Мстисла́в Валериа́нович Добужи́нский (1875, Новгород - 1957, Нью-Йорк) - русский художник, мастер городского пейзажа, участник творческого объединения «Мир искусства», художественный критик, мемуарист.
Родился 2 (14) августа 1875 в Новгороде. Сын генерал-лейтенанта Валериана Петровича Добужинского. После рождения сына родители разошлись, и мать, артистка, певица и либералка уехала. Отец забрал сына на воспитание, и всё своё детство он делил между любящими его родителями, поочерёдно проживая то у одного, то у другого. Ребёнком три года жил с отцом в Кишинёве, где поступил во второй класс 2-й городской гимназии. В 1895 году окончил Виленскую 2-ю гимназию. Затем учился в Санкт-Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885-1887), в школе Антона Ажбе (Мюнхен, 1899-1901) и у Ш. Холлоши (Надьбанья, Венгрия). В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ.
Участвовал в выставках с 1902 года. Член объединения «Мир искусства». Одним из первых оценил талант М. К. Чюрлёниса .
Первый директор Витебского художественного училища (1919).
Работал над оформлением спектаклей БДТ в первые годы его работы. Преподавал в Петербурге в частных художественных школах, с 1922 года был профессором Академии художеств в Петрограде.
В 1924 году при содействии Ю. Балтрушайтиса художник принял литовское гражданство и уехал из СССР. В 1925 г. работал для Рижского театра, с 1926 по 1929 год - для парижского театра Н. Ф. Балиева «Летучая мышь». С 1929 года Добужинский был ведущим художником литовского Государственного театра (Каунас). Преподавал в частной художественной школе, сотрудничал в литовских изданиях. В 1935 году с группой каунасского театра уехал в Англию.
Был членом парижской масонской ложи «Юпитер» № 536 (Великая Ложа Франции). Посвящён в степень ученика - 20 октября 1927 года, возведён в степень подмастерья - 21 июня 1928, в степень мастера - 17 января 1929 года. Оставался членом ложи по 1938 год.
С 1939 года жил в США. Последнее интервью Мстислав Добужинский дал за два дня до своей смерти, 19 ноября 1957 года, корреспонденту Радио «Свобода» Борису Оршанскому.
Скончался 20 ноября 1957 года в Нью-Йорке. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.
Жена (с 1899 года) - Елизавета Осиповна Волькенштейн (26 июля 1876 - 12 октября 1965), племянница известных адвокатов Михаила Филипповича (Моисея Фишелевича) Волькенштейна (1859-1934) и Льва Филипповича (Исаака-Лейба Фишелевича) Волькенштейна (1858-1935), гимназических товарищей А. П. Чехова; двоюродная сестра драматурга В. М. Волькенштейна, адвоката Ф. А. Волькенштейна и публициста О. А. Волькенштейн.
В начале творческого пути (1902-1905) испытывал влияние югендстиля и известнейших художников Серебряного века - А. Н. Бенуа и К. А. Сомова . По стилю Добужинский был близок к символистам.
По его словам, в его любимом городе Петербурге его как художника интересовали не столько общепризнанные красоты, сколько детали «изнанки» - закоулки, дворы и тому подобное.
Работал в области станковой и книжной графики (оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»), подобно другим членам «Мира Искусства» писал исторические картины («Пётр Великий в Голландии»). Оформлял театральные спектакли Московского художественного театра («Месяц в деревне» И. С. Тургенева, 1909; «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому, 1913), антрепризы С. П. Дягилева и др.
Добужинский работал в жанре книжной графики, став автором иллюстраций к рассказу «Ночной принц» С. А. Ауслендера (1909), «Барышне-крестьянке» и другим произведениям А. С. Пушкина, «Свинопасу» Андерсена (1922), «Белым ночам» Достоевского (1923), «Трём толстякам» Ю. Олеши (1928) и многим другим произведениям.
В 1941 году Добужинский писал декорации для балета Михаила Фокина «Русский солдат».
Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →
Добужинский Мстислав Валерианович (1875-1957)
М. В. Добужинский был сыном артиллерийского офицера, потомка обрусевшего старинного литовского рода. После первого курса юридического факультета Петербургского университета Добужинский попытался было поступить в Петербургскую Академию Художеств, но не был принят и занимался в частных студиях до 1899 г., когда, закончив университет, поехал за границу и продолжил художественные занятия в студиях Мюнхена.
