Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Да винчи иоанн креститель. «иоанн креститель» леонардо да винчи

Да винчи иоанн креститель. «иоанн креститель» леонардо да винчи

Итальянский художник и изобретатель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи оставил после себя столько тайн и загадок, что на их изучение понадобится еще не одно столетие. На этот раз сюрприз исследователям творчества знаменитого живописца преподнесла его картина «Иоанн Креститель» .

Другой Иоанн

Надо сказать, что полотно само по себе необычно как в манере исполнения, так и по сюжету. Во-первых, большинство портретов, созданных художником, за редким исключением, имеют в качестве фона пейзаж («Джоконда», «Мадонна с гвоздикой»). Фон картины «Иоанн Креститель» - глубокий черный.

Более того, ни один подробнейший анализ картины с помощью самых современных приборов не помог исследователям обнаружить следы мазков кисти - даже на микроуровне поверхность картины абсолютно гладкая.

Теперь что касается сюжета. Большинство художников, изображавших Иоанна Крестителя, видели его (особенно в иконописи) суровым, изможденным мужчиной, в чьих глазах, казалось, сосредоточена вся боль мира и страдания за род людской. И только лишь у да Винчи Иоанн - это холеный откормленный юноша с двусмысленной ухмылкой, и в глазах его читаются не страдания, а откровенный порок.

А о том, что перед нами именно Иоанн Креститель, а не молодой кутила и распутник, говорит только небольшой крест в его левой руке. Кстати, натурщиком художнику послужил его любимый ученик Салаи, который, по одной из версий, служил моделью и для «Моны Лизы».

Если взять зеркало

Но последние, более тщательные исследования картины показали, что, кроме Иоанна Крестителя, художник создал на полотне портрет еще одного странного, непонятного и, скорее всего, неизвестного его современникам существа. Но зато существо это хорошо знакомо благодаря творчеству фантастов жителям XXI века.

Судите сами: огромные глаза, сужающийся к подбородку череп, мощный лоб, узкая щель рта и отсутствие носа. Правильно! Перед нами - канонический, если можно так сказать, портрет инопланетянина. Точнее, половина портрета. Но целое изображение гостя из космоса можно получить, если поднести к картине зеркало.

Подобный прием часто использовался художниками, скрывающими в своих картинах зашифрованную символику.

Правда, чтобы обнаружить инопланетянина, одного зеркала мало. Его портрет так тщательно замаскирован, что увидеть его можно только с помощью компьютерной обработки изображения путем равномерного осветления фона.

Если немного "дорисовать" изображение лица, то перед нам окажется почти типичный "серый", только с рогами на голове

Зачем знаменитому живописцу понадобилось прятать в своей картине внеземную форму жизни? Во-первых, Леонардо да Винчи был большим любителем подобных тайных символов, неоднократно использовал их в своих произведениях. А так как далеко не все эти символы поощрялись церковью, их приходилось тщательно прятать.

Но почему портрет инопланетянина так похож на растиражированный современным кинематографом образ, почему именно его художник замаскировал в своем полотне и, самое главное, откуда вообще в XVI веке живописцу могла прийти мысль о существовании внеземной формы жизни - на эти вопросы пока нет ответа.

Пророка Иоанна Господь призвал для проповеди еврейскому народу, сказать о пришествии Иисуса Христа. «и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.3:2). “Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем” (Лук.3:16). Но Иоанн крестил и Иисуса Христа.


Иоанн обличал пороки всех людей, за что навлёк на себя гнев царя Ирода. Иоанн не боялся говорить о связи царя с женой брата Иродианой, которая была для него ещё и племянницей. Но Ирод не мог просто убить его, так как боялся гнева народа. Иродиана ещё больше чем Ирод ненавидела Иоанна. И на дне рождения Ирода Соломия, дочь Иродианы, танцевала так, что Ирод пообещал выполнить любое её желание. И по совету своей матери она потребовала принести ей на блюде голову Иоана Крестителя. Обещание было выполнено.

