Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Ад данте художник. «Ад» Боттичелли – картина-иллюстрация к «Божественной Комедии

Ад данте художник. «Ад» Боттичелли – картина-иллюстрация к «Божественной Комедии

СИЛА ДУХА -
ИННОКЕНТИЙ МИХАЙЛОВИЧ СМОКТУНОВСКИЙ (1925-1994)
Ко мне в храм пришла одна женщина, которая стала свидетелем необычного эпизода из жизни И.М. Смоктуновского в мае 1994 года, за три месяца до его кончины.
В то время, когда она была по делам редакции в квартире актера, к нему пришла делегация с просьбой подписать петицию театральных деятелей Президенту РФ в защиту Студенческого театра и против открытия храма.
К этому времени письмо уже было подписано Галиной Волчек, Кириллом Лавровым, Юрием Никулиным, Валентином Гафтом, Марком Захаровым, Михаилом Ульяновым, Леонидом Хейфецем и другими актерами.
В скобках заметим, что было и другое письмо – в защиту храма, подписанное Никитой Михалковым, Ириной Архиповой, Марленом Хуциевым, Георгием Свиридовым, Александром Михайловым, Светланой Дружининой, Сергеем Соловьевым, Вадимом Абдрашитовым.
Но Смоктуновского ознакомили только с первым письмом, в котором утверждалось, что «восстановление церкви именно в этом здании не обусловлено исторической необходимостью», так как это уже третье местоположение Татьянинского храма.

Между тем «исторический дом» на ул. Герцена – «святыня театрального искусства нашей страны», а Студенческий театр МГУ – «трибуна, с которой студенты Университета выступали в защиту демократии и прогресса».
Известный актер повел себя в высшей степени странно:
– Скажите, – спросил он непрошенных гостей, – какую я сделал в своей жизни подлость и чем дал вам повод подумать, что я подпишу письмо против Церкви?
«До войны я жил у тетки, мне было шесть лет, в какой-то праздник она дала мне тридцать рублей: “Пойди в церковь, отдай на храм”. Тридцать рублей! Я помню, они были такие длинные, красненькие.
Из интервью И.М. Смоктуновского:
Я не знал тогда, что существовали тридцать сребреников, и тетка, хотя и верующая, этого не знала. Библию тогда нельзя было держать, за это карали. А мороженое, которое я так любил, стоило 20 копеек. На эти деньги года полтора можно жрать мороженое! Нет, не отдам я тридцать рублей каким-то тетям и дядям в храме. И с зажатым кулаком я оказался около церкви. Зашел внутрь, там было так красиво, я стоял весь разомлевший, а потом легко подошел к служителю и сказал: “Возьмите на храм, возьмите, пожалуйста”.
Без веры человек не вышел бы из лесу, хрюкал бы, выл… Свинья – это хорошо, это замечательно, но все-таки разума у нее нет, а у нас, помимо разума, есть и душа».
«Я чувствовал, что меня вела на фронте какая-то сила, я думал, что меня ни одна пуля, ни шальная, ни какая другая, ни какой осколок не могут свалить. Словно я был кем-то охраняем. Не исключено, что я был охраняем Господом Богом. Потому что даже тогда, совершенно не зная Библии, не зная Нового завета, я знал, что есть Бог»
На фото: Кеша Смоктунович (слева) с братом Володей и тётей Надеждой Петровной Чернышенко

Владимир (Протоиерей Владимир) Вигилянский


Боттичелли Карта Ада

Круги Ада, описанные флорентийским визионером, сужаются. Поэтому преисподняя его представляет собой своеобразную воронку, поставленную на кончик. Он упирается в центр земли, где заточен Люцифер. Как говорится у автора, чем глубже ад, тем уже круг, тем страшней сотворенный грех.

9 кругов ада в «Божественной комедии»

По мнению Данте Алигьери, перед самым входом в ад можно встретить людей, которые провели скучную жизнь - не делали они ни зла, ни добра.



Данте изображён держащим копию «Божественной комедии» рядом со входом в Ад, семью террасами Горы Чистилища, городом Флоренция и сферами Неба вверху на фреске Доменико ди Микелино.