Вернувшись в 1901 г. в Петербург, он сблизился с объединением "Мир искусства" и вошел в число самых заметных его представителей. Дебютировал Добужинский в графике - рисунками в журналах и книгах, городскими пейзажами, в которых сумел впечатляюще передать свое восприятие Петербурга как города, где величественная классическая архитектура фантасмагорически соединяется с уродливыми реалиями урбанизма XX в.
Тема города сразу сделалась одной из главных в его творчестве, он обращался к ней в пейзажных циклах, создаваемых по следам частых поездок по России и за границу; городской пейзаж оказывается важным компонентом многих его произведений.
Добужинский занимался и станковой графикой, и живописью, успешно преподавал - сначала вместе с Л. С. Бакстом в частной художественной школе Е. Н. Званцевой, а позднее в разных учебных заведениях; после революции ему доводилось проектировать праздничное убранство улиц, состоять одним из хранителей Эрмитажа и даже читать популярные лекции по искусству. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909).
Большой успех исполненных им декораций положил начало тесному сотрудничеству художника с прославленным театром. Вершиной этого сотрудничества стали декорации к спектаклю "Николай Ставрогин" (1913) по роману Ф. М. Достоевского "Бесы". Острая экспрессивность и редкий лаконизм сделали эту новаторскую работу явлением, предвосхитившим будущие открытия отечественной сценографии.
Театр Добужинский не оставлял и в дальнейшем, но в 1920-х гг. наибольших успехов ему было суждено достигнуть уже в книжной графике. Чуткость к радикальным переменам в искусстве предшествующего десятилетия помогла ему отойти от канонов "мирискуснической" книжной графики. Это было заметно уже в рисунках к "Свинопасу" Х.-К. Андерсена (1917), за которыми последовали рисунки к "Бедной Лизе" Н. М. Карамзина и "Тупейному художнику" Н. С. Лескова (1922) и, наконец, к "Белым ночам" Ф. М. Достоевского (1925), ставшие шедеврами русской книжной графики.
В своем движении к новому Добужинский оказался союзником молодых художников, разительно преобразивших тогда оформление детской книги, о чем свидетельствуют его блестящие иллюстрации 1925 г. к "Веселой азбуке" Н. Павловой, "Примусу" О. Э. Мандельштама, "Бармалею" К. И. Чуковского.
Здравое восприятие событий, разворачивавшихся в послереволюционной России, заставило Добужинского в 1925 г. принять литовское гражданство и переехать в Каунас. Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. Сопротивление местных шовинистов лишило его возможности заниматься преподаванием, к чему он очень стремился. К счастью, у него сложились отличные отношения с Каунасским театром, в котором он оформлял спектакли. Заниматься же книжной графикой не было возможности из-за отсутствия заказов от издательств. Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928), исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина.
В 1939 г. Добужинский выехал в США для работы с актером и режиссером М. А. Чеховым над спектаклем "Бесы", но из-за начавшейся Второй мировой войны в Литву уже не вернулся. Последние годы жизни оказались для него самыми трудными - он не сумел и не захотел приспособиться к чуждому для него американскому образу жизни и к нравам американского художественного рынка. Он часто испытывал материальные затруднения, жил в одиночестве, общаясь лишь с узким кругом русских эмигрантов, и старался использовать всякую возможность, чтобы хоть ненадолго выбраться в Европу.
В Скворечниках. Эпилог. Картина по мотивам спектакля «Николай Ставрогин».
В ротах. Зима в городе
Вильно. Базар у стены
Вильно. Ночная сцена
Вильно. Старая стена
Витебск
Город
Городские типы (Гримасы города).
Дания. Театрик
Домик в Санкт-Петербурге
Из жизни Петрограда
Канал Хаарлем
Кукла
Лондон. Монумент
Мойка у Нового Адмиралтейства
Набережная в Петербурге
Неаполь
Ночь в Санкт-Петербурге
Окно парикмахерской
Омнибус в Вильно
Петербург. 1914г
Петербург. Александринский театр
Петербург. Фонтанка. Летний дворец Петра Первого
Петр Великий в Голландии. Амстердам, верфи Ост-Индской Компании. Набросок
Поцелуй
Провинция 1830-х годов
Провинция. Воронеж
Цитата сообщения Мстислав Валерианович Добужинский (1875-1957)
"Автопортрет"
Мстислав Валерианович Добужинский был сыном артиллерийского офицера, потомка обрусевшего старинного литовского рода. После первого курса юридического факультета Петербургского университета Добужинский попытался было поступить в Петербургскую Академию Художеств, но не был принят и занимался в частных студиях до 1899.
Закончив университет, Добужинский поехал за границу и продолжил художественные занятия в студиях Мюнхена. Вернувшись в 1901 в Петербург, он сблизился с объединением "Мир искусства" и вошел в число самых заметных его представителей.