Этот сюжет был популярен в изобразительном искусстве. Леонардо да Винчи также не обошёл его стороной. Но эта картина отличается от других его творений. Леонардо использовал глубокий пейзаж (Джоконда, портрет Джиневры Бенчи, Мадонна в гроте, даже на таких картинах как Мадонна Литта в окне мы видим пейзаж). На этой картине фон тёмный. Многие искусствоведы считают, что в образе Иоанна нарисован ученик да Винчи. Леонардо порывает здесь с классическим стилем.

Картина писалась около четырёх лет. На ней изображён женоподобный мужчина. У него округлые плечи, женственное мягкое лицо, вьющиеся волосы, и опять та же манящая улыбка. Левой рукой он держит крест, а правая указует наверх. Но выгладит он далеко не как святой. Дживелегов пишет следующее по этому поводу: «Что картина принадлежит самому Леонардо, ясно помимо стилистических признаков. Ни у одного из учеников не могло бы явиться такой дерзкой, почти богохульной мысли, как та, которая олицетворена «Крестителем». В виндзорском наброске первой флорентийской поры, современном «Поклонению волхвов» и влияниям платоновской Академии, «Иоанн Креститель» совсем другой. Тот мог и акридами питаться и изнурять себя аскетическими помыслами. Этот - совсем иной». Также исследователь отмечает, что «в техническом отношении «Иоанн Креститель» продолжает то, что Леонардо нашел и осуществил в полной мере еще в «Джоконде».

"Иоанн" - великолепная игра светотени, такая чудесная гармония леонардовского sfumato». По словам Б.Р. Виппера «Но леонардовское сфумато есть нечто большее, чем внешняя среда; оно словно пронизывает тело насквозь, согревает его своей живительной силой, заставляет теплую кровь заиграть под кожей. С помощью сфумато Леонардо хочет проникнуть во внутреннюю жизнь предмета, раскрыть его душу, узнать тайну его божественной красоты. Леонардовское сфумато, таким образом, служит не только формальным живописным целям, но и духовному воздействию на зрителя».

Под сфумато подразумевают - мягкость живописной манеры, тональных переходов. Этот термин ввёл сам да Винчи, записи которого сохранились в «Трактате о живописи».

На картине Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель», художником изображен длиннокудрый женоподобный юноша, который в одной руке держит крест, а другой указывает на небо.

Изучение этой картины в монохроматическом свете показало, что шкура (одеяние Иоанна Крестителя) и тростниковый крест (его типичный атрибут на живописных полотнах) добавлены позднее другим художником. После чего картина и стала называться «Иоанн Креститель». Хотя с образом Крестителя этот юноша никак не сочетается.

Вот например как изображает Иоанна Крестителя Андреа Верроккьо, у которого юный Леонардо был в учениках. Работая над картиной «Крещение Христа», учитель поручает юному Леонардо написать ангела, держащего одежду Христа.

Искусствовед Сильвано Винчетти озвучил теорию, что прототипом таинственной Джоконды является ученик Леонардо да Винчи Жан Жакомо Капротти. Капротти, также известный как Салаи, работал вместе с известным художником более 20 лет. Лицо юноши имеет поразительное сходство с образом Моны Лизы. «Салаи был любимой моделью Леонардо, – говорит Винчетти, – можно со всей уверенностью утверждать, что художник добавил черты его лица в образ Моны Лизы».

По поводу поразительного сходства с Джокондой – замечание уместное. Не менее поразительное сходство можно найти и с Анной на других его картинах.

Стоит заметить, что существует схожий портрет кисти Леонардо да Винчи «Ангел, приносящий благую весть». Можно предположить, что и Иоанн, до того, как ему пририсовали крест, тоже был тем же Ангелом. Вспомним теперь, что существует известный набросок Леонардо да Винчи, так называемый «Ангел во плоти».

История наброска довольно темна. Известно, что в 19 веке он был частью королевской коллекции в Виндзоре, вместе с одиннадцатью другими эротическими рисунками авторства Леонардо. По словам британского искусствоведа Брайана Сьюэлла, в один прекрасный день эту коллекцию осмотрел некий «известный немецкий эксперт», и некоторое время спустя рисунки исчезли (не исключено, что с молчаливого согласия королевы Виктории), а впоследствии оказались в Германии. Имена последующих владельцев рисунков не афишируются, однако более столетия спустя, в 1991 году, Карло Педретти, признанный знаток творчества Леонардо, смог получить разрешение владельца рисунка и представить «Ангела во плоти» на выставке в Стиа, в Тоскане. Как бы то ни было, эксперты сходятся во мнении, что Леонардо является автором этого наброска.

