Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Что такое пастораль в живописи. Словарь музыкальных терминов

Что такое пастораль в живописи. Словарь музыкальных терминов

Пастораль это понятие, относящееся к произведениям европейской литературы 14-18 веков, развивающим идеи и образы античной буколики, а также непосредственного жанрового предшественника - пастурели 12-14 веков. Изначально заложенная в буколике возможность выражения смысла, превышающего ее непосредственное тематическое содержание (уже для Феокрита, ученого александрийца, значимо противопоставление природы и культуры), после эклог Вергилия становится характерной приметой Пастораля. Исполнена намеков и аллегорий Пастораль эпохи Возрождения: «Этот род сочинения, - писал Петрарка, давая объяснение содержания первой эклоги своих «Буколик» (1346-57), - невозможно понять без разъяснений самого сочинителя» (Петрарка Ф. Эстетические фрагменты). Аллегоризм ренессансной Пастораль сменяется пастушестким маскарадом в литературе 17 века (см. Маринизм, Гонгоризм, Прециозная литература), с ее подчеркнуто противостоящими «грубой» реальности аристократически-утонченными пастухами и пастушками в камзолах и кружевах. Распространившийся в Европе 18 веке стиль рококо, игривый, балансирующий на грани наивности и фривольности, с фарфоровыми пастушками в великосветских салонах, пейзажными парками с пастушескими хижинами и фермами (как устроенный в 1780-90-е Марией Фёдоровной в Павловске), культивирующий проникнутые анакреонтическим эстетизированным гедонизмом и изяществом малые поэтические формы - с нимфами, музами, грациями, Вакхом и Купидоном, - апофеоз Пастораля, но и последняя страница ее истории: Пастораль превращается в абсолютно условную форму литературной игры.

Основные жанровые формы Пастораля

Основными жанровыми формами Пастораля являются пасторальные эклога, элегия, драма, роман . Одним из первых к наследию древней буколической поэзии обращается Данте (1265-1321), затем - Ф.Петрарка (1304-74) и Дж.Боккаччо (1313-75), следовавшие в своих латинских эклогах Вергилию, но значительно углубившие иносказательность жанра. Столетие спустя в Италии создает свои эклоги Джованни Баттиста Спаньоли Мантуанский (1447-1516). Известность получают испанские эклоги X. дель Энсины (1469-1529) и Гарсиласо де ла Веги (1503-36); в Португалии эклоги пишет Луис де Камоэнс (1524-80); французская эклога 16 века представлена в творчестве К.Маро и поэтов «Плеяды» П.де Ронсара и Р.Белло; в Италии барочный образец жанра дает Дж.Марино (1569-1625). Наиболее ранние опыты пасторальной эклоги в Англии принадлежат А.Барклаю (1476-1552), однако самым удачным произведением стал включивший в себя 12 эклог «Пастушеский календарь» (1579) Э.Спенсера. Среди множества подражаний ему выделяются «Пастушеский венок» (1593) М.Дрейтона и «Британские пасторали» (1613-16) У.Брауна; «Пасторали» (1706) А.Филипса и «Пасторали» (1709) А.Поупа; приемы Спенсера пародийно переосмысляет Дж.Гей («Пастушеская неделя», 1714), автор и непасторальных «Городских эклог» (1720). Сочетанием восточной экзотики с буколическим топосом отмечены «Персидские эклоги» (1742) У.Коллинза.

Особое место в истории пасторальной эклоги занимает христианская ее разновидность , имеющая свои истоки как в 4-й эклоге Вергилия, где, вопреки пасторальной традиции, Золотой век помещен не в прошлое, а в будущее и связан с рождением дивного ребенка, так и в пасторальных мотивах евангельских повествований о рождении Христа и притче о добром пастыре, покинувшем стадо из 99 овец ради поисков заблудшей сотой. Пасторально-эмблематичен и жертвенный образ агнца Божия, кровью своей искупающего грехи человечества. Самой распространенной формой христианской Пасторали становится рождественская эклога. Намек на пасторальную интерпретацию Рождества содержится в написанной на латинском языке 11-й эклоге Боккаччо, однако первой полноценной разработкой темы и образцом для подражаний явилась латинская эклога Ф.Патрици «Рождение Христа» (1460). Создаются и целые циклы эклог, в основе которых - разные эпизоды из жизни Спасителя. Таков цикл из 12 эклог - «Священные эклоги» (1485) А.Джерардини. Появляются эклоги и на ветхозаветные темы. Автор 114 латинских эклог на сюжеты Ветхого и Нового заветов - нидерландский поэт Роберт Обризиус. В Англии рождественские эклоги пишут Дж.Милтон и А.Поуп. В Германии религиозные «Эклога о кровавом поте Христа», «Эклога, в которой пастухи рано утром славят Господа», «Пастушеская песнь о Христе и воскресение Христа» принадлежат перу Ф.Шпее (1591-1635); во Франции «Священные эклоги» (1659) создает Р.Рапен. От 1-й идиллии Феокрита, с ее песней о смерти мифического пастушеского божества Дафниса, подкрепленной «Плачем об Адонисе» Биона (2 век до н.э.) и «Плачем о Бионе», приписывавшимся Мосху (2 век до н.э.), но принадлежавшим скорее одному из учеников Биона, а также 5-й эклоги Вергилия идет традиция пасторальной элегииплача об умершем. Дань жанру отдали в Италии - Б.Кастильоне (1478-1529); во Франции - К.Маро (1496-1544); в Англии 16-19 веков - Спенсер, Милтон, Поуп, Филипс, Гей, П.Б.Шелли. В 20 веке эту традицию продолжил М.Арнолд («Тирсис», 1867).

Начало жанровой традиции пасторальной драмы связывают со «Сказанием об Орфее» (1480) А.Полициано, «Эгле» (1545) Дж.Чинтио, но, особенно, с «Жертвоприношением» (1554) А.де Беккари; за ними последовали «Аминта» (1573) Т.Тассо и трагикомедия Дж.Гварини «Верный пастух» (1580-83). Во Франции пасторальную драму, основанную на сюжете романа О.д’Юрфе «Астрея» (1607-18), пишет О.Ракан («Пастушеские сцены», 1625). Авторами английской драматургической П. стали Дж.Пиль («Суд Париса», 1581), Дж.Лили («Галатея», 1584), Дж.Флетчер («Верная пастушка», 1609), А.Рамзей («Благородный пастух», 1725). Существенное место пасторальные мотивы занимают в английской придворной пьесе-маске и в драматургии У.Шекспира («Два веронца», «Бесплодные усилия любви», обе 1594; «Как вам это понравится», 1599).