"Умиротворение". 1905
Дебютировал Добужинский в графике: рисунками в журналах и книгах, городскими пейзажами, в которых сумел впечатляюще передать восприятие Петербурга как города, где величественная классическая архитектура фантасмагорически соединяется с уродливыми реалиями урбанизма XX века. Тема города сразу сделалась одной из главных в его творчестве, он обращался к ней в пейзажных циклах, создаваемых по следам частых поездок по России и за границу; городской пейзаж оказывается важным компонентом многих его произведений.
|
«Городские типы (Гримасы города)». 1908
Добужинский занимался и станковой графикой, и живописью, успешно преподавал сначалав частной художественной школе Званцевой вместе с Бакстом , затем в других учебных заведениях. После 1917 доводилось проектировать праздничное убранство улиц, состоять хранителем Эрмитажа и читать популярные лекции по искусству.
В 1907 начались переговоры Станиславского и Немировича-Данченко с деятелями «Мира искусства» о творческом сотрудничестве. Выбор мхатовцев пал на Мстислава Валериановича Добужинского, возможно, потому, что в его творчестве ощущалось то необходимое для театральных принципов сочетание достаточной умеренности стиля с декоративностью, удивительной способности передать настроение несколькими деталями с чувством композиции и ритма. Так возникла идея постановки тургеневской пьесы «Месяц в деревне» со сценографией Добужинского.
«Весна 1908». Эскиз-вариант виньетки для журнала Аполлон. 1909
Станиславский поставил перед художником задачу: «чтобы декорация отвечала духу пьесы и смыслу ее - в данном случае - картине уютной и тихой помещичьей жизни, где в доме все места «насижены», всё устойчиво и куда врывается буря...»
Результатом совместной работы стал блестящий спектакль, премьера которого состоялась в 1909. О спектакле емко сказал тонкий знаток прекрасного Муратов:
«... в быте того времени было понято нечто большее, чем исторический характер, - было понято и показано зрителям то прекрасное, что составляло его душу» .
"Зеленая диванная". Эскиз декорации к пьесе Тургенева «Месяц в деревне». 1909
Дебютировав на театральной сцене в 1907 (средневековая пастурель Адама де ла Аля «Игра о Робене и Марион», поставленная Евреиновым в «Старинном театре»), Добужинский после успеха спектакля «Месяц в деревне» активно работал в жанре сценографии, продолжая оформлять спектакли МХТ.
|
«Провинция. Воронеж». 1912
С 1914 Мстислав Добужинский начал сотрудничать с Дягилевым, участвуя в постановке ряда балетов. Первым опытом работы на оперных подмостках стал «Фауст» в Государственном Большом оперном театре (бывший петербургский Народный дом). Этим спектакль (постановка Грановского, дирижер Самосуд) 29 апреля 1919 ознаменовал открытие обновленного музыкального театра. Однако, до эмиграции Добужинский более в опере не работал.
В 1923 Добужинский уезжает из России и перебирается по совету друга, поэта Балтрушайтиса в Каунас, на родину предков. Начинается 15-летний литовский период творчества мастера, прерываемый лишь кратковременными выездами за рубеж. Именно в это время им созданы работы, которые по праву могут считаться значительными достижениями в области музыкального театра .
Эскиз декорации к опере Вагнера "Тангейзер"
В 1924 году Добужинский участвует в постановке «Евгения Онегина» в Дрезденской опере, которую осуществил выдающийся дирижер Добровейн. В 1925 он оформил спектакль в Каунасском театре: «Пиковая дама» , который имел оглушительный успех, во многом, благодаря художнику. На премьере Добужинского многократно вызывали, что само по себе было редким явлением.
Эскиз костюма к опере "Пиковая дама"
В 1929-30 одна за другой следуют каунасские постановки «Паяцев» (1929), «Бориса Годунова», «Андре Шенье» Джордано и «Тангейзера» (все в 1930). Особой зрелищностью и стильностью выделялись декорации к вагнеровской опере. В них ощущается сочетание современной декоративности с изысканной музыкальностью живописного письма. Но вершиной оперной сценографии Добужинского по праву может считаться моцартовский «Дон Жуан» (1933, Каунас). Сочетание черно-красной живописной фактуры с белым каллиграфическим узором рисунка поверх нее бесподобно передает характер музыкальных «кружев» зальцбургского гения, его «веселой драмы».