1 круг

Первый круг ада называется Лимб. Стражем его является Харон, который перевозит души усопших через реку Стикс. В первом круге ада мучения испытывают младенцы, которых не крестили, и добродетельные нехристиане. Они обречены на вечное страдание безмолвной скорбью.



Александр Литовченко. Харон перевозит души через реку Стикс

2 круг

Второй круг ада охраняет Минос - несговорчивый судья проклятых. Страстных любовников и прелюбодеев в этом круге ада наказывают кручением и истязанием бурей.




llustrations to Dante"s Divine Comedy - Minos by William Blake.

3 круг

Цербер - страж третьего круга, в котором обитают чревоугодники, обжоры и гурманы. Все они наказаны гниением и разложением под палящим солнцем и проливным дождём.




William Blake (1757 – 1827) Cerberus

4 круг

Плутос властвует в четвёртом круге, куда попадают скупцы, жадины и расточительные личности, неспособные совершать разумные траты. Наказание им - вечный спор при столкновении друг с другом.




Avaricious and Prodigal, Gustave Dore, 1890

5 круг

Пятый круг представляет мрачное и угрюмое место, охраняемое сыном бога войны Ареса - Флегием. Чтобы попасть на пятый круг ада, нужно быть очень гневным, ленивым или унылым. Тогда наказанием будет вечная драка на болоте Стикс.



Gustave Dore’s illustration of Dante’s Inferno in which the narrator is crossing the River Styx in hell

6 круг

Шестой круг - это Стены города Дита, охраняемого фуриями - сварливыми, жестокими и очень злыми женщинами. Глумятся они над еретиками и лжеучителями, наказание которым - вечное существование в виде призраков в раскалённых могилах.




Singer Sargent, John - Orestes Pursued by the Furies 1921

7 круг

Седьмой круг ада, охраняемый Минотавром, - для тех, кто совершил насилие.

Круг разделён на три пояса:

- Первый пояс носит название Флагетон. В него попадают совершившие насилие над своим ближним, над его материальными ценностями и достоянием. Это тираны, разбойники и грабители. Все они кипят во рву из раскалённой крови, а в тех, кто выныривает, стреляют кентавры.

- Второй пояс - Лес самоубийц. В нём находятся самоубийцы, а также те, кто бессмысленно растрачивал своё состояние, - азартные игроки и моты. Транжир истязают гончие псы, а несчастных самоубийц рвут на клочки Гарпии.

- Третий пояс - Горючие пески. Здесь пребывают богохульники, совершившие насилие над божествами, и содомиты. Наказанием служит пребывание в абсолютно бесплодной пустыне, небо которой капает на головы несчастных огненным дождём.



Lucifer, King of Hell; Canto XXXIV of The Inferno, by Dante Alighieri; Illustration by Gustave Dore

8 круг

Восьмой круг ада состоит из десяти рвов. Сам круг носит название Злые щели, или Злопазухи.

Стражем является Герион - великан с шестью руками, шестью ногами и крыльями. В Злых щелях несут свою нелёгкую судьбу обманщики.

Inferno, Canto XVIII 1480s - Sandro Botticelli

Первый ров наполнен обольстителями и сводниками. Все они идут двумя колоннами навстречу друг другу, при этом их постоянно истязают бесы-погонщики.

Во втором томятся льстецы. Их наказанием являются зловонные испражнения, в которых любители лести погрязли навеки.

Третий ров занят высокопоставленными духовными лицами, которые торговали должностями церкви. Наказанием для них служит заточение туловища в скалу, головою вниз, по ступням струится раскалённая лава.

Четвёртый ров до краёв заполнен звездочётами, колдуньями, гадателями и прорицателями. Их головы вывернуты на пол-оборота (в сторону спины).

В пятом находятся взяточники, которых бесы варят в смоле, а тех, кто высунется, - протыкают баграми.

Шестой ров заполнен закованными в свинцовые мантии лицемерами.

В седьмом находятся воры, с которыми совокупляются земные гады: пауки, змеи, лягушки и так далее.

В восьмой ров попадают лукавые советчики, души которых горят в адском огне.

Девятый ров служит пристанищем для зачинщиков раздора. Они подвергаются вечным пыткам - потрошениям.

