина и сделал два прекрасных глиняных эскиза, но, вероятно, по чьему-то настоянию ограничился только бюстом историка, а на пьедестал поставил музу.

Из книги Павла Мартынова «Город Симбирск за 250 лет его существования»

Цифры и факты

Памятник Карамзину стал вторым в серии монументов XIX века, посвящённых деятелям науки и культуры. До этого момента памятники посвящались лишь монархам и историческим деятелям далёкого прошлого. Первым памятником деятелю недавнего прошлого стал памятник Михаилу Ломоносову в Архангельске (1832 г.), третьим – Гавриилу Державину в Казани (1847 г.). Эти три памятника выполнены по единому принципу, когда на постаменте находится некое аллегорическое изображение, а бюст самого героя – в нише постамента. Первым памятником в России, где высшую точку занимает сам его герой, стал памятник баснописцу Ивану Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга (1855 г.).

Мнение эксперта. Год на «троечку», или эпоха без гармонии

Сергей Петров, краевед, доцент Ульяновского госуниверситета:

- Объявленный нашими властями «Год Карамзина» проводится крайне слабо. Возьмём книгоиздание. Уже август заканчивается, а не изданы важнейшие книги, посвящённые Карамзину, в том числе профессора Любови Сапченко и Елены Беспаловой. До сих пор не вышел сборник прошлогодней конференции, посвящённой историографу. Но ведь дорого яичко к Христову дню! Все эти книги должны были попасть в руки наших земляков ещё в начале года!

Много лет говорили, в том числе и я, что у нас нет ни словаря Н. М. Карамзина, ни «Карамзинской энциклопедии». Нет его настоящей летописи жизни и творчества. Очень тревожные сведения поступают по поводу главного мероприятия года Карамзина: обещали, что 12 декабря должно быть открыто реконструированное здание областного госархива. Есть опасения, что событие в намеченный срок не состоится.

Значительные деньги потрачены на изготовление слов из пластмассы, которые выставлены вдоль фасада ДК «Губернаторский», такие как «гармония», «эпоха»… Якобы эти слова ввёл в оборот Карамзин. Когда я проверил по словарям XVIII века, оказалось, что это сделали другие люди, старшие современники Николая Михайловича. Доверились интернету - и вот результат.