Трудно представить себе образ, более далекий от всего того, что принято связывать с понятием «аскетизм», чем этот изнеженный юноша. Пищей его были явно не «акриды и дикий мед». Тысячи искусствоведов, литераторов и прочих любителей прекрасного пытались понять, что именно хотел выразить мэтр Леонардо, изобразив св.Иоанна Крестителя в столь неожиданном, мягко говоря, виде. Недаром, этот портрет всегда служил благодатной подпиткой для легенд и слухов, упорно связывающих Леонардо с различными секретными сообществами, изображающих его обладателем «скрытых», «сокровенных» знаний, еретиком, «магом», «посвященным», иными словами, связывающих его с герметической традицией эпохи Возрождения.

Таким образом, строго говоря, нет никаких оснований ассоциировать женственного юношу, изображенного Леонардо да Винчи, с Иоанном Крестителем. Однако это обстоятельство никоим образом не снимает вопроса: зачем такая ассоциация все-таки создана, пусть даже не самим Леонардо, а кем-то другим? Ну, в самом деле, зачем пририсовывать юноше явно нехристианского вида атрибуты одного из наиболее чтимых христианских святых? Какой комплекс идей за этим кроется? Есть ли в этом некий скрытый – герметический – смысл?

Трансформации канонического образа Иоанна Крестителя в Пророка Илию, Гермеса Трисмегиста, Ангела Завета и легендарного Метатрона покажутся адептам любой церкви абсурдными и, возможно, даже кощунственными! Но аргументированность и непоколебимость доводов в этой работе неотразимы.

Приведем еще один аргумент в пользу такой интерпретации: сравним изображение со знаменитым «Меркурием» Джамболонья. Правая рука Меркурия приподнята и согнута в локте точно так же, как на портрете Иоанна Крестителя и на картине «Ангел, приносящий благую весть», и точно так же устремлен в небеса перст указующий.

Перст указующий присутствует на многих полотнах и рисунках Леонардо да Винчи; искусствоведы не смогли сколь-нибудь убедительно объяснить значение этого символического жеста. Вполне возможно, что этот символ у Леонардо многозначен, однако при интерпретации образа Иоанна как Еноха-Метатрона его жест на картине да Винчи получает ясное и логичное объяснение: иудейская традиция называет Метатрона указующим перстом Бога, поскольку он указал в пустыне иудейскому народу путь в землю обетованную.

Символ перста указующего встречается также у Рафаэля, который был учеником и последователем Леонардо да Винчи. Например, кисти Рафаэля принадлежит портрет Иоанна Крестителя, который естественным образом ассоциируется с картиной Леонардо.

В жесте Леонардовского Иоанна поднята правая рука Платона на фреске Рафаэля «Афинская школа». А сам образ Платона весьма схож с автопортретом Леонардо да Винчи. Следовательно, в образе Платона заявлена связь Платон – Леонардо – Иоанн Креститель. Кроме того, необходимо учитывать, что в эпоху Возрождения Платона считали наследником мудрости Гермеса Трисмегиста.

Марсилио Фичино писал, что Гермес передал сокровенные знания своему ученику Орфею, тот – Аглаофему, которому наследовал Пифагор, чьим учеником был Филолай, учитель божественного Платона. Таким образом, фреска указывает на то, что Леонардо был продолжателем Платона и, тем самым, приверженцем учения Гермеса Трижды Величайшего. Поэтому, говорит нам Платон-Леонардо, вздымая вверх указательный палец, глядя на образ Иоанна, думайте о непревзойденной мудрости и святости божественного Гермеса.


И напоследок ещё одна альтернативная версия, о том, куда же всё-таки направлен перст указующий.

Изображения Девы на зодиаках без труда узнаются. Как правило это – женская фигура с колосом в руках. Нередко Дева изображалась указующей на хвост Льва, как это показано на рисунке А.Дюрера. На нем Дева касается рукой кисточки на конце хвоста Льва. Как бы слегка придерживая его. В этой кисточке изображена звезда Денебола.

