Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Является ли базаров героем времени. Базаров “Герой своего времени” сочинение

Является ли базаров героем времени. Базаров “Герой своего времени” сочинение

Сочинение на тему: «Базаров герой своего времени» по роману Тургенева «Отцы и дети».

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, написанный в 1861 году, по праву считается одним из самых известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман “Отцы и дети” не стал исключением. В то время, когда он создавался, в стране шла упорная общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но относились по-разному к их проведению. Демократически настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой - либералы.
Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении, Он решил обратиться к началу противостояния — концу 50-х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году.

В этом произведении главный герой Базаров несомненно является выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость. Его поведение и речи иной раз перерастают в “безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы. Мне нужны подобные олухи. Не богам же... горшки обжигать!..” Базаров, подобно многим передовым людям конца 50-х - начала 60-х годов, являлся материалистом.

В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова наиболее ясно отражены их взгляды. Ведь, как известно, в спорах двух сильных личностей рождается истина. Основное направление их споров - это их отношение к дворянству, аристократическим принципам, природе, нигилизму, искусству. В вопросе об отношении к дворянству, аристократизму Павел Петрович считал, что главная миссия в развитии России, в ее будущем отводится им, аристократам. В то время как Базаров полностью отрицал аристократические принципы. Его слова «Исправьте общество, и болезней не будет» или «Это уж не наше дело … сперва надо место расчистить» дают нам понять, что Базарова не устраивает то общество, в котором он находится.

Но есть и другая сторона - это базаровские принципы, которые ничего кроме отрицаний в себе не заключают, они ничего России не могут дать. Такое течение приобрело название нигилизм, которое полностью невзлюбилось и отрицалось Тургеневым в его произведениях. Но здесь опять же существует такое понятие как нигилист. “Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, - заявляет Аркадий, явно со слов Базарова. Который отрицает все: и государственную систему, и религии, и общественный порядок, а так же старые морали и нравственные категории аристократизма. Со стороны же Павла Петровича отношение к нигилизму следующее: «Аристократизм - это принцип, а без принципов в наше время могут они безнравственные или пустые люди». Что касается народа, то Базаров верит, что он суеверен, патриархален, не может жить без веры, но одновременно с этим он и осуждает русский народ, понимает, что он неоднороден. Но дело в том, что в последствии и выяснится, что Базаров так же далек от народа, как и Павел Петрович.

Искусство, религия, природа, мир прекрасного - все это чуждо Базарову. “Природа - не храм, а мастерская”. “Рафаэль гроша медного не стоит”.

Мы видим, что Базаров - это сильная личность. При любых обстоятельствах он не отступает от своих принципов. Но в продолжение романа Тургенев решает преподнести своему герою очередное испытание. До встречи с Одинцовой ничто не может поколебать базаровские убеждения. Но здесь в герое начинают происходить изменения. Жизнь для него оказывается сложнее всех его теорий. Базарова охватывает чувство любви, тот романтизм, который он отрицал во всех, стал проявляться и в нем. Его естество брало над ним верх. После признания Анне Сергеевне в любви Евгений терпит поражение, но, не унижаясь, он оставляет ее в покое и уезжает.

Неразделенная любовь отчасти разрушила идейные убеждения Базарова. Он впадает в пессимизм, нигде не может найти себе места. Но как человек огромной силы воли, он пытается побороть в себе романтика, взять себя в руки, но ему не удается стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой. Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими убеждениями, герой в конце романа умирает, но не как нигилист, а как обыкновенный человек. Перед лицом смерти проявляется до конца недюжинная сила этой натуры. Писарев писал: “Умереть так, как умер Базаров - все равно, что сделать великий подвиг”.

Итак, Базаров Тургеневым описан как личность, имеющая на все собственные взгляды, мнения. Но так как Базаров - это человек нового времени, о котором общество 19 столетия еще не имеет понятия, то мы видим, что он не является во многом нужным человеком для России. Он не нужен как нигилист, но необходим как сильная, титаническая личность, в которой были живы вечные человеческие ценности. Таким образом мы можем сделать вывод, что все это делает Базарова героем своего времени.

