Многие писатели середины XX столетия не смогли остаться в стороне от событий, происходивших тогда в стране. За время, предшествующее Октябрьской революции и последующие годы становления советской власти было убито или отправлено в ссылки много неугодных власти людей. Сломанные судьбы, осиротевшие дети, постоянные доносы – думающие люди не могли остаться равнодушны. Б. Пастернак, М. Булгаков, Е. Замятин, В. Шаламов, М. Шолохов, А. Солженицын и многие другие писали о том, что происходит и как от этого страдают простые люди.
Не боясь расправы, писатели рисовали мрачные картины тоталитарного режима, который советские власти пытались выдать за социалистический. Широко тиражируемая “власть народа” на деле являлась обезличиванием и превращением людей в общую серую массу. Каждый должен был слепо обожать вождя, но шпионить за родственниками и друзьями. Доносы стали нормой жизни, и никто не проверял их достоверность. Важно было заставить людей жить в атмосфере страха, чтоб те и не помышляли о протестах.
Если в произведениях Булгакова и Пастернака говорилась о том, как страдает
интеллигенция, то в произведениях Замятина и Солженицына тяжело приходилось жителям страны победившего социализма. Легко понять, что борцы за “красную” идеологию на что боролись, но то и напоролись.
В романе Замятина “Мы”, написанном в жанре антиутопии, жители Единого Государства – люди-роботы, представлены, как “винтики” в огромной системе. Писатель рассказывает о мире без любви и искусств, аллегорично описывая мир Советского Союза. В итоге он приходит к выводу, что совершенного мира нет и быть не может.
Запретных тем коснулся и Солженицын в произведении “Один день Ивана Денисовича”. Иван Шухов – главный герой повести – фронтовик, теперь живущий, колхозник, теперь отправлен в трудовой лагерь. Солженицын справедливо рассудил, что для правдивого описания несправедливости репрессий советского государства лучше всего показать жизнь простого человека. Всего один лагерный день – от подъема до отбоя. Шухов сочувствует всем, с кем отбывает наказание и мечтает только об одном – вернуться домой и продолжать работать. Тихие сельские заботы этот человек считает счастьем потому, что в поле он ни от кого не зависит – сам на себя работает и сам себя кормит.
Лагерь становится местом действия еще одной знаменитой книги “Архипелаг ГУЛАГ”. В двух томах автор подробно рассказывает сначала о том, как строилось государство советов – пытки, расстрелы, доносы, а затем во втором томе рассказывает о лагерной жизни и судьбах тех, что страдал и погибал в темных камерах.
Немало архивных документов исследовал Александр Солженицын, чтобы писать правду. Ему пригодились также и собственные воспоминания, ведь од больше 10 лет провел в следственных изоляторах и на лагерных нарах из-за того, что в своих письмах посмел критиковать Сталина. Все действующие герои – реальные люди. Писатель знал, что история не сохранит их имен, как и сотни других, которые навсегда пропали и похоронены были в братских могилах. Желая увековечить не только тех, с кем был знаком лично, но и всех невинных, попавших в горнило репрессий.
Что такое тоталитаризм?
Это понятие употребляется для обозначения политического режима, в котором государственная власть сосредоточивается у узкой группы лиц и, основываясь на свертывании демократии, ликвидирует конституционные гарантии прав и свобод личности, посредством насилия полицейско-приказных методов воздействия на население, духовного порабощения людей, полностью поглощает все формы и сферы самопроявления общественного человека.
Минимальный набор признаков тоталитаризма, позволяющих причислить то или иное общество к разряду тоталитарных, включает такие параметры, как: единоличная власть вождя (фараон, царь, "отец народов"...), открыто террористический политический строй, однопартийность, жесткая структурированность и одновременно консолидировавшись общества на основе массовой мифологии, внедряющей идеи чрезвычайщины и базового национального "согласия". Тоталитаризм есть там, где существует культ жесткой централизованной власти.