Глядя на Деву с указующим перстом, сам собой возникает вопрос: «а был ли мальчик»? Или изначально Иоанн-Гермес задумывался, как Дева, указующая на Денеболу? По крайней мере это объясняет женоподобное лицо Иоанна, которого до Леонардо, изображали аскетичным мужчиной, преклонных лет.

А вот ещё один персонаж, якобы Ангел с указующим перстом (на Александрийской колонне). И для сравнения, изображение Девы, на астрономических картах XVI-XVIIвв. Как говорится, найдите десять отличий:

1. Александрийская колонна.
2. Андреас Целлариус, «Гармония Макрокосмоса», издание 1661 года.
3. «Явления и предсказания» Арата, 1569-1570 годы, Марк Хофельд, Люксембург.
4. Дюрер, 1515 год. Северная полусфера неба.

Название звезды Денеболы происходит от Deneb Alased, от арабской фразы ذنب الاسد danab al-asad «хвост льва», или, по мнению Балинджера – «Судья», «Грядущий Господин». Ангел указующий на Крест, как бы призывающий помнить о грядущем Суде Божьем?

В астрологии Денебола считалась предвестником несчастья. Считается, что она «запускает» в мунданных картах мировые катастрофы (Р. Эбертин, Г. Хофман «Неподвижные звёзды»). Интересная характеристика звезды, на которой акцентирует наше внимание Дева. Как говорится, что бы это значило? Да уж не апокалипсис ли?

Ну и для полноты картины: Кадуцей, атрибут Гермеса, в руках Девы, из средневековых астрономических атласов.



1. Гуго Гроция, «Построение по Арату», 1600 год.
2. Гигин, «Астрономия», издание 1485 года.
3. Гигин, «Астрономия», издание 1570 года.
4. Манускрипт, IXв.
5. Сакробусто (Sacrobusto «Sphaera Mundi» 1539).

Впрочем, стоит ли удивляться? Ведь Управитель знака Девы – Меркурий, т.е. всё тот же Гермес. Разные народы ассоциировали Деву со своими Великими Богинями, от Изиды и Атаргатис до Артемиды и Фемиды. У греков она ассоциировалась с Афродитой. Отсюда имеем Гермафродит – се суть Гермес и Афродита в одном флаконе. Может быть, Леонардо это имел в виду? Неизвестно...

July 7th, 2014

«Типом еврей, средних лет (то есть 32-х), телом и лицом очень худ, цвет тела бледносмугловатый, борода черная, менее чем средней величины, разделенная на пряди или космочки, волосы черны, густы, кудрявы, также разделенные на пряди; одежда сваляна из грубой верблюжей шерсти, вроде мешка, при этом святой подпоясан кожаным поясом». (Описание по подлиннику Фартусова).

Поверх (или взамен) одежды из верблюжьей шерсти может быть одет в тканый хитон игиматий. В руки Иоанна традиционно помещается свиток («хартия») с одним из следующих вариантов надписи:


  • «Покайтеся приближибося царстие небесное »

  • «Азъ глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень »

  • «Се агнец Божий вземляй грехи мира. Сей есть о Немъ же азъ рехъ: по мне грядетъ Мужъ, иже предо мною бысть, яко первее мене бе ».

Детали изображения Иоанна Предтечи несут различный символический смысл:


  • Свиток в руках говорит о начале проповеди.

  • Отсечённая голова (вторая из присутствующих на картине) — говорит о мученической кончине, а кроме того является образным выражением Божественного дара предвидения.

  • Чаша , в которой лежит голова, — параллель жертвенной чаши Евхаристии: Иоанн предшествовал Христу и рождением, и смертью.

  • Может быть заменена другой чашей , в которой изображен Агнец, в более поздних иконах Младенец (Богомладенец Христос) — намёк на его пророческие слова о миссии Иисуса, символическое изображение Христа (Мф. 11:10—11; Лк. 7:27—28).