План

1. Вступление.

2. Нигилизм Базарова.

3. Демократические взгляды главного героя.

4. Образованность Евгения Базарова.

5. Вывод.

Многие авторы в своих произведениях пытались изобразить персонажей с чертами характера и поведением, которые были свойственны большинству людей той эпохи. Примерами героев своего времени могут стать Григорий Печорин и Евгений Онегин. Этот список может пополнить и имя Евгения Базарова. Почему он тоже герой своего времени?

Во-первых, герой — нигилист. Его взгляд на мир особенно ярко выражается в разговорах. Он, как и многие представители молодёжи пятидесятых годов девятнадцатого столетия, отрицает авторитет и мастерство гениев («Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше») и сомневается во всём, что было доказано ранее. Также герой не верит в красоту и любовь. Ему непонятно, откуда во взгляде красавицы могла появиться загадочность: «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду?» Он не желает доверять кому-либо и привык полагаться только на себя и собственные знания и опыт.

Во-вторых, Базаров — разночинец. Он придерживается прогрессивных демократических взглядов на жизнь и не признаёт идеи либералов и консерваторов. Герой презирает «аристократишек», что выражается в его спорах с Павлом Петровичем. Желание Базарова отменить крепостное право также выдаёт в нём представителя интеллигенции пятидесятых годов 19 века.

В-третьих, у героя хорошее образование. Базаров знает не только биологию и химию, но и другие науки, может поддержать разговор практически на любую тему. Герой использует умения и навыки, чтобы лечить людей. Он не представляет свою жизнь без труда, поэтому даже на отдыхе в усадьбе Кирсановых проводит опыты и исследует строение организма лягушек. Герой смеётся над романтиками и считает, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Все эти идеи описывают Базарова как яркого представителя молодёжи того времени. Анализируя образ Базарова, можно сделать вывод, что он — герой своего времени. Черты характера героя, его высказывания и представления о жизни — всё это делает Базарова похожим на типичного молодого человека пятидесятых годов девятнадцатого столетия.

«Герой нашего времени» - так называется ныне знаменитый роман М.Ю.Лермонтова, опубликованный в 1840 году. Само название книги стало нарицательным. Конечно, слово «герой» не всегда надо понимать буквально. Героем называют не только того, кто воевал и совершил подвиги, не только военачальника или правителя. Герой – это еще и герой, т.е. центральный персонаж в литературном произведении, и типичный представитель своего поколения, который в жизни может и ничем особым себя не проявить.

В начале 60-х гг. XIX века был опубликован роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Произведение мало кого оставило равнодушным. Особенно жаркие споры разгорелись вокруг личности главного героя – Евгения Базарова. Мнения разделились: молодежь с восторгом узнавала в Базарове «своего», старшее поколение в массе своей негодовало и обвиняло Тургенева в клевете на себя. Сам писатель, таким образом, оказался как бы между двух огней. Он не мог симпатизировать Базарову во всем, но некоторые черты его характера вызывали искреннюю зависть. Герой словно сошел со страниц книги.

Что же позволяет говорить о Базарове как о герое своего времени? Во-первых, надо знать и помнить, что тогда было за время. А время было горячее! Отмена крепостного права, рост революционного движения, бурные успехи естественных наук.

Базаров – демократ с ног до головы. Он прост в обращении со слугами и крестьянами. Одевается как попало, как ему удобно. Выразительная деталь – его красная рука, видимо, никогда не знавшая перчаток. Он не аристократ и быть им не собирается. Таких людей называли тогда разночинцами. Их было немало, и они жаждали решительных действий.

Во-вторых, Базаров хоть и провозглашает себя нигилистом, т.е. человеком, не верящий ни во что, однако на самом деле ставит опыты над лягушками, работает, лечит людей. В работе для него заключен главный смысл его жизни.

В-третьих, слова у него не расходятся с делом. Он верен себе. В этом смысле Аркадий Кирсанов, Кукшина и Ситников – лишь жалкие пародии на нигилизм.

Базаров, несомненно, герой своего времени, только трагизм ситуации в том, что по-настоящему он еще не нужен этому времени. Вот почему Тургенев и обрек его на такую нелепую, но в контексте романа даже неизбежную смерть.