К началу 30-х годов Сталин перешел к чудовищным погромам инакомыслящих. Для того, чтобы приучить народ к мысли об огромном числе врагов в стране, Сталин вначале решил расправиться со старыми кадрами инженерной и научной интеллигенции, обвинив их во всех неудачах. Поставив цель внушить народу мысль о "подлинных виновниках" коллизий в экономике, технике, социальной жизни, Сталин готовился к разгрому интеллигенции, к уничтожению всех, кто был ему неугоден.
Чтобы создать видимость правдоподобия обвинения, указанные процессы обставлялись юридическими декларациями и на них допускались делегации "трудящихся масс" для подогрева "народного негодования". Активным разжиганием возмущения населения против подсудимых была пресса, радио, а также спешно издаваемая "научно-политическая литература" брошюры, сборники статей.
Будучи непревзойденным лидером, Сталин сумел заставить народ, художественную и творческую интеллигенцию поверить в "преступную" деятельность своих жертв, примириться с чудовищным правовым конвейером политических преследований и террора, который рьяно осуществлял подчиненный ему карательно-инквизиторский и пропагандистский аппарат. Сталин требовал самоотверженности во имя светлого завтра, дисциплины, бдительности, любви к родине, и людей невольно тянуло к нему.
Под "машину репрессий" попали многие известные деятели науки, культуры, политработники, философы... Список - бесконечен. В число репрессированных вошел Солженицын. Он в своих произведениях выразил всю эпоху тоталитаризма.
Роман «Архипелаг ГУЛАГ»
Это книга, раскрывшая смысл и сущность советской тоталитарной системы. Роман не только представлял подробнейшую историю уничтожения народов России, не только свидетельствовал о человеконенавистничестве как всегдашней сути и цели коммунистического режима, но и утверждал христианские идеалы свободы и милосердия, одаривал опытом противостояния злу, сохранения души в царстве "колючей проволоки". "Архипелаг ГУЛАГ" заставил осознать религиозную проблематику всего творчества Солженицына, выявил его стержень - поиск свидетельств о человеке, его свободе, грехе, возможности возрождения, наконец, показал, что делом Солженицына является борьба за человеческую личность, Россию, свободу, жизнь на Земле, которым угрожает отрицающая Бога и человека, обреченная система лжи и насилия.
Как же объяснить название этого трехтомника? Солженицын упрощенно объяснил это так: "Лагеря рассыпаны по всему Советскому Союзу маленькими островками и побольше. Все это вместе нельзя представить иначе, сравнить с чем-то другим, как с архипелагом. Они разорваны друг от друга как бы другой средой-волей, то есть не лагерным миром. И, вместе с тем эти островки, во множестве составляют как бы архипелаг". Слово, следующее после "Архипелага", имеет в книге двойное написание: "ГУЛАГ" - для сокращения главного управления лагерей МВД; "ГУЛАГ"- как обозначение лагерной страны, Архипелага.
В самом начале первого тома "Архипелага" Солженицын называет 227 своих соавторов (без имен, конечно): "Я не выражаю им здесь личной признательности: это наш общий дружный памятник всем замученным и убитым". Вот и Посвящение "Архипелага": "ПОСВЯЩАЮ всем, кому не хватило жизни об этом рассказать. И да простят они мне, что я не все увидел, не все вспомнил, не обо всем догадался".
Автор называет свой труд "опытом художественного исследования". При строгой документальности это вполне художественное произведение, в котором, наряду с известными и безызвестными, но одинаково реальными узниками режима, действует еще одно фантастическое действующее лицо сам Архипелаг. Все эти "острова", соединенные между собой "трубами канализации", но которым "протекают" люди, переваренные чудовищной машиной тоталитаризма в жидкость - кровь, пот, мочу; архипелаг, живущий собственной жизнью, испытывающий то голод, то злобную радость и веселье, то любовь, то ненависть; архипелаг, расползающийся, как раковая опухоль.