Пасторальный роман, восходящий, прежде всего, к роману Лонга «Дафнис и Хлоя» (2-3 века) и предвосхищенный прозометрической, т.е. сочетающей стихи и прозу, Пастораль «Амето» (1341-42) Боккаччо (автора и пасторальной поэмы «Фьезоланские нимфы», 1344-46), расцветает в творчестве Я.Саннадзаро, «Аркадия» (1504) которого вызывает ряд подражаний: «Диана» (1559) Х.де Монтемайора в Португалии, «Галатея» (1585) М.де Сервантеса и «Аркадия» (1598) Лопе де Веги - в Испании. В большой степени под влиянием «Дианы» пишет во Франции свою «Астрею» д’Юрфе. Пародию на пасторальный роман создает Ш.Сорель («Сумасбродный пастух», 1627-28). Самый значительный английский пасторальный роман - «Аркадия» («Старая Аркадия», 1580; «Новая Аркадия», 1590) Ф.Сидни; ему подражали Р.Грин («Менафон», 1589) и Т.Лодж («Розалинда», 1590).

Немецкая Пастораль получает распространение первоначально в виде зингшпилей и оперы («Дафна», 1627, М.Опица; музыка Г.Шютца). Перу Опица принадлежит и прозометрическая «Пастораль о нимфе Герцинии» (1630). Немецкий пасторальный роман представлен анонимными «Аменой и Амандом» (1632), «Леориандром и Перелиной» (1642); «Адриатической Роземундой» (1645) Ф.Цезена. О популярности пасторальной тематики свидетельствует организованное в 1644 в Нюрнберге поэтическое общество «Пегницкий пастушеский и цветочный орден» во главе с Г.Ф.Гарсдёрфером и И.Клаем. В 18 веке Пастораль пишут поэты -анакреотики И.В.Л.Глейм, И.П.Уц, И.Н.Гётц, К. и Я.Шмидты.

Теоретическое осмысление Пасторали

Теоретическое осмысление Пасторали начинается с 16 века (Дж.Вида, «Поэтика», 1527; Ю.Ц.Скалигер, «Поэтика», 1561; предисловие и комментарии к изданному в 1579 «Пастушескому календарю» Спенсера, принадлежащие критику, скрывшемуся под инициалами Е.К.). Однако предметом довольно оживленных литературных споров Пастораль становится со второй половины 17 века , когда намечается ее явный кризис как формы, полностью исчерпавшей свои возможности, условной и нежизнеспособной. Реакцией на барочную Пастораль, особенно итальянскую и французскую, явилось выступление Рапена, в предисловии к своим «Священным эклогам» призывавшего вернуться к подражанию античным образцам (прежде всего, Вергилию) и изображению пастухов Золотого века. Против неоклассициста Рапена, в рамках развернувшегося во Франции Спора о древних и новых, направляет свое «Рассуждение об эклоге» (1688) рационалист Б.Фонтенель. Пастораль для Фонтенеля - приятная фантазия, удовлетворяющая человеческому стремлению к счастью, спокойной любви и праздности. Поэтому пастухи в Пасторали должны быть не столь примитивны, как в доисторические времена, но и не столь грубы, как современные: они должны быть отмечены печатью культуры. Полемика была продолжена в Англии, где сторонников находит как точка зрения Фонтенеля (Поуп, Гей), так и Рапена (Дж.Аддисон, Т.Тикелл). В Германии по поводу Пасторали высказывается в 1730 И.Х.Готшед, занявший компромиссную позицию: разделяя тезис Фонтенеля о принципиальной фиктивности пастухов, он в то же время солидаризуется с английскими неоклассицистами в требовании большей простоты изображения. К концепции Фонтенеля возвращается в 1746 И. А.Шлегель («О естественном в пасторалях»), но он уже вынужден признать, помимо собственно Пасторали, еще и «сельскую поэзию». С выходом в свет в 1756 «Идиллий» швейцарского поэта С.Геснера, принесших ему европейскую популярность, новой судьбой жанра, связанного с пасторальной топикой, и его более распространенным обозначением становится идиллия.

Пастораль в России

В России пасторальная эклога получает отражение в творчестве А.П.Сумарокова («Еклоги», 1774), а также в песенной книжной поэзии. Образец ее-стихотворение П.М.Карабанова «Сердца приобретаются искренностью» (1786), названное им впоследствии «Искренность пастушки», которое было использовано в пасторальной интермедии оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама» (1890). Среди обращавшихся к Пасторали русских поэтов - М.М.Херасков (1733-1807), А.А.Ржевский (1737-1804), И.Ф.Богданович (1743-44 1803), В.В.Капнист (1758-1823).

Слово пастораль произошло от латинского pastoralis, что в переводе означает - пастушеский.

Пастораль, как жанр искусства, была особенно популярна в Италии в начале 16 века, когда были опубликованы работы Саннадзаро «Аркадия». Он описал идиллический мир, населенный нимфами и пастухами, которые погружали читателей в ностальгию по более простой жизни. Источником для его произведения были работы Вергилий. Антураж пасторальных литературных произведений быстро перекочевал в живопись. В Венеции Джорджоне и молодой Тициан быстро оживили стихотворные строки изобразительными эквивалентами.

Истоки

Традиционно «Сельский концерт» приписывается Джорджоне, но в настоящее время считается, что это работа Тициана в юности. Эта таинственная картина предназначается, чтобы быть аллегорией поэзии, чьи символы — флейта и льющаяся вода — распределяются между двумя обнаженными женщинами идеальной красоты. Эти нереальные нимфы существуют только в воображении двух мужчин, которых они вдохновляют. Такое объяснение сюжету соответствовало вкусу распространенного в итальянской живописи одновременного изображения видимого и невидимого.