  • Можно ли считать героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» типичным героем начала 20 века? - -
  • Можно ли утверждать, что главный герой рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой» меняется на протяжении повествования? - -
  • Что вкладывает А.П. Чехов в понятие «футлярности» жизни? (по рассказу «Человек в футляре») - -
  • Согласны ли вы с утверждением, что Петербург в изображении Ф.М. Достоевского - полноправный герой романа? - -
  • Можно ли назвать дружбой взаимоотношения Базарова и Аркадия? - -
  • Почему отношения Базарова и Одинцовой закончились трагически? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети») - -

Анализируя многие произведения, мы не раз сталкивались с такими понятием, как « герой своего времени». Такое определение человека характеризует его как главного и значимого участника создавшегося конфликта. Это тот человек, слова, поступки будут играть решающую роль. Нам уже известны представители такой категории людей: это и Евгений Онегин из одноименного романа А.С. Пушкина, И Печорин из « Героя нашего времени» М.Ю.

Лермонтова. Теперь мы познакомились с романом И.С. Тургенева « Отцы и дети» и можем добавить к сложившемуся списку ещё одного человека, сыгравшего немало важную роль в этой истории. Кто же он? Его имя – Евгений Базаров.

Человек высокого роста, его лицо « длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Таким представляет автор своего героя при первой встрече. Базаров – свободолюбивый, независимый человек, имеющий собственные суждения и мысли, которые выделяют его из общей массы. Не каждый способен одобрить взгляды Евгения, оттого он и одинок, несмотря на то, что всё-таки имеет единомыслящих знакомых и друзей. Базаров – приверженец нигилистической идеологии. В его понимании, нигилист – это человека, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. Такая позиция становится правилом всей его жизни. Евгений – ярый противник аристократов и, вообще, дворянско-крепостнического строя. Являясь выходцем из семьи работящих людей, труд Базаров считает необходимостью для достижения независимости. Наш герой не признает ни музыку, ни искусство, ни поэзию. Он не способен понять и ощутить всей прелести красоты природы, пейзажей: « Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Его суждения о романтизме крайне категоричны: « Это всё романтизм, чепуха, гниль». Слово « гниль» и «романтизм» Базаров использует совершенно в равных значениях. Такое резкое высказывание ещё раз подтверждает его отстраненность о всего прекрасного. Человек, который не хочет видеть вещей, украшающих жизнь, делающих ей интереснее и увлекательнее, не видит и прелестей любовных отношений. Да, так и есть, Базаров очень циничен. В любовь он не верит и называет её ненужным чувством. Евгений с высокомерием относится к женскому полу и считает его «представителем одного из разрядов млекопитающих». Но с другой стороны, Базаров не такой хладнокровный и равнодушный, как кажется. Однажды он сумел поддаться чувствам и пойти против собственных убеждений. Виновницей тому стала Анна Сергеевна Одинцова. Внезапно вспыхнувшая любовь застала Базарова врасплох. Он явно не был готов к такому повороту судьбы. Евгений оказался растерян, он впервые пошел против самого себя, и эта ситуация поставила его в тупик. Безответные, неразделённые чувства не сломали его, он не потерял чувства гордости и собственного достоинства, он начавшуюся борьбу между убеждениями и пробудившимися чувствами он остановить уже не смог. Человек, который не видит себя в будущем вовсе, обречен на гибель. В последние минуты жизни Базаров не смогу успокоить бушующую борьбу разума. Его последние слова наполнены отчаянием и сожалением 2 Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?». Евгений понял, что его жизнь так и не состоялась, он разочаровался в том, что его многолетние труды так и не принесли никаких плодов. Он оказался ненужным, лишним человеком. Как это больно – подвести такой печальный итог совей жизни!

Во все времена нашей великой истории находились люди, которые пытались различными способами усовершенствовать мир, привнести какие-то новаторские идеи, отойти от канонов и правил. Но делать это одиночку очень трудно: есть большой риск сломаться, поддаться большинству. Евгений Базаров – герой своего времени. Он пытался бороться с жизненными устоями, пытался быть не таким, как все, независимым от чужого мнения и обстоятельств. Таким людям, как Базаров, трудно жить в обществе, где его не понимают. Для него вся жизнь – борьба. Он одинок, а как говорят в народе: «Один в поле не воин» .