«История памятника Н.М. Карамзину»
Идея увековечения памяти русского писателя и историка Н.М.Карамзина у него на родине, в Симбирске, принадлежит представителям местного просвещенного дворянства: П.М. Языкову и А.М. Языкову (братьям поэта Н.М. Языкова), генерал-майору П.Н Ивашеву и князю Ю.С.Хованскому (отцу и зятю декабриста В.П.Ивашева).
В 1833 г. был создан комитет и организована Всероссийская подписка по сбору средств на сооружение памятника. Наибольший отклик эта акция получила в Симбирске и в Санкт-Петербурге, где в списке жертвователей значатся А.С. Пушкин, И.А. Крылов, П.А. Вяземский, Д.В. Давыдов, П.А. Плетнев и др.
Комитетом была предложена идея мемориального комплекса, включавшего общественную библиотеку с мраморным бюстом историографа «в главной зале» и гимназическим пансионом (проект губернского архитектора И.И. Лизогуба). Но сторонников идеи памятника-монумента поддержал министр внутренних дел Д.Н. Блудов (1785-1864 гг.), литератор, близкий друг В.А. Жуковского и Н.М. Карамзина, издавший после его смерти, последний, 12-й том «Истории Государства Российского». При его содействии Императорской Академией художеств был проведен конкурс па проект памятника Н.М. Карамзину, в результате которого к рассмотрению были отобраны три работы: профессора архитектуры А.Тона, академика X. Мейера и А.Брюллова, впоследствии, отказавшихся по разным причинам, дорабатывать проекты.
В марте 1835 г. к работе над памятником приступил академик скульптуры, профессор Академии художеств С.Н. Гальберг, «сообразуясь по возможности с общим видом проект господина профессора А. Тона». Проект был завершен к 10 августа 1836 г. и представлен на утверждение в двух вариантах: осуществленный, на пьедестале которого установлена муза истории Клио, и второй, где «сам Автор: Карамзин стоит оперши скрижали своей Истории на колонну - эмблему несокрушимости». Оба проекта «на боковых фасадах пьедестала» размещали горельефы, темы которых были предложены Д.Н. Блудовым, и отражали в аллегорической форме действительные факты из жизни писателя. После смерти С.Н. Гальберга в мае 1839 г., успевшего выполнить глиняные эскизы и карандашные рисунки к проекту, работу над монументом, под наблюдением Совета Академии Художеств, продолжили его ученики.
Статую музы истории Клио изготовили П.А. Ставассер и А.А.Иванов; бюст Н.М.Карамзина - Н.А.Рамазанов и К.М. Климченко; горельеф «Карамзин, читающий историю» - Н.А.Рамазанов, горельеф «Карамзин на смертном одре» — К.М. Климченко.
Отливка бронзовых деталей монумента была осуществлена в литейных мастерских Академии художеств под руководством известного скульптора, барона П.К. Клодта. Необходимые для пьедестала «цельные три, большие куска одинакового красного гранита» были доставлены в Петербург из Финляндии и обработаны, в соответствии с проектом, «монументальным мастером» С.Л. Анисимовым. Им же была выполнена надпись на лицевой грани пьедестала из накладных позолоченных букв, текст которой составлялся с привлечением Министерства народного просвещения и утверждался самим императором Николаем I.
Летом 1844 г. тверской крестьянин Тимофей Михайлов доставил «поводе» весь памятник (с датой «1844 год») на симбирскую пристань, где он пролежал до июля 1845 г., пока не был подготовлен надежный фундамент под многотонный памятник («вниз до 8 аршин»). В спешке забыли поменять дату установления, которая до сегодняшнего дня стоит на пьедестале 1844-ым годом.
Вопрос о месте установки монумента обсуждался с 1833 г., но приоритетной оказалась площадь, образованная «по повелению» Николая I в 1836-1845 гг., при реконструкции центральной части города, между домом губернатора (утрачен в 1969 г.) и Никольской церковью (утрачена в 1930-х гг.) на востоке, зданием классической гимназии на юге, высокой кирпичной стеной Спасского женского монастыря (утрачен в 1930-х гг.) на западе, и построенного в 1841-1843 гг. зданием городской управы на севере.
Памятник был установлен в центре площади по оси ул. К.Маркса (бывшей ул. Дворцовой).
Торжественное открытие монумента состоялось 04.09.1845 г. в присутствии сыновей писателя Андрея и Александра Карамзиных, поэта Д.П. Ознобишина, прочитавшего, посвященную историку, стихотворную оду и академика П.М. Погодина, составившего «Историческое похвальное слово» в честь Н.М. Карамзина.
В 1855 г. вдова Андрея Николаевича Аврора Карамзина, в память мужа, погибшего на Крымской войне, установила вокруг памятника железную ограду с медными вызолоченными сверху спицами (изготовлена на Демидовском заводе в г. Нижнем Тагиле).
В 1866-1869 гг. по проекту городского архитектора Н.А. Любимова вокруг памятника был разбит сквер.
Использовав античную форму гермы — прямую посадку головы, обнаженную грудь, римскую тогу, лавровый венок - автор, по мнению современников, «достигает поразительного сходства», уловив «лучший, характерный сия лица момент». Открытый, внимательный, устремленный вдаль взгляд, слегка сдвинутые брови и морщины на высоком лбу передают напряженную работу души и мысли, создавая образ просветителя и патриота. Под бюстом надпись из накладных букв: Н.М.Карамзину историку российского государства повелением императора Николая I-го I844года.
На северной боковой грани помещен горельеф «Карамзин, читающий историю», представляющий чтение писателем императору Александру I глав «Истории Государства Российского» 18 марта 1811 г. в г. Твери, во дворце великой княгини Екатерины Павловны.
Изображенный справа Н.M. Карамзин, облаченный в римскую тогу, читает свиток, сидящему в кресле, на фоне российского двуглавого орла, Александру I и опирающейся сзади на его кресло Екатерине Павловне, также представленных в виде античных героев.
На южной боковой грани постамента помещен горельеф «Карамзин на смертном одре», отражающий в иносказательной форме достоверный факт пожалования 13 мая 1826 г. императором Николаем I смертельно больному писателю пенсиона по 50000 руб. ежегодно для лечения в Италии, а также на пожизненное содержание его семьи, больной Карамзин, в окружении жены и старших детей, изображен в момент получения известия о царском подарке, ставившим раздел между ним и опальной интеллигенцией России. Приподнявшись на ложе, в правой руке он держит свиток Высочайшего рескрипта, а останавливающим жестом левой обращается к крылатой богине Фортуне с посохом и рогом изобилия, из которого сыплются монеты. К ним тянется младенец, сидящий у подножия ложа.
Монумент установлен на цоколе из четырех блоков полированного красного гранита.
Памятник обнесен четырехугольной железной оградой (8.0 х 8.0 м, высотой 1.60 м). Звенья с копьевидными завершениями скреплены между собой штоками с навершиями в виде рельефных шишек и кронштейнами у подножия.
Перестройки и утраты, изменившие первоначальный вид памятника.
К началу 1930-х гг. были сбиты верхние окончания штоков ограды, уничтожены два ее кронштейна, сделано несколько выколов гранита на пьедестале, сняты гайки крепления обоих горельефов, уничтожена надпись на пьедестале, исчезла позолота верхних окончаний ограды, свинцовая расчеканка швов гранитных блоков. В конце 1940-х гг. была восстановлена надпись на пьедестале (без позолоты).
В 1967 г. работником Московского скульптурно-производственного комбината Художественного фонда Л.Я.Урисом были заново перепатинированы, без снятия основной патины, фигура музы Клио, оба горельефа и бюст Н.М. Карамзина; гидроизолированы места крепления анкерных болтов плинта и трещина на южной стороне пьедестала, заделаны эпоксидной смолой выколы гранита, швы между гранитными блоками разделаны под свинец. Восстановлены утраты ограды: изготовлены два кронштейна, восемь крепежных (торцевых) гаек, двенадцать наверший в виде рельефных шишек на штоках, страда очищена от старой окраски и ржавчины, покрыта защитной черной эмалью. Литейные работы были выполнены на Ульяновском моторном заводе.