Характеристика сюжетно-тематического жанра

Тициан хотел соединить два мира — венецианскую аристократию с одной стороны, и нимф и пастухов с другой стороны, объединенных музыкой. Тема музыки в спокойном пейзаже формирует аллегорию. Тициан придает особое значение ландшафту в пасторали:

  • Природа не используется в качестве простого декора;
  • Пейзаж – это отражение определенного состояния внутреннего мира, настроения;
  • Краски приглушенные и слегка размытые;
  • Поиск баланса показан посредством интеграции фигур в обстановку, где человек и природа должны сосуществовать в полной гармонии, как у Вергилия — счастливая жизнь в тенистой роще, пастухи с музыкой и песнями.

Джорджоне и Тициан — мастер и ученик — развивали пастораль в отдельный жанр. С 1509 два художника начали работать в тесном сотрудничестве, поэтому их стиль написания картин трудно отличить.

Виды пейзажа в живописи

В 15 веке

В начале 15 века пейзаж был создан как жанр в Европе и демонстрировал места проживания или путешествий людей. В век гармонии и порядка, Ренессанс, пасторальные картины были более приемлемы в обществе, чем натуральное изображение леса или поляны. Сложность естественного ландшафта или непогода не были популярными мотивами – добавлялись пасторальные черты, чтобы рассеять глубоко укоренившиеся страхи и предрассудки людей перед непонятными природными явлениями, сделать эмоциональный посыл картин позитивным.

В 17 веке

Среди художников 17 века, работающих в Риме, Клод также создавал пасторальные идиллии. Этот жанр вошел в моду в Голландии – примером может служить портрет работы Рембрандта «Саския ван Эйленбюрх в образе Флоры». Слово «пейзаж» переводится с голландского как «участок обрабатываемой земли».
Нежная лирическая пастораль показывает горы, долины, деревья, реки и леса. Небо почти всегда включается в сюжет, и великолепная погода является элементом композиции.

Бытовая живопись

Барокко

Излюбленными темами барочной живописи является все та же пастораль:

  • Галантные дамы и кавалеры;
  • Невероятно красивые пейзажи;
  • Изящная передача фигур людей;
  • Куртизанки и любовь.

Такие символы, как Венера и любовь, вернулись в жанр живописи и смешались в сценах придворной жизни, придавая композиций чувственный, веселый и свежий тон.

Пастораль во времена барокко и рококо называли очаровательным, галантным стилем. Название происходит от слова «Galer» или «галантный».

Фигура женщины является источником вдохновения в живописи. Женщина с чувственной и красивой фигурой соблазняет или принимает участие в запрещенных приключениях – эти сцены помогают «идеальному» обществу идентифицировать себя с персонажами идиллических пасторальных историй.

Романтизм

Попытка соединить романтический стиль неземной беззаботной жизни и настроение ландшафтных традиций жанра пейзажа продолжалась в 19 веке под сильным влиянием сложившихся традиций живописи.

Аллегория как жанр в живописи

В пасторалях этого периода присутствуют:

  • приглушенная цветовая палитра,
  • мягкая атмосфера и непрямое освещение работы,
  • спокойствие сельского пейзажа,
  • поучительный исторический контекст, вписанный в современные пейзажи.

Эволюция картин академического искусства пасторали происходит медленно и незаметно в течение длительного времени.

В 19 веке

Промышленная революция в 19 веке заставила людей покинуть фермы и сельскую местность. Растущая реакция живописцев против философии Просвещения выразилась в романтическом направлении искусства. Ностальгия по сельской идиллии и природе снова прочно укрепилась в жанрах живописи. Пасторали излучали духовность, свободу, добродетель, как противовес последствиям индустриализации.

В 20 веке

Художники романтического периода и до 20 века пытались передать эти идеалы в своих работах. Они отвергали рационализм, правила, упорядоченность, которые были характерны неоклассическому стилю. Как и барочные художники, романтические художники надеялись вдохновить на эмоциональный отклик зрителей. Пастораль романтического периода была направлена на ностальгическое стремление к сельской жизни, познанию тайн жизни, силы и величия природы. Пастораль прекрасно вписывается в современную жизнь. Полотна современных художников с идиллическими изображениями можно видеть в частных коллекциях и на выставках.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова пастораль

пастораль в словаре кроссвордиста

пастораль

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

пастораль

пасторали, ж. (от латин. pastoralis - пастушеский).

    произведение (преимущ. драматическое), идиллически изображающее простую пастушескую жизнь (истор. лит.).

    Музыкальное произведение идиллического характера с преобладанием сельских мелодий (муз.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

пастораль

И, ж. В европейском искусстве 14-18 вв.: литературное или музыкальное произведение, идиллически изображающее жизнь пастухов и пастушек на лоне природы.

прил. пасторальный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

пастораль

    Произведение искусства или его часть, идиллически изображающие сцены сельской и пастушеской жизни.

    Соответствующий жанр в литературе и искусстве.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

пастораль

ПАСТОРАЛЬ (франц. pastorale, от лат. pastoralis - пастушеский)

    жанровая разновидность новоевропейской литературы 14-18 вв. (эклога, поэма, стихотворная драма), связанная с идиллическим мировосприятием (также Буколика, Идиллия).

    Опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением пастушеской жизни.

    Вокальное или инструментальное произведение, рисующее картины природы или сцены сельского быта.