В десятый ров попадают лжесвидетели и фальшивомонетчики. Лжесвидетели бегают, обуреваемые яростью, и кусают всех, кого встретят. Фальшивомонетчики изуродованы водянкой и умирают от постоянной жажды.


9 круг

Девятый круг ада - это Ледяное озеро Коцит. Этот круг охраняют суровые стражи-гиганты по имени Эфиальт, сын Геи и Посейдона - Антей, полубык, полузмея - Бриарей и Люцифер - стражник дороги к чистилищу. Этот круг имеет четыре пояса - Пояс Каина, Пояс Антенора, Пояс Толомея, Пояс Джудекка.

В этом круге томятся Иуда, Брут и Кассий. Кроме них, также попасть в этот круг обречены предатели - родины, родных людей, близких, друзей. Все они вмёрзли в лёд по шею и испытывают вечные муки холодом.



Gustave Doré"s illustration of the Divine Comedy, Inferno, Canto 34. The hideous Dis, or Lucifer, once God"s most beautiful angel, frozen in the lake at the pit of Hell.


Харон
- в греческой мифологии перевозчик душ умерших через реку Стикс (Ахерон). Сын Эреба и Нюкты.

Минос
- у Данте демон со змеиным хвостом, обвивающим новоприбывшую душу и указывающим круг ада, в который предстоит душе спуститься.

Цербер
- в греческой мифологии порождение Тифона и Ехидны, трёхголовый пёс, у которого из пастей течёт ядовитая смесь. Охраняет выход из царства мёртвых Аида, не позволяя умершим возвращаться в мир живых. Существо было побеждено Гераклом в одном из его подвигов.

Плутос
- звероподобный демон, охраняющий доступ в четвёртый круг Ада, где казнятся скупцы и расточители.

Флегий
- в древнегреческой мифологии сын Ареса - бога войны - и Хрисы. Флегий сжёг храм бога Аполлона и в наказание за это был умерщвлён его стрелами. В подземном царстве был осуждён на вечную казнь - сидеть под скалой, готовой каждую минуту обрушиться.

Дит
- город Аида, бога подземного царства.

Минотавр
- чудовище с телом человека и головой быка, происшедшее от неестественной любви Пасифаи, жены царя Миноса, к посланному Посейдоном.

Герион
- в древнегреческой мифологии великан с острова Эрифия, у которого было шесть рук, шесть ног и крылья, а тело состояло из трёх человеческих тел. Держал три копья в трёх правых руках и три щита в трёх левых, на головах три шлема.

Эфиальт
- сын Посейдона и Ифимедеи, имел нечеловеческую силу и буйный нрав.

Гея
- древнегреческая богиня земли, мать всего, что живёт и растёт на ней, а также мать Неба, Моря, титанов и гигантов.

Посейдон
- в древнегреческой мифологии бог морей, один из трёх главных богов-олимпийцев вместе с Зевсом и Аидом.

Бриарей
- в греческой мифологии сын бога неба Урана и богини земли Геи. Чудовищное существо с 50 головами и сотней рук.

Люцифер
- падший ангел, отождествляемый с Дьяволом.

Брут Марк Юний
- в Древнем Риме возглавил (вместе с Кассием) заговор в 44 г. до н. э. против Юлия Цезаря. По преданию, одним из первых нанёс ему удар кинжалом.

Кассий Гай Лонгин
- убийца Юлия Цезаря, организовал покушение на его жизнь.

Точная дата рождения Данте Алигьери неизвестна. Впрочем, есть сведения, что 26 мая 1265 года он был крещён во Флоренции под именем Дуранте.

Данте — итальянский поэт, один из основоположников литературного итальянского языка. В своём творчестве поэт неоднократно затрагивал вопросы морали и веры в Бога.

АиФ.ru вспоминает одно из известнейших произведений Данте Алигьери — «Божественную комедию», в которой речь идёт о бренной сущности человека, а также о загробном мире. Данте тонко и искусно описывает ад, куда попадают навеки осуждённые грешники, чистилище, где искупают свои грехи, и рай — обитель блаженных.

9 кругов ада в «Божественной комедии»

По мнению Данте Алигьери, перед самым входом в ад можно встретить людей, которые провели скучную жизнь — не делали они ни зла, ни добра.