4 сентября памятная дата в истории Симбирска – Ульяновска. 4 сентября, 22 августа по старому стилю, 1845 года (по некоторым источникам – 23 августа) был открыт памятник уроженцу Симбирской губернии, историографу, писателю, поэту Николаю Михайловичу Карамзину (1766–1826).

В 1833 году симбирские дворяне направили губернатору А.М.Загряжскому письмо следующего содержания: «Желая ознаменовать и увековечить высокое уважение наше к памяти уроженца Симбирской губернии великого бытоописателя Николая Михайловича Карамзина, творениями своими имевшего столь решительное прочное и благодельное влияние на просвещение любезного Отечества нашего: вознамерились мы ему воздвигнуть в г.Симбирске памятник, почему обращаемся к Вашему превосходительству с покорнейшей просьбой исходатайствовать Высочайшее соизволение на открытие подписки для составления денежной суммы, потребной для выполнения сей священной цели, нами предложенной». Инициаторами сооружения памятника были: генерал-майор П.Н.Ивашев, трое братьев Языковых, князь Ю.С.Хованский и другие. Они же сделали первоначальные взносы на строительство памятника.

В том же году последовало согласие Николая I на создание комитета по сооружению памятника, а также императором была объявлена всероссийская подписка по сбору средств. Комитет под председательством губернатора отвел место для сооружения памятника — между губернской гимназией и городским магистратом (управой). По мнению комитета, памятником историку должен был стать ансамбль из трех зданий, в центральном из которых размещалась библиотека, главную залу которой украшал бюст Карамзина. Однако, выполнение проекта затянулось. Николай I, посетивший в 1836 году Симбирск, указал на этом месте устроить площадь, в центре которой и установить памятник, повелев заключить с профессором С.И.Гальбергом контракт на его сооружение. Из казны на эти цели выделялось 550 пудов меди.
Самуил Иванович Гальберг – один из талантливейших русских скульпторов того времени. После смерти Пушкина в 1837 году Гальберг изваял его скульптурный портрет, поразивший современников «сходством, правдой, простотой и отделкой бюста». Незадолго до этого, в 1835 году, совместно с профессором А.Тоном, Гальберг завершил работу над памятником Державину в Казани (установлен в 1847 году).

В 1836 г. Гальберг представил в Совет Академии художеств рисунки эскизов и описание проекта памятника Карамзину. «Так как всякий памятник Славы определяется, – писал он, – исключительно для увековечения великих и полезных деяний, то эта первоначальная или основная мысль должна указывать потомству те подвиги или труды, коими поэт или герой стяжал себе право на монумент… Прилично и согласно с требованиями изящного, было бы поставить как памятник на богатом пьедестале музу истории Клио, которая, имея в левой руке эмблематический признак свой трубу, правой возлагает на жертвенник бессмертия скрижали Государства Российского, посвящая их таким образом бессмертию».
Затем Гальберг описывает содержание барельефов, которыми украсятся боковые стены пьедестала. На одном – Карамзин, читающий в 1811 году Александру I «О славных опасностях и подвигах его предка Дмитрия Иоанновича Донского», на другом – Карамзин на смертном одре, окруженный друзьями и родственниками, держит в руках рескрипт, слова которого «Русский народ достоин знать свою историю. История, вами написанная, достойна русского народа», должны быть ясно видны», подчеркивает Гальберг.