Архипелаг ГУЛАГ - это какой-то иной мир, и границы между "тем" и "этим" миром эфемерны, размыты - это одно пространство. «По долгой кривой улице нашей жизни мы счастливо неслись или несчастливо брели мимо каких-то заборов, заборов, заборов гнилых деревянных, глинобитных, кирпичных, бетонных, чугунных оград. Мы не задумывались, что за ними? Ни глазом, ни разумением мы не пытались за них заглянуть - а там-то и начинается страна ГУЛАГ, совсем рядом, в двух метрах от нас. И еще мы не замечали в этих заборах несметного числа плотно подогнанных, хорошо замаскированных дверок, калиток. Все, все эти калитки были приготовлены для нас! И вот распахнулась быстро роковая одна, и четыре белых мужских руки, непривыкших к труду, но схватчивых, уцепляют нас за ногу, за руку, за воротник, за шапку, за ухо - вволакивают как куль. А калитку за нами, калитку в нашу прошлую жизнь, захлопывают навсегда».
«Миллионы русских интеллигентов бросили сюда не на экскурсию: на увечья, на смерть и без надежды на возврат. Впервые в истории такое множество людей развитых, зрелых, богатых культурой оказались без придумки и навсегда в шкуре раба, невольника, лесоруба и шахтера. Так впервые в мировой истории слились опыт верхнего и нижнего слоев общества!»
«Один день Ивана Денисовича»
"Один день Ивана Денисовича" - это не только портрет нашей истории, это и книга о сопротивлении человеческого духа лагерному насилию. Больше того, сюжет внутреннего сопротивления, противоборства человека и ГУЛАГа заявлен на самой первой страницы произведения.
"Секрет" возникновения рассказа "Один день Ивана Денисовича" и жанровую форму ее писатель объяснял так: "Я в 1950 году, в какой-то долгий лагерный зимний день таскал носилки с напарником и думал: как описать всю нашу лагерную жизнь? По сути дела, достаточно описать всего один день в подробностях, в мельчайших подробностях, и день самого простого работяги, и тут отразится вся наша жизнь; И даже не надо нагнетать каких-то ужасов, не надо, чтоб это был какой-то особенный день, а - рядовой, вот тот самый день, из которого складывается жизнь".
Каторжный лагерь взят у Солженицына не как исключение, а как порядок жизни. В одном дне и в одном лагере, изображенном в повести, писатель сконцентрировал ту оборотную сторону жизни, которая была до него тайной за семью печатями. Осудив бесчеловечную систему, писатель вместе с тем создал реалистический характер подлинно народного героя, сумевшего пронести через все испытания и сохранить лучшие качества русского народа.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа ст.Екатериноградской»
______________________________________________________
в тоталитарном государстве.
Конспект открытого урока
литературы
в 11 А классе
Учитель русского языка и литературы
Кузьменко Елена Викторовна
ст. Екатериноградская 2007г.
Я взяла эту тему для обобщающего урока, чтобы в рамках одного урока показать ребятам жизненность данной тематики, актуальность её в трудное для нашей страны время тоталитарного режима, сплочённость писателей и поэтов того времени вокруг существовавшей проблемы.
целом, чувство патриотизма;
оформление: высказывания А.Блока, А.Солженицына, портреты А.Солженицына, В.Шаламова, А.Ахматовой.
слайды из презентаций.
План урока.
1. Орг.момент. Я проверяю готовность учащихся к уроку, интересуюсь,
как они справились с заданиями, какие были трудности.
2. Вступительное слово учителя:
ВОПРОС : Что вам известно из курса истории о тоталитарном режиме, а что узнали на уроках литературы?
(ученики рассказывают о тоталитарном режиме, его проявлениях и последствиях. Это материал из курса истории. Здесь осуществляется интеграция).
Интересовала ли тема тоталитаризма писателей? Каких именно? как они отражали её в своём творчестве?
(ребята составляют ответ –связный текст- на все поставленные мною вопросы и отвечают, что многие поэты и писатели 30-50-х годов не могли оставаться в стороне от судьбы родины, её горьких страниц)
3. Работа по теме урока.
А) Рассказ ученика о трудной судьбе А.Ахматовой.