1 круг

Первый круг ада называется Лимб. Стражем его является , который перевозит души усопших через реку Стикс. В первом круге ада мучения испытывают младенцы, которых не крестили, и добродетельные нехристиане. Они обречены на вечное страдание безмолвной скорбью.

2 круг

Второй круг ада охраняет — несговорчивый судья проклятых. Страстных любовников и прелюбодеев в этом круге ада наказывают кручением и истязанием бурей.

3 круг

— страж третьего круга, в котором обитают чревоугодники, обжоры и гурманы. Все они наказаны гниением и разложением под палящим солнцем и проливным дождём.

4 круг

Властвует в четвёртом круге, куда попадают скупцы, жадины и расточительные личности, неспособные совершать разумные траты. Наказание им — вечный спор при столкновении друг с другом.

5 круг

Пятый круг представляет мрачное и угрюмое место, охраняемое сыном бога войны Ареса — . Чтобы попасть на пятый круг ада, нужно быть очень гневным, ленивым или унылым. Тогда наказанием будет вечная драка на болоте Стикс.

6 круг

Шестой круг — это Стены города , охраняемого фуриями — сварливыми, жестокими и очень злыми женщинами. Глумятся они над еретиками и лжеучителями, наказание которым — вечное существование в виде призраков в раскалённых могилах.

7 круг

Седьмой круг ада, охраняемый , — для тех, кто совершил насилие.

Круг разделён на три пояса:

  • Первый пояс носит название Флагетон. В него попадают совершившие насилие над своим ближним, над его материальными ценностями и достоянием. Это тираны, разбойники и грабители. Все они кипят во рву из раскалённой крови, а в тех, кто выныривает, стреляют кентавры.
  • Второй пояс — Лес самоубийц. В нём находятся самоубийцы, а также те, кто бессмысленно растрачивал своё состояние, — азартные игроки и моты. Транжир истязают гончие псы, а несчастных самоубийц рвут на клочки Гарпии.
  • Третий пояс — Горючие пески. Здесь пребывают богохульники, совершившие насилие над божествами, и содомиты. Наказанием служит пребывание в абсолютно бесплодной пустыне, небо которой капает на головы несчастных огненным дождём.

8 круг

Восьмой круг ада состоит из десяти рвов. Сам круг носит название Злые щели, или Злопазухи.

Стражем является — великан с шестью руками, шестью ногами и крыльями. В Злых щелях несут свою нелёгкую судьбу обманщики.

9 круг

Девятый круг ада — это Ледяное озеро Коцит. Этот круг охраняют суровые стражи-гиганты по имени , сын и — Антей, полубык, полузмея — и — стражник дороги к чистилищу. Этот круг имеет четыре пояса — Пояс Каина, Пояс Антенора, Пояс Толомея, Пояс Джудекка.

В этом круге томятся Иуда, и . Кроме них, также попасть в этот круг обречены предатели — родины, родных людей, близких, друзей. Все они вмёрзли в лёд по шею и испытывают вечные муки холодом.

Данте изображён держащим копию «Божественной комедии» рядом со входом в Ад, семью террасами Горы Чистилища, городом Флоренция и сферами Неба вверху на фреске Доменико ди Микелино. Фото: Commons.wikimedia.org

Харон — в греческой мифологии перевозчик душ умерших через реку Стикс (Ахерон). Сын Эреба и Нюкты.

Минос — у Данте демон со змеиным хвостом, обвивающим новоприбывшую душу и указывающим круг ада, в который предстоит душе спуститься.

Цербер — в греческой мифологии порождение Тифона и Ехидны, трёхголовый пёс, у которого из пастей течёт ядовитая смесь. Охраняет выход из царства мёртвых Аида, не позволяя умершим возвращаться в мир живых. Существо было побеждено Гераклом в одном из его подвигов.

Плутос — звероподобный демон, охраняющий доступ в четвёртый круг Ада, где казнятся скупцы и расточители.

Флегий — в древнегреческой мифологии сын Ареса — бога войны — и Хрисы. Флегий сжёг храм бога Аполлона и в наказание за это был умерщвлён его стрелами. В подземном царстве был осуждён на вечную казнь — сидеть под скалой, готовой каждую минуту обрушиться.