Пастораль

(франц. pastorate, от лат. pastoralis ≈ пастушеский), литературные, музыкальные и театральные жанры, основанные на поэтизации мирной и простой сельской жизни. В литературе и театре:

    античная буколика , посвящена жизни пастухов (например, «Дафнис и Хлоя» Лонга);

    вид новой европейской литературы, связанный с буколическим миросозерцанием; возник в литературе Раннего Возрождения («Амето», 1341, «Фьезоланские нимфы», 1345, Дж. Боккаччо), расцвёл в 16≈17 вв. (Я. Саннадзаро, А. Полициано, Т. Тассо ≈ Италия; Х. де Монтемайор ≈ Испания; Ф. Сидни, Э. Спенсер ≈ Англия; О. д"Юрфе ≈ Франция), а в России ≈ в середине 18 в. (А. С. Сумароков, рукописные книжные песни). От античной буколики, в том числе идиллий Феокрита, П. восприняла противопоставление развращённому городу нравственно чистой деревни, интерес к природе, миру чувств и быту простых людей, однако в ней усилился (особенно в 17 в.) свойственный ещё античной буколике условный элемент, подчёркнутая стилизация простоты и безыскусственности. Условность П. также сказалась в застывшей традиционности масок чувствительного пастуха, жестокосердной пастушки, мудрого старца, дерзкого соперника. В 17 в. П.≈ характерный жанр аристократического барокко ; пастухи и пастушки переживают изысканные чувства и ведут галантные диспуты на фоне изящно декорированной природы; фабула запутана многочисленными приключениями героев.

    Жанровые формы П. многообразны: эклога, поэма, роман; после стихотворной драмы «Сказание об Орфее» Полициано (1480) развивается драматическая П., принятая особенно в 16≈17 вв. на придворных празднествах. Пасторальные образы и мотивы вошли в поэзию сентиментализма (идиллии С. Геснера, И. Г. Фосса, Ф. Мюллера, повести Ф. Флориана).

    В музыке: 1) опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением сельской жизни. П. зародилась под влиянием литературной П., пользовалась популярностью в 17≈18 вв., особенно при итальянских и французских дворах. Среди авторов пасторальных опер ≈ К. В. Глюк, В. А. Моцарт, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо. В опере «Пиковая дама» П. И. Чайковский воссоздал П. «Искренность пастушки». Изредка пасторальные оперы создавались и в 20 в.; 2) вокальное или инструментальное произведение, рисующее картины природы или сцены сельской жизни. Для инструментальной П. характерно плавное спокойное движение мелодии, часто удваиваемой в терцию, выдержанные звуки в басу, воспроизводящие звучание народной волынки, размеры 6/8, 12/8. Она включалась в кончерто гроссо , создавалась и как самостоятельное произведение. Инструментальные П. писали А. Вивальди, Д. Скарлатти, Ф. Куперен, И. С. Бах и др. Симфонические П. представляют собой части циклического сочинения или целые циклы («Пасторальная симфония» Л. Бетховена).

    Тексты и лит.: Тассо Т., Аминта. Пастораль, вступ. ст. М. Эйхенгольца, М.≈ Л., 1937; Боккаччо Дж., Фьезоланские нимфы, предисл. А. К. Дживелегова, М.≈ Л., 1934; Marinelli P. V., Pastoral, L., 1971 (лит.).

    И. В. Шталь (П. в литературе).

Википедия

Пастораль

Пастора́ль - жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь. Пасторалью может называться:

  • Пасторальная музыка, к которой могут относиться как большие, так и малые произведения, посвящённая изображению природы или сельской жизни. Для музыкальной пасторали характерны размеры /, /, плавное спокойное движение мелодии, зачастую удваиваемое в терцию. Примеры пасторалей имеются в творчестве Антонио Вивальди, Доменико Скарлатти, Франсуа Куперена, Иоганна Себастьяна Баха и других композиторов. Известна также « Пасторальная симфония » Бетховена.
  • Опера, пантомима , балет , показывающие идеализированные картины сельской жизни. Пасторальные оперы писали Кристоф Виллибальд Глюк, Вольфганг Амадей Моцарт, Жан Батист Люлли, Жан Филипп Рамо.
  • Буколическая поэзия античности, посвящённая изображению жизни пастухов. Синонимы - эклога и идиллия .
  • Вид европейской литературы, копирующий буколическое мировоззрение.

Пастораль (мультфильм)

«Пастораль» - короткометражный мультфильм, выпущенный в 1998 году киностудией Беларусьфильм.

Пастораль (альбом)

Пастораль - сборник серии с песнями группы Чиж & Co , выпущенный в 2001 году Real Records . Является частью серии «Главные песни». На пластинке кроме хитов группы присутствует новая композиция - Пастораль , название которой и послужило названию сборника. Песня также будет издана с другим сведением на сольной работе "Чижа" того же года.

Пастораль (значения)

Пастораль :

  • Пастораль - жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь.
  • Пастораль - сборник серии с песнями группы Чиж & Co, выпущенный в 2001 году.
  • Пастораль - короткометражный мультфильм, выпущенный в 1998 году киностудией Беларусьфильм.
  • Пастораль 1943 - нидерландский кинофильм 1978 года режиссёра Вима Верстаппена.

Примеры употребления слова пастораль в литературе.

Изобретенная Феокритом в его идиллиях, усовершенствованная Вергилием в стихотворениях, называемых эклогами или буколиками, пастораль , в сущности, является обменом реплик между двумя или более персонажами на лоне природы с обычным обращением к неувядаемой теме любви.

И не потому ли после смерти Фуке Ла Ривьер был оставлен в тюрьме, что ему были известны какие-то тайны скончавшегося министра и Эсташа Доже?

В театре Бургонского Отеля, премьером в котором был в то время известнейший актер Бельроз, играли трагедии, трагикомедии, пасторали и фарсы, причем виднейшим драматургом Отеля считался Жан де Ротру, большой любитель испанских драматургических образцов.

Баттиста Мантовано, итальянский гуманист, автор латинских эклог, и Клеман Маро, сравнительно недавно прославлявший в пасторалях своих высоких французских покровителей, - все они были внимательно изучены Спенсером, и каждый из них нашел отклик в его поэме.

Ткань простыней, прикрывающих края раны грудной клетки, была пропитана кровью и он погрузил правую руку в рану, придерживая что-то, а левая, с зажатым в пальцах иглодержателем, застыла высоко над столом, медленно раскачиваясь не в такт звучащей Пасторали из Концерта Баха в фа миноре.

Пастораль с ее описанием вкушающих, танцующих, флиртующих пастухов то и дело отходит от своей сентиментальной и романтической основной темы и вступает на путь живого натурализма с некоторой долей комического.