(с опорой на слайды)
Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко, от слова горе) тоже из среды интеллигенции. Отец, отставной инженер-механик флота, узнав, что дочь хочет напечатать подборку стихов в столичном журнале, потребовал, чтоб она взяла псевдоним и не позорила славную фамилию. Псевдонимом стала фамилия бабки, в которой текла буйная кровь татарских княжон. Молодость Анны Ахматовой прошла в блеске балов, литературных салонов и путешествий по Европе.
К ней очень рано пришла слава и любовь.
"Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 года. На каком-то литературном вечере подвел меня к ней молодой поэт Николай Степанович Гумилев. Тоненькая, стройная, она была похожа на робкую 15-летнюю девочку. Прошло 2 – 3 года, и в её осанке наметилась главная черта её личности – величавость…" (из воспоминаний К.Чуковского)
Из писем Ахматовой.
Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его, я не знаю, но кажется
мне, что люблю…". Но недолгим было счастье поэтессы. Судьба родины, попавшей в беду, взволновала её . Но ещё больше – судьба сына. И появилась поэма «Реквием»
Б)
После выразительного чтения наизусть и небольшой интерпретации поэмы Ахматовой я продолжаю:
- «Реквием» передаёт боль личную и общенародную, переживания людей за судьбы своих близких. Однако для заключенных тюрьма – лишь начало ужасающего пути, дальше их ожидают приговоры, казни, ссылки, лагеря. Не
легче было и людям, не попавшим в лагеря на Колыму или Соловки. О них, чья жизнь «на свободе» была не менее ужасной, чем жизнь на каторге,
писал в своё время А.Солженицын.
(Выступление уч-ся с рассказом о Солженицыне. Материал взят учащимися из сети Интернет, а также из дополнительного источника, энциклопедии).
В) Анализ рассказа «Матрёнин двор».
Осн.вопрос:
Как Солженицын показывает тоталитарный режим в рассказе «Матрёнин двор»?
Какова судьба человека в тоталитарном государстве?
(Солженицын на примере судьбы главной героини Матрёны показывает безразличное отношение государства к своему народу. Ребята пытаются найти виноватых среди героев рассказа, хотя в конце диспута приходят к единому мнению, что виновато в судьбе Матрёны государство, выжавшее из человека всё, что можно, и бросившее на произвол судьбы.)
обращаюсь к материалу на доске:
История написания рассказа (в основе – события, произошедшие с самим
Как рисуется образ Матрёны? (характеристика по портрету – каков портрет
со своей совестью)
своей судьбе Матрёна?)
(поступки)
обсуждают и осуждают?)
Вывод: Как тоталитарное государство сломало жизнь Матрёны?
(ученика обобщают сказанное и записывают выводы в тетрадь.)
О кошмарной жизни в сталинских лагерях мы узнаём из так называемой
лагерной прозы и в первую очередь благодаря творчеству А.И.Солженицына. Но немалый вклад в литературу данной тематики внёс Варлам Шаламов.
А) Чтение стихотворения А.Жигулина «Вина».
Я спрашиваю: О чьей судьбе говорится в стихотворении?
Дети: Стихотворение о судьбе людей, безвинно попавших в концлагеря. К числу таких людей относится и Варлам Шаламов.
Б) Рассказ о судьбе самого писателя. (сообщение подготовлено самостоятельно по материалам газет и журнальных статей).
Вывод: Шаламов изображает жизнь заключённого гораздо ужаснее, чем Солженицын, доказывая, что человек, оказавшись в лагере, голодный и несчастный, просто лишается человеческих чувств.
В) Чтение наизусть и анализ эпизодов
состоянии героев?
Спрашиваю:
(желание
Г) Чтение наизусть и анализ отрывков из поэмы .
(отрывки подобраны ребятами по их усмотрению)
4. ВЫВОД : Подводя итог всему вышесказанному, я заканчиваю разговор вопросом:
Нужно ли сегодняшнему читателю знать о событиях 30-50 годов?
Какое из высказываний (А.Блока или А.Твардовского) больше подойдёт к теме нашего урока? Ответ обоснуйте.