Был предложен также второй проект, где предполагалось представить статую самого Карамзина, который «стоит, оперши скрижали своей истории на колонну – эмблему несокрушимости».
Почему этот вариант не был принят? Во-первых, в то время вообще не было принято увековечивать в памятниках скульптурные изображения людей, не являвшихся монархами. Памятник Державину в Казани, созданный Гальбергом, — один из первых подобного рода. Во-вторых, в восприятии современников Карамзин стоял в одном ряду с такими античными историками, как Геродот, Тацит. Композиция памятника прямо указывает на подобное сравнение. А помещение бюста Карамзина в нише и вознесение на пьедестал музы истории Клио, опирающейся на скрижали «Истории государства Российского» и держащей в руке трубу славы, выдвигает на первый план идею бессмертия творца в его трудах.
Далеко не все восприняли идею Гальберга. И речь не только о простом люде, прозвавшем памятник «чугунной бабой». Н.М.Языков писал в 1844 г.: «Не нахожу слов выразить мою досаду, что в честь такого человека воздвигают эту вековечную бессмыслицу!». Ф.М.Достоевский заметил: «В Симбирске на памятнике Карамзину один из барельефов изображает Карамзина, читающего Александру I свою «Историю», оба в древних костюмах, т.е. голые, по крайней мере на 9/10». Таковым было мнение значительной части общества. Скульптор Н.Рамазанов, один из создателей памятника, писал в «Русском вестнике»: «Некоторые из опытных художников осуждали Гальберга, зачем он поставил на пьедестал Клио, а не самого Карамзина», однако такое решение имело вполне определенный смысл. Вознесенная на пьедестал статуя Клио оказывается выше главою не только царя, но и самого историка, помещенных на пьедестале. Муза в композиции памятника предстает, таким образом, как послушная лишь «веленью Божию».

Профессор Гальберг успел только разработать проект памятника, в 1839 году он умер. Его ученики завершили работу по эскизам и рисункам скульптора. Статую музы Клио создали А.А.Иванов и П.А.Ставассер. Северный барельеф, изображающий Карамзина, читающего свою «Историю» Александру I и его бюст, выполнил скульптор Н.А.Рамазанов, а южный, представляющий Карамзина на смертном одре, — К.М.Климченко. Отливка статуи Клио из бронзы была выполнена в литейной мастерской Академии художеств под руководством известного мастера барона П.К.Клодта.
Летом 1844 года статуя с большими трудностями была доставлена на пристань Симбирска, где пролежала около года, дожидаясь прибытия пьедестала и бюста.
Утром 22 августа (4 сентября) 1845 года, в кафедральном соборе собралось дворянство, купечество, воспитанники гимназии и духовной семинарии, толпы обывателей. На открытии присутствовали два сына историка: Андрей и Александр Николаевичи. После литургии все отправились на площадь, где был открыт монумент. Упал занавес и открылся бюст историка и надпись позолоченными буквами:

Н.М. Карамзину
историку Российского государства
повелением императора Николая I-го
1844 год.
Первоначально памятник был обнесен деревянной решеткой. Вдова Андрея Николаевича Карамзина, убитого на Крымской войне, пожертвовала средства для устройства железной решетки.
В советское время памятник уцелел, но сильно пострадал. Были сбиты буквы на постаменте и позолоченные верхушки ограды. В 1944 г. надпись на памятнике восстановлена, а в 1967 г. весь памятник отреставрирован.
И в завершение – строки из «Стихов на объявление памятника историографу Н.М. Карамзину» Н.М.Языкова (1845):
Он памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Достойный праведных похвал,
И краше, чем кумир иль столб каменосечный,
И тверже, чем литой металл!

Тот славный памятник, отчизну украшая,
О нем потомству говорит
И будет говорить, покуда Русь святая
Самой себе не изменит.
Использованы материалы kvv.mv.ru (личная страница В.В.Кропоткина); статья Л.Сапченко (журнал «Мономах).

В.А.Углач. «Симбирск. Вид на памятник в память Карамзину», 2011 г. Источник изображения: uglach.ru .

В.А.Углач. «Симбирск. Вид на Троицкий кафедральный собор и памятник писателю и историку Н.М.Карамзину», 2011 г. Источник изображения: uglach.ru .

В.А.Углач. «Симбирск. Вид на Троицкий кафедральный собор и памятник Н.М.Карамзину», 2014 год. Источник изображения: uglach.ru .

Симбирск. Памятник Н.М.Карамзину. Фото Г.Степанова, 1900-ые г.г.