Он видел Трагедию, обращавшую на себя внимание суровым величием осанки, Сатиру, хмуро притаившуюся в гримасе зависти и недовольства, Элегию, выражавшую свою тоску в похоронной гримасе, Пастораль , дремавшую с томной миной, Оду, отличавшуюся безумным взором, и Эпиграмму, прищурившуюся с дерзкой насмешкой.

Мы находим у него аристократическую пастораль и бюргерский фарс, кровавую трагедию и комедию буржуазных нравов, пьесу-хронику и романтическую трагикомедию, но все эти жанры предстают у него обогащенными и возвышенными благодаря своему гуманистическому содержанию.

Автору многое здесь дорого и знакомо с детства, однако его собственный духовный кругозор и жизненный опыт намного богаче, и он взирает на эту пастораль , в которой сотня правдивых деталей, придающих ей видимость достоверности, с доброй снисходительной усмешкой.

Это семейный роман, но только представленный в виде пасторали и на пасторальном фоне, потому что и вокруг все дышит благополучием и покоем.

В то же время, в отличие от классицистской пасторали , Голдсмиту удалось в своей поэме, быть может, впервые изобразить жизнь деревни и сельский пейзаж не с помощью одних только примелькавшихся общих примет - ручей, хижина и пр.

Среди них - духовные пасторали , библейские картины, лирико-эпические поэмы, драматические сцены, приближающиеся к ораториям, произведения молитвенно-созерцательного характера.

И если кому-то такая картина казалась мирной деревенской пасторалью , то уж конечно не людям, которые там жили, - для них это был символ прозябания, знак проклятия вечной нищеты.

Даже когда Сидней пытается порой, в отличие от других авторов гуманистических пасторалей , подчеркнуть изящество основных образов с помощью комических фигур крестьян - Дамета, его жены и дочери, прием не достигает цели, ибо Сидней не умеет изображать такого рода фигуры ни реалистически, ни юмористически.

А главное, я терпеть не могу пасторалей и шиллеровщины, я уж вам говорил, - ну, это-то и было всему причиною.

Понятие пастораль имеет несколько значений – 1) это одна из форм буколики, которая активно развивалась в европейской литературе и давно существовала в античной поэзии; 2) небольшая сценка, которая изображала жизнь сельских людей: пастухов и пастушек; 3) опера, балет или пантомима, показывающие сельскую жизнь.

История

Пасторалью называли с давних времен жанр в живописи , музыке или театре, который имитировал и показывал жизнь простого сельского народа.

Первые пасторали возникли в 14-15 веках и являются . Пастораль в музыкальном театре существовала вплоть до 18-19 веков. Пасторальные оперы были написаны: К. В. Глюком, В. А. Моцартом, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо.

Пастораль, как жанр приводного театра возник в Италии в 16 веке и распространился на всю Западную Европу. Пастораль представляла собой тогда маленькую пьесу, которая часто вводилась в развлекательную программу для придворных празднеств. В таких пьесах изображалась жизнь пастухов и пастушек, которые были наделены манерами и лексикой аристократии.

Пастораль соответствовала гармоничному ренессансному мироощущению и можно сказать разрушала театральное искусство, преобразовывала спектакль в «живые картины». Несмотря на это пасторальный жанр сыграл большую роль в истории и теории мирового театра.

В XVII-XVIII веках широко распространилась мода на пасторальные сюжеты и постановы в театрах, которые были интересны в придворно-аристократических кругах. Большое количество пасторальных сюжетов стало основой для старинных опер.

Пасторальные темы были поводом к созданию программной инструментальной музыке у многих композиторов. Серию пасторальных картин представляет программа цикла из четырёх оркестровых концертов «Времена года» А. Вивальди.

Л. Бетховен назвал свою 6-ю симфонию «пасторальной». Каждая часть симфонии имеет своё собственное название: «Пробуждение радостных чувств при прибытии в деревню», «Сцена у ручья»,- «Веселое сборище крестьян», «Гроза. Буря», «Пение пастухов. Радостные, благодарные чувства после грозы».

В начале ХХ века М. Равель с помощью сюжета пасторального романа Лонга создал балет «Дафнис и Хлоя», сюиты из которого звучат в симфонических концертах.

Живопись эпохи рококо и неоклассицизма

Одним из ярких представителей пасторального жанра был французский живописец Франсуа Буше . Творчество его многократно, он писал картины не только в пасторальном, но и в мифологическом, аллегорическом, библейском сюжетах, изображал парижскую жизнь и деревенские ярмарки, портреты создавал декорации для парижских театров и спектаклей, которые так любила устраивать маркиза Жанна Антуанетта де Помпадур - фаворитка французского короля Людовика XV.

ПАСТОРАЛЬ - термин, используемый применительно к разножанровым произведениям литературы, музыки, изобразительного искусства XIV-XVIII веков, связанным с пастушеской тематикой.

В ли-те-ра-ту-ре пас-то-раль-ная то-пи-ка (смотреть То-пос) вос-хо-дит к ан-тич-ной бу-ко-ли-ке; не-по-средственная пред-ше-ст-вен-ни-ца Пастораль - пас-ту-рель XII-XIII веков. Из-на-чаль-но за-ло-жен-ная в бу-ко-ли-ке воз-мож-ность вы-ра-же-ния смыс-ла, пре-вы-шаю-ще-го её не-по-сред-ст-вен-ное те-ма-тич. со-дер-жа-ние (уже для Фео-кри-та зна-чи-мо про-ти-во-пос-тав-ле-ние при-ро-ды и куль-ту-ры; ещё оче-вид-нее тен-ден-ция к ино-ска-за-тель-но-сти у Вер-ги-лия, эк-ло-ги ко-то-ро-го ока-за-ли ре-шаю-щее воз-дей-ст-вие на фор-ми-ро-ва-ние пас-то-раль-но-го ка-но-на), ста-но-вит-ся од-ной из наи-бо-лее ха-рак-тер-ных при-мет пасторали. Ис-пол-не-на на-мё-ков и ал-ле-го-рий пастораль эпо-хи Воз-ро-ж-де-ния: «Этот род со-чи-не-ния, - пи-сал Ф. Пет-рар-ка, объ-яс-няя пер-вую эк-ло-гу сво-их "Бу-ко-ли-че-ских пе-сен", - не-воз-мож-но по-нять без разъ-яс-не-ний са-мо-го со-чи-ни-те-ля» (Пет-рар-ка Ф. Эс-те-ти-че-ские фраг-мен-ты. М., 1982 год. С. 109). Ус-лов-ность пас-то-раль-но-го то-по-са до-сти-га-ет сво-ей куль-ми-на-ции в литературе XVII века с её под-чёрк-ну-то про-ти-во-стоя-щи-ми «гру-бой» ре-аль-но-сти ари-сто-кра-ти-че-ски-утон-чён-ны-ми пас-ту-ха-ми в кам-зо-лах и пас-туш-ка-ми в кру-же-вах. Сви-де-тель-ст-во кри-зи-са пасторали - по-ле-ми-ка о пер-спек-ти-вах раз-ви-тия жан-ра, раз-вер-нув-шая-ся во 2-й половине XVII - 1-й половине XVIII веков (сре-ди уча-ст-ни-ков - Р. Ра-пен, Б. Фон-те-нель, И. К. Гот-шед). Про-бле-му ре-шил С. Гес-нер : даль-ней-шей судь-бой литературы, свя-зан-ной с пас-то-раль-ной то-пи-кой, и её бо-лее рас-про-стра-нён-ным обо-зна-че-ни-ем ста-но-вит-ся идил-лия.