(Ребята единогласно говорят о том, что забывать историю, тем более такую, нив коем случае нельзя. Это, действительно, как сказал когда-то Шаламов, преступления. Мы должны помнить горькие уроки истории, чтобы не допустить повторения трагедии, связанной с культом личности).
5. Дом.зад.:
6. Итоги урока: Ребята, читавшие наизусть отрывки из произведений и анализировавшие их, а также принимавшие активное участие в уроке, получают «5». Правильно отвечавшие, но не подобравшие своему ответу достаточно аргументов, - «4». Тройки и двойки не ставлю, так как работу этих учеников можно оценить по домашнему заданию на следующий урок.
в тоталитарном государстве.
режима на судьбу отдельно взятого человека;
развивать внимание, умение самостоятельно знакомиться
с дополнительной литературой, делать выводы;
связный текст на заданную тему;
воспитывать неравнодушное отношение к жизни страны в
целом, чувство патриотизма;
оформление: высказывания А.Блока, А.Солженицына, портреты Солженицына, Шаламова, Ахматовой.
План урока.
1930-50-е годы для нашей страны были крайне сложными и противоречивыми. Это время неуклонного роста военной мощи СССР, время бурных темпов индустриализации, время спортивных праздников и воздушных парадов. Восстановления государства после страшных событий Великой Отечественной войны. И в то же время именно 30-50е годы – самые кровавые и страшные из всех лет истории.
Появление художественных произведений о трагической судьбе человека в тоталитарном государстве развенчало миф о якобы счастливом коммунистическом будущем. Невозможно быть человеку счастливым в обществе, которое построено на насилии, репрессиях, расправе с инакомыслящими, среди людей, которым до тебя нет никакого дела. Политика тоталитарного государства убила в человеке всё человеческое, заставила жить интересами государства и при этом не заботиться о судьбе отдельно взятого человека, живущего рядом.
ВОПРОС : Что вам известно из курса истории о тоталитарном режиме, а что узнали на уроках литературы?
- «Реквием» передаёт боль личную и общенародную, переживания людей за судьбы своих близких. Однако для заключенных тюрьма – лишь начало ужасающего пути, дальше их ожидают приговоры, казни, ссылки, лагеря. Не легче было и людям, не попавшим в лагеря на Колыму или Соловки. О них, чья жизнь «на свободе» была не менее ужасной, чем жизнь на каторге, писал в своё время А.Солженицын.
Осн.вопрос: Как Солженицын показывает тоталитарный режим в рассказе
«Матрёнин двор»?
Какова судьба человека?
А) История написания рассказа (в основе – события, произошедшие с самим
Б) Как рисуется образ Матрёны? (характеристика по портрету – каков портрет
обыкновенного человека, живущего в ладах
со своей совестью)
(самохарактеристика – что рассказывает о
своей судьбе Матрёна?)
(поступки)
(отношение людей к Матрёне – почему
обсуждают и осуждают?)
ВЫВОД : Как тоталитарное государство сломало жизнь Матрёны?
Шаламов изображает жизнь заключённого гораздо ужаснее, чем Солженицын, доказывая, что человек, оказавшись в лагере, голодный и несчастный, просто лишается человеческих чувств.
«Колымские рассказы»:
В каждом абзаце – судьба человека, спрессованное вмиг прошлое,
настоящее и будущее. Какие слова, фразы говорят об униженном
состоянии героев?
Что заставляет героев рассказов бороться за жизнь? (желание
донести до потомков ужасы лагерной жизни)
Что хотел поведать Шаламов человечеству и для чего?
12.Учитель:
Озверелость колымских лагерей, трагедия, ставшая бытом, - вот основной предмет изображения в «Колымских рассказах». Лагеря уродуют людей и физически, и морально.
Лагеря – это детище тоталитарного государства. Тоталитарный режим – это отсутствие свободы, слежки, раздутая военщина, подавление живой мысли, процессы, лагеря, ложь, аресты, расстрелы и, как правило, полное равнодушие человека к судьбе рядом живущих.