Эскиз декорации к опере "Пиковая дама"
Среди других работ художника в Каунасском театре «Луиза» Шарпантье (1932), «Вертер» (1934), «Князь Игорь» (1934), «Евгений Онегин» (1935), «Лоэнгрин» (1937), «Русалка» Дворжака (1937), «Манон» (1939).
Из спектаклей на других сценах можно отметить «Пиковую даму» в «Театре де ла Монне» Брюсселя (1931) в постановке, с участием знаменитого тенора украинского происхождения Иосифа Рогачевского и лондонского «Бориса Годунова» (1935).
Эскиз декорации к опере Мусоргкого "Борис Годенов"
Из-за националистических демаршей рижской художественной интеллигенции, к сожалению, осталась не поставленной на сцене Латвийской национальной оперы «Волшебная флейта», создаваемая в соавторстве с великим режиссером Михаилом Чеховым. Ряд эскизов к этому спектаклю хранится в Риге, Лондоне и Париже.
Эскиз декорации к опере Гуно "Фауст"
В 1939 году завершился литовский период творчества Добужинского. М. Чехов, с которым художника связывала творческая дружба, предложил ему совместную работу в Англии в своем театре над постановкой «Бесов» по роману Достоевского. Однако, начавшаяся мировая война, бомбардировки Лондона, сделали её невозможной Владелец театра решил перевести его в Америку. Так начался последний, американский период творчества Добужинского. До конца жизни он прожил в США, временами выезжая в Европу. Активность Добужинского на поприще музыкального театра в Америке была не так велика. Тем не менее, ряд постановок заслуживают внимания. В 1940 для театра «Метрополитен» он оформил спектакль «Бал-маскарад» (дирижер Купер).
Эскиз декорации к опере Верди "Бал-маскарад"
В нью-йоркской «Новой оперной компании» вместе с Чеховым в 1942 Мстислав Валерианович Добужинский осуществил постановку «Сорочинской ярмарки» Мусоргского. К 1947 относятся эскизы неосуществленной «Войны и мира» Прокофьева. Эти работы несут черты позднего, более «сурового» стиля Добужинского , на которого несомненное влияние оказала война и жизнь на чужбине. Это особенно касается эскиза занавеса «Война» к «Войне и миру». И даже занавес «Мир», несмотря на достаточно светлую палитру, выглядит несколько тяжеловесным и многословным.
Среди последних работ Добужинского в опере - «Воццек» Берга в Нью-Йоркской опере (1952), постановка осуществлялась совместно с Комиссаржевским, с которым в начале века Мстислав Валерианович начинал творческую деятельность в театре.
belcanto.ru ›dobuzhinsky.html
Осип Браз Портрет М В Добужинского
Мстислав Валерианович Добужинский (1875 — 1957)
Родился в Новгороде в семье военного, потомка обрусевшего старинного литовского рода.
Учился в Петербурге, в рисовальной школе Общества поощрения художеств, а также у А.Ажбе (Мюнхен) и у Ш.Холлоши (Венгрия)- в 1901 изучал гравюру под руководством В.В.Матэ. Много путешествовал по городам России и Западной Европы. Жил в Петербурге, в 1918–1919 в Витебске, в 1924–1926 и 1929–1938 в Каунасе, в 1926–1929 в Париже, в 1938–1939 в Лондоне, с 1939 преимущественно в Нью-Йорке.
Еще ребенком три года прожил в Кишиневе.
Дебютировал Добужинский в графике — рисунками в журналах и книгах, городскими пейзажами Петербурга. Один из самых ярких представителей объединения «Мира искусств».
Добужинский был выдающимся сценографом. С 1907 он сотрудничал с Московским художественным театром, антрепризой С.П.Дягилева, ленинградским Большим драматическим театром (БДТ), «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк) и многими другими театрами.
Работая в книге с 1906, он создал в этой области немало шедевров- среди них – оформление Белых ночей Ф.М.Достоевского (1925) и Трех толстяков Ю.К.Олеши (1928).
С 1939 года жил в США. Добужинский скончался 20 ноября 1957 года в Нью-Йорке. Похоронен… Об этом чуть ниже.
Иллюстрация Добужинского к «Трем толстякам» из коллекции А. Васильева не раз участвовала в выставках в Кишиневе, в других городах Молдовы и за ее пределами.
Сохранился каталог одной из них.
Выставка произведений русских и украинских художников из частных собраний.
Одесское областное управление культурой
Одесский художественный музей
Живопись, графика
ОДЕССА — 1976
Добужинский Мстислав Валерианович (1875 — 1957).
ИЛЛЮСТРАЦИЯ К ПОВЕСТИ Ю. ОЛЕШИ «ТРИ ТОЛСТЯКА». Б(умага)., тушь, акв(арель). 10.5х14 Собрание А. А. Васильева. Кишинев.