«Харон перевозит души через реку Стикс» (Литовченко А. Д., 1861). Фото:

Бриарей — в греческой мифологии сын бога неба Урана и богини земли Геи. Чудовищное существо с 50 головами и сотней рук.

Люцифер — падший ангел, отождествляемый с Дьяволом.

Брут Марк Юний — в Древнем Риме возглавил (вместе с Кассием) заговор в 44 г. до н. э. против Юлия Цезаря. По преданию, одним из первых нанёс ему удар кинжалом.

Кассий Гай Лонгин — убийца Юлия Цезаря, организовал покушение на его жизнь.

Великому флорентийцу Данте от великого флорентийца Боттичелли по заказу богатого флорентийца Лоренцо Медичи. «Божественная комедия» первого вдохновила второго на деньги третьего создать десятки манускриптов, подробнейшим образом иллюстрирующих литературный...

Великому флорентийцу Данте от великого флорентийца Боттичелли по заказу богатого флорентийца Лоренцо Медичи. «Божественная комедия» первого вдохновила второго на деньги третьего создать десятки манускриптов, подробнейшим образом иллюстрирующих литературный шедевр XIV века. Наибольший интерес вызывает своего рода инфографика Ада — карта, следуя по которой за героями «Божественной комедии» можно в деталях рассмотреть мучения, которым подвергаются грешники. Зрелище не для слабонервных.

Сюжет

Боттичелли изобразил Ад в виде воронки. Некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане в лимбе преданы безболезненной скорби; сладострастники, попавшие во второй круг за похоть, терпят кручение и истязание ураганом; чревоугодники в третьем круге гниют под дождём и градом; скупцы и расточители перетаскивают тяжести с места на место в четвертом круге; гневливые и ленивые вечно дерутся в болотах пятого круга; еретики и лжепророки лежат в раскалённых могилах шестого; всевозможные насильники, в зависимости от предмета надругательства, мучаются в разных поясах седьмого круга - кипят во рву из раскаленной крови, терзаемы гарпиями или изнывают в пустыне под огненным дождем; обманщики не доверившихся томятся в щелях восьмого круга: кто влип в кал зловонный, кто кипит в смоле, кто в цепи закован, кто мучим гадами, кто выпотрошен; и девятый круг уготовлен тем, кто обманул. В числе последних и вмёрзший в лед Люцифер, который терзает в трёх своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Марка Юния Брута и Кассия - предателей Иисуса и Цезаря соответственно).

Карта Ада была частью большого заказа - иллюстрирования «Божественной комедии» Данте. Неизвестны точные даты создания манускриптов. Исследователи сходятся, что Боттичелли начал работу над ними в середине 1480-х и с некоторыми перерывами был занят ими до смерти заказчика - Лоренцо Великолепного Медичи.


Сохранились не все страницы. Предположительно, их должно быть около 100, до нас дошло 92 манускрипта, из них полностью раскрашено четыре. Несколько страниц с текстом или цифрами пусты, что говорит о том, что Боттичелли не завершил работу. Большинство же - это эскизы. В то время бумага была дорогой, и художник не мог просто взять и выбросить лист с неудавшимся наброском. Поэтому Боттичелли сначала работал серебряной иглой, выдавливая рисунок. На некоторых манускриптах видно, как менялся замысел: от композиции в целом до положения отдельных фигур. Только когда художник был удовлетворен эскизом, он обводил контуры чернилами.


На оборотной стороне каждой иллюстрации Боттичелли указал текст Данте, который пояснял рисунок.

Контекст

«Божественная комедия» - это своего рода ответ Данте на события его собственной жизни. Потерпев фиаско в политической борьбе во Флоренции и будучи изгнанным из родного города, он посвятил себя просвещению и самообразованию, в том числе изучению античных авторов. Неслучайно в «Божественной комедии» проводником является Вергилий, древнеримский поэт.


Темный лес, в котором герой заблудился, - это метафора грехов и исканий поэта. Вергилий (разум) спасает героя (Данте) от страшных зверей (смертные грехи) и проводит через Ад в Чистилище, после которого на пороге рая уступает место Беатриче (божественная благодать).


Рисунки Ботичелли, иллюстрирующие Песни Ада из «Божественной комедии» Данте, заполненные маленькими, мечущимися фигурками грешников полны тревожной сумятицы линий; некоторые из них, где повторяется мотив грандиозной лестницы-свода, соединяющей круги ада, есть подлинное суровое величие.