Покончено с этим, но разве из памяти народной можно такое вынуть? Разве можно забыть армии заключенных, массовые аресты, голод, жестокость, вызванную страхом? Этого нельзя забыть, вычеркнуть из памяти. И об этом напоминает нам А.Твардовский в своей поэме «По праву памяти»
ВЫВОД : Нужно ли сегодняшнему читателю знать о событиях 30-50 годов?
Какое из высказываний (А.Блока или А.Твардовского) больше подойдёт к теме нашего урока? Ответ обоснуйте.
Индивидуальное задание: собрать материал о концлагерях в СССР
(можно в форме реферата или проекта)
На уроке литературы в 11 А классе
«Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве»
На уроке литературы в 11 Б классе «Не стоит село без праведника»
(по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»)
Многие писатели середины XX столетия не смогли остаться в стороне от событий, происходивших тогда в стране. За время, предшествующее Октябрьской революции и последующие годы становления советской власти было убито или отправлено в ссылки много неугодных власти людей. Сломанные судьбы, осиротевшие дети, постоянные доносы – думающие люди не могли остаться равнодушны. Б. Пастернак, М. Булгаков, Е. Замятин, В. Шаламов, М. Шолохов, А. Солженицын и многие другие писали о том, что происходит и как от этого страдают простые люди.
Не боясь расправы, писатели рисовали мрачные картины тоталитарного режима, который советские власти пытались выдать за социалистический. Широко тиражируемая «власть народа» на деле являлась обезличиванием и превращением людей в общую серую массу. Каждый должен был слепо обожать вождя, но шпионить за родственниками и друзьями. Доносы стали нормой жизни, и никто не проверял их достоверность. Важно было заставить людей жить в атмосфере страха, чтоб те и не помышляли о протестах.
Если в произведениях Булгакова и Пастернака говорилась о том, как страдает интеллигенция, то в произведениях Замятина и Солженицына тяжело приходилось жителям страны победившего социализма. Легко понять, что борцы за «красную» идеологию на что боролись, но то и напоролись.
В романе Замятина «Мы», написанном в жанре антиутопии, жители Единого Государства – люди-роботы, представлены, как «винтики» в огромной системе. Писатель рассказывает о мире без любви и искусств, аллегорично описывая мир Советского Союза. В итоге он приходит к выводу, что совершенного мира нет и быть не может.
Запретных тем коснулся и Солженицын в произведении «Один день Ивана Денисовича». Иван Шухов – главный герой повести – фронтовик, теперь живущий, колхозник, теперь отправлен в трудовой лагерь. Солженицын справедливо рассудил, что для правдивого описания несправедливости репрессий советского государства лучше всего показать жизнь простого человека. Всего один лагерный день – от подъема до отбоя. Шухов сочувствует всем, с кем отбывает наказание и мечтает только об одном – вернуться домой и продолжать работать. Тихие сельские заботы этот человек считает счастьем потому, что в поле он ни от кого не зависит – сам на себя работает и сам себя кормит.
Лагерь становится местом действия еще одной знаменитой книги «Архипелаг ГУЛАГ». В двух томах автор подробно рассказывает сначала о том, как строилось государство советов – пытки, расстрелы, доносы, а затем во втором томе рассказывает о лагерной жизни и судьбах тех, что страдал и погибал в темных камерах.
Немало архивных документов исследовал Александр Солженицын, чтобы писать правду. Ему пригодились также и собственные воспоминания, ведь од больше 10 лет провел в следственных изоляторах и на лагерных нарах из-за того, что в своих письмах посмел критиковать Сталина. Все действующие герои – реальные люди. Писатель знал, что история не сохранит их имен, как и сотни других, которые навсегда пропали и похоронены были в братских могилах. Желая увековечить не только тех, с кем был знаком лично, но и всех невинных, попавших в горнило репрессий.
Имя А.И. Солженицына появилось в художественной литературе в 60-е годы, в период «хрущевской оттепели». «Один день Ивана Денисовича» потряс читателей знанием о запретном - лагерной жизни при Сталине.