Основные жан-ро-вые фор-мы пасторали - эк-ло-га, дра-ма, ро-ман, а так-же эле-гия и по-эма. Од-ним из пер-вых к на-сле-дию ан-тич-ной бу-ко-ли-ки об-ра-тил-ся Дан-те, за-тем - Ф. Пет-рар-ка и Дж. Бок-кач-чо, сле-до-вав-шие в сво-их латинских эк-ло-гах Вер-ги-лию, но зна-чи-тель-но уг-лу-бив-шие ино-ска-за-тель-ность жан-ра. В Ис-па-нии к пас-то-раль-ной эк-ло-ге об-ра-ща-лись Х. дель Эн-си-на и Г. де ла Ве-га, в Пор-ту-га-лии - Л. ди Ка-мо-энс, во Фран-ции - К. Ма-ро, П. де Рон-сар и Р. Бел-ло. Англ. пас-то-раль-ная эк-ло-га пред-став-ле-на «Пас-ту-ше-ским ка-лен-да-рём» Э. Спен-се-ра (1579), «Пас-то-ра-ля-ми» А. Фи-лип-са (1706), А. По-упа (1709) и другие.

Осо-бое ме-сто в ис-то-рии пас-то-раль-ной эк-ло-ги за-ни-ма-ет её хри-сти-ан-ская раз-новид-ность, имею-щая свои ис-то-ки как в 4-й эк-ло-ге Вер-ги-лия, где, во-пре-ки пас-то-раль-ной тра-ди-ции, зо-ло-той век по-ме-щён не в про-шлое, а в бу-ду-щее и свя-зан с ро-ж-де-ни-ем див-но-го ре-бён-ка, так и в пас-то-раль-ных мо-ти-вах еван-гель-ских по-ве-ст-во-ва-ний о ро-ж-де-нии Хри-ста и прит-че о доб-ром пас-ты-ре. Пас-то-раль-но-эмб-ле-ма-ти-чен и жерт-вен-ный об-раз Агн-ца Бо-жия, кро-вью сво-ей ис-ку-паю-ще-го гре-хи че-ло-ве-че-ст-ва. Са-мой рас-про-стра-нён-ной фор-мой хри-сти-ан-ской пасторали ста-но-вит-ся ро-ж-де-ст-вен-ская эк-ло-га. На-мёк на пас-то-раль-ную ин-тер-пре-та-цию Ро-ж-де-ст-ва со-дер-жит-ся в на-пи-сан-ной на латинском язы-ке 11-й эк-ло-ге Бок-кач-чо, од-на-ко пер-вой пол-но-цен-ной раз-ра-бот-кой те-мы и об-раз-цом для под-ра-жа-ний яви-лась латинская эк-ло-га «Ро-ж-де-ние Хри-ста» Ф. Пат-ри-ци (1460). Ав-тор 114 латинских эк-лог на сю-же-ты Вет-хо-го и Но-во-го За-ве-та - ни-дерландский по-эт Р. Об-ри-зи-ус (около 1540 - около 1584/1594 годов). В Анг-лии к хри-сти-ан-ской эк-ло-ге об-ра-щал-ся Дж. Миль-тон; в Гер-мании - Ф. Шпее (1591-1635), ав-тор «Эк-ло-ги, в ко-то-рой пас-ту-хи ра-но ут-ром сла-вят Гос-по-да», «Пас-ту-ше-ской пес-ни о Хри-сте и вос-кре-се-нии Хри-ста»; во Фран-ции «Свя-щен-ные эк-ло-ги» соз-дал Р. Ра-пен (1659).

Тра-ди-ция пас-то-раль-ной эле-гии-пла-ча об умер-шем вос-хо-дит к 1-й идил-лии Фео-кри-та, с её пес-ней о смер-ти ми-фич. пас-ту-ше-ско-го бо-же-ст-ва Даф-ни-са, а так-же к «Пла-чу об Адо-ни-се» Био-на (II век до нашей эры), ано-ним-но-му «Пла-чу о Био-не» и 5-й эк-ло-ге Вер-ги-лия. Дань жан-ру в Ита-лии от-дал Б. Кас-тиль-о-не, во Фран-ции - К. Ма-ро, в Анг-лии - Э. Спен-сер, Дж. Миль-тон, Дж. Гей, П. Б. Шел-ли.