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

БАЗАРОВ - ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ. Исторически сложилось так, что 50-е годы выдвигают новое течение - разночинство. После подав­ления восстания декабристов, николаевских репрессий, идеалисти­ческой эпохи 40-х годов наступает период действия. В 60-е годы происходит отмена крепостного права, обостряется борьба либера­лов с демократами. Не последнюю роль в обществе играет и подъем естественных наук, надежды на разумное устройство мира.

Базаров - разночинец. Разночинцы - люди из разных сосло­вий. Это студенты, земские врачи, журналисты, литераторы. Ленин писал о том времени: «…Оживление демократического движения в Европе… требование политических реформ всей печатью и всем дворянством, распространение по всей России «Колокола», могучая проповедь Чернышевского… студенческие беспорядки - при таких условиях самый осторожный и трезвый политик должен был при­знать революционный взрыв вполне возможным и крестьянское восстание опасностью весьма серьезной».

Тургенев хотел создать образ человека нового типа, способного сменить пассивных дворян Рудина и Лаврецкого, время которых прошло. Писарев писал, что у Печориных есть воля без знания, у Рудиных знание без воли, а в Базарове есть и знание и воля. База­ров критикует бездействие поколения 40-х годов. Он отрицает ста­рые принципы либералов-дворян, критикует аристократизм и бар­ство, «стремится расчистить место для новой будущей жизни». Тур­генев не верит в перспективность позиций Базарова. Тургенев как бы относит себя к «отцам» и оценивает Базарова с точки зрения «отцов». Он специально ставит Базарова в сложные ситуации, чтобы читатель мог сам оценить Базарова. Тургенев, выделяя ха­рактерные черты, пишет, что у Базарова есть воля, целеустремлен­ность, незаурядный ум, а главное - трудолюбие.

Я придерживаюсь отрицательного направления в силу ощуще­ний. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен, и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? Тоже в силу ощу­щения - это все едино. Глубже этого люди никогда не проникнут. Не всякий тебе это скажет; да и я в другой раз тебе этого не скажу». Базаров - нигилист, он отрицает искусство, красоту при­роды, любовь.

«- В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отри­цаем.

Все? Все. Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымол­вить. Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров».

Базаров отрицает любовь, но, увидев Одинцову, он поступается своими принципами и поддается романтическому чувству. После неудачи с Одинцовой он начинает ухаживать за Фенечкой, чтобы компенсировать себе эту неудачу, но ведь Фенечка нравится и Павлу Петровичу, и Николаю Петровичу. И в этой ситуации Турге­нев противопоставляет поколения 40-х и 60-х годов. Это чувство долга перед братом у Павла Петровича и противоположное чувству Базарова. Одна из главных линий романа - это отношение Базаро­ва к народу. Если Павел Петрович презирает народ, то Базаров счи­тает себя частицей народа. «Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас - в вас или во мне - он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете». Ба­заров гордится своим происхождением.

Так же интересно отношение Базарова к природе. Он говорит: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Турге­нев отрицает этот тезис Базарова и не случайно в эпилоге описыва­ет могилу Базарова, где цветут красивые деревья, зеленеют расте­ния. Тургенев пишет о красоте, о поэтичности, об искусстве.

Образ Базарова Тургеневу подсказала сама жизнь. В некоторых изречениях Базарова прослеживаются мысли Добролюбова, Черны­шевского, русских естествоиспытателей. Базаров говорит: «Мы дей­ствуем в силу того, что мы признаем полезным», а у Чернышевско­го - «…только то, что полезно для человека вообще, признается за истинное добро».

В эту эпоху было немало людей, подражавших Базарову. В ро­мане это Ситников и Кукшина. Они только поддаются модному те­чению, и поэтому все их действия и высказывания смешны. Писа­рев писал, что базаровщина - болезнь времени, подобно холере, и ее невозможно остановить.