  • Древо и топор как аллегория его проповеди: «Покайтеся, приближается царствие небесное, уже бо секира при корне дерева лежит: всяко убо древо не творящее плода добра пресекается » (Лк. 7:24—28). Эти слова перекликаются с проповедью Христа.

  • Горки , на фоне которых изображен Иоанн, не только конкретизируют место аскезы, но являются символом возвышенного ума и духовного очищения — мира горнего.

Мастерская Дионисия.
1502. Иоанн Предтеча



Феофан Грек Иоанн Предтеча, конец XIV


Андрей Рублев Святой Иоанн Креститель


Икона Крещение


В западной живописи Иоанн легко узнаётся по следующим атрибутам: длинные волосы и борода, одежда из шерсти, книга, длинный тонкий крест из тростника, чаша для крещения, медовые соты, агнец, посох. Обращённый к небу указательный палец его правой руки — ещё один мотив в иконографии этого святого, пришедшего в мир, чтобы проповедовать покаяние, которое «расчистит путь» грядущему явлению Мессии. Типичный пример подобного жеста можно найти на картине Леонардо да Винчи .

Начиная с эпохи Возрождения Иоанн Креститель зачастую изображается уже не зрелым бородатым мужчиной (согласно Евангелиям), а прекрасным юношей, что имеет исток в традиционной любви этого периода кандрогинности и гомоэротизму.


Джотто Росписи капеллы дель Арена в Падуе, 1305-1308


Андреа Верроккьо и Леонардо да Винчи. Крещение Христа, 1473 - 1478


Иероним Босх Иоанн Креститель в пустыне, 1505


Леонардо да Винчи Иоанн Креститель, 1513-1516


Леонардо да Винчи Иоанн Креститель с атрибутами Вакх. 1513-1516


Луис де Моралес. Иоанн Креститель, 1565


Рафаэль Мадонна с розой, 1518


Рафаэль Малое святое семейство, 1518-1519

Рафаэль Санти. Мадонна Альба, 1511


Рафаэль Санти. Мадонна Альдобрандини, 1510


Рафаэль Санти. Мадонна в голубой диадеме, 1510-1511


Рафаэль Санти. Мадонна дель Импанната, 1513-1514


Рафаэль Санти. Мадонна Диоталлеви, 1504


Рафаэль Санти. Прогулка Мадонны, между 1516 и 1518


Рафаэль Санти. Проповедующий Иоанн Креститель, 1505


Рафаэль Санти. Святой Иоанн Креститель, 1516


Тициан Вечеллио. Иоанн Креститель, 1542


Питер Брейгель Старший. Проповедь Иоанна Крестителя, 1566

Эль Греко. Святой Иоанн Креститель, 1577-79


Аньоло Бронзино. Иоанн Креститель, 1553


Микела́нджело Меризи да Караваджо. Отсечение главы Иоанна Предтечи, 1608


Микеланджело Меризи да Караваджо. Иоанн Креститель, 1602


Микела́нджело Меризи да Караваджо. Иоанн Креститель, 1604


Микеланджело Меризи да Караваджо. Иоанн Креститель, 1610


Эль Греко. Иоанн Креститель, 1600-1605


Бартоломе Эстебан Мурильо. Святой Иоанн Креститель в пустыне, 1660


Рени Гвидо. Иоанн Креститель. 1635-1640


Рени Гвидо. Святой Иоанн Креститель в пустыне, 1640


Бернардо Строцци. Святой Иоанн Креститель, 1620


Никола Пуссен. Иоанн. Креститель крестит людей, 1635


А. Иванов.Явление Христа народу 1836-1857 г


А. Иванов. Голова Иоанна Крестителя (фрагмент картины Явление Христа народу), 1837—1857


Михаил Врубель. Иоанн Креститель, 1904

На картине Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель», художником изображен длиннокудрый женоподобный юноша, который в одной руке держит крест, а другой указывает на небо.

Изучение этой картины в монохроматическом свете показало, что шкура (одеяние Иоанна Крестителя) и тростниковый крест (его типичный атрибут на живописных полотнах) добавлены позднее другим художником. После чего картина и стала называться «Иоанн Креститель». Хотя с образом Крестителя этот юноша никак не сочетается.