Цветные листы к Песням десятой и восемнадцатой дает представление о том, каким замыслил Боттичелли весь цикл иллюстраций. Главные действующие лица - Данте и Вергилий - привлекают внимание яркими одеяниями на блеклом фоне.

Путешествуя по шестому кругу Ада, Данте и Вергилий попадают в город Дит. Там находятся каменные гробницы, в которых пылает огонь. Там несут наказание грешники, последователи учения Эпикура, не верящие в загробную жизнь.

Куда ни глянь – все вид гробницы старой, -
Так здесь виднелись могилы повсюдно,
Томя умерших горчайшею карой;
Упорный пламень, зажженный подспудно,
Пылал в сих ямах, раскаляя так их,
Как раскалить бы и железо трудно.
В гробах отверзтых и в раскрытых раках
Горько стенали мучимые груди
Отверженцев – знать, жалостен был зрак* их.

«Божественная комедия» Данте «Ад» Песнь IX, стихи 115-123.

Во время путешествия по восьмому кругу ада, они сталкиваются с душами грешников, мучимыми бесами за различные прегрешения. Жестокому бичеванию подвергаются, двигающиеся рядами души обманщиков, сводников и соблазнителей, души лицемеров и блудниц погружены в ров с нечистотами.

Идут рядами грешники нагие:
Одни навстречу нам спешат в тревоге,
И в ногу нам – но шире шаг – другие,
Как римляне, что численностью многи,
В год юбилейный давки избегая,
Разгородили мост на две дороги:
Одна колонна тянулась, шагая
В сторону замка, в храм Петра святого,
И ей навстречу, в гору, шла другая.
То здесь, то там во глубине суровой
Бесы с рогами зверски бичевали
Грешные спины народа нагого.

«Божественная комедия» Данте «Ад» Песнь XVIII, стихи 25-36.

На рисунке к Песни тридцать первой изображены древние гиганты, восставшие против богов. В наказание они были закованы в цепи в мрачном колодце. Гиганты символизируют грубую силу природы.

Среди них - строитель Вавилонской башни царь Немврод, трубящий в рог, подвешенный на его шее. Гигинт Эльфиат, туго обвитый пятью витками цепи, начиная от шеи так, что правая рука прижата к телу сзади, а левая - спереди. Антей, единственный свободный от цепей, переносит Данте и Вергилия в следующий, девятый круг.

Иллюстрируя тридцать четвертую, заключительную Песнь ада, Боттичелли изображает в последнем круге ада, названного Джудекка, трехголового Люцифера, с крыльями, как у летучьей мыши. В зубах трех голов князя тьмы - три величайших грешника-предателя - Брут и Кассий, убийцы Цезаря, и Иуда, предавший Иисуса Христа, Сына Божьего.

Князь тьмы, над коим весь Ад громоздится,
Наполовину грудь из льда возвысил;
И гигант, в ровню мне скорей годится,
Чем в его руке (чтоб ты исчислил,
Каков он во весь рост, и мощь виденья,
Явившегося нам, вполне осмыслил).
Древле красив, днесь само отвращенье,
Он на Творца свой поднял взор предерзкий –
Он всех пороков и зла воплощенье!
И нужно ж было вид иметь столь мерзкий –
Его главу три оснащали лика!
Первый над грудью, красный, изуверский;
И по бокам два, место же их стыка
По-над плечами; взглядом озверелым
Всяк лик окрестность оглядывал дико.
Первый, казалось, был изжелта-белым,
А левый – как у тех, что долго жили
Близ водопадов Нила, - почернелым.
Под каждым – пара широчайших крылий,
Как подобает птице столь могучей;
Не зрел ввек щеглы при таком ветриле.
Без перьев, будто у мыши летучей;
Вращал он ими, и три ветра, вея,
Летели, каждый струею тягучей;
От этих струй стыл Коцит, леденея.
Шесть глаз рыдали; три пасти сквозь губы
Слюной сочились, кровью розовея.
И тут, и здесь, и там терзали зубы
По грешнику; их, значит, всего трое,
И они муки терпят пресугубы.