Пас-то-раль-ная дра-ма за-ро-ди-лась в Ита-лии: «Ска-за-ние об Ор-фее» А. По-ли-циа-но (1480), «Эг-ле» Дж. Чин-тио (1545), «Жерт-во-при-но-ше-ние» А. де Бе-ка-ри (1554), «Амин-та» Т. Тас-со (1573), «Вер-ный пас-тух» Дж. Б. Гва-ри-ни (1580-1583). Во Фран-ции к пас-то-раль-ной дра-ме об-ра-ща-лись О. де Ра-кан («Пас-ту-ше-ские сце-ны», 1625 год); в Анг-лии - Дж. Ли-ли («Га-ла-тея», 1584 год), Дж. Флет-чер («Вер-ная пас-туш-ка», 1606 год). Зна-чительное ме-сто пас-то-раль-ные мо-ти-вы за-ни-ма-ют в англ. при-двор-ной пье-се (мас-ке), а так-же в дра-ма-тур-гии У. Шек-спи-ра («Два ве-рон-ца», «Бес-плод-ные уси-лия люб-ви», обе 1594 год; «Как вам это по-нра-вит-ся», 1599-1600 годы).

Пас-то-раль-ный ро-ман, вос-хо-дя-щий к ро-ма-ну Лон-га «Даф-нис и Хлоя» II-III веков) и пред-вос-хи-щён-ный про-зи-мет-ри-че-ской (со-че-таю-щей сти-хи и про-зу) пасторали «Аме-то» (создана в 1341-1342 годы) Бок-кач-чо (ав-то-ра так-же пас-то-раль-ной по-эмы «Фье-зо-лан-ские ним-фы», 1344-1346 годы), рас-цве-та-ет в твор-че-ст-ве Я. Сан-над-за-ро («Ар-ка-дия», 1504 год). В Ис-па-нии пас-то-раль-ный ро-ман соз-да-ют Х. де Мон-те-май-ор («Диа-на», 1558-1559 годы), М. де Сер-ван-тес («Га-ла-тея», 1585 год) и Ло-пе Ф. де Ве-га Кар-пьо («Ар-ка-дия», 1598 год); во Фран-ции - О.д’Юрфе («Ас-т-рея», 1607-1618 годы); па-ро-дию на пас-то-раль-ный ро-ман пи-шет Ш. Со-рель («Су-ма-сброд-ный пас-тух», 1627-1628 годы). Са-мый зна-чи-тель-ный англ. пас-то-раль-ный ро-ман - «Ар-ка-дия» («Ста-рая Ар-ка-дия», около 1580 года; «Но-вая Ар-ка-дия», 1590) Ф. Си-д-ни. Немецкий пас-то-раль-ный ро-ман пред-став-лен ано-ним-ны-ми «Аме-ной и Аман-дом» (1632) и «Ле-о-ри-ан-дром и Пе-ре-ли-ной» (1642), а так-же «Ад-риа-ти-че-ской Ро-зе-мун-дой» Ф. фон Це-зе-на (1645).

В Рос-сии пастораль раз-ви-ва-лась в фор-ме эк-ло-ги и пред-став-ле-на в твор-че-ст-ве А. П. Су-ма-ро-ко-ва (сборник «Ек-ло-ги», 1774 год), а так-же М.М. Хе-ра-ско-ва, А.А. Ржев-ско-го, И.Ф. Бо-гда-но-ви-ча, В.В. Кап-ни-ста.

В му-зы-ке пас-то-раль-ная те-ма-ти-ка куль-ти-ви-ро-ва-лась в итальянской и английской мад-ри-га-ле XVI века, в ран-ней опе-ре (с са-мых пер-вых об-раз-цов). Из-люб-лен-ные сю-же-ты пас-то-раль-ных опер - ми-фы о Даф-не (итальянские ком-по-зи-то-ры Я. Пе-ри, М. да Галь-я-но и другие), об Ор-фее и Эв-ри-ди-ке (Пе-ри, Дж. Кач-чи-ни, К. Мон-те-вер-ди, К. В. Глюк). Во французском музыкальном те-ат-ре в конце XVII века сфор-ми-ро-вал-ся жанр ге-ро-ической пасторали, близ-кий му-зы-каль-ной тра-ге-дии, но мень-ших мас-шта-бов, в 3 ак-тах (вме-сто обыч-ных 5) с про-ло-гом («Му-ки и ра-до-сти люб-ви» Р. Кам-бе-ра, «Ацис и Га-ла-тея» Ж. Б. Люл-ли и другие). Оп-ре-де-ле-ние «ге-рои-че-ский» в названии жан-ра ука-зы-ва-ет не на ге-рои-ку как тип об-раз-но-сти, а на дра-ма-тическую дей-ст-вен-ность пасторали и на ми-фо-ло-гических ге-ро-ев в ка-че-ст-ве главных пер-сона-жей. Об-раз-цы французской пасторали в XVIII веке: «Улов-ки Аму-ра» А. К. Де-ту-ша (1726), «Диа-на и Эн-ди-ми-он» Ф. Ко-ле-на де Бла-мо-на (1731), «За-ис» (1748) и «На-ис» (1749) Ж.Ф. Ра-мо, «Ти-фон и Ав-ро-ра» Ж. Ж. де Мон-дон-ви-ля (1753). Опе-ры-пас-то-ра-ли пи-са-ли так-же Г.Ф. Ген-дель («Ацис и Га-ла-тея», 1732 год), В.А. Мо-царт («Царь-пас-тух», 1775 год) и другие. Сти-ли-за-ция пасторали в XIX веке - ин-тер-ме-дия «Ис-крен-ность пас-туш-ки» (эк-ло-га П.М. Ка-ра-ба-но-ва, пер-во-на-чаль-ное название «Серд-ца при-об-ре-та-ют-ся ис-крен-но-стью», 1786 год) в опе-ре «Пи-ко-вая да-ма» П.И. Чай-ков-ско-го. Пас-то-раль-ные мо-ти-вы воз-ро-ди-лись в музыкальном искусстве XX века (опе-ра «Даф-на» Р. Штрау-са, ба-лет «Даф-нис и Хлоя» М. Ра-ве-ля, и другие).