Вот например как изображает Иоанна Крестителя Андреа Верроккьо, у которого юный Леонардо был в учениках. Работая над картиной «Крещение Христа», учитель поручает юному Леонардо написать ангела, держащего одежду Христа.

Искусствовед Сильвано Винчетти озвучил теорию, что прототипом таинственной Джоконды является ученик Леонардо да Винчи Жан Жакомо Капротти. Капротти, также известный как Салаи, работал вместе с известным художником более 20 лет. Лицо юноши имеет поразительное сходство с образом Моны Лизы. «Салаи был любимой моделью Леонардо, – говорит Винчетти, – можно со всей уверенностью утверждать, что художник добавил черты его лица в образ Моны Лизы».

По поводу поразительного сходства с Джокондой – замечание уместное. Не менее поразительное сходство можно найти и с Анной на других его картинах.

Стоит заметить, что существует схожий портрет кисти Леонардо да Винчи «Ангел, приносящий благую весть». Можно предположить, что и Иоанн, до того, как ему пририсовали крест, тоже был тем же Ангелом. Вспомним теперь, что существует известный набросок Леонардо да Винчи, так называемый «Ангел во плоти».

История наброска довольно темна. Известно, что в 19 веке он был частью королевской коллекции в Виндзоре, вместе с одиннадцатью другими эротическими рисунками авторства Леонардо. По словам британского искусствоведа Брайана Сьюэлла, в один прекрасный день эту коллекцию осмотрел некий «известный немецкий эксперт», и некоторое время спустя рисунки исчезли (не исключено, что с молчаливого согласия королевы Виктории), а впоследствии оказались в Германии. Имена последующих владельцев рисунков не афишируются, однако более столетия спустя, в 1991 году, Карло Педретти, признанный знаток творчества Леонардо, смог получить разрешение владельца рисунка и представить «Ангела во плоти» на выставке в Стиа, в Тоскане. Как бы то ни было, эксперты сходятся во мнении, что Леонардо является автором этого наброска.

Трудно представить себе образ, более далекий от всего того, что принято связывать с понятием «аскетизм», чем этот изнеженный юноша. Пищей его были явно не «акриды и дикий мед». Тысячи искусствоведов, литераторов и прочих любителей прекрасного пытались понять, что именно хотел выразить мэтр Леонардо, изобразив св.Иоанна Крестителя в столь неожиданном, мягко говоря, виде. Недаром, этот портрет всегда служил благодатной подпиткой для легенд и слухов, упорно связывающих Леонардо с различными секретными сообществами, изображающих его обладателем «скрытых», «сокровенных» знаний, еретиком, «магом», «посвященным», иными словами, связывающих его с герметической традицией эпохи Возрождения.

Таким образом, строго говоря, нет никаких оснований ассоциировать женственного юношу, изображенного Леонардо да Винчи, с Иоанном Крестителем. Однако это обстоятельство никоим образом не снимает вопроса: зачем такая ассоциация все-таки создана, пусть даже не самим Леонардо, а кем-то другим? Ну, в самом деле, зачем пририсовывать юноше явно нехристианского вида атрибуты одного из наиболее чтимых христианских святых? Какой комплекс идей за этим кроется? Есть ли в этом некий скрытый – герметический – смысл?

Трансформации канонического образа Иоанна Крестителя в Пророка Илию, Гермеса Трисмегиста, Ангела Завета и легендарного Метатрона покажутся адептам любой церкви абсурдными и, возможно, даже кощунственными! Но аргументированность и непоколебимость доводов в этой работе неотразимы.

Приведем еще один аргумент в пользу такой интерпретации: сравним изображение со знаменитым «Меркурием» Джамболонья. Правая рука Меркурия приподнята и согнута в локте точно так же, как на портрете Иоанна Крестителя и на картине «Ангел, приносящий благую весть», и точно так же устремлен в небеса перст указующий.

Перст указующий присутствует на многих полотнах и рисунках Леонардо да Винчи; искусствоведы не смогли сколь-нибудь убедительно объяснить значение этого символического жеста. Вполне возможно, что этот символ у Леонардо многозначен, однако при интерпретации образа Иоанна как Еноха-Метатрона его жест на картине да Винчи получает ясное и логичное объяснение: иудейская традиция называет Метатрона указующим перстом Бога, поскольку он указал в пустыне иудейскому народу путь в землю обетованную.