Впервые открылся один из бесчисленных островков архипелага ГУЛАГ. За ним стояло само государство, беспощадная тоталитарная система, подавляющая человека.
Сюжет повести посвящен сопротивлению живого - неживому, человека - лагерю. Солженицын- ский каторжный лагерь -это бездарная, опасная, жестокая машина, перемалывающая всех, кто в нее попадает. Лагерь создан ради убийства, нацелен на истребление в человеке главного - мыслей, совести, памяти.
Ивана Шухова «здешняя жизнь трепала от подъема до отбоя». И вспоминать избу родную «меньше и меньше было ему поводов». Так кто же кого: лагерь - человека? Или человек -лагерь? Многих лагерь победил, перемолол в пыль.
Иван Денисович идет через подлые искушения лагеря, которые могут быть сильнее или слабее, но они неотступны. В этот бесконечный день разыгрывается драма сопротивления. Одни побеждают в ней: Иван Денисович, Кавторанг, каторжник Х-123, Алешка-баптист, Сенька Клевшин, Павло- помбригадира, сам бригадир Тюрин. Другие обречены на погибель: кинорежиссер Цезарь Маркович, «шакал» Фетюхов, десятник Дэр и другие.
Жизнь в лагере беспощадно преследует все человеческое и насаждает нечеловеческое. Иван Денисович думает про себя: «Работа - она как палка, конца в ней два: для людей делаешь - качество дай, для дурака делаешь - дай показуху. А иначе б давно все подохли, дело известное». Крепко запомнил Иван Шухов слова своего первого бригадира Куземина, старого лагерного волка, который сидел с 1943 года уже 12 лет: «Здесь, ребята, закон - тайга, но люди и здесь живут. В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму стучать ходит». Такова суть лагерной философии. Погибает тот, кто падает духом, становится рабом больной или голодной плоти, не в силах укрепить себя изнутри и устоять перед искушением подбирать объедки или доносить на соседа.
Что же такое лагерь? И как в нем человеку жить и выжить? Лагерь - образ одновременно реальный и ирреальный, абсурдный. Это и обыденность, и символ, воплощение вечного зла и обычной низкой злобы, ненависти, лени, грязи, насилия, недомыслия, взятых на вооружение Системой.
Человек воюет с лагерем, ибо тот отнимает свободу жить для себя, быть собою. «Не подставляться» лагерю нигде - в этом тактика сопротивления. «Да и никогда зевать нельзя. Стараться надо, чтобы никакой надзиратель тебя в одиночку не видел, а в толпе только», - такова тактика выживания.
Вопреки унизительной системе номеров, люди упорно называют друг друга по именам, отчествам, фамилиям. Перед нами лица, а не винтики и не лагерная пыль, в которую хотела бы превратить Система людей. Отстаивать свободу в каторжном лагере - значит как можно меньше внутренне зависеть от его режима, от его разрушительного порядка, принадлежать себе. Не считая сна, лагерник живет для себя только утром -10 минут за завтраком, да за обедом - 5 минут, да за ужином -5 минут. Такова реальность. Поэтому Шухов даже ест «медленно, вдумчиво». В этом тоже освобождение.
Чем ближе конец повести, тем понятнее становится для нас, что главное в ней - спор о духовных ценностях. Алешка-баптист говорит, что молиться нужно «не о том, чтобы посылку прислали или чтоб лишняя порция баланды. Молиться надо о духовном, чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал...»
Финал повести парадоксален для восприятия: «Засыпал Иван Денисович, вполне удовлетворенный... Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый». Если это один из «хороших» дней, то каковы же плохие?!
Солженицын пробил брешь в «железном занавесе» и вскоре сам стал изгоем. Книги его были запрещены и изъяты из библиотек. Ко времени насильственного изгнания писателя из СССР уже были написаны «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ». Это преследовалось всей мощью государственной карательной машины.
Время забвения прошло. Заслуга Солженицына в том, что он впервые рассказал о страшном бедствии, которое испытал наш многострадальный народ и сам автор. Солженицын приподнял завесу над темной ночью нашей истории периода сталинизма.