В ин-ст-ру-мен-таль-ной му-зы-ке пас-то-раль-ность про-яви-лась в цик-ле кон-цер-тов «Вре-ме-на го-да» А. Ви-валь-ди, и другие. Пье-сы с названием «Пастораль» для кла-ве-си-на, ор-га-на, скрип-ки соз-да-ва-ли Д. Скар-лат-ти, Ф. Ку-пе-рен, Дж. Фре-ско-баль-ди, И.С. Бах. Основные чер-ты ин-ст-ру-мен-таль-ной пасторали: плав-ное дви-же-ние ме-ло-дии, за-час-тую па-рал-лель-ны-ми тер-ция-ми, ритм си-ци-лиа-ны, бур-дон в со-про-во-ж-де-нии. В сим-фо-нической му-зы-ке пасторали встре-ча-ет-ся как отдельная часть цик-лических про-из-ве-де-ния (например, «Сце-на в по-лях» из «Фан-та-сти-че-ской сим-фо-нии» Г. Бер-лио-за), а так-же как це-лый сим-фо-нический цикл (6-я («Пас-то-раль-ная») сим-фо-ния Л. ван Бет-хо-ве-на).

В изо-бра-зи-тель-ном ис-кус-ст-ве пастораль - раз-но-вид-ность жан-ро-вой сце-ны, изо-бра-же-ние мир-ной сель-ской жиз-ни на фо-не иде-аль-но-го ланд-шаф-та. Бу-ко-лические мо-ти-вы при-сут-ст-ву-ют в эл-ли-ни-сти-че-ско-римском искусстве: Вит-ру-вий ука-зы-вал на ус-то-яв-ший-ся обы-чай в оп-ре-де-лён-ном мес-те жи-ли-ща изо-бра-жать «ро-щи, cтада и пас-ту-хов». Встре-ча-ют-ся они так-же в эл-ли-ни-стических рель-е-фах и на-стен-ной жи-во-пи-си Древ-не-го Ри-ма . В 1-й тре-ти XVI века под влия-ни-ем литературы в ве-не-ци-ан-ском искусстве воз-ро-ж-да-ет-ся ин-те-рес к пас-то-раль-ной те-ма-ти-ке. Про-ис-хо-дит рас-ши-ре-ние те-ма-тического ре-пер-туа-ра пасторали: на-ря-ду с тра-диционными об-раз-ами пас-ту-хов (кар-ти-ны Я. Паль-мы Стар-ше-го, Дж. Са-воль-до и других), пас-то-раль-ный ха-рак-тер при-об-ре-та-ют сце-ны с ним-фа-ми, фав-на-ми и са-ти-ра-ми, ми-фо-ло-гические и литературные сю-же-ты (ано-ним-ные гра-вю-ры к «Гип-не-ро-то-ма-хии По-ли-фи-ла», 1499 год), жан-ро-вые сце-ны («Гро-за» Джорд-жо-не, около 1506-1507 годов, Га-ле-рея Ака-де-мии, Ве-не-ция; «Ас-т-ро-лог» итал. гра-вё-ра Дж. Кам-пань-о-лы, 1509 год; «Сель-ский кон-церт» Джорд-жо-не или Ти-циа-на, Лувр, Па-риж) и ал-ле-го-рии. Всех их объ-е-ди-ня-ет мо-тив слия-ния че-ло-ве-ка с при-ро-дой и идеа-ли-зи-рованный об-раз этой мир-ной, при-ят-ной при-ро-ды. Пас-то-раль-ным ду-хом про-ник-ну-ты и ре-лигиозные сце-ны ве-не-ци-ан-ских ху-дож-ни-ков это-го вре-ме-ни (Я. Бас-са-но и Ф. Бас-са-но Млад-ший и другие).

В даль-ней-шем пас-то-раль-ные мо-ти-вы объ-е-ди-ня-ют-ся с те-мой зо-ло-то-го ве-ка, эле-гическими мо-ти-ва-ми ут-ра-чен-но-го рая, мо-ло-до-сти, люб-ви, жиз-ни, сбли-жаю-щи-ми пастораль с ва-ни-тас (кар-ти-ны «Et in Arcadia ego» Гвер-чи-но (1622 год, Национальная га-ле-рея ста-ро-го искусства, Рим) и Н. Пус-се-на (1637-1638, Лувр)). Влия-ние пас-то-раль-но-го пей-за-жа чув-ст-ву-ет-ся в ви-дах Кам-па-нии К. Лор-ре-на, сце-нах народных празд-неств у фламанских ху-дож-ни-ков (Д. Те-нир-са Млад-ше-го и П.П. Ру-бен-са). В голландской жи-во-пи-си оно ощу-ти-мо в итальянских пей-за-жах Н. Бер-хе-ма, в кар-ти-нах Я.А. Бак-ке-ра и К. Кас-те-лейн-са.

В жи-во-пи-си французского ро-ко-ко пастораль транс-фор-ми-ро-ва-лась в жанр «га-лант-ных празд-неств» («f ̂etes galantes»), пред-став-ляю-щий изы-скан-ное об-ще-ст-во на при-ро-де: кар-ти-ны А. Ват-то, Ж.Б. Па-те-ра, Н. Лан-кре, Ф. Бу-ше, Ж.О. Фра-го-на-ра и другие; ил-лю-ст-ра-ции к пас-то-раль-ной литературе А. и Ш. А. Куа-пе-лей; так-же фар-фо-ро-вые ста-ту-эт-ки пас-туш-ков Май-сен-ской (И.И. Кенд-лер) и Севр-ской (Э. М. Фаль-ко-не) ма-ну-фак-тур . Пас-то-раль-ные мо-ти-вы в той или иной фор-ме (ино-гда в иро-ническом пе-ре-ос-мыс-ле-нии) при-сут-ст-ву-ют во мно-гих сти-лях и на-прав-ле-ни-ях искусства XIX-XX веков, от сен-ти-мен-та-лиз-ма и ро-ман-тиз-ма до на-ших дней.

Пас-то-раль-ная (бу-ко-ли-че-ская) те-ма рас-кры-ва-ет-ся и в са-до-во-пар-ко-вой ар-хи-тек-ту-ре конца XVIII века («Де-рев-ня» Ма-рии-Ан-туа-нет-ты в Вер-саль-ском пар-ке (1783-1786 годы, архитектор Р. Мик, художник Ю. Ро-бер), Берё-зо-вый до-мик в Гат-чи-не (1780-е годы), «Мо-лоч-ня» императрицы Ма-рии Фё-до-ров-ны в Пав-лов-ском пар-ке (1782 год, по про-ек-ту Ч. Ка-ме-ро-на)).