Символ перста указующего встречается также у Рафаэля, который был учеником и последователем Леонардо да Винчи. Например, кисти Рафаэля принадлежит портрет Иоанна Крестителя, который естественным образом ассоциируется с картиной Леонардо.

В жесте Леонардовского Иоанна поднята правая рука Платона на фреске Рафаэля «Афинская школа». А сам образ Платона весьма схож с автопортретом Леонардо да Винчи. Следовательно, в образе Платона заявлена связь Платон – Леонардо – Иоанн Креститель. Кроме того, необходимо учитывать, что в эпоху Возрождения Платона считали наследником мудрости Гермеса Трисмегиста.

Марсилио Фичино писал, что Гермес передал сокровенные знания своему ученику Орфею, тот – Аглаофему, которому наследовал Пифагор, чьим учеником был Филолай, учитель божественного Платона. Таким образом, фреска указывает на то, что Леонардо был продолжателем Платона и, тем самым, приверженцем учения Гермеса Трижды Величайшего. Поэтому, говорит нам Платон-Леонардо, вздымая вверх указательный палец, глядя на образ Иоанна, думайте о непревзойденной мудрости и святости божественного Гермеса.


И напоследок ещё одна альтернативная версия, о том, куда же всё-таки направлен перст указующий.

Изображения Девы на зодиаках без труда узнаются. Как правило это – женская фигура с колосом в руках. Нередко Дева изображалась указующей на хвост Льва, как это показано на рисунке А.Дюрера. На нем Дева касается рукой кисточки на конце хвоста Льва. Как бы слегка придерживая его. В этой кисточке изображена звезда Денебола.

Глядя на Деву с указующим перстом, сам собой возникает вопрос: «а был ли мальчик»? Или изначально Иоанн-Гермес задумывался, как Дева, указующая на Денеболу? По крайней мере это объясняет женоподобное лицо Иоанна, которого до Леонардо, изображали аскетичным мужчиной, преклонных лет.

А вот ещё один персонаж, якобы Ангел с указующим перстом (на Александрийской колонне). И для сравнения, изображение Девы, на астрономических картах XVI-XVIIвв. Как говорится, найдите десять отличий:

1. Александрийская колонна.
2. Андреас Целлариус, «Гармония Макрокосмоса», издание 1661 года.
3. «Явления и предсказания» Арата, 1569-1570 годы, Марк Хофельд, Люксембург.
4. Дюрер, 1515 год. Северная полусфера неба.

Название звезды Денеболы происходит от Deneb Alased, от арабской фразы ذنب الاسد danab al-asad «хвост льва», или, по мнению Балинджера – «Судья», «Грядущий Господин». Ангел указующий на Крест, как бы призывающий помнить о грядущем Суде Божьем?

В астрологии Денебола считалась предвестником несчастья. Считается, что она «запускает» в мунданных картах мировые катастрофы (Р. Эбертин, Г. Хофман «Неподвижные звёзды»). Интересная характеристика звезды, на которой акцентирует наше внимание Дева. Как говорится, что бы это значило? Да уж не апокалипсис ли?

Ну и для полноты картины: Кадуцей, атрибут Гермеса, в руках Девы, из средневековых астрономических атласов.



1. Гуго Гроция, «Построение по Арату», 1600 год.
2. Гигин, «Астрономия», издание 1485 года.
3. Гигин, «Астрономия», издание 1570 года.
4. Манускрипт, IXв.
5. Сакробусто (Sacrobusto «Sphaera Mundi» 1539).

Впрочем, стоит ли удивляться? Ведь Управитель знака Девы – Меркурий, т.е. всё тот же Гермес. Разные народы ассоциировали Деву со своими Великими Богинями, от Изиды и Атаргатис до Артемиды и Фемиды. У греков она ассоциировалась с Афродитой. Отсюда имеем Гермафродит – се суть Гермес и Афродита в одном флаконе. Может быть, Леонардо это имел в виду? Неизвестно...