Каталог информирует, что работа выполнена на бумаге тушью и акварелью. Глядя на рисунок (см. выше), трудно определить присутствие акварели. Тушь есть, а акварели нет.
Увидеть рисунок в цвете поможет маленькая Наташа (будущая Наталья Алексеевна), которой ее папа в марте 1951 года дал задание скопировать произведение Добужинского.
В отличие от работы прославленного художника, работа Наташи Васильевой из ее детского альбома совсем не выцвела… Это ответ на вопрос, как лучше всего хранить графику.
Том ХIII, стр 105
Копия с рисунка Добужинского к «Трем толстякам»
Наташа скопировала даже цифру в верхнем правом углу — 22 (См. ниже — рисунок без оформления)
На этом мы предполагали закончить сообщение, но в последний момент задались вопросом: что говорит Интернет по поводу иллюстраций Добужинского к «Трем толстякам»? В процессе поиска были найдены все иллюстрации художника к повести Олеши, в том числе и наш рисунок.
Юрий Олеша
ТРИ ТОЛСТЯКА
РОМАН ДЛЯ ДЕТЕЙ
с 25 рисунками в красках
художника М. Добужинского
«ЗЕМЛЯ и ФАБРИКА»
Москва — Ленинград
Теперь становится понятной цифра 22. Это 22 по счету из 25 рисунков Добужинского к повести Олеши.
Не совсем понятны разночтение в страницах (на рисунке — 105, а рисунок в книге на 171.). Возможно, это объясняется разными изданиями «Трех толстяков». Два издания вышли одно за другим. Первое издание в 1928 году, а следующее, через 2 года в 1930 году.
Из приведенных двух фотографий рисунка Добужинского заметны различия в цветовых оттенках. Сине-фиолетовый цвет нижнего рисунка явно «сдает» перед верхним.
Биография Добужинского
ДОБУЖИНСКИЙ, МСТИСЛАВ ВАЛЕРИАНОВИЧ (1875-1957), русский художник. Родился в Новгороде 2 (14) августа 1875 в семье офицера. Отец Добужинского был родом из Литвы, что сказалось на последующей биографии Добужинского. Он учился в Петербурге, в рисовальной школе Общества поощрения художеств (1884-1885), а также (1899-1901) в Мюнхене у А.Ажбе и в Надбанье (Венгрия) у Ш.Холлоши; в 1901 изучал гравюру под руководством В.В.Матэ. Член «Мира искусства» с 1902. Много путешествовал по городам России и Западной Европы. Жил в Петербурге, в 1918-1919 в Витебске, в 1924-1926 и 1929-1938 в Каунасе, в 1926-1929 в Париже, в 1938-1939 в Лондоне, с 1939 преимущественно в Нью-Йорке.
Приверженец стиля модерн и символизма, обращался к историческим сюжетам и портрету - Человек в очках (портрет поэта и критика К.А.Сюннерберга (Эрберга), уголь, акварель, белила, 1905-1906, Третьяковская галерея). Был в первую очередь графиком, поэтом линии и ритма; работая в смешанной технике либо чистым рисунком тушью, Добужинский посвятил свое творчество прежде всего городскому пейзажу, теме города как такового, входящего со своим богатейшим историческим наследием в пору социальных катастроф. Типичные для его пейзажей 1900-1910-х годов глухие петербургские брандмауэры навевают чувство безысходности, которое доминирует в его карикатурах (1905) и ряде журнальных рисунков (Дьявол в виде гигантского паука; «Золотое руно», 1907); помимо «Золотого руна» он работал для «Мира искусства», «Жупела», «Аполлона», «Сатирикона» и других журналов. Его книжно-журнальному дизайну бывает, однако, присущ и юмор, и затейливое, игровое узорочье. Работая в книге (как детской, так и взрослой) с 1906, он создал в этой области немало шедевров; среди них - оформление Белых ночей Ф.М.Достоевского (1923) и Трех толстяков Ю.К.Олеши (1925).
Добужинский был и выдающимся сценографом. С 1907 он сотрудничал с Московским художественным театром, антрепризой С.П.Дягилева, ленинградским Большим драматическим театром, каунасским Литовским государственным театром, «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк) и многими другими театрами; работал также как художник кино. Его декорации и костюмы явились промежуточным звеном между модерном и авангардом. Большой след в искусстве (в особенности русском и литовском) он оставил и как замечательный педагог. Оставил книгу мемуаров (опубликована в Нью-Йорке в 1976, в Москве в 1987).